Как выполняется опережение на экзамене

Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)

(см. текст в предыдущей редакции)

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Когда опережение запрещено?

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов. Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Разрешено ли опережение с правой стороны?

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами. Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа». При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Какой штраф предусмотрен за некорректное опережение?

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам <…> влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей»

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Экзаменационные маневры — Экзамен по вождению в условиях реального дорожного движения

.

Третий этап экзамена в ГИБДД для получение водительского удостоверения – вождение в условиях реального дорожного движения – является самым сложным. Во время управления автомобилем в городе на экзамене по вождению действует очень много внешних факторов влияющих на процесс и все их нужно учитывать в стрессовой ситуации. Причиной не сдачи экзамена может стать самое незначительное нарушение ПДД.

Процесс экзамена по вождению регламентируется «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений».

Экзамен выглядит следующим образом: вы должны в течение определенного времени (до 30 минут, обычно 10-20 минут) ездить, выполняя команды инспектора ГИБДД по экзаменационному маршруту.

вождение машина внутри руль авто

Маневры и действия во время экзамена по вождению

Последовательность выполнения маневров и действий, в том числе, связанных с изменением направления движения по маршруту, определяется инспектором экзаменатором в процессе проведения экзамена.

Варианты возможных маневров и действий на экзамене вождению

  1. проезд регулируемого перекрестка (при его наличии на маршруте);
  2. проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
  3. проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
  4. левые, правые повороты и разворот на перекрестках;
  5. разворот вне перекрестка;
  6. проезд железнодорожного переезда (при его наличии);
  7. перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при их наличии);
  8. обгон или опережение;
  9. движение с максимальной разрешенной скоростью;
  10. проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств;
  11. торможение и остановка при движении на различных скоростях.

Маневры на экзамене по вождению очень разные – от самых простых, таких как, поворот направо, до разворотов на сложных перекрестках (как регулируемых, так и не регулируемых). Выполнение полного списка маневров на экзамене по вождению маловероятно, да и часто невозможно в условиях большого города. Например, осуществить обгон или опережение на экзамене предлагают редко.

Как готовиться к экзамену по вождению, тренировка экзаменационных маневров

Экзаменационные маневры заметно отличаются от стандартных действий на дороге. В обычной дорожной жизни начинающий водитель не будет разворачиваться на перекрестке, а найдет более простой вариант разворота. На экзамене по вождению вариантов у него не будет и придется выполнять команды инструктора. Нужно заранее тренироваться для выполнения таких маневров.

На завершающей стадии обучения в автошколе вы должны потратить на тренировку экзаменационных маневров несколько занятий, и научиться выполнять все маневры по списку выше уверенно.

Отшлифовать экзаменационные маневры можно уже непосредственно на экзаменационном маршруте ГИБДД (подобная тренировка существенно упростит экзамен). Критично все делать максимально тщательно, если написано поворот осуществляется из правого положения на полосе, максимально прижимайтесь к поребрику.

Обязательно прочитайте статью экзаменационный маршрут в Петербурге, чтобы заранее знать схему проезда и хорошо подготовиться, а лучше проехаться вместе с инструктором.

1. Объединение площадки и города

Теперь будет всего 2 этапа экзамена:

  •  теория;
  •  вождение, которое объединит площадку с городом.

Проведение проверки имеющихся у кандидата в водители навыков в условиях реальной дорожной обстановки в конечном итоге повлечёт изменения в подходе автошкол при проведении практического обучения вождению транспортными средствами. Это исключит «натаскивание» на определенные виды упражнений на закрытой площадке и переориентирует подготовку кандидатов в водители к управлению транспортными средствами в реальных дорожных условиях вне зоны «заученных» учебных маршрутов.

Согласно регламенту, объединённый практический этап экзамена на права будет включать следующие упражнения:

  •  Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов (заезд в «гараж»);
  •  Постановка транспортного средства на место стоянки параллельнотротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом (параллельная парковка);
  •  Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом;
  •  Остановка и начало движения на подъеме и на спуске;
  •  Проезд регулируемого перекрестка (при его наличии);
  •  Проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог (при его наличии);
  •  Проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
  •  Левые и правые повороты;
  •  Проезд железнодорожного переезда (при наличии);
  •  Перестроение на участке дороги, имеющей 2 или более полосы для движения в одном направлении (при наличии);
  •  Обгон или опережение;
  •  Движение с максимальной разрешенной скоростью;
  •  Проезд пешеходных переходов и мест остановок маршрутных транспортных средств;
  •  Торможение и остановка при движении на различных скоростях;
  •  Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед;
  •  Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий «C» и «CE» и подкатегорий «C1» и «C1E»);
  •  Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E», за исключением сочлененных автобусов);
  •  Разворот на перекрестке и вне перекрестка (для транспортных средств категорий «BE», «CE» и «DE» и подкатегорий «C1E» и «D1E» при наличии возможности осуществления разворота);
  •  Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий «D» и «DE» и подкатегорий «D1» и «D1E»).

2. Отмена стандартных маршрутов экзамена

Второе важное изменение касается маршрутов, по которым проходит практическая часть экзамена в городе. Сейчас у каждого экзаменационного подразделения ГИБДД есть свой утверждённый маршрут, включающий перекрёстки, пешеходные переходы, развороты и другие дорожные элементы, позволяющие оценить навыки курсанта по управлению автомобилем.

С 1 апреля 2021 года решено отказаться от использования стандартных экзаменационных маршрутов. Теперь будет утверждаться лишь перечень улиц и проспектов, на которых допускается проведение экзамена. Сам же маршрут каждый раз будет меняться – его будет определять экзаменатор прямо во время движения.

3. Новые упражнения для мотоциклов, квадрициклов и трициклов.

Регламентом вводятся новые упражнения для экзаменов на подкатегорию «В1» (квадрициклы и трициклы) – проверка у кандидата в водители навыков торможения транспортного средства и остановки при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, а также прямолинейного движения задним ходом.

Изменились некоторые упражнения для получения прав и на мотоцикл. К примеру, предусмотрена новая схема упражнения «Габаритная восьмёрка».

4. Новые штрафные баллы на экзамене.

В новом регламенте ошибки при вождении разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам. При этом, грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок. Как и ранее, экзамен считается проваленным при получении 5 штрафных баллов.

Пересмотрена степень влияния ошибок на безопасность. К примеру, теперь ошибки «не пристегнул ремень безопасности» и «использовал во время движения телефон» будут считаться грубыми и станут основанием для прекращения проведения экзамена.

Оценка «Не сдал» будет выставляться при совершении следующих ошибок:

  •  Не пристегнул ремень безопасности;
  •  Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП;
  •  Допустил наезд на бордюр, препятствие;
  •  Не уступил дорогу (создал помеху) транспортному средству, имеющему преимущество;
  •  Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество;
  •  Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления;
  •  Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика;
  •  Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3, а также знаков особых предписаний, за исключением парковочных мест;
  •  Пересек стоплинию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);
  •  Нарушил правила выполнения обгона;
  •  Нарушил правила выполнения поворота;
  •  Нарушил правила выполнения разворота;
  •  Нарушил правила движения задним ходом;
  •  Нарушил правила проезда железнодорожных переездов;
  •  Превысил установленную скорость движения;
  •  Нарушил правила опережения ТС при проезде пешеходных переходов;
  •  Использовал во время движения телефон и (или) иное средство связи, пользовался подсказками других лиц;
  •  Не выполнил (проигнорировал) задание экзаменатора;
  •  Использовал передачи заднего хода 3 и более раза при демонстрации навыков предусмотренных п.п. 1.1. – 1.5, 1.18 (парковка, разворот).

3 штрафных балла будут начисляться за следующие ошибки:

  •  Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению транспортному средству в поперечном направлении;
  •  Нарушил правила остановки, стоянки;
  •  Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой;
  •  Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий;
  •  В установленных случаях не снизил скорость и не остановился;
  •  Нарушил правила перевозки пассажиров;
  •  Нарушил правила применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

2 штрафных балла грозят за следующие ошибки:

  •  Не выполнил требования дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12);
  •  Нарушил правила расположения ТС на проезжей части;
  •  Двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС;
  •  Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом;
  •  Не обеспечил контроль отката стояночным или рабочим тормозом;
  •  Не соблюдает правило преимущественного проезда.
  •  Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП
  •  Не пользуется зеркалами заднего вида

1 штрафной балл будет начисляться за мелкие ошибки:

  •  Двигался без необходимости со слишком малой скоростью;
  •  При начале движения допустил резкий старт (рывок, пробуксовка);
  •  Несвоевременно подал сигнал поворота;
  •  Неправильно оценил дорожную обстановку;
  • Неуверенно пользуется органами управления ТС, не обеспечивает плавность движения;
  •  Допустил остановку двигателя;
  •  Допустил иные нарушения ПДД.

5. Аннулирование результатов экзамена

Результаты экзамена могут быть аннулированы в следующих случаях:

  •  при поступлении жалобы кандидата в водители на результат проведения экзамена;
  •  при выявлении поддельных документов, представленных заявителем;
  •  при получении от компетентного органа иностранного государства информации об отсутствии сведений о выдаче иностранного водительского удостоверения – в случае обмена иностранного водительского удостоверения;
  •  при проведении экзамена с нарушением действующих требований.

6. Аннулирование водительских прав

Новый регламент также содержит причины, по которым уже выданные права могут аннулировать. Так, водительские права могут быть аннулированы в следующих случаях:

  •  истечение срока действия;
  •  изменение персональных данных водителя;
  •  износ или повреждение прав;
  •  выдача прав на основе поддельных документов или с нарушениями действующих требований;
  •  поступление заявление об утрате или хищении прав;
  •  выданы новые права;
  •  подтверждено наличие у водителя медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством;
  •  поступление информации о смерти водителя.

7. Новые требования к документам.

При подаче заявления на сдачу экзамена заполнять и распечатывать его будет сотрудник ГИБДД – заявитель будет только предоставлять документы, проверять заполненное заявление и подписывать его.

Также вводится процедура получения выписки о выданном водительском удостоверении (к примеру, для устройства на работу).

УГИБДД УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу

Сегодня мы поговорим об опережении транспортных средств. Никакой воды в статье не будет. Разберем все кратко и простым языком.

Для начала обратимся к Правилам дорожного движения. Что же такое опережение транспортного средства?

Согласно ПДД РФ опережением является движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. То есть, если вы двигаетесь на своем транспортном средстве со скоростью, которая превышает скорость транспортного средства, двигающегося попутно, то вы совершается опережение.

Однако, маневр опережения не подразумевает выезд на полосу встречного движения, т.к. в данном случае это будет квалифицироваться, как обгон (хотя это тоже является в своем роде опережением).

Сегодня не будем заострять внимание на термине обгон, но обратимся к нему пару раз.

Городская дорога

Опережение транспортного средства по правой полосе

Разрешено ли опережение справа согласно ПДД? Давайте рассмотрим подробнее.

Из ПДД следует, что управляя автомобилем можно осуществить опережение справа, да и не только справа. У нас имеются дороги, которые имеют несколько полос для движения в одном направлении.

К примеру, вы двигаетесь по трехполосной дороге и хотите осуществить опережение транспортного средства, двигающегося по вашей полосе. Как вы думаете, опережение справа запрещено или нет в данном случае? Все очень просто, вы можете осуществить опережение по правой и левой полосам. Однако, вы не должны создавать помех другим транспортным средствам, а также должны уступить дорогу транспортным средствам, двигающимся по другим полосам без изменения направления движения.

Также необходимо отметить, опережение транспортного средства справа не подразумевает движение по обочинам. Это запрещено правилами.

Читайте также

Опережение транспортного средства

ПДД РФ. 11. Обгон, опережение, встречный разъезд

Опережение в населенных пунктах и за городом

Тут также особых ограничений нет. Важно соблюдать дорожную разметку.

Но, также необходимо иметь ввиду, что согласно ПДД транспортное средство должно занимать правильное расположение на дороге.

Что это значит? А это значит, что в черте населенных пунктов транспортные средства могут двигаться по любой полосе (за исключением, где движение разрешено более 80 км/ч – движение по правому краю проезжей части).

Загородная дорога

Также, в населенном пункте, где имеется три полосы и более для движения в одном направлении, двигаться по крайней левой полосе можно только, если другие полосы заняты или предполагается совершить поворот налево или разворот. Для грузовиков – только для поворота или разворота.

Если вы двигаетесь по загородной дороге, то двигаться необходимо только по крайней правой полосе (если свободны левые).

Опережение на перекрестке

Снова обратимся к ПДД. И вновь мы видим, что в правилах не содержится запрета на осуществления опережения на перекрестках. Однако, следует учесть, что при совершении опережения запрещено выезжать на встречную сторону дороги на регулируемых перекрестках, т.е. совершать обгон. Также запрещено это делать и на нерегулируемых перекрестках, если вы двигаетесь по второстепенной дороге.

Опережение по трамвайным путям

В соответствии с ПДД осуществлять опережение по трамвайным путям, которые расположены попутно, не запрещено. НО, при этом, эти трамвайные пути должны находиться на одном уровне с проезжей частью, и все полосы должны быть заняты. Также не должны быть созданы помехи для трамваев. То есть, если правые полосы свободны, то двигаться по трамвайным путям запрещено. Можно лишь осуществить движение по ним для объезда, поворота или разворота.

Важным моментом является и то, что движение через перекресток по трамвайным путям запрещено, если установлены дорожные знаки «Направления движения по полосам» и «Направление движение по полосе».

Читайте также

Опережение транспортного средства

ПДД РФ. 9. Расположение транспортных средств на проезжей части

Опережение на пешеходном переходе

Итак, мы рассмотрели опережения в разных ситуациях. Но есть один очень важный момент, который мы еще не затронули. Это опережение на пешеходных переходах.

Дорога и пешеходный

В данном случае опережение осуществляется в обычном режиме, но с оговоркой. Здесь необходимо учитывать пункт правил, который гласит, что, если перед пешеходным переходом транспортное средство снизило скорость, то у водителя, который движется попутно, возникает обязанность снизить скорость или полностью остановиться.

Это связано с тем, что на пешеходном переходе могут находиться люди, которые не попадают в обзор водителю, он их попросту не видит и может совершить на них наезд. То есть, водитель транспортного средства, который снижает скорость перед пешеходным переходом, как бы предупреждает других водителей, двигающихся в попутном направлении о возможном появлении пешеходов на дороге.

Удачи на дорогах!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главная » Блог » Как правильно делать обгон

18.07.2022
Комментариев нет
6142

Как бы ни старался новичок после курсов вождения избегать обгона, совершать этот маневр рано или поздно придется. К этому нужно готовиться заранее, изучать положения ПДД по теме и опыт более опытных водителей. Если вы ни разу не обгоняли попутное транспортное средство, но хотите научиться это делать правильно и безопасно — наша статья вам поможет.

Чем обгон отличается от опережения

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к ПДД РФ 1.2 в редакции от 10.05.2010 года (именно тогда были внесены соответствующие поправки). Согласно этому закону, опережение — это маневр, при котором водитель из-за большей скорости движения оставляет попутное транспортное средство позади, при этом не выезжая на полосу для встречного движения.

Опережение транспортного средства

Принципы опережения для дорог вне населенных пунктов и в черте города схожи — не создавать помех другим участникам движения, не ездить по тротуару и обочине, заранее включать сигнал поворота.

Обгон — это опережение одного или нескольких транспортных средств, при котором водитель выезжает на встречную полосу или половину дороги, предназначенную для движения встречного потока. Обязательное условие — возвращение на свою полосу по завершении маневра.

Получается, что любой обгон является одновременно и опережением. Но не всегда опережение правомерно называть обгоном. Далее в статье будем больше говорить об обгоне, чем об опережении.

Каким должен быть правильный и безопасный обгон

Правильный и безопасный обгон не должен создавать аварийную ситуацию, вынуждать других участников менять траекторию и скорость движения, угрожать жизни пешеходам. При этом он обязательно должен соответствовать всем положениям 11 главы ПДД РФ.

Основные правила совершения обгона:

  1. Перед обгоном водитель должен убедиться, что встречная полоса свободна для такого маневра. В идеале, на ней не должно быть встречного транспортного средства в пределах видимости.
  2. Нужно убедиться, что такой маневр не создаст помех другим участникам движения. Например, не будет заставлять попутную машину притормаживать, чтобы обгоняющий автомобиль мог вернуться в свою полосу.
  3. Заблаговременно включить указатель левого поворота, а также убедиться, что находящийся сзади автомобиль не начал маневр обгона.

Запрещено совершать обгон, если встречная полоса сзади уже занята автомобилем, совершающим аналогичный маневр. Поэтому нужно сначала проконтролировать обстановку по зеркалу заднего вида.

Небезопасный обгон транспортного средства

В соответствии с ПДД обгон справа невозможен — нет выезда на встречную полосу. Но допустимо опережение, если для этого не придется заезжать на тротуар, бордюр или ехать по обочине.

Алгоритм действий водителя при обгоне

Готовиться к обгону нужно заранее, как только становится ясно, что ваша скорость выше скорости попутного транспортного средства, а расстояние до него сокращается настолько, что для поддержания безопасной дистанции придется сбрасывать газ.

Действовать в такой ситуации нужно по следующему алгоритму:

  1. Убедитесь что дорожные знаки и разметка не запрещают обгон. Если он невозможен — сбросьте скорость и двигайтесь до окончания действия запрещающих знаков или до прерывистой разметки.
  2. Убедитесь по зеркалам, что следующее за вами транспортное средство не начало аналогичный маневр.
  3. Убедитесь, что встречная полоса свободна для маневра. Если дорога впереди просматривается плохо из-за впереди идущего транспорта, можно взять немного левее. На этом этапе главное не прижиматься слишком быстро к идущему впереди транспорту, иначе обзор будет ограничен.
  4. Оцените скорость движения — свою, обгоняемого и встречного автомобиля. Убедитесь, что маневр будет безопасным и его можно будет завершить вовремя.
  5. Убедившись, что нет препятствий для обгона, включите указатель левого поворота и начинайте маневр.
  6. Опередив попутное транспортное средство, вернитесь на свою полосу. При этом нужно убедиться, что такой маневр не вынудит других участников сбрасывать скорость или менять траекторию движения — «подрезать» нельзя.

Движение по встречной полосе допускается только для обгона или объезда препятствия, поэтому ее нужно покинуть как можно скорее. Если не хватает скорости — можно переключиться на пониженную передачу.

Правильный обгон грузовика на трассе

Перестроение на ранее занимаемую полосу происходит при включенном правом указателе поворота. Предварительно нужно убедиться, что маневр не создаст помех для попутных транспортных средств.

Считается, что оптимальная для обгона скорость на 20–30 км/ч выше скорости потока. Но при этом нужно помнить о предельно допустимой скорости на этом участке.

Как лучше обгонять крупногабаритный транспорт

Крупногабаритный транспорт обгонять тяжелее всего — дорогу перед ним не видно, обзор встречной полосы также ограничен. Если же идет дождь, то ситуация усложняется — из-под колес впереди идущего автомобиля летит грязь, видимость ухудшается.

Следующие правила помогут безопаснее обогнать крупногабаритный транспорт:

  1. Не прижимайтесь к нему, чтобы не попасть в слепую зону зеркал заднего вида. Опытный водитель грузовика, автобуса или другого крупного транспорта, подскажет вам, когда можно обгонять — включит указатель правого поворота. Но для этого ему нужно видеть вас в зеркалах.
  2. Сместившись на дороге немного влево, дайте знать водителю габаритного транспорта о своем намерении его обогнать. Для этого моргните несколько раз фарами.
  3. Оценивайте расстояние до встречного автомобиля и просматривайте дорогу за ним, если это возможно. Обгоняйте на пониженной передаче — так будет легче опередить длинный автомобиль.

Не доверяйте слепо водителю большегруза. Он может включать правый указатель поворота «можно обгонять, дорога свободна», но нужно самостоятельно оценивать обстановку и технические возможности своего автомобиля.

Не правильный обгон на трассе

Помните о золотом правиле: не уверен — не обгоняй.

Как себя правильно вести, если вас обгоняет автомобиль

В ПДД уделяется внимание и обязанностям, когда вас обгоняет автомобиль. В этом случае запрещено:

  1. Намеренно увеличивать скорость.
  2. Иными способами мешать маневру, например, изменением траектории движения
  3. Самому начинать обгон.

Обязательно оценивайте дорожную обстановку, даже если вас обгоняют. Возможно, что водитель обгоняющего транспортного средства неправильно рассчитал скорость и не успевает завершить маневр. В этом случае правильнее ему помочь — прижаться к обочине, снизить скорость

Что делать, если при обгоне на встречной полосе внезапно появился автомобиль

В такую ситуацию попадал наверное каждый водитель хотя бы раз. Тут главное не растеряться и не запаниковать, а действовать следующим образом:

  1. Оценить, можно ли, сбросив скорость, вернуться в свою полосу. Если можно — немедленно сделать это.
  2. Если вернуться в свою полосу нельзя — прижаться как можно ближе к обгоняющему транспорту, но соблюдая безопасный боковой интервал.
  3. Предупредить других участников дорожного движения об аварийной ситуации. Подать звуковой сигнал для водителя опережаемого автомобиля и несколько раз переключиться с дальнего на ближний свет для водителя встречной машины.
  4. Одновременно увеличить скорость (педаль газа в пол, пониженная передача). Включить правый указатель поворота.
  5. Постараться вернуться в свою полосу перед обгоняющим автомобилем.

При грамотных действиях встречная машина прижимается к правой обочине, а обгоняемое транспортное средство успевает притормозить. В итоге шанс избежать аварии повышается многократно.

Не правильный выезд на полосу встречного движения

Ни в коем случае нельзя пытаться избежать столкновения за счет выезда на левую обочину. Водитель встречного транспортного средства рефлекторно постарается избежать лобового удара таким же способом — прижимаясь к правой от себя обочине.

Особенности обгона на перекрестках

На перекрестках подобный маневр наиболее опасен. Поэтому он запрещен в следующих случаях:

  1. На регулируемых перекрестках.
  2. На нерегулируемых перекрестках, если вы движетесь не по главной дороге.
  3. На любом перекрестке, если водитель обгоняемого транспортного средства включил указатель левого поворота.

В остальных случаях обгон разрешен, но нужно соблюдать предельную осторожность. Лучше проехать потенциально опасное место, потом начинать маневр.

В каких местах обгон запрещен

В соответствии с пунктом 11.4 ПДД РФ обгон запрещен:

  • на пешеходных переходах — во всех случаях;
  • на перекрестках — при движении не по главной дороге или если перекресток регулируемый;
  • на железнодорожных переездах со шлагбаумом и без него;
  • на опасном повороте (обозначается знаками 1.11.1 или 1.11.2);
  • в конце любого подъема, в том числе не обозначенного знаком 1.14 а также на участках дороги с ограниченной видимостью;
  • на любых мостах, эстакадах, путепроводах и под ними;
  • в тоннелях.

Также запрещен обгон на дорогах с двусторонним движением, если на них имеется по две или более полосы в одном направлении. Такой маневр будет под запретом, даже если нет никакой разметки. Это прописано в п 9.2 ПДД РФ.

Знак, запрещающий выполнение обгона транспортных средств

Знаки, запрещающие обгон

В России два знака, которые запрещают напрямую обгон — 3.20 «Обгон запрещен» и 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Первый запрещает обгон для всех участников движения, но допускает такой маневр, если нужно обогнать:

    • гужевую повозку;
    • тихоходное транспортное средство;
    • мотоцикл без боковой коляски;
    • мопед;
    • велосипед.

Этот знак действует с места установки до ближайшего перекрестка (если сразу за ним не установлен аналогичный знак), знаков 3:21 или 3.31 («Конец зоны запрещения обгона» и «Конец зоны всех ограничений», соответственно»). Табличка 8.2.1 «Зона действия» также может указывать, на каком расстоянии действует запрещающий обгон знак. Кроме того, зона его действия будет заканчиваться в конце населенного пункта, если на участке от места установки знака не будет перекрестков.

Зона действия знака 3.20 не заканчивается в местах пересечения или примыкания с лесными, полевыми и другими второстепенными дорогами, за исключением случаев, когда перед ними поставлен соответствующий знак.

Знак 3.22

Что касается знака 3.22 — он запрещает обгонять любое транспортное средство и действует для автомобилей с максимальной разрешенной массой более 3,5 т.  

Как не правильно обгонять

Есть ситуации, при которых обгон — опасная ошибка, способная создать аварийную ситуацию и даже привести к гибели людей. Все они разобраны ниже:

  1. Обгон (опережение, объезд) по обочине. Даже если кажется, что справа никого и ничего нет — ситуация может измениться. Например, на незнакомой трассе неожиданно появится металлическое барьерное ограждение или водитель впереди идущего автомобиля вдруг решит остановиться на обочине (маловероятно, что он будет смотреть в правое зеркало и может не заметить «обочечника»).
  2. Обгон в условиях плохой видимости — снегопад, туман, дождь, дым. В такой ситуации водитель обгоняющего автомобиля едет практически вслепую и появившаяся на встречной полосе машина для него становится неожиданностью.
  3. Обгон «паровозиком» — когда несколько автомобилей выходит на встречную полосу друг за другом. В этой ситуации дорогу впереди хорошо просматривается лишь первый водитель, остальные же движутся наугад и нередко не успевают вернуться на свою полосу. Массовый обгон не запрещен ПДД, но очень опасен.
  4. Прижиматься вплотную к длинному транспорту перед обгоном тоже нельзя — уменьшается обзор вперед. Например, фуры часто движутся колонной и понять это на прямых участках можно только соблюдая дистанцию и «высовываясь» на встречную полосу. Если же вы прижметесь к грузовику практически вплотную, затем «вынырнете» на встречную и начнете обгон — колонна станет неожиданностью. Вы можете не успеть завершить обгон и попасть в аварию.
  5. Неправильно обгонять на подъеме. Во-первых, в этом месте видимость ограничена и встречную машину не видно. Во-вторых, на затяжном подъеме может не хватить ускорения для завершения маневра.

Небезопасно будет обгонять и в условиях плотного движения, когда автомобили идут один за другим с одинаковой скоростью и небольшой дистанцией (меньше 1–1,5 корпуса вашего автомобиля). В такой ситуации, при появлении встречного транспортного средства, придется вклиниваться на свою полосу между двумя автомобилями. Далеко не факт, что один из водителей успеет притормозить вовремя и даст вам возможность завершить маневр.

Не правильное выполнение обгона

Неправильно будет обгонять, если вы не уверены, что успеете завершить обгон до начала сплошной линии. Пересекать ее нельзя, даже если вы при этом возвращается в свою полосу.

Актуальные штрафы за неправильный обгон

Российский КоАП не предусматривает наказания за неправильный обгон, а само слово упоминается лишь один раз — в ст. 12.15. Согласно п.4 этой статьи выезд на полосу встречного движения, нарушающий ПДД, наказывается штрафом в размере 5000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении прав можно лишиться на год, а если его зафиксировала камера видеонаблюдения — придет уведомление о штрафе на 5000 рублей.

Эта статья будет действовать в случае любого нарушения ПДД при обгоне. Например, если была создана помеха другому участнику движения, выезд на встречную полосу произошел на мосту, на пешеходном перекрестке и так далее.

Что касается обгона справа по обочине или тротуару, он будет наказываться соответствующим штрафом — в первом случае на 1500 рублей и 2000 рублей во втором случае.

Таблица штрафов и наказаний за неправильный обгон.

Нарушение Предусмотренное наказание
Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД, совершенный впервые Штраф 5000 рублей или лишение прав на срок 4–6 месяцев
Выезд на встречную полосу с нарушением ПДД, совершенный повторно Штраф 5000 рублей или лишение прав на год
Опережение справа с заездом на обочину Штраф 1500 рублей
Опережение справа с заездом на тротуар Штраф 2000 рублей

Опережение справа по полосе разгона или торможения не наказывается, если не созданы помехи другим участникам движения.

Мы рассказали, как правильно выполнять обгон и затронули тему опережения. Помните, что любой маневр с выездом на встречную полосу считается очень опасным. Поэтому трезво оценивайте обстановку, а если не уверены — не обгоняйте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как выполнить экзамен на автодроме в сити кар драйвинг
  • Как выполнить разворот на т образном перекрестке на экзамене
  • Как выполнить опережение транспортного средства на экзамене
  • Как выполнить задание методы сочинения историй
  • Как выполнить задание 6 егэ по литературе

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии