Как провести дистанционный экзамен или зачет
В данной заметке речь пойдет о проведении экзаменов / зачетов в дистанционном формате, когда привычный контакт со студентами невозможен. На самом деле, главное в этом случае — тщательно продумать систему взаимодействия со студентами в ходе контрольных мероприятий.
И тогда все получится.
Давайте разбираться.
Можно выделить основные варианты, как проводить экзамены / зачеты дистанционно:
· устно;
· письменно;
· тест.
Если вы хотите провести устный экзамен / зачет (по билетам) по своей дисциплине, обратите внимание на следующие рекомендации:
1. Выберите средство видеоконференцсвязи для наблюдения за подготовкой студентов к ответу. Убедитесь, что оно доступно всем вашим студентам. Также заранее продумайте возможность привлечения ассистента к проведению экзамена / зачета (это может быть ваш коллега или аспирант).
2. Для наиболее оптимальной организации процесса разделите обучающихся на мини-группы (3-5 человек) и назначьте каждой группе свое время начала экзамена / зачета. Продумайте правила проведения экзамена / зачета (сколько времени на подготовку, чем можно пользоваться, какие могут быть санкции, если будет замечено нарушение правил и т.д.) и заранее предупредите студентов о порядке проведения экзамена / зачета и критериях оценивания.
3. Перед началом экзамена / зачета проверьте, что все студенты подключились, качество видео и звука позволяет проводить контроль.
4. Если вы не помните всех студентов в лицо, рекомендуем до начала экзамена / зачета провести идентификацию по документу, например, по паспорту. Попросите студентов показать в камеру документ и приступайте к экзамену / зачету, когда будете уверены в том, что перед вами именно тот, кто и должен его сдавать.
5. В рамках группы распределите номера билетов между студентами.
Например, это можно сделать в Excel, с помощью функции «СЛУЧМЕЖДУ», в которой можно задать интервал чисел (номер первого и последнего билета):
(можно продемонстрировать студентам свой экран, на котором открыт Excel и производится данная операция)Или можно воспользоваться генератором случайных чисел.
6. После определения номера билета у каждого из студентов, сообщите им вопросы билета и напомните, сколько отводится времени на подготовку.
7. По мере готовности студенты начинают отвечать на вопросы. Для удобства с отвечающим можно создать отдельный сеанс видеосвязи, чтобы не отвлекать остальных студентов. Для контроля за остальными студентами можно привлечь ассистента.
Защита проекта или презентации
Письменный экзамен
или зачет
Письменную форму экзамена / зачета, когда студент выполняет работу в письменном виде (эссе, расчетная работа, отчет и др.), отправляет ее преподавателю на проверку и при необходимости защищает, также можно организовать дистанционно. Суть следующая:
1. В режиме видеоконференции свяжитесь со студентами. Отправьте им задание любым удобным способом.
2. Попросите студентов подтвердить, что задание понятно. Предупредите о времени, отведенном на выполнение письменного задания, о том, что, по истечении отведенного времени, они обязаны выслать работу на проверку.
3. Проверьте высланные работы. Если ваш экзамен / зачет предполагает, например, эссе, можно проверить работы на антиплагиат.
4. Свяжитесь со студентами для собеседования по итогам выполненных работ.
Также можно считать, что письменный экзамен / зачет – это частный случай экзамена / зачета в форме тестирования, так как, при переводе в дистанционный формат, он становится тестом с одним или несколькими вопросами, ответ на которые требует заполнение текстового поля.
Если ваш экзамен / зачет предполагает ответы на вопросы в письменном виде, проверьте заранее максимальное количество символов, которое можно ввести в текстовое поле, и убедитесь, что оно достаточное.
Экзамен или зачет
в форме тестирования
Для перевода таких экзаменов / зачетов в онлайн-формат, вы можете рассмотреть следующие варианты:
Опция 1. Тестирование в системе Academic NT
Студенты могут проходить тестирование удаленно из дома, если вы дадите им ключи доступа. Если в системе еще нет тестовых материалов по вашему курсу, вы можете разместить их, связавшись с департаментом открытого образования (ДОО) (тел.: 8 (812) 232-59-14, почта: de@mail.ifmo.ru).
Если у вас письменный экзамен / зачет, состоящий из одного-двух вопросов, вы можете воспользоваться функционалом «Электронный практикум». В нем вы сможете загрузить билеты в систему в виде электронного практикума, и студенту случайным образом будет выдан один билет. В этом же практикуме студент может прикрепить свой ответ в электронном виде. Больше информации об этом функционале вы можете получить в ДОО.
Опция 2. Google Forms
Подробную инструкцию по созданию тестов вы можете найти в центре поддержки Google.
Опция 3. Moodle
Если ваше подразделение использует платформу Moodle для размещения образовательных материалов, вы также можете создать свой курс и/или набор тестовых материалов по курсу.
Если ваше подразделение не использует платформу, вы можете воспользоваться MoodleCloud, облачный сервис, который не требует установки ПО Moodle на отдельный физический сервер. Бесплатная версия MoodleCloud позволяет добавлять до 50 студентов в группу.
Больше о проведении тестов дистанционно вы можете прочитать в этой и этой статьях.
Если вы не уверены в добросовестности своих студентов и предполагаете, что они могут списывать, пользоваться дополнительными материалами и чьей-то помощью, рекомендуем вам воспользоваться системами прокторинга (процедура наблюдения и контроля за дистанционным испытанием (от англ. «proctor» – человек, который следит за ходом экзамена / зачета в университете)).
Системы прокторинга позволяют не только видеть и слышать студента, но и видеть, какие окна он открывает на своем компьютере. Также большинство систем предполагают запись экзамена / зачета, поэтому, при возникновении спорных ситуаций, у вас будет материал, к которому вы сможете обратиться.
В ИТМО есть свое приложение для прокторинга. По вопросам, связанным с ним, вы можете обращаться в Департамент открытого образования (тел.: 8 (812) 232-59-14, почта: de@mail.ifmo.ru).
Существуют и другие площадки для прокторинга, например:
- https://go.proctorio.com/covid-19
- https://proctorexam.com/covid-19/
Для наиболее эффективного использования прокторинга мы предлагаем воспользоваться компьютерными классами ИТМО — на каждом компьютере в классе будет вестись запись процесса сдачи одного студента, таким образом, в один временной слот экзамен / зачет сможет сдать столько студентов, сколько компьютеров находится в классе. Также есть смысл привлекать на такое проведение экзамена / зачета ассистентов, которые вместе с вами смогут мониторить процесс сдачи. Предусмотрите наличие колонок у каждого компьютера, чтобы слышать то, что происходит в помещении, из которого студент выполняет задание.
Вместе с этим материалом читают:
Как проходят онлайн-экзамены
Эффективным решением для проведения онлайн-экзаменов является прокторинг. Программное обеспечение, предлагаемое компанией ProctorEdu, делает возможным наблюдение за ходом тестирования. Специальный алгоритм выявляет и фиксирует нарушения со стороны студентов. Это незаменимое решение при проведении значимых дистанционных мероприятий.
Функции прокторинговой системы могут быть подключены к различным платформам тестирования. Это позволяет проводить экзамен в формате онлайн как в автоматическом, так и в ручном режиме. В последнем случае предполагается участие прокторов.
С применением этого решения экзамен может проходить в любом месте, где есть компьютер с выходом в интернет. Последний также должен быть оснащен веб-камерой и микрофоном. Процедура онлайн-экзамена имеет следующий алгоритм:
- Экзаменуемый включает ноутбук или компьютер за полчаса до начала экзамена и проходит авторизацию в системе.
- Компьютер, микрофон и камера тестируются на соответствие техническим требованиям. Важно убедиться, что не закрыты порты и не запрещен доступ программному обеспечению.
- Следующий шаг заключается в верификации личности студента. Для этого он должен предъявить на камеру паспорт или другой документ.
- Закончив проверку и получив доступ к тестированию, разрешить системе вести запись с экрана рабочего стола.
- Наблюдающий может попросить продемонстрировать помещение, чтобы убедиться в отсутствии посторонних людей.
В зависимости от того, какой тип процедуры предпочтет учебное заведение, возможно три вида онлайн-экзамена с прокторингом:
- Синхронный – в этом случае проверяющей присутствует на протяжении всего хода тестирования. Он устанавливает личность студента и контролирует соблюдение всех процедур. При несоблюдении правил он делает замечания, нарушение которых приводит к прекращению экзамена.
- Асинхронный – представляет собой комбинированный способ, при котором наблюдение за экзаменуемым осуществляет искусственный интеллект. При обнаружении нарушений система не прерывает процесс экзамена, но помечает их соответствующим образом. Последующую проверку осуществляют сотрудники учебного заведения, которые могут подтвердить или опровергнуть нарушения.
- Автоматический – эта процедура не требует присутствия наблюдателя, весь процесс автоматизирован. Контроль тестирования осуществляет искусственный интеллект, фиксирующий нарушения в отчете. Последний впоследствии направляется сотрудникам университета для проверки.
Прокторинг является отличным решением для автоматизации процесса дистанционного тестирования, и исключает вероятность списывания. Но, далеко не все университеты используют прокторинговые системы в своей работе. В таком случае процедура сдачи экзаменов будет выглядит несколько иначе.
Как сдают устные экзамены при дистанционном обучении?
Контроль – неотъемлемая часть любого обучения, и дистанционный формат не является исключением. Все учащиеся проходят промежуточную оценку знаний и итоговую квалификацию. Дистанционное обучение лишает возможности привычного контакта студента и преподавателя для сдачи устного экзамена. Однако такая форма проверки знаний доступна и в онлайн-режиме.
В целом, устный экзамен предполагает ответы студентов на вопросы, которые задает преподаватель. Все они соответствуют пройденной программе курса и известны заранее. Подготовка по экзаменационным билетам – знакомая многим процедура. Использовать подобный формат с применением онлайн-технологий не составит труда. Для этого может использоваться видеосвязь, что позволит находиться «лицом к лицу» с преподавателем, словно в аудитории университета.
Организации такого процесса поможет следующая инструкция:
- Ученики распределяются на несколько небольших групп, каждой из которых назначается конкретное время сдачи в течение дня. Это позволяет равномерно распределить нагрузку преподавателя и избежать образования очереди из студентов.
- Определиться со средством видеосвязи, удобным для преподавателя и учеников. Наиболее популярными решениями являются Zoom и Skype.
- Протестировать программу и убедиться в корректности ее работы.
- Подготовить для студентов инструкцию по использованию программы с указанием расписания сдачи по группам.
Важно продумать нюансы и нотификации личности студента, чтобы избежать подмены другими лицами. Устный онлайн-экзамен схож с традиционным, однако в этом случае студент не вытягивает билет. Вопрос задает преподаватель и предоставляет несколько минут, чтобы обдумать ответ. Подобный формат не требует затрат на дополнительные сервисы.
Как сдают письменные экзамены при дистанционном обучении?
Из названия ясно, что это форма зачета или экзамена предполагает предоставление ответов на вопросы в письменном виде. Подготовленный ответ студента направляется на проверку преподавателю. Письменные экзамены особенно распространены на гуманитарных направлениях. При этом отсутствует постоянный контроль за экзаменуемым во время выполнения задания. Но это не означает, что отсутствуют гарантии самостоятельной работы. На ее выполнение отводится ограниченное время, а современные антиплагиаты с предельной точностью распознают использование выдержек текста из каких-либо источников.
Чаще всего студентов просят написать сочинение или эссе по пройденному материалу. Еще один популярный формат – видеоконференция для студентов с их последующим письменным ответом на вопрос. В таком случае проверка может быть осуществлена сразу или в течение какого-либо времени.
Как сдают тесты при дистанционном обучении?
Пожалуй, это самая распространенная форма проверки знаний, предлагающие выбрать верный ответ из нескольких вариантов. Современные тесты позволяют в короткий срок получить объективный и достоверный результат. А автоматизация процесса их проверки не требует непосредственного участия преподавателя. В тестовую работу могут включаться различные вопросы и задания. На сдачу теста отводится ограниченное время.
При грамотном составлении теста он становится увлекательным для экзаменуемого и позволяет экономить время педагога на проверке письменной работы. Правильно организованный тест легко перенести в онлайн формат. Такие тесты, как правило, проводятся на онлайн-платформе учебного заведения.
Как проходит итоговый экзамен при дистанционном обучении?
В соответствии с действующим законодательством, сдача итоговых государственных экзаменов невозможна в дистанционном режиме. Это же касается и защиты дипломной работы. Однако подобное решение активно применяется в рамках программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Как подготовиться к онлайн-экзаменам
Если вам предстоит сдавать экзамен дистанционно, рекомендуем воспользоваться следующими советами по подготовке к нему:
- Выясните всю необходимую информацию. Заранее узнайте, в какое время и в каком формате будет проводиться онлайн-экзамен. Задайте все интересующие вопросы относительно организации и учебных материалов преподавателям.
- Подготовьте рабочее место. Очистите пространство стола от отвлекающих предметов. Во время подготовки стоит избегать отвлекающих факторов, ограничить свой доступ к социальным сетям и различным приложениям.
- Соберите все нужное в одном месте. Сконцентрироваться по максимуму удастся, если все необходимое будет под рукой. Конспекты лекций, учебники и методички, а также открытые вкладки с необходимыми ресурсами помогут оптимизировать процесс подготовки.
- Придерживайтесь плана. Грамотный тайминг поможет извлечь максимум пользы из подготовки, без риска столкнуться с переутомлением.
Подберите оптимальный для себя метод подготовки – для кого-то наиболее эффективным окажется чтение учебника, а кто-то лучше воспринимает информацию из обучающих видео. И не забывайте о необходимости отдыха и физической активности.
Могут ли онлайн-курсы заменить классические учебные заведения
Все большее распространение обретает онлайн-обучение. В связи с чем становится резонным вопрос – возможна ли замена классических учебных заведений онлайн-курсами?
Образование в формате онлайн стремительно развивается и многие компании предоставляют действительно качественные курсы. Благодаря ряду преимуществ система дистанционного образования может составить серьезную конкуренцию классическому. Особенно актуальна она для людей, ограниченных в свободном времени. Совмещать этот формат обучения с работой значительно проще, чем учебу на очной форме в университете. Более того, практически всегда есть возможность получить доступ к лекциям в записи.
Также среди людей, для которых онлайн-курсы станут достойным выбором – те, кто не имеет возможности оплачивать дорогостоящую учебу в вузе. Для обучения в университете потребуется не менее четырех лет. Онлайн-курсы позволяют освоить профильную программу значительно быстрее, сэкономив средства.
Дистанционное обучение – прекрасный выбор для тех, кому важно оставаться мобильным. Современные технологии делают процесс сдачи онлайн-экзаменов надежным и позволяют рационально расходовать средства учебной организации.
В связи с карантинными ограничениями и переходом многих вузов на смешанный или удалённый формат образования, многие студенты интересуются, как сдавать экзамены на дистанционном обучении. Мы ответим на самые популярные вопросы и расскажем, как сдать успешно онлайн-экзамены.
Больше секретов хорошей учёбы знают подписчики нашего информационного телеграм-канала. А те, кто подписан на вторую группу, всегда в курсе выгодных акций.
Как сдать экзамены дистанционно в университете
Сдать экзамен онлайн можно в разных формах:
- устный ответ;
- письменная работа;
- тесты.
Как сдать экзамен дистанционно: устные ответы
В первом случае общение студента и преподавателя обычно происходит через сервисы видеосвязи — Skype или Zoom. Педагог может проводить опрос среди группы или принимать ответы у студента индивидуально, назначая каждому из них конкретное время связи.
Письменные экзамены дистанционно
Часто чтобы не тратить время на устный опрос, преподаватели предпочитают давать студентам письменные задания. В таком случае они отправляют каждому учащимися индивидуальный билет и назначают конкретное время сдачи.
Многие педагоги при этом настаивают на включённой видеокамере: это позволяет контролировать, что студенты отвечают на вопросы билетов сами и не списывают.
Как сдать дистанционный экзамен: тестирование с видеокамерой
Дистанционное тестирование проходит как и письменный экзамен. При этом преподаватели часто размещают тесты на специальных платформах, которые ограничивают время сдачи и не позволяют открывать одновременно несколько вкладок или окон в браузере.
Камера позволяет контролировать, что студент также не пользуется на экзамене мобильным телефоном или планшетом. Поэтому советуем не пытаться обмануть педагогов: даже если тесты сдаёт вся группа, преподаватель легко заметит того студента, который не просто спокойно смотрит на экран и отвечает на вопросы теста, а пытается воспользоваться шпаргалкой или чужой помощью.
Также не стоит хитрить и отключать камеру: если личность студента нельзя идентифицировать, результаты теста могут не засчитать.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как сдавать экзамены дистанционно в колледже
Дистанционные экзамены и зачёты в техникуме проводят также как и в универе:
- Преподаватели назначают конкретный день и время сдачи.
- Студенты подключаются с помощью видеосвязи и получают билет или ссылку на тест.
- Учащиеся проходят тест online или готовят ответ на вопросы билета при включённой камере.
- Через определённое время дают устный ответ или отправляют письменную работу.
Как можно сдать экзамены дистанционно: вступительные, гос. экзамены
Карантин повлиял также на выпускные испытания и приёмную кампанию этого года: многим старшекурсникам пришлось дистанционно сдавать госы, а абитуриентам — вступительные.
Как сдать вступительные экзамены в институт дистанционно
Из-за эпидемии коронавируса многие учебные заведения разрешили абитуриентам сдать вступительные экзамены онлайн. В первую очередь это касается магистратуры, ведь на большинство направлений бакалавриата достаточно представить сертификаты ЕГЭ.
Дистанционные вступительные испытания организовывают как и письменные экзамены: представители комиссии публикуют ссылку для доступа к видеоконференции и рассылают участникам билеты с вопросами. Абитуриенты готовятся при включённой видеокамере, а потом отправляют преподавателям готовые работы или отвечают на вопросы устно.
Также при поступлении в магистратуру в 2020 году многие вузы проводили дистанционное тестирование по специальности.
Как сдать гос. экзамены дистанционно
Те, кто вместо защиты диплома сдают государственные экзамены, также часто интересуются, как дистанционно сдать эти экзамены в институте. Их тоже проводят с помощью видеосвязи: члены комиссии распределяют билеты между студентами и дают им время на подготовку, после чего следует устный ответ или отправка письменной работы.
Если вы нуждаетесь в помощи, чтобы сдать экзамены дистанционно, обратитесь в сервис поддержки студентов. Его эксперты помогут хорошо подготовиться к сессии, объяснят непонятные темы, научат крутым лайфхакам и полезным уловкам.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Как мы сдавали онлайн экзамены в вузах прошли сертификацию, выиграли несколько онлайн олимпиад
Время на прочтение
10 мин
Количество просмотров 17K
В начале года у меня был разговор с моим хорошим другом – студентом одного московского вуза: он рассказал, как в условиях карантина и массовой «удаленки» ему приходится сдавать экзамены. Я узнал новое для себя слово – «прокторинг». Естественно, как человек любопытный, сразу же после беседы полез смотреть, что это за чудо-юдо такое.
Итак, для тех, кому лень гуглить: прокторинг — это наблюдение за экзаменуемым, для предотвращения списывания. К слову следует сказать, прокторинг применяется и при обычных экзаменах, когда у профессора нет желания и возможности тратить время на контроль списывания, и он приглашает на экзамен либо аспиранта, которому доверяет, либо сотрудника кафедры. Оказывается, западных университетах существует такая профессия как проктор – это специально обученный человек, который натренирован на то, чтобы следить, чтобы экзаменуемые не могли воспользоваться каким-либо преимуществом, которое не положено по условию экзамена.
Но в сегодняшних условиях уже несколько месяцев студенты учатся дистанционно, и сессию в большинстве вузов не отменяли, на которых экзаменуемый сидит перед веб-камерой, а проктор наблюдает за ним. Одновременно этот человек видит, что у студента на экране компьютера. Если проктору что-то не нравится в поведении экзаменуемого, он выносит ему предупреждение или даже прерывает экзамен.
Если вы думаете, что «поскольку я уже не студент, то меня не коснется», не спешите закрывать статью. Прокторинг применяется при сертификации, при прохождении корпоративных курсов. А в связи с переводом их в онлайн формат, даже после снятия эпидемиологических ограничений большинство экзаменов будет переведено в онлайн формат, поскольку это экономически выгодно. Кроме того, системы прокторинга будут применяться в компаниях, которые проводят регулярное обучение сотрудников и тестирования для повышения квалификации или при приеме на работу.
Дисклеймер: Во всех олимпиадах и сертификациях, в которых мы приняли участие, мы написали организаторам и честно признались, что применяли средства обхода прокторинга и просили исключить нас из списка победителей, поскольку нашей целью было не выиграть олимпиаду, а обойти прокторинг. Там, где мы удостоверились, что это сделать удалось, мы прекращали самостоятельно дальнейшие участие. Мы не принимали участие во вступительных экзаменах в ВУЗы. А поскольку сдача сессионных экзаменов лежит на совести студентов, все они были предупреждены что нарушают правила, а мы оказывали только техническую поддержку.
Итак, в чем же заключается онлайн прокторинг? В основе своей это наблюдение за экзаменуемым посредством WEB камеры, контроль звуков в комнате экзаменуемого и контроль экрана монитора, что теоретически может контролироваться с помощью:
-
WEB камеры: аномалии в направлении взгляда; закрытие части лица; наличие других лиц в кадре; обнаружение вторичных гаджетов; обнаружение книг и заметок; обнаружение невербальной коммуникации; обнаружение калькулятора (если это не разрешено).
-
микрофона: обнаружение человеческого голоса; обнаружение шелеста бумаги.
-
контроля экрана монитора: обнаружение переключения монитора; обнаружение широковещательного ПО; обнаружение переключения вкладок в браузере; обнаружение сторонних алгоритмов.
При этом часто визуально контролируются панель задач и системное время на панели задач, иногда с точностью до секунды; вкладки в браузере; пару раз организаторы попросили продемонстрировать диспетчер задач и диспетчер устройств. При этом некоторое ПО для прокторинга может мониторить процессы, сетевую активность и другие параметры компьютера, но об этом позже.
Прокторинг может проводиться непосредственно под контролем человека — это называется синхронным прокторингом; может проводиться в полуавтоматическом режиме, когда система сама идентифицирует экзаменуемого и фиксирует возможные нарушения, а затем проктор подтверждает или опровергает предположения системы. И может применяться автоматический прокторинг, когда контроль и принятие решений обеспечивает система. Еще есть так называемый «пост прокторинг», когда ведётся запись всех активностей во время экзамена, которая затем просматривается проктором.
Для нас это стало вызовом, сможем ли мы обойти организационные и технические ограничения прокторинга. Первое, к чему мы приступили, было детальное изучения правил прокторинга, на основе анализа которых мы вырабатывали стратегию поведения. Для различных мероприятий правила различались деталями, но, в основном, их можно было свести к следующим пунктам:
-
обеспечить необходимые условия для работы системы прокторинга, в том числе в соответствии с рекомендациями к подготовке рабочего места; обеспечить достаточную освещенность и чистый рабочий стол.
-
использовать для идентификации оригинал документа, удостоверяющий личность;
-
не покидать зону видимости веб-камеры во время выполнения заданий;
-
при выполнении заданий экзаменуемый по требованию проктора обязуется расположить камеру так, чтобы обеспечить видимость любого места в комнате;
-
в случае отсутствия технической возможности для реализации вышеуказанного пункта (например, недостаточный угол обзора видеокамеры, встроенной в ноутбук или монитор компьютера) экзаменуемый по требованию проктора обязан показывать лист с решением задания по запросу проктора во время проведения экзамена;
-
не отключать микрофон и не снижать его уровень чувствительности к звуку во время тестирования;
-
использовать только одно средство вывода изображения (монитор), одну клавиатуру, одну компьютерную мышь;
-
участник олимпиады не имеет права предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время выполнения заданий заключительного этапа, в том числе посредствам программ для удаленного управления компьютером, вступать в разговоры с третьими лицами, открывать другие вкладки браузера, использовать справочные материалы (книги, записи и т.д.), любые гаджеты (мобильные телефоны, пейджеры, планшеты, умные часы и т.д.), наушники, дополнительные мониторы и компьютерную технику;
-
не использовать средства виртуализации;
-
не проговаривать вопросы и задания вслух с уровнем громкости, обеспечивающим возможность третьим лицам услышать текст заданий/вопросов;
-
выполнять инструкции проктора;
-
немедленно сообщить проктору о нарушениях правил, произошедших не по вине экзаменуемого.
Большинство вышеперечисленных требований обеспечивается добросовестностью экзаменуемого и сопровождается трудностями проверки их выполнения.
Некоторые организации не желали тратить деньги на системы прокторинга и пытались обеспечить контроль посредством систем видео связи Skype или Zoom, некоторые выбрали пост прокторинг и просили прислать видеофайл с записью экрана и web камеры программой захвата экрана и веб камеры.
Был случай, когда задания были направлены на почтовый ящик экзаменуемого, их под видео в Skype необходимо было скачать, решить, отсканировать и направить организаторам экзамена. Запись монитора компьютера при этом не велась, но требовалось установить камеру так, чтобы было видно экзаменуемого, письменный стол, и по возможности экран компьютера. Мы во время экзамена вошли на почтовый ящик экзаменуемого, выполнили решения, отсканировали его своим сканером, а потом положили наши сканы в расшаренную папку на компьютер экзаменуемого. Он сделал вид что отсканировал свою работу на своем сканере, а отправил наши уже загруженные сканы. Поскольку контроль почерка не проводился, за эту работу мы получили 100 из 100 условных баллов. Кода мы связывались с организаторами и пытались объяснить, как обошли контроль, было видно, что они нас даже не понимали.
Очень часто прокторинг обеспечивался следующим образом: сайт, на котором демонстрируются задания, и браузер просят включить демонстрацию экрана доступ к веб камере и микрофону.
В данном случае нам необходимо было получить задания, которые демонстрировались экзаменуемому. Мы делали скриншоты экрана каждые 10 сек в расшаренную папку, для этого написали простое приложение, которое не видно ни в панели задач, ни в диспетчере задач. Виден процесс, название которого ничем не выделяется. Отследить факт снятия скриншота достаточно сложно, а запретить практически невозможно, тем более что его можно делать на уровне драйвера. Или, например, можно воспользоваться картой захвата.
Необходимо было организовать канал обратной связи, но использовать микронаушник не очень хотелось, поскольку мы посчитали данный способ слишком простым и «неспортивным». Мы обнаружили, что чувствительность нашего микрофона недостаточно хороша, чтобы определить некоторые низкочастотные звуки, но при этом микрофон проходит все необходимые проверки. Поигравшись чувствительностью микрофона и АЧХ колонки, мы добились того, что смогли передать и воспроизвести низкочастотный звук, различаемый экзаменуемым, но при этом не фиксируемый микрофоном. Качество звука при этом чуть ниже среднего, но можно разобрать концепцию решения задачи. Для коммуникации экзаменуемого с помощником использовали обычный беспроводной дверной звонок, что позволяло коммуницировать в режиме «да/нет».
Излишние требования к прокторингу затрудняют работу самих организаторов. Показательным примером была олимпиада по информатике университета одного IT университета. Необходимо было вести запись рабочего экрана и участника с двух камер с помощью программы OBS. При этом перед началом экзамена необходимо было продемонстрировать подключенное оборудование, разрешение монитора и подтвердить, что подключен один монитор, продемонстрировать диспетчер задач. Организаторы потребовали, чтобы во время записи панель задач не скрывалась, а системное время показывалось с точностью до секунды — для этого нам пришлось править реестр. Затем необходимо было видео файл с записью решения задач размером более 5-6 ГБ загрузить на облачное хранилище, а ссылку отправить организаторам. При этом необходимо было подключаться через Zoom, в Zoomе выбрать виртуальную камеру OBS, которая передавала видеопоток с двух web камер и захвата экрана. Это вызвало кучу головной боли у организаторов, поскольку настройки программы OBS и правка реестра вызывала огромные проблемы у пользователей, несмотря на подробную инструкцию.
Поскольку в ходе олимпиады необходимо было писать код. А человек, который учавствовал не то что не умел программировать он даже печатать нормально не умел. Необходимо было расширить функционал нашего приложения. Суть его заключалась в следующем. Мы, анализируя задания получение со скринов писали код программки в обычный текстовый файл. Затем загружали его в папку на компьютере экзаменуемого. Программка отслеживала нажатия клавиш и в случае комбинации трех заранее выбранных клавиш. Считывала этот файл, а затем по нажатию любой клавиши на клавиатуре выводила на экран нужный символ. От экзаменуемого в данный момент требовалось в лучших традициях голливудских фильмов про хакеров, просто нажимать кнопки на клавиатуре как на пианино. По признанию самого экзаменуемого, самое сложное было в тот момент сдержать улыбку и держать «poker face». В данной олимпиаде мы вошли в топ 5 лучших после чего опять написали организаторам, и все рассказали. На удивление в данном случае нас выслушали с особым вниманием и обещали принять меры.
Стоит сказать, что не всегда удавалось найти понимание. Некоторым очень не нравилось, что их обманули, некоторых случаях нас обвиняли в мошенничестве и обещали пожаловаться в правоохранительные органы.
Далее мы столкнулись с системой examus или «Экзамус» на данный момент — это самая совершенная система прокторинга. Но ее использование вызывает кучу вопросов. Сама система представляет собой расширение, для браузера которое требует доступ к камере микрофону, может вести запись экрана. Анализирует запущенные приложения, подключенное оборудование историю браузера и историю поиска. И требует отключить антивирус на компьютере. По их заявлениям они обладают достаточно серьезными возможностями ИИ для анализа поведения экзаменуемого, анализа его клавиатурного почерка, экзаменуемого и планируют контролировать пульс ЭКГ и другие биометрические параметры. Система требует прав администратора в системе и может залезть куда угодно на компьютере. Она собирает обрабатывает кучу персональных данных.
Следует отметить что examus является закрытой системой нигде не публиковался аудит кода и ее истинные возможности и методы контроля. И даже для ВУЗов не раскрываются ее полный функционал.
Отдельный вопрос вызывает документ о политике приватности программы, в котором содержится абстрактный пункт о возможности «передавать личную информацию при заключении коммерческой сделки»
Студенты ВШЭ выражали претензии, публично заявив о недоверии к ней, и направив ректору просьбу пересмотреть решение об экзаменации через систему «Экзамус». Их недовольство спровоцировали стандарты проведения экзамена и вседозволенность программы. Студентам удалось выйти на связь с директором «Экзамуса». Хотя он и ответил на вопросы, его комментарии почти не внесли ясности. Мониторинг ранее открытых сайтов объяснялся необходимым «для статистики и повышения эффективности работы сайта», а пункт о личных данных оказался якобы обычной практикой IT-компаний, и необходим из-за обязанности передавать данные в правоохранительные органы.
Поскольку в данном случае это были не олимпиады, а сессионные экзамены и за попытку списывания у студента могли бы быть серьезные проблемы. К вопросу подошли максимально серьезно. Мы поставили себя на место прокторов и думали, как и что бы мы контролировали в системе.
Было принято решение не использовать виртуальную машину поскольку программе достаточно легко определить, что она запущенна в виртуальной среде. Так же приняли решение проводить тестирование на чистой только что установленной ОС и после экзамена откатывать ОС к изначальному состоянию.
Поскольку система скорее всего реализует функцию «keylogger», было принято решение отказаться от трюка с клавиатурой. Мы использовали 2 одинаковые радио клавиатуры и мыши, а система видела только радио модуль, а радио модуль реагировал на обе клавиатуры, можно было в соседней комнате набирать текст. Все файлы скриншоты шифровались внутри программки и максимально пережимались и отправлялись на локальный сервер через https со стороны что система общается с роутером. Программка была максимально замаскирована под системное приложение. В этом году мониторинг биоактивности в этом году не проводился. Но мы относимся этим заявлениям максимально серьезно.
В итоге мы успешно сдали все сессионные экзамены в нескольких вузах.
Так же мы без особых проблем прошли прокторинг при Сертификация по Яндекс.Директу. но там система не определяла вообще ни чего и можно было спокойно пользоваться программами удаленного доступа.
Выводы
В интернете очень большое количество маркетинговых статей о том, что прокторинг спасение от списывания, которые ни имеют ничего общего с действительностью если экзаменуемый достаточно заинтересован в успешном результате он сможет обойти практически любую систему.
Для студента данная система добавляет просто огромное количество стресса, помимо самого экзамена заставляет переживать за интернет соединение, работу компьютера, вдруг он посмотрел в окно почесал за ухом, и система приняла это за попытку коммуникации.
Данные системы будут дальше развиваться и применяться поскольку это существенно дешевле чем реальные экзамены.
Я даже боюсь представить каково это сдавать экзамен под детектором лжи.
Планы на будущее
-
Попробовать применить IP KVM, мы хотели его попробовать сразу, но не успели заказать и оттестировать.
-
Раздобыть карту захвата, которая не определяется системой и позволяет добавить в видеопоток на монитор собственную информацию попробуем реализовать технологию picture by picture.
-
Будем разрабатывать собственную клавиатуру, которая бы позволяла обеспечить подключение других систем.
-
Будем думать, как можно будет подделывать информацию с датчиков ЭКГ и пульса.
Все имена изменены все совпадения случайны.
Формы аттестации учащихся всех образовательных заведений претерпели немало перемен за последние 10-15 лет. Притом самые значительные коррективы были внесены в учебный процесс студентов колледжей и вузов, где зародилась новая ветвь подготовки специалистов – дистанционная.
На сегодняшний день одним из актуальных вариантов для проверки качества подготовки студентов и выпускников является онлайн-тестирование, о котором мы решили поговорить подробнее, раскрыв все нюансы.
Что это такое?
Онлайн-тестирование представляет собой проведение проверки учащихся в форме теста, но с привлечением современных устройств и инструментов, Интернет-возможностей. Такой формат позволяет организовать аттестацию учащихся с минимальными затратами, ускорить процедуру проверки знаний и навыков, быстро обработать полученные результаты и вывести окончательный вердикт. Он может проходить как в стенах образовательного заведения, так и на расстоянии.
Онлайн-тестирование стало использоваться практически повсеместно сравнительно недавно (примерно с 2019-2020 годов). Ранее лишь единичные вузы подключались к специальным онлайн-платформам и системам, разрабатывали собственные приложения, программы для проверки учащихся и внедряли их.
Онлайн-тестирование призвано оценить уровень подготовки и качество усвоенного материала, умение пользоваться полученной информацией по прямому назначению. Для реализации этой формы аттестации преподавателю предстоит разработать задания с учетом пройденного курса (предмета), утвердить шкалу оценки (какое количество правильных ответов соответствует каждой оценке и пр.), а программистам грамотно оформить и выложить тест на специальной платформе, зарегистрировать участников онлайн-тестирования и наметить дальнейший план действий.
Онлайн-тестирование пригодно на любом этапе обучения: для промежуточной проверки знаний (завершение модуля, темы и пр.), в период сессии (чаще всего онлайн-тестом заменяют зачеты), итоговая аттестация выпускников (вместо ГОСов) и пр.
Условия проведения онлайн-тестирования в вузах
Формат проверки должен быть озвучен педагогом заранее, а не в день сдачи экзамена. Предварительное оповещение учащихся важно, ведь им предстоит не просто морально подготовиться к новому испытанию, но и при необходимости настроить оборудование для данного мероприятия: установить на свой персональный компьютер или гаджет специальные программы (как минимум браузер или специальное приложение), получить доступ к ресурсам и пр.
Если онлайн-тестирование будет проходить непосредственно в вузе в компьютерном классе, то студентам следует уточнить «разрешенные предметы»: черновики, ручки, линейки, возможность пользоваться лекциями и пр.
В случае проведения онлайн-тестирования в «домашних условиях», важно создать соответствующие условия: полная тишина, отсутствие лишних предметов, техническая готовность к проведению аттестации (настройка программ и пр.) и т.д. Нередко перед началом тестирования преподаватель просит показать «рабочее место», чтобы убедиться в честности экзаменуемого, его присутствии на аттестации, минимизировать вероятность списывания и пр.
Как правило, продолжительность онлайн-тестирования ограничена по времени: на каждый вопрос выделяется несколько минут или общая продолжительность теста ограничивается (например, 60 минут на все задания и пр.). Такой подход позволяет сократить время на организацию и проведение мероприятия, «не распыляться» и не отвлекаться по мелочам, сконцентрировавшись исключительно на проверочном этапе и тесте.
Инструкция по подготовке и проведению онлайн-тестирования при вузе
Подготовка к онлайн-тестированию классифицируется с двух ракурсов: со стороны преподавателя/вуза и со стороны студента.
Первый вариант предполагает, что педагог формирует пакет заданий с ответами (их вариантами), утвердит шкалу оценки получаемых результатов и передаст их программистам, которые «оцифруют» обычный тест и перепишут его в онлайн-формат со всеми параметрами, ограничениями, запустят программу и пр.
Второй ракурс – это подготовка учащегося к онлайн-тестированию: повторение пройденного материала, решение задач, восприимчивость электронной информации, умение пользоваться современной техникой, моральная готовность к испытанию и пр.
Теперь отметим общие моменты по подготовке к онлайн-тестированию в вузе. Подготовительная стадия предполагает обращение студента на кафедру или к преподавателю-экзаменатору для уточнения основных параметров:
- какая программа потребуется для прохождения теста,
- на какой платформе и как /когда нужно зарегистрироваться для получения логина и пароля,
- какие данные потребуются для регистрации участника,
- когда или до какой даты необходимо пройти аттестацию,
- когда будут известны итоги и пр.
Исходя из полученных ответов, учащемуся предстоит грамотно построить траекторию: подготовить материально-техническую базу (ПК, программы, приложения), пройти регистрацию и получить логин и пароль (иногда для этого необходимо обратиться на кафедру вуза), констатировать дату и время проведения теста, приступить к подготовке и вовремя пройти экзамен.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
При регистрации экзаменуемого могут потребоваться следующие данные: ФИО, специализация, экзаменационная дисциплина вуз, ФИО преподавателя и пр. Если организатором выступает вуз, то прохождение онлайн-теста бесплатно для участника. В случае привлечения к проверке сторонней платформы или учебного центра, испытание переходит в категорию платных, поэтому студентам приходится оплачивать так называемые «организационные взносы». Данный момент целесообразно уточнять в вузе или у преподавателя-экзаменатора. Убедитесь, что все предоставленные Вами в ходе регистрации сведения верны и достоверны. Наличие ошибок может спровоцировать аннулирование результатов.
Нередко на подготовительном этапе у учащихся есть уникальная возможность потренироваться на демо-тестах. Такой шанс позволяет адаптироваться к формату аттестации оценить разнообразие заданий, требования к их выполнению, определить скорость выполнения упражнений, уровень сложности и пр. Пренебрегать такими возможностями не стоит. Предварительное тестирование лишним не будет точно!
Второй этап онлайн-тестирования – непосредственная реализация аттестации. Здесь студенту предстоит явиться в вуз или войти на платформу в назначенный день или время. В некоторых случаях (чаще всего не заочном и дистанционном отделении) допускается свободное прохождение теста до определенной даты. Основная миссия учащегося – разобраться в интерфейсе (это можно сделать заранее во время прохождения демо-версий), войти в «личный кабинет» и выполнить все задания с максимальной точностью: чем больше верных ответов, тем выше итоговая отметка.
Внимательно читайте каждое задание, вникайте в него, решайте или выбирайте подходящий ответ с учетом заявленных требований и параметров. Не зацикливайтесь на одном задании, не теряйте время, которое может быть ограниченным. Контролируйте время. Выполните сначала посильные упражнения, а затем вернитесь к более сложным.
Третий этап – получение результатов. Онлайн-тестирования могут выводить полученный результат по мере завершения прохождения теста или же будут объявлены педагогом позже (например, на консультации или в день экзамена и пр.). Здесь от студента уже ничего не зависит, свою миссию он уже выполнил. Обработка полученных данных происходит в цифровом формате. Ключевым моментом в выведении итоговой отметки (зачтено/не зачтено, соответствие конкретной оценке) является доля или количество правильных ответов и их соотнесение с утвержденной оценочной шкалой.
Достоинства и недостатки онлайн-тестирований в вузах и колледжах
К числу существенных и очевидных преимуществ нового формата аттестации школьников и студентов можно отнести:
- Низкий уровень расходов на организацию и проведение испытания: для проведения тестирования достаточно иметь доступ к сети интернет, ПК, минимальные навыки по обращению с техникой (сегодня компьютером, планшетом или телефоном умеют пользоваться даже детсадовцы!);
- Экономия времени. На подготовку заданий, конечно, же преподавателю потребуется время, но зато обработка результатов тестирования и выведение конечного балла происходит в авторежиме, всем этим занимается программа. Более того, экономия времени также проявляется в том, что студенты проходят тестирование одновременно (или в раны период), но разом проверяется вся пройденная программа.
Среди явных недостатков онлайн-формата аттестации студентов и выпускников следует отнести:
- Если преподаватель взял «стандартный» вариант теста для проверки знаний, то он рискует включить в него непройденные моменты и задания, что негативно скажется на общем итоге;
- Корректность заданий играет также немаловажную роль в исходе экзамена: сколько правильных ответов должно быть отмечено, суть вопроса, отношение к конкретной теме или дисциплине, проходили ли студенты эти моменты на занятиях и пр.;
- Высока вероятность списываний. К сожалению, проведение онлайн-тестирования в «домашних условиях» не гарантирует честного исхода. Студенты в вузе ухищряются списать, что уж говорить про домашнюю обстановку, когда никто не видит, чем он пользуется и пр. Поэтому об объективности результатов онлайн-теста судить сложно;
- И пр.
Учтите, что допуск к онлайн-тестированию студенты получают на тех же условиях, что и при обычной сессии: важно отсутствие академической задолженности, индивидуальные требования педагога (например, посещаемость его предмета, наличие всех лекций и семинаров), своевременная сдача лабораторных, контрольных и курсовых работ и пр.
Готовьтесь к онлайн-тестированию всеми посильными и возможными способами: повторяйте пройденный курс/дисциплину, тренируйтесь на демо-версиях, прорешивайте задачи и кейсы, изучайте рекомендованную или дополнительную литературу, обращайтесь за помощью к педагогу или репетитору.
Для получения допуска или успешного исхода онлайн-проверки можно также обратиться к специалистам Дисхелп, которые помогут разработать индивидуальный план подготовки (тьюторство), подберут информационную базу, выполнят любой письменный проект или НИР и оформят его с учетом заявленных требований и ГОСТов. Высокое качество услуг, оригинальность текста исследований и их грамотное оформление, индивидуальный подход, конфиденциальность данных гарантировано всем! Заполнить электронный бланк заказа можно здесь.
В этом году сдавать экзамены и зачеты всем придется онлайн. Как организовать процесс, как контролировать, чтобы не списывали, как ставить оценки и что такое прокторинг? Рассказываем, к чему быть готовым и как настроить процесс.
Опыт проведения онлайн-экзаменов в России и в мире уже есть. Многие годы это делается на массовых открытых онлайн-курсах. В рамках дистанционных программ вузы и цифровые платформы научились проводить экзамены и решать технологические вопросы, связанные с идентификацией личности учащихся, с выполнением требований экзамена. Эта технологическая часть уже решена.
Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35
Но в конце этого учебного года нам предстоит резкое масштабирование. Раньше в течение одного семестра онлайн-экзамены сдавали несколько десятков тысяч студентов. И технологии позволяли это делать. Сегодня для прохождения всеми вузами этого испытания придется обеспечить работу сотен тысяч студентов и в короткий промежуток сессии.
Самое главное для вуза — перенести содержание экзамена в онлайн-форму, содержание, которое изначально не спроектировано для проведения в дистанционном формате. Это значит, что необходимы изменения, связанные с самими заданиями, с адаптацией контента заданий и формата ответов, с изменением условий, при которых студенты решают те или иные задания. В удаленном формате лучше давать задания, требующие от студента не просто знаний, а умения их быстро применить для конкретной задачи.
Вузу и преподавателю следует рассмотреть альтернативные решения. Можно отказаться от экзаменов в пользу других форм оценки знаний, например, проектной работы или накопительного итога к концу семестра. Университет 20.35 развивает решения, которые позволяют по каждому студенту накапливать цифровой след, информацию о том, как работал студент, насколько он был вовлечен в решение задач, какие были промежуточные результаты, чтобы можно было быть уверенным, что именно этот студент проявил должные знания и умения в процессе работы. Многие университеты смогут этой возможностью воспользоваться, особенно, если информационные системы вуза позволяют собирать такую информацию.
Университет 20.35 считает, что экзамены в ближайшем будущем могут исчезнуть совсем. Они будут распределены во времени, мы постоянно будем иметь информацию о том, каких результатов достиг обучающийся. Мы сегодня работаем над технологиями, которые позволяют оценивать студента по его реакции на контент и на задания. Используя обратную связь от студента, наблюдая за его эмоциями, за тем, насколько он вовлечен в процесс, как он взаимодействует с контентом, можно узнать действительно ли он усвоил материал и изучил дисциплину, понимает ли он материал и как решать ту или иную задачу.
Но важно не забывать, что экзамен — это всегда испытание, это важная цель. Достижение цели, оценка – это мощный мотивационный фактор. Если откажемся от экзаменов, нам нужно будет по-другому научиться работать с целями и мотивацией студентов. Например, через вовлечение студентов в решение реальных задач, реализацию собственных проектов.
Мы ежедневно общаемся с сотнями вузов, тесно работаем с горячей линией Министерства науки и высшего образования. Минобрнауки обозначило позицию: университеты вправе отказаться от государственного экзамена. Мы провели опрос руководителей вузов в закрытом режиме, а также задали те же самые вопросы через канал «Научно-образовательная политика».
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»
На вопрос «Ваш вуз готов к проведению итоговой аттестации студентов с помощью дистанционных технологий?» 57% читателей журнала ответили «Да», а 43% признали, что не готовы.
На вопрос «Вы знаете, как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?» утвердительно ответили 39%. 61% представителей вузов оказались не знакомы с этими технологиями. А скоро всей системы высшей школы предстоит столкнуться с прокторингом.
Прокторинг – это процедура наблюдения и контроля за дистанционным испытанием (от англ. «proctor» – человек, который следит за ходом экзамена в университете).
При этом 66% вузов не планируют отказываться от проведения госэкзамена. В то же время ряд ведущих университетов, в том числе московские университеты готовы отказаться от проведения в 2020 году государственного экзамена.
Данные этого опроса коррелируют с результатами закрытого опроса. Мы опросили больше 200 университетов и выяснили, что от государственного экзамена планируют отказаться далеко не все, несмотря на то что такое послабление есть.
Студенты 423 российских вузов оценили качество оперативной обратной связи с кафедрами, деканатами и ректоратам. 64% считают обратную связь отличной, 27% — приемлемой и 9% считают качество обратной связи плохим. Этот опрос мы провели неделю назад и связались со студентами, которые оценили качество обратной связи с вузом как «плохое». Выяснилось, что университеты пошли самостоятельным путем и использовали собственные IT-разработки. И перегрузили свои серверы. Основные проблемы наблюдаются именно по этой причине.
У нас пятилетний опыт вступительных испытаний, промежуточных аттестаций и защит в онлайне на платформе Росдистант. В 2016 году диплом в онлайне защищали 388 человек, в 2019 году — 925 человек. В 2020 году на защиту в режиме онлайн планируется вывести 4660 человек.
Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета
В личном кабинете студента в Росдистанте указаны курсы, которые студент проходит, как он продвинулся в освоении курса, сколько набрал баллов. Дальше формируется отчет, ведомость, электронная зачетная книжка. Если студент вовремя не набрал нужное количество баллов, проводится повторная промежуточная аттестация, студент повторно подключается к курсу и в течение года может набрать недостающие баллы. Если он не прошел повторную промежуточную аттестацию, то проводится проверка знаний через вебинарную площадку, где собираются члены комиссии. Студент сдает экзамен в формате видеокоммуникации с членами комиссии.
В этом же формате проводится защита выпускных квалификационных работ, сдача госэкзамена.
Самое главное в этой истории — обеспечить аутентификацию при прохождении вступительных экзаменов, высокий уровень прокторинга. Программа сверяет внешность студента на экране, сопоставляет его с фотографией, изначально загруженной в систему. Присутствие членов комиссии возможно в онлайне одновременно или по отдельности.
Такая система дает не меньший уровень защиты от подсказок, как если бы студент находился в аудитории. Студента видит сотрудник центра тестирования, видят члены комиссии. Сама процедура экзамена записывается на камеру и хранится длительное время. Всегда можно посмотреть, куда глядел студент и что он делал руками.
Экзамен с билетами на столе уйдет в прошлое. В качестве экзамена будут восприниматься постоянные перманентные системы оценки, такие как балльно-рейтинговая и накопительная, портфолио, результаты разработок студентов.
Сейчас на рынке есть несколько прокторинговых решений и все они позволяют контролировать процедуру экзамена. Они получают доступ к компьютеру студента, видят, что происходит в браузере, следят, пользуется ли студент сторонними приложениями. Есть возможность в онлайне наблюдать за студентом по вебкамере, смотреть чтобы он не списывал, и предлагать ему различные упражнения. Есть возможность подключать камеру мобильного телефона, чтобы показать, что происходит вокруг.
Никита Мишаков, специалист по развитию платформы прокторинга онлайн-экзаменов ProctorEdu
Сейчас уровень доверия к прокторинговым сервисам недостаточно высокий. Но используемые технологии затрудняют списывание. По опыту проведенных вступительных экзаменов — уровень списывания не больше, чем в аудитории. А возможно и меньше, потому что есть возможность сохранить запись экзамена и вернуться к ней позже. Все это позволяет сохранить высокий уровень честности и высокий уровень доверия к экзаменам с прокторингом.
Многие вузы пользовались прокторингом еще до перехода на дистанционное образование. В некоторых случаях это необходимо, например, когда тысячи студентов проходят массовый экзамен или при проведении Олимпиад для участников со всей страны. Сомнения у партнеров возникают только с точки зрения технологического обеспечения. Прокторинг для многих еще остается «страшным зверем», который требует больших вложений и технических ресурсов. На самом деле сейчас прокторинговые сервисы работают достаточно оперативно, интегрируются с LMS-системами.
Сейчас у вузов еще есть время, чтобы подключить прокторинговые сервисы и провести экзамены в онлайн-формате вместо того, чтобы переносить их или отменять. Формат контроля знаний скорее всего будет в виде записи проектных работ или цифрового следа. В сегодняшнем виде экзамен показывает наличие знаний, а это уже не актуально.
На своем опыте могу сказать, что большинство людей не склонны списывать, если знают, что их контролируют и может последовать наказание. Поэтому эффект от прокторинга — контрольно-психологический. 90% студентов будут лучше готовы к экзамену только потому, что будут знать, что списать сложно.
Дмитрий Истомин, генеральный директор компании Examus
Когда мы говорим про онлайн-экзамены, мы имеем в виду онлайн-тесты. Это самая простая практика. Прокторинг можно сделать и на устный экзамен, и на письменный экзамен. Можно контролировать практические навыки работы на компьютере с программами. Самое сложное — экзамены по специальностям, которые не имеют отношения к компьютерам, например у медиков.
Когда мы осознали, что итоговую аттестацию предстоит проводить в онлайн-формате, все проблемы разделили на три составляющие: информационная, коммуникационная и организационная.
Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета
Самое простое решение нашли для информационной задачи. В вузе функционирует своя система LMS и система тестирования — «АСТ-тестирование». Основная информационная задача решалась через личные кабинеты студентов и преподавателей и через личные кабинеты партнера. В личном кабинете преподаватель может размещать задания, студент – результаты и накапливать цифровой след.
Для коммуникаций мы использовали Zoom, Microsoft Team и группы в социальных сетях. Студентам и преподавателям мы предоставили свободу выбирать наиболее удобные каналы коммуникаций.
Экзамены в школе и в университете определенным образом готовят к более сложным экзаменам в жизни, поэтому они должны остаться. А очень серьезное подспорье для качественной оценки на экзамене — это цифровой след.