Для поступления в большинство вузов России достаточно сдать ЕГЭ по определенным предметам и подать в приемную комиссию университета документы. С творческими профессиями дело обстоит иначе.
Мы расскажем, что нужно для поступления в театральный университет или техникум и стоит ли вообще туда идти. А еще советуем ознакомиться со списком лучших профильных вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ.
Ждем всех, кого интересуют темы поступления, учебы в вузе и трудоустройства в нашем телеграм-канале. С вас — подписка, с нас — крутые лайфхаки от опытных студентов.
Что нужно для поступления в театральный институт
Процедура поступления в театральный вуз отличается от поступления в инженерный или педагогический универ. Чтобы стать актером, нужно показать себя комиссии с лучшей стороны, а для этого недостаточно сертификатов ЕГЭ.
В комиссию, которая решает судьбу поступающих, входит мастер курса и несколько преподавателей. Они могут «забраковать» абитуриента на любом этапе поступления. Чтобы поступить на бюджет, будущий артист должен много знать и уметь.
Какие предметы нужны для поступления в театральный
При поступлении в театральный институт необходимо предоставить приемной комиссии только 2 сертификата ЕГЭ:
- Русский язык.
- Литература.
Вы приносите в приемную копии сертификатов, пишете заявление, потом начинается следующий этап.
Экзамены для поступления в театральный вуз
После подачи заявления абитуриенты приходят в определенные дни и читают комиссии программу. В нее входят:
- проза;
- стихотворения и басни;
- монологи.
Затем следуют еще 2 творческих испытания:
- Актерское мастерство (этюд).
- Хореография и вокал (танец и песня).
Прервать поступающего словами «Вы нам не подходите» могут в любой момент, даже посреди чтения стиха или исполнения танца. Иногда комиссия даже не дает абитуриенту начать читать программу: например, если они считают, что внешность поступающего их не устраивает.
Тем, кому повезло прочитать программу, исполнить этюды и номера и при этом не разочаровать педагогов, предстоит пройти еще один этап отбора — коллоквиум. Это собеседование, на котором поступающего могут спросить о чем угодно: любимом блюде или отношении к смертной казни.
Есть учебные заведения, где на коллоквиумах задают вопросы, которые касаются только истории и теории театрального искусства. Однако в большинстве институтов это превращается в собеседование, цель которого — понять характер будущего артиста, увидеть, насколько он уверен в себе, способен не растеряться от неожиданного вопроса или замечания.
Что нужно, чтобы поступить в театральный
Кроме знания программы и ответов на коллоквиуме, мастер и преподаватели также учитывают:
- возраст (предпочтение отдают молодым);
- внешность (соответствие определенным типажам);
- сценический талант (способность к перевоплощению);
- пластичность (пригодится физическая подготовка);
- наличие харизмы (личное обаяние).
Внешние данные — один из самых главных параметров. Абитуриенты рассказывают, что при поступлении в театральный преподаватели оценивали их параметры, одежду, прически и даже прикус. Так происходит потому, что каждый мастер ищет типажи, которые подходят его театру.
Как подготовиться к поступлению в театральный
Если вас не пугают экзамены для поступления в театральный и вы твердо решили связать свою жизнь с искусством, дадим несколько советов.
1. Выберите конкретного мастера или вуз, где хотите заниматься. Желательно при этом трезво оценить свои внешние данные и не пытаться штурмовать те институты, где ваш типаж не востребован.
2. Подбирайте произведения для программы, учитывая вашу внешность и внутренний мир. Педагогам нравится, когда абитуриент говорит о том, что волнует его самого, находит отклик в его душе.
При этом лучше не пытаться сразить всех оригинальностью и взять неизвестного автора. Обычно члены комиссии предпочитают классиков: Пушкина, Лермонтова, Цветаеву, Блока.
Постарайтесь выучить несколько произведений «про запас», если первоначальный вариант программы комиссии не понравится.
3. Запаситесь терпением: в большинстве театральных вузов очень высокий конкурс (до нескольких сот человек на место), а значит, на первых турах экзамена придется выстоять большую очередь. С каждым следующим туром будет оставаться все меньше абитуриентов.
4. Не нервничайте и не теряйтесь. Будьте готовы к любым поворотам. Преподаватели могут потребовать не просто прочитать программу, а, например, прокричать ее из окна.
5. Не расстраивайтесь, если не вышло поступить в театральный с первого раза. Вы можете попробовать силы в следующем году или выбрать другой вуз. Помните, что многие артисты попадали в вожделенный институт только с 5 попытки.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Как поступить в театральный вуз на другие направления
Перечисленные этапы и советы касались тех, кто хочет поступить в театральный вуз на актера. Если вас привлекает профессия режиссера, готовьтесь к следующим испытаниям:
- актерское мастерство (выразительное чтение отрывков);
- практическая режиссура (постановка этюдов);
- письменная работа (план постановки);
- коллоквиум (вопросы из сферы режиссуры, театральной критики и пр.).
Хотите поступить на сценарный факультет? Предоставьте комиссии свои литературные работы с критическими рецензиями на них. Если они заинтересуют педагогов, вас пригласят на собеседование.
Как поступить в театральное училище
Если вы давно определились с будущей профессией и не хотите получать полное среднее образование, расскажем, что нужно для поступления в театральный колледж.
- Пройти собеседование (вопросы о театре, кинематографе, музыке и на любую другую тему).
- Прочитать стихотворение, басню и прозаический отрывок.
- Исполнить вокальный или хореографический номер.
Программа экзаменов почти такая же, как и в театральном вузе, но желающих поступить после 9-го класса школы обычно меньше, чем после 11-го.
Стоит ли поступать в театральный вуз
Перед тем, как отправляться в приемную комиссию театрального института или колледжа, хорошо подумайте, точно ли вы готовы к сценической профессии. Работа актера — это не только слава, цветы и поклонники. Это огромный моральный и физический труд, тяжелые условия работы, раннее эмоциональное выгорание.
Поступать в театральный стоит тем, кто не представляет своей жизни без перевоплощений, кто любит взаимодействовать с публикой и кто готов примерить на себя любой образ. Именно таким людям будет интересно овладевать профессией артиста.
Кроме интересных предметов по специальности (пластика, сценическая речь, актерское мастерство), у студентов театральных вузов есть и дисциплины общего профиля: социология, экология, иностранный язык и пр. Если требуется помощь с любой учебной работой, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты легко справятся с любым предметом.
Наверное, каждый человек в юности задумывается о карьере актера. Молодых людей манят известность и слава. В этой статье мы расскажем, как поступить в театральный вуз на актера и какие неожиданности могут подстерегать на этом пути.
Поступление в театральный вуз
Поступление в театральный вуз проходит в 3 этапа:
- Подача заявления и сертификатов ЕГЭ по профильным дисциплинам.
- Собеседование.
- Творческое задание, состоящее из трех частей.
Какие предметы нужны для поступления
Для поступления в вуз на актера понадобятся сертификаты Единого государственного экзамена по двум предметам. Это:
- русский язык;
- литература.
Если вы точно решили поступать в театральный, необходимо активно готовиться к аттестации по этим предметам, чтобы получить высокие баллы на экзамене.
Но по большому счету, знания по русскому и литературе нужны для поступления в театральный вуз лишь опосредованно. Так как актер — профессия творческая, решающую роль будут играть творческие экзамены.
Собеседование
Прежде чем сдавать творческое задание, абитуриенты проходят обязательное собеседование. Вопросы, которые могут быть заданы на этой беседе, отличаются большим разнообразием тем. Вас могут спросить о детстве, о творчестве, об отношении к тому или иному предмету / действию / поступку. Могут прозвучать вопросы, касающиеся истории театра и кино, режиссуры. Какого-то одного четкого списка нет. Преподаватели обычно исходят из личности собеседуемого. Главной задачей этого этапа является оценка морально-этических качеств абитуриента, его решительности стать актером, уверенности в себе, реакции на неожиданные повороты в беседе.
Важный совет, который мы можем дать абитуриентам на этом этапе — будьте искренними. Члены комиссии, которые будут с вами собеседовать — люди с огромным опытом. Вашу честность они обязательно оценят, а хитрость и утаивание не останутся для них незамеченными.
Творческие задания для поступления
Творческое задание абитуриентов актерского вуза состоит из трех частей, направленных на выявление всех возможных талантов испытуемого:
- Чтение отрывков из известных произведений.
- Актерское мастерство.
- Хореография и вокал.
На первом этапе творческого конкурса абитуриент должен зачитать отрывки из известных произведений:
- прозу;
- стихотворения и басни;
- монолог.
Специалисты рекомендуют подготовить 2-3 варианта для каждого из перечисленных видов. Вас попросят зачитать что-то одно на ваш вкус. И если вы поймете, что выбранный вами отрывок комиссии не интересен, можно будет прочесть другой. Умение быстро сориентироваться в такой ситуации будет отмечено специалистами.
Целью этого этапа является оценка голоса и дикции абитуриента, его умение увлечь слушателя, завладеть его вниманием.
На втором этапе проверяется актерское мастерство будущих артистов. Для этого испытуемым предлагается поставить этюд. В постановке обычно участвуют 2-3 человека. Тему, как правило, выбирают сами абитуриенты. Это может быть как фрагмент из известного произведения, так и сценка из повседневной жизни.
Это задание позволяет комиссии оценить актерские данные ребят, увидеть их харизму и природное обаяние, то, как они умеют взаимодействовать со зрителем.
Еще один ценный совет от специалистов: выбирать близких по духу, возрасту и внешности героев. Это значительно повысит шансы вжиться в образ и произвести благоприятное впечатление на членов комиссии.
На третьем этапе абитуриенты представляют на суд преподавателей свои танцевальные и вокальные номера. Само собой разумеется, что вы должны хорошо петь и двигаться, чтобы пройти это испытание. А также заранее к нему подготовиться.
Для вокального номера рекомендуется выбрать классический романс или известную песню из советского кинематографа. Студенты театральных вузов утверждают, что члены комиссии негативно воспринимают современное творчество.
Задача этого этапа — оценить вокальные и хореографические способности абитуриентов, их пластику, умение двигаться и чувствовать ритм мелодии.
Нужно понимать, что отбор на актерские курсы очень серьезный. Преподаватели отличаются строгостью, они в любой момент могут прервать ваше выступление, сказав, что вы вузу не подходите. К такому раскладу нужно быть морально готовыми. Помните, что многие известные актеры смогли растопить сердца членов приемной комиссии только со 2-ой и даже 5-й попытки.
Что учитывается при поступлении
Большое внимание педагоги театральных вузов уделяют следующим качествам и параметрам абитуриентов:
- Считается, что возраст не играет особой роли при поступлении в театральный вуз. Но это не совсем так. Педагоги отдают предпочтение молодому возрасту, буквально — вчерашним школьникам.
- Внешность — едва ли не самый главный критерий выбора. Но ошибочно думать, что учитывается именно внешняя привлекательность человека. Преподаватели оценивают мимику, проникновенность взглядов, ищут в лицах абитуриентов некую изюминку, способную поразить зрителей.
- Что касается пола, то юноши находятся в гораздо более выгодном положении, чем девушки. Объясняется это просто — девушек, желающих освоить актерское мастерство, в несколько раз больше, чем парней. В театральных вузах почти всегда ощущается дефицит представителей мужского пола, поэтому члены комиссии могут быть к ним лояльнее.
- Под сценическим талантом подразумевается умение абитуриента перевоплотиться в своего персонажа, те задатки настоящего актерского мастерства, которые позволят педагогам увидеть в молодом человеке перспективного артиста.
- Наличие у актера харизмы или личного обаяния — обязательное условие успешной карьеры. Поэтому педагоги пристально наблюдают за абитуриентами, надеясь найти в них те самые качества, которые будут влюблять в себя зрителя.
- Эмоциональность — тоже важное качество для актера. Причем не столько его собственная внутренняя эмоциональность, сколько умение вызвать бурю чувств в других. Преподаватели оценивают, насколько то, что дают им абитуриенты на творческом испытании, откликается им эмоционально.
- Умение красиво и эффектно двигаться, уверенные движения на сцене, пластичность, хорошая физическая подготовка — все эти навыки на пользу перспективному актеру.
- Профессия актера — это не просто хорошо поставленная сценическая речь и умение воплощаться в нужный образ. Актеры театра должны уметь петь и танцевать. Для них важно чувство ритма. Последнее творческое испытание как раз позволяет преподавательскому составу понять, есть оно у абитуриентов или нет.
- Образование хоть и занимает последнее место в этом списке, тем не менее, важно. В театральный вуз, как и в любой другой, можно поступить только после 11 класса или закончив среднее специальное учебное заведение.
Полезные советы
Дадим еще несколько советов, которые помогут вам правильно подготовиться к процессу поступления:
- Педагоги не любят эпатаж и наигранность. На собеседование и творческое испытание желательно одеться просто, но со вкусом. Девушкам не стоит делать слишком яркий макияж и вычурные прически. От слишком высоких каблуков также следует отказаться. Ваша задача — максимально ярко проявить свой актерский талант, не отвлекая внимание преподавателей на внешние атрибуты.
- Импровизация — это здорово, но когда речь идет о поступлении в вуз, мы советуем все же уделить должное время качественной подготовке к творческим экзаменам. Как бы вы не были уверены в себе, на вступительных экзаменах абсолютно все испытывают сильное волнение. И в этом случае лучше иметь заранее продуманную стратегию, чем некстати впасть в ступор.
- Будьте искренними и для творческого испытания выберите те произведения, которые вам действительно близки. Члены комиссии обязательно почувствуют ваше неравнодушие к теме и эмоциональность.
- Не секрет, что у каждого вуза есть определенные типажи актеров, к которым он тяготеет. Внимательно изучите и проанализируйте этот момент и свою внешность. Имеет смысл подавать документы в тот вуз, куда вы подходите по внешним данным, нежели годами штурмовать другое учебное заведение.
- При поступлении вам сильно пригодятся такие качества как спокойствие и собранность. Если твердо решили поступать в театральный вуз, начинайте тренировать их заранее.
Другие направления в театральном институте
В театральном вузе учат не только профессии актера. Здесь можно стать режиссером, сценаристом, декоратором и т. д. Одной из самых популярных является профессия режиссера.
Профессия режиссера
Режиссер — это главный человек в теле-, киноиндустрии, эстрадном и цирковом искусстве. Профессия творческая и интересная.
Режиссеры отвечают за постановку фильмов, театральных представлений, музыкальных видеоклипов и т. д. Это главные люди на съемочной площадке. Они полностью руководят процессом съемок и принимают активное участие в «около» съемочных моментах:
- пишут сценарии;
- подбирают актеров;
- руководят работой сценаристов, операторов, художников по костюмам и декораторов;
- контролируют процесс монтажа.
Условия поступления
Поступить на режиссера еще сложнее, чем на актера. Помимо всего того, что нужно сдать абитуриенту при поступлении на актерскую специальность, будущий режиссер сдает еще письменную работу. Тему поступающие узнают непосредственно перед написанием. Это может быть план постановки известной сцены или целой пьесы. Будущим режиссерам могут дать задание — составить список указаний для актеров, ассистентов, художника по костюмам, декоратора, композитора и т.д.
Вместо актерского этюда, абитуриенты, желающие стать режиссерами, сдают практическую режиссуру. Им предлагается поставить этюд на заданную тему. Чаще всего это какое-нибудь известное классическое произведение. В постановке абитуриента-режиссера принимают участие абитуриенты-актеры. Педагоги таким образом оценивают фантазию, вкус и лидерские качества будущих режиссеров.
Стоит ли поступать в театральный институт
Поступать или не поступать в театральный вуз, решать только вам. Вы единственный человек, который точно знает, нужно вам это или нет.
Мы лишь хотим, чтобы за блеском софитов этой чудесной профессии, вы понимали, с чем вам придется столкнуться в действительности. Минусы актерской деятельности:
- Трудное поступление в учебное заведение.
- Сложный процесс учебы, когда приходится совмещать подготовку к теоретическим дисциплинам с бесконечными репетициями.
- Долгий и тяжелый путь к славе, который, к сожалению, удается не всем.
- Низкие зарплаты рядовых актеров.
- Эмоциональная усталость.
При условии, что вы безмерно верите в себя и чувствуете в себе силы покорить весь мир, обязательно пробуйте. В большинстве случаев только уверенные в себе люди добиваются желанного успеха.
В какие вузы поступать на актера и режиссера
В 2023 лучшими в нашей стране по праву считаются театральные вузы Москвы и Санкт-Петербурга:
- ВГИК имени С. Герасимова;
- Высшее театральное училище имени М. Щепкина;
- ГИТИС;
- высшая школа МХАТ;
- Театральный институт имени Б. Щукина;
- Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения;
- РГИСИ;
- Санкт-Петербургский государственный университет.
Сюда приезжают поступать будущие актеры со всех уголков нашей страны. Конкурсы в этих учебных заведениях огромные, а поступить достаточно сложно. Альтернативой могут стать региональные актерские вузы, пусть не такие известные, но с меньшим числом претендентов на одно бюджетное место.
Студенты-актеры и студенты-режиссеры помимо интересных профильных предметов изучают общие дисциплины: иностранный язык, экологию, социологию и т.п. Если вдруг за обилием репетиций и студенческих постановок у вас не остается времени на учебу, смело обращайтесь за помощью к экспертам образовательного ресурса Феникс.Хелп.
Тинейджеры, которые хотят поступить в университет на актера или режиссера, должны пройти творческий конкурс. А также предоставить результаты ЕГЭ по ряду предметов. Мы расскажем о том, что нужно для поступления на актера или режиссера. Рассмотрим список необходимых предметов. А также условия, которые нужно соблюсти для удачного прохождения творческого конкурса.
Об особенностях поступления в ВУЗ на актера или режиссера
Чтобы поступить в университет на эти специальности, недостаточно только лишь иметь хорошие баллы по ЕГЭ. Да, они тоже важны. Но основной приоритет отдают актерским навыкам абитуриента. Подростку предстоит сдать творческий конкурс на высокий балл. Только в этом случае он сможет поступить на желаемую им специальность.
Критерии, по которым абитуриентов отбирают в университет
Для того, чтобы тинейджера взяли в театральный университет, он должен обладать рядом важных характеристик. В частности, учитывается:
- Образование подростка. Чтобы начать учиться в театральном университете, тинейджер должен в обязательном порядке закончить школу. Также принимаются абитуриенты, которые закончили колледжи, техникумы.
- Возраст подростка. Поступить в театральный университет можно в абсолютно любом возрасте. Однако, комиссия пропускает, в основном, молодых людей.
- Внешность. Она в сфере актерского мастерства очень важна. При этом, не имеется в виду красивое лицо (хоть это тоже важно). Главное, чтобы внешность у актера была яркой. Она должна запоминаться. Актер должен обладать собственной изюминкой. С помощью которой он будет овладевать вниманием зрителей. Например, у тинейджера может быть необычная мимика, глубокий взгляд, а также смешные черты лица. С помощью которых у подростка будет получаться вызывать эмоции.
- Обаяние. Актер в обязательном порядке должен им обладать. Для того, чтобы вызывать симпатию у зрителей. Тинейджер должен обладать врожденной харизмой. Чтобы людям было интересно следить за ним из зала. Если вышеназванное у подростка имеется, то комиссия заметит это. И у тинейджера появится больше шансов для того, чтобы поступить в ВУЗ.
- Чувство ритма. Задача актера — быть развитым не только в актерском мастерстве, но и в других направлениях. Тинейджеру предстоит исполнять песни, а также принимать участие в номерах, в которых задействованы танцы. Соответственно, подросток должен обладать хорошим чувством ритма. В этом случае он сможет освоить все сопутствующие направления искусства.
- Внутренняя эмоциональность. Она очень важна. Это качество проявляется в том, как актер может сыграть роль. Достаточно ли эмоционально он это сделает для того, чтобы задеть зрителя. Спровоцировать у него эмоции. А также сделать так, чтобы он поверил в организованное на сцене.
Готовиться к творческому конкурсу нужно за несколько лет до него. Если у тинейджера есть предрасположенность к актерскому мастерству, то отдайте его в театральный кружок. Там он сможет развить вышеназванные навыки. И ему будет проще поступить в университет.
Этапы поступления в театральный университет
Рассмотрим основные туры, через которые подростку предстоит пройти, когда он будет поступать в театральный университет. Всего их три.
Первый тур
На первом этапе подростку предстоит отправиться на сдачу ЕГЭ. Затем, тинейджеру предстоит предоставить результаты экзаменов комиссии университета. Список предметов, необходимых для поступления, рекомендуем узнавать на сайте ВУЗа. В данный момент от абитуриентов требуют сдавать ЕГЭ по русскому и литературе.
Второй тур
На следующем этапе подростку необходимо будет посетить коллоквиум. Он представляет собой испытание, проводящееся внутри ВУЗа. В ходе коллоквиума для подростка проведут собеседование. Во время него ему будут задавать различные виды вопросов. В частности:
- По какой причине вы хотите учиться в театральном университете?
- Осознаете ли вы, в чем заключается суть выбираемой вами профессии?
- По какой причине вам захотелось стать актером?
- Как вы видите себя в качестве актера? Какие перспективы вы видите для себя?
Посоветуйте подростку отвечать на поставленные перед ним вопросы максимально искренне. Не лгать. Подростку нужно учитывать, что члены комиссии — преподаватели с многолетним стажем. Они смогут довольно быстро понять, что им лгут. Соответственно, делать этого не нужно. Иначе, шансы тинейджера на поступление могут значительно снизиться.
На втором этапе подростку нужно будет коротко представить себя. Поведать о том, по какой причине он решил заниматься актерским мастерством. Во время рассказа комиссия смотрит на то, насколько нравственным человеком является подросток. И то, насколько этически развитым он является.
Третий тур
На этом этапе подростку необходимо будет успешно сдать 3 испытания. Они будут творческими. Испытания эти очень важные. От них напрямую зависит, пройдет тинейджер отбор или нет.
Испытания — следующие. Первое — это речь. Второе — актерское мастерство. Третье — танцы и вокал.
Подробнее об испытаниях
Рассмотрим каждое из испытаний более подробно:
- Речь. На этом этапе тинейджеру предстоит рассказывать комиссии различные произведения. В частности, ряд басен, проз, стихов, а также пьес. Изучать тинейджеру необходимо только отрывки произведений. Желательно, по несколько отрывков на один жанр. Бывает такое, что комиссии не нравится выбранный тинейджером отрывок. Соответственно, его могут заставить рассказать другой (из того же жанра). То есть, если комиссии не понравилась басня, тинейджер рассказывает другую. На этом творческом испытании комиссия сможет посмотреть, какая у тинейджера дикция. Достаточно ли хорошо у него развит голос. И то, насколько хорошо он подает материал.
- Актерское мастерство. На этой части творческого конкурса тинейджеру необходимо будет продемонстрировать комиссии этюд. Количество его участников составляет от двух до трех человек. В этюде можно использовать абсолютно любые элементы сюжета. Как выдуманные подростком, так и существующие в определенном произведении.
- Танцы, а также вокал. Абитуриент в обязательном порядке должен продемонстрировать комиссии вокальный номер. Также, он должен станцевать. В качестве песни рекомендуем подбирать популярную мелодию из любого распространённого советского фильма. Также, подросток может отдать предпочтение классике — романсу. Современные песни лучше не брать, поскольку преподаватели относятся к ним крайне негативно.
Это все, что нужно для поступления на актерскую специальность.
Как поступить в университет на режиссера?
Чтобы поступить в университет на режиссера, тинейджеру предстоит пройти творческий конкурс. Он подразделяется на пять этапов. Однако, перед этим подростку нужно сдать Единый Государственный Экзамен по русскому и литературе. После чего его ждет пять этапов:
- Актерское мастерство. Во время этого испытания абитуриенту необходимо продекламировать ряд произведений. Они должны иметь сразу несколько направлений.
- Режиссура (практика). Здесь тинейджеру будет предложено срежиссировать сценку. На заданную предварительно тематику. В частности, тинейджеру могут предложить поставить определенное классическое произведение. Или же зарисовку из мюзикла. Подростку предстоит управлять абитуриентами специальности «Актерское мастерство». Говорить им как и что сделать. То есть, заниматься прямыми обязанности режиссера на съемочной площадке.
- Письменная работа. Здесь тинейджеру предстоит расписать план того, как он поставит пьесу на определенную тему. В частности, будущему специалисту предстоит прописать, что делать актерам, художникам и композиторам.
- Коллоквиум. На этом этапе подростку предстоит продемонстрировать свои знания по специальности. Рассказать о режиссуре, культуре. А также продемонстрировать то, что он знает о драматургии. И театральной критике. На этом этапе комиссия проверяет то, насколько интеллектуально развит абитуриент. И то, умеет ли он образно мыслить.
Отправляться поступать на режиссера без подготовки не рекомендуется. Скорее всего, у тинейджера ничего не получится. Чтобы поступить, необходимо начинать готовиться к творческому конкурсу заранее. Хотя бы в начале десятого класса. В этом случае у тинейджера есть все шансы для того, чтобы успешно поступить в университет.
На платформе Vikids вы можете:
Почитать похожие статьи
Задать вопрос на Форуме
Как поступить в театральный вуз или высшее училище — вопрос, мучащий тысячи талантливых людей, стремящихся реализовать свой творческий потенциал на сценах великих театров и в кинематографе. Однако, это весьма сложная задача, требующая полной самоотдачи и осознания того, что с первого раза конкурс не проходили даже самые знаменитые артисты. Поступление в театральный институт совершенно отличается от поступления в любой другой вуз. Баллы по ЕГЭ здесь играют самую последнюю роль, поскольку основное внимание уделяется результатам творческих экзаменов. Чем же должен поразить абитуриент своих экзаменаторов?
Содержание
- Критерии отбора кандидатов в театральный вуз
- Отборочные туры при поступлении
- Первый этап
- Второй этап
- Третий этап
- Как поступить на режиссера
Критерии отбора кандидатов в театральный вуз
Что нужно, чтобы поступить в театральный и какими качествами должен обладать поступающий? Во время проведения творческого конкурса педагоги оценивают абитуриентов по ряду основных параметров, среди которых:
- Образование. В театральный вуз могут поступить только абитуриенты, окончившие 11 классов либо выпускники техникумов и колледжей.
- Возраст. Как правило, возраст не имеет значения, но все-таки чаще всего экзаменаторы отдают предпочтение более молодому поколению.
- Внешние данные. Это один из самых важных критериев, который никак не подразумевает красивое лицо. Будущий актер должен обладать яркой, запоминающейся внешностью, иметь свою изюминку, способную поразить сердца зрителей. Это может быть и своеобразная мимика, или глубинный проникновенный взгляд, или же смешные черты, присущие комику.
- Сценическое обаяние. Также не следует путать с внешностью и красотой. Под этим понятием подразумевается та харизма и талант, благодаря которым людям интересно наблюдать за артистом, любоваться им. Именно за счет этих качеств абитуриент может зарекомендовать себя в качестве перспективного актера.
- Чувство ритма. Известно, что актер должен быть талантлив абсолютно в любом направлении. На сцене ему приходится и петь, и участвовать в танцевальных номерах, поэтому будущий артист немыслим без чувства ритма, которое также очень важно для постановки правильной дикции.
- Внутренняя эмоциональность. Здесь педагоги оценивают способность поступающего задеть своей игрой зрителя, вызвать в нем эмоциональный всплеск и смешанные чувства, заставить поверить его в действительность происходящего.
Если вы отвечаете данным критериям, то ваши шансы поступить на актерский в театральный вуз значительно возрастают. Однако, важно помнить, что на творческих конкурсах отсеивается множество талантливых личностей, поэтому будьте готовы к тому, что вам не раз придется доказывать свое мастерство.
Отборочные туры при поступлении
Чтобы понять, как поступить в театральное высшее училище, необходимо проанализировать экзаменационную процедуру, которая состоит из трех этапов.
Первый этап
Вам необходимо сдать ЕГЭ и предоставить его результаты в приемную комиссию вуза. Для поступления в театральный обязательными предметами являются русский язык и литература.
Второй этап
На этом этапе предстоит пройти внутреннее испытание коллоквиум, представляющий собой собеседование, на котором вам будут задавать различные вопросы, например, такие как:
- Почему вы хотите поступить в театральный вуз?
- Понимаете ли вы суть профессии?
- Почему вы решили стать артистом?
- Каким актером вы себя видите?
На собеседовании рекомендуется отвечать на вопросы искренне, поскольку педагоги — опытные специалисты и сразу смогут распознать фальшь.
Необходимо вкратце рассказать о себе, о своем детстве и отрочестве, о том, как вы осознали свою потребность в творчестве. Основной целью такой процедуры является раскрытие не столько культурологических и искусствоведческих познаний, сколько нравственных и этических сторон абитуриента.
Третий этап
Вам будет предложено пройти три творческих испытания, которые являются наиважнейшим этапом при поступлении в театральный. При вынесении своего вердикта экзаменаторы в первую очередь руководствуются результатами именно этого испытания, которое включает в себя три задания:
- речь,
- актерское мастерство,
- танцы и вокал.
Рассмотрим каждый из творческих экзаменов подробнее:
- Речь. К данному испытанию абитуриент должен подготовить и заучить несколько отрывков из прозы, басни, пьесы или стихотворения. Во время экзамена вас попросят рассказать отрывок на ваш выбор, но при этом педагогам может не приглянуться зачитываемый вами фрагмент. Именно для этого стоить подготовить сразу несколько произведений, чтобы при необходимости зачитать другой кусок. Здесь проверяется ваша дикция, голос, умение подать материал зрителю.
- Актерское мастерство. Данное испытание предполагает постановку этюда: обычно в нем принимают участие 2-3 человека. Комиссия допускает любые темы для зарисовок, то есть можно использовать как сюжет из известного произведения, так и ситуацию из повседневной жизни.
- Танцы и вокал. Поступающие заранее должны подготовить вокальные и танцевальные номера. Для песенного экзамена лучше всего выбрать классический романс либо знаменитое произведение из советского кино. Опыт бывших абитуриентов показывает, что комиссия скептически относится к современному репертуару. Также вам необходимо заблаговременно придумать танцевальный номер.
Итак, ЕГЭ, собеседование и три творческих экзамена, это то, что нужно для поступления в театральный на актерское искусство.
Как поступить на режиссера
Процесс поступления на режиссерский факультет несколько отличается от актерского отделения. Будущим режиссерам предлагается пройти пять этапов:
Экзамены по таким дисциплинам, как литература и русский язык (формат ЕГЭ).
- Актерское мастерство (практическое испытание). На данном этапе поступающий должен зачитать несколько произведений различной направленности. Здесь также проверяются импровизационные способности к игре в сценических этюдах, ощущение ритма и музыкальность.
- Практическая режиссура. Абитуриенты должны поставить этюд на предлагаемую тему. В качестве темы может выступать классическое произведение или музыкальная зарисовка. В импровизированной постановке принимают участие абитуриенты-актеры. На этом испытании комиссия проверяет изобретательность, инициативность, вкус и фантазию будущих режиссеров.
- Письменная работа. Темой данного задания может стать план постановки определенной сцены или пьесы. Могут потребовать составить указания актерскому составу, композитору и художнику.
- Коллоквиум. Предполагает оценку знаний абитуриента в области режиссуры, культуры, театральной критики и мировой драматургии. Здесь проверяются интеллектуальные способности абитуриентов и их навыки к образному мышлению.
Если вы уж твердо решили поступать в театральный, то начинайте готовиться за год или за два до предполагаемой попытки. Готовиться к поступлению можно как с репетитором, так и самостоятельно. Обязательно много читайте одной школьной литературной программы недостаточно.
Помните, что заниматься театральной деятельностью по расписанию нельзя. Театром занимаются всегда или не занимаются вовсе.
инструкция для практического применения
Автор: Игорь Афончиков.
Здравствуйте, друзья!
Я давно уже обещал написать этот пост, и вот наконец-то он предлагается вашему вниманию.
Сегодня можно встретить огромное количество рекомендаций по поступлению в театральное училище. Причина проста – все хотят заработать на поготовке вас к поступлению. К сожалению, не очень беспокоясь, что от их «советов» во многом зависит ваша дальнейшая актёрская судьба.
Как правило, все рекомендации построены лишь на подборе и технической подготовке чтецкого материала, которые вроде бы и определят ваш успех на экзаменах в театральном училище.
Однако, из-за не глубокого понимания темы и собственной интерпретации авторов, эти рекомендации у меня вызывают ассоциацию с Сольери, который с помощью математики пытался сочинять музыку. Надеюсь, помните, что из этого вышло… Он убил Моцарта.
А от некоторых опусов даже наворачиваются слезы. К сожалению, не от радости…
Не буду скрывать, раньше я тоже следовал по такому пути от своей неопытности и меркантильности, но сейчас стараюсь не подаваться алчныму соблазну и горе популярности. И мои последние рекомендации выглядят уже более… профессиональными и толковыми, что ли…
Но, не будем об этом. Цель сегодняшнего поста заключается совсем в другом. Сейчас я поделюсь с вами реально проверенными способами поступления в театральные училища, которые во многих случаях действительно работают.
Итак, вы приняли решение стать драматическим актёром или актрисой театра и кино. А мамам, папам и другим близким и дальним родственникам не удалось отговорить вас от этой бредовой идеи. Следующим этапом в достижении вашей мечты станет поступление в театральный ВУЗ или, в простонародье, — театральное училище. И самое важное, прохождение творческого конкурса.
И сразу же масса вопросов: Что такое творческий конкурс? Из чего состоит? Как к нему готовиться? Какую лучше брать прозу, стихотворения и басни? Каков критерий выбора? Сколько они должны быть по времени? Как надо выглядеть и что надеть? Какие они — эти экзаменаторы, проводящие конкурсный отбор? Злые или добрые? Что могут попросить дополнительно сделать и зачем?
Ай…Ой… ПАНИКА!!!
Куда бросаться? К кому обращаться за помощью? Что делать? Ха… ха… Извечный русский вопрос.
УСПОКОЙТЕСЬ!
Прежде всего — успокойтесь и расслабьтесь. Сейчас во всем разберёмся. «Релакс», как говорил мой Учитель — Феликс Михайлович Иванов.
Сначала, что такое творческий конкурс, зачем нужен и с чем его едят.
Творческий конкурс — обязательный экзамен во всех театральных училищах нашей страны.
Что бы понять, что это такое, представьте себе набор сито для просеивания муки. Каждое последующее сито имеет отверстия меньшего диаметра.
Творческий конкурс точно такой же набор, состоящий из предварительных просмотров — собеседования, нескольких туров, ещё их называют прослушиваниями, пластического экзамена и коллоквиума — разговора с художественным руководителем и педагогами будущего курса.
Количество этапов в наборе и их предназначение может меняться, например добавится вокальное прослушивание, или пластический заменят на танцевальный. Это зависит от характера обучения в училище и пристрастий руководителя курса. Каждое сито в наборе нужно для выявления способностей и природных данных необходимых в актёрской профессии. И как следствие, отсев абитуриентов не пригодных для обучения.
К слову. Пройдя один из этапов, не думайте что вас взяли и вы счастливый обладатель выигрышного билета. Нет. Это только начало марафонской дистанции и до конца ещё очень далеко. Но Вы, дойдёте. Я в этом уверен.
Продолжим. Теперь о каждом этапе подробнее.
Предварительные просмотры.
Всё начинается с предварительного просмотра. На этом этапе происходит самый большой отсев желающих стать актёрами, но и требования здесь самые мягкие. Ваша задача просто привлечь к себе внимание, выделиться из общей массы поступающих. И как результат, получить допуск к первому туру конкурса.
Во многих училищах такой первичный отбор проводят студенты выпускного курса, ассистенты педагогов, стажёры или вторые педагоги. Мастера и ведущие преподаватели очень редко присутствуют на прослушивании. Но бывают исключения.
Как же сделать так, что бы на вас обратили внимание?
Вы должны чем-то отличаться от всех в вашей двадцатке, десятке или пятерке. Для этого все средства хороши. Стеснятся не надо. Всё как на рынке. Вы товар. А любой продавец знает, что покупателя в начале привлекает лишь вид продукта, а уж потом вкус. Пробовать вас будут потом. На турах.
Теперь вы решили, что у вас нет внешних данных для актёрской профессии? Не очень красивы и слишком полноваты? А как же тогда Евгений Павлович Леонов, Алексей Николаевич Грибов, Фаина Георгиевна Раневская, Татьяна Ивановна Пельтцер и Инна Михайловна Чурикова? Прямо скажем не красавцы. Однако их смело можно отнести к разряду великих актеров. Они слава русского театра и наша с вами гордость.
Маленькое пояснение: на курсе нужны студенты с разными внешними и внутренними данными. Разными. И желательно в двух, а то и в трёх экземплярах, на случай болезни или отчисления одного из учеников. Учтите, что руководитель и педагоги курса должны поставить дипломные спектакли, а для этого нужны исполнители различных амплуа. Поэтому не переживайте. На этот «ковчег» берут всяких: высоких, низких, толстых, худых, красивых и … не очень.
Советую посмотреть по MTV или в интернете сериал «Топ модель по Американски» с Тайрой Бенкс. Даже в модельном бизнесе побеждают разные. Включая саму Тайру, у которой очень проблемная нижняя часть тела.
Итак, на этапе предварительных прослушиваний самое главное верный настрой, правильно подобранный чтецкий материал и хороший внешний вид — одежда, причёска и для девушек грамотный make-up (макияж).
О чтецком материале чуть позже. Сейчас о настрое и внешнем виде и его использовании.
Настрой.
Психологическая настройка на творческий конкурс самый важный элемент вашей подготовки.
Начать её надо с работы с воображаемыми образами, проще говоря, с фантазиями. Представьте себе прохождение экзамена, как уже свершившийся факт с положительным для вас результатом. Эти представления должны быть яркими и очень реалистичными. Со всеми подробностями, включая запахи, звуки, музыку, голоса людей и машин, действиями, которые совершают люди в ваших образах. Добавьте к этому ещё и вкусовые ощущения. Картинка должна быть полной, как в 3D кинотеатре.
Приступить к этой подготовке надо недели за две перед предварительным прослушиванием, чтобы выработать в себе устойчивую установку на победу, как на промежуточную цель в вашей актёрской карьере, и отношение к поступлению в училище, как самому радостному событию в вашей жизни. Рекомендую, повторять этот тренинг как можно чаще. Хотя бы один раз в день.
Во время самого же конкурса перед чтением вашего материала рекомендую нюхать что-то с сильным, но приятным запахом. Это поможет вам удержать верный настрой в такой нервной обстановке.
Кстати, Иннокентий Михайлович Смоктуновский нюхал апельсины на репетициях «Идиота». И это ему очень помогало.
К слову. Обратите внимание, что в большинстве случаев в училище принимают людей, пришедших на экзамен за компанию с друзьями, чтобы только их поддержать. Настрой таких поступающих был самый правильный. Их в этот момент интересовал процесс поступления друзей, а не свой собственный результат. Вот такое отношение и помогло им максимально проявить на конкурсе свой природный потенциал.
Теперь о внешнем виде и его использовании.
Одежда.
Одежда, как впрочем, причёска и make-up должны по возможности скрывать недостатки и выявлять достоинства.
Для девушек. Платья, юбки, блузки. И ни каких брюк или брючных костюмов, маек и выглядывающих из под одежды бретелек лифчиков. Так одеваться будете потом, когда поступите в училище. Верх рекомендую с длинным рукавом. От волнения сосуды сужаются и нарушается кровоснабжение. Руки выглядят синюшными. Лучше их прикрыть. Не надо слишком глубоких вырезов на груди и декольте. В приёмной комиссии много женщин. Ваша грудь может оказаться лучше чем у них. И поступление для вас закончится фиаско. Но если приём проводят мужчины, то блузку лучше иметь с пуговицами.
Все педагоги люди и ничто человеческое им не чуждо.
Низ должен показать, что у вас есть ноги. Длина лучше классическая, пять-десять сантиметров ниже колен. У кого проблема с ногами — длина до щиколотки. С мини юбками и разрезами поосторожней, рекомендации такие же, как и с декольте. Вообще, на мой взгляд, лучше платье свободного кроя до колен или чуть ниже. Цвет и рисунок на одежде может быть любой. Желательно пастельных тонов. Избегайте рисунка в горох, очень мелкой и пёстрой клетки и слишком больших и очень мелких цветов. От них рябит в глазах и раздражает уже уставших педагогов. Идеально подходит средняя полоска. Но надо помнить, что вертикальная удлиняет фигуру и подходит для не высоких и полных, а горизонтальная полнит и визуально делает фигуру короче. Запомните это и применяйте с умом.
Молодым людям с хорошей пропорциональной фигурой подойдёт слегка приталенный верх с длинными рукавами. Это может быть рубашка, водолазка или на худой конец толстовка. Желательно не пёстрых расцветок, и без картинок и надписей на груди. Рубашки «гавайского» типа и майки не подойдут. Ребятам с не стандартной фигурой надо использовать одежду в полоску, создающую иллюзию гармоничной фигуры. Рекомендации такие же, как и для девушек.
Низ — лучше брюки, а не джинсы. Они должны быть свободного покроя, чтобы не выпячивалось ваше мужское достоинство. Демонстрировать его надо девушкам в постели, а на педагогам. Но решать вам.
Теперь, хитрость. В одежде важна деталь. Яркая, броская, которой нет у других и которую можно быстро поменять. Шаль, палантин, шарф или пояс для девушек. Галстук, шейный или нагрудный платок для мальчиков. С собой их нужно взять несколько штук и менять в зависимости от того, как одеты другие в вашей десятке. Также, в крайнем случае, можно использовать кофту, свитер и пиджак. Саму одежду не меняйте, особенно на турах. Педагоги могут вас не вспомнить.
Волосы.
Причёска должна открывать ваше лицо, особенно глаза. Как говориться, глаза — это зеркало души и основное выразительное средство актера. Для ребят и девчонок. Убирайте с глаз чёлки! Они очень раздражают педагогов в приёмной комиссии.
Для девушек. Откройте шею и уши, если с ними нет явных проблем (очень большие или слишком оттопырены).
Теперь хитрости. Длинные локоны вдоль лица помогут спрятать большие скулы. Сброшенные вперёд на грудь — короткую шею. Приподнятая на начёсе чёлка — маленький лоб, слегка приспущенная — слишком большой.
Заколите волосы в пучок или приберите в хвост если большинство девушек в вашей десятке с распушенными, и наоборот распустите если с короткими.
Для ребят. Волосы могут быть любой длинны, но не под ноль и не длиннее линии плеч. И ни каких грязных, сальных патл. Волосы должны быть чистыми, причёска приличной и слегка небрежной.
Если все мальчики в вашей группе причёсаны — то слегка взъерошите волосы. Если наоборот, прилижите слегка намочив водой. Делайте это быстро прямо перед входом в аудиторию для прослушивания.
Make-up
Девушкам. Макияжа почти не должно быть… видно. Он должен быть предельно натуральным. Многие девушки делают на лице боевую раскраску ирокеза. Наложите тон и подчеркните глаза.
Ребятам. Затонируйте на лице прыщи и фурункулы. Для вас это всё.
Советую заглянуть в интернет на специализированные сайты за более подробной информацией.
Туры.
Вот теперь вас начнут «пробовать» по полной, но вы не робейте — прорвёмся.
На этом этапе происходит самый жёсткий отбор будущих студентов. И к нему надо придти хорошо подготовленным. Здесь надо показать все свои данные, весь природный потенциал: харизму, эмоциональность, органику. Всё на что вы способны и даже больше. На турах, их обычно три, правда могут быть и дополнительные, надо рисковать и идти до конца. Второго шанса может не быть. Надо поразить сознание членов приёмной комиссии, удивить их до глубины души.
Как это сделать?
С помощью верно подобранных и очень хорошо прочитанных прозы, стихотворения и басни.
Критерий выбора чтецкого материала один, и я в этом убеждён, — он должен быть вам близок по духу и эмоционально вас волновать. Нет. Не просто нравиться, а должен вас волновать, волновать до глубины души. И эти переживания должны быть абсолютно искренними.
Сделанный по школе с репетитором не прокатит. Вас раскусят. То, что материал деланный, опытные педагоги видят сразу. В комиссии сидят не первый год и за это время навидались разного. Их задача найти алмаз не гранёный, а вы им пытаетесь фальшивую бижутерию втюхать. Пусть отлично сделанную, но не настоящую. Кому это понравиться?
Поймите. Важно не то, как правильно вы читаете, с акцентами или без, держите люфтпаузу или нет, где ставите ударения. Этому вас научат в училище. Важно то, что раскрывает в вас это чтение. А это — ПРИРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ! Раскрытие его важнее всего. Запомните это.
Поэтому очень советую прочитать книгу Питера Брука «Пустое пространство». Она есть в электронном виде в интернете. Там об этом целая глава.
Только такой подход к чтецкому материалу приведет к успеху и вы будете читать его идеально.
Теперь, почему именно проза, стихотворение и басня? Секрет прост.
Проза или прозаический отрывок. Помогают увидеть в вас способность создавать в своём воображении и передавать слушателям визуальные картинки того, о чём вы говорите. Возможность притягивать к себе внимание зрителей, так называемая манкость. А также умение вести мысль к её логическому завершению.
Стихотворение. Выявляет степень вашей эмоциональности и чувство ритма.
Басня. Показывает на сколько вы свободны, а так же способность быстро перевоплощаться и быть другим. При чтение басни очень важно быть органичным и ничего не изображать.
Рекомендации:
Не берите слишком длинные отрывки прозы. Лучше возьмите несколько по полторы минуты максимум разных по характеру и по жанру. Уверяю вас, дольше слушать не будут, а если попросят продолжить, у вас будет что-то ещё. Отрывок должен быть с одним сильным и очень ярким событием где-то посередине, и обязательно чтобы было начало и конец.
Не надо искушать судьбу монологами из пьес. Особенно Шекспиром. Уровень материала пока не ваш. Не потянете.
Стихотворения подбирайте небольшие. Лирические, героические, трагические, драматические, любовные, но только не философские. Эмоции нужны, господа, эмоции!
Не читайте произведения не от своего пола. Молодые люди выбирайте стихотворения и прозу для мужчин, а девушки для женщин. Иначе, это может вызвать странные вопросы. И слушается это ужасно.
Басни лучше взять И.Крылова или С.Михалкова , не советую брать Эзопа. Он более труден из-за перевода.
И ещё раз повторю. Проза, стихотворения и басни должны вам не просто нравиться, а вызывать в вас эмоциональный отклик. Это ключ к успеху.
Да, и читайте, как последний раз в жизни. После этого, хоть потоп.
На турах вам также могут предложить выполнить какое-то задание. Например, удивить или напугать присутствующих, пройтись вприсядку, залезть на стул и кукарекать, открыть воображаемую банку консервов в которой сидит живая змея.
Всё это для того, что бы определить степень вашей свободы и воображения, реактивность работы вашего мозга. Здесь надо просто отпустить себя и сделать первое, что придёт голову — оно и будет верным.
Угадать, как надо правильно, вам не удастся, поэтому не надо пытаться угодить педагогам. Действуйте, а уж потом думайте, как животное. Вернее, как первобытный человек. Доверьтесь интуиции. Она подскажет вам правильный путь.
Экзамен по движенческим дисциплинам нужен для проверки координации и рабочих качеств вашего опорно-двигательного аппарата.
Одежду для этого экзамена можно взять попроще, но лучше темного цвета. Подойдут футболка с длинным или коротким рукавом, спортивные штаны, кроссовки или джазовки. Для танца — туфли для девочек и ботинки для мальчиков на небольшом каблуке.
Учтите, если вы прошли основные туры, этот экзамен чистая формальность. Его иногда используют для отсева спорных абитуриентов. Надеюсь, вы такими не являетесь. Правда, есть упёртые сцендвижисты и сумасшедшие педагоги по танцу. Так, что всё равно будьте начеку.
А вот экзамен по вокалу дело посерьёзней. Особенно, если художественный руководитель тяготеет к музыкальному театру. Здесь рекомендация может быть только одна — ПОЙТЕ! И желательно, хорошо пойте.
Коллоквиум, как я уже говорил, это разговор с художественным руководителем и педагогами будущего курса для выяснения вашего культурного уровня и насколько желание стать актёром или актрисой в вас сильно и осознано. На самом деле, напоминает больше интервью. Вопросы и ответы.
Сразу оговорюсь, художественный руководитель и педагоги заинтересованны в наборе способных студентов. Отношение к ним самим и новые наборы на их курсы сильно зависят от того, кого они выпускают и сколько из них востребовано в будущем. Воспринимайте их учитывая выше сказанное. Они ваши добрые друзья, а не враги.
Поэтому ведите себя спокойно и отвечайте с достоинством, не спеша. Не надо кокетничать и кривляться. Если не знаете, что ответить, лучше переспросите. Будет время подумать.
Напоследок несколько советов.
Готовиться к поступлению надо хорошо. Ваш психофизический аппарат должен быть в рабочем состоянии на протяжении всего творческого конкурса, а это не просто.
Для этого надо все время накапливать эмоции и тратить их только на экзаменах.
Поэтому не вступайте в ссоры и конфликты, не бегайте на дискотеки и шумные вечеринки с друзьями, не пейте алкоголя и не употребляйте всякие там энергетики.
Пить надо чай, лучше зелёный или простую воду.
Пища должна быть натуральной и богата углеводами. Эмоции очень энергозатратные вещи.
Старайтесь высыпаться, но не пересыпайте.
Слушайте музыку, лучше джаз.
Смотрите классическое кино. Советую смотреть старые комедии.
Это важно. Заряжает вашу эмоциональную подушку.
На конкурс возьмите с собой бутылку простой воды, она не позволит образоваться сухости во рту. Не берите сладкие напитки, энергетики и соки. Слюна во рту станет вязкой и при чтении половина букв исчезнет.
А также надо взять пяток леденцов типа «Бон-Пари». Съев конфету за пять минут до входа в аудиторию для прослушивания, вы резко повысите уровень углеводов в вашем организме. Это даст вам новый прилив сил.
Если вдруг прямо перед чтением вы почувствуете, что рот высох и онемел, слегка прикусите кончик языка. Сразу всё пройдёт. Кусайте осторожно! Язык ещё пригодится.
Желаю вам поступить в театральное училище и, тем самым, начать учиться актёрской профессии. Удачи вам на творческом конкурсе.
P.S. В следующий раз мы с вами затронем тему актёрских тренингов. И будем мы это делать по самым прогрессивным методикам. Вы знаете, какие техники и упражнения надо использовать? Тогда, узнаете.
Оставайтесь со мной и цените друг друга!
Ваш Игорь Афончиков.
Чтобы поступить в ВУЗ на актера необходимо предоставить приемной комиссии результаты единого государственного экзамена, который подразумевает сдачу двух предметов: русского языка и литературы.
Если вами было принято решение стать студентом театрального института, необходимо пройти активную подготовку, чтобы к моменту поступления вы смогли набрать наибольшие баллы в данных предметах.
❕Однако хорошо знать русский язык с литературой требуется, чтобы стать студентом театрального вуза только с опосредованной стороны. Актёры всегда считались творческими людьми. Хорошая сдача творческих экзаменов имеет главное значение. ❕
Как выбрать ВУЗ?
Самое важное при поступлении правильно выбрать ВУЗ, в котором вы будете постигать все высоты в актерском искусстве. Наиболее важными критериями считаются следующие нижеописанные факторы.
- Основным критерием можно считать оценка своих сил. Если у вас не большой запас знаний, а также уровень сценарного искусства на среднем уровне, то следует присмотреть те, где имеется наибольший набор по бюджетной и платной программе обучения.
- Если вы планируете поступать по платной программе обучения, то тогда следует смотреть на стоимость, которая во многих учебных заведениях может быть разной. Стоимость зависит от города, статуса университета, а также профессионального педагогического состава. Например, стоимость в МГУ имени М. В. Ломоносова достигает 500 тысяч рублей в год, в то время как в КГИК (Краснодар), можно пройти обучение за 175 тысяч/год.
- Также другим немаловажным критерием считается конкурс на место. Такой параметр очень тесно связан с популярностью ВУЗа, но при этом иногда может быть такое, что в престижном будет 1 место на 20 человек, а в менее популярном 1 на 50, и тогда встает вопрос о целесообразности подавать документы в тот или иной ВУЗ.
Мы рекомендуем производить подачу документа и готовится к своему поступлению сразу на несколько университетов, используя наши критерии, которые были описаны выше.
У каждого студента имеется право на подачу документов в 5 вузов по 3 программы в каждом из них. Если вы популярный и целеустремленный молодой человек, то тогда у вас есть все шансы на поступление в один из университетов.
Этап собеседования
До того, как приступить к сдаче творческого задания, абитуриент должен обязательно пройти этап собеседования. Во время его прохождения экзаменаторы задают много вопросов по разным темам. Спрашивают про детство, творчество, отношение к предметам, действиям, поступкам. Также члены комиссии спрашивают что угодно.
Общий конкретный список для всех отсутствует. Чаще всего учитывают, какую личность представляет собой собеседник. На этом этапе дают оценку моральным и этическим качествам абитуриентов. Педагоги ценят их решение пойти учиться на актёра, уверенность в собственных силах, реакцию при неожиданном повороте беседы.
Для абитуриентов имеет значение давать искренние ответы. У педагогов, которые составляют комиссию, есть наличие большого опыта. Им всегда нравится, когда дают честные ответы. Они всегда заметят, если человек хочет утаить информацию или сказать неправду.
Какие есть виды творческих заданий при поступлении?
В творческом задании есть три части, с помощью которых определяют талант тех, кто поступает в учебное заведение.
- Разрешается читать отрывок известного произведения.
- Проверяют уровень актёрского мастерства.
- Хореографию с вокалом.
Когда проходит первый этап в творческом конкурсе, абитуриенты читают отрывок выбранного ими известного произведения. Это может быть:
- проза,
- стихотворение и басня,
- монолог.
Для каждого названого вида рекомендуют от двух до трех вариантов. Могут попросить, чтобы зачитали отрывок по желанию. Иногда становится понятно, что комиссия совершенно не интересуется выбранным отрывом. Потому в таком случае стоит перейти на исполнение чтения иного произведения. Специалисты сразу заметят, если абитуриенту удаётся исправить такое положение. На этом этапе оценивают голос с дикцией. Абитуриент должен заинтересовать слушателей.
❕Акцент на проверку актёрского мастерства делают во время второго этапа. Здесь необходима постановка этюда. Потребуется участие двух или трех человек. Сначала самому абитуриенту нужно определиться с темой. Для этого пользуются обычными жизненным сценками. Советуют делать выбор такого героя, который будет близок по духу абитуриенту. С помощью этого приёма можно быстрее слиться с образом. Комиссия непременно оценит использование такого подхода в деле. ❕
Когда начинается третий этап, даётся оценка танцевальных и вокальных номеров, которые показывают студенты. Понятно, что надо иметь навык в пении и движениях. Потому необходимо начинать подготовку более рано.
Чтобы исполнить вокальный номер, рекомендуют отдать предпочтение классическому романсу или известной песни, которые вышли в советском кинематографе. В театральном вузе студенты говорят, что к современному творчеству часто относятся плохо в комиссии.
Абитуриенты должны быть пластичными и гибким в движениях. Чтобы попасть на актёрский курс, надо серьёзно относиться к подготовке. Педагоги часто проявляют строгость. Иногда они прерывают выступления. При этом говорят, что абитуриент не подходит. Нужно иметь моральную подготовку к такому случаю. Некоторым даже очень известным актерам удалось пройти все испытания только на второй или пятый раз.
Какие моменты будут учитывать во время поступления?
Театральные комиссии учитывают наличие нескольких моральных качеств. Ими являются следующие моменты.
☑ Считают, что, если поступают в театральные вузы, возрасту не отдают особенного значения. Однако это неверное мнение. Члены в комиссии смотрят на любой возраст.
☑ Другим критерием при выборе является черты внешности. Однако неправильным будет мнение, когда считают, что могут взять только красивых людей. Преподавателями даётся оценка мимике, проникновенности взглядов. Абитуриент должен обладать некоторой изюминкой, которая удивит каждого зрителя.
☑ Немаловажным критерием также считается то, что поступить на театральный ВУЗ у юношей гораздо выше шансы, чем у девушек. Объясняется такая тенденция тем, что набор у девушек гораздо выше, чем у парней. На одно место у девушек могут претендовать 100 человек.
☑ Сценический талант. В этом случае подразумевается умение будущего студента перевоплощаться в того персонажа, которого он выбрал для своего выступления. Именно это позволяет показать, насколько артист перспективный в глазах преподавателей.
☑ Харизма и эмоциональность также обязательные критерии для артистов. Харизма позволяет влюбить в себя зрителей, а эмоциональность показывает бурю чувств и эмоций, которые были заложены артистом в данной ситуации.
Именно такие моменты будут учитываться при поступлении, а также прохождении испытаний абитуриентами.
Думаю, нет ни одного человека, который бы не любил кино или театр! У каждого из нас есть свои кумиры, «любимчики». А вы знаете, что стать актером или певцом непросто? Для этого нужно иметь не только профильное образование, но и талант!
Притом стоит отметить, что с талантом люди рождаются, но обрести и развить со временем его тоже возможно, было бы желание и наклонности. Сегодня мы расскажем о становлении театральной личности и об особенностях поступления в театральный ВУЗ.
Этап №1. Развиваем талант
С детства каждый из нас проявляет особый интерес к той или иной сфере. Если ребенку нравится выступать на публике (именно выступать, а не закатывать истерики и «концерты» перед родителями), то стоит задуматься: как развить его талант? Можно заниматься дома самостоятельно, изучив различные ролики, отдать ребенка на специальные курсы, записать в театральный кружок и пр.
Сейчас мы расскажем о самых простых и эффективных упражнениях, позволяющих раскрыть актерский талант:
Упражнение №1. Воспроизводим сцену из любимого фильма, мультфильма, спектакля.
Здесь важно не просто повторить реплики актеров, но и «сыграть» за них, показав эмоции. Важно не подражание, а «собственный стиль», индивидуальность актера, то, как он видит и чувствует.
Упражнение №2. Снимаем себя на камеру.
Хотите оценить собственные «пробы», тогда снимите это на камеру. В этом случае можно посмотреть на себя со стороны, определить сильные и слабые черты, с какой стороны лучше сниматься, правдоподобна ли игра или нет и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Упражнение №3. Читаем один и тот же стих в разных амплуа.
Чтобы научиться быстро перевоплощаться, не обязательно заучивать массу «сценариев», речь разных героев. Одно и то же произведение можно прочитать по-разному. Достаточно включить фантазию и представить, кем Вы являетесь: моряком, заложником, героем, хулиганом или плачущей девочкой и пр. Многое зависит не от текста, а от образа.
Упражнение №4. Дикция и интонация.
Актер должен четко, громко и внятно, эмоционально произносить свою речь. Поэтому важно поставить дикцию и уметь управлять речью. Для этого достаточно потренироваться с помощью скороговорок: читать их с разной скоростью и разной интонацией.
Этап №2. Выбираем театральный ВУЗ и подаем документы.
Поступление в театральный ВУЗ специфично. Здесь практически обесцениваются результаты ЕГЭ. Особое внимание приемная комиссия уделяет творческому вступительному испытанию, где важно показать все свои знания, навыки, таланты и пр.
Сама по себе процедура поступления, по сути, стандартна. Абитуриент обращается в приемную комиссию, подает документы, затем проходит вступительное испытание (зависит от выбранного профиля), преодолевает конкурсный отбор и зачисляется в ВУЗ.
Каждое образовательное заведение устанавливает собственные требования к абитуриентам: проходные баллы, разрабатывает задания для вступительного экзамена и пр.
Выбирая театральный ВУЗ, нужно объективно оценить свои силы и возможности. В частности, здесь необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, пройти небольшое собеседование, а затем показать свой истинный талант на творческом экзамене.
Творческий экзамен проходит в три этапа: нужно представить басню или стих, отрывок из какого-либо произведения. Также комиссия может попросить исполнить какую-либо песню, танец, задать вопросы, затрагивающие литературу, драматургию, театр, музыку и пр.
Самые популярные театральные ВУЗы России
Театральный институт им. Б. Щукина
Помимо результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе, абитуриенты проходят следующие дополнительные испытания:
- Актерское мастерство: Предполагает небольшое выступление: игра актера, произведение может быть выбрано абитуриентом самостоятельно или из утвержденного ВУЗом перечня. Здесь целесообразно прочитать стих, отрывок из басни и л прозы, исполнить небольшой этюд и пр.
- Собеседование: призвано оценить знания и навыки поступающего лица, наличие таланта, призвания.
Нередко экзаменаторы просят исполнить танец или песню, чтобы определить пластичность и вокальность абитуриента.
Для подготовки к собеседованию ВУЗ публикует на своем сайте перечень предметов или список литературы, с которым нужно ознакомиться.
Школа-студия МХАТ
Здесь творческое испытание проходит в три этапа:
- Оценка голоса и дикции посредством прослушивания абитуриента: чтение стихотворений басен ил отрывков из позы. Обратите внимание, что поступающему нужно подготовить по три произведения каждого жанра.
- Оценка музыкального слуха и таланта: здесь придется исполнить песню или небольшой фрагмент. Экзаменаторы оценят, как сильно «медведь наступил на ухо» исполнителю, музыкальные способности абитуриента, умение перевоплощаться и соответствовать музыке и пр.;
- Оценка пластичности: предполагает исполнение танца.
Важно отметить, что к вступительным испытаниям и конкурсному отбору абитуриент попадает только после успешной сдачи творческого экзамена.
Российский университет театрального искусства ГИТИС
Здесь абитуриентам предстоит не просто предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, но и пройти дополнительные вступительные испытания по указанным предметам. По русскому языку придется преодолеть небольшой тест и написать изложение (эссе), а по литературе — пройти устный экзамен
Творческий экзамен здесь представляет собой прослушивание абитуриентов:
- Чтение стихотворения, басни или прозы, монолога;
- Исполнение музыкального номера;
- Танец.
Оценке подлежат такие критерии, как дикция, эмоциональность, пластика, перевоплощение, импровизация.
После преодоления указанных этапов абитуриент должен пройти небольшое собеседование, на котором определяют знания в области этики культуры искусства.
На что смотрят члены приемной комиссии при оценке абитуриента?
Помимо указанных качеств: импровизация, пластичность, музыкальность, выразительность, на вступительных испытаниях в театральный ВУЗ экзаменаторам также важно рассмотреть индивидуальность, склонности (к какому жанру), внешние данные, работа со зрителем и пр.
Поэтому при подготовке ко вступительным испытаниям в театральный ВУЗ, абитуриенту нужно следовать следующим советам:
Рекомендация №1. Тщательно подбирайте произведение для чтения.
Здесь важно чтобы абитуриент понимал суть выбранного стихотворения/басни/прозы, представлял, как и что должно звучать и пр.
Рекомендация №2. Учимся скрывать недостатки или превращать их в достоинства.
Если вы картавите, часто моргаете, то это не беда. Например, можно «картавость» сделать вашей изюминкой, а не недостатком. Оцените свои способности и возможности, выделите слабые места и постарайтесь их так обыграть, чтобы они показались достоинствами или не были так очевидны.
Рекомендация №3. Спокойствие, спокойствие и еще раз спокойствие.
Перед экзаменом и выступлением, конечно, все волнуются. Важно взять себя в руки, сконцентрироваться на «номере» и выложиться на все 100%.
Рекомендация 4. Подготовка к поступлению.
Речь идет не о сдаче ЕГЭ, а о развитии таланта. Здесь можно заниматься самостоятельно или с репетитором, посещать различные кружки и секции. Главное, начать подготовку заблаговременно, так как раскрыть способности, развить их за короткое время удается далеко не всем.