Как проходит экзамен по обществознанию в 9 классе огэ

24.10.2022
127798

Экзамен по обществознанию — один из самых популярных. Хотя в нем встречаются самые разные формулировки и типы заданий, бояться его не стоит. В этой статье мы сделаем акцент на структуре экзамена, изменениях, особенностях первой и второй части, лайфхаках для сложных заданий. В конце статьи — рекомендации, которые помогут вам подготовиться к ОГЭ по обществознанию — 2023.

огэ по обществознанию 2023

Какая структура и особенности ОГЭ по обществознанию нас ждет в 2023 году?

Изменения ОГЭ по обществознанию в 2023 году

ОГЭ по обществознанию не менялся с 2021 года.

Структура ОГЭ по обществознанию — 2023

ОГЭ по обществознанию в 2023 году состоит из двух частей. В I часть входят задания и с кратким ответом, и с развернутым ответом. В II части только задания с развернутым ответом. Всего вам придется решить 24 задания по шести тематическим блокам:

  •  человек и общество;
  •  экономика;
  • сфера политики и социального управления (политика);
  • сфера духовной культуры (духовная сфера);
  • право;
  • социальная сфера.

огэ по обществознанию 2021

Максимальный первичный балл за весь экзамен — 37 баллов. Время написания экзамена — 180 минут (3 часа).

Чтобы сдать ОГЭ, надо не только хорошо знать все тематические блоки, но и понимать критерии оценивания заданий. Не изучили их, пока готовились — потеряли баллы. Итог: плохая оценка в аттестате. Или не удалось поступить в колледж на бюджет. Оба варианта не радуют, да?

Чтобы этого не произошло, я рассказываю своим ученикам все об изменениях и обновлениях критериев. Во время подготовки к ОГЭ мы отрабатываем все форматы заданий, пишем развернутые ответы и оцениваем их, разбираем ошибки и учимся на них. И на занятиях я даю им только ту информацию, которая гарантированно пригодится на экзамене — ничего лишнего и никакой воды!

Поэтому мои ученики всегда сдают ОГЭ на «отлично» и не нервничают на экзамене. Хотите тоже быть готовыми на все 100? Записывайтесь на курсы подготовки к ОГЭ, и я научу вас всему, что знаю!

I часть экзамена

I часть ОГЭ по обществознанию — 2023 состоит из 20 заданий. Их  можно разделить три категории: тестовые задания, форматные задания и задания с развернутым ответом.

Тестовые задания

Тестовые задания логически связаны с каждым из шести тематических блоков. Лайфхак: вы можете быть уверены в том, что определенному номеру задания соответствует конкретный тематический блок. Например, № 9 — всегда задание по экономике, а № 13 — по политике. За каждый правильный ответ дают 1 балл.

огэ по обществознанию 2021

Форматные задания

Вы не знаете, какой тематический блок вам встретится. Зато формат заданий всегда одинаковый. Самое главное — хорошо разбираться в особенностях каждого из них. Всего в первой части есть три форматных задания:

  • Задание № 15 (2 балла) – задание на установление соответствия, которое требует четкого знания теории. Перед вами будет таблица из двух столбцов, ваша задача — установить, к какому из элементов второго столбца относится каждый элемент первого столбца. Это единственное двухбалльное задание с кратким ответом.

    И еще один важный момент! Для этого задания важна последовательность цифр: каждая цифра должна быть на своем месте. Тут есть небольшой лайфхак: каждая цифра второго столбца должна хотя бы один раз встретиться в вашем ответе.

  • Задание № 19 (1 балл) задание на установление сходств и различий между двумя понятиями. В условии задания есть  4 признака. Из них два характерны для обоих понятий — это сходства, а два являются признаками только одного из понятий — это различия.

Совет: четко работайте с условием задания. По очереди берите понятия и анализируйте каждый из четырёх признаков. Так вы точно не запутаетесь и получите заветный балл.

  • Задание № 20 (1 балл) – задание на заполнение пропуска в таблице. Оно проверяет знание терминологии, а предугадать, какой тематической блок встретится в этом задании, невозможно. Небольшой лайфхак: ваш ответ в виде должен соотноситься с информацией из таблицы в форме, числе и падеже.  

Задания с развернутым ответом

В этих заданиях нужно не просто найти ответ, а развернуто его обосновать. Эти задания проверяют эксперты ОГЭ в соответствии с критериями.

  •  Задание 1 (2 балла) — задание на термины. Нужно найти два понятия, которые будут соответствовать условию и дать определение одному из них. Здесь необходимо знание терминологии, но заучивать все термины не стоит — это сложно и малоэффективно. Лучше научиться самостоятельно составлять, а не заучивать понятия — этим мы занимаемся на курсах ОГЭ. Выбирайте наиболее знакомый термин — и 2 балла у вас в кармане.

    В качестве структуры для раскрытия понятия вы можете использовать следующий шаблон: родовое понятие + 2 признака. 

  • Задание 5 (3 балла) — задание на анализ визуальной информации. Это новое задание, которое появилось в ОГЭ по обществознанию 2023 года. Вы увидите фото с людьми, которое необходимо оценить с точки зрения социальных норм и экономической рациональности.

    Внимание: нужны не общие рассуждения, а четкий ответ на вопрос! Опирайтесь на знание теории, а еще потренируйтесь анализировать ситуации и поведение людей. 

  • Задание 6 (2 балла) — задание на финансовую грамотность.  Перед вами будет вымышленная ситуация (кейс), ее нужно проанализировать и ответить на вопросы. В кейсе можно встретить три основные темы:
    — Банковские услуги и формы дистанционного банковского обслуживания
    — Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи
    — Личный финансовый план и сбережения

Внимательно работайте с условием, подчеркивайте ключевые слова и вопросы. Ваш ответ должен быть лаконичным и аргументированным — эксперт поставит 0 баллов за общие рассуждения. 

  • Задание 12 (4 балла) задание на анализ статистического источника. Это одно из самых сложных и «дорогих» по баллам заданий ОГЭ по обществознанию. Вам нужно сформулировать сходства, различия и выводы, опираясь на статистический источник. Он может быть представлен в виде диаграммы, графика или таблицы. Баллы в этом задании часто теряют по невнимательности. Нужно чётко и внимательно работать с легендой, осями графика, информацией на диаграмме или в таблице.

Хотите справиться с этим заданием? Запомните: выводы основываются на анализе информации, а предположения — это ваша интерпретация того, почему могли получиться именно такие результаты.

Пример задания 12

В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».

огэ по обществознанию 2021

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

Ответ: 

1) Сходство. Люди со средним образованием и с высшим образованием меньше поддерживают главенство старших родственников в семье.

Предположение: Это может быть объяснено тем, что в государстве Z многопоколенные семьи, включающие старших родственников, встречаются всё реже. Поэтому это наименее популярный ответ среди двух групп респондентов.

2) Различие: Респонденты со средним образованием на 15% больше, чем респонденты с высшим образов считают, что главой семьи должен быть мужчина.

Предположение: Это может быть связано с тем, что для менее образованных людей свойственны традиционные взгляды на семью и распределение семейных ролей.

Задания II части

Вторая часть ОГЭ по обществознанию важна не менее, чем первая — без нее невозможно получить заветную оценку «5». Перед вами будет текст, после которого идут четыре задания с развернутым ответом. Текст может относиться к любому из шести тематических блоков. 

Эти задания проверяют эксперты, четко опираясь на критерии. Уделите особое внимание критериям, чтобы понимать, как должен выглядеть идеальный ответ.

огэ по обществознанию 2021

Задания II части ОГЭ по обществознанию

Рекомендации по подготовке к экзамену

Чтобы получить максимальный балл, важно вовремя, а главное  правильно начать подготовку. Не отладывайте ее на последний момент! Вот несколько рекомендаций, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию 2023 было проще.

  1. Осознайте, что обществознание с точки зрения теории — такой же предмет, как и все остальные
  2. Не бойтесь большого объемов теории. Фокусируйтесь не на заучивании, а на понимании терминов через примеры или аналогии.
  3. Составьте для себя список тем для изучения, исходя из кодификатора. Отмечайте пройденные темы по мере прогресса. Так вы не запутаетесь, какие теоретические аспекты уже изучили.
  4. Уделяйте сопоставимое внимание каждому из шести тематических блоков. Не стоит выделять любимый блок и изучать его: в экзамене встречаются все шесть.
  5. Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий. Так вы уменьшите количество ошибок, которые обычно допускают по невнимательности.
  6. Изучите критерии оценивания как в первой, так и во второй части экзамена.
  7. Пишите разборчиво. Понятный почерк важен для обеих частей ОГЭ. Компьютер может не считать цифру или букву, а эксперты при проверке второй части не станут разбираться в непонятных каракулях.

И последний совет: готовьтесь к ОГЭ основательно. Без хорошей оценки вы не поступите в колледж. А если собираетесь в вуз, то ОГЭ по обществознанию — отличная тренировка перед ЕГЭ. Поэтому вам нужно получить как можно больше знаний и опыта, чтобы в дальнейшем лучше учиться и сдавать другие экзамены. А еще вы будете меньше на них нервничать 😉

Например, чтобы мои ученики не переживали на экзамене, я провожу пробный ОГЭ по обществознанию. Мы организуем настоящий экзамен: со строгим ограничением по времени, в строгом соответствии с регламентом. Так что мои ученики уже закалены практикой 💪 А после пробного экзамена я всегда разбираю ошибки с каждым в отдельности, чтобы все понимали, какие темы им надо доучить.

В общем, если вы хотите подготовиться к ОГЭ на «отлично» и не бояться экзаменов, приходите на мои курсы подготовки. Будем учиться вместе!

Лайфхаки экзамена

К рубрике


Содержание

Общая информация и структура экзамена
Темы заданий для ОГЭ по обществознанию
Вопросы и задания
Оценки и критерии оценивания результатов

Как и некоторые другие экзамены, ОГЭ по обществознанию для 9 класса в 2019 году останется фактически неизменным. Этот необязательный экзамен по выбору, рекомендуется учащимся, которые:

  • в 10 классе будут обучаться по профильной программе с гуманитарным уклоном;
  • после окончания средней школы переходят в профильные колледжи (литературные, театральные, социальные, психологические и многие другие) или планируют окончить старшую школу экстерном (за 1 год);
  • планируют в будущем сдавать ЕГЭ по обществознанию и поступать на гуманитарные специальности в профильные вузы.

Подготовку лучше начать как можно раньше – в отличие от точных наук здесь могут встречаться каверзные вопросы с «двойным смыслом», и лучше заранее научиться уверенно отвечать на них.

Подготовка к ОГЭ по обществознанию

Общая информация и структура экзамена

В этом году, по данным ФИПИ (Федеральный институт педагогических изменений), существенных поправок и нововведений в тестах не планируется.

Это позволяет опираться не только на материалы 2018-2019 года, но и задействовать более старые – 2016-2017 года.

Основное:

  • Время проведения экзамена – 180 минут (3 часа).
  • Материалы на самом испытании: использование запрещено.

Состав теста, как и в прошлые годы, выглядит следующим образом:

Часть 1

— 25 вопросов
— выбор краткого ответа

Часть 2

— 6 вопросов
— необходим развёрнутый ответ

Общее количество заданий: 31.

Темы заданий для ОГЭ по обществознанию

Каждый из вопросов подчиняется одной конкретной теме предмета. Сложность задания зависит от того, насколько узкая сфера взята. Плюсом является то, что и баллов будет зачислено больше, в случае успешного выполнения. Ознакомимся с темами, которые затрагивает каждое из заданий:


№1 — Общество как форма жизнедеятельности
№2 — Биологическое и социальное
№3 — Социальные реалии
№4 — Анализ суждений (общество и человек)
№5 — Духовная культура и наука в обществе
№6 — Анализ суждений (сфера духовной культуры)
№7 — Экономика и ее роль в жизни общества
№8 — Предпринимательская деятельность
№9 — Социальные реалии в экономике
№10 — Анализ суждений (экономика)
№11 — Социальная структура общества и семьи
№12 — Социальные реалии
№13 — Анализ суждений (социальная сфера)
№14 — Власть, государство и политика
№15 — Социальные реалии в политике
№16 — Анализ политических суждений
№17 — Права и правонарушения
№18 — Конституция России
№19 — Трудовые и семейные права
№20 — Анализ правовых суждений
№21 — Сравнение ситуаций
№22 — Установление соответствий
№23 — Установление мнений или фактов
№24 — Выбор верной позиции
№25 — Выбор верной позиции
№26 (С1) — Составление плана текста
№27 (С2) — Информация в тексте
№28 (С3) — Интерпретация информации
№29 (С4) — Привлечение сторонних знаний
№30 (С5) — Объяснение фактов
№31 (С6) — Собственная позиция

Важно! Тестов очень много, под каждую из этих тем создано множество самых разных заданий. Не пытайтесь зазубрить вопросы и ответы – подходите с умом к подготовке и детально разбирайтесь в материале, тогда вы без труда ответите на любой вопрос.

Вопросы и задания

Задачу усложняют форматы испытаний в тесте. Вам могут встретиться задания по одной теме, но в разных формулировках. Внимательно читайте, что требуется указать – от этого зависит правильность ответа! Рассмотрим несколько примеров, которые могут встретиться на экзамене.

Пример задания с выбором варианта ответа (слово, цифра, группа цифр)

Задание №7

Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

  1. открытие сети продовольственных гипермаркетов
  2. объяснение причин роста инфляции
  3. расчёт показателей государственного бюджета
  4. прогнозирование спроса на товары

Ответ: 1

Пример демонстрационного задания на определение последовательности/соотношение понятий

Задание №22

Установите соответствие между примерами правонарушений и отраслями права, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) 30-летний Павел проехал несколько остановок на автобусе, не оплатив проезд.

1) административное право

Б) Гражданин К. регулярно опаздывает на работу без уважительных причин.

2) трудовое право

В) В здании, которое занимает фирма «Промтовары», пожарная инспекция обнаружила нарушения правил пожарной безопасности.

Г) Елена заявила работодателю, что увольняется с занимаемой должности и прекращает исполнять свои обязанно-сти с завтрашнего дня.

Д) При приёме на работу Виктор не подписал трудовой договор с работодателем.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Ответ: 12122

Пример задания на развёрнутый ответ (составить несколько предложений)

Задание №27

Назовите три глобальные проблемы современности, о которых не упоминается в данном фрагменте текста.

Ответ:

Следующие проблемы могут быть указаны в качестве примеров:

  1. демографическая:
  2. экологическая:
  3. международный терроризм:
  4. СПИД, наркомания, алкоголизм и др.

(Допустимы другие варианты)

Выполнение заданий перед ОГЭ по обществознанию

Оценки и критерии оценивания результатов

Максимальный балл учащийся может набрать, если правильно и в полной мере выполнит все задания теста. По отдельности задания оцениваются следующим образом:

Часть 1

Количество баллов

Задание 1–21, 23–25

Выполнено верно – 1
Выполнено неверно — 0

Задание 22

Выполнено без ошибок – 2 балла
Допущена 1 ошибка – 1 балл
Допущено 2 и более ошибок – 0 баллов

Часть 2

Задания 26–28, 30 и 31

Выполнено полностью правильно – 2 балла
Выполнено не полностью – 1 балл
Не выполнено/выполнено неверно – 0 баллов

Задание 29

Выполнено полностью правильно – 3 балла
Выполнено не полностью/отчасти верно – 1 или 2 балла
Не выполнено/выполнено неверно – 0 баллов

Для перевода оценок в 5-балльную шкалу воспользуйтесь таблицей:

Отметка по 5-балльной шкале

Первичная отметка за тест

  • Минимальный проходной балл: 15 (оценка «3» по 10-балльной шкале)
  • Максимальный первичный балл: 39

Подготовка и сдача ОГЭ по обществознанию

Чтобы не потеряться в объёме информации – лучше всего пройти курсы подготовки к экзамену или позаниматься индивидуально с репетитором (ориентируйтесь на особенности характера и усвоение материала – комфортнее ли вам находиться в группе или тет-а-тет с преподавателем).

Для выполнения заданий части 1 потренируйтесь концентрироваться на вопросе и выбирать из него важную информацию:

  • К какой теме по обществознанию относится вопрос?
  • Что вам известно об этом, а что точно к проблематике не относится?
  • Какие ключевые слова в формулировке подсказывают правильный ответ?
  • Что именно вас просят указать в бланке?

Ответы на тесты проверяет компьютер, поэтому отвечайте чётко, без лишней информации (цифра, слово, группа цифр/букв). Даже правильный ответ, записанный некорректно, засчитан не будет.

Для выполнения части 2 потренируйтесь работать с информацией – анализировать, соотносить с теоретическими знаниями, приводить примеры из жизни, из практики, учебных пособий.

Будьте аккуратны при переносе ответов в официальные бланки и экзаменационные листы. Во время экзамена разрешено пользоваться черновиком, но информация на нём никак не учитывается при оценивании работы!

Отнеситесь к подготовке серьёзно и высокие баллы по предмету «Обществознание» не заставят себя ждать.

Роман Зарапин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета,

преподаватель Института дополнительного образования и Предуниверсария РГГУ,

эксперт ЕГЭ по обществознанию и истории

По вашему мнению, насколько сложен для девятиклассников ОГЭ по обществознанию?

Многие считают, что обществознание — несложный предмет. Действительно, подавляющее большинство учащихся с этим экзаменом справляется, но вот сдать его хорошо весьма непросто. Здесь требуется не только знание теории, но и умение рассуждать, применять эти знания на практике. А социальным опытом дети не обладают, и даже самые простые задания зачастую ставят их в тупик.

Хватит ли школьных знаний для хорошей сдачи ОГЭ или нет, в первую очередь зависит от самого ученика. Главное правило подготовки — регулярность занятий. Если ребенок в состоянии хотя бы один раз в неделю заставить себя сесть за учебники и тесты, к экзамену он может подготовиться сам. Курсы помогут в первую очередь тем, кто недоволен уровнем преподавания обществознания в своей школе. А если вы знаете, что самостоятельно ваш ребенок заниматься не станет, проще обратиться к репетитору. Впрочем, если ученик твердо решил, что сам ничего делать не будет, даже самый продвинутый репетитор не сможет ему помочь.

Но не забывайте о том, что 9 класс — это только начало пути. Дальше идут вузовские олимпиады и ЕГЭ. Если даже при подготовке к ОГЭ возникают серьезные проблемы, это повод задуматься и обратиться за помощью.

По вашему опыту преподавания, какие разделы обществознания самые сложные для школьников и вызывают наибольшее затруднение? Какие темы самые простые?

Самый сложный раздел для школьников — это право. По нему на экзамене они допускают самое большое количество ошибок. Причины ясны — здесь зачастую нужно не просто понимать, о чем идет речь, но и твердо знать нормы права. Обязательно есть задания на знание Конституции РФ, а это значит, что ее надо не просто бегло прочитать один раз, а как следует проработать. Непросто идут политика и экономика, а на вопросы о семье или социальном конфликте дети, как правило, отвечают верно, потому что с подобными ситуациями сталкиваются почти каждый день.

Всего на экзамене предлагается 31 задание. Какие темы охватывают задания?

И ученик, и родитель должны внимательно изучить нормативные документы, регламентирующие проведение ОГЭ. Найти их можно на сайте ФИПИ. Там приведены три документа — демоверсия, спецификация и классификатор. Демоверсия представляет собой образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. В ней можно посмотреть, как выглядит экзаменационный тест, какие типы заданий в нем представлены. В конце демоверсии приводятся ключи, по которым можно себя проверить. Спецификация описывает назначение отдельных заданий и содержит информацию о правилах их оценивания (иными словами, сколько баллов за какое задание дается). Кодификатор — это перечень тем, знание которых выносится на ОГЭ. В этом году в списке 59 тем, которые охватывают все разделы курса. Сложность в том, что многие темы дети проходили в 8, а то и в 7 классе, и теперь этот материал необходимо вспомнить.

Расскажите, пожалуйста, про систему начисления баллов. За какие задания на ОГЭ по обществознанию ставится наибольшее количество баллов?

Максимум за работу можно получить 39 первичных баллов. За все задания первой части экзамена (№№ 1-25), кроме задания № 22, в случае правильного ответа ставится один балл. Задание № 22 оценивается двумя баллами: максимальный балл получает ученик, не допустивший ни одной ошибки. Тот, кто допустит одну ошибку, зарабатывает один балл, а ошибившийся более одного раза баллов не получает.

Вторая часть экзаменационного варианта (№№ 26-31) — это работа с текстом, выделение информации из текста и работа с ней (приведение пояснений, примеров, аргументов). Задания №№ 26-28 и №№ 30-31 оцениваются двумя баллами, задание № 29 — тремя баллами.

Есть ли «формула успеха», которая поможет подготовиться к ОГЭ по обществознанию наилучшим образом?

«Формула успеха» довольно проста: это регулярные занятия. Дети, которые откладывают подготовку к ОГЭ «на потом», как правило, сдают экзамен гораздо хуже тех, кто так не делает. Нужно регулярно читать учебники и справочную литературу и, конечно, решать тренировочные тесты. По большому счету, в процессе подготовки к любому экзамену нужно решить две задачи: во-первых, набрать необходимый материал и, во-вторых, подготовиться к формату экзамена, как говорится, «набить руку». Если регулярно выполнять тестовые задания, работать с текстом (в формате заданий второй части экзамена), уверен, результат будет достаточно высоким.

Что нужно делать школьнику, чтобы получить максимальный результат. Реально ли его получить?

ОГЭ — это не ЕГЭ, здесь от одной ошибки не зависит, поступите ли вы в выбранное высшее учебное заведение. Результаты этого экзамена важны прежде всего для самого ученика: ему нужно понять, правильно ли он учится, верно ли готовится к экзаменам, готов ли к повышенному уровню сложности в старших классах. Высокий результат получить вполне реально, но он всегда пропорционален затраченным усилиям.

Какие источники вы рекомендуете использовать для самостоятельной подготовки к экзамену?

Официально экзамен составляется по школьному учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова. К сожалению, большинство учебных пособий, которые издаются сегодня, рассчитаны на тех, кто сдает ЕГЭ, и для девятиклассников сложны. Можно обратиться к сайту «Интернетурок.ру» и посмотреть материалы по темам, которые вызывают наибольшие затруднения. Тестовые задания можно взять из открытого банка заданий на сайте ФИПИ. Если в школах проводятся тренировочные работы, их обязательно нужно писать; в этом случае не поленитесь попросить второй вариант и прорешайте его дома.

На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям повышенной сложности?

Задание № 21 Здесь указаны четыре черты (свойства, признаки), которые нужно разделить на две группы (сходства и различия). Это достаточно простое задание, тем более что количество вариантов заранее известно, да и сами группы названы. Главное — внимательно прочитать его и понять, что требуется сделать.
Задание № 22 Более сложное задание — необходимо разделить элементы на группы, причем в одной группе может быть один элемент, а в другой — целых три. Учащиеся нередко пугаются этого, им почему-то кажется, что элементов в группах должно быть поровну. Но это совершенно не обязательно будет так.
Задания № 23, № 24 Работа с графическим материалом (диаграмма). Здесь предлагаются многовариантные тесты, в которых нужно найти все правильные ответы. Многие дети об этом забывают и ставят только один правильный ответ. Надо использовать навыки логического мышления, чтобы не только правильно прочитать диаграмму, но и сделать верные выводы.
Задание № 25

Необходимо выделить, какие из предложений отражают факты, а какие содержат мнения. Многие девятиклассники (да и одиннадцатиклассники тоже) не понимают, как это сделать. На самом деле все просто: если утверждение можно проверить, установить его подлинность или ложность — это факт. Если же подлинность/ложность установить нельзя, и знание носит субъективный характер, то это оценка. Я обычно спрашиваю у ученика, какой у него рост. Он отвечает, например: «175 см». Это факт, потому что мы можем взять сантиметр и измерить рост. Если окажется именно 175 см, это истинный факт, а если, к примеру, 177 см — то ложный факт. Потом задаю вопрос: «Ты высокий?». Тут уже сложно ответить однозначно. Для девятиклассника 175 см — это достаточно большой рост. Но как насчет одиннадцатиклассника? Или первоклассника? Или для члена сборной России по баскетболу? Это субъективное знание, а значит — оценка.

Можно привести и другой пример. То, что на улице температура −2, — это факт (вывешиваем за окно термометр и проверяем). А вот то, тепло там или холодно, — это уже оценка. Человеку в двух шубах будет жарко, а вот в одной рубашке — очень холодно. Если −2, к примеру, 1 января, то мы говорим, что зима теплая, но что если та же температура наблюдается 1 августа?

Часто в предложениях встречаются слова-маркеры: «правильно» и «неправильно». Тут даже самый наивный ребенок должен увидеть оценочный характер знания.

Задание № 26 Первое задание части 2, в котором требуется составить план текста. Удивительно, как много детей не могут выделить основную мысль абзаца. Мне попадался ученик, который совершенно искренне считал, что первые пять слов абзаца — это название пункта плана (его пришлось довольно долго переучивать). Рецепт здесь один — читать тексты и составлять планы.
Задания № 27, № 28 Очень похожие друг на друга задания, где требуется выделить две мысли автора по тексту. Ключевые слова здесь — «используя текст» и «по мнению автора». Свои рассуждения приводить не обязательно, главное — адекватно передать мысль, заложенную в тексте. Помочь тут может верное составление плана. Если задание № 26 выполнено правильно, найти абзацы, в которых содержатся указания на правильный ответ, несложно. Можно прямо цитировать — открывать кавычки и переписывать соответствующий кусок текста, а можно излагать мысль автора своими словами. Но следует быть внимательным — перефразируя автора, можно исказить его мысль так, что эксперт потом не засчитает это как правильный ответ.
Задание № 29 Здесь нужно найти две позиции в тексте и проиллюстрировать их собственными примерами. Таким образом оказываются задействованы и текст, и собственные мысли школьника. Самое сложное — уследить за количеством компонентов задания. В демоверсии указано, что таких компонентов должно быть четыре — два по тексту и два составленных самим ребенком. Если же девятиклассник привел только позиции по тексту и не проиллюстрировал, он получит только один балл из трех.
Задания № 30, № 31

В этих заданиях текст напрямую уже не задействуется. Ученик сам должен указать причины, подобрать примеры или аргументы, развивающие мысли текста. Самое трудное — усвоить, чем примеры отличаются от аргументов. Любой аргумент должен содержать термины и строиться по схеме «это так, потому что…». А примеры берут из реальной жизни, литературных произведений, фильмов; примерами служат исторические события или то, что мы узнаем из новостей.

Допустим, нужно доказать, что демократия лучше тоталитаризма. Аргумент тут может звучать так: «…потому что при демократии субъектом власти является весь народ (все общество), а в условиях тоталитаризма — только лидер (вождь)». В качестве примера можно привести Советский Союз при Сталине или Китай при Мао Цзэдуне, когда решение всех вопросов, даже самых незначительных, считалось прерогативой вождя. Обществознание очень тесно связано с историей, поэтому, чтобы приводить адекватные примеры, нужно разбираться в исторических событиях.

У девятиклассников впереди еще cемь месяцев до ОГЭ по обществознанию. Как вы посоветуете им распределить свое время, чтобы подготовиться наилучшим образом?

Лучше всего спокойно проработать весь экзаменационный материал по кодификатору — тема за темой. В случае затруднений можно подойти к школьному учителю — думаю, ни один из них не откажет ребенку в консультации. В конце концов, результаты экзамена — это показатель и его работы тоже. Апрель-май лучше оставить для повторения материала. И обязательно нужно читать российскую Конституцию. Задания по этой теме есть везде — в ОГЭ, ЕГЭ, на любом уровне любой вузовской олимпиады.

Что такое ОГЭ?

ОГЭ — это итоговое испытание, которое проходят все выпускники девятых классов. Экзамен измеряет объём знаний, которые школьники получили за девять лет обучения. Его результаты являются основанием для выдачи аттестата об основном общем образовании. 

Помимо обязательных предметов — русского языка и математики — выпускники обязаны выбрать для сдачи на ОГЭ две дополнительные дисциплины. Обществознание занимает первое место по популярности среди предметов по выбору. Его сдают больше половины экзаменующихся.

Важно понимать, что факт сдачи экзамена обеспечивает минимальный объём знаний, которым обладают все выпускники, потому что задания ОГЭ по обществознанию базируются на материале, который они изучали четыре года. Если же есть желание побороться за высокий балл, то к подготовке нужно подойти серьёзно и ответственно. 

Особенности проведения экзамена

Формат ОГЭ един для всех девятиклассников страны. Его основная цель — нейтральная и объективная оценка остаточных знаний выпускников. Созданы все условия для того, чтобы исключить возможность внешнего вмешательства в процесс экзамена, а доступ к выполненным и сданным работам в дальнейшем имеют только независимые проверяющие.

Структура и уровень сложности одинаковы для всех экзаменационных вариантов, поэтому все выпускники находятся в равных условиях. Чтобы исключить человеческий фактор, тестовая часть работы проверяется роботизированным оборудованием, а развёрнутые ответы экзаменуемого проверяют два эксперта по чётко сформулированным критериям.

Кроме того, испытание проводится не в «родной» школе учеников, а в качестве наблюдателей выступают учителя, не имеющие отношения к предмету экзамена, что в свою очередь минимизирует возможность любых подсказок и помощи извне.

Для участия в ОГЭ при себе нужно иметь паспорт и несколько гелевых ручек, все остальные необходимые материалы (в том числе черновики) выдаются уже в аудитории. Также школьникам позволено проносить с собой воду, небольшой перекус и необходимые медикаменты, которые нужно будет оставить у входа в класс.

Первая неделя занятий бесплатно!

Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!

Начать заниматься

Структура экзамена 

ОГЭ по обществознанию — это 24 задания по 6 тематическим блокам:

  • Человек и общество 
  • Сфера духовной культуры 
  • Экономика 
  • Социальная сфера 
  • Сфера политики и социального управления 
  • Право

Для того чтобы хорошо сдать экзамен, школьникам нужно знать теорию по каждому из разделов, уметь анализировать практические ситуации, находить взаимосвязи между социальными явлениями и объектами, аргументировать своё мнение, опираясь на знания и логику. 

В 2021 году в ОГЭ по обществознанию было внесено несколько важных изменений:

  • Тестовых заданий теперь не 14, а 13.
  • Добавлено новое задание с развернутым ответом, в котором школьникам предстоит проанализировать ситуацию, изображенную на фотографии.
  • Общий балл увеличен с 35 до 37.
  • Новое задание (№ 5) — классифицируется как базовое. Оно требует от экзаменуемых осуществлять поиск социальной информации по заданной теме среди предоставленных изображений; оценить поведение людей с точки зрения социальных норм и экономической рациональности. За него можно получить 3 балла.

Баллы

Всего за ОГЭ по обществознанию можно набрать 37 баллов, которые впоследствии переводятся в оценку по пятибалльной шкале. 

В связи с тем, что в 2021 году ОГЭ проводился только по русскому языку и математике, Рособрнадзор не разрабатывал новые официальные шкалы баллов по остальным предметам, а потому приведённая шкала носит ориентировочный характер: 

  • 0–13 баллов — оценка «2»
  • 14–22 баллов — оценка «3»
  • 23–29 баллов — оценка «4»
  • 30–37 баллов — оценка «5»

Минимальный порог, который должен преодолеть на экзамене ученик для получения аттестата, составляет 14 баллов. Однако для поступления в колледж или профильный класс такого количества баллов будет недостаточно. В данном случае конкурентоспособный результат — от 30 баллов и выше. 

За каждое задание в варианте можно получить от 1 до 4 баллов:

  • 1 балл: № 2–4, 7–11, 13, 14, 16–20;
  • 2 балла: № 1, 6, 15, 21, 22, 24; 
  • 3 балла: № 5, 23
  • 4 балла: № 12

back

Подпишитесь на нашу рассылку

План подготовки к экзамену с нуля

Может показаться, что подготовиться к финальному испытанию трудно, порой даже не ясно, с чего начать. Однако не стоит переживать, ведь ОГЭ по обществознанию базируется исключительно на знаниях, полученных в рамках школьной программы. 

Чтобы для подготовки было достаточно времени, стоит начать прорабатывать материал как минимум за год до экзамена. Так вы спокойно сможете выявить и восполнить пробелы в знаниях. 

Шаг 1: определите уровень знаний

Если вы не уверены в собственных силах, проверяйте себя, выполняя демонстрационные варианты ОГЭ за прошлые годы. Честно оцените свои возможности и знания, сверяясь с ответами. Обратите внимание на вопросы, которые вызвали у вас затруднения.

Шаг 2: занимайтесь регулярно

Без последовательного подхода хорошо подготовиться к ОГЭ по обществознанию не получится. Учить теорию можно понемногу, но стабильно: организуйте своё время так, чтобы на изучение новой информации оставалось 1–2 часа в день. Однако не забывайте и про отдых! Обязательно выделяйте свободные дни, чтобы отвлечься и набраться сил.

ОГЭ по информатике

Государственная итоговая аттестация по информатике после 9 класса проходит в формате ОГЭ. Задача экзамена проверить умения учеников составлять алгоритмические конструкции и их знания об IT терминах.

Шаг 3: совмещайте теорию и практику

Для того чтобы хорошо запомнить новый материал, недостаточно просто прочитать главу учебника. Лучше закрепить пройденную тему тестом и лишь потом перейти к следующему пласту информации. Всегда держите под рукой сборник с типовыми вариантами! Кроме печатных пособий, обратите внимание на онлайн-ресурсы, формирующие подборки заданий на основании изученного вами материала.

Шаг 4: долой зубрежку!

Зазубривание определений не принесёт вам значительной пользы: мало того, что на следующий день вы не будете помнить выученного, так еще потеряете мотивацию и желание работать дальше. Предмет изучения становится интересным и полезным тогда, когда хорошо усваивается и выстраивается в голове в четкую последовательную систему. Попробуйте пересказывать материал друзьям или родственникам — этот приём прекрасно помогает запомнить самые важные детали.

Шаг 5: не забывайте про повторение

Время от времени возвращайтесь назад и повторяйте пройденные темы. Никто не застрахован от риска забыть самый простой термин прямо на экзамене. Самое главное — вовремя убедиться в том, что все хорошо запомнилось и не паниковать по этому поводу в день сдачи ОГЭ.

Шаг 6: снизьте уровень стресса

В перерывах между подготовкой следите за тем, чтобы мозг не перегружался от постоянной работы и переживаний. За день до экзамена отложите все учебники в сторону и займитесь чем-нибудь приятным, позвольте себе расслабиться и отдохнуть. Помните, что в финальном испытании нет ничего страшного и вам под силу с ним справиться. 

Полезно знать (материалы)

Для подготовки к ОГЭ по обществознанию необходима хорошая теоретическая база. Для этого существует большое количество ресурсов, с помощью которых можно освоить курс в полном объёме. 

Например, каждый год выпускаются сборники типовых вариантов, в которых собраны актуальные задания. Такие сборники создают при участии разработчиков КИМ. Многие задания из них встречаются впоследствии на экзамене.

Ценный совет: ознакомьтесь с документами, определяющими структуру и содержание контрольных материалов (они опубликованы на сайте ФИПИ). Всего их три:

  • Демоверсия — пример варианта ОГЭ, который будет использоваться в этом учебном году;
  • Спецификация — описание экзаменационной работы и разбор заданий по баллам;
  • Кодификатор — перечень тем, которые будут затронуты на ОГЭ.

Для изучения особо сложных разделов, таких как политика и право, требуется знание законодательных норм. Для этого нужно заниматься не только с учебниками, но и изучать Конституцию Российской Федерации, а также Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный кодексы. В этих актах содержится вся необходимая для подготовки информация.

Обратите внимание на нижеприведённый список вспомогательных материалов:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. «Человек и общество» / Боголюбов Л. Н.;
  3. «ОГЭ. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ» / Баранов П. А.;
  4. «Основы государства и права» / Клименко С. В.;
  5. «Обществознание в схемах и таблицах» / Махоткин А. В.;
  6. «Цивилизация в истории человечества» / Семеникова Л. И.;
  7. «Человек, цивилизация, общество» / Сорокин П. А.

Преимущества обучения в «ИнтернетУроке»

Библиотека видеоуроков «ИнтернетУрок» — идеальная помощь для подготовки к ОГЭ. У нас собраны материалы по всем темам школьной программы с 1 по 11 классы. В вашем распоряжении будут также конспекты, тренажёры и тесты. 

Для тех, кто хочет больше внимания уделить подготовке к экзаменам, существует тариф «С зачислением». Он поможет пройти школьный курс экстерном и сэкономить время и силы для достижения действительно важных целей. 

Занятия онлайн легко вписать в свой график, ведь они не привязаны ни к месту, ни ко времени, а значит, заниматься можно, где и когда это удобно. К тому же в «ИнтернетУроке» всегда можно задать вопрос учителю и получить ответ в течение 15 минут. Это значительно облегчает подготовку.

Статья подготовлена экспертом — учителем истории и обществознания Домашней школы «ИнтернетУрок»:

Владислав Рычков

Учитель истории и обществознания

Высшее образование (история).

Педагогический стаж – 6 лет.

Редакция Домашней школы «ИнтернетУрок»

Содержание

  • 1 Особенности экзамена
  • 2 Изменения 2022 года
  • 3 Структура КИМа
  • 4 Оценивание
  • 5 Секреты подготовки

Вы уже решили, что в 2022 году будете сдавать ОГЭ по обществознанию в качестве экзамена по выбору – мы расскажем, каким будет структура КИМа и оценивание экзаменационных работ, а также подскажем, как организовать эффективную подготовку.

Особенности экзамена

В 2022 году ОГЭ по обществознанию будет доступно выпускникам 9-х классов как экзамен по выбору. Поскольку предмет уже не первый год лидирует в предпочтениях сдающих ЕГЭ, можно предположить, что и после 9-го класса многие школьники решат сдавать именно «общество».

ОГЭ по обществознанию в 2022 году | изменения, подготовка, дата проведения

Общая информация про ОГЭ 2022 по обществознанию:

  • всего в КИМе 24 задания;
  • на выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут);
  • дополнительные материалы и оборудование не используются;
  • максимальный балл – 37;
  • минимальный балл – 14.
  • балл для поступающих в профильные классы – 28.

Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, позволяет обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации. Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объём и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ 2022 года.

Изменения 2022 года

21 августа 2021 года ФИПИ опубликовал демонстрационные материалы ОГЭ 2022 года, это означает, что можно детально разобрать изменения и уже начинать готовиться к экзамену.

Важно! В 2022 году никаких изменений в вариант демоверсии ФИПИ внесено не было, однако мы советуем вам очень внимательно изучить изменения 2021 года, поскольку они принципиально важны для качественной подготовки.

Давайте разберёмся, какие новые задания появились в ОГЭ по обществознанию в прошkом году:

  1. Прежде всего, в 2021 году сильно поменялась сама структура экзаменационной работы. Если раньше это были две группы заданий, различающихся по формату записи ответа, то теперь они группируются по принципу проверяемых умений.
  2. Количество заданий сильно сократилось: раньше было 31, а теперь — 24. Но это вовсе не означает, что задания упростились. Из варианта просто убрали 6 заданий с кратким ответом. В блоке с мини-текстом теперь не 6, а 4 задания. Убрали задание на различение фактов и мнений в социальной информации.
  3. Появились совершенно новые задания с развёрнутым ответом: задания на работу с обществоведческими понятиями, вопросы по финансовой грамотности и на работу со статистической информацией.
  4. Максимальное количество баллов уменьшилось с 39 до 35.

В официальной справке ФИПИ принципиальные изменения в КИМе ОГЭ 2021 года по обществознанию сформулированы так: «усилена аналитическая составляющая КИМ: большинство заданий требует анализа практических ситуаций, умений рассуждать, объяснять, аргументировать, выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания».

Секреты подготовки к ОГЭ 2022 по обществознанию

Таким образом, в 2022 году для подготовки к ОГЭ по обществознанию можно использовать материалы 2022 и 2021 года. Более ранние версии не актуальны!

Структура КИМа

Экзаменационная работа ОГЭ по обществознанию в 2022 году включает в себя 24 задания:

  • 16 заданий с кратким ответом;
  • 8 заданий с развёрнутым ответом.

Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Задания 4, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).

Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Задания 5 и 12 – умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека. Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять черты их сходства и различия.

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках.

Задания представляют следующие разделы курса:

Раздел Задания
«Человек и общество» и «Сфера духовной культуры» 2-4
«Экономика» 6-9
«Социальная сфера» 10-11
«Сфера политики и социального управления» 13-14
«Право» 16-18
Задания из разных тем, но одинакового уровня сложности 1, 5, 12, 15, 19–24

Оценивание

Правильно выполнив все 24 задания, экзаменуемый может набрать максимум 37 первичных баллов.

Задания могут быть максимально оценены таким количеством баллов:

Максимальный балл Задания
1 2–4, 7–11, 13-14, 16–20
2 1, 6, 15, 21, 22 и 24
3 5, 23
4 12

Далее баллы суммируют и переводят в школьную 5-бальную оценку по таблице соответствия:

Оценка Баллы
5 31-37
4 23-30
3 14-22
2 0-13

При этом, для поступления в профильные классы или лицеи в 2022 году необходимо набрать минимум 28 первичных баллов, а значит сдать ОГЭ  по обществознанию на «твердую четверку».

Секреты подготовки

Рассказываем, как подойти во всеоружии к одному из самых популярных предметов по выбору в 9 классе и эффективно подготовиться к ОГЭ по обществознанию 2022 года.

Не стоит недооценивать уровень сложности предмета. Не секрет, что многие выбирают общество как предмет ОГЭ, считая его самым простым. Но на самом деле, и тут есть свои нюансы.

Подготовка к ОГЭ по обществознанию подразумевает, что школьник учится:

  • анализировать практические ситуации,
  • рассуждать,
  • объяснять,
  • аргументировать,
  • выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный опыт и школьные знания.

ОГЭ по обществознанию в 2022 году - изменения, подготовка

Рекомендации по самостоятельной подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2022 году.

Совет 1. Читайте теорию

Это основа знаний. Чтобы подготовиться к ОГЭ по обществознанию, нужно изучить школьные учебники (чаще всего это сборник П. А. Баранова и пособия Л.Н. Боголюбова).

Оптимальный вариант подготовки — учить теорию блоками. Читайте по отдельной теме, а потом закрепляйте её тестом. В идеале — на уровень выше по сложности, чем ОГЭ.

Обычно наибольшую трудность для школьников при самостоятельной подготовке к ОГЭ представляют такие разделы, как политика, государственное устройство, право. Здесь нужно не просто понимать, о чём идёт речь, но и твёрдо знать нормы закона. Поэтому изучайте не только учебник, но и первоисточники. Используйте Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.

Совет 2. Правильно конспектируйте

Чтобы конспекты приносили пользу, нужно уметь их вести. Есть разные способы — для самостоятельной подготовки к ОГЭ по обществознанию подойдут метод Корнелла или метод таблиц. Рисуйте картинки, схемы, раскрашивайте записи маркерами.

Ещё можно использовать мнемотехнику — совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация. Создавайте яркие ассоциации к терминам и понятиям. Этот метод поможет эффективно подготовиться к ОГЭ по обществознанию и другим предметам.

Совет 3. Пишите пробники

Они принесут большую пользу при подготовке к ОГЭ по обществознанию как по части знаний, так и для отработки навыков для сдачи экзамена. Пишите пробные экзамены и решайте экзаменационные варианты — как можно больше. Нужно натаскивать себя на формат. На ОГЭ по обществознанию недостаточно показать свои знания, нужно оформить их «по шаблону». Засекайте время, которое уходит на выполнение заданий во время подготовки, чтобы точно успеть выполнить все задания на реальном экзамене.

Совет 4. Расширяйте кругозор

Важно быть подкованным — смотрите новости политики и экономики. Старайтесь находить в них реальные практические примеры из теоретического курса обществознания, так вы легко усвоите материал и сможете проявить эрудицию в письменной части экзамена.

Совет 5. Не полагайтесь на ответы в интернете

ОГЭ — первый серьёзный экзамен в жизни школьников, и некоторые из них ведутся на покупку ключей к экзамену, чтобы подстраховаться. А некоторые и вовсе надеются на слив вместо того, чтобы хорошо готовиться к ОГЭ по обществознанию. Но в сети полно недобросовестных людей, которые просто зарабатывают на обмане девятиклассников.

Лучше не рисковать, а хорошо подготовиться к ОГЭ 2022 по обществознанию и быть уверенным в знаниях.

Также полезными будут разбор заданий демоверсии от опытных педагогов:

Читайте также:

  • Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Изложение ОГЭ в 2022 году
  • ФИПИ ОГЭ 2022 года

Как готовиться к ОГЭ по обществознанию в 2021 году? Этот вопрос остро стоит перед большинством девятиклассников, ведь экзамен по этому предмету — самый популярный. Для того, чтобы сдать его на «отлично», нужно приложить массу усилий. Для начала стоит, конечно, изучить структуру экзамена и составить план подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Содержание

  1. Структура экзамена
  2. Оценивание заданий ОГЭ по обществознанию
  3. План подготовки к ОГЭ по обществознанию
  4. Система подготовки к экзамену
  5. Темы для подготовки к ОГЭ по обществознанию
  6. Материалы для подготовки

Материал, помогающий подготовиться к ОГЭ по обществознанию

Структура экзамена

В демоверсии 2021 года произошли важные изменения: было добавлено новое задание на анализ визуальной информации (№5), а вот количество тестов сократилось на один. За счет этих корректировок был увеличен максимальный балл: теперь можно получить максимум 37 баллов.

На решение КИМ по-прежнему дается 3 часа.

На экзамене нельзя использовать дополнительные материалы, поэтому важно хорошо готовиться к ОГЭ по обществознанию.

Навыки, необходимые для решения экзамена:

·               анализировать практические ситуации,

·               анализировать связи между явлениями,

·               объяснять причины и следствия социальных явлений,

·               аргументировано излагать свои мысли.

Количество заданий — 24:

·               № 2-4, 7-9, 10-11, 13-20 — с кратким ответом,

·               № 1, 5-6, 12, 21-24 — с развернутым ответом.

Оценивание заданий ОГЭ по обществознанию

Максимальный балл за экзамен вырос в сравнении с прошлым годом, поэтому шкала перевода первичных баллов в оценку в 2021 году изменится. Точные пороги будут известны только после проверки экзаменационных работ. Однако, если подготовиться на максимум, проблем с оценками точно не возникнет!

Тематические тестовые задания (все номера, кроме №15, 19-20) оцениваются в один балл. Они проверяют, насколько хорошо усвоен материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Форматные задания №15, 19-20 проверяют, как хорошо вы натасканы на задания определенного типа (при этом тема заданий может быть абсолютно разной). Задания №19-20 могут принести один балл, а №15 — два балла.

Задания с развернутым ответом весят больше всего: №1, 6, 21-22, 24 — по два балла каждый номер, №5, 23 — по три балла, №12 — четыре балла. Чтобы подготовиться к обществознанию, нужно научиться отвечать на вопросы этих номеров максимально полно.

План подготовки к ОГЭ по обществознанию

Нужно заранее разработать план, как готовиться к ОГЭ по обществознанию. Это поможет избежать ошибок и спланировать свое время, добиться максимального результата.

Во-первых, проще всего начать с блока «Человек и общество». В нем содержатся основы обществознания, благодаря которым готовиться к ОГЭ по обществознанию по другим тематическим блокам будет намного проще.

Во-вторых, больше всего времени уделяйте тем блокам, по которым нужно изучить больше информации: более обширные или западающие лично у вас темы. 

В-третьих, практикуйте форматные задания. Для того, чтобы готовиться к ОГЭ по обществознанию на максимальный балл, нужно изучить и отработать структуру форматных номеров. В этих заданиях важно не столько знание теории, сколько умение решать определенный тип задач.

Система подготовки к экзамену

На экзамене в первую очередь стоит решить задания, в которых вы уверены. Начинать стоит с тестовой части. Для того, чтобы с ней не возникло никаких проблем, стоит начать подготовку к ОГЭ по обществознанию с использованием особой системы:

  • идите постепенно по кодификатору, темы в нем идут от простых к сложным,
  • старайтесь не заучивать теорию, а понимать ее,
  • решайте тесты по темам, задания по каждому блоку,
  • формулируйте понятия самостоятельно, а не заучивайте их,
  • давайте задания с развернутым ответом на проверку эксперту,
  • решайте варианты, засекая время, больше всего выделяйте на вторую часть,
  • занимайтесь последовательно и регулярно.

Как успешно подготовиться к ОГЭ по обществознанию

Темы для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Чтобы начать подготовку к ОГЭ по обществознанию, нужно изучить шесть основных разделов:

  1. Человек и общество — это тематический раздел, включающий все виды межличностных отношений, а также ощущения человека внутри социума. Стоит обратить внимание на темы: сущность общества, общество и природа, сферы общественной жизни, проблема личности, человеческая деятельность, межличностные отношения и конфликты.
  2. Экономика — это блок, материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию по которому включает хозяйственные отношения. Особое внимание нужно уделить разделам: сущность экономики, товары и услуги, ресурсы и потребности, собственность, экономические системы, производство и труд, рынок и торговля, предпринимательство, деньги, налоги, банки и экономические функции социальных институтов.
  3. Политика — это тематический блок, в основу которого входят управление, межгосударственные отношения, отношения между ветвями власти и власти с народом.
  4. Духовная сфера — это раздел, полностью посвященный культуре. Для подготовки к ОГЭ по обществознанию нужно изучить темы этого раздела: сущность духовной сферы, наука, образование, религия и мораль.
  5. Право — это блок, задания в котором построены на правотворчестве и правовых отношениях. Стоит обратить внимание на темы: сущность и роль права, норма права, правоотношения, правонарушения, Конституция РФ, федеративное устройство, госвласть, правоохранительные органы, права, свободы и обязанности, защита прав, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовный кодекс РФ.
  6. Социальная сфера — это раздел об обществе и условиях жизни человека в обществе. Готовиться к ОГЭ по обществознанию можно, изучив темы: структура общества, семья, социальные роли, социальные ценности и нормы, девиантное поведение, социальный конфликт, межнациональные отношения.

Материалы для подготовки

Готовиться к ОГЭ по обществознанию в 2021 году помогут демоверсия, кодификатор и спецификатор, опубликованные на сайте ФИПИ.

Найти тесты для отработки теории и практический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию можно в открытом банке заданий также на сайте ФИПИ.

Также для подготовки к ОГЭ по обществознанию можно использовать рекомендованные ФИПИ пособия:

  • комплекс материалов для подготовки учащихся от ФИПИ,
  • пособия Л.Н. Боголюбова,
  • типовые варианты от разработчиков (О.А. Котова, Т.Е. Лискова) и др.

Готовиться к ОГЭ по обществознанию не так просто, как кажется. Несмотря на то, что это один из самых популярных экзаменов среди девятиклассников, написать его на высокие баллы достаточно сложно: объемы теоретического материала просто колоссальны. Но сдать ОГЭ по предмету на «отлично» возможно, если грамотно спланировать подготовку.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как проходит экзамен по немецкому языку
  • Как проходит экзамен по начертательной геометрии
  • Как проходит экзамен по математике в университете
  • Как проходит экзамен по математике в институте
  • Как проходит экзамен по математике в 9 классе беларусь

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии