Поиск исторической информации
Двадцать первое задание ЕГЭ по истории также связано с приведенным историческим документом. Оно нацелено на поиск исторической информации как в тексте, так и с использованием собственных знаний. Даже если нужная информация есть в тексте, ее можно не переписывать дословно, а написать своими словами – главное, правильно.
Максимально возможный первичный балл – два. Если указан только один компонент ответа – например, надо написать две причины и одну цель, а написана только одна причина или только одна цель – ответ не засчитывается. Если написаны только две причины, или одна причина и одна цель – ставят 1 первичный балл. Данное задание подразумевает хорошее знание программы – нужно вспомнить все основные обстоятельства события, описываемого в документе, однако при хорошей подготовке к экзамену это не должно составлять особенного труда. Главное – писать грамотные и четкие формулировки своих мыслей.
Разбор типовых вариантов задания №21 ЕГЭ по истории
Первый вариант задания
«В 1389 году умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой и решительной… Он умел воспользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказательством особенно важного значения, придаваемого деятельности Дмитрия современниками, служит существование особого сказания о подвигах этого князя, особого, украшенно написанного жития его.
В его духовном завещании встречаем неслыханное прежде распоряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у Дмитрия оставались еще 5 сыновей. Завещатель выражает надежду, что сыновья его перестанут давать выход в Орду.
Мы не должны забывать о деятельности бояр московских: они отстояли права своего малолетнего князя и своего княжества, которым и управляли до возмужалости Дмитрия. Последний не остался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: «Бояр своих любите, честь им достойную воздайте, против их службы, без их воли ничего не делайте».
В чем видит историк главные заслуги князя? Почему историк придает особое значение духовному завещанию Дмитрия Ивановича?
В документе рассказывается о правлении князя Дмитрия Ивановича Донского – автор отмечает основные моменты этого периода истории. Мы помним, что в это время была начата борьба с владычеством Золотой Орды. В тексте автор говорит о том, что Дмитрий умел воспользоваться теми средствами для начала борьбы, которые были подготовлены его предшественниками, и, следовательно, начал противостояние Золотой Орде.
Во втором абзаце историк говорит о духовном завещании князя, в котором он передал право на княжение сыну. Особенность заключается в том, что это было сделано без разрешения ордынского хана, как было раньше. Это мы и напишем в ответе:
- Главные заслуги князя, по мнению историка, заключались в том, что он:
- сумел воспользоваться средствами для начала сопротивления ордынскому владычеству, подготовленными предками;
- начал борьбу с Золотой Ордой.
2. В духовном завещании князь Дмитрий Иванович передал право на княжение своему сыну без разрешения ордынского хана, что было сделано впервые за долгое время.
Второй вариант задания
Из документа 1741 г.
«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.
Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…
И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:
- Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?
- Что он сам взял казанного… и в которое время?
- Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?
- Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?»
В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?
Документ был написан в 1741 году – на следующий год после окончания правления императрицы Анны Иоанновны (годы правления 1730-1740). Этот период русской истории часто называют «бироновщина» – очень сильное влияние на императрицу и принимаемые ей решения имел ее фаворит Бирон. Именно о нем и идет речь в тексте. В документе отмечается, что он вступал во все государственные дела, привел государственные торги и заводы к явному убытку – то есть причинял ущерб экономике государства, а также присваивал себе казенное имущество, принимал подарки от правителей других стран и «деньги и пожитки вне государства отправлял», то есть вывозил капитал и имущество за границу». Как видим, здесь все ответы на вопрос есть прямо в тексте – даже если не догадаться, что речь идет о Бироне, выполнить задание на максимальный балл не очень трудно. Напишем ответ:
Исторического деятеля обвиняли в том, что он:
- Вмешивался во все государственные дела
- Причинял ущерб экономике государства
- Вывозил капитал за границу
- Осуществлял хищение казенного имущества
Третий вариант задания
Из Послания руководителя СССР президенту США.
«Уважаемый г-н президент.
Я с большим удовлетворением ознакомился с Вашим ответом г-ну Рану о том, чтобы принять меры, исключить соприкосновение наших судов и тем самым избежать непоправимых роковых последствий. Этот разумный шаг с Вашей стороны укрепляет меня в том, что Вы проявляете заботу о сохранении мира, что я отмечаю с удовлетворением.
Вы хотите обезопасить свою страну, и это понятно. Все страны хотят себя обезопасить. Но как же нам, Советскому Союзу, нашему правительству оценивать Ваши действия, которые выражаются в том, что Вы окружили военными базами Советский Союз, расположили военные базы буквально вокруг нашей страны. Разместили там своё ракетное вооружение. Это не является секретом. Американские ответственные деятели демонстративно об этом заявляют. <…>
Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединённых Штатов Америки 90 миль по морю. Но ведь Турция рядом с нами, наши часовые прохаживаются и поглядывают один на другого. Вы что же считаете, что Вы имеете право требовать безопасности для своей страны и удаления того оружия, которое Вы называете наступательным, а за нами этого права не признаёте.
Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас. Как же согласуется тогда признание наших равных в военном отношении возможностей с подобными неравными отношениями между нашими великими государствами. Это никак невозможно согласовать.
Поэтому я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами. Согласны это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой нужен срок для вас и для нас, чтобы это осуществить. И после этого доверенные лица Совета Безопасности ООН могли бы проконтролировать на месте выполнение взятых обязательств».
Укажите одно любое обстоятельство, которое, по мнению автора Послания, угрожает безопасности СССР. Почему автор Послания считает несправедливым требование президента США? В чём, согласно данному отрывку, состоит предложение автора Послания по разрешению кризиса в отношениях между СССР и США?
В тексте идет речь о размещении советских ракет в Кубе, а американских – в Турции. Сразу понятно, что он был написан во времена холодной войны, а точнее – Карибского кризиса 1962 года, который многие считают апогеем противостояния двух держав. Письмо написано Н. Хрущевым и адресовано Д. Кеннеди. Автор письма говорит, что безопасности СССР угрожает то, что американцы «окружили военными базами Советский Союз, расположили военные базы буквально вокруг нашей страны», особенно отмечается размещение ракетного вооружения в Турции, около советской границы – «Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас». В ответе можно указать любое из этих двух положений.
Автор считает требование президента США о вывозе вооружений с Кубы несправедливым, потому что США разместили свои ракеты в Турции – «Вас беспокоит Куба. Вы говорите, что беспокоит она потому, что находится на расстоянии от берегов Соединённых Штатов Америки 90 миль по морю. Вы ведь расположили ракетное разрушительное оружие, которое Вы называете наступательным, в Турции, буквально под боком у нас. Как же согласуется тогда признание наших равных в военном отношении возможностей с подобными неравными отношениями между нашими великими государствами».
Н. Хрущев пишет, что готов дать согласие на вывоз средств с Кубы, если США со своей стороны вывезут вооружения из Турции – «Поэтому я вношу предложение: мы согласны вывезти те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными средствами. Согласны это осуществить и заявить в ООН об этом обязательстве. Ваши представители сделают заявление о том, что США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции. Давайте договоримся, какой нужен срок для вас и для нас, чтобы это осуществить».
Здесь, опять же, возможно выполнение задания даже без определения автора и адресата документа. Напишем ответ:
1) По мнению автора послания, безопасности СССР угрожает следующее обстоятельство:
– размещение США многочисленных военных баз вблизи границ СССР
2) Автор послания считает требования США несправедливыми, потому что:
– США имеют базы с ракетным вооружением около советских границ в Турции, но не допускают возможности СССР иметь военные базы с ракетным оружием около их границ на Кубе
3) Автор послания предлагает следующий вариант разрешения кризиса:
– каждая страна выводит свои ракеты из баз, находящихся рядом с границами другой: США – из Турции, а СССР – с Кубы
Максим Романович | Просмотров: 5.8k
2022-12-23
3 088
Задания на аргументацию в ЕГЭ по истории — самые сложные. Многие выпускники на них теряют драгоценные баллы. В статье разберём одно из таких заданий и поделимся советами, как без проблем справиться с ответом.
В чём суть 21 задания в ЕГЭ по истории
В 2023 году в задании 21 будет дано утверждение, которое выпускник должен подтвердить двумя аргументами. Один из них должен касаться истории России, а второй — указанной в задании зарубежной страны.
Это задание оценивает, как ученик умеет анализировать исторические факты и процессы, сравнивать и находить общее в ходе истории разных стран. А также аргументировать свою позицию и подкреплять примерами.
За задание можно получить 3 балла, для этого нужно привести два верных аргумента. Один верный аргумент оценивается в 2 балла. Один балл засчитают, если не сформулированы полноценные аргументы или недостаточно исторических фактов.
Как получить максимальный балл за задание
Если хотите хорошо написать задание 21, практикуйтесь как можно больше. Эффективно потренироваться выполнять задание помогут наши советы.
Используйте кодификатор. Скачайте на официальном сайте ФИПИ кодификатор к экзамену. Он содержит основные темы, которые могут встретиться в задании. Вам останется только найти информацию по каждому разделу, выписать основные даты, события, исторические процессы и участвующих лиц.
Заведите сравнительную таблицу исторических событий. Она пригодится, чтобы сопоставить процессы и явления нашей истории со всемирной. Вы можете фиксировать и сопоставлять исторические события по хронологии, например, в XVI веке у нас была опричнина, а в Европе — Реформация. Или сравнивать факты по сходству государственных процессов, например, отмена крепостного права и отмена рабства в США.
Отработайте структуру аргумента. Чтобы в ответе легко прослеживалась логика суждений, используйте в аргументе три составляющих: факт, пояснение и вывод. Так, например, для задания из демоверсии, которое было дано выше — подходящим аргументом по истории России будет такой:
Найдите наставника. Опытный преподаватель знает все исторические факты, может провести параллели и объяснить последствия тех или иных событий. Он поможет разобраться с критериями оценивания, расскажет о ловушках вопроса и научит правильно оформлять ответы.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
Чтобы не потерять баллы на экзамене по истории, запишитесь на пробное занятие по подготовке к ЕГЭ. Наши опытные наставники не только научат решать все задания правильно и быстро, но и помогут написать экзамен на высокий балл.
Автор статьи — репетитор по истории и обществознанию Виктория Клепикова (записаться на занятия)
В демоверсии ЕГЭ по истории 2023 г. в тесте ЕГЭ 21 задание. Самое последнее (21-е) — оно же самое сложное — требует знаний не только по истории России, но и по Всемирной истории.
Пример задания из демоверсии по истории 2023 г.:
«В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право,
в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите
аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события
повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где
они произошли: один аргумент для России и один для США. При изложении
аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде».
Аргумент для России: ______________________________________________
Аргумент для США: ________________________________________________
В ответах приведены следующие формулировки:
Аргумент для России:
«С отменой крепостного права крестьяне перестали находиться под опекой помещиков, которые ими ранее владели, и у правительства возникла необходимость создания органов местного самоуправления, которые бы управляли хозяйственными делами в соответствии с социально- экономической обстановкой в каждом регионе страны; была проведена земская реформа».
Аргумент для США:
«После отмены рабства в США бывшие плантаторы-рабовладельцы пытались вернуть свою власть над
бывшими рабами, для чего в южных штатах ими были приняты «чёрные кодексы», которые почти полностью воспроизводили действовавшие до Гражданской войны законы о рабах; Конгрессом США был принят закон, отменявший «чёрные кодексы», власти США приступили к «радикальной реконструкции Юга», целью которой было не допустить возвращения рабства».
Из текста задания и ответов к нему видно, что для его выполнения Всемирную историю нужно изучить на достаточно глубоком уровне.
При этом оценивается оно на достаточно низкие баллы — всего на 3 балла (первичных).
В этом месте следует задуматься: имеет ли смысл (по силам ли, позволяет ли время?) выучивать Всемирную историю примерно на том же уровне, что и историю России, если это принесёт всего 1 балл (2 балла из трёх можно получить, если сформулировать аргумент для России). То есть максимум будет на 100 баллов, а 96. Стоит игра свеч? Если нет, забудьте об этом задании. Учите только даты Всемирной истории для задания 2 и подробно, с максимальной отдачей сил, историю России.
Если же вы отвечаете утвердительно и хотите побороться на экзамене за максимум, то вот материалы для подготовки.
Материалы для подготовки к заданию 21 в ЕГЭ по истории
1. Мои тренажеры на egevmeste. Обязательно читать «Подробный ответ», учить подробные ответы помимо событий и дат.
2. Список тем из кодификатора, которые будут проверяться на экзамене в задании 21. Для подробного изучения следует купить учебник по Всемирной истории и не расставаться с ним весь 11 класс.
Список тем по Всемирной истории из кодификатора (ЕГЭ, 21 задание):
1) Цивилизации Древнего Востока. Древняя Греция. Период эллинизма. Древний Рим.
2) Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы в Средние века.
3) Страны и народы Азии, Америки и Африки в Средние
века.
4) Международные отношения в Средние века.
5) Культура Средневековья. Западное христианство.
6) Возникновение и развитие ислама.
7) Великие географические открытия.
Возникновение капиталистических отношений в Западной Европе.
9) Становление абсолютизма в европейских странах.
10) Реформация и контрреформация в Европе.
11) Политическое и социально-экономическое развитие Испании, Франции, Англии в конце XV–XVII в.
12) Внутриполитическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в конце XV–XVII в.
13) Борьба христианской Европы с расширением господства Османской империи.
14) Политические и религиозные противоречия начала XVII в.
15) Тридцатилетняя война. Международные отношения в конце XV–XVII в.
16) Культура и картина мира человека раннего Нового времени.
17) «Просвещённый абсолютизм»: общее и особенное.
18) Социально-экономическое развитие Англии в XVIII в. Промышленный переворот.
19) Развитие парламентской монархии в Англии в XVIII в.
20) Абсолютная монархия во Франции. Особенности положения третьего сословия. Французская революция XVIII в.
21) Своеобразие Священной Римской империи германской нации и государств, входивших в её состав. Создание королевства Пруссии.
22) Характерные черты международных отношений XVIII в.
23) Война за независимость британских колоний в Северной Америке и образование США.
24) Создание колониальных империй.
25) Внутренняя и внешняя политика Османской империи, Индии, Китая, Японии.
26) Политическое и социально-экономическое развитие европейских стран в XIX – начале XX в. Европейские революции XIX в.
27) Утверждение конституционных и парламентских монархий.
28) Создание Германской империи.
29) Образование единого государства в Италии.
30) США в XIX – начале XX в. Гражданская война в США.
31) Борьба за освобождение и образование независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
32) Политическое и социально-экономическое развитие Османской империи, Индии, Китая, Японии в XIX – начале XX в. Антиколониальные движения.
33) Международные отношения в XIX в.
34) Мир накануне Первой мировой войны.
35) Первая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Власть и общество в годы
войны. Человек на войне.
36) Революционная волна после Первой мировой войны.
37) Версальско-Вашингтонская система.
38) Страны Запада в 1920-е гг. Итальянский фашизм.
39) Национально-освободительное движение в странах Востока.
40) Великая депрессия и альтернативные пути выхода из мирового кризиса. «Новый курс».
41) Германский нацизм. Японский милитаризм. «Народный фронт». Нарастание агрессии. Политика «умиротворения» и её последствия.
42) Основные направления развития науки, образования, культуры.
43) Мир накануне Второй мировой войны.
44) Вторая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Решающий вклад СССР в победу во Второй мировой войне. Власть и общество в годы войны.
45) Перемены в мире под влиянием победы во Второй мировой войне над силами реакции и агрессии. Экономические и политические изменения в странах Запада.
46) Национально-освободительное движение в странах Востока. Распад колониальных империй и его последствия.
47) Мировая система социализма: зарождение, основные этапы развития.
48) Холодная война и её влияние на послевоенный мир.
49) Научно-техническая революция и её воздействие на развитие экономики, культуры и повседневной жизни.
50) Современный мир в условиях глобализации.
За это задание ты можешь получить 3 балла. На решение дается около 20 минут. Уровень сложности: высокий.
Средний процент выполнения: 18.3%
Ответом к заданию 21 по истории может быть подробный ответ (нужно дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Разбор сложных заданий в тг-канале
Задачи для практики
Задача 1
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Добровольное производственное кооперирование мелких и средних хозяйств, получившее в 1920-е гг. название „коллективизация“, рассматривалось большевистскими теоретиками как лучший способ переустройства деревни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:
- в подтверждение, например:
– коллективизация позволила увеличить государственные заготовки хлеба;
– почти вполовину увеличилось производство животноводческой продукции, что свидетельствует об успехе политики коллективизации;
– увеличение использования сельскохозяйственных машин, закупаемых государством, также на вырученные деньги от продажи сельскохозяйственной продукции снабжались заводы и фабрики станками и оборудованием;
– коллективизация позволила обеспечить вновь построенные заводы в рамках индустриализации рабочей силой; - в опровержение, например:
– уничтожение в процессе «раскулачивания» наиболее предприимчивой прослойки сельского населения, что подрывало производительность труда крестьян;
– происходило большое количество вооружённых выступлений крестьян, что свидетельствовало о серьёзном социальном недовольстве политикой коллективизации;
– сокращение поголовья крупного рогатого скота (крестьяне, не желавшие вести свой скот в колхоз, резали его);
– политика насильственной коллективизации привела к голоду в 1932–1933 гг.
Ответ:
Задача 2
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Смута была вызвана вмешательством иноземных врагов России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– Ключевой причиной Смутного времени, а также важным признаком периода было появление самозванцев (Лжедмитриев), которые выдавали себя за законного монарха и некоторые правили страной, при этом многим из них оказывалась поддержка западных стран, а именно Речи Посполитой;
–Ключевым событием развития Смуты в России стало начало Польско-Шведской интервенции, в ходе которой иноземцами были захвачены некоторые территории русского царства (Смоленские земли, земли по берегам Финского залива и Ладожского озера);
– Одной их причин развития Смуты в России стали претензии иноземных монархов на Российский престол и желание править Русскими землями, например это было осуществлено в желании Польского короля править в России, а также призвании Польского королевича Владислава на русский престол. - в опровержение, например:
– Ключевой причиной Смуты в России стал династический кризис, которой настал внутри российской династии Рюриковичей, приведший к борьбе за власть и появлению самозванцев, которые выступали ключевым элементов Смутного времени;
– Одними из причин Смуты было поражение русского царства в Ливонской войне, последствия опричной политики Ивана Грозного, что привело к разорению казны, социальным бедствиям и голоду, все это доказывает, что Смутна началась по причину внутренней нестабильности России;
– Важной причиной была политики России, направленная на ужесточение крепостного права, все это приводило к массовым недовольствам социальных низов, которые стали неотъемлемой причиной и частью Смуты в России.
Ответ:
Задача 3
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«1965–1985 гг. в истории СССР стали периодом „застоя“ во всех сферах».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:
- в подтверждение, например:
– наблюдаются «застойные» явления в экономике: растёт зависимость государственного бюджета от экспорта нефти и газа, сокращаются темпы прироста ВВП, в экономике преобладают экстенсивные формы развития, в планировании утверждается принцип «от достигнутого», реформа 1978 г. не изменила подходов к экономике и свелась лишь к изменению структуры органов управления;
– наблюдаются «застойные» явления в политической сфере: усиливается идеологический контроль над культурой, происходит фактический возврат к сталинизму, выдвигается концепция «развитого социализма» как попытка объяснить невозможность построения коммунизма к 1980-му году; - в опровержение, например:
– продолжается развитие экономики: косыгинская экономическая реформа способствовала экономическому росту, увеличиваются доходы населения, строятся новые промышленные предприятия и железные дороги (ВАЗ, КамАЗ, БАМ и др.), межгосударственная экономическая специализация в рамках СЭВ дала положительный результат;
– развивается сфера культуры: создаются высокохудожественные произведения, не потерявшие своего значения и в настоящее время (повесть и художественный фильм «А зори здесь тихие», киноэпопея «Освобождение», творчество писателей-деревенщиков В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева и др.), ставятся первые рок-оперы А. Рыбникова.
Ответ:
Задача 4
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Политика Петра III имела антинациональный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– пренебрежительное отношение к духовенству: оскорблял своими указами Синод, закрывал домашние церкви;
– в армии внедрял прусские порядки, подписал мир с Пруссией, прекратив все военные действия против неё и отказавшись от завоёванных Россией позиций в ходе затратной Семилетней войны; - в опровержение, например:
– издал указ, согласно которому убийство помещиком крестьянина предусматривало в качестве наказания пожизненную ссылку;
– по его указу ликвидировали Тайную канцелярию, перестали преследовать раскольников.
Ответ:
Задача 5
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Крестьянская реформа 1861 г. была проведена в интересах крестьян».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– Согласно крестьянской реформе 1861 г. более 30 млн. крестьян становились свободным сословиям, которое имело личные права на землю, что приводило к росту производства в стране, активизации предпринимательства;
– Согласно условиях реформы, крестьян получали право выкупа земли без разрешения помещика, что позволяло им стать полноценными собственниками этой земли и работать на себя;
– Согласно положениям крестьянской реформы, крестьяне могли выступать участниками договорных отношений, имели право открывать предприятия и осуществлять трудовую деятельность свободно и самостоятельно. - в опровержение, например:
– Крестьяне, получав свободу были вынуждены по-прежнему платить подушную подать и нести рекрутскую повинность, что продолжало ограничивать их права и ставить в неравное положение с другими сословиями;
– Крестьяне хоть и получали свободу и земельный надел, однако воспользоваться им не могли до того момента, пока не выполнят все повинности в отношении своих помещиков, данный факт доказывает, что реформа проведена в интересах помещиков, а не крестьян;
– Реформа по отношению к крестьянам носила грабительский характер, так как они должны были выплачивать государству выкупные платежи на протяжении почти всей жизни, так как их стоимость было очень большой и непосильной для крестьян;
– У крестьян, несмотря на проведение реформы сохранялась община и круговая порука, а помещики сохраняли за собой более лучшие земли, лишая крестьян нормально существования и ограничивая их права и свободы.
Ответ:
Задача 6
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Личность Николая II и его роль в российской истории заслуживают исключительно негативных оценок».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– в годы правления Николая II Россия проиграла Русско-японскую войну (1904–1905 гг.) стране со значительно более низкими военно-экономическими возможностями, что подорвало авторитет императора;
– Николай II не сумел предотвратить втягивание России в Первую мировую войну, итогом которой стали огромные потери для страны;
– правительство Николая II жестоко подавляло любые попытки посягательства на изменение существующего порядка в обществе, что вызывало существенное социальное недовольство; - в опровержение, например:
– 17 октября 1905 г. Николай II издал «Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка», открывший дорогу к превращению России в конституционную монархию;
– в августе 1915 г., в один из самых тяжёлых периодов Первой мировой войны, Николай II принял на себя командование русской армией, взяв на себя всю степень ответственности за происходящее в стране;
– чтобы избежать братоубийственной войны, Николай II в марте 1917 г. добровольно отрёкся от престола.
Ответ:
Задача 7
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Издатели В. П. Мещерский и М. Н. Катков считали, что Судебная реформа 1864 г. должна быть немедленно исправлена, так как 20-летний опыт её применения показал, что она слаба и непригодна для самодержавной России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– суд присяжных мог оправдать преступников, несмотря на наличие доказательной базы, например оправдание террористки В. И. Засулич;
– в России сохранялось разнообразие судов, в том числе существовал сословный крестьянский, что приводило к социальному недовольству;
– присяжными становились выборные граждане, иногда это были малограмотные или совсем неграмотные люди, а это мешало реализации правосудия;
– при нарастании революционной борьбы казалось, что действующие суды слишком либеральны по отношению к противникам самодержавия; - в опровержение, например:
– состязательность суда позволяла выносить объективные решения, а гласность судопроизводства способствовала объективности вынесения приговора;
– независимость суда от администрации не позволяла властям вмешиваться в принятие решений судом (или не позволяла оказывать давление на суд);
– суд присяжных позволял всесторонне оценить рассматриваемое дело, что повышало доверие населения к его решениям.
Ответ:
Задача 8
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Переход России к рыночной экономике в 1990-е гг. совершался болезненно».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– произошло резкое падение жизненного уровня значительной части населения;
– процесс сопровождался серьёзной криминализацией экономики и общественной жизни;
– в результате экономических реформ произошло закрытие многих предприятий, увеличился уровень безработицы; - в опровержение, например:
– приватизация дала возможность для формирования класса собственников;
– «шоковая терапия» привела к ликвидации товарного дефицита.
Ответ:
Задача 9
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Американская помощь СССР по программе ленд-лиза сыграла решающую роль в победе нашей страны над фашистской Германией и её союзниками».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– часть поставок по ленд-лизу представляла собой необходимую стратегическую продукцию, не производимую в СССР или производимую в незначительных количествах;
– поставки по ленд-лизу помогли преодолеть острую нехватку оружия, военной техники, боеприпасов и продовольствия в критические периоды войны;
– поставки по ленд-лизу имели значительное моральное и пропагандистское воздействие на армию и население; - в опровержение, например:
– поставки по ленд-лизу начали осуществляться после очевидного провала стратегии германского блицкрига;
– поставки составляли лишь незначительную часть того, что было произведено в СССР;
– поставки не всегда выполнялись в запланированном и запрашиваемом объёме.
Ответ:
Задача 10
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Мероприятия внутренней политики Александра III не ограничивали того, что было достигнуто реформами 1860 –1870-х гг.».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– либеральное законодательство сохранилось таким, каким оно было принято при Александре II, и даже было дополнено фабричным законодательством, защищавшим права рабочих;
– подушная подать была заменена налогами, а выкупные платежи сокращены;
– при Александре III фактически было начато переселение крестьян «на пустопорожние земли», это то, что будет продолжено П. А. Столыпиным;
– крестьян перевели на обязательный выкуп, то есть в деревне стали утверждаться товарно-денежные отношения;
– был основан и успешно действовал до 1917 г. Крестьянский банк;
– была начата (1895 г.) денежная реформа и накоплены средства для реформы Витте, установившей «золотой стандарт» рубля; - в опровержение, например:
– либерализм в экономике ограничивался политикой жёсткого протекционизма;
– в отставку были отправлены сторонники продолжения либеральных реформ, например Д. А. Милютин, М. Т. Лорис-Меликов;
– был ограничен выход крестьян из общины, чем сдерживалось развитие капиталистических отношений в деревне;
– в 1892 г. горожане-несобственники были отстранены от участия в городском самоуправлении;
– в 1890 г. было ограничено выборное представительство для крестьян в земствах;
– в 1889 г. ввели институт земских начальников с полицейскими полномочиями, чем была частично восстановлена административная власть помещика над крестьянином;
– Университетский устав 1884 г. ограничил права самоуправления этих учебных заведений;
– Указ «о кухаркиных детях» 1887 г. ограничивал права недворян в получении университетского образования;
– было ограничено получение образования женщинами.
Ответ:
Задача 11
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Индустриализация в СССР имела положительные последствия».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– было построено много новых предприятий, создавались новые отрасли промышленности (самолётостроение, производство тракторов и пр.);
– была создана мощная индустриальная база, СССР из аграрной страны превратился в индустриальную державу;
– была обеспечена технико-экономическая независимость СССР от западных государств, укрепилась обороноспособность страны; - в опровержение, например:
– индустриализация привела к подрыву развития легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства, что существенно повлияло на благосостояние населения;
– сверхвысокие темпы индустриализации приводили к беспорядку, авариям, браку и как следствие — к усилению репрессий;
– происходила изоляция советской экономики от мировой.
Могут быть приведены другие аргументы.
Ответ:
Задача 12
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из них.
«Крестьянская реформа 1861 г. не улучшила положения крестьян».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
- …
- …
Аргументы в опровержение:
- …
- …
Решение
Правильный ответ должен содержать аргументы:
- в подтверждение, например:
– после реформы крестьяне распоряжались меньшими площадями земли, чем до реформы, а также были вынуждены десятилетиями оплачивать полученную землю, в итоге значительно переплатив за неё;
– зачастую крестьянам доставались самые некачественные и неудобные участки земли, что было им невыгодно;
– несмотря на полученную личную свободу, крестьяне были по-прежнему привязаны к земле, поскольку она находилась в собственности общины;
– некоторое время после выхода Манифеста 1861 г. часть крестьян оставались временнообязанными, т. е. продолжали выполнять прежние повинности – работать на барщине и платить оброк; - в опровержение, например:
– крестьяне получили личную свободу, а также возможность выбирать место жительства и род деятельности;
– поскольку большинство крестьян не имело необходимых для выкупа земли денег, государство выкупило её у помещиков, фактически предоставив крестьянам кредит с возможностью длительного, постепенного погашения;
– в результате реформы предприимчивая часть крестьян получила возможность значительно улучшить своё материальное положение;
– несмотря на получение личной свободы, земля осталась в собственности общины, которая старалась обеспечить соблюдение норм справедливости, принятых у крестьян.
Могут быть приведены другие аргументы.
Ответ:
- 15.10.2013
Как научиться правильно решать задание №21 по истории и получить за него максимальный балл. Краткая инструкция по выполнению и рекомендации.
Задание
Какие обвинения были выдвинуты в постановлении редакциям журналов и писателям? Назовите не менее трех положений (обвинений).
Материал
Из Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград».
«В журнале «Звезда» за последнее время… появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе… Известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить ее сознание.
…Плохо ведется журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитических стихотворений Ахматовой. Как и редакция «Звезды», редакция «Ленинграда» допустила крупные ошибки, опубликовав ряд произведений, проникнутых духом низкопоклонства по отношению ко всему иностранному».
Алгоритм работы над заданием С2 по истории
- 1. Внимательно еще раз прочитай вопрос и текст документа.
- 2. Определи смысл, суть вопроса.
- 3. Выдели в тексте документа необходимую информацию для формулировки ответа.
- 4. Перенеси в черновик цитату из текста, которая является на твой взгляд ответом на поставленный вопрос.
- 5. Вспомни, что ты можешь добавить к ответу, опираясь на свои знания (то, что не упоминается в тексте).
- 6. Обдумай окончательный вариант предполагаемого ответа.
- Запиши ответ (помни, если необходимо привести не менее 3 позиций, то приводишь 3!).
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: Скачайте в pdf файле.
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
- Оценивание (первичные баллы) — 3
- Время на выполнение (мин) — 20
- Сложность — высокая
- Критерии оценивания задания 21
Теория по заданию 21
Вопрос может касаться любой темы кодификатора ЕГЭ по истории
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
(Историческая аргументация)
Задание 21 по нумерации 2023 г. проверяет умение аргументировать представленные в задании точки зрения. В данное задание включены элементы содержания по всеобщей истории с древнего мира до ХХ века. Формулировка задания построена на соотнесении событий, процессов, явлений истории России и истории зарубежных стран.
Критерии оценивания
Как и в задании из прежней модели, данное задание предполагает формулирование полноценных аргументов. Однако при его выполнении экзаменуемый аргументирует не одну точку зрения, составляя аргументы в ее подтверждение и опровержение, а две точки зрения, одна из которых посвящена истории России, а другая – истории зарубежных стран. Для приведенного задания (рассмотрим вариант задания 19 из ДЕМО 2022) аргумент для России может быть сформулирован следующим образом: «с отменой крепостного права крестьяне перестали находиться под опекой помещиков, которые ими ранее владели, в связи с чем у правительства возникла необходимость создания органов местного самоуправления, которые бы стали управлять хозяйственными делами в соответствии с социально-экономической обстановкой в каждом регионе страны; была проведена земская реформа». Аргумент для США может быть, например, следующим: «после отмены рабства в США бывшие плантаторы-рабовладельцы пытались вернуть свою власть над бывшими рабами, для чего в южных штатах ими были приняты «чёрные кодексы», которые почти полностью воспроизводили действовавшие до гражданской войны законы о рабах; Конгрессом США был принят закон, отменявший «чёрные кодексы», власти США приступили к «радикальной реконструкции Юга», целью которой было не допустить возвращение рабства». Таким образом, в обоих аргументах необходимо при помощи фактов доказать, что названные в задании события повлияли именно на внутреннюю политику соответствующих стран.
Если выпускник правильно укажет только один аргумент (например, по истории России), то он получит за выполнение задания 2 балла из 3. Если же выпускники не сможет сформулировать ни одного аргумента, но приведёт два факта, которые можно использовать для аргументации данных в задании точек зрения (или одной из них), то он получит 1 балл.
Всю необходимую для решения задания теорию ты найдешь в разделе “Всеобщая история”.