Как провести экзамен дистанционно

Как провести дистанционный экзамен или зачет

В данной заметке речь пойдет о проведении экзаменов / зачетов в дистанционном формате, когда привычный контакт со студентами невозможен. На самом деле, главное в этом случае — тщательно продумать систему взаимодействия со студентами в ходе контрольных мероприятий.
И тогда все получится.

Давайте разбираться.

Можно выделить основные варианты, как проводить экзамены / зачеты дистанционно:

· устно;

· письменно;

· тест.

Если вы хотите провести устный экзамен / зачет (по билетам) по своей дисциплине, обратите внимание на следующие рекомендации:

1. Выберите средство видеоконференцсвязи для наблюдения за подготовкой студентов к ответу. Убедитесь, что оно доступно всем вашим студентам. Также заранее продумайте возможность привлечения ассистента к проведению экзамена / зачета (это может быть ваш коллега или аспирант).

2. Для наиболее оптимальной организации процесса разделите обучающихся на мини-группы (3-5 человек) и назначьте каждой группе свое время начала экзамена / зачета. Продумайте правила проведения экзамена / зачета (сколько времени на подготовку, чем можно пользоваться, какие могут быть санкции, если будет замечено нарушение правил и т.д.) и заранее предупредите студентов о порядке проведения экзамена / зачета и критериях оценивания.

3. Перед началом экзамена / зачета проверьте, что все студенты подключились, качество видео и звука позволяет проводить контроль.

4. Если вы не помните всех студентов в лицо, рекомендуем до начала экзамена / зачета провести идентификацию по документу, например, по паспорту. Попросите студентов показать в камеру документ и приступайте к экзамену / зачету, когда будете уверены в том, что перед вами именно тот, кто и должен его сдавать.

5. В рамках группы распределите номера билетов между студентами.

Например, это можно сделать в Excel, с помощью функции «СЛУЧМЕЖДУ», в которой можно задать интервал чисел (номер первого и последнего билета):

(можно продемонстрировать студентам свой экран, на котором открыт Excel и производится данная операция)Или можно воспользоваться генератором случайных чисел.

6. После определения номера билета у каждого из студентов, сообщите им вопросы билета и напомните, сколько отводится времени на подготовку.

7. По мере готовности студенты начинают отвечать на вопросы. Для удобства с отвечающим можно создать отдельный сеанс видеосвязи, чтобы не отвлекать остальных студентов. Для контроля за остальными студентами можно привлечь ассистента.

Защита проекта или презентации

Письменный экзамен
или зачет

Письменную форму экзамена / зачета, когда студент выполняет работу в письменном виде (эссе, расчетная работа, отчет и др.), отправляет ее преподавателю на проверку и при необходимости защищает, также можно организовать дистанционно. Суть следующая:

1. В режиме видеоконференции свяжитесь со студентами. Отправьте им задание любым удобным способом.

2. Попросите студентов подтвердить, что задание понятно. Предупредите о времени, отведенном на выполнение письменного задания, о том, что, по истечении отведенного времени, они обязаны выслать работу на проверку.

3. Проверьте высланные работы. Если ваш экзамен / зачет предполагает, например, эссе, можно проверить работы на антиплагиат.

4. Свяжитесь со студентами для собеседования по итогам выполненных работ.

Также можно считать, что письменный экзамен / зачет – это частный случай экзамена / зачета в форме тестирования, так как, при переводе в дистанционный формат, он становится тестом с одним или несколькими вопросами, ответ на которые требует заполнение текстового поля.

Если ваш экзамен / зачет предполагает ответы на вопросы в письменном виде, проверьте заранее максимальное количество символов, которое можно ввести в текстовое поле, и убедитесь, что оно достаточное.

Экзамен или зачет
в форме тестирования

Для перевода таких экзаменов / зачетов в онлайн-формат, вы можете рассмотреть следующие варианты:

Опция 1. Тестирование в системе Academic NT

Студенты могут проходить тестирование удаленно из дома, если вы дадите им ключи доступа. Если в системе еще нет тестовых материалов по вашему курсу, вы можете разместить их, связавшись с департаментом открытого образования (ДОО) (тел.: 8 (812) 232-59-14, почта: de@mail.ifmo.ru).

Если у вас письменный экзамен / зачет, состоящий из одного-двух вопросов, вы можете воспользоваться функционалом «Электронный практикум». В нем вы сможете загрузить билеты в систему в виде электронного практикума, и студенту случайным образом будет выдан один билет. В этом же практикуме студент может прикрепить свой ответ в электронном виде. Больше информации об этом функционале вы можете получить в ДОО.

Опция 2. Google Forms

Подробную инструкцию по созданию тестов вы можете найти в центре поддержки Google.

Опция 3. Moodle

Если ваше подразделение использует платформу Moodle для размещения образовательных материалов, вы также можете создать свой курс и/или набор тестовых материалов по курсу.

Если ваше подразделение не использует платформу, вы можете воспользоваться MoodleCloud, облачный сервис, который не требует установки ПО Moodle на отдельный физический сервер. Бесплатная версия MoodleCloud позволяет добавлять до 50 студентов в группу.

Больше о проведении тестов дистанционно вы можете прочитать в этой и этой статьях.

Если вы не уверены в добросовестности своих студентов и предполагаете, что они могут списывать, пользоваться дополнительными материалами и чьей-то помощью, рекомендуем вам воспользоваться системами прокторинга (процедура наблюдения и контроля за дистанционным испытанием (от англ. «proctor» – человек, который следит за ходом экзамена / зачета в университете)).

Системы прокторинга позволяют не только видеть и слышать студента, но и видеть, какие окна он открывает на своем компьютере. Также большинство систем предполагают запись экзамена / зачета, поэтому, при возникновении спорных ситуаций, у вас будет материал, к которому вы сможете обратиться.

В ИТМО есть свое приложение для прокторинга. По вопросам, связанным с ним, вы можете обращаться в Департамент открытого образования (тел.: 8 (812) 232-59-14, почта: de@mail.ifmo.ru).

Существуют и другие площадки для прокторинга, например:

  1. https://go.proctorio.com/covid-19
  2. https://proctorexam.com/covid-19/

Для наиболее эффективного использования прокторинга мы предлагаем воспользоваться компьютерными классами ИТМО — на каждом компьютере в классе будет вестись запись процесса сдачи одного студента, таким образом, в один временной слот экзамен / зачет сможет сдать столько студентов, сколько компьютеров находится в классе. Также есть смысл привлекать на такое проведение экзамена / зачета ассистентов, которые вместе с вами смогут мониторить процесс сдачи. Предусмотрите наличие колонок у каждого компьютера, чтобы слышать то, что происходит в помещении, из которого студент выполняет задание.

Вместе с этим материалом читают:

Контакты

Системы образования во многих странах мира переместились в онлайн-пространство. В связи с пандемией COVID-19 школы и университеты были вынуждены организовывать дистанционное обучение. Ключевой проблемой при реализации задачи являлось сохранение качества проведения экзаменов. Рассмотрим подробно, как проходит сдача экзамена онлайн.

Как проходят онлайн-экзамены

Эффективным решением для проведения онлайн-экзаменов является прокторинг. Программное обеспечение, предлагаемое компанией ProctorEdu, делает возможным наблюдение за ходом тестирования. Специальный алгоритм выявляет и фиксирует нарушения со стороны студентов. Это незаменимое решение при проведении значимых дистанционных мероприятий.

Функции прокторинговой системы могут быть подключены к различным платформам тестирования. Это позволяет проводить экзамен в формате онлайн как в автоматическом, так и в ручном режиме. В последнем случае предполагается участие прокторов.

С применением этого решения экзамен может проходить в любом месте, где есть компьютер с выходом в интернет. Последний также должен быть оснащен веб-камерой и микрофоном. Процедура онлайн-экзамена имеет следующий алгоритм:

  1. Экзаменуемый включает ноутбук или компьютер за полчаса до начала экзамена и проходит авторизацию в системе.
  2. Компьютер, микрофон и камера тестируются на соответствие техническим требованиям. Важно убедиться, что не закрыты порты и не запрещен доступ программному обеспечению.
  3. Следующий шаг заключается в верификации личности студента. Для этого он должен предъявить на камеру паспорт или другой документ. 
  4. Закончив проверку и получив доступ к тестированию, разрешить системе вести запись с экрана рабочего стола. 
  5. Наблюдающий может попросить продемонстрировать помещение, чтобы убедиться в отсутствии посторонних людей.

В зависимости от того, какой тип процедуры предпочтет учебное заведение, возможно три вида онлайн-экзамена с прокторингом:

  • Синхронный – в этом случае проверяющей присутствует на протяжении всего хода тестирования. Он устанавливает личность студента и контролирует соблюдение всех процедур. При несоблюдении правил он делает замечания, нарушение которых приводит к прекращению экзамена.
  • Асинхронный – представляет собой комбинированный способ, при котором наблюдение за экзаменуемым осуществляет искусственный интеллект. При обнаружении нарушений система не прерывает процесс экзамена, но помечает их соответствующим образом. Последующую проверку осуществляют сотрудники учебного заведения, которые могут подтвердить или опровергнуть нарушения.
  • Автоматический – эта процедура не требует присутствия наблюдателя, весь процесс автоматизирован. Контроль тестирования осуществляет искусственный интеллект, фиксирующий нарушения в отчете. Последний впоследствии направляется сотрудникам университета для проверки.

Прокторинг является отличным решением для автоматизации процесса дистанционного тестирования, и исключает вероятность списывания. Но, далеко не все университеты используют прокторинговые системы в своей работе. В таком случае процедура сдачи экзаменов будет выглядит несколько иначе.

Как сдают устные экзамены при дистанционном обучении?

Контроль – неотъемлемая часть любого обучения, и дистанционный формат не является исключением. Все учащиеся проходят промежуточную оценку знаний и итоговую квалификацию. Дистанционное обучение лишает возможности привычного контакта студента и преподавателя для сдачи устного экзамена. Однако такая форма проверки знаний доступна и в онлайн-режиме.

В целом, устный экзамен предполагает ответы студентов на вопросы, которые задает преподаватель. Все они соответствуют пройденной программе курса и известны заранее. Подготовка по экзаменационным билетам – знакомая многим процедура. Использовать подобный формат с применением онлайн-технологий не составит труда. Для этого может использоваться видеосвязь, что позволит находиться «лицом к лицу» с преподавателем, словно в аудитории университета.

Организации такого процесса поможет следующая инструкция:

  1. Ученики распределяются на несколько небольших групп, каждой из которых назначается конкретное время сдачи в течение дня. Это позволяет равномерно распределить нагрузку преподавателя и избежать образования очереди из студентов.
  2. Определиться со средством видеосвязи, удобным для преподавателя и учеников. Наиболее популярными решениями являются Zoom и Skype.
  3. Протестировать программу и убедиться в корректности ее работы. 
  4. Подготовить для студентов инструкцию по использованию программы с указанием расписания сдачи по группам.

Важно продумать нюансы и нотификации личности студента, чтобы избежать подмены другими лицами. Устный онлайн-экзамен схож с традиционным, однако в этом случае студент не вытягивает билет. Вопрос задает преподаватель и предоставляет несколько минут, чтобы обдумать ответ. Подобный формат не требует затрат на дополнительные сервисы.

Как сдают письменные экзамены при дистанционном обучении?

Из названия ясно, что это форма зачета или экзамена предполагает предоставление ответов на вопросы в письменном виде. Подготовленный ответ студента направляется на проверку преподавателю. Письменные экзамены особенно распространены на гуманитарных направлениях. При этом отсутствует постоянный контроль за экзаменуемым во время выполнения задания. Но это не означает, что отсутствуют гарантии самостоятельной работы. На ее выполнение отводится ограниченное время, а современные антиплагиаты с предельной точностью распознают использование выдержек текста из каких-либо источников.

Чаще всего студентов просят написать сочинение или эссе по пройденному материалу. Еще один популярный формат – видеоконференция для студентов с их последующим письменным ответом на вопрос. В таком случае проверка может быть осуществлена сразу или в течение какого-либо времени.

Как сдают тесты при дистанционном обучении?

Пожалуй, это самая распространенная форма проверки знаний, предлагающие выбрать верный ответ из нескольких вариантов. Современные тесты позволяют в короткий срок получить объективный и достоверный результат. А автоматизация процесса их проверки не требует непосредственного участия преподавателя. В тестовую работу могут включаться различные вопросы и задания. На сдачу теста отводится ограниченное время.

При грамотном составлении теста он становится увлекательным для экзаменуемого и позволяет экономить время педагога на проверке письменной работы. Правильно организованный тест легко перенести в онлайн формат. Такие тесты, как правило, проводятся на онлайн-платформе учебного заведения.

Как проходит итоговый экзамен при дистанционном обучении?

В соответствии с действующим законодательством, сдача итоговых государственных экзаменов невозможна в дистанционном режиме. Это же касается и защиты дипломной работы. Однако подобное решение активно применяется в рамках программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Как подготовиться к онлайн-экзаменам

Если вам предстоит сдавать экзамен дистанционно, рекомендуем воспользоваться следующими советами по подготовке к нему:

  1. Выясните всю необходимую информацию. Заранее узнайте, в какое время и в каком формате будет проводиться онлайн-экзамен. Задайте все интересующие вопросы относительно организации и учебных материалов преподавателям.
  2. Подготовьте рабочее место. Очистите пространство стола от отвлекающих предметов. Во время подготовки стоит избегать отвлекающих факторов, ограничить свой доступ к социальным сетям и различным приложениям.
  3. Соберите все нужное в одном месте. Сконцентрироваться по максимуму удастся, если все необходимое будет под рукой. Конспекты лекций, учебники и методички, а также открытые вкладки с необходимыми ресурсами помогут оптимизировать процесс подготовки.
  4. Придерживайтесь плана. Грамотный тайминг поможет извлечь максимум пользы из подготовки, без риска столкнуться с переутомлением.

Подберите оптимальный для себя метод подготовки – для кого-то наиболее эффективным окажется чтение учебника, а кто-то лучше воспринимает информацию из обучающих видео. И не забывайте о необходимости отдыха и физической активности.

Могут ли онлайн-курсы заменить классические учебные заведения

Все большее распространение обретает онлайн-обучение. В связи с чем становится резонным вопрос – возможна ли замена классических учебных заведений онлайн-курсами?

Образование в формате онлайн стремительно развивается и многие компании предоставляют действительно качественные курсы. Благодаря ряду преимуществ система дистанционного образования может составить серьезную конкуренцию классическому. Особенно актуальна она для людей, ограниченных в свободном времени. Совмещать этот формат обучения с работой значительно проще, чем учебу на очной форме в университете. Более того, практически всегда есть возможность получить доступ к лекциям в записи.

Также среди людей, для которых онлайн-курсы станут достойным выбором – те, кто не имеет возможности оплачивать дорогостоящую учебу в вузе. Для обучения в университете потребуется не менее четырех лет. Онлайн-курсы позволяют освоить профильную программу значительно быстрее, сэкономив средства.

Дистанционное обучение – прекрасный выбор для тех, кому важно оставаться мобильным. Современные технологии делают процесс сдачи онлайн-экзаменов надежным и позволяют рационально расходовать средства учебной организации.

В связи с карантинными ограничениями и переходом многих вузов на смешанный или удалённый формат образования, многие студенты интересуются, как сдавать экзамены на дистанционном обучении. Мы ответим на самые популярные вопросы и расскажем, как сдать успешно онлайн-экзамены.

Больше секретов хорошей учёбы знают подписчики нашего информационного телеграм-канала. А те, кто подписан на вторую группу, всегда в курсе выгодных акций.

Как сдать экзамены дистанционно в университете

Сдать экзамен онлайн можно в разных формах:

  • устный ответ;
  • письменная работа;
  • тесты.

Как сдать экзамен дистанционно: устные ответы

В первом случае общение студента и преподавателя обычно происходит через сервисы видеосвязи — Skype или Zoom. Педагог может проводить опрос среди группы или принимать ответы у студента индивидуально, назначая каждому из них конкретное время связи.

Письменные экзамены дистанционно

Часто чтобы не тратить время на устный опрос, преподаватели предпочитают давать студентам письменные задания. В таком случае они отправляют каждому учащимися индивидуальный билет и назначают конкретное время сдачи.

Многие педагоги при этом настаивают на включённой видеокамере: это позволяет контролировать, что студенты отвечают на вопросы билетов сами и не списывают.

Как сдать дистанционный экзамен: тестирование с видеокамерой

Дистанционное тестирование проходит как и письменный экзамен. При этом преподаватели часто размещают тесты на специальных платформах, которые ограничивают время сдачи и не позволяют открывать одновременно несколько вкладок или окон в браузере.

Камера позволяет контролировать, что студент также не пользуется на экзамене мобильным телефоном или планшетом. Поэтому советуем не пытаться обмануть педагогов: даже если тесты сдаёт вся группа, преподаватель легко заметит того студента, который не просто спокойно смотрит на экран и отвечает на вопросы теста, а пытается воспользоваться шпаргалкой или чужой помощью.

Также не стоит хитрить и отключать камеру: если личность студента нельзя идентифицировать, результаты теста могут не засчитать.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Как сдать дистанционный экзамен: тестирование с видеокамерой

Чтобы удачно сдать экзамен дистанционно по видеокамере, нужно хорошо подготовиться

Как сдавать экзамены дистанционно в колледже

Дистанционные экзамены и зачёты в техникуме проводят также как и в универе:

  1. Преподаватели назначают конкретный день и время сдачи.
  2. Студенты подключаются с помощью видеосвязи и получают билет или ссылку на тест.
  3. Учащиеся проходят тест online или готовят ответ на вопросы билета при включённой камере.
  4. Через определённое время дают устный ответ или отправляют письменную работу.

Как можно сдать экзамены дистанционно: вступительные, гос. экзамены

Карантин повлиял также на выпускные испытания и приёмную кампанию этого года: многим старшекурсникам пришлось дистанционно сдавать госы, а абитуриентам — вступительные.

Как сдать вступительные экзамены в институт дистанционно

Из-за эпидемии коронавируса многие учебные заведения разрешили абитуриентам сдать вступительные экзамены онлайн. В первую очередь это касается магистратуры, ведь на большинство направлений бакалавриата достаточно представить сертификаты ЕГЭ.

Дистанционные вступительные испытания организовывают как и письменные экзамены: представители комиссии публикуют ссылку для доступа к видеоконференции и рассылают участникам билеты с вопросами. Абитуриенты готовятся при включённой видеокамере, а потом отправляют преподавателям готовые работы или отвечают на вопросы устно.

Также при поступлении в магистратуру в 2020 году многие вузы проводили дистанционное тестирование по специальности.

Как сдать гос. экзамены дистанционно

Те, кто вместо защиты диплома сдают государственные экзамены, также часто интересуются, как дистанционно сдать эти экзамены в институте. Их тоже проводят с помощью видеосвязи: члены комиссии распределяют билеты между студентами и дают им время на подготовку, после чего следует устный ответ или отправка письменной работы.

Если вы нуждаетесь в помощи, чтобы сдать экзамены дистанционно, обратитесь в сервис поддержки студентов. Его эксперты помогут хорошо подготовиться к сессии, объяснят непонятные темы, научат крутым лайфхакам и полезным уловкам.

Карина

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Как мы сдавали онлайн экзамены в вузах прошли сертификацию, выиграли несколько онлайн олимпиад

Время на прочтение
10 мин

Количество просмотров 17K

В начале года у меня был разговор с моим хорошим другом – студентом одного московского вуза: он рассказал, как в условиях карантина и массовой «удаленки» ему приходится сдавать экзамены. Я узнал новое для себя слово – «прокторинг». Естественно, как человек любопытный, сразу же после беседы полез смотреть, что это за чудо-юдо такое.

Итак, для тех, кому лень гуглить: прокторинг — это наблюдение за экзаменуемым, для предотвращения списывания. К слову следует сказать, прокторинг применяется и при обычных экзаменах, когда у профессора нет желания и возможности тратить время на контроль списывания, и он приглашает на экзамен либо аспиранта, которому доверяет, либо сотрудника кафедры. Оказывается, западных университетах существует такая профессия как проктор – это специально обученный человек, который натренирован на то, чтобы следить, чтобы экзаменуемые не могли воспользоваться каким-либо преимуществом, которое не положено по условию экзамена.

Но в сегодняшних условиях уже несколько месяцев студенты учатся дистанционно, и сессию в большинстве вузов не отменяли, на которых экзаменуемый сидит перед веб-камерой, а проктор наблюдает за ним. Одновременно этот человек видит, что у студента на экране компьютера. Если проктору что-то не нравится в поведении экзаменуемого, он выносит ему предупреждение или даже прерывает экзамен.

Если вы думаете, что «поскольку я уже не студент, то меня не коснется», не спешите закрывать статью. Прокторинг применяется при сертификации, при прохождении корпоративных курсов. А в связи с переводом их в онлайн формат, даже после снятия эпидемиологических ограничений большинство экзаменов будет переведено в онлайн формат, поскольку это экономически выгодно. Кроме того, системы прокторинга будут применяться в компаниях, которые проводят регулярное обучение сотрудников и тестирования для повышения квалификации или при приеме на работу.

Дисклеймер: Во всех олимпиадах и сертификациях, в которых мы приняли участие, мы написали организаторам и честно признались, что применяли средства обхода прокторинга и просили исключить нас из списка победителей, поскольку нашей целью было не выиграть олимпиаду, а обойти прокторинг. Там, где мы удостоверились, что это сделать удалось, мы прекращали самостоятельно дальнейшие участие. Мы не принимали участие во вступительных экзаменах в ВУЗы. А поскольку сдача сессионных экзаменов лежит на совести студентов, все они были предупреждены что нарушают правила, а мы оказывали только техническую поддержку.

Итак, в чем же заключается онлайн прокторинг? В основе своей это наблюдение за экзаменуемым посредством WEB камеры, контроль звуков в комнате экзаменуемого и контроль экрана монитора, что теоретически может контролироваться с помощью:

  • WEB камеры: аномалии в направлении взгляда; закрытие части лица; наличие других лиц в кадре; обнаружение вторичных гаджетов; обнаружение книг и заметок; обнаружение невербальной коммуникации; обнаружение калькулятора (если это не разрешено).

  • микрофона: обнаружение человеческого голоса; обнаружение шелеста бумаги.

  • контроля экрана монитора: обнаружение переключения монитора; обнаружение широковещательного ПО; обнаружение переключения вкладок в браузере; обнаружение сторонних алгоритмов.

    При этом часто визуально контролируются панель задач и системное время на панели задач, иногда с точностью до секунды; вкладки в браузере; пару раз организаторы попросили продемонстрировать диспетчер задач и диспетчер устройств. При этом некоторое ПО для прокторинга может мониторить процессы, сетевую активность и другие параметры компьютера, но об этом позже.

Прокторинг может проводиться непосредственно под контролем человека — это называется синхронным прокторингом; может проводиться в полуавтоматическом режиме, когда система сама идентифицирует экзаменуемого и фиксирует возможные нарушения, а затем проктор подтверждает или опровергает предположения системы. И может применяться автоматический прокторинг, когда контроль и принятие решений обеспечивает система. Еще есть так называемый «пост прокторинг», когда ведётся запись всех активностей во время экзамена, которая затем просматривается проктором.

Для нас это стало вызовом, сможем ли мы обойти организационные и технические ограничения прокторинга. Первое, к чему мы приступили, было детальное изучения правил прокторинга, на основе анализа которых мы вырабатывали стратегию поведения. Для различных мероприятий правила различались деталями, но, в основном, их можно было свести к следующим пунктам:

  • обеспечить необходимые условия для работы системы прокторинга, в том числе в соответствии с рекомендациями к подготовке рабочего места; обеспечить достаточную освещенность и чистый рабочий стол.

  • использовать для идентификации оригинал документа, удостоверяющий личность;

  • не покидать зону видимости веб-камеры во время выполнения заданий;

  • при выполнении заданий экзаменуемый по требованию проктора обязуется расположить камеру так, чтобы обеспечить видимость любого места в комнате;

  • в случае отсутствия технической возможности для реализации вышеуказанного пункта (например, недостаточный угол обзора видеокамеры, встроенной в ноутбук или монитор компьютера) экзаменуемый по требованию проктора обязан показывать лист с решением задания по запросу проктора во время проведения экзамена;

  • не отключать микрофон и не снижать его уровень чувствительности к звуку во время тестирования;

  • использовать только одно средство вывода изображения (монитор), одну клавиатуру, одну компьютерную мышь;

  • участник олимпиады не имеет права предоставлять доступ к компьютеру посторонним лицам во время выполнения заданий заключительного этапа, в том числе посредствам программ для удаленного управления компьютером, вступать в разговоры с третьими лицами, открывать другие вкладки браузера, использовать справочные материалы (книги, записи и т.д.), любые гаджеты (мобильные телефоны, пейджеры, планшеты, умные часы и т.д.), наушники, дополнительные мониторы и компьютерную технику;

  • не использовать средства виртуализации;

  • не проговаривать вопросы и задания вслух с уровнем громкости, обеспечивающим возможность третьим лицам услышать текст заданий/вопросов;

  • выполнять инструкции проктора;

  • немедленно сообщить проктору о нарушениях правил, произошедших не по вине экзаменуемого.

Большинство вышеперечисленных требований обеспечивается добросовестностью экзаменуемого и сопровождается трудностями проверки их выполнения.

Некоторые организации не желали тратить деньги на системы прокторинга и пытались обеспечить контроль посредством систем видео связи Skype или Zoom, некоторые выбрали пост прокторинг и просили прислать видеофайл с записью экрана и web камеры программой захвата экрана и веб камеры.

Был случай, когда задания были направлены на почтовый ящик экзаменуемого, их под видео в Skype необходимо было скачать, решить, отсканировать и направить организаторам экзамена. Запись монитора компьютера при этом не велась, но требовалось установить камеру так, чтобы было видно экзаменуемого, письменный стол, и по возможности экран компьютера. Мы во время экзамена вошли на почтовый ящик экзаменуемого, выполнили решения, отсканировали его своим сканером, а потом положили наши сканы в расшаренную папку на компьютер экзаменуемого. Он сделал вид что отсканировал свою работу на своем сканере, а отправил наши уже загруженные сканы. Поскольку контроль почерка не проводился, за эту работу мы получили 100 из 100 условных баллов. Кода мы связывались с организаторами и пытались объяснить, как обошли контроль, было видно, что они нас даже не понимали.

Очень часто прокторинг обеспечивался следующим образом: сайт, на котором демонстрируются задания, и браузер просят включить демонстрацию экрана доступ к веб камере и микрофону.

В данном случае нам необходимо было получить задания, которые демонстрировались экзаменуемому. Мы делали скриншоты экрана каждые 10 сек в расшаренную папку, для этого написали простое приложение, которое не видно ни в панели задач, ни в диспетчере задач. Виден процесс, название которого ничем не выделяется. Отследить факт снятия скриншота достаточно сложно, а запретить практически невозможно, тем более что его можно делать на уровне драйвера. Или, например, можно воспользоваться картой захвата.

Необходимо было организовать канал обратной связи, но использовать микронаушник не очень хотелось, поскольку мы посчитали данный способ слишком простым и «неспортивным». Мы обнаружили, что чувствительность нашего микрофона недостаточно хороша, чтобы определить некоторые низкочастотные звуки, но при этом микрофон проходит все необходимые проверки. Поигравшись чувствительностью микрофона и АЧХ колонки, мы добились того, что смогли передать и воспроизвести низкочастотный звук, различаемый экзаменуемым, но при этом не фиксируемый микрофоном. Качество звука при этом чуть ниже среднего, но можно разобрать концепцию решения задачи. Для коммуникации экзаменуемого с помощником использовали обычный беспроводной дверной звонок, что позволяло коммуницировать в режиме «да/нет».

Излишние требования к прокторингу затрудняют работу самих организаторов. Показательным примером была олимпиада по информатике университета одного IT университета. Необходимо было вести запись рабочего экрана и участника с двух камер с помощью программы OBS. При этом перед началом экзамена необходимо было продемонстрировать подключенное оборудование, разрешение монитора и подтвердить, что подключен один монитор, продемонстрировать диспетчер задач. Организаторы потребовали, чтобы во время записи панель задач не скрывалась, а системное время показывалось с точностью до секунды — для этого нам пришлось править реестр. Затем необходимо было видео файл с записью решения задач размером более 5-6 ГБ загрузить на облачное хранилище, а ссылку отправить организаторам. При этом необходимо было подключаться через Zoom, в Zoomе выбрать виртуальную камеру OBS, которая передавала видеопоток с двух web камер и захвата экрана. Это вызвало кучу головной боли у организаторов, поскольку настройки программы OBS и правка реестра вызывала огромные проблемы у пользователей, несмотря на подробную инструкцию.

Поскольку в ходе олимпиады необходимо было писать код. А человек, который учавствовал не то что не умел программировать он даже печатать нормально не умел. Необходимо было расширить функционал нашего приложения. Суть его заключалась в следующем. Мы, анализируя задания получение со скринов писали код программки в обычный текстовый файл.  Затем загружали его в папку на компьютере экзаменуемого. Программка отслеживала нажатия клавиш и в случае комбинации трех заранее выбранных клавиш. Считывала этот файл, а затем по нажатию любой клавиши на клавиатуре выводила на экран нужный символ. От экзаменуемого в данный момент требовалось в лучших традициях голливудских фильмов про хакеров, просто нажимать кнопки на клавиатуре как на пианино. По признанию самого экзаменуемого, самое сложное было в тот момент сдержать улыбку и держать «poker face». В данной олимпиаде мы вошли в топ 5 лучших после чего опять написали организаторам, и все рассказали. На удивление в данном случае нас выслушали с особым вниманием и обещали принять меры.

Стоит сказать, что не всегда удавалось найти понимание. Некоторым очень не нравилось, что их обманули, некоторых случаях нас обвиняли в мошенничестве и обещали пожаловаться в правоохранительные органы.

Далее мы столкнулись с системой examus или «Экзамус» на данный момент — это самая совершенная система прокторинга. Но ее использование вызывает кучу вопросов. Сама система представляет собой расширение, для браузера которое требует доступ к камере микрофону, может вести запись экрана. Анализирует запущенные приложения, подключенное оборудование историю браузера и историю поиска. И требует отключить антивирус на компьютере. По их заявлениям они обладают достаточно серьезными возможностями ИИ для анализа поведения экзаменуемого, анализа его клавиатурного почерка, экзаменуемого и планируют контролировать пульс ЭКГ и другие биометрические параметры. Система требует прав администратора в системе и может залезть куда угодно на компьютере. Она собирает обрабатывает кучу персональных данных.

Следует отметить что examus является закрытой системой нигде не публиковался аудит кода и ее истинные возможности и методы контроля. И даже для ВУЗов не раскрываются ее полный функционал.

Отдельный вопрос вызывает документ о политике приватности программы, в котором содержится абстрактный пункт о возможности «‎передавать личную информацию при заключении коммерческой сделки»

Студенты ВШЭ выражали претензии, публично заявив о недоверии к ней, и направив ректору просьбу пересмотреть решение об экзаменации через систему «Экзамус». Их недовольство спровоцировали стандарты проведения экзамена и вседозволенность программы. Студентам удалось выйти на связь с директором «Экзамуса». Хотя он и ответил на вопросы, его комментарии почти не внесли ясности. Мониторинг ранее открытых сайтов объяснялся необходимым «для статистики и повышения эффективности работы сайта», а пункт о личных данных оказался якобы обычной практикой IT-компаний, и необходим из-за обязанности передавать данные в правоохранительные органы.

Поскольку в данном случае это были не олимпиады, а сессионные экзамены и за попытку списывания у студента могли бы быть серьезные проблемы. К вопросу подошли максимально серьезно. Мы поставили себя на место прокторов и думали, как и что бы мы контролировали в системе.

Было принято решение не использовать виртуальную машину поскольку программе достаточно легко определить, что она запущенна в виртуальной среде. Так же приняли решение проводить тестирование на чистой только что установленной ОС и после экзамена откатывать ОС к изначальному состоянию.

Поскольку система скорее всего реализует функцию «keylogger», было принято решение отказаться от трюка с клавиатурой. Мы использовали 2 одинаковые радио клавиатуры и мыши, а система видела только радио модуль, а радио модуль реагировал на обе клавиатуры, можно было в соседней комнате набирать текст. Все файлы скриншоты шифровались внутри программки и максимально пережимались и отправлялись на локальный сервер через https со стороны что система общается с роутером. Программка была максимально замаскирована под системное приложение. В этом году мониторинг биоактивности в этом году не проводился. Но мы относимся этим заявлениям максимально серьезно.

В итоге мы успешно сдали все сессионные экзамены в нескольких вузах.

Так же мы без особых проблем прошли прокторинг при Сертификация по Яндекс.Директу. но там система не определяла вообще ни чего и можно было спокойно пользоваться программами удаленного доступа.

Выводы

В интернете очень большое количество маркетинговых статей о том, что прокторинг спасение от списывания, которые ни имеют ничего общего с действительностью если экзаменуемый достаточно заинтересован в успешном результате он сможет обойти практически любую систему.

Для студента данная система добавляет просто огромное количество стресса, помимо самого экзамена заставляет переживать за интернет соединение, работу компьютера, вдруг он посмотрел в окно почесал за ухом, и система приняла это за попытку коммуникации.

Данные системы будут дальше развиваться и применяться поскольку это существенно дешевле чем реальные экзамены.

Я даже боюсь представить каково это сдавать экзамен под детектором лжи.

Планы на будущее

  • Попробовать применить IP KVM, мы хотели его попробовать сразу, но не успели заказать и оттестировать.

  • Раздобыть карту захвата, которая не определяется системой и позволяет добавить в видеопоток на монитор собственную информацию попробуем реализовать технологию picture by picture.

  • Будем разрабатывать собственную клавиатуру, которая бы позволяла обеспечить подключение других систем.

  • Будем думать, как можно будет подделывать информацию с датчиков ЭКГ и пульса.

Все имена изменены все совпадения случайны.

— В Вышке в этом году все вступительные испытания сдаются дистанционно. Подсказка первая: для экзамена абитуриенту понадобится стационарный компьютер или ноутбук с web-камерой и микрофоном, скоростной интернет. Абитуриент регистрируется на сайте Вышки и открывает личный кабинет. На программе «Журналистика» творческое испытание состоит из двух туров — письменного и устного. Письменный проходит на платформе «Экзамус».

Примерно за неделю до письменной части мы проводим пробный экзамен для того, чтобы абитуриент осмотрелся на платформе. В течение 15-20 минут можно познакомиться с интерфейсом, где какие кнопочки, как выглядит таймер. Подсказка вторая: важно, чтобы на технические детали абитуриент не тратил время во время экзамена. Выполняя работу, важно уложиться в отведенное время, иначе система просто закроется.

Расписание экзаменов составляется заранее — к 1 июня. Однако за несколько дней до экзамена абитуриенту приходит «напоминалка» с логином, паролем, временем дистанционного экзамена. Перед началом испытания нейросеть просит абитуриента подтвердить личность — он должен показать камере паспорт. Система мгновенно сличает фото в паспорте и вашу личность, и, если увиденное ее удовлетворяет, пропускает вас дальше. Далее вы нажимаете кнопку «начать экзамен», и вам открывается окно с заданиями.

А если абитуриент списывает или ему помогают выполнить задание?

Татьяна Тихомирова: Вот тут и есть самая «фишка», зачем нужна камера и микрофон. Подсказка третья: во время экзамена система «Экзамус» пишет два потока видео: первый — это все происходящее на вашем экране, второй — все, что делает абитуриент и что происходит в помещении: мама принесла стакан молока, абитуриент подглядывает в шпаргалку, кошка забежала… Все это система фиксирует как нарушение, в том числе движения глаз, посторонние звуки, шумы.

Но потом видео просматривает эксперт и проверяет, было нарушение или нет. Был случай, когда во время экзамена за окном у абитуриентки грохотал отбойный молоток, система сделала пометки о нарушении, но мы разобрались с этой ситуаций в «ручном» режиме.

Подсказка четвертая: нужно помнить, что все работы проверяются в системе «Антиплагиат», так что списать вряд ли получится.

Как проводится устная часть?

Татьяна Тихомирова: Собеседование проходит на старой доброй платформе zoom, прекрасно знакомой и школьникам, и родителям. И тут еще больше преимуществ — абитуриент не томится в аудитории в ожидании, а сидит и пьет какао на любимом диване до назначенного ему времени.

Чем можно пользоваться? Наушниками, например, можно?

Татьяна Тихомирова: На письменном туре — никаких наушников. Подсказка пятая: умные часы, наушники, смартфоны — на расстоянии вытянутой руки. Всем этим пользоваться нельзя, за такие нарушения могут отстранить от конкурса.

В этом году на Всероссийской олимпиаде был случай, когда две сестры не смогли дистанционно написать работу, так как не открылись ключи личных кабинетов, хотя интернет был. Как позже выяснилось, причина могла быть сугубо техническая. Если такие трудности возникнут на дистанционном экзамене, что делать?

Татьяна Тихомирова: Подсказка шестая: все время, пока проходит дистанционный экзамен, у нас работают десятки сопровождающих специалистов, которые в режиме реального времени помогают абитуриентам решать технические вопросы. Есть регламент, по которому ответ вам должен быть дан в течение 10 минут. И даже если вы живете во Владивостоке, пишете работу в 10 часов утра по местному времени, когда в Москве еще ночь, можете рассчитывать на техническую поддержку.

Как абитуриент узнает, какую оценку получил за дистанционный письменный экзамен?

Татьяна Тихомирова: Подсказка седьмая: в личный кабинет придет проверенный текст с оценкой и комментарием проверяющего. Родители, особенно если они с компьютером на «вы», волнуются и переживают за дистанционные экзамены гораздо больше, чем дети, которые как «рыба в воде», поскольку накопили мощный опыт дистанционного обучения во время изоляции. Подумайте о положительных сторонах — не надо никуда лететь, тратить деньги на проживание, школьник готовится в уютных условиях. И что еще важно — успевает сдать экзамены в выбранные вузы, так как не мечется между городами.

Содержание:

  1. Как проходит сессия, какие виды тестов есть на ДО
  2. Прокторинг на экзаменах: что это и для чего нужен
  3. Рекомендации по подготовке к удаленному экзамену
  4. Лайфхаки, как списать на дистанционном экзамене

Сессия удаленных студентов почти ничем не отличается от сессии очников. На дистанционном обучении студенты также пишут практические и курсовые работы, работают над проектами и исследованиями, сдают зачеты и экзамены. Отличие лишь в том, что все происходит без прямого контакта с преподавателями, на расстоянии: с помощью дистанционных технологий и цифровых инструментов обучения.

Как проходит сессия, какие виды тестов есть на ДО

В конце каждого семестра студенты удаленного обучения проходят экзаменационные сессии. Прохождение электронных зачетов и экзаменов организовано в личном кабинете студента по расписанию.

Контроль знаний проводится онлайн-тестированиями. Тесты разрабатываются так, чтобы можно было проверить знания глубоко. В удаленных сессиях используют тесты разновидностей:

  • выбор одного или нескольких вариантов ответов;
  • задания в открытой форме или на дополнение;
  • задания на установление соответствий;
  • задания на установление последовательности.

Сессионные тесты чаще всего имеют ограничения во времени: продолжительность одного теста обычно рассчитана на 30-45 минут. Тесты содержат задания различной сложности от простых к сложным. Студент сдает тест в личном кабинете по расписанию, доступному из личного кабинета. На сдачу теста дается три попытки, лучший результат отправляется в зачетку. Электронные зачетки находятся в ЛК и доступны круглосуточно.

Преимущества удаленной сессии очевидны:

  • не придется ехать в университет — экономия денег и времени;
  • можно сдавать экзамены в комфорте, не переживать;
  • возможность подсмотреть ответы на вопросы (если нет прокторинга).

проктор

Удаленная сессия вызывает значительно меньший стресс, чем очная

Все преимущества только на руку студенту, но там где плюсы, всегда есть и свои минусы:

  • зависимость от качественного интернета;
  • настройка программы для сдачи тестирований;
  • прокторинг.

Прокторинг плюс для преподавателей и одновременно огромный минус для студентов. Давайте разберемся, что это и как работает в вузах России сегодня.

Прокторинг на экзаменах: что это и для чего нужен

Прокторинг — это система мер по контролю и наблюдению за дистанционным экзаменом.

Проктор — человек, который следит за процессом дистанционного экзамена. В роли проктора может выступать как экзаменатор, так и привлеченный извне администратор. Например, в России популярен сервис электронного прокторинга «Экзамус». Многие вузы доверяют этой компании контроль за честностью прохождения удаленных экзаменов, а вот некоторые студенты считают требования системы завышенными. Студенты исследовательского университета «Высшая школа экономики» даже написали открытое письмо ректору университета по этому поводу. 

Экзамен в системе прокторинга проходит следующим образом:

Верификация

Верификация от английского verification, которое восходит к латинскому слову veritas — истина. Это процедура удостоверения личности сдающего экзамен. Верификация обычно проходит с помощью визуальной сверки лица: студент показывает на камеру документ с фотографией, это может быть паспорт или студенческий, водительские права. Многие вузы проводят верификацию по номеру мобильного телефона, высылают на номер код или делают проверочный звонок. Еще один способ, который пока еще только развивается — идентификация личности с помощью электронной цифровой подписи. Такой вид верификации пока еще не затрагивает студентов и используется только в управленческой части. В виду цифровизации образовательной системы, возможно, что вскоре этот метод станет одним из эффективных способов идентификации студента при входе на экзамен.

как подготовиться к дистанционному экзамену

Если есть прокторинг, то к экзамену придется готовиться так же, как если бы сдавали очно, без надежды подсмотреть. Но систему пока применяют очень редко в РФ

Наблюдение

Есть два варианта прокторинга — синхронный и асинхронный. Синхронный подразумевает, что студент и проктор одновременно находятся в режиме онлайн. В течение всего экзамена проктор наблюдает за студентом, анализирует его поведение, может помочь в случае технических неполадок. При асинхронном прокторинге экзамен записывается на камеру. Проктор просматривает запись и составляет отчет. В случае подозрений, что студент списывал, проктор указывает этот факт в своем анализе.

Результат

По завершению экзамена проктор решает, засчитан экзамен или нет. При установлении факта списывания, экзамен может быть аннулирован. Запись экзамена помогает разрешить спор, в случае, если студент не согласен с решением проктора.

Рекомендации по подготовке к удаленному экзамену

Сделали подборку рекомендаций как подготовиться к дистанционному экзамену, чтобы все прошло гладко:

    • Выучить. Не получается одолеть весь материал, выучите хотя бы половину, а вдруг повезет и попадется именно тот вопрос, на который знаете ответ. Информация должна загрузиться в мозг и отправиться в долговременную память, поэтому учите темы заранее, а не в последний момент. 
    • Подготовить шпаргалки на случай форс-мажора. Написание шпаргалок помогает повторить и систематизировать материал, возможно они вам даже не понадобятся, но на всякий случай пусть будут. Но, если вы совсем не умеете списывать и знаете, что экзаменатор принципиален в этом вопросе, лучше не рисковать.
    • Узнать, кто принимает экзамен. Посмотрите в личном кабинете фамилию экзаменатора. Поспрашивайте у одногруппников, сталкивались ли они с этим преподавателем, узнайте, как он принимает экзамен, позволяет ли списывать или строг и принципиален. Эта информация поможет вам выстроить стратегию своего поведения на экзамене.
    • Проверить оборудование. Ответственность за качество соединения и непрерывность видеопотока несет студент. Поэтому перед экзаменом проверьте техническое оснащение: веб-камеру, клавиатуру, звук, модем, программное обеспечение. Все должно работать исправно, чтобы вы не отвлекались во время экзамена на технические нюансы.
    • Организовать рабочее пространство. Огромный плюс дистанционных сессий в том, что сдавать зачеты и экзамены можно прямо из дома. Вы можете сами оборудовать свое рабочее место, сделать его комфортным и уютным. Обратите внимание на освещение комнаты, уберите все посторонние предметы, которые могут отвлечь вас во время экзамена.
    • Продумать гардероб. Накануне подготовьте одежду, это не должны быть шорты и майка, но и не что-то слишком официальное. Выберите одежду, в которой вам комфортно, но чтобы образ не нарушал экзаменационную этику. Сдавать экзамен в пижаме — не лучшая идея, это не настроит на сдачу. А вот презентабельный и одновременно комфортный гардероб дисциплинирует и поможет вспомнить, что сегодня у вас важное событие.
    • Обеспечить тишину. Предупредите своих домочадцев о том, что у вас экзамен. Если дома есть шумные домашние животные, позаботьтесь о том, чтобы они не помешали.

как списать на ДО

Питомец-компаньон — скорее помощь, чем помеха
  • Выспаться. Не тратьте силы и драгоценные часы, отведенные для сна, на зубрежку, лучше выспитесь хорошо перед экзаменом, отдохнувший мозг лучше соображает. На утро будете бодрым и продуктивным. Можно приготовить чашку чая или кофе, это создаст приятную атмосферу, поможет снять напряжение и настроиться на позитивную волну.

Надеемся наши рекомендации помогут вам закрыть сессию, ну а, если учить уже нет времени, можете воспользоваться лайфхаками по списыванию.

Лайфхаки, как списать на дистанционном экзамене

В университетах, с которыми мы сотрудничаем, не применяют систему прокторинга, но некоторые вузы, например БГУИР, требуют идентифицироваться и обеспечить наличие постоянно включенной камеры. Чтобы не завалить экзамен, иногда можно пользоваться маленькими хитростями:

Плохое качество камеры. Можно заклеить камеру скотчем, тогда изображение будет нечетким, сможете незаметно заглянуть в конспект или найти ответ на вопрос в гугле.

Шпаргалки позади экрана. Писать нужно крупными буквами, чтоб легко можно было прочесть. Разместить шпаргалки можно на стене за компьютером, разложить на столе или приклеить стикеры с ответами на все стороны монитора.

Помощь друга. Никто не отменял старый добрый микронаушник. Делаете скрин вопросов и быстренько отсылаете другу на почту, в скайпе или мессенджерах. Друг получает скрин, находит ответы на вопросы и нашептывает вам в наушник.

Документ в ворде. Еще один способ списать — напечатать шпаргалки в ворде. Если вам неизвестны вопросы, можно подготовить тезисно темы, которые вы изучали по этому предмету в течение семестра. Чтобы долго не искать нужный ответ, можно сделать шпаргалку по каждой теме в отдельном документе.

Эти варианты хороши лишь при условии, что не идет запись вашего экрана, в противном случае преподаватель будет видеть все ваши действия. Наши вузы настроены лояльно, каких-то жёстких требований, пока не предъявлялось.

Работаем с ведущими российскими и белорусскими вузами, такими как ММА, БГУИР, ТУСУР, ТГУ, МТИ, БНТУ и другими. Студенты учатся удаленно, им не нужно ходить на занятия в университет. Чтобы поступить в учебное заведение очно, нужно приезжать в деканат, для поступления на дистанционную форму, достаточно отправить документы на электронную почту.

Хотите учиться дома, сдавать сессии без напряга и получить престижный государственный диплом? Обращайтесь, наши менеджеры помогут подать документы и будут оказывать академическую и техническую поддержку до конца учебы.

«Как принимать экзамены в дистанционном формате? Как контролировать студентов, чтобы они не списывали и не пользовались интернетом?» — этими вопросами заполнились преподавательские форумы в начале лета 2020, перед наступлением первой сессии, которую вузам пришлось проводить на удаленке. К зимней сессия вопросы стали повторяться. В чем основные сложности дистанционного формата и как их преодолеть?

Корень проблемы: выучить не все

На самом деле ответы на вопросы о сложностях онлайн-экзамена понятны: если аттестация сводится к борьбе против списывания, это проблема связана не с форматом сессии, а с построением учебного курса. Студенты чаще используют шпаргалки и чужие готовые решения
по двум причинам: либо не понимают ценности того, что им предлагается усвоить, либо не могут удержать в памяти требуемый объем материала.

Классический экзамен – по сути, демонстрация того, какой запас знаний студент сумел уложить в свою голову и воспроизвести в стрессовой ситуации. Подход понятный, если исходить из установки, что главный источник знаний – профессор, а успешное усвоение
знаний напрямую связано с тем, какое их количество студент смог перенести из профессорской головы в свою. В каком-то смысле это напоминает финал антиутопии Рея Бредбери, где хранителями цивилизации становятся люди, выучившие уничтоженные книги и цитирующие
их по памяти.

Но современная реальность устроена несколько иначе: и держать в голове все материалы невозможно и не нужно, и важны не знания сами по себе, а скорее умение их применять в будущей практической деятельности, где от работодателя уже не отделаешься шпаргалками.
Что же может сделать преподаватель, чтобы помочь студенту в усвоении материала?

Во-первых, четко понимать, какую часть информации по предмету действительно важно держать в голове, а какую можно оставить в справочных ресурсах и извлечь оттуда при необходимости. И постараться соотнести объем «необходимого» с возможностями студента.
На комплексном экзамене часто можно заметить, что преподаватели разных дисциплин не ориентируются в деталях вопросов «не по своему предмету». Если требовать знания таких деталей от студента, получается, что он должен быть подготовлен лучше, чем приемная
комиссия.

Во-вторых, в процессе учебы можно дать студентам возможность регулярно работать с материалом. Если человек применяет знания в какой-то деятельности, он сам понимает, зачем ему это нужно и как это использовать, — тогда материал и запоминается лучше.

Эта стратегия во время учебного процесса – эффективнее, чем беспощадная борьба со списыванием «на выходе», которую особенно сложно вести в дистанционном формате.

При переходе в онлайн и без того стрессовая ситуация экзамена становится еще более нервной. Студенты волнуются: если возникнут проблемы с интернетом, гарантирован «неуд» или неявка. Преподаватели добавляют нервозности требованиями смотреть прямо в камеру,
демонстрировать не занятые учебниками и шпаргалками руки, иногда выводить на экран рабочий стол компьютера… Порой подготовка к онлайн-экзамену превращается исключительно в обмен лайфхаками «как лучше проконтролировать учеников». Здоровой эту ситуацию
не назовешь.

Изменить подход к проверке знаний мог бы, например, формат экзамена «открытая книга», который используется в университетах США и Великобритании. Студент получает набор вопросов, ограниченное время на поиск ответов и право пользоваться любыми справочными
материалами. Проверяется не объем памяти, а умение ориентироваться в информации. Но такой экзамен требует дополнительной подготовки от организаторов, порой достаточно трудоемкой: например, вопросы к нему не могут повторяться из года в год в каждой
учебной группе.

Опыт ИДО: поддержка на расстоянии

Для Института дистанционного образования ПСТГУ новым опытом
пандемии стал дистанционный итоговый экзамен на программе «Теология». Это самая большая программа института, рассчитанная
на 3,5 года. Все занятия проходят в системе дистанционного обучения, там же проводится промежуточная аттестация по всем дисциплинам. Однако она редко напоминает очные экзамены со списком билетов и вытягиванием вопросов: по каждому предмету слушатели
еженедельно выполняют письменные задания, проходят тесты, участвуют в обсуждениях на форумах, делают доклады в вебинарах, и чаще всего получают оценку или зачет по итогам работы в течение курса. Порой проводятся онлайн-собеседования, позволяющие преподавателю
оценить, насколько хорошо слушатель ориентируется в пройденном материале.

Завершается программа итоговым коллоквиумом, на который выпускники раньше приезжали лично – эта встреча с преподавателями и однокурсниками в аудитории воспринималась как возможность наконец-то познакомиться в реальности. Летом 2020 года традиция очных
коллоквиумов временно прервалась, и пришлось менять сценарий итоговой аттестации.

К коллоквиуму учащиеся готовятся по вопросам, включающим материал из разных дисциплин. Во время самого коллоквиума выпускник получает билет и готовится, пока его коллега отвечает. Остальные участники в это время слушают однокурсника  и, если он исчерпал
свои возможности, пробуют дополнить его ответ. Так отвечающий чувствует поддержку группы, а остальные могут дополнительно продемонстрировать знания – вдруг на своем ответе кто-то сбился, зато хорошо знает другие темы.

Как перенести коллоквиум в дистанционный формат? Опрашивать группу из 30 выпускников в вебинаре – не то же самое, что беседовать в аудитории, и ощущение групповой поддержки теряется.

Коллоквиум пришлось разделить на несколько частей: мини-группы по 5-7 выпускников проходят его в разное время. Проблема «не подсмотрит ли учащийся ответ» остро не стоит. Во-первых, у выпускников ИДО выше мотивация готовиться: и программа «Теология», и
набор вопросов к коллоквиуму составляются с учетом запросов учащихся, они понимают, почему актуален. К тому же вопросы нацелены не на знание деталей, а на понимание материала. Времени на подготовку при этом не дается. В такой ситуации сразу видно,
понятен ли выпускнику вопрос и знает ли человек, с какими дисциплинами связаны обозначенные в билете проблемы. Попытка заглянуть в шпаргалки без понимания сути вопроса все равно бесполезна.

Учащиеся, конечно, опасаются технических сбоев и низкого качества связи в ответственный момент, но хотя бы часть напряжения удалось снять: обстановка в мини-группах оказалась психологически достаточно комфортной. Взаимовыручка тоже работает: например,
во время летней сессии, когда у одного слушателя возникли проблемы с техникой, он во время экзамена успел доехать до соседнего поселка и выйти на связь с компьютера своего однокурсника.

Изменили подход к третьему вопросу билета – заданию на анализ текста. Ранее
слушатели отвечали на этот вопрос письменно. Задача сложная, но когда вся группа находилась в одной аудитории, бояться вместе было не так страшно. В вебинаре каждый остался бы один на один со своим заданием без психологической поддержки, поэтому письменные
ответы заменили обсуждением текста. Каждая мини-группа делится на две подгруппы и «расходится» по виртуальным кабинетам. В подгруппе 2-3 человека – им выдается текст, содержащий те или иные богословские искажения, и немного времени на его обсуждение,
а преподаватели из комиссии наблюдают за процессом. Затем выпускники сообщают комиссии свой вывод. Учащимся спокойнее: если растерялся один, коллеги могут его «вытянуть», компенсируется пресловутая эмоциональная депривация онлайн-учебы. А преподаватели
могут увидеть вклад каждого выпускника в обсуждение, что показательнее, чем чтение письменных ответов.

Конечно, такой формат экзамена увеличил нагрузку на приемную комиссию: вместо нескольких часов приходится принимать экзамен несколько дней. Зато впервые в комиссию смогли попасть все преподаватели, которым хотелось увидеть результат своей работы. В ИДО
работают жители разных регионов и стран. На очном экзамене кто-то мог присоединиться к комиссии, наблюдать процесс и задавать вопросы «вживую», а кто-то довольствовался трансляцией в вебинаре и вопросами в чате – впечатление получалось разное. Онлайн-экзамен
уравнял возможности всех преподавателей кафедры, так что обсуждение ответов и оценок получается более оживленное.

Пока трудно сказать, как в ИДО будет проводиться коллоквиум, когда вновь станет возможным очный формат итоговой аттестации: ведь возможность, завершая учебу, встретиться в аудитории очно все равно важна и ценна. Но опыт дистанционной аттестации оказался
полезен – в будущем можно будет соединять разные форматы экзамена, ориентируясь на возможности преподавателей и выпускников.

Читайте также:

23 выпускника программы «Теология» сдели итоговый экзамен

23 выпускника, 19 городов, несколько часовых поясов, а для преподавателей — два дня по шесть часов в вебинарах для итоговой аттестации — так проходил коллоквиум на программе «Теология». Читать далее »

Выпускники программы «Теология» дистанционно сдали итоговый экзамен

Выпускной коллоквиум впервые прошел в вебинаре, что не помешало всем 30 выпускникам успешно ответить на вопросы комиссии. Читать далее »

Чем дистанционное образование отличается от карантинного?

Каким должно быть качественное дистанционное образование? Чем оно отличается от удаленного обучения, которое для многих стало альтернативой очным занятиям во время эпидемии Covid-19?

Читать далее »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как провести экзамен в moodle
  • Как провести утро перед экзаменом
  • Как провести телефон на егэ через металлоискатель
  • Как провести последний день перед экзаменом
  • Как провести онлайн экзамен

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии