Институт. Чаще всего данное слово употребляется в значении высшего учебного заведения( педагогический, медицинский институт).Однако слово « институт» — многозначное. «Институт» — слово латинское. В переводе обозначает « учреждение».
В общественных науках употребляется термин « социальный институт».
Что такое социальный институт?
Определений данного понятия несколько.
Вот одно из них, легко запоминающееся и вмещающее в себя суть данного термина.
Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
ПОЯСНЕНИЕ.
Социальный институт, говоря более доступно, это такие образования в обществе (учреждение, орган власти, семья и многие-многие другие образования) , которые позволяют регулировать какие-то отношения, действия людей в обществе. Говоря иносказательно, это та дверь, в которую вы войдете, чтобы решить какие-то вопросы.
Примеры.
- Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
- Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.
И таких социальных институтов в обществе огромное количество. За всё кто-то где-то отвечает, выполняет определённые функции, чтобы удовлетворять социальные потребности людей.
Приведу таблицу, в которой обозначу наиболее важные социальные институты в каждой сфере общественных отношений.
Социальные институты, их виды
Институты по сферам общества. | Что регулируют | Примеры |
Экономические институты | Регулируют производство и распределение товаров и услуг. | Собственность, рынок, производство |
Политические институты | Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. | Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд |
Социальные институты | Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. | Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита |
Духовные институты | Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. | Церковь, школа, вуз, искусство |
Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.
Структура социальных институтов
Структура, то есть элементы целого.
Ян Щепальский выделил следующие элементы социальных институтов.
- Цель и сфера деятельности социального института
- Функции
- Социальные роли и статусы
- Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.
Признаки социальных институтов
- Образцы поведения, установки . Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
- Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
- Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
- Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
- Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.
Функции социальных институтов
- Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
- Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
- Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
- Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
- Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
- Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
- Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.
Формальные и неформальные социальные институты
Формальные институты — в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)
Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
Во всех сферах жизни общества задействованы различные социальные институты («institutum» — «устройство»).
Словосочетание «социальный институт» употребляется в самых разнообразных значениях:
- исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей;
- система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей;
- совокупность лиц, учреждений, выполняющих определенную социальную функцию;
- система норм, социальных ролей и стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.
Социальный институт — это устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных норм, правил, стандартов поведения.
Социальные институты призваны регулировать общественные отношения в различных сферах жизни общества.
Для примера рассмотрим социальный институт брака. Брак рассматривается здесь не только как союз молодоженов, а как определенная система норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения. Каждый человек, входящий в тот или иной социальный институт должен выполнять соответствующие требования. Если же он не выполняет предписываемую институтом социальную роль, то его могут лишить занимаемого им статуса (родителя могут лишить его родительских прав, чиновника — занимаемой должности и т.д.).
Социальные институты выполняют в обществе ряд функций:
- воспроизводственная (закрепление и воспроизводство норм и правил общественных отношений);
- регулятивная (организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах жизни);
- социализация (передача социального опыта предшествующих поколений);
- интегративная (объединение, взаимодействие и взаимоответственность членов общества);
- коммуникативная (распространение информации внутри института, поддержание взаимосвязи с другими институтами).
Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Так, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения — роддоме, первичную социализацию проходит в институте семьи, получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.
На основе вышесказанного выделим признаки социального института:
- наличие социальных ролей (руководитель, подчиненный);
- наличие определенных норм и правил поведения;
- наличие функции, выполняемой в обществе;
- наличие сети учреждений.
Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими её достижение.
Социальные институты необходимы для нормального функционирования общества, для его развития, а также для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей и интересов. Поэтому каждой сфере жизни общества соответствуют свои социальные институты:
- политические (власть, разделение властей, государство, политические партии, местное самоуправление, армия, судебная система, право, полиция, парламент, правительство и т.д.);
- экономические (собственность, рынок, деньги, банковская система, обмен, разделение труда, хозяйственные отношения, материальное производство, биржи и т.д.);
- институты родства (брак, семья, материнство, кровная месть, наследование, отцовство, воспитание и т.д.);
- институты образования и культуры (образовательные, культурные и художественные учреждения, творческие союзы, средства массовой информации);
- духовные или религиозные институты (религия, церковь, вера, культ и др.).
Внутри фундаментальных институтов общества существуют весьма отчётливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
В современном обществе существует несколько основных социальных институтов: институт семьи и брака, институт государства, институт производства и распределения, институт образования, институт религии, наличие которых делает общество более устойчивым.Семья — важнейший социальный институт родства, основанный на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.
Государство — основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территории, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность.
Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий овладение ценностями культуры и нравственно-эмоциональным отношением к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества.
Церковь — социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов.
Наука — особый социальный институт, деятельность которого связанна с созданием системы знаний о действительности, природе, культуре, обществе и человеке.
Право — социальный институт, система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.
Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных норм и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.
Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Процесс становления социальных институтов в обществе называется институциализация.
Институциональная система общества не остается неизменной. По мере развития общества возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают. Например, такие социальные институты, как институт рабства, институт крепостничества, институт монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, институт парламентаризма, институты гражданского общества, а такие институты, как институты семьи и брака, институты религии существенно трансформировались.
Козырев Г. И. Основы социологии и политологии.
Социум — особенная часть мира. Общество — сложная, динамично развивающаяся система
Мы живем в мире людей. Наши желания и планы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто нас окружает, находится рядом. Родители, братья, сестры и другие близкие родственники, учителя, друзья, одноклассники, соседи — все они составляют наш ближайший круг общения.
Обратите внимание: не все наши желания можно осуществить, если они идут вразрез с интересами окружающих. Мы должны согласовывать свои действия с мнением других людей, а для этого необходимо общаться. За первым кругом человеческого общения идут следующие круги, которые становятся все шире. За ближайшим окружением нас ждут встречи с новыми людьми, целыми коллективами и организациями. Ведь каждый из нас не только член семьи, жилец дома, но и гражданин государства. Мы можем быть также членами политических партий, клубов по интересам, профессиональных организаций и т. д.
Мир людей, организованный определенным образом, и составляет общество. Что такое общество? Любую ли группу людей можно назвать этим словом? Общество складывается в процессе взаимодействия людей. Его признаками можно считать наличие поставленных перед ним совокупных целей и задач, а также деятельность, направленную на их осуществление.
Итак, общество — это не просто хаотичное множество людей. Оно имеет стержень, целостность; у него есть четкая внутренняя структура.
Понятие «общество» является основополагающим для социального знания. В повседневной жизни мы довольно часто используем его, говоря, к примеру, «он попал в плохое общество» или же «эти люди составляют элиту — высшее общество». Это значение слова «общество» в обыденно- житейском смысле. Очевидно, что ключевой смысл этого понятия заключается в том, что это — определенная группа людей, отличающаяся особыми признаками и характеристиками.
А как понимается общество в социальных науках? Что является его основой?
Наука предлагает разные подходы в решении этого вопроса. Один из них состоит в утверждении, что исходной общественной клеточкой являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество. С этой точки зрения, индивид — это первичная частица общества. На основе вышесказанного мы можем сформулировать первое определение общества.
Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность.
Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать его как простую сумму индивидов?
Подобная постановка вопроса ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество в целом. Реально существуют индивиды, а общество — это плод умозаключений ученых: философов, социологов, историков и т. д.
Поэтому в определении общества недостаточно указать, что оно состоит из индивидов, следует также подчеркнуть, что важнейшим условием формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.
Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.
По степени обобщения выделяются также широкий и узкий смысл понятия «общество». В самом широком смысле обществом можно считать:
- обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней часть материального мира;
- совокупность всех взаимосвязей и взаимодействий людей и их объединений;
- продукт совместной жизнедеятельности людей;
- человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории;
- форму и способ совместной жизнедеятельности людей.
«Российская социологическая энциклопедия» под ред. Г. В. Осипова дает следующее определение понятия «общество»: «Общество — это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ».
Это определение представляется обобщением тех частных определений, которые приведены выше. Таким образом, в узком смысле это понятие обозначает любую по численности группу людей, обладающую едиными чертами и признаками, к примеру, общество рыболовов-любителей, общество защитников дикой природы, объединение спортсменов-серфингистов и т. д. Все «малые» общества, равно как и отдельные личности, являются «кирпичиками» «большого» общества.
Общество как целостная система. Системное строение общества. Его элементы
В современной науке широкое распространение получил системный подход к пониманию различных явлений и процессов. Возник он в естествознании, одним из его основателей был ученый Л. фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утвердился в обще ствознании, согласно которому, общество представляет собой сложную систему. Для того чтобы разобраться в данном определении, нам необходимо прояснить суть понятия «система».
Признаки системы:
- некая целостность, общность условий существования;
- наличие определенной структуры — элементов и подсистем;
- наличие коммуникаций — связей и отношений между элементами системы;
- взаимодействие данной системы и других систем;
- качественная определенность, т. е. признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем.
В социальных науках общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Динамизм общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов. Эти изменения могут носить как поступательный, прогрессивный характер, так и регрессивный характер, приводящий к деградации или даже полному исчезновению определенных элементов общества. Динамические свойства присущи также связям и отношениям, пронизывающим общественную жизнь. Сущность изменения мира гениально уловили греческие мыслители Гераклит и Кратил. По выражению Гераклита Эфесского, «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил же, дополняя Гераклита, заметил, что «в одну и ту же реку нельзя войти и однажды». Меняются условия жизни людей, меняются сами люди, меняется характер общественных связей.
Система определяется также как комплекс взаимодействующих элементов. Элементом, составной частью системы, называется некоторый далее неразложимый компонент, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами называются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Общество представляет собой сложную систему, так как включает в себя разнотипные составные элементы: подсистемы, которые сами являются системами; социальные институты, определяющиеся как совокупность социальных ролей, норм, ожиданий, социальных процессов.
В качестве подсистем выступают следующие сферы общественной жизни:
- экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жизнеобеспечения, являющаяся своеобразным материальным основанием общественной системы. В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль — собственника, производителя, продавца или потребителя различных благ и услуг.
- социальная (состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. В социальной сфере мы выделяем общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосостояния, культуры, образования.
- сфера социального управления, политическая (ее ведущим элементом выступает государство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов, важнейшим из которых является государство: а) учреждения, организации; б) политические отношения, связи; в) политические нормы и др. Основой политической системы является власть.
- духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы — идеология, общественная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство — более самостоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства, морали и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться в состоянии конфликта.
Какая из указанных подсистем является наиболее значимой? Каждая научная школа дает свой ответ на поставленный вопрос. Марксизм, например, признает в качестве ведущей, определяющей экономическую сферу. Философ С. Э. Крапивенский отмечает, что «именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность». Однако это не единственная точка зрения. Есть научные школы, признающие в качестве основы сферу духовной культуры.
Каждая из названных сфер-подсистем, в свою очередь, является системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Трудно привести примеры таких явлений, которые затрагивают только одну из сфер. Так, великие географические открытия повлекли за собой существенные перемены в экономике, государственной жизни, культуре.
Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь; распознавать различные общественные явления, процессы, отношения.
Важной характеристикой общества как системы является его самодостаточность, понимаемая как способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, а также производить все необходимое для жизни людей.
Помимо самого понятия системы мы часто используем определение системный, стремясь подчеркнуть единый, целостный, комплексный характер каких-либо явлений, событий, процессов. Так, к примеру, говоря о последних десятилетиях в истории нашей страны, употребляют такие характеристики, как «системный кризис», «системные трансформации». Системность кризиса означает, что он затрагивает не одну какую-то сферу, допустим, политическую, государственное управление, а охватывает все — и экономику, и социальные отношения, и политику, и культуру. Так же и с системностью изменений, трансформаций. Одномоментно эти процессы затрагивают как общество в целом, так и отдельные его сферы. Комплексность, системность стоящих перед обществом проблем требует и от него системного подхода к поиску путей их разрешения.
Подчеркнем также, что в своей жизнедеятельности общество взаимодействует и с другими системами, прежде всего с природой. Оно получает от природы внешние импульсы и, в свою очередь, воздействует на нее.
Общество и природа
С глубокой древности важным вопросом в жизни общества было его взаимодействие с природой.
Природа — среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами. Первоначально человек и человеческие сообщества были неотъемлемой частью природного мира. В процессе развития общество обособилось от природы, но сохранило тесную связь с ней. В древности люди полностью зависели от окружающего мира и не претендовали на господствующую роль на земле. В самых ранних религиях провозглашалось единство человека, животных, растений, явлений природы — люди верили, что все в природе обладает душой и связано родственными отношениями. Так, например, от погоды зависела удача на охоте, собранный урожай, успех рыбной ловли, а в конечном счете — жизнь и смерть человека, благосостояние его племени.
Постепенно люди стали изменять окружающий мир для своих хозяйственных нужд — вырубать леса, орошать пустыни, разводить домашних животных, строить города. Была создана как бы еще одна природа — особый мир, в котором живет человечество и который имеет свои правила и законы. Если одни люди старались, максимально используя окружающие условия, приспосабливаться к ним, то другие преобразовывали, приспосабливали природу к своим потребностям.
В современной науке прочно утвердилось понятие окружающая среда. Ученые выделяют в ней два вида среды — естественную и искусственную. Собственно природа составляет первую, естественную среду обитания, от которой человек зависел всегда. В процессе развития человеческого общества возрастает роль и значение так называемой искусственной среды, «второй природы», которую составляют объекты, созданные с участием человека. Это растения и животные, выведенные благодаря современным научным возможностям, природа, преобразованная усилиями людей.
Сегодня на земле практически не осталось мест, где человек не оставил бы своего следа, не изменил бы что-либо своим вмешательством.
Природа всегда влияла на жизнь человека. Климат и географические условия — все это существенные факторы, определяющие пути развития того или иного региона. Люди, живущие в разных природных условиях, будут различаться и своим характером, и образом жизни.
Взаимодействие человеческого общества и природы прошло несколько этапов в своем развитии. Менялось место человека в окружающем мире, менялась степень зависимости людей от природных явлений. В глубокой древности, на заре человеческой цивилизации, люди были полностью зависимы от природы и выступали только как потребители ее даров. Первыми занятиями людей, как мы помним из уроков истории, были охота и собирательство. Тогда люди ничего не производили сами, а только потребляли то, что рождала природа.
Качественные изменения во взаимодействии человеческого общества с природой получили название техногенных революций. Каждая такая революция, порожденная развитием человеческой деятельности, приводила к изменению роли человека в природе. Первой из подобных революций стала революция неолитическая, или аграрная. Ее результатом стало зарождение производящего хозяйства, формирование новых видов хозяйственной деятельности людей — скотоводства и земледелия. С переходом от присваивающего хозяйства к производящему человек смог сам обеспечивать себя продуктами питания. Следом за земледелием и скотоводством возникают ремесла, развивается торговля.
Следующей техногенной революцией была промышленная (индустриальная) революция. Ее начало приходится на век Просвещения. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного труда к машинному, в развитии крупной фабричной промышленности, когда машины и оборудование постепенно заменяют на производстве ряд функций человека. Индустриальная революция способствовала росту и развитию крупных городов — мегаполисов, развитию новых видов транспорта и связи, упрощению контактов между жителями разных стран и континентов.
Свидетелями третьей техногенной революции стали люди, жившие в ХХ веке. Это постиндустриальная, или информационная, революция, связанная с появлением «умных машин» — компьютеров, развитием микропроцессорных технологий, электронных средств связи. В обиход прочно вошло понятие «компьютеризация» — массовое применение компьютеров на производстве и в быту. Появилась всемирная сеть Интернет, открывшая огромные возможности для поиска и получения любой информации. Новые технологии существенно облегчили труд миллионов людей, привели к росту производительности труда. Для природы последствия этой революции сложны и противоречивы.
Первые очаги цивилизации возникли в бассейнах великих рек — Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Освоение плодородных земель, создание систем орошаемого земледелия и т. п. — это опыты взаимодействия человеческого общества с природой. Изрезанная береговая линия и гористый рельеф Греции обусловили развитие торговли, ремесел, возделывание оливковых деревьев и виноградников, а в гораздо меньшей степени — производство зерновых. Издревле природа влияла на занятия и общественный строй людей. Так, например, организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий; ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.
С каждым новым этапом развития человечество все больше и всеобъемлюще эксплуатирует природные ресурсы. Многие исследователи отмечают угрозу гибели земной цивилизации. Французский ученый Ф. Сан-Марк в своей работе «Социализация природы» пишет: «Четырехмоторный «Боинг», летающий по маршруту Париж–Нью-Йорк, потребляет 36 тонн кислорода. Сверхзвуковой «Конкорд» использует при взлете свыше 700 килограммов воздуха в секунду. Мировая коммерческая авиация сжигает ежегодно столько же кислорода, сколько его потребляют два миллиарда человек. Для 250 миллионов автомобилей в мире требуется столько же кислорода, сколько его необходимо всему населению Земли».
Открывая новые законы природы, все активнее вмешиваясь в природную среду, человек не всегда может четко определить последствия своего вмешательства. Под влиянием человека меняются ландшафты Земли, появляются новые зоны пустынь, тундр, вырубаются леса — «легкие» планеты, многие виды растений и животных исчезают или находятся на грани исчезновения. К примеру, стремясь превратить степные просторы в плодородные нивы, люди создали угрозу опустынивания степи, разрушения уникальных степных зон. Все меньше и меньше остается уникальных экологически чистых уголков природы, которые теперь стали объектом пристального внимания туристических компаний.
Появление атмосферных озоновых дыр может привести к изменению самой атмосферы. Значительный ущерб природе наносит испытание новых видов оружия, прежде всего ядерного. Чернобыльская катастрофа 1986 года уже показала нам, к каким разрушительным последствиям может привести распространение радиации. Жизнь практически полностью погибает там, где появляются радиоактивные отходы.
Российский философ И. А. Гобозов подчеркивает: «Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы, не задумываясь, вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями».
Изучая последствия неразумного использования природных богатств, люди стали осмысливать всю пагубность потребительского отношения к природе. Человечеству предстоит создать оптимальные стратегии природопользования, а также позаботиться об условиях своего дальнейшего существования на планете.
Общество и культура
С историей человечества тесно связаны такие понятия, как культура и цивилизация. Слова «культура» и «цивилизация» используются в разных значениях, встречаются как в единственном, так и во множественном числе, и невольно возникает вопрос: «А что же это такое?»
Заглянем в словари и попробуем узнать из них об этих широко используемых как в обыденной, так и в научной речи понятиях. В различных толковых словарях приводятся различные определения данных понятий. Сначала разберемся в этимологии слова «культура». Слово это латинское и означает «возделывание земли». Римляне называли этим словом обработку и уход за землей, которая сможет принести полезные для человека плоды. В дальнейшем смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре уже пишут как о том, что не является природой, что создано человечеством за все время его существования, о «второй природе» — продукте человеческой деятельности. Культура — результат деятельности общества за все время его существования.
По мнению австрийского ученого З. Фрейда, «культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, чем она отличается от жизни животных». На сегодняшний день, насчитывается уже более сотни определений культуры. Некоторые понимают ее как процесс обретения человеком свободы, как способ человеческой деятельности. При всем многообразии определений и подходов их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.
Культура — способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколения в поколение, его оценивания и осмысливания; это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его развития. Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что мы используем в обыденной жизни. Мы говорим о культуре, когда имеем в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность. Мы рассматриваем культуру как определенный ориентир, норму поведения в обществе, норму отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность. Человек может быть и очень образованным, но некультурным. Созданное, «возделанное» человеком — это архитектурные комплексы, книги, научные открытия, живописные полотна, музыкальные произведения. Мир культуры образуют продукты человеческой деятельности, а также способы самой деятельности, ценности, нормы взаимодействия людей между собой и с обществом в целом. Культура влияет и на естественные, биологические свойства и потребности людей, к примеру, потребность в еде человек неразрывно связал с высоким искусством кулинарии: людьми разработаны сложные ритуалы приготовления блюд, сформированы многочисленные традиции национальной кухни (китайской, японской, европейской, кавказской и т. д.), ставшие неотъемлемой частью культуры народов. Например, кто из нас скажет, что японская чайная церемония — это всего лишь удовлетворение потребности человека в воде?
Люди творят культуру и сами совершенствуются (меняются) под ее влиянием, осваивая нормы, традиции, обычаи, передавая их из поколения в поколение.
Культура тесно связана с обществом, поскольку создается людьми, связанными между собой сложной системой общественных отношений.
Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру одним человеком невозможно. Культура обращена к человеку, как к члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, «возделывает» сообщество людей, связывает нас с нашими ушедшими предками. Культура налагает на нас определенные обязательства, задает нормативы поведения. Стремясь к абсолютной свободе, мы иногда бунтуем против установлений предков, против культуры. В революционном порыве либо по невежеству мы сбрасываем с себя налет культурности. Что же тогда остается от нас? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты. Бунтуя против культуры, мы тем самым бунтуем против самих себя, против своей человечности и духовности, мы утрачиваем человеческий облик.
Каждый народ создает и воспроизводит свою культуру, традиции, ритуалы, обычаи. Но ученые-культурологи выделяют и ряд элементов, которые присущи всем культурам — культурные универсалии. К ним относят, к примеру, язык с его грамматическим строем, правила воспитания детей. К культурным универсалиям можно отнести заповеди большинства мировых религий («не убий», «не укради», «не лжествидетельствуй» и т. д.).
Наряду с рассмотрением понятия «культура» мы должны затронуть и еще одну проблему. А что есть псевдокультура, эрзац-культура? С эрзац-продуктами, которые широко продаются в стране, как правило, в период кризиса, все понятно. Это дешевые заменители ценных натуральных продуктов. Вместо чая — высушенные морковные очистки, вместо хлеба — смесь отрубей с лебедой или корой. Современный эрзац-продукт — это, например, маргарин, созданный на растительной основе, который производителями рекламы старательно выдается за сливочное масло. А что же такое эрзац (подделка) культуры? Это мнимая культура, мнимые духовные ценности, которые иногда могут выглядеть внешне очень привлекательно, но по сути отвлекать человека от истинного и высокого. Нам могут сказать: уйдите в этот удобный мир псевдоценностей, спаситесь от сложностей жизни в примитивных поддельных радостях, удовольствиях; погрузите себя в иллюзорный мир «мыльных опер», многочисленных телевизионных саг, подобных «Моей прекрасной няне» или «Не родись красивой», мир анимационных комиксов вроде «Приключений черепашек- ниндзя»; исповедуйте культ потребительства, ограничьте свой мир «сникерсами», «спрайтами» и т. п.; вместо общения с подлинным юмором, продуктом человеческого ума, интеллекта, стиля, довольствуйтесь пошлыми юмористическими телепередачами — ярким воплощением антикультуры. Так вот: это удобно лишь для тех, кто хочет жить исключительно простыми инстинктами, желаниями, потребностями.
Ряд ученых разделяют культуру на материальную и духовную. Под материальной культурой понимаются здания, сооружения, предметы домашнего обихода, орудия труда — то, что создается и используется человеком в процессе жизнедеятельности. А духовная культура — это плоды нашей мысли, творчества. Строго говоря, подобное разделение очень условно и даже не совсем верно. Например, говоря о книге, фреске, статуе, мы не можем четко сказать, какой культуры это памятник — материальной или духовной. Скорее всего эти две стороны можно выделить только относительно воплощения культуры и его назначения. Токарный станок, конечно, не полотно Рембрандта, но это тоже продукт человеческого творчества, результат бессонных ночей и бдений его создателя.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества
В общественную жизнь входят все явления, обусловленные взаимодействием общества в целом и отдельных людей, находящихся на определенной ограниченной территории. Ученые-обществоведы отмечают тесную взаимосвязь и взаимозависимость всех основных общественных сфер, отражающих определенные стороны человеческого бытия и деятельности.
Экономическая сфера общественной жизни включает в себя материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения. Трудно переоценить ту роль, которую играют в нашей жизни экономические, товарно-денежные отношения и профессиональная деятельность. Сегодня они даже слишком активно вышли на первый план, а материальные ценности подчас полностью вытесняют духовные. Многие сейчас говорят, что человека сначала нужно накормить, обеспечить ему материальное благосостояние, поддержание его физических сил, а уже потом — духовные блага и политические свободы. Существует даже поговорка: «Лучше быть сытым, чем свободным». С этим, однако, можно поспорить. Например, несвободный человек, духовно неразвитый, так и будет до конца своих дней беспокоиться только о физическом выживании и удовлетворении своих физиологических потребностей.
Политическая сфера, именуемая также политико-правовой, связана прежде всего с управлением обществом, государственным устройством, проблемами власти, законами и правовыми нормами.
В политической сфере человек так или иначе сталкивается с установленными правилами поведения. Сегодня некоторые люди разочаровываются в политике и политиках. Это происходит оттого, что люди не видят положительных изменений в своей жизни. Многие представители молодежи также мало интересуются политикой, предпочитая ей встречи в дружеских компаниях, увлечение музыкой. Однако полностью изолировать себя от данной сферы общественной жизни невозможно: если мы не хотим участвовать в жизни государства, то нам придется подчиняться чужой воле и чужим решениям. Один мыслитель сказал: «Если ты не займешься политикой, то политика займется тобой».
Социальная сфера включает в себя взаимоотношения различных групп людей (классов, социальных слоев, наций), рассматривает положение человека в обществе, основные ценности и идеалы, установленные в той или иной группе. Человек не может существовать без других людей, поэтому именно социальная сфера является той частью жизни, которая сопровождает его с момента появления на свет до последних минут.
Духовная сфера охватывает различные проявления творческого потенциала человека, его внутренний мир, собственные представления о красоте, переживания, нравственные установки, религиозные воззрения, воз можность реализовать себя в различных видах искусства.
Какая из сфер жизни общества представляется более значимой? А какая менее? На этот вопрос не существует однозначного ответа, так как общественные явления сложны и в каждом из них можно проследить взаимосвязь и взаимовлияние сфер.
К примеру, можно проследить тесные взаимосвязи между экономикой и политикой. В стране проводятся реформы, снижены налоги для предпринимателей. Эта политическая мера способствует росту производства, облегчению деятельности бизнесменов. И наоборот, если власть увеличивает налоговое бремя на предприятия, им не выгодно будет развиваться, а многие предприниматели будут стараться изымать свои капиталы из промышленности.
Не менее важна зависимость между социальной сферой и политикой. Ведущую роль в социальной сфере современного общества играют представители так называемых «средних слоев» — квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса. И эти же люди будут формировать ведущие политические партии и движения, а также свою систему взглядов на общество.
Связаны между собой экономика и духовная сфера. Так, например, хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества. Есть немало примеров взаимосвязи между всеми четырьмя общественными сферами. Допустим, в ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп — предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, интернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации. Подобных примеров взаимосвязи между сферами можно привести бесконечное множество.
Социальные институты
Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социальные институты.
Слово «институт» здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широкое понятие, которое включает в себя все то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность, общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности.
Социальные институты — это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.
Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: 1) экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступа к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.
К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты, как семья и школа. Социальным институтом, который осуществляет функции безопасности и защиты, выступает армия.
Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунктом для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей.
Появление социального института обусловлено:
- потребностью общества;
- наличием средств удовлетворения этой потребности;
- наличием необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;
- возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людьми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?»
Скрытые функции — те, которые осуществляются реально и формально могут быть не закреплены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда заявляется одно, а делается другое. В этом случае ученые говорят о нестабильности развития общества.
Процесс развития общества сопровождается институционализацией, т. е. формированием новых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский ученый-социолог XX века Г. Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию институтов. Это потребности:
- в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);
- в производстве продуктов и услуг;
- в распределении благ;
- в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;
- в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);
- в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, тогда как определенные институты (например, семья) могут реализовывать одновременно несколько потребностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т. д.
Понятие общества | |
в широком смысле слова | в узком смысле слова |
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя формы объединения людей и способы их взаимодействия. Это человечество в прошлом, современном и будущем. | Общество — это:
— группа людей, объединённых общностью деятельности, интересов (спортивное общество); — этап исторического развития (первобытное общество); — страна, государство (российское общество); — группа людей, объединённых общим происхождением (дворянское общество). |
Общество — это система, так как состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом разнопорядковых частей или элементов.
Структура общества
экономическая | политическая |
производство, распределение, обмен, потребление материальных благ, бизнес, рынки, банки, фирмы, заводы. | отношения по поводу осуществления государственной власти и управления, государство, политические партии, граждане. |
СФЕРЫ (ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА) | |
социальная | духовная |
взаимодействие различных слоев населения, деятельность по обеспечению социальных гарантий, образование, здравоохранение, пенсионные фонды. | создание, потребление, сохранение и распространение духовных ценностей, учреждения образования, науки, искусства, музеи, театры, церковь. |
Элементы общества | |
Общности — большие группы людей, образованные по социально-значимому признаку, возникающие естественно:
— классы; — этносы; — демографические общности (по полу, возрасту); — территориальные общности; — конфессиональные общности. |
Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей. — семья;
— государство; — церковь; — образование; — бизнес. |
Социальные институты:
- организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни.
- включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
- упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
- обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Общество — это сложноорганизованная, саморазвивающаяся система, которая характеризуется следующими специфическими чертами:
- Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
- Общество — это не только люди, но и общественные отношения, возникающие между ними, между сферами (подсистемами) и их институтами.
- Общество способно создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
- Общество — это динамическая система, для неё характерно зарождение и развитие новых явлений, устаревание и отмирание старых элементов, а также незавершённость и альтернативность развития. Выбор вариантов развития осуществляет человек.
- Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Функции общества:
— воспроизводство и социализация человека;
— производство материальных благ и услуг;
— распределение продуктов труда (деятельности);
— регламентация и управление деятельностью и поведением;
— духовное производство.
Объект авторского права ООО «Литрес»
Структура общества
Социальные институты:
- организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни;
- включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
- упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
- обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
- Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
- Общество – это не только люди, но и общественные отношения, возникающие между ними, между сферами (подсистемами) и их институтами. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
- Общество способно создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
- Общество – это динамическая система, для неё характерно зарождение и развитие новых явлений, устаревание и отмирание старых элементов, а также незавершённость и альтернативность развития. Выбор вариантов развития осуществляет человек.
- Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
- Функции общества:
– воспроизводство и социализация человека;
– производство материальных благ и услуг;
– распределение продуктов труда (деятельности);
– регламентация и управление деятельностью и поведением;
– духовное производство.
- наличие моделей поведения (того, как нужно поступать в той или иной ситуации);
- наличие особых норм поведения, которые основываются на общечеловеческих ценностях;
- наличие символов (герб и флаг у государства, иконы, религиозные символы у церкви и так далее).
Социальный институт
Основой социального развития является формирование устоявшихся, юридически контролируемых и стабильных социальных взаимодействий. Социальные институты — это установленный набор одобренных и неодобренных правил и принципов. Исторически определенные правила, установки, регулирующие всевозможные сферы человеческой деятельности и организующие их в систему социальных ролей и социальных ситуаций, которые управляют социальной системой. Социальные институты — совокупность людей, организаций и выполнение ими определенных функций. Институты управляют поведением людей в обществе через систему санкций и поощрений. Институты имеют решающее значение для социального управления. Они могут решать насущные проблемы, проблемы многих людей. Например, люди, желающие задокументировать свои отношения, обращаются к институтам брака и выборов — институтам права и политики.
Как и любая другая система, социальные институты имеют структуру. Однако, когда зарубежные и отечественные социологи находят разные определения социальных институтов, они по-разному понимают их внутреннюю структуру — системы, поддерживающие функционально связанные друг с другом элементы. Несмотря на обширность взглядов, все они верны, поскольку предлагают различные взгляды на одно и то же. По мнению С.С. Фролова, точнее было бы говорить не о структурных элементах системы, а об институциональных характеристиках, т.е. об общих для всех институтов и характеристиках поведения: 1. правила и нормы поведения; 2. культурные характеристики (флаги, гербы, обручальные кольца, иконы и т.д.) — 3. унифицированные культурные характеристики (семейные дома и т.д.). ); — 4. Речевые и неречевые кодексы (законы, правила и запреты); — 5. Миростроительство (например, любовь к семье, религия).
Классификация социальных институтов
Социальные институты бывают формальными и неформальными. Формальные социальные институты имеют одну общую черту. Это предусмотрено законом. Это означает, что взаимодействие между людьми происходит в соответствии с определенными правилами, уставами и положениями. Они являются наиболее важными элементами в регулировании природы общества. Неформальные социальные институты регулируются социальными нормами и правилами поведения, но не регламентом. Например, институт дружбы. Она обладает многими чертами социального института. В конце концов, дружба является доступным элементом в жизни всех обществ и имеет необходимое и постоянное присутствие в жизни людей. Процедуры дружбы очень обширны, специфичны и иногда даже строги. Разочарование, разлад и распад дружбы — это особые формы социального контроля в институте дружбы. Однако эти процедуры никогда не узаконены и не предусмотрены сводом правил или уставом.
- внутренние: регулирование экономики, поддержание стабильности в обществе, обеспечение общественного согласия, защита населения и другие.
- внешние функции: обороны и международного сотрудничества и проч.
(3) Образование — это институт, обеспечивающий развитие общества путем организованной передачи социального опыта в форме знаний, навыков и компетенций. Воспитательные функции: адаптация к обществу и работе в обществе, профессиональная подготовка, признание человека как гражданина, приобщение к культурным ценностям и определение личных возможностей. (4) Церковь: религиозное учреждение, созданное на основе общей веры, в котором все члены разделяют общие нормы, доктрины и правила поведения. Функции церкви: определяет мировоззрение, моральное утешение и примирение, объединяет верующих, внедряет культурные ценности и т.д. (5) Наука и культура: институты, которые производят объективные знания. Функции науки: познание мира, интерпретация знаний, определение мировоззрения, духовное развитие общества. 6) Право: это система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Поведение отдельных лиц и социальных групп регулируется законом, и некоторые отношения гарантированно обязательны для исполнения. (7) Правовая функция: регулирование и защита отношений, выгодных для общества в целом. (7) Экономика, производство: институты, управляющие экономической жизнью общества.
СМИ. 9) Политика — институты властных функций. 10) Военные — институты правового наследия. Это не окончательный список. Чем больше социальных институтов имеет общество, тем более развитым оно является.
Функции социальных институтов
Социальные институты предназначены для удовлетворения наиболее важных потребностей общества: экономических, нормальных, материальных и социальных. В процессе своей деятельности социальные институты выполняют отдельные функции. Это можно разделить следующим образом.
- Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, которая стандартизирует поведение людей за счет правил и норм поведения.
- Регулятивная функция – регламентирует действия и способствует выработке шаблонов поведения.
- Транслирующая функция – передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
- Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
- Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства.
- Социальный институт здравоохранения ответственен за поддержание здоровья населения.
- Социальный институт производства создает средства для существования.
- Политические институты ведают организацией политической жизни.
- Институт права выполняет функцию разработки правовых документов и соблюдения законов и правовых норм.
- Социальный институт образования ведает социализацией членов общества, приобщения его к ценностям, нормам, законам.
- Социальный институт религии помогает людям в решении духовных проблем.
Социальные институты выполняют все свои функции только в том случае, если они легитимны. То есть, когда большая часть населения осознает целесообразность их существования.
Ситуация становится еще более опасной с формированием теневых институтов — форм неформального взаимодействия, которые берут на себя важнейшие социальные функции. Примерами теневых институтов являются черный рынок или мафия.
Что такое социальный институт?
У этого термина есть несколько определений.
Вот один из них, который легко запомнить и который отражает суть термина.
Социальные институты — это исторически сложившиеся и стабильные формы организации совместной деятельности людей, выполняющих определенные функции в обществе, главной из которых является удовлетворение социальных потребностей.
Вообще говоря, социальные институты — это такие образования в обществе (учреждения, правительства, семьи и многие другие образования), которые регулируют конкретные отношения и поведение людей в обществе. В терминах ratio phor это дверь, через которую вы можете войти, чтобы решить проблему.
- Вам необходимо заказать паспорт. Вы поёдете не куда-то, а именно в паспортный стол — институт гражданства.
- Вы устроились на работу и хотите узнать, какой будет конкретно у вас зарплата. Вы куда поёдёте? В бухгалтерию, она создана, чтобы регулировать вопросы зарплаты. Это и сеть институт заработной платы.
И таких социальных институтов в обществе много. Во всем кто-то где-то несет ответственность и выполняет определенные функции для удовлетворения социальных потребностей людей.
Я представляю таблицу, в которой показаны наиболее важные социальные институты во всех сферах общественных отношений.
Социальные институты, их виды
Институты по сферам общества. | Что регулируют | Примеры |
Экономические институты | Регулируют производство и распределение товаров и услуг. | Собственность, рынок, производство |
Политические институты | Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия. | Главный институт — государство. Органы власти, партии, право, армия, суд |
Социальные институты | Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование. | Воспитание, здравоохранение, досуг, семья, социальная защита |
Духовные институты | Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство. | Церковь, школа, вуз, искусство |
Социальные институты — это постоянно растущие структуры. Возникают новые и умирают старые институты. Этот процесс называется институционализацией.
Признаки социальных институтов
- Образцы поведения, установки. Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
- Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
- Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
- Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
- Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.
- Удовлетворение социальных потребностей — это основная функция каждого института.
- Регулятивная функция — то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
- Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
- Интегративная функция, то есть сплочение, взаимосвязь членов общества.
- Транслирующая функция — возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
- Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
- Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.
Социальные институты — что это такое? Суть термина в простых терминах. Примеры политических, социальных и экономических институтов. Основные социальные институты. Что такое институционализация? Институты гражданского общества и государства.
Образование как социальный институт
Тема «Образовательные учреждения» по обществознанию включает раздел об образовании. Образование — это профессионально организованный процесс ознакомления человека с правилами и ценностями преобладающей в обществе культуры. Образование состоит из трех основных элементов: образовательное учреждение (школы, колледжи, университеты, клубы, музыкальные и художественные школы), участники (учителя и ученики) и сам процесс обучения. Современная политика Российской Федерации направлена на гуманизацию образования, повышение его качества, приближение к международному уровню и внедрение вариативности. Основные учебные заведения в России:.
- дошкольные — ясли, садики;
- общеобразовательные — школы, лицеи, гимназии;
- профессиональные — колледжи и вузы;
- послевузовские — курсы повышения квалификации;
- специальные (коррекционные) — для детей с проблемами в развитии;
- дополнительные — центры детского творчества, кружки по интересам, музыкальные, спортивные и художественные школы.
Основные функции учебных заведений в области общественных наук:.
- гуманистическая — выявление и развитие талантов;
- профессионально-экономическая — подготовка специалистов в разных сферах;
- социальная — приобретение индивидами социальных статусов;
- культурная — раскрытие творческих особенностей, изучение культурных особенностей общества;
- адаптационная — подготовка к жизни в обществе.
Примеры заданий из ЕГЭ
Рассмотрите некоторые вопросы об «институтах», которые вы можете найти в части II.
Задание 1. Опишите основные социальные институты в обществознании.
При ответе на этот вопрос вам нужно будет описать четыре группы, на которые делятся социальные институты. Для каждого из них напишите примеры и характеристики, а также укажите, что именно регулирует данное учреждение.
Задание 2: Каковы основные характеристики социальных институтов в обществознании?
Вам необходимо рассказать о пяти характеристиках (модели поведения, культурные символы, идеология, культурные черты и модели поведения). Вам также необходимо обратиться к конкретному учреждению, например, образованию, и использовать его в качестве примера, иллюстрирующего его функции.
Теперь вы знаете, что такое социальные институты, и понимаете типы институтов в обществознании. Мы надеемся, что этот ресурс поможет вам подготовиться к экзаменам в США. Однако, если вы хотите получить более высокую оценку, рекомендуется заниматься с преподавателем в классе. Это связано с тем, что преподаватели объясняют там много нюансов. Если вы изучаете обществознание, а также другие предметы, например, русский язык, вы можете получить диплом, финансируемый государством.
Когда в институтах общества наблюдается заметная стабильность и единство, мы говорим об их функциональной деятельности. Когда страдает общество, когда институты не справляются со своими функциями и теряют авторитет, это означает дисфункцию, ведущую к упадку и деградации престижа общества.
Функции социальных институтов
Как мы уже видели, основная (явная) функция любого учреждения заключается в удовлетворении важных для людей потребностей. Кроме того, социальные институты являютсяСкрытая функция:.
- повышение своего престижа;
- формирование у человека дисциплины, точности;
- создание каких-либо установок, навязывание идей.
Основная цель социальных институтов — стабилизация общественного развития. В зависимости от этой цели различают функции учреждений.
Теневые институты общества
Ситуация становится еще более опасной с формированием теневых институтов — форм неформального взаимодействия, которые берут на себя важнейшие социальные функции. Примерами теневых институтов являются черный рынок или мафия.
Опасность теневых институтов заключается в том, что они подменяют собой правовую систему и тем самым подрывают основы общества изнутри.
В то же время теневые институты доказывают, что правовая система не может выполнять свои обязательства и удовлетворять потребности общества. Например, в Советском Союзе из-за общего дефицита существовало теневое предпринимательство — нелегальные чешские предприниматели удовлетворяли спрос, который плановая экономика не смогла удовлетворить.
Институты гражданского общества
Гражданское общество — это сфера отношений, не контролируемая напрямую государством или коммерческими структурами. Развитое гражданское общество является признаком демократической системы.
Институты гражданского общества включают органы государственной власти, благотворительные и религиозные организации. Негосударственные СМИ, частные образовательные учреждения и ассоциации ученых и деятелей культуры также считаются институтами гражданского общества.
Организации гражданского общества не принадлежат непосредственно государству, но активно взаимодействуют с ним. В этом смысле гражданское общество является посредником между личностью и государством, что является основой для верховенства закона.
Социология — один из разделов обществознания, проверяемых на ЕГЭ. Школьники считают его достаточно простым, часто выбирают при написании эссе. В рамках этого блока нужно знать социальные статусы, роли и группы, понимать особенности социализации и разбираться в социальных лифтах. В ЕГЭ по обществознанию встречаются и социальные институты. С этой темой у выпускников бывают проблемы, так как в ней много нюансов. Идеально выучить их можно лишь с помощью опытного преподавателя, например, на курсах. В таком случае подготовиться к экзамену куда проще. А мы разбираем теорию и решение заданий по теме «Социальные институты» по обществознанию.
Что такое социальный институт
Социальный институт в обществознании — это форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Проще говоря, институт в обществознании — это некое образование, например, орган власти или учреждение. К этому понятию относится даже семья. Его суть в том, чтобы решать какие-то вопросы людей, регулировать их отношения в обществе.
Институты закрепляют роли и статусы людей в обществе. Как вы наверняка знаете, у одного человека может быть несколько ролей — они определяются тем, с точки зрения какой организации человек рассматривается. Например, молодой человек 20 лет может быть одновременно студентом (с точки зрения университета), гражданином (с точки зрения власти) и сыном (с точки зрения семьи). Каждая социальная роль добавляет свои нормы. Некоторые из них существуют только на словах (это отношения внутри семьи), некоторые — задокументированы (различные своды законов). Первую группу называют неформальными, вторую — формальными. При нарушении норм возникают санкции.
Функции социальных институтов в обществознании:
- регулирование общественных отношений. Участниками отношений могут быть индивиды, группы, социальные образования;
- создание правил. В рамках каждого социального образования есть свои нормы поведения. Они помогают контролировать общество, сохранять стабильность;
- интегрирование. Суть организаций в контакте людей и преследовании ими общих целей, что способствует объединению;
- передача опыта. Люди, давно существующие внутри организации, могут передавать знания и умения тем, кто только попал в него (отношения учитель-ученик в школе, стажировки на работе);
- социализация — вступление в социальную группу помогает детям быстрее адаптироваться к жизни. Это происходит за счет существующих норм и контакта с другими людьми;
- коммуникация — люди общаются внутри института, происходит взаимодействие и между разными образованиями. Это позволяет передавать информацию.
В целом, существование институтов направлено на удовлетворение социальных потребностей. Любые перемены в обществе тоже начинаются на уровне социальных образований. Еще один момент, связанный с темой «Институты» в ЕГЭ по обществознанию — признаки:
- установленные образцы поведения. В школах принято получать знания, а в церкви — молиться;
- культурные символы. На уровне семьи такими символами становятся процедура заключения брака, обручальные кольца. На уровне государства — герб, гимн и флаг;
- кодексы поведения. Как мы уже говорили, они могут быть устными и письменными. Примеры: школьный устав, брачный договор, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности;
- идеология. У каждого института есть свои принципы и ценности. В отличие от норм поведения, они не являются строгими правилами, а скорее указывают на цель существования. Например, ценностями семьи являются любовь, помощь и поддержка;
- культурные черты. В данном случае подразумеваются предметы или явления, которые обеспечивают существование института, достижение его целей. В случае со здравоохранением это будут поликлиники, больницы и аптеки, и с образованием — школа, учебник, кабинет.
Виды
Следующий важный блок — виды социальных институтов в обществознании. Их делят на 4 основные группы, которые мы разберем с помощью таблицы:
Вид |
Что конкретно регулируют |
Примеры конкретных институтов |
Экономические |
Производство товаров и услуг, их распределение между людьми |
Производство, рынок, собственность, деньги, хозяйственные отношения |
Политические |
Общественные отношения. Регуляция осуществляется с помощью власти |
Власть, партия, суд, армия, местное самоуправление |
Социальные |
Численность и воспроизводство населения, создание семьи, распределение общественных благ, ресурсов и ролей |
Семья, брак, наследство, досуг, здравоохранение, социальная защита |
Духовные |
Культурная жизнь общества, ее развитие и воспроизводство, культурное воспитание людей |
Образование, школа, университет, СМИ, религия, искусство |
Семья как социальный институт
Семья является основным институтом общества, она же представляет собой минимальную ячейку общества. Вообще, семья — основанная на браке и на кровном родстве группа людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Современные семьи в основном являются моногамными (одна женщина и один мужчина), но существуют и полигамные (многоженство), полиандрические (многомужество). Первой формой семьи была патриархальная, то есть с мужчиной во главе. Сейчас большинство семей являются супружескими (равноправными). При этом большие семьи, в которых проживали все родственники, сменились нуклеарными — муж, жена, дети. Семья проходит несколько этапов развития:
вступление в брак;
- начало деторождения, то есть появление на свет первого ребенка;
- окончание деторождения, то есть появление на свет последнего ребенка;
- период «пустого гнезда», когда последний ребенок выделяется в отдельную семью;
- смерть одного из супругов, что означает прекращение существования семьи.
Функции семьи как социального института в обществознании:
- репродуктивная. Одна из главных целей любой семьи — рождение здорового и сильного потомства;
- воспитательная. Родители воспитывают детей, оказывают им эмоциональную поддержку, участвуют в первичной социализации;
- экономическая. Супруги ведут совместное хозяйство, тем самым обеспечивая себе комфортную жизнь. Кроме того, они обязаны обеспечивать ребенка до совершеннолетия;
- статусная. Рождаясь в семье, ребенок получает набор статусов: гражданство, национальность, место проживания, социальное положение. Тем не менее, некоторые из них человек может в будущем изменить;
- эмоциональная. В семье человек удовлетворяет потребность в близости, тепле, общении, поддержке, заботе. Хорошие отношения между супругами, родителями и детьми помогают лучше справляться со стрессами;
- защитная. Это касается всех сфер общества — интеллектуальной, духовной, физической, психологической, экономической.
Образование как социальный институт
Тема «Институты» по обществознанию включает такой раздел, как образование. Образование — профессионально организованный процесс приобщения личности к нормам и ценностям господствующей в обществе культуры. Выделяют 3 основных элемента образования: образовательные учреждения (школы, вузы, колледжи, кружки, музыкальные и художественные школы), участники (педагоги и ученики) и сам учебный процесс. Политика РФ сейчас направлена на гуманизацию образования, повышение его качества, приближение к международному уровню, а также на введение вариативности. Основные образовательные учреждения в России:
дошкольные — ясли, садики;
- общеобразовательные — школы, лицеи, гимназии;
- профессиональные — колледжи и вузы;
- послевузовские — курсы повышения квалификации;
- специальные (коррекционные) — для детей с проблемами в развитии;
- дополнительные — центры детского творчества, кружки по интересам, музыкальные, спортивные и художественные школы.
Основные функции института образования в обществознании:
- гуманистическая — выявление и развитие талантов;
- профессионально-экономическая — подготовка специалистов в разных сферах;
- социальная — приобретение индивидами социальных статусов;
- культурная — раскрытие творческих особенностей, изучение культурных особенностей общества;
- адаптационная — подготовка к жизни в обществе.
Примеры заданий из ЕГЭ
Рассмотрим несколько вопросов по теме «Институты», которые могут встретиться во второй части.
Задание 1. Охарактеризуйте главные социальные институты в обществознании.
При ответе на этот вопрос нужно рассказать о 4 группах, на которые делят социальные образования. Для каждой нужно написать примеры и признаки, рассказать, что именно регулирует данный институт.
Задание 2. Каковы основные черты социального института в обществознании?
Нужно рассказать о 5 признаках (модели поведения, культурные символы, идеология, культурные черты, нормы поведения). Кроме того, нужно взять один конкретный институт, например, образование, и объяснить признаки на его примере.
Теперь вы знаете, что такое социальный институт, а также разбираетесь в видах институтов в обществознании. Надеемся, что этот материал поможет вам в подготовке к ЕГЭ. Но если вы хотите набрать высокие баллы, лучше учиться с преподавателем на курсах, ведь там объясняют много нюансов. А если заниматься не только обществознанием, но и другими предметами, например, русским, поступление на бюджет гарантировано.
12 января 2023
В закладки
Обсудить
Жалоба
Социальные институты
Конспект по обществознанию.
Социальными институтами являются и организации (семья, партия, государство), и учреждения (школа, банк, полиция), и отношения (купля – продажа, воспитание, образование).
Примеры социальных институтов по сферам
→ Экономическая сфера: производство, распределение, обмен, потребление, собственность, рынок, банк, фирма, деньги и др.
→ Политическая сфера: государство, власть, партия, законы, парламент, правительство, суд, гражданин и др.
→ Социальная сфера: семья, брак, материнство, отцовство, детство, нация, школа, ВУЗ, здравоохранение и др.
→ Духовная сфера: религия, искусство, наука, образование, СМИ, мораль и др.
soc-in.docx
soc-in.pdf
Автор: Осипова А.С.
ЕГЭ по обществознанию, раздел «Социальные отношения». Понятие «Социальный институт».
Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
На ЕГЭ по обществознанию в ряде вопросов встречается понятие «социальный институт». Что оно обозначает? Прежде всего, социальный институт, или институт общества, представляет собой исторически сложившиеся устойчивые общественные отношения.
Однако этого недостаточно для точного определения понятия «социальный институт».
Можно встретить такие определения: социальный институт – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.
Социальный институт – это набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих.
Еще определение:
Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных объединений людей, регулирующий важные сферы человеческой деятельности. Чтобы разобраться в этих определениях, приведем пример.
Существует институт семьи. Семья как определенные общественные отношения начинает складываться еще в древнейшие времена. Она имеет свои ценности, свои нормы: является экономической ячейкой общества, выполняет воспитательную, социализирующую функцию и др. В рамках семьи каждый занимает определенный статус и играет соответствующую роль: муж, жена, мать, отец, сын, дочь… Цель существования данного социального института – удовлетворение определенных данными отношениями потребностей.
Процесс определения социальных норм, статусов, ролей, приведение их в систему для удовлетворения социальных потребностей, или, процесс становления института, называется институциализацией, в которой выделяют ряд этапов:
1. Возникновение насущной потребности, которая удовлетворяется в результате совместной деятельности;
2. Выработка норм для удовлетворения данных потребностей;
3. Реализация принятых норм и правил;
4. Возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
5. Создание материальной базы социального института;
6. Формирование набора санкций для реализации ожидаемого поведения.
Типы социальных институтов.
Социальные институты подразделяют на главные и неглавные (в виде составляющих). Из главных выделяют пять групп институтов:
— экономические (рынок, производство, частная собственность, материальное производство, деньги и т.д.);
— политические (государство, власть, партия, президентство и др.);
— институт семьи (материнство, отцовство, брак и т.д.);
— социально-культурные институты (наука, образование, культура);
— институт религии (церковь, монашество, секта и т.п.).
Мы рассмотрели одно из наиболее сложных и часто встречающихся на ЕГЭ понятий раздела «Социальные отношения» — понятие «социальный институт».
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «ЕГЭ по обществознанию, раздел u0026#171;Социальные отношенияu0026#187;. Понятие u0026#171;Социальный институтu0026#187;.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.
Публикация обновлена:
09.03.2023