ЕГЭ по биологии критерии оценивания
Сдать ЕГЭ по биологии предстоит всем выпускникам, кто планирует связать свою карьеру с медициной или фармацией. Но чтобы сдать экзамен успешно, нужно подготовиться и понять как оцениваются задания и какие критерии для получения положительной оценки в 2023 году.
Номер вопроса | Первичные баллы |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 1 |
4 | 1 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | 2 |
8 | 2 |
9 | 2 |
10 | 2 |
11 | 2 |
12 | 2 |
13 | 2 |
14 | 2 |
15 | 2 |
16 | 2 |
17 | 2 |
18 | 2 |
19 | 2 |
20 | 2 |
21 | 2 |
Часть 2 | |
22 | 3 |
23 | 3 |
24 | 3 |
25 | 3 |
26 | 3 |
27 | 3 |
28 | 3 |
ИТОГО | 59 |
ЕГЭ по биологии на 2023 год состоит из 28 заданий, которые разделены на две части:
- В первой – 21 задание начального и продвинутого уровня сложности, среди них есть задания на нахождение соответствия и последовательности биологических процессов, множественный выбор из предоставленных вариантов. Ответы принимаются в виде выражения или слова, последовательности чисел.
- Вторая часть состоит из 7 заданий, в них необходимо дать развернутый ответ. Они рассчитаны на выпускников с высоким уровнем подготовки по биологии.
Вопросы в первой части проверяют базовые компетенции выпускников, владение терминологией, понимание базовых процессов и явлений в биологии, теорий, правил и гипотез. Так же для их успешного выполнения необходимо:
- понимание строения человеческого тела,
- основ гигиены и здорового образа жизни,
- экологических аспектов;
- умение распознавать по, графикам и описанию важных биологических объектов;
- способность находить взаимосвязи, классифицировать, сравнивать, разрабатывать схемы.
Система оценивания
Первичные баллы на ЕГЭ по биологии начисляются за правильные ответы, в зависимости от сложности заданий. Соответственно, ученики, которые не претендуют на высокие результаты, ограничиваются отработкой базовой части, а те, кто хочет поступить в вуз, готовятся к выполнению всех задач КИМ, в т.ч. и самых трудных.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимального балла |
---|---|---|---|
Базовый | 12 | 20 | 34,5 |
Повышенный | 9 | 18 | 31 |
Высокий | 7 | 20 | 34,5 |
Итого | 28 | 58 | 100 |
Максимальная оценка, которую вы можете получить на ЕГЭ по биологии – это 58 первичных баллов. Их расположение по конкретным экзаменационным вопросам первой части КИМ выглядит так:
- Вопросы №1, 2, 3 и 6 приносят экзаменуемому 1 балл при правильном выполнении.
- За корректное и полное выполнение задач №4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 начисляют по 2 балла. Если допущена одна ошибка (неправильная или лишняя цифра) или неполном ответе (нет нужной цифры) присваивают 1 балл. Если ошибок 1 больше – баллов за задание вы не получите.
- Задания № 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 также «оцениваются» 2 балла, если указанная последовательность чисел верна, 1 балл при одной ошибке и 0 баллов при большем количестве ошибок.
- В вопросах №11, 14 и 19 при правильной последовательности чисел в ответе можно получить 2 балла. Если есть одна ошибка – 1 балл, больше одной ошибки – баллов за задание вы не получите.
Вопросы из второй части оцениваются предметной комиссией по определенным критериям за развернутый ответ на них. Вопрос № 22 может принести выпускнику максимально 2 балла, а № 23–28 – по 3 балла. Критерии оценивания заданий ЕГЭ по биологии основаны на раскрытие сути задания, а баллы присваиваются в зависимости от числа правильно указанных элементов. Пример оценивания одного из заданий 23–28:
- 3 балла – в ответе отсутствуют ошибки, присутствуют все 5 необходимых элементов. Если экзаменуемый указал ненужную информацию, не относящуюся к заданию, то с него снимают 1 балл.
- 2 балла – указано 3 — 4 элемента, других ошибок нет.
- 1 балл – выпускник отметил только 1 или 2 элемента, но других ошибок не совершил.
- 0 пунктов – ответ неверный.
Перевод первичных баллов в тестовые
Первичный балл | Тестовый балл |
---|---|
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 7 |
4 | 9 |
5 | 12 |
6 | 14 |
7 | 16 |
8 | 18 |
9 | 21 |
10 | 23 |
11 | 25 |
12 | 27 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
20 | 42 |
21 | 43 |
22 | 44 |
23 | 46 |
24 | 47 |
25 | 48 |
26 | 50 |
27 | 51 |
28 | 52 |
29 | 53 |
30 | 55 |
31 | 56 |
32 | 57 |
33 | 59 |
34 | 60 |
35 | 61 |
36 | 63 |
37 | 64 |
38 | 65 |
39 | 66 |
40 | 68 |
41 | 69 |
42 | 70 |
43 | 72 |
44 | 73 |
45 | 74 |
46 | 76 |
47 | 77 |
48 | 78 |
49 | 79 |
50 | 82 |
51 | 84 |
52 | 86 |
53 | 89 |
54 | 91 |
55 | 93 |
56 | 96 |
57 | 98 |
58 | 100 |
Сейчас существует множество бесплатных инструментов, которые позволяют подготовиться к ЕГЭ и увеличить балл на 40% с минимальными временными затратами.
Наиболее эффективными являются подписки на видеокурсы. Попробовать можно с
компанией Twostu
,
тем более здесь это ничего не стоит.
Содержание
- Структура КИМ
- Что проверяется на экзамене
- Система оценивания
- Перевод первичных баллов в тестовые
- Сколько баллов нужно для поступления в вуз
- Видео по теме
- Комментарии
Структура КИМ
Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ периодически меняется, поэтому школьнику, во избежание недоразумений, важно при подготовке использовать актуальную версию документа. Лучше ориентироваться на официальный портал Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), где всегда содержится самая свежая информация. Так, проект КИМ на следующий год сначала размещается для обсуждения и внесения предложений, а ближе к концу осени публикуется окончательный вариант.
Проект спецификации КИМ по биологии на 2021 год состоит из 28 заданий, которые разделены на две части:
- В первой – 21 упражнение базового и повышенного уровня трудности, среди которых есть задания на установление соответствия и последовательности биологических явлений и процессов, множественный выбор из предложенных вариантов, дополнение недостающих данных в таблице или схеме, решение биологических задач. Ответы даются в виде словосочетания или слова, последовательности цифр или числа.
- Во вторую часть включено 7 заданий, предполагающих развернутый ответ. Они рассчитаны на одиннадцатиклассников с высоким уровнем подготовки по предмету.
Задачи первой части проверяют основные компетенции школьников, такие как владение символикой и терминологией, понимание сущности основных закономерностей, процессов и явлений в биологии, теорий, правил и гипотез. Так же для их выполнения требуется:
- знание строения человеческого организма, правил гигиены и здорового образа жизни, экологических моментов и способов изучения природы;
- навык распознавания по рисункам, графикам и описанию биологических объектов, а также решения задач;
- умение устанавливать взаимосвязи, выявлять сходства и различия, классифицировать, сравнивать, составлять схемы.
Задания второй части направлены на умение оперировать биологическими понятиями, обосновывать явления и процессы, систематизировать, анализировать, разбираться в причинно-следственных связях. Учащийся должен уметь применять на практике полученные в школе знания, прогнозировать и оценивать процессы, решать задачи, аргументировано формулировать ответ.
Все задания КИМ разработаны для комплексной оценки знаний и умений учеников. Они охватывают 7 основных содержательных блоков, причем каждому из них посвящено примерно равное количество упражнений – от 4 до 5. Они касаются организма и клетки как биологических систем, анатомии и здоровья человека, многообразия органического мира, эволюции живой природы и закономерностей развития экосистем. 2 задания посвящены методам познания и биологии как науке. При этом следует отметить, что во второй части КИМ все 7 заданий с развернутым ответом посвящены разным разделам дисциплины.
Что проверяется на экзамене
Что именно одиннадцатикласснику необходимо знать на экзамене? Как разобраться в огромном объеме материала, пройденного за несколько лет в школе? Как не пропустить что-то важное? Ответы на эти вопросы можно найти в кодификаторе. В документе перечислены только те элементы содержания, которые точно будут присутствовать в КИМ и проверяться.
Специалисты рекомендуют строить свою подготовку к ЕГЭ именно по темам, перечисленным в кодификаторе. Это поможет систематизировать знания и наработать навыки, необходимые для успешного прохождения испытания.
Кроме обширных теоретических познаний, от школьника требуется владение определенными практическими навыками. Среди них – правила оказания первой помощи, выращивание растений и уход за животными, профилактика различных заболеваний.
Система оценивания
Первичные баллы на ЕГЭ по биологии начисляются за правильные ответы, в зависимости от сложности заданий. Соответственно, ученики, которые не претендуют на высокие результаты, ограничиваются отработкой базовой части, а те, кто хочет поступить в вуз, готовятся к выполнению всех задач КИМ, в т.ч. и самых трудных.
Уровень сложности заданий | Число заданий | Максимально доступный первичный балл | Процент от максимально возможного балла |
---|---|---|---|
Базовый | 12 | 20 | 34,5 |
Повышенный | 9 | 18 | 31 |
Высокий | 7 | 20 | 34,5 |
Итого | 28 | 58 | 100 |
Итак, максимальный результат, которого может достичь одиннадцатиклассник на ЕГЭ по биологии – это 58 первичных баллов. Их распределение по конкретным экзаменационным заданиям первой части КИМ выглядит следующим образом:
- Упражнения №1, 2, 3 и 6 приносят ученику 1 балл при правильном выполнении.
- За правильное и полное выполнение заданий №4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 дают по 2 балла. При наличии одной ошибки (неправильная или лишняя цифра) или неполном ответе (отсутствие нужной цифры) начисляют 1 балл. Если ошибок больше – 0.
- Упражнения №5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 также «стоят» 2 балла, если приведенная последовательность цифр верна, 1 балл при одной погрешности и 0 баллов при большем числе ошибок.
- В заданиях №11, 14 и 19 при правильной последовательности цифр в ответе ставят 2 балла. Если есть одна ошибка – 1 балл, больше одной ошибки – 0 баллов.
Задания второй части предполагают развернутый ответ и оцениваются предметной комиссией по определенным критериям. Задача №22 может добавить в копилку участника максимально 2 балла, а №23–28 – по 3 балла. Критерии оценивания заданий ЕГЭ по биологии основаны на анализе раскрытия сути вопроса, а баллы начисляются в зависимости от количества правильно записанных элементов. Задачи второй части разноплановые, поэтому для примера возьмем критерии оценивания упражнения №23:
- 3 балла – в ответе нет биологических ошибок, наличествуют все 5 необходимых элементов. Если ученик написал лишнюю информацию, не касающуюся сути задания, то с него снимают 1 балл.
- 2 балла – названо 3-4 элемента, фактических ошибок нет.
- 1 балл – ученик указал 1-2 элемента, но ошибок не допустил.
- 0 пунктов – ответ неправильный.
Если в результате проверки любого из заданий второй части между двумя экспертами возникают разногласия, в работу включается третий. Если сумма баллов за все 7 упражнений второй части различается на 3 балла или больше, он проверяет все ответы. Решение третьего эксперта окончательно.
Перевод первичных баллов в тестовые
После написания экзаменационной работы и ее оценки экспертами первичные баллы ЕГЭ по биологии пересчитывают в тестовые (вторичные). Это отметки по 100-балльной шкале, которые учитываются вузами при определении лучших абитуриентов. Перевод первичных баллов ЕГЭ в привычные 5-балльные оценки, в отличие от ОГЭ, не осуществляется уже больше десяти лет.
В 2020 году первичные баллы ЕГЭ по биологии преобразовывались в тестовые по такой схеме.
Первичный балл | Тестовый балл |
---|---|
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 7 |
4 | 9 |
5 | 12 |
6 | 14 |
7 | 16 |
8 | 18 |
9 | 21 |
10 | 23 |
11 | 25 |
12 | 27 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
20 | 42 |
21 | 43 |
22 | 44 |
23 | 46 |
24 | 47 |
25 | 48 |
26 | 50 |
27 | 51 |
28 | 52 |
29 | 53 |
30 | 55 |
31 | 56 |
32 | 57 |
33 | 59 |
34 | 60 |
35 | 61 |
36 | 63 |
37 | 64 |
38 | 65 |
39 | 66 |
40 | 68 |
41 | 69 |
42 | 70 |
43 | 72 |
44 | 73 |
45 | 74 |
46 | 76 |
47 | 77 |
48 | 78 |
49 | 79 |
50 | 82 |
51 | 84 |
52 | 86 |
53 | 89 |
54 | 91 |
55 | 93 |
56 | 96 |
57 | 98 |
58 | 100 |
Несмотря на то, что табличка, приведенная выше, выглядит очень просто, это – результат серьезной научной работы. Для перевода первичных баллов в стандартизированные (тестовые) применяют модифицированную Ю.М. Нейманом однопараметрическую модель Раша. Она позволяет калибровать типовые задания по трудности, чем нормализует распределение баллов.
Сколько баллов нужно для поступления в вуз
В соответствии с приведенной выше таблицей, 16 первичных баллов на ЕГЭ по биологии соответствуют 36 тестовым баллам. Достижение этого показателя гарантирует одиннадцатикласснику получение аттестата о среднем образовании. Правда, с такими результатами перспективы выпускника получить высшее образование невелики, если он не относится к льготной категории абитуриентов.
Минимальный показатель ЕГЭ по биологии, дающий право подавать документы для поступления в вуз, утвержден Рособрнадзором также на уровне 36 тестовых баллов. Однако ориентироваться на него значит обманывать самого себя. Специальностей, требующих сдачи экзамена по биологии, не так уж и много, и большая часть из них связана с медициной. В столичных же медвузах вузах стартовый порог превышает 50–55 баллов, а в региональных – 40 баллов. Кроме того, с целью отбора наиболее подготовленных и способных абитуриентов, Минобрнауки для всех своих 252 подведомственных вузов с 2020/2021 учебного года установило повышенный минимальный балл.
При этом следует помнить, что пороговый и проходной балл – это абсолютно разные вещи. Для подачи документов в приемную комиссию указаны необходимые параметры по каждому предмету отдельно, а проходной балл формируется по результатам нескольких дисциплин (обычно трех), которые нужно сдавать на конкретную специальность. При этом по всем трем предметам нужно преодолеть минимальный порог.
Определить проходной балл наперед невозможно, поскольку его величина станет известна только после того, как будет зачислен последний абитуриент с самым низким результатом, дающим право быть студентом. Его показатель и станет проходным баллом. Ежегодно эта цифра меняется в зависимости от популярности вуза и специальности, количества поданных заявлений и уровня результатов соискателей бюджетных мест. Поэтому старшеклассникам лучше ориентироваться на средний балл за предыдущие годы.
Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание. Это дополнительные баллы и привилегии для абитуриентов с особыми достижениями. Среди них можно особо отметить победы и призовые места во всероссийских и региональных олимпиадах, спортивные и творческие успехи, волонтерскую деятельность. Чтобы для вас не стало сюрпризом, что студенческий билет выдали не вам, а другому соискателю, набравшему меньше баллов на ЕГЭ, необходимо заранее изучить все условия поступления в интересующие вузы.
В некоторых медвузах при зачислении учитываются не только результаты ЕГЭ. В них практикуются внутренние вступительные испытания, которые могут заметно поменять расклад сил среди абитуриентов.
Как видно из таблички, на медицинских специальностях конкуренция между абитуриентами очень высока. Хотя в столичных университетах проходной балл зачастую зашкаливает за 90, однако и там есть направления, где можно попытаться «проскочить» и с показателем поменьше. Это хорошо видно на примере Первого МГМУ им. Сеченова, где средний балл на фармацию сразу на 10 пунктов ниже, чем на лечебное дело.
В других вузах, где требуется ЕГЭ по биологии, ситуация несколько легче. В лесной, экологической отрасли, в психологии и педагогике конкурс не такой большой, хотя минимальных баллов для поступления все равно будет недостаточно. Если у выпускника есть предчувствие, что тестовых баллов в избранный университет может не хватить, то лучше пересмотреть свои планы и подать документы на менее востребованную специальность или же в вуз попроще. Сейчас достаточно хорошие знания дают и многие региональные университеты.
Учитывая высокий конкурс в медицинские вузы, старшеклассникам нужно упорно работать над тем, чтобы получить максимально высокие баллы на ЕГЭ по биологии, и при этом не забывать о других предметах, которые также нужны для преодоления проходного барьера. Для достижения необходимого уровня знаний и навыков следует задолго до испытания организовать системную подготовку с привлечением всех материалов ФИПИ и дополнительных источников информации.
Приводим актуальную информацию по разбалловке заданий в ЕГЭ по биологии в 2022 году. Из таблицы вы сможете узнать сколько баллов за каждое задание можно получить при правильном ответе.
Используются следующие условные обозначения. Уровни сложности задания: Б – базовый; П – повышенный; В — высокий.
Номер задания | Проверяемые элементы содержания и форма представления задания | Уровень сложности | Максимальный балл за выполнение задания |
1 | Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации и признаки живого. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка). | Б | 1 |
2 | Прогнозирование результатов биологического эксперимента. Множественный выбор. | Б | 2 |
3 | Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи | Б | 1 |
4 | Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи. | Б | 1 |
5 | Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Анализ рисунка или схемы. | Б | 1 |
6 | Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рисунком). | П | 2 |
7 | Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка). | Б | 2 |
8 | Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление последовательности (без рисунка) | П | 2 |
5 | Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Анализ рисунка или схемы | Б | 1 |
6 | Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рисунком). | П | 2 |
7 | Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка). | Б | 2 |
8 | Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление последовательности (без рисунка). | П | 2 |
9 | Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка) | Б | 2 |
10 | Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка). | П | 2 |
11 | Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности. | Б | 2 |
12 | Организм человека. Гигиена человека. Множественный выбор (с рисунком и без рисунка). | Б | 2 |
13 | Организм человека. Установление соответствия (с рисунком и без рисунка) | П | 2 |
14 | Организм человека. Установление
последовательности. |
П | 2 |
15 | Эволюция живой природы. Множественный выбор (работа с текстом). | Б | 2 |
16 | Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рисунка). | П | 2 |
17 | Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рисунка). | Б | 2 |
18 | Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рисунка). | П | 2 |
19 | Общебиологические закономерности. Установление последовательности. | П | 2 |
20 | Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рисунком и без рисунка). | П | 2 |
21 | Биологические системы и их закономерности. Анализ данных в табличной или графической форме. | Б | 2 |
22 | Применение биологических знаний и умений в практических ситуациях (анализ биологического эксперимента). | В | 3 |
23 | Задание с изображением биологического объекта. | В | 3 |
24 | Задание на анализ биологической информации. | В | 3 |
25 | Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов. | В | 3 |
26 | Обобщение и применение знаний об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации. | В | 3 |
27 | Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. | В | 3 |
28 | Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. | В | 3 |
Всего | 59 |
Всего заданий – 28, из них по типу заданий:
- с кратким ответом – 21
- с развёрнутым ответом – 7
По уровню сложности:
- Базовый – 12;
- Повышенный – 9;
- Высокий – 7.
Максимальный первичный балл за работу – 59. Общее время выполнения работы – 235 мин.
Даниил Романович | Просмотров: 5.5k