Анна Митина,
Заслуженный учитель РФ,
эксперт ЕГЭ по обществознанию,
преподаватель обществознания школы № 1518
Задание № 21
Что требуется
Нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание направлено на умение находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию.
Особенности
Необходимо поработать с предложенным текстом и найти ответы на поставленные вопросы. Здесь, как правило, предлагается несколько вопросов, каждый из которых может содержать разные компоненты. Задание базовое и потому оценивается в 2 балла. Потеря одного компонента отнимает 1 балл, и две ошибки могут привести к получению нулевого результата.
Советы
Чтобы подготовиться, надо читать и анализировать тексты. Можно использовать учебник обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова базового и профильного уровня (там есть тексты для анализа после каждого параграфа) и тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Важно соотносить содержание текста с материалами курса. Ошибки часто возникают из-за того, что ученики забывают о научных областях, на основе которых создавался предмет «обществознание» (человек и общество, экономика, социальные отношения, право и политика. — Прим. ред.), и просто пытаются найти информацию. Задание необходимо прочитать раньше, чем текст, чтобы правильно все понять. Все ответы уже содержатся в предложенном фрагменте, но они разбросаны по тексту и никак не структурированы. Важно выделить все компоненты задания, найти информацию и структурировать ее по вопросам.
Задание № 22
Что требуется
Здесь также нужно проанализировать фрагмент научно-популярного текста. Задание позволяет проверить, умеет ли школьник применять полученную информацию в заданном контексте.
Особенности
Это тоже задание с опорой на текст, но часть ответов надо найти в тексте, а часть — дать самостоятельно. Кроме того, необходимо объяснить ключевое понятие.
Советы
Здесь так же, как и в предыдущем вопросе, сперва необходимо определить, из каких компонентов состоит задание. При объяснении понятия не надо давать «академическое» определение: главное — передать его смысл, раскрыть сущностные характеристики.
Задание № 23
Что требуется
Необходимо дать характеристику или объяснение либо конкретизировать текст (или его отдельные положения) на основе пройденного курса. Опираться надо на контекстные обществоведческие знания.
Особенности
Задание проверяет умение подбирать примеры, которые иллюстрируют теоретические положения курса.
Советы
Как правило, теоретические положения содержатся в самом тексте. Часто дается их описание и объяснение. Но важно не ограничиваться предложенным в тексте материалом и привести собственный пример. Пример — это конкретная ситуация, формулировка здесь должна быть развернутой. Обычно в задании № 23 не требуют приводить примеры из истории или современной практики (хотя и такое может быть, будьте внимательны), поэтому их можно моделировать. Важно, однако, помнить, что моделирование — это сложный научный метод, который требует опыта. Поэтому попробуйте при подготовке подбирать реальные примеры. В конечном итоге здесь нам предлагают осмыслить процессы, в которые мы и так «включены».
Задание № 24
Что требуется
Здесь надо использовать информацию из текста в другой познавательной ситуации, чтобы самостоятельно сформулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с предложенной проблематикой.
Особенности
Вопрос теоретического характера, в рамках которого нужно подобрать аргументацию для авторского или своего мнения на основе базовых положений курса.
Советы
Позицию следует объяснять развернуто. Избегайте односложных ответов, при необходимости используйте примеры, но не подменяйте ими объяснение. Важно научиться правильно понимать позицию, предложенную для аргументации. Это умение можно приобрести на основе работы с литературой: учебником и дополнительными источниками. Не стесняйтесь использовать аргументы из книг. Навык работы с книгой (в широком смысле этого слова) — главный секрет подготовки к экзаменам по социально-гуманитарным дисциплинам.
Задание № 25
Что требуется
Задание проверяет, умеете ли вы самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте.
Особенности
Это задание теоретического характера, которое предполагает объяснение понятия и составление двух предложений на знание видового разнообразия, функций и связи предложенного социального объекта с другими.
Советы
В первую очередь задание предполагает работу с понятиями, и для подготовки здесь есть два подхода. Первый (простой, но далеко не худший) — составить словарь ключевых понятий и выучить их. Да-да, как стихотворение — наизусть. Второй подход — это глубокое освоение всех понятий курса, что позволяет с легкостью формулировать их суть на экзамене самостоятельно.
Проблема заключается в том, что, во-первых, понятий довольно много и, во-вторых, для большинства обществоведческих терминов не существует единственно верной формулировки. Чтобы подготовиться, можно воспользоваться словарями, в том числе из материалов серии «Я сдам ЕГЭ!» издательства «Просвещение». Полезно по мере изучения курса собирать свой собственный словарь. К каждому понятию нужно составить по несколько предложений. Если вы ведете структурированные конспекты по темам, это тоже очень вам поможет.
Например, возьмем понятие «социальная мобильность». К этому понятию нам могут предложить составить предложения:
- О лифтах социальной мобильности.
- О традиционных лифтах социальной мобильности.
- О лифтах мобильности в современном обществе.
- О связи социальной мобильности с демократическим характером общества.
- О факторах социальной мобильности и пр.
Задание № 26
Что требуется
Нужно проиллюстрировать теоретические положения курса с помощью примеров.
Особенности
По формату это задание повторяет задание № 23, вот только теоретические позиции в этом случае нужно приводить самостоятельно. Как правило, иллюстрировать здесь предлагают виды социальных объектов, их функции и отличительные признаки.
Советы
Все примеры нужно формулировать развернуто, вот почему их следует подбирать заранее. Каждую тему курса необходимо разбирать, опираясь на примеры. В остальном можно пользоваться рекомендациями, приведенными выше.
Задание № 27
Что требуется
Это задание-задача, в которой требуется:
- анализ предоставленной информации, в том числе статистической и графической
- объяснение связи социальных объектов, процессов
- формулирование и аргументация самостоятельных оценочных, прогностических и иных суждений, объяснений, выводов.
Особенности
Здесь проверяется умение применять обществоведческие знания в рамках решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. В первую очередь тут требуется ответить на главный вопрос: о каком социальном объекте идет речь? Какую функцию иллюстрирует приведенный пример, какие действия может осуществить человек и может ли вообще? Важно не забывать отвечать «да» или «нет», если в задаче об этом спрашивается (например, «Может ли нотариус … ?»). Если основного ответа нет, за все задание ставят ноль баллов.
Советы
Выполнить это задание несложно: обычно человеку легче подобрать объяснение к ситуации, чем наоборот. Сперва определите тему курса, к которой относится задание. Затем подчеркните ключевые фразы в ее тексте, интерпретируйте их и выделите ответ на главный вопрос. Задача зеркально отражает задания № 23 и № 26. Если у вас собраны примеры к ним, вы найдете ответ без труда. Не стесняйтесь использовать примеры из текстов задач в сборниках в качестве иллюстраций в других заданиях.
Задание № 28
Что требуется
Здесь требуется составить план развернутого ответа по конкретной теме курса.
Особенности
В этом году существенно изменились критерии оценки в случае с этим заданием.
- Критерий 1: «Раскрытие темы» (2 балла). План должен содержать три пункта, минимум два из них обязательно должны быть детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть тему по существу. Если по этому критерию выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценка тоже будет нулевой.
- Критерий 2: «Общее количество пунктов плана» (1 балл). Структура предложенного ответа должна соответствовать плану сложного типа. Не учитываются формулировки, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфику темы. Если по этому критерию выставляется 0 баллов, то и по следующему критерию выпускник получает нулевую оценку.
- Критерий 3: «Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана» (1 балл). Формулировки должны быть корректными и не содержать ошибок.
Советы
Здесь есть только один путь подготовки: для каждой изучаемой темы не ленитесь составлять развернутый план. Это позволяет отработать материал и подготовиться к повторению курса накануне экзамена.
Структура такого плана, как правило, однотипная: определение ключевого понятия, видовое разнообразие социального объекта, его признаки и функции, связь с другими социальными объектами. В каждой вашей заготовке пунктов должно быть больше трех: это позволит вам не упустить главного на экзамене. Опорой для вашего плана должен быть материал и логика учебника (или сборника серии «Я сдам ЕГЭ»).
Задание № 29
Что требуется
Альтернативное задание, где надо написать мини-сочинение по одной из пяти предлагаемых тем. Темы заданы в виде кратких высказываний общественных и политических деятелей, а также деятелей науки и культуры. Иногда встречаются и афоризмы. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук курса; темы по социологии и социальной психологии входят в один блок.
Задание № 29 проверяет умение раскрывать смысл авторского суждения, пользоваться теоретическими положениями общественных наук, самостоятельно формулировать и иллюстрировать рассуждения с помощью примеров, делать выводы.
Особенности
Это, пожалуй, самое сложное задание экзамена. В этом году серьезно изменились критерии его оценки. Теперь при написании сочинения необходимо выполнить следующие требования:
- Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте ее (их).
- При раскрытии обозначенной(-ых) вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Проиллюстрируйте их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других предметов.
- Для иллюстрации сформулированных вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов или примеров из различных источников. Каждый факт или пример должен быть сформулирован развернуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением или выводом.
Советы
Выберите раздел обществознания, в котором вы чувствуете себя увереннее всего: знаете основные понятия, можете их пояснить и корректно употребить в тексте, готовы привести примеры из разных областей знания. Пишите сочинения в течение года — эти заготовки обязательно вам пригодятся. В противном случае на экзамене вам может просто не хватить времени. По сути, вся подготовка к выполнению предыдущих заданий части 2 — это подготовка к написанию сочинения. Вы можете выстроить его план с опорой на задание № 28, использовать основные понятия курса благодаря заданию № 25, проиллюстрировать заявленные теоретические положения (это обязательное требование) с помощью примеров благодаря заданию № 26 (особенно если вы искали примеры в истории, современной практике, литературе). Вы можете привести контрпример — это задание № 27.
Примеры приводите по ходу рассуждений и к каждому заявленному тезису формулируйте мини-выводы. Не уходите от темы, но и не «замыкайтесь» на авторской фразе. Посмотрите, с какими другими социальными объектами и процессами связаны ключевые позиции предложенного высказывания.
Если вы не уверены в теории или примере, лучше не пишите о них. Ошибки снижают балл в теоретической аргументации и «обнуляют» пример (ошибка в примере — пример не засчитывается). Следите за логикой. Ваши суждения должны быть связанными, а не отрывочными. Не превращайте сочинение в глоссарий — термины, не связанные между собой и с темой, не принесут вам баллов.
Не бойтесь быть оригинальными, но и не сводите ваши рассуждения к абсурду. Ваш искренний интерес к теме и ее нетривиальная подача, несомненно, вызовут интерес у эксперта. Однако если вы не готовы написать оригинальную работу, лучше не экспериментировать. Выполняйте работу по критериям: интерпретация высказывания, собственный тезис, его теоретические доказательства и примеры. Напишите больше двух примеров — это может стать гарантией того, что хотя бы два из них попадут в цель и будут засчитаны.
ГлавнаяШпаргалкиКак написать 2 часть в ЕГЭ по обществознанию?
17 сентября, 2021
1 мин
Общ 👨👩👧
1921
0
В этой шпаргалке мы собрали для тебя лайфхаки для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию.
Как приводить примеры?
Как приводить аргументы?
Как писать определения?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Редакция Без Сменки
44
подписчиков
+ Подписаться
Редакция Без Сменки
Честно. Понятно. С душой.
44
подписчиков
+ Подписаться
Где вы учитесь?
-
в 11 классе
-
в 10 классе
-
в средней школе
-
я студент
-
я выпускник
-
я родитель
Результаты
Вам также будет интересно
Редакция Без Сменки
30 октября, 2021
5 мин
Ист 🤴
Все правители для ЕГЭ по истории
Данная шпаргалка пригодится, если вы решили сдавать ЕГЭ по истории. Это список всех правителей,…
16251
0
Редакция Без Сменки
15 июня, 2022
1 мин
Инф 💻
Рекурсивные алгоритмы — кодом
Задача:
найти наименьшее значение n, при котором сумма чисел, которые будут выведены при вызове…
985
0
Редакция Без Сменки
29 июня, 2022
1 мин
Гео 🌍
Решение задач ✏️
ЗАДАНИЕ 28 | Географические модели. Карта, план местности
I тип — профиль местности
📚 Теория для задания:
• Данное задание проверяет умения строить…
732
0
Редакция Без Сменки
19 мая, 2022
1 мин
Общ 👨👩👧
Виды источников права
Право выражается в источниках права, которые представляют собой внешние официально-документальные…
957
0
Редакция Без Сменки
15 июня, 2022
1 мин
Инф 💻
ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ЛОГИКУ
Это выражение либо истинно(1), либо ложно(0)
❔Что можно делать, если есть только 0 и 1?
…
366
0
Редакция Без Сменки
29 июня, 2022
1 мин
Ист 🤴
Феодальная раздробленность
ПРИЧИНЫ РАСПАДА ГОСУДАРСТВА
👉🏻Развитие натурального хозяйства
Теперь все, что нам нужно, растет…
200
0
0 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
24.08.2022
105680
ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных экзаменов, но статистика говорит, что его сдают не очень хорошо. Средний балл по обществознанию в 2022 году — всего лишь 59,9, ведь многие выпускники не учитывают специфику экзамена. В этой статье мы обсудим структуру и особенности ЕГЭ по обществознанию 2023. В конце вас ждут советы для успешной подготовки!
Особенности экзамена
Как мы уже сказали ранее, ЕГЭ по обществознанию является одним из самых популярных для сдачи экзаменов среди выпускников. В 2022 году ЕГЭ по обществознанию сдавало более 330 тыс. человек. Однако многие не учитывают специфику и сложности экзамена. Давайте вместе рассмотрим его основные особенности.
Экзамен по обществознанию длится 210 минут (3 часа 30 минут) и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:
- Человек и Общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Право
Всего за весь экзамен можно получить максимум 58 первичных баллов. Ты, наверное, спросишь, что за первичные баллы и почему только 58. Здесь мы остановимся немного подробнее.
Первичные баллы переводятся в знакомую для нас оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных.
Раз мы начали говорить про цифры, то пороговый балл по обществознанию — 42 балла. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов.
А значит, набрать этот балл не так-то просто. Только подумайте, сколько разных подтем есть в пяти блоках, которые включены в экзамен! Надо знать законы и философские течения, уметь разбираться в политических течениях и экономике, давать точные определения терминам… А еще уметь анализировать графики и рассуждать и аргументированно доказывать свою точку зрения.
Когда я готовлю своих учеников к ЕГЭ по обществознанию, мы обязательно разбираем все это. А еще учимся правильно оформлять ответы на вопросы и следовать всем критериям оценивания. И ни одно занятие не обходится без парочки полезных лайфхаков, которые помогут быстрее решить задание. Всему этому я могу научить и вас — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ в MAXIMUM Education!
Основные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2023
В 2023 году в ЕГЭ по обществознанию не были внесены существенные изменения. Ключевые изменения коснулись лишь разбалловки за некоторые задания, а также внесены уточняющие формулировки для задания Части 2.
1. Были внесены изменения в формулировке задания №18:
Было:
Стало:
2. В задании 25 была скорректирована формулировка задания в сторону детализации. Также, если в 2022 году это задание оценивалось максимум в 4 балла, то с 2023 года максимальный балл увеличили до 6.
3. В части 1 за задание 3 был снижен максимальный балл: с 2 баллов до 1.
4. Увеличен максимальный первичный балл, который можно получить за весь экзамен: с 57 до 58 баллов.
Часть 1
Первая часть ЕГЭ по обществознанию 2023 состоит из 16 заданий. Всего за эту часть можно набрать 28 первичных баллов (48% от максимального первичного балла).
В данной части вы можете встретить следующие форматы заданий:
- задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1-5, 7, 8-12, 14,16);
- задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).
По темам задания распределяются так:
Обратите внимание: задание № 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в первом задании может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.
Здесь нужно быть очень внимательным: часто баллы теряют ученики, которые не знают особенности решения заданий — ко многим нужен особый подход. В одной статье рассказать обо всех форматах невозможно, но мы подробно разбираем их на онлайн-курсах MAXIMUM Education по подготовке к ЕГЭ. Записывайтесь, чтобы разобраться со всеми непонятными темами и сдать экзамен на высокий балл!
Часть 2
Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 30 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить. Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.
- 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
- 18. Составление определения (2 балла)
- 19. Написание примеров (3 балла)
- 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
- 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
- 22. Решение задания-задачи (4 балла)
- 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
- 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
- 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (6 баллов)
Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2023.
- Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
- Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
- Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
- Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
- Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.
Советы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2023
ЕГЭ по обществознанию 2023 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.
Что нужно сделать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2023 на высокий балл?
- Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
- Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
- Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места. Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
- Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
- При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец. Наоборот — начинайте именно с них!
И еще один важный пункт: отслеживайте свой прогресс. Почаще пишите пробные экзамены, решайте тесты, готовьте планы, учитесь аргументировать. Через месяц учебы сравните свои старые результаты с новыми. Что улучшилось? Что не изменилось? Где еще есть пробелы? Такая работа поможет вам понять, на какие темы и задания стоит обратить внимание непосредственно перед экзаменом.
Однако самому отслеживать свой прогресс не очень просто. Нужна дисциплина и умение критично оценивать собственные ответы. Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ я провожу срезы и пробные экзамены, анализирую ошибки и обсуждаю их с каждым учеником отдельно. Если у кого-то возникают дополнительные вопросы, мы разбираем их все вместе и учимся на ошибках.
Благодаря такой подготовке мои ученики и сдают ЕГЭ по обществознанию на 80+. Хотите оказаться среди них? Приходите на наши курсы подготовки к ЕГЭ, и я научу вас всему, что знаю!
Лайфхаки экзамена
К рубрике
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №6»
Методические рекомендации по выполнению заданий 5-7 части 1 блока
«Экономика», задания 21 развёрнутой части 2 по обществознанию
ЕГЭ-2022
Благодарный, 2022
Методические рекомендации по выполнению заданий 5-7 части 1 блока
«Экономика», задания 21 развёрнутой части 2 по обществознанию
ЕГЭ-2022
Высочкина Ольга
Сергеевна,
учитель истории
и обществознания
МОУ «СОШ №6»
г. Благодарный,
эксперт ЕГЭ по истории и обществознанию
Уважаемые
коллеги и выпускники! Рада приветствовать всех вас и представить вам
максимально актуальные, понятные, доступные для понимания методические
рекомендации по выполнению заданий 5-7 части 1 блока
«Экономика», задания 21 развёрнутой части 2 по
обществознанию ЕГЭ-2022.
Наша с
вами цель — разбор заданий 5, 6, 7 части 1 блока
«Экономика», задания 21 развёрнутой части 2 ЕГЭ по обществознанию 2022,
отработка и самостоятельное выполнение этих заданий, ведь согласитесь –
отличная/высокая методическая подготовка учителя и его позитивный настрой,
логичный план/программа подготовки, актуальные учебники из федерального перечня
(не менее 2-х как рекомендуют разработчики КИМ-2022 по обществознанию),
стабильная и систематическая подготовка – вот составляющие успеха наших
обучающихся/выпускников на экзамене. ЕГЭ — это не лотерея и не рулетка.
«Выигрывает» тот, кто правильно и качественно готовится.
Но, прежде, немного теории о структуре и особенностях
ЕГЭ по обществознанию 2022:
ЧТО
НУЖНО ЗНАТЬ?
1. Знать структуру и содержание письменной экзаменационной
работы, принципы отбора и расположения заданий, уровни сложности, количество
баллов по каждому заданию, максимальный балл. Уметь правильно заполнять
бланки ЕГЭ выпускникам, а нам, коллеги, соответственно
направить/скоординировать и научить всему этому наших выпускников.
2. Экзамен по обществознанию в 2022 году длится 180
минут (3 часа) и включает в
себя 25 заданий. «Пороговый»/минимальный балл по обществознанию — 42 балла, так
как максимальный балл уменьшен с 64 баллов до 57. Тем не менее, 42 балла — это
один из самых высоких порогов среди всех предметов.
3. Основные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2022:
3.1. Из части 1 исключены форматные
задания №1, №2 и №20 (нумерация заданий по версии 2021 г.).
3.2. Экзамен заканчивается новым заданием
25 на конкретизацию отдельных аспектов заданной темы (пунктов плана). В том
числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.
3.3. Задания 25 (только приведение
определения) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании
к тексту. Теперь это задания 18 и 19 по нумерации 2022.
3.4. Задание 10 в КИМ 2021 г. преобразовано в
задание с развернутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.)
3.5. Задание на составление плана
развернутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено
в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы
мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.)
3.6. В часть 2 включено новое задание
с развернутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству
Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.)
4. Первая часть ЕГЭ по
обществознанию 2022 состоит из 16 заданий. Всего за эту часть можно
набрать 29 первичных баллов (51 % от
максимального первичного балла).
В данной части вы можете встретить
следующие форматы заданий:
·
задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из
предложенного перечня ответов (№ 1-5, 7, 8-12, 14,16);
·
задание на установление соответствия позиций, представленных в
двух множествах (№6, 13 и 15).
По темам задания распределяются так:
Тематический блок |
Номер задания |
Человек и общество |
2-4 |
Экономика |
5-7 |
Социальные |
8-9 |
Политика |
10-13 |
Право |
14-16 |
Обратите внимание: задание
№ 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в первом задании
может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.
5. Включает в себя 9 заданий с развернутым
ответом. Всего за вторую часть можно набрать 49 первичных баллов. Самое
важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются
на чётко заданные критерии. Каждое задание во второй части – это «коробка с
подарком, которую нужно правильно оформить и украсить». Если вы не помните
критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.
17. Задание к тексту.
Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
18. Составление
определения (2 балла)
19. Написание
примеров (3 балла)
20. Формулирование и
аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с
проблематикой текста (3 балла)
21. Анализ
экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена
(3 балла)
22. Решение
задания-задачи (4 балла)
23. Задание по
Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3
балла)
24. Составление плана
развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
25. Рассуждение с
привлечением актуальных реалий (4 балла)
Ну, а теперь, уважаемые коллеги — практика!
Раздать
рабочие листы с заданиями практикума коллегам
Задание 5. Тематический
блок «Экономика». Выбор позиций из списка.
За это задание можно получить 2
балла. На решение дается около 2-3 минуты.
Уровень сложности: повышенный.
Средний процент выполнения по РФ: 63.9%
Ответом к заданию 5
по обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов.
Порядок записи имеет значение.
Перед вами – варианты задания
5, выполните их самостоятельно, а после сверим решение/ответы.
Задача 1
Выберите верные суждения об источниках
финансирования бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Внешним источником финансирования
бизнеса является прибыль фирмы.
2. Финансирование — это способ
обеспечения предприятия денежными средствами.
3. Основной недостаток
самофинансирования бизнеса связан с ограниченностью имеющихся у владельца
средств.
4. В качестве внутренних источников
финансирования могут быть использованы банковские кредиты на развитие бизнеса.
5. По организационно-правовой форме
(акционерные общества, ООО, товарищества) предпринимательской деятельности можно
определить некоторые источники финансирования бизнеса.
Решение
Рассмотрим каждое из представленных в
задании суждений. Внешний источник финансирования поступает извне, прибыль
фирмы – это то, что образуется в результате деятельности фирмы, т.е. внутренний
источник, а не внешний. Второй вариант отражает понятие финансирования фирмы. В
третьем варианте указывается на недостаток самофинансирования бизнеса — мало
средств. Действительно, прибыль, как правило, не дает возможность все время
расширять бизнес. Для этих целей берут кредиты в банках и выпускают акции.
Далее, банковские кредиты фирма получает извне, что относит их к внешним
источникам финансирования бизнеса. И, наконец, существуют, например, такие
организационно-правовые формы предпринимательства как акционерные общества и
хозяйственные товарищества. Первые выпускают акции, вторые образуются путем
внесения паев лиц, образующих товарищество. Таким образом, правильный ответ 2,
3, 5.
Ответ: 235
Задача 2
Выберите верные суждения о факторных
доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Главным факторным доходом капитала
является конкуренция.
2. Заработная плата — это факторный
доход от труда.
3. Рента является факторным доходом
от использования земли.
4. Выручка — это разница между
прибылью и издержками.
5. Факторный доход от
предпринимательских способностей — прибыль.
Решение
Внимательно прочитаем условие задания.
Вспомним, что существует четыре основных фактора производства: труд, земля,
капитал и предпринимательство. Теперь последовательно проанализируем каждый из
предложенных вариантов. Факторным доходом капитала является процент. Заработную
плату работник получает за свой труд. За использование земли арендатор платит
собственнику ренту. В четвертом варианте перепутаны выручка и прибыль.
Факторный доход от предпринимательских способностей это, действительно,
прибыль. Таким образом, правильные ответы — 2, 3, 5 .
Ответ: 235
Алгоритм выполнения задания 5,7
ЕГЭ-2022 по обществознанию:
1.
Внимательно
читаем условие задания и приведенные варианты ответов.
2.
Вспоминаем теорию
по данной теме.
3.
Анализируем,
какие суждения, варианты удовлетворяют заданному условию, в случае затруднения
действуем методом исключения.
4.
Записываем
ответ.
Задание 6. Тематический блок «Экономика».
Классификация.
За это задание можно получить 2 балла. На решение дается 2-3 минуты.
Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 51.3%
Ответом к заданию 6 по обществознанию
может быть последовательность
цифр, чисел или слов. Порядок записи имеет значение.
Задача 1
Установите
соответствие между типами экономического роста и конкретными примерами, их
иллюстрирующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА |
А) фирма «Вояж» наняла дополнительное количество работников для Б) золотодобывающая компания открыла новое месторождение золота и В) клининговая компания «Мойдодыр» приобрела оборудование для чистки Г) кондитерская фирма «Пломбир» модернизировала линию по изготовлению Д) фирма «Росток» провела сокращение численности штата работников, |
1) экстенсивный |
Запишите
выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Вспомним, что в экономике рост достигается
за счет применения интенсивных и экстенсивных факторов. Интенсивные факторы
экономического роста напрямую зависят от роста производительности труда,
внедрения новых технологий и повышения квалификации работников. Экстенсивные
связаны с количественным ростом предприятий, работников, площадей в сельском
хозяйстве и т.д. К экстенсивному типу отнесем пример А), Б) варианты В), Г) и
Д) характеризуют интенсивный рост.
Ответ: 11222
Задача 2
Анна
Вадимовна работает бухгалтером в фирме по установке металлопластиковых окон,
имеет в собственности двухэтажный дом и земельный участок. Периодически она
уплачивает налоги. Установите соответствие между примерами и элементами
структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА |
А) гектар земли |
1) субъект налога |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Решение
Соотнесем элементы структуры налога с
перечисленными в задании примерами. Субъект налога – это лицо (физическое или
юридическое), которое платит налог. В данном случае в роли субъекта выступает
Анна Вадимовна. Объект налога – принадлежащий субъекту налогообложения
имущество или собственность, с которого уплачивается налог. В задании в роли
объекта выступает двухэтажный дом и земельный участок. Налог, как известно,
взимается в денежной форме. Соответственно, источником уплаты налога служит
заработная плата. И, наконец, единица налогообложения определяет масштаб
налогообложения, его количественную меру. В нашем примере в роли единицы
выступает гектар. Таким образом, правильный ответ 4, 3, 2, 1, 2.
Ответ: 43212
Задание 7. Тематический
блок «Экономика». Выбор позиций из списка.
За это задание можно
получить 2
балла. На решение дается 2-3 минуты.
Уровень сложности: повышенный.
Средний процент
выполнения: 67.2%
Ответом к заданию 7 по
обществознанию может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи
имеет значение.
Задача 1
Ателье «Лимпопо»
специализируется на пошиве верхней одежды и школьной формы. Найдите в
приведённом списке примеры переменных издержек и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1.
средства амортизационного
фонда
2.
налоговые отчисления
3.
расходы на сырье и
материалы
4.
банковские кредиты
5.
выпуск и продажа акций на
фондовом рынке
6.
сдельная зарплата
работников фирмы
Решение
Вспомним, что кроме переменных существуют
и постоянные издержки. Логично предположить, что переменные издержки будут
зависеть от объемов производства и могут меняться в краткосрочном периоде.
Тогда постоянные издержки будут примерно одинаковы, независимо от объемов
производимой продукции, и они не меняются в краткосрочном периоде. Исходя из
этого, к переменным издержкам отнесем варианты 3 и 6.
Ответ: 36
Задача 2
Андрей Петрович
вкладывает свои сбережения в покупку ценных бумаг различных предприятий.
Найдите в приведённом списке названия ценных бумаг, которые он может приобрести
в соответствии с Гражданским кодексом РФ, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1.
купюры
2.
акции
3.
облигации
4.
инвестиционный пай паевого
инвестиционного фонда
5.
договор о страховании
жизни
6.
договор банковского вклада
Решение
Внимательно прочитаем условие задания.
Первый вариант называет купюры, что совпадает с понятием деньги. Также ценными
бумагами не являются различные договоры (5 и 6). Соответственно, остаются
варианты 2, 3, 4.
Ответ: 234
Алгоритм выполнения задания 5,7
ЕГЭ-2022 по обществознанию:
1.
Внимательно
читаем условие задания и приведенные варианты ответов.
2.
Вспоминаем
теорию по данной теме.
3.
Анализируем,
какие суждения, варианты удовлетворяют заданному условию, в случае затруднения
действуем методом исключения.
4.
Записываем
ответ.
Задание 21. Тематический блок «Экономика». Экономическая
задача.
За это задание можно
получить 3
балла. На решение дается 3-8 минут.
Уровень сложности: базовый.
Задание: новое
Требования к уровню
подготовки выпускников: сформированность
навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках
различного типа (график) для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
В КИМ-2021 года это
задание в более простом виде присутствовало в тестовой части под номером 10. В отличие от старой версии задания, где надо было всего лишь
выбрать из приведенных вариантов правильные, новая версия задания подразумевает
письменный ответ на поставленные вопросы.
Ответом к заданию 21 по
обществознанию может быть письменный ответ.
Итак, внесём разнообразие в нашу практическую активную
деятельность: в рабочих листах у вас есть задание 21, решение которого мы будем
выполнять всей нашей дружной командой «Лучших историков края» (так
подписан/создан ещё Аллой Викторовной наш педагогический чат в WhatsApp)
Задание 21
Это же задание я продублировала на слайд презентации, итак алгоритм
решения задачи:
1.
Определим о чем идет речь
в задаче: спрос или предложение. На каком рынке меняется ситуация?
Ответ: Речь идет о предложении на потребительском рынке рыбы
и морепродуктов
2.
Что происходит со
спросом или с предложением: уменьшается или увеличивается (стрелка на графике
движется от нуля – увеличивается; к нулю – уменьшается)
Ответ: Предложение сокращается
3.
Так как по условиям
задачи, предложение переместилось из положения S в положение S1 , то
определяем по графику: какая цена была на пересечении равновесной цены D и
линии, обозначенной S – фиксируем эту точку на оси Р; определяем
цену на пересечении равновесной цены и линии, обозначенной S1 –
фиксируем эту точку на оси Р. (см. график на экране)
4.
Так как ось Р
обозначает изменение цены, делаем вывод: что произошло с ценой? Она стала выше
или ниже? Пишем ответ на первый вопрос: цена выросла
5.
Ответ на второй вопрос:
что могло вызвать изменения предложения?
Укажем обстоятельство:
Например, в стране Z
правительство увеличило тарифы на топливо, укажем влияние на предложение: так
как топливом заправляются рыболовецкие судна, следовательно у производителей
выросли издержки, а значит заниматься добычей рыбы и морепродуктов становится
не выгодным, что приведет к уменьшению предложения на данном рынке
6. Как изменится спрос и равновесная цена на данном
рынке, если вырастет число потребителей при прочих равных условиях?
Ответ: Количество потребителей – неизменно
фактор, влияющий на спрос. Если потребителей становится больше, это даже при
высокой цене (мы помним, что по условиям нашей задачи цена выросла) на рыбу и
морепродукты однозначно спрос вырастет. А вместе с спросом (вспоминаем закон
спроса) вырастет и цена товара
ВАЖНО! Если выпускник просто напишите: если вырастет
количество потребителей, это приведет к росту спроса и повышению цены – то
ответ вам не засчитают!!!
Ещё 12 экономических задач для самостоятельного
решения, решения с обучающимися представлены на презентации, которой я с вами с
удовольствием поделюсь как и информацией на стенд структуре ЕГЭ-2022 по
обществознанию, основных изменениях и правилах оформления развёрнутых ответов
(один из вариантов, который всегда можно дополнить).
На этом наш практикум подошёл к концу, хочу пожелать
всем нам стойкости и позитива, успешной деятельности в решении заданий,
заданий-задач с экономическим содержанием с обучающихся на уроках и при
подготовке к ЕГЭ, результативности и отличных показателей на ГИА, здоровья,
семейного благополучия и только положительных эмоций!
Всем добра!
Разбор заданий 21-27 части 2 ЕГЭ по обществознанию
Задания 21-24 выполняются по одному тексту.
Разберем на конкретном примере.
Внимательно читаем текст.
Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чём они думают в своей повседневной жизни. Но предметом её исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдаёт хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всём этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит своё проявление многосторонность человеческой натуры. Однако побудительным мотивом выступает определённое количество денег. Именно это определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Так же как точные весы химика сделали химию более точной, чем большинство других естественных наук, так и эти весы экономиста, сколь бы грубы и несовершенны они ни были, сделали экономическую науку более точной, чем любая другая из общественных наук. Но экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным и естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры. Источник преимуществ экономической науки перед другими отраслями общественных наук, следовательно, кроется, по-видимому, в том факте, что её специфическая область предоставляет гораздо бóльшие возможности для применения точных методов исследования, чем любая другая общественная наука. Она занимается главным образом теми желаниями, устремлениями и иными склонностями человеческой натуры, внешние проявления которых принимают форму стимулов к действию, причём сила или количественные параметры этих стимулов могут быть оценены и измерены с известным приближением к точности, а поэтому в некоторой степени поддаются исследованию с помощью научного аппарата. Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека – а не самих мотивов – становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда… Между тем жизненная сфера, которая особенно интересует экономическую науку, – это та, где поведение человека обдуманно, где он чаще всего высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить. (А. Маршалл)
Давайте приступим к решению заданий!
21. Что, по мнению автора, является преимуществом экономики перед другими общественными науками? Почему экономику нельзя приравнивать к точным и естественным наукам? Когда, по мнению автора, в экономике могут применяться научные методы и анализ?
Одной из основных ошибок сдающих экзамен является попытка быть оригинальными и выдумывать собственный ответ. Как итог – невразумительный текст, путаница в основных понятиях и 0 баллов за ответ (а могло быть 2!) Ответ на задание 21 ВСЕГДА содержится в тексте! Нужно просто аккуратно выписать их в бланк ответов.
Примерные ответы: — автор считает, что определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни (вознаграждение за работу) позволило экономической науке далеко опередить все другие общественные науки. — экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным и естественным наукам, так как она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры. — Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека – а не самих мотивов – становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда Позволю себе повториться – все эти ответы находятся непосредственно в самом тексте! Не нужно ничего выдумывать!
22. Какую жизненную сферу изучает экономическая наука? (Дайте ответ с опорой на текст.) Что, по мнению автора, является самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности? Какой нематериальный стимул экономической деятельности упомянут в тексте?
И опять! ВСЕ ответы находятся непосредственно в самом тексте! Не нужно ничего выдумывать! За правильный ответ 2 балла!
Примерные ответы: — экономическая наука изучает хозяйственную сферу жизни. — самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. – нематериальный стимул экономической деятельности упоминаемый автором – это «благородный дух соревнования»
23. На какие цели, на взгляд автора, может быть израсходовано материальное вознаграждение за работу? Назовите любые три цели и для каждой из них приведите пример возможной траты полученных средств.
И СНОВА ищем правильные ответы в самом тексте! Вносим только минимальные изменения! Цена правильных ответов возрастает до 3 баллов!
Примерные ответы: — материальное вознаграждение за работу по мнению автора может быть израсходовано на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели – все зависит от самого человека. Вот теперь придется немного подумать самому, но если понимать смысл текста – это не доставит особых проблем! — материальные цели – на заработанные деньги человек приобретает необходимые ему продукты питания; — духовные цели – на заработанные деньги человек может приобретать книги, посещать театры, музеи, выставки; — идеальные цели – человек может истратить заработанные деньги на благотворительные цели.
24. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три пояснения значения рационального поведения потребителя для него самого и для общества.
Данное задание предполагает наибольшую самостоятельность ответа! Вознаграждение за правильные ответы 3 балла!
Примерные ответы: — рациональным поведением потребителя становится тогда, когда поведение человека обдуманно, он высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить. Средства всегда ограничены и важно уметь их рационально распределить. – обладая ограниченными средствами рациональный потребитель старается сделать покупки наилучших товаров по наилучшим ценам, он уделяет особое внимание соотношению цены и качества; – располагая ограниченными средствами, потребитель должен рассчитывать их разумное расходование – не купить на полученную зарплату самые дорогие продукты, а потом остаться без средств; — рациональное поведение потребителя полезно для общества, так как заставляет производителей в свою очередь стремиться к улучшению качества товаров и удержанию цены на реальном уровне.
Подведем итог! Задания 21-24 к тексту имеют чрезвычайную важность! При грамотно данных ответах на задания к тексту можно получить 2+2+3+3=10 баллов (это первичных, а при переводе в стобалльную шкалу – может дать до 20 баллов!!!) Для сравнения эссе дает 6 первичных баллов, или максимально 12 баллов по стобалльной шкале!
Решение задания 25 части 2 ЕГЭ по обществознанию (алгоритм)
Часть 2 КИМов к ЕГЭ по обществознанию рассчитана на более глубокую проверку знаний предмета, чем часть 1 (тестовая). В этой части необходимо не только проявить знания основных понятий и категорий предмета, но и умело применить эти знания. Как же правильно решать подобные задания, чтобы получить максимальное количество баллов? Давайте разберем на конкретном примере. Внимательно читаем задание!
Задание 25.
Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.
Как видите данное задание состоит из трех частей. Сначала требуется дать определение понятия, а потом составить два предложения, Итак, начнем последовательно решать поставленные перед нами задачи. 1. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Вспомним определение понятия потребитель. Как Вы понимаете, определения могут быть как весьма подробными и развернутыми, так и краткими. В данном случае вполне можно ограничиться достаточно кратким определением: Потребитель — это человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и домашних нужд. Первое задание из трех выполнено!
2. Переходим ко второй части задания. Требуется составить предложение, содержащее информацию о целях потребителя. Составленное Вами предложение не должно быть слишком простым, но и гнаться за искусственным усложнением не следует. Одна из главных целей потребителя – извлечь максимальную пользу от потребления товаров или услуг. Первое предложение составлено!
3. Осталось составить еще одно предложение. содержащее информацию об источниках дохода потребителя. Источников дохода может быть множество, но по заданию совершенно не требуется вспомнить их все. Это и пенсии, и стипендии, и любые социальные выплаты, и заработная плата, и выигрыш в лотерею и т.д. Не нужно стараться показать в данном предложении все, что вы знаете, вполне достаточно литературно грамотно сформулировать высказывание, в котором упоминается только один источник дохода. Одним из основных источников дохода потребителя является заработная плата. Предложение составлено!
Задание выполнено полностью! Все ответы даны! Если задание выполнено полностью и ответы правильные вы получаете 4 первичных балла (при перерасчете на стобалльную шкалу это больше!)
Решение задания 26 части 2 ЕГЭ по обществознанию (алгоритм)
Часть 2 КИМов к ЕГЭ по обществознанию рассчитана на более глубокую проверку знаний предмета, чем часть 1 (тестовая). В этой части необходимо не только проявить знания основных понятий и категорий предмета, но и умело применить эти знания. Как же правильно решать подобные задания, чтобы получить максимальное количество баллов? Давайте разберем на конкретном примере. Внимательно читаем задание!
Задание 26.
Назовите любые три юридических основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и проиллюстрируйте примером каждое из них. (В каждом случае сначала укажите основание, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
Как видите в данном задании необходимо дать правильные ответы на три поставленных вопроса. Начнем выполнять задание. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ) расторжение трудового договора может происходить как по инициативе работника, так и по инициативы работодателя. В данном случае мы должны вспомнить только юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, т.е. не зависящие от желания работника! Оснований для расторжения договора несколько и нам необходимо вспомнить хотя бы три из них. Обратите внимание на правильность оформления ваших ответов! Сначала указываем основание, затем приводим соответствующий пример! Ваши ответы оптимально оформить в следующим образом:
Юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя: (хотя нет непосредственного требования написать это, но данное «вступление» к вашему ответу улучшит общее впечатление проверяющего и, возможно, повлияет на баллы, которые будут выставлены):
1. Ликвидация организации. – В связи с закрытием ЗАО «Звездочка» ее работники были уволены.
2. Несоответствие работника занимаемой должности. — Преподаватель экономики А.Петров не прошел обязательную аттестацию и был уволен за несоответствие занимаемой должности.
3. Прогул (отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд без уважительной причине). — А.Петров опоздал на работу на 5 часов из-за сломанного будильника и был уволен за прогул
Приведены три основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и приведены соответствующие примеры. Задание выполнено полностью! Если задание выполнено полностью и ответы правильные вы получаете 3 первичных балла (при перерасчете на стобалльную шкалу это больше!)
Решение заданий 27 части 2 ЕГЭ по обществознанию (алгоритм)
Часть 2 КИМов к ЕГЭ по обществознанию рассчитана на более глубокую проверку знаний предмета, чем часть 1 (тестовая). В этой части необходимо не только проявить знания основных понятий и категорий предмета, но и умело применить эти знания. Как же правильно решать подобные задания, чтобы получить максимальное количество баллов? Давайте разберем на конкретном примере. Внимательно читаем задание!
Задание 27.
Ирина после окончания вуза устроилась на работу менеджером по продажам. Однако по прошествии трёх лет решила найти работу по специальности и уволилась до того, как нашла новое место работы. Какое экономическое явление иллюстрирует данная ситуация? Укажите вид явления, который отражён в данном примере. Используя обществоведческие знания, назовите три любых других вида данного явления.
Как видите в данном задании необходимо дать правильные ответы на три поставленных вопроса. Начнем выполнять задание. Можно, конечно начать и с конца – это не запрещается, но это может негативно сказаться на впечатлении проверяющего вашу работу эксперта. Итак, начнем последовательно отвечать на поставленные вопросы. Мы видим, что в данном примере говорится о безработице. Ответ не должен состоять только из одного слова «безработица»! Ответ должен быть развернутым! В своем ответе старайтесь держаться ближе к тексту – так у вас будет меньше шансов «намудрить» с ответом! Пример ответа:
— «Данная ситуация иллюстрирует явление безработицы»
Перейдем ко второму вопросу задания. Опять нужно не забывать, что ответ должен быть развернутым! Пример ответа:
— «В данном примере говорится о фрикционной безработице».
Осталось ответить на последний вопрос и полностью выполнить задание 27! Не забываем о развернутости ответов и литературной грамотности их составления! Предмет обществознание называет четыре вида безработицы. Один уже упомянут в примере, и мы назвали его во втором ответе! Вспоминаем еще три и развернуто записываем ответ. Пример ответа:
— «Кроме уже названной нами фрикционной, существуют еще сезонная, структурная и циклическая безработица».
Задание выполнено полностью! Все ответы даны! Если задание выполнено полностью и ответы правильные вы получаете 3 первичных балла (при перерасчете на стобалльную шкалу это больше!)
Подведем итог! Задания 21-27 второй части КИМов ЕГЭ по обществознанию могут принести вам значительное число баллов! При грамотно данных ответах на задания можно получить суммарно 20 баллов (это первичных, а при переводе в стобалльную шкалу – это даст от 30 до 40 баллов!!!)
Полные блоки презентаций по годовым курсам Всеобщей истории, истории России и обществознанию (с поурочным планированием и проверочными работами) Вы можете скачать на сайте:
http://www.presentation-history.ru/
На сайте также размещены:
— Ответы на задания по Обществознанию банка ФИПИ к ЕГЭ и ОГЭ (все тестовые задания!), перечень всех возможных тем эссе по обществознанию (задание 29) из банка заданий ФИПИ;
Ответы на задания по Истории банка ФИПИ к ЕГЭ и ОГЭ (все тестовые задания!);
- Карты по истории России;
- Карты по зарубежной истории;
- и многое другое.
Канал видеоролика: Парта обществознание ЕГЭ
Смотреть видео:
#обществознание #школьнаяпрограмма #экзамены #омгу #сфу #тюмгу #ргу #сгэу #лгу
Свежая информация для ЕГЭ и ОГЭ по Обществознанию (листай):
С этим видео ученики смотрят следующие ролики:
Задания второй части ЕГЭ 2022
Репетитор по обществознанию ЕГЭ ОГЭ
Топ-5 ошибок второй части ЕГЭ по обществознанию | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2020 | Онлайн-школа СОТКА
Обществознание ЕГЭ сотка
КАК ПРАВИЛЬНО РЕШАТЬ ЗАДАНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ | ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ЕГЭ | МАРКС АКАДЕМИЯ
Анна Маркс ЕГЭ
Как решать задания олимпиады Фемида / олимпиады по обществознанию и праву
Анна Маркс ЕГЭ
Облегчи жизнь другим ученикам — поделись! (плюс тебе в карму):
28.01.2022