Как выглядит экзамен по обществознанию в 9 классе


Содержание

Общая информация и структура экзамена
Темы заданий для ОГЭ по обществознанию
Вопросы и задания
Оценки и критерии оценивания результатов

Как и некоторые другие экзамены, ОГЭ по обществознанию для 9 класса в 2019 году останется фактически неизменным. Этот необязательный экзамен по выбору, рекомендуется учащимся, которые:

  • в 10 классе будут обучаться по профильной программе с гуманитарным уклоном;
  • после окончания средней школы переходят в профильные колледжи (литературные, театральные, социальные, психологические и многие другие) или планируют окончить старшую школу экстерном (за 1 год);
  • планируют в будущем сдавать ЕГЭ по обществознанию и поступать на гуманитарные специальности в профильные вузы.

Подготовку лучше начать как можно раньше – в отличие от точных наук здесь могут встречаться каверзные вопросы с «двойным смыслом», и лучше заранее научиться уверенно отвечать на них.

Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Общая информация и структура экзамена

В этом году, по данным ФИПИ (Федеральный институт педагогических изменений), существенных поправок и нововведений в тестах не планируется.

Это позволяет опираться не только на материалы 2018-2019 года, но и задействовать более старые – 2016-2017 года.

Основное:

  • Время проведения экзамена – 180 минут (3 часа).
  • Материалы на самом испытании: использование запрещено.

Состав теста, как и в прошлые годы, выглядит следующим образом:

Часть 1

— 25 вопросов
— выбор краткого ответа

Часть 2

— 6 вопросов
— необходим развёрнутый ответ

Общее количество заданий: 31.

Темы заданий для ОГЭ по обществознанию

Каждый из вопросов подчиняется одной конкретной теме предмета. Сложность задания зависит от того, насколько узкая сфера взята. Плюсом является то, что и баллов будет зачислено больше, в случае успешного выполнения. Ознакомимся с темами, которые затрагивает каждое из заданий:


№1 — Общество как форма жизнедеятельности
№2 — Биологическое и социальное
№3 — Социальные реалии
№4 — Анализ суждений (общество и человек)
№5 — Духовная культура и наука в обществе
№6 — Анализ суждений (сфера духовной культуры)
№7 — Экономика и ее роль в жизни общества
№8 — Предпринимательская деятельность
№9 — Социальные реалии в экономике
№10 — Анализ суждений (экономика)
№11 — Социальная структура общества и семьи
№12 — Социальные реалии
№13 — Анализ суждений (социальная сфера)
№14 — Власть, государство и политика
№15 — Социальные реалии в политике
№16 — Анализ политических суждений
№17 — Права и правонарушения
№18 — Конституция России
№19 — Трудовые и семейные права
№20 — Анализ правовых суждений
№21 — Сравнение ситуаций
№22 — Установление соответствий
№23 — Установление мнений или фактов
№24 — Выбор верной позиции
№25 — Выбор верной позиции
№26 (С1) — Составление плана текста
№27 (С2) — Информация в тексте
№28 (С3) — Интерпретация информации
№29 (С4) — Привлечение сторонних знаний
№30 (С5) — Объяснение фактов
№31 (С6) — Собственная позиция

Важно! Тестов очень много, под каждую из этих тем создано множество самых разных заданий. Не пытайтесь зазубрить вопросы и ответы – подходите с умом к подготовке и детально разбирайтесь в материале, тогда вы без труда ответите на любой вопрос.

Вопросы и задания

Задачу усложняют форматы испытаний в тесте. Вам могут встретиться задания по одной теме, но в разных формулировках. Внимательно читайте, что требуется указать – от этого зависит правильность ответа! Рассмотрим несколько примеров, которые могут встретиться на экзамене.

Пример задания с выбором варианта ответа (слово, цифра, группа цифр)

Задание №7

Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

  1. открытие сети продовольственных гипермаркетов
  2. объяснение причин роста инфляции
  3. расчёт показателей государственного бюджета
  4. прогнозирование спроса на товары

Ответ: 1

Пример демонстрационного задания на определение последовательности/соотношение понятий

Задание №22

Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) 30-летний Павел проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив проезд.

1) административное право

Б) Гражданин К. регулярно опаздывает на работу без уважительных причин.

2) трудовое право

В) В здании, которое занимает фирма «Промтовары», пожарная инспекция обнаружила нарушения правил пожарной безопасности.

Г) Елена заявила работодателю, что увольняется с занимаемой должности и прекращает исполнять свои обязанно-сти с завтрашнего дня.

Д) При приёме на работу Виктор не подписал трудовой договор с работодателем.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Ответ: 12122

Пример задания на развёрнутый ответ (составить несколько предложений)

Задание №27

Назовите три глобальные проблемы современности, о которых не упоминается в данном фрагменте текста.

Ответ:

Следующие проблемы могут быть указаны в качестве примеров:

  1. демографическая:
  2. экологическая:
  3. международный терроризм:
  4. СПИД, наркомания, алкоголизм и др.

(Допустимы другие варианты)

Выполнение заданий перед ОГЭ по обществознанию

Оценки и критерии оценивания результатов

Максимальный балл учащийся может набрать, если правильно и в полной мере выполнит все задания теста. По отдельности задания оцениваются следующим образом:

Часть 1

Количество баллов

Задание 1–21, 23–25

Выполнено верно – 1
Выполнено неверно — 0

Задание 22

Выполнено без ошибок – 2 балла
Допущена 1 ошибка – 1 балл
Допущено 2 и более ошибок – 0 баллов

Часть 2

Задания 26–28, 30 и 31

Выполнено полностью правильно – 2 балла
Выполнено не полностью – 1 балл
Не выполнено/выполнено неверно – 0 баллов

Задание 29

Выполнено полностью правильно – 3 балла
Выполнено не полностью/отчасти верно – 1 или 2 балла
Не выполнено/выполнено неверно – 0 баллов

Для перевода оценок в 5-балльную шкалу воспользуйтесь таблицей:

Отметка по 5-балльной шкале

Первичная отметка за тест

  • Минимальный проходной балл: 15 (оценка «3» по 10-балльной шкале)
  • Максимальный первичный балл: 39

Подготовка и сдача ОГЭ по обществознанию

Чтобы не потеряться в объёме информации – лучше всего пройти курсы подготовки к экзамену или позаниматься индивидуально с репетитором (ориентируйтесь на особенности характера и усвоение материала – комфортнее ли вам находиться в группе или тет-а-тет с преподавателем).

Для выполнения заданий части 1 потренируйтесь концентрироваться на вопросе и выбирать из него важную информацию:

  • К какой теме по обществознанию относится вопрос?
  • Что вам известно об этом, а что точно к проблематике не относится?
  • Какие ключевые слова в формулировке подсказывают правильный ответ?
  • Что именно вас просят указать в бланке?

Ответы на тесты проверяет компьютер, поэтому отвечайте чётко, без лишней информации (цифра, слово, группа цифр/букв). Даже правильный ответ, записанный некорректно, засчитан не будет.

Для выполнения части 2 потренируйтесь работать с информацией – анализировать, соотносить с теоретическими знаниями, приводить примеры из жизни, из практики, учебных пособий.

Будьте аккуратны при переносе ответов в официальные бланки и экзаменационные листы. Во время экзамена разрешено пользоваться черновиком, но информация на нём никак не учитывается при оценивании работы!

Отнеситесь к подготовке серьёзно и высокие баллы по предмету «Обществознание» не заставят себя ждать.

24.10.2022
127796

Экзамен по обществознанию — один из самых популярных. Хотя в нем встречаются самые разные формулировки и типы заданий, бояться его не стоит. В этой статье мы сделаем акцент на структуре экзамена, изменениях, особенностях первой и второй части, лайфхаках для сложных заданий. В конце статьи — рекомендации, которые помогут вам подготовиться к ОГЭ по обществознанию — 2023.

огэ по обществознанию 2023

Какая структура и особенности ОГЭ по обществознанию нас ждет в 2023 году?

Изменения ОГЭ по обществознанию в 2023 году

ОГЭ по обществознанию не менялся с 2021 года.

Структура ОГЭ по обществознанию — 2023

ОГЭ по обществознанию в 2023 году состоит из двух частей. В I часть входят задания и с кратким ответом, и с развернутым ответом. В II части только задания с развернутым ответом. Всего вам придется решить 24 задания по шести тематическим блокам:

  •  человек и общество;
  •  экономика;
  • сфера политики и социального управления (политика);
  • сфера духовной культуры (духовная сфера);
  • право;
  • социальная сфера.

огэ по обществознанию 2021

Максимальный первичный балл за весь экзамен — 37 баллов. Время написания экзамена — 180 минут (3 часа).

Чтобы сдать ОГЭ, надо не только хорошо знать все тематические блоки, но и понимать критерии оценивания заданий. Не изучили их, пока готовились — потеряли баллы. Итог: плохая оценка в аттестате. Или не удалось поступить в колледж на бюджет. Оба варианта не радуют, да?

Чтобы этого не произошло, я рассказываю своим ученикам все об изменениях и обновлениях критериев. Во время подготовки к ОГЭ мы отрабатываем все форматы заданий, пишем развернутые ответы и оцениваем их, разбираем ошибки и учимся на них. И на занятиях я даю им только ту информацию, которая гарантированно пригодится на экзамене — ничего лишнего и никакой воды!

Поэтому мои ученики всегда сдают ОГЭ на «отлично» и не нервничают на экзамене. Хотите тоже быть готовыми на все 100? Записывайтесь на курсы подготовки к ОГЭ, и я научу вас всему, что знаю!

I часть экзамена

I часть ОГЭ по обществознанию — 2023 состоит из 20 заданий. Их  можно разделить три категории: тестовые задания, форматные задания и задания с развернутым ответом.

Тестовые задания

Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков. Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, № 9 — всегда задание по экономике, а № 13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.

огэ по обществознанию 2021

Форматные задания

Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них. Всего в первой части есть три форматных задания:

  • Задание № 15 (2 балла) – задание на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого столбца. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом.

    И еще один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте. Тут есть небольшой лайфхак: каждая цифра второго столбца должна хотя бы один раз встретиться в вашем ответе.

  • Задание № 19 (1 балл) задание на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть  4 признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия.

Совет: четко работайте с условием задания. По очереди берите понятия и анализируйте каждый из четырёх признаков. Так вы точно не запутаетесь и получите заветный балл.

  • Задание № 20 (1 балл) – задание на заполнение пропуска в таблице. Оно проверяет знание терминологии, а предугадать, какой тематической блок встретится в этом задании, невозможно. Небольшой лайфхак: ваш ответ в виде должен соотноситься с информацией из таблицы в форме, числе и падеже.  

Задания с развернутым ответом

В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ОГЭ в соответствии с критериями.

  •  Задание 1 (2 балла) — задание на термины. Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия — этим мы занимаемся на курсах ОГЭ. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.

    В качестве структуры для раскрытия понятия вы можете использовать следующий шаблон: родовое понятие + 2 признака. 

  • Задание 5 (3 балла) — задание на анализ визуальной информации. Это новое задание, которое появилось в ОГЭ по обществознанию 2023 года. Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности.

    Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей. 

  • Задание 6 (2 балла) — задание на финансовую грамотность.  Перед вами будет вымышленная ситуация (кейс), ее нужно проанализировать и ответить на вопросы. В кейсе можно встретить три основные темы:
    — Банковские услуги и формы дистанционного банковского обслуживания
    — Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи
    — Личный финансовый план и сбережения

Внимательно работайте с условием, подчеркивайте ключевые слова и вопросы. Ваш ответ должен быть лаконичным и аргументированным — эксперт поставит 0 баллов за общие рассуждения. 

  • Задание 12 (4 балла) задание на анализ статистического источника. Это одно из самых сложных и «дорогих» по баллам заданий ОГЭ по обществознанию. Вам нужно сформулировать сходства, различия и выводы, опираясь на статистический источник. Он может быть представлен в виде диаграммы, графика или таблицы. Баллы в этом задании часто теряют по невнимательности. Нужно чётко и внимательно работать с легендой, осями графика, информацией на диаграмме или в таблице.

Хотите справиться с этим заданием? Запомните: выводы основываются на анализе информации, а предположения — это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.

Пример задания 12

В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».

огэ по обществознанию 2021

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ: 

1) Сходство. Люди со средним образованием и с высшим образованием меньше поддерживают главенство старших родственников в семье.

Предположение: Это может быть объяснено тем, что в государстве Z многопоколенные семьи, включающие старших родственников, встречаются всё реже. Поэтому это наименее популярный ответ среди двух групп респондентов.

2) Различие: Респонденты со средним образованием на 15% больше, чем респонденты с высшим образов считают, что главой семьи должен быть мужчина.

Предположение: Это может быть связано с тем, что для менее образованных людей свойственны традиционные взгляды на семью и распределение семейных ролей.

Задания II части

Вторая часть ОГЭ по обществознанию важна не менее, чем первая — без нее невозможно получить заветную оценку «5». Перед вами будет текст, после которого идут четыре задания с развернутым ответом. Текст может относиться к любому из шести тематических блоков. 

Эти задания проверяют эксперты, четко опираясь на критерии. Уделите особое внимание критериям, чтобы понимать, как должен выглядеть идеальный ответ.

огэ по обществознанию 2021

Задания II части ОГЭ по обществознанию

Рекомендации по подготовке к экзамену

Чтобы получить максимальный балл, важно вовремя, а главное  правильно начать подготовку. Не отладывайте ее на последний момент! Вот несколько рекомендаций, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию 2023 было проще.

  1. Осознайте, что обществознание с точки зрения теории — такой же предмет, как и все остальные
  2. Не бойтесь большого объемов теории. Фокусируйтесь не на заучивании, а на понимании терминов через примеры или аналогии.
  3. Составьте для себя список тем для изучения, исходя из кодификатора. Отмечайте пройденные темы по мере прогресса. Так вы не запутаетесь, какие теоретические аспекты уже изучили.
  4. Уделяйте сопоставимое внимание каждому из шести тематических блоков. Не стоит выделять любимый блок и изучать его: в экзамене встречаются все шесть.
  5. Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий. Так вы уменьшите количество ошибок, которые обычно допускают по невнимательности.
  6. Изучите критерии оценивания как в первой, так и во второй части экзамена.
  7. Пишите разборчиво. Понятный почерк важен для обеих частей ОГЭ. Компьютер может не считать цифру или букву, а эксперты при проверке второй части не станут разбираться в непонятных каракулях.

И последний совет: готовьтесь к ОГЭ основательно. Без хорошей оценки вы не поступите в колледж. А если собираетесь в вуз, то ОГЭ по обществознанию — отличная тренировка перед ЕГЭ. Поэтому вам нужно получить как можно больше знаний и опыта, чтобы в дальнейшем лучше учиться и сдавать другие экзамены. А еще вы будете меньше на них нервничать 😉

Например, чтобы мои ученики не переживали на экзамене, я провожу пробный ОГЭ по обществознанию. Мы организуем настоящий экзамен: со строгим ограничением по времени, в строгом соответствии с регламентом. Так что мои ученики уже закалены практикой 💪 А после пробного экзамена я всегда разбираю ошибки с каждым в отдельности, чтобы все понимали, какие темы им надо доучить.

В общем, если вы хотите подготовиться к ОГЭ на «отлично» и не бояться экзаменов, приходите на мои курсы подготовки. Будем учиться вместе!

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Роман Зарапин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета,

преподаватель Института дополнительного образования и Предуниверсария РГГУ,

эксперт ЕГЭ по обществознанию и истории

По вашему мнению, насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по обществознанию?

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик.

Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от самого ученика. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если ребенок в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену он может подготовиться сам. Курсы помогут в первую очередь тем, кто недоволен уровнем преподавания обществознания в своей школе. А если вы знаете, что самостоятельно ваш ребенок заниматься не станет, проще обратиться к репетитору. Впрочем, если ученик твердо решил, что сам ничего делать не будет, даже самый продвинутый репетитор не сможет ему помочь.

Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Если даже при подготовке к ОГЭ возникают серьезные проблемы, это повод задуматься и обратиться за помощью.

По вашему опыту преподавания, какие разделы обществознания самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? Какие темы самые простые?

Самый сложный раздел для школьников — это право. По нему на экзамене они допускают самое большое количество ошибок. Причины ясны — здесь зачастую нужно не просто понимать, о чем идет речь, но и твердо знать нормы права. Обязательно есть задания на знание Конституции РФ, а это значит, что ее надо не просто бегло прочитать один раз, а как следует проработать. Непросто идут политика и экономика, а на вопросы о семье или социальном конфликте дети, как правило, отвечают верно, потому что с подобными ситуациями сталкиваются почти каждый день.

Всего на экзамене предлагается 31 задание. Какие темы охватывают задания?

И ученик, и родитель должны внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение ОГЭ. Найти их можно на сайте ФИПИ. Там приведены три документа — демоверсия, спецификация и классификатор. Демоверсия представляет собой образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. В ней можно посмотреть, как выглядит экзаменационный тест, какие типы заданий в нем представлены. В конце демоверсии приводятся ключи, по которым можно себя проверить. Спецификация описывает назначение отдельных заданий и содержит информацию о правилах их оценивания (иными словами, сколько баллов за какое задание дается). Кодификатор — это перечень тем, знание которых выносится на ОГЭ. В этом году в списке 59 тем, которые охватывают все разделы курса. Сложность в том, что многие темы дети проходили в 8, а то и в 7 классе, и теперь этот материал необходимо вспомнить.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по обществознанию ставится наибольшее количество баллов?

Максимум за работу можно получить 39 первичных баллов. За все задания первой части экзамена (№№ 1-25), кроме задания № 22, в случае правильного ответа ставится один балл. Задание № 22 оценивается двумя баллами: максимальный балл получает ученик, не допустивший ни одной ошибки. Тот, кто допустит одну ошибку, зарабатывает один балл, а ошибившийся более одного раза баллов не получает.

Вторая часть экзаменационного варианта (№№ 26-31) — это работа с текстом, выделение информации из текста и работа с ней (приведение пояснений, примеров, аргументов). Задания №№ 26-28 и №№ 30-31 оцениваются двумя баллами, задание № 29 — тремя баллами.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ОГЭ по обществознанию наилучшим образом?

«Формула успеха» довольно проста: это регулярные занятия. Дети, которые откладывают подготовку к ОГЭ «на потом», как правило, сдают экзамен гораздо хуже тех, кто так не делает. Нужно регулярно читать учебники и справочную литературу и, конечно, решать тренировочные тесты. По большому счету, в процессе подготовки к любому экзамену нужно решить две задачи: во-первых, набрать необходимый материал и, во-вторых, подготовиться к формату экзамена, как говорится, «набить руку». Если регулярно выполнять тестовые задания, работать с текстом (в формате заданий второй части экзамена), уверен, результат будет достаточно высоким.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат. Реально ли его получить?

ОГЭ — это не ЕГЭ, здесь от одной ошибки не зависит, поступите ли вы в выбранное высшее учебное заведение. Результаты этого экзамена важны прежде всего для самого ученика: ему нужно понять, правильно ли он учится, верно ли готовится к экзаменам, готов ли к повышенному уровню сложности в старших классах. Высокий результат получить вполне реально, но он всегда пропорционален затраченным усилиям.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

Официально экзамен составляется по школьному учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для девятиклассников сложны. Можно обратиться к сайту «Интернетурок.ру» и посмотреть материалы по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Тестовые задания можно взять из открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Если в школах проводятся тренировочные работы, их обязательно нужно писать; в этом случае не поленитесь попросить второй вариант и прорешайте его дома.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Задание № 21 Здесь указаны четыре черты (свойства, признаки), которые нужно разделить на две группы (сходства и различия). Это достаточно простое задание, тем более что количество вариантов заранее известно, да и сами группы названы. Главное — внимательно прочитать его и понять, что требуется сделать.
Задание № 22 Более сложное задание — необходимо разделить элементы на группы, причем в одной группе может быть один элемент, а в другой — целых три. Учащиеся нередко пугаются этого, им почему-то кажется, что элементов в группах должно быть поровну. Но это совершенно не обязательно будет так.
Задания № 23, № 24 Работа с графическим материалом (диаграмма). Здесь предлагаются многовариантные тесты, в которых нужно найти все правильные ответы. Многие дети об этом забывают и ставят только один правильный ответ. Надо использовать навыки логического мышления, чтобы не только правильно прочитать диаграмму, но и сделать верные выводы.
Задание № 25

Необходимо выделить, какие из предложений отражают факты, а какие содержат мнения. Многие девятиклассники (да и одиннадцатиклассники тоже) не понимают, как это сделать. На самом деле все просто: если утверждение можно проверить, установить его подлинность или ложность — это факт. Если же подлинность/ложность установить нельзя, и знание носит субъективный характер, то это оценка. Я обычно спрашиваю у ученика, какой у него рост. Он отвечает, например: «175 см». Это факт, потому что мы можем взять сантиметр и измерить рост. Если окажется именно 175 см, это истинный факт, а если, к примеру, 177 см — то ложный факт. Потом задаю вопрос: «Ты высокий?». Тут уже сложно ответить однозначно. Для девятиклассника 175 см — это достаточно большой рост. Но как насчет одиннадцатиклассника? Или первоклассника? Или для члена сборной России по баскетболу? Это субъективное знание, а значит — оценка.

Можно привести и другой пример. То, что на улице температура −2, — это факт (вывешиваем за окно термометр и проверяем). А вот то, тепло там или холодно, — это уже оценка. Человеку в двух шубах будет жарко, а вот в одной рубашке — очень холодно. Если −2, к примеру, 1 января, то мы говорим, что зима теплая, но что если та же температура наблюдается 1 августа?

Часто в предложениях встречаются слова-маркеры: «правильно» и «неправильно». Тут даже самый наивный ребенок должен увидеть оценочный характер знания.

Задание № 26 Первое задание части 2, в котором требуется составить план текста. Удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне попадался ученик, который совершенно искренне считал, что первые пять слов абзаца — это название пункта плана (его пришлось довольно долго переучивать). Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы.
Задания № 27, № 28 Очень похожие друг на друга задания, где требуется выделить две мысли автора по тексту. Ключевые слова здесь — «используя текст» и «по мнению автора». Свои рассуждения приводить не обязательно, главное — адекватно передать мысль, заложенную в тексте. Помочь тут может верное составление плана. Если задание № 26 выполнено правильно, найти абзацы, в которых содержатся указания на правильный ответ, несложно. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ.
Задание № 29 Здесь нужно найти две позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли школьника. Самое сложное — уследить за количеством компонентов задания. В демоверсии указано, что таких компонентов должно быть четыре — два по тексту и два составленных самим ребенком. Если же девятиклассник привел только позиции по тексту и не проиллюстрировал, он получит только один балл из трех.
Задания № 30, № 31

В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Ученик сам должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, чем примеры отличаются от аргументов. Любой аргумент должен содержать термины и строиться по схеме «это так, потому что…». А примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей.

Допустим, нужно доказать, что демократия лучше тоталитаризма. Аргумент тут может звучать так: «…потому что при демократии субъектом власти является весь народ (все общество), а в условиях тоталитаризма — только лидер (вождь)». В качестве примера можно привести Советский Союз при Сталине или Китай при Мао Цзэдуне, когда решение всех вопросов, даже самых незначительных, считалось прерогативой вождя. Обществознание очень тесно связано с историей, поэтому, чтобы приводить адекватные примеры, нужно разбираться в исторических событиях.

У девятиклассников впереди еще cемь месяцев до ОГЭ по обществознанию. Как вы посоветуете им распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Лучше всего спокойно проработать весь экзаменационный материал по кодификатору — тема за темой. В случае затруднений можно подойти к школьному учителю — думаю, ни один из них не откажет ребенку в консультации. В конце концов, результаты экзамена — это показатель и его работы тоже. Апрель-май лучше оставить для повторения материала. И обязательно нужно читать российскую Конституцию. Задания по этой теме есть везде — в ОГЭ, ЕГЭ, на любом уровне любой вузовской олимпиады.

Что нужно знать об ОГЭ по обществознанию в 2022 году

В 2022 году экзамен по обществу проверит знания учеников 9-го класса по 61 теме из школьного курса. На ОГЭ учеников будут ждать задания из разделов:

  1. «Человек и общество».

  2. «Сфера духовной культуры».

  3. «Экономика».

  4. «Социальная сфера».

  5. «Сфера политики и социального управления».

  6. «Право».

Экзамен состоит из двух частей, всего в них 24 задания. В вопросах № 1, 5, 6, 12, 21–24 школьники должны будут написать развернутый ответ, а в заданиях № 2–4, 7–11, 13–20 — краткий. Правильные ответы могут принести от 1 до 4 баллов, а максимально за экзамен возможно набрать 37 баллов.

Чтобы как можно лучше подготовиться к ОГЭ по обществознанию, советуем заранее узнать темы и разобраться в его структуре. В этом поможет кодификатор, который можно посмотреть на сайте ФИПИ

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Твоя пятёрка по английскому.

На что обратить внимание при выполнении заданий ОГЭ по обществознанию

Опыт учеников прошлых лет подсказывает, что в некоторых заданиях бывает трудно разобраться. Чтобы вы не упустили из виду самое важное, предлагаем разобрать подводные камни нескольких из них. Проверить свои знания с учетом наших рекомендаций можно будет в демоверсии ОГЭ 2022 года и с помощью открытого банка заданий ФИПИ.

Задание № 1. Раскрытие смысла ключевых обществоведческих понятий

В этом задании школьнику нужно выбрать из перечня два понятия, которые подходят по условию. После этого ученик должен дать определение одному из них.

Совет

Чтобы выполнить задание правильно и получить за него высокий балл, важно не заучивать все термины, а научиться понимать их смысл. Также будет полезным навык составлять определения. Делать это можно по схеме «родовое понятие + 2 признака».

Задание № 5. Поиск социальной информации на фото

По условию этого задания ученик должен рассмотреть фотографию людей и оценить ситуацию на ней с точки зрения своих знаний по обществознанию — социальных норм и экономической рациональности.

Совет

Когда будете составлять развернутый ответ, не рассуждайте абстрактно. Чем больше конкретики вы дадите, тем лучше.

Задание № 12. Анализ статистики

В этом задании ученик 9-го класса должен будет рассмотреть данные статистики в виде графика, таблицы или диаграммы, проанализировать их, найти сходства, отличия и сделать выводы.

Совет

Будьте внимательны во время работы с этим заданием. Не торопитесь, изучите все данные, легенду источника и условия. Здесь легко можно ошибиться из-за невнимательности, а не из-за недостатка знаний.

Задания № 21–24. Работа с текстом

Каждое из этих заданий связано с текстом. В 21-м задании ученик должен составить его план, в 22-м — ответить на три вопроса по тексту, в 23-м — подобрать примеры к тезису, в 24-м — привести к тезису аргументы с помощью текста и собственных знаний по обществу.

Советы:

  1. В вашем плане должно быть от 3 до 5 пунктов.

  2. Заранее потренируйтесь составлять аргументы и приводить примеры к тезисам из собственного опыта, мировой истории и т. д.

5 советов, как подготовиться к ОГЭ по обществу

В этом разделе мы собрали 5 рекомендаций от преподавателей Skysmart, которые подскажут, как хорошо сдать ОГЭ по обществознанию. Еще немного полезных советов на тему экзамена можно узнать в статье нашего блога о том, как сдать ОГЭ на высокий балл.

Подберите хорошие материалы для подготовки

Грамотная теоретическая база — важная деталь на пути к хорошей оценке на экзамене. Чтобы не потерять баллы, советуем внимательно выбирать источники, по которым вы изучаете темы вопросов.

Забудьте о подозрительных сайтах в интернете — в них слишком много непроверенной информации и ошибок. Лучше обратите внимание на справочные материалы и учебники, которые входят в перечень ФГОС. Также советуем изучать Конституцию РФ: на ОГЭ школьники часто ошибаются в вопросах, которые связаны с этой темой.

Составьте личный план

Системный подход — первое, что поможет вам как можно лучше сдать ОГЭ по обществознанию в 9-м классе. Чтобы организовать его, составьте план подготовки:

  1. Узнайте слабые и сильные стороны ваших знаний.

  2. Изучите разделы курса и список тем, по которым составлены задания ОГЭ.

  3. Сверьтесь с расписанием экзамена и рассчитайте, сколько времени осталось на подготовку.

  4. Распределите темы по дням недели. Отведите равное количество времени для заданий первой и второй частей.

  5. Добавьте в расписание регулярные пробники ОГЭ, практику на демоверсии и открытом банке заданий по обществознанию.

  6. Дополните распорядок часами отдыха и выходными. Так вы не навредите здоровью и будете эффективнее учиться.

Не наступайте на чужие грабли

По опыту экспертов Skysmart, чаще всего ученики 9-го класса ошибаются в вопросах раздела «Право». Это связано с тем, что в таких заданиях важно не только понять условие, но и хорошо знать нормы права. Также проблемными можно назвать разделы «Экономика» и «Сфера политики и социального управления». Советуем обратить внимание на темы по ним, когда будете готовиться самостоятельно. Если обнаружите пробелы, их важно закрыть в первую очередь. Почитать статьи на темы из этих разделов можно в нашем блоге.

Будьте в курсе новостей

Если вы еще не делаете этого, советуем начать следить за событиями в России и мире. Для этого достаточно одного или двух достоверных источников в СМИ. Такой способ поможет улучшить знания о политике и экономике на этапе подготовительной работы и снабдит вас свежими примерами для заданий ОГЭ.

Занимайтесь с наставником

Самостоятельная подготовка полезна, и, если ее правильно организовать, она может привести к неплохим результатам на ОГЭ по обществознанию. И все же педагоги не зря рекомендуют сочетать ее с дополнительными занятиями. Только наставник может рассказать школьнику все, что нужно знать, чтобы сдать ОГЭ по обществознанию.

Например, в Skysmart школьников знакомят с форматом экзамена и в деталях разбирают каждое задание и тему, чтобы на ОГЭ не было неприятных сюрпризов. Также на уроках подскажут, как победить волнение и подготовиться без вреда для здоровья. Все это прокачает ваши знания и во многом увеличит ваши шансы на высокие баллы.

Как оценивают готовые работы на ОГЭ по обществу

За каждое правильно выполненное задание с кратким ответом (кроме № 15) школьник получает 1 балл. Если в ответе к заданию № 15 нет ошибок, его оценивают в 2 балла. Если есть ошибка, за этот ответ ученик получает 1 балл. Если любое из заданий школьник сделал неверно или оставил без ответа, за него он получит 0 баллов. Всего за задания с кратким ответом можно получить 17 баллов.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

ОГЭ-2021  Обществознание

ОГЭ-2021 Обществознание

Формат экзамена Формат Обязательного Государственного Экзамена в 2022 году не будет изменен, а это значит, что для обществознания актуальными будут такие основные факты:  1.единая дата проведения испытаний для всех регионов России;  2. количество заданий – 24 ;  3. время выполнения – 180 минут (ровно 3 часа);  4. максимальный первичный балл – 37 (было 35);  5 . разрешенных к использованию дополнительных материалов нет.

Формат экзамена

Формат Обязательного Государственного Экзамена в 2022 году не будет изменен, а это значит, что для обществознания актуальными будут такие основные факты: 1.единая дата проведения испытаний для всех регионов России; 2. количество заданий – 24 ; 3. время выполнения – 180 минут (ровно 3 часа); 4. максимальный первичный балл – 37 (было 35); 5 . разрешенных к использованию дополнительных материалов нет.

Нововведений в КИМах по обществознанию: полностью изменена структура КИМа; существенно уменьшено количество вопросов (в 2019 их было 31, теперь — 24); добавлены задания на работу с табличными данными и 3 новых вопроса с развернутым ответом; уменьшено до 4 число заданий на работу с текстом; изъяты многие задания с готовыми вариантами ответа, чем усилена аналитическая часть работы .

Нововведений в КИМах по обществознанию:

  • полностью изменена структура КИМа;
  • существенно уменьшено количество вопросов (в 2019 их было 31, теперь — 24);
  • добавлены задания на работу с табличными данными и 3 новых вопроса с развернутым ответом;
  • уменьшено до 4 число заданий на работу с текстом;
  • изъяты многие задания с готовыми вариантами ответа, чем усилена аналитическая часть работы .

В новом КИМе разделение заданий будет следующим: Часть Кол-во вопросов І Тип ответа 16 (было 17) ІІ 8 (было 7) краткий развернутый  При этом 13 заданий будут относиться к базовом уровню сложности, 9 – к повышенному и только 2 – к высокому.

В новом КИМе разделение заданий будет следующим:

Часть

Кол-во вопросов

І

Тип ответа

16 (было 17)

ІІ

8 (было 7)

краткий

развернутый

При этом 13 заданий будут относиться к базовом уровню сложности, 9 – к повышенному и только 2 – к высокому.

Тестовые задания  Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков.  Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок.  Например, №9 — всегда задание по экономике, а №13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.

Тестовые задания

Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков.

Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, №9 — всегда задание по экономике, а №13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.

6-9

6-9

Форматные задания   Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них.  Всего в первой части есть три форматных задания:  Задание №15 (2 балла)  – задание на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого столбца. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом.    И ещё один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте.

Форматные задания

Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них.

Всего в первой части есть три форматных задания:

Задание №15 (2 балла)  – задание на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого столбца. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом. И ещё один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте.

1 2 3 1 2

1 2 3 1 2

 Задание №19 (1 балл)  —задание на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть  4 признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия.    Совет: четко работайте с условием задания. По очереди берите понятия и анализируйте каждый из четырёх признаков. Так вы точно не запутаетесь и получите заветный балл.

Задание №19 (1 балл)  —задание на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть  4 признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия. Совет: четко работайте с условием задания. По очереди берите понятия и анализируйте каждый из четырёх признаков. Так вы точно не запутаетесь и получите заветный балл.

 1 3 2 4

1 3 2 4

 Задание №20 (1 балл)  – задание на заполнение пропуска в таблице. Оно проверяет знание терминологии, а предугадать, какой тематической блок встретится в этом задании, невозможно.   Небольшой лайфхак: ваш ответ в виде должен соотноситься с информацией из таблицы в форме, числе и падеже.

Задание №20 (1 балл)  – задание на заполнение пропуска в таблице. Оно проверяет знание терминологии, а предугадать, какой тематической блок встретится в этом задании, невозможно.

Небольшой лайфхак: ваш ответ в виде должен соотноситься с информацией из таблицы в форме, числе и падеже.

Правительство

Правительство

Задания с развернутым ответом.   В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ЕГЭ в соответствии с критериями.    Задание 1 (2 балла) — задание на термины.  Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.

Задания с развернутым ответом.

В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ЕГЭ в соответствии с критериями.

  Задание 1 (2 балла) — задание на термины.  Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.

 Задание 5 (3 балла) — задание на анализ визуальной информации.  Это новое задание, которое появилось в ОГЭ по обществознанию 2021 года. Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности.    Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей. 

Задание 5 (3 балла) — задание на анализ визуальной информации.  Это новое задание, которое появилось в ОГЭ по обществознанию 2021 года. Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности. Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей. 

 Задание 6 (2 балла) — задание на финансовую грамотность .  Перед вами будет вымышленная ситуация ( кейс ), ее нужно проанализировать и ответить на вопросы. В кейсе можно встретить три основные темы:  — Банковские услуги и формы дистанционного банковского обслуживания  — Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи  — Личный финансовый план и сбережения    Внимательно работайте с условием, подчеркивайте ключевые слова и вопросы. Ваш ответ должен быть лаконичным и аргументированным — эксперт поставит 0 баллов за общие рассуждения. 

Задание 6 (2 балла) — задание на финансовую грамотность .  Перед вами будет вымышленная ситуация ( кейс ), ее нужно проанализировать и ответить на вопросы. В кейсе можно встретить три основные темы: — Банковские услуги и формы дистанционного банковского обслуживания — Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи — Личный финансовый план и сбережения Внимательно работайте с условием, подчеркивайте ключевые слова и вопросы. Ваш ответ должен быть лаконичным и аргументированным — эксперт поставит 0 баллов за общие рассуждения. 

 Задание 12 (4 балла)  —  задание на анализ статистического источника.  Это одно из самых сложных и «дорогих» по баллам заданий ОГЭ по обществознанию. Вам нужно сформулировать сходства, различия и выводы, опираясь на статистический источник. Он может быть представлен в виде диаграммы, графика или таблицы. Баллы в этом задании часто теряют по невнимательности. Нужно чётко и внимательно работать с легендой, осями графика, информацией на диаграмме или в таблице.    Запомните: выводы основываются на анализе информации, а предположения — это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.

Задание 12 (4 балла)  задание на анализ статистического источника.  Это одно из самых сложных и «дорогих» по баллам заданий ОГЭ по обществознанию. Вам нужно сформулировать сходства, различия и выводы, опираясь на статистический источник. Он может быть представлен в виде диаграммы, графика или таблицы. Баллы в этом задании часто теряют по невнимательности. Нужно чётко и внимательно работать с легендой, осями графика, информацией на диаграмме или в таблице.

Запомните: выводы основываются на анализе информации, а предположения — это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.

Задания II части  Вторая часть ОГЭ по обществознанию важна не менее, чем первая — без нее невозможно получить заветную оценку «5».  Перед вами будет текст, после которого идут четыре задания с развернутым ответом. Текст может относиться к любому из шести тематических блоков.   Эти задания проверяют эксперты, чётко опираясь на критерии. Уделите особое внимание критериям, чтобы понимать, как должен выглядеть идеальный ответ.

Задания II части

Вторая часть ОГЭ по обществознанию важна не менее, чем первая — без нее невозможно получить заветную оценку «5».

Перед вами будет текст, после которого идут четыре задания с развернутым ответом. Текст может относиться к любому из шести тематических блоков. 

Эти задания проверяют эксперты, чётко опираясь на критерии. Уделите особое внимание критериям, чтобы понимать, как должен выглядеть идеальный ответ.

Оценивание работы (по прошлому году):

Оценивание работы (по прошлому году):

Что такое ОГЭ по Обществознанию?

Вы знаете, что девятиклассники сдают выпускные экзамены, ОГЭ – основной государственный экзамен. Многие выбирают ОГЭ по обществознанию. Всего нужно сдать четыре предмета в формате ОГЭ: русский, математику и два на выбор.

ОГЭ по обществознанию – третий по популярности после обязательных предметов (русский язык и математика). ОГЭ по обществознанию помогает подготовиться к более сложному экзамену в 11 классе – ЕГЭ по обществознанию.

Экзамены в формате ОГЭ необходимо сдать на оценку «3» и выше. Иначе есть риск не получить аттестат. Тогда придется пересдавать ОГЭ, пока он не будет сдан хотя бы на тройку.

ОГЭ по обществознанию, так же, как и ЕГЭ, сдают в другой школе, под тщательным наблюдением и со строгими правилами. Никаких мобильных телефонов или шпаргалок на экзамене!

ОГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 31 задание.

На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут), за которые необходимо выполнить 25 тестовых задания с одним или несколькими вариантами ответа, а также 6 заданий со свободной формой ответа.

Для ответов выдаются специальные бланки.

Задания с выбором ответа отмечаются крестиком на выданном бланке, ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.

Внимание. Записи в черновике не учитываются при выставлении оценки за ОГЭ по обществознанию. За 3 часа вам нужно все записи перенести в чистовой бланк.

Важный момент. Писать на ОГЭ по обществознанию надо много. Если не хватает места – нужно попросить дополнительный бланк. Желательно сделать это заранее. Не в последний момент, когда писать уже не на чем! Девятиклассники часто стесняются попросить бланк заранее и в результате, вместо того, чтобы записывать ответы на вопросы, просто сидят и ждут.

Для успешной сдачи ОГЭ по обществознанию необходимо знать следующие темы:

— человек и общество;

— экономическая сфера общества;

— социальная сфера общества;

— политическая сфера общества;

— правовая сфера общества.

Также необходимо уметь работать с текстом: выделять основные положения абзацев текста, т.е. составлять план, выявлять, что хотел сказать автор, приводить и аргументировать свою точку зрения, используя обществоведческие знания.

Задания первой части ОГЭ по обществознанию оцениваются автоматически. Задания второй части оценивают эксперты. Здесь есть свои «подводные камни» — ведь мнение каждого из нас субъективно. Именно поэтому надо стараться приводить четкие аргументы и понятные формулировки. И поэтому к ОГЭ по обществознанию надо серьезно готовиться.

Автор статьи Екатерина Крестьянскова

Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Что такое ОГЭ по Обществознанию?» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.

Публикация обновлена:
09.03.2023

Разбираем структуру ОГЭ по обществознанию: какие есть задания и сколько за них дают баллов. Проходной балл для ОГЭ по обществознанию 2023 составляет 14 баллов. В конце статьи сделали шкалу перевода баллов в оценки. 

Из чего состоит ОГЭ по обществознанию

В варианте ОГЭ по обществознанию 24 задания. За них можно получить 36 баллов. Вариант условно делится на две части: 16 тестовых заданий и 8 заданий с развёрнутым ответом. Давайте разбираться, что ждёт нас на экзамене. 

1 задание 

Здесь может встретиться вопрос по любому разделу. За правильный ответ дают 2 балла

В чём смысл задания: дан ряд понятий и сфера, к которой два из пяти понятий должны относиться. Выбираем правильно — получаем свой балл. Второй балл нам дадут за верное раскрытие смысла понятия. 

Но! Хоть это задание и идёт первым в тестовой части, ответ на него мы даём развёрнутый — то есть пишем в бланк ответов №2.

Если выписать одно лишнее понятие, не выполнить вторую часть задания или выписать всего одно понятие и верно раскрыть его смысл, получим 1 балл.

2 задание 

Раздел — «Человек и общество». За него 1 балл: даётся суждение и 4 варианта ответов, из них только один верный. 

3 задание 

Тоже блок «Человек и общество». Принцип такой же, как в задании №2, и весит оно столько же — 1 балл

4 задание 

Даёт 1 балл. Есть два суждения по разделу «Духовная жизнь общества», о которых нужно выбрать правдивое утверждение. Например, суждения такие: 

  1. стратификация — это деление общества на группы по уровню дохода 
  2. только образование формирует индивида как личность 

Нам нужно решить: верными или неверными могут быть сразу два суждения, а может быть верным только одно из них. 

Задание 5 

За задание с картинкой на ОГЭ по обществознанию дают целых 3 балла! Его мы оформляем на бланк ответов №2. 

Что от нас требуется: внимательно прочитать текст и ответить на все вопросы, связанные с картинкой. Также нужно дать пояснение. 

Здесь представим себя Шерлоками Холмсами и применим метод дедукции — сначала смотрим на общий фон и логически «выцепим» важные детали, а потом пытаемся связать их с обществознанием. Следующие вопросы будут связаны с предыдущим, они будут «уточняющими».

2 балла получим, если правильно ответим на вопрос, но приведём примеры без пояснений. 

1 балл — если дан только правильный ответ на первый вопрос или вместе с правильным ответом приведён только один пример. 

Задание 6 

Получаем за него 2 балла — задание на финансовую грамотность. Дана ситуация и вопросы к ней. Обычно есть мошенники, которые пытаются украсть деньги с банковского счёта. Здесь всё просто и жизненно — проверяется именно понимание базовых правил взаимодействия с финансами, как вы могли бы применить их на практике. 

Если правильно ответить на один вопрос, дадут только 1 балл.


А задание и правда очень жизненное. Рассчитать бюджет — дело непростое, и тут пригодились бы советы: например, какие книги почитать, чтобы эффективно распределять свои средства. Про это у нас есть
целый гайд

Задание 7 и 8

Наконец, блок «Экономика» — за эти задание получаем по 1 баллу. Требуется выбрать верное утверждение из четырёх предложенных. 

Задание 9

За это задание дают 1 балл, а принцип такой же, как в Задании 4. 

Задание 10

Задание по блоку «Социология» на 1 балл. Из четырёх вариантов выбираем один верный.


Эти
пять лайфхаков сделают вашу учёбу проще и эффективнее.

Задание 11

Продолжаем с социологией, и опять задание на 1 балл с двумя суждениями. 

Задание 12

За это задание можно получить целых 4 балла. Это задание с развёрнутым ответом, поэтому его записываем в бланк ответов №2. 

В чём суть задания: даны две разные социальные группы — родители и дети, юноши и девушки. Они отвечают на абстрактный вопрос, а вам эти ответы надо проанализировать. 

Первая часть задания: для начала смотрим на сходство — какой ответ дало равное количество опрошенных от двух этих групп, а затем смотрим на те утверждения, где голоса опрошенных различаются максимально сильно. То есть здесь смотрим на график, цифры и делаем выводы.

Вторая часть задания: нас просят объяснить, в чём конкретно эти сходства и различия заключаются — здесь уже надо порассуждать, опираясь на личный опыт, и высказать предположения.

3 балла получим, если сформулированы выводы, но предположение высказано только по одному из них. 2 балла нам дадут за два вывода, а за один вывод — 1 балл. 

Задание 13

Задание по блоку «Политика» даёт 1 балл. Все просто: из четырёх предложенных вариантов выбираем один правильный. 

Задание 14

Задание на 1 балл с выбором правильного утверждения о суждениях. 

Задание 15

В этом задании на сопоставление темы могут быть любые, а даёт оно целых 2 балла. В одном столбике у нас есть функции, формы, области деятельности и тому подобное, а в другом — их признаки, отличительные черты. Мы должны определить, что к какому признаку относится, и последовательность цифр записать в бланк.  

Задание 16 

Задание из блока «Право», весит оно 1 балл. Нам нужно выбрать одно верное утверждение из четырёх предложенных. 

Задание 17

Продолжаем блок «Право» задачкой на 1 балл. Нам дают жизненную ситуацию, а потом уточняющий вопрос. Например, почему гражданке Б отказали в заключении крупной сделки. Из четырёх предложенных ответов нам нужно выбрать 1 верный.


А по теме «Система российского права» у нас есть развернутая
шпаргалка

Задание 18

Это задание всегда по праву, а даёт оно 1 балл. Уже привычное задание на выбор верного утверждения о двух суждениях. 

Задание 19

Задание на 1 балл, здесь может попасться любая тема. Нам дают два понятия — например, нормы права и нормы морали, у них есть черты сходства и различия. Нам нужно выявить эти черты и записать в правильном порядке. 

Задание 20 

Последнее задание в тестовой части ОГЭ по обществознанию, за него получаем 1 балл. Даны два определения, к одному из которых уже дано понятие, а второе мы должны написать самостоятельно. Тема может быть любая, но понятия всегда из одной сферы: например, только из «Экономики» или из «Социологии».


Здесь важно знать терминологию. Чтобы легко и быстро выучить нужные термины, мы сделали крутые
Шпаргалки по обществознанию: там подробно расписаны важные термины, их свойства и функции по всем четырём блокам экзамена.

Задание 21

Этот и следующие четыре номера в ОГЭ по обществознанию — задания по тексту. За всю эту часть максимально можно получить 9 баллов

Как перевести первичные баллы в обычные оценки и не запутаться рассказываем здесь 

В Задании 21 нужно составить план текста, за правильный план даётся 2 балла. 

Как написать хороший план? Для начала — внимательно читаем текст. Затем весь текст делим на фрагменты и замечаем, что в каждом из них есть определённая идея. Именно по этой идее мы даём название каждому отрывку текста. 

План делаем простой, без подпунктов.

1 балл в этом задании могут снять, если будут выделены не все смысловые фрагменты или если не все названия будут соответствовать идее. 

Задание 22

В этом задании получаем 2 балла за внимательность — здесь нужно ответить на несколько вопросов по тексту. 

Если ответить не на все вопросы, получим 1 балл. 

Задание 23

Это задание даёт 3 балла. Нужно ответить на вопрос по тексту, а потом вместе с теорией привести ещё и развёрнутые примеры с иллюстрациями. 

В вашем ответы должны быть следующие элементы: ответ на вопрос, два примера и две иллюстрации к ним. Если будет отсутствовать один элемент, то получаем 2 балла. За две-три позиции нам дадут 1 балл.  

Задание 24 

Последнее задание — и наши заслуженные 2 балла. Здесь с опорой на текст и свой опыт приводим два развёрнутых аргумента, которые подтвердят или опровергнут суждение из текста. 

Если привести 1 аргумент, то есть возможность получить лишь 1 балл.

Шкала перевода баллов ОГЭ по обществознанию в оценки

«2»: 0–13

«3»: 14–23

«4»: 24–31

«5»: 32–37


ОГЭ — первый серьезный экзамен в школе. Как выбрать предмет и какие нюансы есть у каждого рассказали в статье
«Самый лёгкий и самый сложный ОГЭ». Но в любом деле главное — тренировка. Собрали все лучшие ресурсы для подготовки к ОГЭ по всем предметам в этой статье

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как выглядит экзамен по литературе в 11 классе
  • Как выглядит экзамен по информатике в 9 классе
  • Как выглядит экзамен по географии 9 класс
  • Как выглядит экзамен по биологии огэ
  • Как выглядит экзамен по биологии в 9 классе

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии