455. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
Помнится, уезжая в Ленинград, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. Что за причуда: в двадцатом веке из Ленинграда в Москву — письма! Как будто нет телеграфа и телефона. Как будто нельзя за пять минут соединиться с Москвой и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.
Были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма издалека», и «Письма русского путешественника». Только представьте себе: человек приехал из России в Париж и написал два тома писем! Тогда как во время современного перелёта Москва — Париж пассажир едва успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. …Два слова вместо двух томов — вот ритм, вот темп, вот, если хотите, — стиль двадцатого века.
Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые трактаты… Устоишь ли от соблазна, сев за неудобный гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
Кстати о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах… едва ли не самым главным предметом в номере являлся письменный стол? Даже и зелёное сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего письменного стола человеку обойтись трудно.
…Со временем письменные столы становились всё меньше и неприметнее, они превратились (вот именно!) в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, всё более завихряющейся, всё более убыстряющейся суеты…
(В. Солоухин «Письма из Русского музея»)
1. К какому стилю этот текст относится? Укажите стилеобразующие средства (лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические).
2. В чём смысл авторского противопоставления слов стол и столик?
3. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Какова их функция в тексте?
4. Сделайте полный синтаксический и пунктуационный разбор двух любых сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.
5. Поддерживает ли автор традицию писать письма? Сформулируйте проблему текста.
6. Как вы считаете, действительно ли письма в двадцатом веке — «причуда»? Запишите ответ на этот вопрос в виде сочинения-рассуждения.
5. Проблема текста – люди больше не общаются при помощи писем, поскольку, во-первых, у них нет на написание письма времени, а во-вторых, с появлением более быстрых средств связи.
6. Солоухин в тексте поднимает проблему написания современным ему человеком писем. В двадцатом веке произошел достаточно резкий скачок технологий (связанный не в последнюю очередь с двумя мировыми войнами), что привело к крайне сильным изменениям как в обществе, так и в общественном сознании.
Все это привело к тому, что многие явления, пользовавшиеся большой популярностью еще даже в начале двадцатого столетия, стали чем-то далеким. В том числе и написание писем.
У человека двадцатого века появились новые средства связи, гораздо более быстрые и эффективные, чем доставка письма (ведь письмо может потеряться, испортиться, не дойти до адресата). Кроме того, несмотря на то, что развитие технологий должно было предоставить человеку больше свободного времени, на деле вышло наоборот – со временем у человека его становилось все меньше и меньше. Следовательно, написать письмо –непозволительная роскошь.
Что касается нашего времени, то сейчас написание письма будет считаться не столько «причудой», сколько достаточно вредная привычка. Дело в том, что для изготовления бумаги требуется истребление лесов, которых к нашему времени на планете и так осталось слишком мало. К тому же вчерашние новости являются сегодня уже неактуальными. А ведь доставка письма займет как минимум несколько дней.
Таким образом, получается, что такой способ связи являлся неактуальным уже в двадцатом веке, не говоря уже о современности. Да, в свое время он представлял собой самый распространенный и необходимый способ общения. Кроме того, была в обмене письмами некоторая романтика. Однако не стоит всегда использовать те средства, которые когда-то пользовались популярностью, какими бы прекрасными они не казались. Каждому времени свойственны свои особенности.
Сочинение-рассуждение
«Действительно ли письма в XX веке «причуда»?
В данном тексте, Солоухин поднимает вопрос о необходимости общения с помощью письма в совершенном XX веке. Он искренне удивлен от того, что человек за небольшую поездку написал целых два тома писем, как? Ведь проще просто позвонить по телефону или отправить телеграф, зачем столько трудностей?
Во время технического прогресса, человек может общаться друг с другом в любое время, но разве общение по телефону может заменить письмо, в котором все свои эмоции можно превратить в красивые предложения? Конечно нет, разговаривая по телефону, человек не имеет времени на то, чтобы с умом сформировать свои мысли и чувства, да так, чтобы собеседник воспринимал его в полной мере.
Новое время модернизировало технику, и многие люди переключились на использование телефона, а письма навсегда потеряли свою актуальность.
Сравнивая новое и старое время, в роли основного предмета сравнения жизненного устоя, писатель приводит в пример гостиницу. Он сожалеет о том, что во многих современных гостиничных номерах нет обычных письменных столов, где можно сесть и написать то, что чувствуешь. А вот в старых гостиницах, письменный стол всегда занимал центральное место: «Устроители гостиниц исходили из того, что без хорошего стола человеку не обойтись».
Да, обычные слова на белой бумаге ? это душевное признание, которое содержит все чувства и эмоции человека, обличенные в форму красивых строк.
Во времена популярности писем, людям не требовались психологи, все свои мысли и переживания они могли выразить в письмах, может стоит вернуться к прошлому времени? Ведь обычные письма ? это сила настоящих эмоций человека, которые оставляют материальный след, и сохраняют таинство личности.
Таким образом, Солоухин хотел сказать о том, что в XX веке нет необходимости писать письма, но до сих пор есть люди, чья душа хочет сесть за стол, и просто написать свои чувства на бумаге. «Причуда» это или нет, человек должен решить сам, а решительному человеку – время не помеха.
На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Гольцова. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.
Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.
Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы
Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года
План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон
Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020
Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон
Данное сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой текста, тезисами и выводом, а также план сочинения.
2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений и эссе для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет в конце 2020 года.
Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 27 для написание сочинения ЕГЭ — ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.
В. Солоухин в своем произведении поднимает такой вопрос: действительно ли письма в 21 веке «причуда»? Проблема, поднятая автором, очень актуальна. Действительно, многие люди, которые слышат про письма, удивляются. Ведь письма теперь считают причудой, потому что есть более современные способы передачи информации: телефон, радио, телевидение.
А раньше человек, приехав из России, напишет 2 тома писем, тогда как во время современного перелета по тому же маршруту пассажир «едва успевает сочинить телеграмму о благополучном отлете» Автор считает, что развитие техники привело к тому, что письма пишут все реже и реже, а чаще используют телефоны и « поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма».
Я согласна с мнением автора, потому что тоже думаю, что письма уже играют малую роль в современном обществе и уже прошло то время, когда в письмах содержались целые трактаты.
Размышляя над этой проблемой, хочется снова обратиться к произведению «Письма из Русского музея» В. Солоухина. Писатель повествует о том, что раньше в гостиницах главным предметом в номере был письменный стол, потому что люди, работающие там, считали, что без хорошего письменного стола обойтись трудно.
Но со временем столы стали все меньше и меньше и превратились в столики. Это произошло из-за введений новых технологий: появились новые предметы для передачи информации и естественно письма уже никого не интересуют. Приведу еще один пример.
Письма в современности заменяют сообщениями в Интернете. Кто-то и в нашем времени признается в любви, пользуясь сообщениями в телефоне, а не так, как Евгений Онегин .Ведь он написал письмо Татьяне, потому что чувства, переполнявшие его, требовали изложения на бумаге.
Подводя итог, хочу сказать, что техника заменила всё, но все же найдутся люди, у которых душа и в двадцать первом веке требует письменного стола, бумаги и пишущего предмета.
Читать сочинение далее…
.
Обновлено: 10.01.2023
Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать, недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.
Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.
Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.
Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи. Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй, трусишка-то и дернет в первую очередь.
Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол человек садится в отдельности. Вот примерно о чем подумал я, когда в ультрасовременной гостинице большого европейского города, в отдельном недешевом номере не оказалось обыкновенного – четыре ножки и доска – письменного стола.
— Главная — Сочинение ЕГЭ
Как развитие техники повлияло на человечество? Над этим вопросом размышляет В. А. Солоухин.
Эти два примера дополняют друг друга. Первый пример показывает, как на смену старинным предметам приходят усовершенствованные технологии. Второй пример показывает, как технический прогресс не освободил человека, а сделал его более зависимым от времени. Дополняя друг друга примеры показывают отрицательное воздействие технического прогресса на жизнь людей.
Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно. Автор считает, что техника сделала могущественнее каждое государство и человечество в целом, но не сделала сильнее простого человека.
Таким образом, можно сделать вывод, что у технологического прогресса есть не только преимущества, но и недостатки. Несомненно, технологии упростили нашу жизнь и сделали ее комфортнее, но в тоже время технологии отрывают нас от реальности, делая человека беспомощным, зависимым.
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 — Формулировка проблем исходного текста : + 1 балл
Проблема определена верно, сформулирована корректно.
K2 — Комментарий: + 4 балла
Пример 1 в сочинении указан, пояснен.
Пример 2 указан, пояснен.
Взаимосвязь между примерами определена неверно: в первом примере показано положительное влияние технологий (появление более усовершенствованных предметов), а во втором — отрицательное влияние (человек не стал совершеннее). Примеры противопоставлены.
K3 — Отражение позиции автора исходного текста : + 1 балл
Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.
K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста : + 1 балл
Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.
K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения : + 1 балл.
Эти два примера дополняют друг друга. Первый пример показывает, как на смену старинным предметам приходят усовершенствованные технологии. Второй пример показывает, как технический прогресс не освободил человека, а сделал его более зависимым от времени. Дополняя друг друга примеры показывают отрицательное воздействие технического прогресса на жизнь людей.
Выделенные фрагменты являются противоречащими друг другу: непонятно, почему усовершенствованные технологии являются примером отрицательного воздействия на людей.
K6 — Точность и выразительность речи: + 2 балла.
K7 — Соблюдение орфографических норм : + 2 балла.
Несомненно, технологии упростили нашу жизнь и сделали ее комфортнее, но в тоже время технологии отрывают нас от реальности
K8 — Соблюдение пунктуационных норм : + 1 балл.
Дополняя друг друга ЗПТ примеры показывают отрицательное воздействие технического прогресса на жизнь людей.
Не могу не согласиться с позицией автора и тоже считаю, что, завися от современных технологий человечество , забывает про духовный мир.
Однако у людей не появилось больше свободного времени: «дай нам волю ТИРЕ просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки…
K9 — Соблюдение грамматических норм : + 1 балл.
Эти автор подчеркивает, что устаревшие предметы перестали
Второй пример показывает, как технический прогресс не освободил человека
K10 — Соблюдение речевых норм : + 2 баллф.
Первый пример показывает, как на смену старинным предметам приходят усовершенствованные технологии. Второй пример показывает, как технический прогресс не освободил человека, а сделал его более зависимым от времени. Дополняя друг друга примеры показывают отрицательное воздействие технического прогресса на жизнь людей.
K11 — Соблюдение этических норм: + 1 балл.
К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл
Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом связи примеров-иллюстраций. Удачи!
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать, недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.
Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.
Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой натуры.
Техника сделала могущественными каждое государство в целом и человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей, выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана, могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи, Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа, подвижники идеи.
Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения? Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество, трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй, трусишка-то и дернет в первую очередь. (По В.А.Солоухину)*
*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX-го века.
Домашнее задание
Абажур, абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра, авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство, агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж, академия, акваланг, акварель, аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать, аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома, акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый, алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот, аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна, антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия, апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит, аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат, артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия, ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет, атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект, бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться, баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер, баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот, безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный, Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный, бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный, беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка, библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса, бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный, благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство, бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить, бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень
Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.
Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано. Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться. Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать, недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры, кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили, видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера должна быть, увы, кровать.
Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.
Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.
Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.
Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы
Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года
План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон
Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020
Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон
Данное сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой текста, тезисами и выводом, а также план сочинения.
2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений и эссе для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет в конце 2020 года.
Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 27 для написание сочинения ЕГЭ — ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.
Я согласна с мнением автора, потому что тоже думаю, что письма уже играют малую роль в современном обществе и уже прошло то время, когда в письмах содержались целые трактаты.
Но со временем столы стали все меньше и меньше и превратились в столики. Это произошло из-за введений новых технологий: появились новые предметы для передачи информации и естественно письма уже никого не интересуют. Приведу еще один пример.
Подводя итог, хочу сказать, что техника заменила всё, но все же найдутся люди, у которых душа и в двадцать первом веке требует письменного стола, бумаги и пишущего предмета.
Читайте также:
- Сочинение сказка про класс 4 класс
- Сочинение по теме личность в процессе деятельности и общения
- Почему пилат пошел на хитрость и решил спасти иешуа га ноцри сочинение
- Сочинение по теме правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных и причастий
- 2 класс сочинение лоси опорная карточка
455. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.
Помнится, уезжая в Ленинград, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. Что за причуда: в двадцатом веке из Ленинграда в Москву — письма! Как будто нет телеграфа и телефона. Как будто нельзя за пять минут соединиться с Москвой и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.
Были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма издалека», и «Письма русского путешественника». Только представьте себе: человек приехал из России в Париж и написал два тома писем! Тогда как во время современного перелёта Москва — Париж пассажир едва успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. …Два слова вместо двух томов — вот ритм, вот темп, вот, если хотите, — стиль двадцатого века.
Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые трактаты… Устоишь ли от соблазна, сев за неудобный гостиничный столик, не коситься глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер? Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.
Кстати о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам замечать, что в старых гостиницах… едва ли не самым главным предметом в номере являлся письменный стол? Даже и зелёное сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь, что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего письменного стола человеку обойтись трудно.
…Со временем письменные столы становились всё меньше и неприметнее, они превратились (вот именно!) в столики, они отмирают, как у животного вида атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей, всё более завихряющейся, всё более убыстряющейся суеты…
(В. Солоухин «Письма из Русского музея»)
1. К какому стилю этот текст относится? Укажите стилеобразующие средства (лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические).
2. В чём смысл авторского противопоставления слов стол и столик?
3. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Какова их функция в тексте?
4. Сделайте полный синтаксический и пунктуационный разбор двух любых сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.
5. Поддерживает ли автор традицию писать письма? Сформулируйте проблему текста.
6. Как вы считаете, действительно ли письма в двадцатом веке — «причуда»? Запишите ответ на этот вопрос в виде сочинения-рассуждения.
5. Проблема текста – люди больше не общаются при помощи писем, поскольку, во-первых, у них нет на написание письма времени, а во-вторых, с появлением более быстрых средств связи.
6. Солоухин в тексте поднимает проблему написания современным ему человеком писем. В двадцатом веке произошел достаточно резкий скачок технологий (связанный не в последнюю очередь с двумя мировыми войнами), что привело к крайне сильным изменениям как в обществе, так и в общественном сознании.
Все это привело к тому, что многие явления, пользовавшиеся большой популярностью еще даже в начале двадцатого столетия, стали чем-то далеким. В том числе и написание писем.
У человека двадцатого века появились новые средства связи, гораздо более быстрые и эффективные, чем доставка письма (ведь письмо может потеряться, испортиться, не дойти до адресата). Кроме того, несмотря на то, что развитие технологий должно было предоставить человеку больше свободного времени, на деле вышло наоборот – со временем у человека его становилось все меньше и меньше. Следовательно, написать письмо –непозволительная роскошь.
Что касается нашего времени, то сейчас написание письма будет считаться не столько «причудой», сколько достаточно вредная привычка. Дело в том, что для изготовления бумаги требуется истребление лесов, которых к нашему времени на планете и так осталось слишком мало. К тому же вчерашние новости являются сегодня уже неактуальными. А ведь доставка письма займет как минимум несколько дней.
Таким образом, получается, что такой способ связи являлся неактуальным уже в двадцатом веке, не говоря уже о современности. Да, в свое время он представлял собой самый распространенный и необходимый способ общения. Кроме того, была в обмене письмами некоторая романтика. Однако не стоит всегда использовать те средства, которые когда-то пользовались популярностью, какими бы прекрасными они не казались. Каждому времени свойственны свои особенности.
Сочинение-рассуждение
«Действительно ли письма в XX веке «причуда»?
В данном тексте, Солоухин поднимает вопрос о необходимости общения с помощью письма в совершенном XX веке. Он искренне удивлен от того, что человек за небольшую поездку написал целых два тома писем, как? Ведь проще просто позвонить по телефону или отправить телеграф, зачем столько трудностей?
Во время технического прогресса, человек может общаться друг с другом в любое время, но разве общение по телефону может заменить письмо, в котором все свои эмоции можно превратить в красивые предложения? Конечно нет, разговаривая по телефону, человек не имеет времени на то, чтобы с умом сформировать свои мысли и чувства, да так, чтобы собеседник воспринимал его в полной мере.
Новое время модернизировало технику, и многие люди переключились на использование телефона, а письма навсегда потеряли свою актуальность.
Сравнивая новое и старое время, в роли основного предмета сравнения жизненного устоя, писатель приводит в пример гостиницу. Он сожалеет о том, что во многих современных гостиничных номерах нет обычных письменных столов, где можно сесть и написать то, что чувствуешь. А вот в старых гостиницах, письменный стол всегда занимал центральное место: «Устроители гостиниц исходили из того, что без хорошего стола человеку не обойтись».
Да, обычные слова на белой бумаге ? это душевное признание, которое содержит все чувства и эмоции человека, обличенные в форму красивых строк.
Во времена популярности писем, людям не требовались психологи, все свои мысли и переживания они могли выразить в письмах, может стоит вернуться к прошлому времени? Ведь обычные письма ? это сила настоящих эмоций человека, которые оставляют материальный след, и сохраняют таинство личности.
Таким образом, Солоухин хотел сказать о том, что в XX веке нет необходимости писать письма, но до сих пор есть люди, чья душа хочет сесть за стол, и просто написать свои чувства на бумаге. «Причуда» это или нет, человек должен решить сам, а решительному человеку – время не помеха.
На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством «Учебник», которая была написана автором/авторами: Гольцова. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.
Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. Что за причуда: в двадцатом веке — письма! Как будто нет телеграфа и телефона. Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.
Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далека», и «Письма русского путешественника». Только представьте себе: человек проехал из России в Париж и написал два тома писем! Тогда как во время современного перелета из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлете и благополучном приземлении. Два слова вместо двух томов — вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века.
Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой!
Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто человека, одного человека, человека как такового?Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. Но это всё — мы. Когда же «ты» останешься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра — просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля?Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но все равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.
(По В. Солоухину)
Показать текст целиком
Как влияет развитие технологий на экономию времени? Такую проблему ставит в тексте В. Солоухин.
Отвечая на этот вопрос, автор пишет о том, что, писать письма в двадцатом веке — это «причуда», раньше во время долгих поездок можно было написать большое количество писем, больше времени тратить на их написание, а сейчас имея телефон или телеграф можно сэкономить много времени, позвонить и рассказать, что у тебя нового можно всего за пять минут. Так писатель указывает на то, что современный человек стал проводить меньше времени наедине с собой, на написание писем, у человека появляется свободное время, которое он тратит в пустую.
Далее автор рассуждает о том, что наличие телефона, автомобиля, лайнера, призваны экономить время, высвобождать досуг. Читатель понимает, что у человека появляется больше свободного времени для творчества, прогулок, чтобы человек занимался своими делами. Также автор задаётся вопросом, стало ли больше времени у человека, который пользуется технологиями, чем человек старой эпохи, который больше времени тратил чтобы написать письма, добраться из одной страны в другую.
Автор
Вы видите 35% текста.
Оплатите один раз, чтобы читать целиком это
и другие 6000 сочинений сразу по всем предметам
Доступ будет предоставлен навсегда, откроется сразу после оплаты.
Купить пожизненный доступ за 499 ₽
Критерии
- 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
- 2 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
- 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
- 0 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
- 0 из 2К6Точность и выразительность речи
- 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
- 0 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
- 0 из 2К9Соблюдение языковых норм
- 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
- 1 из 1К11Соблюдение этических норм
- 1 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
- ИТОГО: 9 из 25
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Текст:
(1)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (2)Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время.
(3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.
(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими… (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.
(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.
(16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.
(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание — мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах.
(По Ю. Бондареву*)
Сочинение:
Главным аспектом, затрагиваемым в тексте, предложенном для анализа, является проблема войны и мира, разрушения и спокойствия.
Автор противопоставляет военные годы долгожданному миру, используя контекстные антонимы, такие как «черно-багровая завеса» и «солнечный мир». При помощи лексического повтора лова «солнце» он проводит параллель между миром и войной. Говоря о годах сражений, писатель заявляет, что солнце он ненавидел, ведь оно могло «равнодушно и беспощадно обнажать своим светом … недавнюю картину боя, … тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени». Этими словами Ю.В. Бондарев подчеркивает всю жестокость войны: даже солнце – символ жизни и процветания – может быть безжалостным к страданиям людей.
«Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным», — пишет автор текста. Для него мир – это уютная возня голубей на карнизах, шелест троллейбусов, доброта, радость, ожидание, любви. В этом долгожданном мире (к которому вся страна шла четыре года) солнце вновь вступило в свои права, оно вновь стало олицетворением спокойствия и счастья, мира и благополучия.
Нам, родившимся и живущим в относительно мирное время, сложно представить, что чувствовал солдат во время войны. Хотя писатель и не говорит о своих чувствах прямо, несложно догадаться, что воинам было нелегко. Война – болезненно время не только в жизни страны, но и отдельного солдата. И с этим сложно спорить.
Очень подробно писатель Михаил Шолохов раскрывает эту проблему в повести «Судьба человека». Главный герой прошел через многие испытания, потерял семью. На примере одного солдата писатель раскрывает все страдания, которые довелось пережить каждому воину.
Таким образом, тема войны навсегда останется «больным местом» в истории страны, семьи, человека.
Эта трудная часть С! (Рекомендации выпускникам по выполнению части С ЕГЭ по русскому языку)Написание сочинения-рассуждения является в экзаменационной работе по русскому языку последним заданием теста (блок С) и характеризуется высоким уровнем сложности. Сочинение пишется на основе текста, который используется для комплексного анализа в заданиях блоков А и В. Работа выпускника даёт возможность судить не только о сформированных языковых навыках и умениях, но и об уровне развития и общей культуре пишущего. Экзаменующийся должен показать хорошее владение литературным языком, умение логически излагать свои мысли, формулировать основные тезисы, приводить аргументы, делать обобщения и выводы.Учащемуся нужно помнить о том, что от него требуется написание работы определённого жанра и структуры (на это ориентирует инструкция к части С). Не следует писать о том, о чём в инструкции не сказано ни слова (например, о художественных достоинствах текста), потому что поощрительных баллов за это на экзамене по русскому языку не предусмотрено. Итак, с чего начать и в какой последовательности работать над сочинением?Некоторые практические советы1) Внимательно прочитайте инструкцию к части С, затем перечитайте предложенный текст.2) Начните работу над сочинением. Если позволяет время, пишите сначала на черновике. Если времени остаётся мало, пишите сразу на бланк.3) Определите основную проблему, поставленную автором в тексте. Сформулируйте её.Не путайте понятия «тема» и «проблема»! Это не одно и то же. (Проблема – это сложный вопрос, требующий разрешения, исследования). Если в тексте несколько проблем, остановитесь на какой-то одной.4) Дайте комментарий к сформулированной вами проблеме (не менее 2-3 предложений).5) Определите позицию автора, отберите 2-3 ключевые цитаты, где она выражена. Помните: авторская позиция не всегда прямо выражена в тексте. Не путайте автора и рассказчика, от лица которого идёт речь. Их мнения могут не совпадать. Позицию автора вы можете сформулировать сами или с помощью цитирования.6) Выразите своё мнение по проблеме текста, напишите, согласны или не согласны вы с мнением автора (рассказчика). Своё мнение по проблеме высказывайте корректно, соблюдая этические нормы, иначе вы лишитесь одного балла (критерий 11). 7) Приведите два аргумента, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. Следите за тем, чтобы ваши аргументы были достоверны, не содержали фактических ошибок (критерий 12). Если один из аргументов взят из художественной, публицистической или научной литературы, вы можете заработать 3 балла по критерию 4! Не забудьте завершить свою работу (это может быть одно предложение-вывод).9) В работе должно быть не менее 4-5 абзацев. За нарушение абзацного членения снимается 1 балл (критерий 5).10) Пересчитайте количество слов в сочинении: их должно быть не менее 150. Если в работе от 70 до 150 слов, вы теряете баллы по критериям К7 – К10. Сочинение, в котором меньше 70 слов, оценивается нулём баллов по всем критериям. Имейте в виду, что предлоги, союзы и частицы являются самостоятельными словами.11) Не употребляйте в сочинении трудные по написанию слова, разговорную лексику, молодёжный сленг, вульгаризмы. Избегайте также очень сложных синтаксических конструкций. Не забывайте закрывать кавычки!12) При оформлении бланка старайтесь писать аккуратно и разборчиво. Не заезжайте за рамку!13) Не забудьте проверить работу (орфографию, пунктуацию, грамматику, речь).Приложение 1 Исходный текст(1)Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. (2)Что за причуда: в двадцатом веке – письма! (3)Как будто нет телефона и телеграфа. (4)Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.(5)Были, были, конечно, и «Письма из Парижа», и «Письма из Италии», и «Письма издалека», и «Письма русского путешественника». (6) Только представьте себе: человек приехал из России в Париж и написал два тома писем! (7) Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении. (8) Два слова вместо двух томов – вот ритм, вот темп , вот, если хотите, стиль двадцатого века.(9) Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей. (10) Но произошел удивительный парадокс. (11) Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? (12) Да боже мой!(13) Техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом. (14) По огневой уничтожающей и всевозможной мощи Америка двадцатого века не то, что та же Америка девятнадцатого, и человечество, если пришлось бы отбиваться, ну хоть от марсиан, встретило бы их не так, как два или три века назад. (15) Но вот вопрос, сделала ли техника более могущественным просто человека, одного человека как такового? (16) Да, все вместе, обладающие современной техникой, мы мощнее. (17) Но это всё – мы. (18) Когда же ты остаёшься наедине с самим собой без радиоактивных и химических реакций, без атомных подводных лодок и даже без скафандра – просто один, можешь ли ты сказать про себя, что ты могущественнее всех своих предшественников по планете Земля? (19) Человечество коллективно может завоевать Луну либо антивещество, но всё равно за письменный стол каждый человек садится в отдельности.(По В.Солоухину) Основные этапы работы над сочинением по тексту1. Определяем проблемы: — ускорение темпа современной жизни;-сделала ли техника более могучим просто человека;-способствует ли развитие цивилизации духовному развитию человека.2. Начинаем писать сочинение: В тексте В.Солоухина поднимается проблема (чего?) ускорения темпа современной жизни.Автор размышляет о том, сделала ли техника более могучим просто человека, способствует ли развитие цивилизации духовному совершенствованию личности. 3. Комментируем проблему:Проблема, поднятая писателем, действительно, очень актуальна. В эпоху Интернета кому-то может показаться смешным сочинять письма или путешествовать на лошадях из Москвы в Париж. Ритм, скорость нашей жизни выросли, но люди не стали от этого лучше, чище, добрее, да и могущественнее тоже не стали. Многие люди чувствуют себя очень одиноко, несмотря на то, что их окружают достижения современной технической мысли.4. Определяем авторскую позицию:Автор считает, что развитие техники, призванное, по мнению многих, «экономить человеку время, высвободить досуг, который можно употребить для развития своих духовных способностей», не сделало «более могучим просто человека». Да и времени свободного у людей больше не стало. Человек «наедине с самим собой» остался таким же неуверенным и слабым, как и его предшественники «по планете Земля».5. Выражаем своё мнение по проблеме:Я согласна с мнением В.Солоухина… Я убеждён, что… На мой взгляд, … По моему мнению, … Подбираем 2 аргумента: объяснения, примера, иллюстрации (почему согласны). 6. Завершаем работу:В заключение хочется сказать (процитировать)…Хочется ещё раз подчеркнуть…. Таким образом…
Приложение 2Ошибки, за которые снижаются баллы в экзаменационной работе Грамматические ошибки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Более интереснее, красившее |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Речевые ошибки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Негрубые орфографические ошибкиИсправляются, но не учитываются:1) перенос слов;2) э/е после согласных в иноязычных словах и после гласных в собственных именах (Мариетта);3) прописная/строчная в названиях, связанных с религией (М(м)асленица, Р(р)ождество);4) при переносном употреблении собственных имён (Обломовы и Обломовы);5) сложные существительные без соединительной гласной (бефстроганов, ноу-хау);6) слитное/раздельное написание наречий с приставкой (под стать, на ощупь, врассыпную).