Как проходит экзамен по сольфеджио в музыкальной школе

«Подготовка учащихся к выпускному экзамену по
сольфеджио».

В ДШИ учащиеся
выпускных классов сдают  выпускной экзамен по сольфеджио. Все экзаменационные
требования прописаны в образовательной программе. Выпускники по окончании курса
предмета сольфеджио должны показать определённый уровень знаний и умений.
Вокально — интонационные навыки, навыки слухового восприятия и владение
теоретическим материалом.

      Первый этап – это
письменный, он включает  мелодический диктант и запись аккордовой 
гармонической последовательности. Это одна из самых важных частей курса сольфеджио
и  не все учащиеся справляются с этим хорошо. Музыкальный слух очень важен для
музыканта, особенно если учащийся будет заниматься музыкой в дальнейшем
профессионально. В процессе работы над диктантом развиваются музыкальная
память, чувства метро-ритма, ладовое тяготение.  Важный момент при написании
диктанта  — это  включение музыкально-слуховых факторов ( определение формы,
метро – ритмических особенностей, повторности или не повторности мелодических
оборотов, устойчивости и тяготения в устойчивые ступени). Психологический
фактор тоже имеет не маловажную роль. Это внимание, степень активности
учащегося. Оба фактора являются главными.

     Музыкальный
диктант должен быть правильно подобран преподавателем. Он должен содержать
художественную ценность ( фрагмент из  произведения композитора) содержать
изученный метро — ритмический и интонационный материал. Полезно прорабатывать
основные ритмические и мелодические  особенности на разных музыкальных
примерах.

      В
тональности, в которой пишется диктант, на экзамене даётся аккордовая
гармоническая последовательность. Это итог развития гармонического слуха
учащихся. Этот навык помогает учащимся подобрать аккомпанемент к любой мелодии.
При работе над гармоническим слухом важно слышать басовый голос  и функциональность
аккордов. Теоретические знания  ступеневой таблицы построения аккордов помогают
безошибочно определять аккорды в гармонической последовательности.

       Второй
этап –
это устный экзамен по билетам.

Первое задание включает в
себя знание теоретического материала. Учащийся должен рассказать правило. Как
правило это задание не вызывает сложностей т.к. построение остальных заданий
подразумевает знание правил. Сложность может состоять  в  изложении точной
формулировке. Над этим мы с учащимися работаем,  рассказывая правила на каждом
уроке.

Второе задание – пение
мажорной или минорной гаммы ( любого вида). Гаммы учащиеся поют исходя  из
своего голосового диапазона ( по тетрахордам или полный звукоряд , в какой
начинать октаве). Гаммы поются каждый урок, нужно обязательно спрашивать петь
учащихся индивидуально с пением устойчивых и неустойчивых ступеней. Обязательно
обращается внимание на чистоту интонирования, для этого гамму нужно петь и
играть на инструменте.

        В этом же
задании даётся построение и пение интервалов и аккордов в данной тональности.
Основная задача не только правильно построить данные интервалы и аккорды с
разрешением, но и спеть их точно интонационно.

 Все аккордовые
цепочки заранее строятся в различных тональностях. Обязательно эти аккорды
нужно играть на фортепиано и затем только петь.

Полезно петь
аккордовые последовательности на 3-4 голоса.
Построение, игра и пение аккордов должны сочетаться с их
слуховым анализом.
Уже при проигрывании аккордов дети
ощущают и запоминают характер звучания каждого. Очень важно развить слуховое ощущение взаимосвязи аккордов,
их ладовых функций.

       Третье задание – включает в себя построение и пение интервалов и аккордов от
звука вверх и вниз с разрешением и определением тональности.

Тональности обязательно записываются в буквенном обозначении.
Для построения нужно хорошо знать интервальный состав аккордов и их разрешение.
Пение интервалов и аккордов от звука сложнее, чем в тональности это требует
хороших вокально- интонационных навыков, которые вырабатываются на каждом
уроке.  Все аккорды состоят из интервалов, точное интонирование интервалов
помогает при пении.

       Четвёртое задание – построение и пение от звука пентотоники или народного лада,
хроматической гаммы. Это довольно сложное вокально- интонационной задание.
Различные варианты пентотоники и ладов строятся и пропеваются на уроках.
Обязательно с проигрыванием на фортепиано. Хроматическая гамма не поётся,
только зачитывется её построение.

        Пятое задание – пение мелодии с дирижированием
наизусть. Это задание учащиеся готовят дома. Мелодии преподаватель
выбирает удобные по тесситуре, с использованием пройденных мелодических и
метроритмических оборотов.
Можно что-то сольмизировать, транспонировать, переносить в
другую октаву, учить по частям. Все мелодии учащиеся сначала поют и играют на
фортепиано. На уроке разбираются ходы в мелодии по звукам аккордов и
интервалов. Мелодия должна быть исполнена в заданном темпе и характере.

        Шестое задание – чтение мелодии с листа. Этим
следует заниматься на уроках, начиная с младших классов, чтобы у учащихся
сформировался навык чтения с листа. Учащемуся даётся незнакомая мелодия и время
на подготовку. Эта мелодия должна быть не трудной , но соответствовать
программным требованиям. Нужно определить тональность, посмотреть какой размер,
какие ритмические особенности, попытаться внутренним слухом интонировать
интервалы, встречающиеся в мелодии. Затем после настройки учащиёся поёт с
дирижированием мелодию. При неточной интонации нужно обязательно поправить
учащегося.

       Седьмое задание – устное определение интервалов аккордов вне лада и ладов. К
выполнению этого задания преподаватель готовит учащегося постепенно на каждом
уроке. Сначала даются на слух простые интервалы. Для лучшего определения их на
слух я даю на каждый интервал попевку. Мы их учим и играем  и поем от любого
звука. Осень хорошие попевки из сборника Камозиной «Неправильное сольфеджио».
Очень удобно,  в самой попевке есть название интервала. Полезно давать простые
интервалы на слух в цепочках. Затем мы добавляем к простым интервалам тритоны и
характерные интервалы с разрешением. Затем трезвучия с обращенем, обращая
внимание на названия вне тональности они мажорные и минорные и имеют другое
обозначение. Позднее прибавляются Д7 с обращением и вводные септаккорды. И на
последнем этапе – лады во всех видах, пентотоники и народные лады.

       В каждой группе учатся дети с разными музыкальными
способностями и развиваются в течении всего курса сольфеджио все по разному.
Поэтому билеты должны быть рассчитаны на среднего учащегося, сильным ученикам
можно дать на экзамене дополнительные задания. При дифференцированном подходе в
подготовке к выпускному экзамену учащихся со слабыми способностями самое
первое, что нужно сделать – это определить уровень экзаменационных требований с
учетом индивидуальных способностей детей.

        Основная задача педагога настроить учащихся с первых
уроков на плодотворную работу, которая обязательно на экзамене принесёт свои
плоды. Задания нужно давать дозировано, но следить , чтобы ученик выполнял их
сам. Внушать на каждом уроке учащимся уверенность в своих силах, хвалить за
достигнутые результаты.

                                    Список литературы

1.
Арцышевский Г. Курс систематизированного сольфеджио для 1 – 7 кл. ДМШ. – М.,
1992.

2.
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976.

3.
Артамонова Е. Сольфеджио, пособие по развитию гармонического слуха, вып. 1,
М.,1998.

4.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1982.

5.
Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио и для занятий дома и в
ДМШ, 1 – 7 кл. – М., 2008.

6.
Золина Е. Синяева Л. Сольфеджио, учебное пособие. Интервалы, аккорды, тетради
1, 2 для 1 – 5 кл., классика XXI века. – М., 2004.

7.
Калужская М. Халабазурь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио,
методическое пособие для ДМШ. – М., 1987.

8.
Программа по сольфеджио для ДМш. – М., 1984.

9.
Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио, методическая
разработка. – М., 1989.

10.
Синяева Л. Интонационные упражнения в курсе сольфеджио, методическая
разработка. – М., 1989.

11.Фридкин
Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979.

12.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. – М., 1996.

Пробный вступительный экзамен по сольфеджио

Проверь свои силы и будь готов к реальному экзамену

Пройдите пробный экзамен по требованиям музыкального колледжа. За основу взят вступительный экзамен по сольфеджио в Гнесинку. Получите полноценную тренировку перед поступлением.

Для кого

пробный вступительный экзамен по сольфеджио

Для поступающих в музыкальный колледж, музыкальное училище или музыкальный ВУЗ.

Подойдет также, если вы учитесь в музыкальной школе и хотите проверить свой уровень знаний.

Программа экзамена

Все, как на вступительном экзамене по сольфеджио в музыкальный колледж. Вы пройдете все этапы экзамена, по программе, указанной ниже.

Письменная часть экзамена по сольфеджио

Вы прослушаете и напишете музыкальный диктант.

Устная часть экзамена по сольфеджио

Интонационные упражнения (пение в ладу). Вы споете предложенные интонационные упражнения .

Интонационные упражнения (пение вне лада). Вы споете предложенные интонационные упражнения от данных нот.

Определение на слух

Прослушайте и определите интервальную, аккордовую последовательность. А также проведите вступительный тест по интервалам и аккордам.

Анализ и теоретические вопросы

Здесь вы пройдете анализ формы и теоретический тест.

Как проходит экзамен?

probnyj ekzamen po solfedzhio1

Вы будете добавлены на платформу «Антитренинги».

Для прохождения экзамена вам потребуется микрофон для записи аудиоответов. По части заданий вы вышлите их на проверку. Тесты автоматизированы. В теоретической части вам надо будет описать предложенное задание в специальном окне.

Результат

На пробном экзамене доступны два тарифа.

Самостоятельная проверка: к каждому заданию прикреплены ответы, вы сможете сами определить верность ответа. Экзамен можно пройти неограниченное количество раз за время доступа.

С проверкой: мы проверим ваш экзамен. По результату Яна Ли проведет консультацию, на которой даст советы и рекомендации по подготовке.

Записаться на пробный экзамен можно тут

После оплаты мы вышлем вам чек и ссылку на добавление к пробному экзамену на платформу «Антитренинги» на указанную вами почту.
При покупке тарифа с консультацией: мы свяжемся с вами для определения удобной для вас даты консультации после экзамена.

пробный вступительный экзамен по сольфеджио

Экзамен с самостоятельной проверкой

Вы сами проходите и проверяете результаты экзамена.
Доступ к пробному экзамену предоставляется на 10 дней, начиная со следующего дня после оплаты доступа.

пробный вступительный экзамен по сольфеджио

Экзамен с нашей проверкой

Вы проходите и направляете результаты заданий экзамена.
После чего, мы проверяем результаты.
По итогу, высылаем оценку.
Дополнительно включена консультация Яны Ли (до 1 часа), на которой будут разобраны ошибки и даны рекомендации.
Доступ к пробному экзамену предоставляется на 15 дней, начиная со следующего дня после оплаты доступа.

Остались вопросы?

Направьте их нам, мы поможем вам и ответим на них в течение рабочего дня

Вступительный экзамен по сольфеджио

Здесь поговорим о том что входит в вступительный экзамен по сольфеджио, как к нему подготовиться и, что от вас хотят. На что обратить внимание на уроках сольфеджио онлайн.

Вступительный экзамен по сольфеджио в музыкальный колледж

Экзамен по сольфеджио отличается в разных учебных заведениях (консерватория, музыкальный колледж, училище), но есть два общих типа:

1. К сольфеджио, как к профильному, допускают только тех кто хорошо сдал экзамен по специальности;

2. Баллы за ВСЕ экзамены суммируются.

И по факту на официальном сайте могут говорить, что они допускают всех до всех экзаменов, а по факту не ставят проходной балл «слабым» студентам.

Но конкурс сохраняется в обоих случаях, поэтому сольфеджио нужно знать и готовиться. История с успешной сдачей профильного предмета и провала на сольфеджио, к сожалению, довольно частая.

Что входит во вступительный экзамен по сольфеджио?

✔️ Слуховой анализ — интервалы и аккорды вне лада и в Ладу;
✔️ Пение интервалов/аккордов;
✔️ пение с листа(возможно, но не у всех специальностей);
✔️ музыкальный диктант (тренд последних лет — вступительный в ZOOM и отсутствие диктанта);
✔️ Анализ (возможно, но не у всех специальностей).

По слуховому анализы и по пению интервалов, аккордов, гамм комиссия понимает вашу музыкальную подготовку, но вне зависимости от уровня подготовки есть ошибки, которые нельзя совершать на вступительных экзаменах. О каждой более подробно смотрите ниже.

Все это мы уже готовим на абитуриентском курсе по сольфеджио, который помимо всех необходимых тем включает в себя и психологическую подготовку. К этому потоку курса ещё можно присоединиться по старой цене, т.к. следующий поток будет дороже.

Советы по экзамену по сольфеджио

07.01.2015

«Дифференцированный подход к проведению выпускных экзаменов по сольфеджио для учащихся семилетнего курса обучения»

гужева александра борисовна

преподаватель теоретических дисциплин

Рекомендации по подготовке слабых учащихся к проведению выпускных экзаменов по сольфеджио

Оценить




3243

Содержимое разработки

Методическая разработка

«Дифференцированный подход

к проведению выпускных экзаменов по сольфеджио

для учащихся

семилетнего курса обучения»

А.Б. Гужева — преподаватель теоретических дисциплин

муниципального образовательного учреждения

дополнительного образования детей «Детская школа искусств», г. Кинешма Ивановской области

2015 год

Содержание:

1. Вступление

2. Дифференцированный подход к экзаменационным требованиям

3. Анализ заданий устного ответа:

а) пение мелодии наизусть

б) пение гаммы

в) пение интервалов и аккордов в ладу

г) пение интервалов и аккордов вне лада

д) пение с листа

е) исполнение песни и романса с собственным аккомпанементом

ж) определение на слух

з) теоретический вопрос

4. Мелодический диктант

5. Дополнительные рекомендации:

а) создание благоприятной обстановки на уроках

б) работа с родителями

в) формы контроля

6. Заключение

7. Дидактический материал

8.Используемая литература

Вступление

Согласно учебному плану выпускники детских музыкальных школ сдают экзамен по сольфеджио. В программе по предмету сольфеджио четко определены экзаменационные требования для разных курсов обучения. Выпускник семилетнего курса обучения должен показать на экзамене высокий уровень вокально-интонационных навыков и знание теоретического материала. Некоторые преподаватели теоретических дисциплин считают эти требования слишком сложными для учеников со слабыми способностями. При подготовке к экзамену таких учащихся возникают различные трудности и проблемы. Моя работа будет полезна преподавателям сольфеджио старших классов ДМШ и ДШИ. Суть моей методики подготовки к выпускным экзаменам в индивидуальном подходе к учащимся и составлении дифференцированных экзаменационных требований для детей с разными способностями. Так же в ней используется опора на четкое разделение работы в ладовой и абсолютной системе, что существенно облегчает усвоение теоретического материала и проработку вокально-интонационных навыков и является инновационным подходом в решении поставленных задач.

Цель предлагаемого мною материала — это оказание методической помощи в подготовке к экзаменам, как молодым преподавателям, так и педагогам со стажем. Используя мою работу в качестве алгоритма своих практических занятий, любой преподаватель может легко разработать собственные планы подготовки к выпускным экзаменам по сольфеджио, как для семилетнего курса обучения, так и для других реализуемых программ предпрофессиональной подготовки детей.

Дифференцированный подход к экзаменационным требованиям.

Всем известно, что в музыкальных школах обучаются дети с разными способностями. Одни учащиеся легко осваивают программу и без проблем сдают выпускные экзамены. Другие — испытывают определенные трудности в усвоении материала

Вопрос о том, как помочь каждому ученику успешно сдать выпускные экзамены по сольфеджио, неоднократно обсуждался в нашей школе. Администрация школы рекомендовала разработать теоретикам разные уровни экзаменационных требований. Такие требования были разработаны и утверждены на заседании отдела. Суть их в том, что педагог, учитывая индивидуальные способности ученика, может немного изменить некоторые задания, что-то убрать или заменить.

Я хочу поделиться опытом дифференцированного подхода в подготовке к выпускному экзамену учеников со слабыми способностями.

Самое первое, что нужно сделать – это четко определить уровень экзаменационных требований с учетом индивидуальных способностей учеников.

Вот обычный экзаменационный билет для устного экзамена на семилетнем курсе обучения:

1)спеть мелодию наизусть;

2)спеть гамму;

3)спеть в тональности аккорды и интервалы с разрешением;

4)спеть отдельные аккорды и интервалы вне лада;

5)спеть мелодию с листа;

6)отгадать на слух;

7)исполнить романс (песню) с собственным аккомпанементом;

8)теоретический вопрос.

Это просто названия заданий. Уровень сложности может быть различным. Педагог может составить билеты разной сложности. Простой билет – это обязательное условие успеха для слабоодаренных детей! Надо составить билеты двух (или трех) уровней сложности и организовать экзамен так, что бы ученику достался нужный билет. Лучше всего поделить все билеты на части. Пусть это будут, например, билеты для тех, кто писал письменную работу по первому варианту и для тех, кто писал ее по второму варианту. Сразу хочу пресечь в корне любую мысль о том, что бы давать билеты ученикам заранее. Надежда на то, что можно выучить дома билет и сдать хорошо экзамен очень сомнительна! Любой дополнительный вопрос — и ученик тут- же «сядет в лужу». Надо надеяться только на полученные знания. Задача педагога донести ученикам эти знания так, что бы они легко ориентировались в изучаемом материале. Поэтому по каждому пункту билета нужно четко определить уровень этих знаний, исходя из индивидуальных особенностей детей.

Теперь поговорим подробно про каждый вопрос.

Анализ заданий устного ответа

а).Пение мелодии наизусть — это задание, которое ученик готовит дома. По программе надо выучить несколько одноголосных мелодий и примеры на два голоса. Слабый ученик это выучить не может. И не надо! Двухголосие можно совсем исключить и хорошо выучить наизусть 3-4 мелодии. Обычно я делаю так – учим 5-7 мелодий, но на экзамен выносятся не все. Отобранные примеры тщательно прорабатываются, учитывая индивидуальные способности детей. Можно что-то сольмизировать, транспонировать ,переносить в другую октаву, учить по частям и.т .п. –главное выучить на отлично. Не «тяните» с этим заданием. Я начинаю учить наизусть уже в 6-м классе. А кто на экзамене про это узнает? Никто! Главное – результат.

б). Второе задание – пение гаммы. Гамма – это «лицо» ученика, его «визитная карточка». Это первое задание, подготовленное самостоятельно на экзамене. Я вполне согласна с Гущиной Я.В., которая пишет, что гамму можно любить, а можно ненавидеть. Сделайте так, чтобы дети полюбили это задание. Работайте над пением гамм и обязательно спрашивайте индивидуально, задавайте петь и играть гамму каждый урок. Некоторые считают это задание простым и думают, что уж гамму-то дети всегда споют! Но очень часто от волнения ребенок даже не может правильно назвать ноты. Дайте на экзамене удобную и простую гамму До минор, Ля мажор и.т.п.

Оценка ставится не за то, что спел, а КАК спел. Учите детей правильно готовить исполнение гаммы, сидя за партой. Каждый ученик должен знать свой диапазон и уметь самостоятельно решить в какой октаве он будет петь. Уверенное пение гаммы создает благоприятное впечатление об ученике.

в). Третье задание – пение в тональности — требует серьезной подготовки. Главным условием успешной сдачи экзамена я считаю детальную проработку всех интервалов и аккордов в ладу с разрешением. Это «база»- основа теоретического материала нужного для экзамена. Вот минимум аккордов и интервалов, положенных по программе: б2, м7, ув4, ум5, ув2,ум7, ум5/3, Д7 с обращениями, вводные септаккорды.

Наша задача – научиться все это чисто петь. Но что бы чисто петь надо знать ЧТО петь. Всё это должно быть пройдено еще в 6 классе. И в начале года мы это вспоминаем. Обобщая свой тридцатилетний опыт работы, я могу с уверенностью заявить, что успех работы со слабыми учениками полностью зависит от освоения этого материала. Как научить детей все это строить? У каждого педагога есть своя методика и трудно дать какие-либо общие рекомендации. Я в начале прорабатываю интервалы, потом Д7 с обращениями ,потом вводные. Обязательно строить на доске. Обязательно играть и петь. Главное – что бы кроме этого задания никакой теории не было. Иначе в головах детей будет «каша». Я знаю, что мне многие возразят, потому что я предлагаю игнорировать другой материал, нужный для экзамена. Но это лишь временная мера и она очень скоро принесет свои плоды. Уже к концу первой четверти все, даже самые слабые ученики, будут ориентироваться в этом материале. А если кто-то так и не сможет ничего понять? Про таких детей я хочу задать вопрос: «А что они вообще делают у Вас в выпускном классе?».

Проблема чистого интонирования – это «головная боль» любого теоретика. Почему дети плохо поют? Потому что они не поют дома. Все силы тратятся на построение. Ученики считают: если построил — значит домашнюю работу сделал, а петь необязательно. Пока этот стереотип сидит у ребенка в голове – он никогда не будет дома петь. И проблема решится только тогда, когда построение не будет вызывать ни малейших затруднений. Этого можно добиться ярким объяснением материала и банальной тренировкой. Никакая зубрежка правил не поможет. Задайте построить и сыграть дома 5-6 пар тритонов в разных тональностях – и дети запомнят, как они стоятся. Только кроме этого не давайте никакой теории. В классе работайте над пением. Слабые ученики иногда испытывают затруднение в интонировании первой ноты. Учите детей грамотно искать ее при помощи устойчивых звуков. Это очень важный момент! Обязательно спрашивайте петь индивидуально, чаще у доски. Усвоили одни интервалы — добавили другие и.т.д. В итоге я всю первую четверть занимаюсь только пением в ладу и гаммами. На последнем уроке делаю устный зачет по этому материалу. Этот зачет сразу показывает результат работы и выявляет слабые моменты. В дальнейшем работа в ладу станет самым простым и понятным заданием. Постепенно теория отходит на второй план , и домашнее задание будет начинаться со слова «спеть». Вот тогда дети и начнут петь дома, потому что оценку получат именно за пение.

Интонирование в ладу интервалов и аккордов с разрешением получается у всех учеников. Кстати не все слабые дети плохо поют. Часто они просто испытывают проблемы с теорией. Свободное владение теоретическим материалом дает возможность полноценной работе над интонацией. Я часто наблюдала, как некоторые дети «раскрывались» и начинали чисто интонировать.

Очень хорошо включить в экзаменационный билет пение небольшой аккордовой цепочки. Например — спеть в Ля мажоре: Т6-Д43-Т53-S64-S64(г) – Т53. В идеале выпускник должен определить ее на слух. Но мы ее просто споем. А когда дело дойдет до определения на слух все вспомнят, что цепочка уже была. А еще в цепочке есть обращения трезвучий и их можно будет больше не включать в билет. Для успешного ответа достаточно проработать несколько таких аккордовых построений в разных тональностях.

г).Четвертое задание включает в себя пение интервалов и аккордов от звука с разрешением в разные тональности. Это трудное задание и мы постараемся свести его к минимуму. Лучше всего получается спеть от звука с разрешением б2 и м7(на5ступени) и Д7 с обращениями. Вот и включайте их в билеты! А как же разрешение тритонов в 4 тональности? А никак! Не вижу никакого смысла тратить на них массу времени и сил. Тритоны в билете были? Да! Вряд ли кто-то обратит внимание на то, что их нет в этом задании. Тоже самое можно сказать про вводные септаккорды, ув2и ум7.Только не забудьте спеть их в ладу. Лучше взять минимальное количество материала и проработать его как следует. Экзаменационная комиссия смотрит не на то что ученик поет, а на то КАК поет .Но обычно после усиленной проработки в тональности пение от ноты дается довольно легко. Проблема больше теоретического плана.

Построение обращений трезвучий и интервалов от звуков является непреодолимой преградой для некоторых учеников. Если это так, то надо так же свести это задание до минимума и использовать несложные задания. Например — спеть от ноты «до» минорный квартсекстаккорд вверх, а от ноты «ля» ч5 вниз .

Хочу особо отметить, что целесообразность четкого разделения работы в ладу и работы в абсолютной системе (т. е. от звука) подчеркивают и другие преподаватели, например Горелова Е. С.(«Изучение закономерностей ладовой и абсолютной системы в младших классах на уроках сольфеджио»). Поэтому в слабых группах не надо смешивать проработку этих заданий на одном уроке .Надо объяснять материал так, что бы дети всегда четко понимали, где они работают – в ладу или вне лада. Многие проблемы в усвоении теоретического материала возникают именно из-за непонимания разницы положения аккорда или интервала в ладовой или относительной системе.

д).У всех моих учеников есть свой учебник «Чтение с листа» Г. Фридкина, и я регулярно занимаюсь этим заданием с младших классов. Но, как правило, слабые дети поют с листа плохо.

Поэтому пятое задание я считаю самым трудным. Слабого ученика сложно научить петь с листа примеры нужные по программе. Единственный выход-это снизить уровень до минимально возможного. У нас в школе мелодию подбирает ассистент. Я прошу дать мелодию как можно проще. Вот здесь и проявляется индивидуальный подход к детям. Пусть слабый ученик поет простую мелодию. Ничего плохого в этом нет. Не стесняйтесь что-то подсказать, подыграть на инструменте. Особое внимание надо обратить на правильное воспроизведение ритмического рисунка. Работайте над сольмизацией, учите детей просто читать ноты. Прочитайте методическую разработку Плавинской А.В. «Чтение с листа как основа развивающего обучения» и пояснительную записку к учебнику Г.Фридкина «Чтение с листа» В этих работах подчеркивается первостепенная важность постоянной тренировки навыка чтения с листа. Занимайтесь этим каждый урок.

е). Определение на слух-это палочка-выручалочка для плохо поющих детей. У каждого педагога наверняка есть своя методика этой работы. Я, например, выписываю интервалы на доске, разделяя их на разные группы. Слева — те, у которых звуки при разрешении расходятся, справа — сходятся. Можно написать аккорды, пометив значками особенности их звучания. Напишите на доске все, что встретится на экзамене и проведите опрос. Зрительное восприятие обязательно поможет. Играйте на слух то, что ученик хорошо слышит. Обратите внимание на уроках, какие интервалы и аккорды вызывают затруднение. Сыграйте что-то другое. Не советую даже пытаться как-то заранее «подготовить» это задание. Очень большая вероятность того, что ученик, да и вы сами не вспомните сразу, о чем договаривались. При регулярной тренировке даже самые слабые ученики отгадывают на слух хорошо.

ж). Пение песни или романса с собственным аккомпанементом — «козырная карта» для слабого ученика. Я знаю, что некоторые педагоги считают это задание слишком сложным и не выносят его на экзамен. Но это домашнее задание и его вполне можно подготовить на «отлично». Самое главное -не затягивать с выбором произведений. Эта работа должна быть выполнена к концу сентября. Причем дети уже должны исполнять небольшой фрагмент произведения, а педагог решает справится ученик или нет. Лучше сразу сменить романс на более простой или заменить его песней. У нас в школе принято рассчитывать на помощь педагога по специальности. Но все равно приходится тратить время от урока или заниматься дополнительно. К концу второй четверти романс должен быть почти готов! А к экзамену – выучен на «отлично». Как приятно наблюдать выпускника, поющего с собственным аккомпанементом. Даже струнники вполне могут справиться с несложным произведением. Например, романс «Уж ты, Ваня-Ванечка» А.Варламова или вокализ Ладухина (№202) из учебника Сольфеджио Давыдовой для 4 класса.

з).Теоретический вопрос включается в билет по желанию педагога. В этом задании есть свои плюсы и минусы. Минус-это то, что придется потратить время на вызубривание вопросов. А плюс-это то, что ученику, ответившему на вопрос в билете, обычно не задают дополнительных вопросов по теории. Что лучше — решает педагог. Круг теоретических вопросов может отличаться большой разнообразностью. Учтите, что сольфеджио и теория музыки это разные предметы и можно подобрать не сложный и интересный материал. Рекомендую просмотреть раздел «Теоретические сведения» в действующей программе по сольфеджио и программе Ф.Г.Т.; Рабочие тетради по сольфеджио Г.Калининой и Эксперементальную программу «Элементарная теория музыки» Шелковниковой Т.Г.

Мелодический диктант

Экзаменационные требования по сольфеджио включают в себя мелодический диктант, который обычно пишется вместе с письменной теоретической работой. Слабые ученики всегда испытывают затруднения с этим заданием. Обычно я беру простой диктант (приблизительно уровень четвертого класса) и добавляю туда пару хроматизмов или что- то еще, что усложнит этот диктант. Я знаю, что многие педагоги пишут много похожих диктантов или даже тот же самый диктант в другой тональности. Эта работа, конечно, поможет, но надо учитывать, что у слабых учеников, как правило, плохая память и на экзамене они могут не вспомнить то, что писали на уроке неделю назад. Лучше основательно проработать ритмические и мелодические особенности экзаменационного диктанта на других примерах.

Дополнительные рекомендации.

Теперь несколько общих рекомендаций.

а). Основная задача преподавателя в начале учебного года — это добиться спокойной, рабочей обстановки в группе и регулярного выполнения домашних заданий. Пусть задания вначале будут очень простые, но ребенок должен выполнять их сам.

Не надо ругать ребенка за нерадивость, а с первых же уроков в выпускном классе создать позитивное отношение к предмету. Необходимо постоянно внушать ученикам уверенность в свои силы, обязательно хвалить за достигнутые результаты. Нужно любым способом добиться того, что бы ученик поверил в себя! Педагогу важно подобрать новый своеобразный стиль общения с выпускниками. К выпускникам надо относиться как к старшим, опытным ученикам, которые действительно многого достигли. Это повышает у детей самооценку и ответственность. Но нельзя забывать, что это дети, и излишняя строгость или фамильярность может повредить учебному процессу. Нельзя запугивать детей трудными экзаменационными требованиями.

б). Второе важное условие успеха — это работа с родителями. Регулярное общение с родителями выпускников – обязательная форма работы для любого педагога. Я думаю, что все преподаватели это знают. В начале учебного года я собираю родителей выпускников и рассказываю про экзамен.

Встречи с родителями можно проводить на групповом занятии и индивидуально. Можно показать на примере опроса одного из учеников, какие будут задания на устном экзамене. Можно спросить всех, чтобы родители сравнили уровень подготовленности своего ребенка. Лучшая форма работы – это открытый устный контрольный урок, на который приглашаются родители. Устный ответ в присутствии родителей – это серьезное испытание для ребенка. Даже самые ленивые учащиеся всегда ответственно готовятся к такому уроку. А родители наглядно видят, как отвечает их ребенок. Обычно я провожу этот урок в конце первой четверти, и часто ответы выглядят не лучшим образом. После урока я обсуждаю результаты и советую, как можно помочь своим детям. Мое главное требование-это подпись дневника после урока сольфеджио. Это совсем несложно, но дает хороший результат. Родители чувствуют ответственность за детей, а дети – контроль со стороны родителей. В родителях надо видеть, прежде всего, помощников, а не объекты для жалоб на детей. Жаловаться на то что ученик, заканчивая школу, не понимает материал по сольфеджио-это значит жаловаться на самих себя .

в). Еще хочу добавить, что я часто практикую разные зачеты или «допуски к экзамену». Зачет по тональностям ,по романсам, по мелодиям наизусть и.т.п. Во втором полугодии мы пишем десять домашних письменных экзаменационных работ. Можно сделать зачет по пению с листа, по пению гамм и.т.п. Эта форма работы активизирует детей и приносит хорошие результаты.

Заключение

В заключение своей работы я хочу еще раз выделить основные моменты в подготовке слабых учеников к выпускным экзаменам по сольфеджио:

1) Самое важное — определить необходимый минимум теоретического материала, нужного для экзамена.

2) Создание благоприятной обстановки на уроках.

3) Обязательная беседа с родителями

4) Тщательная проработка в ладу всех интервалов и аккордов с разрешением — это главная задача I четверти

5) Романс, мелодии наизусть — с первых уроков

6) Проведение разных «допусков к экзамену»

Такие темы как «хроматическая гамма», «лады народной музыки», «родственные тональности» и. т п. просто изучаются в классе, но на экзамен не выносятся. Не надо стремиться «впихнуть» в ученика наибольшее количество теоретических понятий. Он всё равно их не усвоит. Пусть лучше меньше, но зато «качественно».

На последнем выпускном экзамене члены экзаменационной комиссии не заметили никакой разницы в ответах моих учеников. Все дети отвечали грамотно, уверенно. И даже те, кто все 7 лет занимались на «3», получили «4» и даже «5». Любите своих учеников и старайтесь увидеть в каждом из них личность. Помогите им — и Ваш труд вернется к Вам огромной радостью за их успехи!

С глубоким уважением ко всем педагогам Гужева А.Б.

Дидактический материал

Пример экзаменационных билетов по сольфеджио (7кл) (для учащихся со слабыми способностями)

Билет№1

1). Спеть наизусть №512 учебник «Сольфеджио» Калмыков и Фридкин часть№1

2). Спеть с листа №126 учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

3). Спеть гамму Ля мажор ( натуральный вид ) вверх. В ЛЯ мажоре спеть аккорды: Т6- Д43- Т53- S64 — S64(г)- Т53

4). В тональности Ля мажор спеть все большие и увеличенные интервалы с разрешением (б. 2 на IVст.; ув.4 на IVст. и VIст.; ув.2 на VIст.)

5). От ноты «до-диез» спеть. Д 65 с разрешением в мажор и минор. От ноты «ре» спеть м.7 и разрешить в минор. От ноты «соль» спеть М 64 вверх; от ми-бемоль ч.4 вниз.

6). Определить на слух.

7). Исполнить романс или песню с аккомпанементом

Билет №2

1). Спеть мелодию наизусть №504 учебник «Сольфеджио» Калмыков и Фридкин Часть1»

2). Спеть с листа №175 учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

3). Спеть гамму До минор гармонический вверх и вниз. В До миноре спеть аккорды Т53- S64- Т53- ум. ДVII7 -Т53.

4). В тональности ДО минор спеть все малые и уменьшенные интервалы с разрешением (м7 наVст.; ум5 на VIIст. и на IIст.; ум7 на VII ст.)

5). Спеть от ноты «Ля» б2 с разрешением в мажор и минор. Спеть от ноты «ДО» Д7 с разрешением в мажор. Спеть от ноты «Ля» спеть Б53 вверх.

6). Определить на слух.

7). Исполнить песню или романс с аккомпанементом.

Пример экзаменационных билетов по сольфеджио (7кл.) средней сложности:

Билет №1

1). Спеть наизусть мелодию №624 учебник «Сольфеджио» Калмыков и Фридкин Часть1

2). Спеть с листа №206 учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

3). Спеть гамму Си мажор гармонический вид вверх и вниз. Спеть в Си мажоре золотой ход валторн.

4). В Си мажоре спеть с разрешением ум53 (наVIIcт. и на IIст.); м7( на V ст. и VII ст. ); Д2 с разрешением

5). От ноты « Си –бемоль» спеть ув4 с разрешением ( в 4 тональности); от ноты « РЕ- диез» спеть ум7 с разрешением. От ноты «ДО» спеть МДVII7c разрешением.

6). Определить на слух аккордовую цепочку в ладу и отдельные интервалы и аккорды вне лада

7). Исполнить романс с аккомпанементом.

Билет №2

1). Нижний голос спеть, а верхний голос сыграть на фортепиано №200 учебник «Сольфеджио» Калмыков и Фридкин часть 2

2). Спеть с листа №236 учебник «Чтение с листа» Г. Фридкин

3). Спеть гамму Си бемоль минор мелодический вид

4). В Си бемоль миноре спеть все большие и увеличенные интервалы с разрешением; уменьшенный вводный септаккорд с разрешением через Д 65

5). От ноты «СОЛЬ-диез» спеть ум5 с разрешением (в 4 тональности)

От ноты «МИ-бемоль» спеть б6,сделать энгармоническую замену и разрешить в мажор и минор

От ноты «ЛЯ» спеть М 64 вниз и определить где этот аккорд будет субдоминантой

6). Определить на слух отдельные интервалы и аккорды вне лада

7). Исполнить романс с аккомпанементом

Используемая литература:

Учебник «Сольфеджио» Одноголосье. Часть 1. Б.Калмыков и Г.Фридкин Москва «Музыка» 1971 г.

Учебник «Чтение с листа на уроках сольфеджио» Г.А.Фридкин. М.1982г.

Учебник «Сольфеджио 4 класс» Е. Давыдова М. «Музыка»2007г.

Методическая разработка «Чтение с листа как основа развивающего обучения» Плавинская А.В. МБОУ ДОД ДМШ №5 г. Мурманск.

Методическая разработка «Еще раз о гамме. От ненависти до любви» Гущина Я.В. Электронный журнал Экстернат Р.Ф.

Методическая разработка «Изучение закономерностей ладовой и абсолютной системы в младших классах на уроках сольфеджио» автор Горелова Е.С. Д.Ш.И. поселок Тюльган Оренбургской области

Методическая разработка Экспериментальная программа «Элементарная теория музыки» Шелковникова Т.Т., МБОУК ДОД ДШИ №68 Таштопольского муниципального района

Варламов А.Е. «Избранные романсы и песни» М. «Москва» 1980г.

Калинина Г. «.Рабочие тетради по сольфеджио» 5-7 Кл. М. 2003-2005 г.г.

Программа по сольфеджио «Инструментальное музицирование 7 лет»

Программа по сольфеджио Ф.Г.Т.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/91396-differencirovannyj-podhod-k-provedeniju-vypus

Также вас может заинтересовать

  • Программная музыка «Детского альбома» П.И.Чайковского»
  • Сценарий занятия и презентация: «Программно-изобразительная музыка. Звуки осени»
  • Музыкальная фольклорная постановка «Русская песня»Морововой Ольги Васильевны. Статья по обмену опыта работы кружка по фольклору.
  • «Фортепианное упражнение как жанр и метод работы»
  • разработка урока «Песни военных лет»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как проходят гос экзамены в университете у заочников юристов
  • Как проходит экзамен по русскому языку егэ
  • Как проходят гос экзамены в универе
  • Как проходит экзамен по русскому языку в 9 классе устная часть
  • Как проходят гос экзамены в техникуме

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии