Как вести читательский дневник для егэ по литературе

Хотите поступить на журналиста, дизайнера или актера? Добро пожаловать в клуб воинствующих неудачников, которым придется сдавать ЕГЭ по литературе, который является обязательным вступительным испытанием в высшие учебные заведения на творческие специальности. Чтобы успешно сдать этот экзамен, нужно не только читать, но и комфортно чувствовать себя в рамках устоявшихся шаблонов заданий. Абитуриенту необходима тщательная и своевременная подготовка. Кроме того, успех зависит и от личных качеств выпускника: от его усидчивости, трудолюбия, мотивации и так далее. Советы от Многомудрого Литрекона помогут будущему студенту получить высокий балл на ЕГЭ по литературе. 

Содержание:

  • 1 Читательский дневник или «как все это запомнить?»
  • 2 Аудиокниги 
  • 3 Изучение форматов заданий 
  • 4 Сочинение на все 100
  • 5 Альтернативный метод

Читательский дневник или «как все это запомнить?»

Всех читателей не инопланетного происхождения волнует земной вопрос: как запомнить все книжки из школьной программы, которые перечислены в кодификаторе? Нужно держать в памяти не только сюжеты и анализ больших книг, но и стихотворения (и их уже дословно). Как? За год до экзамена можно осилить объемы, если вести читательский дневник.

Понятие «читательского дневника» известно и понятно далеко не всем школьникам. Кто-то с удовольствием заполняет его каждый день, другие же вообще не слышали о его существовании. Некоторые педагоги задают своим ученикам заполнять читательский дневник после прочтения конкретных произведений. Что же из себя представляет читательский дневник, и как правильно его вести? Вот подробная статья на эту тему.

Не секрет, что ведение читательского дневника помогает существенно запомнить прочитанное. Читательский дневник может стать хорошим помощником в подготовке к ЕГЭ по литературе. В качестве дневника можно использовать обычную толстую тетрадку. Лист тетради лучше всего разделить на три колонки. В первой колонке нужно указать автора и название его произведения. Вторую колонку необходимо сделать шире остальных, ведь в ней необходимо написать краткий анализ прочитанного произведения: его суть и смысл, тематику и проблематику, основные средства художественной выразительности, историю создания и так далее. В последней колонке нужно перечислить основных персонажей произведения и их краткую характеристику (лучше с цитатами). Если писать совсем лень, можно делать то же самое в электронном виде, но тогда запоминать будет сложнее. Пока Вы пишите, активируются все механизмы памяти. Также это прекрасная возможность улучшить свою грамотность и письменные навыки. Спустя определённое время Вы сможете с лёгкостью повторить основные произведения, просто прочитав записи в дневнике и освежить их в памяти. К тому же информация, записанная вручную, запоминается намного легче, чем просто прочитанная.

Как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов? Какие еще методы рекомендованы репетиторами и педагогами?

  1. Создание таблиц по сквозным темам. В одном столбце пишите тему (судьба малой родины, творчество, искусство, война, любовь, детство — они повторяются каждый год), а в другом перечень своеобразных аргументов: автор, книга, комментарий о том, как раскрывается тема.
  2. Изучение стихов и отрывков из них при многократном визуальном повторении. Стихи можно красиво написать на ватмане или обычных листах и расклеить по всему дому, чтобы постоянно натыкаться на них и повторять. Выучили одно — клейте другое. Стихи нужно размещать на личных страницах в соцсетях, чтобы чаще их видеть, а также использовать в переписках, когда появится подходящий повод. Так они надолго останутся в Вашей жизни. Кстати, приемы быстрого запоминания стихов Литрекон перечислил здесь — реально работает!
  3. Чтобы запоминать цитаты из книг и стихов, можно делать мемы с ними в фотошопе и обогащать свою страницу полезным и интересным контентом.
  4. Отличный способ понять произведение и запомнить главные его особенности — это изучение критических статей о нем. У Литрекона много таких разборов, Вы можете найти их через поиск по сайту. Все они соответствуют требованиям ЕГЭ и определенному формату: каждый пункт анализа отмечен заголовком, его легко найти.
  5. Перед экзаменом можно прочесть знакомые книги в сокращении. Все подробные и детальные краткие содержания важных произведений из школьной программы Вы найдете у Литрекона в копилке.
  6. Чтобы мотивировать себя на изучение литературы, создайте канал в Тик-токе, Дзене, Ютубе или других площадках, чтобы в будущем, возможно, Вы получили материальную выгоду от подготовки к экзамену. Ежегодно экзамен сдают около 10.000 выпускников, так что аудитория найдется.

Аудиокниги 

Успешной подготовке к ЕГЭ по литературе может поспособствовать и использование аудиокниг. Ведь такой формат ознакомления с книгой может значительно ускорить процесс чтения. Аудиокнига представляет собой любое произведение, записанное на информационный носитель в целях дальнейшего его прослушивания. Поэтому если Вы задаетесь вопросом, как подготовиться к ЕГЭ по литературе, примите во внимание экономию времени на аудиокнигах. Их можно слушать, пока Вы моете посуду или выполняете другую рутинную работу. С ними можно готовиться к ЕГЭ, катаясь на велике или выполняя зарядку.

Использование аудиокниг при подготовке к ЕГЭ имеет свои плюсы. Так, помимо экономии времени, данный формат позволяет заботиться о здоровье. Ведь в данном случае заметно снижается нагрузка на зрение. Кроме того, восприятие текста на слух способствует тренировке внимания, а также заставляет мышление работать намного эффективнее. Слушатели аудиокниг могут пополнить свой словарный запас, копируя грамотную речь диктора. Однако стоит помнить, чтобы аудиокниги принесли желаемую пользу, нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным.

Изучение форматов заданий 

Важной частью подготовки к экзамену по литературе является изучение форматов заданий по ЕГЭ на ФИПИ. Ведь многие педагоги признают, что умение «играть по правилам» дает выпускнику больше шансов на успех, чем даже глубокое знание предмета. К сожалению, многие талантливые ребята ломали копья в поединке с бездушным форматом задания. Они писали все, что знали, а нужно было то, что задано формулировкой. Из-за этого выпускники теряют драгоценные баллы: их развернутые ответы не соответствуют теме или не раскрывают ее в должной мере.

Поэтому очень важно ознакомиться с самим содержанием предстоящего экзамена. Необходимо подробно изучить план варианта контрольно-измерительных материалов (КИМ), а также полный перечень тем, которые будут вынесены на ЕГЭ. Демоверсии есть на сайте ФИПИ. Нужно изучить формат заданий, а также запомнить количество баллов за каждое задание. В этом Вам поможет разбор заданий ЕГЭ по литературе. 

Также ознакомьтесь с…

  1. Примерами сочинений на ЕГЭ по литературе.
  2. Примерами сочинений 8, 9, 15, 16, 17 на ЕГЭ по литературе.

Один из важных аспектов подготовки к экзамену – изучение кодификатора по литературе ЕГЭ. Кодификатор представляет собой список необходимых произведений школьной программы, а также перечисление теоретических познаний, которые будут проверяться на экзамене. Этот документ очень полезен для Вас, ведь четко ограничивает аппетиты проверяющих: с Вас не спросят больше, чем позволено.

Как подготовиться к ЕГЭ по литературе? Привыкнуть к форматам ЕГЭ можно только в ходе практических занятий. Нужно набить руку и съесть собаку на этом деле. Других вариантов нет.

Сочинение на все 100

Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию. 

Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:

  1. Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее. 
  2. Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
  3. Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной. 

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе. 

  • Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
  • Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
  • Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
  • Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении. Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
  • Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения. 
  • По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности. 
  • Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.

Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное. 

Альтернативный метод

Как известно, олимпиада МГУ автоматом даёт 100 баллов по литературе. Олимпиада «Ломоносов», проводимая МГУ, ведет свою историю с 2005 года. Основная цель данной олимпиады заключается в выявлении творческих способностей учащихся, а также в повышении их интереса к научно-исследовательской деятельности. Степень сложности заданий зависит от класса обучения школьников. Олимпиада «Ломоносов» по литературе проводится на основе филологического факультета МГУ. Участвовать в ней могут ученики 5-11 классов. Участвуя в олимпиаде, школьники не только демонстрируют свой высокий уровень знаний по литературе, но и проявляют свои творческие способности. Кстати, почитайте и о других способах получить дополнительные баллы на ЕГЭ при поступлении.

Таким образом, мы рассмотрели основные способы успешной подготовки к ЕГЭ по литературе. Выпускник должен быть достаточно мотивированным, собранным и внимательным, чтобы добиться высоких результатов на экзамене. Подготовка к ЕГЭ по литературе — это не такая занудная рутина, как по многим другим предметам, так что не унывайте и читайте с удовольствием, ведь Вам предстоит не раз и не два применить эти знания на практике.

Автор: Виктория Комарова

Текст: Татьяна Шипилова

Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ любой школьный учитель или репетитор по литературе скажет, что самая главная шпаргалка — читательский дневник. Чтобы не перечитывать за неделю до экзамена все тексты школьной программы или даже краткие содержания по ним, легче заранее подготовить для себя, любимого, тетрадку со всем тем, что может пригодиться на экзамене.

Год ЕГЭратуры решил помочь в этом школьникам и периодически будет публиковать варианты читательских дневников по произведениям, входящим в кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ по литературе.

Начнём с одного из самых «простых» с точки зрения составления читательского дневника текстов — поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Почему простых — потому что там всего один персонаж, на примере которого легко показать и рассказать, что нужно обязательно отображать в такой справке.

Необходимые пункты Произведение
ФИО автора Михаил Юрьевич Лермонтов
Название «Мцыри»
Направление Романтизм
Год создания, род, жанр Написана в 1839 г., лироэпос, поэма
Конфликт Противостояние двух состояний человека: свободы и неволи
Идея Жажда свободы, невозможность жить в неволе
Герой Мцыри
— детали портрета (если есть) В детстве: «пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник»; будучи взрослым: силён, на равных сражается с барсом («уверен в том, / Что быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов»); при смерти: «бледен и худ»
— черты характера / речевая характеристика «Угрюм и одинок», «слезы не знал я никогда», «душой дитя, судьбой монах»
— судьба Мцыри родился и вырос на Кавказе; «однажды русский генерал», его пленивший, оставил больного ребенка «лет шести» в «стенах хранительных». Мальчик жил в монастыре, готовый «изречь монашеский обет», как «вдруг однажды он исчез». Три дня скитался, был найден и монаху перед смертью, в которой уверен, рассказал о своём побеге. Поведал о мятежности и жажде свободы: «обняться с бурей был бы рад», «рукою молнии ловил»; сражении с барсом: «удар мой верен был и скор». Уверенный, что умирает, просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ»
Особенности композиции Композиция кольцевая: действие заканчивается там, где началось, что подтверждает замкнутость пространства, безвыходность положения героя. Разделение на главы тоже важно для понимания идеи: 1-2 — о монастыре и жизни героя в нём, 3-26 — монолог героя о трёх днях, проведенных на воле
— экспозиция 1 главка, в которой рассказывается о месте действия: «там… был монастырь»; начало 2 главки, где рассказывается о том, как «русский генерал… / ребенка пленного он вёз. / Тот занемог…», после чего мальчик «в стенах хранительных остался»
— завязка Окончание 2 главки, где упоминается про побег: «как вдруг однажды он исчез»
— развитие действия Рассказ героя о том, что с ним было за эти три дня: «что делал я / На воле? Жил…»: «рукою молнии ловил», видел «седой незыблемый Кавказ», «вспомнил я отцовский дом», слушал «грузинки голос молодой»
— кульминация Бой с барсом — 17 главка: «Бой закипел, смертельный бой!» Интересно: барс во время битвы «застонал, как человек», а сам герой себя ощущает «как барс пустынный, зол и дик» — происходит слияние животного и человека, и каждый из них похож в этот миг на соперника
— развязка 23 главка — сон, песня рыбки золотой: «Останься здесь со мной… / Пройдут года, пройдут века / Под говор чудных снов», как будто призыв вернуться обратно в монастырь, где «и холод, и покой»
— эпилог Возвращение в монастырь — 24 главка: «Так я найден и поднят был…»; просит положить его туда, где «виден и Кавказ», с надеждой, что ветер ему пропоет «про милую страну… / И с этой мыслью я засну, / И никого не прокляну»

Такой подробный (даже в некоторых местах повторяющийся) читательский дневник, во-первых, фокусирует внимание на важных деталях, во-вторых, помогает запоминать сюжет и характеристику персонажа через небольшие, ёмкие цитаты, какие-то из которых наверняка запомнятся и всплывут в нужный момент на экзамене.

На чтение 4 мин Просмотров 7.2к.
Обновлено 26 июня, 2020

Целью ведения читательского дневника является сохранение полученных при чтении произведения сведений. Читательский дневник – это записи, содержащие краткие сведения о прочитанном произведении с указанием его выходных данных.

Содержание

  1. Как поможет читательский дневник при подготовке к ОГЭ?
  2. Правила оформления читательского дневника
  3. Выходные данные произведения 
  4. Герои произведения
  5. Краткое содержание
  6. Афоризмы
  7. Пример оформления читательского дневника
  8. Чтение – вот лучшее учение!

Как поможет читательский дневник при подготовке к ОГЭ?

При подготовке к ОГЭ важно знать образец и правила оформления читательского дневника. Как он поможет в сдаче экзамена? Мы готовы поделиться с вами полезной информацией по этой теме. При написании сочинения 9.3, которое чаще всего выбирают школьники, играет большую роль читательский опыт. Литература учит нас жизни, помогает решать вечные вопросы, на которые дают ответ писатели и поэты. Размышляя над поступками героев, читатель обогащает свой внутренний мир. Чужие ошибки учат принимать верные решения. Ну и, конечно, примеры из жизненного опыта, включая и читательский, должны присутствовать в сочинении 9.3.

Правила оформления читательского дневника

Зачастую мы помним лишь малую часть содержания прочитанного много времени назад произведения, не можем вспомнить название или автора. Тогда на помощь придёт читательский дневник. Какую информацию в него нужно заносить?

Выходные данные произведения 

  • Автор;
  • Название;
  • Год издания;
  • Жанр произведения.

Герои произведения

Следующим шагом будет перечисление главных героев и их краткая характеристика. В характеристике желательно писать то, чем вам запомнился персонаж. Это необходимо затем, чтобы не путать героев. Также такой список помогает вспомнить подробности произведения.

Краткое содержание

Далее следует краткое содержание прочитанного произведения. Оно формулируется в форме пересказа и должно быть написано своими словами. При пересказе произведения нельзя упускать главные события, можно опустить лишь мелкие подробности. Объём пересказа будет зависеть непосредственно от объёма прочитанного произведения и умения читателя формулировать свои мысли на бумаге.

Афоризмы

По желанию можно добавить в читательский дневник раздел с крылатыми выражениями. Особенно ими изобилуют такие произведения как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, произведения М. Горького.

Пример оформления читательского дневника

Пример оформления записей в читательском дневнике обучающегося 9 класса.

  1. Автор: Михаил Афанасьевич Булгаков
  2. Название: «Собачье сердце»
  3. Год написания: 1925
  4. Год публикации: 1987
  5. Жанр произведения: фантастическая повесть
  6. Герои:
  7. Профессор Преображенский – хирург-экспериментатор, занимающийся омоложением;
  8. Доктор Борменталь – ассистент профессора;
  9. Пёс Шарик – бродячий пёс, подобранный профессором на улице;
  10. Полиграф Полиграфович Шариков – переродившийся из пса мужчина;
  11. Швондер – главный в домкоме;
  12. Зина – служанка в доме профессора Преображенского;
  13. Дарья – кухарка профессора;
  14. Клим Чугункин – пьяница, чьи органы послужили предметом эксперимента.
  15. Краткое содержание

Действие происходит в Москве 1925 года. Бродячий пёс Шарик бродит по улице в поисках пищи. Его замечает профессор Преображенский и с помощью докторской колбасы заманивает его в свою 8-комнатную квартиру.

Пёс нужен профессору для эксперимента: он проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и половых желёз покойного пьяницы и гуляки Клима Чугункина. Эксперимент проходит успешно, и собака начинает постепенно перевоплощаться в человека. Эксперимент принёс профессору популярность, однако тот не был удовлетворён результатом.

Первое время новоиспечённый член общества ведёт себя агрессивно, устраивает в квартире погром.  Слушаясь во всём домкома Швондера, недруга профессора Преображенского, Полиграф Полиграфович Шариков получает от Швондера документы и работу. Новый приятель устраивает его в службу по отлову и уничтожения бездомных животных. Там Шариков, зарекомендовав себя отличным специалистом, быстро становится начальником. Швондер по-прежнему оказывает на него влияние: он настраивает  Полиграфа Полиграфовича против профессора и советует написать на него донос. Преображенского спасает лишь влиятельный пациент, помешавший письму попасть в место назначения. Тем временем Шариков обосновался в квартире профессора и не собирается съезжать.

Профессор и его ассистент, боясь ещё большего усугубления ситуации, проводят повторную операцию, в результате которой Шарикову пересаживают гипофиз собаки. Он постепенно превращается в того, кем был раньше.

Чтение – вот лучшее учение!

И на последок хотим дать вам совет: читайте больше классических произведений. Ведь в них целый мир, таящий в себе столько интересного и полезного. Книги помогают нам пережить то, чего не случалось с нами, побывать там, где мы никогда не были. Воспитайте в себе любовь к чтению, и вы не заметите, как начнете меняться в лучшую сторону!

Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.

Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.

Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.

Зачем нужен читательский дневник

Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.

Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.

Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.

Как выглядит читательский дневник

Вести читательский дневник можно в разных формах:

  • читательский дневник-таблица (в общей тетради или альбоме);
  • дневник-блокнот без четкого деления на пункты;
  • дневник-электронный документ;
  • дневник-презентация (позволяет добавить много иллюстраций);
  • электронная программа «читательский дневник» (пример — «Calameo»).

На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.

Как писать читательский дневник

План читательского дневника состоит из следующих пунктов:

  1. Название книги.
  2. Автор.
  3. Время создания.
  4. Краткий пересказ сюжета.
  5. Главные герои.
  6. Проблематика.
  7. Впечатления от прочитанного.

С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».

Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Проблематика

Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.

Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.

Отзыв для читательского дневника

Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.

Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.

Отзыв для читательского дневника

Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти

Правила заполнения читательского дневника

Их немного:

  1. Аккуратность (записи и схемы должны быть четкими и разборчивыми).
  2. Регулярность (запись в читательский дневник делайте по ходу чтения или сразу после него, не откладывайте на потом, т. к. велик риск забыть важные подробности).
  3. Честность (не хвалите книгу только потому, что она модная, пишите искренне).

Как оформить читательский дневник

Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.

Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.

Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.

Причины, чтобы сделать читательский дневник

Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:

  1. Улучшает письменную речь (учит высказываться лаконично и по существу).
  2. Развивает память (записанное всегда лучше запоминается).
  3. Помогает лучше понять самого себя (почему нравятся те или иные герои и их поступки).
  4. Дарит свободу (в дневнике можно критиковать любых авторов, даже признанных классиков).
  5. Развивает интеллект (каждая прочитанная и осмысленная книга — важный этап личностного роста).

Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.

Фильтры

Читательский дневник (11 класс) по литературе – это анализ, пересказ серьезных текстов, которые должен освоить выпускник средней школы. Объемы произведений достаточно велики, сложно записать коротко многотомные книги, прочитать все, что предлагает педагог. Краткое содержание для «Читательского дневника» – это не просто пересказ. Готовый дневник предлагает ответы на вопросы, поставленные на лето педагогом, сокращает и упрощает самостоятельную работу. Записать собственные рассказы на основе предложенного варианта пересказа должен уметь ученик, завершающий школьный курс литературы. Даже, если после изучения текста на уроках литературы, объяснения учителя, мнение поменяется, всегда интересно оттолкнуться от своего первого восприятия, принять чужое мнение или не соглашаться с ним. Проблем в 11 классе всегда много. Литература учит формировать свою позицию в современном мире. Дневник станет помощником для подготовки к экзаменам, интересен в разные периоды взросления. Он останется подсказкой на всю жизнь. Возвращаться к уже давно прочитанному захочется в разные периоды: краткие пересказы содержания, главные герои, сюжетные линии быстро восстановятся в памяти.

На этой странице вы узнаете

  • Почему мы забываем все, что учили, сразу после контрольной?
  • Как рисунки помогут в чтении?
  • Что делать, если произведение не понравилось?

Сегодня мы разберемся, как читать так, чтобы с непринужденным видом аристократа цитировать за столом Достоевского. Вдобавок информация из статьи пригодится, чтобы писать на “отлично” тесты в школе, в которых спрашивают что-то из серии: «Во что была одета троюродная бабушка двоюродной сестры Наташи Ростовой?». Увлекательного чтения!

Правило № 1. Концентрируйтесь

Чудесный день. Мы едем в метро или на автобусе, держим путь в центр города. Вокруг, мягко говоря, шумно (особенно, если мы все же в метро). Не беда! Наденем наушники. И вот в ушах у нас — любимая рэп-композиция, перед глазами надоевший Н.В.Гоголь, а в голове — смесь Скриптонита, Ланы Дель Рей, Чичиковых, Плюшкиных и мыслей о скором вкусном ужине. 

Блаженство, скажете вы. Однако есть одна проблема: в такой обстановке вы совсем не концентрируетесь на том, что читаете. А зачем нужно концентрироваться, спросите вы. Сюжет в общих чертах запомнится и так!

На самом деле, для успешной сдачи экзамена или работы на уроках в школе мало знать содержание произведения. От нас действительно требуется точное знание деталей текста. Отсюда первое правило.

Вот несколько пунктов, которые помогут концентрироваться и не отвлекаться:

  1. Читайте целенаправленно, а не между делом. Выделите время на чтение, не стоит брать книгу только в минуты, когда вам надоело смотреть Тик Ток или нечем заняться в дороге.
  2. Читайте в тихом месте, где вас ничто не отвлекает.
  3. Если замечаете в себе повадки Цезаря: параллельно с текстом в голове начинают бежать совершенно другие мысли, — знайте, вы отвлеклись. Стоит перечитать страницу и убедиться, что она не прошла мимо.
  4. Если совсем не получается убрать параллельно бегущую строку мыслей, начните читать вслух. Можно шепотом или просто шевелить губами. Так вы привлечете бОльшее внимание своего мозга к процессу чтения.

Отлично! Первый уровень пройден, двигаемся дальше.

Правило №2. Перечитывайте

Если вы всё-таки среди числа везунчиков, на почте которого лежит приглашение на экзамен по литературе, следующая история вам будет до боли знакома. 

Представьте, глядим мы на кодификатор ОГЭ или ЕГЭ, осознаем бренность своего бытия. И вот среди незнакомых слов встречаются драгоценные знакомые названия произведений. «Ура! Это я читал в пятом классе» , — скажем мы. На самом деле, радоваться мы начали рано.

Очень важно возвращаться к прочитанным произведениям. Так вы напоминаете своему мозгу текст, а значит, повышаете свои шансы запомнить его надолго.

Почему мы забываем все, что учили, сразу после контрольной?

Информация, выученная накануне специально для работы, лежит в краткосрочной памяти.
У человека есть кратковременная и долговременная память. В первой события сохраняются почти автоматически, но ненадолго.

Кратковременная память работает, например, при решении математического примера, когда вы держите в голове несколько промежуточных значений, но забываете их сразу после получения ответа. Или, когда готовитесь к контрольной в ночь перед ней и сразу после написания забываете все. Так мозг фильтрует информацию и не позволяет памяти перегружаться.

А как же перевести информацию в долгосрочную память?
Для этого нам нужно убедить мозг, что эта информация заслуживает занять место в долговременном хранилище
Психологи говорят, что необходимо регулярно повторять информацию. Посмотрим. как это работает:
Мы выучили стихотворение Пушкина.
Три дня подряд повторяем стихотворение один раз в день.
Затем раз в неделю повторяем его перед сном.
Где-то раз в месяц просматриваем текст, убеждаемся, что помним его.
Раз в год вспоминаем про это произведение.
Вуаля! Теперь стихотворение Пушкина вы сможете прочитать даже своим внукам — оно засело в долговременной памяти. 
Такая последовательность  связана с кривой забывания, придуманной психологом Эббингаузом. Посмотрим на нее: 

Мы видим, что большая часть информации забывается в первое время. Именно поэтому необходимо вначале повторять изученное чаще, затем она крепко засядет в голове, а шанс забыть уменьшиться.

Конечно, мы не можем перечитать «Войну и мир» пять раз от начала до конца. Но перечитывать небольшие произведения критически важно. Более того, второе прочтение будет намного эффективнее первого. Так, ваш пятиклассный опыт очень вам поможет, ведь теперь мозг будет не узнавать заново, а вспоминать когда-то прочитанное.

Правило №3. Заведите читательский дневник

Кто-то из нас забросил вести личный дневник в том же пятом классе, кто-то не начинал, а некоторые ведут до сих пор. В личные дневники мы вмешиваться не будем, зато обсудим читательский. 

Наверняка многим из нас задавали вести тетради по прочитанному за лето. Подобным и стоит заниматься каждому внимательному читателю. Посмотрим на план, которому можно следовать при ведении дневника, а потом обсудим интересные нововведения.

План записи в читательском дневнике будет разным в зависимости от того, какого рода текст перед вами. Если вы не знаете, что такое литературный род, заглядывайте в статью «Литературные роды и жанры».

Итак, если перед нами эпос и лиро-эпос:

  1. Заглавие произведения, ФИО автора.
  2. Когда создано: эпоха, исторический контекст, отражение реалий эпохи в произведении.
  3. Род, жанр, направление, их особенности и ключевые черты.
  4. Темы, проблемы и идеи произведения (тематика и проблематика).
  5. Сюжет и композиция.
  6. Система образов: список героев, разделение их по группам (главные, второстепенные), характеры.
  7. Авторская позиция.
  8. Значение ключевых сцен.
  9. Значение названия, эпиграфов, ремарок.
  10. Собственное впечатление.

У лирических произведений свои особенности, а значит их надо отразить и в читательском дневнике.

План записи для лирики:

  1. Заглавие произведения, ФИО автора, когда написано.
  2. Тема (о чем?) и идея (что хотел сказать автор?).
  3. Вид лирики (гражданская, философская, любовная, пейзажная).
  4. Жанр лирического произведения (о том, какие они бывают читайте также в статье «Литературные роды и жанры»).
  5. Композиция.
  6. Средства художественной выразительности с примерами использования (подробнее про средства выразительности — «Средства художественной выразительности»).
  7. Образ лирического героя.
  8. Стихотворный размер (читайте про это в статье «Системы стихосложения и стихотворные размеры. Часть 2» ).
  9. Особенности ритма, рифмовки, их значение (подробнее про это в статье «Системы стихосложения и стихотворные размеры»).
  10. Собственное впечатление.

Так, с этим вроде бы все понятно. Теперь к обещанным интересностям.

Как рисунки помогут в чтении?

Попробуйте делать рисунки в своем читательском дневнике. Совершенно не стоит бояться, если вы не обладаете особенными художественными навыками: хватит умения рисовать человечка из палочек и кружочков. Зачем это нужно?

Во-первых, если рисовать ключевые эпизоды произведения, вы наверняка их запомните. В нужный момент перед глазами пролетит собственный рисунок.
Во-вторых, так вы облегчите себе запоминание портретов, пейзажей, интерьеров. Бывает сложно запомнить текстовое описание внешности героя или погоду, в которую происходит какое-либо действие. А всё это может пригодиться в анализе текста. Рисуем! Не зря же все эти элементы текста названы, как жанры живописи.
В-третьих, это отличный способ запомнить детали. Да-да, детали, как и вышеупомянутые портреты, пейзажи, интерьеры, многое говорят о героях произведения. Нарисуйте халат Обломова, «столетний шкап» в доме Раневской — в общем всё то, что быстро вылетает из головы, но очень важно.

Следующее правило тесно связано с этим пунктом, но все же заслуживает отдельного упоминания.

Правило №4. Пропускайте произведение через себя

Еще один важный факт, больше связанный с психологическим изучением памяти: человек намного лучше запоминает то, к чему чувствует свою принадлежность. Эта связь может выстраиваться через аналогии с жизненным опытом или сильные эмоции, вызванные произведением.

Конечно, легко сказать: пропускай через себя. А как сделать это на практике? Сейчас разберемся.

Что делать, если произведение не понравилось?
Мы живем не в розовом мире, где всем всё нравится. Поэтому, если вам не понравилось произведение, не беда. Это не освобождает вас от ответственности записать свои впечатления. Ну и что, что они негативны! С положительными впечатлениями все аналогично! Записываем свои мысли, впечатления и ощущения. 

Пропускать через себя, концентрироваться, рисовать какие-то смешные картинки… Ммм, приятно и ненапряжно, скажете вы. Но неужели произведение можно в полной мере понять, опираясь только на собственные ощущения и восприятие? Увы, нет. Отсюда пятый совет.

Правило №5. Ставьте себя на место автора 

Между нами, читателями из XXI века — осознанными, прогрессивными, самыми лучшими — и авторами прошлых столетий, конечно, большая разница. Именно поэтому необходимо помнить об эпохе, в которую творит автор. А если точнее — об историческом контексте.

Исторический контекст —  условия и события, в которых создается произведение или которые описаны в нем. 

Например, Н.А.Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” раскрывает тему крепостничества. Конечно, это происходит, потому что автора волнует ситуация вокруг него, условия жизни в стране. 

Так со всеми произведениями: очень важно понимать, что волнует автора, какие события ложатся в основу произведения и каково авторское отношение к ним. Некрасов отлично понимал, что тяжелое положение крестьянства надо менять, поэтому он и написал свою поэму «Кому на Руси жить хорошо?» 

Это легко понять. Представьте, что мы наблюдаем несправедливое отношение учителей к одноклассниками. Конечно, нас это очень возмутит. А если мы любим писать тексты, то нам обязательно захочется отразить учительский произвол в своем произведении.

Отлично. Сегодня мы разобрались, как с помощью пяти правил сделать процесс чтения эффективнее. А если вас больше интересует созидание — процесс письма — загляните в статью «Как написать свой текст» .

Фактчек

  • Первое правило связано с концентрацией. Выделяйте время специально на чтение, избегайте чтения в шумных местах, берегитесь бегущей строки из мыслей.
  • Правило второе — перечитывать. Регулярное повторение переносит знание в долгосрочную память.
  • Правило три — вести читательский дневник. Отличная идея — делать к записям зарисовки (деталей, пейзажей, интерьеров и портретов)
  • Четвертое правило гласит: пропускайте через себя. Связывайте события произведения с личным опытом. Не скрывайте от читательского дневника и негативные эмоции.
  • Пятое правило — ставить себя на место автора. Интересоваться историческим контекстом произведения, авторской позицией.

Проверь себя

Задание 1.

Выберите наиболее благоприятную для концентрации обстановку:

  1. Чтение в очереди на фудкорте.
  2. Чтение на голодный желудок.
  3. Чтение дома в специально выделенное время.
  4. Чтение под любимую музыку.

Задание 2.

Выберите верные утверждения о работе долгосрочной памяти:

  1. Долгосрочная память хранит, например, промежуточные результаты при решении длинного примера.
  2. Чтобы информация перешла в долгосрочную память, нужно повторять ее каждый день минимум год.
  3. Чтобы информация перешла в долгосрочную память, нужно повторять информацию регулярно, но увеличивая со временем промежутки между повторением.

Задание 3.

Выберите из списка аспекты, которые необходимо учесть при анализе лирики в читательском дневнике:

  1. Композиция.
  2. Главные и второстепенные герои.
  3. Сюжет.
  4. Средства художественной выразительности.
  5. Размер.

Задание 4. 

Что входит в аспект впечатления от произведения?

  1. Соотнесение себя с героями текста.
  2. Выражение только положительных эмоций от прочтения.
  3. Определение композиции произведения.
  4. Любые эмоции от прочтения.

Ответы: 1 — 3; 2 — 3, 3 — 145; 4 — 14.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как вести тетрадь для подготовки к егэ по литературе
  • Как вести личные финансы ответы на экзамен тинькофф инвестиции
  • Как вести конспекты по литературе егэ
  • Как вернуть стипендию в вузе если сдал экзамен на 3
  • Как вернуть права после лишения за пьянку после окончания срока без сдачи экзаменов в 2023

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии