Тест: «Массовая культура». Вариант 1.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тип культуры |
Особенности |
Народная культура |
Анонимность, безличность, отсутствие именного авторства, настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности |
………… культура |
Общедоступность, занимательность, серийность, тиражируемость, коммерческий характер |
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Искусство, наука, образование, мораль, культура
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.
1) коммерческий характер 2) доступность 3) использование спецэффектов 4) развлекательный характер 5) сложность формы и содержания 6) узкий круг потребителей
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.
4. Выберите верные суждения о массовой культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Массовая культура зародилась с переходом к постиндустриальному обществу. 2) Одним из признаков массовой культуры является ее коммерческая направленность. 3) Продукты массовой культуры даже по прошествии времени не могут стать частью народной культуры. 4) В массовой культуре могут использоваться идеи, художественные приемы элитарной культуры. 5) В современном обществе массовая культура преобладает.
5. Установите соответствие между характеристиками и видами культуры.
Характеристики |
Виды культуры |
А) анонимность произведений Б) ярко выраженный коммерческий характер В) коллективность творческих процессов Г) стандартизация содержания Д) ориентация на запросы потребителя |
1) массовая культура 2) народная культура |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительный признак |
Формы культуры |
А) Создается элитой или по ее заказу по заказу профессиональными творцами. |
1) народная культура |
Тест: «Массовая культура». Вариант 2.
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Тип культуры |
Особенности |
Народная культура |
Анонимность, безличность, отсутствие именного авторства, настроенность на воспроизведение принятых образцов жизненной активности |
…………. культура |
Её черты — закрытость, аристократизм и ценностно-смысловая самодостаточность. Это «высокая культура»… |
2. Найдите позицию, которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой она указана.
Духовная культура, духовные ценности, научные исследования, моральные нормы, религиозные взгляды, нравственные поступки
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной культуре
1) сложность используемых форм 2) стремление авторов к воплощению собственных идей 3) развлекательный характер 4) ярко выраженная коммерческая направленность 5) духовный аристократизм 6) требование специальной подготовки для понимания
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Каждое утро Анна Петровна включает телевизор и смотрит латиноамериканский сериал. Какие особенности художественного произведения позволяют охарактеризовать его как пример массовой культуры? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) коммерческий характер 2) анонимность авторов 3) общедоступность
4) развлекательный характер 5) глубокие философские идеи 6) элитарность
5. Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты |
Виды культуры |
А) обилие спецэффектов, увлекательные сюжеты |
1) массовая культура 2) элитарная культура |
Б) ориентация на запросы узкого круга потребителей |
|
В) коммерциализация духовной деятельности |
|
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров |
|
Д) сложность содержания |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительный признак |
Формы культуры |
А) анонимность произведений |
1) народная культура |
Б) коммерческий характер |
2) массовая культура |
В) коллективность творческих процессов |
3) элитарная культура |
Г) стандартизация содержания приёмов |
|
Д) высокая интеллектуальная сложность |
7. Художник K. создал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги, газет. Какие признаки свидетельствуют о том, что творчество художника К. относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) удовлетворяет сиюминутные запросы людей 2) трудна для понимания неподготовленного человека 3) имеет широкую аудиторию 4) не обладает художественной ценностью 5) имеет ограниченный круг почитателей 6) обладает меньшей художественной ценностью
8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.
«Массовая культура — особое явление. Ее появление вызвано такими процессами, сопровождающими зарождение индустриального общества, как ……..(А), демократизация и др. К важнейшим источникам формирования массовой культуры можно отнести появление кинематографа, радио, звукозаписи и других средств …….(Б). Зрителю не требуется особое …….(В), чтобы воспринимать произведения этой культуры. Вместе с тем массовая культура вводит в действие механизмы, обеспечивающие людям психологическую …….(Г). Эта культура отвечает ……(Д) человека массы, выполняя в первую очередь компенсаторно-развлекательную функцию. В продукции массовой культуры утверждается этика личного успеха,…….(Е), веры в себя»
Список терминов:
1) индивидуализм
2) разгрузка
3) глобализация
4) образование
5) коммуникация
6) возможность
7) воспитание
потребность
9) урбанизация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Б) Создается анонимными творцами. |
2) элитарная культура |
||||
В) Адресована узкой группе знатоков и ценителей. |
3) массовая культура |
||||
Г) Преследует основную цель – получение коммерческой выгоды. |
|||||
Д) Технически тиражируется в виде множества копий. |
7. Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.
2) Содержание элитарной культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения.
3) Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры
4) Произведения народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода является целью создания произведений элитарного искусства.
8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова.
«Культура возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других ….. (А). Ни человек, ни …..(Б) не могут существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура – это всё, что создано человеком в процессе ……(В) окружающего мира. Иногда культуру называют «второй природой».
Культура выполняет ряд очень важных ……… (Г) в жизни человека. и общества. Она является той средой, в которой происходит ………(Д) личности. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми с помощью системы норм, например норм …..(Е)»
Список терминов:
1) искусство
2) информация
3) преобразование
4) мораль
5) живые существа
6) общество
7) социализация
функция
9) деятельность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ключ к тесту «Массовая культура»
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1 |
массовая |
элитарная |
1 |
2 |
культура |
духовная культура |
1 |
3 |
56 |
34 |
1 |
4 |
245 |
134 |
2 |
5 |
21211 |
12112 |
2 |
6 |
21233 |
12123 |
2 |
7 |
134 |
25 |
2 |
8 |
563874 |
954281 |
2 |
Критерии оценок:
«5» — 12-13 баллов
«4» — 9-11 баллов
«3» — 6-8 баллов
«2» — 5 и менее баллов
Тест:
«Массовая культура». Вариант 1.
1. Запишите
слово, пропущенное в таблице.
Тип |
Особенности |
Народная |
Анонимность, |
………… |
Общедоступность, |
2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для
всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Искусство,
наука, образование, мораль, культура
3. Ниже приведён ряд
терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.
1)
коммерческий характер 2) доступность 3) использование спецэффектов 4)
развлекательный характер 5) сложность формы и содержания 6) узкий круг
потребителей
Найдите
два термина, «выпадающих» из общего ряда.
4. Выберите верные суждения о массовой культуре и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
Массовая культура зародилась с переходом к постиндустриальному обществу. 2)
Одним из признаков массовой культуры является ее коммерческая направленность. 3)
Продукты массовой культуры даже по прошествии времени не могут стать частью
народной культуры. 4) В массовой культуре могут использоваться идеи,
художественные приемы элитарной культуры. 5) В современном обществе массовая
культура преобладает.
5. Установите
соответствие между характеристиками и видами культуры.
Характеристики |
Виды |
А) Б) В) Г) Д) |
1) 2) |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Установите
соответствие между отличительными признаками и основными формами
культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительный |
Формы |
А) Создается |
1) народная культура |
Тест:
«Массовая культура». Вариант 2.
1. Запишите
слово, пропущенное в таблице.
Тип |
Особенности |
Народная культура |
Анонимность, |
…………. культура |
Её черты — |
2. Найдите позицию,
которая является обобщающей для всех остальных позиций представленного ниже
ряда, и запишите цифру, под которой она указана.
Духовная
культура, духовные ценности, научные исследования, моральные нормы, религиозные
взгляды, нравственные поступки
3. Ниже
приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элитарной
культуре
1)
сложность используемых форм 2) стремление авторов к воплощению собственных идей
3) развлекательный характер 4) ярко выраженная коммерческая направленность 5)
духовный аристократизм 6) требование специальной подготовки для понимания
Найдите
два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.
4. Каждое утро Анна Петровна включает телевизор и смотрит латиноамериканский
сериал. Какие особенности художественного произведения позволяют
охарактеризовать его как пример массовой культуры? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1)
коммерческий характер 2) анонимность авторов 3) общедоступность
4)
развлекательный характер 5) глубокие философские идеи 6) элитарность
5. Установите
соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
Характерные |
Виды |
А) обилие спецэффектов, |
1) массовая 2) элитарная |
Б) ориентация на |
|
В) коммерциализация |
|
Г) приоритетное |
|
Д) сложность содержания |
Запишите в ответ
цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
6. Установите
соответствие между отличительными признаками и основными формами
культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом
столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отличительный |
Формы |
А) анонимность |
1) народная культура |
Б) коммерческий |
2) массовая |
В) коллективность |
3) элитарная |
Г) стандартизация |
|
Д) высокая |
7. Художник
K. создал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном
пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, бумаги,
газет. Какие признаки свидетельствуют о том, что творчество художника
К. относится к элитарной культуре? Запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) удовлетворяет
сиюминутные запросы людей 2) трудна для понимания неподготовленного
человека 3) имеет широкую аудиторию 4) не обладает художественной
ценностью 5) имеет ограниченный круг почитателей 6) обладает меньшей
художественной ценностью
8. Прочитайте приведенный текст,
вставьте пропущенные слова.
«Массовая культура — особое явление. Ее появление вызвано такими
процессами, сопровождающими зарождение индустриального общества, как ……..(А),
демократизация и др. К важнейшим источникам формирования массовой культуры
можно отнести появление кинематографа, радио, звукозаписи и других средств
…….(Б). Зрителю не требуется особое …….(В), чтобы воспринимать произведения
этой культуры. Вместе с тем массовая культура вводит в действие механизмы,
обеспечивающие людям психологическую …….(Г). Эта культура отвечает
……(Д) человека массы, выполняя в первую очередь
компенсаторно-развлекательную функцию. В продукции
массовой культуры утверждается этика личного успеха,…….(Е), веры в себя»
Список терминов:
1) индивидуализм
2) разгрузка
3) глобализация
4) образование
5) коммуникация
6) возможность
7) воспитание
потребность
9) урбанизация
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Б) Создается анонимными |
2) элитарная |
В) Адресована |
3) массовая |
Г) Преследует основную |
|
Д) Технически тиражируется |
7. Выберите
верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) Достижения
культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей
определённой эпохи.
2) Содержание элитарной
культуры обусловлено стремлениями и потребностями, составляющими
жизнь большинства населения.
3) Результаты материальной
деятельности людей воплощены в достижениях культуры
4) Произведения
народной культуры, как правило, анонимны.
5) Коммерческая выгода
является целью создания произведений элитарного искусства.
8. Прочитайте приведенный текст,
вставьте пропущенные слова.
«Культура
возникла и развивается вместе с человеком. Она представляет собой то, что
отличает человека от всех других ….. (А). Ни человек, ни …..(Б) не могут
существовать вне культуры. В самом широком смысле можно сказать, что культура –
это всё, что создано человеком в процессе ……(В) окружающего мира. Иногда
культуру называют «второй природой».
Культура выполняет ряд очень важных ……… (Г) в жизни человека. и общества. Она
является той средой, в которой происходит ………(Д) личности. Только через
культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать
полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми с
помощью системы норм, например норм …..(Е)»
Список
терминов:
1)
искусство
2)
информация
3)
преобразование
4)
мораль
5)
живые существа
6)
общество
7)
социализация
функция
9)
деятельность
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ключ к тесту «Массовая культура»
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1 |
массовая |
элитарная |
1 |
2 |
культура |
духовная культура |
1 |
3 |
56 |
34 |
1 |
4 |
245 |
134 |
2 |
5 |
21211 |
12112 |
2 |
6 |
21233 |
12123 |
2 |
7 |
134 |
25 |
2 |
8 |
563874 |
954281 |
2 |
Критерии оценок:
«5» — 12-13 баллов
«4» — 9-11 баллов
«3» — 6-8 баллов
«2» — 5 и менее баллов
Тест по обществознанию «Культура. Массовая
культура» 10 класс
ФИ_________________________________________________________Дата_________________
1. Под культурой в
наиболее общем смысле понимается.
1. уровень воспитанности
2. вся преобразовательная
деятельность человека
3. производство и применение орудий
труда
4. следование правилам этикета
2. Отличительной
особенностью элитарной культуры является
1. сложность содержание
2. ограниченность национальными рамками
3. способность приносить прибыль
4. ориентация на широкую публику
3. Существование культуры
невозможно без
1. государственных учреждений, ведающих
делами культуры
2. демократического государственного
устройства
3 государственного финансирования
культурных мероприятий
4. преемственности культурных традиций
4. Термин «поп —
культура» является синонимом
1. национальной культуры
2. массовой культуры
3. элитарной культуры
4. народной культуры
5. Культура в широком
смысле – это
1. уровень технического развития общества
2. совокупность всех достижений человека
3. уровень образованности людей
4 все жанры искусства
6. Массовая культура
1. появилась с развитием средств массовой
информации
2. сопровождает всю историю человечества
3. является продуктом тоталитарных обществ
4. зародилась в Древнем Риме как зрелище
для народа
7. Верны ли следующие суждения о
современной культуре?
А. В современной культуре
представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная,
народная, экранная и другие.
Б. Произведения современной культуры
доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных
интеллектуалов.
1) верно
только А
2) верно
только Б
3) верны
оба суждения
4) оба
суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения
о массовой культуре?
А. Получение коммерческой выгоды
является отличительной чертой массовой культуры.
Б. Развитие массовой культуры
отражает тенденцию культурной интеграции.
1) верно
только А
2) верно
только Б
3) верны
оба суждения
4) оба суждения
неверны
9. Установите соответствие
между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной
в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ |
ХАРАКТЕРНЫЕ |
|
A) Б) B) Г) Д) |
1) 2) 3) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в
порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
10. Неотъемлемой
частью какой формы культуры является реклама:
1) массовой
2) элитарной;
3) народной
4)
материальной.
11. Верны ли следующие суждения о
массовой культуре?
А. Коммерциализация массовой культуры
позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой
аудитории.
Б. В массовой культуре произведения
литературы, живописи, кинематографа рассматриваются прежде всего как предметы
потребления, приносящие при продаже прибыль.
1) верно
только А
2) верно
только Б
3) верны
оба суждения
4) оба
суждения неверны
12. К какой культуре
относятся такие характеристики как: искусство «антиусталости»; китч, арт — культура:
1) массовая
2) элитарная
3) народная
4) духовная.
13. Творчество рок-группы U-2 основано
на синтезе современной рок-музыки и традиционных кельтских мелодий.
Группа проводит мировые турне и собирает на свои концерты 20-ти тысячные
стадионы, имеет коммерческий успех. Данный пример позволяет проиллюстрировать
взаимосвязь между такими формами культуры, как
1) массовая
и элитарная
2) элитарная
и народная
3) массовая
и народная
4) традиционная
и элитарная
14. Какое из суждений о
взаимодействии массовой и элитарной культуры является неверным:
1) массовая и элитарная культура враждебны и
изолированы друг от друга;
2) идеи элитарной культуры заимствуются
массовой;
3) массовая культура оказывает поддержку
творцам элитарного искусства;
4) массовая и элитарная культура
взаимосвязаны.
Матрица
ответов:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Матрица
ответов:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
3 |
12223 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 197 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
Показать
1
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
2
Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
3
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры, на которые указывает автор.
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры, на которые указывает автор.
Показать
1
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
2
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
4
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация».
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
Показать
1
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
2
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры, на которые указывает автор.
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Показать
1
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Показать
1
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
4
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Показать
1
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? (Назовите любые четыре негативных последствия.)
Показать
1
Опираясь на содержание текста, знания курса и личный социальный опыт, укажите три любые черты (особенности) массовой культуры как «индустрии сознания»
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
2
Опираясь на содержание текста, определите, какие три объективных фактора способствуют расширению влияния массовой культуры в современном обществе.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
3
Какие две тенденции в осмыслении массовой культуры указаны автором? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «культура» в самом широком смысле.
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 901 (часть С)
Автор пишет о ключевых проявлениях массовой культуры. Назовите два любых проявления. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из них. (Сначала указывайте проявление, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Показать
1
Какое определение даёт автор понятию «массовая культура»? Какие особенности массовой культуры он выделяет? Назовите две любые особенности. Какой ключевой фактор формирования массовой культуры он называет?
2
Автор пишет, что «критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах». Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите три любых отрицательных проявления массовой культуры и поясните их влияние на процесс социализации детей, подростков и молодёжи.
3
Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «глобализация». В чём проявляется связь массовой культуры и глобализации, с точки зрения автора? Укажите два любых положительных проявления массовой культуры, на которые указывает автор.
Выберите верные суждения о культуре и её разновидностях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Получение коммерческой выгоды является целью создания произведений массового искусства.
2) Элитарная культура отражает насущные духовные потребности широких масс.
3) Элитарное искусство рассчитано на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.
4) Произведения массовой культуры, как правило, анонимны.
5) Произведения народной культуры нередко передаются устно.
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерчески успешной может быть только массовая культура.
2) Элитарная культура прежде всего проявляется в самореализации художника и не ориентируется на широкую аудиторию.
3) Возникновение массовой культуры происходит в постиндустриальном обществе.
4) Элементы народной культуры не используются в массовой культуре по причине отсутствия к ним интереса у широкой аудитории.
5) Одной из функций массовой культуры является рекреационная функция.
6) В современных произведениях искусства часто синтезируются элементы массовой, народной и элитарных культур.
Установите соответствие между характеристиками и видами культур, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) анонимность произведений
Б) ярко выраженный коммерческий характер
B) коллективность творческих процессов
Г) стандартизация содержания
Д) ориентация на запросы потребителя
ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
1) массовая культура
2) народная культура
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Выберите верные суждения о формах культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Характерной чертой народной культуры является её ярко выраженный коммерческий характер.
2) Главным средством распространения произведений элитарной культуры является телевидение.
3) Экранная культура является разновидностью массовой культуры.
4) К основным составляющим массовой культуры относят информационную индустрию и индустрию досуга.
5) Как правило, элитарная культура выступает в форме художественного модернизма, новаторства в искусстве.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей.
2) Использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов.
3) Расчёт на усреднённый потребительский вкус.
4) Пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей.
5) Реализация создателями фильма в полной мере своей потребности в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством.
6) Позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2020/2021 по обществознанию, Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по обществознанию, Демонстрационная версия ЕГЭ—2023 по обществознанию
Задания Д27 C4 № 405
Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) влияние на социализацию индивида
Б) разнообразие используемых средств
В) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности
Г) сложность содержания
Д) развлекательный характер
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) только массовая культура
2) только элитарная культура
3) и массовая, и элитарная культура
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Источник: ЕГЭ по обществознанию 30.03.2016. Досрочная волна
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выберите верные суждения о духовной культуре и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения массовой культуры, как правило, создаются анонимными творцами.
2) Основной круг потребителей народной культуры — высокообразованная часть общества.
3) Особенностью элитарной культуры является создание нового культурного языка, доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует широкого культурного кругозора.
4) К формам духовной культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку.
5) Отличительная черта массовой культуры — её коммерческая направленность.
Установите соответствие между признаками и видами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) серийность, тиражируемость
Б) ярко выраженный развлекательный характер
В) коммерческий характер
Г) создание произведений анонимными авторами
Д) передача традиций предков
ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ
1) массовая культура
2) народная культура
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Источник: ЕГЭ по обществознанию 14.04.2020. Досрочная волна. Вариант 2
В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) у этого произведения неизвестный автор
2) оно передаётся от поколения к поколению
3) eгo создатели имели цель получить хорошую прибыль
4) его исполняют по радио профессиональные актёры
5) оно носит развлекательный характер
6) оно имеет сложное содержание
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Популярное ток-шоу, рекламный плакат, массовая культура, комедийный сериал, музыкальный видеоклип.
Всего: 197 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Тест по обществознанию «Культура. Массовая культура» 10 класс
ФИ_________________________________________________________Дата_________________
1. Под культурой в наиболее общем смысле понимается.
1. уровень воспитанности
2. вся преобразовательная деятельность человека
3. производство и применение орудий труда
4. следование правилам этикета
2. Отличительной особенностью элитарной культуры является
1. сложность содержание
2. ограниченность национальными рамками
3. способность приносить прибыль
4. ориентация на широкую публику
3. Существование культуры невозможно без
1. государственных учреждений, ведающих делами культуры
2. демократического государственного устройства
3 государственного финансирования культурных мероприятий
4. преемственности культурных традиций
4. Термин «поп — культура» является синонимом
1. национальной культуры
2. массовой культуры
3. элитарной культуры
4. народной культуры
5. Культура в широком смысле – это
1. уровень технического развития общества
2. совокупность всех достижений человека
3. уровень образованности людей
4 все жанры искусства
6. Массовая культура
1. появилась с развитием средств массовой информации
2. сопровождает всю историю человечества
3. является продуктом тоталитарных обществ
4. зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа
7. Верны ли следующие суждения о современной культуре?
А. В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры:
массовая, элитарная, народная, экранная и другие.
Б. Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства,
высокообразованных интеллектуалов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.
Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Тест по обществознанию Массовая культура 10 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом по 5 заданий.
Вариант 1
1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.
Развлекательный жанр, телешоу, желтая пресса, комикс, беллетристика.
2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к каналам массовой коммуникации. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) телевидение
2) радио
3) скульптура
4) журнал
5) симфония
6) Интернет
3. Выберите верные суждения о массовой культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Массовая культура полностью вытеснила народную.
2) Произведения массовой культуры создаются для получения коммерческой прибыли.
3) Массовая культура всегда основана на самобытном народном творчестве.
4) Большинству произведений массовой культуры свойственна занимательность.
5) Массовой культуре не присущи серийность и тирfжируемость.
4. На литературном вечере один из присутствующих заявил, что последняя книга писателя Н. относится к произведениям массовой культуры. Какие из приведенных ниже аргументов этот читатель может использовать в поддержку своей позиции?
1) произведение понятно всем людям
2) герои не рассуждают, а эффективно действуют
3) текст содержит культурологические термины
4) события сменяют друг друга очень быстро
5) главный герой много рассуждает о добре, зле и смысле жизни
5. В ходе социологического опроса, проводившегося несколько раз с периодичностью раз в три года, молодым людям в возрасте от 18 до 24 лет был задан вопрос: «Откуда вы чаще всего узнаете о новостях в стране и в мире?» Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Источники о новостях в стране и мире
Выберите верные выводы, которые можно сделать на основании этих диаграмм, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Количество респондентов, считающих телевидение основным источником информации, снизилось за эти годы более чем на 30%.
2) В 2016 г. наименьшее количество молодых людей из числа опрошенных считали интернет-издания значимым источником информации.
3) Значение социальных сетей как источника информации сначала понизилось, а затем возросло.
4) В 2019 г. респондентов, получающих информацию по телевидению, было вдвое меньше, чем тех, кто получал ее через соцсети.
5) Значение социальных сетей как источника информации для молодежи в эти годы постоянно снижалось.
Вариант 2
1. Найдите в перечне понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это понятие.
Телевидение, журнал, таблоид, средство массовой информации, радио.
2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, в современном обществе относятся к каналам массовой коммуникации. Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) газета
2) спектакль
3) Интернет
4) телевидение
5) желтая пресса
6) музыка
3. Выберите верные суждения о массовой культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.
2) Массовая культура всегда отражает особенности уклада жизни какого-либо народа.
3) В современном мире возникают процессы взаимовлияния элитарной и массовой культуры.
4) Потребителям массовой культуры свойственна активность восприятия.
5) Причиной успеха массовой культуры является широкая узнаваемость художественных образов.
4. На обсуждении после премьеры фильма один из зрителей заявил, что новый фильм является произведением массовой культуры. Какие из приведенных ниже аргументов этот зритель может использовать в поддержку своей позиции?
1) для придания сюжету динамизма использовано большое количество спецэффектов
2) развлекательный сюжет позволяет отвлечься от повседневных забот
3) изобразительный ряд вызывает в памяти художественные образы эпохи Возрождения
4) создатели фильма рассчитывают на огромный коммерческий успех
5) все роли в фильме исполнили малоизвестные актеры
5. В ходе проведенного в 2019 г. социологического опроса гражданам разного возраста был задан вопрос: «Что чаще всего вы используете как регулярный источник новостей?» Полученные результаты представлены в виде диаграммы.
Регулярные источники новостей
Выберите верные выводы, которые можно сделать на основании этой диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Более 1/4 респондентов считают Интернет основным источником информации.
2) Радио и Интернет используют в качестве регулярного источника новостей около 1/3 опрошенных.
3) Менее всего респондентов в качестве источника новостей используют видеоблоги и видеоблогеров.
4) Тех, кто узнает новости по телевидению, больше тех, кто использует для этой цели Интернет.
5) Каждый четвертый опрошенный затруднился определить основной источник новостей.
Ответы на тест по обществознанию Массовая культура 10 класс
Вариант 1
1. Развлекательный жанр
2-35
3-24
4-124
5-12
Вариант 2
1. Средство массовой информации
2-26
3-35
4-124
5-24
Контрольная работа № 3
Вариант 1
Вставьте вместо пропуска.
«Процесс духовного творчества является неотъемлемой частью _________ культуры».
Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется:
а) народной; б) массовой;
в) духовной; г) элитарной.
Особая форма общественного сознания, регулирующая действия людей в обществе с помощью норм, называется:
а) культурой; б) моралью;
в) правом; г) благородством.
Специфическим для религии как явления культуры является:
а) вера в лучшее будущее; б) вера в сверхъестественное;
в) связь с миром переживаний; г) особое мироощущение.
Образование в современном мире отличает:
а) исключительно светский характер;
б) общедоступность;
в) многообразие путей получения;
г) исключительно государственный характер.
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Наука является результатом деятельности ученых, нацеленной на создание ценностей и удовлетворение, прежде всего, духовных потребностей человека.
Б. В результате развития науки повышается культура людей.
Происхождение искусства исторически связано с:
а) изменением климата; б) сохранением коллективного опыта;
в) ростом народонаселения; г) возникновением государства
Культура, создаваемая анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, называется:
а) элитарной; б) массовой;
в) народной; г) духовной.
Из положений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Религия – одна из древнейших форм культуры.
Б. Религия включает в себя определенные научно обоснованные взгляды и представления людей.
Закончите высказывание.
«Совокупность этических ценностей, основанную на определенных нормах и заповедях, называют …»
К особенностям современного этапа развития науки в отличие от предыдущих относится:
а) стремление к познанию истины;
б) широкое использование исследовательской заводской аппаратуры;
в) периодическое обновление взглядов на окружающий мир; г) стремление составить научную картину мира.
К мировым религиям относится:
а) буддизм; б) синтоизм;
в) брахманизм; г) индуизм.
Наиболее полное перечисление принципов развития современного образования дано в варианте:
а) гуманизация, интернационализация, гуманитаризация, интеграция в содержании обучения.
б) гуманизация, направленность на усвоение неизменных знаний, интернационализация, нацеленность на бытовое применение знаний; в) гуманизация, направленность на усвоение гуманитарных знаний, интеграция в содержании обучения, гуманитаризация;
г) интернационализация, гуманитаризация, направленность на усвоение неизменных знаний, гуманизация;
К морали в отличие от права относится:
а) Законы РФ; б) Принципы, нормы поведения;
в) Конституция РФ; г) Уставы общественной организации
Дать определение:
а) духовная жизнь общества; б) дифференциация науки; в) этика;
Перечислите:
а) функции культуры;
б) принципы морали.
Контрольная работа № 3
Вариант 2
Вставьте вместо пропуска.
«Своеобразная целостность, включающая искусство, науку, нравственность, религию, называется _________ культурой».
Культура, которая создается привилегированной частью общества или по ее заказу:
а) элитарная; б) духовная;
в) народная; г) материальная.
Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, называется:
а) моралью; б) правом;
в) культом; г) догмой.
Специфическим для религии как явления культуры является:
а) обращение к эмоциям; б) использование символики;
в) вера в лучшее будущее; г) вера в реальность чуда.
Современное образование в нашей стране предполагает:
а) обязательность обучения в государственной школе; б) обязательность единых программ обучения;
в) обязательность высшего образования;
г) вариативность (наличие разных типов и видов школ).
Из утверждений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Наука – это специальная область культуры, основные функции которой состоят в формировании системы логически упорядоченных знаний.
Б. Наука – это смесь рационально пространственных прогнозов.
Происхождение искусства исторически связано с:
а) ритуалом и культом; б) политической деятельностью;
в) развитием природы; г) сокращением числа диких животных.
Культура, которая не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, называется:
а) элитарной; б) массовой;
в) народной; г) духовной.
Из положений А и Б верно:
1) только А; 2) и А, и Б.
3) только Б; 4) ни А, ни Б.
А. Мораль возникла на основе жизненного опыта людей.
Б. Мораль сильна тем, что ее нормы обязательны для исполнения и охраняются законом.
Закончите высказывание.
«Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты, называют …»
К особенностям современного этапа развития науки в отличие от предыдущих относится:
а) интеграция научных знаний;
б) сочетание теоретических и экспериментальных разработок;
в) стремление к научной истине;
г) отказ от устаревших выводов.
Среди перечисленных старейшей мировой религией является:
а) христианство; б) индуизм;
в) буддизм; г) синтоизм.
Наиболее полное перечисление принципов развития современного образования дано в варианте:
а) гуманизация, направленность на усвоение неизменных знаний, интернационализация, нацеленность на бытовое применение знаний; б) интернационализация, гуманитаризация, направленность на усвоение неизменных знаний, гуманизация;
в) гуманизация, направленность на усвоение гуманитарных знаний, интеграция в содержании обучения, гуманитаризация;
г) гуманизация, интернационализация, гуманитаризация, интеграция в содержании обучения.
Мораль в отличие от права:
а) содержит нормы поведения; б) возникает на основе опыта;
в) опирается на поддержку общества; г) находится в развитии.
Дать определение:
а) духовная жизнь личности; б) интеграция науки; в) эстетика;
Перечислите:
а) пути создания культуры;
б) закономерности развития морали.
Контрольная работа № 3
ключ ответов
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1. духовной |
1. духовной |
2. г |
2. а |
3. б |
3. а |
4. б |
4. г |
5. в |
5. г |
6. 2 |
6. 2 |
7. б |
7. а |
8. в |
8. б |
9. 1 |
9. 1 |
10. моралью |
10. культурой |
11. б |
11. а |
12. а |
12. в |
13. а |
13. г |
14. б |
14. в |
15. а) духовная жизнь общества – духовная сфера жизни общества, которая охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения и учреждения культуры, а также соответствующую деятельность людей; б) дифференциация науки – выделение из потока наук узкоспециализированных направлений; в) этика – раздел философии, система учений о нравственности и морали. |
15. а) духовная жизнь личности – духовный мир личности, к которому относятся знания, вера, чувства, потребности, способности и стремления людей; б) интеграция науки – объединение нескольких наук и создание нового научного направления; в) эстетика – философская наука, изучающая сущность и формы искусства. |
16. а) функции культуры: адаптационная (приспособления), накопление и хранение, целеполагание и регулирование, социализация, коммуникативная (информативная); б) принципы морали: гуманность, справедливость, взаимность, милосердие, великодушие, терпимость и д.т. |
16. а) пути создания культуры: создание традиций (накопленный опыт предыдущих поколений), новаторство (приращение культурных ценностей); б) закономерности развития морали: всеобщность, исторический характер, связь с другими элементами духовной жизни, воздействие на формы культуры, решение глобальных проблем, императивный характер. |
За каждый правильный буквенный или цифровой ответ – 1 балл
(задания №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14)
За каждое правильное слово – 2 балла (всего – 4 балла)
(задания №№ 1, 10)
За каждое верное определение — 1 балл (всего – 3 балла)
(задание № 15)
За верно названные перечисления – 2 балла (всего – 4 балла)
(задание № 16)
———————————
Всего – 23 балла.
Уровень оценивания:
Отметка «5» — от 20 до 23 баллов
Отметка «4» — от 16 до 19 баллов
Отметка «3» — от 12 до 15 баллов
Отметка «2» — от 0 до 11 баллов