Как вы думаете почему надо учиться хорошей спокойной интеллигентной речи сочинение

Комментарий

Автор задается вопросом, что такое русская литература, музыка, живопись, неразрывно связывая эти понятия с интеллигенцией и интеллигентностью, которая помогала мастерам слова и живописи выражать особенности окружающего мира, внутренних стремлений простого народа.
Далее автор повествует о высокой моральной ответственности человека, называющего себя интеллигентом. Главным мерилом интеллигентности являются не только убеждения, мораль или творчество, но и поступки. Человек, оскорбляющий обездоленных и нуждающихся, не принимался в интеллигентной среде. В то же самое время, человек, накричавший на начальство, вызывал доверительное уважение.
Жажда наживы и карьерный рост не приветствовались, особенно если при этом человек не помогал обездоленным. Очень важно было не терять собственного достоинства и жертвовать на общественные нужды.
Интеллигентность, по мнению автора, это не прерогатива какого-то сословия. Интеллигентом мог быть и граф Л.Н. Толстой, и мастеровой.

Авторская позиция

С. Залыгин говорит о том, что кодекс интеллигентности никогда не был написан, но понятен всем и каждому. Тот, кто понял саму суть интеллигентности, тот знает, что такое хорошо, что плохо, что делать можно, а чего нельзя.
Интеллигентность не зависит от социальной принадлежности человека, это особое внутреннее качество.

Своя позиция

Соглашусь с автором, что интеллигентность – это не образованность, талант или нравственность. Это все перечисленные черты, особым образом сложившиеся в единое внутреннее состояние, не позволяющее человеку терять собственное достоинство и унижать достоинство окружающих.

Аргумент 1

Окружающими интеллигентность оценивается по умению человека вести себя в различных ситуация, в обществе людей. Еще одним немаловажным критерием интеллигентности становится духовность. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» представляет нам истинную интеллигентность в лице одного из главных героев – Андрея Болконского.
Князь Андрей – сильный, волевой человек, умный, образованный, обладающий глубокими патриотическими чувствами, милосердием и духовностью. Высший свет с его цинизмом и ложью отталкивает Болконского. Постепенно отказавшись от правил, по которым живет высшее общество, Андрей пытается найти счастье в военных действиях.
Пройдя нелегкий путь на полях сражений, герой утверждает в душе сострадание, любовь и доброту. Эти черты делают его истинным интеллигентом. Многие современные молодые люди могли бы брать с него пример.

Аргумент 2

В другом произведении писатель, напротив, утверждает отсутствие интеллигентности у своих героев. А.П. Чехов в комедии «Вишневый сад» размышляет о памяти и показывает жизнь обедневших дворян конца 19 века, которые по собственной глупости теряют родовое имение, дорогой их воспоминаниям вишневый сад и самых родных и близких людей.
Они не желают ничего делать, не приспособлены к работе, не увлекаются чтением или постижением наук, ничего не смыслят в искусстве. Другими словами, в героях комедии читатель наблюдает полное отсутствие духовной и умственной работы. Поэтому, несмотря на их высокое происхождение, интеллигентами их назвать трудно. По мнению А.П. Чехова, люди обязаны совершенствоваться, много трудиться, помогать нуждающимся, стремиться к высшему проявлению нравственности.

Заключение

На мой взгляд, быть настоящим человеком, Человеком с большой буквы, и означает быть интеллигентом. Интеллигентность – умение подчинять свою жизнь законам милосердия, добра и справедливости.

     Прочитайте фрагмент текста. Сформулируйте основную мысль. Как вы думаете, почему надо учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи?

     По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
     Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.
     Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. Лихачёву)

1. Сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста, и запишите его.
2. Выпишите наречия и выполните их морфологический разбор.

  • Сочинения
  • 11 класс ЕГЭ
  • Культура речи

Сочинение рассуждение Культура речи

Речь – это самое важное, что может быть в жизни человека. И поэтому очень важно уметь правильно ей пользоваться, ведь намного приятнее общаться с человеком, который культурный, интеллигентный и образованный, а не тот который употребляет жаргонные и нецензурные слова.

Ведь, несмотря на то, что без исключения всех людей учат в школе правильному воспитанию и культуре общения. Не все этим умеют пользоваться, а, выйдя за порог школы, разговаривают при помощи обычного разговорного стиля общения. Обосную свое поведения тем, что мы не в школе и не кто нас за это не накажет и плохой оценки не поставит. Поэтому воспитание детей зависит, не только от школы, а от самих родителей, как они воспитывают и, что в их семье является приемлемым, школа только дает и обучает азам.

С помощью речи человек, может передавать свои внутренние волнения и переживания. Ведь намного приятнее общаться с тем, кто умеет правильно пользоваться культурой речи. При разговоре использовать в нужных местах ударения и делать акцент на важные слова.

Культура речи и культура общения, они взаимосвязаны между собой, и расположены рядом.

Полезные рекомендации: важно не забывать самим и учить своих детей правильному общению и соблюдению субординации при разговоре со старшими, с родителями или сверстниками и т.д. Ведь все основное формируется у ребенка с детства, то, что родители в него вложат и как научат, то и в результате и получат.

Научиться культуре речи и общения, может каждый, но не все ее умеют правильно использовать, а некоторые даже не считают нужным. И это, конечно же, не есть хорошо. Ведь образованный и умный человек себе такого не позволяет, и всегда приятнее с таким пообщаться. Так как, тот, кто выражается не культурно и при помощи нецензурных слов, образованные люди не всегда его понимают, что он свои общением хочет до них донести и сказать. Многих людей такое общение отталкивает, и человек старается как можно быстрее закончить беседу и уйти.

Вариант 2

Эволюция людей являлась двигателем  в развитии общения и взаимопонимания между людьми. Изначально человек разумный больше общался набором звуков и жестов, но вскоре появилась связная речь, которая является самым важным и понятным способом общения. Через века появилось понятие как культура речи. По тому, как человек общается, складывается впечатление о его образованности и вежливости. Культурой речи называется речь, которая произносится с соблюдениями всех правил языка и интонаций.

Человек с помощью речи может выразить свои внутренние переживания. Благодаря речи мы можем поделиться эмоциями с ближними людьми. Диалог между людьми зависит от настроения, которое и направляет диалог в то или иное русло и задает соответственный тон. Речь это просто способ общение, это еще и возможность пользоваться всеми прелестями своего родного языка.

В настоящее время культура речи немного забывается. К сожалению не все люди следят за своей речью. Но, хорошо, что остались и такие люди, которые ценят данное понятие. В основном это представители общества имеющее образование, которые культурно и литературно развиты.  Во многих ситуациях правильная речь и в правильном тоне может прекратить практически любой конфликт. В диалоге важно не только хорошо и правильно выражаться, но и не перебивать собеседника, давать ему возможность высказаться, даже если он неправ. Важно не только говорить, но и внимательно слушать, чтоб потом культурно и правильно ответить собеседнику.

Еще один важный момент, который относится к культуре речи это краткость и четкость высказываний. Или же, например, когда не совсем ясна тема разговора, лучше промолчать или перевести разговор в другое русло, чтоб не показаться глупым человеком. Не всегда главное красота высказываний, главное это правда. Излагать нужно всегда правду, и тогда ни у кого не будет потом ни каких претензий.  Важно, что сказано, а не как сказано.

Вообще самое главное правило, это вначале подумать, а потом только говорить. Если в словарном багаже присутствуют жаргонизмы и другие не литературные слова их необходимо обязательно искоренить из речи. Самое главное это уважать своих близких и собеседников во время разговора. Кстати, в Украине раньше родителей называли только на «вы», это и есть показатель уважения.

Сочинение на тему Культура речи

Культура речи, как и любая другая культура, очень важна… Это то, что не является обязательным, но делает жизнь лучше.

Есть культура ношения одежды, то есть она должна быть чистой и соответствовать ситуации. То же самое с речью! Она должна быть чистой – без паразитов, то есть пустых слов, без матерных – грубых слов. Мысль хорошо бы выражать кратко, чтоб она запоминалась, чтобы до других смысл её доходил легко и быстро. Тут нужно учитывать ситуацию, своих собеседников. Нужно знать разные стили речи – официальный, например. У каждого стиля свои слова особенные, свои конструкции.

В речи много всяких тонкостей. Даже в разговорной, простой речи мы часто не знаем, как, например, правильно поставить ударение. Язык меняется, речь вместе с ним… Поэтому всегда нужно стараться быть в курсе этих перемен. Вот почему полезно смотреть в интернетовских словарях, как что произносится. А то по неправильному ударению люди могут подумать, что ты некультурный. Иногда человек приятен внешне, но как рот откроет – такие слова, что «режет уши». Всё впечатление можно так испортить!

Думаю, что культура речи невозможна без слов вежливости. Информацию мы и без них передаём, а вот отношение передадим ими. Не лишним будет добавить «пожалуйста», не забыть сказать «спасибо». Но тут главное соблюдать во всём гармонию, а то, если «утопить» собеседника в вежливости, то он подумает, что над ним издеваются.

Конечно, не ко всем одинаковые требования… Если ты дворник, то ты можешь говорить, как можешь. Но если, например, ты педагог, то речь твою речь все оценивают, она должна быть образцовой! Как раньше дикторы на телевидении… Нужно стараться, строить свои фразы красиво. Культура речи, судя по тренингам, вполне нарабатывается. Нет такого, что она или дана, или нет.

Думаю, что я бы тоже могла избавиться от пары слов-паразитов. Нужно быть внимательней, спокойней, ещё обязательно больше читать. Слушать тоже важно правильную речь, интонации. В каждом регионе они свои, но у нас есть литературный образец, которому стараемся следовать.

И ещё интересно, что ошибки других сразу замечаем, а свои можем не слышать. Но когда твой голос запишут, а ты послушаешь свою неподготовленную речь… Вот тогда-то находишь много недостатков. То есть того, что можно исправить! Так у меня было.

Также читают:

Картинка к сочинению Культура речи

Культура речи

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Как Васютка выжил в тайге (что помогло Васютке выжить в тайге) 5 класс

    Васюткино озеро прекрасный рассказ, повествующий о мальчике по имени Вася, который, несмотря на, казалось бы, юный возраст, смог выжить, заблудившись в тайге и вернуться домой.

  • Анализ повести Метель Пушкина

    Как только читатель узнает название произведения, то сразу понимает атмосферу происходящего. В названии сразу видно острое, динамичное и драматическое развитие событий.

  • Сочинение Духовные потребности человека

    Каждый человек — это отдельная, индивидуальная личность, которая имеет свои потребности, желания и хобби. У кого-то они сходятся, а для кого-то отличаются. Помимо базовых потребностей, таких как еда

  • Сочинение на тему Самые лучшие и хорошие слова

    Сколько слов есть в русском языке? Много. Их нельзя сосчитать по щелку пальца. Для этого потребуются долгие годы, но даже тогда нельзя будет пересчитать все слова русского языка.

  • Анализ повести Двойник Достоевского

    Произведение «Двойник» относится к жанру фантастической повести. Достоевский закончил её в 1846 году и после еще год дорабатывал ее перед выпуском в печать.

Проблема отношения человека к языку

Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собствен­ной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы гово­рим? Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к са­мому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдер­жаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неисся­каемым источником обогащения русского литературного язы­ка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для стро­ительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературно­го языка — это попросту испортить былины».

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей дерев­ни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохра­няет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворот­ка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, пока­зать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинич­но: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование гру­бостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространен- нейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психоло­гической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выра­жением, иронией, циничностью подавить в себе чувство стра­ха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтелли­гентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иро­нических выражений по отношению к тем явлениям повсе­дневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В осно­ве любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстри­руют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругать­ся и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его сло­во и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведе­ния в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем опреде­лить степень интеллигентности человека, степень его психо­логической уравновешенности, степень его возможной «за­комплексованности» (естьтакое печальное явление в психо­логии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, заме­чая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума…

{Д.С. Лихачев)

Сочинение

Основная проблема, поставленная Д.С. Лихачевым в дан­ном тексте, — это проблема отношения человека к языку. Ка­кую роль играет речь в создании имиджа человека? Что стоит за грубостью, руганью, циничными выражениями? Именно этйми вопросами задается автор.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Небрежное отношение к слову свойственно молодому поколению, усвоившему язык смс-текстов и Интернет- пользователей. Этот примитивный язык обедняет духовный мир молодых людей. Именно поэтому Д.С. Лихачев хочет при­влечь внимание читателей к этой проблеме.

Ученый считает, что наш язык — важнейшая составляю­щая нашего общения. И речь человека зачастую формирует его образ в глазах окружающих. При этом автор не осуждает диалектную речь, понимает, что этот язык «не требует исправ­ления». Но грубость, нарушение литературных норм, цинич­ные выражения, необоснованная ирония — все эти явления вызывают искреннее негодование ученого. Он отмечает, что за всем этим стоит не только недостаток образования, неин­теллигентность, но и внутренняя слабость людей, их страх, незащищенность перед жизненными явлениями. В финале он призывает нас «учиться хорошей, спокойной, интеллигент­ной речи».

Текст Д.С.Лихачева очень яркий, образный, выразитель­ный. Раскрывая свою точку зрения, он использует разнооб­разные средства художественной выразительности: сравне­ние («это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка»), эпитет («бесшабашно иронических выражений»), ряды одно­родных членов («Говорящий стремится грубой шуткой, рез­ким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чув­ство страха, боязни, иногда просто опасения»).

Я полностью согласен с мнением Д.С. Лихачева. Бережное отношение к языку, действительно, очень важно для нас, по­тому что примитивность, грубость в языке, ненормативная лексика — все это засоряет наш язык, приводит к упрощен­ному восприятию мира, к необратимым изменениям мышле­ния. Об этом много размышляет М. Кронгауз в книге «Рус­ский язык на грани нервного срыва. Заметки просвещенного обывателя». Ученый сетует на перегруженность языка слова­ми-паразитами, ненормативной лексикой, жаргонизмами. Все это, по мысли автора, засоряет язык и обедняет внутренний мир человека.

Нарушение культуры речи исследует и К. Чуковский в сво­ей книге «Живой как жизнь. Рассказы о русском языке». Этот писатель очень озабочен бурным развитием в нашей стране канцелярита, примитивностью молодежного жаргона. Он так­же считает, что такой язык упрощает наше мышление.

Таким образом, по мысли С. Львова, язык тесно связан с нашим мышлением, психологией, образом жизни. Язык фор­мирует имидж человека, раскрывает его внутренний мир. И здесь я невольно вспоминаю слова Сократа: «Заговори, что­бы я тебя увидел».

< Предыдущая   Следующая >

­Пример сочинения 1

Смысл высказывания А. П. Чехова «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».

Попробую объяснить смысл высказывания А. П. Чехова. На мой взгляд, высказывание «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать», говорит о том, что не каждый интеллигент имеет желание к просвещению. Во-первых, слово интеллигент с латинского языка переводится, как ум.

Конечно, интеллигенция играет большую роль в обществе, так как с рождения человек ежели находится в обществе родителей, и с первых дней жизни у него появляются какие-либо потребности, которых он постепенно достигает за счёт своего стремления и желания. Из этого можно сказать, что интеллигенция зарождается с начала жизни. Ну, а с возрастом у человека интеллигенция формируется. То есть у всех людей своя интеллигенция, так как мировоззрение у всех различное. Человек, родившийся и воспитывающийся в профессорской семье, может быть с высоким уровнем интеллигенции, так и с низким.

Почему? Потому что интеллигентность не зависит от знания наук и человеческих ценностей.
Во-вторых, интеллигенция зависит от желания человека познавать науки и ценности.
Если даже человек родился и получил воспитание в семье дровосека, то он может быть интеллигентнее сына профессора. Да, интеллигенция в человеке меняется, всё зависит от воспитания, положения в обществе и сам тип общества из которого он берёт то, что ему необходимо, так как он в своём праве его выбирать.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у всех разные взгляды и понимания к интеллигенции. Человек интеллигентный не уважающий свою речь и родной язык, понижает свою степень интеллигентности. И это можно заметить, к сожалению, в настоящее время в некоторых обществах.

Я призываю всех беречь и любить наш русский язык, ведь не забывайте, что когда то на этом языке мы сказали первое слово «мама», и стремились выговорить фразу «Мама я люблю тебя!»


Пример сочинения 2

Знаменитое высказывание Антона Павловича Чехова говорит о том, что для умного человека это равносильно слову «неправильно», когда он не умеет ни читать, ни писать. И действительно, трудно назвать человека, который не умеет читать умным. То же самое можно сказать и о человеке, которому не хватает способности интеллектуально выражать свои мысли.

Однако есть люди, которые, независимо от образования, возраста и статуса, довольно часто прибегают к «плохой речи». Это означает не только использование жаргона, ругательств, проклятий и идиом, но и несогласованность слов через числа и падежи.

Кроме того, «плохой язык» также можно охарактеризовать как отсутствие словарного запаса.

Что такое способность хорошо говорить? Да, именно хорошо, потому что навыков чтения и письма недостаточно для хорошей речи. Есть определенные признаки красивого языка: правильность, точность, логика, благозвучие, простота, ясность, живость, актуальность. Говоря о последнем знаке, невольно вспоминается еще одно выражение Чехова: «Лаконичность — сестра таланта». Важной характеристикой красивой речи, конечно же, является ее лаконичность, отсутствие лишних слов и повторений.

Конечно, все довольны красивой и образованной речью собеседника. Однако умение правильно говорить — это не только инструмент качественного общения, но и способ саморазвития. Потому что для высокоинтеллектуального человека, для которого характерны глубокие и сложные мысли, неспособность выражать эти мысли рано или поздно может привести к деградации.

И, как вы знаете, выражение умных мыслей просто невозможно без владения языком. Интеллектуальное развитие напрямую связано с развитием языковой деятельности человека. Попробуйте обосновать это утверждение и выразить по нему индивидуальное мнение.


Пример сочинения 3

Существует стереотип, что только люди, закончившие высшее учебное заведение, уже являются интеллигентами. Однако человеку недостаточно просто обладать знаниями в какой-то отрасли, посетить несколько раз библиотеку и знаменитые выставки искусства, чтобы иметь право считаться таковым. Действительно, в наше время редко познакомишься с человеком, не державшим в руках книгу или не владеющим письмом.

Истории известны прецеденты, когда дети из неграмотных работящих семей или с трудной судьбой становились полноценными представителями интеллигенции, руководствуясь лишь любопытством и стремлением познавать новое, обладая при этом широтой души и пытливым умом.

Прекрасным примером такого явления можно считать М.В. Ломоносова. Конечно, на пути ему встречались разного воспитания и характера люди и неоднократно он им дерзил и проявлял свой норов, но все это — по юности и нетерпимости к бахвальству, властолюбию и лени. Его новаторские изыскания в точных науках, создание приборов для исследований и пользования на работе и в быту, объединение научной деятельности с литературным творчеством, учреждение фундаментального и доступного университета способствовали просвещению и развитию общественного прогресса.

Ведь интеллигенция – социальная группа людей, занимающаяся просветительством, показывает на примере своих поступков и опыта, насколько важно понимать другого человека, быть сопереживающим, ответственным за все окружающее нас, уметь уважать ближнего, проявлять при любых обстоятельствах такт и самообладание. Важной миссией этих людей является формирование и донесение культурных ценностей всему обществу, знакомство с инструментарием самовыражения и понимания своих потребностей и желаний. Ведь нравственные идеалы и мягкость в проявлениях, умение слышать собеседника и допускать существование иного мнения, верность своим суждениям, подсказанным совестью, внутренняя красота – это и есть составляющие интеллигентного человека. И разве будет он напрасно сквернословить и проходить мимо попавшего в беду соседа, когда он – воспитанный и тактичный, способный к сочувствию и созиданию.

Интеллигентность – это не врожденная способность, а приобретенный навык, который необходимо развивать и тренировать. Как говорит в своих трудах Д.С. Лихачев: «Наш социальный долг – быть интеллигентным, и перед самим собой в том числе. Это — залог личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему».

метки: Учиться, Литературный, Культура, Говорить, Человек, Слово, Добиться, Убеждать

Зачем нужна культура речи?

Величайший англоязычный писатель, один из лучших драматургов мира Вильям Шекспир с присущей ему мудростью советует нам: «Следите за своей речью, от неё зависит ваше будущее». Я полностью согласна с мнением английского поэта и считаю, что высокая речевая культура способствует достижению поставленных человеком коммуникативных задач, предполагает высокий уровень развития его общей культуры.

Действительно, зная законы общения в целом, и законы, нормы, правила использования средств языка в частности, человек способен добиться многого. Он ощущает себя значительнее, что придаёт ему уверенности в своих силах, помогает влиять на мысли и чувства других людей. Приятный собеседник пользуется вниманием и почётом у окружающих, ему верят, за ним идут, он легко налаживает контакт с разными людьми.

Культура речи, по моему мнению, занимает высшую ступень коммуникации. Джон Морлей, английский учёный и политический деятель, большую эрудицию которого отмечали многие, говорит: «В речи имеют значение три вещи – кто говорит, как говорит, что говорит. И из этих трёх вещей наименьшее значение имеет третья». Таким образом, историк убеждает нас в том, что умение говорить — «как говорит» — имеет огромное значение. Не сам предмет разговора, а именно ораторское искусство, речевая культура влияют на умы и души слушателей.

Следовательно, переоценить значение правильности речи невозможно. Тогда почему проблема культуры речи остро стоит во все времена? Особенно актуальна она в наше время, поскольку халатность современного общества по отношению к языку, речи вызывает серьёзные опасения. Ни для кого не секрет, что бахвальство развязностью в языке, манерах, одежде – весьма распространённое явление 21 века. Молодёжь, люди среднего возраста не придерживаются норм культуры речи, так как не видят в этом необходимости, ведь их «и так понимают». Мы, конечно, знаем, что зачастую за показной бравадой, грубостью скрывается обычный человеческий страх, боязнь быть не понятым и не принятым обществом. О них немецкий философ Готхольд Лессинг сказал: «Разговаривая, редко выказывают качества, которыми обладают, скорее, выдают те, которых недостаёт». Таким людям невдомёк, что подобным поведением ничего не добиться, что так они только отталкивают от себя других. Значит, долг каждого культурного человека – разъяснять данным представителям общественности недопустимость такого стиля общения, на своём примере показывать, как с помощью речевой этики достигнуть желаемого. Воспитывать в других любовь к родному языку, стремление к самосовершенствованию, в первую очередь, в отношении своей речи.

3 стр., 1213 слов

«Культура речи» — роль и значение в жизни

… потому что он отстраняется от своей культуры. Значение грамотной речи Сочинением на тему «Язык и речь» необходимо … определённого рассуждения и анализа своей жизни. Они знают, что без правильного владения … что становится непонятно, на каком языке говорит человек. От него остались только голые структурные правила, на которые нанизываются новые слова и выражения. упрощаются средства самовыражения Такое …

Я считаю, что наша речь – важнейшая часть нашего общего хода жизни. По тому, как человек говорит, мы можем определить не только уровень его образованности, культуры, мышления, но и степень его психологического самообладания. Тут невольно приходит на ум изречение великого древнегреческого философа Сократа, которое я часто привожу на уроках своим ученикам: «Заговори, чтобы я тебя увидел!»

Доказательством того, что речь человека – отражение его внутреннего мира являются и произведения русской литературы. Вспомним главного героя повести Н.В.Гоголя «Шинель». Бедная речь Акакия Акакиевича – знак скудности его духовного мира. На основе речевых характеристик героев повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» мы можем раскрыть личности профессора Преображенского и Шарикова, показать противоречивость, сложность, неоднозначность характеров этих героев. Преображенский – интеллигентный человек, речь которого правильна, образна, логична. Шариков – его антипод, необразованный грубиян, в речи которого встречаются слова разных стилей: канцеляризмы, просторечия, даже слово высокого стиля «благоволите» . Выходит, манера говорить позволяет судить о психологическом типе личности.

«Наша речь,- по мнению Д.С.Лихачева, – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она затягивает». В своих «Письмах о добром и прекрасном» публицист поднимает важнейшие нравственные проблемы. Не оставляет он без внимания и вопрос о культуре речи. Письмо девятнадцатое «Как говорить?» посвящено именно лингвоэтике. Российский филолог убеждает читателя: «Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Эти слова профессора должны стать девизом современного общества. И взрослым, и детям необходимо каждый день, каждую минуту своей живой речи уделять внимание искусству говорения, чувствовать сопричастность с культурой родного языка и своего народа. Доказано, что по-настоящему сильный, выдержанный человек никогда не станет ругаться, употреблять жаргонизмы, повышать голос, потому что он знает: его слово и без этого весомо.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: культура речи – необходимое условие успешного общения. Владение нормами литературного языка открывает для человека широкие перспективы, характеризует его как образованную, развитую, духовно богатую личность. Однако хорошая речь не может появиться сама по себе. Она является результатом упорного труда, получения знаний, умений и навыков. Значит, необходимо быть требовательным не только к речи других, но прежде всего к своей собственной. А начинать учиться правильности речи нужно, конечно, со школьной скамьи. Как сказал педагог-новатор В.А.Сухомлинский: «В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом».

3 стр., 1256 слов

Конспект по развитию речи «Человек — часть природы»

… пор печатается в российских учебниках как единственно верная. Согласно теории Дарвина человек выделился из … в процессе его жизни в социуме формируются свои особенности характера — личные качества, отражающие отношение человека … люди с темпераментом флегматик чрезмерно медлительны, скупы на внешнее проявление чувств. Таким образом, индивидуальные особенности личности обусловлены биологической природой …

Тема сочинения ЕГЭ: Проблема отношения человека к языку

Образец сочинения ЕГЭ, Связь поколений

Готовое сочинение ЕГЭ на тему: «Проблема отношения человека к языку»

  • Текст к сочинению;
  • Готовое сочинение;

Проблема отношения человека к языку

Неряшливость в одежде — это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.

В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет, и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык еще в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово — слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин — перевести его на нормы русского литературного языка — это попросту испортить былины».

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, — распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности — это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума…

(Д.С. Лихачев)

Сочинение

Основная проблема, поставленная Д.С. Лихачевым в данном тексте, — это проблема отношения человека к языку. Какую роль играет речь в создании имиджа человека? Что стоит за грубостью, руганью, циничными выражениями? Именно этими вопросами задается автор.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Небрежное отношение к слову свойственно молодому поколению, усвоившему язык смс-текстов и Интернет-пользователей. Этот примитивный язык обедняет духовный мир молодых людей. Именно поэтому Д. С. Лихачев хочет привлечь внимание читателей к этой проблеме.

Ученый считает, что наш язык — важнейшая составляющая нашего общения. И речь человека зачастую формирует его образ в глазах окружающих. При этом автор не осуждает диалектную речь, понимает, что этот язык «не требует исправления». Но грубость, нарушение литературных норм, циничные выражения, необоснованная ирония — все эти явления вызывают искреннее негодование ученого. Он отмечает, что за всем этим стоит не только недостаток образования, неинтеллигентность, но и внутренняя слабость людей, их страх, незащищенность перед жизненными явлениями. В финале он призывает нас «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи».

Текст Д.С. Лихачева очень яркий, образный, выразительный. Раскрывая свою точку зрения, он использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнение («это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка»), эпитет («бесшабашно иронических выражений»), ряды однородных членов («Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения»).

Я полностью согласен с мнением Д.С. Лихачева. Бережное отношение к языку, действительно, очень важно для нас, потому что примитивность, грубость в языке, ненормативная лексика — все это засоряет наш язык, приводит к упрощенному восприятию мира, к необратимым изменениям мышления. Об этом много размышляет М. Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва. Заметки просвещенного обывателя». Ученый сетует на перегруженность языка словами-паразитами, ненормативной лексикой, жаргонизмами. Все это, по мысли автора, засоряет язык и обедняет внутренний мир человека.

Нарушение культуры речи исследует и К. Чуковский в своей книге «Живой как жизнь. Рассказы о русском языке». Этот писатель очень озабочен бурным развитием в нашей стране канцелярита, примитивностью молодежного жаргона. Он также считает, что такой язык упрощает наше мышление.

Таким образом, по мысли С. Львова, язык тесно связан с нашим мышлением, психологией, образом жизни. Язык формирует имидж человека, раскрывает его внутренний мир. И здесь я невольно вспоминаю слова Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».


Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как вы думаете может ли наступить такое время когда вдруг исчезнет книга сочинение
  • Как вы думаете когда лучше сдаться чем продолжить экзамен
  • Как вы думаете когда будет проходить экзамен
  • Как вы думаете зачем надо знать историю своего народа напишите мини сочинение на эту тему
  • Как вы думаете жить хорошо это категория духовная или материальная сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии