Обществознание. Теория. Мировоззрение.
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
Структура мировоззрения:
- знания,
- духовные ценности,
- принципы,
- идеалы,
- убеждения.
Формы мировоззрения.
- Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
- Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным.
- Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.
Пути формирования мировоззрения:
- стихийный,
- осознанный.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
- окружение человека, социальная среда;
- социальные условия и государственное устройство.
Виды мировоззрения.
- Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы.
- Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
- Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира.
- Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека.
- Философское мировоззрение. Основано на разуме, обращенном к самому себе. Оно доказательно, обоснованно, целостно, но труднодоступно.
- Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.
В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.
Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:
- оптимистическое,
- пессимистическое.
Гуманистическое мировоззрение — признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
Человеконенавистническое мировоззрение — основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Революционное — в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
Консервативное – основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
Уровни мировоззрения:
- обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
- рациональное (или теоретическое) – возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.
Роль мировоззрения в жизни человека.
- даёт ориентиры и цели в жизни,
- показывает методы познания и деятельности,
- формирует истинные ценности жизни и культуры.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Влияние мировоззрения на человеческую деятельность:
а) предоставляет человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
б) позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
в) даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Формы мировоззрения:
- Мироощущение — отношение человека к окружающей действительности (чувства, настроения)
- Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях.
- Миропонимание – совокупность взглядов на мир вокруг себя, его познание.
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы и духовные ценности.
Носителем мировоззрения может быть: отдельная личность; социальная группа; общество в целом; человечество в ту или иную эпоху.
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
В мировоззрении могут проявляться:
- догматизм (от гр. — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;
- скептицизм (от гр. — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
- разумный критицизм.
2. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Убеждения зарождаются и развиваются в процессе становления человека, в общении с природой, в приобщении к культурным ценностям. Однако в различные периоды жизни убеждения могут измениться существенным образом.
3. Мировоззрение определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Мировоззрение сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Пути формирования мировоззрения:
- стихийное (на основе обыденного опыта, под влияние жизненных условий)
- осознанное (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов)
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.
- Дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.
- Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
- Дает возможность определять истинные ценности жизни и культуру.
Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга спецификой формирования и своим содержанием.
Мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями.
Так, различают мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), научное и философское мировоззрение.
Мифологическое | Религиозное | Житейское (обыденное) | Научное | Философское |
является порождением коллективного сознания, создаёт картину мира, основанную на фантазии, художественном переживании, на общественных иллюзиях. Включает в себя одновременно объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства | связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.) | является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей | теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания |
связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности с установлением норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей |
Самой древней исторической формой мировоззрения считается мифология. В мифах соединены предания старины, рассказы об исторических героях и их путешествиях, легенды о происхождении ремесел и природных явлений, и вместе с тем, вымышленные сказания о богах, волшебстве, чудесах и о необычных существах. Мифы появлялись тогда, когда человек не мог объяснить то, с чем сталкивался, будь то явления природы или веяния судьбы. Но даже в современном мире существует своя мифология, которую мы воспринимаем как фантастику.
Со временем появляется религиозное мировоззрение, основанное на вере в единое, абсолютное и священное начало мира — Бога, сущность которого недоступна пониманию человека. В результате складывается такая картина мира, в которой изменяется вся система представлений о статусе человека и о его жизни. Особенность религиозного мировоззрения проявляется еще и в том, что убеждения играют в его структуре особую роль. Религия предполагает в качестве обязательного правила строгое соответствие жизни человека религиозным нормам, идеям и представлениям. Для человека религия становится не только объяснением происхождения всего, но и опорой в тяжелых жизненных ситуациях.
В современности получило широкое распространение философское мировоззрение. Философия — теоретически осмысленное мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Философия отличается способом осмысления, методом подхода к решению вопросов. Сам термин «философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базируется на научно-теоретических методах, используя особые логические критерии. В процессе своего развития изменялась структура философского знания. Так, если изначально философия выступала единым теоретическим знанием о мире, то впоследствии внутри философии сформировались относительно самостоятельные области знания: политическая философия, философия права, философия науки, история философии, гносеология, учение о бытии, философия религии и т д. Философия выполняет ряд важных функций:
- мировоззренческая (является основой мировоззрения);
- критическая (оценка вопросов и событий на основе содержащихся в философии общих представлений);
- идеологическая (выступает в роли идеологии);
- прогностическая (прогнозирование явлений) и др.
Обыденное (или житейское) мировоззрение является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их основных потребностей (например, мировоззрение мещанина).
Научное мировоззрение — это теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Классификация видов мировоззрения не ограничивается только только предложенным списком, существуют и другие классификации.
Мировоззрение:
- Теоцентризм (приоритет отдается Богу)
- Природоцентризм (приоритет отдается природе)
- Антропоцентризм (приоритет отдается человеку)
- Социаоцентризм (приоритет отдается обществу)
- Знаниецентризм, наукоцентризм (приоритет отдается знанию, науке)
Мировоззрение:
- Прогрессивное
- Реакционное
Мировоззрение:
- Революционное (приоритет нового, обоснование необходимости преобразования наличного бытия)
- Консервативное (приоритет сохранения существующего положения)
Мировоззрение:
- Оптимистическое
- Пессимистическое
Природное
и общественное в человеке.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Мировоззрение
– система взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение
человека к обществу и природе, к самому себе.
ПРИЗНАКИ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ: (18 задание)
1. Создает
определенную картину мира для человека;
2. Является
проявлением индивидуального сознания;
3. Дает
человеку ориентиры и цели для всей его сознательной деятельности;
4. Определяет
отношение человека к природе, обществу и самому себе.
Отсюда
складывается менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а
группы людей (например, нации или этнической группы).
Менталитет
называют одним из самых загадочных понятий гуманитарного знания. (примеры проявления менталитета для 25 задания)
Связано это во многом с тем, что
менталитет — весьма сложное и многогранное проявление психической̆
деятельности человека, включающей как сознательное, так и бессознательное,
специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным. Как представитель
определённой социальной группы, любой человек обладает менталитетом,
соответствующим этой группе. Мы можем говорить о национальном, сословном,
социально-классовом, профессиональном менталитете.
В наши дни мы часто слышим об
этническом менталитете. Часть исследователей вообще понимают менталитет
исключительно как некое свойство традиционного этнического сознания особым
образом отражать определённую картину мира, отличную от картины мира других
народов. Характеризуя менталитет того или иного народа, они употребляют такие
понятия, как «дух народа», «национальный характер», «этнокультурный
стереотип».
В основе, к примеру,
национального английского менталитета лежит приверженность традиции и
основательности, консерватизм.
Японскому
национальному менталитету свойственны почтение к старшим и
начальству, преданность, корпоративизм, групповая сплочённость, трудолюбие,
дисциплинированность, чувство долга, вежливость, аккуратность, самообладание,
культ знаний, тонкое эстетическое чувство, преклонение перед живой природой.
Чертами русского
менталитета
являются коллективизм, максимализм, глубокая эмоциональность, стихийность,
отсутствие прагматизма и надежда на случай, широта души, хлебосольство,
склонность к поискам смысла жизни.
Кроме того, в русском национальном характере, как считают эти исследователи,
имеются глубокие противоречия: способность к самозабвенному труду и леность,
обострённое чувство справедливости и неразвитость правосознания.
ПУТИ
ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
А) стихийно (на основе обыденного опыта и под влиянием жизненных ситуаций);
Б) целенаправленно (посредством теоретической̆ разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов, а
также в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок.)
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1. Мироощущение
— чувственный, эмоциональный образ мира, основанный на событиях
собственной жизни человека.
2.
Мировосприятие – преимущественно чувственный,
но уже внешний мир человек воспринимает не отрывочно, а целостной картинкой.
3.
Миропонимание — основывается на рациональном
объяснении картины мира, то есть человек отражает в мировоззрение не только
внешние свойства предметов, явлений и событий, но и внутренние, причинно-
следственные связи между ними.
ФАКТОРЫ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
(для 20 и 25 заданий):
1. Всегда
исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития,
совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
2. Формируется
постепенно (как стихийно, так и осознанно) и подвержено изменениям в течение
всей жизни человека.
3. Всегда
связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами,
стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
4. Определяет
общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
5. Сказывается
на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и
действий, привычек и наклонностей.
УРОВНИ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.обыденно-практическое,
которое формируется в обычной жизни. На него влияет
эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание
мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
2.Теоретическое
или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом.
Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются
рассудок и ум.
СТРУКТУРА
МИРОВОЗЗРЕНИЯ (ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ)
·
Знания;
·
Ценности;
·
Убеждения;
·
Действия;
·
Принципы;
ФУНКЦИИ
МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1.познавательная (заключается в том, что мировоззрение дает знание о конечных причинах сущего);
2.ценностно- ориентационная (позволяет выработать оценку – отношение к окружающему и происходящему;
практическая (позволяет мировоззрению стать руководством к действию (человек
ведет себя в соответствии со своими мировоззрением).
24 задание. План по теме «Мировоззрение, его виды и формы»
1.Мировоззрение
как элемент внутреннего мира человека.
2.Признаки
(характерные черты) мировоззрения:
А)
создает определенную картину мира для человека;
Б) является проявлением индивидуального сознания;
В) дает человеку ориентиры и цели для всей его сознательной деятельности;
Г)
определяет отношение человека к природе, обществу, и самому себе;
3.
Пути формирования мировоззрения:
А)
стихийное формирование мировоззрения;
Б) целенаправленное формирование мировоззрения;
4.
Этапы формирования мировоззрения:
А)
мироощущение;
Б) мировосприятие;
В) миропонимание;
5.
Факторы формирования мировоззрения:
А)
социальное окружение человека;
Б) страна и местность проживания;
В) личный̆ опыт и др.;
6.
Классификация типов (видов) мировоззрения:
А)
по доминирующему способу отражения действительности (мифологическое,
религиозное, философское, научное и др.);
Б) по мировоззренческой основе (теоцентризм, природоцентризм, наукоцентризм и
др.);
В)
по вектору направленности (прогрессивное, реакционное, революционное и др.);
7.
Особенности мировоззрения:
А)
всегда исторично;
Б) формируется постепенно;
В) всегда связано с убеждениями и др.;
1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Мировоззрение – 1) совокупность взглядов человека на мир, который его окружает; 2) совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к окружающему миру; 3) целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества. Мировоззрение включает также переживания, эмоции, чувствования и представления человека, носит систематизированный характер.
Мировоззрение включает компоненты:
1. Мироощущение – эмоциональный опыт людей; эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений, чувств;
2. Мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) – мир образов, придающих наглядность нашим мировоззренческим установкам;
3. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на рационально-теоретическом уровне представлено научными идеями) – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения;
4. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания) – совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.
5. Менталитет – 1) специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность; 2) совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Менталитет является результатом развития культуры и традиций; в большей степени, чем мировоззрение, связан с мышлением.
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности, установки. Субъекты (носители) мировоззрения: отдельный человек; группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные); общество в целом.
Пути формирования: стихийный, осознанный.
Классификация типов мировоззрения:
А) определяется эпохой и временем, в которых живет человек. Можно выделить несколько исторических типов мировоззрения:
* мифологическое – свойственно для первобытного сознания и древних культур; в его основе – комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека.
* космоцентризм – свойственно для древних культур и связано с натурфилософией (Дао в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции);
* теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага;
* антропоцентризм – мировоззрение, которое возникло в эпоху Возрождения: «человек есть мера всех вещей» (Протагор);
* социоцентризм – свойственно для современности, определяется пониманием значимости для человека общественных отношений, формируется философией и обществознанием;
* знаниецентризм (наукоцентризм, сциентизм) – свойственное для современности мировоззрение, в основе которого лежит представление о научном знании как о главном факторе общественного прогресса и основном средстве решения экологических и социальных проблем.
Б) по методологическим признакам (опираясь на различные познавательные способности человека):
* чувственно-образное – основывается на обыденных представлениях, формируется стихийно, в повседневном обиходе;
* эстетическое – связано с восприятием окружающего мира с точки зрения красоты;
* рационалистическое, или рационализированное (абстрактно-логическое, философское и научное) – может строиться на основе обобщения научных знаний, которые в нем синтезируются.
В) по видовым различиям:
* философское – теоретически обобщает опыт духовного и практического освоения мира человеком; философия выполняет важнейшую функцию, являясь рациональным ядром мировоззрения, ибо опирается на достижения наук о природе и обществе;
* религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни;
* научное – стремится к всецелой объективности, представляет собой теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания; основывается на современных достижениях научного познания мира;
* обыденное – относительно или условно-объективно, является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;
* суеверное – является необъективным и дезориентирует человека; искаженно воспринимает окружающий мир.
Г) по эмоциональной окраске:
* оптимистическое;
* пессимистическое.
В мировоззрении могут проявляться догматизм, скептицизм, разумный критицизм.
Д) по содержанию: научное и ненаучное; материалистическое и идеалистическое; атеистическое и религиозное; революционное и консервативное; прогрессивное и регрессивное и т. д.
В мировоззрении выделяют два уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.
Важнейшее содержательное различие заключается в том, что является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим); выражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и расистские.
Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и индивидуальным, свойственным отдельной личности. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой живет. Такое мировоззрение прогрессивно, т. к. отражает потребности как общественного, так и личностно-духовного развития. В противоположном случае индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам, носить суеверный характер, быть деструктивным (например, у асоциальных субъектов, преступных элементов; у людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или человеческих условий существования).
Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности. Современное общество, основанное на правовых и демократических принципах, утверждает свободу совести и мировоззренческий плюрализм.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Направления, формы и виды деятельности психолога в образовании
Направления, формы и виды деятельности психолога в образовании
Аутотренинг
(от греч. ?ъ?у? – «сам», ????? – «происхождение» – англ. autogenic training) – метод снижения стресса и контроля над функциями организма, направленный на восстановление динамического равновесия
30 МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗРАБОТНЫМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ, РАЗМЕР
30 МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ БЕЗРАБОТНЫМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ, ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ОКАЗАНИЯ, РАЗМЕР
Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной
Виды язвы и формы болезни
Виды язвы и формы болезни
Выделяют несколько видов язвы.Мигрирующая язва при каждом обострении обнаруживается в другом месте, как бы перемещаясь по поверхности слизистой желудка.Хроническая язва не рубцуется и не заживает в течение длительного времени (более 30 дней).
16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Государственный орган – это структурно обособленное звено государственного аппарата, обладающее следующими основными признаками:1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;2) обладает
§ 20. Новые виды и формы дипломатических документов
§ 20. Новые виды и формы дипломатических документов
Унаследованное от прошлого понятие «дипломатическая переписка» не охватывает ныне существующего многообразия форм письменного (документального) общения государств между собой. Наряду с описанными выше традиционными
15. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ
15. МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ОРИЕНТИРЫ
Мировоззрение – система взглядов человека на мир, место в этом мире, выражающееся в системе ценностей и идеалов личности.Мировоззрение возникает как сложный результат взаимодействия психики человека с окружающей
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
— система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически
23. Формы и виды лизинга
23. Формы и виды лизинга
При выделении типов лизинга исходят в основном из признаков их классификации, которые характеризуют количество участников сделки; тип имущества; сектор рынка; форму лизинговых платежей; объем обслуживания передаваемого в лизинг имущества; срок
55. Формы и виды кредитов
55. Формы и виды кредитов
Кредит – это форма движения ссудного капитала (денежного), предоставляемого в ссуду на стандартных условиях.Форма кредита – это его разновидность.Метод кредитования – это порядок предоставления и погашения кредитаФормы кредита:1) коммерческая
13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления
13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления
Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.Черты мышления:1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые,
Мировоззрение
Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.
Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.
ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ
Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.
Мировоззрение | Остальные духовные категории |
Отражает взгляд человека на мир в целом. | Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни. |
Показывает отношение человека к окружающему его миру. | Замкнуты на конкретной стороне жизни. |
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.
Основные источники формирования мировоззрения
- окружающие люди и их поведение;
- система ценностей, принятая в среде индивида;
- наука, уровень знаний;
- быт, условия жизни;
- искусство;
- интуитивное познание.
СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:
- ценностно-нормативный;
- эмоционально-волевой;
- познавательный;
- практический.
Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.
ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.
Вид мировоззрения | Характеристика |
Обыденное | Основано на личном жизненном опыте человека. Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек. Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки. |
Религиозное | Основано на религиозных учениях. Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека. Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки. |
Научное | Основано на обобщении научной картины мира. Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам. Минусы: не решает духовные проблемы. |
Гуманистическое | Основано на нормах человеколюбия. Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества. Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться. |
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку:
- ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения;
- методы познания действительности и деятельности;
- определение истинных ценностей;
- понимание мира.
Вы смотрели конспект «Мировоззрение».
- Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.
Услуги репетитора
Качественная, профессиональная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, подготовка к урокам и олимпиадам по авторским методикам от финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года», обладателя премии Президента РФ «Лучшие учителя России»
Разработанные мной курсы представляют собой пошаговые инструкции, выполнение которых приводит к эффективному результату. Слушатели курсов получают все необходимые дидактические и методические материалы для успешного прохождения ГИА. Дистанционные занятия (Скайп) не уступают по качеству очным занятиям.
Заказать курс или услуги репетитора: WhatsApp, тел. 8(950)-794-21-89, e-mail: onlainrepetitor@gmail.com
С уважением: Историк.RU (об авторе)
Заказать курс или услуги репетитора
Обществознание. 10 класс
(Перейти к каталогу уроков)
Подготовка к ГИА по обществознанию
(Перейти к материалам)
ЕГЭ
Мировоззрение, его виды и формы
Каталог материалов
Основные понятия
- — мировоззрение, знания, принципы, идеи, идеалы, убеждения, духовные ценности, менталитет
Презентации
- — «Мировоззрение, его виды и формы»
Лекции
- — Внутренний (духовный) мир человека, его структура
- — Что такое мировоззрение?
- — Из каких элементов состоит мировоззрение?
- — Типы мировоззрения
- — Убеждение
- — Менталитет
- — Философия как мировоззренческая система
Схемы
- — «Структура и этапы формирования мировоззрения»
- — «Классификация видов мировоззрения»
Видеоматериалы
- — Мировоззрение и его разновидности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
- — Мировоззрение, его виды и формы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Проверь себя!
- — Решение познавательной задачи. Множественный выбор.
- — Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте
- — Заполните пропуск в таблице
- — Задание на установление соответствия
- — Задание на составление плана доклада по определенной теме
- — Онлайн тестирование
Готовимся к олимпиаде!
- — Мировоззренческие платформы и их содержание.
Литература для самоподготовки
- — Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
Основные понятия
Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.
мировоззрение
знания
принципы
идеи
идеалы
убеждения
духовные ценности
менталитет
Вернуться к каталогу материалов
Презентации
Мировоззрение, его виды и формы
Внимание!
Данный фрагмент ресурса является элементом совместной деятельности
Вы можете редактировать опубликованную презентацию, перейдя по ссылке
При редактировании презентации, пожалуйста указывайте авторство и источник, соблюдайте авторские права!
Вернуться к каталогу материалов
Лекции
Внутренний (духовный) мир человека, его структура
Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
Структура внутреннего мира:
Познание (интеллект) — потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
Эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
Чувства– эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
Мировоззрение
Направленность личности
Вернуться к каталогу материалов
Что такое мировоззрение?
1. Совокупность взглядов человека на мир, который его окружает;
2. Совокупность знаний, взглядов, оценок, норм и установок; определяющих отношение человека к окружающему миру;
3. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, группы, общества.
Однако,следует отметить, что понятие мировоззрение не достаточно строго определено как и многие другие обществоведческие понятия и соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях.
БСЭ — Мировоззрение, — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них…. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний. …М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
Википедия — Мировоззрение — совокупность (система) взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и характеризующая видение мира в целом и место человека в этом мире. Обусловлено особенностями общественного бытия и социальными условиями. Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире.
Общественные науки — Мировоззрение — система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации.
Вернуться к каталогу материалов
Из каких элементов состоит мировоззрение?
Знания, убеждения, установки, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.
Субъекты (носители) мировоззрения:
— отдельный человек;
– группы людей (социальные, национальные, профессиональные, религиозные);
– общество в целом.
Мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечивающим целостность общества.
Мировоззрение решает три основных вопроса:
— отношение человека к миру в целом
– познание и преобразование мира
– общество в целом.
Вернуться к каталогу материалов
Типы мировоззрения
Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения:
1) Обыденное
— формируется в процессе личной практики
– складывается стихийно, на основе жизненного опыта
– мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией
– широко распространено
2) Религиозное
— дает человеку веру в возможность достижения поставленных целей
– нацеливает на совершение нравственных поступков
– непримиримо к другим жизненным позициям
– недостаточное внимание к достижениям науки
– человек должен принимать религиозные догмы на веру без размышлений
3) Научное
— опирается на достижения науки
– включает научную картину мира
– обобщает итоги человеческого познания
– тесно связано с практической деятельностью людей
Какую роль мировоззрение играет в деятельности людей?
— Мировоззрение даёт ориентиры и цели для человеческой деятельности.
– Мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей.
– Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать важное от иллюзорного.
Вернуться к каталогу материалов
Убеждение
Мировоззрение всегда связано с убеждением.
Убеждение — это прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-либо, точка зрения. Убеждения — это форма мыслительной деятельности человека, связанная с устойчивостью имеющихся знаний. Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.
Источники убеждения
— глубокие знания, которые субъект принимает за истину
– социальная практика (жизненный опыт), которая подтверждает справедливость или ложность убеждений
– ценностные ориентации, сформированные жизненным опытом, образованием и воспитанием
Вернуться к каталогу материалов
Менталитет
Менталитет (от позднелатинского mentalis – умственный) — определенный образ мыслей, совокупность духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе, народности или нации.
Это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.
Вернуться к каталогу материалов
Философия как мировоззренческая система
Термин «философия» в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo — люблю, sophia — мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580—500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.
Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.
Это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность.
Таким образом, Философия — это теоретический уровень мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения с позиции рациональности.
Вернуться к каталогу материалов
Схемы
Схема «Структура и этапы формирования мировоззрения»
Структура и этапы формирования мировоззрения
?
Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Схема «Классификация видов мировоззрения»
Классификация видов мировоззрения
?
Классификация видов мировоззрения
?
Источник: «Обществознание. ЕГЭ-учебник. 10-11 классы» П. А. Баранов, С. В. Шевченко
Данный фрагмент книги предоставлен на основании партнерской программы компании «ЛитРес»
Купить и скачать полную версию книги можно на сайте компании «ЛитРес»
Вернуться к каталогу материалов
Видеоматериалы
Мировоззрение и его разновидности. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»
Мировоззрение, его виды и формы (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Источник: (ГБУ ЦОКО ЧР. Цикл уроков в рамках регионального проекта «Я сдам ЕГЭ. Обществознание»)
Вернуться к каталогу материалов
Проверь себя!
Решение познавательной задачи. Множественный выбор.
Сергей считал, что целостное представление о природе, обществе и человеке возможно сформировать на основе научных знаний. Это будет способствовать не только преобразованию существующего уклада жизни, но и поможет решить наиболее сложные глобальные проблемы, сохраняя условия для существования человечества. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного мировоззрения.
?
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте (№ 25 ЕГЭ)
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировоззрении.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Заполните пропуск в таблице
?
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на установление соответствия
Установите соответствие между признаками и видами мировоззрения. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
?
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Задание на составление плана доклада по определенной теме
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Формы и виды мировоззрения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответ
Вернуться к каталогу материалов
Онлайн тестирование
1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
мировоззрение
идеалы
взгляды
знание
установки
идеи
Пояснения
2. Восстановите последовательность этапов формирования мировоззрения.
1. мироощущение
2. мировосприятие
3. миропонимание
231
123
321
132
3. Какому термину соответствует определение?
Твёрдая уверенность личности в чём-либо, побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами, суждениями.
принципы
идеи
идеалы
убеждения
4. Какому термину соответствует определение?
Совокупность представлений человека об окружающем мире (о природе и обществе), о своём месте в нём.
мироощущение
мировосприятие
мировоззрение
миропонимание
теоцентризм
Пояснения
5. Каким термином называется целостное представление о природе, обществе, человеке, основанное на вере в сверхъестественные силы?
мифология
санкция
религиозное мировоззрение
космополитизм
Пояснения
6. Найдите в приведенном ниже списке вид мировоззрения:
ситуативное
духовное
антинаучное
обыденное
Пояснения
7. Теоцентризм — вид мировоззрения, в котором приоритет отдаётся …
истине
Богу
государству
человеку
8. Что из перечисленного не является исторической формой мировоззрения?
мифологическое
философское
глобальное
религиозное
9. Фома Аквинский, сформулировавший 5 доказательств бытия Бога, является представителем
научного мировоззрения
философского мировоззрения
обыденного мировоззрения
мифологического мировоззрения
религиозного мировоззрения
Пояснения
10. Какой тип (вид) мировоззрения прежде всего иллюстрирует рисунок?
обыденное
религиозное
философское
мифологическое
научное
Пояснения
Итого баллов:
Вернуться к каталогу материалов
Готовимся к олимпиаде!
Мировоззренческие платформы и их содержание.
Волюнтаризм (от лат. voluntas — воля) — мировоззренческая платформа, предполагающая, что в основе человеческих отношений на всех уровнях существования (социальном, экзистенциальном, природном) лежит воля. Воля выступает движущей силой истории, развития как индивида, так и социума.
Гедонизм (греч. hedone — удовольствие) — мировоззренческая платформа, сторонники которой утверждают, что индивидуальное всегда выступает в приоритете над социальным; согласно данной позиции, индикатором гармоничности развития индивида в социуме и в природе выступает фактор удовольствия, и только из наличия либо отсутствия удовольствия от жизни как процесса возможно выносить моральные и этические суждения. Гедонист — это человек, который живет ради наслаждений, ищущий удовольствий. В вульгарном понимании гедонист — человек, всеми силами и средствами стремящийся к чувственным удовольствиям. Синонимы к слову «гедонист»: сибарит, жизнелюб, эпикуреец.
Гилозоизм (греч. hyle — вещество, материя и zoe — жизнь) — мировоззренческая платформа, согласно которой утверждается всеобщая одушевленность материи, пространство воспринимается в качестве живого организма, наделенного Разумом: Жизнь есть неотъемлемое свойство материи, ее базовый атрибут и ее материи наполнение. Данное представление полностью снимает любые принципиальные различия между неорганическим и живым.
Пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — мировоззренческая платформа, в основе которой лежит идея о том, что война есть противоестественное для человеческой природы явление; в исторических формах данная платформа получила такое выражение как «борьба за мир против насилия».
Вернуться к каталогу материалов
Литература для самоподготовки
Учебники, учебные пособия, справочники, энциклопедии, задания, тесты
Учебники федерального перечня Минпросвещения России
— Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. –
М. : Просвещение. § 4. Социальная сущность человека
Уроки «Российской электронной школы»
— Урок 2.Человек – биосоциальное существо
Фоксфорд
— Человек (индивид, индивидуальность, личность)
ЕГЭ
— ЕГЭ. Обществознание в таблицах и схемах, Р. В. Пазин, И. В. Крутова
— Обществознание. Полезная книга о том, как сдать ЕГЭ, Для школьников и поступающих в вузы, Динаев А.М.
— Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /
Л.Н. Боголюбов и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М. Просвещение
— Обществознание. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
— Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
— ЕГЭ по обществознанию, О. А. Котова, Т. Е. Лискова. 30 экзаменационных тренировочных вариантов (задания и ответы)
ОГЭ
— ОГЭ. Обществознание. Блицподготовка: схемы и таблицы / Р. В. Пазин, И. В. Крутова
— Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ — Баранов П.А.
— Обществознание. 8-9 классы. Модульный триактив-курс. Татьяна Лискова, Ольга Котова
— Обществознание. 12 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А. Ю. Лазебникова, Т. В. Коваль
— Обществознание ОГЭ. Типовые экзаменационные варианты. 10 вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е.
Вернуться к каталогу материалов
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
- Следующая публикация 1.3 Виды знаний
- Предыдущая публикация 1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Читайте также:
-
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
22.01.2017
-
2.9 Рынок труда. Безработица
22.01.2017
-
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
22.01.2017
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.