Как в тексте охарактеризована роль труда в процессе антропогенеза? Как, по мнению автора, труд влиял на развитие общества? Какой ещё фактор кроме труда являлся, по мнению автора, стимулом для развития человеческого мозга?
Прочитайте текст и выполните задания 17−20.
Труд — источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он ещё и нечто бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека…
Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека, этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперёд кругозор человека. В предметах природы он постоянно открывал новые, до того неизвестные свойства. С другой стороны, развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. …
Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всём своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий — органов чувств. Подобно тому, как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности… Развитие мозга и подчинённых ему чувств, всё более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию. Это дальнейшее развитие с момента окончательного отделения человека от обезьяны отнюдь не закончилось, а, наоборот, продолжалось и после этого; будучи у различных народов и в различные эпохи по степени и по направлению различным, иногда даже прерываясь местными и временными движениями назад, оно в общем и целом могучей поступью шло вперёд, получив, с одной стороны, новый мощный толчок, а с другой стороны — более определённое направление благодаря тому, что с появлением готового человека возник вдобавок ещё новый элемент — общество.
(Фридрих Энгельс)
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков труда как формы деятельности;
— объясните связь труда с уровнем экономического благосостояния общества.
(Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами основания прекращения трудовых отношений согласно законодательству Российской Федерации.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
3
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли труда в жизни человека. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
Спрятать пояснение
Пояснение.
1. Труд — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
2. Развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена.
3. Членораздельная речь.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Даны правильные ответы на три вопроса | 2 |
Даны правильные ответы только на два любых вопроса | 1 |
Дан правильный ответ только на один любой вопрос.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл | 2 |
В процессе антропогенеза особенно
большое значение имели два обстоятельства:
ухудшение условий существования гоминид
(скорее всего в связи с изменением
климата) и действие генетических
механизмов эволюции (пока ещё не очень
ясных), которые обусловили цефализацию
– рост головного мозга. Чтобы выжить,
наши предки должны были выработать
более совершенные формы поведения,
передвигаться на большие расстояния,
осваивать новые, более сложные способы
поиска пищи и защиты от врагов. Главным
фактором, который обеспечил решение
задач выживания в этих условиях, стала
трудовая деятельность. Она позволила
совершить переход к принципиально
новому образу жизни и вывела гоминид
из мира животных. Труд явился силой,
которая сформировала человеческое
сознание. Это показано впервые Ф.
Энгельсом в работе «Роль труда в
процессе превращения обезьяны в человека»
(см.: Энгельс Ф Диалектика природы/ Маркс
К., Энгельс Ф. Соч., т.20).
Чтобы понять, почему труд сыграл столь
важную роль в становлении человека,
обратим внимание на особенности,
отличающие его от всех форм жизнедеятельности
животных:
-
Систематическое употребление и
изготовление орудий деятельности. -
Коллективный характер деятельности.
-
Общественное разделение деятельности.
Хорошо известно, что некоторые
животные способны совершать орудийные
действия. Пользоваться деревянными и
каменными орудиями, а затем и изготовлять
их древнейшие предки человека начали,
видимо, задолго до появления у них
сколько-нибудь развитого сознания. Это
умел делать уже Гомо хабилис («человек
умелый»). Но говорить о наличие у него
сознания не приходится. Оно развивается
по мере совершенствования трудовой
деятельности гоминид и становится
подлинно человеческим лишь у Гомо
сапиенса.
Почему же труд является основой
формирования и развития человеческого
сознания?
-
В труде необходимо в течение более или
менее долгого времени удерживать в
памяти цель деятельности и управлять
процессом движения к ней. Но в этом и
состоит функция сознания как средства
управления деятельностью. -
Развитие трудовой деятельности вело
к вовлечению в область внимания гоминид
всё более расширяющегося круга
биологически незначимых предметов и
явлений, требовало роста объёма памяти. -
Для коллективной трудовой
деятельности необходима коммуникация,
общение её участников. Это ведёт к
формированию языка и речи. Язык возник
из процесса труда и вместе с трудом
(Энгельс). Однако вряд ли возникновение
его произошло в самом процессе труда,
а скорее по поводу этой деятельности.
Так, например, на охоте при выслеживании
добычи и подкрадывания к ней охотники
не должны выдавать себя звуками, а во
время нападения на опасного зверя им
не до разговоров.
Согласно пантомимной теории
происхождения языка важную роль сыграли
своеобразные «театральные представления»
— звукопантомимы, которые разыгрывали,
например, палеоантропы-охотники в
стойбище перед отправлением на
охоту и по возвращению
с неё. Усложнение и обогащение совокупности
используемых ими звуковых комбинаций
на протяжении многих поколений и
приводило к развитию речи и языка. (Язык
– система знаков, служащая средством
человеческого общения, мышления и
выражения. Речь – речевая деятельность,
общение, опосредованное языком).
Поскольку формирование языка было
связано с художественно-образным
выражением волновавших человека
обстоятельств его деятельности, постольку
можно сказать, что своим происхождением
человек обязан не только труду, но и
искусству.
Быть может, именно потому неандертальцы,
жившие на территории Европы несколько
десятков тысячелетий, так и не создали
цивилизацию. Кроманьонцы же за 25-30 тыс.
лет достигли этого, поскольку занимались
не только трудовой, но и художественной
деятельностью. До нас дошли произведения
их изобразительного искусства, они
музицировали и, по всей вероятности,
танцевали под музыку. Возможно, именно
с этим было связано развитие у них языка,
тогда как неандертальцы, видимо, остались
менее способными к членораздельной
речи.
Биологическое и социальное
в человеке.
Процесс антропогенеза
подчиняется законам эволюции. Её азбучное
правило: в эволюции возникают и передаются
из поколения в поколение только те
свойства организмов, которые так или
иначе способствуют выживанию и размножению
вида. В силу этого эволюция развивала
у Хомо сапиенс такие особенности тела
и психики, которые соответствовали
реальным условиям жизни. Происходил
естественный отбор, ведущий к развитию
прямохождения, строения руки и т.д. И,
что особенно важно, — к совершенствованию
мозга. Вместо того, чтобы обеспечивать
выживаемость за счёт инстинктов, эволюция
человека пошла по другой линии:
выживаемость за счёт интеллекта.
В то же время условием выживания
рода было сохранение генетического
разнообразия, обеспечивающего возможность
вариаций уровня интеллектуальности,
агрессивности, альтруизма, смелости,
осторожности и других социально значимых
психических качеств. Например, род, в
котором все члены обладали бы сильным
властолюбием, был бы обречён на конфликты,
распад и гибель. А если бы в нём не было
властолюбивых, то он погиб бы из-за
слабости вождя. Так, судьба кроманьонского
рода из 20-30 человек в значительной мере
зависела от ума и других психических
качеств вождя. А так как он являлся отцом
большинства детей (как и в обезьяньем
стаде), то его гены были главным материалом
естественного отбора. Этот отбор в
данных условиях шел в форме группового
отбора («кин-селекции»), то есть через
выживание или гибель целых групп (родов,
семей).
Однако при переходе от охоты
и собирательства к животноводству и
земледелию, от пещерного образа жизни
к строительству жилищ и больших поселений
размеры родовых и племенных групп
возрастают. Люди начинают жить большими
сообществами. В таких сообществах вождь
уже физически не может быть отцом
большинства детей. Да и личные качества
его перестают напрямую определять
выживаемость сообщества. В этих условиях
групповой отбор прекращается. Вместе
с тем вряд ли идёт естественный отбор
по интеллекту и на индивидуальном
уровне. Ибо более высокий интеллект не
создаёт преимущества для размножения
генов его носителей.
Следовательно, возникновение цивилизации,
городов и государств резко снижает
интенсивность естественного отбора
генетических изменений мозга и психики,
обеспечивающих рост интеллекта людей
и оптимизирующих уровень развития у
них многих других личных качеств. Поэтому
есть основания полагать, что мы сегодня
в этом отношении практически мало
отличаемся от кроманьонцев, какими они
были 10-12 тысяч лет назад.
Означает ли это, что биологическая
эволюция человека полностью остановилась?
Многие учёные полагают, что она всё же
продолжается, возникают генные мутации.
Однако механизмы естественного отбора
практически утрачивают силу с повышением
уровня жизни и возможностей медицины,
увеличением заботы о детях, развитием
гуманного отношения ко всем членам
общества, к людям с физическими
недостатками. Тем не менее, отбор всё
же продолжает играть значительную роль
на эмбриональной стадии (выкидыши,
неудачные роды и т.д.). На изменение
генофонда могут влиять и такие общественные
явления, как войны, геноцид, расизм,
кровавые деспотические режимы, наркомания.
Некоторые учёные отмечают рост объёма
головного мозга за последнее столетие,
а генная инженерия способна целенаправленное
изменять генетическую наследственность
человека. Что же несёт человечеству
будущее?
По мнению крупнейшего отечественного
генетика Н.П.Бочкова, имеющиеся данные
не позволяют отрицать существование
естественного отбора, однако «не он
является движущим фактором прогрессивного
развития человечества и не он определяет
теперь развитие человека как биологического
вида и социального существа».
Если эволюция человека и не прекратилась,
уже самый факт происхождения человека
из животного царства обусловливает
собой то, что человек никогда не
освободится полностью от свойств,
присущих животному. А потому нельзя
недооценивать значение природно-биологических
факторов в жизнедеятельности человека,
понимая при этом, что все естественные
физиологические процессы – дыхание и
питание, рождение и смерть, продолжение
рода и передача генетической информации
— протекают в социально-культурных
условиях, и это накладывает на них
неизгладимую печать.
Соседние файлы в предмете Философия
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Ответы и задания для вариантов ОБ2210201, ОБ2210202, ОБ2210203, ОБ2210204 тренировочная работа №2 статград ЕГЭ 2023 по обществознанию 11 класс в формате реального экзамена ЕГЭ 2023 года, которая прошла 14 ноября 2022 года.
ОБ2210201-ОБ2210202-статград
Вариант ОБ2210201 и ответы
1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют светский характер государства.
- 1) отсутствие официальной государственной религии;
- 2) свобода мысли и слова;
- 3) независимость религиозных объединений от государственной власти;
- 4) равенство религиозных объединений перед законом;
- 5) отделение школы от церкви;
- 6) идеологическое многообразие.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Основой мировоззрения являются убеждения, идеалы и принципы человека.
- 2) Социальный статус человека не влияет на его мировоззрение.
- 3) Мировоззрение отражается на привычках и поведении человека.
- 4) Мировоззрение всегда носит индивидуальный характер.
- 5) Мировоззрение тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.
3. Установите соответствие между характером знания и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе Б) знания, соответствующие определённому уровню развития общества В) неполное, неточное знание Г) знания, зависящие от условий, места и времени их получения Д) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
4. В 1760 г. была опубликована диссертация М.В. Ломоносова «Рассуждение о твёрдости и жидкости тела», в которой был сформулирован закон сохранения массы и энергии. Что из перечисленного позволяет отнести деятельность, результаты которой были изложенным в труде М.В. Ломоносова, к научному познанию?
- 1) высокий научный авторитет автора диссертации
- 2) новизна изложенных в диссертации теорий и выводов
- 3) проверяемость сформулированных теорий
- 4) использование специальных способов и методов познавательной деятельности
- 5) непротиворечивость, доказательность и системность сделанных выводов
- 6) возможность практического применения результатов
5. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Инфляцией называют любой систематический рост цен независимо от его причины.
- 2) Сбалансированная инфляция предполагает изменение цен на различные товары по отношению друг к другу.
- 3) Умеренная инфляция может быть полезной для развития экономики.
- 4) Инфляция, вызванная быстрым ростом стоимости сырья, называется инфляцией спроса.
- 5) Источником инфляции может стать увеличение налогов.
6. Установите соответствие между примерами и путями обеспечения экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) внедрение новых энергосберегающих технологий производства товаров
- Б) увеличение числа занятых работников
- В) разработка новых месторождений полезных ископаемых
- Г) повышение квалификации работников
- Д) увеличение количества транспорта
7. Собрание представителей муниципального района приняло бюджет на следующий финансовый год. Найдите в приведённом списке примеры налогов, которые могут учитываться в доходной части бюджета муниципального района, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) налог на доходы физических лиц
- 2) налог на добавленную стоимость
- 3) земельный налог
- 4) налог на имущество организаций
- 5) налог на имущество физических лиц
- 6) торговый сбор
8. Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
- 2) Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют маргинальными группами.
- 3) Одним из видов девиантного поведения является преступность.
- 4) Девиантное поведение может носить как негативный, так и позитивный характер.
- 5) Девиантное поведение всегда связано с нарушением господствующих в обществе моральных норм.
9. В ходе социологического опроса студентов и студенток высших учебных заведений страны Z им задавали вопрос: «Каковы ваши планы после окончания учёбы»? Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Большинство юношей и девушек планируют устроиться на работу по полученной специальности.
- 2) Доля юношей, планирующих пройти военную службу после завершения обучения, значительно превышает долю девушек, ориентированных на военную службу.
- 3) Девушки более ориентированы на занятие научной работой после завершения обучения.
- 4) Доли юношей и девушек, ориентированных на продолжение учёбы на более высокой ступени образования, приблизительно одинаковы.
- 5) Доля девушек, не собирающихся работать по полученной специальности, выше доли юношей, планирующих заняться научной работой.
10. Выберите верные суждения о российских политических институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Парламент Российской Федерации является однопалатным органом.
- 2) Президент Российской Федерации участвует в законодательном процессе.
- 3) Кандидатура Председателя Правительства Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.
- 4) Правительство Российской Федерации принимает государственный бюджет Российской Федерации.
- 5) Главы субъектов Российской Федерации, как правило, избираются местным населением путем прямого голосования.
11. В стране Z глава государства получает власть по наследству. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z существует абсолютная монархия? Запишите соответствующие цифры.
- 1) Глава государства получает власть по наследству.
- 2) В стране отсутствует конституция.
- 3) Власть главы государства не ограничена законом.
- 4) Глава государства осуществляет свои полномочия пожизненно.
- 5) В стране отсутствует парламент.
- 6) Местные власти назначаются главой государства.
12. Какие из перечисленных позиций относятся к характеристике Российской Федерации как правового государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
- 2) Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
- 3) Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.
- 4) Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
- 5) В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
13. Установите соответствие между органами государственной власти и способом их формирования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) Президент РФ
- Б) Правительство РФ
- В) Государственная Дума
- Г) Прокуратура
- Д) Верховный Суд
14. Выберите верные суждения об административной ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Административная ответственность для граждан наступает с 16 лет.
- 2) Административную ответственность несут как граждане, так и юридические лица.
- 3) Административная ответственность носит исключительно имущественный характер.
- 4) Административное наказание налагается только судом.
- 5) Административная ответственность применяется при наличии вины.
15. Установите соответствие между мерами юридической ответственности и видами ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) выговор
- Б) предупреждение
- В) ограничение свободы
- Г) дисквалификация
- Д) замечание
16. Николай Петрович 72 лет, имеющий супругу 68 лет, дочь 48 лет и сына 37 лет, решил завещать свое имущество внуку Максиму 19 лет. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы Максим унаследовал всё имущество Николая Петровича? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
- 1) Завещание должно быть написано Николаем Петровичем собственноручно.
- 2) На момент составления завещания Николай Петрович должен быть дееспособным лицом.
- 3) Николай Петрович не должен составлять нового завещания в более позднее время.
- 4) Максим должен дать согласие на указание его в завещании в качестве единственного наследника.
- 5) Согласие на завещание должна дать супруга Николая Петровича Елена Викторовна 68 лет.
- 6) Завещание должно быть нотариально заверено.
17. Как в тексте охарактеризована роль труда в процессе антропогенеза? Как, по мнению автора, труд влиял на развитие общества? Какой ещё фактор кроме труда являлся, по мнению автора, стимулом для развития человеческого мозга?
18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков труда как формы деятельности; – объясните связь труда с уровнем экономического благосостояния общества. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами основания прекращения трудовых отношений согласно законодательству Российской Федерации. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли труда в жизни человека. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке ювелирных украшений в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если вырастут мировые цены на драгоценные металлы?
22. В стране Z глава государства находится у власти более 30 лет. Он совмещает посты главы правительства, председателя парламента и лидера правящей партии. В стране действуют только одна политическая партия, все остальные политические объединения запрещены. Главным государственным праздником является День рождения главы государства. Все граждане с 18 до 70 лет обязаны трудиться. Все производственные предприятия и магазины являются государственными и подчиняются Министерству народного хозяйства, которое определяет перечень производимой продукции, объём её выпуска и цены на товары. Средняя продолжительность жизни в стране составляет 76 лет, при этом уровень рождаемости в стране является высоким, высокая рождаемость поощряется государством. Какой политический режим установился в государстве Z? К какому типу экономической системы относится экономическая система государства Z? Какая тенденция в демографическом развитии преобладает в стране Z? Какие черты характеризуют политическую партию? (Приведите любые две характеристики.)
23. Конституция Российской Федерации устанавливает социальный характер государства. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её роль в развитии общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость государственного регулирования экономических процессов в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно следственные и(или) функциональные связи.) 2) Какие государственные институты отвечают за регулирование экономических отношений в Российской Федерации? (Назовите любые три государственных института.) 3) Для каждого из указанных в пункте 2 институтов приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции экономического регулирования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Вариант ОБ2210202 и ответы
1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют государство как форму организации общества.
- 1) территориальный характер власти;
- 2) суверенитет;
- 3) выборность органов управления;
- 4) взимание налогов;
- 5) наличие обязательной идеологии;
- 6) правотворчество.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о творчестве как виде деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Творчество как вид деятельности требует предварительной профессиональной подготовки
- 2) Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего и уникального.
- 3) Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.
- 4) Творческая деятельность является одним из способов удовлетворения первичных (витальных) потребностей человека.
- 5) Одним из механизмов творческой деятельности является воображение.
3. Установите соответствие между формами познания и уровнями познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) понятие
- Б) ощущение
- В) восприятие
- Г) суждение
- Д) представление
4. В средние века в Европе широкое распространение получила теория о возможности превращения неблагородных металлов в золото. Сторонники этой теории проводили химические опыты, сопровождавшиеся произнесением заклинаний, которые должны были придать химической реакции заданную направленность. Что из перечисленного позволяет отнести эту теорию к лженаучной форме знания?
- 1) неподтверждённость теории опытным путём
- 2) стремление к достижению практических результатов
- 3) противоречие теории фундаментальным научным законам
- 4) использование особой специальной терминологии
- 5) использование авторами теории домыслов и предрассудков
- 6) ссылки на авторитетных мыслителей древности
5. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП).
- 1) ВВП включает в себя все конечные товары и услуги, произведённые на территории страны.
- 2) При расчёте ВВП Российской Федерации учитываются товары, произведённые в других странах, если предприятия, на которых они были произведены, принадлежат российским гражданам или российским организациям.
- 3) ВВП рассчитывается за календарный год.
- 4) При расчёте ВВП учитываются только товары и услуги, произведённые для продажи.
- 5) ВВП включает финансовые операции с ценными бумагами.
6. Установите соответствие между объектами и уровнями экономического анализа: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) рост инфляции и возможные способы сдерживания инфляционных процессов
- Б) снижение пассажиропотока на отдельных направлениях авиаперевозок
- В) неравномерность экономического различия регионов мира
- Г) влияние демографических процессов на экономическое развитие
- Д) обеспечение роста продаж в сети дилерских центров автомобильного концерна
7. В стране Z значительно ускорились темпы роста инфляции. Найдите в приведённом списке примеры факторов, которые могли стать непосредственной причиной ускорения инфляционных процессов в государстве Z, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) рост уровня безработицы
- 2) рост средней заработной платы
- 3) снижение курса национальной валюты
- 4) сокращение расходной части государственного бюджета
- 5) увеличение цен на энергетические ресурсы
- 6) снижение налогов для коммерческих организаций
8. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Социальная мобильность всегда предполагает изменение социального статуса.
- 2) Социальная мобильность носит исключительно индивидуальный характер.
- 3) Социальные лифты являются средством вертикальной социальной мобильности.
- 4) Уровень социальной мобильности зависит от типа общества.
- 5) Социальная мобильность всегда предполагает изменение места, занимаемого кем-либо в социальной структуре общества.
9. В ходе социологических опросов жителей страны Z им задавали вопрос: «Какие телевизионные программы вы предпочитаете смотреть? Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) По результатам обоих опросов наибольший интерес среди телезрителей вызывали художественные фильмы и сериалы.
- 2) Интерес телезрителей к новостным и аналитическим программам за 10 лет вырос.
- 3) Доля людей, которые смотрят преимущественно развлекательные программы, за 10 лет не изменилась.
- 4) По результатам обоих опросов прогнозы погоды вызывали больший интерес у телезрителей, чем спортивные программы.
- 5) За 10 лет доля людей, не смотрящих телевизор, возросла.
10.Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Гражданское общество возникает одновременно с возникновением государства.
- 2) Одной из экономических предпосылок существования гражданского общества является частная собственность.
- 3) Одной из функций гражданского общества является защита прав и свобод граждан.
- 4) В гражданском обществе преобладают вертикальные социальные связи, основанные на отношениях господства и подчинения.
- 5) Одним из институтов гражданского общества является семья.
11.В стране Z главой государства является президент. Что ещё из перечисленного позволяет отнести страну Z к президентской республике? Запишите соответствующие цифры.
- 1) Глава государства возглавляет систему исполнительной власти.
- 2) Глава государства избирается всенародным голосованием граждан.
- 3) Президент может быть отстранён от должности парламентом по обвинению в совершении тяжкого преступления.
- 4) Президент награждает государственными наградами.
- 5) Правительство несёт ответственность только перед президентом.
- 6) Президент имеет право помилования.
12.Какие из перечисленных позиций относятся к характеристике Российской Федерации как социального государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
- 2) Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- 3) Каждый имеет право на жилище.
- 4) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- 5) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни.
- 6) Принудительный труд запрещён.
13.Установите соответствие между органом и ветвью государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) Совет Федерации
- Б) Правительство Российской Федерации
- В) Федеральная служба безопасности
- Г) Министерство образования
- Д) Государственная Дума
14. Выберите верные суждения о гражданско-правовой ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Гражданско-правовая ответственность для граждан наступает в полном объёме с 16 лет.
- 2) Субъектами гражданско-правовой ответственности могут быть публичноправовые образования.
- 3) Гражданско-правовая ответственность носит исключительно имущественный характер.
- 4) Гражданско-правовая ответственность может наступать как в силу закона, так и на основании договора.
- 5) Одной из мер гражданско-правовой ответственности являются обязательные работы.
15. Установите соответствие между названием сделки и видами сделок: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
16.Алексей и Антонина перед вступлением в брак решили заключить брачный договор. Какие из перечисленных условий составленного ими брачного договора не противоречат нормам Семейного права Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
- 1) Антонина обязана принять фамилию супруга.
- 2) Алексей обязуется выделять на семейные расходы не менее 50% своего дохода.
- 3) Антонина обязуется вести домашнее хозяйство и не устраиваться на работу по найму.
- 4) В случае расторжения брака по инициативе Алексея, он обязан выплачивать Анастасии ежемесячное содержание.
- 5) В случае расторжения брака по инициативе Анастасии, дети, родившиеся в браке, остаются с Алексеем.
- 6) Всё недвижимое имущество, приобретённое в браке, будет считаться личной собственностью супруга, на доходы которого оно приобретено.
17. Как автор определяет расширенную семью? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в доиндустриальном обществе выбор будущего супруга определяли прежде всего социальные и экономические интересы? Что, по мнению автора, стало определять выбор будущего супруга в индустриальном обществе?
18.В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных характерных черт нуклеарной семьи; – объясните понятие «семьи» как социальной группы. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19.Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции семьи. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию семьи. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20.Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о тенденциях развития современной семьи. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
21.На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке хлебо-булочных изделий в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если будут существенно понижены налоги на продажу хлебобулочных изделий?
22.Гражданин Маратов является последователем одной из традиционных религий России. Он верит в единого Бога, по пятницам посещает религиозные службы, совершает ежедневно пятикратную молитву, воздерживается от употребления алкоголя и свинины, раз в год соблюдает 30-дневный пост. Последователем какой религии является гражданин Маратов? К какому типу религий по распространённости и этническому составу последователей относится религия, последователем которой он является? Как называется главная священная книга данной религии? Какие функции выполняет религия в современном обществе (Укажите две любые функции.)
23.Конституция Российской Федерации устанавливает светский характер государства. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
24.Вам необходимо подготовить доклад по теме «Налоговая система Российской Федерации». Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоговая система Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
25.Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость государственного регулирования миграционных процессов в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинноследственные и(или) функциональные связи.) 2) Какие основания предусмотрены законодательством Российской Федерации для приёма в российское гражданство в упрощённом порядке? (Назовите три любых основания.) 3) Для каждого из из указанных в пункте 2 оснований приведите по одному примеру, иллюстрирующему приём в российское гражданство в упрощённом порядке. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных основания.)
Инструкция по выполнению работы
Тренировочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение тренировочной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответом к заданиям части 1 (1–16) является последовательность цифр. Свой ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
Задания части 2 (17–25) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Укажите на чистом листе номер задания и запишите его полное решение.
Работа №1 ЕГЭ 2023 по обществознанию
19 октября 2022 Статград обществознание 11 класс ЕГЭ 2023 варианты с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Тренировочная работа №2 статград ЕГЭ 2023 по обществознанию 11 класс 4 тренировочных варианта ОБ2210201, ОБ2210202, ОБ2210203, ОБ2210204 с ответами и решением. Официальная дата проведения работы: 14 ноября 2022 год.
Статград обществознание 11 класс ЕГЭ 2023 варианты и ответы
Вариант ОБ2210201 ответы
1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют светский характер государства.
- 1) отсутствие официальной государственной религии;
- 2) свобода мысли и слова;
- 3) независимость религиозных объединений от государственной власти;
- 4) равенство религиозных объединений перед законом;
- 5) отделение школы от церкви;
- 6) идеологическое многообразие.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Основой мировоззрения являются убеждения, идеалы и принципы человека.
- 2) Социальный статус человека не влияет на его мировоззрение.
- 3) Мировоззрение отражается на привычках и поведении человека.
- 4) Мировоззрение всегда носит индивидуальный характер.
- 5) Мировоззрение тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.
3. Установите соответствие между характером знания и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе Б) знания, соответствующие определённому уровню развития общества В) неполное, неточное знание Г) знания, зависящие от условий, места и времени их получения Д) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
4. В 1760 г. была опубликована диссертация М.В. Ломоносова «Рассуждение о твёрдости и жидкости тела», в которой был сформулирован закон сохранения массы и энергии. Что из перечисленного позволяет отнести деятельность, результаты которой были изложенным в труде М.В. Ломоносова, к научному познанию?
- 1) высокий научный авторитет автора диссертации
- 2) новизна изложенных в диссертации теорий и выводов
- 3) проверяемость сформулированных теорий
- 4) использование специальных способов и методов познавательной деятельности
- 5) непротиворечивость, доказательность и системность сделанных выводов
- 6) возможность практического применения результатов
5. Выберите верные суждения об инфляции и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Инфляцией называют любой систематический рост цен независимо от его причины.
- 2) Сбалансированная инфляция предполагает изменение цен на различные товары по отношению друг к другу.
- 3) Умеренная инфляция может быть полезной для развития экономики.
- 4) Инфляция, вызванная быстрым ростом стоимости сырья, называется инфляцией спроса.
- 5) Источником инфляции может стать увеличение налогов.
6. Установите соответствие между примерами и путями обеспечения экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) внедрение новых энергосберегающих технологий производства товаров
- Б) увеличение числа занятых работников
- В) разработка новых месторождений полезных ископаемых
- Г) повышение квалификации работников
- Д) увеличение количества транспорта
7. Собрание представителей муниципального района приняло бюджет на следующий финансовый год. Найдите в приведённом списке примеры налогов, которые могут учитываться в доходной части бюджета муниципального района, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) налог на доходы физических лиц
- 2) налог на добавленную стоимость
- 3) земельный налог
- 4) налог на имущество организаций
- 5) налог на имущество физических лиц
- 6) торговый сбор
8. Выберите верные суждения о девиантном поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
- 2) Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступки, называют маргинальными группами.
- 3) Одним из видов девиантного поведения является преступность.
- 4) Девиантное поведение может носить как негативный, так и позитивный характер.
- 5) Девиантное поведение всегда связано с нарушением господствующих в обществе моральных норм.
9. В ходе социологического опроса студентов и студенток высших учебных заведений страны Z им задавали вопрос: «Каковы ваши планы после окончания учёбы»? Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Большинство юношей и девушек планируют устроиться на работу по полученной специальности.
- 2) Доля юношей, планирующих пройти военную службу после завершения обучения, значительно превышает долю девушек, ориентированных на военную службу.
- 3) Девушки более ориентированы на занятие научной работой после завершения обучения.
- 4) Доли юношей и девушек, ориентированных на продолжение учёбы на более высокой ступени образования, приблизительно одинаковы.
- 5) Доля девушек, не собирающихся работать по полученной специальности, выше доли юношей, планирующих заняться научной работой.
10. Выберите верные суждения о российских политических институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Парламент Российской Федерации является однопалатным органом.
- 2) Президент Российской Федерации участвует в законодательном процессе.
- 3) Кандидатура Председателя Правительства Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.
- 4) Правительство Российской Федерации принимает государственный бюджет Российской Федерации.
- 5) Главы субъектов Российской Федерации, как правило, избираются местным населением путем прямого голосования.
11. В стране Z глава государства получает власть по наследству. Какие признаки позволяют сделать вывод о том, что в стране Z существует абсолютная монархия? Запишите соответствующие цифры.
- 1) Глава государства получает власть по наследству.
- 2) В стране отсутствует конституция.
- 3) Власть главы государства не ограничена законом.
- 4) Глава государства осуществляет свои полномочия пожизненно.
- 5) В стране отсутствует парламент.
- 6) Местные власти назначаются главой государства.
12. Какие из перечисленных позиций относятся к характеристике Российской Федерации как правового государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
- 2) Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
- 3) Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.
- 4) Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
- 5) В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
13. Установите соответствие между органами государственной власти и способом их формирования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) Президент РФ
- Б) Правительство РФ
- В) Государственная Дума
- Г) Прокуратура
- Д) Верховный Суд
14. Выберите верные суждения об административной ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Административная ответственность для граждан наступает с 16 лет.
- 2) Административную ответственность несут как граждане, так и юридические лица.
- 3) Административная ответственность носит исключительно имущественный характер.
- 4) Административное наказание налагается только судом.
- 5) Административная ответственность применяется при наличии вины.
15. Установите соответствие между мерами юридической ответственности и видами ответственности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) выговор
- Б) предупреждение
- В) ограничение свободы
- Г) дисквалификация
- Д) замечание
16. Николай Петрович 72 лет, имеющий супругу 68 лет, дочь 48 лет и сына 37 лет, решил завещать свое имущество внуку Максиму 19 лет. Какие условия должны быть соблюдены, чтобы Максим унаследовал всё имущество Николая Петровича? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
- 1) Завещание должно быть написано Николаем Петровичем собственноручно.
- 2) На момент составления завещания Николай Петрович должен быть дееспособным лицом.
- 3) Николай Петрович не должен составлять нового завещания в более позднее время.
- 4) Максим должен дать согласие на указание его в завещании в качестве единственного наследника.
- 5) Согласие на завещание должна дать супруга Николая Петровича Елена Викторовна 68 лет.
- 6) Завещание должно быть нотариально заверено.
17. Как в тексте охарактеризована роль труда в процессе антропогенеза? Как, по мнению автора, труд влиял на развитие общества? Какой ещё фактор кроме труда являлся, по мнению автора, стимулом для развития человеческого мозга?
18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков труда как формы деятельности; – объясните связь труда с уровнем экономического благосостояния общества. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами основания прекращения трудовых отношений согласно законодательству Российской Федерации. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите основание. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20. Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли труда в жизни человека. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке ювелирных украшений в стране Z. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если вырастут мировые цены на драгоценные металлы?
22. В стране Z глава государства находится у власти более 30 лет. Он совмещает посты главы правительства, председателя парламента и лидера правящей партии. В стране действуют только одна политическая партия, все остальные политические объединения запрещены. Главным государственным праздником является День рождения главы государства. Все граждане с 18 до 70 лет обязаны трудиться. Все производственные предприятия и магазины являются государственными и подчиняются Министерству народного хозяйства, которое определяет перечень производимой продукции, объём её выпуска и цены на товары. Средняя продолжительность жизни в стране составляет 76 лет, при этом уровень рождаемости в стране является высоким, высокая рождаемость поощряется государством. Какой политический режим установился в государстве Z? К какому типу экономической системы относится экономическая система государства Z? Какая тенденция в демографическом развитии преобладает в стране Z? Какие черты характеризуют политическую партию? (Приведите любые две характеристики.)
23. Конституция Российской Федерации устанавливает социальный характер государства. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её роль в развитии общества». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость государственного регулирования экономических процессов в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно следственные и(или) функциональные связи.) 2) Какие государственные институты отвечают за регулирование экономических отношений в Российской Федерации? (Назовите любые три государственных института.) 3) Для каждого из указанных в пункте 2 институтов приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции экономического регулирования. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Вариант ОБ2210202 ответы
1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют государство как форму организации общества.
- 1) территориальный характер власти;
- 2) суверенитет;
- 3) выборность органов управления;
- 4) взимание налогов;
- 5) наличие обязательной идеологии;
- 6) правотворчество.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о творчестве как виде деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Творчество как вид деятельности требует предварительной профессиональной подготовки
- 2) Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего и уникального.
- 3) Любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности.
- 4) Творческая деятельность является одним из способов удовлетворения первичных (витальных) потребностей человека.
- 5) Одним из механизмов творческой деятельности является воображение.
3. Установите соответствие между формами познания и уровнями познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) понятие
- Б) ощущение
- В) восприятие
- Г) суждение
- Д) представление
4. В средние века в Европе широкое распространение получила теория о возможности превращения неблагородных металлов в золото. Сторонники этой теории проводили химические опыты, сопровождавшиеся произнесением заклинаний, которые должны были придать химической реакции заданную направленность. Что из перечисленного позволяет отнести эту теорию к лженаучной форме знания?
- 1) неподтверждённость теории опытным путём
- 2) стремление к достижению практических результатов
- 3) противоречие теории фундаментальным научным законам
- 4) использование особой специальной терминологии
- 5) использование авторами теории домыслов и предрассудков
- 6) ссылки на авторитетных мыслителей древности
5. Выберите верные суждения о валовом внутреннем продукте (ВВП).
- 1) ВВП включает в себя все конечные товары и услуги, произведённые на территории страны.
- 2) При расчёте ВВП Российской Федерации учитываются товары, произведённые в других странах, если предприятия, на которых они были произведены, принадлежат российским гражданам или российским организациям.
- 3) ВВП рассчитывается за календарный год.
- 4) При расчёте ВВП учитываются только товары и услуги, произведённые для продажи.
- 5) ВВП включает финансовые операции с ценными бумагами.
6. Установите соответствие между объектами и уровнями экономического анализа: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) рост инфляции и возможные способы сдерживания инфляционных процессов
- Б) снижение пассажиропотока на отдельных направлениях авиаперевозок
- В) неравномерность экономического различия регионов мира
- Г) влияние демографических процессов на экономическое развитие
- Д) обеспечение роста продаж в сети дилерских центров автомобильного концерна
7. В стране Z значительно ускорились темпы роста инфляции. Найдите в приведённом списке примеры факторов, которые могли стать непосредственной причиной ускорения инфляционных процессов в государстве Z, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) рост уровня безработицы
- 2) рост средней заработной платы
- 3) снижение курса национальной валюты
- 4) сокращение расходной части государственного бюджета
- 5) увеличение цен на энергетические ресурсы
- 6) снижение налогов для коммерческих организаций
8. Выберите верные суждения о социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Социальная мобильность всегда предполагает изменение социального статуса.
- 2) Социальная мобильность носит исключительно индивидуальный характер.
- 3) Социальные лифты являются средством вертикальной социальной мобильности.
- 4) Уровень социальной мобильности зависит от типа общества.
- 5) Социальная мобильность всегда предполагает изменение места, занимаемого кем-либо в социальной структуре общества.
9. В ходе социологических опросов жителей страны Z им задавали вопрос: «Какие телевизионные программы вы предпочитаете смотреть? Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) По результатам обоих опросов наибольший интерес среди телезрителей вызывали художественные фильмы и сериалы.
- 2) Интерес телезрителей к новостным и аналитическим программам за 10 лет вырос.
- 3) Доля людей, которые смотрят преимущественно развлекательные программы, за 10 лет не изменилась.
- 4) По результатам обоих опросов прогнозы погоды вызывали больший интерес у телезрителей, чем спортивные программы.
- 5) За 10 лет доля людей, не смотрящих телевизор, возросла.
10.Выберите верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Гражданское общество возникает одновременно с возникновением государства.
- 2) Одной из экономических предпосылок существования гражданского общества является частная собственность.
- 3) Одной из функций гражданского общества является защита прав и свобод граждан.
- 4) В гражданском обществе преобладают вертикальные социальные связи, основанные на отношениях господства и подчинения.
- 5) Одним из институтов гражданского общества является семья.
11.В стране Z главой государства является президент. Что ещё из перечисленного позволяет отнести страну Z к президентской республике? Запишите соответствующие цифры.
- 1) Глава государства возглавляет систему исполнительной власти.
- 2) Глава государства избирается всенародным голосованием граждан.
- 3) Президент может быть отстранён от должности парламентом по обвинению в совершении тяжкого преступления.
- 4) Президент награждает государственными наградами.
- 5) Правительство несёт ответственность только перед президентом.
- 6) Президент имеет право помилования.
12.Какие из перечисленных позиций относятся к характеристике Российской Федерации как социального государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
- 2) Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
- 3) Каждый имеет право на жилище.
- 4) Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- 5) Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни.
- 6) Принудительный труд запрещён.
13.Установите соответствие между органом и ветвью государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
- А) Совет Федерации
- Б) Правительство Российской Федерации
- В) Федеральная служба безопасности
- Г) Министерство образования
- Д) Государственная Дума
14. Выберите верные суждения о гражданско-правовой ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- 1) Гражданско-правовая ответственность для граждан наступает в полном объёме с 16 лет.
- 2) Субъектами гражданско-правовой ответственности могут быть публичноправовые образования.
- 3) Гражданско-правовая ответственность носит исключительно имущественный характер.
- 4) Гражданско-правовая ответственность может наступать как в силу закона, так и на основании договора.
- 5) Одной из мер гражданско-правовой ответственности являются обязательные работы.
15. Установите соответствие между названием сделки и видами сделок: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
16.Алексей и Антонина перед вступлением в брак решили заключить брачный договор. Какие из перечисленных условий составленного ими брачного договора не противоречат нормам Семейного права Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
- 1) Антонина обязана принять фамилию супруга.
- 2) Алексей обязуется выделять на семейные расходы не менее 50% своего дохода.
- 3) Антонина обязуется вести домашнее хозяйство и не устраиваться на работу по найму.
- 4) В случае расторжения брака по инициативе Алексея, он обязан выплачивать Анастасии ежемесячное содержание.
- 5) В случае расторжения брака по инициативе Анастасии, дети, родившиеся в браке, остаются с Алексеем.
- 6) Всё недвижимое имущество, приобретённое в браке, будет считаться личной собственностью супруга, на доходы которого оно приобретено.
17. Как автор определяет расширенную семью? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Почему, по мнению автора, в доиндустриальном обществе выбор будущего супруга определяли прежде всего социальные и экономические интересы? Что, по мнению автора, стало определять выбор будущего супруга в индустриальном обществе?
18.В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных характерных черт нуклеарной семьи; – объясните понятие «семьи» как социальной группы. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
19.Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами три любые функции семьи. (В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите функцию семьи. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)
20.Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о тенденциях развития современной семьи. (Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)
21.На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке хлебо-булочных изделий в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара). Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если будут существенно понижены налоги на продажу хлебобулочных изделий?
22.Гражданин Маратов является последователем одной из традиционных религий России. Он верит в единого Бога, по пятницам посещает религиозные службы, совершает ежедневно пятикратную молитву, воздерживается от употребления алкоголя и свинины, раз в год соблюдает 30-дневный пост. Последователем какой религии является гражданин Маратов? К какому типу религий по распространённости и этническому составу последователей относится религия, последователем которой он является? Как называется главная священная книга данной религии? Какие функции выполняет религия в современном обществе (Укажите две любые функции.)
23.Конституция Российской Федерации устанавливает светский характер государства. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации. Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)
24.Вам необходимо подготовить доклад по теме «Налоговая система Российской Федерации». Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоговая система Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
25.Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость государственного регулирования миграционных процессов в современном обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинноследственные и(или) функциональные связи.) 2) Какие основания предусмотрены законодательством Российской Федерации для приёма в российское гражданство в упрощённом порядке? (Назовите три любых основания.) 3) Для каждого из из указанных в пункте 2 оснований приведите по одному примеру, иллюстрирующему приём в российское гражданство в упрощённом порядке. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных основания.)
Работы статград по обществознанию ЕГЭ и ОГЭ
Share the post «ОБ2210201-ОБ2210202 обществознание 11 класс ЕГЭ 2023 варианты статград и ответы»
- VKontakte
Метки: ЕГЭ 2023заданияобществознание 11 классответыстатградтренировочная работа
Тема «АНТРОПОГЕНЕЗ»
Вариант 1
Часть А Выберите один верный ответ.
1. Черта, присущая только человеку, это
1) вскармливание детенышей молоком
2) большой палец руки противопоставлен остальным пальцам
3) использование естественных предметов в качестве орудий труда
4) развитие мышления и речи
2. Что сближает человека и человекообразных обезьян?
1) общественный образ жизни 3) одинаковый состав белковых молекул
2) одинаковый набор хромосом 4) группы крови по системе АВО
3. В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло
формирование
1) абстрактного мышления
2) речи
3) умения строить жилье
4) Sобразного изгиба позвоночника
4. Современный человек относится к виду
1) человек прямоходящий 3) человек разумный
2) человек умелый 4) человек мудрый
5. Какие кости верхней конечности человека больше всего изменились в процессе
антропогенеза?
1) плечо 3) предплечье
2) кисть 4) лопатка
6. Какие изменения связаны с прямохождением человека?
1) когти превратились в ногти
2) срослись фаланги пальцев
3) удлинились бедро и голень
4) сузился нос
7. Наиболее древними человекообразными являются
1) дриопитеки 3) австралопитеки
2) гориллы 4) шимпанзе
8. Появление первых людей приурочено к территории
1) Южной Африки 3) Южной Азии
2) Восточной Африки 4) Южной Америки
9. К какой расе можно отнести коренного жителя Украины?
1) монголоидной 3) европеоидной
2) австралоидной 4) негроидной
10. Какой из перечисленных признаков относят к атавизмам?
1) рождение людей с длинным хвостовым отделом
2) расчлененность тела на различные отделы
3) дифференциация зубов
4) пятипалые конечности
11. Волосяной покров на теле человека – это пример
1) приспособленности 3) рудимента
2) метаморфоза 4) последствие прямохождения
12. Какое адаптивное значение имело для негроидной расы приобретение темного цвета кожи?
1) предохранение от ултрафиолетовых лучей
2) усиление обмена веществ
3) приспособление к морскому климату
4) улучшение дыхательной функции кожи
13. Неандертальцы были вытеснены
1) кроманьонцами
2) гейдельбергским человеком 4) синантропами
3) питекантропами
14. Что явилось основой для формирования речи человека? 1) прямохождение 3) появление голоса
2) развитие подбородочного выступа 4) удлинение языка
15. Среди современных человекообразных обезьян наибольшим генетическим и биохимическим
сходством с человеком обладает
1) гиббон
2) горилла
3) орагнутан
4) шимпанзе
Часть В
В1. Выберите три правильных ответа.
Назовите общие черты, характерные для человека и человекообразных обезьян:
А) площадь коры больших полушарий примерно равна 1250 кв.см., лобные доли сильно развиты;
Б) общность хромосомного набора;
В) большой палец нижних конечностей приближен к остальным и выполняет опорную функцию;
Г) группы крови по системе АВО;
Д) наличие резусфактора;
Е) одинаковый состав белковых молекул человека и шимпанзе.
В2. Установите соответствие между видами рода Человек и стадиями антропогенеза, которым
соответствуют эти виды.
Стадии: Виды:
1) палеоантроп
2) неоантроп Б) Человек прямоходящий
3) архантроп В) Человек разумный неандертальский
4) протоантроп Г) Человек умелый
А) Человек разумный кроманьонский
2
3
4
1
В3. Установите хронологическую последовательность стадий эволюции человека:
А) неандерталец;
Б) австралопитек;
В) кроманьонец;
Г) синантроп;
Д) древние насекомоядные млекопитающие;
Е) дриопитек.
ЧастьС Дайте развернутый ответ на один из вопросов.
С1. От браков людей, относящихся к разным расам, рождается плодовитое потомство. Объясните, с
чем это связано?
С2. Признаки, приобретаемые человеком в процессе антропогенеза, такие как прямохождение, гибкие
кисти рук, стереоскопическое зрение, орудийная деятельность, речь, мышление, культура и искусство,
играли на разных этапах различную роль. На каких этапах эволюции социальные факторы приобрели
ведущую роль и почему? Тема «АНТРОПОГЕНЕЗ»
Часть А Выберите один верный ответ.
1. Почему человек относится к классу млекопитающих?
Вариант 2
1) имеет четырехкамерное сердце
2) высокое развитие дыхательной системы
3) теплокровность
4) имеется волосяной покров
2. Какие черты характерны для человека, как представителя подтипа позвоночных животных?
1) расчленение тела на различные отделы
2) наличие кровеносной системы
3) прямохождение
4) развитие хорды в эмбриональном периоде
3. В процессе эволюции у человека под влиянием биологических факторов произошло
формирование
1) потребности в трудовой деятельности 3) развитого сознания
2) сводчатой стопы 4) речи
4. Современный человек относится к семейству
1) мартышек 3) приматов
2) гоминид 4) лемуров
5. Какие кости человека больше всего изменились в процессе антропогенеза?
1) носовая 3) скуловая
2) верхняя челюсть 4) черепная коробка
6. У человека в связи с прямохождением
1) расширилась грудная клетка
2) сердце стало 4х камерным
3) удлинился кишечник
4) появилось живорождение 7. Самой молодой ветвью эволюции человека являются
1) питекантропы 3) архантропы
2) синантропы 4) кроманьонцы
8. Раселение людей по земному шару началось через
1) Средиземное море 3) Красное море
2) Атлантический океан 4) Индийский океан
9. Уплощенность лица, выступающие скулы, развитие особой складки у глаза характерны для
расы
1) европеоидной 3) австралоидной
2) монголоидной 4) негроидной
10. Какой из перечисленных признаков относится к рудиментам?
1) многососковость 3) апендикс
2) густой волосяной покров 4) пятипалость
11. Развитие у людей многососковости – это пример
1) ароморфоза 3) атавизма
2) регенерации 4) идиоадаптации
12. Находки ископаемых остатков предков человека свидетельствуют
1) об отсутствии изменений в строении человека
2) о приспособленности человека к жизни в условиях теплого климата
3) о приспособленности к жизни в условиях сурового климата
4) об их сходстве с млекопитающими животными
13. Что служит доказательством видового единства всех рас людей?
1) размножение внутри расы
2) адаптация к жизни в различных условиях
3) плодовитое потомство от брака разных рас
4) свободная миграция
14. Антропогенез – это развитие человека
1) историческое 3) генетическое
2) индивидуальное 4) эмбриональное
15. Только для человека характерно
1) запоминание и воспроизведение опыта
2) использование приобретенного опыта
3) абстрактное мышление
4) формирование условных рефлексов
Часть В
В1. Выберите три правильных ответа.
Назовите факторы, которые привели к формированию культуры и искусства у человека:
А) стабилизирующая форма естественного отбора;
Б) освобождение верхних конечностей в процессе труда;
В) ограничение свободного скрещивания между особями разных популяций;
Г) развитие речи и мышления;
Д) общественный образ жизни;
Е) редукция волосяного покрова.
В2. Установите соответствие между стадиями антропогенеза и их представителями.
Стадии: Представители:
А) Протоантроп 1) кроманьонец
Б) Архантроп 2) питекантроп
В) Палеоантроп 3) австралопитек
Г) Неоантроп 4) синантроп
5) неандерталец
6) гейдельбергский человек
1
3
4
5
6
2 В3. Выберите три правильных ответа.
Назовите причины, приведшие к формированию человеческих рас.
А) расселение людей по Земле;
Б) различие в хромосомном наборе у разных рас;
В) географическая изоляция популяций людей;
Г) формирование различных морфологических типов, как приспособление к разным условиям
обитания;
Д) различное происхождение рас;
Е) невозможность скрещивания и получения плодовитого потомства от представителей разных
рас.
ЧастьС Дайте развернутый ответ на один из вопросов.
С1. Признаки, приобретаемые человеком в процессе антропогенеза, такие как прямохождение, гибкие
кисти рук, бинокулярное зрение, речь, абстрактное мышление, культура и искусство играли на разных
этапах эволюции различную роль. На каком этапе антропогенеза биологические факторы выполняли
ведущую роль и почему?
С2. Противопоставление большого пальца остальным на верхней конечности, наличие резусфактора,
одинаковые группы крови – это признаки, которые говорят о родстве человека и человекообразных
обезьян. Объясните, почему данные организмы нельзя отнести к одному виду? ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ «АНТРОПОГЕНЕЗ»
Вариант 1
Часть А
2
1
4
4
3
4
6
3
4
3
5
2
7
1
8
2
9
3
10
1
11
3
12
1
13
1
14
2
15
4
Часть В
В1. В, Г, Д
В2.
1
В
В3. Д, Е, Б, Г, А, В
2
А
3
Б
4
Г
Часть С
С1. Плодовитое потомство – это один из критериев вида. Особи только одного вида могут
скрещиваться между собой с получением плодовитого потомства, так как кариотип каждого
живущего на Земле человека в норме 46 хромосом генетический критерий вида.
С2. Социальные эволюционные факторы приобрели решающую роль на последних этапах эволюции
человека, так как основные видовые критерии человека были сформированы под действием
биологических факторов, в социуме приобретены речь, абстрактное мышление и т.д.
Вариант 2
Часть А
1
2
4
4
3
2
4
2
5
4
6
1
7
4
8
1
9
2
10
3
11
3
12
4
13
3
14
1
15
3
Часть В
В1. Б, Г, Д
В2.
1
Г
2
Б
3
А
4
Б
5
В
6
Б
В3. А, В, Г
Часть С
С1. Прямохождение, гибкие кисти рук, бинокулярное зрение – эти признаки человек пробрел на
ранних этапах эволюции в результате действия движущей формы отбора, что привело к
формированию человеческого облика, освободились верхние конечности для труда.
С2. Их не относят к одному виду потому, что каждый из них имеет свой кариотип, то есть
невозможность скрещивания и появления плодовитого потомства.
Критерии оценки:
Часть А – 1 балл за каждый вопрос, итого 15 баллов
Часть В 2 балла за вопрос, итого 6 баллов
Часть С – 3 балла за полный правильный ответ
Всего 24 балла
«5» 21 – 24 балла «4» 17 – 20 баллов
«3» 12 – 16 баллов