Как проходит экзамен по математике в 9 классе беларусь

Сайт предназначен для определения заданий экзаменационных работ при проведении выпускного экзамена в письменной форме по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Содержание заданий, сгруппированных по вариантам, соответствует требованиям образовательного стандарта базового образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125, к результатам освоения содержания образовательной программы базового образования по учебному предмету «Математика».

В каждом варианте представлено 10 заданий (по два задания на каждый уровень усвоения учебного материала).
Экзаменационные работы оцениваются экзаменационными комиссиями в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Математика», утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674.

Отметка за выполнение экзаменационной работы выставляется с применением шкалы, определяющей максимальное количество баллов за каждое задание (шкала 1), и шкалы перевода количества баллов, полученных учащимся за выполнение экзаменационной работы, в отметку по десятибалльной системе оценивания (шкала 2).

Шкала 1

Номер
задания
Максимальное количество
баллов за выполнение задания
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
7 7
8 8
9 9
10 10
Суммарный максимальный балл за
выполнение всех заданий — 55

Шкала 2

Количество баллов, полученных учащимся Отметка по десятибалльной системе оценивания результатов учебной деятельности учащегося
1 1
2−4 2
5−7 3
8−12 4
13−18 5
19−25 6
26−33 7
34−42 8
43−52 9
53−55 10

В шкале перевода количества баллов, полученных учащимся за выполнение экзаменационной работы, в отметку по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся учитывается возможность допущения учащимся существенных и несущественных ошибок.

Разрешается выставлять количество баллов, которым оценено соответствующее задание, на полях листов экзаменационной работы. После решения последнего задания записывается суммарное количество баллов за выполненные задания, которое переводится в соответствующую отметку.

Как готовиться к выпускным экзаменам за 9 класс?

Окончание 9 класса — своего рода репетиция перед началом взрослой жизни. Можно пробовать поступить в колледж или лицей, а если не получится, вернуться в школу. Правда, стоит серьёзно взвесить все «за» и «против» решения уходить из школы после 9 класса. И, конечно, хорошенько подготовиться к выпускным экзаменам, ведь они влияют на итоговую отметку в свидетельстве о базовом образовании. Адукар расскажет, что из себя представляет каждое испытание и как к нему подготовиться.

Диктант по русскому и белорусскому языкам

После 9 класса выпускники пишут диктант по белорусскому и русскому языкам. Тексты диктантов берут из специальных сборников издательства «Национальный институт образования». Думаем, необязательно писать все диктанты. А вот просмотреть их, записать несколько будет полезно. Так ты увидишь свои ошибки и сможешь устранить пробелы в знаниях.

Экзамен длится один час. По сути, он не отличается от обычного контрольного диктанта. Внимательно слушай учителя и не повторяй вслух предложение, когда будешь его записывать: можешь исказить некоторые слова, проговаривая их, и оттого допустить ошибку. Ещё больше советов найдёшь в нашем материале Как написать диктант на «отлично».

В экзаменационном диктанте примерно 125-145 слов, как ив контрольном

В экзаменационном диктанте примерно 125−145 слов, как и в контрольном

Экзамен по математике

Задания для экзамена по математике также берутся из специального сборника материалов издательства «Национальный институт образования». Логику решений можно отследить по специальным сборникам с экзаменационными задачами, но не стоит бездумно заучивать написанное. Ты рискуешь потратить силы на запоминание громоздкого алгоритма решения, которым вряд ли воспользуешься. Лучше тренируйся решать задачи в паре, сравнивая свои рассуждения с работой товарища. В материале Как подготовиться к контрольной и экзамену по математике найдёшь полезные советы от преподавателя математики.

Экзаменационная работа представлена в двух вариантах по десять заданий (базового и продвинутого уровня). На выполнение экзамена отводится четыре астрономических часа. Решать задания можно в любом порядке, главное, чтобы решение было правильным и обоснованным. Важно подробно и разборчиво показать ход решения. Старайся писать грамотно и аккуратно, не сокращай слова в рассуждении.

На экзамене запрещено пользоваться калькулятором, телефоном и другими гаджетами. Делать исправления корректором также нельзя. А вот можно и даже нужно принести карандаш, линейку и циркуль для построения графиков, геометрических фигур

На экзамене запрещено пользоваться калькулятором, телефоном и другими гаджетами. Делать исправления корректором также нельзя. А вот можно и даже нужно принести карандаш, линейку и циркуль для построения графиков, геометрических фигур

Школьные экзамены — большая контрольная и только. Учись не волноваться перед такими испытаниями уже сейчас, ведь вполне возможно, что тебе предстоит сдать выпускные экзамены за 11 класс, а когда поступишь в колледж или вуз, сессию будешь сдавать дважды в год. Если хорошо знаешь материал, бояться нечего. Удачи!

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

ЦТ-форум

Каталог учебных заведений Адукар

Онлайн-курсы подготовки к ЦТ 2022

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram, Facebook.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Памятка   для учащихся и родителей 9 класса   по организации и проведению выпускных экзаменов

1.Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в период с 1 по 9 июня 2021года.  Экзамены по  предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9 часов.

2. По завершении обучения и воспитания на II ступени обязательными экзаменами  являются:

1) «Белорусский язык» в письменной форме;

2)«Русский язык» в письменной форме;

3) «Математика» в письменной форме.

3.Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования с учетом единых по республике сроков проведения письменных выпускных экзаменов (2 июня, 4 июня, 9 июня).

4. В соответствии с пунктом 63 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 38, в ред. постановления Минобразования от 28.01.2019 N 13 (далее – Правила проведения аттестации) тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме по завершении обучения и воспитания на II  ступени  объявляются через средства массовой информации. В 2020 году кроме объявления по телевидению и радио, тексты и задания будут  размещены на портале Министерства образования (edu.gov.by).

5.В соответствии с пунктом 91 Правил проведения аттестации письменные выпускные экзамены при проведении итоговой аттестации в другой срок проводятся:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

21 августа 2021г.–по белорусскому языку;

24 августа 2021г.– по русскому языку;

26 августа2021г. – по математике.

ВЫПИСКА  ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования  (ДЛЯ 9 КЛАССА)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила определяют порядок и формы проведения аттестации,  допуска к выпускным экзаменам, организации выпускных экзаменов и завершения обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования.

15. Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II  ступени общего среднего образования, осуществляют экзаменационные комиссии.

ДОПУСК УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

49. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» отметка «зачтено».

Кроме того, к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки 0 баллов или не аттестованы по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.

50. Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку 0 баллов не более чем по двум учебным предметам, повторно сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

72. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:

4 астрономических часа – по учебному предмету «Математика»;

1 астрономический час – по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык».

74. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

75. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения образования для выполнения письменной работы.

76. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

81. Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в  письменной форме объявляются не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

82. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:

на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении экзаменационной отметки 0 баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

84.Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием)  по итогам их изучения в предыдущих классах,пересмотру не подлежат.

ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ДРУГОЙ СРОК

91. В период с 21 по 26 августа по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования, проводится итоговая аттестация:

учащихся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку 0 баллов не более чем по двум учебным предметам;

учащихся, не явившихся на выпускные экзамены по уважительным причинам.

94. По результатам итоговой аттестации в другой срок на повторный год обучения остаются:

учащиеся, завершающие обучение на II ступени общего среднего образования и получившие по учебным предметам три отметки 0 баллов, которые складываются из годовых и экзаменационных отметок;

учащиеся, не явившиеся на выпускные экзамены в установленные сроки по трем учебным предметам или получившие на выпускном экзамене отметку 0 баллов по одному учебному предмету.

Книжка для выпускников и абитуриентов

Когда желать ни пуха ни пера?

Выпускники базовой и общеобразовательной школы сдают экзамены с 1 по 12 июня. На все письменные экзамены следует приходить к 9 часам утра.

Какие предметы сдают школьники?

Выпускникам 9-х классов общеобразовательных школ предстоят 4 обязательных выпускных экзамена:

“Белорусский язык” в письменной форме;
“Русский язык” в письменной форме;
“Математика” в письменной форме;
“История Беларуси” в устной форме.

Для учащихся, которые осваивали школьную программу на языке национального меньшинства (польском или литовском), обязательным также является выпускной экзамен в письменной форме по учебному предмету “Польский язык” или “Литовский язык”.

Выпускники 11-х классов сдают 4 выпускных экзамена. Обязательные:

“Математика” в письменной форме;
“Белорусский язык” или “Русский язык” (по выбору учащегося) в письменной форме;
“Иностранный язык” (английский, немецкий, французский, испанский) в устной форме.

Четвертый экзамен — по выбору учащегося (в устной форме, кроме экзамена по белорусскому или русскому языку и языку национального меньшинства).

Расписание экзаменов составляет школа, придерживаясь единых по стране сроков проведения письменных выпускных экзаменов.

Кому не надо тянуть билетики?

  • Для освобождения от выпускных экзаменов родители или законные представители учеников подают директору школы заявление, сопроводив его заключением врачебно-консультационной комиссии (на нем обязательно должен быть указан номер, должны стоять три подписи и печать. Сделать это надо не позднее чем за 2 недели до экзаменов). Освобожденным ученикам в качестве итоговых отметок выставляются годовые отметки.
  • К выпускным экзаменам допускаются школьники, имеющие положительные годовые отметки (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) по всем учебным предметам.
  • Одиннадцатиклассники, имеющие годовую отметку 0 баллов или не аттестованные по одному из учебных предметов, допускаются к выпускному экзамену по этому учебному предмету с 21 по 28 августа.
  • Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен без уважительных причин или получившие отметку 0 баллов по одному учебному предмету, пересдают выпускной экзамен по этому учебному предмету с 21 по 28 августа.

Как проходят выпускные экзамены?

Без пяти минут выпускникам не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы. Необходимые для работы листы бумаги со штампом учреждения образования предоставят организаторы испытаний.

Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком.

Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

На устном экзамене для подготовки к ответу учащемуся отводится не более 30 минут. Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося не прерывая. Они вправе задать дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

Если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить вытянуть другой билет. Вопрос о снижении отметки в этом случае решает комиссия.

На устных экзаменах можно пользоваться картами, таблицами, моделями, калькуляторами, лабораторным оборудованием, а также (не более пяти минут) — текстами художественных произведений, которые необходимо отвечать наизусть.

Сколько баллов поставят в аттестат?

По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, комиссия выставляет итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной.

Итоговая отметка выставляется:

  • на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
  • на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении на экзамене 0 баллов положительная итоговая отметка не может быть выставлена.

В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой.

При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.

Как стать участником ЦТ?

Абитуриент обязан зарегистрироваться на ЦТ в период со 2 мая по 1 июня в одном из пунктов регистрации.

 Для регистрации на ЦТ абитуриенту необходимо иметь при себе:

  • паспорт или вид на жительство в Республике Беларусь, или удостоверение беженца, или справку, выдаваемую в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность;
  • документ о внесении платы за прием и оформление документов для участия в централизованном тестировании. Абитуриенты, с которых не взимается плата, при подаче заявления предоставляют документы, подтверждающие льготы.

Пункты регистрации объединены в единую сеть и работают по принципу одного окна, поэтому абитуриент может получить сразу три пропуска, независимо от того, в каких учебных заведениях и городах он будет сдавать испытания.

В пункте регистрации абитуриенту предложат заполнить бланк заявления на одном из государственных языков (по выбору) и выдадут пропуск на испытания.

Пропуск считается зарегистрированным, если на нем имеются печать пункта тестирования и подпись уполномоченного представителя пункта регистрации, указан регистрационный номер.

Время начала проведения тестирования — 11.00.

График проведения централизованных испытаний для абитуриентов выглядит так:

 Предмет

 Дата проведения

 Белорусский язык 

 14 июня, пятница 

  Русский язык 

 15 июня, суббота 

  Биология  

 17 июня, понедельник 

 Математика   

 19 июня, среда

 Обществоведение  

 21 июня, пятница

 Физика  

 22 июня, суббота 

 История Беларуси 

 23 июня, воскресенье 

 Химия  

 24 июня, понедельник

 Всемирная история новейшего времени 

 25 июня, вторник

 Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) 

 27 июня, четверг

 География  

 28 июня, пятница

Если подвело здоровье…

Школьники, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля.

В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены с 21 по 28 августа.

Абитуриенты, которые зарегистрировались на ЦТ, но не явились на него и могут документально подтвердить уважительную причину неявки, могут сдавать ЦТ в резервный день 4 июля. Но только один предмет.

Регистрация абитуриентов для участия в централизованном тестировании в резервный день будет проводиться с 27 июня по 1 июля в Брестском техническом, Гродненском, Гомельском техническом имени П. Сухого, Витебском государственных университетах, а также в Белорусско-Российском университете (Могилев) и БГУ.

Пунктом проведения ЦТ по всем предметам в резервный день определен БГУ. Все резервные испытания начинаются в 11.00.

“Имею право” и “обязан”

Абитуриент имеет право:

  • зарегистрироваться для участия в ЦТ не более чем по трем учебным предметам: по белорусскому или русскому языку (по выбору) и по двум предметам в соответствии с профилем (направлением) специальности;
  • сдать пропуск или обменять его на пропуск по другому учебному предмету до окончания срока регистрации;
  • на ЦТ по химии и физике пользоваться калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации, имеет исключительно цифровой дисплей (не допускающий отображения графической информации) и способен осуществлять основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, вычисление корня любой степени);
  • делать замечания (в ходе централизованного тестирования) по содержанию тестов. Все замечания будут внесены в протокол и рассмотрены организаторами испытаний.

Абитуриент обязан:

  • прибыть в пункт тестирования не позднее чем за 30 минут до начала централизованного тестирования (прибывшие на ЦТ после вскрытия пакета с педагогическими тестами в аудиторию не допускаются);
  • иметь при себе зарегистрированный пропуск, документ, удостоверяющий личность, ручку гелевую (или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на централизованное тестирование по физике и химии);
  • при получении экзаменационных материалов абитуриент обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста.

 Абитуриенту запрещается:

  • проносить и использовать в аудиториях, где проводится ЦТ, любые предметы и документы, кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска и ручки;
  • фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
  • меняться местами, использовать помощь других лиц для выполнения тестовых заданий.

Абитуриент, нарушающий требования, отстраняется от участия в централизованном тестировании по данному предмету без права пересдачи в резервный день.

Кто может рассчитывать на особое отношение?

Освобождены от уплаты регистрационного взноса на ЦТ:

  • инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без родительской опеки, дети из многодетных семей и из семей военнослужащих, работников органов МВД, погибших или ставших инвалидами при исполнении воинских и служебных обязанностей.

Зачисляются без вступительных испытаний:

  • победители (дипломы І, ІІ, ІІІ степени) международных олимпиад (в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством образования) и республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема. Это правило действует при поступлении на профильные специальности;
  • победители (Гран-при, дипломы I, II, III степени) международных и республиканских творческих конкурсов и фестивалей, олимпиад по предметам культуры и искусства, проведенных Министерством культуры в учебном году (при поступлении на специальности культуры и искусства);
  • победители, призеры и участники (спортсмены) Олимпийских игр, победители и призеры юношеских Олимпийских игр при поступлении на специальности физической культуры и спорта и некоторые другие категории абитуриентов.

Получают высшую оценку по одному из предметов:

  • победители (диплом I степени) третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

Поступают вне конкурса (кроме профилей “международные отношения”, “правоведение”, “медико-фармацевтический”, а также специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий приему, составил 5 и более человек на место) при наличии в документе об образовании отметок не ниже 6 баллов по предметам вступительных испытаний:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Поступают вне конкурса на профильные специальности:

  • победители и призеры официальных чемпионатов, розыгрышей кубков Республики Беларусь по видам спорта, включенным в программу летних и зимних Олимпийских игр;
  • лица, имеющие рекомендации воинских частей.

 Информацию о результатах ЦТ можно будет получить в пункте тестирования (списки на стендах, на сайте учреждения образования), а также на сайте УО “Республиканский институт контроля знаний” по адресу www.rikc.by

Кроме того, Республиканский институт контроля знаний обеспечивает оперативное информирование о результатах централизованного тестирования средствами мобильной связи с использованием SMS-запросов на номер 5050.

Услуга платная, она доступна для абонентов VELCOM, MTC, DIALLOG, LIFE.

Чтобы иметь право участвовать в конкурсе в вуз, абитуриенты должны набрать:

  • 10 баллов по предметам “Русский язык” или “Белорусский язык”;
  • 15 баллов по предметам “Математика”, “Физика”, “Химия”, “Биология”;
  • 20 баллов по предметам “История Беларуси”, “Всемирная история новейшего времени”, “Обществоведение”, “География”, “Иностранный язык” (английский, немецкий, французский, испанский).

Если абитуриенты получат меньше баллов, приемная комиссия вуза документы не примет, однако у них останется возможность поступить в средние специальные учебные заведения.

Некоторое время назад Республиканский институт контроля знаний предложил новую форму репетиционных испытаний — компьютерное тестирование. Оно проводится в здании РИКЗ, причем результат можно узнать сразу, не ожидая проверки работ всех участников испытаний.

Методические рекомендации

по проведению выпускных экзаменов по учебному предмету «Математика» по завершении обучения и воспитания

на II и III ступенях общего среднего образования

Общие положения

Выпускной экзамен для учащихся IX классов по завершении обучения и  воспитания  на  II  ступени  общего  среднего  образования  и  выпускной экзамен для учащихся XI классов по завершении обучения и воспитания на III  ступени  общего  среднего  образования  проводится в форме письменной контрольной работы. 

Учащиеся  9,  11  классов  учреждений  общего  среднего  образования, реализующих  образовательную  программу  базового  образования  и образовательную  программу  среднего  образования  по  учебному  предмету «Математика»  на  базовом  уровне  и  учащиеся  11  классов  учреждений образования,  реализующих  образовательную  программу  среднего образования  по  математике  на  повышенном  уровне,  выполняют экзаменационную работу по математике по разным заданиям.

Выпускной экзамен по математике за период обучения и воспитания на II  ступени  общего  среднего  образования  в  учреждениях  образования, реализующих образовательную программу базового образования, проводится по  «Сборнику  заданий  для  выпускного  экзамена  по  учебному  предмету «Математика»  на  уровне  общего  базового  образования»  издательства «Национальный  институт  образования».

Выпускной экзамен по математике за период обучения и воспитания на III  ступени  общего  среднего  образования  в  учреждениях  образования, реализующих образовательную программу среднего образования, проводится по  текстам  «Сборника  заданий  для  выпускного  экзамена  по  учебному предмету  «Математика»  на  уровне  общего  среднего  образования» издательства  «Национальный  институт  образования».

Экзаменационная  работа  по  математике  за  период  обучения  и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования состоит из 10 заданий  в  двух  вариантах  по  два  задания  на  каждый  уровень  усвоения учебного материала.

Независимо от количества учащихся, сдающих экзамен по математике, задания выполняются в двух вариантах.

В соответствии с пунктом 63 Правил проведения аттестации учащихся при  освоении  содержания  образовательных  программ  общего  среднего образования,  утвержденных  постановлением  Министерства  образования Республики  Беларусь  от  20.06.2011  №  38  (далее  –  Правила  проведения аттестации),  тексты  и  задания  для  проведения  выпускных  экзаменов  по завершении  обучения  и  воспитания  на  II  и  III  ступенях  общего  среднего образования объявляются через средства массовой информации.

Организация и проведение экзаменов

Выпускной  экзамен  по  математике  проводится  в  письменной  форме, начинается в 9 часов.

За  период  обучения  и  воспитания  на  II  ступени  общего  среднего образования  на  проведение  выпускного  экзамена  по  математике  отводится 4  астрономических  часа,  за  период  обучения  и  воспитания  на  III  ступени общего  среднего  образования  –  5  астрономических  часов  с  момента доведения текстов заданий до выпускников.

Экзаменационная  работа  выполняется  на  русском  или  белорусском языке, в зависимости от того, на каком языке велось преподавание предмета. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом  учреждения  образования  для  выполнения  письменной  работы  и черновых  записей. Желательно  учащимся  выдавать не  менее  трех двойных листов  бумаги,  вложенных  один  в  другой,  и  столько  же  на  черновик.  На листах обязательно должны быть поля. Учащиеся, претендующие на медаль, выполняют  экзаменационную  работу  в  тетради  (листы  оставить скрепленными).

Один из членов экзаменационной комиссии делает ксерокопии текстов экзаменационной работы в двух вариантах по количеству учащихся в классе, другой  –  подписывает  экзаменационные  работы  с  учащимися.  Образец подписи экзаменационной работы необходимо записать на доске. Титульный  лист  экзаменационной  работы  по  завершении  обучения  и воспитания  на  II,  III  ступенях  общего  среднего  образования  оформляются следующим образом:

на оттиске штампа учреждения образования пишется дата проведения

экзамена (например: 1 июня 2021 года);

от штампа учреждения образования пропускаются 4 клетки вниз и на середине титульного листа делается следующая запись:

Экзаменационная работа

по математике

учащегося 9„А“ класса

Иванова Сергея Петровича

Экзаменационная работа

по математике

учащейся 11 „А“ класса

Ковалевской Светланы Ивановны

В конце записи точка не ставится.

На  второй  странице  в  середине  первой  строки  записывается  номер варианта (например: Вариант 1, Вариант 2).

Подпись черновика: пишется слово «Черновик» и фамилия учащегося.

На  выпускные  экзамены  учащимся  (в  том  числе  и  учителям)  не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы. На экзамене не разрешается пользоваться калькулятором, мобильным телефоном, иными средствами связи и электронными носителями.

Учащиеся могут в случае необходимости по одному выйти из кабинета, где  проводится экзамен,  с  разрешения  экзаменационной  комиссии,  сдав работу  и  черновик.  Члены  комиссии  на  черновике  (или  в  тетради  члена экзаменационной комиссии) фиксируют время отсутствия учащегося.

Учащиеся,  выполнившие  письменную  работу,  сдают  ее  вместе  с черновиком  экзаменационной  комиссии.  Учащиеся,  которые  не  выполнили письменную  работу  в  отведенное  время,  сдают  ее  незаконченной. Письменные  работы  учащихся  после  завершения  выпускных  экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям.

Требования к оформлению экзаменационных работ по математике

Оформление записей при решении математической задачи может быть разным.  Никаких  специальных  требований  к  оформлению  решений  не должно  предъявляться. 

Ни  в  одном  учебном  пособии  не  дан  обязательный для воспроизведения всеми учащимися стандартный образец записи решения какого-либо  задания  и  необходимых  к  нему  пояснений.  При  объяснении учебного  материала,  при  ознакомлении  учащихся  с  новыми  методами решения  задач  учителю  необходимо  показывать  образцы  оформления записей.  Важно,  чтобы  учащиеся  видели  различные  способы  ведения записей, каждый из которых является достаточно грамотным и правильным.  Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований. Надо  обосновывать  все  то,  что  не  является  очевидным  по  ходу  решения  и объяснять  дополнительные  построения,  если  они  выполняются.  Степень детализации выкладок и теоретических обоснований определяется в каждом конкретном случае характером задания, способностями учащегося, уровнем его математической подготовки.

Основными    требованиями  к  решению  математической    задачи является его математическая правильность и обоснованность. В соответствии с  этим  текст  решения  должен  быть  оформлен  достаточно  подробно  и разборчиво.  Важно,  чтобы  в  записях  были  выделены  основные  этапы выполнения задания, соблюдалась их логическая последовательность.

Задания экзаменационной работы по учебному предмету «Математика» не переписываются учащимися. Учащиеся могут выполнять задания в любом порядке.

Требования к решению математической задачи

1.Правильность решения. Решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок.

2.  Обоснованность  решения.  Пояснительный  текст,  сопровождающий решение,  должен  содержать  ссылки  на  аксиомы,  теоремы,  следствия, определения.  Отсутствие  обоснований  может  привести  к  неверным результатам.  Однако  важно  уметь  отличать  существенное  от несущественного  при  записи  пояснительного  текста.  Например,  нет

необходимости  записывать  в  общем  виде  формулы  корней  квадратного уравнения,  тригонометрические  формулы.  Но  должны  быть  проведены обоснования при построении линейного угла двугранного угла и т.д.

3. Полнота решения. При решении математической задачи должны быть рассмотрены все случаи, если это допускает ее условие. Неполнота решения является существенным недостатком при решении задачи.

4. Рациональность решения. Если задача допускает несколько способов решения и с ними знаком ученик, то весьма желательно, чтобы приводилось рациональное  решение.  Например,    при  решении  квадратного  неравенства  ученик раскладывает левую часть неравенства на множители, а затем сводит решение к совокупности двух систем неравенств  – такое решение является нерациональным.

5.  Соблюдение  правил  правописания.  Запись  решения  математической задачи  не  должна  содержать  орфографических,  пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. Если таковы имеются в работе, то они должны исправляться учителем математики. 

Перенос  формулы  или  выражения  с  одной  строки  на  другую  разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства.

При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак  умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. 

При  оформлении  решения  необходимо  правильно  располагать  черту дроби и знак равенства относительно нее. Черта дроби не разрывается.

Единицы  измерения  записывают  в  соответствии  с  международной системой измерений.

Недопустимо сокращение слов в рассуждениях.

Нельзя  слова  «следовательно»,  «значит»,  «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками. 

Математическая  символика  должна  использоваться  уместно  и грамотно.

В  конце  решения  должен  быть  записан  ответ.  В  задачах  на доказательство, исследование или построение – вывод.

Общие  требования  культуры  ведения  записей  в  экзаменационной работе:

— всякая новая мысль начинается с красной строки;

— записи  ведутся  аккуратно,  разборчивым  почерком,  используя

— шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета;

— не  допускается  использование  фломастеров,  наклеек,  цветных стержней, корректора;

— между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;

— построение  геометрических  фигур,  графиков  функций,  выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля, шаблонов;

— для  выставления  отметки  отводится  4  клетки  между  последней строчкой записи учащегося в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии.

О записи решения геометрической стереометрической задачи

1.  Текст задачи. Полная запись текста задачи в контрольной работе допускается.  Иногда  учащийся  решает  задачу,  опустив  какое-либо  данное задачи  или  изменив  его.  При  записи  текста  задачи  в  чистовике  также происходит усвоение ее условия и требования.

2.  Краткая  запись  текста  задачи.  При  решении  некоторых  задач полезно делать краткую запись условия и требования задачи. В то же время необходимо  иметь  в  виду,  что  краткая  запись  текста  задачи  не  является самоцелью; поэтому ее не следует превращать в закон. В тех случаях, когда оформление такой записи становится громоздкой, от нее нужно отказаться.

3.  Чертеж к задаче. Чертеж выполняется от руки или с помощью линейки,  пользуясь  правилами  изображения  пространственных  фигур  – параллельным  проектированием.  Выполненный  чертеж  должен соответствовать  тексту  задачи. 

Изображение пространственной фигуры считается  верным,  если  оно  дает  наглядном  представление  об  оригинале  и позволяет  производить  дополнительные  построения.  Однако  следует  четко понимать:  все,  что  «увидено»  из  чертежа,  должно  быть  обосновано.  В отдельных  случаях  можно  делать  «выносные»  рисунки,  сохраняя  полное соответствие в обозначении элементов.

4.  О  записи  решения  задачи.  Запись  решения  должна  быть аккуратной,  грамотной,  четкой  и  полной.  От  учащегося  требуется обоснование  хода  решения  задачи.  Оно  может  быть  проведено  в  виде связного  рассказа  или  в  виде  схематической    записи.  В  процессе  решения важно  обосновать  данные  в  условии  задачи,  которые  используются  при решении:  линейные  углы  двугранных    углов,  положение  и  форма  граней, угол  между  прямой  и  плоскостью,  расстояния    и  т.д. 

Нужно  обосновывать

все то, что не является очевидным по ходу решения. Необходимо объяснять дополнительные  построения,  если  они  выполнялись.  Обоснования проводятся ссылками на соответствующие математические факты.

Проверка экзаменационных работ

При  проверке  экзаменационных  работ  учащихся  экзаменационные комиссии  руководствуются  Нормами  оценки  результатов  учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Математика», Метадычнымi рэкамендацыямi па фармiраваннi культуры вуснага i пiсьмовага маўлення ва ўстановах  адукацыi,  якiя  рэалiзуюць  адукацыйныя  праграмы  агульнай сярэдняй  адукацыi.  Проверка  экзаменационных  работ  осуществляется  в учреждении образования.

На  полях  листа  экзаменационной  работы  напротив  каждого выполненного  задания  отмечается  количество  баллов,  которым  оценен результат  (итог)  выполнения  этого  задания.  После  решения  последнего задания на полях записывается суммарное количество баллов за выполнение всех  заданий,  которое  без  округления  переводится  в  соответствующую отметку. Отметка выставляется на этой же  строке.

В  экзаменационных  работах  логические,  речевые,  алгоритмические ошибки  и  ошибки  в  содержании  подчеркиваются  в  том  месте,  где  они допущены.  Все  остальные  ошибки,  в  том  числе  орфографические, пунктуационные,  учитель  зачеркивает,  подчеркивает,  надписывает правильный  вариант.  При  этом  орфографические,  пунктуационные  ошибки не учитываются при выставлении отметки.

При  проверке  работ  оценивается  правильность  решения  –  решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок.  Среди  математических  ошибок  различают  существенные  (грубые)  и несущественные (негрубые) ошибки.  К  существенным  (грубым)  ошибкам  относятся  ошибки, свидетельствующие  о  том,  что  учащийся  не  знает  формул,  не  усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и решению задач.

А именно:

а)  незнание,  непонимание  определений  основных  математических понятий,  формулировок  теорем,  формул,  которые  предусмотрены  учебной программой;

б)  незнание  сущности  математических  понятий,  математических величин;

в) неумение решать простейшие задания;

г) неумение строить графики элементарных функций;

д)  неправильное  применение  методов,  способов,  приемов  решения задач.

К  несущественным  (негрубым)  ошибкам  относятся  ошибки, свидетельствующие  о  недостаточно  полном  или  недостаточно  прочном усвоении  знаний  и  умений  или  об  отсутствии  знаний,  не  считающихся  по программе  основными,  то  есть  отдельные  ошибки  вычислительного характера,  погрешности  в  формулировке  вопросов,  определений, математических  утверждений,  небрежное  выполнение  записей,  чертежей, рисунков,  графиков,  схем,  диаграмм,  таблиц.  Такого  рода  ошибки  не приводят к  искажению  смысла  задания  и  его  выполнения  и  не  влияют  на ответ.

Например:

неточность определений, формулировок, теорем, формул;

недостаточное обоснование существенных утверждений решения;

исключение без объяснения одного из корней уравнения;

построение графика линейной функции по трем точкам;

запись ответа с иррациональностью в знаменателе;

запись ответа в виде сократимой или неправильной дроби;

нарушены правила изображений фигур;

небрежность и неаккуратность записей, рисунков, чертежей;

изображение отрезка, концами которого являются штрихи;

(0; 8). Ответ при решении неравенства записан в виде x

Логические ошибки – это ошибки в рассуждениях и доказательствах, вызванные  нарушением  правил  и  законов  логики.  Они  чаще  всего обусловлены  неправильным  употреблением  логических  связок  «и»,  «или», «если…,  то…»,  недостаточным  осознанием  понятий  «логическое следование»,  «логическая  равносильность»,  нечетким  пониманием  идеи доказательства методом от противного и т.д.

При  оценивании  экзаменационных  работ  учитывается  характер допущенных  существенных  и  несущественных  ошибок.  Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 % за каждую несущественную или логическую ошибку. Если при выполнении задания допущена существенная ошибка, то задание считается невыполненным.

В  случае  разногласий  между  членами  экзаменационной  комиссии  в

оценивании письменной работы учащегося  вопрос решается  большинством голосов  с  обязательной  записью  в  протокол  выпускного  экзамена  мнений членов  комиссии,  которые  не  согласны  с  выставленной  отметкой.  При равном  количестве  голосов  преимущество  отдается  предложению  в  пользу учащегося.

Экзаменационные  работы  учащихся  после  проверки  и  выставления отметки  в  баллах  подписывают  председатель  и  члены  экзаменационной комиссии.

Образец:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего

образования:

Председатель экзаменационной комиссии     (подпись) Т.Н.Иванова

Члены экзаменационной комиссии:                (подпись) В.И.Сорока

                                                                         (подпись) И.Ф.Петров

за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего

образования:

Председатель экзаменационной комиссии      (подпись) Т.Н.Иванова

Члены экзаменационной комиссии:                (подпись) В.И.Сорока

                                                                         (подпись) И.Ф.Петров

                                                                         (подпись) Г.Ф.Сакович

Подписи  членов  экзаменационных  комиссий  обязательно  ставятся  на той  странице,  где  стоит  отметка.  Если  подписи  не  вмещаются  –  писать  на полях, страницу не переворачивать.

Результаты оценивания письменных работ учащихся экзаменационная комиссия вносит в протокол выпускного экзамена. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии. Отметки,  полученные  учащимися  на  выпускном  экзамене  по математике в письменной форме, объявляются учащимся не позднее, чем за один день до проведения следующего экзамена.

Экзаменационная  комиссия  выставляют  кроме  экзаменационной отметки и итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной.

По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть

выставлена:

—  на уровне экзаменационной, если положительная годовая отметка ниже  экзаменационной;

—  на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;

— как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла.

При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть  выставлена положительная итоговая отметка.

9 класс — важный период для каждого ученика. В конце года предстоят школьные экзамены, после которых кто-то останется в школе, а кто-то поступит в лицей или колледж. Что собой представляют школьные экзамены после 9 класса и как к ним подготовиться?

Какие экзамены сдают после 9 класса?

Русский язык – диктант, белорусский язык – диктант, математика – 10 заданий (5 заданий алгебры, 5 заданий геометрии). По сути, экзамены после 9-ого класса очень похожи на обычную контрольную. Но нужно помнить: от этих результатов зависит итоговая отметка в аттестате.

Экзамен по русскому языку после 9 класса

Чтобы подготовиться к экзамену после 9-ого класса, нужно выучить основные правила орфографии и пунктуации. Так как экзамен будет в виде диктанта, то советуем потренироваться писать их дома. Тексты берут из специального сборника издательства «Национальный институт образования». Тренировка тут очень простая: просите своих родственников или одноклассников диктовать вам тексты, а затем исправляйте ошибки и изучайте те правила, в которых вы не сильны.

Экзамен по белорусскому языку после 9 класса

Чтобы подготовиться к экзамену после 9-ого класса по белорусскому языку, нужно также, как в русском учить правила орфографии, пунктуации, писать диктанты и еще парочку но: так как большинство учеников разговаривает на русском языке, советуем включить белорусский язык в повседневную речь хотя бы на пару часов, ежедневно просматривать значения минимум пяти слов в словаре, а также больше читать на белорусском. Зачастую ошибки делаются в тех словах, которые ученики слышат впервые, не понимают лексическое значение слова. Поэтому очень важно понимать, о чем идет речь в тексте, чтобы грамотно его написать.

Экзамен по русскому и белорусскому языкам будет длиться 1 час. В кабинет, где будет проходить экзамен, запрещено брать телефон. Также запрещено исправлять ошибки с помощью корректора.

Лайфхак: проверять диктант можно с конца текста по одному слову. Так вероятность заметить ошибку намного выше.

Экзамен по математике после 9 класса

бгу факультеты

Экзамен по математике будет состоять из 10 заданий. 5 заданий по алгебре и 5 заданий по геометрии. Ученики будут писать экзамен по вариантам (их будет 2). На выполнение заданий отводится 4 астрономических (один астрономический час = 60 мин) часа. Во время экзамена ученику разрешается выходить, но только не более двух раз и не более, чем на 10 минут. При этом экзаменационную работу нужно сдать комиссии. Решать задания можно не по порядку, главное указывать номер задания. Подготовиться к экзамену поможет сборник по подготовке к экзамену после 9 класса от издания «Национальный институт образования», пока что его нет в наличии, но вы обязательно за этим следите (и мы будем). Там собраны все варианты контрольной, два из которых попадутся на экзамене. Когда проделаете все варианты, сможете понять структуру заданий и теорию, которую нужно повторить.

Лайфках: сделайте таблицу формул и повесьте ее на видном месте, можно около рабочего стола. Дополняйте таблицу формулами в течение года. Это поможет запомнить важные для экзамена формулы. Для геометрии тренируйтесь рисовать фигуры, чтобы хорошо видеть все углы и прямые.

Автор: Екатерина Кулакова

Подпишись на рассылку и получи литературный дневник:

Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!

Подпишись на рассылку и получи литературный дневник:

Оставь свой e-mail и каждую пятницу получай самые важные, нужные и обсуждаемые материалы из блога о ЦТ и подготовке. Подписывайся, чтобы ничего не пропустить!

*Отправляя персональные данные, вы принимаете политику конфиденциальности.

Методические рекомендации

по проведению выпускных экзаменов по учебному предмету «Математика» по завершении обучения и воспитания

на II и III ступенях общего среднего образования

Общие положения

Выпускной экзамен для учащихся IX классов по завершении обучения и  воспитания  на  II  ступени  общего  среднего  образования  и  выпускной экзамен для учащихся XI классов по завершении обучения и воспитания на III  ступени  общего  среднего  образования  проводится в форме письменной контрольной работы. 

Учащиеся  9,  11  классов  учреждений  общего  среднего  образования, реализующих  образовательную  программу  базового  образования  и образовательную  программу  среднего  образования  по  учебному  предмету «Математика»  на  базовом  уровне  и  учащиеся  11  классов  учреждений образования,  реализующих  образовательную  программу  среднего образования  по  математике  на  повышенном  уровне,  выполняют экзаменационную работу по математике по разным заданиям.

Выпускной экзамен по математике за период обучения и воспитания на II  ступени  общего  среднего  образования  в  учреждениях  образования, реализующих образовательную программу базового образования, проводится по  «Сборнику  заданий  для  выпускного  экзамена  по  учебному  предмету «Математика»  на  уровне  общего  базового  образования»  издательства «Национальный  институт  образования».

Выпускной экзамен по математике за период обучения и воспитания на III  ступени  общего  среднего  образования  в  учреждениях  образования, реализующих образовательную программу среднего образования, проводится по  текстам  «Сборника  заданий  для  выпускного  экзамена  по  учебному предмету  «Математика»  на  уровне  общего  среднего  образования» издательства  «Национальный  институт  образования».

Экзаменационная  работа  по  математике  за  период  обучения  и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования состоит из 10 заданий  в  двух  вариантах  по  два  задания  на  каждый  уровень  усвоения учебного материала.

Независимо от количества учащихся, сдающих экзамен по математике, задания выполняются в двух вариантах.

В соответствии с пунктом 63 Правил проведения аттестации учащихся при  освоении  содержания  образовательных  программ  общего  среднего образования,  утвержденных  постановлением  Министерства  образования Республики  Беларусь  от  20.06.2011  №  38  (далее  –  Правила  проведения аттестации),  тексты  и  задания  для  проведения  выпускных  экзаменов  по завершении  обучения  и  воспитания  на  II  и  III  ступенях  общего  среднего образования объявляются через средства массовой информации.

Организация и проведение экзаменов

Выпускной  экзамен  по  математике  проводится  в  письменной  форме, начинается в 9 часов.

За  период  обучения  и  воспитания  на  II  ступени  общего  среднего образования  на  проведение  выпускного  экзамена  по  математике  отводится 4  астрономических  часа,  за  период  обучения  и  воспитания  на  III  ступени общего  среднего  образования  –  5  астрономических  часов  с  момента доведения текстов заданий до выпускников.

Экзаменационная  работа  выполняется  на  русском  или  белорусском языке, в зависимости от того, на каком языке велось преподавание предмета. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом  учреждения  образования  для  выполнения  письменной  работы  и черновых  записей. Желательно  учащимся  выдавать не  менее  трех двойных листов  бумаги,  вложенных  один  в  другой,  и  столько  же  на  черновик.  На листах обязательно должны быть поля.

Учащиеся, претендующие на медаль, выполняют  экзаменационную  работу  в  тетради (листы  оставить скрепленными)

Один из членов экзаменационной комиссии делает ксерокопии текстов экзаменационной работы в двух вариантах по количеству учащихся в классе, другой  –  подписывает  экзаменационные  работы  с  учащимися.  Образец подписи экзаменационной работы необходимо записать на доске. Титульный  лист  экзаменационной  работы  по  завершении  обучения  и воспитания  на  II,  III  ступенях  общего  среднего  образования  оформляются следующим образом:

на оттиске штампа учреждения образования пишется дата проведения

экзамена (например: 1 июня 2022 года);

от штампа учреждения образования пропускаются 4 клетки вниз и на середине титульного листа делается следующая запись:

Экзаменационная работа

по математике

учащегося 9„А“ класса

Иванова Сергея Петровича

Экзаменационная работа

по математике

учащейся 11 „А“ класса

Ковалевской Светланы Ивановны

В конце записи точка не ставится.

На  второй  странице  в  середине  первой  строки  записывается  номер варианта (например: Вариант 1, Вариант 2).

Подпись черновика: пишется слово «Черновик» и фамилия учащегося.

На  выпускные  экзамены  учащимся  (в  том  числе  и  учителям)  не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы. На экзамене не разрешается пользоваться калькулятором, мобильным телефоном, иными средствами связи и электронными носителями.

Учащиеся могут в случае необходимости по одному выйти из кабинета, где  проводится экзамен,  с  разрешения  экзаменационной  комиссии,  сдав работу  и  черновик.  Члены  комиссии  на  черновике  (или  в  тетради  члена экзаменационной комиссии) фиксируют время отсутствия учащегося.

Учащиеся,  выполнившие  письменную  работу,  сдают  ее  вместе  с черновиком  экзаменационной  комиссии.  Учащиеся,  которые  не  выполнили письменную  работу  в  отведенное  время,  сдают  ее  незаконченной. Письменные  работы  учащихся  после  завершения  выпускных  экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям.

Требования к оформлению экзаменационных работ по математике

Оформление записей при решении математической задачи может быть разным.  Никаких  специальных  требований  к  оформлению  решений  не должно  предъявляться. 

Ни  в  одном  учебном  пособии  не  дан  обязательный для воспроизведения всеми учащимися стандартный образец записи решения какого-либо  задания  и  необходимых  к  нему  пояснений.  При  объяснении учебного  материала,  при  ознакомлении  учащихся  с  новыми  методами решения  задач  учителю  необходимо  показывать  образцы  оформления записей.  Важно,  чтобы  учащиеся  видели  различные  способы  ведения записей, каждый из которых является достаточно грамотным и правильным.  Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований. Надо  обосновывать  все  то,  что  не  является  очевидным  по  ходу  решения  и объяснять  дополнительные  построения,  если  они  выполняются.  Степень детализации выкладок и теоретических обоснований определяется в каждом конкретном случае характером задания, способностями учащегося, уровнем его математической подготовки.

Основными    требованиями  к  решению  математической    задачи является его математическая правильность и обоснованность. В соответствии с  этим  текст  решения  должен  быть  оформлен  достаточно  подробно  и разборчиво.  Важно,  чтобы  в  записях  были  выделены  основные  этапы выполнения задания, соблюдалась их логическая последовательность.

Задания экзаменационной работы по учебному предмету «Математика» не переписываются учащимися. Учащиеся могут выполнять задания в любом порядке.

Требования к решению математической задачи

1.Правильность решения. Решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок.

2.  Обоснованность  решения.  Пояснительный  текст,  сопровождающий решение,  должен  содержать  ссылки  на  аксиомы,  теоремы,  следствия, определения.  Отсутствие  обоснований  может  привести  к  неверным результатам.  Однако  важно  уметь  отличать  существенное  от несущественного  при  записи  пояснительного  текста.  Например,  нет

необходимости  записывать  в  общем  виде  формулы  корней  квадратного уравнения,  тригонометрические  формулы.  Но  должны  быть  проведены обоснования при построении линейного угла двугранного угла и т.д.

3. Полнота решения. При решении математической задачи должны быть рассмотрены все случаи, если это допускает ее условие. Неполнота решения является существенным недостатком при решении задачи.

4. Рациональность решения. Если задача допускает несколько способов решения и с ними знаком ученик, то весьма желательно, чтобы приводилось рациональное  решение.  Например,    при  решении  квадратного  неравенства  ученик раскладывает левую часть неравенства на множители, а затем сводит решение к совокупности двух систем неравенств  – такое решение является нерациональным.

5.  Соблюдение  правил  правописания.  Запись  решения  математической задачи  не  должна  содержать  орфографических,  пунктуационных, грамматических и речевых ошибок. Если таковы имеются в работе, то они должны исправляться учителем математики. 

Перенос  формулы  или  выражения  с  одной  строки  на  другую  разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства.

При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак  умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. 

При  оформлении  решения  необходимо  правильно  располагать  черту дроби и знак равенства относительно нее. Черта дроби не разрывается.

Единицы  измерения  записывают  в  соответствии  с  международной системой измерений.

Недопустимо сокращение слов в рассуждениях.

Нельзя  слова  «следовательно»,  «значит»,  «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками. 

Математическая  символика  должна  использоваться  уместно  и грамотно.

В  конце  решения  должен  быть  записан  ответ.  В  задачах  на доказательство, исследование или построение – вывод.

Общие  требования  культуры  ведения  записей  в  экзаменационной работе:

— всякая новая мысль начинается с красной строки;

— записи  ведутся  аккуратно,  разборчивым  почерком,  используя

— шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета;

— не  допускается  использование  фломастеров,  наклеек,  цветных стержней, корректора;

— между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;

— построение  геометрических  фигур,  графиков  функций,  выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля, шаблонов;

— для  выставления  отметки  отводится  4  клетки  между  последней строчкой записи учащегося в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии.

О записи решения геометрической стереометрической задачи

1.  Текст задачи. Полная запись текста задачи в контрольной работе допускается.  Иногда  учащийся  решает  задачу,  опустив  какое-либо  данное задачи  или  изменив  его.  При  записи  текста  задачи  в  чистовике  также происходит усвоение ее условия и требования.

2.  Краткая  запись  текста  задачи.  При  решении  некоторых  задач полезно делать краткую запись условия и требования задачи. В то же время необходимо  иметь  в  виду,  что  краткая  запись  текста  задачи  не  является самоцелью; поэтому ее не следует превращать в закон. В тех случаях, когда оформление такой записи становится громоздкой, от нее нужно отказаться.

3.  Чертеж к задаче. Чертеж выполняется от руки или с помощью линейки,  пользуясь  правилами  изображения  пространственных  фигур  – параллельным  проектированием.  Выполненный  чертеж  должен соответствовать  тексту  задачи. 

Изображение пространственной фигуры считается  верным,  если  оно  дает  наглядном  представление  об  оригинале  и позволяет  производить  дополнительные  построения.  Однако  следует  четко понимать:  все,  что  «увидено»  из  чертежа,  должно  быть  обосновано.  В отдельных  случаях  можно  делать  «выносные»  рисунки,  сохраняя  полное соответствие в обозначении элементов.

4.  О  записи  решения  задачи.  Запись  решения  должна  быть аккуратной,  грамотной,  четкой  и  полной.  От  учащегося  требуется обоснование  хода  решения  задачи.  Оно  может  быть  проведено  в  виде связного  рассказа  или  в  виде  схематической    записи.  В  процессе  решения важно  обосновать  данные  в  условии  задачи,  которые  используются  при решении:  линейные  углы  двугранных    углов,  положение  и  форма  граней, угол  между  прямой  и  плоскостью,  расстояния    и  т.д. 

Нужно  обосновывать

все то, что не является очевидным по ходу решения. Необходимо объяснять дополнительные  построения,  если  они  выполнялись.  Обоснования проводятся ссылками на соответствующие математические факты.

Проверка экзаменационных работ

При  проверке  экзаменационных  работ  учащихся  экзаменационные комиссии  руководствуются  Нормами  оценки  результатов  учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Математика», Метадычнымi рэкамендацыямi па фармiраваннi культуры вуснага i пiсьмовага маўлення ва ўстановах  адукацыi,  якiя  рэалiзуюць  адукацыйныя  праграмы  агульнай сярэдняй  адукацыi.  Проверка  экзаменационных  работ  осуществляется  в учреждении образования.

На  полях  листа  экзаменационной  работы  напротив  каждого выполненного  задания  отмечается  количество  баллов,  которым  оценен результат  (итог)  выполнения  этого  задания.  После  решения  последнего задания на полях записывается суммарное количество баллов за выполнение всех  заданий,  которое  без  округления  переводится  в  соответствующую отметку. Отметка выставляется на этой же  строке.

В  экзаменационных  работах  логические,  речевые,  алгоритмические ошибки  и  ошибки  в  содержании  подчеркиваются  в  том  месте,  где  они допущены.  Все  остальные  ошибки,  в  том  числе  орфографические, пунктуационные,  учитель  зачеркивает,  подчеркивает,  надписывает правильный  вариант.  При  этом  орфографические,  пунктуационные  ошибки не учитываются при выставлении отметки.

При  проверке  работ  оценивается  правильность  решения  –  решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок.  Среди  математических  ошибок  различают  существенные  (грубые)  и несущественные (негрубые) ошибки.  К  существенным  (грубым)  ошибкам  относятся  ошибки, свидетельствующие  о  том,  что  учащийся  не  знает  формул,  не  усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и решению задач.

А именно:

а)  незнание,  непонимание  определений  основных  математических понятий,  формулировок  теорем,  формул,  которые  предусмотрены  учебной программой;

б)  незнание  сущности  математических  понятий,  математических величин;

в) неумение решать простейшие задания;

г) неумение строить графики элементарных функций;

д)  неправильное  применение  методов,  способов,  приемов  решения задач.

К  несущественным  (негрубым)  ошибкам  относятся  ошибки, свидетельствующие  о  недостаточно  полном  или  недостаточно  прочном усвоении  знаний  и  умений  или  об  отсутствии  знаний,  не  считающихся  по программе  основными,  то  есть  отдельные  ошибки  вычислительного характера,  погрешности  в  формулировке  вопросов,  определений, математических  утверждений,  небрежное  выполнение  записей,  чертежей, рисунков,  графиков,  схем,  диаграмм,  таблиц.  Такого  рода  ошибки  не приводят к  искажению  смысла  задания  и  его  выполнения  и  не  влияют  на ответ.

Например:

неточность определений, формулировок, теорем, формул;

недостаточное обоснование существенных утверждений решения;

исключение без объяснения одного из корней уравнения;

построение графика линейной функции по трем точкам;

запись ответа с иррациональностью в знаменателе;

запись ответа в виде сократимой или неправильной дроби;

нарушены правила изображений фигур;

небрежность и неаккуратность записей, рисунков, чертежей;

изображение отрезка, концами которого являются штрихи;

(0; 8). Ответ при решении неравенства записан в виде x

Логические ошибки – это ошибки в рассуждениях и доказательствах, вызванные  нарушением  правил  и  законов  логики.  Они  чаще  всего обусловлены  неправильным  употреблением  логических  связок  «и»,  «или», «если…,  то…»,  недостаточным  осознанием  понятий  «логическое следование»,  «логическая  равносильность»,  нечетким  пониманием  идеи доказательства методом от противного и т.д.

При  оценивании  экзаменационных  работ  учитывается  характер допущенных  существенных  и  несущественных  ошибок.  Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 % за каждую несущественную или логическую ошибку. Если при выполнении задания допущена существенная ошибка, то задание считается невыполненным.

В  случае  разногласий  между  членами  экзаменационной  комиссии  в

оценивании письменной работы учащегося  вопрос решается  большинством голосов  с  обязательной  записью  в  протокол  выпускного  экзамена  мнений членов  комиссии,  которые  не  согласны  с  выставленной  отметкой.  При равном  количестве  голосов  преимущество  отдается  предложению  в  пользу учащегося.

Экзаменационные  работы  учащихся  после  проверки  и  выставления отметки  в  баллах  подписывают  председатель  и  члены  экзаменационной комиссии.

Образец:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего

образования:

Председатель экзаменационной комиссии     (подпись) Т.Н.Иванова

Члены экзаменационной комиссии:                (подпись) В.И.Сорока

                                                                     (подпись) И.Ф.Петров

за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего

образования:

Председатель экзаменационной комиссии      (подпись) Т.Н.Иванова

Члены экзаменационной комиссии:                (подпись) В.И.Сорока

                                                                         (подпись) И.Ф.Петров

                                                                         (подпись) Г.Ф.Сакович

Подписи  членов  экзаменационных  комиссий  обязательно  ставятся  на той  странице,  где  стоит  отметка.  Если  подписи  не  вмещаются  –  писать  на полях, страницу не переворачивать.

Результаты оценивания письменных работ учащихся экзаменационная комиссия вносит в протокол выпускного экзамена. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии. Отметки,  полученные  учащимися  на  выпускном  экзамене  по математике в письменной форме, объявляются учащимся не позднее, чем за один день до проведения следующего экзамена.

Экзаменационная  комиссия  выставляют  кроме  экзаменационной отметки и итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной.

По решению экзаменационной комиссии итоговая отметка может быть

выставлена:

—  на уровне экзаменационной, если положительная годовая отметка ниже  экзаменационной;

—  на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой;

— как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла.

При получении экзаменационной отметки «0» баллов не может быть  выставлена положительная итоговая отметка.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как проходит экзамен по композиции
  • Как проходит экзамен по каратэ для детей
  • Как проходит экзамен по истории по билетам
  • Как проходит экзамен по истории искусств в художественной школе
  • Как проходит экзамен по истории в университете

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии