Задания ЕГЭ.
Индустриализация.
Задание 1-7. Установите
соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
A) «Житие протопопа Аввакума» Б) «Поучение детям» B) картина «Военный совет в Филях» Г) кинофильм «Трактористы» |
1) Памятник культуры создан Владимиром Мономахом. 2) Сюжет о событиях, предшествовавших Бородинской битве. 3) Автор — А. Д. Кившенко. 4) Сюжет произведения — освоение целинных и залежных земель. 5) Создан в период коллективизации и индустриализации. 6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола |
Задание 2-3 Установите
соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) |
ФАКТЫ |
|
A) политическая раздробленность на Руси Б) народное восстание 1773-1775 гг. B) опричнина Г) форсированная индустриализация |
1) казнь Е. И. Пугачёва 2) разгром Новгорода 3) учреждение института мировых судей 4) перенос столицы из Суздаля во Владимир 5) поход «за зипунами» 6) строительство Днепрогэса |
Задание 3-3. Установите
соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) |
ФАКТ |
|
А) Смута Б) начало промышленного переворота в России В) борьба русских земель с Ордой Г) сталинская индустриализация |
1) строительство Магнитогорского металлургического комбината 2) Соляной бунт 3) битва на реке Воже 4) строительство Царскосельской железной дороги 5) «крестоцеловальная запись» В. И. Шуйского 6) сражение под деревней Лесной |
Задание 4-14 Укажите
событие (процесс), которому посвящена данная марка. Используя изображение,
приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
Задание 5-15 Какой из
памятников был создан в то же десятилетие, когда завершилось событие (процесс),
которому посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот
памятник. Назовите, кто возглавлял СССР в данный период.
Задание
6-12 Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на
вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а также
применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Рассказывая
о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в
годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную
площадку. … Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная
организация на своём участке работы делала всё возможное, чтобы выполнить
вовремя заказы для ударных строек. …
Страна
была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы
первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы
и саму жизнь…
Сейчас
уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы.
Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины,
бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по
планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями
грабарей. …И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали
лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. …
С
развёртыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная
организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало:
«Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и
началось социалистическое соревнование.
На
стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными
организаторами ударных бригад. …
Широко
развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была
объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерывной
рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно
сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день,
отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли
смириться с нарушением «завета отцов»».
Как
называется процесс экономического развития, происходивший в первую пятилетку,
участником которой был автор текста? Укажите годы осуществления первого
пятилетнего плана. Кто был руководителем страны в эти годы?
К заданию № 17.Кинофильмы
Кинофильм «Весёлые ребята». В ролях: Любовь Орлова, Леонид Утёсов.
Кинофильм |
Режиссёр |
Вопрос в задании № 17 |
«Стенька Разин и княжна» |
В.Ромашков 1908 |
Другое название: «Понизовская вольница» |
«Оборона Севастополя» |
В.Гончаров А.Ханжонков 1911 |
Первый русский полнометражный фильм |
«Миражи» |
Пётр Чардынин 1916 |
В ролях: Вера Холодная, Витольд Полонский |
«Молчи, грусть, молчи» |
Пётр Чардынин 1918 |
В ролях: Вера Холодная, Осип Рунич. Немое кино. |
«Волга-Волга» |
Г.Александров 1938 |
В главной роли- Любовь Орлова. Музыка И.Дунаевского |
«Броненосец Потёмкин» |
С.Эйзенштейн 1925,Мосфильм |
Этот кинофильм посвящён событиям первой русской революции. |
«Путёвка в жизнь» |
Н.Экк 1931 |
В главной роли — Алексей Баталов |
«Чапаев» |
Братья Васильевы 1934 |
Этот советский кинофильм посвящён событиям Гражданской войны. |
«Весёлые ребята» |
И.Пырьев 1934 |
В главных ролях: Л.Орлова, Л.Утёсов |
«Ленин в Октябре» |
М.Ромм 1937 |
В роли В.И.Ленина — Борис Щукин |
«Александр Невский» |
С.Эйзенштейн 1938 |
В главной роли -Николай Черкасов. |
Трилогия о Максиме |
Г.Козинцев 1.«Юность Максима» 1934 2. «Возвращение Максима» 1937 3. «Выборгская сторона» 1938 |
В главной роли Борис Чирков |
«Ленин в 1918 году» |
М.Ромм 1939 |
В роли В.И.Ленина — Борис Щукин |
«Трактористы» |
И.Пырьев 1939 |
Популяризация стахановского движения и вооружённых сил СССР. Актёры: Марина Ладынина, Николай Крючков |
«Свинарка и пастух» |
Иван Пырьев. 1941 |
В ролях: Марина Ладынина, Владимир Зельдин. |
«Парень из нашего города» |
Борис Иванов Александр Столпер 1942 |
В Ролях: Николай Крючков, Лидия Смирнова. |
«Жди меня» |
Борис Иванов Александр Столпер 1943 |
В ролях: Борис Блинов. Валентина Серова |
«В шесть часов вечера после войны» |
Иван Пырьев 1944 |
В ролях: Марина Ладынина, Евгений самойлов |
«Небесный тихоход» |
Семён Тимошенко 1945 |
В ролях: Николай Крючков, Василий Меркурьев, Василий Нещипленко |
«Молодая гвардия» |
Сергей Герасимов 1948 |
В ролях: Владимир Иванов, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов и другие. |
«Весна на Заречной улице» |
Феликс Миронер Марлен Хуциев 1956 |
В ролях: Нина Иванова. Николай Рыбников |
«Карнавальная ночь» |
Эльдар Рязанов 1956 |
В ролях: Игорь Ильинский, Людмила Гурченко |
«Тихий Дон» |
Сергей Герасимов 1957 |
В ролях: Пётр Глебов, Ирина Быстрицкая |
«Летят журавли» |
М.Калатозов 1957 |
Актёры: Т.Самойлова, А.Баталов. |
«Баллада о солдате» |
Григорий Чухрай 1959 |
В Ролях: Владимир Ивашов. Жанна Прохоренко и др. |
«Судьба человека» |
Сергей Бондарчук 1959 |
В ролях: Сергей Бондарчук, Зинаида Кириенко |
«Иван Грозный» |
С.Эйзенштейн 1серия-1945 2 серия- 1958 |
В роли И.Грозного- Николай Черкасов. |
«Доживём до понедельника» |
С.Ростоцкий 1967 |
Во второй половине 1960-х годов на экраны страны вышел художественный фильм, отразивший характерные проблемы советской школы. |
«Солярис» |
А.Тарковский 1972 |
А.Тарковский |
«Они сражались за Родину» |
С.Бондарчук 1975 |
С.Бондарчук |
«Гараж» |
Э.Рязанов 1979 |
Э.Рязанов |
«Москва слезам не верит» |
В.В.Меньшов 1981 |
Фильм Меньшова В.В., получивший «Оскар» в 1981 г. |
«Холодное лето 1953-его» |
А.Прошкин 1983 |
Последняя роль Анатолия Папанова. |
«Покаяние» |
Т.Абуладзе 1984 |
Создан в 1980-е годы. |
«Проверка на дорогах» |
А.Герман 1985 |
|
«Так жить нельзя» |
С.Говорухин 1990 |
2 часть: «Россия, которую мы потеряли», 1992 3 часть: «Великая криминальная революция». 1993 |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Кинематограф СССР: все киноафиши из заданий ЕГЭ по истории
Название фильма: Броненосец Потемкин
Режиссер: С. Эйзенштейн (1898-1948 гг.)
Год создания: 1925
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Веселые ребята
Режиссер: Г. Александров (1903-1983 гг.)
Год создания: 1934
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Чапаев
Режиссер: братья Г. Васильев (1899-1946 гг.) и С. Васильев (1900-1959 гг.)
Год создания: 1934
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Путевка в жизнь
Режиссер: Н. Экк (1902-1976 гг.)
Год создания: 1931
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Петр Первый
Режиссер: В. Петров (1896-1966 гг.)
Год создания: 1937
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Александр Невский
Режиссер: С. Эйзенштейн (1898-1948 гг.)
Год создания: 1938
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Трактористы
Режиссер: И. Пырьев (1901-1968 гг.)
Год создания: 1939
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Большая жизнь
Режиссер: Л. Луков (1909-1963 гг.)
Год создания: 1939
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Иван Грозный
Режиссер: С. Эйзенштейн (1898-1948 гг.)
Год создания: 1944
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Сталинградская битва
Режиссер: В. Петров (1896-1966 гг.)
Год создания: 1949
Правитель: И.В. Сталин (1924-1953 гг.)
Название фильма: Весна на Заречной улице
Режиссер: Ф. Миронер (1927-1980), М. Хуциев (1925-2019 гг.)
Год создания: 1956
Правитель: Н.С. Хрущев (1955-1964 гг.)
Название фильма: Карнавальная ночь
Режиссер: Э. Рязанов (1927-2015 гг.)
Год создания: 1956
Правитель: Н.С. Хрущев (1955-1964 гг.)
Название фильма: Летят журавли
Режиссер: М. Калатозов (1903-1973 гг.)
Год создания: 1957
Правитель: Н.С. Хрущев (1955-1964 гг.)
Название фильма: Я шагаю по Москве
Режиссер: Г. Данелия (1930-2019 гг.)
Год создания: 1963
Правитель: Н.С. Хрущев (1955-1964 гг.)
Название фильма: Вертикаль
Режиссер: С. Говорухин (1936-2018 гг.), Б. Дуров (1937-2007 гг.)
Год создания: 1968
Правитель: Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.)
Название фильма: Ирония судьбы
Режиссер: Э. Рязанов (1927-2015 гг.)
Год создания: 1975
Правитель: Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.)
Название фильма: Служебный роман
Режиссер: Э. Рязанов (1927-2015 гг.)
Год создания: 1977
Правитель: Л.И. Брежнев (1964-1982 гг.)
Название фильма: Холодное лето пятьдесят третьего
Режиссер: А. Прошкин (1940-2015 гг.)
Год создания: 1987
Правитель: М.С. Горбачев (1985-1991 гг.)
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Итоговый тест по истории России 1900 – 1922 г.г. (НЭП )
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) аграрная реформа П. А. Столыпина
2) деятельность 1 Государственной Думы
3) финансовая реформа С.Ю. Витте
Задание 2
Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ |
ГОДЫ |
|
A) указ о свободном выходе крестьян из общины с наделом Б) манифест об учреждении Государственной Думы B) манифест о начале войны с Германией Г) манифест о роспуске II государственной Думы |
1) 1905 г. 2) 1906 г. 3) 1907 г. 4) 1911 г. 5) 1914 г. 6) 1917 г. |
Задание 3
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям 1917-1921 гг. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Совнарком
2) рабочий контроль
3) коллективизация
4) военный коммунизм
5) индустриализация
6) продразверстка
Задание 4
Напишите пропущенное понятие (термин).
Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась _____________
Задание 5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ) |
ФАКТ |
|
А) Гражданская война в России Б) Великая российская революция 1917 г. В) Создание СССР Г) Революция 1905-1907 г.г. |
1) учреждение Государственной Думы 2) принятие Ярославом Всеволодовичем ярлыка на Великое княжение Владимирское 3) учреждение Сената 4) разработка И. В. Сталиным плана «автономизации» 5) создание Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов 6) штурм Перекопа |
Задание 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Повелеваем всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам.
Остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков, при добром расположении достаточны будут на удовлетворение всяких хозяйственных надобностей».
Б) «Манифестом Нашим<…>, взимание с крестьян выкупных платежей отменяется<…> Признав<…> необходимым ныне же устранить имеющиеся в действующих узаконениях препятствия к действи- тельному осуществлению крестьянами принадлежащих им прав на надельные земли и одобрив состоявшийся по сему предмету особый журнал Совета министров, мы, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов<…>, повелеваем:
1. Каждый домохозяин, владеющий надельной землёй на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.
2. В обществах, в коих не было общих переделов в течение 24-х лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от общинного владения к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в личную собственность сверх усадебного участка все участки общинной земли, состоящие в его постоянном (не арендном) пользовании».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) законодательный акт был издан императором Александром Вторым
2) при императоре, издавшем данный законодательный акт, в России произошла революция
3) в издании законодательного акта большую роль сыграл П. А. Столыпин
4) издавший законодательный акт император погиб в результате дворцового переворота
5) законодательный акт отменял крепостное право
6) издание законодательного акта относится к концу XVIII в.
Задание 7
Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) аренда мелких и средних предприятий
2) продразвёрстка
3) всеобщая трудовая повинность
4) концессии иностранным предпринимателям
5) бесплатные коммунальные услуги
6) широкое кооперативное движение
Задание 8
Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ |
ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ |
|
A) П. А. Столыпин Б) А. А. Аракчеев B) А. Х. Бенкендорф Г) С. Ю. Витте |
1) создание военных поселений 2) введение золотого стандарта 3) разрешение свободного выхода крестьян из общины 4) создание корпуса жандармов 5) роспуск Учредительного собрания |
Задание 9
Установите соответствие между фамилиями советских руководителей и их должностями в годы Гражданской войны.
ФАМИЛИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ |
ДОЛЖНОСТИ |
|
А) В. И. Ленин Б) И. В. Сталин В) Л. Д. Троцкий Г) А. В. Луначарский |
1) председатель Революционного военного совета 2) нарком просвещения 3) председатель Совета народных комиссаров 4) нарком по делам национальностей 5) нарком внутренних дел |
Задание 10
Прочтите отрывок из документа и укажите фамилию императора, его подписавшего.
«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое настроение народное и угроза целости и единству державы нашей.
Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы
населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие |
Дата |
Участник(-и) |
Создание Совета народных комиссаров |
__________(А) |
В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий |
Штурм Перекопа |
__________(Б) |
__________(В) |
__________(Г) |
1922 г. |
Г. В. Чичерин |
Подписание пакта о ненападении с СССР |
__________(Д) |
__________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) июль 1914 г.
2) октябрь 1917 г.
3) ноябрь 1920 г.
4) Генуэзская конференция
5) Кронштадский мятеж
6) М. В. Фрунзе
7) Гиммлер
Риббентроп
9) август 1939 г.
Задание 12
Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом.
«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым… Затем я получил телеграмму от Алексеева… В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.
2) Правительство, о котором идёт речь в документе, называлось Временное.
3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.
4) Автор лояльно относится к новой власти.
5) Новое правительство поддержали все слои русского общества.
6) Россия выиграла эту войну.
Задание 13
Рассмотрите схему и выполните задание
Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.
Задание 14
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Задание 15
Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2».
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С. О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
Задание 17
Установите соответствие между памятниками архитектуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
A) икона «Троица» Б) поэма «Хорошо!» B) «Повесть о Шемякином суде» Г) картина «Арест пропагандиста» |
1) произведение посвящено октябрьским событиям 1917 г. 2) автор произведения был удостоен Нобелевской премии 3) произведение создано анонимным автором XVII в. 4) в произведении отражены события российской действительности 1870-х гг. 5) автор был современником Владимира Мономаха 6) автор был создателем фресок Успенского собора во Владимире |
Задание 18
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Фотография была сделана в первые годы советской власти (1917−1920 гг.).
2) Экономическая политика, проводившая в это время, — нэп.
3) Для изъятия хлеба у крестьян создавались продотряды.
4) Крестьяне добровольно сдают хлеб.
5) Продотряды являлись частями Красной армии.
Задание 19
Какие из изображений относятся к тому же периоду, что и картина? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Задание 20
Укажите год, к которому относятся описанные события, и название правительства, о котором идёт речь.
Из протокола допроса А. В. Колчака
«Как раз перед концом заседания прибыл ген. Корнилов <…> Корнилов сказал, что в городе происходит вооружённая демонстрация войск против правительства, что он располагает достаточными силами, чтобы прекратить это выступление, и в случае надобности, если бы произошло вооружённое столкновение, у него есть уверенность в возможности подавления этого движения. Поэтому он просил, чтобы правительство санкционировало это и дало возможность немедленно начать действовать. Это послужило поводом к обмену мнениями и дебатам, при чём особенно против восставали Львов и Керенский, который заявил: “Наша сила заключается в моральном воздействии, в моральном влиянии, и применить вооружённую силу значило бы вступить на прежний путь насильственной политики, что я считаю невозможным”. На этом заседание закончилось <.. .>
За время пребывания в Петрограде я убедился, что это правительство состоит из людей искренних и честных, желающих принести возможную помощь родине <…> Они искренно хотели спасти положение, но опирались при этом на очень шаткую почву, — на какое-то нравственное воздействие на массы, народ, войска. Для меня было также совершенно ясно, что это правительство совершенно бессильно, что единственный орган, который выдвигается и вполне определился, — Совет солдатских и рабочих депутатов — ведёт совершенно открыто разрушительную работу в армии и вообще в отношении вооружённой силы, открыто выставляет лозунги прекращения войны с Германией и т. д.».
Задание 21
Как А. В. Колчак оценивает положение, возможности данного правительства? Какие причины такого положения правительства он указывает?
Задание 22
На основе знаний по курсу истории приведите не менее трёх задач, разрешение которых взяло на себя при создании данное правительство.
Задание 23
Утверждение Советской власти обернулось для России полномасштабной Гражданской войной, повлёкшей миллионные жертвы. Назовите не менее трёх причин этой ситуации.
Задание 24
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Введение нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1914–1916 гг.;
2) 1921–1928 гг.;
3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
«Трактористы» – классика сталинского кинематографа
Советская чёрно–белая кинокомедия «Трактористы» вышла на экраны весной 1939 года. Это был вторая успешная работа режиссёра Ивана Пырьева. Его предыдущий фильм – «Богатая невеста» был хорошо принят критиками и снискал популярность у советских зрителей.
Пырьев был учеником самого Сергея Эйзенштейна, а также длительное время работал с Всеволодом Мейерхольдом. Его карьера как режиссёра началась в 1929 году. Однако длительное время она складывалась неудачно и, даже можно сказать, трагически для фильмов. Многие из них легли на полку, а некоторые пришлось перемонтировать с ущербом для сюжета. Например, работу над «Мёртвыми душами» в соавторстве с Дмитрием Шостаковичем и Михаилом Булгаковым пришлось прекратить после разгромной статьи в «Правде» под названием «Сумбур вместо музыки». Вышедший же в 1936 году «Партийный билет» также был подвергнут критике. В итоге Пырьеву пришлось перебраться в «творческую ссылку» на Киевскую киностудию. Позже, в конце 50–х годов, он начнёт работать над постановками произведений Федора Достоевского. Среди них – ставшая классической лента «Идиот» с Юрием Яковлевым в главной роли.
Итак, «Трактористы». Уже на этапе написания сценарий в фильм был добавлен военный подтекст. Аншлюс Австрии Третьим Рейхом, а также бои советских войск против Японии у озера Хасан и на Халхин–Голе, внесли некоторые коррективы в сюжет. Вероятно, по следующим причинам создатели фильма решили добавить в картину танкистов.
Во-первых, танковые войска, наряду с авиацией, были самым современным видом вооружённых сил. Быть танкистом было почётно, а советская военная пропаганда всячески заманивала молодёжь осваивать новую технику. Во-вторых, невооружённым глазом видна взаимосвязь между танковыми войсками и новой техникой на селе. Тракторы и танки – это своего рода новый символ эпохи, механизации мирной и военной жизни, успехов индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. В-третьих, эта тема была актуальна в связи с недавними победами над японцами.
Фильм снимался в 1938 году на Украине в Николаевской области. Одним из главных героев фильма стала новая сельскохозяйственная машина – трактор С-65. Буква «С» обозначала фирму-производителя – американский «Caterpillar», у которой и был куплен трактор в первые годы индустриализации. Прототипом его сердца – двигателем М-17, был немецкий авиационный двигатель BMW-7. Новый трактор, в котором латинская буква «си» стала русской «С» и уже обозначала «Сталинец», был создан в Советском Союзе как раз в 1938 году.
Можно сказать, что фильм стал своего рода большой рекламной кампанией новой техники, рождённой в индустриализацию, новых успехов советского государства. Конечно, в то время этой новой машиной оснащались далеко не все колхозы. Но на то она и реклама, чтобы показывать то, что есть не у всех! Так что образец новой техники органично вписался в кинокартину. Тут стоит заметить, что в случае войны, как это и произойдёт в 1941 году, трактора должны были стать тягачами артиллерии. Так что взаимосвязь мирного и военного времени прослеживается и здесь.
Фильм начинается с того, что «три танкиста, три весёлых друга» возвращаются с Дальнего Востока – беспокойного места, где ещё недавно шли бои с японцами. Но бои закончились успешно – три друга живы и веселы. Тут бросаются в глаза несколько моментов.
Первое. Отсутствует трагическая линия, что вписывается в формулу «малой кровью, могучим ударом на чужой территории»: в случае агрессии враг будет разбит и отброшен. Темы потерь и отступлений 1941 года ещё нет, они появятся в кинематографе позже.
Второе. Три танкиста – это явная отсылка к экипажам самых массовых советских танков того времени – Т-26 и БТ-5. Именно у них был экипаж из трех человек, они применялись в борьбе против японцев даже в 1945 году. Образ танкиста в то время был, как правило, связан именно с этой машиной, хотя тогда уже было понятно, что данный танк технически устаревает. Это будет окончательно понятно позже – после Польского похода и советско-финской войны.
Третье. Интернациональность экипажа. Три танкиста – русский–москвич, грузин и украинец. Подобный выбор персонажей не случаен: русский, как представитель самого многочисленного народа СССР; грузин, – это, своего рода, реверанс Сталину и возможно дополнительный аргумент для прохождения цензуры. Ну и главный герой, – Клим Ярко, в исполнении кинозвезды своего времени Николая Крючкова – украинец. Как-никак, а фильм снимался на киевской киностудии.
В этой триаде отражён не только интернационализм нового, советского общества, рождённого революцией, но и три основных элемента сталинской политики: власть, индустрия и коллективизированное сельское хозяйство. Недаром главный герой подчёркивает, что хочет «в степь», т.е. в колхоз, а его товарищ из Москвы подчёркивает, что его дома ждёт жена-заводчанка. Сам он так же, видимо, пойдёт работать на завод, куда предлагает с ним отправиться и Климу. Их товарищ – грузин всячески подчёркивает изобилие благ Кавказа: на столе стоят напитки, привезённые сталинским наркомом Анастасом Микояном из США – символ нового благополучия и изобилия страны Советов.
«На трактор вернусь, в МТС, к землячке», – говорит главный герой товарищам и показывает фотографию главной героини фильма, Марьяны Бажан в исполнении Марины Ладыниной. В этой фразе квинтэссенция той эпохи: трактор и МТС – как символы индустриализации в коллективных хозяйствах. А Марьяна – это образец «стахановского» движения, а также важнейшего завоевания революции – равенства мужчин и женщин во всех сферах жизни советского общества.
Марьяна Бажан не только ловко управляется с С-65. Она передвигается по колхозу исключительно на мотоцикле, который в то время был неслыханной роскошью, доступной лишь «стахановцам» – новой трудовой элите из низов. Эта сцена также способствовала популяризации стахановского движения. На груди у неё орден Трудового Красного Знамени, высокая награда за производственные достижения. Героиня не снимает орден ни в поле, ни за столом. Несмотря на всесоюзную популярность, Марьяна демонстрирует верность, отказывая почтальону в принятии писем от поклонников.
Другими небольшими, но всё же важными атрибутами сцены в поезде являются значки на груди бойцов: знаки ГТО и прочих обществ, в которые советское государство активно вовлекало молодёжь. Ведь фильм что ни на есть молодёжный!
«Харитоша, аккуратный почтальон» – ещё один символ новой эпохи. Он – главный посредник между городом и деревней, в конце концов, между людьми. В то время почта играла важнейшую коммуникационную роль на селе, привозя в колхозы газеты, где и были отражены те самые «радости, надежды и мечты», о которых он поёт в своей песне.
Далее в фильме появляется новый персонаж – Назар Дума в исполнении Бориса Андреева. Это была дебютная роль актёра, который случайно оказался на пробах. В фильме он исполняет роль непутёвого бригадира, разгильдяя и пьяницы. Марьяна подговаривает Назара прикинуться её женихом, чтобы отбиваться от ухажёров. Этот договор становится неотъемлемой частью любовной линии фильма.
По роли Бориса Андреева в фильме заметно, что играет он впервые: его персонаж на фоне остальных смотрится более комично, неуклюже. А иногда – наоборот, пафосно переигрывает. Однако в целом образ Назара пришёлся по нраву советским зрителям. Будучи антагонистом, Назар при этом остаётся добродушным персонажем, а не карикатурным злодеем, что было свойственно кинематографу соцреализма того времени и даже для Голливуда времени сегодняшнего.
Интересна и следующая сцена, с ночной степью и едущими по ней колхозниками в кузове грузовика, распевающими украинские песни. Это явный реверанс в сторону украинского крестьянства и Украины в целом, которая была одной из важных республик, житницей Советского Союза, и, что немаловажно, – кузницей партийных и государственных кадров. Будущие лидеры СССР – Хрущёв и Брежнев – пройдут долгую и сложную партийную карьеру именно на Украине. Весёлые же песнопения колхозников создают настроение уже наладившейся мирной трудовой жизни, которая идёт своим чередом.
Героиня отправляется ночью на починку трактора, однако, падает с мотоцикла. На помощь ей приходит главный герой Клим. Он доставляет её домой и узнает в спасённой ту самую стахановку из газеты, в которую влюбился с первого взгляда. Клим отправляется чинить трактор вместо неё. Тут подчёркивается не только взаимовыручка советских людей, но и успехи образовательной политики. Ведь до сих пор в России нет по отдельности водителя и механика в танковых войсках. Это одна, единая должность – механик–водитель, который не только управляет машиной, но и может её отремонтировать в любой момент. А в мирной жизни такой специалист работает механиком–водителем на селе, помогая колхозникам управляться с тракторами.
Клим успешно ремонтирует трактор, чем завоёвывает уважение Марьяны, усиливает её чувство к главному герою. Нам показывают избу, где живёт главная героиня: она исполнена в стилистике образов ранних гоголевских украинских сказок. Кстати, это одна из немногих сторон фильма, которая подвергалась критике: излишняя карикатурность украинцев.
Но и здесь режиссёр не обходится без атрибута эпохи – огромного плаката на стене, прославляющего «сталинских соколов», ещё одного символа обновления страны. Мотив соединение светлого будущего и традиций проходит через весь фильм. Особенно, когда оператор делает акценты на долгих, глубоких планах с полями, которые сплошь обрабатывает техника, которая в то время была ещё мало распространена.
Далее мы видим изобилие продуктов на столе: молоко, варенье, сахар, самовар… Всё это так же отсылает к изобилию новой жизни в колхозе. Подобный приём режиссёр использует ещё не раз в своих более поздних картинах, например, в «Кубанских казаках». Но там он будет раздут до такой степени, что этот гротеск будет вызывать скорее комичность и недоверие советских зрителей.
Главный герой фильма – Клим, остаётся в колхозе работать в МТС и всё больше влюбляется в Марьяну. Кстати, главного героя зовут так неспроста: ведь народным комиссаром обороны в то время был не кто иной, как Клим Ворошилов. В отношения главного героя и Марьяны влезает Назар, который в комичной форме, следуя договору с Марьяной, отбивает её от Клима и последний раздосадовано уходит. Марьяна просит Кирилла Петровича, председателя колхоза, догнать Клима. По дороге они пресекают кражу Назаром дизельного топлива. Кирилл Петрович понижает Назара до тракториста, а его бригаду передаёт Климу. Председатель с Климом решают перевоспитать Назара или, если это не поможет, то хотя бы расстроить свадьбу.
Клим прибывает в бригаду Назара, где царит тотальное «разложение». Режиссёр специально утрирует эту сцену, вся бригада похожа на банду т.н. деклассированных элементов: грязные и рваные, они веселятся, поют песни и пьют, работать никто не желает. Подобное изображение тунеядцев свойственно соцреализму и обнаруживается не только в кино, но и в плакатном искусстве.
Интересно показано, как Клим завоёвывает авторитет у бригады: с помощью весёлого и энергичного танца, демонстрируя, что порядочный и ответственный человек успешен не только в труде. А ведь другой на его месте бы растерялся! Сцена очень похожа по форме и содержанию на танец горцев «дикой дивизии» из фильма «Октябрь» Сергей Эйзенштейна.
Назар предлагает проверить не только ноги Клима, но и голову. Клим с точностью определяет поломку трактора, указывая на отсутствие ухода за машиной. Причём нужно отдать должное режиссёру, что всё это он делает легко и с юмором: зрители не ощущают серьёзного конфликта, упор в сцене сделан на то, что бригаду ещё можно перевоспитать, что ещё не всё потеряно. Вскоре на помощь бригаде Назара приезжает и Марьяна, но тут узнаёт, что бригадиром уже стал Клим. Он высмеивает Марьяну, чтобы ещё сильнее вызвать симпатию бригады, вместе с тем успешно манипулирует ими, наставляя на будущие свершения.
Клим продолжает служить примером подражания для своей бригады и в поле, запустив трактор с большим плугом. Здесь разворачивается новая, военная сторона фильма. В поле находят старую немецкую каску и в колхозе вспоминают освобождение от немецкой оккупации после первой мировой войны. Вместе с тем, председатель колхоза открыто заявляет в фильме: «немца вновь тянет на украинскую землю». Это намёк зрителям на то, что стоит готовиться к близкой войне с Германией.
Но сцена заканчивается в победном духе: пущай немец приходит – получит, как в 1918 году. Конечно, по прошествии восьми десятков лет мы понимаем, что поначалу всё было далеко не так радужно… Тут нужно уточнить, что фильм вышел за полтора месяца до подписания пакта Молотова-Риббентропа. Но пакт о ненападении никак не повлиял на демонстрацию фильма: сцена не была вырезана. Оно и понятно, ибо нацистская Германия уже в 30-е годы рассматривалась в Советском Союзе как один из потенциальных военных противников.
Клим обещает своей бригаде помощь в военной подготовке и председатель колхоза поддерживает почин. Ведь трактор – это тот же танк. А значит, и трактористы – потенциальные танкисты. Дальше следуют документальные кадры, записанные с учений танкистов на быстрых колёсно–гусеничных танках БТ-7. В то время это был самый современный и быстрый танк в СССР. Именно на его базе в будущем возникнет знаменитый Т-34. Сразу после этих кадров зрителям показывают совет бригады, на котором высокопарно выступает Клим, рассказывая о преимуществах танков и особенностях их боевого применения.
После этих кадров многим зрителям самим хотелось пойти и записаться добровольцами в танкисты. После выхода фильма огромное количество молодых людей, воодушевлённые просмотром фильма, отправлялись в различные клубы добровольной помощи армии или стремились попасть в танковые войска, как самые современные и новые.
Была, правда, и обратная сторона медали: танки БТ, как и Т-26, в то время были уже достаточно устаревшими. Организация танковых частей в красной армии была не самая грамотная и большинство танков, как и танкистов, погибнет в первые месяцы войны, в основном, как раз на Украине, в крупнейшем танковом сражении Великой Отечественной Войны – битве за Луцк – Дубно – Броды. Эта трагедия очень сильно разнится с тем победным воодушевлением, переданным в фильме. Но тогда зрители этого ещё не знали, трагедия войны ещё впереди…
Марьяна же читает книгу о танкистах, о победных боях у озера Хасан. Но, как и большинству женщин, ей важно, чтоб танкист был… красивый. Тут громом звучит Марш советских танкистов. Эта композиция так же выполнена в победной, можно сказать, триумфальной манере: если враг сунется – он будет разбит. Песню продолжает петь и перевоспитавшийся Назар, ведущий трактор следующим утром. Его трактор идёт в окружении костров, которые тогда разжигали в полях, чтобы не допустить гибели урожая от ночных заморозков.
Под марш картина выглядит эпично, будто Назар едет уже на танке по горящему полю боя. Оператор показывает мир глазами тракториста. Мы видим, как техника преображает окружающую действительность. Крупный план гусениц и вид из кабины на плуг дают нам возможность почувствовать неукротимую мощь машины. Сцена проводит прямую параллель между водителем трактора и танкистом.
Нужно отметить, что в тексте «Марша танкистов» отсутствуют прямые угрозы кому-либо. Песня носит оборонительный характер: «чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей вершка не отдадим». Увы, но образ непобедимой танковой машины, который создаётся песней, сформировал переоценённое представление о советских танках и танковых войсках в целом.
Но вернёмся к фильму. Бригада Назара и он сам перевоспитываются, план перевыполнен. Режиссёр показывает кадры обеда бригады. Мы уже не видим грязных, неухоженных оборванцев, напротив – все умытые и хорошо одетые. Назара, вернувшегося с поля последним, встречают как героя. «Аккуратный почтальон Харитоша» вручает Назару тот самый «газетный лист радости и надежды», о котором он пел в начале картины. В газете Назар видит свой портрет: теперь и он тоже «стахановец». Председатель колхоза рад такой новости и одобряет «брак» Марьяны и Назара, ещё не зная об их уговоре…
В разговоре с председателем Клим признаётся, что любит Марьяну и не отдаст её Назару. Позже Клим приезжает к Марьяне и они признаются друг другу в любви. Но свадьбу играют не сразу, а по традиции – с первым снегом, после сева, чтобы веселье не мешало труду.
Фильм кончается тостом председателя колхоза, чьими устами, в некотором роде, говорит сам Иосиф Сталин. Председатель пьёт за трактористов–хлеборобов, отмечая, что они, сами, кровью и потом, в борьбе с поляками, немцами и помещиками, завоевали свою власть и право работать на земле. Поляки, кстати, не просто так упомянуты. Часть Украины на момент съёмок фильма ещё входила в состав Польши Пилсудского. Через три месяца после выхода «Трактористов», Западные Украина и Беларусь воссоединятся с советскими республиками.
В тосте несколько раз подчёркивается необходимость быть готовым к новой войне, в том числе и с немцами, что так же было актуально для того времени. Труд в финале картины отходит на второе место перед мотивом защиты Родины. Фильм заканчивается исполнением «Марша танкистов». На протяжении фильма он звучит несколько раз, и к его концу даже можно выучить весь текст.
Отдельно нужно сказать о музыке. Две центральные музыкальные композиции, стали не только «саундтреками» к фильму, но и символами сталинской эпохи, танковых войск и всей советской армии. Музыка и тексты песен исполнены победным духом. Композиция «Три танкиста» на долгие годы стала строевой в воинских частях, а «Марш танкистов» стал полноценным маршем всех советских танковых войск. Эти композиции были написаны на стихи Бориса Ласкина композиторами братьями Покрассами. После показа фильма песни стали всенародно любимыми. Даже несмотря на тяжёлые потери, особенно среди танковых частей в первые месяцы Великой Отечественной, песни не вышли из военного репертуара и благополучно дожили до нынешних времён.
Но в хрущёвское время композиции подверглись цензуре. Строчка про Сталина из «Марша танкистов» была изменена, а «самураи» из «Трёх танкистов» часто заменялись на «вражьи стаи», делая композицию менее локальной и вневременной. Хрущёвской цензуре подверглись не только песни, но и видеоряд. Портреты Сталина заменены на портреты Калинина, гордые надписи на тракторах «СТАЛИНЕЦ» заменены сухим «ДИЗЕЛЬ». Увы, из-за этого фильм многое теряет. Хрущёвская цензура убирает яркие краски той эпохи, мелочи, без которых ту эпоху не понять. Без этих деталей фильм смотрится нелепо, особенно когда видно, что акцент в снятых сценах был сделан именно на этих «культовых» деталях.
В наше время фильм кажется наивным, а кому-то может резать глаз нарочитая пропаганда. Но с другой стороны, центральное место в фильме занимают самые, что ни на есть демократические ценности: трудящиеся люди, сотрудничество горожан и крестьян, идея технического прогресса, воспитание, как важнейший элемент формирования любого цивилизованного общества. Сегодня подобные ценности в кино отсутствуют. Человеку труда уделяется всё меньше экранного времени, нежели представителям власти и капитала. Прогресс часто заменяется декадансом и романтизмом, а место воспитания (как важнейшего социального института) заняло безграничное потребление.
В то время советский кинематограф был одним из передовых, и фильм «Трактористы» даже был номинантом «Каннского фестиваля». Однако, из-за начала войны фестиваль был отменён. Но и сегодня фильм получает высокие зрительские оценки. Например, на «Кинопоиске» у него более 7 баллов из 10. Не только ностальгия, но и художественная ценность картины, а также добрый настрой заставляет уже новых зрителей возвращаться к творчеству Ивана Пырьева.
P.s. При просмотре фильма сделайте поправку на историческую эпоху. Каким бы фильм ни был в то время – наигранно–наивным или пафосно–агитационным, – он остаётся срезом эпохи и нашей общей истории.
Евгений Валиков
Янв 2, 2022
Сценарий фильма режиссёр И. Пырьев написал вместе с Е. Помещиковым за короткий срок (боясь упустить летнюю натуру). Основная его идея подсказана теми настроениями, которыми в то время жили страна и народ.
Шёл 1938 год. На Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, совершила провокационное нападение на границы СССР. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий…
Один из этих героев-танкистов и был задуман как основной герой будущего фильма. Ему дали имя Клим Ярко.
Увидел он в газете портрет знаменитой трактористки Марьяны Бажан и потерял душевный покой. А как прочёл о её трудовых делах, так решил окончательно и бесповоротно: сразу после окончания срочной службы махнуть туда, где колосятся украинские поля, и где живёт чудесная девушка-колхозница, без которой он и не мыслит теперь свою жизнь.
Прототипом героини «Трактористов» Марьяны Бажан была Паша Ковардак. С этой небольшой голубоглазой девушкой со светлыми, как лён, волосами сценаристы неоднократно встречались в Москве, куда она приезжала на учёбу.
Пырьев вспоминал:
«Итак, мы писали сценарий о передовых людях сельского хозяйства, овладевших новой техникой, новыми методами труда, и о перевоспитании на основе их опыта таких отстающих, как Назар Дума, Савка, и других.
Угроза же войны, нависшая в те дни над всем миром и над нашей страной, заставила нас ввести (уже в режиссёрский сценарий) ещё одну тему — тему боевой готовности наших людей защищать свои завоевания, свой труд, свою Родину. Надо было связать эти две темы в единую драматургическую концепцию и сделать кинокартину комедийного жанра».
В авторском варианте действие начиналось на Дальнем Востоке, в одном из танковых подразделений. Командир полка говорил хорошие напутственные слова танкистам, уходящим из армии по окончании срока службы. Заканчивался же сценарий встречей тракторной бригады Клима Ярко, уходящей с полей после окончания уборочных работ, с колонной танков, идущих на осенние манёвры…
И, возможно, такое начало и финал остались бы в фильме, если бы он не был задуман как музыкальный. Музыка писалась во время работы над режиссёрским сценарием и вошла в фильм как один из основных компонентов.
Прекрасные песни, созданные композиторами Дмитрием и Даниилом Покрасс и поэтом Борисом Ласкиным, потребовали себе места в будущей картине. «Три танкиста» и «Марш танкистов» по своему характеру и содержанию были как раз такими, что смогли заменить собой два не вошедших в картину сценарных эпизода. Фильм сразу, с заглавных титров, начинался песней «Три танкиста» и заканчивался грозным маршем, который запевал Назар Дума на свадьбе Марьяны Бажан и Клима Ярко. Слова песни единодушно подхватывали все присутствовавшие трактористы, и они звучали торжественной клятвой встать как один на защиту Родины!
Итак, сценарий «Полюшко-поле» — так назывался раньше фильм «Трактористы» — был закончен. Начался подготовительный период.
За сравнительно короткий срок в результате проб и репетиций удалось на все роли подобрать хороших актёров. Клим Ярко — Николай Крючков, Марьяна Бажан — Марина Ладынина. Савка — Пётр Алейников, директор МТС — Степан Каюков. Не хватало только исполнителя роли Назара Думы.
Однажды Пырьеву показали для отбора на эпизодические роли трактористов группу молодых парней. Среди них ростом, фигурой и широким лицом с несколько раскосыми глазами выделялся один — в белой «капитанке», матросской тельняшке и небрежно накинутом на плечи пиджаке. Это был Борис Андреев — ученик Саратовской театральной школы. Он приехал в Москву с театром на летние гастроли, но не в качестве актёра, а как рабочий для разгрузки и погрузки декораций.
Андреев рассказывал:
«…Итак, я в первый раз увидел Ивана Пырьева. Кепка с выпирающего затылка была сдвинута на серые глаза, которые беспокойно, внимательно и недоверчиво ощупывали меня из-под козырька.
— Ну-ка, повернись, — сказал он голосом, не предвещавшим ничего хорошего.
Я повернулся.
— Пройдись!..
Я лениво зашагал по кругу.
— А ну, бегом!.. — сказал он очень сурово, и в голосе зазвучала сталь закрученной пружины.
Я посмотрел на своего мучителя глазами затравленного волка.
— Подходяще, — сказал Пырьев. — Не протестую, будем пробовать на Назара Думу.
— А ведь я приглашал его на Клима Ярко, — прозвучала запоздавшая реплика ассистента режиссёра.
Слегка побледнев и набрав полную грудь воздуха, Пырьев произнёс монолог, исполненный трагического пафоса. Я не помню дословно всего сказанного тогда Иваном Александровичем, но сказал он примерно следующее:
— Это какому же кретину могло прийти в голову пригласить такую шалопутную человеческую особь на роль Клима Ярко, на роль героя-любовника?!
И он злобно впился в меня глазами, отчего мне стало совсем неловко».
В приёмной Андреев от волнения одним залпом выпил полный графин воды и громко заявил ассистентам: «Ерунда все это! Не подойду я вам. Не справлюсь». Однако на другой день он вовремя пришёл на репетицию и показал свои недюжинные способности.
Подготовительный период «Трактористов» заканчивался. Оставалось выбрать места натурных съёмок и записать фонограммы песен. Декоративных объектов (павильона) в картине было мало. Основное действие происходило на полях, дорогах, в стане тракторных бригад, во дворе МТС. Это означало, что правильный выбор мест натурных съёмок решал не только изобразительную часть фильма, но и предопределял оперативность съёмочной работы группы.
Выбирать натуру Пырьев выехал вдвоём с художником картины В.П. Каплуновским. Проехав на машине от Николаева до Одессы, они остановили свой выбор на Гурьевской МТС, расположенной на берегу Буга, невдалеке от его впадения в Чёрное море. Киношников прельстили необъятные степные просторы, огромные массивы золотистых хлебов и чёрной пахотной земли.
После выбора мест натурных съёмок «Трактористов» оставалось только записать фонограмму музыки, и можно было выезжать в экспедицию.
Знаменитые «Трактористы» — лирическая комедия, скорее весёлая, чем смешная. И в образах двух главных героев, Марьяны Бажан и Клима Ярко, складывается характеристика лирической, а никак не комической пары.
Смешное шло в фильме от другого — от путаных или курьёзных положений и, главное, от комедийности второстепенных персонажей.
В своей книге Николай Крючков рассказывал:
«По своей неопытности Боря Андреев перед камерой в первое время здорово тушевался и, пытаясь подавить смущение, непроизвольно пыжился, набычивался. Выглядело это, признаться, довольно смешно и, видать, не раз служило темой для досужих остряков. Я же об этом как-то не подумал и, желая парню одного лишь добра, простодушно и от чистого сердца крикнул ему однажды на всю съёмочную площадку: „Да чего ты все раздуваешься? Куда ж больше, и так вон какой здоровый лось вымахал!“
Андреев побагровел: «Ещё один насмешник выискался? Ну, подожди…»
Пришлось срочно «тушить пожар». Ведь этот новичок, если уж рассвирепеет, мог все сокрушить на своём пути. И те, кто зло его задевал, долго об этом потом сожалели. Вместе с тем Андреев был незлобив, отходчив и, к чести своей, предельно объективен. Убедившись, что у меня и в мыслях не было желания подтрунивать над ним, он сменил гнев на милость, а со временем вообще перестал «раздуваться» на съёмочной площадке».
Во время съёмок «Трактористов» Андреев встретился и на всю жизнь подружился со своим ровесником П. Алейниковым (тот был всего на полгода старше его). Андреев скажет позднее: «С ним я чувствовал себя вдвое сильнее, я у него силы черпал». Многие, знавшие их, так и говорили: «Это друзья — не разлей вода». О неразлучной паре Андреев — Алейников в те годы ходила масса всевозможных историй…
Роль Ярко — одна из лучших работ Крючкова. По ходу действия в фильме «Трактористы» его герой должен был работать на тракторе, ездить на мотоцикле, на автомобиле, играть на баяне и плясать… И все это артист делал сам, причём без всякого тренажа, а сразу, что называется, с ходу.
То же хочется сказать и о Марине Ладыниной. В «Трактористах» её героине Марьяне Бажан надо было летать по степи на мотоцикле, вести по пахоте сложный гусеничный ЧТЗ. И актриса делала все это так, будто уже давно была трактористкой и неоднократно участвовала в мотогонках.
«Трактористы», картина столь светлая и радостная, полная такого умного, улыбчивого дружелюбия, съёмочному коллективу давалась на редкость мучительно. Дело было не только в производственных трудностях, но и в исключительной напряжённости отношений режиссёра со съёмочной группой, прежде всего с актёрами. И если Пырьев избытком выдержки не отличался, то работа с ним в «Трактористах» не раз оборачивалась то для одного, то для другого актёра эксцессами, которых, например, даже славившийся своей незлобивостью и отходчивостью Пётр Алейников так до самой смерти не смог ни забыть, ни простить.
Тяжелее всех, судя по воспоминаниям участников, доставалось главной исполнительнице. Вот что рассказывал Крючков: «Съёмки „Трактористов“ подходили к концу, и наш режиссёр все заметнее нервничал, срывался. Отношения Пырьева с актёрами становились все напряжённее. И, честное слово, от души было жаль его жену, милую Марину Ладынину, когда Пырьев заставлял её повторять иные заключительные сцены более двадцати раз подряд. Ей доставалось, пожалуй, больше всех. И если бы не наша коллективная помощь и защита, не знаю, чем бы закончился для неё тот съёмочный период».
А «ударную волну» одного из самых бурных взрывов режиссёрского темперамента Крючкову пришлось принять целиком на себя и при этом, что называется, «показать характер» столь решительным образом, что общая атмосфера на съёмках ощутимо разрядилась и в значительной степени нормализовалась.
Однако причины для того, чтобы нервничать, у Пырьева были. Обстановка в мире осложнялась с каждым днём. В разгар натурных съёмок в экспедиции, то есть к осени тридцать восьмого года, немецкие фашисты оккупировали значительную часть территории Чехословакии. В связи с этим был даже придуман эпизод: во вспаханной земле трактористы находят немецкую офицерскую каску, оставшуюся на полях Украины после оккупации 1918 года. Эпизод этот получил развитие, находка не прошла бесследно для бригады Клима Ярко — трактористы стали овладевать искусством вождения танков.
«Трактористов» сняли очень быстро. Начав съёмки в июне, в конце декабря 1938 года уже представили фильм на утверждение нового председателя Комитета по делам кинематографии — С. Дукельского. Дукельский был человек весьма честный, с широким государственным размахом. Но, к сожалению, в вопросах искусства абсолютно некомпетентный.
Дукельский сказал, что фильм хороший, но кое-что из него надо убрать. «Мне предлагалось вырезать из картины лучшие комедийные куски и целые игровые эпизоды с Андреевым и Алейниковым, которые и мне, и всей группе, и многим моим товарищам очень нравились, — вспоминал Пырьев. — Всего надо было вырезать не более, не менее, как метров шестьсот, то есть почти две части… И тогда, и сейчас я уверен в том, что „Трактористы“ в своём „незарезанном“ варианте наиболее полно отражали предвоенное грозовое время и были намного содержательней и интересней как по актёрскому мастерству, так и по режиссёрскому решению».
В августе 1939 года фильм «Трактористы» вышел на экраны страны и имел грандиозный успех у зрителей. Все актёры, занятые в главных ролях (М. Ладынина. Н. Крючков, П. Алейников и Б. Андреев), прославились на всю страну.
Танкисты приняли картину как свою, а её главного героя — как своего брата-танкиста. И не только за его песни, хотя это бы по-настоящему «танкистские» песни нашего экрана, тут же подхваченные многомиллионным зрителем с голоса Н. Крючкова и разнёсшиеся по всей стране.
Появление «Трактористов» на экранах страны породило целое патриотическое движение советской молодёжи. Тысячи юношей и девушек отправились работать в сельское хозяйство, стали трудиться в колхозах и совхозах, на машинно-тракторных станциях, по примеру Марьяны Бажан и Клима Ярко встали за штурвалы тракторов и комбайнов.
Немного отдалившись от революционного угара, кинематограф 30-х гг всё равно пребывал в основном в самом примитивном состоянии, поскольку был ориентирован на самый интеллектуально примитивный слой населения. Причём вместо того, чтобы тянуть неотёсанных людей вверх, к знаниям, культуре, интеллекту, образованности создатели фильмов наоборот нисходили до уровня самого отсталого бескультурья и потакали его низменным, быдляцким замашкам.
С одной стороны, это обусловливалось большевицкой заповедью, что простой народ никуда поднимать не надо, он и так мудр своею упрощённостью. Носитель сермяжной народной мудрости. То есть чем более ты бескультурное и безолаберное быдло, тем ты мудрее.
Другая большевицкая заповедь утверждала, что этот самый простой народ и есть гегемон, диктатор с неограниченной властью, а потому не следует указывать этому гегемону, как жить. Хочет барахтаться в луже, как свинья – имеет право. Хочет отупляться и деградировать – не смей ему мешать. У нас диктатура пролетариата, не забывайся, товарищ киношник, интеллигентишка позорный, мало вас постреляли! Это он тебе будет указывать, что снимать, а не ты его будешь учить этой вашей вшивой культуре-мультуре. А то завели тут порядки, как при царском режиме. По-матушке нельзя, на пол не плюй, в занавеску не сморкайся, ешь вилкой! Совсем что ли страх потеряли, очкарики хреновы?
Ну и конечно снимать тупость и потакать примитивным желаниям толпы всегда проще, чем работать над разумным. Хочешь шутейки сортирного содержания – да пожалуйста! Нравятся похабные анекдоты – да хоть сто порций!
Конечно, мало какой фильм по степени маразма сравнится с «Весёлыми ребятами». Надо быть особым мастером тупости, гением срамоты, профессионалом неловкости, чтобы такое состряпать. Теперь же мы разберём немного более складный, но всё равно в полной мере страдающий детскими болезнями фильм – «Трактористы».
Фильм заявлен как комедия, но это ничего не значит в жанровом плане. Чистые комедии, то есть фильмы, имеющие своей целью исключительно рассмешить, в советском кинематографе появились только в 60-х. Вернее, так: была попытка снять комедию «Весёлые ребята», получилась абсолютная нескладуха, и затем жанр комедии появляется только в виде творений Гайдая. Причём это будут отличные комедии: «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию». Всё, что отходило в них от комедийной линии, получалось бледно. Новелла «Наваждение» получилась самой слабой из всех трёх именно из-за того, что к комедии примешали ненужный, неуместный здесь мелодраматизм. Комедии «Самогонщики» и «Пёс Барбос и необыкновенный кросс» получились слабыми из-за примешивания ненужной дидактики, морализаторства.
Ещё особняком стоят фильмы с Ильинским, от «Волга-Волга» до «Карнавальной ночи». Ильинский – рафининованный, кристаллизованный, сферический комик в вакууме. Его присутствие в картине автоматически превращает фильм в феерию смеха. Всё остальное меркнет на фоне смехового гения Игоря Ильинского. По мощности таланта – это Чарли Чаплин советского кинематографа. Авторы пытались привязать к фильмам с Ильинским какую-то мораль, а именно обличение узколобого бюрократа, а в фильме «Волга-Волга» — ещё и добавить демонстрацию величия советских строек. Но всё это уходило даже не на второй, а на двадцать второй план именно из-за яркости комедийной звезды Игоря Ильинского. Хотели сатиру – получился юмор.
Поэтому, исключив фильмы с Ильинским и более поздние комедии Гайдая, все советские фильмы комедийного фасона совершенно не были комедиями в действительности. «Трактористы», «Небесный тихоход», «Солдат Иван Бровкин», «Неподдающиеся» — всё это фильмы комедийные, но в первую очередь они дидактические. Их цель – не рассмешить зрителя, а научить хорошему. Поэтому рассматривать их следует именно как серьёзные фильмы с комедийными деталями, а не как настоящие комедии.
Итак, «Трактористы». Начинается фильм с песни, которая была одной из моих колыбельных: «Три танкиста, три весёлых друга». В младенческом и раннем детском возрасте я засыпал не под эти ваши сопливые «ох ты котенька-коток, котик-серенький лобок», а исключительно под революционные и военные песни: «Белая армия, чёрный барон снова готовят нам царский трон», «Щорс идёт под знаменем, красный командир», «Мы красные кавалеристы, и про нас былинники речистые ведут рассказ», «Три танкиста, три весёлых друга», «Крепка броня и танки наши быстры». Иначе не засыпал. Песни в этом фильме и вправду бодрые, хорошо запоминаются. Качество, правда, не ахти, особенно у другой песни, которая будет ближе к концу: «Крепка броня и танки наши быстры». Создаётся впечатление, что сочинял её либо сугубый любитель, либо человек без литературного таланта и даже чутья. «Крепка броня и танки наши быстры, и наши люди мужества полны». Слушайте слушайте, но зачем зачем так много так много наших наших рядом? Это же тавтология, причём очень заметная. Можно же заменить второе «наши» на «бойцы-танкисты», например! Причём замена придумывается за минуту! Неужели это было так трудно? Неужели этакие вот любительские огрехи никому не резанули ухо? Ведь к фильму приложила руки толпа людей, от режиссёра и самого автора песен до госкино и самого Сталина! Аналогичная проблема в других строках: «Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведёт!». Тут повторяется слова «нас» и «бой», которые можно за несколько секунд заменить на «…и первый маршал в битву поведёт». Одним словом избавляемся от кучи тавтологии! Всё же просто, лежит на поверхности, исправляется за минуту даже непрофессионалом! Можно сделать вывод, что авторы просто не заморачивались над деталями, делали тяп-ляп, как получится, авось безграмотный пипл всё схавает (да, Титомир только озвучил то, что применялось на практике уже многие десятилетия). Нас убеждают, что в те времена не было тяп-ляпов, всё делалось качественно и тщательно, был строгий контроль. Увы, этого не заметно. Факты отрицают распространённый стереотип. Когда в 50-х гг культ Сталина развенчали, то эти строки ради удаления его фамилии заменили на более грамотные с литературной точки зрения: «Когда суровый час войны настанет и нас в атаку родина пошлёт». За 15 лет культурный и профессиональный уровень советских стихотворцев заметно вырос.
Главгерой Клим Ярко едет со службы в колхоз, где трудится орденоносная трактористка Марьяна Божан. Собственно, к ней он и едет: настолько впечатлился её трудовыми достижениями. Она бригадир женской тракторной бригады и мотоциклистка.
Феминизм – составная часть марксизма-энгельсизма, а потому идея превратить женщин в мужчин и навязчивое желание доказать, что женщина во всём лучше, красной нитью прослеживается во многих советских фильмах, например, «Бабы», «Член правительства». Пик феминистического угара показан в фильме «Кубанские казаки»: там и вовсе мужчин закатывают катком, воздвигая над ними героически-идеальных женщин. Здесь же перед нами предстаёт абсолютно мужеподобная женщина: по внешности, по поведению, по манерам, по занятиям и увлечениям. Передвигается только на мотоцикле, как заправский байкер, воин дорог. По сути это мужебаба, которая отличается от мужчины разве что анатомически и тонким голосом. Весь фильм твердят о женихах, но я даже не представляю, какие чувства такая мадам может вызвать у мужчины.
Марьяну прямо-таки осаждают женихи, едут со всех концов страны. Знакомятся, брызжут комплиментами и всячески размазываются в надежде очаровать. И до того надоели, что Марьяна подговаривает коллегу, Назара Думу, изображать её жениха. Подговаривает путём мужского толчка в плечо, такого, с размахом, ну как старые и изрядно поддатые друганы здороваются. Назар соглашается, но в шутку несколько раз предлагает не «для виду», а «взаправду». Марьяна отказывается, злится. Ну оно закономерно, мужчинами она не интересуется, она сама вполне себе мужик, только что голос писклявый. Назар тоже обращается с ней как с бывалым друганом – увесистым толчком в плечо. Мужской разговор, надо понимать!
Бригада Марьяны лучшая в колхозе. Мужские бригады и близко не дотягивают! Куда им до мужевидных советских женщин! Мужчинки советские они так, лопушки, шестёрки. Или алкоголики, бузотёры. Но все лодыри, неумехи. Этому сравнению посвящена добрая (нет, злая) часть фильма. Возить мордой по грязи мужчин и возвеличивать женщин – один из заветов феминизма, которому марксисты-большевики фанатично следовали. Председатель отчитывает мужские бригады и ставит им в пример женскую.
Клим приезжает в колхоз, идёт по тёмной дороге и натыкается на Марьяну, которую он вначале закономерно принимает за парня. Та упала с мотоцикла и повредила ногу. Помогать себе она категорически запрещает, ещё всякоё тут мужло будет помогать сильной независимой орденоноске. Однако всё плохо, и ей приходится смириться с помощью Клима. Он отвозит ей домой.
Персонажи как первого, так и второго плана жутко переигрывают, имитируют удивление, испуг и другие эмоции дико кривляясь, совершая неестественные движения, как в плохом театре. Плачут с картинными движениями руками. Или в цирке, так часто клоуны или мимы имитируют радость, страх, смех, горе. Настолько неестественно, натужно, гротескно всё это выглядит! Если это средство создания комизма, то оно нелепое, неуместное (речь ведь о серьёзных эпизодах). Если способ создания драматизма, то и вовсе дурацки воплощено. Ведь любой зритель легко отличит искренние, естественные движения от наигранных.
Клим чинит трактор и тем самым показывает себя умелым человеком. Однако Назар старательно отпугивает женихов и наезжает на Клима. Тот решил не быть третьим лишним и уходит в другой колхоз. Марьяна останавливает его и просит остаться. Общими усилиями с председателем колхоза его всё-таки возвращают.
Назар, который и раньше отметился конфликтами, решил отобрать чужое топливо в свою бригаду. За это его сняли с бригадирства, а бригаду отдали Климу. Трактористы, узнав о перемене начальства, возмутились и решили продемонстрировать Климу своё негативное к нему отношение. Когда он приехал, они легли на скамейки и начали странным образом корявить в воздухе ногами и руками, а один тракторист принялся петь странную песню и нелепо плясать. Да, взрослые дядьки прямо при новом бригадире улеглись на скамейки и стали изображать осьминогов в воздухе, совершать червеобразные пассы руками и ногами. Хореоатетоз. Трудно в такое поверить, ведь упасть на спину и начать дрыгать ногами в знак протеста – это капризное поведение максимум двухлетнего ребёнка. Полагаю, авторы фильма хотели преподнести это в качестве юмора, средства создания комизма, но получилась несуразица.
Клим смеётся над плясуном и пускается вприсядку. Получается у него ловко, это вызывает уважение к новому бригадиру. Назар предлагает ему на слух определить, что не так с трактором, Клим справляется и делает замечание трактористу, который так запустил машину. Это был как раз горе-плясун.
Женскую бригаду определяют в наставники к мужской. Ну верно, куда мужчинам до женщин, это же понятно! Согласно феминистической концепции, которую так лелеял Энгельс, женщины во всём превосходят мужчин, вот авторы и стараются следовать букве правящей идеологии. Когда Клим заступается за трактористов, дамы чуть ли не с кулаками бросаются на них. Особенно женщин возмутило то, что Клим собирается обучать мужчин вождению танка и стрельбе. Дамы во главе с Марьяной едут к председателю и устраивают ему скандал: как это так, мужчины обучаются военному делу, а мы что, хуже?! Это потому что мы женщины?!! Да, не удивляйтесь, феминистическое спекулирование полом, использование его как главного и единственного козыря в спорах – изобретение далеко не новое. Его придумали не зеленоволосые тётки из твиттеров, а вполне даже советские авторы сценариев и режиссёры.
Клим вдохновляет бригаду на работу сверх нормы, находит способы пахать больше. Они находят немецкую каску времён первой мировой и далее картина демонстрирует необыкновенные возможности советских танков. Пропаганда – обязательная часть фильма сталинской эпохи. Клим учит бригаду танкам. Марьяна тоже делает вид, что изучает танки. Она читает книгу «Танкисты», каким должен быть танкист: спокойным, выносливым, решительным… и красивым, добавляет она от себя и мечтательно закатывает глаза. Кому чего, как говорится. Кто изучает танковое дело ради танков, а кто ради танкистов. И пол здесь совершенно, ну вот ни капельки не при чём, ага.
Звучит ещё одна моя колыбельная, в изменённом виде, без Сталина. Далее показывают ударные трудовые будни Назара, которого председатель поручил Климу дотянуть до уровня Марьяны. Ну то есть чтобы он тоже был ударником. Клим дал ему самый новый трактор, нацеплял плугов и благодаря этому Назар выполняет две нормы в день. Сколько протянет под такой сверхнагрузкой его новый трактор – не сказано, скорее всего сдохнет очень быстро. Но главное ведь не стратегическое планирование на будущее, не разумное распределение сил и средств, а здесь и сейчас пару недель давать три нормы, а потом, когда трактор сломается, будет ноль норм. Но это потом, кто ж о потом думает, а сейчас хвалебные статьи в газетах, ордена. Это важнее. А трактор он всё равно ничейный, новый пригонят, велика ль печаль. Такая накрутка сиюминутных результатов путём истощения ресурсов и закономерного провала в последующем очень характерна для советской власти. Если интересно, ознакомься с так называемым «Рязанским чудом». Необыкновенно показательная история. Так что Назару и его главарю Климу радоваться рано, надо бы им готовиться к приезду ребят в синих фуражках с малиновым околышем и неприятным вопросам об умышленной порче советской техники, подрывной работе в сельском хозяйстве и приписке результатов в корыстных целях. О корыстных целях – не для красного словца. Орденоносцам, кроме выдачи самого ордена из драгоценных металлов, ежемесячно до 1949 года платили деньги.
Но пока всё благополучно, Назара за уши дотянули до уровня Марьяны, председатель говорит ей, что всё это благодаря Климу. Марьяна хочет поблагодарить Клима, но начинает его целовать, а когда заходит председатель, выпрыгивает в окно. Йумор как он есть. Ха-ха. А когда председатель поручает Климу готовить свадьбу Назару, Клим устраивает истерику и кричит, что сам любит Марьяну.
Ох уж эти хитроумные заверты вокруг отношенек. На основе своего гигантского опыта работы в этой теме, заявляю: чем сложнее всё завернёшь, тем хуже всё получится. Тем больше будет горя, нескладухи, разочарований и потерь. И наоборот: чем проще и прозрачнее будешь себя вести, тем всё будет понятнее и лучше. Я понимаю, что это основная мелодраматическая интрига (конфликт) фильма, и такой подход авторы осуждают, показывая все эти перипетии. Но, пользуясь случаем, считаю нужным сказать о лучшем оружии мужчины и женщины: прямоте и открытости.
Ну а дальше всё закономерно: объяснения, свадьба, лекция на тему классовой борьбы и построения социализма – прямо на свадьбе. Очень уместно, да.
Отмечу, что в фильме привлекательно показан простой труд: тракториста, почтальона. Труд сельского механизатора демонстрируется не как ссылкой для дебилов («Не закончишь институт – будешь колхозником!»), а интересным, увлекательным, в чём-то даже творческим, интеллектуальным, в нём надо разбираться. Ну и конечно трактористы – будущие танкисты, защитники Родины, практически герои, это подчёркивается много раз. Работе почтальона посвящена задорная песня о том, какое важное дело осуществляет письмоносец, как важен этот человек для всех. Любой старательный труд был в чести и превозносился. Сейчас привлекательными показываются работа моделей, бизнесменов и разных креаклов, а другие, менее «возвышенные», занятия демонстрируются со снисхождением, вроде как они для людей второго сорта. Это неправильно. Во-первых, без знаний и навыков даже корову не подоишь, а во-вторых, не будь людей «обычных» профессий, все эти понтовые блоггеры и дизайнеры сидели бы без света, воды, еды и крыши над головой.
В общем и целом марксо-энгельсовская идеология по переделке женщин в мужчин, по доказательству, что женщины во всём превосходят мужчин делают из фильма феминистическую агитку, на фоне которой весь мелодраматизм (очень слабый) и юмор (просто дебильный) теряются. К чему вся эта феминизация приведёт – мы прекрасно знаем, расхлёбываем до сих пор.