Как выглядит егэ по литературе 2022

1 августа 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Демоверсия 2023

Официальная демоверсия ЕГЭ 2022 от ФИПИ по литературе.

Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей (участник должен выполнить 12 заданий).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–11).

Первый комплекс заданий (1–6) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Задания 1–4 требуют краткого ответа. Задания 5.1/5.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 6 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Второй комплекс заданий (7–11) относится к анализу стихотворения, басни, баллады. Задания 7–9 требуют краткого ответа. Задания 10.1/10.2 (необходимо выполнить ОДНО из них) и задание 11 требуют развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений.

Ответы к заданиям 1–4 и 7–9 состоят из одного или двух слов или последовательности цифр. Следуя приведённым ниже образцам, запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланк ответов № 1.

Часть 2 включает в себя пять заданий (12.1–12.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом 250–350 слов (если объём сочинения менее 200 слов, то оно оценивается 0 баллов). Сочинение оценивается по критериям грамотности. Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём.

На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуем не более 2 часов отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2.

Демоверсия утверждена.

→ Демоверсия: lit-demo2022-v2.pdf
→ Кодификатор: lit-k2022-v2.pdf
→ Спецификация: lit-s2022-v2.pdf
→ Скачать одним архивом: lit-demo2022.zip

Изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года

1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в.; включена зарубежная литература:

− в заданиях 7–11 произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развёрнутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы;

− в некоторых формулировках тем сочинений части 2 предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или зарубежной литературы (по выбору участника).

2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.

3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).

4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.

5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

6. Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения (12.1–12.5) по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».

7. Введены критерии оценивания грамотности для задания части 2 (сочинение).

8. Экзаменуемым разрешено пользоваться орфографическим словарём.

9. Изменён максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 53 (в 2021 г. – 58 баллов).

25.08.2021

Обновление 15.11.2021

Официальная демоверсия ЕГЭ для 2022 года по литературе + спецификация + кодификатор для этого варианта. Автор-составитель: ФИПИ.

В декабре 2020 года публиковалась первая демоверсия 2022, которая называлась перспективная, она была выложена для ОБСУЖДЕНИЯ. Т.е. это не окончательный и даже не предварительный вариант демоверсии ЕГЭ 2022. Это всего лишь вариант от ФИПИ для обсуждения.

  • Посмотреть перспективную модель 2022

Документы по актуальной демоверсии ЕГЭ 2022 по литературе

  • Кодификатор по литературе 2022
  • Спецификация по литературе 2022

Изменения ЕГЭ 2022 по литературе

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в.; включена зарубежная литература:
    − в заданиях 7–11 произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развёрнутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы;
    − в некоторых формулировках тем сочинений части 2 предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или зарубежной литературы (по выбору участника).
  2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
  3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
  4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).
  6. Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения (12.1–12.5) по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».
  7. Введены критерии оценивания грамотности.
  8. Изменён максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 55 (в 2021 г. – 58 баллов).

Другие предметы:

  • Демоверсии ЕГЭ 2022 по всем предметам

Текущая версия уже идёт как «предварительные варианты», которые (как правило) не меняются.

  • Тренировочные варианты ЕГЭ по литературе

Оставляйте свои комментарии ниже. Задавайте вопросы!

Видеоразбор демоверсии ЕГЭ 2022

Задания из демоверсии ЕГЭ 2022 по литературе

Текст (Н.В. Гоголь, «Ревизор»)

Задание 1

Укажите жанр пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Задание 2

Укажите фамилию персонажа, вызвавшего переполох в городе N («Чиновник-то из Петербурга приехал»).

Задание 3

Установите соответствие между образами чиновников и соответствующими произведениями Н.В. Гоголя: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.

ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ

  1. Ляпкин-Тяпкин
  2. Башмачкин
  3. Иван Антонович кувшинное рыло

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. «Мёртвые души»
  2. «Ночь перед Рождеством»
  3. «Ревизор»
  4. «Шинель»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 4

Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В основе действия пьесы всегда лежит _________, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и проч., автор может использовать ___________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках.

Задание 5.1

Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?

Задание 5.2

Критик В.Г. Белинский, полемизируя с автором пьесы, утверждал, что именно городничий является главным героем «Ревизора». Опираясь на
приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

КИМ демоверсии ЕГЭ 2022 по литературе в PDF

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School подготовили для вас подробную информацию о заданиях ЕГЭ по литературе 2022 года.  

Изменения в КИМах ЕГЭ по литературе 2022 года (справка ФИПИ): 

«1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в.; включена зарубежная 5 литература:

— в заданиях 7–11 произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развёрнутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы;

— в некоторых формулировках тем сочинений части 2 предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или зарубежной литературы (по выбору участника).

2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.

3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).

4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.

5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

6. Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения (12.1–12.5) по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».

7. Введены критерии оценивания грамотности. 8. Изменён максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 55 (в 2021 г. – 58 баллов)». 

Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ по литературе 2022 года — приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год — дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.

Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсы. В этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.

Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022


Демоверсия ЕГЭ по литературе 2022

Источник: ФИПИ


Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом. 

Проект ЕГЭ по литературе 2022 (демоверсия) не будет использоваться в 2021 году. 
Решение о включении в КИМ ЕГЭ по учебному предмету заданий из перспективной модели будет приниматься после общественно-профессионального обсуждения и апробации. Обновление экзаменационных моделей ЕГЭ планируется проводить поэтапно, на протяжении нескольких лет, начиная с 2022 года. (ФИПИ)

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.

Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради Бога: куда вы запропастились? На что это похоже?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами.
Г о р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.
Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Держиморда поехал на пожарной трубе.
Г о р о д н и ч и й. А Прохоров пьян?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян.
Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, – поехал туда для порядка, а возвратился пьян.
Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын… он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, Боже мой! я и
позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? – чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия… О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О Боже мой, Боже мой! Едем, Пётр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.
Г о р о д н и ч и й (бросая коробку). Коробка так коробка. Чёрт с ней! Да если
спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Едем, едем, Пётр Иванович! (Уходит и возвращается.)
Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза1 наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.
Все уходят.
(Н.В. Гоголь, «Ревизор»)
1 Гарниза (устаревшее, просторечное) – гарнизонные солдаты, команда гарнизона (с оттенком пренебрежительности)

ЗАДАНИЕ 1.
Укажите жанр пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».

ЗАДАНИЕ 2.
Назовите фамилию персонажа, вызвавшего переполох в городе N («Чиновник-то из Петербурга приехал»).

ЗАДАНИЕ 3.
Установите соответствие между образами чиновников, созданными Н.В.Гоголем, и связанными с ними произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
А) Ляпкин-Тяпкин
Б) Башмачкин
В) Иван Антонович кувшинное рыло
1) «Мёртвые души»
2) «Ночь перед Рождеством»
3) «Ревизор»
4) «Шинель»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ЗАДАНИЕ 4.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В основе действия пьесы всегда лежит _________, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и пр., автор может использовать ___________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках.

Выберите ОДНО из заданий 5.1 или 5.2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


ЗАДАНИЕ 5.1.

Что в приведённом фрагменте пьесы указывает на реальное положение дел в городе N?

ЗАДАНИЕ 5.2.
Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ
оценивается 0 баллов).
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

ЗАДАНИЕ 6.
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. В чём схоже (или чем различается) изображение нравов чиновничества в этом произведении и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя?

Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.

Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви
по Петровке идут неизменно…
Часовым полагается смена.
О, великая вечная армия,
где не властны слова и рубли,
где все — рядовые: ведь маршалов нет у любви!
Пусть поход никогда ваш не кончится.
О, когда б только эти войска!..
Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает
весна.
Часовые любви на Волхонке стоят.
Часовые любви на Неглинной не спят.
Часовые любви
по Арбату идут неизменно…
Часовым полагается смена.
(Б.Ш. Окуджава, 1958)

ЗАДАНИЕ 7.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Б.Ш. Окуджавы относится к такому роду литературы, как ______________, а его исторический роман «Путешествие дилетантов» относится к другому литературному роду, который обозначается термином ____________.

ЗАДАНИЕ 8.
Определите размер, которым написано данное произведение (см. первую строфу).

ЗАДАНИЕ 9.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных Б.Ш.Окуджавой в данном произведении.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпитет
2) неологизм
3) оксюморон
4) инверсия
5) метафора

Выберите ОДНО из заданий 10.1 или 10.2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

ЗАДАНИЕ 10.1.
Как относится лирический герой стихотворения к «великой вечной армии» влюблённых?

ЗАДАНИЕ 10.2.
Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ
оценивается 0 баллов).
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

ЗАДАНИЕ 11.
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении Б.Ш. Окуджавы?

Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1–12.4).
Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

ЗАДАНИЕ 12.1.
Какую роль в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» играют лирические отступления автора-повествователя?

ЗАДАНИЕ 12.2.
Кто из персонажей поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)

ЗАДАНИЕ 12.3.
Человек и природа как «вечная» тема в лирике С.А.Есенина.

ЗАДАНИЕ 12.4.
Страницы истории в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI веков. (На примере одного произведения)

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности.

Рекомендуемый объём сочинения 250−350 слов, минимально необходимый объём  — 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

12.1. Какую роль в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют портретные характеристики героев?

12.2. Герои-антагонисты в пьесе А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кулигин.

12.3. Человек и природа как «вечная тема» в творчестве С. А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)

12.4. Страницы истории в отечественной (или зарубежной) литературе второй половины ХХ−начала ХХI века. (На примере одного произведения)

12.5. Какие эпизоды романа Л. Н. Толстого «Война и мир», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора? (С опорой на текст произведения)

09.09.2022
57762

Литература — предмет, который многие боятся сдавать. Ученики считают, нужно обладать писательским талантом и помнить, какого цвета платье было у Наташи Ростовой на балу. Кто-то убежден, что литературу оценивают субъективно — ведь большую часть экзамена занимают сочинения, которые могут не понравиться эксперту. Все это стереотипы. Чтобы хорошо сдать ЕГЭ по литературе 2023, нужно помнить… нет, вовсе не цвет платья Наташи Ростовой, а структуру экзамена.

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023 — структура и особенности

Изменения в ЕГЭ по литературе 2023

За все годы существования ЕГЭ литература практически не менялась, если сравнивать с другими предметами. Лишь 2022 год ознаменовался достаточно серьезной перестройкой экзамена: поменялась структура, стали оценивать грамматику, добавили зарубежную литературу и т. д.

В 2023 году ЕГЭ по литературе вернулся к старым традициям: в нем изменилась только формулировка задания 9 — снято указание точного количества правильных ответов в вопросе (ранее всегда было 3). Теперь ученик должен выбрать ВСЕ правильные ответы, а это значит, что их количество может варьироваться.

егэ по литературе 2023

Обновленное задание 9, ЕГЭ по литературе 2023

Изменений в ЕГЭ по литературе 2023 действительно немного, но они все же важны. Если их не учитывать, вы потеряете несколько баллов, которые могут стоить вам поступления. Поэтому на своих занятиях по подготовке к экзамену я подробно рассказываю, как правильно решать обновленные задания. Ведь когда вопрос меняется, меняются и особенности ответа на него.

Именно это я и объясняю и показываю своим ученикам. Где-то, например, нужно обязательно дать подробное определение термина, чтобы получить максимальный балл. Но как вы узнаете об этом, если в формулировке задания это четко не сказано? Все хитрости по решению ЕГЭ по литературе я могу рассказать и вам — приходите на мои занятия, и мы вместе разберемся во всех сложностях.

Структура ЕГЭ по литературе 2023

Экзамен состоит из двух частей. Максимальный первичный балл, который можно набрать — 58.

Первая часть

Содержит 11 заданий, 7 из которых с кратким ответом и 4 так называемые «мини-сочинения».

Ее условно также можно разделить на 2 блока:

Блок 1 — вопросы по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения

  • Задания 1-4 с кратким ответом направлены на знание рода, жанра, направления произведения, особенностей композиции, характеристик героев и литературных терминов, полный перечень которых можно найти в Кодификаторе. 

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023
  • Задание 5.1 и 5.2 подразумевает выбор одного вопроса из двух, где необходимо написать сочинение в 5-10 предложений на анализ отрывка. Например: «Какую роль играет пейзаж в приведенном фрагменте?». 
  • Задание 6 — это мини-сочинение сопоставление, где нужно вспомнить один пример на заданную тему и сравнить с исходным произведением. 

Блок 2 — вопросы по лирическому произведению. Если стихотворение большое, в КИМ поместят только его часть

  • В заданиях 7-9 с кратким ответом также могут спросить род, жанр, размер и направление стихотворения, средства выразительности, типы рифмовки и т. д. 

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023
  • Задания 10.1 и 10.2 аналогичны заданиям 5.1 и 5.2 — они подразумевают выбор только одного вопроса из двух и требуют мини-сочинения в 5-10 предложений, но уже по лирическому произведению.
  • Задание 11 — это снова мини-сочинение на сопоставление, в котором также необходимо вспомнить один пример и сравнить в заданном направлении анализа. Темы в подобных сочинениях достаточно разнообразны. Это может быть мотив дружбы, неразделенной любви, тема маленького человека, осени и т. д.

Наши преподаватели ежегодно ходят на досрочный экзамен в целях «разведки», и одному из них однажды попался «мотив звезд» по стихотворению Маяковского «Послушайте!». Вспомните другие стихотворения, где встречается подобная тема. Получилось? А ведь нужно не просто их вспомнить, но и процитировать и сопоставить. Вдобавок еще время поджимает и нервы шалят… Но даже с этим можно справиться, если знать, как 😉

Например, на занятиях со своими учениками я подробно разбираю самые неожиданные темы из ЕГЭ по литературе. Мы находим и сопоставляем несколько стихотворений, рассказов или романов из русской и зарубежной литературы. А еще учимся формулировать ответ так, чтобы эксперты не придрались ни к одному слову — а они это любят, поверьте… Если хотите тоже научиться всему этому, приходите ко мне на подготовку к ЕГЭ — дойдем до 80+ баллов вместе!

Вторая часть

С этого года имеет 5 вопросов (несколько лет назад их было всего 3), из которых по личным предпочтениям нужно выбрать только один и написать объемное сочинение не менее 200 слов(одно из изменений этого года). Вот примеры тем из демонстрационного варианта ЕГЭ-2023:

егэ по литературе 2023

ЕГЭ по литературе 2023

Как получить высокий балл на ЕГЭ по литературе?

Формула успеха простая: теоретическая база + знание структуры экзамена. Когда-то она помогла набрать мне 98 баллов, а теперь помогает готовить учеников, которые, как и вы, мечтают поступить на бюджет в лучшие вузы страны.

Задания с коротким ответом

Главное — знать как и к чему готовиться. Например, роман-эпопею «Война и мир» из 4 томов боятся все ученики, но на экзамене из него встретятся только 4 темы. Мы это знаем благодаря нашему отделу исследований и разработок. Он проанализировал все варианты по литературе с момента существования ЕГЭ! И мы с удовольствием делимся такими секретами, ведь подобной информацией обладает не каждый репетитор. На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике.

Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 человек. Благодаря аналитике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. На экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный (и достаточно небольшой) перечень, который необходимо заучить.

Сочинения

За 4 года практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете — успех гарантирован.

Правда, если вы попробуете ознакомиться с критериями оценивания, то вряд ли что-то поймете. Формулировки у составителей отвратительные!

Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе я всегда объясняю каждый критерий простым языком. Мои ученики четко понимают, какие темы им нужно раскрыть при решении каждого задания. А еще они узнают о типичных ошибках, которые школьники часто совершают, и понимают, как их избежать. Так что после такой подготовки к ЕГЭ мои выпускники обходят даже тех, кто способен перечислить крестьян Коробочки по именам! Присоединяйтесь и вы!

Лайфхаки экзамена

К рубрике

Полезная информация

Смотреть все

Мы знаем в чем причина низких баллов в 2022 году.
МЫ ЗНАЕМ КАК ИСПРАВИТЬ ЭТО В 2023 ГОДУ!

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ от Университета «Синергия»

Информцентр образования

Собрал необходимые материалы по всем предметам и уже разделили их по блокам, вопросам, вариантам и типам заданий на экзамене. В разделах есть официальная информация к изучению — кодификатор, спецификация ФИПИ, демоверсии, КИМ (пробные варианты) и многое другое.

Теория

Для удобства информация распределена по номерам заданий демоверсий 2023 года. Материал изложен полно, но кратко. Простым языком. Есть наглядные примеры для понимания, схемы, таблицы для запоминания.

Практика

Это удобное пособие для быстрой подготовки к экзаменам: просто выбирайте задание, которое вызвало больше всего затруднений или вопросов, и тренируйтесь. В каждом листе есть список заданий, которые вы можете пройти самостоятельно, также правильные ответы с пояснениями (обоснованиями).

Майская ТатьянаПодготовка к ЕГЭ/ОГЭ по русскому языку и литературе

Образование:

  • Окончила Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского (магистр-филолог)
  • Опыт преподавания более 6 лет в школах, учебных центрах и на онлайн-платформах

Дополнительно:

Эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе

Достижения:

В работе ориентируюсь на учеников, их интересы и ожидания. Важно, чтобы материал был преподнесен простым и понятным языком. Стремлюсь показать, что русский язык логичен (и пусть в нем множество исключений!), а литература — прекрасна!

В «Синергии» отвечает за:

  • Разработку учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по русскому языку и литературе, и их оперативной корректировке;
  • Организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

Вопросы и ответы

«Формула успеха» 100 баллов по литературе?

Куда поступить с ЕГЭ по литературе?

С чего начать подготовку к ЕГЭ по литературе с нуля?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как выглядит егэ по английскому языку 2022
  • Как выбрать стратегию инвестирования тинькофф экзамен ответы на тест
  • Как выглядит егэ по алгебре
  • Как выглядит государственный экзамен
  • Как выбрать свою будущую профессию сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии