В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название “серебряного века”: это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.
Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.
В 30-е годы наметился “великий перелом”: тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.
С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике – очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.
Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.
Русские писатели XX века
Максим Горький
М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали “школой мастерства” для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.
Биография:
Максим Горький: жизнь и творчество
Избранные произведения:
“Мещане”
“На дне”
“Старуха Изергиль”
Леонид Андреев
Л.Н.Андреев. Творчество этого писателя – одна из первых “ласточек” эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.
Биография:
Леонид Андреев: жизнь и творчество
Избранное произведение:
“Кусака”
Александр Иванович Куприн
А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна – яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме “маленького человека”. Также писателем написано немало рассказов специально для детей.
Биография:
Александр Иванович Куприн: жизнь и творчество
Избранные произведения:
“Гранатовый браслет”
“Олеся”
Константин Георгиевич Паустовский
К.Г.Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.
Биография:
Константин Георгиевич Паустовский: жизнь и творчество
Избранные произведения:
“Теплый хлеб”
“Телеграмма”
Михаил Александрович Шолохов
М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края – на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.
Биография:
Пример сочинения 1
Начало двадцатого века в русской литературе это яркость «Серебряного века» во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.
Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник «Символы», творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.
Тридцатые годы характеризуются в литературе как «года великого перелома». Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.
Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имён. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности. Произведения могли никогда не выйти.
Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.
Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьёт асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни. И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.
Пример сочинения 2
Литературу двадцатого века характеризуют несколько периодов. Так, конец девятнадцатого — начало двадцатого века — это эпоха бурного развития различных направлений. В этот период преображалась жизнь, а в воздухе витало ощущение новой эпохи, что несла переоценку духовности и эстетических идеалов. Отразились эти изменения и на литературе. Начались меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века позже назовут периодом серебряного века, что характеризуется появлением новых мастеров слова. При этом мы замечаем, что литераторам уже не интересна реальность и социальные проблемы. Их уже не удовлетворяет эстетика реализма. Писателей интересует возвышенное. Они все чаще интересуются глубинными вечными вопросами.
Писатели и поэты все чаще затрагивают темы добра и зла, жизни и смерти, вечности, а фоном литературных поисков выступает капиталистическое отношения и революционное движение. Во всем ощущается кризис всех сторон жизни, который отражается и в литературе двадцатого века. Классические каноны в писательстве остаются позади, вместо них обозначаются такие основные направления, как реализм, модернизм и авангард. Среди модернистских течений развивается русский символизм, который соединил в себе религиозное, художественное и философские начала. Символизм подарил такие имена, как Брюсов, Блок, Мережковский.
В лоне символизма зарождается и акмеизм. В отличие от символистов, представители акмеизма не стремились к познанию непознанного, их интересует человеческая жизнь во всем многообразии. Представителями акмеизма были Ахматова, Гумилев, Мандельштам.
В это же время зарождается течение футуризма. Произведения в этом направлении выделяются стилевыми особенностями. Так, обновляются значения слов, литераторы отказываются от знаков препинания, вводятся технические термины, вульгаризм, стираются границы между высоким и низменным. Яркими представителями футуризма были Гуров, Маяковский, Бурлюк.
В литературе 20 в. тридцатых годов намечается переломный этап, в это время замедляются литературные процессы. Это период репрессий, жесточайшей цензуры, арестов. Для развития нет никакого толчка, преследования, осуждение, тотальная проверка. Но все равно, пусть и робкими шагами, но литература движется вперед. В этот сложный период на горизонте появляются такие таланты, как Цветаева, Шолохов, Есенин, Маяковский, Ахматова.
Период Великой Отечественной войны — это новый этап развития литературы 20 века.
Война в литературе 20 века
Война 1941 года вносит в литературу 20 в. новое направление — военное. Тема войны в произведениях встречается все чаще. Сначала это очерки, репортажи, далее монументальные полотна. Патриотическая лирика и произведения таких писателей как Твардовский, Ахматова, Симонов, Быков, Астафьев красочно описывает борьбу советского народа против фашистов. До сих пор читатель зачитывается военной литературой, переживая вместе с героями произведений все ужасы военного времени. Писатели тех лет являлись свидетелями военных событий, лично принимая участие в борьбе против фашизма. Они, как никто другой, могли правдиво передать ужасы войны, и писали о мужестве солдат и долгожданной победе. Говоря о войне в литературе 20 века, сразу вспоминаешь Твардовского и Василия Теркина, стихотворение Симонова Жди меня, Ольгу Берггольц и Ленинградскую поэму, роман Блокада, А зори здесь тихие.
Во второй половине двадцатого века следуют сталинские репрессии, оттепель, период застоя, перестройка, реформы. Все это отражается и в литературе. Таким образом литература двадцатого века характеризуется многоплановостью и противоречиями. Прослеживается неравномерность ее развития, где были то идеологическое насилие, то раскрепощение, то цензура, то послабление. Вот в такое нелегкое время писателям приходилось поднимать актуальные темы, среди которых были и нравственные проблемы.
Нравственные проблемы в литературе 20 века
Нравственные искания народа — это тема, которую часто поднимали писатели всех времен. Не обошли стороной нравственные проблемы и писатели двадцатого века, которые поднимали проблемы современности, стараясь донести до читателя такие ценности, как человеческое достоинство, совесть и справедливость. Среди них можно выделить Валентина Распутина, и его размышления о мужестве и нравственных позициях человека.
Приставкин в своей работе Ночевала тучка золотая поднимает вопросы связи поколений, национальных отношений, раскрывает тему добра и зла, и главное, указывает на то, что без общей культуры невозможно прийти к решению проблем.
С проблемой нравственного выбора, когда человеку приходится руководствоваться не прямым приказом, а прислушаться к голосу совести, сталкиваются герои Быкова в работах Сотников, Обелиск, Дожить до рассвета. Все они выходят с достоинством из сложившихся ситуаций.
Это далеко не все писатели, что поднимали вопросы нравственности в литературе 20 века. Но наше сочинение о литературе XX века подходит к концу и мы надеемся, что оно поможет не только получить хорошую оценку, но и обратить ваше внимание на бесценное литературное наследие.
Пример сочинения 3
XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами.
Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
- политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
- усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
- отрицание литературных традиций,
- интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
- слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
- стремление к жанру эссе.
В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода: 1917—1945гг. и после 1945г.
Направления в литературе ХХ века
Литература в XX в. развивалась в двух основных направлений — реализма и модернизма.
Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Реализм как жанр в русской литературе начал зарождаться в 19 веке.
Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм. К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.
ХХ век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема революционных настроений литература все больше проникалась предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей».
Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения.»
В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др. Однако принцип старого» реализма всё чаще подвергался критике из разных литературных сообществ, требовавших более активного вторжения писателя в жизнь и воздействия на нее.
Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Культурная ситуация первой половины XX века складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле.
В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм,
произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами.
Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
- политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
- усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
- отрицание литературных традиций,
- интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
- слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
- стремление к жанру эссе.
В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода: 1917—1945гг. и после 1945г.
Направления в литературе ХХ века
Литература в XX в. развивалась в двух основных направлений — реализма и модернизма.
Реализм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Реализм как жанр в русской литературе начал зарождаться в 19 веке.
Основу реалистического метода начала XIX века составляют положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм и патриотизм. К концу XIX века реализм достиг своей вершины в творчестве таких писателей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А.П. Чехов.
ХХ век поставил перед писателями-реалистами новые задачи, заставил их искать новые пути освоения жизненного материала. В условиях подъема революционных настроений литература все больше проникалась предчувствиями и ожиданиями грядущих перемен, «неслыханных мятежей».
Вот что писал Л. Н. Толстой о рубеже веков: «Новый век несет конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей и начало другого мировоззрения, другого способа общения.»
В начале ХХ века продолжили свои искания тайн сущего, тайн человеческого бытия и сознания классики русского реализма Л.Н. Толстой, А. П. Чехов, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин и др. Однако принцип старого» реализма всё чаще подвергался критике из разных литературных сообществ, требовавших более активного вторжения писателя в жизнь и воздействия на нее.
Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Культурная ситуация первой половины XX века складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле.
В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм — таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века.
Модернизм в русской литературе 20 века
Последнее десятилетие 19 века ознаменовалось появлением в русской литературе новых направлений, задачей которых было полное переосмысление старых средств выражения и возрождение поэтического искусства. Данный период (1982-1922 гг.) вошел в историю литературы под названием «Серебряный век» русской поэзии».
Русский символизм появился на стыке 19 и 20 века, его основоположниками были поэты Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, позже к ним присоединились Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов.
Они выпускают художественный и публицистический орган символистов — журнал «Весы (1904-1909 гг.), поддерживают идеалистическую философию Владимира Соловьева о Третьем завете и пришествии Вечной женственности. Произведения поэтов-символистов наполнены сложными, мистическими образами и ассоциациями, таинственностью и недосказанностью, абстрактностью и иррациональностью.
Модернизм в зарубежной литературе ХХ века
Модернизм как литературное направление поваляется в конце 19 начале 19 века накануне Первой мировой войны, его расцвет приходится на 20-30 годы 20 века, развивается он практически одновременно в странах Европы и Америки и представляет собой интернациональное явление, состоящее из различных литературных течений, таких как имажизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.
Возник модернизм во Франции, его яркими представителями, относившиеся к движению символистов были поэты Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. Символизм быстро стал популярен и в других странах Европы, в Англии его представлял Оскар Уайльд, в Германии — Стефан Георге, в Бельгии — Эмиль Верхарн и Морис Меттерлинк, в Норвегии — Генрик Ибсен.
Направления модернизма в литературе
Символизм. Возник во Франции в 70-80-х годах 19 века и достиг пика своего развития в начале ХХ века, был наиболее распространен во Франции. Бельгии и России. Авторы-символисты воплощали основные идеи произведений, используя многоликую и многозначную ассоциативную эстетику символов и образов, зачастую они были полны таинственности, загадочности и недосказанности.
Яркие представители данного направления: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция), Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн (Бельгия), Валерий Брюсов, Александр Блок, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт
Акмеизм. Возник как отдельное течение модернизма в начале ХХ века в России, авторы-акмеисты в противопоставление символистам настаивали на четкой материальности и предметности описываемых тем и образов, отстаивали использование точных и ясных слов, выступали за отчетливые и определенные образы. Центральные фигуры российского акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий
Имажинизм. Возник как литературное направлении русской поэзии в 1918 году, его основоположниками были Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. Целью творчества имажинистов было создание образов, а главным средством выражения было объявлена метафора и метафорические цепочки, с помощью которых сопоставлялись прямые и переносные образы
Экспрессионизм. Течение модернизма, получившее развитие в Германии и Австрии в первом десятилетии ХХ века, как болезненная реакция общества на ужасы происходящих событий (революции, Первая мировая война). Данное направление стремилось не столько воспроизводить действительность, сколько передать эмоциональное состояние автора, в произведениях очень распространены изображения болевых ощущений и криков. В стиле экспрессионизма работали: Альфред Деблин, Готфрид Бенн, Иван Голль, Альберт Эренштейн (Германия), Франц Кафка, Пауль Адлер (Чехия), Т. Мичинский (Польша), Л.Андреев (Россия)
Сюрреализм. Возник как направление в литературе и искусстве в 20-х годах ХХ века. Сюрреалистические произведения отличает применение аллюзий (стилистических фигур, дающих намек или указание на конкретные исторические или мифологические культовые события) и парадоксальное сочетание различных форм. Основоположник сюрреализма — французский писатель и поэт Андре Бретон, известные литераторы данного направления — Поль Элюар и Луи Арагон.
Влияние общественной и государственной жизни на литературу
В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.
Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.
Несмотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.
Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.
Заключение
Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.
Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве – это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное – трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми.
Пример сочинения 4
Конец XIX – начало XX вв. – серебряный век русской культуры. В области литературы на смену классикам пришли новые писатели и поэты. Произведения этого периода отвечали требованиям новой эпохи, отражали изменения, происходящие в обществе.
Последним представителем золотого века оставался Л. Н. Толстой. В 1912 г. были опубликованы его повести “Отец Сергий” и “Хаджи-Мурат”, в 1913 г. – хрестоматийный рассказ “После бала”.
Писателем переходного периода обычно считают А. П. Чехова. Поздний период его творчества приходится на рубеж веков. В это время писатель создает такие знаменитые рассказы, как “Ионыч”, “Человек в футляре”, “Дама с собачкой”. Эти произведения многие критики рассматривали в качестве вершины реализма, которую уже невозможно преодолеть.
Конец XIX – начало XX вв. ознаменовались появлением чеховских психологических пьес (“Чайка”, “Три сестры”, “Вишневый сад”), оказавших огромное влияние на развитие мировой драматургии.
В начале XX века издаются повести и рассказы А. И. Куприна (“Поединок”, “Яма”, “Гранатовый браслет” и др.), юмористические сборники А. Аверченко (“Веселые устрицы”, “О хороших в сущности людях”).
После публикации рассказов “Деревня”, “Суходол”, “Господин из Сан-Франциско” за И. А. Буниным закрепляется слава ведущего русского прозаика.
Бурный подъем переживала русская поэзия. Большой популярностью пользовались сборники стихотворений молодых авторов: “Стихи о Прекрасной даме” А. Блока, “Вечер” А. Ахматовой, “Радуница” С. Есенина и др. Скандальную славу получили произведения В. Маяковского (“Нате!”, “Вам”).
Революционное направление было представлено, главным образом, в творчестве М. Горького. Его пьеса “На дне” (1902 г.) до сих пор не сходит с театральных подмостков, а роман “Мать” считается “фундаментом” соцреализма.
Довоенная литература
Революция оказала огромное влияние на развитие русской литературы. Стали появляться новые имена, закладываться основы т. н. соцреализма. Ряд уже известных поэтов и писателей безоговорочно приняли революцию. Судьба многих сложилась трагично: яростная критика, травля, вынужденная эмиграция.
Последним “крестьянским” поэтом, воспевавшим патриархальную Русь, оставался С. Есенин. Своеобразным гимном революции стала поэма А. Блока “Двенадцать”. Главным “пролетарским” поэтом стал В. Маяковский. Общее снижение культурного уровня выразилось в агитационной поэзии Д. Бедного.
Самобытным путем шли две выдающиеся русские поэтессы. Несмотря на критику и запреты на Родине осталась А. Ахматова. Не выдержав давления, была вынуждена покинуть страну М. Цветаева.
Самым известным и популярным в Советской России писателем становится М. Горький. В 1925 г. он издает роман “Дело Артамоновых”, начинает работу над эпопеей “Жизнь Клима Самгина” – самым значительным, итоговым произведением своего творческого пути. Горький по праву считается основоположником социалистического реализма.
В середине 20-х гг. громко заявляет о себе М. Шолохов, выпустивший книгу “Донские рассказы”. С 1928 г. начинает по частям издаваться его знаменитая эпопея “Тихий Дон”. Одновременно писатель работает над романом “Поднятая целина”.
В это же время появляются первые серьезные произведения М. Булгакова: “Записки юного врача”, “Белая гвардия”, “Собачье сердце”. Явная критика советского строя приводит к тому, что писателя отказываются печатать. Величайший роман XX века “Мастер и Маргарита” (1928-1940 гг.) был впервые издан лишь в 60-е гг.
Непросто складывалась творческая судьба убежденного коммуниста А. П. Платонова – писателя с необычным новаторским стилем. В первые годы советской власти его произведения широко издаются. Однако во второй половине 20-х гг. Платонов разочаровывается в планах кардинальной перестройки общества (“Усомнившийся Макар”). Его гротескное творчество отражает депрессивное состояние духа. Повести “Котлован” и “Ювенильное море”, роман “Чевенгур” были впервые изданы лишь в 80-е гг.
Всенародное признание получают писатели-соавторы И. Ильф и Е. Петров. Романы о похождениях великого комбинатора Остапа Бендера (“Двенадцать стульев”, “Золотой теленок”) – настоящий шедевр в области юмористической литературы.
В эмиграции классические традиции русской литературы продолжает И. А. Бунин. За рубежом писателем был создан автобиографический роман “Жизнь Арсеньева”, знаменитый цикл рассказов о любви “Темные аллеи”.
В 1926 г. на Западе издается первый роман В. В. Набокова – “Машенька”. Известность русскоязычного писателя многократно возрастает в 30-е гг. после публикации романов “Защита Лужина”, “Дар”, “Приглашение на казнь”.
Литература, посвященная Великой Отечественной войне
Произведения, посвященные священной войне, стали появляться буквально с первых дней нападения фашисткой Германии на СССР. Поначалу эти были, в основном, документальные очерки поэтов и писателей, работающих военными корреспондентами (И. Эренбург, К. Симонов, М. Джалиль и мн. др.).
В ходе войны появляются значительные художественные произведения. Это, в первую очередь, поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин”, стихотворения К. Симонова (“Жди меня, и я вернусь”, “Сын артиллериста”), цикл А. Ахматовой “Ветер войны” и т. д.
В 1942 г. был издан известный рассказ М. А. Шолохова “Наука ненависти”. Писатель начал работу над романом “Они сражались за Родину”. Уже в 50-е гг. он написал очень трагичное произведение “Судьба человека”. В 1946 г. была опубликована легендарная “Повесть о настоящем человеке” Б. Н. Полевого, посвященная подвигу летчика Маресьева.
Еще одним значительным произведением, посвященным Великой Отечественной войне, стала повесть Б. Л. Васильева “А зори здесь тихие…” (1969 г.). Естественно, военная тема в целом надолго заняла прочное место в русской литературе.
Литература второй половины XX века
В послевоенный период в СССР самым значительным стало направление “деревенской прозы” (60-80-е гг.). Тема утраты национальных корней, разрушения патриархального мира русской деревни была представлена в творчестве Ф. А. Абрамова (“Братья и сестры”), В. Г. Распутина (“Деньги для Марии”, “Прощание с Матерой”), В. П. Астафьева (“Затеси”) и др. К этому же ряду следует отнести многие рассказы В. Шукшина.
В 1957 г. на Западе был впервые издан роман Б. Пастернака “Доктор Живаго”, что привело к бешеной травле автора в СССР.
В начале 60-х были опубликованы три рассказа А. И. Солженицына (в том числе “Один день Ивана Денисовича”). Однако после прихода к власти Л. Брежнева на творчество писателя был наложен строгий запрет. Солженицын пишет для “самиздата”, передает свои произведения за границу. Таким образом он распространяет тексты романов “В круге первом”, “Раковый корпус”. В 1974 г. писатель был выслан из СССР. Антисоветская тема стала ведущей в его творческой деятельности (эпопея “Красное колесо”).
В 1955 г., после публикация скандального романа “Лолита”, мировая слава приходит к В. В. Набокову.
С конца 50-х гг. начинается совместная творческая деятельность братьев Стругацких, считающихся в настоящее время классиками современной научной фантастики (“Трудно быть богом”, “Пикник на обочине”).
С середины 60-х гг. в этой области работает Кир Булычев – один из самых популярных отечественных писателей-фантастов. Прославившись, прежде всего, произведениями о приключениях Алисы Селезневой, Булычев является автором большого количества “взрослых” произведений, в которых затронуты серьезные философские темы.
Отечественная поэзия второй половины XX века также была неотделима от политики. Гонениям подвергались “чуждые советскому строю” поэты. В первую очередь следует назвать И. Бродского. На Родине его стихотворения практически не издавались. В 1972 г. поэт был выслан из страны. На Западе он уже был хорошо известен, получил возможность спокойно работать. В настоящее время Бродский считается одним из выдающихся русских поэтов двадцатого столетия.
Советская “легальная” поэзия представлена именами Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Особое место занимают поэты-песенники, знаменитые советские барды: В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич.
Среди современных российских авторов можно выделить В. Пелевина (“Generation P”), П. Санаева (“Похороните меня за плинтусом”), В. Сорокина (“Сердца четерых”) и др.
Русская литература имеет периоды развития, которые соответствуют определенному отрезку времени. С каждым новым веком рождались писатели, формировались новые направления, появлялись прекрасные произведения и нам есть чем и кем гордиться. Каждый из писателей внес свою лепту в развитие литературы и писатели двадцатого века не исключение. Остановимся более подробно на литературе 20 века, на ее развитии, направлениях и нравственных проблемах, которые поднимались писателями.
Характеристика литературы 20 века
Литературу двадцатого века характеризуют несколько периодов. Так, конец девятнадцатого — начало двадцатого века — это эпоха бурного развития различных направлений. В этот период преображалась жизнь, а в воздухе витало ощущение новой эпохи, что несла переоценку духовности и эстетических идеалов. Отразились эти изменения и на литературе. Начались меняться художественные ориентиры, обновились литературные приемы, стала развиваться русская поэзия. Начало двадцатого века позже назовут периодом серебряного века, что характеризуется появлением новых мастеров слова. При этом мы замечаем, что литераторам уже не интересна реальность и социальные проблемы. Их уже не удовлетворяет эстетика реализма. Писателей интересует возвышенное. Они все чаще интересуются глубинными вечными вопросами.
Писатели и поэты все чаще затрагивают темы добра и зла, жизни и смерти, вечности, а фоном литературных поисков выступает капиталистическое отношения и революционное движение. Во всем ощущается кризис всех сторон жизни, который отражается и в литературе двадцатого века. Классические каноны в писательстве остаются позади, вместо них обозначаются такие основные направления, как реализм, модернизм и авангард. Среди модернистских течений развивается русский символизм, который соединил в себе религиозное, художественное и философские начала. Символизм подарил такие имена, как Брюсов, Блок, Мережковский.
В лоне символизма зарождается и акмеизм. В отличие от символистов, представители акмеизма не стремились к познанию непознанного, их интересует человеческая жизнь во всем многообразии. Представителями акмеизма были Ахматова, Гумилев, Мандельштам.
В это же время зарождается течение футуризма. Произведения в этом направлении выделяются стилевыми особенностями. Так, обновляются значения слов, литераторы отказываются от знаков препинания, вводятся технические термины, вульгаризм, стираются границы между высоким и низменным. Яркими представителями футуризма были Гуров, Маяковский, Бурлюк.
В литературе 20 в. тридцатых годов намечается переломный этап, в это время замедляются литературные процессы. Это период репрессий, жесточайшей цензуры, арестов. Для развития нет никакого толчка, преследования, осуждение, тотальная проверка. Но все равно, пусть и робкими шагами, но литература движется вперед. В этот сложный период на горизонте появляются такие таланты, как Цветаева, Шолохов, Есенин, Маяковский, Ахматова.
Период Великой Отечественной войны — это новый этап развития литературы 20 века.
Война в литературе 20 века
Война 1941 года вносит в литературу 20 в. новое направление — военное. Тема войны в произведениях встречается все чаще. Сначала это очерки, репортажи, далее монументальные полотна. Патриотическая лирика и произведения таких писателей как Твардовский, Ахматова, Симонов, Быков, Астафьев красочно описывает борьбу советского народа против фашистов. До сих пор читатель зачитывается военной литературой, переживая вместе с героями произведений все ужасы военного времени. Писатели тех лет являлись свидетелями военных событий, лично принимая участие в борьбе против фашизма. Они, как никто другой, могли правдиво передать ужасы войны, и писали о мужестве солдат и долгожданной победе. Говоря о войне в литературе 20 века, сразу вспоминаешь Твардовского и Василия Теркина, стихотворение Симонова Жди меня, Ольгу Берггольц и Ленинградскую поэму, роман Блокада, А зори здесь тихие.
Во второй половине двадцатого века следуют сталинские репрессии, оттепель, период застоя, перестройка, реформы. Все это отражается и в литературе. Таким образом литература двадцатого века характеризуется многоплановостью и противоречиями. Прослеживается неравномерность ее развития, где были то идеологическое насилие, то раскрепощение, то цензура, то послабление. Вот в такое нелегкое время писателям приходилось поднимать актуальные темы, среди которых были и нравственные проблемы.
Нравственные проблемы в литературе 20 века
Нравственные искания народа — это тема, которую часто поднимали писатели всех времен. Не обошли стороной нравственные проблемы и писатели двадцатого века, которые поднимали проблемы современности, стараясь донести до читателя такие ценности, как человеческое достоинство, совесть и справедливость. Среди них можно выделить Валентина Распутина, и его размышления о мужестве и нравственных позициях человека.
Приставкин в своей работе Ночевала тучка золотая поднимает вопросы связи поколений, национальных отношений, раскрывает тему добра и зла, и главное, указывает на то, что без общей культуры невозможно прийти к решению проблем.
С проблемой нравственного выбора, когда человеку приходится руководствоваться не прямым приказом, а прислушаться к голосу совести, сталкиваются герои Быкова в работах Сотников, Обелиск, Дожить до рассвета. Все они выходят с достоинством из сложившихся ситуаций.
Это далеко не все писатели, что поднимали вопросы нравственности в литературе 20 века. Но наше сочинение о литературе XX века подходит к концу и мы надеемся, что оно поможет не только получить хорошую оценку, но и обратить ваше внимание на бесценное литературное наследие.
Начало двадцатого века в русской литературе это яркость “Серебряного века” во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн.
Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны,
но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.
Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник “Символы”, творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков.
Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
М.
Горький и Л. Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим.
Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты.
Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.
Тридцатые годы характеризуются в литературе как “года великого перелома”. Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду.
Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет. А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов.
Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.
Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, А. Н. Толстой, Е. И. Замятин, М. М. Зощенко, М. А. Шолохов, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имен. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности.
Произведения могли никогда не выйти. Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.
Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьет асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни.
И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.
Loading…
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Русская литература 20 века (9 класс)
Начало двадцатого века в русской литературе это яркость «Серебряного века» во всем культурном наследии. Критические настроения порождали литературные шедевры и открывали новые имена. Время реалистов с критическим взглядом. Начал активно развиваться модерн. Писатели и поэты того времени глубоко проникали не только в умы, но и в души человеческие. Время было сложное. Капитализм, революционные взгляды наряду с философскими и религиозными теориями отражались литературой.
Это время расцвета поэзии. Направления поэтические различны, но модернистские взгляды преобладают. Это временной отрезок, когда пересматриваются устои, идеалы, ценности.
Хронология в литературной жизни двадцатого века прослеживается следующая: 1892 – 1917 годы окончание безвременья (революционный подъем общества, манифест и сборник «Символы», творчество Максима Горького). Хотя, возможно конец этого периода приходится на 1921-1922 годы. Время эмигрантов, ссыльных писателей, философов и историков. Русскую литературы XX века принято подразделять на: реализм, модернизм, литературный авангард.
М. Горький и Л.Н. Андреев не последнюю роль сыграли в литературном движении того времени. После революции у России начался период не простой. Он тяжело переносится ни только людьми, которым выпало жить после революции, но и для литературного бомонда является почти катастрофическим. Многие литераторы были вынуждены покинуть Родину. Кто-то был выдворен, а кто-то эмигрировал по доброй воле. Но жизнь творческая, литературная в России не прекращается. Сложное время открывает новые таланты. Яркие, со свежим взглядом и острым словом молодые писатели, участники Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев. У них не похожий на классиков слог, взгляд. Но они интересны, востребованы, близки народу.
Тридцатые годы характеризуются в литературе как «года великого перелома». Прежние устои рушатся. Партия активно контролирует литературную среду. Аресту подвергают П. Флоренского, А. Лосева, А. Воронского, И Д. Хармса. Репрессируемая интеллигенция гибнет.А ведь основой интеллигенции как раз являются деятели культуры. Результатом репрессий тридцатых годов является гибель большого числа писателей, в их числе: Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. Возможностей, для развития литературы практически никаких. Все оспаривается, осуждается, подвергается тотальной проверке.
Но это время дарит нам таких талантливых людей как:В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева. Сегодня невозможно себе представить литературы и поэзии без этих имён. А жизнь их в то время постоянно подвергалась опасности. Произведения могли никогда не выйти. Мы не узнали бы трогательных стихов Цветаевой, не услышали ритма Маяковского, не смеялись бы над Зощенскими рассказами, не признавались бы в любви Есенинскими стихами и не размышляли бы над загадочным слогом Булгакова.
Период двадцатого века в русской литературе ознаменован явлением кризиса. Кризиса душ, кризиса ума, кризиса чувств. Но читая произведения, написанные литераторами и поэтами того времени четко понимаешь, что талант это дар, который не победить. Он как росток пробьёт асфальт и будет тянуться к солнцу, тянуться к жизни. И путь будет не из легких, но сама жизнь расставит все по местам. Есть место на полке книжной каждого дома для книги поэтов и пишущих прозу литераторов двадцатого века.
Русская литература 20 века (9 класс)
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Моя любимая фотография (описание изображенного человека)
В современном мире фотографии чаще всего хранятся на электронных носителях, чем в фотоальбомах.
- Образ и характеристика Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина сочинение
Основным персонажем произведения, которое написано в жанре сказочной повести, является помещик, изображенный писателем в образе глуповатого мужчины, считающего себя потомственный российским дворянином, князем Урус-Кучум-Кильдибаевым.
- Сочинение на тему Чтение
Человек, который много работает, нуждается в отдыхе. Можно просто полежать на диване и посмотреть телевизор. Более молодое поколение выберет компьютер
- Сочинение В чем разница между мечтателями и реалистами?
В каждом человеке в той или иной степени совмещены мечты и реальность. И это здорово – быть реалистом с мечтой, но, когда человек мечтатель по жизни и совершенно не реализует себя в реальности
- Сочинение на тему Все профессии Важны
Каждый житель планеты в жизни стоит перед выбором. Сложным выбором в жизни человека является выбор профессии. Выбирать ее необходимо исходя из своих личных предпочтений и желаний.
Судьбы русских писателей XX века драматичны, поскольку именно тогда литература в нашей стране впервые стала по-настоящему влиятельной силой, которую можно было так или иначе направить — в зависимости от политической конъюнктуры. И это обстоятельство в той или иной степени сказалось на жизненном и творческом пути каждого из русских литераторов, включая самых маститых и, казалось бы, обласканных властью, — таких, например, как Максим Горький, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов. Перед русскими писателями XX века неизбежно вставала проблема нравственного выбора в ситуации, когда приходилось либо жертвовать честью, либо оставаться «за бортом».
Эпоха, в которую они творили, была отмечена сложнейшими и противоречивыми событиями. Страна пережила три революции, одну гражданскую и две мировых войны, национальные трагедии невиданного доселе масштаба — коллективизацию и «красный террор». Одни из писателей оказались вольно или невольно втянутыми в водоворот этих событий. Иные же отстранялись, уклонялись от участия в социальной борьбе. Но и те, и другие — дети своего времени, испытавшие вместе с родиной мучительную духовную драму. В этих немыслимых условиях писатели были призваны выполнять свою главную миссию — ставить перед читателем «вечные» вопросы о жизни и смерти, о человеческом предназначении, о том, что есть истина и справедливость, память и долг.
Таким образом, творчество лучших русских писателей XX века — это выстраданная боль за судьбы Отечества и родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, искажено.
Культура, которой в неистовстве нового нигилизма, в бесовстве берлиозов, швондеров и шариковых, прорвавшихся к власти, грозила смертельная опасность, была великой ценностью дна Михаила Булгакова. Он остро ощущал трагедию духовного беспамятства, самодовольного стремления усовершенствовать человеческую природу по своему разумению и прихоти.
Духовность, озадаченность смыслом жизни, «проклятыми вопросами» бытия — вот характерные черты созданных им положительных персонажей, в числе которых первым, разумеется, следует назвать мастера, героя бессмертного булгаковского романа. В его судьбе отражена горькая и достойная самого высокого уважения судьба самого Булгакова.
Бездомные, бесприютные герои романа «Мастер и Маргарита» становятся объектами травли, доносов, арестов, предательства. Судьба их типична и, к несчастью, закономерна в описываемом обществе. Они живут не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренней логике. Мастер и Булгаков знают своё дело, видят смысл и назначение своего творчества, сознают себя исполнителями особой общественной миссии. И потому им нет места в стране «победившего социализма» — ни как писателям, ни как мыслителям, ни как личностям.
Михаил Булгаков разделил судьбу многих русских писателей, которые умерли безвестными, но к концу столетия стали знаменитыми и читаемыми, с опубликованием произведений получили второе рождение. Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам… Они интересны прежде всего не своей принадлежностью к цеху литераторов — это в первую очередь духовно свободные, внутренне независимые личности. Творить им помогала вера в то, что «рукописи не горят». Эти писатели создавали свои произведения, сообразуясь только с собственной совестью и общечеловеческими представлениями о нравственности.
Они творили, не «наступая на горло собственной песне», и потому их судьбы вызывают в нас бесконечное уважение.
Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004
Русская литература 20 века
В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место
. Если рассуждать о русской литературе
20века,
то именно начало столетия знаменуется как
серебряный век расцвета литературы на Руси.
В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.
Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА
. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.
Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.
В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.
Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов,
а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.
Значение поэзии серебряного века в русской литературе
Как мы уже выяснили, серебряный век в русской литературе имеет огромное значение. Однако, разберемся в этом вопросе подробнее. Благодаря поэзии «Серебряного века» в литературе появилось:
- Множество направлений: романтизм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, модернизм, экзистенциализм. Благодаря этому русская литература приобрела историческую и политическую ценность. Поэзия первой половины двадцатого века целиком и полностью отражала события, происходившие в стране в тот период: революцию, Первую Мировую войну, Гражданскую войну, репрессии, Вторую Мировую войну.
- Субъективное выражение мыслей и чувств лирического героя. Читателю зачастую предоставлялась возможность быть не только читателем, но и соавтором произведения.
- Выражение чувств и мыслей лирического героя через символы: метафоры, эпитеты, фразеологизмы, метонимии.
- Понимание философского смысла через субъективное восприятие автора. Из этого утверждения следует то, что автор является сам лирическим героем и говорит читателю о том, что такое смысл в том или ином понимании.
- Развитие любовного жанра: писем в стихах, поэм, од. Это сделало русскую литературу насыщенной, яркой и разнообразной, что увеличило ее значимость как явления в мировой культуре.
- Отражение действительности в стихах. Очень распространены были стихи-описания с подробностями исторических событий. Зачастую такие стихи помогают нам понять народные смятения и волнения, запечатленные в стихах.
Таким образом, «серебряный век» в русскую литературу вошел как век поэзии, лирики, превосходства чувств над формой. Век поэтов – тонкий, чувствительный, несчастный и отчаявшийся – такой, какой видели Россию в то время поэты и народ, мысли которого они отражали в своих произведениях.
Значение «серебряного века» в русской литературе бесценно. Благодаря поэзии в русской литературе появилось множество направлений и жанров: самых разнообразных, но с одной единственной целью – целью единения поэта и народа в самые трудные для России минуты.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что русская литература первой половины двадцатого века была определена поэзией. Создание новых жанров, развитие совершенно новых для литературы направлений и появление ярких, талантливых личностей, сделавших многое для русской литературы, привело к тому, что русская литература изменилась в корне – стала самостоятельной, открытой, разнообразной. Поэзия серебряного века имеет очень большую философскую, религиозную, политическую, историческую ценность и значимость как в русской истории, так и в мировой культуре.
Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Русская литература в первой половине двадцатого века
Русская литература как явление всегда была и остается одной из самых значимых ценностей мировой культуры и истории. Русскую литературу времен ее расцвета условно можно разделить на эпохи: Золотой век (девятнадцатый) и Серебряный век (первая половина двадцатого).
Наверняка вы слышали выражение «серебряный век русской литературы» или «поэты серебряного века». Чем же прославился «Серебряный век» в русской литературе? Чем запомнился? Кто жил и творил в это время и какое течение было главным? Ответы на эти вопросы разберем подробнее.
- Во-первых, «серебряный век» запомнился как век поэтов. Основным направлением в литературе в то время являлась лирика. Именно лирические произведения определили дальнейшее развитие русской литературы как таковой и стали одними из синонимов к выражению «серебряный век».
- Во-вторых, поскольку русская литература была определена лирикой, то имели место быть различные направления: романтизм, символизм, модернизм, футуризм, экзистенциализм, акмеизм и т.д. Наиболее популярными оказались символизм, футуризм, акмеизм.
- Множество существующих направлений определило их характеристики и особенности: у одних это были такие средства выразительности, как: метафоры, сравнения, синекдохи, аллегории, метонимии; у других – гиперболы, эпитеты, лексические средства; у третьих – метафоры, эпитеты, фразеологизмы. Все это разнообразие подчеркнуло красоту и особенность русской литературы, как явления, сделало ее более красочной и самобытной.
- В поэзии поднимались такие темы, которые невозможно было раскрыть в прозе. Это субъективная философия, прежде всего запомнившаяся тем, что выражалась через символы и метафоры.
- У многих серебряный век русской литературы ассоциируется с политическими событиями, происходившими в тот период в стране. Это, прежде всего, Октябрьская революция, Первая Мировая война, Гражданская война, репрессии. Все эти события были в той или иной мере освещены писателями и поэтами того века.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Русская литература в первой половине двадцатого века 420 руб.
- Реферат Русская литература в первой половине двадцатого века 270 руб.
- Контрольная работа Русская литература в первой половине двадцатого века 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Замечание 1
Таким образом, «Серебряный век» — это век поэтов, век превосходства поэзии над прозой, чувств над формой и содержания над картинкой.
В этот век творили такие замечательные поэты и поэтессы, как: А. А. Блок, З. Гиппиус, А. Белый, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, В. В. Маяковский, Д. И. Мережковский и многие другие. Среди перечисленных поэтов А. А. Блок, А. Белый, Д. И. Мережковский и З. Гиппиус принадлежали к поэтам символистам. Символизм в России делился на два «лагеря»: на старших символистов (в основном, философско-религиозный поиск) и на младших.
Также из перечисленных поэтов А. А. Ахматова и М. И. Цветаева являются представительницами акмеизма. Также в направлении акмеизма писал Гумилев – законный муж Ахматовой. Акмеизм получил в России не такое широкое распространение, как символизм, однако его значение в русской поэзии бесценно.
В. В. Маяковский – яркий представитель кубо-футуризма. Футуризм в России подразделялся на три группы. Самым ярким и известным поэтом-футуристом в России по праву является Владимир Владимирович Маяковский.
Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
С. А. Есенин относится к так называемым «крестьянским поэтам» — поэтам-имажинистам. Эта поэзия была одной из наименее распространенных, однако, стихи Есенина до сих пор не теряют своей популярности.
Таким образом, серебряный век – одна из самых прекрасных и значимых эпох в русской литературе.
Предлагаем Вам анализ русской литературы 20 века – а именно писателей. Вы узнаете об основных авторах-прозаиках, кратко ознакомитесь с их творчеством и жизненными путями. Данный текст можно смело использовать в качестве материала для сочинения на тему писателей 20 века!
Введение
XX век стал для России временем невероятно тяжелых испытаний. На фоне двух мировых и Гражданской войн, кардинальных социально-политических изменений ярко выступили личности тех людей, которые призваны быть “совестью нации”. Практически всех русских писателей XX века объединяет трагическая судьба. Невзирая на лишения и страдания, они стремились донести до потомков живые свидетельства о своем времени. Не всем удалось добиться признания на Родине при жизни.
Отечественная литература XX века может по праву гордиться своими писателями, продолжившими традиции Толстого и Достоевского и заслужившими мировое признание. Среди них пять человек стали лауреатами Нобелевской премии по литературе. Хотя настоящие творцы не задумывались о громкой славе, отдавая все силы творчеству. Русские писатели XX века принадлежали к разным социальным слоям, придерживались подчас противоположных взглядов. Всех объединяет горячая любовь к своей стране и упорные поиски одной настоящей правды.
Максим Горький
Первые рассказы М. Горького – Алексея Максимовича Пешкова – появились в России в конце XIX века. Молодой писатель (биография) взялся за оригинальную для того времени тему, изображая жизнь и чувства босяков и бродяг. Для части образованного общества такая тема была слишком вульгарной и вызывающей. Однако обращение к “дну жизни” очень скоро сделало имя Горького известным на всю Россию.
Творчество Горького отвечало потребностям времени. Писатель показывал, что даже отвергнутые обществом люди сохраняют в себе благородство души и чистоту устремлений. Горький неуклонно проводил идею о необходимости правды и справедливости. Он создавал романтические образы свободолюбивых людей (“Старуха Изергиль“) и в аллегорической форме призывал к революционному подвигу (“Песня о Соколе”). Горький выражал чувства и настроения молодого русского пролетариата, что в конце концов привело его в лагерь социалистов.
В начале XX века увидели свет пьесы Горького, самой значимой из которых стала “На дне“. Пьеса пользовалась бешеной популярностью не только в России, но и во многих странах мира.
В 1906 г. были изданы роман “Мать” и пьеса “Враги”. Горький впервые в мировой литературе создал образы пролетарских революционеров.
С 1913 г. писатель работал над автобиографической трилогией (“Детство“, “В людях” и “Мои университеты”). В отличие от классических образцов (трилогия Толстого) Горький изобразил темные и жестокие нравы мещанства. В то же время он воспевал духовную силу, спящую в простом народе.
После революции Горький создал ряд крупных произведений: роман “Дело Артамоновых”, пьесы “Егор Булычев и другие”, “Васса Железнова” и т. д. До конца жизни он работал над романом-эпопеей “Жизнь Клима Самгина”. В нем писатель изображал самые разные слои населения России в переломную эпоху (вторая половина XIX века – 1917 г.).
В целом Горький оказал огромное влияние на становление и развитие молодой советской литературы, заслужив “звание” самого “пролетарского” писателя.
И. А. Бунин
И. А. Бунин начал свой творческий путь на рубеже веков в качестве поэта. Однако настоящую славу ему принесла проза. Писатель продолжал реалистические традиции “золотого века”, считая Толстого и Чехова своими учителями.
В начале XX века появляются знаменитые рассказы Бунина: “Деревня”, “Худая трава”, “Веселый двор” и др. В центре внимания писателя – русское крестьянство, тянущееся к свету из мрака нищеты.
Одна из характерных особенностей творчества Бунина – нескрываемая тоска по поводу разрушения старого уклада жизни. Очень ярко это проявилось в рассказе “Антоновские яблоки”, повести “Суходол”.
В 1915 г. Бунин написал рассказ “Господин из Сан-Франциско“.
Писатель не принял революцию и в 1917 г. эмигрировал из страны. Насильственный разрыв с Родиной стал для него настоящей трагедией.
В эмиграции Бунин продолжал активно работать, написав автобиографический роман “Жизнь Арсеньева”, “Митину любовь”. В этот период он создает свой знаменитый цикл новелл “Темные аллеи”, посвященный исключительно любви. Писатель свято хранил свою национальную принадлежность. Все его творчество оставалось крепко связанным с далекой Родиной.
В 1933 г. Бунин был удостоен Нобелевской премии по литературе.
М. А. Шолохов
М. А. Шолохов родился на казачьем Дону, которому и посвятил всю свою жизнь и творчество. С 15 лет будущий писатель принимал активное участие в революционных событиях на стороне красных. На основании личных воспоминаний в 1926 г. Шолохов выпустил свой первый сборник – “Донские рассказы”.
Книгой всей жизни стал для Шолохова монументальный роман-эпопея “Тихий Дон“, который он начал писать в возрасте 20 лет. Первая книга была опубликована в 1928 г., последняя – в 1940 г. Писатель с исключительной правдивостью изобразил донское казачество в период Первой мировой и Гражданской войн. Трагедию целого народа он сумел показать через судьбы отдельных людей.
“Тихий Дон” – выдающееся произведение, особенно если учесть время его создания. Шолохову пришлось вести борьбу с советской критикой и лично со Сталиным за право сохранения авторского замысла. Роман не стал очередным безвкусным панегириком советской власти. Главный герой мучительно ищет правду между двумя враждебными лагерями. Читатель же находит свою правду не по подсказке автора, а путем размышлений над судьбами многих людей, затянутых в кровавый водоворот.
Одновременно Шолохов работал над романом “Поднятая целина”. Он уступает “Тихому Дону” по художественной силе, намного больше “политизирован”, так как посвящен классовой борьбе в деревне в период коллективизации.
Великой Отечественной войне Шолохов посвятил неоконченный роман “Они сражались за Родину”, ряд рассказов, среди которых можно выделить “Науку ненависти” и “Судьбу человека”. В центре внимания писателя – мужественные люди, в которых война так и не смогла убить живую душу.
В 1965 г. Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе. Писателя называли классиком еще при жизни.
М. А. Булгаков
Творческий путь М. А. Булгакова начался в 1919 г. с небольших рассказов и фельетонов. Писались они на злободневные темы, буквально ради куска хлеба. Однако уже в этих незначительных произведениях чувствовалась рука мастера.
В 1926 г. было опубликовано первое значительное произведение Булгакова – “Записки юного врача”, в котором он рассказывал о своей деятельности в качестве врача земской больницы.
В 1925 г. Булгаков написал роман “Белая гвардия”, переделанный затем в пьесу “Дни Турбиных”. Писатель основывался на собственных воспоминаниях о Гражданской войне, ставя в центр внимания трагедию белого движения.
В 20-е гг. Булгаков работает очень плодотворно. Из под его пера выходят: пьеса “Бег”, повести “Роковые яйца” и “Собачье сердце”, рассказы. В это время он становится объектом яростной травли со стороны советской критики. На произведения писателя наложен запрет. После неудачной попытки опубликовать роман “Жизнь господина де Мольера” (1933 г.) Булгаков отказывается он надежды издать свои произведения.
С 1928 г. Булгаков пишет знаменитый сатирико-философский роман “Мастер и Маргарита“, ставший вершиной его творчества. “Мастер и Маргарита” – уникальное произведение мировой литературы. В романе фантастическим образом переплетаются советская действительность, мир евангельской легенды и демонические силы. Сатана парадоксальным образом предстает “добрым гением”, несущим справедливое наказание для настоящих злодеев. За сатирой скрываются глубокие размышления о смысле жизни, значении творчества, дружбе и любви и т. д.
Булгаков прекрасно понимал, что пишет “Мастера и Маргариту” “в стол”, надеясь лишь на посмертное признание. Впервые роман был опубликован уже после смерти писателя (1966-1967 гг.). На сегодня он считается одним из величайших достижений мировой литературы.
А. И. Солженицын
Очень трагично сложилась судьба А. И. Солженицына. Будущий писатель воевал в годы Великой Отечественной войны, но в 1945 г. был арестован и осужден за антисоветскую деятельность на восемь лет лагерей. После освобождения был сослан в Казахстан. Воспоминания об этом легли в основу многих произведений Солженицына.
В 1962 г. была опубликована повесть Солженицына “Один день Ивана Денисовича“, открывшая для многих глаза на страшную правду советской карательной системы. Художественные достоинства произведения невысоки. Оно больше напоминает дневник обычного заключенного в исправительно-трудовом лагере.
Вскоре были напечатаны еще три рассказа Солженицына. Среди них следует отметить “Матренин двор“. На примере простой крестьянской женщины автор показывал, насколько гибельной для патриархальной России становится грубое вторжение новых отношений и новой власти в целом.
Солженицын был даже представлен на получение Ленинской премии, но со сменой власти отношение к писателю резко изменилось. Произведения “Раковый корпус” и “В круге первом” выходили в самиздате и за границей.
В 1970 г. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе. В ответ на это против писателя начался новый виток репрессий. В 1974 г. он был выслан из СССР.
В эмиграции Солженицын написал книгу “Архипелаг ГУЛАГ”, работал над эпопеей “Красное колесо”. Писатель встал на позицию резкой критики всей советской системы, зачастую уходя в крайности. В 1994 г. Солженицын вернулся в Россию.
Солженицын занимает особое место в отечественной литературе XX века. Борьба против власти, резкое ее обличение позволяют причислить его к типу писателя-проповедника или пророка. В то же время желание непременно разоблачить тоталитарный режим нередко у Солженицына берет верх над несомненным художественным талантом.
Б. Л. Пастернак
Борис Пастернак занимает особое место в ряду русских писателей. Славу и громкое имя ему принесла поэтическая деятельность. Однако фактически с 1917 г. поэт работал над созданием главной книги своей жизни – романа “Доктор Живаго“.
Первая редакция главного романа Пастернака создавалась в 1917-1932 гг. (“Три имени”), вторая – в 1935-1941 гг. (“Записки Живульта”). Лишь к концу 1947 г. у писателя четко сложился замысел будущей книги. Работа растянулась на десять лет.
В СССР “Доктора Живаго” печатать отказались. Роман был впервые опубликован в Италии (1957 г.) и стал настоящей сенсацией. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Это вызвало бешеную травлю на Родине. Писателя заставили отказаться от премии.
По сути, в “Докторе Живаго” нет ничего антисоветского. Это роман о несчастной судьбе интеллигента, который представлялся автору идеальным человеком. Главный герой противостоит не какой-то определенной политической силе, а любой тирании и любому большинству, подавляющим свободную личность.
После скандала и пережитого стресса Пастернак тяжело заболел и вскоре умер (1960 г.), так и раскаявшись в написании и публикации за границей книги всей своей жизни.
В. Г. Распутин
Одним из крупнейших представителей т. н. “деревенской” прозы является В. Г. Распутин. Творческий путь писателя начался в середине 60-х гг., когда он опубликовал две книги очерков.
В 1967 г. широкую известность Распутину принесла публикация повести “Деньги для Марии”. В незамысловатый сюжет писатель вложил свою главную установку на будущее: материальное благополучие обратно пропорционально душевному потенциалу человека.
В дальнейшем Распутин углубляет проблематику своих произведений. В “Последнем сроке” (1970 г.) он задумывается об истинном призвании человека, смысле его жизни. Разрушительные последствия угасания личности изображены писателем в повести “Живи и помни” (1974 г.).
Огромное социально-философское значение имела повесть “Прощание с Матерой” (1976 г.). Обреченная маленькая деревня олицетворяет собой связь времен, народную память и глубокие народные корни.
В творчестве Распутина в целом центральными понятиями являются природа и память. Только через них можно рассуждать обо всех проблемах бытия и человеческой жизни.
Заключение
Перечисленные авторы являются наиболее известными, но далеко не единственными выдающимися русскими писателями XX века. В золотой фонд отечественной литературы входят произведения А. Аверченко, И. Ильфа и Е. Петрова, А. Платонова, В. Астафьева, В. Шукшина и мн. др. Появление все новых и новых имен позволяет надеяться, что в России и в XXI веке не переведутся люди, посвящающие свою жизнь тяжелому писательскому труду.
Даниил Романович | Просмотров: 9.6k