Опечатка: инфеРтильная семья.
Уточнение.
Указ Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 возлагает на региональные органы власти полномочие определить, сколько детей многодетную семью образуют. При решении этого вопроса учитываются национальные и культурные особенности региона.
В подавляющем большинстве субъектов федерации многодетными считаются родители, воспитывающие трех и более детей.
· матрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями жены;
· неолокальная – семья, проживающая отдельно от родителей.
Виды приемных семей
· Усыновление – прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
· Опека – прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
· Патронат – воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
· Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Семья и брак
Семья является одновременно и социальным институтом, и малой группой.
Семья — основной социальный институт, способствующий удовлетворению важнейших человеческих потребностей, в первую очередь, воспроизведение самого человека.
Семья — малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, связана личностными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.
Функции семьи:
— репродуктивная — биологическое воспроизводство населения;
— социализации личности — является первичным агентом социализации, под ее влиянием формируется личность;
— хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и нетрудоспособными членами семьи;
— экономическая — накопление и передача собственности, материальная поддержка членов семьи;
— социально-статусная — наделение человека наследственным статусом, например, национальность, принадлежность к определенной династии, сословию;
— психологическая — оказание эмоциональной поддержки членам семьи;
— защитная — физическая, экономическая, психологическая защита членов семьи;
— духовно-нравственная — личностное развитие членов семьи;
— досуговая — организация рационального досуга, семейный отдых.
Классификация семейных структур:
- Моногамные семьи основаны на браке одного мужчины с одной женщиной.
Полигамные — множественный брак, бывает двух видов:
полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами (гарем);
полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами. - Патрилинеальные семьи — наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, матрилинеальные — по матери.
- Патриархальные семьи — главой является отец;
матриархальные — наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;
партнерские — супруги равноправны, рациональное распределение обязанностей. - Нуклеарные — состоящие из супружеской пары и зависящих от них несовершеннолетних детей.
Расширенные — совместное проживание нескольких поколений родственников (родители, дети, бабушки, дедушки, тети, племянники). - Бездетные, малодетные, многодетные (трое и более детей).
- Авторитарные (основаны на жестком авторитете родителей), либеральные (строятся на самоопределении личности, независимо от привычек, обычаев), демократические (основаны на равноправном участии всех членов семьи в решении важнейших семейных вопросов).
Основные тенденции в развитии современной семьи:
— преобладание нуклеарных, малодетных семей;
— распространение семей партнерского типа;
— повышение среднего возраста вступления в брак;
— распространение сожительства, пробных браков, возникновение в некоторых странах однополых браков;
— сокращение ведущих позиций семьи в социализации индивида (связано с активным участием женщин в общественных отношениях: карьера, бизнес, политика, работающие бабушки).
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи.
В социологии брак — исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения.
В юридическом смысле брак — добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.
В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.
Условия, необходимые для заключения брака:
а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака;
в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, например, в Ростовской области, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих;
г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства;
д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак;
е) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.
Заключение брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления. При наличии уважительных обстоятельств, брак может быть заключен в день подачи заявления.
Государственная регистрация брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак.
Основания признания брака недействительным:
а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения;
б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции;
в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью.
Основаниями прекращения брака являются смерть или объявление одного из супругов умершим, а также расторжение брака в установленном законом порядке.
Существует два порядка расторжения брака:
1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок)
1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;
2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей.
2. В суде
1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом;
2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев;
3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;
4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.).
Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка).
Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.
При рассмотрении дела о расторжении брака суд решает вопросы о том, с кем из родителей после развода будут проживать несовершеннолетние дети, с кого из родителей и в каких размерах взыскивать алименты на детей, а также о разделе имущества, находящегося в общей собственности супругов. По всем этим вопросам супруги могут сами заключить соглашение и представить его на рассмотрение суда.
Расторжение брака судом производится по истечении месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака.
Брак считается прекращенным:
а) в случае его расторжения в органах загса — со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния;
б) в случае расторжения брака в судебном порядке — в день вступления решения суда в законную силу (однако и в этом случае государственная регистрация расторжения брака необходима).
Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органе записи актов гражданского состояния.
Различают несколько видов семьи. На основе критерия организации выделим две основные формы семьи: супружескую и родственную.
Структурно семьи можно разделить на
- нуклеарную (простую, «нуклеус» в переводе с древнегреческого означает «ядро»), т.е. семью, состоящую только из родителей и детей.
- расширенную (многопоколенную) семью (в которой совместно проживают и другие родственники)
По количеству детей в семье можно выделить
- бездетную;
- однодетную;
- двухдетную;
- многодетную семью.
По принадлежности власти в семье бывают
- патриархальные семьи — главой является мужчина (отец);
- матриархальные семьи — наивысшим авторитетом и влияние пользуется женщина (мать);
По числу родителей:
- полная семья (есть оба родителя)
- неполная семья (только один родитель)
Авторитарная, либеральная, демократическая семья
По стилю отношений в семье:
- авторитарные (основаны на жёстком авторитете родителей);
- либеральные (строятся на самоопределении личности, независимо от привычек, обычаев);
- демократические (основаны на равноправном участии всех членов семьи в решении важнейших семейных вопросов).
Наиболее распространенной является следующая классификация (по характеру взаимоотношений мужа и жены, по способу распределения обязанностей в семье):
- традиционная семья (патриархальная) (женщина в подобной семье экономически зависит от мужчины, занимается домашним хозяйством и воспитанием детей)
- партнёрская семья (Супруги равноправны. В данной семье оба супруга работают, стараясь равномерно распределять домашние обязанности)
Существуют и менее массовые типы семьи, например, семьи, где женщина работает, а мужчина занимается домашним хозяйством и воспитанием детей.
Семья — это
- социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется определённой совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
- малая социальная группа,основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении). Позволяет удовлетворять личные потребности, связана общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
В отличие от семьи, брак — это официально узаконенные отношения, однако в законодательстве нет чёткого определения брака, оно даётся юристами:
Брак (брачный союз, супружество)определяется как юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. То есть брак регулируется правовыми нормами и является формой оформления семьи.
Основные виды брака:
- фактический— сожительство без регистрации, то есть по сути, данный вид отношений не является браком в юридическом смысле
- гражданский— брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти и имеющий юридическую силу
- церковный —брак, заключённый и освящённый церковью
Формы брачно— семейных отношенийв своём развитии прошли следующие этапы:
- промискуитет— половые отношения не регулируются ни какими нормами и существуют между всеми членами общества (характерен для ранней ступени истории человечества)
- кровнородственная семья— групповой брак между людьми одного поколения, которые принадлежат к одному роду, включая братьев и сестёр
- моногамная семья(«моно-» — от др.-греч. «один»)— брак, в котором один мужчина живёт с одной женщиной, но брачные узы могут быть расторгнуты только по воле мужа
- полигиния (полигамия)— брак одного мужчины с несколькими женщинами
- полиандрия— брак одной женщины с несколькими мужчинами
- патрилинеальная семья— брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по отцу
- матрилинеальная семья— брак, в котором наследование имущества, фамилии, социального положения ведётся по матери
Основные функции семьи:
- репродуктивная функция— связана с биологическим воспроизводством членов общества
- функция социализации— связана с формированием индивида как личности
- воспитательная функция— проявляется в передаче знаний, опыта, эстетических, моральных и других ценностей, в освоении социальных ролей
- хозяйственно-бытовая функция— связана с ведением домашнего хозяйства и семейного бюджета, с поддержкой престарелых и инвалидов
- экономическая— материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи
- защитная функция— проявляется в физической, психологической и экономической защите членов семьи
- эмоционально-психологическая функция— проявляется в помощи каким-либо членам семьи обрести спокойствие и уверенность, в создании чувства безопасности и психологического комфорта, в обеспечении эмоциональной поддержки и сохранении позитивного жизненного тонуса
- рекреационная (досуговая) функция— включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе организацию проведения досуга
- социально-статусная функция— заключается в предоставлении своим членам социального статуса, что способствует воспроизводству социальной структуры общества
- сексуальная— удовлетворение сексуальных потребностей
Классификация семьи
Основания для классификации |
Типы семьи |
||
По количеству детей |
Многодетная |
Малодетная |
Бездетная |
По характеру распределения домашних обязанностей |
Традиционная (патриархальная)— домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. Экономическая зависимость жены от мужа. Глава семьи — муж. Чёткое разделение семейных обязанностей — муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети присматривают за младшими. |
Нетрадиционная (эксплуататорская)— работают оба супруга, но, как и в традиционной семье, на жену дополнительно ложится вся домашняя работа и воспитание детей. |
Коллективистская (партнёрская)— обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. Домашние обязанности распределяются между всеми членами семьи. Все важные для семьи решения принимаются всеми членами семьи. Все члены семьи доброжелательно и уважительно относятся друг к другу. |
В зависимости от критерия семейной власти |
Патриархат— глава семьи — мужчина |
Матриархат— глава семьи — женщина |
Эгалитарная (демократическая семья)— статусное равенство супругов |
В зависимости от места жительства супругов |
Патрилокальная —семья проживает в доме родителей мужа |
Матрилокальная— семья проживает в доме родителей жены |
Неолокальная —семья проживает отдельно от родителей супругов |
Состав семьи |
Нуклеарная (от лат.nucleus — ядро)— супружеская пара с детьми. |
Расширенная (многопоколенная)— супружеская пара с детьми, и кто-то из родственников, проживающих с ними. |
Неполная семья—отсутствует один из родителей. |
Характер воспитания |
Авторитарная— основывается на авторитете родителей. |
Либеральная— строится насамоопределенииличности независимо от традиций, привычек. |
Демократическая— характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, каксопричастностьк судьбам других людей. |
Тенденции развития современной семьи:
- Сокращение ведущих позиций в социализации индивидов, в организации их досуга.
- Изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом её авторитета в обществе.
- Сокращение числа патриархальных (традиционных) семей.
- Развитие семьи партнёрского (коллективистского) типа.
- Разрушение расширенной (многопоколенной, родственной) семьи.
- Преобладание нуклеарной семьи.
- Разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рождённых в них детей.
- Рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.
Семейный долг
Семейные отношения с особой остротой ставят вопрос о соблюдении определённых нравственных требований.
Семейный долг— превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим.
Долг родителей перед обществом: забота о своих детях, создание необходимых условий для их полноценного развития. |
Долг родителей перед своими детьми:родители имеют равные права и обязанности в отношении детей — забота о семье и детях, их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном обеспечении, защита детей во всех учреждениях. |
Долг детей(особенно когда они становятся взрослыми) заботиться о своих родителях, о семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере. |
Ценность семьи является непреходящей. Потребность в ней сохраняется, так как большинство людей нуждается в опоре, поддержке, которую прежде всего оказывают близкие, семья.
Всего: 101 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «семья»;
— объясните утверждение автора о том, что принуждение к вступлению в брак недопустимо.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Как автор понимает принцип равенства супругов? Укажите одно любое положение о понимании автором принципа равенства супругов. В какой описанной автором ситуации брак должен быть признан недействительным?
Что позволяет автору отрицать возможность существования в Российской Федерации незарегистрированных браков?
2
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции брака.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию брака. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли государства в регулировании семейных отношений и поддержке семьи. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли государства в регулировании семейных отношений и поддержке семьи. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Показать
1
Как автор понимает принцип равенства супругов? Укажите одно любое положение о понимании автором принципа равенства супругов. В какой описанной автором ситуации брак должен быть признан недействительным?
Что позволяет автору отрицать возможность существования в Российской Федерации незарегистрированных браков?
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «семья»;
— объясните утверждение автора о том, что принуждение к вступлению в брак недопустимо.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции брака.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию брака. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.
2) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью.
3) Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
4) Нуклеарные семьи характерны для традиционных обществ с натуральным типом хозяйства.
5) Репродуктивная функция семьи проявляется в ведении домашнего хозяйства и во взаимной материальной поддержке.
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных характерных черт нуклеарной семьи;
— объясните понятие «семьи» как социальной группы. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Как автор определяет расширенную семью? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в доиндустриальном обществе выбор будущего супруга определяли прежде всего социальные и экономические интересы? Что, по мнению автора, стало определять выбор будущего супруга в индустриальном обществе?
2
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции семьи.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию семьи. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о тенденциях развития современной семьи.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Выберите верные суждения о семье и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семья — это один из социальных институтов.
2) В семьях партнёрского типа нет жёсткого закрепления обязанностей.
3) В нуклеарной семье бабушки, дедушки, братья, сёстры со своими семьями живут сообща, под одной крышей.
4) Социально-статусная функция семьи заключается в психологической поддержке всех её членов.
5) Семья — это малая социальная группа, основанная на родстве, браке или усыновлении (удочерении).
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о тенденциях развития современной семьи.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Показать
1
Как автор определяет расширенную семью? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в доиндустриальном обществе выбор будущего супруга определяли прежде всего социальные и экономические интересы? Что, по мнению автора, стало определять выбор будущего супруга в индустриальном обществе?
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных характерных черт нуклеарной семьи;
— объясните понятие «семьи» как социальной группы. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции семьи.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию семьи. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Задания Д27 C4 № 9774
В популярном ток-шоу обсуждался кризис семьи в современном обществе. В частности прозвучало мнение, что для укрепления семьи и брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы плюсы и минусы такой ситуации (приведите два плюса и два
минуса).
Выберите верные суждения о семье как социальном институте и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Репродуктивная функция семьи связана с биологическим воспроизводством членов общества.
2) Семья — это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении).
3) Эмоциональная функция семьи проявляется в физической, психологической и экономической защите членов семьи.
4) По составу семьи выделяют нуклеарные, расширенные семьи.
5) Для семьи демократического типа характерно чёткое разграничение домашних обязанностей по гендерному признаку.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Типы семьи
ТИП СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
Нуклеарная | Семья, состоящая из супружеской четы с детьми или без детей или одного из родителей со своими детьми, не состоящими в браке |
… | Семья, в которой живут вместе три и более поколений, связанных общим хозяйством |
Выберите верные суждения о тенденциях развития современной семьи в России и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Сокращается число патриархальных (традиционных) семей.
2) В современной России преобладают семьи расширенного типа.
3) В современных семьях наблюдается рост количества разводов и повторных браков.
4) В современной семье возрастает влияние женщины.
5) Быстро сокращается доля «партнёрских» семей эгалитарного типа.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции брака.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию брака. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Показать
1
Как автор понимает принцип равенства супругов? Укажите одно любое положение о понимании автором принципа равенства супругов. В какой описанной автором ситуации брак должен быть признан недействительным?
Что позволяет автору отрицать возможность существования в Российской Федерации незарегистрированных браков?
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «семья»;
— объясните утверждение автора о том, что принуждение к вступлению в брак недопустимо.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли государства в регулировании семейных отношений и поддержке семьи. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Выберите верные суждения о семье и её типах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Семьёй считают любую группу людей, имеющих общие интересы.
2) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно справедливое разделение домашних обязанностей.
3) Семье традиционного (патриархального) типа свойственна экономическая зависимость женщины от мужчины.
4) Нуклеарная семья — семья, состоящая из родителей (родителя) и детей.
5) Для семьи демократического (партнерского) типа характерно возложение всех домашних обязанностей на женщину.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Семья, родство, материнство, отцовство, брак.
Как автор определяет расширенную семью? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в доиндустриальном обществе выбор будущего супруга определяли прежде всего социальные и экономические интересы? Что, по мнению автора, стало определять выбор будущего супруга в индустриальном обществе?
Показать
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных характерных черт нуклеарной семьи;
— объясните понятие «семьи» как социальной группы. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции семьи.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию семьи. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о тенденциях развития современной семьи.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции семьи.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию семьи. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Показать
1
Как автор определяет расширенную семью? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в доиндустриальном обществе выбор будущего супруга определяли прежде всего социальные и экономические интересы? Что, по мнению автора, стало определять выбор будущего супруга в индустриальном обществе?
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных характерных черт нуклеарной семьи;
— объясните понятие «семьи» как социальной группы. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о тенденциях развития современной семьи.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Как автор понимает принцип равенства супругов? Укажите одно любое положение о понимании автором принципа равенства супругов. В какой описанной автором ситуации брак должен быть признан недействительным?
Что позволяет автору отрицать возможность существования в Российской Федерации незарегистрированных браков?
Показать
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «семья»;
— объясните утверждение автора о том, что принуждение к вступлению в брак недопустимо.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции брака.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию брака. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли государства в регулировании семейных отношений и поддержке семьи. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Задания Д1 № 724
Запишите слово, пропущенное в схеме
Предметная область: Социальные отношения. Семья и брак
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
---|---|
… | Биологическое воспроизводство человеческого рода |
Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка неработающих членов семьи
3) семейное предпринимательство
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
Предметная область: Социальные отношения. Семья и брак
Задания Д27 C4 № 3476
В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.
К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.
Всего: 101 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Виды семьи
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 256.
Обновлено 9 Ноября, 2021
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 256.
Обновлено 9 Ноября, 2021
Человек, как социальное существо, нуждается в постоянном общении с окружающими. Для того, чтобы жить полноценно, многим из нас необходимо иметь семью. В обществознании под семьёй понимается малая социальная группа, основанная на брачных отношениях, кровном родстве, взаимной ответственности, близости. Кроме того, это важный социальный институт, выполняющий множество функций. Узнаем, какие бывают семьи, чем они отличаются друг от друга.
Количество детей
По количеству детей выделяется три вида семьи.
- Бездетная семья состоит из супругов, не имеющих или не желающих иметь детей.
- Малодетная семья отличается наличием одного или двух детей.
- В состав многодетной семьи входит три и более ребёнка.
Структура и состав
По структуре родственных связей выделяются семьи нуклеарные и расширенные.
- Нуклеарная (простая) семья состоит из супругов и их несовершеннолетних детей.
- Расширенная семья по-другому называется сложной, многопоколенной. Помимо родителей и детей, в её состав могут входить и другие родственники: бабушки и дедушки, дяди и тёти.
По составу принято выделять семьи полные и неполные. Полная семья состоит из обоих родителей и детей. Особенность неполной семьи заключается в том, что в ней воспитанием детей занимается только один родитель (мать, реже отец). Причиной может быть смерть одного из супругов, а также нежелание вступать в брак.
Форма брака
По данному критерию выделяется два типа семей. Рассмотрим их краткую характеристику.
- Моногамия в современном мире является преобладающей формой взаимоотношений. Она подразумевает вступление в брак одного мужчины и одной женщины.
- Полигамия — это форма семьи, при которой в брак вступает три и более супруга.
Полигамные отношения в настоящее время встречаются редко. Как правило, они отвергаются обществом как изжившие себя, противоречащие моральным устоям. Так, групповой брак, отличающийся наличием нескольких мужчин и женщин распространён только на Маркизских островах. Многожёнство характерно для мусульманских стран. Многомужество встречается в некоторых штатах Индии.
Характер воспитания
Согласно данному критерию, существуют семьи анархические, авторитарные и демократические.
- В анархических семьях отсутствуют какие-либо ограничения. Отношения строятся на вседозволенности.
- В основе авторитарной семьи лежит признание авторитета родителей. Считается, что старшее поколение лучше знает, как следует жить, поэтому все решения принимаются родителями.
- В демократических семьях уважается мнение каждого члена. При этом и родители, и дети несут ответственность за совершённые поступки.
Характер распределения обязанностей
По данному признаку семьи делятся на патриархальные, эксплуататорские и партнёрские.
- Патриархальные семьи по-другому называются традиционными. Они отличаются тем, что в них все домашние обязанности возложены на женщину. Роль жены сводится к ведению хозяйства, рождению и воспитанию детей. Муж принимает все важные решения, несёт ответственность за материальное благополучие.
- В эксплуататорской семье женщина отвечает за ведение домашнего хозяйства. Помимо этого, она работает наравне с супругом.
- В партнёрских семьях обязанности распределяются между всеми членами, выполняются сообща или по очереди. Отношения строятся на основе взаимного уважения, решения принимаются совместно.
В современном мире преобладающими по численности являются партнёрские семьи. Это связано с изменением социального положения женщины. Традиционные браки, основанные на ведущей роли мужчины, в развитых странах считаются пережитком прошлого.
Что мы узнали?
Семья — это важнейший социальный институт, малая группа, в основе которой лежат брачные отношения или кровное родство. Семьи бывают бездетными, малодетными или многодетными; нуклеарными и расширенными; полными и неполными; моногамными и полигамными; анархическими, авторитарными и демократическими; патриархальными, эксплуататорскими и партнёрскими.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 256.
А какая ваша оценка?