Фильтры
Читательский дневник (11 класс) по литературе – это анализ, пересказ серьезных текстов, которые должен освоить выпускник средней школы. Объемы произведений достаточно велики, сложно записать коротко многотомные книги, прочитать все, что предлагает педагог. Краткое содержание для «Читательского дневника» – это не просто пересказ. Готовый дневник предлагает ответы на вопросы, поставленные на лето педагогом, сокращает и упрощает самостоятельную работу. Записать собственные рассказы на основе предложенного варианта пересказа должен уметь ученик, завершающий школьный курс литературы. Даже, если после изучения текста на уроках литературы, объяснения учителя, мнение поменяется, всегда интересно оттолкнуться от своего первого восприятия, принять чужое мнение или не соглашаться с ним. Проблем в 11 классе всегда много. Литература учит формировать свою позицию в современном мире. Дневник станет помощником для подготовки к экзаменам, интересен в разные периоды взросления. Он останется подсказкой на всю жизнь. Возвращаться к уже давно прочитанному захочется в разные периоды: краткие пересказы содержания, главные герои, сюжетные линии быстро восстановятся в памяти.
Хотите поступить на журналиста, дизайнера или актера? Добро пожаловать в клуб воинствующих неудачников, которым придется сдавать ЕГЭ по литературе, который является обязательным вступительным испытанием в высшие учебные заведения на творческие специальности. Чтобы успешно сдать этот экзамен, нужно не только читать, но и комфортно чувствовать себя в рамках устоявшихся шаблонов заданий. Абитуриенту необходима тщательная и своевременная подготовка. Кроме того, успех зависит и от личных качеств выпускника: от его усидчивости, трудолюбия, мотивации и так далее. Советы от Многомудрого Литрекона помогут будущему студенту получить высокий балл на ЕГЭ по литературе.
Содержание:
- 1 Читательский дневник или «как все это запомнить?»
- 2 Аудиокниги
- 3 Изучение форматов заданий
- 4 Сочинение на все 100
- 5 Альтернативный метод
Читательский дневник или «как все это запомнить?»
Всех читателей не инопланетного происхождения волнует земной вопрос: как запомнить все книжки из школьной программы, которые перечислены в кодификаторе? Нужно держать в памяти не только сюжеты и анализ больших книг, но и стихотворения (и их уже дословно). Как? За год до экзамена можно осилить объемы, если вести читательский дневник.
Понятие «читательского дневника» известно и понятно далеко не всем школьникам. Кто-то с удовольствием заполняет его каждый день, другие же вообще не слышали о его существовании. Некоторые педагоги задают своим ученикам заполнять читательский дневник после прочтения конкретных произведений. Что же из себя представляет читательский дневник, и как правильно его вести? Вот подробная статья на эту тему.
Не секрет, что ведение читательского дневника помогает существенно запомнить прочитанное. Читательский дневник может стать хорошим помощником в подготовке к ЕГЭ по литературе. В качестве дневника можно использовать обычную толстую тетрадку. Лист тетради лучше всего разделить на три колонки. В первой колонке нужно указать автора и название его произведения. Вторую колонку необходимо сделать шире остальных, ведь в ней необходимо написать краткий анализ прочитанного произведения: его суть и смысл, тематику и проблематику, основные средства художественной выразительности, историю создания и так далее. В последней колонке нужно перечислить основных персонажей произведения и их краткую характеристику (лучше с цитатами). Если писать совсем лень, можно делать то же самое в электронном виде, но тогда запоминать будет сложнее. Пока Вы пишите, активируются все механизмы памяти. Также это прекрасная возможность улучшить свою грамотность и письменные навыки. Спустя определённое время Вы сможете с лёгкостью повторить основные произведения, просто прочитав записи в дневнике и освежить их в памяти. К тому же информация, записанная вручную, запоминается намного легче, чем просто прочитанная.
Как сдать ЕГЭ по литературе на 100 баллов? Какие еще методы рекомендованы репетиторами и педагогами?
- Создание таблиц по сквозным темам. В одном столбце пишите тему (судьба малой родины, творчество, искусство, война, любовь, детство — они повторяются каждый год), а в другом перечень своеобразных аргументов: автор, книга, комментарий о том, как раскрывается тема.
- Изучение стихов и отрывков из них при многократном визуальном повторении. Стихи можно красиво написать на ватмане или обычных листах и расклеить по всему дому, чтобы постоянно натыкаться на них и повторять. Выучили одно — клейте другое. Стихи нужно размещать на личных страницах в соцсетях, чтобы чаще их видеть, а также использовать в переписках, когда появится подходящий повод. Так они надолго останутся в Вашей жизни. Кстати, приемы быстрого запоминания стихов Литрекон перечислил здесь — реально работает!
- Чтобы запоминать цитаты из книг и стихов, можно делать мемы с ними в фотошопе и обогащать свою страницу полезным и интересным контентом.
- Отличный способ понять произведение и запомнить главные его особенности — это изучение критических статей о нем. У Литрекона много таких разборов, Вы можете найти их через поиск по сайту. Все они соответствуют требованиям ЕГЭ и определенному формату: каждый пункт анализа отмечен заголовком, его легко найти.
- Перед экзаменом можно прочесть знакомые книги в сокращении. Все подробные и детальные краткие содержания важных произведений из школьной программы Вы найдете у Литрекона в копилке.
- Чтобы мотивировать себя на изучение литературы, создайте канал в Тик-токе, Дзене, Ютубе или других площадках, чтобы в будущем, возможно, Вы получили материальную выгоду от подготовки к экзамену. Ежегодно экзамен сдают около 10.000 выпускников, так что аудитория найдется.
Аудиокниги
Успешной подготовке к ЕГЭ по литературе может поспособствовать и использование аудиокниг. Ведь такой формат ознакомления с книгой может значительно ускорить процесс чтения. Аудиокнига представляет собой любое произведение, записанное на информационный носитель в целях дальнейшего его прослушивания. Поэтому если Вы задаетесь вопросом, как подготовиться к ЕГЭ по литературе, примите во внимание экономию времени на аудиокнигах. Их можно слушать, пока Вы моете посуду или выполняете другую рутинную работу. С ними можно готовиться к ЕГЭ, катаясь на велике или выполняя зарядку.
Использование аудиокниг при подготовке к ЕГЭ имеет свои плюсы. Так, помимо экономии времени, данный формат позволяет заботиться о здоровье. Ведь в данном случае заметно снижается нагрузка на зрение. Кроме того, восприятие текста на слух способствует тренировке внимания, а также заставляет мышление работать намного эффективнее. Слушатели аудиокниг могут пополнить свой словарный запас, копируя грамотную речь диктора. Однако стоит помнить, чтобы аудиокниги принесли желаемую пользу, нужно быть максимально сконцентрированным и внимательным.
Изучение форматов заданий
Важной частью подготовки к экзамену по литературе является изучение форматов заданий по ЕГЭ на ФИПИ. Ведь многие педагоги признают, что умение «играть по правилам» дает выпускнику больше шансов на успех, чем даже глубокое знание предмета. К сожалению, многие талантливые ребята ломали копья в поединке с бездушным форматом задания. Они писали все, что знали, а нужно было то, что задано формулировкой. Из-за этого выпускники теряют драгоценные баллы: их развернутые ответы не соответствуют теме или не раскрывают ее в должной мере.
Поэтому очень важно ознакомиться с самим содержанием предстоящего экзамена. Необходимо подробно изучить план варианта контрольно-измерительных материалов (КИМ), а также полный перечень тем, которые будут вынесены на ЕГЭ. Демоверсии есть на сайте ФИПИ. Нужно изучить формат заданий, а также запомнить количество баллов за каждое задание. В этом Вам поможет разбор заданий ЕГЭ по литературе.
Также ознакомьтесь с…
- Примерами сочинений на ЕГЭ по литературе.
- Примерами сочинений 8, 9, 15, 16, 17 на ЕГЭ по литературе.
Один из важных аспектов подготовки к экзамену – изучение кодификатора по литературе ЕГЭ. Кодификатор представляет собой список необходимых произведений школьной программы, а также перечисление теоретических познаний, которые будут проверяться на экзамене. Этот документ очень полезен для Вас, ведь четко ограничивает аппетиты проверяющих: с Вас не спросят больше, чем позволено.
Как подготовиться к ЕГЭ по литературе? Привыкнуть к форматам ЕГЭ можно только в ходе практических занятий. Нужно набить руку и съесть собаку на этом деле. Других вариантов нет.
Сочинение на все 100
Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию.
Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:
- Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее.
- Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
- Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной.
Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе.
- Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
- Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
- Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
- Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении. Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
- Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения.
- По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности.
- Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.
Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное.
Альтернативный метод
Как известно, олимпиада МГУ автоматом даёт 100 баллов по литературе. Олимпиада «Ломоносов», проводимая МГУ, ведет свою историю с 2005 года. Основная цель данной олимпиады заключается в выявлении творческих способностей учащихся, а также в повышении их интереса к научно-исследовательской деятельности. Степень сложности заданий зависит от класса обучения школьников. Олимпиада «Ломоносов» по литературе проводится на основе филологического факультета МГУ. Участвовать в ней могут ученики 5-11 классов. Участвуя в олимпиаде, школьники не только демонстрируют свой высокий уровень знаний по литературе, но и проявляют свои творческие способности. Кстати, почитайте и о других способах получить дополнительные баллы на ЕГЭ при поступлении.
Таким образом, мы рассмотрели основные способы успешной подготовки к ЕГЭ по литературе. Выпускник должен быть достаточно мотивированным, собранным и внимательным, чтобы добиться высоких результатов на экзамене. Подготовка к ЕГЭ по литературе — это не такая занудная рутина, как по многим другим предметам, так что не унывайте и читайте с удовольствием, ведь Вам предстоит не раз и не два применить эти знания на практике.
Автор: Виктория Комарова
Текст: Татьяна Шипилова
Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ любой школьный учитель или репетитор по литературе скажет, что самая главная шпаргалка — читательский дневник. Чтобы не перечитывать за неделю до экзамена все тексты школьной программы или даже краткие содержания по ним, легче заранее подготовить для себя, любимого, тетрадку со всем тем, что может пригодиться на экзамене.
Год ЕГЭратуры решил помочь в этом школьникам и периодически будет публиковать варианты читательских дневников по произведениям, входящим в кодификаторы ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
Начнём с одного из самых «простых» с точки зрения составления читательского дневника текстов — поэмы «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. Почему простых — потому что там всего один персонаж, на примере которого легко показать и рассказать, что нужно обязательно отображать в такой справке.
Необходимые пункты | Произведение |
ФИО автора | Михаил Юрьевич Лермонтов |
Название | «Мцыри» |
Направление | Романтизм |
Год создания, род, жанр | Написана в 1839 г., лироэпос, поэма |
Конфликт | Противостояние двух состояний человека: свободы и неволи |
Идея | Жажда свободы, невозможность жить в неволе |
Герой | Мцыри |
— детали портрета (если есть) | В детстве: «пуглив и дик», «слаб и гибок как тростник»; будучи взрослым: силён, на равных сражается с барсом («уверен в том, / Что быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов»); при смерти: «бледен и худ» |
— черты характера / речевая характеристика | «Угрюм и одинок», «слезы не знал я никогда», «душой дитя, судьбой монах» |
— судьба | Мцыри родился и вырос на Кавказе; «однажды русский генерал», его пленивший, оставил больного ребенка «лет шести» в «стенах хранительных». Мальчик жил в монастыре, готовый «изречь монашеский обет», как «вдруг однажды он исчез». Три дня скитался, был найден и монаху перед смертью, в которой уверен, рассказал о своём побеге. Поведал о мятежности и жажде свободы: «обняться с бурей был бы рад», «рукою молнии ловил»; сражении с барсом: «удар мой верен был и скор». Уверенный, что умирает, просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ» |
Особенности композиции | Композиция кольцевая: действие заканчивается там, где началось, что подтверждает замкнутость пространства, безвыходность положения героя. Разделение на главы тоже важно для понимания идеи: 1-2 — о монастыре и жизни героя в нём, 3-26 — монолог героя о трёх днях, проведенных на воле |
— экспозиция | 1 главка, в которой рассказывается о месте действия: «там… был монастырь»; начало 2 главки, где рассказывается о том, как «русский генерал… / ребенка пленного он вёз. / Тот занемог…», после чего мальчик «в стенах хранительных остался» |
— завязка | Окончание 2 главки, где упоминается про побег: «как вдруг однажды он исчез» |
— развитие действия | Рассказ героя о том, что с ним было за эти три дня: «что делал я / На воле? Жил…»: «рукою молнии ловил», видел «седой незыблемый Кавказ», «вспомнил я отцовский дом», слушал «грузинки голос молодой» |
— кульминация | Бой с барсом — 17 главка: «Бой закипел, смертельный бой!» Интересно: барс во время битвы «застонал, как человек», а сам герой себя ощущает «как барс пустынный, зол и дик» — происходит слияние животного и человека, и каждый из них похож в этот миг на соперника |
— развязка | 23 главка — сон, песня рыбки золотой: «Останься здесь со мной… / Пройдут года, пройдут века / Под говор чудных снов», как будто призыв вернуться обратно в монастырь, где «и холод, и покой» |
— эпилог | Возвращение в монастырь — 24 главка: «Так я найден и поднят был…»; просит положить его туда, где «виден и Кавказ», с надеждой, что ветер ему пропоет «про милую страну… / И с этой мыслью я засну, / И никого не прокляну» |
Такой подробный (даже в некоторых местах повторяющийся) читательский дневник, во-первых, фокусирует внимание на важных деталях, во-вторых, помогает запоминать сюжет и характеристику персонажа через небольшие, ёмкие цитаты, какие-то из которых наверняка запомнятся и всплывут в нужный момент на экзамене.
На чтение 4 мин Просмотров 7.2к.
Обновлено 26 июня, 2020
Целью ведения читательского дневника является сохранение полученных при чтении произведения сведений. Читательский дневник – это записи, содержащие краткие сведения о прочитанном произведении с указанием его выходных данных.
Содержание
- Как поможет читательский дневник при подготовке к ОГЭ?
- Правила оформления читательского дневника
- Выходные данные произведения
- Герои произведения
- Краткое содержание
- Афоризмы
- Пример оформления читательского дневника
- Чтение – вот лучшее учение!
Как поможет читательский дневник при подготовке к ОГЭ?
При подготовке к ОГЭ важно знать образец и правила оформления читательского дневника. Как он поможет в сдаче экзамена? Мы готовы поделиться с вами полезной информацией по этой теме. При написании сочинения 9.3, которое чаще всего выбирают школьники, играет большую роль читательский опыт. Литература учит нас жизни, помогает решать вечные вопросы, на которые дают ответ писатели и поэты. Размышляя над поступками героев, читатель обогащает свой внутренний мир. Чужие ошибки учат принимать верные решения. Ну и, конечно, примеры из жизненного опыта, включая и читательский, должны присутствовать в сочинении 9.3.
Правила оформления читательского дневника
Зачастую мы помним лишь малую часть содержания прочитанного много времени назад произведения, не можем вспомнить название или автора. Тогда на помощь придёт читательский дневник. Какую информацию в него нужно заносить?
Выходные данные произведения
- Автор;
- Название;
- Год издания;
- Жанр произведения.
Герои произведения
Следующим шагом будет перечисление главных героев и их краткая характеристика. В характеристике желательно писать то, чем вам запомнился персонаж. Это необходимо затем, чтобы не путать героев. Также такой список помогает вспомнить подробности произведения.
Краткое содержание
Далее следует краткое содержание прочитанного произведения. Оно формулируется в форме пересказа и должно быть написано своими словами. При пересказе произведения нельзя упускать главные события, можно опустить лишь мелкие подробности. Объём пересказа будет зависеть непосредственно от объёма прочитанного произведения и умения читателя формулировать свои мысли на бумаге.
Афоризмы
По желанию можно добавить в читательский дневник раздел с крылатыми выражениями. Особенно ими изобилуют такие произведения как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Недоросль» Д. И. Фонвизина, произведения М. Горького.
Пример оформления читательского дневника
Пример оформления записей в читательском дневнике обучающегося 9 класса.
- Автор: Михаил Афанасьевич Булгаков
- Название: «Собачье сердце»
- Год написания: 1925
- Год публикации: 1987
- Жанр произведения: фантастическая повесть
- Герои:
- Профессор Преображенский – хирург-экспериментатор, занимающийся омоложением;
- Доктор Борменталь – ассистент профессора;
- Пёс Шарик – бродячий пёс, подобранный профессором на улице;
- Полиграф Полиграфович Шариков – переродившийся из пса мужчина;
- Швондер – главный в домкоме;
- Зина – служанка в доме профессора Преображенского;
- Дарья – кухарка профессора;
- Клим Чугункин – пьяница, чьи органы послужили предметом эксперимента.
- Краткое содержание
Действие происходит в Москве 1925 года. Бродячий пёс Шарик бродит по улице в поисках пищи. Его замечает профессор Преображенский и с помощью докторской колбасы заманивает его в свою 8-комнатную квартиру.
Пёс нужен профессору для эксперимента: он проводит операцию по пересадке собаке гипофиза и половых желёз покойного пьяницы и гуляки Клима Чугункина. Эксперимент проходит успешно, и собака начинает постепенно перевоплощаться в человека. Эксперимент принёс профессору популярность, однако тот не был удовлетворён результатом.
Первое время новоиспечённый член общества ведёт себя агрессивно, устраивает в квартире погром. Слушаясь во всём домкома Швондера, недруга профессора Преображенского, Полиграф Полиграфович Шариков получает от Швондера документы и работу. Новый приятель устраивает его в службу по отлову и уничтожения бездомных животных. Там Шариков, зарекомендовав себя отличным специалистом, быстро становится начальником. Швондер по-прежнему оказывает на него влияние: он настраивает Полиграфа Полиграфовича против профессора и советует написать на него донос. Преображенского спасает лишь влиятельный пациент, помешавший письму попасть в место назначения. Тем временем Шариков обосновался в квартире профессора и не собирается съезжать.
Профессор и его ассистент, боясь ещё большего усугубления ситуации, проводят повторную операцию, в результате которой Шарикову пересаживают гипофиз собаки. Он постепенно превращается в того, кем был раньше.
Чтение – вот лучшее учение!
И на последок хотим дать вам совет: читайте больше классических произведений. Ведь в них целый мир, таящий в себе столько интересного и полезного. Книги помогают нам пережить то, чего не случалось с нами, побывать там, где мы никогда не были. Воспитайте в себе любовь к чтению, и вы не заметите, как начнете меняться в лучшую сторону!
Читательский дневник — не только тетрадка для учеников младшей школы, в которой они записывают содержание книги и впечатления от прочитанного. Такой дневник ведут студенты филологических факультетов и просто те, кто хочет, чтобы прочитанное лучше сохранилось в памяти.
Мы расскажем, что можно написать в читательский дневник и как его правильно оформить.
Стало интересно, как правильно оформлять и другие виды работ? Все ответы есть в нашем телеграм-канале, подписывайтесь и будьте в курсе последних правил.
Зачем нужен читательский дневник
Читательский дневник — подтверждение того, что учащийся прочитал определенные книги, знаком с главными сюжетными линиями и героями.
Преподаватели русской и зарубежной литературы поручают вести такие дневники, чтобы проверить, как студент понял то или иное произведение, позиция какого героя ему ближе, какой сюжетный поворот он считает решающим.
Многие взрослые ведут такие дневники для себя: чтобы не забыть сюжет художественной книги или законспектировать важную информацию из нонфикшен литературы.
Как выглядит читательский дневник
Вести читательский дневник можно в разных формах:
- читательский дневник-таблица (в общей тетради или альбоме);
- дневник-блокнот без четкого деления на пункты;
- дневник-электронный документ;
- дневник-презентация (позволяет добавить много иллюстраций);
- электронная программа «читательский дневник» (пример — «Calameo»).
На проверку педагогу легче сдавать дневник-таблицу или документ. Для личных целей лучше подойдет блокнот или презентация. В интернете можно легко скачать шаблон для детского читательского дневника, а вот образцов оформления для взрослых гораздо меньше.
Как писать читательский дневник
План читательского дневника состоит из следующих пунктов:
- Название книги.
- Автор.
- Время создания.
- Краткий пересказ сюжета.
- Главные герои.
- Проблематика.
- Впечатления от прочитанного.
С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном. Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили».
Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Проблематика
Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле. Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление.
Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.
Отзыв для читательского дневника
Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.
Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.
Правила заполнения читательского дневника
Их немного:
- Аккуратность (записи и схемы должны быть четкими и разборчивыми).
- Регулярность (запись в читательский дневник делайте по ходу чтения или сразу после него, не откладывайте на потом, т. к. велик риск забыть важные подробности).
- Честность (не хвалите книгу только потому, что она модная, пишите искренне).
Как оформить читательский дневник
Если вы ведете дневник по поручению преподавателя и будете показывать ему написанное, лучше не проявлять чрезмерной творческой активности.
Но если дневник — ваш личный инструмент как читателя, чтобы не забыть прочитанные произведения, не сдерживайте себя. Иллюстрации, наклейки, подчеркивания цветными фломастерами — пригодится все, что поможет систематизировать информацию и сохранить эмоции от прочитанного.
Полезная привычка — выписывать цитаты героев. Потом эти высказывания могут пригодиться при написании эссе или сочинения.
Причины, чтобы сделать читательский дневник
Ведение читательского дневника приносит пользу. Например:
- Улучшает письменную речь (учит высказываться лаконично и по существу).
- Развивает память (записанное всегда лучше запоминается).
- Помогает лучше понять самого себя (почему нравятся те или иные герои и их поступки).
- Дарит свободу (в дневнике можно критиковать любых авторов, даже признанных классиков).
- Развивает интеллект (каждая прочитанная и осмысленная книга — важный этап личностного роста).
Если несмотря на такую подсказку как читательский дневник, литература все равно дается с трудом, воспользуйтесь услугами сервиса помощи студентам. Там работают профессионалы, которые могут подготовить все, начиная от сочинений и заканчивая дипломными работами.
№
пп
Автор,
название
произведения,
время
создания произведения
Проблема
/ проблемы, поднятые автором в тексте
Комментарий
проблемы
(изложение
мыслей по поводу сформулированной проблемы текста с опорой на
исходный текст: 2 цитаты, каждую цитату прокомментировать)
Позиция
автора (Что
хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает
описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?)
Собственное
мнение по выявленной проблеме (согласие / несогласие) + один аргумент из
прочитанного текста
Вывод
А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
(1823-1830 гг.)
Проблемы:
образования,
воспитания,
культурных традиций, семейных отношений,
любви,
дружбы,
взаимоотношений
личности и общества,
смысла
жизни…
Автор
на конкретных примерах показывает
душевный недуг главного героя романа Евгения Онегина, вызванный подчинением обществу и конфликтом с ним. В ранней юности
Онегин — человек по-своему оригинальный, остроумный, «ученый малый», но
покорно следующий за светской «чинною толпой». Он
понимает всю никчемность, призрачность жизни
светских людей, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.
Евгению Онегину было дико и в обществе Лариных, где
велись разговоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у
Онегина поверхностное отношение ко всему. «Мод воспитанник примерный», он
становится франтом, опасаясь «судей решительных и строгих».
А.С. Пушкин считает, что роль общества в формировании личности велика. Евгений Онегин
является порождением своей среды, которая сделала его таким, определив его
жизненную позицию и судьбу.
Я согласна с мнением автора. Евгений Онегин, обладая богатым духовным и интеллектуальным
потенциалом, не может найти применения своим способностям в обществе, в
котором ему выпало жить. Почему так произошло? А.С. Пушкин указывает, что на
взаимоотношение Онегина и общества оказало влияние бесплодное воспитание и
поверхностное образование, которые были типичными для людей его круга.
Я искренне благодарна автору за то, что
он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Ведь человек — это продукт времени и
обстоятельств, в которых он живет. Взгляды, идеи в общем случае определяются
обществом. Человек думает так, как его принуждает думать «дух времени». С
изменением общественного строя меняется положение личности, её интересы и
потребности.
Обновлено: 10.03.2023
В этом разделе представлен читательский дневник, образец оформления и краткое содержание произведений по литературе для школьников всех классов.
Школьная программа по чтению и литературе включает огромное количество произведений, написанных самыми разными авторами. Для того чтобы сделать процесс запоминания и анализа содержания этих книг еще более творческим и увлекательным, предлагается вести специальный дневник.
Читательский дневник: пустая трата времени, или творческий процесс?
К ведению дневника школьники, родители и даже сами учителя относятся по-разному. Одни считают этот процесс совершенно бессмысленным, а другие наоборот культивируют и вменяют ребенку в обязанность. Вероятно, истина, как это часто бывает, находится посередине.
Существует мнение о том, что читательский дневник школьнику не нужен, потому что вполне достаточно того, что книга прочитана. Однако это утверждение 100% можно применить только к литературе, которая читается вне школьной программы. А вот знание произведений, которое будет оцениваться на экзамене, желательно все-таки зафиксировать. Это очень сэкономит время в процессе подготовки. К тому же школьник, который ведет аналитические записи, формирует навык грамотного изложения мыслей, поэтому называть записи в дневнике читателя пустой тратой времени несправедливо.
К сожалению, нередки случаи, когда школьник ведет такой дневник только для того, чтобы не получить плохую оценку. Грустно, когда такой замечательный творческий процесс, как ведение дневника прочитанной литературы становится неприятной обязанностью. И возможно, не стоит под угрозой низкого балла вменять ученикам эту работу, которая должна быть дополнительной и выполняться по собственному желанию. Однако школьная практика показывает, что так происходит далеко не всегда.
Невнимательным читателям ведение дневника поможет сконцентрировать внимание на прочитанном произведении. Ведь школьник, который ведет дневник, знает, что потом нужно будет изложить эту информацию в сжатом виде. Кроме того, дневник помогает сразу оценить, сколько книг прочитано из списка, заданного на лето, особенно если заранее перенести весь список в содержание.
Записи о прочитанных книгах помогут быстро освежить в памяти прочитанные произведения и сэкономить время при подготовке к сочинениям, проверочным работам и экзаменам. Даже если ребенок не демонстрирует наклонности к гуманитарным предметам, ему все равно придется показывать свои знания на сдаче ОГЭ, ЕГЭ, а также других итоговых, или текущих тестированиях.
Ведение дневника поможет не только организовать время школьника, но и реализовать его творческий потенциал, ведь оформить такой дневник можно в соответствии со своим вкусом. Оформление дневника — бескрайний простор для детской фантазии! Можно обводить слова в рамочки, выделять абзацы и важные мысли, используя ручки разных цветов. Отлично дополнят текст иллюстрации, выполненные в разной технике. Любители рисования могут сделать полноценное иллюстрированное приложение к своему дневнику. А самые лучшие иллюстрации и фото самого дневника могут занять свое достойное место среди фото в инстаграме, или другой социальной сети.
Как вести дневник читателя?
Для начала стоит выделить для дневника отдельную тетрадь, или блокнот. Младшим школьникам настоятельно рекомендуется вести записи от руки, так как письмо развивает мелкую моторику, стимулирует творческое начало и развивает аналитические способности. Старшеклассники, которые ведут дневники прочитанной литературы с целью подготовки к экзаменам, вполне могут использовать специальные компьютерные программы, или даже фиксировать свои записи в интернет блоге.
Структура дневника может быть самой разной. Некоторые педагоги рекомендуют своим ученикам придерживаться какой-то определенной формы ведения литературного дневника. Однако стандартный вариант дневника прочитанных книг обязательно включает в себя следующие пункты:
- название книги, автор
- главные действующие лица
- сюжет
- что понравилось
Таким образом, образец оформления для всех классов может отличаться, однако в карточке книги обязательно должен фигурировать автор, название, главные герои, сюжет и пара предложений личного отзыва о прочитанном. По собственному усмотрению можно добавить еще целый ряд пунктов. Это может быть дата начала и окончания чтения, рейтинг в звездочках, какая-нибудь цитата, которая показалась наиболее значимой.
Как написать краткое содержание для читательского дневника?
Вариантов ведения и структурирования данных о книге может быть много самых разных. Однако основу любого дневника читателя составляет максимально сжатое содержание произведения и краткое мнение о прочитанной литературе.
Композиция краткого содержания может быть самой разной. Главное — отразить правильное понимание логики происходящих событий. Изложение конспекта книги при его прочитывании должно не восстанавливать в памяти хронологию происходящих в сюжете событий. Если текст краткого содержания не выполняет этой функции, а наоборот запутывает читателя, то стоит сделать выводы и пересмотреть технику его написания.
Как написать отзыв о прочитанной книге?
Это самая важная часть творческого процесса составления карточки о прочитанной книге. Ведь нужно проанализировать все свои впечатления, и выделить самый яркий фактор, который вызывал отклик в душе. Сформулировать собственные эмоции в одном-трех предложениях, это достаточно сложно, особенно когда книга действительно произвела сильное впечатление.
Возможно, этот раздел читательского дневника будет получаться не сразу, но ведь это и не главное. Важно, чтобы постоянно развивался навык анализа своей интеллектуальной реакции на прочитанное произведение.
Старая румынка вспомнила свою бурную молодость и рассказала две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.
Мастер и Маргарита 😈
Сатана пообещал женщине: если она станет королевой на его балу, то он найдёт её пропавшего возлюбленного. И нашёл. А затем убил обоих и поселил где-то между адом и раем. Там влюблённые обрели покой.
На дне 🚪
В ночлежку для нищих, потерявших надежду на будущее, пришёл странник, вернул им эту надежду и исчез. Надежды оказались несбыточными, а люди — не готовыми к переменам. Ничто не вытащит их со дна жизни.
Собачье сердце 🤕
Известный учёный превратил пса в человека. Тот оказался редким мерзавцем: хамил, напивался, приставал к женщинам, требовал жилплощадь и писал доносы. Учёный не выдержал и превратил его обратно в пса.
Тихий Дон
По окончании предпоследней турецкой кампании казак Прокофий Мелехов привёл домой, в станицу Вешенская, пленную турчанку. От их брака родился сын, названный Пантелеем, такой же смуглый и черноглазый, как и его мать.
Судьба человека
Советский шофёр жил с любимой женой и растил детей. Началась война. Он ушёл на фронт, попал в плен, но героически оттуда сбежал. Узнав, что вся его семья погибла, он усыновил мальчика-беспризорника.
Родинка
Молодой красный командир долго гонялся за бандой и наконец догнал. Начался бой, на командира напал атаман банды, убил его, снял сапоги, по родинке на ноге понял, что это его сын, и застрелился.
Котлован
«В день тридцатилетия личной жизни Вощеву дали расчёт с небольшого механического завода, где он добывал средства для своего существования. В увольнительном документе ему написали, .
Доктор Живаго
Когда Юрин дядюшка Николай Николаевич переехал в Петербург, заботу о нём, в десять лет оставшемся сиротой, взяли другие родственники — Громеко, в доме которых на Сивцевом Вражке бывали интересные люди, и где атмосфера профессорской семьи вполне способствовала развитию Юриных талантов.
Двенадцать
Действие происходит в революционном Петрограде зимой 1917/18 г. Петроград, однако, выступает и как конкретный город, и как средоточие Вселенной, место космических катаклизмов.
Олеся
Молодой барин попал в глухую деревню, где влюбился в девушку, которая слыла ведьмой. Он хотел забрать её с собой, но местные жители изгнали девушку, и герой расстался с ней навсегда.
Матрёнин двор 👵🏻
Женщина всю жизнь работала в колхозе. Детей и мужа она потеряла, но сохранила доброту и бескорыстно всем помогала. После её нелепой страшной смерти родные поделили её дом и вспоминали о ней с укором.
Василий Тёркин
Сашка
Анна Снегина
Разгром
Командир партизанского отряда Левинсон приказывает ординарцу Морозке отвезти пакет в другой отряд. Морозке не хочется ехать, он предлагает послать кого-нибудь другого; .
Один день Ивана Денисовича
Белая гвардия
Пётр Первый
К концу XVII в. после смерти государя Федора Алексеевича в России начинается борьба за власть. Бунтуют стрельцы, подстрекаемые царевной Софьей и её любовником, честолюбивым князем Василием Голицыным.
Роковые яйца
Действие происходит в СССР летом 1928 г.
Антоновские яблоки
Рассказчик вспомнил свою молодость, жизнь мелкого помещика: сбор урожая в яблоневом саду, умерших родственников, родное село, охоту поздней осенью и друзей-помещиков, у которых подолгу гостил.
Поднятая целина
По крайнему к степи проулку январским вечером 1930 г. въехал в хутор Гремячий Лог верховой. У прохожих спросил дорогу к куреню Якова Лукича Островнова.
Старик и море
Старик Сантьяго живёт в маленьком рыбачьем посёлке на Кубе и рыбачит совсем один. Последний раз он провёл в море 84 дня, но не поймал ничего. Раньше с ним рыбачил мальчик Манолин, .
Что ещё пересказать?
Напишите свой пересказ
В старшей школе очень много предметов, которые требуют внимания и времени.
На литературу порой даже времени не остаётся. А ведь надо прочитать все книги.
И они огромные, многотомные даже.
И тут на помощь приходит мой сайт, где собраны кратчайшие содержания всех произведений, которые проходят в девятых, десятых и одиннадцатых классах.
Если чего-то нет, буду дописывать. Вы только дайте знать мне через форму комментариев.
Список литературы для 9-11 классов в кратчайшем изложении
Краткое содержание сказки А. С. Пушкина о царе Салтане рассказывает о семье, которая сумела преодолеть множество препятствий на своем пути и воссоединиться после долгих дней разлуки. Произведение также говорит о зависти…
В кратком содержание Сказки о рыбаке и рыбке речь идёт о бедном старике, который всю жизнь ловил неводом рыбу и жил со своей старухой в ветхой землянке. Поймал однажды дед золотую рыбку – ради свободы готова она была исполнить…
В кратком содержании сказки «Маленький мук» говорится о маленьком мальчике, который прошёл немало жизненных испытаний. Маленький Мук от рождения был карликом, а его полное имя Мукра. На захватывающих приключениях доброго…
Читайте также:
- Римма казакова стихи для детей начальной школы
- Школа 35 саранск кружки
- Не садись в машину где двое людмила петрушевская краткое содержание
- Взаимодействие доу со школой по пдд
- Дорога в пустоту краткое содержание