Для поступления в колледж, профиль которого связан с изобразительными искусствами, кроме прохождения прочих испытаний понадобится сдать экзамен по рисунку. Если планируете стать модельером, дизайнером интерьеров, ландшафтов или web-ресурсов, художником какой угодно категории или архитектором, то высокого среднего балла аттестата и достойных оценок по основным общеобразовательным предметам для поступления недостаточно: еще нужно будет сдать экзамен по рисунку в колледже.
Это испытание должно выявить врожденные способности и уровень имеющихся приобретенных умений в области изобразительного искусства. Для гарантии успешной сдачи можно:
- пройти курсы по рисованию или графике и анимации;
- отучиться в художественной школе;
- приобрести определенные навыки в художественной студии;
- окончить подготовительные курсы колледжа или техникума, в который вы собираетесь поступать.
Для того чтобы рисовать действительно хорошо, с ранних лет надо посещать соответствующие кружки, а позже и курсы.
Общие сведения
Как правило, экзамен по рисунку в колледже выглядит так: абитуриент предоставляет на собеседовании диплом об окончании художественной школы и имеющиеся у него работы. Если уровень работ достаточно высок, они будут зачтены как успешная сдача графического тестирования.
В случае если художественной школы за плечами нет или уровень работ оставляет желать лучшего, вам придется сдать экзамен по рисунку в учебном заведении. В среднем на выполнение заданий выделяется от 3-х до 6-ти часов. Обычно рисунок выполняется на листе бумаги формата А3. Очень часто у большинства поступающих за этот срок не получается нарисовать что-нибудь мало-мальски достойное. Поэтому не отчаивайтесь, если работа будет казаться вам кошмарной: у остальных приблизительно то же самое.
Порядок прохождения
В зависимости от специальности суть заданий экзамена может варьироваться от живописи до копирования или рисования композиций. Ниже описан порядок экзамена, который проводится среди абитуриентов, поступающих на специальность «архитектура».
- Абитуриент выполняет изображение композиции геометрических тел. Работать необходимо простым карандашом по ватманской бумаге. Справиться с заданием
поступающий обязан за 4 часа.
- Состав композиции (куб, пирамида, шар, параллелепипед), которую должен выполнить каждый испытуемый, выясняется жеребьевкой. Проще говоря, композиционный состав указывается в билете. Если выполненный рисунок не соответствует заданию, абитуриент получает минимальную оценку.
- Фактуру, материал, тон, масштабы тел относительно друг друга, а также их взаимное расположение и вид освещенности испытуемый устанавливает сам, ориентируясь на собственный замысел. Постановка выполняется не с натуры и не с другого изображения. Абитуриент создает картину в собственном воображении и переносит тщательно продуманный образ на лист.
- Прежде чем приступить к работе, испытуемый должен определить идеальный вариант композиции, пробуя различные вариации на черновом листе, чтобы выявить лучшие пропорции путем проб и подбора. Черновик сдается вместе с готовой работой.
- Лист основной работы и черновой лист нельзя приносить с собой, они выдаются только экзаменационной комиссией. Экзаменуемый должен принести с собой точилку, кнопки, ластики и карандаши. Степень мягкости карандашей испытуемый выбирает на свой вкус.
- На тыльных участках ватманов основных работ абитуриент заполняет титул экзаменационной работы: проставляется дата, подпись, точное время, когда лист был подписан экзаменуемым и членом комиссии.
- Если возникла необходимость, по просьбе абитуриента испорченный лист может быть заменен новым. В этом случае маркируется новый лист, а старый изымается. Экзаменующийся не получает дополнительного времени на выполнение рисунка.
- Определяясь с оценкой экзамена, комиссия ориентируется не только на основные работы, но и на эскизные, черновые листы.
Оценка выставляется по 5-балльной шкале. Работа оценивается по критериям правильности подобранных средств выражения, сбалансированности элементов рисунка, гармоничности композиционного ряда. Если какое-либо из качеств работы некорректно, недостаточно или чрезмерно выражено, оценка за экзамен снижается на один балл.
Для поступающих на специальности:
43.02.17 «Технологии индустрии красоты»
54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
54.02.01 «Дизайн (Дизайн пространственной среды)»
54.02.01 «Дизайн (Промышленная графика)»
54.02.01 «Дизайн (Веб-дизайн)»
54.02.01 «Дизайн (Дизайн костюма)»
54.02.01 «Дизайн (Рекламная графика)»
Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Все фото загружаемых в портфолио работ должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
Электронное портфолио должно содержать:
- Количество работ: 2-3
- Формат: А3
- Материалы: бумага, графические карандаши, ластик.
Требования:
- Необходимо предоставить рисунки натюрмортов, состоящих из 5-6 различных объектов. Натюрморты должны содержать: геометрические тела (например: куб, шар, конус, пирамида, цилиндр, призма); бытовые предметы (например: бутылки, вазы, чайники, кувшины, кружки, чашки, блюдца и т. д.); овощи/фрукты (в натуральном виде или бутафорию); растения (например: ветки, цветы и т.д.). В каждом натюрморте должны быть использованы драпировки (минимум две). Драпировки не являются объектами натюрморта.
- Натюрморты могут быть выполнены как с учетом искусственного (светильники, лампы), так и естественного (дневной свет) освещения, при выполнении светотеневого разбора важно учитывать направление источника освещения.
- Выполнять рисунки необходимо в соответствии с принципами академического рисунка. Любой объект на рисунке, должен быть изображен с учётом линейной и воздушно-пространственной перспективы. В процессе работы важно продемонстрировать уровень владения техникой академического штриха.
- Рисунок должен быть выполнен в соответствии с законами композиции и демонстрировать знания и навыки абитуриента в этой области. Рисунок должен показывать осведомленность абитуриента о методах передачи масштаба и пропорций изображаемых объектов.
- При тональном разборе особое внимание должно быть уделено формированию объема объектов натюрморта, созданию общих контрастов, изображению материалов, из которых изготовлены объекты (стекло, метал, керамика и т.д.).
- Рисунки должны демонстрировать, что их автор владеет необходимой теоретической базой, способен к обобщению и анализу.
Абитуриенты, поступающие на внебюджетные места, могут предоставить любые подготовленные рисунки натюрмортов в соответствии с требованиями. В случае, если нет возможности выполнить рисунок натюрморта с натуры, можно воспользоваться предложенными фото натюрмортов. Экзаменационные задания (фото натюрмортов) будут выложены для абитуриентов на сайт prouniver.ru – 24 апреля 2023 года.
Абитуриенты, поступающие на бюджетные места, должны предоставить рисунки натюрмортов, предложенные экзаменационной комиссией. Экзаменационные задания (фото натюрмортов) будут выложены для абитуриентов на сайт prouniver.ru – 01 июня 2023 года.
Максимальное количество баллов – 100.
Критерии оценивания
Критерий оценивания | Максимальное количество баллов |
Соответствие заданию | 10 |
Компоновка предметов натюрморта в листе | 10 |
Построение геометрических тел и бытовых предметов | 15 |
Соблюдение пропорций предметов натюрморта | 10 |
Передача формы и объема предметов натюрморта | 15 |
Передача фактуры материалов предметов натюрморта | 15 |
Воздушная перспектива | 10 |
Владение техникой штриховки | 10 |
Степень завершенности работы | 5 |
ИТОГО | 100 |
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
- Настоящее положение определяет порядок проведения вступительных испытаний при приеме на обучение в ГАУ КО «Колледж предпринимательства» по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации.
- Формат вступительных творческих испытаний — в виде просмотра комиссией работ абитуриентов в соответствии с приведенным перечнем заданий и требований. Портфолио с домашними работами в любой технике (в количестве 10 штук, формат А4-А3)
- Все работы абитуриентов должны сопровождаться белой этикеткой, размер: 50мм (высота)*100мм (ширина), шрифтом черного цвета, следующего содержания:
Фамилия, имя автора – 16 пт.
Год рождения – 14 пт.
Выбранная специальность – 14 пт.
Образование (9 или 11 кл.)
(весь текст выделить жирным)
- Этикетки должны быть приклеены на лицевой стороне работ в правом нижнем углу.
- Творческие работы, необходимые для вступительных испытаний будут приниматься 3,4,5,6,7,10, 11 августа 2020 года, с 10-00 до 13-00 ежедневно по адресу ул. Брамса, 9. Смотреть расписание.
- Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе (Зачет/Незачет).
- Абитуриенты, получившие «Незачет», не могут быть рекомендованы приемной комиссией к зачислению
- Повторная сдача вступительного испытания с целью улучшения результата не допускается.
- В период проведения вступительных испытаний в Колледже осуществляет свою работу Апелляционная комиссия, которая:
- принимает и рассматривает апелляции, поданные поступающими по результатам вступительных испытаний;
- определяет соответствие содержания, структуры материалов вступительных испытаний и процедуры проверки и оценивания результатов испытания установленным требованиям;
- принимает решение по результатам рассмотрения апелляции;
- информирует поступающего, подавшего апелляцию, а также Приемную комиссию о принятом решении.
- Апелляция подается поступающим лично на следующий день после объявления результата вступительного испытания.
- Рассмотрение апелляций проводится не позднее следующего дня после дня ознакомления с работами, выполненными в ходе вступительных испытаний.
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СПО
(программы подготовки специалистов среднего звена)
ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
РЕСТАВРАЦИЯ
Наименование образовательной программы СПО |
Шифр |
Уровень образования |
Срок обучения |
Форма обучения |
Вступительные испытания |
Дизайн (по отраслям) |
54.02.01 |
9 кл. |
3 г.10 мес. |
Очная |
Творческое испытание: «Рисунок» |
Дизайн (по отраслям) |
54.02.01 |
11 кл. |
2 г.10 мес. |
Очная |
Творческое испытание: «Рисунок» |
Декоративно -прикладное промыслы |
54.02.02 |
9 кл. |
3 г.10 мес. |
Очная |
Творческое испытание: «Рисунок» |
Реставрация |
54.02.04 |
9 кл. |
3 г.10 мес. |
Очная |
Творческое испытание: «Рисунок» |
ИНФОРМАЦИЯ О СОДЕРЖАНИИ И ТРЕБОВАНИЯХ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ
К ТВОРЧЕСКИМ РАБОТАМ НА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ
Наименование вступительного испытания |
Форма проведения |
Описание задания |
Техника исполнения |
Необходимые материалы |
Критерии оценки задания |
Творческое испытание: |
Практическая работа |
Выполнить графически осмысленную целостную (завершенную) постановку, самостоятельно составленную из 3-х гипсовых фигур на фоне. При выполнении работы необходимо показать конструктивно-пространственное построение фигур (передача перспективы) в тонких линиях. Кроме этого, необходимо построить и выполнить в легкой штриховке все основные светотени, подчеркивающие объем тел |
Графитные карандаши, бумага, формат А3 |
Набор простых карандашей, формат А3, ластик, |
|
ЗАДАНИЕ НА ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ «РИСУНОК» |
Образец выполнения задания |
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
РИСУНОК
по специальностям среднего профессионального образования
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
54.02.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»,
54.02.04. «Реставрация»
Пояснительная записка.
Программа вступительного испытания разработана на основе рабочих программ по дисциплинам «Рисунок» (автор Скакунов А.В.), «Основы композиции» (автор Рябошапка Л.М.), и предназначена для приёма абитуриентов на специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям, 54.02.02. «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 54.02.04. «Реставрация») Цель вступительного испытания: проверить способности абитуриента к рисованию с натуры: оценивается умение компоновать объект на листе, анализировать пропорции натуры, навыки объёмно-конструктивного построения и первоначальной тональной размётки теней и объёмов; способности к творческой деятельности, которые нужны при дальнейшем обучении по художественно-изобразительным дисциплинам. Творческими способностями изобразительного искусства являются натурное видение, зрительная память, представление и воображение. Творческое испытание по рисунку служит проверкой знаний, раскрывает способность свободного владения рисунком для творческого его применения.
1. Для правильного выполнения вступительного испытания перед абитуриентом ставятся следующие задачи:
— Гармонизировать графическое изображение с пространством листа бумаги.
— Показать последовательность работы над рисунком.
— Правильно отобразить пропорции, объемы, характер, пространственные соотношения между предметами и деталями.
— Проявить владение графическими материалами при реализации пластических задач.
— Проявить понимание категорий композиции (ритм, контраст, нюанс, равновесие).
— Создать положительное эстетическое впечатление от работы.
Для решения поставленных задач, абитуриент должен обладать пространственным и конструктивным видением, иметь представление о законах перспективного построения, хорошо владеть приемами рисунка, видеть тон, фактуру предметов, уметь передать с помощью соответствующих композиционных средств целостность и симметрию.
Целостность проявляется в построении конструкции предмета, симметрия – в равновесии, похожести левой и правой частей объекта. В творческом задании нужно обдуманно расположить изображение на картинной плоскости, приняв во внимание ее размер и формат в отношении сторон по вертикали и горизонтали.
Одно из главных требований к композиции — объективно правильно разместить композиционный центр. Следуя закону цельности, надо обосновать связь центра с отдельными частями композиции. Если главное будет смещено в сторону, может появиться неоправданное пустое пространство, ослабляющее восприятие.
2. Последовательность выполнения постановки из геометрических предметов
Для успешного выполнения рисунка работу необходимо вести последовательно, по стадиям:
1. Предварительный анализ постановки.
2. Композиционное размещение.
3. Конструктивный анализ предметов постановки.
4. Перспективное построение предметов с учетом их конструктивных характеристик.
5. Передача характера форм предметов и их пропорций.
Предварительный анализ постановки. Работа начинается с анализа постановки из геометрических предметов и рассмотрения ее с разных точек зрения. Необходимо выбрать наиболее интересную точку зрения, разместить предметы на листе бумаги, обратить внимание на освещение постановки. Дневной рассеянный свет создает мягкие тоновые переходы. В начале работы нужно определить самые темные и самые светлые места в постановке. Самое светлое, что есть в распоряжении рисующего, — это белая бумага, на которой делается рисунок. Самым темным будет тон карандаша, взятого в полную силу.
Композиционное размещение. На начальном этапе работы рисующему необходимо мысленно объединить всю группу предметов и разместить их в соответствии с форматом листа. Рисунок надо расположить так, чтобы ни сверху, ни снизу, ни с боков не оставалось свободного места. Очень внимательным нужно быть при определении основных пропорций, неоднократно проверять себя при определении общей высоты и длины постановки и только после этого переходить к определению пропорций каждого предмета в отдельности.
Конструктивный анализ предметов постановки. Поиск подлинной формы предметов, основанной на ее конструкции — это правильный путь к выполнению рисунка. Поэтому, глядя на постановку, старайтесь за внешними формами разгадать истинную форму предметов, их конструкцию, а потом построить эту конструкцию в своем рисунке.
Перспективное построение предметов с учетом их конструктивных характеристик. Предметы нужно строить с учетом законов перспективы и конструкции геометрических тел; выявить соотношения конструкции предметов, входящих в постановку; правильно найти линию горизонта и точки схода параллельных прямых.
Передача характера форм предметов и их пропорций. Необходимо наметить общий характер форм предметов, размер и местоположение основных частей рисуемой постановки. Во время работы нужно все время сравнивать предметы между собой, находить, таким образом, соотношения и строить пропорциональные соотношения по рисунку. Нельзя сравнивать отдельно какую-либо деталь рисунка с той же деталью в натуре, сравнивать надо несколько соотношений в натуре с пропорциональными соотношениями в рисунке постановки.
3. Оценивание вступительного испытания:
Рисунок оценивается по баллам – зачтено — не зачтено (вычисляется по 20-тибалльной шкале по четырём категориям:
1. Компоновка модели на листе бумаги. Оценка 0 – 5 баллов.
2. Выявление общего характера пропорций и формы. Оценка 0 – 5 баллов.
3. Объёмно-конструктивное построение. Оценка 0 – 5 баллов.
4. Первоначальная размётка светотеней. Оценка 0 – 5 баллов.
Общая сумма баллов: минимум – 0, максимум –20.
Зачтено – не зачтено |
Сумма баллов |
Компоновка |
Пропорции и форма |
Объёмно-конструктивное построение |
Первоначальная размётка cветотеней |
Зачтено |
18 – 20 |
4 – 5 |
4 – 5 |
4 – 5 |
4 – 5 |
Зачтено |
16 – 17 |
4 – 5 |
4 |
4 |
4 — 5 |
Зачтено |
14 – 15 |
4 |
4 |
3 – 4 |
3 — 4 |
Не зачтено |
0 – 13 |
0 — 5 |
0 – 3 |
|
0– 3 |
4. Критерии оценки вступительного испытания по рисунку
№ |
Качества, которыми должна обладать работа абитуриента |
Количество снимаемых баллов |
Основные ошибки, при которых снимаются баллы |
1 |
Грамотность построения |
0-5 |
Нарушение законов построения перспективы; нарушение пропорций; искажение геометрического характера пространственных форм; несоответствие пространственного положения форм натурной постановке; нарушение композиционной и конструктивной структуры |
2 |
Грамотность светотональной моделировки в передаче пространственных и материальных характеристик натуральной постановки |
0-5 |
Искажение пластических и пространственных характеристик модели; ошибки в соотношении градаций освещенности; ошибки в передаче световоздушной перспективы и пространства; невыявленность пластических и объемных характеристик модели |
3 |
Художественная выразительность техники штриховки |
0-5 |
Графическая небрежность в штриховке — затертый, грязный рисунок; отсутствие четких границ у формы; нарушение штрихом пространственного характера формы |
4 |
Общее художественно-композиционное решение |
0-5 |
Графическая небрежность в штриховке — затертый, грязный рисунок; отсутствие четких границ у формы; нарушение штрихом пространственного характера формы |
5. Порядок проведения вступительного испытания по рисунку
1. Вступительное испытание по рисунку должно выявить знание абитуриентом техники рисунка, понимание основ изобразительной грамоты и умение применять их при рисовании объёмно-пространственных форм, а также уровень художественно-образного мышления и природного чувства понимания красоты и гармонии пространства.
2. Вступительное испытание по рисунку содержит линейно-конструктивный рисунок постановки из геометрических тел с передачей объема без драпировки (выполняется карандашом). Постановка из геометрических предметов включает в себя не менее 3-х предметов.
3. Вступительное испытание состоит из следующих этапов:
3.1.Формат вступительных творческих испытаний — в виде просмотра комиссией работ абитуриентов в соответствии с приведенным перечнем заданий и требований.
3.2. Портфолио с домашними работами в любой технике(в количестве 10 штук, формат А-4, А-3
3.3.Творческие работы, необходимые для вступительных испытаний будут приниматься с 3, 4, 5, 6, 7, 10 и 11 августа 2020 года, с 10-00 до 13-00 ежедневно по адресу ул. Брамса, 9, строго по графику, размещенному в разделе «Абитуриенту», «Вступительные испытания», «Расписание».
3.4.Результаты вступительных испытаний оцениваются по зачетной системе (Зачет/Незачет).
3.5.Абитуриенты, получившие «Незачет», не могут быть рекомендованы приемной комиссией к зачислению.
3.6.Повторная сдача вступительного испытания с целью улучшения результата не допускается.
Творческим натурам, которые не представляют своей жизни без кисти или карандаша, стоит подумать о поступлении в художественный колледж.
Поступление в художественный колледж — требования после 9-х и 11-х классов
Поступить в художественное средне-специальное учебное заведение могут как выпускники 9-х и 11-х классов. Для этого необходимо написать заявление в конкретный колледж и собрать список требуемых документов.
Список документов стандартен для большинства ссузов и вузов:
- Паспорт или свидетельство о рождении.
- Аттестат о школьном образовании.
- Медицинская справка по установленной форме.
- Фотографии.
Также нужно предоставить аттестат об окончании школы искусств, если такой есть.
Список документов может быть незначительно дополнен требованиями конкретного ссуза. Ознакомиться с ним можно на сайте колледжа или в приемной комиссии.
Список ссузов, готовых обучать одиннадцатиклассников, небольшой, а срок обучения для них — такой же, как для выпускников 9-х классов — 3 г. 10 мес.
На кого учат, основные предметы
В художественных колледжах России можно освоить профессию:
- модельера;
- дизайнера интерьеров;
- дизайнера ландшафтов;
- веб-дизайнера;
- художника любой категории;
- реставратора;
- декоратора и т.п.
В последние годы большой популярностью у абитуриентов пользуется отделение дизайна.
За время обучения в колледже студенты получают необходимые навыки и знания в области живописи и рисунка, знакомятся с композицией, особенностями цветовых решений, осваивают станковую живопись, педагогику преподавания живописи, учатся работать в специализированных компьютерных программах.
Основу обучения для студентов колледжа составляют профильные дисциплины:
- рисунок;
- живопись;
- станковая живопись;
- цветоведение;
- композиция;
- анализ произведений изобразительного искусства;
- история искусств;
- история мировой культуры;
- пластическая анатомия;
- психология;
- педагогика.
Какие экзамены нужно сдавать в художественный колледж
В большинство колледжей РФ можно поступить на основании конкурса аттестатов. Но это не касается творческих профессий и художественных колледжей соответственно.
Для абитуриентов, поступающих в профильное училище на творческую специальность, помимо конкурса аттестатов, предусмотрены следующие вступительные испытания:
- Рисунок.
- Живопись.
- Композиция.
- Собеседование.
На экзамене по рисунку абитуриентам необходимо изобразить натюрморт. Как правило, в задании предполагается рисование 3-х предметов, которые отличаются друг от друга по материалу, цвету и форме. Абитуриентам разрешено принести с собой на экзамен следующие художественные инструменты:
- ватман формата А2;
- простые карандаши разной твердости и мягкости;
- ластик.
Экзамен по живописи предполагает рисование натюрморта с натуры, который обычно состоит из 3-5 предметов. Абитуриентам нужно иметь при себе:
- ватман А2;
- простые карандаши;
- акварельные краски;
- кисти;
- баночку под воду;
- палитру;
- ластик.
Какой именно будет композиция, абитуриенты узнают только в день экзамена. Цель этого экзамена — определить способности молодых людей к проектной деятельности и творчеству. Абитуриентам может быть предложено задание по любой из следующих тем:
- формальная композиция;
- человек;
- пейзаж;
- декоративный узор;
- технический объект.
На выполнение задания дается 6 академических часов. Пользоваться можно следующими художественным инструментами:
- альбомом формата А4;
- стирательной резинкой;
- простыми карандашами;
- гуашью;
- кистями;
- акварельными красками;
- баночкой под воду и палитрой.
Собеседование позволяет определить культурный уровень абитуриентов, их взгляды на жизнь и искусство.
Можно ли поступить в профильный колледж без художественной школы
Окончание художественной школы не является обязательным условием при поступлении на художественные специальности. Аттестат об окончании школы искусств не требуется. Однако сдать вступительные экзамены без предварительной подготовки не получится.
Для этого абитуриенту нужно иметь определенные художественные знания и навыки, которые можно получить несколькими способами:
- на курсах рисования или анимации;
- при обучении в школе искусств;
- на подготовительных курсах художественного техникума или колледжа.
Нужно ли портфолио в художественный колледж
Некоторые учебные заведения требуют от абитуриентов портфолио. Как правило, папку с рисунками молодые люди приносят на собеседование.
Преподаватели оценивают не столько художественное исполнение в работах абитуриентов, сколько необычные идеи и их воплощение.
В портфолио рекомендуется включать самые удачные и интересные работы, в том числе и незаконченные — в виде идей и набросков.
Лучшие художественные колледжи и техникумы России
В рейтинг средне-специальных учебных заведений России со специальностью «Живопись (по видам)» входят:
- Южно-Уральский государственный институт искусств имени П. Чайковского
- Омский областной колледж культуры и искусства
- Липецкий областной колледж искусств имени К. Н. Игумнова
- Брянский областной колледж искусств
- Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха
- Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра
- Архангельский колледж культуры и искусства
- Новокузнецкий областной колледж искусств
- Новосибирское государственное художественное училище
- Череповецкое областное училище искусств и художественных ремесел имени В.В. Верещагина
В каждом из этих ссузов можно поступить на бюджет, заочного обучения не предусмотрено.
Стоит помнить, что обучение в профильном колледже — это не только занятия любимым делом, но и изучение общих, порой сложных и неинтересных предметов. Если вдруг возникнут трудности по математике, иностранному или истории, смело обращайтесь за помощью к специалистам Феникс.Хелп!
Для поступления в отдельные вузы или на отдельные направления подготовки требуется прохождение дополнительных испытаний, которые реализуются в разных форматах и различными способами. Одной из разновидностей творческого или профессионального экзамена при вузе является «Академический рисунок». Сегодня мы расскажем об особенностях проведения данного ДВИ.
Что такое академический рисунок?
Академический рисунок представляет собой не просто точную зарисовку предмета или какого-либо объекта. Данный вид нацелен на подчеркивание деталей, фигуры и отдельных черт с помощью светотеневых эффектов. Именно академический рисунок позволяет грамотно отметить объемно-пространственные расположения предметов.
На начальных этапах академический рисунок представлен в виде простейших геометрических фигур, натюрморта или простой композиции где присутствуют светотеневые эффекты и цветовые перепады. Далее по мере освоения техники передачи тонов учащиеся приступают к выполнению более сложных художественных экспозиций, учитывая, как правила, академического рисунка, так и определенной техники исполнения.
Академический рисунок – это начальный этап становления художников, который способен продемонстрировать владение простейшими азами рисования, умения различать объемы и отдельные черты, формы, осознания геометрических особенностей и размеров фигур, умения их передавать на холсте в монотонном и красочном режимах, играя оттенками.
Об академическом рисунке, как отдельном художественном жанре, ходит немало мифов:
- Данный вид деятельности слишком узкий и предполагает строго работу по заданию. Отчасти, данный миф правдив, так как работать придется в рамках определенного задания: сделать зарисовку натюрморта, гипсовой головы и пр. При этом опираться придется на простейшие геометрические фигуры и элементы, но никто не запрещает использоваться собственную фантазию и уже имеющийся опыт;
- Научиться академическому рисунку сложно и посильно не каждому. Если полагаться сугубо на учебные пособия, где все действия и теории расписаны научным языком, то, конечно же, освоение данной культуры искусства будет сложным. Рисунок – это движение. Показать это движение просто, если понимать законы геометрии, чувствовать размеры и объемы фигур, представлять их и пр. Уровень сложности постижения данного жанра в большей степени зависит от понимания и умения изображать любой предмет с разбивкой на составные геометрические фигуры с учетом светотеневых эффектов;
- Академический рисунок – это лишь теория. Данный момент – самое глубокое заблуждение, так как этот вид изобразительного искусства является сугубо практическим. Для его покорения достаточно освоить навыки по зарисовке фигур и в дальнейшем с их помощью (при умелом оперировании, соотношении и пр.) использоваться их за основу при создании более сложных картин;
- Академический рисунок – это нудно и скучно. На первых порах, особенно если дела изначально не идут в гору и многое не получается, так оно и есть. Но если отойти от примитивов, развить минимальную технику и навыки по изображению, то работа с академическим рисунком может перерасти в увлекательное художественное путешествие, подобно «Полету шмеля».
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Чтобы в должной степени освоить стиль «академического рисунка» (именно академического, а не простой зарисовки и типичного линейного рисунка), важно знать и понимать принципы данного вида деятельности:
Принцип №1. На первом месте конструкция, а не наполнение. Сперва следует наметить общие геометрические черты фигуры, а затем переходить к светотеневым эффектам и приданию конкретных очертаний, дополнительных и специфических элементов;
Принцип №2. Любой элемент или композиция будет представлена в виде композиции и грамотного соотношения различных простейших геометрических фигур. Для понимания и корректного отображения светотени можно полагаться на логику и знание физики, следовать по аналогии и пр.
Принцип №3. Отражение светотеней распределяется по плоскостям. Каждый художник делит свой шедевр на плоскости, притом в каждой из них будут присутствовать свои полутона с учетом границ участка, отдаленности от границы, направления света и пр.
Принцип №4. Параллельность или одновременность работы светотени и конструкции. Академический рисунок создается равномерно и на любой из своих стадий может считаться завершенным. По факту каждая деталь прорабатывается изначально, не оставляя при этом на листе бумаги «пустых и белых пятен».
Принцип №5. Создание шедевра происходит по принципу дедукции, то есть от общего к частному. Изначально художнику следует сделать набросок, то есть воссоздать общий схематический, геометрический вид, а затем уточнять его детали посредством корректировок фигур, объемов, светотени и пр.
Таким образом, академический рисунок представляет собой передачу информации через зарисовку с использованием простейших элементов и фигур. Воссоздание полноценной картины происходит посредством игры с оттенками, полагаясь на простейшие правила естественных, математических или физических наук. Немаловажную роль в создании подобны шедевров играет глазомер, умение рисовать или схематически изображать, следовать намеченному заданию и пр.
Для работы над академическим рисунком достаточно иметь под рукой простые карандаши (различной мягкости), лист бумаги, воображение.
Особенности организации и проведения ДВИ «Академический рисунок» при вузе
Академическому рисунку не просто учатся. Нередко данный художественный жанр используется при университетах в качестве дополнительного испытания в рамках приёмной кампании. Данная мера действует на особых правилах.
Во-первых, приемная комиссия уточняет количество претендентов на прохождение этого вступительного экзамена и распределяет их на конкретные дни в рамках расписания проведения ДВИ.
Во-вторых, для каждого конкурсанта должно быть выделено отдельное место (рабочая зона: мольберт, стул, лист бумаги, простой карандаш)для «академического творчества», готовится пакет заданий.
В-третьих, на реализацию ДВИ «Академический рисунок» выделяется определенный объем времени, в течение которого конкурсантам предстоит выполнить задание.
Данное испытание при вузе проходит в два этапа. Первый предполагает предоставление абитуриентом портфолио, где будут присутствовать академические рисунки и иные композиции. Чаще всего требуется подготовить академический рисунок гипсовой головы, выполненных строго в карандаше. Важно, чтобы в состав портфолио вошли работы, дата создания которых не превышала 2-3 лет на момент проведения ДВИ.
Портфолио может быть предоставлено любым удобным способом: очно – то есть лично приемной комиссии в месте с пакетом документов, дистанционно – а электронную почту приемной комиссии в оцифрованном виде и определенном формате (*pdf, *jpeg и пр.). В данном случае важно предоставить портфолио с академическим рисунком строго в намеченные комиссией сроки.
Академический рисунок в портфолио должен удовлетворять определённым параметрам: предельно точно передавать образ и внешний вид образца, представлять оптимальное соотношение форм в рамках трехмерной модели, учитывать точку обзора и ракурс, линии горизонта и особенности головы, все объемные и пространственные особенности передаются посредством светотени и соответствующей штриховки.
Второй этап – проводится очно при вузе и чаще всего представляет собой выполнение натюрморта или портрета. Средняя продолжительность очного ДВИ составляет около 240 минут с перерывом в 30 минут (до 2-3 раз за весь экзамен). Задание выполняется строго в карандаше. Перед абитуриентами будет натуральная постановка или модель, которую необходимо изобразить с учетом прежних правил: размер, объем, светотень и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Обратите внимание, что натюрморт будет состоять не менее из 5 предметов, разного размера и фигур. Важно показать оригинальность и насыщенность каждого из них. Форма каждого образца должна быть четкой и лаконичной, предметная плоскость – по линии горизонта и пр. все пропорции и светотеневые эффекты должны быть соблюдены в должной мере, излишней фантазии прикладывать не стоит.
Среди организационных моментов при проведении ДВИ «Академический рисунок» можно отметить следующее:
- Дата предоставления портфолио утверждается приемной комиссией с учетом общего расписания проведения ДВИ;
- К очному испытанию допускаются лишь те абитуриенты, кто вовремя сдал полный пакет документов и прошел первый этап – с портфолио;
- Испытуемые являются в назначенный день и время с документами, подтверждающими личность, проходят регистрацию и вбирают свое место по жребию. Обратите внимание, что все посадочные места и предметы для проведения экзамена будут пронумерованы;
- На экзамене допустимо пользоваться личным инвентарем: строго простой карандаш. Листы бумаги или холсты, мольберт, стул и образец для изображения будет представлен вузом. Абитуриент имеет право захватить со собой бутылку воды и небольшой перекус.
Чем точнее будет изображен рисунок (натюрморт, портрет), элегантнее передана светотень, ближе сходство оригинала и зарисовки, тем выше шансы заработать максимальное число баллов.
Обратите внимание, что академический рисунок будет оцениваться аналогично ЕГЭ в рамках 100 балльной шкалы. Каждый член аттестационной комиссии ставит «балл» работе, а итоговая оценка выводится по принципу «среднего арифметического».
Результат по ДВИ суммируется с баллами ЕГЭ, благодаря чему абитуриент обретает конкретный статус (место) в списке конкурсантов.
Где применяется ДВИ «Академический рисунок»?
Рассматриваемый вид дополнительных экзаменов при вузе свойственен далеко не всем творческим направлениям подготовки и университетам. Абитуриенты чаще сталкиваются с ДВИ — композиция, живопись.
Экзамен по «Академическому рисунку» свойственен преимущественно художественным программам и соответствующим (художественным), архитектурно-строительным вузам, где важно именно чувство размеров. Объема, умение распределять сложные задания на составные элементы, проектирование и пр.
ДВИ «Академический рисунок» свойственен к специальностям, близким к точным или же относящимся к сугубо творческой среде:
- Архитектурный дизайн, ландшафтный дизайн, дизайн интерьера, где дизайнеру-архитектору предстоит представить новый сюжет по благоустройству территории, интерьера и пр. В этом случае без академического рисунка (на начальном этапе) не обойтись;
- Дизайн моды, костюмированные. Создание новых моделей одежды, развитие модных тенденций немыслимо без данного навыка, так ка фактически все выкройки строятся на простейших геометрических фигурах;
- Художник, реставратор. В данном деле иметь начальные азы важно, а продемонстрировать их легко и просто поможет именно академический рисунок;
- Гример. Столь специфичная творческая профессия немыслима без художественных навыков. Гример должен уметь скрывать дефекты, подчеркивать достоинства, воссоздавать дополнительные элементы и черты. Без навыков академического рисунка и умения выделять нужные зоны, подбирать оттенки здесь н обойтись.
- И пр.
ДВИ «Академический рисунок» присущ преимущественно творческим университетам: Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова, МАРХИ, КГИК, Российская академия живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова и пр.
Возникли сложности?
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Рекомендации по прохождению ДВИ «Академический рисунок»
В каждом университет действуют общие правила приема абитуриентов, но даты проведения ДВИ могут разниться, поэтому уточняйте данный момент приёмной комиссии или следите за новостями на официальном сайте вуза.
Не пренебрегайте подготовкой, даже если у Вас за плечами награды успехи в конкурсах и пр. По возможности посещайте подготовительные курсы при вузе, обязательно присутствуйте на консультации перед ДВИ для получения разъяснения порядка проведения и участия в нем.
Формируйте портфолио сознательно и ответственно, подбирая наилучшие работы с учетом принципа актуальности.
Изучите требования к работам и параметры оценки, полагайтесь на общие принципы выполнения академического рисунка и требования приемной комиссии к качеству рисунков.
Изучите задания прошлых лет, чтобы иметь минимальные представления о предстоящих испытаниях, тренируйтесь на них.
Обязательно уточняйте список предметов, которые необходимо и допустимо принести на ДВИ. Не все вузы предоставляют материалы для экзамена.