Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2023. Теория и практика. Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.)
Подготовиться к этому заданию вам поможет наше пособие:
Анализ текста
Пособие для подготовки к заданиям 1,3,22-27 ЕГЭ
подробнее
1. Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения. Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком «+», а неверные «-» .
2. Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы «представлено» и «содержит». Представлено — это значит целиком, полностью. Содержит — это значит есть элементы, но не во всем предложении/участке текста.
3. Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже.
Как проверить себя?
Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе.
Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.).
Рассуждение нельзя представить при помощи картины.
4. Впишите цифры в бланк ответов.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
3) В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 16, 17 представлено повествование с элементами описания.
5) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки.
Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).
Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.
Бывают следующие описания:
- описание предмета, характеристика человека (какой он?);
- описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) — слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
- описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) — вечереет, холодно, душно и т.д.
- описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) — плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.
Описания могут быть фактографическими или творческими.
Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.
Пример: Отвёртка — ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).
Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, манер, речи и прочего. В таких описаниях предмет или явление должны выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет.
Пример: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.
Рассуждение-доказательство — почему так, а не иначе? что из этого следует?
Рассуждение-объяснение — что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)
Рассуждение-размышление — как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)
Оценка действительности — отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.
Рассуждение может быть развернутым и кратким.
!!! Внимательно читайте формулировку
Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.
- Решать варианты ЕГЭ
- Решать задание 23
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку
Как научиться писать сочинение по русскому языку ЕГЭ с нуля?
Сочинение необходимо писать по определенному плану:
1. Вступление
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к поставленной проблеме
4. Аргумент №1
5. Аргумент № 2
6. Позиция автора
7. Собственная позиция
8. Заключение
I. Вступление может быть написано в форме:
1. Лирического размышления.
2. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме текста)
3. Рассуждение о заглавии (которое бы вы дали данному тексту)
4. Диалога с воображаемым собеседником о теме (идее, проблеме) текста
5. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
6. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки, но выбранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику.
7. Может начинаться с ключевого слова текста
8. Описательного утверждения
9. Описания впечатления, которое произвел данный текст. (Почему именно такое? Чем вызвано?)
Виды вступлений к сочинению по русскому языку
1. Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.
Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М .Веллер.
2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.
Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.
3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.
Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.
4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.
5. Цитата.
«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.
6.
Лирическое вступление.
Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.
7. Краткая справка о писателе.
М. Веллер — современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.
8. Определение темы текста.
Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.
9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.
В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.
10. Заглавие, которое можно дать тексту.
Заклятые друзья природы — вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.
11. Связь с современностью.
В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.
12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка — это часть нашей культуры.
13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.
В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.
II. Основная проблема – это та,
— которая стала объектом раздумий автора;
— над которой он в основном размышляет;
— к которой он неоднократно возвращается;
— по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Проблема формулируется:
либо в виде вопроса;
либо в виде четкого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в тексте
Используйте памятки:
В тексте
- поднимается
- рассматривается
- исследуется
- затрагивается
- анализируется
- проблема (чего?) (род. падеж)
Автора текста волнует проблема…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
Текст … заставил меня задуматься над проблемой…
Проблема, обозначенная …, заключается в следующем:
Памятку, которая поможет вам избежать ошибок при формулировке проблемы текста.
Вступление должно быть соотнесено с проблематикой текста.
- Избегать повторов слова «проблема»
- Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости» и т.д. (Проблема чего?)
- Не искажать фамилию автора.
Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах?
1. нравственные;
2. экологические;
3. социальные;
4. психологические;
5. философские;
6. морально – этические и т.д.
— Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
- злободневной
- актуальной
- острой
- важной
- серьезной
- спорной
- назревшей
- неразрешимой
- наболевшей
- мучительной
- жгучей
- сложной и т.д.
III. Что значит «прокомментировать» проблему исходного текста?
Необходимо изложить собственные мысли по данной проблеме с учетом аспектов, намеченных самим автором, т.к. комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос.
Какие вопросы следует осветить в комментарии?
1. Почему автор предпочел именно эту проблему?
2. Актуальна ли она?
3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?
4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчеркивает?
5. Каков эмоциональный пафос текста? Чем он вызван?
6. Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы ее решали?
7. К каким выводам приходит автор?
— Как можно изложить в сочинении комментарий проблемы?
Два варианта:
1. от комментария к формулировке проблемы (индуктивное изложение);
2. от формулировки проблемы к ее комментарию (дедуктивное изложение).
Обратите внимание! В комментарии не должно быть:
- Пересказа исходного текста или любой его части.
- Рассуждения по поводу всех проблем текста.
- Комментария по неназванной проблеме (называется одна проблема, а комментируется другая)
- Излишнего цитирования.
- Комментариев о действиях героев текста.
- Общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем!
IV. Что значит « позиция автора»?
Это его отношение к обсуждаемой проблеме.
— Какой может быть авторская позиция по отношению к изображаемому?
положительной;
отрицательной;
иронической;
саркастической;
неоднозначной;
юмористической;
двойственной;
осуждающей;
скептической;
оптимистической и др.
При формулировке авторской позиции вам помогут следующие типовые конструкции:
Автор считает, что…
Автор утверждает, что…
Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что …
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
Задача автора – убедить читателей в том, что…
Автор подводит свое отношение к поднятой проблеме …
Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
«…» — в этих словах, по – моему, отражена идея текста.
«…» — в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
«…» — именно эта мысль отражает авторскую позицию.
«…» — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
— в этом предложении звучит прямая авторская оценка…
— все это позволило автору выразить мысль о том, что…
— вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
— вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
Позиция автора очевидна: …
Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты высказываний:
Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что…
Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
Утверждение автора, что… , бесспорно
Справедливость высказанных автором суждений несомненна
Резкая категоричность автора вызвана тем, что…
Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …
На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …
Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…
По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.
Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …
Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры
Доводы, приведенные автором, убедительны
Опт
Что значит « позиция автора»?
Это его отношение к обсуждаемой проблеме.
— Какой может быть авторская позиция по отношению к изображаемому?
положительной;
отрицательной;
иронической;
саркастической;
неоднозначной;
юмористической;
двойственной;
осуждающей;
скептической;
оптимистической и др.
При формулировке авторской позиции вам помогут следующие типовые конструкции:
Автор считает, что…
Автор утверждает, что…
Автор убежден, что …и подобная уверенность небезосновательна…
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что …
Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
Задача автора – убедить читателей в том, что…
Автор подводит свое отношение к поднятой проблеме …
Автор стремиться донести до читателей мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…
«…» — в этих словах, по – моему, отражена идея текста.
«…» — в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
«…» — именно эта мысль отражает авторскую позицию.
«…» — эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
— в этом предложении звучит прямая авторская оценка…
— все это позволило автору выразить мысль о том, что…
— вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
— вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
Позиция автора очевидна: …
Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты высказываний:
Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что…
Позицию автора наглядно иллюстрируют примеры, которые приводятся в тексте.
Утверждение автора, что… , бесспорно
Справедливость высказанных автором суждений несомненна
Резкая категоричность автора вызвана тем, что…
Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к …
На мой взгляд, автор одним из первых привлек внимание читателя к подобным явлениям.
Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к …
Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что…
По мнению автора, подобные явления все чаще и чаще встречаются в нашей жизни.
Называя это явление…, автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое и т.д.) отношение к нему.
Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.
Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:…
Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя …
Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры
Доводы, приведенные автором, убедительны
Оптимистический (пессимистический, ироничный, саркастичный и т.п. ) взгляд автора на поднятую проблему основан на…
Автор с сожалением говорит о том, что…
Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения
V. Моя позиция.
1. Читательский опыт:
— художественная литература;
— историческая литература;
— научно-популярная литература.
Лучше начинать этот пункт плана со слов:
«Я полностью разделяю позицию автора…»
«Я согласен(сна) с позицией автора…»
Как аргументировать свою позицию?
Аргументация — это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис.
Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме. Аргументы ученика должны подтвердить или опровергнуть мнение автора.
Существуют различные виды аргументов (логические, психологические, иллюстративные).
Логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:
• научные аксиомы;
• положения законов и официальных документов;
• законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
• заключения экспертов;
• цитаты из авторитетных источников;
• показания очевидцев;
• статистические данные;
• примеры из жизни или художественной литературы.
Психологические аргументы — это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:
• эмоциональная убежденность пишущего;
• ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);
• примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата;
• указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;
• апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).
Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.
При опровергающей аргументации возможны два варианта:
1) вы подбираете два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулируете контртезис (мысль, противоположную авторской);
2) формулируя собственную позицию по проблеме, пишущий выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
Однако следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Критерий 4 гласит: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2 аргументов)
Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
Можно воспользоваться и такими выражениями:
NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на….
Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.
VIII. Вывод. Заключение.
1. Должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой.
2. Должно завершить сочинение, ещё раз обратить внимание на самое главное.
3. Должно быть логическим завершением твоих рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором.
4. Может содержать твой вариант решения проблемы, поставленной автором.
5. Может отражать твоё личное отношение к теме текста, его героям, проблеме.
6. Может дополнять мысль автора.
7. Может содержать рассуждение о злободневности рассматриваемых темы и проблем.
8. Может представлять собой развёрнутую или логически завершённую мысль, высказанную во вступлении.
Виды заключений к сочинению по русскому языку
1. Итог и обобщение сказанному.
Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.
2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.
Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.
4. Концовка — афоризм.
Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.
«Безумству храбрых поем мы песню»!
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.
6. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.
Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».
7. Корректное возражение автору.
Сложно не согласиться с автором текста М. Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.
8. Яркий пример, обобщающий рассуждение.
Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.
Шаблон сочинения ЕГЭ
«…» (наиболее яркая фраза, отражающая идейное содержание текста). Мне кажется, предложенный N (имя автора) текст именно об этом. В нем говорится о … (тема — в двух словах: о войне, о природе, о чувствах и т.д.). Рассуждая на эту тему, автор рассказывает (повествует, размышляет) о … (краткий пересказ). Таким образом, N поднимает важную, на мой взгляд, проблему … (и ставит перед читателем вопрос: «..?»). В заключение публицист (писатель) приводит нас к выводу о том, что: (основная мысль). В этом, я думаю, заключена основная мысль текста.
Я полностью согласна с мнением N: …(тот же вывод, но другими словами). Действительно, проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. N1 (другой автор) в повести (романе, произведении) «…» показал (отразил, выразил), как… (название произведения, имена персонажей, связанных с данной проблемой, конкретные ситуации из книги). Так и N отмечает, что (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение).
… (тезис-вывод в виде утверждения), потому что …(второй читательский аргумент или свой аргумент, основанный на личном опыте в виде размышления). N тоже пишет, что… (ссылка на предложенный текст, обращение к тексту, короткая цитата, сложноподчиненное предложение). … (свое размышление).
… ( размышляем, обыгрываем начальную фразу, связывая с проблемой текста, показывая значимость проблемы для общества, конкретно для определенной группы людей, обращаясь к содержанию предложенного текста). Подводим итог.
P.S. Очень важно!!! Не забывайте про абзацное членение. Лучше, если каждая смысловая часть будет выделена в отдельный абзац. Каждый аргумент тоже нужно выделить в отдельный абзац.
Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
План сочинения
Содержание части сочинения
Клише
1-й абзац
Вступление + формулировка проблемы
Вопрос, над которым размышляет автор
+
→ Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …
→ Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
→ Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
→ В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
→ Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
→ Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
→ Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?)
→ Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её.
→ Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора — проблема… (какая?)
Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?).
→ Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — … (какой?) Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?).
→ Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?)
→ Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе
каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО).
2-3 абзац
Комментарий
Два примера — иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания
Примеры – иллюстрации:
→ В качестве примера автор рассматривает…
→ Далее автор рассказывает, о том как
→ Проблема раскрывается автором на примере…
→ Автор обращает внимание читателя на …
→ Не случайно автор изображает (кого, что? … )
проблемы исходного текста
Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру
→ Проследим, как автор раскрывает проблему
→ Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам
→ Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
→ Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря
фактам/материалам/описанию/рассуждению о …
Пояснение к примерам:
→ Этот пример показывает, что…
→ Этот пример убедительно доказывает, что…
→ Эти события (факты, примеры) помогают понять…
→ Таким образом, автор показывает/подчеркивает
→ Писатель убеждает читателя в том, что…
→ АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
4 абзац
Связь между примерами
(противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод,
уступка) + проанализировать эту связь!!!
→ Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…
→ Для сравнения автор обращается к…
→ Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
→ Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
→ Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод …
→ Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько
5 абзац
Позиция автора
Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста
→ Автор считает, что…
→ Автор подводит читателя к выводу о том, что…
→ Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
→ Позиция автора такова…
→ Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
→ Так автор убеждает нас в том, что…
6 абзац
Собственная позиция
Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)
Мое отношение к позиции автора:
→ Я согласен с мнением автора.
→ Не могу полностью разделить мнение автора…
→ Безусловно, автор прав.
→ Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
→ Трудно не согласиться с автором.
→ Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции:
→ Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
→ Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
→ Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…
→ Обратимся к произведению …
→ Вспоминается книга …
→ В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)
7 абзац
Заключение
Вывод — обобщение
моего рассуждения
→ В заключение хочется сказать …
→ После прочтения этого произведения становится понятно…
→ После знакомства с героями произведения понимаешь…
→ Прочитав произведение, осознаешь…
→ Автор стремился показать…
→ Автор хочет, чтобы читатель понял…
→ Автор текста считает проблему важной…
В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.
Типы речи в тексте
Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.
Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.
Определение
Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.
Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет, укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.
Что такое описание?
С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.
В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).
Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.
Определение
Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.
Разновидности текста с описанием
- описание внешности человека (портрет);
- описание состояния человека;
- описание характера человека;
- описание окружающей среды (природы);
- описание места (города, села, местности);
- описание предмета и пр.
Композиция описания
Описание имеет следующую композиционную структуру:
- общее впечатление от предмета речи;
- признаки предмета речи;
- авторская оценка описываемого.
Особенности языкового оформления описания
В описании автор использует следующие языковые средства:
- преобладают имена существительные и прилагательные;
- глаголы в форме настоящего времени несовершенного вида;
- составные именные сказуемые;
- обстоятельства места.
Пример текста
Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).
Что такое повествование?
В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.
Определение
Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.
Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.
Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?
Например, вот как изображается весной разлив реки:
Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.
Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.
Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).
Композиция повествования
В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:
- завязка (начало действия);
- развитие действия;
- кульминация (самый острый, интересный момент);
- развязка (конец действия)
Средства языкового оформления повествования
Повествование создают следующие языковые средства:
- преобладают глаголы и глагольные формы;
- глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
- простые и составные глагольные сказуемые;
- обстоятельства времени.
Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.
Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).
Что такое рассуждение?
Определение
Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.
В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?
Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.
Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.
Примеры
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.
Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!
Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.
Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)
Композиционная структура рассуждения
Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:
- тезис (основная мысль);
- аргументы (доказательства или опровержение);
- вывод.
Языковые средства рассуждения
Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:
- преобладает абстрактная лексика;
- имеются вводные слова;
- используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
- сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.
Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).
Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»
Типы речи: повествование, рассуждение, описание — Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2022. Теория и практика.
Задание 23 проверяет знания по темам:
- Повествование, описание, рассуждения как типы речи.
- Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.)
Содержание
- Алгоритм выполнения задания 23
- Формулировка задания 23 ЕГЭ
- Теория для задания 23
- Повествование
- Описание
- Рассуждение
- Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения. Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком «+», а неверные «-» .
- Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы «представлено» и «содержит». Представлено — это значит целиком, полностью. Содержит — это значит есть элементы, но не во всем предложении/участке текста.
- Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже.
Как проверить себя?
Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе.
Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.).
Рассуждение нельзя представить при помощи картины. - Впишите цифры в бланк ответов.
Формулировка задания 23 ЕГЭ
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 7 поясняет, раскрывает смысл предложения 6.
2) Предложение 10 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 9.
3) В предложениях 27, 28 представлено рассуждение.
4) В предложении 42 содержатся элементы описания внутреннего состояния героя.
5) В предложениях 43, 44 содержится повествование.
Теория для задания 23
Повествование
Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки.
Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).
Описание
Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.
Бывают следующие описания:
- описание предмета, характеристика человека (какой он?);
- описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) — слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
- описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) — вечереет, холодно, душно и т.д.
- описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) — плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.
Описания могут быть фактографическими или творческими:
Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.
Пример: Отвёртка — ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной).
Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, манер, речи и прочего. В таких описаниях предмет или явление должны выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет.
Пример: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Рассуждение
Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе.
Рассуждение-доказательство — почему так, а не иначе? что из этого следует?
Рассуждение-объяснение — что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)
Рассуждение-размышление — как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)
Оценка действительности — отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.
Рассуждение может быть развернутым и кратким.
!!! Внимательно читайте формулировку
Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит повествование, то в нем могут содержаться элементы рассуждения или описания.
( 1 оценка, среднее 2 из 5 )
Как правильно написать сочинение-рассуждение, чтобы получить высокую оценку? Структура, этапы написания, «Правило трех» и другие особенности сочинений-рассуждений.
Одно из самых непростых среди школьных заданий по русскому языку и литературе — сочинение. Чтобы успешно с ним справиться, важно не только грамотно писать, но и уметь правильно формулировать мысли, проявлять себя творчески.
Впрочем, этому можно научиться. Главное — регулярная тренировка. Тем более, навыки эти пригодятся на выпускных экзаменах.
Отличительные характеристики сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение отличается от других типов сочинений тем, что в нем необходимо высказывать свою точку зрения на определенный вопрос или на указанную тему и объяснять ее, приводя доказательства. То есть рассуждать.
Как правило, в качестве задания к такому сочинению выдается тезис или чье-то высказывание. С ним можно согласиться или опровергнуть его. Тем самым высказать свою позицию по этому поводу. Иногда задание дополняется текстом. Тогда в сочинении нужно отразить мнение по его содержанию.
Далее следует непосредственно рассуждение, в ходе которого приводятся аргументы, объясняющие указанное выше мнение.
В завершении работы подводятся итоги, и делается вывод.
Структура сочинения
При написании любой работы, где требуется высказывать и обосновывать свое мнение, оптимально использовать “Правило трех”. Первый пункт его — текст должен состоять из трех основных частей.
- Вступление, содержащее основной тезис и отношение автора к поставленной теме.
- Основная часть, в которой приводятся аргументы для пояснения и доказательства указанной позиции.
- Заключение с обобщением и выводами.
Этапы написания
С чего начать?
- Прочитайте внимательно предложенную тему, цитату. Подумайте, какие значения она может иметь, какие мысли вызывает лично у вас.
- Решите, согласны ли вы с предложенным мнением или нет.
- Набросайте на черновике по пунктам причины, по которым вы так думаете, а также постарайтесь вспомнить какие-то примеры из литературы, истории, из вашей жизни, подтверждающие ваши мысли.
В результате у вас получится своего рода план сочинения, его основа. Теперь можно приступать к введению.
Введение
Введение вместе с заключением должно составлять не более ⅓ всего сочинения. Поэтому здесь много предложений не требуется.
Условно введение можно разделить на две части: вступление и высказывание мнения.
Цель вступления — подвести читателя к основной мысли все работы. Есть несколько вариантов начала сочинения.
- Дать определение основного понятия. Например, если тема работы “Жизнь дана для счастья”, введение можно начать с пояснения, что такое счастье. Порассуждать, что понятие это разностороннее, для каждого человека оно имеет свое значение.
- Задать вопрос. В данном случае — что такое счастье? И дать ответ на него: “, По моему мнению, это…” Или привести в качестве ответа мнение известной личности.
- Порассуждать об актуальности основного понятия темы. “В современном мире личное счастье все чаще ставится первоочередной целью. Это пока еще довольно ново для страны, где менее полувека назад главными были жертвенность и готовность положить жизнь на благо страны и общества…”
- Привести чье-то высказывание на заданную тему. Это могут быть цитаты известных личностей или же слова людей, знакомых узкому кругу людей. “Утром проснулась – солнце светит, птички поют – счастье! А дождик идет – еще лучше, грядки поливать не нужно”, – смеясь частенько говорила моя бабушка. Действительно, счастье ведь может заключаться в таких незначительных вещах. И каждый понимает счастье по-своему…”
После введения следует обозначить свое мнение по теме. Например, “, по-моему, мнению, личное счастье не должно быть целью всей жизни…”
Или же противоположное мнение: “Я соглашусь, что цель жизни — быть счастливым…”
Также здесь возможно высказывания суждения о позиции автора, если сочинение-рассуждение пишется на основании текста или какого-то произведения. “Я думаю, что автор хотел сказать, что…”
Окончить вводную часть следует предложением, которое свяжет его с основной.
- “Чтобы подтвердить сказанное…”
- “Для подтверждения своей точки зрения, я обращусь к жизненному опыту…”
- “С целью пояснить свою позицию, приведу несколько аргументов…”
Основная часть
Это самая большая часть сочинения. Ее оптимальный размер — ⅔ все работы. Здесь также можно обратиться к “Правилу трех”, которое помогает писать сочинения-рассуждения. Второй его пункт — для доказательства необходимо привести три аргумента. Желательно, чтобы они были из разных сфер жизни.
В качестве подсказки предлагается такая схема.
- Первый аргумент из науки. Здесь можно перечислить какие-то результаты исследований, анализ статистических данных. Например, написать о том, что согласно статистике, счастливые люди меньше болеют и гораздо продуктивнее работают.
- Второй аргумент из искусства. Это могут быть примеры из художественной литературы или же случаи из биографий известных личностей.
- Третий аргумент — основанный на личном опыте. Описать какие-то конкретные случаи из жизни своей или близких людей. Подобные истории добавляют тексту живости и искренности.
Аргументы лучше располагать в порядке увеличения их значимости. То есть первым указать убедительный, а третьим — самый убедительный. Но при этом важно понимать, что не нужно ставить целью текста — склонить читателя на свою сторону и заставить его думать также. Аргументы должны лишь пояснить позицию автора сочинения и давать читателю почву для размышления.
В сочинении-рассуждении важно продемонстрировать ход мыслей. Чтобы цепочка доводов хорошо просматривалась, рекомендуется использовать такие слова, как:
- во-первых, во-вторых…;
- из этого следует/ с другой стороны/ согласно этому;
- я считаю/ мне кажется/ по моему мнению.
Третья часть работы, в которой нужно описать выводы. В заключении важно красиво обобщить и резюмировать итоги рассуждений. Для этого следует кратко пройтись по всему выше сказанному, как бы напоминая читателю, о чем шла речь в начале и основной части.
- “Итак, счастье — это понятие разностороннее, каждый понимает его по-своему…”
- “Исходя из вышесказанного, стоит отметить, что….”
Допустимо сказать о важности описываемой темы в современном мире и перечислить собственные идеи и суждения, которые появились в процессе работы над темой.
Завершение текста может быть таким:
- “Думаю, мне удалось убедить, что…”;
- “Проанализировав приведенные аргументы, можно прийти к выводу, что…”
- “Сказанное выше убеждает в том, что…”
- “Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что….”
Требования к оформлению
В работе не допустимо использование сленга, юмора, просторечных выражений. Особенно, если речь идет об экзаменационной работе. Мнение должно высказываться корректно, не оскорблять иные интересы и взгляды
Штампы и заученные фразы помогут написать сочинение любому. Но если удастся их избежать, текст получится интереснее и живее.
Важно, чтобы текст выглядел читабельным. Лучше разбивать сложные предложения на простые. Отдельные мысли выделять абзацами. Но при этом не нужно слишком разрывать повествование на части. Для примера можно взять такую схему:
- введение — 1-2 абзаца (подводка и позиция автора);
- основная часть — 3 абзаца (минимум по одному абзацу для каждого аргумента);
- заключение — 1-2 абзаца (обобщение, итог).
И, конечно, необходимо исключить наличие любых ошибок. Это касается и орфографии, и пунктуации, и стилистики. И здесь следует применить третий пункт “Правила трех” — перечитать готовые предложения трижды, а уже после переписывать их в чистовик.
Критерии оценивания
Сочинение-рассуждение может быть написано в качестве задания экзаменационной работы в 9 или 11 классе, а также на уроках в течение года. В каждом случае свои особенности оценки. Но есть и общие критерии.
- Объем. Обычно минимальное количество слов оговаривается в задании. При написании сочинения на ЕГЭ тексты меньшего объема, чем указано в задании, не проверяются.
- Формулировка проблемы. Проверяется ее наличие, правильно ли она сформулирована.
- Выражение позиции автора сочинения и высказывание по поводу мнения автора текста, если таковой предлагается в задании.
- Связность и последовательность. Если мысли перескакивают от одной к другой — это минус. Предложения должны вытекать одно из другого.
- Точность и выразительность речи. Минус — незаконченные мысли, сухая речь.
- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
- Соблюдение грамматических и речевых норм.
- Этичность высказываний. Автор в праве высказывать любое мнение, но важно, чтобы оно не задевало и не оскорбляло интересы других.
- Точность используемых фактов. Если нет уверенности в информации, лучшее её не использовать не только в качестве аргумента, но и в других частях.
Советы по подготовке
Рассуждать на заданные темы нелегко. Для этого хорошо иметь широкий кругозор. Рекомендуется больше читать, интересоваться тем, что происходит в мире, узнавать об изобретениях, быть открытыми к новым знаниям.
Если обнаруживаются сложности с формулировками, то можно заготовить для себя подсказки. Для каждого из этапов сочинения подобрать удобные шаблоны и попросту заучить их. Так получится основа для сочинения, на которую уже наращивается текст по любой теме.
Также рекомендуется заранее с цитатами и мнениями известных личностей по возможным темам сочинений. Выбрать наиболее понятные, близкие высказывания и заучить их для того, чтобы использовать в качестве эпиграфа или аргумента.
Конечно, важно знать правила орфографии, правильно расставлять знаки пунктуации. Ошибки в тексте ощутимо снижают авторитет автора.
Чтобы сочинения-рассуждения писались легко, нужно регулярно тренироваться. Необязательно писать большие работы. Для отработки навыка достаточно мини-сочинений. Главное, чтобы в них четко прослеживалась структура: введение, основная часть, заключение. И видна была цепочка рассуждений.
Также можно изучать готовые сочинения. Их в большом количестве можно найти, например, на сайтах для подготовки к экзаменам. При этом эффективнее не просто читать их, а вооружаться ручкой или карандашом и отмечать на листе главные части, подчеркивать аргументы, выделять универсальные фразы, которые можно применять в своих работах.
Такой многоплановый подход непременно поможет научиться писать сочинения-рассуждения легко и на высший балл.
Помощь в правильном написании ЕГЭ по русскому языку по части сочинения-рассуждения.
Главная сложность в написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте. Если проблема определена неверно, за сочинение можно — по доброте эксперта — получить 2-5 баллов, не больше, из максимальных 23.
Когда проблема определена, создать структуру сочинения довольно легко:
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (структура)
- 1. Определение и формулировка проблемы (в виде дуалистического тезиса или проблемного вопроса).
- 2. Комментарий к проблеме.
- 3. Позиция автора по проблеме.
- 4. Ваша позиция по затронутой проблеме.
- 5,6. Аргументы, доказывающие состоятельность вашей позиции (не менее 2).
- 7. Вывод, который в общем смысле повторяет вашу (и авторскую) позицию по проблеме.
Нетрудно заметить, что проблема является основой каждой части сочинения, которых должно быть 7 (если экспертная комиссия ЕГЭ не настаивает на обязательном вступлении).
Рассмотрим подробнее особенности написания каждой части на примере сочинения по отрывку из рассказа А. П. Чехова «Слёзы крокодила».
1. Определение и формулировка проблемы
Как ни странно это звучит, но формулировать проблему мы станем, когда определим позицию автора. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: какой теме он посвящён? что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать нам автор?
Чехов посвятил свой рассказ двуличности человека, причём самой ужасной, когда человек не замечает её в себе. Иудин сокрушается о несовершенстве мира, несправедливости его («Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич…») и тут же отбирает у вдовы «сиротскую копейку» («И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим.»). Страшно в этой сцене то, что Иудин искренне сокрушается о мировом зле и так же искренне его вершит. Автор осуждает героя рассказа, что проявляется даже в названии «Слёзы крокодила» и «говорящей» фамилии Иудина. Чехов будто спрашивает: можно ли изменить мир, в котором люди не умеют различать зло и добро?
Примерно так должны выглядеть наши рассуждения. Сразу оговоримся, что можно было увидеть и другие проблемы, но они — так или иначе — затрагивали бы вопрос о двуличности, некритическом отношении к себе человека.
Обратите внимание на последние два предложения в нашем рассуждении — они озвучивают позицию автора и проблему, затронутую в тексте. Теперь нам легко записать первые три абзаца сочинения, немного расширив и преобразовав наше рассуждение.
Сначала — проблемный вопрос: Можно ли изменить мир, не меняясь самому, а только сокрушаясь о его несовершенстве, осуждая других?
2. Комментарий к проблеме
Далее — комментарии к проблеме (они в основном и повторят наше рассуждение, можно лишь изменить начало: Этот вопрос мы читаем между строк чеховского рассказа. Его герой — хозяин ломбарда Иудин — совершенно точно определяет всю уродливую несправедливость жизни, причём делает это наедине с собой, искренне… и далее как рассуждали).
3. Позиция автора
Затем — позиция автора: Чехов считает, что начинать изменять мир нужно с себя. Если каждый будет делать хотя одно доброе дело в день, будет поступать по совести, а не выгоде, миру не нужны будут законы и революции — он станет прекрасен! Но для этого необходимо научиться не разделять свои мысли и поступки, перестать двуличествовать.
4. Ваша позиция
Ваша позиция будет повторять позицию автора по своей сути. Сразу оговоримся, что возможно и не соглашаться с автором, однако такая работа потребует намного больше усилий, неопровержимых аргументов и бесспорного мастерства в написании сочинений-рссуждений, ведь вам придётся опровергать «вечные истины», которые всегда и становятся основой экзаменационных текстов.
5,6. Аргументы
Когда собственная позиция сформулирована, приводятся аргументы для её подтверждения. Их должно быть минимум два: 1 читательский (из художественной или публицистической литературы) и 1 «жизненный» (исторические аналогии, данные статистики, широкоизвестные факты современности и т. п.) или 2 читательских — обе комбинации оцениваются одинаково (3 балла), если подобраны удачно.
Аргумент должен иметь следующую структуру: повторение в общих чертах или по сути исходной позиции (в нашем случае: человек говорит одно, делает другое, зло умножается) — результат, который вы предсказываете в своем мнении по проблеме (изменится человек — изменится мир).
В качестве читательского аргумента для рассказа Чехова можно выбрать сюжетную линию с Иудушкой Головлёвым из «Господ Головлёвых» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Иудушка постоянно говорит о Боге, печётся о правильности жизни, «блаалепии», а сам доводит до безвременной смерти сыновей, мать, а в итоге — и себя).
Ещё одним читательским аргументом вполне может служить история, рассказанная в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она, разумеется, очень неоднозначна, но в простой интерпретации выпускника станет ярким свидетельством духовной слепоты человека, обвиняющего мир и не желающего видеть себя как есть.
7. Вывод
Вывод ещё раз — уже во второй — подтверждает позицию автора (а теперь и вашу).
Его желательно сделать более открытым: с прогнозами, пожеланиями, даже моралью, например: Только совершенствуя себя, подобно Льву Толстому, искореняя свои несовершенства, мы можем изменить жизнь. Человека не сделать лучше против его воли, ему нельзя «привить любовь к Родине или чувство сострадания»: своим примером, своим духовным подвигом мы искореняем мерзости — и собственные, и окружающих.