Как проходит экзамен в школе приемных родителей

Алина и Антон (имена изменены по просьбе героев — прим. ред.) из Челябинска недавно прошли Школу приемных родителей и ждут, когда опеку над двумя девочками можно будет переоформить в удочерение. Алина признается: поначалу они рассматривали Школу как формальность — нужно отсидеть 72 урока, иначе детей не дадут.

Но с первых занятий они поняли, что ошибались — информация в Школе оказалась очень полезной, причем не только для людей, готовящихся взять ребенка из детского дома, но и для родителей как таковых.

— В ШПР (Школа приемных родителей — прим. ред.) очень много разбирают ситуации из неблагополучных семей. Таких детей с рождения не брали на руки, они не видели мамы. Если они попадают в семью, то «откатываются» на тот возраст, когда попали в детский дом. Это заметно по возрастным потребностям, поведению. Например, начинают вести себя капризно, «как лялечка». К этому нельзя быть готовым, пока не попадешь в подобную ситуацию. Нам с нашими девочками (детям 4 и 5 лет — прим. ред.) просто повезло — у них очень молодая мама, она родила их рано, они здоровы. Детям до 2-3 лет в принципе хватило маминого внимания — она их любила, как могла, занималась с ними, но, видимо, не справилась с трудностями, — говорит Алина.

По словам Алины, старшая девочка попала в детдом в три года, и сейчас, в 5 лет, у нее идет та стадия психоэмоционального развития, которая обычно к трем годам заканчивается. Она может измазаться краской и, не умывшись, лечь спать, а младшая в свои четыре года очень хочет побыть лялькой — чтобы ее носили на ручках и кормили с ложечки.

В Челябинской области работают 28 школ приемных родителей. Прежде чем туда попасть, родители обращаются в органы опеки с пожеланием принять в семью малыша. После этого практически одновременно запускается четыре процесса: кандидаты собирают документы (о жилищных условиях, доходах, здоровье, отсутствии судимости и пр.), проходят психологическое тестирование, параллельно им ищут ребенка, и зачисляют в школу. Там родителей консультируют психологи, социальные педагоги, юристы и педиатры. Взрослые пишут конспекты, эссе, разбирают на тренингах конкретные ситуации и собирают материалы, которые потом пригодятся в новой жизни — от контактов специалистов до собственноручно написанных сказок.

— Мы разбираем конкретные ситуации: почему девочка отказывается надевать новые туфли? Почему мальчик может выйти с приемной мамой на улицу, подойти к любой тете и с ней уйти? В психологии, как в математике, на эти вопросы есть точные ответы, — объясняет руководитель Школы приемных родителей центра «Надежда» Виктория Капустина.

Корреспондент «Хороших новостей» смог попасть на одну из лекцию для родителей, но не на тренинг — по словам специалистов, это бы усугубило и без того непростую атмосферу. Например, очень часто речь идет о родственной опеке. Как правило, в этих случаях отношения внутри семей очень сложные и требуют длительной терапии. Бабушке тяжело признать, что она плохо воспитала дочь и поэтому вынуждена брать под опеку внука. Тётям детей нередко стыдно, что в трудную минуту они не поддержали сестер, сложилась определенная ситуация и теперь они в Школе приемных родителей.

Правда, есть и условно «успешные» кандидаты, которым трудно поверить, что эти маленькие дети пережили так много страданий.

— Благополучным людям нелегко понять и принять, каково это, когда весь мир против тебя. Об этом говорили психологи из Санкт-Петербурга: их исследования показали, что уровень стресса у детей-сирот, попавших в спецучреждение, такой же, как у мирного жителя, попавшего под бомбежку. Поэтому детям плохо дается учеба — представьте, что вы идете по темному лесу, где из каждого куста на вас может выпрыгнуть дикий зверь и съесть вас. А рядом с вами кто-то идет и диктует: «по английски слово «дружба» будет вот так». Конечно, вы ничего не запомните, потому что вы думаете только о том, как спастись, — говорит Виктория Капустина.

По словам психолога Школы, Валентины Жеребкиной, задача замещающей семьи в первый год дать ребенку как можно больше эмоционального тепла. Если это происходит, он начинает постепенно «оттаивать», однако это может проявляться очень бурно. Ребенок кричит, рыдает, ведет себя странно, но родители должны понимать, что это норма. Просто раскрываются накопленные травмы. Такие состояние нужно просто пережить, потом всё будет хорошо.

— Когда в семье появляется ребенок, это всегда кризис, выход из зоны комфорта, даже когда это рождение ребенка. Есть такие случаи, когда люди считают, будто приемный ребенок позволит им заполнить пустоту, найти смысл жизни и самореализоваться, но это абсолютно не так. Принимающая семья сама должна быть очень ресурсной. Каждый родитель должен быть готов к тому, что полтора-два года он будет только отдавать, у него внутри должно быть много того, чем он будет делиться все это время, — говорит Валентина Жеребкина.

Идеальные кандидаты на роль замещающих родителей — это семейная пара в возрасте 30-35 лет (можно и старше, но разница между приемным ребенком и родителями не должна быть больше 40 лет — прим. ред.). У них есть успешный опыт воспитания кровных детей, они эмоционально устойчивы, но не безэмоциональны. Успешны в профессии и супружеских отношениях, а главное — готовы помочь детям, потому что потребности у приемных детей — примерно такие же, как у всех, но есть особенности проживания этих потребностей и их удовлетворения.

— Вот взять хотя бы потребность в пище: в детских домах она вроде бы удовлетворяется, а на самом деле? Мы с вами захотели сегодня на завтрак съесть одно, завтра — другое, а наши дети (в Центре — прим. ред.) едят то, что им предлагается по меню, у них нет выбора — так что, по сути, потребность до конца не удовлетворяется. Отсюда может происходить специфическое пищевое поведение: все, что есть, нужно быстро съесть, как бы впрок, особенно какие-то «вкусняшки». Даже когда дети попадают в семью, такое поведение может продолжаться — это запускаются какие-то генетические программы выживания. Так устроена психика ребенка — уверенность в будущем у них есть, если есть значимый взрослый, — говорит Валентина Жеребкина.

Отметим, что даже если, отучившись 72 часа и получив «добро» у психологов и органов опеки, кандидаты решают повременить с принятием ребенка в семью или вообще отказаться от этой затеи, специалисты Школы все равно считают это победой. Люди приобрели определенный опыт, который пригодится им в жизни, а сироты не рискуют быть преданными еще раз.

Продолжение следует.

30 октября прошла итоговая аттестация в Школе приемных родителей. Свидетельство о прохождении подготовки вручено 15 выпускникам, успешно сдавшим итоговый экзамен. Коллектив преподавателей и члены аттестационной комиссии поздравляют выпускников и желают стать самыми лучшими родителями.

Для того, чтобы волнений по поводу аттестаций стало меньше хотим еще раз рассказать о процедуре аттестации.

Для сведения, порядок проведения аттестаций подробно изложен в договоре, который заключает центр «РУБУС» и слушатель ШПР. С Положением о проведении аттестации также можно ознакомиться в Центре, а даты аттестаций посмотреть на сайте во вкладке «Школа приемных родителей».

Аттестация проводится для того, чтобы определить степень усвоения курса занятий и выявить готовность гражданина к приему ребенка на воспитание. Гражданин выбирает форму аттестации: собеседование либо экзамен. В индивидуальном порядке аттестуемый отвечает на 3 вопроса, которые предварительно предоставляются для подготовки.

Аттестацию проводит комиссия, в которую входят представители органов опеки и специалисты Центра. Ведется протокол, с которым гражданин знакомится в этот же день, также ведется видео и аудиозапись, это делается для того, чтобы можно было решить спорные вопросы.

В случае успешного прохождения аттестации вручается Свидетельство. Если гражданин показал недостаточное владение материалом, то комиссия может рекомендовать повторное (не более 1 раза) посещение занятий и пересдачу.

Каким бы спокойным ни был человек, перед ответственным днём всегда начинаются переживания. Существуют правила, с помощью которых удастся успешно пройти любую аттестацию, экзамены, которых в жизни много: профессиональные аттестации, сдача на водительские права, экзамены на курсах.

  1. Подготовьтесь к ответственному дню. Чтобы успешно сдать экзамен, расценивайте его не как что-то «страшное» и ответственное, а как метод достижения цели.  Представьте, что документ уже у вас в руках, и это существенно улучшит моральный настрой.
  2. Настройтесь позитивно. Перед сдачей экзамена важно найти баланс между волнением и стрессом. Если небольшое волнение, обеспечивающее организм дозой адреналина, поможет выйти победителем из любой ситуации, то стресс и паника только навредят. Чтобы не нервничать слишком много, уделите внимание питанию и сну.
  3. К аттестации надо подготовиться. Тщательно проработайте вопросы для экзамена. Воспользуйтесь материалами лекций.
  4. Во время аттестации сохраняйте внутреннее спокойствие. Человек, который четко и уверенно произнесет несколько тезисов, будет выглядеть гораздо лучше, чем тот, кто долго и сбивчиво пытаться рассказать как можно больше. При ответе на вопросы используйте свое обаяние, старайтесь контролировать ситуацию и не терять самообладания.

Экзамен в ШПР в каком-либо учреждении — бесценный опыт. Он дает понять самому себе: сможешь или остановись.

Часть 1. Зачем экзамен в ШПР?

Читать все записи в блоге Aston Martin

5 лет назад. Столько лет прошло, как мы сдавали экзамен в ШПР.

«Родительский мост» в Петербурге — для меня уникальный фонд, и не только благодаря харизме его сотрудников-психологов, преподавателей и, конечно, президенту Марине Левиной.

Пока учишься в ШПР, тебя «раскручивают» на всевозможную стрессоустойчивость (так же поступали и в органах опеки, в ожидании вернусь я или нет), провоцируют «ссоры» с психологами, что выявляет все твои слабые стороны.

Но потом… Потом начался настоящий интересный и захватывающий курс, на который хотелось лететь с работы через все пробки города. Основная масса людей в группе — интересные люди (от «простых смертных», до людей, добившихся значительных высот в бизнесе), со своей судьбой, с которыми остались приятные и дружеские отношения.

Как и любая ШПР, наша заканчивалась экзаменом в одном из учреждений города, где, кстати, я и забрал через какое-то время своего первого сына (младшего).


Мы долго готовились к экзамену, придумывали сценарий для детей. Красили засушенные ветки деревьев в серебро и золото и вкапывали их в горшки для какой-то сказки. Наши девчонки (и женщины) на занятиях в школе все мечтали, что им попадется на экзамене именно «их» ребенок по возрасту и предпочтениям..

Это оказалось «рулеткой». Дети были более старшего возраста, кто-то с особенностями. И мне, похоже судьба,  пришлось проводить все задуманное по сценарию с девочкой 8 лет с зелеными ногтями. Кстати, именно эти зеленые ногти сразу дали мне повод для непринужденной беседы с ребенком, потому что почти все, как только вышли к нам дети, впали в ступор.

Одной женщине «достался» супергиперактивный мальчик, который просто извивался у нее в руках, и ей буквально приходилось его оттаскивать за ногу, чтобы он не убежал. Он просто не мог сидеть на месте.

А мы за время экзамена должны были наладить контакт с ребенком, узнать что-то о нем, построить замок из картона, украсить дерево, которые мы привезли, какими-то игрушками и после этого все это добро выставить в круг. И да… После — подарить подарки.

После начала всего этого процесса боковым зрением видел, что девушка с тем самым мальчиком пребывает в шоке. Видел, как мальчик вдруг остался один. Девушка через какое-то время, как оказалось, ушла из зала, где все это проходило, и слегла с давлением на скамейку в коридоре. Бедный парень бегал по залу как ошалелый.

Пробегая рядом, я прямо за ногу его схватил и усадил рядом с девочкой с зелеными ногтями. Рядом кропотливо собирающая замок девушка (которая также «сдавала экзамен»), сунула мне в карман конфеты. Именно этими конфетами, набив рот, парень отвлекся от беготни.

Через минуту психолог из ШПР, которая наблюдала это действо, подошла ко мне и шепнула на ухо: «Берешь его на себя».

Дальше мне казалось, что я как человек-оркестр. Двое детей, два замка, два дерева, а голова-то у меня одна. После этого мероприятия дико болела шея и спина. Казалось, шея отваливалась.

После оглашения итогов психологом, уже без детей, услышав в конце ее монолога фразу: «И у нас сегодня есть, конечно, герой», пульс в голове ослаб.

Выйдя оттуда, сразу заболело горло, забило нос. Доехал домой с «кашей« в голове и гулом. Меня вырубило до вечера.

Экзамен в ШПР в каком-либо учреждении — бесценный опыт. Он дает понять самому себе: сможешь или остановись.

  • Подписаться

Портал changeonelife.ru — крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает
тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет.
Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

Поддержать портал

Shuriken

Выкладываю сканы моих ответов тестового задания. Там очень интересная система оценки. Учитываются только правильные ответы, неправильные не учитываются. Разумеется, очевидным решением будет поставить галки везде. Но тут уже «члены комиссии» могут засовмневаться в «знаниях» кандидата. при этом количество неправильных галок для таких «сомнений» нигде не прописано, но правило «сомневаешься — ставь» я всёже советую применять. Вопросы составлены с ловушками и зачастую весьма расплывчато. По этому бланку работают все ШПР Москвы, к нему есть ключ, по которому старятся правильные ответы. Проверяющие ШПР в первую очередь смотрят эти бланки и насколько их проверка соответствует ключу (который, бггг, первоначально сам был неверный, потом исправили)
Адекватность вопросов прошу не обсуждать — это вопрос к адекватности составителей. Занятия в той ШПР, где я был вообще никак не коррелировали с вопросами бланка. Это были скорее некие общие курсы родительской компетенции с начальными знаниями по психологии. Все занятия вела одна и та же сотрудница детдома из «социальной службы», только на первые занятия один раз пришёл сотрудник из местной опеки и ещё на одно — врач из присоединённого дома ребёнка, больше иных тренеров не было.
Лист 1

Разумеется, без знаний что такое «семейная система» воспитание ребёнка невозможно! А вы знаете, что это?
Про «семейные правила и традиции» долго пытался угадать социально желательный ответ, и мне это удалось :)
Просьба и предупреждение — ДЕСТРУКТИВНЫЕ методы воспитания, помните!
А депривация можнет быть материнской, но не может быть отцовской, такая вот дискриминация депривации :)
Лист 2!

RAD — как суслик. Ты видишь его? Нет. А он — ЕСТЬ! Так и здесь. Размытой привязанности, оказывается, не существует.
Трудное поведение в процессе адаптации? Нет такого, если верить тесту. Правда, непонятно про что тут половина постов…
Вопрос 7 — это как раз вопрос-ловушка. Я проверяльщиков я просил уточнить формулировку. Вроде бы, очевиден ответ, который я поставил, однако это НЕПРАВИЛЬНО! Надо было ставить не только «вся семья», но и поставить галки напротив всех остальных ответов про детей и родителей, хотя они, в общем-то не являются правильными, т. к. они неполные. Но в ключе они «в совокупности» стоят как правильные. Конечно, не будь в бланке полного ответа, конечно я бы их отметил, но имея исчёрпывающий вариант ответа, мне и в голову не пришло отмечать ответы неполные.
Лист 3

Оставим аопрос, зачем знать про контроль над усыновлёнными, допустим, опекунам, тут фишка в том, что контроль «в зависимости от ситуации» тоже верный, несмотря на то, что противоречит федеральному закону! В формулировке вопроса не указано, что опека может только «купить» право этого контроля, если усыновители согласятся на это, согласившись на усыновительские выплаты. Кандидат должен после обучения демонстрировать готовность на все виды контроля, независимо от формулировок!
12 вопрос, каюсь, не угадал. Но по-моему, это настолько ничтожная вещь — ведь если не собираешься бежать, всё равно скажешь опеке, когда и куда переезжаешь, не так ли? Это же не одного дня дело.
Лист 4

Не знаю, если ли в 17 и 18 ещё правильные ответы. Но мне кажется, что сами ситуации — когда малыш плачет неделями и школьник не аттестован по бОльшей части предметов — уже вызывают вопросы к педагогическим и родительским компетенциям принимающего родителя вообще, как такое в принципе возможно.
И последний лист

в 19 всё правильно сделал — НЕ отметил самые бредовые варианты.
Ну а в последнем ещё один правильный ответ — звонить в ментовку. Далее КДН, опека и так далее. До утра ждать, как это всегда делали — НЕЛЬЗЯ! Это тот случай, когда официальная наука не разрешает воспитывать детей так, как это требуется. Я уже молчу, что в общем-то прийти домой после 22.00 это скорее норма для подростка, тем более летом.
Вот такой вот тест! Надеюсь вам понравилось! Те, кто сейчас в московских ШПР — имейте в виду, запомните правильные и неправильные ответы. Иногда так бывает, что в конце занятий тренер просто диктует правильные ответы (учитывая бредовость опросника, я скорее ЗА это), но у нас это было только на юридическом блоке, я не записывал — был уверен, что тут-то проблем не будет, а вот как оказалось, не знаю в какой срок надо о переезде сообщать! 10 лет на одном месте живу и не знаю!
Если не сдал — мир не рухнет, хоть и пересдать нельзя. Надо ЕЩЁ РАЗ отсидеть весь курс, хоть в той же ШПР, хоть в другой. Число попыток не ограничено:)
И ещё. Корочка ШПР — отнюдь не пропуск в мир приёмного родительства. Опека на этапе выдаче заключения может запросить детдом, где проходили ШПР, на предмет «оценки личности кандидата». Если тренеры ШПР «за вас» — наверное, проблем не будет. А если у вас отношения не очень, или формальны — то «мы обязаны сообщить». Так что на всякий случай фильтруйте базар на тренингах и рефлексии.
По своей группе и тренеру могу сказать, что тренер скорее на моей стороне, несмотря на то, что я регулярно вызвал группу на жоские дискуссии. Но у нас группа была непростая. Т. к. я записался в утренню, то там из «обычных» кандидатов был ещё только ОДИН!!! человек (и то действующий опекун по родственной (!) опеке, его направила его опека), остальные были…. сотрудники этого же детдома! В перерывах между воспитыванием детей и «режимными моментами». Зачем? Их обязали пройти «кандидатский» курс в рамках повышения квалификации. Да-да, впервые с 2009 года, как ввели закон, только сейчас :) Но это отдельная история. Очень жоско мы сцеплялись на дискуссии вокруг лозунга Терновской «семья для ребёнка, а не ребёнок для семьи», который пошёл в массы в самых причудливых формах. Но всё было в рамках правил:)))

14.05.2017 14:05:03,

29 комментариев

Через 2 недели буду ставать итоговый тест. Волнуюсь очень. А теперь вообще почти в полуобмороке. Как думаете, сейчас такие же тесты или уже изменили? Вот бы ещё и ответы правильные узнать…
15.04.2022 00:16:08, Maus

Это вы автора не знаете, он непростой человек. все вы сдадите.

16.04.2022 21:11:33, Воин бобра со ослом

Спасибо за поддержку!
17.04.2022 16:48:39, Maus

[Cообщение удалено модератором на основании пункта правил:
-нецензурная лексика или оскорбительные для других участников высказывания
После 5-ти нарушений Вы будете переведены в режим чтения!]

17.04.2022 18:57:34, Воин бобра со ослом

так какие правильные ответы что проставить !!! нам сегодня дали именно такой же тест?
14.03.2019 22:18:44, елена

Изощренная хрень, а не тест. (((
15.05.2017 09:13:18, Elina

Хм, а почему в п.16 ответ 3, если в правилах предусмотрен закрытый список документов, которые подает кандидат?
15.05.2017 08:56:02, Яська1985

Shuriken

Это тоже некая ловушка. Дело в том, что ты сам подаёшь закрытый список, а вот опека уже за твоей спиной самостоятельно вправе запрашивать о тебе кого угодно.
15.05.2017 10:35:41, Shuriken

все правильно, она запрашивать может все что угодно, другое дело, что ей могут отказать те у кого она запрашивает. А именно запрашивать вполне имеет право.
15.05.2017 15:15:56, Нэцкэ

Интересно, она должна все это проделать в установленные 10 дней? Или «мы запросил, как ответят, так вам свое решение и скажем»?
15.05.2017 15:55:48, Яська1985

Shuriken

Если они примут решение не давать, то через 10 дней выдадут отписку, что «срок рассмотрения продлён», это же элементарно.
А вот придумать, на каком основании не давать и чтобы потом за это не огрести — это уже совсем не элементарно…

15.05.2017 16:37:47, Shuriken

вы ошибаетесь оба. запрашивать все что угодно может суд. опека должна принимать документы по законодательному списку- не более и не менее
15.05.2017 15:19:19, Ata

вы не понимаете значение слова «запрашивать». Оно обозначает «просить». Суд имеет право требовать и ему не могут отказать. Опека может «запросить»… а там уже на усмотрение того, у кого запрашивают, хочет даст, хочет не даст.
У меня вот опека запрашивала характеристику с работы, и я дала.. мне не жалко…. было бы жалко, не дала бы, а требования она не имела бы права.

15.05.2017 15:25:12, Нэцкэ

Мамамарина

Изощрённый некорректный тест.
14.05.2017 15:40:04, Мамамарина

Shuriken

Это официальный утверждённый тест для Москвы, все же его сдают как-то каким-то образом…
14.05.2017 15:41:37, Shuriken

Мамамарина

Для того, чтобы его сдать, надо знать систему начисления баллов. Если не поменяют после сканов, то у многих будет подсказка. А сколько надо плюсов на сдачу?
14.05.2017 15:45:05, Мамамарина

«Если не поменяют после сканов»..

быстро не поменяют, это же нужно разработать новые тесты, а значит государственный заказ на разработку, конкурс, заключение госконтракта, финансирование бла-бла-бла…
придумать новый тест в связи с дикредитацией старого — это ого-го-го сколько бюджетного бабла нужно и сколько попилить можно:)))


14.05.2017 15:53:39, Нэцкэ

Shuriken

Один плюс — один балл. Т. е. в одном вопросе можно набрать как сразу дофига баллов, так и всего один :) Надо по-моему, то ли 60 то ли 75 баллов. Ну неужели тут нет никого кто успешно проходил московскую шпр?
14.05.2017 21:30:20, Shuriken

[пусто]
14.05.2017 22:14:09

Я в 2013 проходила ШПР — этот тест не помню.
Все тесты оставляли впечатление разумных. И не смотря на их разумность, если бы на время прохождения ШПР я не была знакома с конкретным ребенком, которого собиралась забрать домой, я бросила бы и ШПР и всю затею с приемным родительством.
Настолько занятия в ШПР на меня произвели отрицательное впечатление.

15.05.2017 09:18:26, Elina

Shuriken

Требуется посещение занятий (пропуск не более двух, вне зависимости от причин) ПЛЮС!!! сдать этот тест.
14.05.2017 22:57:31, Shuriken

Так вам из-за пропуска занятий пришлось его сдавать?
15.05.2017 09:19:19, Elina

Shuriken

Нет, если бы я пропустил больше двух занятий — до теста вообще бы не допустили.
15.05.2017 10:36:38, Shuriken

[пусто]
14.05.2017 23:19:22

Так там в файле еще и правильные ответы имеются. Надо выносить в прикрепленный пост, чтобы кандидаты учили ответы :) А то я бы тоже завалила.
14.05.2017 23:31:25, не важно

Мамамарина

Вот и будет снова повод попилить.
[цензура] тест. Не пропустит незнакомых с системой, зато пройдут знающие подлецы.
Что-то чем дальше от окончания опеки, тем более злюсь на систему.

14.05.2017 16:27:08, Мамамарина

Слушайте, но почему обязательно, если знающие, то подлецы.

Для такого бредового теста только ответы заранее узнавать и вписывать желаемое.
Я бы его точно завалила. И ждал бы мой ребенок другую семью, в которую заранее не хотел идти.


15.05.2017 09:21:24, Elina

Мамамарина

К примеру. в том числе.
15.05.2017 10:24:04, Мамамарина

много хочется сказать, но слов нет. Кто-то себе придумал неплохую синекуру с возможностью дополнительных проплат.
14.05.2017 14:42:26, Sidera

Приложение
№ 1

Аттестационный
тест


Описание: данный тест
предназначен для кандидатов в замещающие родители, проводится по окончанию
изучения курса «Школа принимающих родителей».
Цель: проверка усвоения
материала.
Задачи:
1. проверить знания у кандидатов в замещающие семьи;
2. развивать память, мышление, речь;
3. прививать чувство ответственности, честности.

Инструкция: выберите правильный ответ, допишите или дополните
предложения

Ф.И.О., дата__________________________________________________________________

______________________________________________________________________

1) Приёмный ребёнок, находящийся
под опекой (
попечительством),
на общение с кровными родственниками: 

а)
имеет право; 
б) не имеет права.

2) Какой из этапов адаптации
считается самым критическим? 

а)
«Медовый месяц» 
б) «Уже не гость» 
в) «Вживание» 
г) «Стабилизация отношений»

3) Формы семейного устройства:

a) передача
в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под опеку или
попечительство, передача в приемную семью, передача, в случаях, предусмотренных
законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью; передача в
организации  для детей — сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей,
всех типов;

б) передача
в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под опеку или
попечительство, передача, в приемную семью, передача в случаях, предусмотренных
законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, передача в
детский дом семейного типа;

в) передача
в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под патронаж, под
опеку и попечительство, передача в приемную семью, передача, в случаях,
предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью,
передача в организации  для детей — сирот  и детей, оставшихся без попечения
родителей, всех типов;

г) передача
в семью на воспитание (усыновление/удочерение), передача под патронаж, под
опеку и попечительство, передача в приемную семью, передача, в патронатную
семью, передача в детский дом семейного типа, в организации  для детей — сирот 
и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.


4.Опека – это

а) форма устройства малолетних граждан (не
достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан),  и признанных
судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и
попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных
и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

б)передача малолетних и недееспособных
граждан на воспитание по решению суда или органов опеки и попечительства при
которой назначенные органом опекуны являются законными представителями
подопечных и совершают  от их имени и в их интересах все юридически значимые
действия;

в) форма устройства несовершеннолетних
граждан  в  возрасте от  четырнадцати до восемнадцати лет и граждан,
ограниченных судом  в дееспособности, при  которой назначенные органом опеки и
попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним
подопечным содействие в осуществлении  их прав и исполнение обязанностей,
охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих
лиц;

г) форма надзора над малолетними
гражданами, которые осуществляют  органы опеки попечительства.

5.Попечительство – это

а)
форма устройства
несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и
граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом
опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать
несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении
обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со
стороны третьих лиц;

б) форма устройства
несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и
граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом
опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать
несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении
обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со
стороны третьих лиц;

в) форма устройства малолетних граждан (не достигших
возраста четырнадцати лет
несовершеннолетних граждан) и
признанных судом недееспособными граждан;

г) форма устройства несовершеннолетних, а
также граждан, признанных нетрудоспособными.

6.Приемной
семьей признается

а) опека или
попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о
приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными
родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре;

б) опека или
попечительство над ребенком , которые осуществляются по договору о приемной
семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями
или приемными родителями, на срок , указанный в  договоре;

в) форма
устройства ребенка, которая осуществляются по договору о приемной семье,
заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или
приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре  и при которой законное
представительство не передается в полном объеме семье, взявшей ребенка на
воспитание;

г) форма
устройства ребенка, которая осуществляются по постановлению органов опеки и
попечительства и при которой законное представительство не передается в полном
объеме семье, взявшей ребенка на воспитание;

7) Патронатное воспитание это

а) форма
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при

которой законное
представительство не передается в полном объеме семье, взявшей

ребенка на
воспитание;

б) форма
устройства ребенка, которая осуществляется по договору о патронатном

воспитании,
заключаемому между органом опеки и попечительства и патронатным

воспитателем, на
срок, указанный в договоре и при которой законное представительство не
передается в полном объеме семье;

в) опека или
попечительство над ребенком или детьми, которое осуществляется по

договору о
патронатном воспитании, заключаемому между органом опеки и попечительства и
патронатным воспитателем, на срок, указанный в договоре;

г) временная
форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в
возрасте до 15 лет, при которой законное представительство не передается в
полном объеме семье, взявшей ребенка на воспитание.

8)
Предварительные опека и попечительство регламентируется

а)
Семейным кодексом РФ;

б)
Законом «Об опеке и попечительстве»;

в)
Гражданским Кодексом РФ;

г)
Законодательством субъектов РФ и семейным законодательством РФ.

9) Гражданская дееспособность наступает с
достижения

а)
15 лет;

б)
16 лет;

в)
14 лет;

г)
18 лет.

10) Какие нарушения в развитии проявляются у переживших
пренебрежение их основными нуждами

а)
умственная отсталость;

б)
психическая депривация;

в)  никаких.

11) Как
влияют переживания потери на поведение ребенка в новой семье? (выбрать 
правильные ответы)

а) никак не
влияет;

б)
ребенок вновь проходит все стадии переживания горя и утраты;

в)
ребенок может вести себя агрессивно, быть неуправляемым, провоцировать новых

родителей на
наказания;

г) 
ребенок может быть чрезмерно послушным, но его переживания горя и утраты у него
проявятся позже;

д)
у ребенка начинают проявляться задержки в развитии или даже регресс
(возвращение на более ранние этапы развития).

12)  Профилактика респираторных заболеваний

а)   закаливание;

в)   ношение
теплой одежды;

с)   исключение
из рациона охлажденных продуктов является.

13) Национальный
календарь прививок

а)   обязательным;

в)   добровольным;

с)   выборочным.

14) Частота приема
пищи дошкольника должна
быть:

а)   7 раз;

в)   5 раз;

с)   3 раза.

15) С какого периода начинается половое развитие ребенка? 
a)  ранний дошкольный возраст; 
б)  подростковый возраст; 
в)  младенческий возраст; 
г)  младший школьный возраст.

16) К трудному поведению ребенка
можно отнести:

а) «Становление образа я»;

б) курение;

в)
воровство;


17) На каком из этапов
переживания горя и потери ребенок бессознательно не воспринимает потерю
(разлуку) матери как реальную? 

a)
депрессия и вина; 
б) стадия гнева; 
в) шок и отрицание; 

г) принятие.

18) Соотнесите.
Физическое насилие_________
Сексуальное насилие (развращение)_____
Психическое (эмоциональное)
насилие_________

Пренебрежение нуждами ребенка_______

а) — открытое неприятие и постоянная критика
ребенка; 

— угрозы в адрес ребенка,
проявляющиеся в словесной форме; 

— замечания, высказанные в
оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; 

— ложь и невыполнение взрослыми
своих обещаний; 

— однократное грубое психическое
воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;

— унижение и насмешки, вызывающие у
ребенка негативные чувства по отношению к себе;

— угрозы бросить ребенка,
манипуляции: «Не любишь меня — уходи к другой маме», «Ты мне такой не нужен»;

— игра на чувствах ребенка.
б)  — преднамеренное нанесение физических
повреждений ребенку.

в) — отсутствие элементарной заботы о
ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется
угроза его здоровью или развитию;

-отсутствие должного внимания и
заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; 

— отсутствие адекватного возрасту и
потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

г) — вовлечение ребенка с его согласия и без
такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними
удовлетворения или выгоды. 

19. Адаптация ребенка в приемной
семье – это

а)  односторонний
процесс изменения приемного ребенка;

б)  двухсторонний
процесс изменения приемного ребенка и семьи;

в) трехсторонний
процесс изменения приемного ребенка семьи и социума.

20. Допишите ведущий вид
деятельности к каждому возрастному периоду.

а) период
новорожденности______________________________________________

б) раннее
детство_______________________________________________________

в) дошкольное
детство___________________________________________________

г) младший школьный возраст
(отрочество)_________________________________

д) подростковый возраст (юность)_________________________________________

21. Законным представителем
несовершеннолетнего  ребенка в замещающей семье является:

а) кровный
родитель;

б) опекун
(попечитель);

в) специалист
органа опеки и попечительства.

22. Контроль  за условиями жизни и воспитанием приёмных детей
осуществляют?

а) специалисты
центра помощи детям;

б) специалисты
органа опеки и попечительства;

в) специалисты
центра психолого – медико — социального сопровождения.

23. Возраст, с которого учитывается согласие самого ребенка
на передачу в замещающую семью:

а) 7 лет;

б) 10 лет;

в) 14 лет;

24. Какие
методы и приемы воспитания, способствуют преодолению «трудного поведения»
ребенка?

а)
Стимулирование положительного поведения;

б)
Запугивание ребенка;

в) Создание
ситуации успеха;

г)
Требование обещаний, что такое поведение больше не повториться.

25. Свидетельство, выданное в разных регионах
Российской Федерации, действительно на всей территории страны?

а) да;

б) нет.

Ключ.
1. а
2. б
3.  а

4. а
5. а

6. а

7. а
8. б
9. г

10. б.

11.б,в,г,д.
12. а

Правовые — а,в,д.

Психологические — б,г.
13. а

14. в
15. в
16. б,в

17. в

 18. Физическое
б
.   Сексуальное — г.    Психологическое — а.

Пренебрежение нуждами — в.

19.б

20. а — эмоциональное общение,

б
предметно-манипулятивная деятельность,

в — игра, г — учение,

д— трудовая деятельность,
общение.

21. б

22.б

23. б

24.а,в

25. а

Через день предстоит экзамен в ШПР. Вчера начала готовиться. А материала много. Читаю, все понятно. Но рассказывать тексты после прочтения не смогу. Переживаю, что не выучила все раньше. При записи сказали, что будут спрашивать строго. Кто сдал, как проходит аттестация? Нужно рассказывать по темам как в школе и институте на экзаменах или в форме беседы? На сколько заучивать этапы развития, физиологические особенности, особенности поведения и потребности или психологические проблемы детей, лишенных родительской заботы- отвержение, госпитализм и прочее..?

Аноним,

А у нас группа большая была. Когда-то лекция, когда-то слайды, когда-то игра.
Но вот с ходу назовите мне Типы нарушения привязанности.
В общем все понятно. Интересует , в какой форме аттестацию в Каравелле проводят. Как глубоко спрашивают ?
Например, признаки сформированности привязанности у ребенка и так из жизни скажу. этапы адаптации тоже. Но вот причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации. :wow: О чем вообще. С ходу не соображу.

Больше нет выпускников ШПР на сайте , как у вас аттестация проходила ?

Аноним автор темы:

Но вот причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации. О чем вообще

отсутствие эмоуионального отклика человека на попытки общения ребенка с миром и взаимодействия с ним. К примеру.

причина — раннее разлучение о значимым взрослым, отсутствие оного. Депривация по всем фронтам и так далее.

Аноним автор темы:

о вот с ходу назовите мне Типы нарушения привязанности.

избегающая, амбивалентная, симбиотическая.
есть промискуитетная еще ))).

На химмаше учились, у нас тест был. Преподаватель спец ушла, все друг у друга списали. Потом выдали бумажки распечатанные на цветном принтере (сертификаты). Вот и весь экзамен.

у нас тестирование на бумаге было и ситуационная задача, описать свои действия. сдача у всех 100%
школа «Дорогами добра» на Шарташской

У нас в форме беседы будет. Меня не приняли, отправили с мужем вместе аттастоваться. Хотя спи записали нас в разные дни. А потом спрашивают: почему вы пораздельности пришли.

Знакомые сдавали. Дали почитать материал. Они даже не на все занятия ходили. Потом просто «автоматом» зачёт поставили.

Аноним,

сейчас так нельзя, мы за каждое занятие расписывались. И если один не доходил, с другой группой будут ходить.

Аноним ,
Ну, у меня инфа — декабрь 2016.
Знаю вот со слов знакомых. В верхней пышме дело было.

Криптан:

Аноним автор темы:о вот с ходу назовите мне Типы нарушения привязанности.
избегающая, амбивалентная, симбиотическая.
есть промискуитетная еще ))).

вот зачем этими терминами голову забивать вообще???

Аноним, затем )))
Смотрите — тест проходил опытный приемный родитель. http://conf.7ya.ru/frameset.aspx?cnf=adopt

Криптан,
бред, конечно….вся эта тестовая хрень, никакого отношения к воспитанию ребенка не имеет…ну и сами тесты не очень корректно составлены…

Аноним:

вот зачем этими терминами голову забивать вообще???

Вот и был вопрос , на сколько глубоко будут спрашивать. В общем-то все понятно. Но терминология :dash:

Люди, пожелавшие усыновить или взять под опеку ребенка-сироту, в обязательном порядке должны окончить школу приемных родителей. Какие предметы преподают на необычных курсах и что они дают потенциальному опекуну, журналисту РИА «Воронеж» рассказала руководитель службы по устройству детей в семью на базе КОУ ВО «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Галина Тыртычная.

Галина Тыртычная

Как и зачем зачисляют в школу приемных родителей?

Школы приемных родителей работают в Воронеже и 13 районах Воронежской области. В какую именно нужно обратиться, расскажут сотрудники опеки. Во время первого визита они выдадут будущим приемным родителям список документов, которые позволят им стать кандидатами в усыновители, опекуны (попечители).

Подать заявление на зачисление в школу приемных родителей может совершеннолетний человек любого возраста и гражданства. Если ребенка хотят взять на воспитание в полную семью, обучение проходят оба супруга.

После оформления документов все кандидаты проходят индивидуальное собеседование с психологом школы. Специалисты оценивают адекватность будущих опекунов, расспрашивают их, почему они решили взять на воспитание ребенка-сироту.

Иногда кандидаты возмущаются, что их заставляют проходить курсы в школе приемных родителей. Говорят, что воспитали кровных детей и, значит, имеют опыт.

– У сотрудников школы ответ один: вы хотите взять ребенка, за которого ответственно государство. Может, вы и хорошие родители, но не можем вам поверить на слово. Тем более до этого вы воспитывали кровного ребенка, а сейчас намерены воспитывать сироту. Пройдите курсы, докажите, что вы готовы нести ответственность за ребенка, которого уже один раз предали, – сказала Галина Тыртычная. – А бывает и такое, что после занятий кандидаты отказываются от идеи взять ребенка из детского дома. Ведь на занятиях мы рассказываем всю правду, с которой придется столкнуться приемным родителям. Снимаем со многих розовые очки. Мы объясняем, что это не игрушечный магазин, где можно взять с полки куклу и, повертев в руках, вернуть на место. Вы будете нести ответственность за сломанную детскую судьбу. На моей памяти было пять случаев, когда кандидаты отказывались от своих намерений после прохождения наших курсов. Это неплохо. Наоборот, хорошо, что они вовремя это поняли.

Какие формы обучения существуют?

Пройти обучение можно очно, заочно, индивидуально и дистанционно. Те, кто выбрал очную форму, посещают курсы дважды в неделю на протяжении шести недель. Программа обучения – 41 час. В этом случае 70% времени уходит на коллективные занятия, где вместе с психологом кандидаты в родители моделируют и разбирают самые распространение ситуации, которые возникают в приемных семьях.

По нормативам, в группах должно быть максимум 15 человек, но желающих пройти курсы всегда так много, что классы приходится увеличивать. Например, в октябре 2016 года школу приемных родителей окончит группа из 26 человек.

– Каждый регион индивидуально устанавливает нормативы по количеству часов обучения в школе приемных родителей. В Воронежской области самые «быстрые» курсы. В Карелии программа шире, там кандидаты в приемные родители обучаются 120 часов. В Воронежской области 41 час, это не так уж и много. Часто, когда курсы подходят к концу, наши кандидаты жалуются, что они только начали находить общие интересы, привыкли к преподавателю. Мы бы и рады увеличить количество часов, но желающих попасть к нам много – на этой неделе мы приняли заявление от 402 кандидатов. Если мы удлиним учебную программу, очередь станет еще больше, – объяснила Галина Тыртычная.

Одно из заданий учеников школы приемных родителей

Вариант заочного обучения выбирают те, кто не может посещать занятия дважды в неделю. Причины разные: не успевают приехать из-за рабочего графика, далеко живут, не хотят заниматься в коллективе и другие. В заочном варианте количество часов обучения уменьшают с 41 до 14, несколько тем объединяют в один урок. Кандидат приезжает в школу, получает задание, выполняет его письменно дома и привозит на проверку.

Также 14-часовое обучение предусмотрено для кандидатов, выбравших дистанционный вариант. Занятия проходя по видеосвязи через Skype. Кандидат отвечает на вопросы педагога, задает интересующие его вопросы.

В школе приемных родителей возможно и индивидуальное обучение. Чаще всего эту форму выбирают кандидаты пенсионного возраста, когда бабушки хотят взять под опеку внуков.

Чему учат приемных родителей?

Ученикам объясняют, как безболезненно адаптировать нового члена семьи к жизни в новых условиях. Учат правильному поведению в конфликтных ситуациях, рассказывают о различных юридических, медицинских и педагогических тонкостях, с которыми могут столкнуться приемные родители.

Все учащиеся получают видеопособие. Сотрудники школы приемных родителей собрали на диске художественные и документальные фильмы, где даются ответы на самые распространенные вопросы.

– Многих наших кандидатов волнует генный вопрос. Например, они хотят взять на воспитание ребенка, мать которого лежала в психоневрологической больнице. Боятся, что болезнь может предаться. Мы записали на диск серию документальных фильмов, где ученые объясняют все тонкости генной науки. А в художественной подборке фильмы про педагогику и взаимоотношения взрослых и детей, – рассказала Галина Тыртычная.

Сдают ли в школе приемных родителей выпускные экзамены?

Оценки в школе приемных родителей не ставят, но в конце обучения все кандидаты сдают дипломную работу. Там они должны изобразить будущую жизнь своей семьи. Четкого формата у выпускной работы нет.

«Выпускные» работы учеников школы приемных родителей

Кто-то рисует стенгазету с изображением членов семьи, другие мастерят поделки. Например, одна семья принесла на «экзамен» корабль из папье-маше с мачтами и парусами. Другие ученики смастерили бумажный дом, где звучит веселый детский смех.

Какие документы получают выпускники школы приемных родителей?

Свидетельство об успешном прохождении школы приемных родителей действует на территории всей страны. С этим документом кандидаты в приемные родители смогут прийти в органы опеки любого российского города и попросить предоставить информацию о понравившемся ребенке.

По словам Галины Тертычной, многие выпускники воронежских школ приемных родителей находят через интернет детей из других городов. Недавно привезли детей из Подмосковья и Перми.

– Большинство кандидатов указывают в анкете, что хотели бы взять на воспитание ребенка от нуля до трех лет, ну, максимум до пяти. Руководствуют тем, что малыши быстрее привыкают к приемным родителями и больше не ассоциируют себя с прежней семьей. Но маленьких на всех не хватает, поэтому наши выпускники ищут детишек в других городах, – пояснила руководитель службы по устройству детей в семью.

Свидетельство школы бессрочное. Если родители решат взять в семью еще одного приемного ребенка, им не надо повторно проходить курсы.

Кто приходит в школу приемных родителей?

Средний возраст учеников школы приемных родителей – 30-45 лет. Причины взять сироту у всех разные. Часто встречается бесплодие. На занятия приходят женщины после пяти и даже семи неудачных попыток ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). Были случаи, когда ученицы школы признавались, что их родители категорически против приемного ребенка, поэтому они со своими мужьями будут симулировать беременность, а потом всем скажут, что приемный малыш – кровный.

О желании взять под опеку говорят пары, потерявшие родных детей. В школе обучались пожилые супруги, 30-летний сын которых погиб в ДТП. Пенсионеры мечтали взять на воспитание ребенка школьного возраста.

Есть пары, дети которых выросли, но они чувствуют не до конца растраченный родительский потенциал и хотят подарить любовь приемному ребенку. Яркий пример этому – супруги из недавнего набора. Оба работают на высокооплачиваемой работе. Их дочь учится за границей, сын оканчивает школу.

В школе прошли обучение и супруги, которые чуть не потеряли новорожденных детей. Пара зареклась, что, если малыши выживут, они возьмут из детдома сироту и будут дарить ему любовь и внимание, как родному. Супруги сдержали свое слово, и сейчас в семье трое малышей.

Недавно заявление на обучение написала 22-летняя девушка. Она получила серьезную травму живота в аварии, поэтому никогда не сможет забеременеть.

Часто кандидаты в приемные родители хотят забрать в семью детей родных или знакомых людей. Чтобы не расставаться, просят оформить опекунство над своими младшими братьями и сестрами совершеннолетние сироты.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как проходит экзамен в универе дистанционно
  • Как проходит экзамен в тинькофф банк
  • Как проходит экзамен в сга
  • Как проходит экзамен в ростехнадзоре по электробезопасности на 3 группу
  • Как проходит экзамен в ростехнадзоре по промышленной безопасности

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии