6
класс
Программа
Г.С.Меркина
Урок
№ 56.
Тема. Р/р.
Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Цель:
·
продолжить
работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;
·
развивать
речь учащихся, навыки грамотного письма;
·
воспитывать
внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: тексты произведений сказки-были М.М.Пришвина
«Кладовая солнца».
ХОД
УРОКА.
І.
Работа по подготовке к сочинению.
1. Сообщение
темы, цели, плана урока.
2.
Вступительное
слово учителя.
3. Обсуждение
предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.
·
Человек
и природа в сказке-были.
·
Кладовые
нашей души.
·
Тайна
Блудова болота.
·
Одиннадцатилетний
герой в оценке автора.
·
Происшествие
в Слепой елани.
·
Приключения
“Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
·
Сказка
природы.
·
Великая
сила дружбы и любви.
·
История
Травки и Антипыча.
·
Смысл
заглавия повести “Кладовая солнца”.
·
“И
какие это умные детишки!” (М.Пришвин).
·
Дружба
Насти и Митраши.
·
Собака – друг человека.
·
События на палестинке.
4.Составление
плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.
Тайна Блудова
болота.
План.
I.“Кладовая
солнца” – сказка-быль.
II.Удивительная
тайна Блудова болота.
1.“Великий
храм природы”.
2.“Охотники за
сладкой клюквой”.
3.Кладовые
природы и человека.
III. Смысл
повествования о Блудовом болоте.
5. Работа в
группах.
Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой
для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ
темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция
плана, запись в тетрадь.
1 группа.
Кладовые нашей
души.
План.
I.Смысл названия
повести “Кладовая солнца”.
II. Кладовые души
– истинное богатство человека.
1.Природные
запасы – кладовая солнца.
2.Сокровища
человеческой души:
а)
трудолюбие;
б) доброта
и щедрость;
в)
преданность и дружба;
г) знание
природы и любовь к ней.
III. Спасибо
автору за мудрость и веру в человека.
2 группа.
Приключения
“Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
План.
I. Главные герои
сказки-были “Кладовая солнца”.
II. Поход Насти и
Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
1.Рассказ о
ели и сосне, растущих вместе.
2.Ссора детей
у Лежачего камня.
3.Опасный путь
“Мужичка в мешочке”.
4.Трудные
испытания Золотой Курочки.
5. Великая
сила любви.
III. Отношение
автора к “умным детишкам”.
3 группа.
Сказки природы.
План.
I. М.М.Пришвин –
знаток русской природы (автор сказок о природе).
II. Сказочные
истории в повести “Кладовая солнца”.
1.Рассказ о
ели и сосне, растущих вместе.
2. Большой
черный пень – чудо-домик.
3.Повествование
о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
III. Роль “сказок”
в раскрытии идейного смысла произведения.
6. Подбор
эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы
к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
•Все прекрасное на
земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
•Друзья в
несчастье познаются. (Пословица)
•Птица сильна
крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
•Здесь мало
увидеть,
Здесь нужно
всмотреться… (Н.Рыленков)
•В одиночку слабы,
вместе сильны. (Пословица)
•Спешите делать
добрые дела. (А.Яшин)
•Душа обязана
трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
•Только любовью
держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
7. Коллективное
толкование слов и выражений.
— Каков смысл названия
“Блудово болото”?
а) (буквальное
понимание)
Название болота, в
котором можно заблудиться.
б) (скрытый
подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких
общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
— К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы,
подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь,
обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
— Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”,
“кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы” — место общения человека с
Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.
“Кладовые
природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).
“Кладовые
души” — навственные богатства человека.
— Подберите
эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть….. (прекрасной, открытой,
щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной
испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
— Вспомните
толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.
— Как вы
понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?
8. Осмысление
понятия “идея”.
Записи в ходе
беседы:
а) Идея
произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная
мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести
“Кладовая солнца”.
Самое трудное, — говорит автор, — победить
не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со
всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.
9. Написание вариантов
вступления по выбранной теме.
Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал
не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером,
изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о
дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина
“Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались
всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе
справились со всеми трудностями.
М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая
солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека.
Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги,
которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом
болоте, постигли эту великую тайну жизни.
10. Ответ на
вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
Возможные варианты
ответов:
•Всем
произведением автор утверждает: дружба – великая сила.
•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к
другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.
•Пришвин
говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.
•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию,
жизненной стойкости, дружбе.
•М.М.Пришвин
говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.
ІI.
Подведение итогов урока.
III.
Домашнее задание.
1.Написать сочинение.
2.Индивидуальное задание.
Подготовить сообщение о символическом значении образа
звезды в народной традиции.
3.Групповое задание.
Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М.
Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М.
Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и
др.)
Приложение к уроку 79
Пояснение к сочинению по теме «Тайна Блудова болота»
Вступление.
Сказка-быль «Кладовая солнца» — самое известное произведение писателя. М.М. Пришвин написал её всего за месяц. Ей была присуждена первая премия. Время действия — послевоенные годы. Главные герои – осиротевшие дети: брат и сестра, Настя и Митраша. Заблудившиеся в лесу дети узнали тайны Блудова болота и поняли, что такое «кладовая солнца».
«Кладовой солнца» автор называет Блудово болото, в котором скопились огромные богатства торфа — прекрасного горючего материала, образовавшегося из остатков растений — детей солнца, сохранивших его тепло даже после смерти. Отсюда второе, более широкое толкование слов «кладовая солнца» — вся природа с её деревьями, цветами, птицами, зверьём и, главное, с человеком. Поэтому третье и основное, может быть, значение названия — сердце человека с его способностью любить. Доброта, сердечное тепло, неравнодушие ко всему — вот настоящее, истинное богатство!
Основная часть.
1. Блудово болото — это таинственное и опасное место в произведении М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Тайна Блудова болота заключается в том, что на болоте есть Слепая елань — «гибельное место», в котором не сведущий, легкомысленный человек может погибнуть, что чуть не случилось с Митрашей из-за его беспечности. Так же на болоте есть «кладовые солнца», то есть залежи торфа, которые природа заготовила для человека. Но только знающему человеку она откроет двери своих «кладовых».
2. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями. (Перескажите историю детей (Насти и Митраши), отправившихся на Блудово болото)
3.В этом произведении природа олицетворяется: она может быть доброй к человеку, если он чтит её законы, а может погубить его, если он ими пренебрегает.
Вывод.
М.М. Пришвин описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Писатель призывает беречь природное богатство.
конспект урока Подготовка к написанию сочинения по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению
Цель: раскрыть особенности изображения М.М.Пришвиным мира природы; показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире, сделать выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле; развитие навыков монологической речи, навыков и способностей критического мышления (навыков анализа и синтеза, формулирования и проверки гипотез, развитие умений самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтексовую, концептуальную); пробудить в шестиклассниках интерес к творчеству М.М.Пришвина, желание заботиться о природе и её богатствах, воспитывать в детях чувство красоты, добра, любви к природе.
Скачать сертификат | заказать Золотой сертификат о публикации Заказать рецензию на публикацию
Вместе мы делаем образование лучше!
Сейчас на сайте 1755 пользователей.
Отзывы
Открытый урок литературы в 6 классе на тему:
«Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
(урок обобщения материала и подготовки к домашнему сочинению).
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №33 г. Твери
Иванова Людмила Николаевна
Тверь, 2015г.
ЦЕЛИ: формирование УУД.
Личностные УУД: участие в творческом процессе, развитие и реализация творческих способностей, интерес к творчеству писателя.
Регулятивные УУД: планирование деятельности (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана будущего сочинения).
Познавательные УУД: получение необходимой информации из текста, умение анализировать, сравнивать; выдвижение гипотезы и решение поставленной проблемы, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ОБОРУДОВАНИЕ: стенгазета с портретом М. Пришвина и иллюстрациями к сказке-были, изображение на экране мультимедийной установки картин природы, музыка П. И. Чайковского («Времена года. Апрель»), реквизит для сценки: корзина, полотенце, компас, ружье, топор, кепка с двойным козырьком, две куртки.
НА ДОСКЕ – тема урока, эпиграф:
Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М. М. Пришвин
ХОД УРОКА.
Этап 1. Организационный момент. Сообщение цели урока. Формулирование проблемы.
Учитель: Цель урока – подготовка к сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Назовите основную мысль (идею) вашего будущего сочинения. Будет ли она совпадать с идеей всего произведения? (Мнения учащихся по данному вопросу разделяются.). Как в связи с этим можно сформулировать проблемный вопрос?
Учащиеся: Какова основная мысль (идея) сказки-были Пришвина «Кладовая солнца»?
Выдвижение гипотез (на доске – схема, отображающая предположения учащихся:
ГИПОТЕЗЫ
природа прекрасна спасение детей люди должны беречь природу
Учитель: — Почему по этому вопросу несколько мнений? (Невнимательно прочитан текст произведения). Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
Учащиеся: Надо еще раз поразмышлять, как в произведении изображен человек и как изображена природа, какие у них взаимоотношения.
Этап 2. Пришвин – певец русской природы.
Учитель: Что нам уже известно об отношении к природе автора сказки-были?
Учащиеся: Пришвин любил русскую природу, часто бродил с записной книжкой по лесам и полям, любовался пейзажами.
Учитель: Правильно. Об этом можно написать во вступлении к сочинению. М. Пришвин проник в тайную жизнь русской природы, воспел ее красоту. Свои тайны природа доверяет только редким, удивительным, обладающим особым талантом людям. Посмотрите на эти пейзажи (см. на экран), вспомните строки из стихотворения Н. Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…
Послушайте музыку П. И. Чайковского. (Звучит пьеса из цикла «Времена года».) Попытайтесь почувствовать то, что испытывают к природе люди, страстно любящие ее.
У Пришвина можно научиться не только любить и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней. Она удивляет разнообразием красок, запахов, звуков. Писателя с полным правом можно назвать певцом русской природы. Как вы озаглавите первый пункт плана?
(Возможный вариант: Пришвин – певец русской природы.)
Этап 3. Метафорический смысл сказки-были.
-
Учитель: Природа привлекает Пришвина не только внешней красотой, но и внутренним своим содержанием. Она заставляет его задуматься о смысле жизни, о ее вечности и разумности. (См. эпиграф!)
Настя и Митраша вспомнили про два особенных места в лесу, о которых говорил им еще отец. Митраша – о палестинке, на которой «еще никто не бывал», Настя – о Слепой елани, «страшном месте». Дети отправляются в лес за клюквой.
Прочитайте эпизод «Ель и сосна» и ответьте на вопросы: Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героев? (Мысль о жестоких законах борьбы за существование , господствующих в природе; человек близок природе, он отражается в ней, как в зеркале.)
— Смотрите на иллюстрации. Какая из них точнее изображает описанное в сказке-были? (Учащиеся рассматривают нарисованные одноклассниками иллюстрации к зпизоду «Ель и сосна»).
— Правы ли те, кто утверждал, что главное для Пришвина – изображение красоты природы? (Нет, это не так.)
— Какое событие является завязкой повествования о походе детей в лес? (Ссора детей.)
— Посмотрите инсценирование эпизода «Ссора детей» и поразмышляйте над вопросом: Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему? (дискуссионный вопрос)
(Автор осуждает детей за ссору и дает понять, что каждый из них по-своему прав: Митраша пошел коротким путем, напрямик, по пути неизведанному и опасному. Настя пошла проторенной тропой. Пути «открывателей» и «осваивателей» нужны и полезны людям. Путь детей – жизненный путь.)
Озаглавливание 2-го пункта плана будущего сочинения. Возможный вариант: Путь детей – жизненный путь.
Этап 4. «Правда» мудрого Антипыча.
-
Учитель: От Лежачего камня пути детей расходятся. Каждый словно выбирает свою дорогу в жизни. Но у детей мал жизненный опыт. А вот старый лесник Антипыч – человек мудрый, он знает «что есть правда, какая она, где живет и как ее найти». Послушайте выборочный пересказ «Правда мудрого Антипыча» и поразмышляйте над тем, в чем она заключается. (Выборочный пересказ подготовленного ученика, получившего индивидуальное задание)
Примерный ответ ученика:
— Антипыч вместе со своей собакой Травкой жил в лесной избушке. Травка по-своему, по-собачьи ощущала любовное и дружеское отношение к ней хозяина и платила за это беззаветной преданностью. Она гоняла зверей для Антипыча, но не для себя. Хозяин любил ее, кормил и берег от волков.
Когда Антипыч умер, трудно было привыкать Травке к дикой жизни.Теперь ей нужно было, как и всякому дикому зверю, жить для себя. Но Травку тянет к человеку. Случайно попав на след детей, она бросает гон зайца и приходит на помощь Митраше.
Таким образом, Травка не превратилась в дикого зверя. Человеческое, воспитанное в ней Антипычем, осталось. Именно благодаря Травке Митраша понял правду мудрого Антипыча: «эта правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Мудрость старика заключается в следующем: любовь к окружающему миру, взаимопомощь, верность, преданность.
Озаглавливание. Возможный вариант: «Правда» мудрого Антипыча.
Этап 5. Участие природы в судьбе героев.
Учитель: Но не сразу эту правду мудрого Антипыча поняли Настя и Митраша. Именно природа помогла детям ее осознать. Какое участие принимает природа в судьбе детей? (Проверка домашнего задания группы №1- наиболее подготовленных учащихся.)
Возможные ответы:
-Природа – действующее лицо в произведениях Пришвина, автор использует прием олицетворения.
— Природа предупреждает детей об опасности.
— Травка спасает Митрашу, попавшего в беду.
— Настя вспоминает о брате, увидев змею.
— Природа помогает детям стать добрыми и дружными.
Учитель: Что мы узнаем о детях из заключительной части произведения?
Чтение эпизода. (Чудесное преображение Митраши: он по-настоящему начинает ценить родного человека. Победа Насти над собой, над своей жадностью. Дети стали добрыми, как Антипыч.)
Озаглавливание. Возможный вариант: Участие природы в судьбе героев.
Этап 6. Смысл названия сказки-были.
Учитель: — Правы ли те из вас, кто утверждал, что главное для писателя – рассказ о спасении детей? (Нет, это не так.)
5. Учитель: Как вы понимаете смысл заглавия произведения? Что по этому поводу говорится в сказке-были? (см. фрагмент текста)
-Только ли торфом богаты эти места?
— О ком еще с теплотой рассказывает автор? ( о добрых, трудолюбивых, мудрых людях – это тоже богатство земли)
Вывод: кладовая солнца – это вся природа и человек, ее мудрый хозяин. Кладовая солнца – это и кладовая души самого писателя с ее любовью к природе, людям, окружающему миру.
Озаглавливание. Возможный вариант: Смысл названия сказки-были.
Подведение итогов урока. Ответ на поставленный проблемный вопрос:
— Какова основная мысль (идея) сказки-были «Кладовая солнца»?
(Мысль о единстве человека и природы, о любви ко всему окружающему. Соединяя реальную жизнь людей и изображенную в сказочных образах жизнь природы, писатель выражает свою главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать ее, любить и охранять.)
Учитель: — Итак, ближе всех к правильному ответу те, кто выдвинул третью гипотезу. Внимательное чтение текста помогло нам решить проблему, найти правильный ответ на вопрос.
Задание на дом: написать черновик сочинения и отредактировать его.
Использованная литература
-
Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
-
Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 6 класса: Пособие для учителя. — 4-е издание, перераб.-М.: Просвещение, 1989.
-
Литература в школе, №4, 2002.
Аннотация к уроку литературы в 6 классе на тему:
«Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Главная цель урока – обобщение изученного материала и подготовка к домашнему сочинению «Человек и природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». Урок проводится с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Учащиеся совершенствуют свое умение составлять план к будущему сочинению, отбирать необходимый материал из произведения, проверяются навыки анализа фрагментов и текста в целом, дети развивают речь, учатся связно и последовательно излагать мысли. Итогом урока должно стать сочинение, написанное дома.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Кладовая солнца Пришвина
Главные герои рассказа – брат и сестра, Настя и Митраша. Дети остались без родителей. Они – круглые сироты. Другие жители деревни не оставляли их без внимания и всячески старались помочь им, кто чем мог. Но дети научились жить самостоятельно и оказались довольно хозяйственными малыми.
Этот рассказ повествует о их быте и об одном приключении – как они за клюквой ходили. Брат с сестрой решили набрать этой чудесной ягоды побольше. Вот и вспомнили они рассказ отца о месте, где ее видимо-невидимо. Но путь туда лежал через болото. Его можно было и обойти. Вот тут-то и произошла меж детьми ссора, в результате которой Настя пошла в обход, а брат ее пошел прямо по гибельной тропе и чуть было не увяз в болоте.
К счастью, все закончилось хорошо. Мальчика спасла умная собака. К тому же, он сумел убить волка, которого долго жители деревни изловить не могли. За это прослыл он героем. А ягоды дети набрали.
Этот рассказ не только о приключениях двух сироток. Еще одним действующим лицом выступает в нем сама природа. А все происходящее в нем наталкивает на многие мысли.
Всем нам известно, что природа – наша кормилица. Не зря, кстати, рассказ назван так – «кладовая солнца». Это – те дары, что принимаем мы от природы и они безграничны. Нужно только уметь ими пользоваться. Этому и учит произведение.
Еще, под кладовой здесь понимается и само болото, где скапливается полезное для человека вещество – торф. Однако, все полезное может быть и опасным. Это и показывается автором.
Мальчик чуть не утонул в болоте. А над сестрой взяла верх жадность. Девочка, добравшись до ягодной полянки, это тоже природная кладовая, даже забыла о брате. Она очень сильно увлеклась сбором клюквы.
Но все хорошо, что хорошо заканчивается. Дети получили большой жизненный урок из этого своего приключения. Они поняли, что действовать нужно сообща и тогда можно будет избежать много опасностей. А знания и доверие опыту людей — это то, что всегда поможет.
Вариант 2
Послевоенные годы выдались самыми тяжелыми особенно для детей, а о тех кто остался сиротками и говорить не приходится. В одном селе жили брат с сестрой мать их умерла, а отец погиб на войне. И пришлось детям самим вести хозяйство. Настя вставала ранним утром, готовила, ходила за скотиной, занималась уборкой. Брат научившись у отца мастерить деревянную посуду менял у соседей на что-нибудь нужное в хозяйстве. Сельчане зная как детям трудно приходится, старались помочь, кто чем может.
Вот как-то весной собрались ребята в лес за клюквой, в это время ягода бывает сладкая. Как только сошел снег ее видимо не видимо на полянках, которые называют кладовые солнца. Дети вспомнили про одно место, где этой ягоды можно насобирать целое ведро с одного метра. Сперва они шли вместе пока не дошли до развилки. Там Настя пошла по широкой дорожке, а Митраша выбрал на узкую тропинку. Заблудиться он не боялся, так как взял с собой и компас и даже ружье. За то что мальчик был собранный и всегда старался запастись нужными вещами его прозвали «мужичок в мешочке».
В лесу через который шли ребята жила собака Травка, когда-то она принадлежала леснику, а после его смерти осталась одна. Тоскливо ей было и она частенько выла. Этот вой услышал волк и решил ее поймать, но в тот самый момент когда ее можно было схватить собака помчалась за зайцем.
Митраша шел незаметной тропкой и попал в болото, хорошо сообразил бросить ружье плашмя, на нем и держался пока его случайно не нашла Травка. Тут из-за кустов появился волк, Митраша не долго думая выстрелил и убил его. Пока брат бродил по болоту Настя насобирала ягод.
Вернувшись домой дети рассказали о своем приключении. Мало кто им поверил, но некоторые особо любопытные отправились в лес и привезли волка. Теперь «мужичка в мешочке» зауважали еще больше.
Вовсе не обязательно быть взрослым и опытным, чтобы убить матерого волка с которым не могла справиться специальная бригада, достаточно немного везения.
Смысл произведения «Кладовая солнца» М.М. Пришвин
События рассказа «Кладовая солнца» разворачиваются недалеко от городка Переяславль-Залесского. В книге описан тяжёлый период Второй мировой войны. Главные персонажи произведения — дети с их чистыми помыслами и большими ясными глазами. Герои решили сходить недалёко в лес за клюквой. Именно там они и наткнулись на залежи торфа огромных размеров. В те сложные времена торф являлся источником тепла. Находка маленьких персонажей была очень важной и ценной. Теперь в посёлке можно было не волноваться по поводу тепла. Торф был отличным средством для добывания огня.
Однако эта сказка-быль не только рассказывает об удивительной и полезной находке. В произведение включено несколько невероятных историй, представляющих определённую значимость. Из рассказа старого охотника мы узнаем вопрос, который его больше всего волнует. «Что есть правда?» Действительно, эта тема остается актуальной и в наше время.
Ищите нас здесь
Смысл произведения «Кладовая солнца» заключается в раскрытии понятий «любовь к ближнему» и «любовь к природе». Автор считал, что мы живет в чудесном мире, который таит в себе огромные богатства. Важно только научиться правильно ими пользоваться. Нельзя пренебрегать предупреждающими об опасности знаками природы. Нужно прислушиваться к дуновению ветра, внимательно следить за капельками росы и с уважением относиться в животному миру.
Смысл книги «Кладовая солнца»в том, чтобы показаться читателю, что природа является нашим другом. Только при условии любви к окружающему миру мы можем построить доброе искреннее общество, которое будет чтить свои корни. Человек не может существовать вне природы. Несмотря на новейшие технологии, прогресс и последние разработки мы тесно связаны с окружающим миром. Эту связь никогда нельзя обрывать. Иначе мы погубим источник всей нашей жизни.
Это произведение раскрывает истинные ценности, которые актуальны во все времена. Автор чётко описывает человеческие качества, которые помогают людям оставаться людьми. Доброта, взаимопомощь, участие, сострадание. В душе человека не должно остаться места для равнодушия, недоверия, неприязни, зависти.
Сочинение 3
Перед нами произведение М. М. Пришвина «Кладовая солнца». В нем автор описывает простую красоту русской природы, жизнь и быт осиротевших детей в военные годы. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне. В наследство детям остались изба и скотина. Девочка Настя приняла на себя хозяйство и старалась всё выполнять. Брат Митраша был младше Насти на два года. Он занимался столярным делом, ходил на общественные собрания. Вместе с сестрой они работали на колхозных лугах. Ребята жили дружно, мирно. Пропитания им хватало от коровы.
Митраша был трудолюбивым, смекалистым и упрямым. Он наставлял сестру. Настя же ласково смеялась в ответ и улыбалась. Она была доброй, мягкой, покладистой, рассудительной девочкой. «Мужичок в мешочке» был невысокого роста и плотного телосложения. У «Золотой курочки» были золотистые волосы и веснушчатое лицо.
Однажды весной дети собрались на болото за сладкой ягодой клюквой. Митраша по-отцовски надел куртку, старую кепку, взял ружье и отцовский компас. Настя повязала полотенцем корзинку через плечо, как делала мать, взяла вареную картошку и бутылку молока. Отец рассказывал детям, что есть чудное место на болоте, палестинка, где растет много клюквы. Путь к этому месту опасен, лежит через Слепую елань. В тех местах много погибло людей и утонуло скота. На Сухой речке бродит старый волк, в деревне его прозвали Серый помещик. Дети не побоялись и ранним утром вышли в путь.
В лесу на развилке ребята поссорились. Митраша упрямо пошел по опасной дороге, куда указывал компас. Настя всячески пыталась отговорить его и сама пошла по проторенной тропе, куда ходили все бабы. Кто хоть раз ходил за клюквой, знает, на сколько эта ягода притягивает к себе! От ее большого количества в человеке просыпается жадность. Настя, собирая ягоду, совсем забыла про Митрашу. Наткнувшись на змею и подняв голову к верху, она очнулась. Ее пронзил страх за брата, что он голодный и один. Митраша по неосторожности свернул с тропы и увяз в болоте. На счастье его нашла одинокая собака. Он понимал свое положение и стал аккуратно хитростью звать Затравку. Расчетливый план сработал. Затравка вытянула его. Мальчик был мужественным. Когда он увидел в пяти шагах от себя волка, то не растерялся и выстрелил в него в упор.
Много в себе таят лес и болото: и опасность, и пропитание. Те места не зря прозвали Кладовая солнца. По легенде солнышко кормило и питало травку и растения. Умирая, они превращались в торф, что давало плодородную почву другим растениям и запасы горючего. Залежи торфа достанутся человеку в наследство. Этим и богата наша земля.
5, 6 класс
Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Ларры и Данко↑ ДругиеПортрет героя в рассказе Уроки французского →
Сочинения
Книга Пришвина «Кладовая солнца» познакомит вас с интересным рассказом и его героями, а мы поможем вам познакомиться с Пришвином и его «Кладовой солнца» в кратком его содержании, чтобы знать смысл произведения и уметь отвечать на вопросы на уроке литературы.
Пришвин Кладовая солнца
Глава 1
В селе, что расположилось недалеко от Блудова болота, брат с сестрой остаются сиротами. Мать умерла, а отца забрала война. Дети жили как раз по соседству от дома, где поселился рассказчик. Сироты были еще детьми, девочке лишь двенадцать лет, а мальчику и того десять. Когда родителей не стало, все хозяйство, а это и куры, и корова, и телка, и поросенок, и коза, легло на их небольшие детские плечи. Правда, соседи и дальние родственники пытались им помогать, но дети быстро приловчились и стали со всем добром справляться самостоятельно. Даже часто приходили на общественные работы. Сестра по хозяйству, брат занимался мужскими делами, а также бондарством.
Глава 2
Была ранняя весна и дети от людей услышали, что пора собирать клюкву, которая, кстати, вкуснее всего после зимы, хотя многие клюкву собирают поздней осенью. Вот Митраша и Настя собрались в путь за клюквой. Собрались идти на палестинку, о которой рассказывал отец. Именно там растет очень много ягод. Но место опасное. Несмотря на это, дети отправляются в дорогу, захватив с собой все необходимое, в том числе, еду и оружие.
Глава 3
Дети прошли приболотную местность по тропинке, которую проложили еще до них, По дороге они собирали первую попавшую им клюкву, а также слушали различные звуки, что издавали разные птицы, а также дети услышали вой. Как сказал Митраша, это выл одинокий волк. Выбирая путь, куда идти за клюквой, дети решают идти за стрелкой компаса, туда, куда никто не ходит, где их отец говорил, находится палестинка.
Глава 4
Дети пришли к Лежачему камню, где решили немного отдохнуть, и встретить солнечные лучи, которые бы их согрели, так как они немного замерзли. И вновь слушали птиц, а после решили идти. Митроша указывал на один путь, а Настя хотела идти всеми протоптанной тропинкой. В итоге каждый пошел своей дорогой.
Глава 5
Далее Пришвин в «Кладовой солнца» рассказывает о собаке Травке, которая теперь одиноко живет в лесу, как дикий зверь, добывая себе самостоятельно пропитание, хотя до этого жила с охотником-лесником Антипычем. С ним она и на охоту ходила, с ним и жила, а он всегда защищал ее от волков. Теперь собака сама и часто воет, особенно, когда слышит, как издают во время ветра, стон деревья. Этот вой собачий и слышит волк.
Глава 6
Как раз недалеко от сторожки у Сухой речки несколько лет назад расплодились волки. Крестьяне позвали волчью команду, чтобы те их убили. Истребители волков прибыли быстро, быстро сделали свое дело, выманив волчицу с волчатами и волка. Вот только волк сумел удрать. Это и был тот самый известный Серый помещик. За ним потом несколько раз охотились, но не получалось убить. Как раз в тот день, когда дети разошлись разными дорогами, волк вылез из своего логова. Голодный, худой. Он завыл. Далее в рассказе Пришвина «Кладовая солнца» автор призывает не верить волчьему вою. Это не жалостный вой, а опасный, злой.
Глава 7
Сухая речка огибала Блудово болото полукругом. С одной ее стороны выл волк, а с другой стороны – собака. Как раз на собачий вой и решил пойти волк, чтобы сожрать пса, но собака раньше перестала выть, поэтому волку не удалось ее поймать. Сама же собака отправилась на охоту и взяла след зайца, который направился к Слепой лани, куда пошел Митроша. Однако тут собака услышала запах картошки, что была в корзинке, и, поняв, что человек с картошкой направился в другую сторону, решает идти в сторону Насти.
Глава 8
Слепая елань – это как раз то место, где пласт торфа был молодой и тонкий, поэтому, места были не твердыми, а полужидкими. Станешь ногой и проваливаешься, да не знаешь, на какую глубину. Митраша же продолжал идти. Он шел по чьим-то следам, надеясь на то, что предыдущий человек выбрал правильный путь. Мальчик шел и тут ему захотелось сократить путь, причем, он увидел, что это возможно, ведь там росла трава-белоус, которая всегда растет у человеческой тропы, а значит, дорогу он выбрал верную. Он решает идти не проторенной дорогой. Но ошибся. Он попал в ту самую елань, где все погибали. Мальчика также засосало болото. Он стал звать Настю, которая где-то вдали уже звала Митрошу, вот только крик Митроши уносил ветер в другую сторону. Мальчик заплакал, чувствуя свою погибель.
Глава 9
Знакомясь с Пришвиным с его «Кладовой солнца», и продолжая рассказ, мы узнаем о дальнейших событиях. В то время, как Митраша шел краткой дорогой и опасной, Настя пошла по проверенной, собирая по пути клюкву. Дети не могли знать, что в итоге они все равно должны были встретиться. И, если бы Митроша не свернул с дорожки, и не провалился, то уже бы собирал клюкву, которая хорошо ценилась и за которой все гонялись. Вот только куда бы он собирал ягоду, непонятно. Настя же дошла до того самого места, где было много клюквы. Она и думать забыла о брате и только, когда увидела собаку, ту самую Травку, ей вспомнился брат и девочка крикнула его имя. Как раз этот крик и слышал мальчик. Настя же упала рядом с корзинкой и заплакала.
Глава 10
Собака находится рядом с Настей, а учуяв беду, начинает выть. Этот вой вновь слышен волку, который начинает бежать в сторону собаки. И тут Травка перестает выть, заметив зайца. Собака решает бежать за ним, а волк бежит за собакой.
Глава 11
Когда собака бежала за зайцем, то увидела человека в болоте, который ее позвал. Он назвал собаку Затравушкой. Именно так когда-то называл ее прежний хозяин. Собака стала подползать к мальчику ближе и тут Митроша ухватил ее за лапы. Испугавшись, собака дернулась и стала вырываться. Этим она и вытащила немного мальчика, который дальше смог вырваться из болота и доползти до тропинки. Когда Митроша выбрался, он позвал к себе собаку, чтобы обнять ее.
Глава 12
Когда мальчик был в безопасности, собака продолжила свой гон за зайцем, Митроша, понимая, что это его единственный ужин, прилег у можжевельника, чтобы в нужную минуту выстрелить. Вот только в это время к можжевельнику подобрался волк и был совсем близко к мальчику. Увидев волка, Митроша выстрелил. Волк сразу погиб. Выстрел же привлек Настю, которая и смогла отыскать Митрошу. Дети встретились. Собаке же удалось поймать зайца и принести брату с сестрой.
Соседи тем временем кинулись и увидели, что детей давно нет, что они не ночевали дома. Все собрались на их поиски и тут, сестра с братом вышли из леса, а за ними бежала всем известная собака. Дети все рассказали жителям села, рассказали и о том, как Митроша застрелил волка. Многие не верили, пока не увидели труп волка. Так мальчик стал героем. Настя же долго себя корила за то, что бросила брата и за то, что с такой жадностью собирала ягоду, а когда провозили эвакуированных детей из Ленинграда, отдала им всю собранную клюкву.
Пришвин Кладовая солнца главные герои
Изучив произведение Пришвина «Кладовая солнца», мы познакомились и с главными героями. Это дети. Мальчик и девочка, Настя и Митроша, которые осиротели. Им пришлось учиться жить самостоятельно и это у них получилось. Все хозяйство было на них, они научились жить без родителей и принимать участие в общественной жизни. Это смелые дети, которые не побоялись отправиться за клюквой на болото и, несмотря ни на что, остались верными своей братской и сестринской любви друг к другу.
Пришвин Кладовая солнца главная мысль
В своей работе Пришвин показал жизнь деревенских жителей после войны. Здесь автор Пришив в произведении «Кладовая солнца» доносит также главную мысль произведение и это сплоченность, дружные взаимоотношения, помощь друг другу, ну и, конечно же, автор затрагивает вопросы природы, вопросы взаимосвязи человека и природы, ее ресурсов. Автор хочет нам донести, что всеми дарами природы нужно пользоваться разумно, без жадности и тогда мы будем жить в мире и согласии как с собой, так и с природой.
Краткий пересказ «Кладовая солнца» Пришвин
А какую оценку поставите вы?
Различия героев
При тщательном сравнении персонажей можно увидеть то, что они имеют непохожие черты характера.
Настя старше Митраши на 2 года, поэтому чувствует свою ответственность за него. Мальчик, видя заботу сестры, старается быть главным в их семье, поэтому часто «хорохорится».
Главные герои «Темные аллеи» характеристика персонажей рассказа Бунина с описанием
Митраша упрям, на это указывает то, что он отказался идти вместе с Настей по проторенной тропинке. Он хотел выполнить указание отца: идти по направлению компаса. Главное различие брата и сестры заключается в упрямости Митраши и ласковости Насти. Девочка осторожно выбирает путь к ягоде, а мальчик старается показать свою смелость и храбрость. На самом деле он действительно был таким. В безвыходной ситуации ему удалось выбраться из болота. Рассудительность и ум помогли мальчику в борьбе со Старой Еланью, которая погубила многих людей.
Кладовая солнца Человек и природа сочинение
Безусловно, никто не станет спорить с тем, что с самого первого дня зарождения человечества и всего живого на Земле, природа очень тесно взаимодействовала с ним.
Ведь именно природа помогала выжить первым представителям человечества, давая еду, питье, жильё и так далее. Со временем человечество конечно же менялось, совершенствовалось, но стоит отметить, что и сегодня современный человек непрерывно связан с природой и просто не сможет без неё прожить.
В детской и даже народной сказке знаменитого русского писателя Михаила Пришвина «Кладовая солнца» очень насыщенно и естественно просвечивается тема взаимодействия человека и окружающей его среды, природы.
В самом начале сказки каждый читатель легко замечает то, что на судьбу двоих маленьких детей, мальчика Митраши и девочки Насти, выпала сложная и печальная судьба – расти сиротами. Дети с самого детства старались во всем помогать друг другу, облегчая тем самым свою жизнь.
Одно было очень хорошо для них, уже в своем детстве они смогли получить от родителей в наследство небольшой собственный домик, и довольно приличное хозяйство, которое помогало им выжить.
Конечно, за всем этим было необходимо ухаживать, но, стоит отметить дети отлично справлялись с этой задачей. Брат с сестрой не только умело выполняли все домашние дела, но и старались помогать соседям.
За это их все любили и считали взрослыми не по годам, в то время как бегать и играть они без труда выполняли всю трудную, взрослую работу, которая порой была трудна и тяжела даже для взрослых.
Ключевым моментом сказки становиться поход детей в лес за лесной клюквой.
С особым отношением автору удалось описать и природу села, и жаркое лето, и взаимоотношения детей, и их любовь к окружающему миру. Читая данную сказку многие дети стремятся быть похожими на этих брата и сестру, подражая поведению маленьких героев.
Вариант №2
Природа в буквальном смысле – жизнь человека. Ведь все, что нас окружает: воздух, вода, птицы, животные, деревья. – это неотъемлемая часть нашей жизни.
Когда мы лежим на траве, мы наслаждаемся небом, в котором летают птицы. Мы умиляемся милым котикам и собачкам. Мы ездим отдыхать на моря. Летом, когда жарко, мы идем с друзьями на речку.
И не стоит забывать, что дышим мы только благодаря природе. Не зря говорят: лес – легкие земли.
Но человек порой забывает об этом. Множество фабрик, заводов, предприятий выбрасывают в воздух углекислый газ и другие вредные вещества. Сотни, тысячи тон нефти выливаются в моря и океаны во время кораблекрушений. Браконьеры уничтожают виды животных и птиц, которые занесены в «Красную книгу».
А самое главное человек уничтожает лес. Ведь деревья перерабатывают углекислый газ, который разрушает озоновый шар земли.
Без него вредные солнечные радиоактивные лучи, будет приносить вред здоровью человека, так же будет растапливать ледники, в результате чего случаются цунами и повышается температура земли.
За последние сто лет в мире случилось больше катаклизмов, чем за последние две тысячи лет. Это уже о чем-то говорит. Человек, ведь использует планетой в своих целях, как хочет. Полезные ископаемые скоро закончатся. Пропадут леса, высохнут реки и моря, пропадут животные и птицы. И что потом будет делать человек? Когда Земля превратится в сожженную солнцем пустыню.
Сейчас люди создают организации по защите природы. Которые берут во внимание все выше затронутые проблемы. Они создают заповедники, организовуют всемирные субботники, садят деревья. Одной из этих организация является «Гринпис».
Данная организация опекается такими проблемами, как глобальная перемена климата, уменьшение объема лесов от тропиков до Арктики и Антарктики, чрезмерный вылов рыбы, коммерческий китобойный промысел, контроль радиационного загрязнения, развитие экологических электростанций, загрязнение природы опасными химическими веществами, забота об Арктике и Антарктике.
Нужно заботиться о природе бескорыстно и не думая о награде. Ведь если присмотреться, природа – это уже награда. Просто нужно уметь рассмотреть это волшебство. Человек тоже является частью природы. Если природа исчезнет – исчезнет и человек. И хочется попросить людей беречь природу. Потому что штучно воссоздать ее не получиться.
Человек и природа в сказке Кладовая солнца сочинение
Только доброму человеку открывает природа свои сокровища. (По сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»).
Михаил Михайлович Пришвин – писатель особый, неповторимый. Он оставил читателям много интересных рассказов о родной природе. Понимал язык природы, знал ее тайны. Как и датский сказочник – Андерсен, Пришвин обладал способностью видеть что-то необычное и таинственное в самом простом.
«Кладовая солнца» – одно из лучших произведений писателя. В нем он затрагивает очень важную тему взаимоотношений человека и природы. По мнению автора, Матушка-природа – живое существо, имеющее свой «характер».
Хозяином ее несметных богатств – «кладовых» становится не любой, а только тот, у кого доброе сердце и чистые помыслы. Духовное богатство ставит писатель на первое место.
Это любовь к родным и близким, забота о них, стремление делать добро.
Оставшиеся без родителей после войны дети – герои произведения (Настя и Митраша) пытаются понять «правду жизни», о которой им не успел рассказать перед смертью Антипыч – мудрый, добрый человек, знающий тайны природы. К нему частенько за советом приходили дети.
Собака Травка с полуслова понимала своего хозяина и, оставшись без него, не могла жить для себя. После смерти Антипыча долго еще приносила к порогу пойманную дичь и ждала его. Даже питомицу свою воспитал «человечной». В представлении Травки, люди делились на две группы: «антипычей» и «врагов».
Без ее помощи не смог бы выбраться из болота Митраша («Мужичок – в – мешочке»), а она, спасая его, обрела в нем нового заботливого хозяина.
Природа по-своему формирует характер человека: добрых и сильных она делает еще лучше и выносливее, а слабым и малодушным не помогает.
Дети после перенесенных испытаний меняются в лучшую сторону: от жадности в душе Насти не остается и следа (всю собранную клюкву она отдала больным детям), а Митраша проявил смелость, застрелив волка.
«Правда жизни» Антипыча заключалась в любви к природе и близким, в борьбе за любовь, стремлении быть самостоятельным и в любой ситуации оставаться человеком.
О единстве человека и природы в сказке-были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина размышляем в 6 классе.
Автор: Белова Наталья Николаевна
Цель урока: расширить представления о своеобразии художественного мира М.М. Пришвина, о духовности, о взаимосвязи человека и природы; способствовать развитию интереса к различным видам искусства; осуществить аналитическое проникновение в художественный текст, сформировать навыки конструирования модели причинно-следственных связей между художественными приемами, авторским отношением и образами героев, строить связное устное и письменное высказывание.
Задачи урока:
— обучающие: способствовать углублению знаний об особенностях художественного слова Пришвина, расширить и обогатить словарный запас учащихся путем работы с семантикой, научить пользоваться нетрадиционными формами и методами анализа художественного слова; выявить своеобразие художественного мира М.М. Пришвина; научиться анализировать прочитанное, написание сочинения-эссе (изображение впечатлений, раздумий от прочитанного).
-развивающие: развивать умения понимать иносказательный подтекст художественного текста во взаимосвязи с идеей, позицией автора, совершенствовать навыки выразительного чтения, развитие художественно-эстетических особенностей;
-воспитательные: развивать духовно-нравственные ориентиры; воспитывать бережное отношение к природе и ее богатствам;
— личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; мотивация учебной деятельности.
— метапредметные: сформировать умения оценивать результаты своей деятельности, анализировать свою работу, выявлять задачу и решать ее, определяя круг действий и операций, коммуникативность, умение работать с информацией.
Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают, что такое эссе, научатся формулировать свои мысли, передавать чувства, смогут передать свои впечатления от прочитанного, усовершенствуют навыки аналитического чтения в рамках «погружения в текст».
Тип урока: урок-исследование.
Метапредметная связь: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: медиапроектор, таблички с названиями групп, белый треугольник, под ним запись («Природа – храм, а человек в ней – созидатель»), шкатулка с двойным дном, карточки со словами, оранжевый цветок, бабочка, толковые слова, карточки «Рефлексивный светофор», картонный треугольник с надписью; музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы».
Ресурсы: учебники по литературе (учебник-хрестоматия М.А. Снежневской, О.М. Хреновой, Э. Э. Кац для 6 класса под редакцией Г.И. Беленького (ч.2)); слайды презентации; памятки, рабочие листы.
Класс поделен на три группы.
На доске – белый треугольник. На оборотной стороне треугольника надпись, которая будет представлена учащимся в конце урока: ПРИРОДА — ХРАМ, А ЧЕЛОВЕК — СОЗИДАТЕЛЬ. ЭТО МИР ПРИРОДЫ, И ОН ПРЕКРАСЕН (М.М. Пришвин)
Этап урока |
Содержание и виды деятельности учащихся |
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап |
1. Актуализация знаний (литературный диктант по произведению «Кладовая солнца») 2. Введение в тему урока. Обращение к эпиграфу: «Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа…, взаимодействие человеческой души и мира природы». (В.А. Солоухин). 3. У учителя в руках шкатулка, олицетворяющая художественный мир писателя Пришвина. В начале урока она пуста, но в конце урока она должна преподнести нам сюрприз, какой – зависит от нашей совместной работы. |
2. Основной (информационно-аналитический) этап |
Работа в микрогруппах под музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы». Участники групп получают рабочие листы с заданиями, по итогам выполненных заданий – совместное обсуждение с формулировкой выводов. Гр.1: Задача: — Из ряда понятий вы выбираете три, связанные с авторским замыслом и анализируете. Используя прием «цветослово», вы проанализируете ключевые понятия, отражающие, на ваш взгляд, идею автора. Гр.2: Задача: анализ фрагментов текста «вслед за автором» — необходимо заполнить рабочие листы, отвечая на предложенные вопросы и делая проблемный анализ по заданной схеме. Гр.3: Задача: сделать проблемный анализ фрагмента «Блудово болото» с использованием корнесловно-смыслового анализа. |
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап |
1. Итог урока: Учитель обращается к шкатулке. Здесь появились карточки со словами, из них нужно составить фразу (вызывается один учащийся и составляет фразу (Природа – храм, а человек в ней – созидатель – поворачиваем оборотной треугольник). Но это ещё не все, в нашей волшебной шкатулке есть ещё что-то: появился подарок – жёлтый цветок и бабочка. У древних египтян бабочка на оранжевом цветке – это символ гармонии и вдохновения. Таким образом, разгадав тайну художественного мира сказки-были «Кладовая солнца», мы получили еще и подарок, имеющий отношение к домашнему заданию. 2. Дифференцированное домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М. Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина». Поэтическая интерпретация отдельных фрагментов (стихотворение по мотивам сказки-были») «Эта волшебная природа!» 3. Рефлексия: Необходимо заполнить карточки «обратной связи»: в нужном месте поставь крест. |
Проект урока литературы в 6 классе
Ход урока
- Эмоциональный настрой (слайд 1)
- Актуализация знаний (литературный диктант – на слайде 2 вопросы) – отвечают 2 человека с места.
— Кто такой Антипыч? (Лесник)
— Как в произведении «Кладовая солнца» называли волка? (Серый помещик)
— По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу называли? (Палестинка)
— Топкое местечко в болоте, как прорубь на льду? (Елань)
— Название болота, возле которого жили дети? (Блудово)
— От чьего имени ведется повествование в сказке-были? (Разведчика болотных мест)
- Введение в тему урока.
Учитель:
— Ребята, сегодня мы побудем исследователями, а предмет нашего исследования спрятан в высказывании В.А. Солоухина. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Обращение к эпиграфу (Слайд 3):
«Основная тема творчества Пришвина – Человек и Природа…, взаимодействие человеческой души и мира природы». (В.А. Солоухин)
Учащиеся формулируют тему урока.
Учитель:
— На этом уроке мы с вами, ребята, попробуем войти в таинственный и загадочный мир М.М. Пришвина. Познавать мир художественного слова можно по-разному. И сегодня мы должны убедится в том, что в арсенале читателя для этого достаточно средств и приемов.
У меня в руках шкатулка – это художественный мир писателя Пришвина. Сейчас, как вы видите, она пуста, но в конце нашего урока она должна преподнести нам сюрприз, какой – зависит от нашей совместной работы. Итак, приступаем к нашему исследованию.
- Работа в микрогруппах под музыкальное сопровождение комбинированных мелодий «Звуки природы». Участники групп получают рабочие листы с заданиями, по итогам выполненных заданий – совместное обсуждение с формулировкой выводов.
Учитель – первой группе:
— Из ряда понятий вы выбираете три, связанные с авторским замыслом, и анализируете. Используя прием «цветослово», вы проанализируете ключевые понятия, отражающие, на ваш взгляд, идею автора.
Рабочий лист
1 группа
Задача: выбрать из предложенных три слова, связанных с идеей произведения, и проанализировать их цветосимволику по образцу слова «клюква») (Ответ: природа, любовь, красота):
природа-любовь-красота-творчество-пространство-экология-одиночество
Цветосимволика:
Красный |
1 |
А |
И |
С |
Ъ |
Оранжевый |
2 |
Б |
Й |
Т |
Ы |
Желтый |
3 |
В |
К |
У |
Ь |
Зеленый |
4 |
Г |
Л |
Ф |
Э |
Голубой |
5 |
Д |
М |
Х |
Ю |
Синий |
6 |
Е |
Н |
Ц |
Я |
Фиолетовый |
7 |
Ё |
О |
Ч |
|
Розовый |
8 |
Ж |
П |
Ш |
|
Золотой |
9 |
З |
Р |
Щ |
Что несет данный цвет?
Синий цвет: В мифах синий цвет – это божественное проявление, цвет загадочности и ценности. Синий цвет–потеря реальности, мечтание, фанатизм. В синий цвет одеты маги и волшебники. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук скоробей синего цвета. Будда и Кришна – синего цвета. Синий цвет во флагах – свобода, объединение, принадлежность к большому целому.
Зеленый цвет очень разнообразен по оттенкам, поэтому и значение зеленого цвета не описать в двух словах. Он составлен из синего и желтого цветов, то есть Небес и Земли, поэтому этот цвет обладает почти мистическими свойствами. В христианстве значение зеленого цвета – это весна и растительность, и в связи с этим он является символом победы весны над зимой, другими словами, жизни над смертью. Зеленый цвет любят в Австралии, Мексике, Египте, Ирландии и др. В Китае, например, зеленый цвет означает роскошную жизнь и молодость, а в Индии — это мир и надежда. Он помогает нам объединиться с природой и стать ближе друг к другу. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Значение зеленого цвета у многих народов мира – это юность, надежда, веселье, но иногда и недостаточное совершенство или незрелость. Зеленый цвет максимально материален и оказывает успокаивающе, а иногда даже и угнетающее действие, поэтому говорят «тоска зеленая» или «зеленый от злости». Значение зеленого цвета у большинства народов – это символ природы, самой жизни, естества, весны.
Желтый цвет: значение желтого цвета в шедеврах эпохи Возрождения сходно с толкованием цвета в христианстве. В Бразилии желтый цвет воспринимают как знак отчаяния и болезни. В Китае желтый цвет олицетворяет великолепие и является символом империи. Для большинства русских людей значение желтого цвета ассоциируется с разлукой и изменой. Желтый цвет является цветом лёгким, теплым, он вызывает у человека положительные эмоции, ассоциируется у него с радостью и весельем.
Голубой цвет: в средневековье люди, ходившие в голубом, знали истину. Это цвет “спокойной эмоциональности”, расширяет пространство. Но! Замедляет рост и развитие. Это цвет мечтаний и грёз, цвет мира и согласия.
Образец анализа слова «клюква»:
Слово |
К |
Л |
ю |
к |
в |
а |
Число |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
1 |
Цвет |
Жел. |
Зел. |
Гол. |
Жел. |
Жел. |
Крас. |
Складываем числа 3+4+5+3+3+1=19=1+9=10=1+0=1 (красный) (используем таблицу «Цветосимволика»)
Красный цвет – это олицетворение силы, жизненных сил, энергии, здоровья. По времени красный цвет соответствует настоящему времени, символически полный сил мужественности, устремленный к огню, например, пламя святого духа Троицы. Вывод: клюква – это символ жизненной энергии, которую человек черпает из недр природы, «цветное» значение слова подтверждает роль этого словообраза в идейной ткани произведения.
В приведенные таблицы вписываем выбранные слова и исследуем их по предложенному выше образцу.
п |
р |
и |
р |
о |
д |
а |
Роз. |
Зол. |
Крас. |
Зол. |
Фиол. |
Гол. |
Крас. |
8 |
9 |
1 |
9 |
7 |
5 |
1 |
л |
ю |
б |
о |
в |
ь |
Зел. |
Гол. |
Оранж. |
Фиол. |
Жел. |
Жел. |
4 |
5 |
2 |
7 |
3 |
3 |
к |
р |
а |
с |
о |
т |
а |
Жел. |
Зол. |
Крас. |
Крас. |
Фиол. |
Оранж. |
Крас. |
3 |
9 |
1 |
1 |
7 |
2 |
1 |
Складываем: 40=4+0=4 (зеленый) -природа
Складываем: 24=2+4=6 (синий) — любовь
Складываем: 24=2+4=6 (синий) — красота
Делаем вывод: как соотносятся значения цветовой символики, ключевые понятия и идея автора о том, что такое природа, что она может дать человеку (какие силы?)______________________________________________________.
Вставьте пропущенное слово.
«Добро, красота, _____________ венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно» (М.М. Пришвин).
Рабочий лист
2 группа
Учитель:
— Задача: анализ фрагментов текста «вслед за автором» — необходимо заполнить рабочие листы, отвечая на предложенные вопросы и делая проблемный анализ по заданной схеме.
Вопросы |
Ответы учащих-ся |
По эпизоду «Ель и Сосна»: |
|
Какие средства выразительности использовал автор и зачем? |
|
Какая иллюстрация ближе указанному фрагменту и почему? |
|
По фрагменту «Восход солнца. Тетерев Косач»: |
|
Какими в произведении предстают человек и природа? (дописать недостающие элементы логической схемы «рыба») — Какой предстает природа, когда дети воссоединяются? — Как реагировала природа на ссору детей? — Найдите элементы описания природы, воссоздающие образ храма. — Как преображаются дети, оказываясь на полянке у Лежачего камня? |
Ответы записываются на стрелках: Мир природы природа – мир рядом с человеком Мир человека |
Вывод: |
Рабочий лист
3 группа
Учитель:
-Задача: сделать проблемный анализ фрагмента «Блудово болото» с использованием корнесловно-смыслового анализа.
Вопросы-задания:
- Вставить подходящие по смыслу слова:
Природа ______________, она помогает людям, ________________ . Нужно учиться __________________, знать и понимать природу, беречь и _________________________.
2 Ответ на проблемный вопрос: почему именно клюква упоминается в сказке-были?
- Работа с со словом «блудово»: восстановите родственное гнездо данного слова.
Как соотносится слово «блудить» («блуждать») с сюжетом и идеей произведения Пришвина «Кладовая солнца»?
(Что было с детьми когда они поспорили?Что бывает с людьми, часто не замечающими подсказок и сигналов природы? Какие действия человека можно назвать ошибочными по отношению к природе, «запутывающими его»?)
- Задание: в чем сходство понятий «кладовая» и «храм», как эти слова, на ваш взгляд, соотносятся с идеей М.М. Пришвина?
Справка: В словаре С. Ожегова у слова «кладовая» имеется три значения:
- помещение для хранения продуктов питания, товаров, оборудования, сырья;
- место хранения корма, запасов на зиму у животных;
- средоточие каких-либо скрытых богатств, ценностей.
Многозначным является и слово «храм»:
- здание для богослужений, церковь;
- место, внушающее благоговение и дарующее душевное обновление;
- сфера высоких духовных ценностей.
Учащиеся:
— Лес в сказке-были «Кладовая солнца» – это храм, где происходит очищение от плохого и обновление. Схожими можно считать значение №3 первого слова и значение №2 второго слова. Общее у них – значение «место, содержащее нечто ценное для человеческой души. Это значение лежит в основе идеи Пришвина о неразрывной связи человека и природы, идеи восприятия природы как некоего храма, где душа человека обретает новые силы, возрождается.
Учитель:
— Снова я обращаюсь к шкатулке. Здесь появились карточки со словами, из них нужно составить фразу (вызывается один учащийся и составляет фразу (Природа – храм, а человек в ней – созидатель – поворачиваем оборотной треугольник). Но это еще не все, в нашей волшебной шкатулке есть еще что-то: появился подарок – желтый цветок и бабочка. У древних египтян бабочка на оранжевом цветке – это символ гармонии и вдохновения. Таким образом, разгадав тайну художественного мира сказки-были «Кладовая солнца», мы получили еще и подарок, имеющий отношение к домашнему заданию.
Дифференцированное домашнее задание:
- Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем: «О чём меня заставила задуматься сказка-быль М.М. Пришвина?», «Какой предстает перед нами природа в произведении М. М. Пришвина».
- Поэтическая интерпретация отдельных фрагментов (стихотворение по мотивам сказки-были») «Эта волшебная природа!»
А теперь заполните карточки «обратной связи»: в нужном месте поставь крест.
Пояснительная записка
Поурочные разработки Полухиной В. П.,
предлагаемые к учебнику Коровиной В. Я., не вполне
соответствуют темам, предложенным программой.
Планирование составляется на основе программы,
поэтому мы решили представить свои разработки
уроков, темы и содержание которых соответствуют
именно программному.
Изучение сказки-были “Кладовая солнца” в
школьной программе имеет долгую историю.
Существует много теоретического, дидактического
и методического материала, который
разрабатывался учителями нескольких поколений.
Мы же в своей работе расставляем акценты и
систематизируем материал, адаптируя его к
требованиям, предъявляемым к современному уроку;
предлагаем различные виды деятельности учителя
и обучающихся: от аналитической беседы до
разгадывания кроссвордов. Коллеги, которые
пожелают воспользоваться нашими разработками,
смогут выбрать то, что будет оптимально
подходить по уровню подготовки классов.
“Кладовая солнца”- сказка – быль.
Цель – систематизация и обновление материала,
используемого при планировании и проведении
системы уроков по сказке-были М. Пришвина
“Кладовая солнца”.
Задачи:
-совместить программные требования и
содержание учебника по изучаемому произведению;
-представить разные виды деятельности учителя
и обучающихся;
-показать возможность доступного изучения
литературоведческих терминов при целостном
анализе художественного текста.
Наша разработка поможет учителям при
подготовке к урокам и их проведении. Кроме
содержательной стороны мы предлагаем чёткую
привязанность плана урока к тексту,
предлагаемому учебником-хрестоматией под
редакцией В. Я. Коровиной, для этого в плане
указаны страницы учебника, где можно найти
ответы – это значительно сэкономит время на
уроке и облегчит работу, что позволит задать
больше вопросов и дать ответов, т.е. выступить
большему количеству учеников.
Инсценировки, игровые моменты, творческие
групповые задания позволят сделать урок живым и
увлекательным.
Урок 1.
Тема: М. Пришвин. Слово о писателе. “Кладовая
солнца”.
Нравственная суть взаимоотношений Митраши и
Насти.
Образ природы в сказке-были.
Цели:
1. Познакомить учащихся с
некоторыми фактами биографии Пришвина, раскрыть
особенности жанра, характеры героев, замысел
писателя — показать единство человека и природы.
2.Развивать речь, творческие способности
учащихся.
3.Воспитывать доброжелательное отношение
друг к другу, бережное отношение к природе.
I. М. Пришвин. Слово о писателе.
(Выступления 2-х учащихся.)
1уч-ся. Пришвин – один из своеобразнейших
писателей. Родился 23 января 1873 года недалеко от
города Ельца Орловской губернии в купеческой
семье. Как водилось тогда – сначала гимназия,
затем реальное училище в Тюмени, затем
политехникум в г.Риге. Дальнейшее образование М.
Пришвин получает за границей, в Лейпцигском
университете.
В Россию вернулся агрономом, но с широким
общегуманитарным образованием. Писатель
познакомился с известными русскими этнографами
Шахматовым и Ончуковым.
Языковеды уговорили Пришвина поехать на север
России для собирания народных сказаний, поверий,
песен, пословиц и поговорок. В этот момент и
решилась судьба Пришвина. Он согласился на
уговоры и уехал на Онежское озеро.
2 уч-ся. Существует мнение, что у Пришвина нет
учителей и предшественников. Это неверно.
Учитель у Пришвина есть. Тот единственный
учитель, которому обязана своей силой, глубиной и
задушевностью русская литература. Этот учитель-
русский народ. В повестях, рассказах Пришвина всё
объединено человеком – неспокойным, думающим,
человеком с открытой и смелой душой.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из
его любви к человеку. Главное действующее лицо в
рассказах о природе — сам Пришвин: охотник,
ученый, художник слова, искатель правды.
М. Пришвин умер 16 января 1954 года.
II. Беседа с классом по заранее прочитанному
тексту.
1)Какими вы видите главных героев сказки-были? с.
39-41
2)Как автор относится к детям?с.39
(Автор описывает детей с большой любовью и
нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это
были умные детишки!”; “наши любимцы”.)
3)Почему он их называет “Золотая курочка” и
“мужичок-в-мешочке”?
( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает
описанию Насти сказочную прелесть. Эффект
усиливают уменьшительные суффиксы в словах:
“курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”,
“чистенький”, “веснушки”. Митраша описан
по-другому. Главное в его описании — мужские,
волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке”
означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже
обладает качествами “мужичка”.)
4)Почему автор не описывает игры детей, забавы,
развлечения?с.40
( Детям некогда было играть и развлекаться. На
их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о
всех живых существах”. Автор и восхищается, и
гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись
наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)
5)Как автор описывает хозяйственные заботы
детей?с.40,41
(Автор сравнивает детей с действиями их
родителей. Настя, “как и покойная мать”,
“вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё
любимое стадо”, топила печь, готовила обед,
“хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша
“выучился у отца” делать деревянную посуду, “на
нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное
дело. Он бывает на всех собраниях, старается
понять общественные заботы.”)
Прочитаем короткий диалог в начале
повествования.( c. 41 со слов “Очень хорошо….” до
слов “…или картошку сажать.”)
6)Как этот диалог помогает понять характеры
брата и сестры?
(Дети подражают поведению своих родителей.
Митраша вспоминает, “как отец наставлял его
мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя
подобно покойной матери: не спорит с Митрашей,
улыбается, тот “начинает злиться и
хорохориться”. Настя сначала поддразнивает,
потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая
перепалка заканчивается примирением и дружной
работой.)
Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и
Митраша собираются за клюквой”. (с. 43 “Настя,
начиная собираться,…где растёт сладкая
клюква”).
7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем
повествовании?
(Настя невнимательно слушала брата, когда тот
рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои,
женские, хозяйственные заботы, она заботится о
том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже
решил, что пойдет искать палестинку. Он –
мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так
намечается конфликт повествования.)
8)Какое событие является завязкой
повествования? С.47
(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не
привела к трагедии. Рассудительная Настя
попыталась убедить брата идти по широкой,
плотной тропе, но Митраша заупрямился и
отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж
Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли
разными дорогами.)
9)Кто из ребят был, по-вашему, прав и почему?
10) Какую роль в развитии событий играет природа?
Комментарий учителя:
Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой
начинаются с описания Блудова болота. (с.45)
Блудово болото представляется тревожным,
опасным, страшным местом. Сама природа здесь
пугает не только человека, но и зверя. Обратим
внимание, как показаны тревога и страх лисы:
уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее
маленькой и беззащитной.
Здесь же противопоставлены собака и волк –
друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от
тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к
нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли
Настя и Митраша, охотники за клюквой.
Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о
приближающемся разладе между братом и сестрой
–облако, которое “как холодная синяя стрелка…
пересекло собой пополам восходящее солнце”.(с.46)
Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна
простонала”, а “ель зарычала”.
11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?с.45
(Два дерева, обреченных жить вместе,
описываются как живые существа. Большие деревья
должны были бы расти самостоятельно, отдельно
друг от друга. Они выросли вместе, но они
разобщены, не помогают друг другу, желая
самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в
том,что люди должны помогать друг другу,
поддерживать друг друга.
ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения
героев, авторское отношение к ребятам, диалоги,
помогающие раскрыть характеры героев,
композицию произведения, роль природы в развитии
событий.
III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды,
дополняя друг друга.
1 эпизод — “Митраша в беде”.
-Как природа предупреждает мальчика об
опасности?(с.52-53)
(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный
под тинистой бездной” — тревога уже в этом.
Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему
дорогу.)
-Как автор относится к Митраше?
(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет
по страшному лесу, его смекалка, когда
догадывается, как сократить дорогу. Автор
тревожится, переживает за мальчика, сочувствует
ему словно хочет предостеречь его от опасности.
Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его
беспомощность”.
2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.
-Почему Настя забыла о брате? Как относится к
Насте автор?(с.58-60)
(Настя набрела на палестинку, обсыпанную
красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор
спрашивает: “Откуда же у человека при его
могуществе берется жадность даже к кислой ягоде
клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только
удивляется. Авторское отношение к детям
выражается и через отношение к ним животных.)
-Как животные реагируют на появление детей в
лесу?(с.60-62)
(Тетерев Косач их не замечает, “до того были
тихи”.)
IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода
“Ссора Насти и Митраши” (Подготовлено
заранее)
(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).
Вопросы классу:
1.Как могло случиться, что такие дружные ребята
не просто поссорились, а и покинули друг друга?
Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный
Серый помещик, что в болоте есть гибельное
место?(с.46, 47)
2.В чём, по мнению писателя, проявляется великая
мудрость человека? Доросли ли Настя и Митраша до
этой мудрости?
3.Устояла ли их дружба и любовь под натиском
обиды и раздражения?
4.Помнил ли Митраша, что он обязан оберегать
сестру, как отец оберегал мать, что он охотник,
что у него ружьё и компас?
5.Помнила ли Настя, что она должна заботиться о
брате, как мать заботилась об отце, что у неё в
корзине хлеб, молоко, картошка?
Инсценирование эпизода “Спасение Митраши”.
(Рассказчик, Митраша, Травка, Заяц). (Подготовлено
заранее)
Вопросы классу:
1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов
Митраши? с.65
2.Когда произошло настоящее чудо, в понимании
Травки? с.66
3.Что, кроме сметливости, отваги, терпения,
помогло Митраше спастись?
4.Почему почти одичавшая Травка послушалась
человека и пришла ему на помощь?
5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и
людям? с.69
V.Домашнее задание.
Приготовить сообщение на тему “Сравнительная
характеристика Насти и Митраши” по данному
плану.
Сделать иллюстрации к сказке-были.
План:
1.Когда и в какой среде жили Настя и Митраша?
2.Их портреты.
3.Сходные черты:
а)трудолюбие;
б)деловитость;
в)хозяйственность;
г)любовь к родителям.
4.Различия:
а)уступчивость и благоразумие Насти;
б)строптивость и упрямство Митраши;
в)жадность Насти, её способность правильно
оценивать свои поступки;
г)воля, находчивость, смелость Митраши.
5.Отношение автора к Насте и Митраше.
Итог урока:
-Каковы были взаимоотношения между ребятами?
-Какова роль природы в развитии событий?
Урок 2.
Тема: М.Пришвин “Кладовая солнца”. Сюжетные
особенности. Сказка-быль. Смысл названия.
Цели: Продолжить анализ текста на новом
структурном уровне.
Познакомить учащихся с новыми литературными
понятиями, уметь находить их в тексте
художественного произведения.
По названию дать общую оценку содержания
произведения (поэтика названия).
Ход урока.
I.На разных этапах изучения произведения к
этому уроку учащиеся уже сделали портретные
характеристики героев. Через сюжетные картинки
проследили путь героев в литературном
произведении, выделяя ключевые моменты.
1) — Кто и что сопутствовало героям в их пути по
страницам художественного произведения?
Зачитываются выразительно части текста:
1)история Травки и Антипыча;
2)звонкая борина;
3)волк Серый помещик;
4)лось.
Лирическое отступление – высказывание
автором чувств и мыслей в связи с изображаемым в
произведении. Они дают автору возможность
непосредственно общаться с читателем. (на доске)
2). Образ рассказчика, повествователя.
Постранично из текста выбираются предложения,
в которых упоминается местоимение “мы”, от
этого собирательного лица ведётся
повествование.
С. 39 “Мы жили в этом селе через один дом”
С.49 “Мы с давних пор ездили к Антипычу на
охоту.”
С. 52 “Мы это так понимаем”
С.55 “Мы, ребятишки,..”
С. 67 “Мы, охотники,..”
С.69 “Мы думаем: это правда…”
С. 71 “Настя и Митраша жили от нас через дом”
С.72 “Мы – разведчики болотных богатств”
Вывод: Рассказчик, повествователь может
подойти к автору вплотную, слиться с ним, а может
полностью отделиться от него, стать совсем
другим лицом.
В “Кладовой солнца” повествователь выступает
в разных лицах, собирательный образ “мы”- дети,
охотники, геологи. В этом произведении автор и
повествователь далеки друг от друга, автор через
лирические отступления ведет разговор с
читателем, а повествователь излагает историю
Насти и Митраши.
II. Сказка – быль.
На доске:
Быль – рассказ о действительном происшествии.
Синонимы: реальный- действительный,
существующий, не воображаемый.
Определение “Сказка” в учебнике(с. 312
словарь литературоведческих терминов).
- Что относится к были?
- Сказочные мотивы. Повторение по плакату
“Теория сказки” и соотношение с текстом
повести. - Место и время.
- Герои и их путь.
- Враги и помощники.
- Финал.
Можно делать сопоставление по плану:
Вывод: “Никакой правды не бывает без выдумки!
Напротив!
Выдумка спасает правду…”
“Содержание всякой сказки – это борьба
человека – героя с каким-нибудь представителем
зла… и сказка в этом смысле есть отражение
общечеловеческой веры в победу доброго начала
над злым”.
М. Пришвин.
III. Поэтика названия.
На доске: Торф — плотная масса,
образовавшаяся из перегнивших остатков болотных
растений, употребляется как топливо.
- Кладовая—-клад—-торф(природное богатство)
- Образ солнца.
“первый луч солнца…на щеках у детей”
“серая хмарь”
“хмарь закрыла всё солнце”
солнце и пень
солнце вечером.
Вывод: Кладовая солнца – это не только
торф как полезное ископаемое, а это солнечное
тепло и свет, которые нужны всему живому и людям
на земле. Солнце как основа жизни.
IV.Групповые задания с кроссвордами.
Найти ключевое слово в кроссворде и дать
толкование: какое отношение к тексту имеет слово.
Приложения