Китайская Вышивка – блестящая жемчужина в искусстве Китая. Это народное ремесло с давними традициями. В Древнем Китае владение вещами с китайской вышивкой символизировало высокий социальный статус.
Однако, национальная экономика развивалась и вскоре вышитые изделия вошли в жизнь простых людей. Китай – первая страна в мире, которая начала использовать шелк. Производство шелковой нити и ткани привело к развитию китайской вышивки.
Содержание
- 1 История Китайской вышивки
- 2 Стили Китайской вышивки
- 2.1 Вышивка Су
- 2.2 Вышивка Шу
- 2.3 Вышивка Сян
- 2.4 Вышивка Юэ
- 3 Другие стили китайской вышивки
- 3.1 Сучжоуская вышивка
- 3.2 Вышивка этнического населения
- 3.3 Сычуанская вышивка
История Китайской вышивки
Вышивание – одно из древнейших прикладных искусств Поднебесной, зародившееся более 3000 лет назад. Первые известные историкам инструкции по вышиванию и украшению одежды встречаются в классической летописи «Шаншу», созданной в период Западной Чжоу (1027-771 гг. до н.э.).
С древних пор в Китае вышивали шелком, шерстью и хлопковыми нитями на самых разных материалах – шелке, атласе, грубой мешковине и т.д. Вышивка шелком по шелку – самая дорогостоящая и изысканная, требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства исполнителя. Картины, вытканные шелком, являются настоящим произведением искусства. Меняющие цвет в зависимости от освещения, прозрачные и воздушные вышивки с акварельными переходами света всегда высоко ценились при императорском дворе и в аристократических семьях.
На протяжении долгой истории развития этого вида прикладного искусства с приходом каждой новой династии техника и особенности вышивания менялись, в разных уголках Китая появлялись прославленные вышивальщицы. Девочек и мальчиков готовили к будущей профессии с самого детства, а техника вышивания передавалась из поколения в поколение.
В итоге во всей Поднебесной сформировалось четыре главные школы вышивки, каждая из которых обладает собственным стилем: сяньсюй – 湘绣 (провинция Хунань), юэсюй –粤绣(провинция Гуандун),шусюй – 蜀绣 (провинция Сычуань) и сусюй – 苏绣 (провинция Цзяньсу, г. Сучжоу).
На момент правления династии Хань произошел скачок в развитии китайской вышивки, в ее технике и стиле. В этот период времени китайская вышивка официально появилась на свет. Мотивы китайской вышивки варьировались от солнца, луны, звезд, гор, драконов и феникса до тигров, цветов, травы, облаков и геометрических узоров. Многие исторические записи того времени свидетельствуют об этом.
Интересно, что изготовлением китайской вышивки поначалу занимались одни мужчины. Лишь спустя годы они поняли, что нежные руки их женщин подходят для этого лучше. И судя по записям, все женщины в столице Qi (Linzi сегодняшнего Шаньдун) владели искусством вышивки. Они наблюдали за процессом и практиковали это каждый день и вполне естественно, что они были очень искусны в вышивке.
В королевских семьях и в семьях аристократов – все было покрыто вышивкой, даже их номера были украшены множеством вышитых изделий, так что стен не было видно. Вышитые изделия даже захоранивали вместе с их хозяином.
В течение следующего периода трех королевств, заметной фигурой в развитии традиционной китайской вышивки, была жена Сунь Цюаня.
Она была также первой женщиной-художником, попавшей в историю китайской живописи. Она была хороша в каллиграфии, живописи и вышивке. Сунь Цюаню была нужна карта Китая и она сделала ее для него. Она имела репутацию мастера ткачества. В это же время появляются вышитые портреты.
Во время буддийского бума в Китае, правление Вэй, Цзинь, Суй и Тан династий, китайская вышивка широко используется, как способ чествования статуи Будды. Lu Meiniang из династии Тан вышила семь глав буддийских сутр на крошечном куске шелка! В этот же период появляются новые знания и навыки в вышивке Китая.
Во время Династии Сун произошел пик развития вышивки, увеличилось ее количестве и качество. Китайская вышивка превратилась в искусство, объединив в себе каллиграфию и живопись. Были изобретены современные материалы. Во время правления императора Хуэй Цзун, китайскую вышивку разделили на четыре категории: горы и воды, павильоны, люди, цветы и птицы. В этот период искусство вышивки пришло к зениту. Даже интеллектуалы присоединились к этой деятельности, и она была разделена на две функции: для ежедневного использования и искусство ради искусства.
Зарождение капитализма, возникшее в династии Мин и в китайском обществе, привело к новым мотивам и в китайской вышивке: уточки – мандаринки для любви; гранаты для плодородия, сосны, бамбук и слива для целостности; пионы для богатства и славы.
Династия Цин унаследовала черты династии Мин и поглощает новое из японской вышивки и даже западного искусства.
Новые материалы, такие как позолоченная и серебристая ткань появились в это время. Первая книга по теории и технике китайской вышивки была продиктована опытной вышивальщицей Shen Shou и записана Чжан Цзянь.
В 1911 году она представила вышитый портрет итальянской императрицы в качестве национального подарка. В 1915 году ее работа – портрет Иисуса выиграл первую премию на выставке. Shen преуспела в вышивке и посвятила себя преподаванию и обучению.
Чжан Цзянь был выдающимся промышленником в современной китайской истории. Он создал одну из первых текстильных фабрик, первую нормальную школу, первую текстильную школу и первый музей. Он был страстным в искусстве и культуре, поэтому, когда он узнал о Shen, он решил, что ее зннания и навыки должны быть сохранены.
Однако, она была нездорова и большую часть своего времени проводила в постели, но Чжан вызвался записывать каждое ее слово. Таким образом, это сотрудничество привело к рождению Xue Huan Xiu Pu (Книги вышивки Xue Huan) в 1918 году.
Стили Китайской вышивки
Вышивка Су
Вышивка Су – коротко от Сучжоу – типичный южный город, в котором она зародилась и получила свое название. Сучжоу отражает спокойствие, утонченность и элегантность. Так же и китайская вышивка Су. Вышивка с изображением рыбы с одной стороны, и котенка с другой стороны является хорошим примером этого стиля.
Еще в династии Сун, вышивка Су была уже хорошо известна своей элегантностью и живостью. В династии Мин, под влиянием школы живописи Ву, она стала соперничать с живописью и каллиграфией в художественности. Жена Сунь Цюаня, и Shen Shou из династии Цин были мастера из этой области. Вышивка Су преобладала в королевских гардеробах и на стенах. Даже сегодня она занимает большую долю рынка в Китае и в мире.
Вышивка Шу
Вышивка Шу была создана в провинции Сычуань. Китайская вышивка Шу характеризуется изысканностью и живостью. Самая ранняя запись о вышивке Шу была сделана во времена династии Западная Хань.
В то время, вышитые изделия были роскошью и пользовалась ими только королевская семья.
В династии Цин, Вышивка Шу вышла на рынок. Стиль стал более элегантным и охватывал более широкий диапазон. На вышивке стали изображаться, репродукции картин, шаблоны дизайнеров, пейзажи, цветы и птицы, драконы и феникс, древние монеты.
Народные истории, как Восемь Бессмертных Пересекают море, сороки на сливе и китайские утки играют на воде – были любимыми темами. Модели с сильно выраженными местными особенностями были очень популярны среди иностранцев в то время. Эти местные особенности включали лотосы, карпов, бамбуковый лес и панд. Некоторые покупали вышитые юбки и использовали их в качестве занавесок!
Вышивка Сян
Вышивка Сян – искусство из провинции Хунань, свое название она получила благодаря реке, протекающей на этой территории. Вышивка Сян насчитывает историю более двух тысяч лет, за это время она стала особой отраслью местного искусства. Популярность она завоевывает с каждым днем. Помимо общих тем наблюдаемых в других стилях, она впитала элементы каллиграфии и живописи. Ее уникальность в том, что делают ее по образцу картины, но не ограничивается ею. Возможно поэтому, кажется, что цветок издает аромат, птицы поют, тигр бежит, а человек дышит.
Вышивка Юэ
Вышивка Юэ – кантонский стиль вышивки. Считают, что история этого стиля началась с династии Тан, так как Lu Meiniang, вышившая семь глав буддийских сутр, была родом из провинции Гуандун. Раньше эту территорию называли Кантоном. Портреты, цветы и птицы являются наиболее популярным темами китайской вышивки Юэ. Кроме того,в ней используются насыщенные цвета для сильного контраста, что дает великолепный эффект. Часто изображаются сотни птиц, рыбы, омары, бергамот.
Другие стили китайской вышивки
Одними из самых известных и умелых вышивальщиц в Китае считались мастерицы шанхайского семейства Гу, слава о которых разнеслась по всей стране. Их работы назвали настоящим чудом света. По преданию, вышивальщицы Гу не приступали к работе, если лил дождь или дул сильный ветер, так как это могло сказаться на их чутком настроении. Только когда за окном светило солнце и щебетали птицы, мастерицы брали в руки иголки и стежок за стежком создавали настоящие произведения искусства.
Вышивка Цзяо Гу отличается от других местных стилей тем, что она возникла в семье Гу Мин Ши, во время династии Мин в Шанхае. Она специализируется на живописи и каллиграфии. Изобретательница была наложницей первого сына Гу Мин Ши. Позже Хан Си Мен – жена второго внука Гу Мин Ши разработала стиль и технику, и имела репутацию “Святая Игла”. Некоторые из ее шедевров хранятся в Запретном городе.
Сучжоуская вышивка
Сучжоуская вышивка зародилась в городе Сучжоу свыше 2000 лет назад, в эпоху Троецарствия. Стиль вышивки сформировался окончательно во время правления династии Сун (960—1279 гг.), а во время династии Цин (1644-1911 гг) – она достигла своего расцвета и наибольшей популярности. В Древнем Китае секреты этого искусства передавали от мужчины к мужчине, или в крайнем случае, жене сына, но не дочерям.
Сучжоуская вышивка сочетает в себе графику, живопись и рукоделие. Вышиваются изделия тонкими иглами и шелковыми нитями. Созданные изделия выглядят очень натурально и кажется, что они вот-вот оживут. На вышивке можно рассмотреть мельчайшие детали изображенного предмета. Узелки в китайской вышивке прячутся так, что обе стороны выглядят лицевыми.
Вышивка этнического населения
Среди этнических групп Бай, Боуи и Мяо – люди также имеют большой опыт в китайской вышивке. Их вышитые изделия отличаются резким контрастом цвета и примитивным дизайном. Вышитые тибетская танка (картина-свиток) показывает их страсть к религии.
Сычуанская вышивка
Сычуанская вышивка – шусюй была широко известна уже 1000 лет назад. Рукодельницы при вышивании используют 100 видов стежков и швов, благодаря которым они достигают необычайной реалистичности изображений – цветов, птиц, рыб, пейзажей, людей и животных.
Среди прочих жанров особенно славятся сычуанские лотосы, карпы и петухи. Глядя на картины, созданные сычуанскими вышивальщицами, даже не верится, что это вышивка: полотно выглядит точно нарисованное – настолько маленькие незаметные стежки и нежные краски используются при его создании.
Мастерицы школы сусюй, которая насчитывает более 2000 лет, владеют 40-ми видами швов и используют более 1000 видов нитей для вышивания. Традиционными рисунками на вышивках являются разные животные, птицы и деревья, но особого мастерства вышивальщицы достигли в создании на ткани изображений кошек, каждая шерстинка которых и сверкающие глаза выглядят как настоящие.
Как и в других видах традиционного китайского искусства, орнаменты, изображения и цвета, используемые при вышивании, символичны и полны скрытого значения. Так, например, рыбы символизируют благосостояние и богатство, бабочки – счастье, распустившийся лотос – символ верности и непорочности, птицы – свободы, сливы и персики – плодородия, изобилия и богатого потомства.
Основными цветами при вышивании были синий – символ неба, белый – символ чистоты, красный – символ огня, счастья и радости, черный – символы воды, вечности и пространства и желтый – цвет императора и символ земли, власти, мечты.
Китайская Вышивка также украшала надкроватные пологи – обязательная часть приданого невесты, зонтики, веера, халаты, туфли, подушки, кисеты, перчатки и другие личные предметы.
Просмотры:
3 880
Китай стал первой страной, производившей шелк. Появление шелковых нитей и тканей послужило отправной точкой для развития вышивки гладью. Искусные мастерицы создают в этой технике настоящие произведения искусства. Китайская вышивка — это древнее ремесло, требующее кропотливого ручного труда и терпения.
Содержание
- История вышивки в Китае
- Китайская вышивка шелком — цвета и символы
- Вышивка картин шелковыми нитями на шелке
- Стили китайской вышивки
- Вышивка Су
- Вышивка Шу
- Вышивка Сян
- Вышивка Юэ
- Другие стили китайской вышивки
- Сучжоуская вышивка
- Вышивка этнического населения
- Сычуанская вышивка
История вышивки в Китае
Такой вид рукоделия как вышивка шелковыми нитями появился в Китае 3000 лет назад. Первую мастерскую основали в годы правления династии Сун. Город Сучжоу — это центр китайской вышивки. Он пользуется популярностью среди иностранных туристов, которые сравнивают его с Венецией.
С момента зарождения китайская гладь развивалась, менялась техника, а в разных уголках страны возникал особенный стиль, и появлялись умелые мастера. Поначалу этим рукоделием занимались мужчины, но вскоре стало ясно, что в этом деле нужны нежные женские руки. Девочек с самого раннего детства обучали искусству вышивания. В каждом доме Древнего Китая разводили червяков-шелкопрядов, с помощью которых получали шелковые нити. В этом ремесле существуют десятки различных швов, которые самые опытные вышивальщицы применяют для создания реалистичных изображений животных.
Нитями вышивают на разных тканях: гладком атласе или грубоватой мешковине. Вышивка шелком по шелку считается самой дорогой. Чтобы создать такую картину понадобится терпение и мастерство вышивальщицы. Нити создают на поверхности холста объемную текстуру, которая переливается на свету.
В Китае образовались 4 основные направления вышивки:
- сяньсюй;
- юэсюй;
- шусюй;
- сусюй.
Объединяет работы этих школ аккуратность и изящество исполнения.
Китайская вышивка шелком — цвета и символы
Безупречные картины в технике китайской глади передают яркость цветов и переливаются на солнце. Эффект реалистичности достигается за счет особой техники. Нити разных оттенков накладываются друг на друга, создавая шелковые слои. Создается ощущение трехмерного изображения.
Основная палитра состоит из 5 цветов. Каждый из них имеет значение:
- Белый — символ чистоты (означает Инь).
- Синий — воплощение неба (символ Ян).
- Черный означает вечность.
- Красный — воплощение огня, радости.
- Желтый — символ земли и власти.
Наделялись значением и вышиваемые мотивы. Они передавали пожелания человеку, для которого изготавливалась картина.
- Бабочка — пожелание радости и счастья.
- Тигр — олицетворение силы.
- Рыба означает успех.
- Чиновник на лошади — пожелание карьерного роста.
- Птицы — воплощение свободы.
- Фрукты — знак плодородия.
Часто мастерицы изображали на полотнах цветы. Лотос считался символом верности, а пион олицетворял любовь и достаток. Вскоре шелковыми нитками стали вышивать и портреты людей. Эта техника получила название «Реалистичная вышивка». Самой известной картиной в этом стиле считается портрет королевы Италии Елены.
Вышивка картин шелковыми нитями на шелке
На изготовление одной картины вышивальщице требуется от 3 месяцев до нескольких лет. Создание изображения шелковыми нитями на шелке считается изысканной и дорогой работой. Особенно трудна в исполнении двусторонняя вышивка. В этом случае на обеих сторонах полотна получается два разных мотива. А все узелки искусно спрятаны.
Для двусторонней картинки подбираются особенные рамки ручной работы. Они позволяют рассматривать работу с обеих сторон. Нити даже спустя десятки лет не выцветают, сохраняя первоначальную яркость. Такая картина станет не просто украшением любого дома, но и семейной реликвией.
Стили китайской вышивки
В разных регионах Китая шелковое рукоделие развивалось по-разному. Использовались различные техники, стили, мотивы и цвета. Это привело к формированию отдельных школ китайской вышивки.
Вышивка Су
Двусторонняя вышивка Су названа так, потому что место ее зарождения — город Сучжоу. Этот регион отличается умиротворением и утонченностью. Изделия, выполненные в стиле школы Су, передают настроение города.
Для техники Су характерно деление нити на более тонкие части. Гладкие стежки плотно и аккуратно ложатся на ткань. К особенностям этой школы относятся:
- Тонкость и элегантность. За счет смешения нитей цвета создают разные оттенки и переливы. Мастерицы работают тонкими иглами, плотно накладывая стежки.
- Во времена правления династии Цин школа Су высоко ценилась, а Сучжоу стал городом вышивки. При изготовлении картин для дворца использовались серебряные и золотые нити.
- Вышивка Су была представлена на мировых выставках и получала призовые места. Она и сейчас популярна среди молодых девушек, мечтающих овладеть техникой китайской глади.
Вышивка Шу
Родиной этой школы стал город Сычуань. На полотнах изображались цветы, птицы, драконы, пейзажи. Нередко вышивали репродукции знаменитых картин. Среди иностранцев популярностью пользуются работы с национальными мотивами. Это изображение бамбука, лотоса или карпов.
Провинция Сычуань — это место обитания панд. Поэтому эти животные нередко становятся объектом для вышивания. Картины в технике Шу выполняют на мягком атласе. Для вышивки Шу характерно:
- Яркая цветовая палитра.
- Высокая плотность готовых картин.
- Смешение нитей для более точной передачи оттенков.
Вышивка Сян
Эта китайская школа названа в честь реки, протекающей в провинции Хунань. Именно здесь появилась третья из основных школ. На развитие стиля Сян оказала влияние каллиграфия, которая также распространена в Китае. Характерными чертами вышивки Сян считаются:
- Вышивка выполняется с обеих сторон полотна, как и в стиле Су.
- Готовые изделия получаются мягкими и гладкими.
- Чаще всего на картинах в стиле Сян изображаются тигры и львы.
- Небрежность при наложении швов.
Изделия этой школы вышивки были представлены на различных выставках и удостоились высоких наград.
Вышивка Юэ
Провинция Гуандун — место зарождения четвертой школа китайской вышивки. Когда-то это место было колонией и носило название Кантон. Поэтому и стиль назывался кантонским. На картинах изображаются в основном птицы, драконы или фениксы.
В качестве нитей в древние времена использовались перья павлина или конский волос. Столь необычные материалы применяются и сейчас. Картины в стиле Юэ выполняются чаще на хлопковой ткани, нежели на шелке.
Характерные для стиля Юэ черты:
- Аккуратные и ровные стежки.
- Присутствие золотых и серебряных элементов.
- Изображение мифических существ.
Другие стили китайской вышивки
Всех девочек с самых малых лет обучали технике вышивания гладью. Каждая мастерица вносила вклад в развитие этого ремесла. Особо прославились вышивальщицы семейства Гу. Работы, выполненные ими, считаются чудом света. Возможно, секрет их мастерства заключался в том, что девушки не садились за рукоделие в плохую погоду. Лишь когда выходило солнце и начинали петь птицы, мастерицы брали иглы в руки.
Сучжоуская вышивка
Выполняя работу в этом стиле, мастера используют тонкие иглы. Изображение получается живым и реалистичным. Видны самые тончайшие детали рисунка. Узелки тщательно и искусно прячут. Создается ощущение, что обе стороны лицевые.
Вышивка этнического населения
Шелковым ремеслом занимались все слои населения и этнические группы. Такие как: Бай, Боуи и Мяо. Они обладали не меньшим опытом рукоделия. Их работы отличаются яркими цветами и примитивизмом. Любимыми мотивами считаются религиозные.
Сычуанская вышивка
Мастерицы, владеющие сычуанской техникой, применяют 100 видов стежков. Благодаря этому создаются реалистичные изображения, которые будто нарисованы.
Китайская вышивка гладью остается востребованной и сегодня. Никому не удалось превзойти мастериц из Китая в этом виде рукоделия. Они тщательно хранят секреты мастерства и передают их новому поколению.
Что такое китайская вышивка шелком и как её выполнять?
Искусство китайской вышивки шелком по шелку
Китайская вышивка при использовании шелковых нитей это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на 3,5 и более месяцев.
Особенной трепетливости к себе требуют именно нити, ведь они по своей структуре являются хрупкими и легко лохматятся, поэтому вышивка крестом по-китайски выполняется только вручную.
Разновидности китайских шелковых вышивок
Из Китая произошло множество вариаций вышивок, однако наиболее распространены следующие:
- «Су». Технология, проявляющая максимальную утонченность и элегантность. При вышивании таким методом положено делить рабочую нить на несколько микрочастей. При выполнении технологии приветствуется аккуратность, гладкость, стежочная ровность и их плотность. Для выполнения картины в таком стиле потребуется использовать плавную цветовую гамму.
- «Сян». Чаще всего этот стиль можно наблюдать на вышивках пейзажа, животных и птиц, цветов. При использовании техники рукодельница смешивает несколько цветов и небрежно укладывает стежки.
- «Yue». На таких полотнах чаще всего передают всю мощь и волшебство, изображая птицу «Феникс», либо драконов. При вышивании используются яркие, насыщенные цветовые палитры, а стежки поражают ровностью и гладкостью.
- «Шу». Такая картина не требует особой яркости и выполняется на атласной ткани, немного светлее самих ниток. Также она имеет специфические, и пыщащие разнообразием стежки.
Процесс вышивания картины по-китайски
Вышивка крестом по-китайски требует тщательной подготовки перед началом работы. Это особенно требуется начинающей вышивальщице. Для этого требуется очистить рабочее место, разложить нити и проверить их на качество окраски производителем. Для этого потребуется намочить её водой, завернуть в белую, чистую ткань и прогладить прогретым утюгом. Если нити некачественны, они начнут линять.
Что нужно для вышивки:
- Пяльца или станок для вышивания, размером немного больше самой картины.
- Ткань (шелковая).
- Картонная заготовка или вышивальный комплект.
- Карандаш, либо мел.
- Разноцветные шелковые нити.
- Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).
Процесс вышивания картины:
Когда все готово, можно приступать непосредственно к самой вышивке. Для этого нужно:
- Закрепить шелковую ткань на вышивальном станке или пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения. Для китайской глади характерен красный, голубой или белый цвет, но если вышивается современная картина, лучше использовать золотой или кремовый оттенок.
- Далее потребуется воспользоваться картонной заготовкой вышиваемого изображения. Прикладываем её и обводим, перенося на ткань карандашом, либо мелом. Начинающим вышивальщицам лучше приобретать уже готовое изображение, ведь там, на ткани уже помечен фронт работы.
- После проведения этих манипуляций можно приступать к самому вышиванию. Первым делом следует аккуратно закрепить нить на ткани.
- Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.
- Чтобы картина казалась объёмной, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.
- После окончания вышивки потребуется оставить небольшие припуски вокруг картины и вырезать её.
- Готовую картину приклеивают к заготовке любым клеем, а чтобы скрыть припуски, нужно взять картон и вырезать из него кусок требуемой формы. Приклеить с обратной стороны.
- В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках. Если использовать такую методику, тогда нужно обклеить шнурком вышитую картину.
Профессиональное мастерство китайских вышивальщиц:
У каждого человека, даже результат одинаковой вышивки будет совершенно разный, ведь при работе, с накоплением опыта у вышивальщицы появляются свои «маленькие хитрости».
Вообще китайская методика вышивания картин, подразумевает изготовление двухсторонней картины. Маленькие изображения могут научиться выполнять многие, но что касается крупных картин, то не каждому дано. Китайские рукодельницы учат этому своих детей ещё с раннего детства, поэтому никому не достигнуть их опыта в создании шелковых шедевров.
Китайские рукодельницы выполняют работу немного иначе. Для вышивания они используют специальный подрамник, поднятый на удобную высоту, где одна рука работает сверху, а вторая снизу оборудования. Также по мере необходимости мастерица может поворачивать его.
Каждая вышивальщица кропотливо относится к своему «детищу» и продумывает каждый прокол ткани, чтоб не ошибиться. Её работа – трудоёмкий и тяжелый процесс при котором, наделав ошибок понадобиться много времени на их исправление.
Советы рукодельницам
Вышивая картину, любая мастерица хочет, чтобы она порадовала долгой жизнью и красотой. Поэтому есть несколько способов получить желаемое:
- Перед началом вышивания крестом картины по-китайски, требуется проверять качество нитей. Это отразится на продолжительности жизни картины, насколько она будет яркой.
- Подрамник должен быть поворачивающийся и удобный. Также для изготовления такой картины обязательно должны быть в работе обе руки.
- При вышивании стоит всегда помнить, что технология подразумевает вхождение и выход иголки, перпендикулярно тканному полотну.
- Для придания изображению объёмности, многие используют нити разной толщины.
- Если поменять направление нити, тогда она будет выглядеть, как другим оттенком. Это обусловлено естественной особенностью шелка – иметь собственный матовый блеск.
- На результат работы могут повлиять открытые ультрафиолетовые лучи или моль. Готовые работы потребуется защитить.
- Выполненные работы не хранятся в рамках со стеклом. Это подвергает шелковую структуру нитей к разрушению.
Законченная китайская вышивка поражает свей красотой, эстетически приятным внешним видом и позволяют долгие года любоваться ими. Чтобы результат работы порадовал, потребуется приложить множество усилий, желания и только тогда они смогут удивить, вызвать восхищение и трепет сердца, стать украшением жилища. Такие картины редко встречаются в продаже, ведь большинство из полотен передаются по наследству от матери к дочери.
Вышивание- одно из древнейших ремесл в мире. И я думаю, что со мной никто не будет спорить, что в вышивке шелковыми нитями «пальма первенства » у китайцев. Ибо филиграность техники, утонченность, уникальность отображения свето-теней-бликов передается в из поколения в поколение более 3 000 лет!
Самые известные вышивальщицы в Китае работают в провинции Цзяньсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. Каждая из этих провинций имеет собственный стиль вышивки, их называют «четыре китайские школы вышивки».
Самая распространенная школа вышивки- Сучжоу,у нее 2-х тысячелетняя история. Вышивальщицы этих мест знают 40 швов. И из 1 000 видов вышивальных нитей они выполняют рисунки .
Приемы этой школы называют — сюсюй. Сусюй отличается тонкостью работы, сложным рисунком. Особенно удаются изображения кошек и котят, они получаются с искрящимися живыми глазами, вышита каждая шерстинка. Среди образцов Сучжоуской вышивки широко известны двусторонние работы. Двусторонняя вышивка делается на полупрозрачном шелке. Вышивальщицы создают два разных сюжета, каждый на своей стороне. При этом встает задача спрятать узелки ниток. Мастерицы делают это так умело, что обе стороны вышивки выглядят абсолютно одинаковыми.
Другая провинция, или школы китайской вышивки известна тем, что в ней предпочтение отдают тиграм. Так и говорят» В Сучжоу вышивают кошек, а в Хунане – тигров». И часто копируют известные китайские живописные полотна.
Изображение на Хунаньской вышивке выполняется шелковыми нитями по шелку. Более 70 видов укладки стежков делают вышитое изображение настолько объемным и реалистичным, что возникает впечатление, будто перед вами натуральные животные. Вышивальщицы применяют разнообразные стежки и нитки, шелковые или шерстяные. Вышитые изделия славятся не только удивительно искусной работой, но и необычными, специально обработанными нитками.
Их надо сначала сварить в отваре из плодов гледичии и высушить, чтобы они не махрились и не ворсились. Хунаньские мастерицы очень удачно сочетают оттенки серого, черного и белого цветов. Шелковые нити множества оттенков ложатся на полотно, создавая тончайшую текстуру, которая отражает и пропускает свет. Это создает полное ощущение воздушного пространства и игривого блеска на изображении.
Несколько моложе вышивка провинции Гуандун, ей около 1 000 лет. Называется гуандунская вышивка- юесюй () или кантонская вышивка. Отличительные особенности – это богатство красок, геометрическая правильность узоров. Часто вышивают изображения драконов и фениксов.
Сычуаньская вышивка называется шусюй и уже 1 000 лет назад пользовалась большой известностью. В ней используется 100 видов стежков и швов. Обычно вышиваются цветы, пташки, рыбки и насекомые, также вышиваются пейзажи и изображения людей. Самыми известными среди традиционных вышивок шусюй считаются «Великолепный карп» и «Цветок петушиный гребень».
Сычуаньская вышивка примечательна аккуратными стежками, переливчатым блеском ниток и утонченной работой. Мастера применяют две уникальные техники, которые по-китайски называются «чэ» и «нин». Если вышивают сначала центральную часть полотна, например, глаза животного или сердцевину (лепесток) цветка, а затем нитка кладется дальше, устремляясь к краям, то это называется «чэ». Работы в технике «нин» выполняются длинными и короткими стежками, начиная с кромки и продвигаясь к центру вышивки, за счет чего создается эффект рисунка тушью.
На вышитых изделиях Сычуаньской школы чаще всего представлены имеющие символическое значение птицы, цветы и предметы: это может быть пара уточек-мандаринок, символизирующих супружескую любовь, фениксы и древовидные пионы, означающие богатство, сосна и журавль, которые вместе символизируют долголетие.
Конечно, за эту vyjujdtrjdew. историю вышивка менялась, усложнялась, оттачивалось мастерство .Вы только представьте, что каждая мастерица вкладывала нечто свое в развитие вышивки. А в Китае(раньше, сейчас не знаю) каждую девочку обучали искусству вышивки шелком. Теперь можно представить сколько всего вобрало в себя это искусство!
Каждые изображения имели значения для всех китайцев? от простолюдинов до императорского дворца.
• Рыбы (карп) символ успеха;
• Бабочки символ безмятежной радости, счастья;
• Цветы лотоса символ верности;
• Сливы, персики символ плодородия и изобилия;
• Птицы символ свободы и радости.
Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света, т.к. когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке — писал в 17 веке Дун Цичан.
Гуандунские вышитые изделия отличаются от произведений других трех китайских школ вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастера сначала вышивают толстыми нитками, шелковыми или хлопчатобумажными, а когда изображение становится выпуклым и достигает определенной высоты, продолжают вышивать, покрывая картину золотыми или серебряными нитками; вышивают и на шелке: на шелковое полотно накладывают взбитую вату и покрывают ее вышитым слоем из серебряных или золотых нитей. Вышивка золотом и серебром делает изделия трехмерными, объемными.
Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов. В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение. Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих:
Синий — олицетворение высшего Ян, символ неба;
Белый — олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Красный — символы огня, радости, счастья;
Желтый — символы земли, власти, мечты;
Черный — символ воды, изменяемости, вечности, пространства.
Например, на детских передничках вышивались изображения тигра, или ожерелья с замочком символами силы и долгой жизни; бабочки пожелания счастья; и, даже чиновник на лошади пожелание успешной карьеры.
Со времнем вышивка стала настолько реалистичной, что появилась техника «Реалистичная вышивка» – именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Елены, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.
В 30-е годы появился стиль «Произвольный стежок»: в работе используются стежки различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоёв шёлковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, «трёхмерности» и реалистичности вышитых картин.
Многие картины китайские вышивальщицы вышивают больше года. Это очень трудоемкий и творческий процесс. Кроме того, ценность этого «ремесла»(поверьте, не поворачивается язык назвать китайскую вышивку ремеслом) в том, что оно вобрало в себя огромный опыт многих и многих поколений вышивальщиц. И сегодня мы любуемся и восхищаемся этими прекрасными произведениями искусства.
Китайская вышивка при использовании шелковых нитей это сложная и кропотливая работа. Она не подразумевает быстрого выполнения поставленной задачи, а может затянуться на 3,5 и более месяцев.
Особенной трепетливости к себе требуют именно нити, ведь они по своей структуре являются хрупкими и легко лохматятся, поэтому вышивка крестом по-китайски выполняется только вручную.
Разновидности китайских шелковых вышивок
Из Китая произошло множество вариаций вышивок, однако наиболее распространены следующие:
- «Су». Технология, проявляющая максимальную утонченность и элегантность. При вышивании таким методом положено делить рабочую нить на несколько микрочастей. При выполнении технологии приветствуется аккуратность, гладкость, стежочная ровность и их плотность. Для выполнения картины в таком стиле потребуется использовать плавную цветовую гамму.
- «Сян». Чаще всего этот стиль можно наблюдать на вышивках пейзажа, животных и птиц, цветов. При использовании техники рукодельница смешивает несколько цветов и небрежно укладывает стежки.
- «Yue». На таких полотнах чаще всего передают всю мощь и волшебство, изображая птицу «Феникс», либо драконов. При вышивании используются яркие, насыщенные цветовые палитры, а стежки поражают ровностью и гладкостью.
- «Шу». Такая картина не требует особой яркости и выполняется на атласной ткани, немного светлее самих ниток. Также она имеет специфические, и пыщащие разнообразием стежки.
Вышивка шелком по шелку
В книге «Тайные сокровища Цинов» написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Лучшие шелковые вышивки превосходят живописные творения. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают. . .
Шелковая вышивка появилась недалеко от селения Сучжоу, и затем распространилась в ближайших районах Наньтуна, Уси, Янчжоу континентального Китая. Эти области в течение многих веков были известны своим прекрасным шелком. Плодородная почва, умеренный климат способствовали здесь быстрому росту производства шелковой ткани и нити, что обеспечило процветание и развитие шелковой вышивки.
В хрониках «Шо Юань”, написанных Лю Сяном в период династии Западная Хань(206 год до н.э. –24годн.э.), указывается,что в царстве У (часть нынешнего Китая) уже использовалась вышивка для украшения одежды.
История шелковой вышивки насчитывает более 2000 лет! В период Троецарствия (220-280 гг.)император царства Уљ Сунь Цюань приказал сестре своего главного министра вышить «Карту Царств”. Горы, реки и города были изображены в мельчайших деталях на одном квадратном полотне шелковой ткани.
Художники области У, представленные такими талантами, как Тан Инь (Боху) и Шэнь Чжоу, способствовали быстрому развитию шелковой вышивки. Мастера вышивания иглами воспроизводили их картины. Эти работы были столь яркими и элегантными, что назывались «картинами иглой” и «превосходящими саму природу”. C этих времен шелковая вышивка как вид искусства выработала свой собственный стиль в работе иглой, комбинации цвета и изображения.
В период Цинской династии (1644-1911) шелковая вышивка достигла вершины своего развития. Продукция народной вышивки стала более разнообразно: вышивались одежда, театральные костюмы, покрывала, наволочки, обувь, сумочки и т.д. Вышивка стала модной у простого народа.
Другой вид вышивки, «вышивка — рисунок”, рассматривался как изысканный предмет коллекционирования.
В начале 20 века под влиянием западной культуры мастера шелковой вышивки начали искать и вносить инновации в свои работы. Шэнь Юньчжи (1874-1921) интегрировала некоторые эффекты портретов маслом в свои вышивки и создала новый стиль, названный «реалистичной вышивкой”. В 1904 году Шэнь исполнила восемь полотен вышивки для вдовствующей императрицы Цыси как подарок к ее 70-летию. Цыси была столь очарована, что собственноручно написала Шэнь и ее супругу два иероглифа – Шоу (долголетие) и Фу (счастье) как пожелания в благодарность.
Позже исполненный Шэнь «Портрет королевы Италии” был послан в Италию в качестве государственного подарка и произвел там настоящую сенсацию.
В 1915 году «Портрет Иисуса” работы Шэнь получил первую премию на Панамо-Тихоокеанской выставке в США и был оценен в 13000 долларов, что составляло целое состояние по тем временам!
«Реалистичная вышивка” Шэнь получила заслуженное признание в Китае и за рубежом. Результатом усилий Шэнь Юньчжи было основание учебных заведений, ассоциаций и профсоюзов работников вышивания в Сучжоу, Наньтуне, Даньяне и Чаншу. Работы таких ее современников, как Хуа Цзи, Ван Шаомин, Ли Пэйфу и других, завоевывали премии на многих международных выставках.
В начале 30-х годов новый стиль шелковой вышивки, получивший название «произвольный стежок”, был создан Ян Шоуюй, деканом факультета вышивки профессиональной женской школы Чжэнцзэ в Даньяне, провинция Цзянсу. Как следует из его названия, этот стиль использовал стежки разной длины и направлений произвольные наложения слоев для достижения лучшего эффекта тона и глубины цветов произведения. Это изобретение ознаменовало начало новой эпохи в развитии шелковой вышивки.
Настоящим центром изучения и развития этого древнего искусства стал основанный в 1957 году Государственный научно-исследовательский институт вышивки, в музее которого собраны шедевры разных эпох.
Славу шелковой вышивке принесли ее утонченность, элегантность и красота. Помимо традиционных односторонних и двусторонних вышивок (вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаково — его ставят на горизонтальную поверхность), шелковая вышивка включает и многие другие виды работы иглой, такие, как парчовая вышивка, вышивки волосом, узлом и др. Произведения участвуют в выставках по всему миру и ценители искусства могут восхищаться красотой и изысканностью, создаваемой искусными мастерами и гордиться приобретенными шедеврами.
ПОДЕЛИСЬ! «Крестик» плохого не посоветует!
Процесс вышивания картины по-китайски
Вышивка крестом по-китайски требует тщательной подготовки перед началом работы. Это особенно требуется начинающей вышивальщице. Для этого требуется очистить рабочее место, разложить нити и проверить их на качество окраски производителем. Для этого потребуется намочить её водой, завернуть в белую, чистую ткань и прогладить прогретым утюгом. Если нити некачественны, они начнут линять.
Что нужно для вышивки:
- Пяльца или станок для вышивания, размером немного больше самой картины.
- Ткань (шелковая).
- Картонная заготовка или вышивальный комплект.
- Карандаш, либо мел.
- Разноцветные шелковые нити.
- Иголочки с маленькими ушками (короткие 2,5 см).
Вышивка картин шелковыми нитями на шелке
Создание картин из шелковых нитей — чрезвычайно кропотливое занятие, иногда на одну картину уходят месяцы, а на некоторые – и годы. Особенно трудоёмкой считается двухсторонняя вышивка. Эта вышивка удивительна не только своей красотой, это работа – загадка. В двусторонней вышивке на каждой стороне мастерица создает иногда два разных сюжета, вышивка выполняется на полупрозрачном шелке, а узелки тщательно спрятаны, причем, их не видно ни с той, ни с другой стороны.
Двусторонние картины оправляют в специальные рамки, которые в свою очередь бывают также произведениями искусства. Они содержат элементы резьбы и узел вращения, который облегчает просмотр картины с обеих сторон.
Вышивки-картины достаточно дорогие, но если у кого-то из вас есть возможность их приобрести, представьте, что это необычайно прекрасный и ценный подарок для близкого человека. Такая вышивка украсит дом и останется на долгие годы нескольким поколениям, она станет настоящей фамильной ценностью, которую будут передавать в самые надежные руки, человеку с утонченным вкусом и добрым сердцем.
Процесс вышивания картины:
Когда все готово, можно приступать непосредственно к самой вышивке. Для этого нужно:
- Закрепить шелковую ткань на вышивальном станке или пяльцах. Тогда материал будет в меру натянутым, создавая удобство во время работы, натуральным и однотонным. При выборе цвета фоновой ткани стоит обратить внимание на сочетаемость цветов фона и изображения. Для китайской глади характерен красный, голубой или белый цвет, но если вышивается современная картина, лучше использовать золотой или кремовый оттенок.
- Далее потребуется воспользоваться картонной заготовкой вышиваемого изображения. Прикладываем её и обводим, перенося на ткань карандашом, либо мелом. Начинающим вышивальщицам лучше приобретать уже готовое изображение, ведь там, на ткани уже помечен фронт работы.
- После проведения этих манипуляций можно приступать к самому вышиванию. Первым делом следует аккуратно закрепить нить на ткани.
- Далее потребуется воспользоваться всеми нитями, которые есть и как бы заштриховывать все фрагменты изображения. Здесь главное не ошибиться с выбором оттенка, иначе неправильные действия будут безвозвратны и оставят некрасивые дыры.
- Чтобы картина казалась объёмной, требуется прошить края мелкими стежками (1-2 мм.), нитками различных цветов.
- После окончания вышивки потребуется оставить небольшие припуски вокруг картины и вырезать её.
- Готовую картину приклеивают к заготовке любым клеем, а чтобы скрыть припуски, нужно взять картон и вырезать из него кусок требуемой формы. Приклеить с обратной стороны.
- В Китае такие вышивки декорирую шнурками, и помещают на стены в рамках. Если использовать такую методику, тогда нужно обклеить шнурком вышитую картину.
Учимся правилам китайской вышивки гладью со схемами и описанием
Считается, что родиной данной техники является Китай. Именно в этой стране традиции и секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Поэтому неудивительно, что именно китайцы добились такого уровня выполнения своих работ, которые так и хочется назвать шедеврами.
Техника вышивки гладью является самой простой, которой можно научиться, но в то же время считается самой сложной, потому что добиться идеальных стежков можно далеко не с первого раза. Гладь прекрасно передаёт игру света и тени, а также цветовые нюансы, поэтому пейзажи, портреты и цветочные композиции рукодельницы предпочитают выполнять именно данной техникой.
Для того чтобы овладеть этим искусством, начинающие рукодельницы должны научиться основным стежкам и правильному подбору инструмента. Инструменты понадобятся самые простые: нитки, игла, пяльца и ткань-основа. Для первых опытов лучше всего подойдёт бязь, которая отличается плотностью, но одновременно и эластичностью, и отлично держит форму. Перед началом вышивки ткань необходимо тщательно прогладить утюгом. Для первых своих картин лучше выбрать нитки мулине, которые обладают мягкостью и эластичностью. Особенное внимание стоит уделить хлопковым нитям, которые очень просты в обращении по сравнению с шерстяными и шёлковыми нитками.
Одним из наиболее доступных способов вышивки является вышивка штрихами. Нужно закрепить на изнаночной стороне плоский узел, вывести нить на лицевую сторону и выполнить короткий «штрих», равный буквально 2-3мм. Затем снова вывести нить на лицевую сторону и продолжить делать стежки, которые могут быть различной длины, но обязательно плотно прилегать друг к другу.
Рассмотрим небольшой мастер класс по технике выполнения глади. Работа должна начинаться с выполнения контура. Схемой для вышивки может послужить любой рисунок. Для первых работ идеальным решением будет взять обычную детскую раскраску, рисунок которой на ткань можно перенести при помощи кальки, термокарандаша и утюга.
Самый первый стежок должен быть выполнен «вперёд иголку». Нить раз за разом выводится на лицевую сторону полотна, постепенно обводя контур элемента, а с помощью штриховых стежков заполняется вся его внутренняя часть.
Некоторые элементы схемы можно выделить объёмом и сделать их более рельефными, для этого нужно швом «вперёд иголку» прошить и заданные места. Этот приём называется «настил». В конце его следует закрыть обычными гладьевыми стежками.
Эта техника является одной из немногих, где нет жёстких правил исполнения. Стежки могут ложиться друг на друга, чтоб создать объём, также можно их выполнять внахлёст. Но чтоб полотно было идеальным, а поверхность ровной, нужно делать стежки одинаковой длины.
Также немалое значение имеет наклон стежков, именно от него будет зависеть общее впечатление от вышивки.
Как уже упоминалось выше, китайская гладь по своему исполнению не отличается от обычной глади. Их разница в том, что китайская техника собирает в себе целый ряд требований и доступна лишь опытным мастерицам. Нужно добиться невероятной аккуратности и чёткости шага стежка, прежде чем решиться на неё.
В Китае самыми известными провинциями, в которых работают вышивальщицы, являются Цзяньсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой из них есть свой стиль исполнения вышивки. Мастерицы первой школы знают 40 швов, а также работают с тысячей видов нитей. Приёмы этой школы отличаются довольно сложными рисунками и тонкостью работы мастериц. Каждая деталь, даже шерстинка у животных вышита отдельно, поэтому работы получаются очень качественными, красивыми и живыми.
Во второй школе отдают предпочтение вышивке тигров.
Именно здесь вышивка выполняется шёлковыми нитками по шёлковому полотну, для работы с изображением используется более 70 видов укладки стежка. Кроме разнообразия приёмов, вышивальщицы пользуются специально обработанными нитками, чтоб они не ворсились и не махрились.
В третьей провинции отличительной чертой является богатство красок, геометрически правильные узоры. Здесь довольно часто можно встретить изображения фениксов и драконов.
Четвёртая провинция использует 100 видов стежков, обычно здесь вышивают пейзажи, людей и природу.
Разберем некоторые особенности китайской вышивки гладью
Отличить китайскую вышивку довольно просто, стоит только детально рассмотреть работу. Стежки одного цвета укладываются рядками, не заходя за границы другого цвета. Вышивают с «настилом», используя прямую или косую гладь. Каждый элемент делят на несколько частей, а затем в определённой последовательности заполняют каждую по отдельности. Вышивка начинается с более тёмных тонов у контура и заканчивается более светлыми тонами у середины.
Для вышивки одного цвета подбирается минимум три оттенка, чтоб передать естественность изображаемого предмета.
Профессиональное мастерство китайских вышивальщиц:
У каждого человека, даже результат одинаковой вышивки будет совершенно разный, ведь при работе, с накоплением опыта у вышивальщицы появляются свои «маленькие хитрости».
Вообще китайская методика вышивания картин, подразумевает изготовление двухсторонней картины. Маленькие изображения могут научиться выполнять многие, но что касается крупных картин, то не каждому дано. Китайские рукодельницы учат этому своих детей ещё с раннего детства, поэтому никому не достигнуть их опыта в создании шелковых шедевров.
Китайские рукодельницы выполняют работу немного иначе. Для вышивания они используют специальный подрамник, поднятый на удобную высоту, где одна рука работает сверху, а вторая снизу оборудования. Также по мере необходимости мастерица может поворачивать его.
Каждая вышивальщица кропотливо относится к своему «детищу» и продумывает каждый прокол ткани, чтоб не ошибиться. Её работа – трудоёмкий и тяжелый процесс при котором, наделав ошибок понадобиться много времени на их исправление.
Полезные советы
Для того чтобы ваши картины, созданные шелком, сохранили свой первоначальный внешний вид, а также были максимально приближены к оригиналам создаваемым китайскими мастерами, необходимо соблюдать некоторые правила:
- забывайте перед началом работы проверять качество шелковых нитей, ведь от этого зависит, будет ли ваша вышивка красивой, яркой и долговечной;
- Подрамник должен быть установлен так чтобы во время работы ваши руки были свободными и в случае необходимости вы могли его перевернуть;
- Китайская техника вышивки является уникальной и неповторимой. Во время работы с шелком иголка всегда входит и выходит перпендикулярно ткани;
- Вышивая шелком, вы не должны делать узлов на ткани. Шелковую нить можно закреплять как с изнаночной, так и с лицевой стороны и делается это при помощи пары небольших стежков;
- Для того чтобы придать картине объем или наоборот сделать ее почти прозрачной мастера используют шелковые нитки разной толщины;
- При помощи одной и той же нити можно создавать различные оттенки, для этого достаточно просто поменять ее направление. Это объясняется тем, что шелку присущ свой собственный матовый блеск;
- Готовые картины необходимо защищать от моли и от воздействия прямых солнечных лучей;
- Вышитые полотна ни в коем случае нельзя хранить под стеклом. Это связано с тем, что в таких условиях шелк будет как бы «потеть» и его волокна вскоре разрушатся.
Невозможно передать словами всю красоту и прелесть работ, для создания которых использована уникальная китайская техника вышивки шелковыми нитями. Мастера вкладывают душу в свою работу и глядя на картины сделанные профессионалами нельзя не испытывать некоторый трепет и искреннее восхищение. Картины вышитые шелковыми нитями всегда будут высоко цениться и смогут украсить интерьер любого дома. Такие полотна принято передавать по наследству, и они хранятся в семье на протяжении многих лет.
Советы рукодельницам
Вышивая картину, любая мастерица хочет, чтобы она порадовала долгой жизнью и красотой. Поэтому есть несколько способов получить желаемое:
- Перед началом вышивания крестом картины по-китайски, требуется проверять качество нитей. Это отразится на продолжительности жизни картины, насколько она будет яркой.
- Подрамник должен быть поворачивающийся и удобный. Также для изготовления такой картины обязательно должны быть в работе обе руки.
- При вышивании стоит всегда помнить, что технология подразумевает вхождение и выход иголки, перпендикулярно тканному полотну.
- Для придания изображению объёмности, многие используют нити разной толщины.
- Если поменять направление нити, тогда она будет выглядеть, как другим оттенком. Это обусловлено естественной особенностью шелка – иметь собственный матовый блеск.
- На результат работы могут повлиять открытые ультрафиолетовые лучи или моль. Готовые работы потребуется защитить.
- Выполненные работы не хранятся в рамках со стеклом. Это подвергает шелковую структуру нитей к разрушению.
Законченная китайская вышивка поражает свей красотой, эстетически приятным внешним видом и позволяют долгие года любоваться ими. Чтобы результат работы порадовал, потребуется приложить множество усилий, желания и только тогда они смогут удивить, вызвать восхищение и трепет сердца, стать украшением жилища. Такие картины редко встречаются в продаже, ведь большинство из полотен передаются по наследству от матери к дочери.
Простая вышивка гладью для начинающих
Образец садовой дорожки
Этот образец садовой дорожки идеально подходит для дачного домика. Данный стежок альтернатива стежку «ленивая ромашка» и может использоваться во многих вещах, от цветов до создания глаз животных. Садовая дорожка займет у вас всего несколько часов, кроме того вы можете заполнить его различными видами других стежков для практики.
Сердце Валентинка
Для дня святого Валентина можно использовать этот образец вышивки сердца. Он очень симпатичный, советую попробовать. Может получиться самая очаровательную подушку в форме сердца. Она также понравиться детям, а можете использовать его в качестве декора в гостиной или спальне. Швы и рисунок очень просты.
Вышитые открытки ручной работы
Открытки с ручной вышивкой идеально подходят для любого случая, предлагаю вышить фруктовый контур. Вышивка очень простая, и каждая открытка занимает всего несколько минут. На самом деле вы можете сделать любой дизайн какой захотите. Например, можете сделать праздничные открытки просто нарисовав изображение сами. Вышейте нитками в соответствующих цветах. Сделать открытки гораздо проще, чем они выглядят.
Вышивка мороженое конус
Вот еще один супер легкий рисунок вышивки, который позволяет попробовать разные виды швов. Это мороженое конус восхитительно и когда работа будет закончена , вы увидите что ее гораздо легче вышить, чем она выглядит. Вышиваем швом назад иголка, а так же стебельчатым стежком. Точно так же вы можете добавить свои собственные стежки, чтобы сделать вышивку еще более уникальной.
Вышивка сердце
Шов в технике «куриная лапка» — простой шов, но он создает очень красивый вид. Когда все сделано правильно, он смотрится почти как кружево. В этой вышивке сердца используется шов «куриная лапка». Вышивать его надо на ситцевой ткани. В основе техники лежит обычный крестик, только двойной. Просто надо приспособиться к расположению стежков в соответствии с клетками. Когда работа будет закончена, вы увидите, на сколько великолепно смотрится вышивка.
Основные виды швов
Каждая рукодельница использует собственную технику для ручной вышивки гладью. Есть ряд основных видов и способов стежков, которые мастерицы подстраивают под свои узоры. Меняют толщину и длину стежка, комбинируют разные нитки.
Самые применимые и популярные швы гладью:
- прямой,
- стебельчатый,
- тамбурный,
- петельный,
- вперед иголку,
- назад иголку,
- узелок.
Для новичков рекомендуется проработать каждый вид отдельно, разобраться с размерами и толщиной нити, как выглядит узор, поэкспериментировать с длиной стежков гладью, научиться делать их одинакового размера. Ниже идет описание каждого шва отдельно, чтобы вы наглядно видели отличия и механику вышивки.
Прямые стежки
Основа всех основ, чтобы правильно вышивать гладью. Иголка выводится на лицо, через нужное расстояние выводите нитку обратно на изнанку ткани. Это обычная линия или маленькая черточка, длина которой меняется от 1 до 8 мм. Делается в любом направлении под любым углом.
Это база, которую способна выполнить любая мастерица. Для начинающих может казаться смешно, что такому стежку уделяется внимание. Но есть своя сложность. Надо научиться делать стежки одинакового размера. Это может сыграть большую роль в вышивке гладью на том, как будет смотреться конечный результат.
Только одними такими стежками можно вышить очень небольшие рисунки с любой тематикой: цветок, бабочку, орнамент, животное.
Стебельчатый шов
Визуально шов очень похож на шнурок. Чем меньше стежки, тем более закрученным он будет. Рукодельницы используют для контуров узоров. В растительных узорах популярен в вышивке гладью стеблей или отдельных линий.
Выводите иголку на лицевую часть ткани. Движения напоминают стежок «назад иголку». То есть первый прокол делается в конце стежка и выводится на лицо в середине. Все последующие стежки гладью выполняются по такому же принципу. Нитка располагается в середине стежка. Первый прокол в конце следующего стежка, а второй прокол в ближайшем проколе первого.
Тамбурный шов
Иногда называется цепочкой за внешнее сходство с плетением металлических цепей или связанной крючком. Используется для контуров рисунка, вышивки гладью маленьких листиков, красиво смотрится отдельными элементами или длинной линией.
Сделайте микростежок, который станет верхушкой будущей петельки. На расстоянии стежка выведите нитку на лицевую часть, проведите иголку под микростежком и вернитесь в предыдущий прокол. Затяните нитку. Следующие петли выполняются аналогично, верхушка петельки проходит под нитками предыдущего звена цепочки. На фотографиях видны петельки, которые меняются в размерах по всему шву гладью: средние, маленькие и снова средние стежки.
Петельный шов
Мастерицы используют такие стежки для обшивки края ткани. Но можно применять для вышивки мелких растительных элементов. Встречаются названия обметочного и одеяльного стежков.
Начать шов можно двумя способами. В первом случае сложите нитку вдвое через ушко иглы, чтобы на длинном конце получилась петля. Пропустите на изнаночную сторону, чтобы на лице осталась петелька, в которую потом и пройдет иголка. Шитье гладью будет выполняться в две нити.
Если вы продолжаете вышивать нитью, но переходите на петельный шов, выведите иглу на лицевую сторону. Нитку опустите вниз, придерживая левой рукой. Сделайте с лицевой стороны два прокола, чтобы игла опять вышла на лицо. Иголку проводите над ниткой из предыдущего стежка, затягивая таким образом петлю.
Изменяя расстояние между стежками, длину между проколами, можно создавать различные эффекты в вышивании гладью. Пробуйте использовать такой прием.
Вперед иголку
Нитка проходит то на лицевой стороне ткани, то по изнанке. Выполняется просто, быстро, но требует аккуратности. Изюминка заключается в том, что стежки должны быть ровными и одинаковой длины.
Назад иголку
Отличается от предыдущего тем, что на лицевую сторону иголка выводится на опережение стежка. На фотографии зелеными мулине выполнен стежок гладью «вперед иголку», а синими мулине вышит «назад иголку».
На заметку. Если вы начали тренироваться и осваивать простую вышивку по порядку, как описаны швы, то стежок «назад иголку» вы увидите на изнаночной стороне стебельчатого шва. Заодно и проверите, как получается техника.
Узелок
Французский узелок, вышивка рококо, китайская гладь. У разных мастериц с противоположных концов мира используется свое название, но суть не меняется.
Выводите иглу на лицо в месте, где должен получиться узелок. Сделайте 3 навива на кончик иглы и выводите нитку на изнанку, затягивая получившуюся петлю. Помогайте левой рукой придерживать нить, чтобы узел получился аккуратным.
Красиво смотрится на вышивке россыпь маленьких узелков, например, гроздь ягод рябины или маленькие цветочки. Этот метод современной вышивки гладью применим также для отдельных объемных деталей картинки. Например, сердцевины цветка.
Китайская вышивка шелковыми нитками
Китай — родина шелка. Производство шелка привело страну к развитию шелкового производства и китайской вышивки, зародившейся более 3000 лет назад. Вышивка шелком по шелку — самая изысканная, но требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства вышивальщицы.
Картины, вышитые мастерицами являются настоящим произведением искусства. Прозрачные, воздушные вышивки, изменяющие цвет в зависимости от освещения, всегда ценились при дворе императора и в аристократических семьях.
Есть в Китае провинции, в которых работают самые известные вышивальщицы. Это Цзянсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой провинции свой стиль вышивки, и все они восхищают своей красотой. Их называют «китайские школы вышивки».
История вышивки в Китае
Еще во времена династии Сун (960-1279 гг.) появилась первая вышивальная мастерская и с тех пор искусство вышивания развивается, собирая все лучшее из опыта самых достойных мастериц-вышивальщиц. Частота наложения стежков в китайских вышивках в три раза выше, чем в лучших французских гобеленах.
Известная во всем мире школа вышивки находится в провинции Цзянсу в городе Сучжоу. Вышивка Сучжоу имеет 2-х тысячелетнюю историю. Город Сучжоу и сегодня является центром шёлковой вышивки в Китае. Этот город один из самых посещаемых туристами городов. Китайцы гордятся им, и называют эту местность «Рай на земле». С ними, наверное, следует согласиться, даже если не пришлось еще увидеть этот райский уголок, ведь красота вышивки могла возникнуть лишь в окружении красоты природы.
Многие иностранцы, посетившие Сучжоу, говорят о его сходстве с Венецией. А Марко Поло, побывавший здесь в 1276 году, назвал город такими возвышенными словами, как «великий» и «благородный».
В давние времена в Сучжоу почти каждая семья занималась разведением червячков-шелкопрядов для получения шёлковых нитей, а девочек обучали вышиванию. В названиях улиц Сучжоу сохранились доказательства тому, что шелковые нити и вышивка для города имела огромное значение, например, «переулок шёлковой нити», «улица вышивки цветов» и многие другие. В зависимости от достатка семьи в вышивках использовались нити разного достоинства. В состоятельных семействах вышивка могла быть украшена и драгоценными камнями.
Китайские вышивальщицы знают десятки различных швов, используют до 1000 видов вышивальных нитей. Работы китайских мастериц отличаются тонкостью и сложным рисунком. Их котята, тигры, кошки и собаки на готовых вышивках будто живые, можно увидеть каждую шерстинку животного.
Если вышивальщицы Сучжоу любят на своих вышивках изображать котят, то в провинции Хунань отдают предпочтение тиграм и львам. Эти вышивки отличаются четкостью линий и яркой расцветкой. В китайских вышивках изображают и пейзажные сюжеты, и цветочные натюрморты, а потому, вышивая, часто копируют живописные полотна.
Вышитые изображения получаются объемными и реалистичными. Вышивки китайских мастериц удивляют и восхищают искусной и необычной работой но здесь следует заметить, что и шелковые нити, используемые ими, тоже необычные. Их окрашивают вручную, для каждой вышивки. Шелковая нить имеет форму восьмигранника, что позволяет ее раскрасить до полутора тысяч оттенков. А свет, падая на нее, преломляется и отражается различными цветовыми оттенками, создавая ощущение реальности.
Когда вышивальщица кладет нити в разных направлениях, достигается эффект необходимой светотени. При переходе с одного тона на другой нитки подбираются все тоньше и тоньше. Отличительной особенностью шёлка является его блеск. Свет переливается, отражаясь или преломляясь в волокне шелка. И нити, играя световыми переливами, создают подвижность изображения, которое обретает объём и будто бы оживает.
Нити сохраняют яркость в течение долгих лет. Они ложатся на поверхность полотна, создавая тончайшую текстуру, в которой отражается и искрится свет. Такие работы создают ощущение воздушного пространства и состояния реальности.
В провинции Гуандун мастерицы любят вышивать сказочные существа: драконов и птицу-феникс. Китайские мифы и легенды рассказывают об этой птице уже много тысяч лет, с начала китайской цивилизации, а вышивка в Гуандун появилась около 1000 лет. В этой вышивке необычайное богатство красок, уникальные узоры.
Гуандунские изделия отличаются вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастерицы сначала вышивают шелковыми или хлопчатобумажными нитями, а затем, когда изображение становится выпуклым, покрывают вышивку золотыми или серебряными нитками.
Иногда для создания выпуклости подкладывают вату, обшивая ее шелком или слоем из серебряных и золотых нитей. Такая вышивка делает изделия объемными. В гуандунской вышивке можно встретить, кроме шелковых нитей, шерстяные или хлопчатобумажные. Вышивка отличается насыщенными композициями и контрастными красками.
Сычуаньская вышивка появилась чуть раньше, более 1000 лет назад, и с тех пор восхищает своей красотой. В ней используется около 100 видов стежков и швов. Мастерицы шелковой вышивки Сычуань предпочитают вышивать цветы, птичек, рыбок и насекомых. Но есть и изображение пейзажей и людей. В сычуаньской вышивке короткие и изящные стежки.
Вышивки каждой китайской школы восхищают нас аккуратностью и тщательностью выполнения работы, переливчатым блеском нитей. Особенности китайского народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые характеризуют символику орнаментации и цвета. В вышитых изделиях птицы, цветы и любые предметы тесно связаны с представлениями народа о жизни, природе и счастье.
Некоторые мастерицы садились за работу лишь в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и теплый, тихий ветерок чуть наклоняет головки благоухающих цветов. В погоду, когда дует ветер, льет дождь, или хмурится небо, за работу не брались. Мастерицы считали, что вышивка, которую они выполняют должна наполниться их добрыми чувствами, именно тогда удастся выразить свои дивные ощущения, одухотворенность мысли.
Китайская вышивка шелком – цвета и символы
В Китае вышивка с давних пор была везде: на одежде, обуви, белье, веерах, сумочках, зонтиках. И каждый символ, и изображение имели свое особенное предназначение.
Основными цветами в китайской вышивке по шелку считаются:
Белый — олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Синий — олицетворение высшего Ян, символ неба;
Красный — символы огня, счастья, радости;
Желтый — символы земли, власти;
Черный — символ воды, вечности, пространства.
А любимыми изображениями считаются:
Рыбы – символ успеха;
Бабочки — символ радости, счастья;
Птицы — символ свободы и радости.
Сливы, персики — символ плодородия и изобилия;
Цветы лотоса — символ верности.
Для китайцев пион – это истинный царь цветов. Он олицетворяет любовь, богатство.
Каждое изображение в вышивке имело определенное значение и пожелание владельцу вышитого изделия. Например, изображения бабочки – пожелания счастья; тигра – силы, чиновника на лошади – успешной карьеры.
Со временем мастерицы стали вышивать даже портреты. Такая вышивка называется «реалистичной». Уникальный вышитый шелком портрет королевы Италии, был преподнесен Италии в 1909 году.
В вышивке выполняются разные стежки и швы. Например, в стиле «Произвольный стежок» используются стежки различной длины, в работе происходит наложение многочисленных шёлковых слоёв с нитями различных цветовых оттенков и направлений. Эти приемы позволяют достичь «трёхмерности», эффекта игры света, и реалистичности.
Китайская вышивка шелком трудоемкий и творческий процесс, над многими вышивками вышивальщицы трудятся и несколько месяцев, и более года. Чтобы достичь мастерства, китайских девочек начинали обучать с 4-5 летнего возраста. Искусство вышивания настолько удивляло и восхищало всех, что о мастерицах-вышивальщицах слагали легенды. Рассказывали, что иглы они используют толщиной в волос, а цвета нитей так ярки, что слепят глаза, и люди, птицы, цветы, изображенные на их вышивках, будто живые.
Остается только лишь еще раз восхититься китайскому трудолюбию и терпению. В маленькой вышивке можно насчитать до 80 – 100 оттенков различных цветов, а в больших это количество достигает до тысячи.
Вышивка картин шелковыми нитями на шелке
Создание картин из шелковых нитей — чрезвычайно кропотливое занятие, иногда на одну картину уходят месяцы, а на некоторые – и годы. Особенно трудоёмкой считается двухсторонняя вышивка. Эта вышивка удивительна не только своей красотой, это работа – загадка. В двусторонней вышивке на каждой стороне мастерица создает иногда два разных сюжета, вышивка выполняется на полупрозрачном шелке, а узелки тщательно спрятаны, причем, их не видно ни с той, ни с другой стороны.
Двусторонние картины оправляют в специальные рамки, которые в свою очередь бывают также произведениями искусства. Они содержат элементы резьбы и узел вращения, который облегчает просмотр картины с обеих сторон.
Вышивки-картины достаточно дорогие, но если у кого-то из вас есть возможность их приобрести, представьте, что это необычайно прекрасный и ценный подарок для близкого человека. Такая вышивка украсит дом и останется на долгие годы нескольким поколениям, она станет настоящей фамильной ценностью, которую будут передавать в самые надежные руки, человеку с утонченным вкусом и добрым сердцем.
Вышивание- одно из древнейших ремесл в мире. И я думаю, что со мной никто не будет спорить, что в вышивке шелковыми нитями «пальма первенства » у китайцев. Ибо филиграность техники, утонченность, уникальность отображения свето-теней-бликов передается в из поколения в поколение более 3 000 лет!
Самые известные вышивальщицы в Китае работают в провинции Цзяньсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. Каждая из этих провинций имеет собственный стиль вышивки, их называют «четыре китайские школы вышивки».
Самая распространенная школа вышивки- Сучжоу,у нее 2-х тысячелетняя история. Вышивальщицы этих мест знают 40 швов. И из 1 000 видов вышивальных нитей они выполняют рисунки .
Приемы этой школы называют — сюсюй. Сусюй отличается тонкостью работы, сложным рисунком. Особенно удаются изображения кошек и котят, они получаются с искрящимися живыми глазами, вышита каждая шерстинка. Среди образцов Сучжоуской вышивки широко известны двусторонние работы. Двусторонняя вышивка делается на полупрозрачном шелке. Вышивальщицы создают два разных сюжета, каждый на своей стороне. При этом встает задача спрятать узелки ниток. Мастерицы делают это так умело, что обе стороны вышивки выглядят абсолютно одинаковыми.
Другая провинция, или школы китайской вышивки известна тем, что в ней предпочтение отдают тиграм. Так и говорят» В Сучжоу вышивают кошек, а в Хунане – тигров». И часто копируют известные китайские живописные полотна.
Изображение на Хунаньской вышивке выполняется шелковыми нитями по шелку. Более 70 видов укладки стежков делают вышитое изображение настолько объемным и реалистичным, что возникает впечатление, будто перед вами натуральные животные. Вышивальщицы применяют разнообразные стежки и нитки, шелковые или шерстяные. Вышитые изделия славятся не только удивительно искусной работой, но и необычными, специально обработанными нитками.
Их надо сначала сварить в отваре из плодов гледичии и высушить, чтобы они не махрились и не ворсились. Хунаньские мастерицы очень удачно сочетают оттенки серого, черного и белого цветов. Шелковые нити множества оттенков ложатся на полотно, создавая тончайшую текстуру, которая отражает и пропускает свет. Это создает полное ощущение воздушного пространства и игривого блеска на изображении.
Несколько моложе вышивка провинции Гуандун, ей около 1 000 лет. Называется гуандунская вышивка- юесюй () или кантонская вышивка. Отличительные особенности – это богатство красок, геометрическая правильность узоров. Часто вышивают изображения драконов и фениксов.
Сычуаньская вышивка называется шусюй и уже 1 000 лет назад пользовалась большой известностью. В ней используется 100 видов стежков и швов. Обычно вышиваются цветы, пташки, рыбки и насекомые, также вышиваются пейзажи и изображения людей. Самыми известными среди традиционных вышивок шусюй считаются «Великолепный карп» и «Цветок петушиный гребень».
Сычуаньская вышивка примечательна аккуратными стежками, переливчатым блеском ниток и утонченной работой. Мастера применяют две уникальные техники, которые по-китайски называются «чэ» и «нин». Если вышивают сначала центральную часть полотна, например, глаза животного или сердцевину (лепесток) цветка, а затем нитка кладется дальше, устремляясь к краям, то это называется «чэ». Работы в технике «нин» выполняются длинными и короткими стежками, начиная с кромки и продвигаясь к центру вышивки, за счет чего создается эффект рисунка тушью.
На вышитых изделиях Сычуаньской школы чаще всего представлены имеющие символическое значение птицы, цветы и предметы: это может быть пара уточек-мандаринок, символизирующих супружескую любовь, фениксы и древовидные пионы, означающие богатство, сосна и журавль, которые вместе символизируют долголетие.
Конечно, за эту многовековую историю вышивка менялась, усложнялась, оттачивалось мастерство .Вы только представьте, что каждая мастерица вкладывала нечто свое в развитие вышивки. А в Китае раньше, сейчас не знаю, каждую девочку обучали искусству вышивки шелком. Теперь можно представить сколько всего вобрало в себя это искусство!
Каждые изображения имели значения для всех китайцев? от простолюдинов до императорского дворца.
• Рыбы (карп) символ успеха;
• Бабочки символ безмятежной радости, счастья;
• Цветы лотоса символ верности;
• Сливы, персики символ плодородия и изобилия;
• Птицы символ свободы и радости.
Одними из лучших вышивальщиц Китая считались мастерицы семейства Гу в Шанхае. Их работы называют великим чудом света, т.к. когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке — писал в 17 веке Дун Цичан.
Гуандунские вышитые изделия отличаются от произведений других трех китайских школ вышивкой золотой и серебряной нитью. Мастера сначала вышивают толстыми нитками, шелковыми или хлопчатобумажными, а когда изображение становится выпуклым и достигает определенной высоты, продолжают вышивать, покрывая картину золотыми или серебряными нитками; вышивают и на шелке: на шелковое полотно накладывают взбитую вату и покрывают ее вышитым слоем из серебряных или золотых нитей. Вышивка золотом и серебром делает изделия трехмерными, объемными.
Глядя на безукоризненно выполненные вышивки, ощущается великая одухотворенность мысли, нежность и яркость палитры цветов. В Сучжоу до настоящего времени сохранилась уникальная традиция цветной вышивки. Каждая сторона вышитого мотива имеет свое отдельное изображение. Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку состоят из пяти следующих:
Синий — олицетворение высшего Ян, символ неба;
Белый — олицетворение высшего Инь, символ чистоты;
Красный — символы огня, радости, счастья;
Желтый — символы земли, власти, мечты;
Черный — символ воды, изменяемости, вечности, пространства.
Например, на детских передничках вышивались изображения тигра, или ожерелья с замочком символами силы и долгой жизни; бабочки пожелания счастья; и, даже чиновник на лошади пожелание успешной карьеры.
Со времнем вышивка стала настолько реалистичной, что появилась техника «Реалистичная вышивка» – именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Елены, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией.
В 30-е годы появился стиль «Произвольный стежок»: в работе используются стежки различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоёв шёлковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, «трёхмерности» и реалистичности вышитых картин.
Многие картины китайские вышивальщицы вышивают больше года. Это очень трудоемкий и творческий процесс. Кроме того, ценность этого «ремесла»(поверьте, не поворачивается язык назвать китайскую вышивку ремеслом) в том, что оно вобрало в себя огромный опыт многих и многих поколений вышивальщиц. И сегодня мы любуемся и восхищаемся этими прекрасными произведениями искусства.
© https://www.livemaster.ru/