Какие бывают проблемы и темы в текстах ЕГЭ. Памятка для написания сочинения.
Сочинение на 24
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку
подробнее
Учимся формулировать
проблему, авторскую позицию, комментарий, обоснование, проверять ошибки и др.
подробнее
Бесчеловечный характер войны
Что помогает выжить на войне/преодолеть тяготы войны
Память о войне
Женщины на войны
Дети на войне
Влияние войны на жизнь человека
Дружба на войне
Разрушительные последствия войны
Почему важно помнить героев войны
Героизм на войне
Как война раскрывает качества человека
Проявление человечности на войне
Что такое свобода?
Что такое истина?
Что такое добро?
Что такое истинное и ложное счастье?
Проблема самопознания (Роль самопознания в становлении человека)
Стремление к идеалу
Цель и мечта в жизни человека
Роль добра в жизни общества и человека
Роль свободы в жизни человека
Ценность человеческой жизни
Ложное понимание счастья
Поиска счастья
Выбора жизненного пути, цели
Смысл человеческой жизни
Проблема веры, религии
Любовь в жизни человека
Любовь к ближнему
Рабской любви
Разрушительной любви
Любви по расчету
Любовь к жизни
Больная любовь
На что человек способен ради любви
Как любовь влияет на человека
Разрушительная сила ненависти
Как ненависть влияет на человека
Роль дружбы в жизни человека
истинная и ложная дружба
Как найти друга,
Что такое дружба
Роль детства (молодости, юности) в жизни человека
Роль семьи в формировании личности человека
Роль матери в воспитании
Проблема материнства как подвига
Взаимоотношения отцов и детей
Взаимоотношения в семье
Отношение к родителям
Роль родительской любви
Конфликт отцов и детей
Влияние семьи на человека
Отношение к дому
Роль Родины в жизни человека
Роль дома в жизни человека
Утрата связи с отчим домом
Роль искусства в жизни человека.
Искусство истинное и ложное
Понимание искусства
Соотношение искусства и реальной действительности
Назначения поэзии
Назначение искусства
Влияние искусства на человека
Влияние человека на искусство
Отношение человека к искусству
Роль музыки в жизни человека.
Влияние музыки на человека.
Роль чтения в жизни человека
Влияние книг на человека.
Назначение литературы
Литература и жизнь
Общечеловеческое значение литературы (роль литературы)
Разное восприятие произведений
Любовь к чтению
Роль книги в жизни человека
Качество литературы
Отношение человека к книгам
Цель литературы
Воздействие массовой культуры на духовный мир человека.
Влияние СМИ на общественное мнение
Проблема потребительства
Роль СМИ в жизни человека
Отношение человека к природе
Ответственность человека за природу
Природа как источник жизни
Забота о природе
Охрана природы
Потребительское отношение к природе
Равнодушное отношение к природе
Равновесие в природе
Место человека в природе
Постижение прекрасного в природе
Влияние природы на душу человека
Проблема бережного отношения к природе
Проблема экологической катастрофы
Воздействие человека на природу
Отношение к братьям нашим меньшим
Взаимоотношения человека и природы
Роль нравственных ориентиров в жизни человека
Верность человеку
Верность слову
Духовная независимость как свойство человеческой личности
Проблема эгоизма
Деградация человека
Созидание или разрушение?
Доброта как свойство человека
Роль милосердия и сострадания в жизни человека
Проблема гуманизма
Альтруизма
Бескорыстия
Благородства
Великодушия
Отзывчивости
Понимания
Ответственность
Борьба за правду, истину, справедливость
Роль чести в жизни человека
Предательство и трусость
Проблема совести
Страха
Борьба добра и зла в человеке (темного и светлого)
Конфликт долга и чувства
Проблема равнодушия
Проблема бессердечия, душевной черствости
Испытание совестью
Понятие чести
Утрата духовных ценностей
Проблема бесчеловечности, жестокости
Подлости
Бесчестия
Вседозволенности
Хамства
Духовной убогости
Интеллигентности
Нравственного выбора
Истинной и ложной интеллигентности
Честности
Роль красоты в жизни человека
Соотношение внутренней и внешней красоты
Ложные ценности
Соотношение морального и материального в жизни человека
Роль материальных благ в жизни человека
Разрушающего влияния денег
Соотношение морального(нравственного) и материального
Проблема вещизма накопительства
Политика в жизни общества
Бюрократизма
Чинопочитания
Взяточничества
Ущемление прав человека
Личности и власти
Социального неравенства
Роль школы в становлении личности
Роль взрослых в становлении личности
Роль примера в духовном становлении человека (матери, отца, учителя, друга, исторической личности, литературного героя)
Роль образования в полноценном развитии личности.
Отношение общества к образованию
Самовоспитания
Самообразования
Ума и образованность
Образованность и интеллигентность
Проблема воспитания
Измена своему предназначению
Какова роль самореализации в жизни человека.
Ответственность человека за свою работу (художника, ученого, исторического деятеля) перед обществом
Карьеризма
Таланта
Одаренности
Роль труда в жизни человека
Выбор профессии
Язык и общество (роль языка в жизни человека)
Состояние современного языка
Слово и дело
Богатство и бедность нашей речи
Язык литературный и разговорный
Речь человека и его мысли
Связь речи и духовного содержания человека
Развития и сохранения русского языка
Проблема языковой толерантности
Заимствований в русском языке
Соотношение культуры и языка
Роль культуры в жизни человека
Вандализма
Сохранения культуры
Экологии культуры
Научный прогресс и гражданская ответственность
Роль науки
Неизбежность научного и технического прогресса
Научные подвиг и радость познания
Человек и наука
Наука и научность
Ответственность ученых за свои открытия
Влияние технологий
Духовная связь поколений
Историческая память
Человек и социум, социальная среда, проблемы общества
Воздействие(влияние) социальной среды на духовное развитие человека
Отношение к окружающим
Проблема бескорыстного отношения к человеку
Бездушное отношение человека к человеку
Ответственность человека перед обществом за свои поступки
Конфликт личности и общества
Конфликт яркой личности и общества
Проблема пьянства
Проблема наркомании
Толерантности
Проблема верности Отечеству, долгу
Любовь к родине, патриотизм, , верность отчизне
Конфликт долга и чувства
Искажения понятия патриотизма
Мужества героизма нравственного долга
Проблема мужества
Национальной идеи
Русского национального характера
Борьба старого и нового как проявление прогресса
Конфликт поколений (взаимоотношение поколений)
Борьба старого и нового ( конфликт старых идей и новых0
Утрата связи поколений
Вера в будущее
Связи времен поколений , прошлого, настоящего и будущего
Отношение к прошлому
Жизненные испытания человека
Нравственного падения
Одиночества
Душевной молодости
Проблема самооценки
Оптимизма
Проблема судьбы
Реализации человеческих возможностей
Самоопределение человека в молодости
Как найти проблему текста ЕГЭ
Тематический сборник текстов ЕГЭ
Какие проблемы могут быть в текстах на ЕГЭ по русскому языку?
Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).
Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).
Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – «болезнь» планеты).
Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).
Проблема охраны природы (то, что создано природой, — величайшее чудо).
Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).
Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).
Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).
Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).
Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).
Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).
Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).
Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).
Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).
Проблема развития и сохранения русского языка («слепое» использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).
Проблема канцелярита (канцелярит – опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают «ядро» языка).
Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).
Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).
Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.
Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).
Проблема отсутствия идеологии.
Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).
Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).
Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).
Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).
Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).
Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).
Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху).
Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа стремление к добру правде красоте).
Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).
Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).
Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).
Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).
Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие «культурный человек»).
Проблема верности принципам.
Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).
Проблема совести (что такое совесть).
Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).
Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь дружить – тогда и появятся друзья).
Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть недостатки друга, не высмеивать!).
Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение).
Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны).
Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).
Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).
Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).
Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это неизбежно).
Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, избавляет от пороков).
Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).
Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других людей).
Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).
Проблема роли детства в жизни человека (детство – «сердцевина» человеческой жизни, где проявляется суть человека).
Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные языки; что даёт знание большого количества языков).
Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).
Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать; меняется ли это место в течение жизни человека).
Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).
Проблема материнства (в чём суть материнства).
Проблема патриотизма (что такое патриотизм).
Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе (почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы «откосить» от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).
Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.
Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).
Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).
Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.
Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к чтению).
Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить хорошую, «живую» книгу от «литературного попкорна»).
Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).
Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым увековечат несправедливость).
Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).
Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь животный мир; страх и любовь всегда вместе).
Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей).
Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе (обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).
Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком, мешает ему жить, оглушает его).
Проблема культуры народа (культура народа – это сумма этических и эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).
Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают «цивилизованные вандалы» — люди, видящие в культуре лишь предмет зависти).
Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены).
Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека (важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту).
Проблема соответствия природы народу, который живёт на той или иной территории (пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте).
Проблема коммерциализации культуры (обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей – свидетельство упадка общей культуры).
Проблема национального менталитета (важнейший ориентир в воспитании – органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры; жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими).
Проблема национального характера русских (в нашем национальном характере «скрещиваются» противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских – в их легковерии).
Проблема влияния фамилии на отношение к человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение изменилось).
Проблема отношения человека к своей фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей; недоброжелатели могут превратить фамилию в «оружие» против этого человека).
Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека).
Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).
Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).
Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо отличать от псевдокультуры).
Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).
Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин появления литературного произведения – потребность что-то сказать людям).
Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант – дар природы, его нужно развивать).
Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).
Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности – ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).
Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают возможности совершенствовать речь, мыслить).
Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки).
Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить образование в молодости).
Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека).
Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах).
Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).
Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь видеть и слышать).
Проблема духовной «глухоты» и «слепоты» человека (постоянная смена пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).
Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных и то же время он индивидуален).
Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей).
Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).
Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).
Проблема использования времени (рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение).
Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу жизнь стабильной и предсказуемой).
Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).
Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).
Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства).
Проблема роли искусства в жизни человека (произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).
Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека
( всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека).
Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес — развлекательные программы).
Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).
Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).
Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)
Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)
Проблема благодарности (умение благодарить людей)
Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)
- 28.04.2016
Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.
Обновлено в 2020 году. АКТУАЛЬНО!
- Всё что надо знать о сочинении на ЕГЭ
- План и структура сочинения
- Как формулировать проблему текста
Как искать проблему текста?
1. Взаимоотношения отцов и детей.
- Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
- Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
- Проблема предательства детьми своих родителей.
2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
- Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
- Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
- Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).
3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
- Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
- Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
- Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).
4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
- Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
- Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
- Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
5. Человеческое благородство.
- Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
- Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
- Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
- Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).
6. Честь и человеческое достоинство.
- Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
- Проблема защиты чести и собственного достоинства.
- Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.
7. Отношения человека с другими людьми.
- Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
- Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
- Проблема истинной дружбы.
- Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
- Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
- Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.
8. Восприятие человеком окружающего мира.
- Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
- Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).
9. Одиночество человека.
- Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
- Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
- Проблема одинокой старости.
10. Человек и искусство.
- Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
- Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
- Проблема восприятия музыки человеком.
11. Отношение человека к миру природы.
- Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
- Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
- Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
- Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
- Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).
12. Бережное отношение человека к языку.
- Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).
13. Человек и власть, которой он наделён.
- Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).
14. Сострадание окружающим.
- Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
- Проблема действенного сострадания.
- Проблема сочувствия и активной помощи человеку.
15. Отношение человека к войне.
- Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
- Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
- Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
- Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
- Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
ПРОБЛЕМАТИКА ТЕКСТОВ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Проблема |
Тексты для аргументации |
1. ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСТВА. ИСКУССТВА, ЛИТЕРАТУРЫ. ПИСАТЕЛ |
ЬСТВО КАК ТРУД |
1). Проблема роли русской классической литературы в духовной жизни современного общества 2). Проблема нравственного долга писателя 3). Проблема ответственности писателя перед соотечественниками 4). Проблема эмиграции деятелей культуры 5). Проблема восприятия произведения искусства 6). Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости 7). Проблема назначения подлинного искусства 8). Проблема восприятия ребёнка мастерами старой школы живописи 9). Проблема роли книги в становлении личности ребёнка 10). Проблема назначения книги 11). Проблема бережного отношения к книгам.
15). Проблема сохранения человеческой культуры и духовной свободы общества |
И.С.Тургенев «Отцы и дети» Н.В.Гоголь «Портрет» А.С.Пушкин «Пророк» М.Ю.Лермонтов «Пророк» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» А.С.Пушкин «Осень» А.С.Пушкин «Пророк» Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин» А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом» Н.А.Некрасов «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода») Н.А.Некрасов «Вчерашний день часу в шестом» А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» |
2. ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ. ВОСПИТАН |
ИЯ |
1). Проблема отцов и детей 2). Проблема взаимопонимания взрослых и детей 3). Проблема отношения к пожилым людям 4). Проблема вины и раскаяния за причинённое близким зло 5). Проблема воспитания подрастающего поколения 6). Проблема воспитания сострадания 7). Проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён 8). Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения 9). Проблема восприятия мира детства взрослыми людьми 10). Проблема роли детства в становлении личности человека |
М.Горький «Детство. В людях. Мои университеты» Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность» С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова — внука» И.Бунин «Цифры» Л.Н.Толстой «Война и мир» И.С.Тургенев «Отцы и дети» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Д.И.Фонвизин «Недоросль» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» |
11). Проблема детских воспоминаний 12). Проблема воспитания умения противостоять трудностям 13). Проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения |
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» В.П.Астафьев «Васюткино озеро» И.С.Тургенев «Бежин луг» М.Ю.Лермонтов «Дума» |
3. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
|
1). Проблема добра и зла |
Библия (Евангелия) |
2). Проблема активной жизненной позиции |
Л.Н.Толстой «Война и мир» |
3). Проблема истинных ценностей |
И.С.Тургенев «Отцы и дети» |
4). Проблема выбора, который приходится делать человеку |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
5). Проблема человеческой памяти |
А.С.Пушкин «Если жизнь тебя обманет» |
6). Проблема самооценки личности |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» |
7). Проблема места человека в мире |
А.Н.Островский «Гроза» |
8). Проблема значимости человеческой личности |
Ф.М.Достоевский «Преступление и |
9). Проблема силы человеческого духа |
наказание» |
10). Проблема памяти о пережитых испытаниях |
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» |
11). Проблема смысла жизни |
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» |
12). Проблема радостного мировосприятия |
|
13). Проблема формирования гармонического мировосприятия |
|
14). Проблема определения жизненных приоритетов |
|
15). Проблема взаимоотношений человека и мира |
И.А.Гончаров «Обломов» |
16). Проблема влияния времени на характер ценностей |
А.С.Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее |
17). Проблема понимания истинных человеческих ценностей |
веселье») |
18). Проблема возмездия |
А.С.Пушкин «Отцы пустынники» |
19). Проблема существования вечных ценностей в контексте времени |
А.С.Пушкин «Дар напрасный, дар случайный» |
20). Проблема манипуляции общечеловеческими ценностями |
А.П.Платонов «Котлован», «Сокровенный |
21). Проблема возможности сопоставления добра и зла |
человек» |
22). Проблема личностной ценности |
У.Шекспир «Гамлет» |
23). Проблема памяти |
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско» М.Горький «Старуха Изергиль» Ф.И.Тютчев «Silentium!» А.И.Солженицын «Матренин двор» М.Ю.Лермонтов «И скучно и грустно» М.Горький «На дне» |
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК ( ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ) |
|
1). Проблема воздействия природы на человеческую натуру 2). Проблема взаимопонимания человека и животных 3). Проблема бездомных животных 4). Проблема взаимоотношений человека и мира 5). Проблема восприятия природы, её красоты |
Л.Н.Толстой «Война и мир» И.С.Тургенев «Отцы и дети» С.А.Есенин «Песнь о собаке»
лошадям» Л.Н.Андреев «Кусака» С.А.Есенин «Пороша», «Черёмуха» Н.М.Рубцов «Звезда полей»
Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной» Ф.И.Тютчев «Не то, что мните вы, природа» А.А.Фет «Учись у них — у дуба, у березы» В.Г.Распутин «Прощание с Матерой» В.П.Астафьев Царь-рыба», «Васюткино озеро» М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» М.Ю.Лермонтов «Родина» М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» |
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ |
|
1). Проблема чести и совести 2). Проблема непобедимости хамства 3). Проблема проявления наглости, нахальства, грубости людей по отношению друг к другу 4). Проблема определения сущности хамства 5). Проблема человеческого благородства 6). Проблема чуткости и бездушия 7). Проблема одиночества 8). Проблема совести и ответственности человека за свои поступки 9). Проблема чести и достоинства 10). Проблема самоуважения 11). Проблема активной жизненной позиции 12). Проблема истинной любви и дружбы |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н.Толстой «Война и мир» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков «Собачье сердце» И.С.Тургенев «Отцы и дети» И.А.Бунин цикл «Тёмные аллеи» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» А.П.Чехов «Вишневый сад» М.А.Шолохов «Судьба человека» |
13). Проблема самоотдачи в отношениях с любимым человеком 14). Проблема героизма и самопожертвования 15). Проблема отношения человека к своему делу 16). Проблема отношений с другими людьми 17). Проблема преодоления эгоизма в отношениях между людьми» 18). Проблема формальных связей 19). Проблема человеческой памяти 20). Проблема подвига 21). Проблема долга и ответственности за жизнь другого человека 22). Проблема самооценки личности 23). Проблема силы человеческого духа 24). Проблема отношения общества к знаменитостям 25). Проблема национального характера 26). Проблема памяти о прожитых испытаниях 27).Проблема способности человека к сочувствию 28). Проблема взаимосвязи сочувствия и активной помощи человеку
32). Проблема преодоления ревности 33). Проблема становления и крушения любви 34). Проблема трагического одиночества человека, избравшего для себя путь беззаветного служения делу» 35). Проблема верности долгу 36). Проблема нравственных возможностей человека 37). Проблема взаимоотношений личности и коллектива 38). Проблема истинной дружбы 39). Проблема нравственного выбора человека 40). Проблема возмездия 41). Проблема ценности личности
|
М.А.Шолохов «Тихий Дон» И.А.Бунин «Холодная осень» А.П.Чехов «Дом с мезонином», «О любви» «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Душечка» А.Н.Островский «Гроза», «Бесприданница» А.С.Пушкин «Пиковая дама» Л.Н.Толстой «После бала» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А.С.Пушкин «Борис Годунов»
А.И.Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет» А.А.Блок «Двенадцать» |
ПАТРИОТИЗМ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ |
|
1). Проблема отношения к родине |
М.Ю.Лермонтов «Бородино» |
2). Проблема определения героического |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» |
3). Проблема героизма и лжегероизма |
Л.Н.Толстой «Война и мир» |
4). Проблема определения критериев героического |
М.Ю.Лермонтов «Родина» |
5). Проблема сохранения мира на Земле |
С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная!» |
6). Проблема противостояния злу и человеконенавистничеству в эпоху глобализма |
М.А.Шолохов «Судьба человека» |
7). Проблема героической личности |
М.А.Шолохов «Тихий Дон» |
8). Проблема роли личности в истории |
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
9). Проблема выдающейся личности и масс |
Н.В.Гоголь «Мертвые души» |
10). Проблема исторической памяти |
Н.В.Гоголь «Ревизор» |
11). Проблема закономерностей исторического развития государства |
А.И.Солженицын «Один день Ивана |
12). Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний |
Денисовича» |
13). Проблема чувства долга и чувства самосохранения в годы войны |
А.Н.Толстой «Русский характер» |
14). Проблема любви к родине |
М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» |
15). Проблема истинных ценностей на войне |
«Слово о полку Игореве» |
16). Проблема нравственной оценки факта войны |
«Повесть временных лет» |
17). Проблема войны и сохранения человеческого в человеке |
А.К.Толстой «Князь Серебряный» |
18). Проблема объективной оценки исторических событий и личности |
И.А.Крылов «Волк на псарне» |
19). Проблема патриотизма как общезначимой ценности |
«Житие прп. Сергия Радонежского» |
20). Проблема отношения к прошлому своей родины |
А.С.Пушкин «Полтава» |
21). Проблема патриотизма |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Кулашникова» Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы» А.А.Блок «Родина»
С.А.Есенин «Русь советская», «Русь уходящая» А.А.Ахматова «Мне голос был». А.А.Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю» М.А.Булгаков «Белая гвардия» Б.Л.Пастернка «Доктор Живаго»
|
В.Шаламов «Колымские рассказы» |
|
Ю.Бондарев «Горячий снег» |
|
Б.Васильев «А зори здесь тихие» |
|
В.Кондратьев «Сашка» |
Классификация заданий егэ русский язык
РУСТЬЮТОРС
Русский язык и литература » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2022 » Теория ЕГЭ по русскому языку 2022. Все правила, теория и практика к заданиям ЕГЭ.
Теория ЕГЭ по русскому языку 2022. Все правила, теория и практика к заданиям ЕГЭ.
Подготовим к ЕГЭ и ОГЭ 2022 за 9 занятий с любого уровня на необходимый балл от 3500 за 4 предмета
Вся необходимая теория для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022. Теория создана с учетом рекомендаций ФИПИ и на основе демоверсии текущего года.
Содержание:
↑ Задания 1-3. Стилистический анализ текста. Средства связи предложений, лексическое значение слова.
NEW!! ! Интерактивный чек лист ЕГЭ (с возможностью заполнения и сохранения на компьютере/телефоне)
NEW!! ! Интерактивный план-конструктор для сочинения ЕГЭ (с возможностью заполнения и сохранения на компьютере/телефоне)
Чек лист Навигатор ЕГЭ 2022
Исключения орфографии ЕГЭ Исключения и «трудные» слова для подготовки к ЕГЭ (задания 9-15)
Сочинение на 25 Экспресс-подготовка к сочинению ЕГЭ по критериям.
Проверить сочинение ЕГЭ Базовая и подробная проверки сочинения ЕГЭ
Вспомогательные материалы для сочинения ЕГЭ (клише, список проблем и др.)
Задание 2 Самостоятельно подобрать средство связи.
Задание 3 Определить лексическое значение слова.
↑ Задание 4. Орфоэпия (нормы ударения).
Задание 4 Ошибка в постановке ударения.
↑ Задания 5-6. Лексические нормы
Задание 5 Исправить лексическую ошибку, подобрать пароним.
Задание 6 Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.
↑ Задание 7-8. Грамматические нормы
Задание 7 Исправить ошибку в форме слова.
Задание 8 Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.
↑ Задания 9-15. Орфография ЕГЭ.
Задание 11 Правописание суффиксов (кроме Н/НН).
Задание 12 Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.
Задание 13 Правописание НЕ и НИ с частями речи.
Задание 15 Правописание Н/НН в различных частях речи.
↑ Задания 16-21. Пунктуация ЕГЭ.
Задание 16 Запятые в простом предложении с однородными членами или в ССП.
Задание 17 Запятые при обособленных членах предложения (определение, дополнение, обстоятельство, приложения)
Задание 18 Знаки препинания при обращении и вводных словах.
Задание 19 Знаки препинания в СПП
Задание 20 Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
Задание 21 Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)
↑ Задания 22-25. Анализ текста. Содержание текста, типы речи, значение слов, средства связи предложений.
Задание 22 Найти высказывание(я), соответствующее содержанию текста.
Задание 23 Функционально-смысловые типы речи.
Задание 24 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
РУСТЬЮТОРС
Русский язык и литература » Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2022 » Теория ЕГЭ по русскому языку 2022. Все правила, теория и практика к заданиям ЕГЭ.
Подготовим к ЕГЭ и ОГЭ 2022 за 9 занятий с любого уровня на необходимый балл от 3500 за 4 предмета
Вся необходимая теория для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022. Теория создана с учетом рекомендаций ФИПИ и на основе демоверсии текущего года.
Задание 22 Найти высказывание я, соответствующее содержанию текста.
Rustutors. ru
25.08.2020 5:39:11
2020-08-25 05:39:11
Источники:
Https://rustutors. ru/egeteoriya/1131-teoriya-k-ege-2019-po-russkomu-yazyku. html
ЕГЭ–2022, русский язык: задания, ответы, решения. Обучающая система Дмитрия Гущина. » /> » /> .keyword { color: red; } Классификация заданий егэ русский язык
Классификация заданий егэ русский язык
Классификация заданий егэ русский язык
Источник Пока не опубликовали. —> Источник —>
ЕГЭ по русскому языку является обязательным экзаменом и проводился во всех субъектах Российской Федерации. В основном периоде ЕГЭ по русскому языку в 2021 г. приняли участие 658 670 человек. Абсолютное большинство участников экзамена — выпускники текущего года (625 238 человек, что составляет 94,92% всех экзаменуемых).
Результаты ЕГЭ по русскому языку 2021 г. сопоставимы с результатами ЕГЭ прошлых лет. Это касается и среднего тестового балла по стране, и диапазонов тестовых баллов.
Средний
Тестовый
Балл
Диапазон тестовых баллов
Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2021 года доступны по ссылке.
На нашем сайте представлены около 3800 заданий для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 2021 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.
Работа состоит из 27 заданий: заданий базового уровня сложности 27.
Заданий с кратким ответом (Часть 1) — 26, с развернутым ответом (Часть 2) — 1.
Работа рассчитана на 210 минут.
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый.
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности
Уровень сложности задания
Максимальный балл за выполнение задания
ОФИЦИАЛЬАЯ ШКАЛА 2022 ГОДА
Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2022 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Перейти.
ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Для получения аттестата: 24 тестовых (10 первичных) баллов. См. распоряжение Рособрнадзора.
Для поступления в вузы, подведомственные Министерству науки и высшей школы: 40 тестовых баллов. См. приказ Миннауки.
Для поступления в вузы, подведомственные Министерству просвещения: 40 тестовых баллов. См. приказ Минпроса.
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА 2018 ГОДА
Первичный балл
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
0 | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 | 15 | 17 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 48 | 49 | 50 | 51 | 53 |
Тестовый балл
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 |
54 | 55 | 56 | 57 | 59 | 60 | 61 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 76 | 78 | 81 | 83 | 86 | 88 | 91 | 93 | 96 | 98 | 100 |
Первичный балл Тестовый балл
—> ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ 2014 ГОДА
Первичный балл
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
0 | 3 | 5 | 7 | 9 | 11 | 13 | 15 | 17 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 43 | 44 | 45 | 46 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 55 |
Тестовый балл
Первичный балл
34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 |
53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 76 | 79 | 82 | 84 | 87 | 90 | 92 | 95 | 98 | 100 |
Тестовый балл
—> ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2017 ГОДА
Первичный балл
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
0 | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 | 15 | 17 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 39 | 40 | 41 | 43 | 44 | 45 | 46 | 48 | 49 | 50 | 51 | 53 | 54 |
Тестовый балл
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |
55 | 56 | 57 | 59 | 60 | 61 | 62 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 76 | 78 | 81 | 83 | 86 | 88 | 91 | 93 | 96 | 98 | 100 |
Первичный балл Тестовый балл
—> ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: 16 первичных баллов (36 тестовых баллов). ПОРОГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ОСВОЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: 10 первичных баллов (24 тестовых баллов).
—> ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Правила заполнения бланков государственной итоговой аттестации. Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке.
ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН
На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.
РАСПИСАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
В 2015 ГОДУ
Дата ЕГЭ
Досрочный февральский период* | |
14 февраля (сб) | Русский язык, география |
Досрочный период (март – апрель)** | |
23 марта (пн) | Математика (базовый уровень) |
26 марта (чт) | Математика (профильный уровень) |
28 марта (сб) | География, литература |
30 марта (пн) | Русский язык |
4 апреля (сб) | Обществознание, химия |
10 апреля (пт) | Иностранные языки, физика |
11 апреля (сб) | Иностранные языки (устная часть) |
18 апреля (сб) | Информатика и ИКТ, биология, история |
20 апреля (пн) | Резерв: русский язык |
21 апреля (вт) | Резерв: математика (базовый уровень), математика (профильный уровень) |
22 апреля (ср) | Резерв: география, химия, литература, обществознание, физика |
23 апреля (чт) | Резерв: иностранные языки, история, биология, информатика и ИКТ |
24 апреля (пт) | Резерв: иностранные языки (устная часть) |
Основной период | |
25 мая (пн) | География, литература |
28 мая (чт) | Русский язык |
1 июня (пн) | Математика (базовый уровень) |
4 июня (чт) | Математика (профильный уровень) |
8 июня (пн) | Обществознание, химия |
11 июня (чт) | Иностранные языки, физика |
*Для выпускников прошлых лет и лиц, окончивших образовательные организации со справкой в предыдущие годы.
**Для выпускников прошлых лет; лиц, окончивших образовательные организации со справкой в предыдущие годы; выпускников текущего года, не имеющих академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план. Обучающихся 11-х классов, закончивших изучение программ по отдельным учебным предметам и имеющих годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (10 класс).
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ШКАЛА 2018 ГОДА Первичный балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тестовый балл 0 3 5 8 10 12 15 17 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 39 40 41 42 43 44 45 46 48 49 50 51 53 Первичный балл 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Тестовый балл 54 55 56 57 59 60 61 63 64 65 66 67 69 70 71 72 73 76 78 81 83 86 88 91 93 96 98 100.
Rus-ege. sdamgia. ru
29.08.2019 13:05:04
2019-08-29 13:05:04
Источники:
Https://rus-ege. sdamgia. ru/manual
Теория по русскому языку для подготовки к ЕГЭ 2022 » /> » /> .keyword { color: red; } Классификация заданий егэ русский язык
Теория по русскому языку
Теория по русскому языку
Хотя основной акцент на выпускных экзаменах делается на умение применять полученные в школе навыки на практике, для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку потребуется также знание теории. Необходимо не просто вызубрить все правила, но и уметь их использовать.
Что потребуется при сдаче ЕГЭ?
Для выполнения заданий по русскому языку нужно использовать весь объем знаний, полученный за годы обучения в школе. Нужно знать следующую теорию:
- Правописание отдельных частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Расстановка знаков препинания в простых и сложных предложениях, для выделения слов, в других случаях. Грамматические, морфологические, синтаксические, орфоэпические нормы. Синонимы, омонимы и антонимы. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Правописание «не» и «ни». Лексическое значение слов. Информационная обработка и создание текстов различных стилей. Анализ текстов.
Как готовиться к экзамену
Самостоятельная подготовка к ЕГЭ включает в себя изучение правил русского языка и применение их при выполнении упражнений. Недостаточно выучить определения, правила и исключения: важно их правильно применять. В то же время нельзя обойтись и совсем без изучения теории по русскому языку: попытки угадывать правильное написание слов или расстановку знаков препинания не приводят к нужному результату и не помогают усваивать знания.
Начинать всегда следует с теории. Каждое тренировочное задание призвано проверить знание определенного раздела теории. Необходимо его повторить, уделив особенно пристальное внимание исключениям, а затем применить на практике при выполнении упражнений.
Теория по русскому языку
Хотя основной акцент на выпускных экзаменах делается на умение применять полученные в школе навыки на практике, для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку потребуется также знание теории. Необходимо не просто вызубрить все правила, но и уметь их использовать.
Для выполнения заданий по русскому языку нужно использовать весь объем знаний, полученный за годы обучения в школе. Нужно знать следующую теорию:
- Правописание отдельных частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Расстановка знаков препинания в простых и сложных предложениях, для выделения слов, в других случаях. Грамматические, морфологические, синтаксические, орфоэпические нормы. Синонимы, омонимы и антонимы. Слитное, раздельное и дефисное написание слов. Правописание «не» и «ни». Лексическое значение слов. Информационная обработка и создание текстов различных стилей. Анализ текстов.
Теория по русскому языку.
Examer. ru
01.09.2018 20:30:57
2018-09-01 20:30:57
Источники:
Https://examer. ru/ege_po_russkomu_yaziku/teoriya
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМ (ЧАСТЬ С)
I. ДЕТСТВО
— Романтика детства и рациональный мир взрослых.
— Детство как период формирования личности.
— Мудрость детства («Устами младенца глаголет истина»)
II. ЧЕЛОВЕК И ИСКУССТВО
— Влияние искусства на духовное становление личности.
— Роль чтения в духовном становлении человека.
— Книга – самый бескорыстный и преданный друг человека.
— Воздействие «массовой культуры» на воспитание человека.
III. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
— Воздействие социальной среды (семейные традиции, групповые ценности, коллектив, общественные условия, характер времени, власть) на духовное развитие человека.
— Роль примера (родители, учитель, друг, историческая личность, литературный герой) в духовном становлении человека.
— Образование как важнейшее условие полноценного развития человека.
— Отношение общества к образованию.
IV. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
— Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Деградация человека как результат бесцельного существования.
— Воплощение мечты в действительность. Бесплодная мечтательность. «Маниловщина».
— Верность призванию. Измена своему предназначению.
— Бескорыстное служение людям – способ обретения счастья. Эгоизм, обрекающий человека на одиночество.
— Способность быть самим собой – качество подлинной личности.
V. СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
— Духовная связь поколений.
— Историческая память.
— Отношение к родителям.
— Конфликт поколений (отцов и детей).
— Борьба старого и нового как движущая сила прогресса.
— Любовь – главная сила жизни.
— Дружба – духовное родство людей.
VI. ДОБРО – СОЛНЦЕ МИРА
— Животворящая сила добра.
— Милосердие и сострадание – проявления истинной человечности.
— Человек как высшая ценность.
— Эгоизм, зависть, жадность – силы, убивающие в человеке светлые начала.
— Самоотверженная любовь к людям.
VII. ЧЕЛОВЕК – ГРАЖДАНИН
— Ответственность личности (художника, ученого, писателя, исторического деятеля) перед обществом.
— Борьба за правду (научную истину, справедливость) – гражданский долг человека.
VIII. ЧЕЛОВЕК И РОДИНА
— Любовь к родине – чувство духовно развитой личности.
— Верность Отчизне – качество истинных героев.
IX. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
— Природа как источник жизни.
— Забота о природе – священный долг перед потомками.
— Природа – воплощение красоты и гармонии.
— Красота природы как вечная, нерушимая ценность.
X. БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ! (ДОЛГ, ЧУВСТВА, ЦЕННОСТИ)
— Духовная деградация человека.
— Ложные ценности – дорога в бездну.
— Борьба светлого и темного в человеке.
— Конфликт долга и чувства.
— Жизненные испытания человека – проверка его нравственной стойкости.
— Служебный долг – долг человеческий.
Рекомендуем почитать:
Китайский язык для детей
Деловая игра на тему: «Что такое дружба?»
Обозначения
Детский и подростковый психолог
Компьютерная грамотность ребенка
Поделись с друзьями:
На чтение 7 мин Просмотров 34.4к.
Обновлено 13 июля, 2020
Проблема текста: как ее определить с примерами ЕГЭ по русскому языку — об этом наша статья. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку требует от выпускников написания творческой работы по предложенному тексту. Многих пугает этот вид работы, ведь сначала нужно найти проблему текста, затем прокомментировать ее, приведя два примера из прочитанного текста, не забыть написать несколько слов, устанавливающих взаимосвязь этих примеров, а еще найти авторскую позицию. Но, на самом деле, это проще, чем кажется. Главное в этом деле – усвоить несколько простых правил нахождения проблемы, а остальное станет очевидным само собой.
Для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно уметь определить проблему текста. Она является ключом для успешного выполнения творческого задания. Неверно определенная проблема делает работу неполноценной, а выпускники теряют драгоценные баллы. Поэтому к вопросу нахождения проблемы в тексте нужно подойти крайне серьезно.
Содержание
- Что такое проблема текста?
- Разновидности проблем
- Нравственные проблемы
- Эстетические проблемы
- Социальные проблемы
- Философские проблемы
- Политические проблемы
- Экологические проблемы
- Как найти проблему текста?
- Как сформулировать проблему?
- Определим проблему вместе
Что такое проблема текста?
Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.
- Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
- Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника.
Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста.
Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция.
Разновидности проблем
Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем.
Нравственные проблемы
Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.
Примеры проблем:
- Влияние любви на человека.
- Что делает человека жестоким?
- Долг и ответственность в жизни человека.
- Причины одиночества человека.
- Нуждаются ли старики в заботе?
- Проблема нравственного выбора.
- Истоки непонимания между отцами и детьми.
Эстетические проблемы
Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.
- Роль красоты в жизни человека.
- Важна ли внешняя красота?
- Что делает душу красивой?
- Роль чтения в жизни человека?
- Эстетический вкус.
- Нужен ли интернет школьнику?
- Проблема восприятия искусства.
Социальные проблемы
Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.
Примеры проблем:
- Социальная несправедливость.
- Проблема экстремизма.
- Место человека в обществе.
- Влияние компьютера на человека.
- Что может сплотить людей?
- Толерантное отношение к окружающим.
- Проблема воспитания.
Философские проблемы
Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.
Примеры проблем:
- В чем заключается смысл жизни?
- Роль мечты в жизни человека?
- Что делает человека счастливым?
- Что такое доброта?
- Когда человек чувствует себя любимым?
- Выбор жизненного пути.
- Сила веры.
Политические проблемы
Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.
Примеры проблем:
- Проблема взяточничества.
- Ущемление человеческих прав.
- Нужны ли реформы в государстве.
- К чему может привести недовольство властью.
- Роль политики в жизни человека.
- Проблема бюрократизма.
- Проблема международных конфликтов.
- Как избежать политических конфликтов?
Экологические проблемы
Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.
Примеры проблем:
- Нужно ли беречь природу?
- Что может сделать человек для сохранения природы?
- Место человека в природе.
- Может ли природа повлиять на душу человека?
- Ответственность за братьев наших меньших.
- К чему может привести небрежное отношение к природе?
- Природа как источник прекрасного.
Как найти проблему текста?
Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:
- Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
- Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
- Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
- Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.
Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три. На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:
- Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
- Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
- Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.
Как сформулировать проблему?
Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац. Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:
- Сформулировать самостоятельно. Это можно сделать:
- с помощью вопроса (В чем заключается сила любви?);
- с помощью одного слова или словосочетания (проблема долга, проблема одинокой старости).
- Найти готовую формулировку в тексте. Иногда автор напрямую задает волнующий его вопрос. Если он присутствует в тексте, его можно обозначить следующим образом:
- либо процитировать («Почему чтение вытесняется телевидением?» — такой вопрос задает автор текста);
- либо указать номер предложения с проблемным вопросом (Проблема, волнующая автора, названа им в предложении 15).
Определим проблему вместе
Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:
- В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
- Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
- Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
- Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.
Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.
Ребята, если вы испытываете трудности при определении проблемы текста, который вам задал учитель, обращайтесь к нам. Мы не обещаем вам готовую проблему с комментарием. Но мы поможем разобраться с текстом и найти проблему. Пишите свои вопросы в комментариях, мы обязательно направим вас на верный путь.