Как вы используете свою банковскую карту егэ

16832. В ходе социологических опросов 25-летним и 650-летним гражданам страны Z задавали вопрос: «Как Вы используете свою банковскую карту?»
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

Задание ЕГЭ по обществознанию

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Среди 25-летних тех, кто оплачивают картой покупки в магазине, больше, чем тех, кто оплачивают покупки в интернете.2. Доля тех, кто оплачивают картой покупки в магазине, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.3. Доля тех, кто снимают деньги в банкомате, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.4. Доля тех, кто оплачивают картой покупки в интернете, больше среди 50-летних, чем среди 25-летних.5. Равные доли опрошенных каждой группы затруднились ответить.

В ходе социологических опросов 25-летним и 50-летним гражданам страны Z задавали вопрос: «Как Вы используете свою банковскую карту?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто снимают деньги в банкомате, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.

2) Среди 25-летних тех, кто оплачивают картой покупки в магазине, больше, чем тех, кто оплачивают покупки в интернете.

3) Доля тех, кто оплачивают картой покупки в интернете, больше среди 50-летних, чем среди 25-летних.

4) Равные доли опрошенных каждой группы затруднились ответить.

5) Доля тех, кто оплачивают картой покупки в магазине, среди 50-летних больше, чем среди 25-летних.

Ответ: 124

В главе 1 данного учебного пособия мы уже обращались к концепции «экономической конституции»; здесь мы преследуем цель подчеркнуть возможность и целесообразность ее характеристики и как совокупности источников конституционного права.

В этом аспекте основой «экономической конституции» является Конституция РФ, которая является уникальным документом, актом, рассчитанным как на нынешнее, так и на будущие поколения; Конституция РФ действительно не фиксирует рыночный характер российской экономики, но позволяет определить российский и – возможно, оригинальный – тип хозяйствования («регулируемый капитализм», «промежуточная модель», «социально ориентированная экономика» и т. д.).

Российская «экономическая конституция» как совокупность конституционных норм, в том числе подвергнутых толкованию Конституционным Судом РФ, норм федеральных конституционных законов, иных актов и документов устанавливает следующие требования к российской экономической модели:

требования общего характера: экономика должна способствовать реализации конституционных принципов народовластия (основной принцип), правового, демократического и социального государства;

конкретные требования (общность экономического пространства, свобода перемещения товаров, услуг, финансов, активность государства в поддержке конкурентной политики, различных видов экономической деятельности, признание и защита различных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).

Очевидно, что лаконичные (иными они быть и не могут!) конституционные нормы образуют фундамент уникальной субстанции – «экономической конституции», который вызывает небезынтересные дискуссии в научном сообществе[141]. Их суть удачно характеризует Г.Н. Андреева, отмечая: «Что же касается теории экономической конституции, то ее предлагается считать не органической частью конституционно-правовой науки (каковой она на самом деле только и может являться), а лишь одним из вариантов конституционно-правового регулирования, то есть вообще допущено смешение отрасли и науки конституционного права. В целом же речь идет об упрощении, как представляется автору, жизни юристам-конституционалистам в виде „расчищения“ поля науки конституционного права от теорий, каким-либо образом связанных с использованием достижений экономической науки, и замены используемых в них понятий „более простыми“ традиционными понятиями, в частности… понятием «конституционные основы экономики»[142].

Конституция не может регулировать все аспекты экономических отношений. Так, в Конституции РФ нет понятий «управление экономикой», «координация экономической деятельности»[143]. В настоящее время, как отмечают исследователи, практически единственное определение понятия «координация экономической деятельности» содержится в п. 14 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[144]

В Конституции РФ нет «прямого ответа» (это достоинство, а не упущение Основного закона!) на вопрос о том, носит ли отечественная экономика рыночный характер и т. п.

Некоторые исследователи занимают иную позицию. «В Конституции РФ 1993 г. экономическая проблематика не выделяется в особых разделах, как во всех советских Конституциях, а пронизывает почти все ее содержание. Четко определенного понятия рыночной экономики нет, но в главах 1 и 2, не подлежащих корректировке иначе как через референдум, декларируются ее принципы: провозглашается равенство форм собственности, свобода предпринимательства, поддержка конкуренции, единство экономического пространства. Государству отводится естественная для рыночной экономики либерального типа роль „ночного сторожа“, состоящая в защите собственности и поддержке конкуренции, которая определяет пределы государственного вмешательства в хозяйственную жизнь»[145]. Предпримем попытку представить аргументы, свидетельствующие об уязвимости этой позиции, которую многие ученые разделяют, когда констатируют, например, что Россия – государство с рыночной экономикой[146]. Рынок – экономический институт, предназначенный для облегчения обмена, то есть для сокращения издержек по трансакциям обмена и, следовательно, для увеличения объемов торговли[147]. С юридической точки зрения рынок – система обязательственных отношений[148]. Однако следует учитывать, что государственное регулирование «является составной частью современной рыночной экономики. При этом суть государственного регулирования заключается в выполнении государством определенных видов деятельности для достижения конкретных целей, направленных на обеспечение эффективности хозяйственной деятельности и стабилизации экономики в целом»[149]. Кроме того, в современных условиях развития российской государственности «первостепенное значение имеет стабильное развитие экономических отношений, которое невозможно без эффективного механизма конституционно-правового регулирования экономической системы. Необходимость обращения к проблематике экономического развития России с позиции развития конституционализма обусловлена тем обстоятельством, что сегодня конституционные принципы и нормы являются универсальным мерилом, определяющим конституционность той или иной нормы права, правового акта деятельности власти и пр. Построение рыночной экономики требует применения новых подходов во всех отраслях жизнедеятельности общества и государства, ключевой задачей которых выступают экономическая целесообразность и экономическая выгода. Однако закрепленные в Конституции РФ положения и возложенные на государство социальные функции обусловливают переосмысление основных рыночных механизмов сквозь призму конституционных принципов»[150]. Вместе с тем в этом случае непросто найти тот разумный баланс между интересами государства, общества, бизнес-сообщества и есть опасность «администрирования экономики». Как пишет В.В. Чернышов, «необходимостью последовательного преодоления традиционного для советского правоведения и соответствующей практики государственного управления подхода и к праву, и к экономике как производным от государства категориям подхода, порождающего иллюзорную уверенность в том, что политическим лозунгом или директивой, облеченным в форму закона или подзаконного нормативно-правового акта, можно нивелировать действие объективных экономических законов, подчинять экономические процессы сиюминутным, нередко политизированным или конъюнктурным, целям и задачам государственного строительства»[151].

В целом многие авторы констатируют усиление роли государства в регулировании экономики в связи с расширением его социальных задач, необходимостью компенсации негативных явлений рыночной системы[152]. Не преувеличиваем ли мы актуальность проблематики вмешательства государства в экономику, замены рыночно регулируемой «экономической конституции» на административно-командную модель? Приведем некоторые примеры. Негативные события начала 2016 г., в том числе связанные с девальвацией российского рубля, актуализировали вопрос о том, соответствует ли Центральный Банк РФ (ЦБ РФ, Банк России) своему конституционно-правовому статусу[153]. В числе предлагаемых мер была и следующая: Центральный банк вводит «фиксированный» курс доллара (такое предложение внес первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике)[154]. Предлагались и иные варианты (установить жесткий курс рубля по отношению как к доллару США, так и к другим резервным валютам и т. п.). Комментарии здесь едва ли необходимы, а опыт такого воздействия в Союзе ССР (отсутствие фактической конвертируемости рубля, черный валютный рынок и т. п.) забыт либо игнорируется.

На примере этой ситуации становится очевидной та тонкая грань, которая разделяет «рыночную» и «социалистическую» экономику, разумное и необходимое государственное вмешательство в экономику и попытки ее «улучшить, к примеру, «отменив доллар» (такое предложение неоднократно вносилось в Государственную Думу РФ). Однако если утопизм подобного регулирования осознается большинством юристов или экономистов, значительно сложнее определить целесообразность других мер реализации «экономической конституции» на основе усиления мер государственного контроля за экономическими процессами. В качестве примера можно привести предложение советника Президента РФ, известного экономиста С.Ю. Глазьева о более активном участии Банка России в процессе рыночного определения соотношения курса доллара и рубля; он, в частности, заявил, что «ЦБ РФ не выполняет свою конституционную обязанность обеспечения стабильности курса» и предложил обязать Центральный банк «действовать уже при колебании курсов на 5–7 %»[155]. Не меньше споров среди экономистов вызвало разрешение Центрального банка кредитным организациям рассчитывать нормативы максимального риска на заемщика исходя из курсов валют по состоянию на 1 января 2016 г. либо письма Банка России от 23 января 2015 г. № 01-41-2/423 «О реструктуризации ипотечных жилищных ссуд в иностранной валюте», которое рекомендует кредитным организациям рассмотреть вопрос о реструктуризации ипотечных жилищных ссуд (в том числе пеней и штрафов, если кредитная организация принимает решение об их взыскании в соответствии с договором), предоставленных физическим лицам в иностранной валюте до 1 января 2015 г., включая конвертацию валюты ссуды в российские рубли и т. п.

Принципиальную необходимость и пределы государственного вмешательства в экономические процессы нельзя «раз и навсегда» зафиксировать в основном законе государства, ибо его придется изменять в зависимости от ситуации, которая может требовать как минимального государственного вмешательства («государство – ночной сторож»), так и более активных действий со стороны органов власти.

В этом вопросе мы согласны с тем, что экономическое регулирование становится одной из наиболее востребованных функций конституционного права, но не считаем возможным «нагружать» Конституцию РФ излишними правовыми конструкциями. Наша точка зрения не разделяется рядом ученых, которые, например, пишут: «Конституция Российской Федерации, принятая в условиях перехода от командно-административной к рыночной модели экономики, отказалась от нормативного закрепления многих понятий, имеющих, по мнению ее авторов-разработчиков, либо „наследие советского прошлого“, либо не-юридическое содержание. Так, произошел отказ от планирования как функции государства, не закрепляется такое базовое понятие, как „экономическая система государства“, не выделены принципы распределения государственных ресурсов и т. д.»[156].

Такой подход вкупе с констатацией неразвитости российской экономической модели могут обусловливать соблазн трансформации «экономической конституции» в направлении усиления административных способов регулирования. Так, некоторые авторы полагают, что «в России в должной мере не сформировались предпосылки для перехода к более высокой инновационной стадии экономического развития. Это объясняется в том числе диспропорциями в структуре экономики в связи с ее энергосырьевой ориентацией, неразвитостью конкуренции, низким уровнем инвестиций в науку, инновации и образование, высокой степенью износа основных фондов, низкой производительностью труда»[157]. Во многом на этой платформе базируются и реализуются действия, дать которым однозначную оценку очень трудно. «В России усиление участия государства в экономике проявляется в расширении публично-правового регулирования экономических отношений (увеличении объема конституционно-правового регулирования по вопросам государственного управления экономикой, публичной собственности, усилении императивных начал в законодательстве о хозяйственных обществах, о несостоятельности, о предпринимательской деятельности), принятии множества целевых программ по экономическому развитию и увеличении разнообразия форм участия государства в экономических отношениях (государственные компании, государственные корпорации, государственно-частное партнерство)»[158].

Таким образом, сейчас уже не актуальны слова о том, что «на современном этапе развития Российского государства идет становление качественно нового по содержанию, целям и задачам экономического строя, основанного на конституционных принципах единого экономического пространства, поддержки добросовестной конкуренции, свободы экономической деятельности, равной защиты всех форм собственности»[159].

В настоящее время ситуация изменилась кардинально: идет поиск актуальной модели регулирования экономических явлений и процессов, который позволит минимизировать недостатки стихийного рынка, адаптировать экономические процессы к новым реалиям (истощение ресурсов, избыток товаров на конкретном рынке и т. п.). Можно ли охарактеризовать как рынок, например, ситуацию в сфере торговли нефтью, в которой доминируют даже не спекулятивные моменты (они неизбежны), а целенаправленное стремление нанести финансовый урон отдельно взятой стране (России)? Какие действия должно предпринять государство для стабилизации такой ситуации?

Разрешение этой проблемы связано со стабильностью правового регулирования экономических процессов, неизменностью конституционных норм.

Справедливо утверждение о том, том, что содержащаяся в Конституции «основа общеправового режима предопределяет содержание всего правового массива, действующего в Российском государстве»[160]. Более того, «именно в соответствии с Конституцией России, с ее нормами, а не исходя прежде всего из принципов сиюминутной эффективности и целесообразности должны приниматься законодательные акты. По существу, изложенное представляет собой конституционно-экономический подход»[161].

Такой подход может носить разные названия (мы используем термин «экономическая конституция»), но при условии его соответствия нормам Конституции РФ, стремления реализовать эти нормы он будет соответствовать интересам россиян.

«Экономическая конституция» – реальный алгоритм для действий государства в сфере регулирования экономических процессов, где сейчас необходимо усиление активности государства, но итогом этого процесса должно стать – наряду с пополнением бюджета, укреплением рубля и т. п. – повышение материального благополучия россиян в силу прямого указания конституционных норм. При таком подходе конституционное право способно «выражать согласованную волю различных социальных групп общества, устанавливать, поддерживать, охранять и защищать определенный баланс интересов»[162].

В целом обращение к проблемам «экономической конституции» позволяет констатировать, что «с поступательным развитием общества актуальность исследования этой проблемы будет только возрастать и она всегда будет предметом острой дискуссии, потому что все еще не найдена оптимальная формула соотношении права и экономики»[163]. Можно лишь добавить, что до настоящего времени не найдена и модель российской экономической системы: нам еще предстоит поиск ответа на вопросы о готовности россиян к существованию жесткой рыночной системы, о реальной оценке населением капиталистической модели хозяйствования, о степени вмешательства государства в регулирование экономических процессов. Однако оптимизм вызывает уже тот факт, что правовой вектор, базисная плоскость, в которой они разрешаются уже более 20 лет – с момента принятия Конституции РФ 1993 г. – остаются неизменными.

Итак, на современном этапе в условиях формирования новых угроз суверенитету и экономической стабильности России особое значение приобретают нормы Конституции 1993 г. как основы «экономической конституции». В условиях новой «холодной войны», реальных угроз третьей мировой войны, финансовых кризисов именно на основе Конституции РФ мы отстаиваем национальные интересы.

Зарубежные исследователи справедливо утверждают, что «в конце 1980-х – начале 1990-х гг. исчерпала себя советская модель общественного договора, внешним проявлением чего стал распад СССР. Фиксация нового общественного договора произошла при принятии действующей Конституции РФ. Можно считать, что граждане одобрили данный договор на референдуме 1993 г.»[164].

Юристы Финансового университета при Правительстве РФ не без оснований делают вывод о том, что «экономика как система хозяйственных отношений – вторична и зависит, с одной стороны, от права, с другой – от субъективной воли»[165].

Нам могут заметить, что население России едва ли обеспокоено вопросом о соотношении экономики и права, ибо «чрезмерное неравенство различных групп населения (по уровню доходов) является основной проблемой на пути трансформации экономики и ее качественного роста»[166]. Однако, действительно, российское население неоднородно как по уровню доходов, так и в отношении понимания роли государства и права. Социологические исследования показывают: часть россиян убеждена в необходимости построения «сильного государства», «жесткого» регулирования экономики, часть полагает недопустимым отказаться от результатов реформ, которые дались нам с таким трудом, «свернуть» с пути формирования рыночной экономики.

Найти консенсус между этими группами может только право; более того, именно основы «экономической конституции» представляют пример такого соглашения.

В этом аспекте и Конституция РФ «была компромиссной, и при внимательном прочтении хорошо заметен ее пограничный характер: Россия одновременно либеральное государство и социальное, с разделением властей и суперпрезидентской властью»[167]. Как уже отмечалось, такой характер правового регулирования и отличает конституционные нормы.

Безусловно, «экономическая конституция» должна решать и многие другие вопросы; в их числе – переход к новому многополярному миру, и в этом аспекте ее «регионализация» носит объективный и неизбежный характер. «В условиях изменения однополярного мира, – пишет Р.А. Курбатов, – интеграционные процессы, которые определяют весь процесс регионализации…В системе российского законодательства стал формироваться особый блок как международных региональных, так и национальных актов, которые свидетельствуют о начальных процессах становления новой отрасли – евразийской отрасли законодательства»[168].

Как пишет И.А. Умнова, «Конституция в современном понимании – это конгломерат оригинального конституционного текста и того объема международно-правовых стандартов, который в нем признается действующим наравне с конституционными нормами»[169]. Думается, в этом случае употребляется очень удачный термин – «конгломерат», – который отражает также и сущность «экономической конституции». Она также представляет собой конгломерат конституционных и развивающих их норм текущего законодательства, правоприменительной практики, а также норм международного права.

В учебном пособии осуществлен анализ двух категорий – идеальной «экономической конституции», которая носит транснациональный характер, подчинена процессам трансграничного движения капитала, обмена, торговли и реальной, которая, как отмечает Г.Ф. Ручкина, подчинена «субъективной воле», имеет ярко выраженную тенденцию к регионализации[170]. Некоторые союзы едва ли имеют перспективы экономического роста, нередко им присуща аморфность, они базируются на желании получить только экономические выгоды на основании самого факта членства в таком союзе и т. д.

«Экономическая конституция» призвана решать и актуальные задачи обеспечения экономического суверенитета России. Новые угрозы суверенитету и экономической стабильности России обусловливают адекватные ответные действия, которые базируются в первую очередь на нормах российской Конституции 1993 г.

Как следует из ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 15 и ст. 79 Конституции РФ, Конвенция о защите прав человека и основных свобод как международный договор Российской Федерации, ни основанные на ней правовые позиции Европейского Суда по правам человека, содержащие оценки национального законодательства, либо касающиеся необходимости изменения его положений, не отменяют для российской правовой системы приоритет Конституции Российской Федерации[171].

Думается, эти примеры наглядно демонстрируют приверженность России тем нормам и принципам, в том числе принципам «экономической конституции», которые априори носят справедливый характер, направлены на создание дополнительных гарантий защиты прав человека и гражданина. В этом аспекте «непреодолимых препятствий действительно нет. Таковых и не может быть в границах (и реалиях) конституционного суверенитета. Апологетика конституционно-правового подхода вовсе не означает, что в сложных международных экономических коллизиях можно будет пренебречь императивом справедливости в поисках оптимальной модели разрешения противоречий»[172].

Итак, есть все основания утверждать, что «конституционные реформы XX столетия, оформившие новые государственные экономические функции, стали не только следствием социально-политической трансформации, но и сами создали новые экономические условия. Современная конституционная модель оформила механизмы публичного вмешательства в экономику, обеспечивающие гарантии конституционных прав и свобод граждан и реализующие социальные функции государственной власти. Важнейшие сегменты экономической деятельности стали предметом конституционно-правового регулирования»[173].

Однако подчеркнем, что речь идет об основах правового регулирования экономической деятельности. Уникальность «экономической конституции» состоит в том, что она позволяет не противопоставлять нормы права, а обеспечить их эффективное комплексное действие.

В этом аспекте «законодатель при издании нормативных актов частного права и суды общей юрисдикции в процессе правоприменения должны быть связаны основными конституционными экономическими правами и той интерпретацией, которую им дают конституционные суды. Если положения (понятия) свободы договора, частной собственности, свободы предпринимательства, недобросовестной конкуренции и т. д. используются и в конституционном и в гражданском праве, то суды общей юрисдикции должны давать толкование как с позиций частного, так и с позиций конституционного права»[174].

Конституционалисты справедливо пишут, что, «отмечая безусловное значение цивилистического подхода в сфере права собственности, следует иметь в виду, что регулировании социально-экономических отношений собственности, связанных со свободой человека в обществе, с обеспечением меры социальной справедливости в большей мере относится к конституционно-правовому механизму воздействия»[175].

Г.А. Гаджиев отмечает: «Сложная, двухаспектная природа конституционных норм об основных экономических правах предопределяет особенности механизма их прямого действия. Проявляя свое частноправовое содержание, они активно взаимодействуют с нормами гражданского законодательства и в сфере отношений между государством и индивидом, и в сфере частных отношений. Причем характер действия основных частных прав различается в вертикальных отношениях и в сфере горизонтальных частных отношений. Суть их действия в частноправовой сфере состоит в том, что при коллизии различных основных прав гарантом этих прав продолжает оставаться государственная власть, как правило, при выполнении правоприменительных функций судами»[176].

Суды, действительно, все чаще базируются при вынесении актов на Основном законе страны. В работе Н.В. Витрука, с которым автору учебного пособия выпала честь работать, «Верность Конституции» подчеркивается ценность самой Конституции как «акта, устанавливающего свод основополагающих ценностных императивов государственно организованного общества, а также более конкретных конституционных установок, утверждающих ценностные основы и ориентиры правопорядка в отдельных сферах общественной и государственной жизни»[177].

На ценность конституции указывают практически все известные конституционалисты. «Каждая Конституция, – пишет С.А. Авакьян, – закрепляет свою систему общественных ценностей и направлена на то, чтобы на ее основе формировалось соответствующее воззрение каждого члена общества»[178]. По мнению В.О. Лучина, «осознание социальной ценности Конституции – существенный стимул и резерв совершенствования механизма ее реализации и укрепления законности»[179]. На актуальность «ценностного измерения Конституции» указывает А.С. Автономов, отмечая, что «одно из направлений развития конституций состоит в совершенствовании механизма обеспечения прав человека»[180].

Показательны в этом аспекте слова У.Д. Бреннана, одного из знаменитых судей Верховного суда США (в период с 1956 по 1990 г.): «Гениальность Конституции не в неизменности смысла, который она имела в мире, ныне ушедшем в далекое прошлое, но в способности ее основных принципов приспосабливаться к текущим проблемам и нуждам»[181]. Эта мысль, как пишет Н.С. Бондарь, означает, что «гениальность Конституции» необходимо определять на основе не текста, буквы, а духа этого уникального политико-правового акта, воплощением которого являются прежде всего принципы, основы, ценности, получающие нормативное признание на конституционном уровне. Именно в них заложен основной потенциал незыблемости Конституции: в силу самой специфики своей политико-правовой природы они не подвластны законодателю. Но они могут развиваться, обогащаться, в частности с помощью средств конституционного нормоконтроля, вместе с развитием общества и государства, с изменением конкретно-исторических условий конституционного развития страны»[182].

Итак, сложный поиск «идеальной» экономической модели предопределяет использование механизмов «экономической конституции» как комплекса различных источников права (международных актов, законов, судебных актов), в котором приоритет имеют национальные конституционные нормы.

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете сущность концепции «экономической конституции»?

2. Может ли «экономическая конституция» быть охарактеризована как часть источников конституционного права?

3. Какие требования к экономической модели нашей страны устанавливает Конституция РФ? Как они детализируются в «экономической конституции»?

4. Охарактеризуйте роль «экономической конституции» в определении степени необходимого в конкретный момент времени вмешательства государства в экономические процессы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Вариант заданий с досрочного периода реального ЕГЭ 2022 по обществознанию 11 класс с ответами и видео разбором заданий, который был у досрочников на ЕГЭ по обществознанию 7 апреля 2022 года.

  • Скачать вариант №1 досрочного ЕГЭ 2022
  • Скачать вариант №2 досрочного ЕГЭ 2022
  • Скачать вариант №3 досрочного ЕГЭ 2022

Вариант с досрочного ЕГЭ 2022 по обществознанию 11 класс:

Вариант №2 с досрочного ЕГЭ 2022 по обществознанию 11 класс:

Видео разбор досрочного варианта №1:

Видео разбор досрочного варианта №2:

Что было на досрочном ЕГЭ 2022 по обществознанию:

1)Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «формы государственного (территориального) устройства».

  • 1) демократия;
  • 2) плюрализм;
  • 3) федерация;
  • 4) унитарное государство;
  • 5) автономия;
  • 6) конфедерация.

2)Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Наука нацелена на исследование объективных законов, действующих в природе и обществе.
  • 2) Наука и образование в современном обществе существуют обособлено друг от друга.
  • 3) Научные знания влияют на формирование мировоззрения человека.
  • 4) К естественным наукам относят физику, химию, биологию и историю.
  • 5) Науке, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.

4)Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с чертами сходства человека с другими живыми существами. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) инстинктивные реакции на воздействие среды
  • 2) осознанная постановка цели
  • 3) использование природных материалов
  • 4) наличие словесной речи
  • 5) стремление познать закономерности развития природы и общества
  • 6) забота о потомстве.

5)Выберите верные суждения об источниках финансирования бизнеса и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Внешнее финансирование бизнеса может осуществляться из средств государственного бюджета.
  • 2) Прибыль фирмы рассматривается как внешний источник финансирования бизнеса.
  • 3) К внешним источникам финансирования относят заемный капитал.
  • 4) Финансирование – способ обеспечения предприятия денежными средствами.
  • 5) Внешнее финансирование всегда обеспечивает финансовую независимость предприятия.

7)Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Налоговая система РФ». Один из слайдов называется «Федеральные налоги и сборы». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны федеральные налоги и сборы.

  • 1) водный налог
  • 2) земельный налог
  • 3) государственная пошлина
  • 4) налог на имущество организаций
  • 5) налог на доходы физических лиц
  • 6) транспортный налог

8)Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Социальная санкция — общественная реакция на поведение человека или группы.
  • 2) Внешний социальный контроль может быть формальным и неформальным.
  • 3) Социальный контроль включает в себя социальные нормы и социальные санкции.
  • 4) Проявлениями внешнего контроля являются стыд и признание вины.
  • 5) Правовые нормы устанавливаются государством.

10)Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) К основным признакам государства любого типа относятся федеративная форма государственного устройства и территория, на которую распространяется власть.
  • 2) Государство отличается от политической партии тем, что оно является субъектом политической жизни.
  • 3) Государство – это институт публичной власти, который обладает суверенитетом.
  • 4) Государство призвано уравновешивать различные социальные интересы.
  • 5) Государство вырабатывает и проводит общую для страны политику во всех сферах жизни общества.

11)В государстве Z прошли парламентские выборы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что выборы проходили по пропорциональной системе? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
  • 2) Граждане голосуют, прежде всего, за программу партии, а не за конкретных людей.
  • 3) Распределение мест в парламенте в соответствии с количеством голосов, полученных партиями на выборах
  • 4) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
  • 5) Граждане участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • 6) Проведение голосования по спискам политических партий.

12)Выберите в приведённом списке положения, характеризующие основы конституционного строя РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
  • 2) Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.
  • 3) Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.
  • 4) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
  • 5) Для заключения брака в РФ необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

14)Выберите верные суждения о праве собственности в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Одним из правомочий собственника является право владения имуществом.
  • 2) В РФ существуют только частная и государственная формы собственности.
  • 3) Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу.
  • 4) Право пользования означает возможность иметь вещь в своем доме или хозяйстве.
  • 5) Гражданин, нашедший потерянную вещь, немедленно приобретает право собственности на нее.

16)Выпускник медицинского вуза Леонид нашёл работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Леонид должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

  • 1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение
  • 2) документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе в форме электронного документа
  • 3) паспорт гражданина РФ
  • 4) налоговое уведомление
  • 5) диплом о высшем образовании
  • 6) выписку из финансово-лицевого счёта

17)Что, по мнению автора, имеет решающее значение в политическом поведении? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Что, по мнению автора, включают в себя индивидуальные позиции и ориентации личности? (Укажите три элемента). Какие показатели политической культуры общества указывает автор? (Укажите два показателя).

18)Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «политическая система общества». (Объяснение / определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

19)Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три политические роли гражданина. (Сначала назовите роль, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

20)По мнению автора, современная политическая культура основана на плюрализме мнений и достижении консенсуса. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения (аргумента) в подтверждение того, что плюрализм мнений и консенсус положительно влияют на политическую жизнь страны. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

23)Конституция Российской Федерации закрепляет возможности человека реализовывать свой потенциал. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

24)Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экономика как наука». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

25)Обоснуйте необходимость применения экономики как науки в государственном управлении. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) На какие основные вопросы отвечает экономика как наука? (Назовите три вопроса.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его решение субъектом рыночной экономики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать решение трёх основных вопросов.)

ЗАДАНИЕ №1 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество».

  • 1) Парламент;
  • 2) общественная организация;
  • 3) частный интерес;
  • 4) социальная активность;
  • 5) горизонтальное социальное взаимодействие;
  • 6) исполнительная власть.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

ЗАДАНИЕ №2 Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
  • 2) Только человеку присуща возможность осуществлять деятельность
  • 3) Потребности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность.
  • 4) Человек рождается с задатками, которые в процессе деятельности может развивать
  • 5) Личность формируется в возрасте до трёх лет, все последующие этапы социализации не оказывают заметного влияния на ее развитие.

ЗАДАНИЕ №4 В стране Z постоянно растёт удельный вес городского населения. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Появление массовой культуры
  • 2) Механизация производства
  • 3) Преобладание сферы услуг
  • 4) Увеличение числа людей рабочего класса
  • 5) Появление социальных норм, регулирующих поведение человека
  • 6) Сословная структура

ЗАДАНИЕ №5 Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП) и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) ВВПможет быть как реальным, так и номинальным
  • 2) ВВП рассчитывается только на душу населения
  • 3) ВВП характеризует общий объем производства.
  • 4) ВВП— это совокупная рыночная стоимость всех конечных продуктов, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.
  • 5) ВВП— это система социально-экономических и юридических отношений, обеспечивающих непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы

ЗАДАНИЕ №7 Карина работает менеджером среднего звена. Она сдаёт квартиру внаём, которая досталась ей от бабушки по наследству. Одну часть своих сбережений она разместила на банковском депозите, другую— потратила на страхование. Карина брала кредит на покупку автомобиля. Что из перечисленного относится к источникам доходов Карины? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) процент по кредиту
  • 2) зарплата
  • 3) проценты по вкладу
  • 4) доход от сдачи квартиры в аренду
  • 5) страховые выплаты
  • 6) коммунальные платежи

ЗАДАНИЕ №8 Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

  • 1) Применение социальных санкций может быть обеспечено силой государственного принуждения.
  • 2) Социальный контроль включает в себя социальные нормы и санкции
  • 3) Социальный контроль— это система социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка.
  • 4) Чем выше в обществе уровень правосознания, тем меньше оно нуждается во внешнем социальном контроле
  • 5) Социальная санкция — это исключительно негативная формальная реакция общества на деятельность индивида или группы

ЗАДАНИЕ №10 Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) Государство обладает монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения.
  • 2) Природоохранные требования, устанавливаемые государством, составляют основу экологической безопасности страны.
  • 3) К внешним функциям государства относится определение общего направления экономической политики государства в соответствии с достигнутым уровнем экономического развития.
  • 4) Основополагающим признаком государства любого типа является реализация в нём принципа разделения властей.
  • 5) Государство создаёт нормативную и организационную основу для эффективной и качественной деятельности государственных органов.

ЗАДАНИЕ №11 Найдите в приведённом списке политические партии, выделяемые по идеологическому критерию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1) социал-демократические
  • 2) массовые
  • 3) консервативные
  • 4) либеральные
  • 5) кадровые
  • 6) оппозиционные

ЗАДАНИЕ №12 Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.

  • 1) указание своей национальности
  • 2) сохранение исторического и культурного наследия
  • 3) участие в выборах органов власти
  • 4) уплата налогов
  • 5) свободное распоряжение своими способностями к труду
  • 6) обеспечение родителями получения детьми основного общего образования

Готовитесь к ЕГЭ 2022 по обществознанию? Прорешайте варианты:

Тренировочная работа №4 ЕГЭ 2022 статград по обществознанию 11 класс

Тренировочная работа №3 ЕГЭ 2022 статград по обществознанию 11 класс

Светило науки — 2812 ответов — 49250 раз оказано помощи

Объяснение:

Вспомним основные преимущества пластиковых карт : удобно , безопасно и выгодно.

1. Удобно

Не надо носить с собой крупную сумму денег , особенно если покупка дорогостоящая. Если раньше покупая дорогую электронную технику , надо было брать с собой несколько пачек денег , то сейчас достаточно положить в кошелек пластиковую карту.

Можно расплачиваться в интернете  как с помощью самой пластиковой карты так и специальной «виртуальной » картой. Не секрет, что в интернет магазинах товары стоят дешевле, по-этому многие заказывают товар в интернет- магазине , расплачиваются картой и получают товар с доставкой на дом.

Можно установить автоматическое списание регулярных платежей с карты ( чаще всего это оплата коммунальных услуг , услуг связи, интернета).

2. Безопасно

Нося с собой большую сумму денег всегда есть риск стать жертвой грабежа и потерять все деньги . С пластиковой картой вы деньги не теряете , поскольку сразу можете заблокировать свою карту .

3. Выгодно

Многие банки предлагают держателям карт дополнительные бонусы в виде процентов за неиспользованные остатки денежных средств на карте. Ваши деньги работают и приносят дополнительный доход, когда просто лежат на карточном счету.

В части с развернутым ответом в ЕГЭ по профильной математике есть уникальный номер, к которому школьник почти готов сразу после освоения материала для первых 12-ти заданий. Речь об экономической задаче под номером 17 в ЕГЭ по математике. Конечно, поготовиться придется, но, если повезет с прототипом, баллы можно урвать почти даром!

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Прототипы для 17-го номера делятся на три большие группы: 

  • банковские задачи, 
  • на ценные бумаги,
  • задачи на оптимальный выбор. 

В этой статье мы расскажем, как научить ученика структурировать условие любой банковской задачи, как составить по этим данным математическую модель и найти решение. Расскажем, на что обратить внимание ученика, чтобы школьник не потерял баллы из-за неверного оформления.

Главная трудность — школьник плохо понимает условие, ведь с кредитами и вкладами он пока не сталкивался.

  • Как работает процент по кредиту?
  • На какую сумму начисляется?
  • Из каких частей состоит платеж?
  • Как уменьшается долг?

На все эти вопросы вам придется ответить. Это отличная возможность показать пользу уроков математики, ведь 17-ый номер — едва ли не самая прикладная задача за весь школьный курс! 

Например, можно рассказать о том, какие бывают образовательные кредиты. Вы в курсе, что их дают с 14 лет, а платеж первые годы может быть ничтожным? Школьник об этом точно не знает.

С чего начать разбор экономической (банковской) задачи в ЕГЭ по математике

Экзамен немного утрирует реальную ситуацию, в жизни кредит работает сложнее. Однако грустно упускать возможность рассказать школьнику что-то из реальности! Если у вас есть опыт с кредитованием, самое время им поделиться. Если нет, то воспользуйтесь нашим:

  • Например, расскажите, что клиенту придется сверх купить страховку на случай потери работоспособности, ведь банк не хочет терять прибыль даже если на заемщика кирпич упадет. Ваши ученики знают, как работает страховка?
  • Расскажите о механизме аннуитетного платежа: как часть денег банк забирает себе в качестве дохода, то есть на погашение процентов за пользование кредитом; а на вторую часть уменьшает ваш долг. В реальности это разделение считается по специальной формуле, и совсем не в пользу заемщика.
  • Например, по нашему опыту, в ипотеке на 10 лет из 20 тысяч ежемесячного платежа на первых порах всего 5 000 рублей идет в счет уменьшения долга, а 15 000 — забирает себе банк! Но каждый раз платеж чуть ребалансируется, и в счет долга идет чуть больше. Так в последних платежах через 10 лет в счет процентов идет буквально пара сотен, а все остальное гасит долг. 
Как научить школьника решать любую банковскую задачу
Экономическая задача ЕГЭ по математике в реальной жизни

Хорошая новость в том, что в экзаменационных задачах подобной вакханалии не бывает. Долг и проценты или гасятся равномерно, или по заранее известному алгоритму, достаточно просто внимательно прочитать условие.

Еще одно частое упрощение в ЕГЭ — процент там обычно не годовой, а ежемесячный! То есть своим платежом заемщик гасит набежавший за этот месяц процент и уменьшает долг на заданную величину. Удобно.

Мы предлагаем научить школьника упорядочивать данные банковской задачи в ЕГЭ по математике с помощью таблицы. Табличка — не единственный способ решить 17-ый номер, кто-то использует последовательности, кто-то — считает прикладным методом как заправский бухгалтер. Однако наш метод универсален, а значит вы дадите школьнику один алгоритм на все типы банковских задач. Согласитесь, работать с одним алгоритмом проще, чем подбирать разные по ситуации.

Тип 1. Равные платежи

Особенность этого типа заданий в том, что заемщик всегда вносит одинаковые суммы.

В июле 2020 года планируется взять кредит в банке на некоторую сумму. Условия его возврата таковы:
— каждый январь долг увеличивается на r % по сравнению с концом предыдущего года;
— с февраля по июнь каждого года необходимо выплатить одним платежом часть долга.
Если ежегодно выплачивать по 58 564 рубля, то кредит будет полностью погашен за 4 года, а если ежегодно выплачивать по 106 964 рубля, то кредит будет полностью погашен за 2 года. Найдите r.

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Очевидно, что эта схема должна оказаться у школьника в тетради. Ведь вы же знаете: того, чего нет в тетради, и на уроке-то не было!

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Заполняем всю табличку. Учитываем обе ситуации из условия. Для наглядности каждую выделим жирной рамкой.

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Теперь остался еще один непростой шаг — перейти от структурированных данных к математической модели. Дайте ученику возможность увидеть, что уже почти составил ее.

Мы получили два уравнения, которые подсветили в табличке оранжевым. Объединим их в систему и решим!

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Напомните выпускнику о культуре вычислений! Порой эти задачи составлены так, что неудачная последовательность действий сделает их нерешаемыми без калькулятора. Потому не надо спешить делать первое попавшееся действие, пусть школьник тренируется думать на пару ходов вперед.

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Например, разделим одно уравнение на другое, ведь так мы избавимся от одной неизвестной S:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Наше решение не зависит от суммы кредита, S сокращается. 

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

По сути, мы получили уравнение с одной неизвестной, ведь платежи a и b знаем из условия. Выразим k:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Пожалуй, все, проще уже некуда. Подставляем значения!   

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Тут можно обратить внимание ученика на то, как составители экзамена на самом деле заботятся о нем! Ведь будь задачка хоть чуть-чуть другой, посчитать без калькулятора было бы невозможно.

Вспоминаем, что k=1+r/100, а найти нам надо r.

Ответ: 10%.

Не забудьте после решения расставить акценты в задаче:

Чтобы решить задачу и получить 3 балла, мы:
Воспользовались простым алгоритмом упорядочивания данных,
Составили математическую модель,
Нашли удобный способ решить ее, ВСЕ!
Это и есть алгоритм решения банковской задачи.

Тип 2. Равномерно убывающий долг

В прошлой задаче заемщик платил одинаковую сумму каждый месяц. Тут ему нужно уменьшать долг на одну и ту же величину. То есть за месяц пользования деньгами банк начислил на них процент, клиент теперь должен чуть больше. Своим платежом он оплатит банку проценты, чтобы заем стал таким, как ДО их начисления. А сверху внесет сумму, которая как раз и пойдет на то самое РАВНОМЕРНОЕ уменьшение долга.  

15-го января планируется взять кредит в банке на 39 месяцев. Условия его возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг возрастает на % по сравнению с концом предыдущего месяца;
— со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца долг должен быть на одну и ту же сумму меньше долга на 15-е число предыдущего месяца.
Известно, что общая сумма выплат после полного погашения кредита на 20% больше суммы, взятой в кредит. Найдите r.
(Считайте, что округления при вычислении платежей не производятся.)

Тут главный элемент в задаче — равномерно убывающий долг. Если мы взяли сумму S на 39 месяцев, и каждый месяц долг должен быть меньше на одинаковую величину, то что это за величина? Пусть правильный ответ 1/39 S даст ученик.

Проиллюстрируйте школьнику, как здорово работает наш алгоритм. Пусть выпускник проговаривает пункты вслух, а вы их выполняйте. Следите, чтобы каждый шаг подопечный фиксировал в тетради:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Продолжаем заполнять табличку. Пусть дальше пробует выпускник, ведь пока сам не попробуешь, не научишься:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Осталось увязать добытую информацию в уравнение или неравенство. Обратите внимание подопечного на то, что ненужных подробностей в задачах ЕГЭ не бывает! Единственная информация в задаче, которую мы до сих пор не использовали — общая сумма выплат. По условию она на 20% больше суммы кредита, то есть равна 1,2S:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Приведем подобные, вынесем общий множитель за скобку:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Решение в итоге снова не зависит от того, какую сумму взяли в долг. Разделим обе части на S и упростим выражение:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Ответ: 1%.

И снова все по нашему алгоритму, ничего нового, кроме него, мы не используем! Не забудьте излучать восторг, иначе школьник не проникнется мощью вашего метода решения.

Тип 3. Долг, убывающий согласно табличке

Задача похожа на прошлую. Разница лишь в том, что кроме процентов нам каждый месяц придется гасить не равную долю долга, а долю согласно таблице.

15-го января планируется взять кредит в банке на шесть месяцев в размере 1 млн рублей. Условия его возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг увеличивается на r процентов по сравнению с концом предыдущего месяца, где r — целое число;
— со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца долг должен составлять некоторую сумму в соответствии со следующей таблицей.

Дата 15.01 15.02 15.03 15.04 15.05 15.06 15.07
Долг(в млн рублей) 1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0

Найдите наименьшее значение r, при котором общая сумма выплат будет больше 1,2 млн рублей.

Протестируем нашу универсальную табличку в третий раз, доверьте это непростое занятие школьнику. Пусть процессом командует он! По ответам будет ясно, ловит ли он суть.

Отличие от прошлого типа будет лишь в том, что в третий столбец мы будем записывать не равномерно убывающий долг, а перенесем остаток долга из таблицы условия. Чтобы не таскать по решению нули, считать будем в миллионах:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Чтобы долг убывал согласно табличке, нам снова каждый раз придется гасить набежавшие проценты и первые 5 месяцев добавлять сверху 0,1 млн. После останется погасить весь остаток.

Акцентируйте внимание на механизме погашения, для школьника он не всегда очевиден.

«По условию нам снова дана общая сумма выплат, значит достаточно просуммировать оранжевый столбец, и уравнение готово», — вероятно, подумает школьник. Подловите его! Уравнение в этой задаче — прямой путь потерять балл! Сумма выплат должна быть БОЛЬШЕ 1,2 млн. Отразим это в модели с помощью неравенства:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Подопечный должен быть уверен в каждом символе в бланке ответа. Даже не пригодившиеся промежуточные вычисления с ошибкой приведут к катастрофе.

Приведем подобные и вынесем общие множители за скобку:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Последний шаг – не забыть, что по условию процент должен быть целым и округлить в верную сторону.

Ответ: 5%.

Правильная математическая модель — это суперважно! К ней проверяющие обязательно придерутся.

Тип 4. Погашение кредита в два этапа.

По сути, это та же прошлая задача, но месяцев больше

В 2017-2018 учебном году составителей экзамена посетило вдохновение, на свет родился вот этот тип банковских задач. Школьники были в шоке, и от страха завалили 17-ый номер. Хотя всего-то нужно было догадаться воспользоваться знаниями об арифметической прогрессии и достать из условия одно немного неочевидное дано!

15-го декабря планируется взять кредит в банке на 13 месяцев. Условия возврата таковы:
— 1-го числа каждого месяца долг возрастает на 2% по сравнению с концом предыдущего месяца;
— со 2-го по 14-е число каждого месяца необходимо выплатить часть долга;
— 15-го числа каждого месяца с 1-го по 12-й долг должен быть на 50 тысяч рублей меньше долга на 15-е число предыдущего месяца;
— к 15-му числу 13-го месяца кредит должен быть полностью погашен.
Какую сумму планируется взять в кредит, если общая сумма выплат после полного его погашения составит 804 тысячи рублей?

И снова пусть по возможности командует школьник. По крайней мере он уже точно в курсе, что происходит первые 13 месяцев.

Последовательно начисляем процент на остаток долга – считаем выплату – фиксируем остаток долга после выплаты. Сумму кредита возьмем за S.

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Научите школьника не спешить с вычислениями. Например, вместо того чтобы написать S-600, мы пишем S-50*12, потому что так удобнее: нам сразу ясно, что речь идет о двенадцатом месяце. Да и потом вычисления будут проще, если мы оставим маленькие числа.

Осталось составить уравнение, и модель готова. В задаче нам снова дали сумму всех выплат:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Как обычно, сгруппируем отдельно слагаемые с r/100, отдельно слагаемые без них:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Вот именно последняя группировка всех платежей в счет долга и оказалась неочевидной. Без нее в задаче остается одна лишняя неизвестная величина, которая рушит все решение.

Осталось привести уравнение к решаемому виду. Для этого надо просуммировать то, что получилось в скобках. Если внимательно приглядеться, то видно, что это сумма арифметической прогрессии:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Посчитаем эту сумму:

Подставляем выражение для суммы в уравнение, заметим, что по условию r=2:

Мы сокращали дробь, пока это было возможно, и в итоге довольно просто получили ответ даже без калькулятора. Ваш подопечный должен научиться также!

Ответ: 700 тысяч.

Зачем использовать формулу суммы прогрессии, если можно посчитать вручную? Все верно, можно. Но это только в данном случае кредит взяли всего на 13 месяцев. А бывают прототипы, когда срок – 21 и больше месяцев. В какой-то момент считать вручную станет совсем долго и неудобно, потому воспользоваться формулой суммы – более универсальный метод.

Чем закончить разбор экономической (банковской) задачи № 17 в ЕГЭ по математике

Чтобы у ученика окончательно сложилась картинка занятия, пробегитесь еще раз по основным выводам:

  • Повторите алгоритм заполнения таблицы и решения задачи (да, пятый раз);
  • Повторите типы задач и механизм распределения платежа на проценты и долг;
  • Напомните, как важно считать культурно и быть уверенным в каждой циферке в бланке;
  • Проговорите, что математическая модель должна точно отражать условие задачи.

Как показывает практика, чем больше повторяешь, тем больше шансов, что в голове выпускника останется хоть что-то.

За что дают баллы?

Знание критериев оценивания экономической (банковской) задачи № 17 в ЕГЭ по математике поможетученику чувствовать себя увереннее, ведь выставление баллов — это не какая-то магия и не вредность экспертов. Все правила игры прописаны в нормативных документах.

17-ый номер стоит 3 балла. Чтобы узнать, как их присуждают, мы залезли в методические рекомендации для членов предметных комиссий.

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

Согласно пояснениям из документа, для получения одного балла мало просто обоснованно составить математическую модель по задаче, надо предложить правильный метод ее анализа. 

Два балла получит школьник, который ошибся в вычислениях или не обосновал появление математической модели в решении. Например, согласно методическим рекомендациям, решение на 2 балла выглядит так:

Как научить школьника решать экономическую (банковскую) задачу в ЕГЭ по математике

А вот отсутствие промежуточных вычислений хоть и усложняет проверку, но баллы не снимает.

Идеально выполненная первая часть ЕГЭ по профильной математике принесет школьнику всего 62 тестовых балла. Добавим сюда пару ошибок по невнимательности, и останутся совсем крохи — баллов 50, не больше. Для поступления на бюджет мало, а значит необходимо планировать делать вторую часть! Чем раньше школьник это осознает, тем проще будет с ним работать. А банковская задача поможет получить дополнительные баллы с минимальными усилиями.

Однако кредиты – не единственный прототип 17-го номера, и в следующий раз мы расскажем, как научить школьника решать задачи на оптимальный выбор и ценные бумаги. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как вы думаете может ли наступить такое время когда вдруг исчезнет книга сочинение
  • Как вы думаете когда лучше сдаться чем продолжить экзамен
  • Как вы думаете когда будет проходить экзамен
  • Как вы думаете зачем надо знать историю своего народа напишите мини сочинение на эту тему
  • Как вы думаете жить хорошо это категория духовная или материальная сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии