Как в японии готовятся к экзаменам

В Стране восходящего солнца успешность учебы — залог достойной работы и жизни в целом, поэтому учиться дети начинают уже в детских садах. При этом сами садики в Японии — частные, и довольно дорогостоящие. На всю страну из 14 000 детских садов только 50 государственные, а за остальные надо платить. Но за раннее образование, также, как и за старшие классы и дополнительные школы, родители платят. Все знают: не будешь хорошо учиться — точно станешь дворником. В Японии, в отличии от России, верят в то, что шанс «выбиться в люди» дается лишь однажды. И к этой попытке относятся очень серьезно.

Учиться, учиться, и еще раз учиться

Учиться, учиться, и еще раз учиться

Япония, помимо остальных особенностей, интересна умением перенимать все самое лучшее у других наций. Несмотря на территориальную изолированность, японцы отлично копируют, внедряют и улучшают достижения других стран. Так, сама система государственности сформирована на основе китайских учений еще несколько веков назад. И сегодня схема внедрения передовых технологий во многих сферах жизни продолжается. Однако японцы не просто копируют, но адаптируют проверенные схемы с учетом своих особенностей.

Система образования — не исключение. С V по IХ века письменность, культура и религиозные течения развивались под значительным влиянием Китая. К началу IX века в столице активно действовали пять высших школ, а центрами образования долгое время были монастыри дзен-буддизма. К XIX веку ориентиры сменились на более просвещенную Европу: примером стала Франция. Почти век поддерживалось образовательное «паломничество»: японские студенты отправлялись учиться за границу, а на острова приглашали французских учителей.

Несмотря на политические разногласия, после второй мировой войны в Японии образовательные тенденции сместились в сторону американской схемы обучения. Система США была признана наиболее передовой, принципы преподавания были изучены, адаптированы и до сегодняшнего дня активно применяются в школах Японии. Со своими, конечно, особенностями.

Образовательный процесс начинается в 3 года в детском саду. Хотя этот этап и необязательный и довольно затратный: из 14 000 садиков только 50 — бесплатные и государственные, большинство детей в детские сады ходит. Там не только «социализируют», но и изучают основы арифметики, а также две первых азбуки — хирагана и катакана. Некоторые детские сады относятся не просто к школам, но приписаны к университетам, и поступить туда — очень почетно.

Дальше ребёнок с 6 лет имеет право (и обязанность) пойти в школу и учиться бесплатно 9 лет в щегакко и чюгакко, начальной и средней школе. Еще три года в контогакко, высшей средней (старшей) школе будут платными. Однако ценность образования в Японии настолько высока, что 98% платят или за старшие классы (преимущественно), или за обучение в колледжах после школы. И 60% продолжают обучение в вузах. Особенности японцев сказываются и в высшем образовании: на одну студентку приходятся два студента, патриархальный уклад процветает и сегодня.

Начальная школа

Начальная школа

1 сентября для японских школьников наступает в апреле. Пробуждение природы, цветение сакуры и первые дни учебного года, согласно традиции, должны совпадать. Несмотря на несогласие некоторой «продвинутой» части населения, желающей перенести начало учебы на сентябрь, большинство японцев поддерживают привычный порядок.

В начальных классах дети проводят 6 лет. За это время надо изучить как минимум 1850 общеупотребимых иероглифов (а чтобы бегло читать, их надо знать не менее 3 000), для чего дети изучают японский язык и каллиграфию. А еще, конечно, математику, основы искусств, укрепляют здоровье на физкультуре. С третьего класса начинаются основы гуманитарных и естественных наук. Есть в расписании младшеклассников также труд, основы жизнедеятельности, светская этика, религиоведение, валеология и английский язык.

Домашних заданий в начальной школе не задают, и серьезных письменных работ и проектов не бывает. Цель этого этапа — подготовка к серьезному овладению знаниями. Зато японский язык с самого начала изучается в современном, средневековом и древнем вариантах.

Уроки для малышей длятся 45 минут, и в день их не более четырех. Зато в старшей школе ученики могут проводить за партой по 10 часов в сутки с короткими переменами и часовым перерывом на обед, который в основном берут с собой из дома в виде бенто, коробки с тщательно подготовленной и красиво выложенной едой.

Как и в России, дети обязаны носить школьную форму, а еще — обязательно убирать классные комнаты своими силами. Форма весьма похожа на ту, что мы привыкли видеть в мультфильмах-аниме, с одним исключением: юбка должна быть до колена. А уж распущенные волосы и косметика чаще всего запрещены даже в старших классах, не говоря уже о татуировках и пирсинге.

За уборку класса отвечает дежурный: в Японии нет закрепленного классного преподавателя, но каждый класс закреплен за конкретным помещением. А привычный нам староста класса отвечает и за соблюдение этикета: при входе преподавателя по команде все ученики приветствуют его поклоном. Есть и классные часы, на которых обсуждают социальные, политические вопросы и готовятся к школьным саммитам. Все это отвечает общему принципу японской системы образования и культуры в целом: воспитание специалистов, успешно действующих в коллективах. Индивидуальность не приветствуется.

Учебников, утвержденных государством, не существует: каждая школа вместе с муниципальным комитетом выбирает свои книги для обучения. Внешний вид школ не отличается разнообразием: из-за сейсмических особенностей местности все они возведены из железобетона и имеют схожую конструкцию. Исключение — частные школы, разрабатываемые нередко по особым архитектурным проектам. Там может быть своя конструкция здания и свои правила: иная школьная форма, строгие правила поведения, расширенный список изучаемых предметов, а также раздельное обучение для мальчиков и девочек. И, конечно, стоимость: от 5 000 долларов в год.

Частных школ в Японии меньше 1%. Но еще престижнее — национальные школы, которых всего 0,3%. Обучение в них бесплатное, а отбор очень строгий: надо пройти несколько конкурсов. При этом поступают туда преимущественно дети «элитарной прослойки»: ведущих бизнесменов и политиков.

Средние классы: начало специализации

Средние классы: начало специализации

В средней школе за три года обучения, с 12 до 15 лет, надо не только углубить знания по тем же предметам (список не отличается от российского), но и уже попробовать себя на курсах специализации. Можно выбирать дополнительные направления образования из предлагаемых в данной школе. Значительная часть девочек выбирает курсы по ведению домохозяйства — приготовления пищи, ее сервировки и оформления в бенто, шитья и т. д. Это считается нормой: женщина в Японии по-прежнему в первую очередь мать и хозяйка.

Особенность образования — практически обязательные «кружки», дополнительные занятия во второй половине дня («кай»). Они могут быть направлены на спорт, искусство, информатику, различные развлекательные, социально полезные или развивающие программы, но посещают их практически все. В большинстве школ есть музыкальные классы с современным оборудованием, и выступления «рок-групп», концерты классической музыки в исполнении одноклассников, продажа собственных альбомов — норма. А для отстающих есть специальные «школы репетиторов», где дети заполняют пробелы в образовании. Так с 12 лет каждый школьник становится занят с утра до вечера.

Несмотря на то, что дзюку — школы репетиторов — предназначены для «отстающих» учеников, посещают их почти все дети. В японской школе не дают гарантии подготовки к успешной сдаче экзаменов, и ученики активно «добирают» знания по всем предметам.

Дзюку, в отличие от обычной средней школы, платные, и подарок в виде купона на курсы в школу репетиторов — один из лучших презентов, который можно сделать японскому школьнику на Новый год.

Со средней школы начинаются экзамены, и проводят их 2-3 раза в год. Есть переводные экзамены, вступительные проверки, заключительные тесты по итогам года и промежуточные, и относятся к ним очень серьезно. В Японии верят, что шанс дается человеку только раз в жизни, и упустить его из-за провала на тесте фактически означает сгубить всю последующую карьеру.

Именно по этой причине маленькие японцы — одни из самых занятых и трудолюбивых учеников. Между школьными семестрами, в каникулярные дни (июль-август, часть декабря и часть марта) дети активно учатся самостоятельно, готовясь к экзаменам и тестам. Также проходят и выходные: в подготовке массы домашних заданий и дополнительных занятиях.

Старшие классы

Старшие классы

Старшие школы дают углубленное образование по уже изученным предметам, а также делятся по профилю на:

  • академические;
  • естественно-научное направление;
  • технические;
  • общие;
  • художественные.

Хотя обучение в этих школах необязательное и платное, 9 из 10 учеников поступают и заканчивают «высшую среднюю школу». В период старших классов также все посещают репетиторские школы.

Для тех, кто выбирает среднее специальное образование и не стремится в вуз, есть колледжи с разными направлениями:

  • младшие, предпочитаемые девочками. За два года обучения они получают дополнительные знания в гуманитарных и естественных науках, основах медицины, «технического творчества»;
  • технологические. Здесь учатся 5 лет на инженеров по электронике, машиностроению, строительству и т. п.;
  • специального профиля (автомеханика, дизайн, кройка и шитье, кулинария и т. д.).

Уже к старшей школе часть семей имеют образовательные кредиты, деньги, затраченные на школы репетиторов. А сами школы с 16 лет становятся платными. Хотя еще есть вероятность попасть в национальную школу, финансируемую государством, а вот в вузах бюджетные места отсутствуют. Поэтому ученики осваивают науки еще усерднее, а родители платят все больше.

Повышенные нагрузки, как учебные, так и эмоциональные, приводят к большому количеству нервных срывов в старшей школе, а период выпускных и вступительных экзаменов — время суицидов у молодежи.

Министерство Образования Японии обеспокоено проблемой «экзаменационных самоубийств», однако пока в обществе поддерживается культура «одного шанса», высока значимость образования и нет бюджетной поддержки старших классов и вузов, ситуация не решается. Зато растет количество высококлассных специалистов, с детства ориентированных на самый лучший результат в ущерб личному благополучию.

Иван
Иванович Гущин

Система выпускных и вступительных
экзаменов в Японии

Аннотация.
В статье дана характеристика экзаменационной
системы Японии. Рассматривается специфика и организация промежуточных, общенациональных
и вступительных экзаменов, а также особенности экзаменов для
абитуриентов-иностранцев.

Ключевые слова:
вступительные экзамены, экзаменационная система, общенациональный экзамен.

Ivan Ivanovich
GUSHCHIN

System of finals
and entrance examinations in Japan

Abstract. This article gives
a characteristic to examination system of Japan. It views specificity and
organization of intermediate, national and entrance examinations. Also it
considers examination features for foreigners’ entrants.

Key words: entrance exams,
examination system, national examination.

         По сложившимся традициям
экзамены в Японии являются ключевым элементом в системе оценивания качества
знаний обучаемых. В современной Японии экзамены проводятся на разных этапах
обучения: на уровне школы при переходе от
од­ной ступени обучения к другой, на завершающем этапе школьного обучения и при
поступлении в вуз.
Условно все школьные экзамены в Японии можно поделить
на промежуточные и вступительные. Промежуточные экзамены сдаются на протяжении
учебного года, а вступительные – при переходе из начальной школы в среднюю,
затем в старшую и в университет.

Систематическая сдача экзаменов
начинается со средней школы.
В начальной школе экзамены отсутствуют.
В средней и старшей школе учащиеся сдают промежуточные  экзамены в середине
первых двух триместров и в конце каждого триместра. Так экзамены по японскому
языку,  английскому,  математике,  обществоведению и естествознанию проходят в
середине триместров, а в конце каждого из триместров сдаются экзамены по всем
осваиваемым предметам. В основном экзамены представляют собой письменные тесты.
Система оценивания – балльная. Высший возможный балл – 100. Как правило, за
неделю до того как начнутся экзамены во всех кружках и спортивных секциях отменяются
занятия. Это делается для того, чтобы школьники смогли лучше подготовиться к
экзаменам.

При переходе в старшую среднюю школу, то есть после окончания
обучения в девятилетней обязательной школе, начинается первое серьезное деление
японских учащихся по знаниям. Прием в старшую среднюю школу происходит на
основании школьных оценок и результатов вступительных тестов. Отметим, что содержание
вступительных тестов ориентировано на национальные программы, но  при этом имеет
некоторые различия для отдельных регионов (префектур) страны. Примечательно,
что результаты вступительных тестов не сообщаются учащимся, а высылаются сразу
в школы, выбранные ими для поступления.

Выпускного экзамена, как такового, в Японии нет. Школьники
лишь получают сертификат (аттестат) на основе результатов обучения. По решению
педсовета школы некоторые учащиеся могут быть оставлены для повторного обучения
в заключительном классе. «
Согласно предписанию Министерства образования, науки и
культуры в средней школе последней ступени используется вузовская система
оценки знаний. Это означает, что каждый ученик должен набрать не менее 80
зачетных единиц (кредитов) для получения свидетельства об окончании полной
12-летней средней школы (Kotogakko). Например, по итогам изучения каждого из
двух курсов японского языка и современной японской литературы дается по 4
кредита, за лексикологию японского языка и лекции по классическому языку — по
два кредита»
[3].

В стране существует централизованная система проведения
вступительных экзаменов, результаты которых используются (в разной мере) всеми
вузами, притом, что каждый вуз устанавливает свое соотношение между весами
централизованного и своего экзаменов, а некоторые университеты  принимают по
результатам общенационального экзамена. Вместе с тем ряд частных университетов
не требует сдачи централизованного экзамена, обходясь своими экзаменами, а
также производя прием по рекомендациям, даваемым школами. Следует заметить, что
японское министерство образования все время подчеркивает важность использования
разных методов при отборе будущих студентов (включая устные собеседования,
школьные рекомендации и т.п.), не уповая лишь на оценки экзаменов.

Следовательно,
при поступлении в престижный вуз
выпускники средней школы
обязаны пройти два экзаменационных тура. Первый тур (
University Entrance Center Examination
или
UECE)
проводится в школе за полгода до поступления в университет. Учащиеся проходят несколько
тестов на выбор  из 12 предметов. Число тестов определяется каждым
университетом самостоятельно. Так, «
самый престижный
Университет Токио принимает документы у абитуриентов, сдавших не менее 5
национальных экзаменов (UECE), другие университеты  требуют сдачи 2-3 экзаменов»
[2;с.24].

В
2012 году общенациональный тест был проведен 14 и 15 января в 709 местах по
всей стране. Количество тестируемых около 555 500 (на 3400 меньше чем в 2011).
Результаты теста будут использованы 835 государственными университетами,
частными университетами и колледжами [5].

При
Министерстве образования, науки и культуры Японии создан Национальный Центр по
вступительным экзаменам в университеты (
National Center for University Entrance Examinations),
отвечающий за проведение первого экзаменационного тура, обязательного для
любого абитуриента. Данный центр занимается такими вопросами как, например, 
регистрация и учет сдающих экзамены, оформление документов о сдаче экзаменов.

В центре существуют двадцать предметных комитетов, разрабатывающих содержание
экзаменов. В комитет входят преподаватели, выбранные руководством
университетов. «Одной из задач комитетов является контроль за соответствием
содержания экзаменов национальным программам и обеспечением одинакового стиля,
формы, а также уровня трудности экзаменов по всем предметам. Представители
профессиональных организаций учителей-предметников ежегодно встречаются с
членами комитетов для экспертизы и обсуждения содержания, уровня трудности и
формы экзаменов» [2;с.27].

Второй тур проводит сам вуз непосредственно при поступлении.
Считается, что вступительные экзамены в университете гораздо сложнее
национальных экзаменов, они разработаны вузовскими специалистами  и
отличаются по содержанию для разных
университетов и, кроме того, для некоторых факультетов в одном и том же
университете.

Таким образом, при поступлении в вуз абитуриент еще будучи
школьником сдает так называемый «Общий тест достижений первой ступени», проводимый
Национальным центром по приему в университеты. Написавшие тест допускаются к
вступительным экзаменам, непосредственно в выбранном университете.
Тот, кто не  справился с
экзаменами, может повторить попытку через год или два. Многие абитуриенты после
неудачной сдачи экзаменов начинают учиться на специальных курсах или идут
работать, некоторые совмещают и то и другое.
Повторно сдающие экзамены обычно
составляют одну треть от общего числа абитуриентов их называют
Rounin. «В 2011
году число
Rounin составляло 110211, а число школьников, сдающих
общенациональный экзамен было 442421» [4].

Подчеркнем, что частные университеты самостоятельно проводят
вступительные экзамены. В основном  это тесты по трем предметам (sankyoka или
3-
subject, exams): английский язык, математика и
японский. В большинстве государственных вузов экзамены охватывают пять
предметов (gokyoka): английский, математика, японский, естествознание и
обществознание. К числу самых престижных государственных университетов
относятся
Токио,
Осаки, Киото, Нагоя, Саппоро, Сэндай, Фукуока.

Самые престижные из частных университетов (Кэйо, Васэда, Тюо) имеют собственные начальные,
младшие и старшие средние школы, а порой и детские сады. Абитуриент, который
успешно прошел весь путь, начиная с детского сада и заканчивая старшей школой,
в структуре данного вуза, в него зачисляется автоматически и без экзаменов.

Как мы видим, особенность японского образования — строгая
экзаменационная система. На высшей ступени средней школы у учащихся  начинается
усиленная подготовка к экзаменам. Сегодня существует множество учреждений,
подготавливающих к вступительным экзаменам, являющимся для всех без исключения абитуриентов
тяжелым испытанием.

Поступление в вуз для иностранцев затруднено, во-первых,
необходимостью знать японский язык, а во-вторых, отсутствием диплома-эквивалента
о среднем образовании. Подобный диплом возможно получить, если пройти обучение в
старшей средней школе или на подготовительных курсах. Поступить в университет также
можно, обладая дипломом технического колледжа. Для иностранцев специально
существуют учебные заведения, в которых есть возможность получить эквивалентный
японскому свидетельству сертификат об окончании 12-летнего среднего
образования.

Все зарубежные абитуриенты должны пройти специальный тест,
подтверждающий способность к обучению в вузе (
General Examination for Foreign Students) и
специальный языковой тест (
Japanese Language Proficiency Test). Общий экзамен проводится
Ассоциацией Международного Образования в Токио (
Association of International Education, Japan) в декабре каждого года. Результаты
этого теста направляются абитуриентами в вуз вместе со всеми прочими
документами. Языковой тест также проводится в начале декабря и имеет четыре
уровня (элементарный I и II, промежуточный и продвинутый) [1].

Для иностранных абитуриентов наиболее реальной возможностью
является обучение в японском университете по специальной программе или
программе магистратуры и докторантуры. Эти программы не требуют знания
японского языка (преподавание ведется на английском), но требуют финансирования
(собственного или получения грантов по программам помощи), наличия научного
руководителя и программы исследований. Финансирование образования в Японии
возможно за счет различных государственных, национальных и частных фондов. В
некоторые можно обращаться напрямую, в другие должно обратиться учебное
заведение, готовое принять абитуриента.

Японские вузы все больше включаются в международные программы
и переводят часть своих традиционных программ в университетском секторе на
англоязычное преподавание.

Университетские программы построены по образцу американских,
со степенями бакалавра, магистра и доктора. Однако индивидуальность и четко
обозначенное место каждого вуза в иерархии делают почти невозможным переход из
одного вуза в другой. Учебное расписание составлено из курсов общего
образования, курсов иностранных языков, курсов физической культуры и курсов
специального профессионального образования. Экзамены проходят в конце семестров
– в сентябре-октябре и в январе-феврале. По результатам письменных тестов и
экзаменов студенты получают определенное количество баллов (
credits), которые складываются в «уровни» от
A до D.

Итак, экзаменационная система Японии отличается от других
европейских систем своей строгостью, жесткостью, иерархичностью. При
поступлении в вузы абитуриенты проходят жесткий отбор. Сильные ученики попадают
в престижные вузы, слабые – в менее престижные. 

Литература

1.    
Высшее образование за рубежом:
информационно-аналитический справочник. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2010.

2.    
Ковалева Г.С. Особенности
национальных экзаменов в ряде стран мира
// Народное
образование 2004. №2.

3.    
Система образования в Японии.  URL: http://edu.rin.ru/html/1497.html

4.    
Higher
education in Japan.  URL:
http://en.wikipedia.org/wiki/Higher_education_in_Japan

5.    
National
Center Test for University Admissions. 
URL:http://en.wikipedia.org/wiki/National_Center_Test_for_University_Admissions

девушки

В середине января более 580 000 японских старшеклассников будут сдавать стандартизированный вступительный экзамен возможности для поступления в университет, известный как тест Национального центра для поступления в университет.

Этот тест, обычно называемый просто «Center Test«, является кульминацией многих лет интенсивной подготовки, которая начинается еще в детском саду. Матери молятся в специальных синтоистских святилищах за успех своих детей, а ученики покупают куклы Дарума, предназначенные для отпугивания злых духов и демонов, чтобы принести себе удачу.

Они нуждаются в ней. Ставки в центре тестирования настолько высоки, что середина зимы в Японии широко известна как «экзаменационный ад». Успешное прохождение теста является ключом к поступлению в колледж высшего уровня, а посещение такого колледжа является ключом к обеспечению своего будущего. Образование в этих престижных учебных заведениях, как правило, считается легким. Как только студент закончит обучение четыре года спустя, у него будет хороший шанс найти хорошо оплачиваемую работу в высокопоставленной корпорации или государственном министерстве. В такой сильно стратифицированной стране, как Япония, только высшие государственные и частные университеты страны могут гарантировать «молодым взрослым» многообещающие перспективы.

Студенты со средствами, которые не попадают в желанный топ-университет, часто ждут год, чтобы пересдать тест и попытаться получить место по своему предпочтительному выбору. Тем временем эти молодые люди, известные как Ронины, скорее всего, будут учиться в Cram school (Школа экстерна).

фото

Студенты пробираются по снегу, направляясь в Национальный центр тестирования для поступления в университет в Нагое, префектура Айти. Япония, 14 января 2017 года.

В истории Японии термин «Ронин» относился к самураям без хозяина, которые в отсутствие господина теряли свой социальный статус и были лишены многих традиционных форм занятости. Аналогия между современным использованием этого термина и его значением в древние времена является значительной, в Японии социальное клеймо, связанное с провалом теста Центра, тяжело и позорно. В результате «Ронин», часто за счет своих родителей, подвергает себя часто изнурительным условиям обучения в течение года (или, иногда, нескольких лет), чтобы получить доступ к своему заветному учебному заведению.

В 2014 году японские нейропсихиатры обнаружили, что примерно у 58 процентов опрошенных ими «ронинов» была депрессия, и что чуть менее 20 процентов имели тяжелую депрессию.  Ученые прояснили связь между стрессовым школьным обучением и плохим психическим здоровьем среди студентов, готовящихся пересдать свой Центр Тест. Согласно исследованию, ронин должен справиться с потерей идентичности, чувством неудачи (связанным с завалом экзамена), «беспокойством, раздражением и нетерпением» в связи с перспективой пересдачи.

Культура тестирования особенно строга в Восточной Азии, и во многих отношениях она окупается. В регионе есть некоторые из самых высокоэффективных студентов среди развитых стран: студенты из Южной Кореи, Шанхая, Вьетнама, Тайваня и Гонконга выполняют задания лучше, чем их тупы американские коллеги на международных академических соревнованиях и проигрывают только системе образования заложенной СССР на территории бывших Союзных республик.

Японская школьная система считается лучшей в мире благодаря этим 9 качествам.

Но одержимость учебными достижениями детей рискует поставить под угрозу человеческий элемент, лежащий в основе всего этого, самого ученика. В Японии, где успех тестирования в Центре воспринимается как маркер своей значимости в обществе, а провал, как конец всей своей академической и профессиональной карьеры, Министерство образования, культуры, спорта, науки и техники (MEXT) планирует амбициозную реформу, которая стремится переосмыслить роль оценки в системе приема в университет и усовершенствовать способ измерения способностей и подготовки студентов к их профессиональной жизни.

National Center

National Center Test for University Admissions Национальный центр тестирования для поступления в университет

Начиная с 2020 учебного года, этот тест будет заменен новым единым вступительным экзаменом в университет, который призван проверить способность студентов мыслить, судить и высказывать свое мнение.

В существующем Национальном тестовом центре вопросы с множественным выбором используются для всех предметов. Учащиеся выбирают из нескольких вариантов и помечают карандашом то, что, по их мнению, является правильным ответом. Новый унифицированный вступительный экзамен в университет заменит центральный тест в 2020 учебном году. Хотя детали новой тестовой системы еще не проработаны, представляется почти уверенным, что по предметам японского языка и математики студенты должны будут написать свои ответы в форме эссе.

Cram school. Специальная школа, которая неофициально называется крамером и в разговорной речи называется также фабрикой по подготовке к экзаменам или определённому экзамену, представляет собой специализированную школу, которая обучает своих учеников достижению определенных целей, чаще всего для сдачи вступительных экзаменов в старшие классы или университеты 

Просмотры: 5 938

Как в Японии учатся будущие трудоголики

3 года назад · 4487 просмотров

Учиться в школе начинают в Японии по достижении шести лет. До этого дети обычно ходят в детский сад. К моменту поступления в школу дети должны владеть основами арифметики и уметь читать хирагану и катакану.

Как в Японии учатся будущие трудоголики

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство. К окончанию начальной школы дети должны, в частности, выучить 1006 символов кандзи из 1945 символов государственного перечня.

Как в Японии учатся будущие трудоголики

В средней школе к перечню предметов добавляется английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Наиболее сложными предметами считается математика и языки — японский (изучение кандзи) и английский.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

Расписание уроков

Расписание уроков

Занятия в школе обычно начинаются в половине девятого утра. Каждый понедельник перед началом занятий ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение 15 минут выступает директор школы. В прочие дни это время отводится для общешкольных объявлений и отмечания посещаемости. Прилежному посещению школы придается в Японии большое значение. Тем не менее, прогульщик может сбежать из школы после первого урока.

Продолжительность уроков в начальной школе — 45 мин, в средней и старшей школах — 50 мин. Между уроками организуются небольшие перемены по 5-10 мин, после четвертого урока (примерно в половине первого) обычно организуется большая перемена на обед — около 60 минут. Учеников, пытающихся начать есть принесенные из дома завтраки до официального начала обеда, наказывают, особенно если они едят во время уроков. ^_^ В начальной школе редко бывает больше четырех уроков в день. В средней школе их число может доходить до шести.

В начальной школе домашних заданий нет, в средней же и старшей школе домашние задания бывают очень большими, поэтому, несмотря на наличие выходных, старшие японские школьники — самые занятые люди в стране.

Организация учебы

Организация учебы

В отличие от российских школ, в Японии за каждым классом закрепляется свой кабинет (в России кабинет закрепляется за учителем). Поэтому не ученики, а учителя ходят между уроками из кабинета в кабинет. Кабинет, приписанный к классу, подписывается соответствующей табличкой.

Учителя для каждого класса и по каждому предмету свои, хотя в маленьких школах это может быть и не так.

Часто в японских школах нет столовых и раздевалок, поэтому учащимся приходится обедать и вешать одежду в классах.

По окончании уроков ученики сами полностью убирают школу и пришкольные территории. Уборщиц в японских школах нет.

Как в Японии учатся будущие трудоголики

Для школьников часто организуют совместные выезды на природу и экскурсии в древние японские города и храмы. Такие экскурсии обычно продолжаются до трех-четырех дней.

Для большинства средних и старших школ обязательной считается школьная форма. В каждой школе она своя, но на самом деле вариантов не так уж много. Обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков и белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же — «матросский костюм». Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.

Кружки и курсы

Кружки и курсы

Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися. Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы «дедовщины», когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).

В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою «рекламу». Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.

Экзамены

Экзамены

Главная проблема японских школ — это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему.
Учащиеся средней и старшей школы сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. В начальной школе экзаменов нет. В середине триместров проводятся экзамены по японскому, математике, английскому, естествознанию и обществоведению. В конце триместров проводятся экзамены по всем изучаемым предметам.

За неделю до начала экзаменов отменяются собрания кружков, чтобы ученики могли подготовиться к экзаменам. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка — 100 баллов.

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие — в захудалые школы для тех, кто не намерен получать высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и так далее. Карьерных перспектив их выпускники не имеют.

Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технические колледжи» — профтехнические училища. Однако поступление в них не так уж и просто — в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

Академии

Академии

Кроме обычных государственных школ, существуют еще частные платные школы-академии, а также «национальные» школы — школы общегосударственного значения. Для поступления в них нужно сдавать особые экзамены в условиях большого конкурса. С другой стороны, в них лучше образовательные программы, и многие из них дают право внеконкурсного поступления в старшую школу или в университет.

Обычно в школах-академиях обучаются дети японской элиты: политиков, бизнесменов, дипломатов, профессоров известных университетов. Получившие стипендию для обучения в академиях часто оказываются «белыми воронами» и иногда становятся предметом издевательств однокашников.

В некоторых академиях не обязательно ношение школьной формы.

Университеты и колледжи

Главный критерий при выборе университета — престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.

Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там «низовые» женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.

Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.

К числу наиболее престижных университетов относятся государственные университеты Токио, Киото, Осаки, Саппоро, Нагои, Фукуоки, Сэндая, а также частные университеты: Васэда, Кэйо, Тюо, Мэйдзи в Токио, Кансайский университет в Осаке и Рицумэй в Киото.

Самым престижным считается государственный Токийский Университет (Тодай), основанный в 1877 году и занимающий площадь в 30 га в центре Токио. В его стенах одновременно обучаются около 10 тысяч человек, 2 000 из них — иностранцы. 90% выпускников Тодая занимают свое место в элите страны, два его выпускника стали лауреатами Нобелевской премии по литературе (Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро).

Те, кто не сдал экзамены в желаемый университет, могут сдавать экзамены и через год, и через два. В это время абитуриенты либо учатся на специальных курсах, либо работают, либо совмещают первое со вторым.

В Токио и Йокогаме введен комендантский час — 22:00. Детям младше 18 лет после 22 часов нельзя посещать кинотеатр и игровые автоматы.

Источник:

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СИСТЕМА в японском образовании

Лариса Николаевна Данилова,

доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук

На основе сравнительных мониторингов образовательных достижений учащихся уже не первое десятилетие мировыми лидерами школьного образования признаются азиатские государства (по данным Р18А-2012 — это Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония и китайские территории Шанхай, Гонконг, Макао).

• национальный тур • показатели • национальный Центр • репетиторские школы

ш

кольники из этих стран опережают по уровню своей функциональной подготовки сверстников из США, ФРГ, Франции, Великобритании и даже Финляндии, на которые привыкла с 1990-х гг. равняться наша педагогика. Любопытно, что повсеместно огромную роль в педагогическом процессе играют стандартизированные экзамены как средство контроля и аттестации учащихся.

Показатели

На зависть успешно в международных сравнениях PISA и TIMSS выступают японские школьники, которым экзамены знакомы чуть ли не с детского сада (если это престижный частный сад). Объективные причины успеха всех указанных азиатских стран (и Японии

в том числе) должны определить наиболее квалифицированные группы экспертов. Это действительно важно, чтобы понять, как и наше образование сделать предметом национальной гордости1. Важно, что в образовательных системах этих стран также есть свои проблемы, а в ходе выявления причин современного азиатского образовательного лидерства ряд исследователей даже указывает на необъективность результатов. Например, учёные обращают внимание, что высокие показатели японских школьников объясняются массовой практикой посещения репетиторских школ, которые только подтверждают несостоятельность самой общеобразовательной системы,

1 Интересно, но наши соотечественники, учившиеся ещё в советских школах и вузах, искренне убеждены, что в СССР было самое лучшее, очень качественное образование. Так это или нет, сказать трудно, ведь между-

народных исследований подобного рода тогда не было, но гордость за державу определённо присутствует.

неспособной дать ученикам достаточное количество и глубину знаний самостоятельно2. Кроме того система обвиняется в натаскивании учащихся на предстоящие экзамены, в широком использовании зубрёжки. Однако наше государственное тестирование школьников отличается теми же двумя характеристиками (репетиторство вне школы и натаскивание на ЕГЭ в школе), а потому возникают вопросы: чем японская экзаменационная система лучше отечественной и лучше ли вообще, а главное — можно и нужно ли равняться на японский опыт в данном вопросе, пытаясь повысить качество общеобразовательный подготовки российских учащихся?

Экзамены

А экзаменов в Японии много. Ученики сдают многочисленные промежуточные, а также сложные вступительные экзамены. Промежуточные устраиваются прямо посреди учебного года по всем предметам (и остаётся только порадоваться, что мы до этого ещё не дошли, поскольку даже благая идея необходимого контроля в такой форме наверняка нашла бы у нас искажённое применение, вызвав новые стрессы, страхи и проблемы). Вступительные экзамены проводятся при переходе с одной школьной ступени на другую и при поступлении в вуз.

Даже промежуточные экзамены организуются в форме тестирования со 100-балловой системой оценивания. Обратим особое внимание на важную культурную особенность японской школы: эти экзамены не влияют на селекцию детей по успеваемости. Точнее, селекция до 9-го класса отсутствует. Система начальной и неполной школы направлена на поддержание гомогенности, но равенство учеников понимается в Японии отнюдь не по-европейски, а как единство условий обучения и образования. Поэтому учитель не применяет индивидуального подхода к самым способным, здесь даже нет программ для выявления и развития одарённости. Нет и дополнительных занятий для отстающих, второгодничества, а из класса в класс все школьники переходят автоматически. Кри-

2 Kraus J. Mythos Japan: Vom typisch deutschen Leiden am eigenen Schulsystem / / Realschule in Deutschland. 1997. — 105, № 6. — S. 10.

терий делений, который используется в школе не имеет отношения к их интеллектуальным способностям (успевающие/отстающие). Японская дидактика подчёркивает значение не ума, а характера личности, а потому можно говорить о ленивых и прилежных, дисциплинированных и неорганизованных учащихся.

Поэтому все девять лет в школе нет почвы для формирования конкуренции между учениками, а итоги промежуточных экзаменов не повлияют значительно на дальнейший образовательный процесс ребёнка. Даже на занятиях физкультурой наиболее популярны командные игры и групповые задания. Соперничество не приветствуется из культурно-этических соображений: победы и успехи одних детей усиливают чувство поражения других, а, как известно, для японца очень важно «не потерять лицо», т.е. сохранить достоинство. Из этого стремления к всеобщему сходству, обусловленному традициями коллективизма, географической и культурной изоляции, менталитетом, крайне велика степень стандартизации содержания образования, а её важным элементом и является тестирование.

Довольно часто европейские и американские исследователи, изучая специфику обучения в японских школах, обращают внимание на своеобразную пассивность учеников. Коллективизм подавляет самостоятельность, инициативность и свободу мышления. «Школы учат детей не высказываться; следовательно, активисты в обществе — это редкость»3. Будучи массовой, школа ориентирована на передачу огромного массива знаний, и от ученика в основном требуются заучивание и понимание этих знаний, их творческая интерпретация не принята.

Коллективизм в японском обществе не понятен представителям западных стран, где культура построена на совершенно иных

3 Kerr A. Dogs and Demons: Tales From the Dark Side of Modern Japan. — Penguin Books, 2002.

ценностях. Даже россияне, заставшие социалистический коллективизм СССР, находят в нём мало знакомого, поскольку этот группизм, не одно тысячелетие воспитывавшийся в японцах, более высокого порядка и является постоянно и объективно необходимым во всех сферах социальной жизни. Воспитание группиз-ма — одна из центральных задач школы. Здесь оно успешно осуществляется даже на неформальном уровне (например, для современной японской школы типично явление дедовщины, когда из-за внешней или интеллектуальной непохожести на других учеников кто-то становится объектом всеобщих насме-

4

шек и издевательств ).

ту* —

Конкуренция становится заметной при переходе из основной школы в старшую среднюю, которая не обязательна, но именно её окончание позволит в дальнейшем поступать в университет, а потому, даже несмотря на платность образования, в неё устремляются около 97% учеников5. Этот переход — первая официальная селекция детей по уровню подготовки, однако результаты вступительного тестирования пересылаются только в школу, куда поступает ребёнок, и (из стремления «сохранить лицо») не сообщаются ему напрямую.

Отличия

Ещё одно отличие в экзаменационных системах России и Японии — отсутствие экзаменов в старшей школе. Наших выпускников безмерно порадовало бы решение министерства просто выдавать аттестаты с итоговыми оценками без выпускных испытаний на японский манер. Однако это годится только для тех, кто не планирует учиться в дальнейшем, а в России, как и в Японии, всё более попу-

4 Зверева Н.Н., Мураяма С. Успехи и проблемы современной японской школы / / Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 324. — С. 325-328.

5 Зверева Н.Н., Муравьёва О.И. Опыт модернизации японской системы образования: история и современность // Вестник Томского государственного университета. — 2008. — № 310. — С. 163-168.

лярно высшее образование. Обратной стороной этой популярности в нашей стране является его доступность и как следствие — обесценивание. Хотя у японцев в силу демографических причин тоже наблюдается рост доступности университетского образования, они пытаются держать марку посредством жёсткости требований к абитуриентам, помогающей тщательно отсеивать поступающих в самые престижные вузы по уровню их знаний.

Чтобы поступить в вуз, национальный тур экзаменов школьникам необходимо пройти ещё зимой. Он обязателен для всех государственных и для отдельных частных вузов. Число предметов, подлежащих тестированию, университеты определяют самостоятельно (2—5). Оценивание проводится по шкале в 100 баллов. Хорошим результатом является балл выше 80, а на льготное обучение в престижном государственном университете могут рассчитывать те, кто наберут около 95. Учитывая, что бюджетных мест в вузах нет, такой высокий балл очень важен для учащихся из семей с невысоким достатком, потому что существенно снизит стоимость высшего образования. Вообще образование в Японии отчасти остаётся привилегией, как и в Средние века. Бесплатным обучение является только в 9-летней основной школе, а дошкольное, профессиональное, дополнительное образование осуществляются на платной основе, где расценки зависят от образовательной ступени и престижа заведения. И как правило, все образовательные услуги недёшевы (даже регистрационный взнос в экзаменационных центрах для прохождения национального тестирования в 2015 г. составлял 18 тыс. йен, т.е. около 11 тыс. рублей).

При Министерстве образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии действует Национальный центр, курирующий вступительные экзамены в университеты. В его ведении находятся разработка тестов, обеспечение их унификации, регистрация абитуриентов, выдача свидетельств с результатами экзаменов, контроль

распределения поступающих по вузам. Содержание вступительных испытаний разрабатывают университетские преподаватели, делегированные в Центр, при консультационной поддержке учительских профсоюзов6. При таком подходе соблюдается требование поддержания престижа университетского образования, а также оптимальной близости к нему заданий национальных тестов и их соответствия общеобразовательным программам.

Сдавшие эти экзамены школьники получают право на прохождение второго тура вступительных испытаний. Его вузы устраивают самостоятельно уже при поступлении, поэтому содержание этих экзаменов может оказаться сложнее национальных, поскольку университет разрабатывает его в соответствии с собственными требованиями к поступающим на определённую специальность. Примечательно, что тестирование является ключевым, но не единственным методом селекции абитуриентов, также (в зависимости от факультета и специальности) применяются собеседования, портфолио, школьные характеристики, письменные и творческие работы, устные экзамены.

Школьники, провалившие национальные тесты, имеют возможность повторить их в следующем году и через год. Здесь также можно выделить пару культурных различий образовательных систем двух стран. Во-первых, эта неудача куда более значима и драматична для юного японца и его семьи, объясняется всё теми же особенностями национального менталитета (группизм, «потеря лица» и т.д.). Однако решающая важность образования в японском обществе требует продолжать попытки, и в этом случае семья обычно старается отправить ребёнка на годовые курсы, чтобы повысить его шансы на сдачу экзаменов в следующем году. Во-вторых, куда более впечатляет, что правом пересдачи пользуются 25—30% выпускников

7

школ , т.е. число непоступающих весьма велико. Специфика российской образовательной системы такова, что здесь редкость абитуриенты, которых не приняли ни в один вуз, куда

6 National Center Test for University Admissions.

URL: http://en.wikipedia.org/wiki/National_Cen-ter_Test_ for_University_Admissions

7 Higher education in Japan. URL: http:// en.wikipedia.org/wiki/Higher_education_in_Japan

они подавали документы. Если результаты ЕГЭ оказались недостаточно высоки для университета, куда выпускник хотел поступить изначально, то всегда есть вузы и специальности, где проходной балл будет ниже. Один первокурсник выразил эту идею так: «Главное сдать ЕГЭ не на «2», тогда уж куда-нибудь точно поступишь. Можно и за деньги в крайнем случае, есть ведь дешёвенькие специальности. Не важно куда, главное поступить». А для японцев важно, поэтому к поступлению они готовятся основательно и прилежно.

Подготовка

Усиленная подготовка к экзаменам проводится в старших классах, и в стране действует целая система учреждений, выполняющих эту задачу. Но редко кто спохватывается и начинает подготовку к вступительным испытаниям только в старшей школе, обычно дети и родители серьёзно озабочены этим и в течение предыдущих лет обучения. Японцы могут служить типичным примером реализации принципа «образование в течение всей жизни». Они не боятся и любят учиться, отдавая должное раннему и дополнительному образованию.

Эта национальная черта и жёсткость вступительных испытаний объясняют невероятную популярность в стране специальных репетиторских школ (дзюку, ёбико). Они получили распространение в 1970-х годах и сегодня считаются среди родителей неотъемлемым атрибутом подготовки к поступлению. Занятия в этих заведениях строятся строго в соответствии со школьной программой, поэтому специальный педагог повторяет с детьми тот материал, который изучался на уроке в массовой школе, и дополняет его в соответствии с требованиями вступительной программы. Учеников натаскивают на различные тесты и дают им расширенные представления о предмете,

чтобы можно было проявить себя при тестировании в университете.

Японскому ученику, планирующему поступать в государственный университет, живётся несладко. Утром он учится в общеобразовательной школе, затем может посещать занятия по интересам и репетиторскую школу, а вечером ещё должен подготовить уроки к следующему учебному дню. Учебный день растягивается на много часов, и не зря, критикуя японскую образовательную систему, многие отмечают большую перегруженность детей, проблему недосыпания и дефицита отдыха. Однако нельзя полагать, будто в таком режиме живёт каждый японский школьник: стресс и перенапряжение — часто следствие неправильно организованного режима ребёнка, а эта проблема типична только для отдельных семей. В худшем случае стрессовые условия получения образования даже ведут к суициду. По данным Министерства образования Японии, в 2015 г. проблема перехода на следующую ступень образования стала причиной 12% самоубийств среди школьников, а неуспеваемость — 7%8.

Несмотря на то, что все репетиторские школы предлагают свои услуги только на платной основе (обучение в любом дзюку обходится семье довольно дорого), большинство родителей стараются устроить туда ребёнка, повысив его конкурентоспособность при поступлении. Учитывая, что общеобразовательная школа конкуренцию не поддерживает, это решение действительно является очень важным.

Конкуренция среди абитуриентов настолько высока, что в прессе период экзаменов уже давно окрестили «войной за поступление» и «экзаменационным адом». Чтобы уменьшить психологическую нагрузку на учащихся, повысить их самооценку и мотивацию, школы даже могут несколько завышать резуль-

8 Global Health Observatory data repository / WHO. URL:

http: / / apps.who.int / gho / data / ?theme=main&vid=60820

таты образования, выставляя оценки в аттестат. Он имеет скорее педагогические задачи, чем селекционные: дифференциация выпускников школы осуществляется не отметками в свидетельстве о её окончании, а баллами, набранными во время зимних национальных экзаменов в уни-

9

верситеты .

Часто можно встретить информацию, что японские школьники «держат лицо» и совсем не пытаются списать на экзаменах, однако это, как и повальная стрессоопас-ная загруженность детей, — заблуждения. Большинство, конечно, «держат», но вряд ли найдётся культура, где чувство собственного достоинства всех учащихся выше чувства ученического самосохранения, поэтому нельзя сказать, что списывание среди учащихся отсутствует как феномен вовсе. О жульничестве абитуриентов на национальных экзаменах уже не первый год пишут японские газеты. Периодически эти испытания теперь сопровождаются скандалами, когда кто-то из поступающих выкладывает тест в сеть прямо во время многочасового экзамена, где товарищи снабжают его ответами. Современные технологии — средство мошенничества на экзаменах и в высокотехнологичной Японии, поэтому в последнее время вузы могут запрещать проносить в аудиторию не только гаджеты, но даже механические часы (вслед за различными видами смарт-часов). Во время школьных проходных экзаменов ученики также сдают свои телефоны и смартфоны, но здесь попытки списать ещё менее распространены.

Чтобы усилить свою конкурентоспособность в сравнении с государственными вузами, но не снизить качества образования, современные частные университеты могут отказываться от национального зимнего тестирования и довольствоваться своими вступительными испытаниями по рекомендациям, выдаваемым на учеников школами.

9 Urabe M. Funktion und Geschichte des deutschen Schulzeugnisses. — Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt, 2009.

Другой распространённый способ — создание собственных основных и начальных школ, а в последние десятилетия — даже детских садов, т.е. целостной преемственной структуры, где благополучный переход из одного звена в другое обеспечивает ребёнку дальнейшее автоматическое зачисление в университет, создавший эту структуру.

Сами японцы не считают свою образовательную систему идеальной. Недостатки экзаменационных испытаний тоже выносятся на публичное обсуждение. И если, к примеру, преодолеть жёсткий стрессовый характер подготовки к поступлению в университет очень трудно в условиях большой конкуренции и значимости образования в общественной жизни, то узкие аспекты организации и содержания экзаменов постоянно модернизируются. Так, переходные экзамены по иностранному языку включают теперь не только тесты, способные проверить у учащихся знание лексики и грамматики, но также аудирование; при этом их навыки говорения на иностранном языке по-прежнему подлежат контролю мало, что вызывает критику вузов и педагогов10. Слабые возможности высказывать своё мнение, предусмотренные в тестах, также подлежат пересмотру. Сигналом тому послужила текущая образовательная реформа, отвечающая на вызовы глобализации и времени. Ученики должны стать более открытыми, раскрепощёнными, творчески и свободно мыслящими. * * *

Итак, экзаменационная система Японии сложнее, чем в России. Целевым и центральным компонентом этой системы, как в России, является переход от общего к профессиональному образованию, но подготовка к нему требует от японского школьника больше дисциплины,

10 Коренев А.А. Проблема совмещения выпускного школьного экзамена и вступительного экзамена в вузы по иностранным языкам в России, Японии и Великобритании (на материале ЕГЭ, центрального экзамена и А-Ьеуек) // Вестник московского университета. — 2011. — Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — № 4. — С. 146—153.

самоотдачи, целеустремлённости, усердия, прилежания и времени. И подготовка, и процесс поступления здесь строже. При непростой иерархии экзаменов в школах двух стран, в России они менее значимы для построения образовательной и социальной карьеры учащегося. Структура данной системы также сложнее в Японии, поскольку включает не только переходные испытания, но и множество текущих экзаменов, что, с одной стороны, создаёт дополнительные стрессы для учеников, а с другой, помогает активизации знаний (причём учитывая, что на селекцию учащихся первые 9 лет обучения такие экзамены влияют мало, уровень стрессо-опасности проверок невысок). Содержание переходных экзаменов вызывает критику в обеих странах. Разница менталитета и реалий в России и Японии не позволяет указать отдельные уникальные черты японской системы, заимствование которых было бы целесообразно и возможно в России. Важен, однако, является статус образования в японском обществе, определяющий не только образовательные старания учащихся, но самые разнообразные аспекты системы.

Традиционно японцы придают образованию решающее значение в создании человеком своего социального статуса. Не общественное положение и связи семьи определяют его будущее, а карьера, которую он будет строить с помощью своих знаний и умений, полученных в школе и университете. Хорошая специальность, полученная в престижном вузе, до пенсии обеспечит японца достойной работой в известной компании, а потому с малых лет дети мотивируются семьёй на прилежную учёбу, а родители вкладывают большие суммы в образование. Поэтому проблема обесценивания высшего образования Японии не знакома. НО

В международных образовательных рейтингах практически нет российских университетов. Зато там много японских высших учебных заведений, а Токийский и Киотский университеты Японии стабильно входят в топ-100 самых лучших. При этом стоимость обучения в них на порядок ниже вузов США и Великобритании, а для иностранных студентов даже действует система скидок и программ по обмену.

Самый высокий рейтинг в 2021 году у Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Он находится на 174 месте.

Как выглядит система образования в стране Восходящего Солнца, почему она считается одной из самых лучших в мире и какие возможности у российских студентов попасть на учёбу в университеты Японии — обо всём этом вы узнаете из статьи.

А чтобы получать самые свежие новости из мира образования первыми, подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться акциями и скидками.

Общая характеристика системы образования Японии

Система образования в Японии считается одной из самых старых и уходит корнями в VI век. Именно тогда из более развитого Китая японцы переняли систему обучения и педагогические традиции, которые во многом сохраняются и сейчас.

Если говорить кратко, система образования в Японии включает в себя следующие основные этапы:

  • дошкольное образование (продолжительность до 6 лет);
  • школьное образование (продолжительность до 12 лет);
  • высшее образование (продолжительность от 4 лет).

Несмотря на внешнее сходство с российской, образовательные традиции Японии очень сильно отличаются от наших.

Только дошкольное и начальное школьное образование в Японии условно бесплатны. Начиная со средней школы родители оплачивают учёбу. Традиционно более низкие цены за обучение можно найти в государственных учреждениях, но их очень мало.

В Японии очень развиты традиции частного образования. Существует множество дошкольных, школьных и высших учебных заведений, стоимость обучения в которых значительно превосходит государственные учреждения.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Когда начинается учёба в Японии?

Есть и ещё одно важное отличие от российской и европейской системы образования — это деление учебного года на три семестра:

  • первый начинается 6 апреля и длится до 20 июля;
  • второй — с 1 сентября по 26 декабря;
  • третий — с 7 января по 25 марта.

Начало учебного года в апреле связано с окончанием периода цветения сакуры, который начинается в конце марта. Во время цветения традиционно никто не работает, а наслаждается красотой природы.

Когда начинается учёба в Японии?

Гора Фудзияма и сакура

Система экзаменов

Ещё одно отличие японской системы образования от всех остальных — это постоянные экзамены. Здесь их сдают всегда:

  • после детского сада, чтобы поступить в начальную школу;
  • после начальной, чтобы поступить в среднюю, а потом в старшую школу;
  • в средней и высшей школе после каждого семестра и в середине первых двух семестров;
  • общий Централизованный экзамен после школы (условно наш ЕГЭ);
  • вступительные в университет;
  • университетские экзамены.

Причём стоит отметить, что только баллы не ниже 90 дают ученику право на поступление в престижные учебные заведения.

Экзамены в университет называются по-японски 入学戦争, что переводится, как «война за поступление». Это очень точно передаёт напряжение, которое приходится испытывать в этот период каждому школьнику.

Дошкольное образование в Японии

Дошкольное образование в Японии включает в себя:

  • ясли;
  • детские сады.

Обучение в Японии начинается чуть ли не с первых лет жизни. Единственное исключение — ясли, где дети просто находятся целый день под присмотром. Никакой образовательной подготовки в них не проводят. Это объясняется тем, что ясли относятся не к Министерству образованию, а Министерству труда Японии.

В отличие от яслей, в садиках детей активно готовят к поступлению в школу. Они учатся читать, писать, осваивают счёт и взаимодействуют с другими детьми. Двери детских садов открыты для детей от 3 до 6 лет.

Чтобы поступить в хорошую начальную школу, необходимо поступить в хороший детский сад. Важная особенность образования в Японии — здесь об успешном будущем ребёнка начинают думать сразу после того, как он расстаётся с памперсом.

Дошкольное образование в Японии

Только в японских яслях нет специальной формы

Инклюзивное образование в Японии

Стоит отдельно рассказать про инклюзивное образование в Японии. Для детей с особенностями есть свои специализированные сады и школы, где они не только обучаются, но и проходят реабилитационные программы. Если особенности в развитии проявляются не слишком сильно, такой ребёнок может посещать обычные учебные учреждения. Если у него нет возможности посещать школу, организовывается обучение на дому.

Закон о праве каждого ребёнка получать образование в соответствии со своими возможностями приняли в Японии сразу после Второй мировой войны в 1945 году.

Система школьного образования в Японии

Как получают образование в Японии? Если российская система образования предполагает 9 или 11 лет непрерывного обучения, в Японии всё несколько иначе. Каждому ребёнку с детства внушают, что нужно хорошо учиться. В противном случае он не сможет найти приличную работу и устроиться в жизни.

Школьное образование в стране Восходящего Солнца включает три этапа:

  1. Начальная школа.
  2. Средняя школа.
  3. Старшая школа.

Специфика обязательного школьного образования в Японии заключается в том, что оно длится только девять лет: шесть лет в начальной школе и три года в средней. Старшая школа считается необязательной, однако 96% всех школьников её оканчивают.

Начальная школа в Японии

Начальная школа в Японии считается одним из самых сложных периодов в жизни. Это связано с большой нагрузкой, которая ложится на детей во время обучения.

Чтобы поступить в начальную школу, дети должны знать технику чтения хироганы и катаканы, а также владеть основами арифметики. В школе детей обучают японскому языку, каллиграфии, математике, общественным и естественно-научным дисциплинам, дают уроки музыки, рисования, домашнего хозяйства, физической культуре.

Особенность начальной школы — в ней не задают домашние задания. Они появляются только в средней и старшей школах и почти сразу становятся очень объёмными.

В конце начальной школы ученики сдают экзамен на знание 1006 иероглифов. Это значит, что нужно знать больше половины символов системы кандзи (всего их 1945).

В Японии используют сразу три японские азбуки: хирогану — слоговую систему для обозначения традиционных понятий и предлогов, катакану — для заимствованных слов, и кандзи — иероглифическую систему.

Средняя школа

После экзаменов в начальной школе, ученики переходят в среднюю. Здесь добавляются английский язык и предметы по выбору.

В системе начального и среднего образования в Японии нет единой утверждённой Министерством образования программы. Каждая школа определяет свой набор учебников для изучения.

Репетиторские школы

Со средней школы в расписании у детей часто появляются занятия в дополнительных школах мастерства Дзюку. Это особенность образовательной системы Японии, нигде в мире такого больше нет. В них дети занимаются с репетиторами, делают бесконечное количество тестов и упражнений. Считается, что без учёбы в Дзюку шансы поступить в престижный университет малы.

Репетиторские школы — совсем недешёвое удовольствие. Ежегодно их доход составляет более триллиона иен.

Неудивительно, что школьники считаются самыми занятыми людьми в Японии. В средней школе они первую половину дня проводят в классе, потом идут на кружки, потом в Дзюку, а ещё нужно успеть выполнить все домашние задания!

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Старшая школа

Образовательная система в Японии даёт возможность ученикам после средней продолжить обучение в старшей школе. Здесь школьники активно готовятся к поступлению и более глубоко осваивают специализацию. Их можно условно сравнить с нашими техникумами и колледжами.

Сколько стоит обучение в школе в Японии

Обучение в японской школе — недешёвое удовольствие. В год родители школьников отдают примерно 415 000 иен (298 000 рублей). Всё зависит от престижности учебного заведения. В частных сумма будет выше, чем в государственных. Плюс дополнительно оплачивается обучение в репетиторских школах Дзюка.

Сколько стоит обучение в школе в Японии

Урок в японской школе

 Высшее образование

Система высшего образования в Японии похожа на европейскую и американскую системы. После четырёх лет обучения студент получает степень бакалавра и может либо искать работу, либо продолжать научную деятельность.

Для тех, кто после средней школы пошёл в старшую, есть возможность перейти сразу на третий курс. Потому что на первых двух студенты, как правило, определяются с интересным направлением, а с третьего уже начинается специализация.

Высшее образование в Японии можно получить в частных и государственных вузах. Но все стремятся поступить в государственные. Для этого есть несколько причин:

  • считается, что там более качественное образование;
  • диплом даёт преимущество при устройстве на работу;
  • цена за обучение значительно ниже.

Для сравнения обучение на медицинском факультете в университете Токио обойдётся в 3,5 миллиона иен (1,3 миллиона рублей) за шесть лет учёбы. А обучение в частном университете по той же специальности — больше 30 миллионов иен (больше 21 миллиона рублей).

При этом поступить в государственный вуз очень сложно. Если для учёбы в частном университете достаточно показать результаты Центрального экзамена, сдать вступительные и стабильно платить раз в год прописанную сумму, то для государственного вуза помимо всего вышеперечисленного придётся написать мотивационное письмо и стать лучшим среди остальных абитуриентов, пройдя сумасшедший конкурс. 

Ещё один интересный факт: в университетах Японии также нет утверждённой программы. Студенты сами выбирают интересные для них предметы, но не более 25. Считается, что при большем количестве студент не в состоянии концентрироваться и качественно обучаться, а меньший список предметов не позволит набрать нужное количество кредитов для успешной учёбы.

Система оценок в японских университетах

Уровень образования в Японии очень высок, потому что университеты предъявляют к своим студентам высокие требования. Так, лучшие учреждения страны устанавливают для учащихся количество кредитов, которые они должны набрать за весь период обучения. Каждый предмет даёт два балла. Также на успеваемость влияет посещаемость, написание работ, результаты тестирования и экзамены.

Оценки выставляют по пятибалльной шкале:

  • высший балл — А;
  • средние баллы — B, C, D;
  • низший балл, при котором требуется пересдать предмет — F.

Экзамены в университетах проходят только письменно и по материалу всего курса. Поэтому готовиться и повторять материал нужно постоянно. При малейшем подозрении на списывание или плагиат, можно лишиться всех заработанных за год баллов и даже вылететь из университета.

К труду, как и к постоянному обучению, японцев также приучают с детства. Ни в школе, ни в университете нет уборщиков. Всю территорию ученики и студенты убирают сами.

Трудоустройство для студентов

Огромный плюс многих университетов страны Восходящего Солнца — учебное заведение на старших курсах само ищет рабочие места для своих студентов. От количества трудоустроенных зависит рейтинг вуза и дотации, на которые он может рассчитывать от государства.

Также многие компании выбирают самых перспективных студентов уже на первом курсе и помогают с оплатой учёбы, чтобы после получения диплома этот специалист пришёл на работу именно к ним.

Раньше японцы работали всю жизнь на одном месте. Потеря работы была страшной трагедией — ведь шанс найти новую близился к нулю. Но в современной Японии эта традиция постепенно уходит в прошлое, а люди при желании могут менять места и специализации.

Учёба в Японии для русских

Обучение в Японии для русских, как и для граждан других стран, не мечта, а вполне реальная перспектива. Как получить образование в стране Восходящего Солнца? Есть несколько вариантов:

  • обучение в университете Японии;
  • языковые школы;
  • учёба по обмену.

Обучение в университете

Это четырёхлетняя программа, которая даёт возможность получить степень бакалавра. Если позволяют деньги, можно выбрать любой японский вуз и поступить на нужную специальность. Сколько стоит обучение в Японии? В частном вузе стоимость может доходить до заоблачных высот. В государственных ниже. Так, в Токийском университете стоимость обучения на бакалавра составляет около 500 000 иен (355 000 рублей). Но стоит помнить, что для поступления в государственный вуз нужно пройти высокий конкурс.

Стоимость обучения в Токийском и Киотском универститах для иностранцев чуть меньше, чем для жителей Японии. 

Языковые школы

Языковые школы предлагают различные по длительности программы: от месяца до двух лет. Но только сертификат после двухгодичного обучения даёт право поступать в японские университеты.

Каждый иностранный студент сдаёт нихонго норёку сикен. Это экзамен на знание языка. Можно поступать с английским, но таких вузов немного и перспективы остаться в стране низкие.

Языковые школы

В Японии иностранные студенты могут не только учиться, но и работать

По закону иностранцы могут работать в Японии только 28 часов в неделю. Это скорее рекомендация, чем запрет. Главное, чтобы работа не мешала учебному процессу.

Учёба по обмену в Японии

Поехать на учёбу в японский вуз или языковую школу можно не только самостоятельно, но и по программам обмена. Ежегодно японское правительство приглашает самых активных и умных студентов из разных стран в Японию для получения языковой и университетской подготовки. А иногда даже бесплатно.

Как правило, для учёбы на бакалавра выделяют одно-два места, а для языковой школы до пяти.

Чтобы отправиться на учёбу по обмену, нужно узнать, какие программы есть в вашем университете и собрать необходимые документы для передачи в японское посольство.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Как получить образование в Японии бесплатно

Хоть и считается, что бесплатного обучения в Японии нет, но всё-таки каждый год сто человек из более 2 миллионов студентов становятся стипендиатами японского правительства или получают гранты. Это доступно не только для японцев, но и для студентов других стран.

Стипендия правительства

Это самая престижная программа, которая называется МЕХТ. Претендовать на неё могут очень умные студенты, которые идеально учились у себя дома, уже имеют одно высшее образование и хотят продолжать обучение в Японии.

Скидки на обучение в Японии

Если не удалось получить 100% льготу на обучение, не стоит отчаиваться. Некоторые, как правило, частные вузы, предоставляют иностранным студентам скидки от 25% до 35%. Действует ли такая система, нужно узнавать в конкретном университете. Потому что в некоторые вузы иностранцев не принимают вообще.

Плюсы и минусы образования в Японии

Давайте подведём итог и посмотрим, какие есть плюсы и минусы у обучения в стране Восходящего Солнца

Плюсы учёбы в Японии

  1. Престижный диплом международного образца.
  2. Высокие возможности для трудоустройства.
  3. Сравнительно низкая стоимость обучения.
  4. Знакомство с совершенно удивительной культурой.
  5. Возможность остаться в стране после окончания университета.

Минусы учёбы в Японии

  1. Очень высокий конкурс для поступления в государственные вузы.
  2. Обучение часто только на японском языке.
  3. Мало англоязычных программ.
  4. Высокая интенсивность и сложность обучения.
  5. Высокая стоимость жизни.

Если вы мечтаете уехать учиться и жить в Японию, помните — всё возможно. Нужно быть активным, узнавать, какие есть варианты, пробовать и рисковать. И, конечно, учиться на отлично. А если нужна помощь в обучении и написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис.

Пока отечественные школьники привыкают снова вставать рано и собирать портфели, расскажем вам о том, как проходит обучение у детей в Японии.

Красный день календаря

Пока в большинстве стран Европы и в Америке школьники начинают предчувствовать начало учебного года с первым осенним упавшим листом, в Японии учебный год начинается в середине весны, а точнее – 6 апреля.

Конечно, у юных японцев, как и всех других детей, есть летние каникулы. Они, соответственно, не разделяют собой годы обучения, как в России, поскольку приходятся на середину учебного года, но заканчиваются, как принято в других странах, 1 сентября.

В целом, обучение у японцев подразделяется на три семестра: весенний, от 6 апреля до 20 июня, осенний, от 1 сентября до 26 декабря, и зимний, от 7 января до 25 марта.

Поэтому сейчас японские школьники тоже готовятся к возвращению за парты, но не к началу нового учебного года, а к продолжению обучения. Да и каникул у них было значительно меньше, всего два месяца. 

Ведь трудолюбие японцев не зря стало практически нарицательным – это качество они прививают деткам с младых ногтей.

Я ждал…ждал 12 лет!

Обучение в Японии длится, как и во многих странах Европы или Америке, 12 лет. Соответственно, деление на младшие, средние и старшие классы также отличается от российского. Например, начальная школа длится аж на два года дольше, чем в России – целых шесть лет. Зато средние и старшие классы длятся по три года.

Тем не менее, школу заканчивают дети в Японии, как и в России, в 18 лет, а не в 19 или 20, как обычно бывает в Америке. Дело в том, что и в начальные классы дети идут на год раньше, в шесть лет. 

Причем, чтобы пойти в первый класс, ребенок должен отпраздновать день рождения и стать семилеткой в период с 1 апреля текущего года до 30 марта следующего года. Это сделано для того, чтобы родители не могли отправить детей в школу, когда им это вздумается, например в пять или восемь лет, как иногда принято делать в России.

В колледж не попасть после средней школы

Для России обычной практикой является тот момент, что, окончив девять классов школы, ребенок, которому хочется поскорее начать работу, отправляется в колледж, заменивший когда-то техникумы и училища. Если же ребенок мечтает поступить в университет или, наоборот, еще не определился с будущей профессией, то он может остаться в школе и закончить старшие классы.

В Японии такого варианта у школьников нет. Начать стоит с того, что обязательным, как и в России, являются средний и младший классы, но старшие классы в школах являются платными – как в государственных школах, так и в платных.

В то же время просто не продолжать обучение в школе и уйти в колледж не получится: японские колледжи не принимают школьников после окончания средних классов. Поступление возможно лишь на основании окончания старших классов школы.

Стипендию придется вернуть

В России ребенок, отлично закончивший школу и хорошо сдавший экзамены, спокойно поступает на бюджетное, бесплатное обучение, за которое, при хороших оценках, государство будет начислять ему поощрительные суммы – стипендия. И хотя чаще всего эти стипендии скорее формальность, чем реальные деньги на проживание, ситуация в России обстоит куда гуманнее, чем в Японии.

Бюджетного, бесплатного обучения в Японии нет в принципе, ни в университетах, ни в колледжах. Даже за участие во вступительных экзаменах придется заплатить.

При отличном обучении, конечно, можно выиграть возможность получать стипендию. Но и здесь не так всё просто. Дело в том, что стипендия в Японии по своей сути больше напоминает кредит на обучение, поскольку после окончания обучения всю сумму, которую институт передал студенту, придется вернуть.

Матроска и желтая панамка

Дисциплина в японских школах поддерживается и при помощи строгого подхода к внешнему виду учеников. Например, подавляющем большинстве младших школ в Японии дети носят желтые панамки. В средних классах распространены матроски. 

А в старших классах каждая школа старается придумать собственную элегантную, но строгую форму одежды. Отличительной чертой всех школ является запрет на крашенные волосы и любой макияж.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как в этом году сдали экзамены
  • Как в этом году будут сдавать экзамены 11 класс
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей итоговое сочинение
  • Как в шараге сдают экзамены
  • Как в условиях экономического спада меняется спрос на товары кратковременного использования егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии