Как сдать зачет по истории
Многим школьникам и студентам очень сложно проходить различные проверочные испытания, в том числе и зачеты. Виноваты здесь стресс, страх, неправильная организация подготовки к проверочной работе и незнание нюансов правильного поведения непосредственно во время сдачи зачета.
Инструкция
Повторите все темы и исторические даты, которые будут присутствовать в вопросах зачета. Даты и соответствующие события выпишите на отдельный лист – это поможет вам быстрее их запомнить. Подготовку к зачету чередуйте с отдыхом, меняйте виды деятельности, это способствует лучшему запоминанию.
Не сидите всю ночь за повторением материала, ничего хорошего это не даст. Вы не выспитесь, да и выучить все за одну ночь нереально. Лучше внимательно почитайте конспекты и учебник перед сном, информация полученная в это время прочно усваивается мозгом.
Приходите на зачет пораньше. Если форма его проведения такова, что учащиеся заходят в кабинет по одному — не идите в последних рядах, на ходу повторяя недоученные вопросы. От этого в ваших мыслях будет только сумятица, да и уставший преподаватель бывает гораздо раздраженнее к концу принятия зачета.
Наденьте на зачет неброскую одежду, с умеренностью используйте косметику и украшения. Своим внешним видом вы должны подчеркнуть уважение к преподавателю и предмету, который он преподает.
Отвечайте на вопросы педагога уверенным тоном, не теряйтесь, если какой-то из них вы не знаете. Можно попробовать органично «пристроить» известную вам информацию к требуемой неизвестной. Например, преподаватель может спросить вас: в каком году был подписан пакт Молотова–Риббентропа, вы же, не помня дату, можете ответить подобным образом: «Извините, пожалуйста, дата вылетела у меня из головы, но суть самого договора мне известна» и т.п. Не бойтесь проявлять инициативу, лучше что-то рассказывать, чем молчать.
Избегайте монотонной подачи информации, вы должны показать преподавателю, что материал вам интересен. Выбирайте средний темп речи, не слишком быстрый, но и не чересчур медленный с большими паузами, если не хотите получить парочку дополнительных вопросов.
Не жестикулируйте, отвечая на вопросы педагога, это раздражает многих людей и создает впечатление несобранного человека. Держитесь прямо, не сутультесь, будьте уверены в себе и своих познаниях.
Полезный совет
Старайтесь добросовестно посещать все уроки или лекции по истории, принимайте участие в семинарах. Если в запасе у вас будут прочные знания, сдать зачет не составит особых проблем.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Продолжаем нашу серию «подготовиться за одну ночь». Сегодня у нас история, один из самых объемных и сложных предметов. Сложность истории заключается в том, что взгляд на многие события является неоднозначным. В таком случае экзамен на компьютере вас спасает от субъективной оценки преподавателя, но не спасает от ужасающего объема информации
Чтобы правильно учить историю, её нужно понимать. А понимание истории приходит, когда ты её уже выучил. Как всегда мы собрали лучшие советы и замечания со всего интернета и личного опыта.
Сначала люди, затем события
Учить историю нужно в лицах. Запоминать события, список участников, год и место намного сложнее. В хорошие рамки вас вгонят года правления князей и императоров, если речь про отечественную историю.
Первым делом стоит выписать себе всех правителей с датами их правления и зазубрить. Затем дополнить каждый блок событиями, войнами, реформами, битвами, в общем, фактами, которые так же имеют какую-то временную отметку. Зазубрить эти даты.
Следующий шаг — характеристика периода правления, буквально 3-4 предложения из конспекта или какой-нибудь таблицы для подготовки к экзамену (очень много классных есть для ЕГЭ).
Ну и в конце уже коротко характеризуем события: к войнам подписываем противников, итог войны и название мирного договора, если он был; восстания характеризуем причиной и предводителем, реформу — инициатором и сутью.
Индексовые карточки
Вся та информация, которую мы оговорили выше, должна стать вашей личной шпаргалкой в «игре» с индекс-карт.
Напишите на небольших карточках все даты, просто цифры без указания события. Советую писать даты на карточке с обеих сторон и при этом так, чтобы даты были из разных эпох или хотя бы разделялись одним веком. Как работаем дальше?
Первый заход: Оставляем шпаргалку рядом с собой. Достаем карточку с датой. Находим её в шпаргалке, проговариваем вслух, убираем. Берем новую дату и т.д.
Второй заход: Оставляем шпаргалку рядом, но смотрим в неё по мере необходимости. Сейчас цель не соотнести в голове дату и факт, а заставить себя вспомнить. Берем дату, стараемся вспомнить, что за ней стоит. Обязательно называем какой-нибудь вариант ответа вслух и сверяем с верным ответом.
Третий заход: Прячем шпаргалку. Берем по 10-15 дат. В идеале, пишем дату на новый лист и рядом пишем свой ответ. Если событие никак не вспоминается — ставим прочерк или знак вопроса. После того как ответили — сверяем. Для особо ленивых, на этом этапе стоит привлечь соседей по комнате или родителей. На крайний случай, напрягите друга в ВК: отправьте ему фото своей шпоры.
Так же берите дату, называйте её своему «экзаменатору» и называйте свой вариант ответа. Если он верный — откладывайте дату, если ошибочный — не убирайте, пока не вспомните, что это. Назовите правителя, при котором было это событие, постарайтесь вспомнить другие события, которые произошли относительной этой даты недавно. Если все равно не можете найти правильный ответ, то попросите друга давать вам подсказки. Но не только исторические, но и буквальные. Это будет похоже на игру в крокодила.
Например, описать 1812 год просто — Москву сожгли, про это ещё Толстой писал, коротышка пытался завоевать мир, но не вышло и т.д.
А вот с Соляным бунтом может возникнуть проблема у человека, который не помнит сути события. Тогда описывайте событие буквально, например антонимами: перечные радости, сахарное довольство и т.д.
Ну и можно рассказать историю…
Да, начните рассказывать глупые истории, чтобы добиться большего количества ассоциаций. Чем больше ассоциаций у вас имеет тот или иной предмет, тем быстрее вы дойдете до него в своих рассуждениях. Например, под понятие «сладкий» может попасть тысяча предметов, а под набор «красный, сочный, сладкий, фрукт, лето, большой» вы скорее всего подберете арбуз.
Обратная сторона: когда вы даете событию одну характеристику — реформа, то ваш мозг, как и гугл, выдаст вам множество вариантов ответа. Если вы даете событиям разные определения, то все-таки по одному, то здесь вам тоже будет сложно из множества существующих слов найти нужное.
Вернемся к историям. Я очень просто объяснила подругам порядок правления первых русских князей. Само собой в начале был Рюрик, в честь него назвали династию. Потом правил его сын, которого зажали Оля и Олег (После Рюрика правил его друг Олег, затем Игорь, затем жена Игорь княгиня Ольга). Внука Игоря, Владимира, зажали два славы (После Ольги правил Святослав, затем Владимир, затем Ярослав). Сына Владимира Ярослава зажали два Вовы. (После Ярослава правил Владимир мономах). И вот такого рода бредом мы запомнили почти 3 века истории.
Таким же образом я ещё в школе запомнила порядок правления императоров Александров и Николаев. Во-первых расставляем их в алфавитном порядке: А1, А2, А3, Н1, Н2. А затем мне помогла какая-то «шутейка» из исторического паблика: «между первым и вторым затесался Николай». И все, порядок готов А1, Н1, А2, А3, Н2. Элементарно.
Всяких таких чисто буквенных совпадений в истории множество, нужно просто посидеть над шпорой и их поискать. Ищите так же и в датах. Объединяйте даты по местам сражений (битвы у рек Сити, Воже, Ург) и т.д. В общем, создавайте между понятиями и фактами миллионы и миллиарды связей как очевидных, так и безумных.
Ну и само собой
Решайте тесты. Не садитесь за учебники ни в коем случае. Это самая главная ошибка. Когда вы читаете, знания складываются рядами, как в тетрисе. И, скорее всего, каждый нижний ряд удаляется. Когда вы решаете, понятия и факты накапливаются как в паутине, связываясь не только с ближайшими фактами, то и с ассоциативными.
Удачи на истории!
Виктория ИВОНИНА
Нажми после прочтения:
Если ты напишешь свое мнение, мы будем его знать:
Жми на все кнопки!
Вариант 1
Часть 1
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) начало деятельности Английского парламента;
2) созыв первой Государственной думы в России;
3) избрание на царство Бориса Годунова.
Ответ: 132.
Задание 2
Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к реформам 60–70-х гг. XIX в.
1) Уложение о службе; 2) мировой судья; 3) присяжный заседатель; 4) мировой посредник; 5) земский начальник; 6) временнообязанные крестьяне.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ: 15.
Задание 3
Напишите пропущенное слово.
«Первая российская марксистская организация, созданная в 1883 г. в Женеве по инициативе бывших народников, получила название «______________».
Ответ: Освобождение труда.
Задание 4
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
---|---|
А | «Матросы «Потёмкина» давно ненавидели своего командира Голикова и других офицеров за исключительно жестокое обращение и крайне бесцеремонное об-воровывание команды. В первый же день плавания матросам приготовили обед из тухлого, кишащего червями мяса. Матросы стали выражать недовольство и заявили протест… Матросы под предводительством Матюшенко и других более сознательных товарищей схватились за винтовки и в течение нескольких минут перебили и выбросили за борт офицеров. Для управления восставшим судном был выбран комитет во главе с Матюшенко. Броненосец снялся с якоря и направился в Одессу». |
Б | «Государь император дал повеление вывести один батальон Преображенского полка и, предводительствуя оным, приблизился к месту, где были собраны бунтующие, но с твердым намерением не употреблять силы, пока будет хотя малейшая вероятность кротостью и увещанием образумить ослепленных мятежников. К ним подъехал военный генерал-губернатор граф Милорадович, в надежде, что его слова возвратят их к чувству обязанности, но в ту самую минуту стоявший возле него человек во фраке выстрелил по нему из пистолета и смертельно ранил сего верного и столь отличного военачальника». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) описываемые в документе события происходили в 1905 г.;
2) упоминаемый в отрывке военачальник был участником Отечественной войны 1812 г.;
3) в отрывке упоминается император Николай I;
4) события, о которых идет речь в отрывке, происходили в Москве;
5) следствием описываемых в отрывке событий стала отмена крепостного права;
6) современниками описываемых в отрывке событий были С. Ю. Витте и П. А. Столыпин.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
---|---|---|---|
Ответ: 1623.
Задание 5
Что из перечисленного относиться к внутренней политике императора Александра I? Выберите три ответа.
1) учреждение министерств;
2) введение бумажных ассигнаций;
3) создание военных поселений;
4) публикация «Свода законов Российской империи»;
5) издание указа о трехдневной барщине;
6) ликвидация крепостного права в Прибалтике.
Ответ: 136.
Задание 6
Прочтите отрывок из Директивы ВЦИК и напишите фамилию руководителя страны в период его издания.
«Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом».
Ответ: В. И. Ленин (Ульянов).
Задание 7
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) Варфоломеевская ночь;
2) поход хана Тохтамыша на Москву;
3) кодификация законов Российской империи.
Ответ: 213.
Задание 8
Напишите пропущенное слово.
«Мирный договор, заключенный с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников, называется ______________ миром».
Ответ: сепаратный.
Задание 9
Кто из перечисленных исторических деятелей были представителями народничества?
1) А. Н. Радищев;
2) М. М. Сперанский;
3) П. Н. Ткачёв;
4) П. И. Пестель;
5) П. Л. Лавров;
6) М. А. Бакунин.
Ответ: 3, 5, 6.
Задание 10
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного предложения.
А) Следствием военных действий, развернувшихся на Дальнем Востоке в августе 1945 г., стало вхождение в состав СССР ________;
Б) Танк Т-34, признанный лучшим танком Второй мировой войны, накануне нападения Германии на СССР создал __________;
В) ___________ наступательная операция советских войск получила кодовое название «Уран».
Пропущенные элементы:
1) северная часть Корейского полуострова;
2) Ф. В. Токарев;
3) Сталинградская;
4) Берлинская;
5) Южная часть острова Сахалин;
6) М. И. Кошкин.
A | Б | В |
---|---|---|
Ответ: 563.
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 11–13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний советского журналиста:
«…В Отечественной войне 1812 года сотни тысяч русских офицеров и солдат дошли до Парижа. По пути они познакомились с жизнью различных народов Западной Европы, с условиями, резко отличавшимися от крепостнического строя России. Даже в посленаполеоновской Франции веял дух свободы, равенства, братства, который жадно впитывали русские люди и который они принесли с собой в Петербурге. И спустя несколько лет произошло восстание…
Теперь миллионные советские армии дошли до Берлина, Вены, Праги, Будапешта, прошли через территории многих западноевропейских государств. Они увидели, что даже после пяти лет разрушительной войны и гитлеровской оккупации жизнь там оказалась совсем не такой беспросветной, как рисовала наша пропаганда, что в массе население жило лучше, чем советский человек. Не только в Восточной Пруссии, но и в Чехии, Словакии, Венгрии в погребах крестьянских хозяйств висели окорока, колбасы, сыры. Обо всем этом давно забыли колхозники, оказавшиеся в условиях сталинского государственного крепостничества. «Вождя народов» беспокоило, что же будет, когда эта масса, которую он почти двадцать лет держал в изоляции и неведении, теперь вернется домой и начнет сравнивать?
…На войне многие освободились от комплекса неполноценности, от привитого им аппаратом рефлекса ждать указаний сверху. Даже простой солдат
из чувства самосохранения должен был нередко принимать сам решения и действовать по обстановке. Это граничило с чувством свободы, которое Сталин стремился вытравить у своих подданных. Привело это и к избавлению от страха. Но ведь система, созданная Сталиным, держалась в значительной степени на страхе. Следовательно, возникает угроза системе. Необходимо ее спасать».
Задание 11
Укажите десятилетие, о котором идет речь во втором и третьем абзацах данного отрывка. О каком восстании упоминает автор? Укажите год, когда оно произошло.
Ответ: 1940-е гг., восстание декабристов на Сенатской площади, 1825 г.
Задание 12
Почему, с точки зрения автора воспоминаний, в описанный период возникла угроза политической системе, существовавшей в СССР? Укажите две причины. Когда, по мнению автора, в истории нашей страны была похожая ситуация?
Ответ:
1) причины – пройдя по территории стран Европы, советские воины могли убедиться в лживости советской пропаганды и в том, что в этих странах уровень жизни выше, чем в СССР; на войне многие освободились от комплекса неполноценности, от рефлекса ждать указаний сверху, что привело к избавлению от страха, на котором держалась система;
2) Ответ на вопрос: аналогичная ситуация произошла после Отечественной войны 1812 г.
Задание 13
Опираясь на знания курса истории, укажите, что было предпринято руководством страны для «спасения системы». Назовите любые три меры.
Ответ: могут быть названы: началась борьба с «космополитизмом», проявившаяся в критике всего инославного и превозношение русского; разжигалась подозрительность к тем, кто оказался на оккупированных гитлеровцами территориях; были сосланы в лагеря тысячи советских солдат, побывавших в немецком плену; были сфабрикованы новые громкие «дела» (ленинградское дело, дело врачей – отравителей и др.); ужесточилась цензура, возобновились гонения не деятелей культуры.
Задание 14
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«За пять лет своего регентства Елена Глинская успела сделать много полезного для страны, ее правление было очень успешным».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) –
2) –
Аргументы в опровержение:
1) –
2) –
Ответ: правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
— Елена Глинская провела денежную реформу, в результате которой была создана устойчивая система денежного обращения в стране;
— при Елене Глинской была начата губная реформа: на местах вводились губные старосты – выборные из среды служилых людей. В функции губных старост входило право самостоятельного судопроизводства по разбойным делам;
— внешняя политика Елены Глинской была относительно успешной: война с Литвой, по итогам которой Великому княжеству Литовскому не удалось вернуть смоленские земли, заключение договора со Швецией о свободной торговле и благожелательном нейтралитете;
— были восстановлены города Устюг и Ярославль;
2) в опровержение, например:
— были арестованы и погублены в тюрьме дядья сына Елены Глинской Ивана — Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий (младшие братья Василия III). Эти расправы привели к недовольству боярства, плохо отразились на воспитании будущего царя – Ивана Грозного;
— по мнению некоторых историков, именно Елене Глинской принадлежит пальма первенства в деле приобщения к власти фаворитов, что всегда связано с возникновением нежелательных явлений в управлении государством. Главным боярином в Думе при Елене Глинской был молодой князь Иван Фёдорович Телепнев-Оболенский, его одного слушалась правительница, ему одному позволяла делать все, что он находил нужным для государства;
— Елена Глинская не смогла обеспечить политическую устойчивость в государстве: после ее смерти начинается разорительный для страны период боярского правления.
Могут быть приведены другие аргументы.
Задание 15
4 апреля 1866 г. император Александр садился в коляску после прогулки в Летнем саду, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту оказавшийся рядом крестьянин, уроженец Костромской губернии Осип Комисаров ударил убийцу по руке, и пуля пролетела мимо. Весть о поступке Осипа Комисарова сразу же разлетелась по стране, он сравнивался с подвигом знаменитого земляка О. Комиссарова – Ивана Сусанина. Осип Комиссаров был возведен в потомственное дворянство с фамилией Комиссаров-Костромской.
Назовите человека, стрелявшего в императора. Как по мнению покушавшегося, его поступок должен был повлиять на общественно-политическую обстановку в стране? В чем современники видели сходство поступка О. Комиссарова с подвигом Ивана Сусанина?
Ответ: в ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) Человек, стрелявший в императора, – Д. В. Каракозов;
2) Влияние поступка на общественно-политическую обстановку в стране – убийство императора должно было спровоцировать крестьянскую революцию;
3) Сходство поступка О. Комиссарова с подвигом Ивана Сусанина – они оба спасли царей.
Вариант 2
Часть 1
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.
1) принятие Великой хартии вольностей;
2) призвание варягов на Русь;
3) Разорение Киева монголами.
Ответ: 213.
Задание 2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
---|---|
А) Битва на реке Воже | 1) 1957 г. |
Б) Указ об обязанных крестьянах | 2) 1842 г. |
В) постановление «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» | 3) 1240 г. |
Г) Невская битва | 4) 1558 г. |
5) 1946 г. | |
6) 1378 г. |
Ответ: 6253.
Задание 3
Ниже приведен перечень терминов и имен собственных. Все они, за исключением двух , связаны с периодом правления Николая II.
1) декабристы; 2) славянофилы; 3) ишутинцы; 4) октябристы; 5) «мрачное семилетие»; 6) «рыцарь самодержавия».
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ: 34.
Задание 4
Запишите термин, о котором идет речь.
Кружок молодых друзей Александра, существовавший в первые годы его царствования, в современной историографии принято называть_____________.
Ответ: негласный комитет
Задание 5
Какие из перечисленных фактов были характерны для российского парламентаризма 1906 – 1917 гг.? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) председателями III и IV Государственной думы были представители партии «Союз 17 октября»;
2) партия конституционных демократов занимала либеральные позиции;
3) I и II Государственные думы были менее радикальны, чем последующие;
4) во время деятельности IV Государственной думы оппозицию правительству представлял «Прогрессивный блок»;
5) деятельность Государственной думы всех созывов одобрялась и поддерживалась императором и правительством социал-демократы никогда не входили в состав депутатов Государственной думы.
Ответ: 124.
Задание 6
Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.
«О чем шумите вы, народные витии? Зачем анафемой грозите вы России? Что возмутило вас? волнения Литвы? Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы. Уже давно между собою Враждуют эти племена; Не раз клонилась под грозою То их, то наша сторона. Кто устоит в неравном споре: Кичливый лях иль верный росс? Славянские ль ручьи сольютсй в русском море? Оно ль иссякнет? вот вопрос. Оставьте нас: вы не читали Сии кровавые скрижали; Вам непонятна, вам чужда Сия семейная вражда; Для вас безмолвны Кремль и Прага; Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага – И ненавидите вы нас…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) во время произошедших событий («спора славян») французская армия не сражалась против России;
2) «волнения», о которых пишет поэт, — это первое в истории обострение «спора славян»;
3) одним из активных участников событий был И. Ф. Паскевич;
4) все образованное русское общество поддержало позицию А. С. Пушкина в отношении произошедших событий;
5) А. С. Пушкин пишет о том, что произошедшие события носили характер, знакомый и понятный европейцам;
6) один из участников произошедших «волнений» был российским министром иностранных дел в начале XIX в.
Ответ: 136.
Задание 7
Что из перечисленного не относится к реформам П. А. Столыпина? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разрешение выхода крестьян из общины;
2) учреждение института мировых посредников;
3) преобразование оброчной подати в выкупные платежи;
4) ликвидация волостного суда для крестьян;
5) отмена практики приравнивания придворных званий к гражданским;
6) строительство сельских школ.
Ответ: 235.
Задание 8
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) _______ При содействии западных государств на Карельском перешейке финнами была создана мощная система долговременных укреплений _________________ протяженностью 135 км, глубиной до 90 км.
Б) В _________________ за 10 дней на Керченском полуострове был разгромлен Крымский фронт.
В) Трижды Герой Советского Союза ___________, сбивший 59 вражеских самолетов, выступил новатором тактики воздушного боя: «высота — скорость — маневр — огонь».
Пропущенные элементы:
1) линия Маннергейма;
2) май 1942 г.;
3) линия Керзона;
4) июль 1943 г.;
5) Г.А. Речкалов;
6) А.П. Покрышкин.
Ответ: 126.
Задание 9
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | УЧАСТНИКИ |
---|---|
А) восстание Ивана Болотникова | 1) Николай I |
Б) съезд князей в Любече | 2) Василий Шуйский |
В) «Холерный бунт» | 3) Святополк Изяславич |
Г) испытание водородной бомбы в СССР | 4) Н. С. Хрущёв |
5) Л. И. Брежнев | |
6) Юрий Долгорукий |
Ответ: 2314.
Задание 10
Что из перечисленного относится к преобразованиям третьеиюньской монархии? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) утверждение аграрного законодательства;
2) создание при Петроградском Совете Военно-революционного комитета;
3) конфискация помещичьих и церковных земель;
4) принятие рабочего законодательства;
5) национализация высококультурных хозяйств;
6) ограничение автономии Финляндии.
Ответ: 146.
Часть 2
Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из материалов X съезда РКП (Б)
«Товарищи, позвольте объявить открытым X съезд Российской коммунистической партии. Мы пережили год, очень богатый событиями и в международной, и в нашей внутренней истории. Чтобы начать с международного положения, я должен сказать, что мы впервые собираемся теперь в таких условиях, когда Коммунистический Интернационал перестал быть только лозунгом, а превратился действительно в могучее организационное строение, имеющее свой фундамент, настоящий фундамент, в крупнейших передовых капиталистических странах…
И сейчас еще стоят перед нашей партией невероятной трудности задачи, которые касаются не только хозяйственного плана, — в котором мы сделали не мало ошибок, — которые касаются не только основ хозяйственного строительства, но основ самых отношений между классами, оставшимися в нашем обществе, в нашей Советской республике. <…>
Товарищи, вопрос о замене разверстки налогом является прежде всего и больше всего вопросом политическим, ибо суть этого вопроса состоит в отношении рабочего класса к крестьянству. Постановка этого вопроса означает, что мы должны отношения этих двух главных классов, борьба между которыми или соглашение между которыми определяют судьбы всей нашей революции, подвергнуть новому <…> более осторожному и правильному дополнительному рассмотрению и известному пересмотру <…>
<…> Нет сомнения, что социалистическую революцию в стране, где громадное большинство населения принадлежит к мелким земледельцам-производителям, возможно осуществить лишь путем целого ряда особых переходных мер, которые были бы совершенно не нужны в странах развитого капитализма, где наемные рабочие в промышленности и земледелии составляют громадное большинство.
<…> Мы знаем, что только соглашение с крестьянами может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах. <…> Мы знаем, что это соглашение между рабочим классом и крестьянством непрочно. <…> Давайте нашу политику по отношению к крестьянству пересматривать. Так, как было до сих пор, — такого положения дольше удерживать нельзя.
Из речи Сталина. Поскольку пролетарская революция на место империалистского многонационального государства ставит свободную федерацию национальных Советских республик, советский строй обеспечивает трудящимся ранее угнетенных национальностей постепенное и безболезненное развитие к коммунизму и дает им возможность в своей борьбе против пережитков национального гнета и неравенства, и собственных эксплуататорских верхов опереться на революционный опыт и организованную силу пролетариата.
<…> Поставить и развить широкую сеть курсов и школ как общеобразовательного, так и профессионального-технического характера на родном языке …» для ускорения подготовки туземных кадров, квалифицированных рабочих и советско-партийных работников по всем областям управления и прежде всего в области просвещения.
По военному вопросу. Для усиления пролетарского состава армии и обеспечения в ней устойчивого настроения необходимо: а) отпустить как можно скорее из армии старшие возрасты, уже намеченные к увольнению; б) совершенно прекратить извлечение из армии рабочих тех возрастных категорий, которые не уволены в целом в бессрочный отпуск; в) перевести в армию с труда рабочих младших возрастов, заменив их мобилизованными по трудповинности; г) применить в промышленных районах переходную к милиции форму, сочетав для рабочих участие в производстве с участием в милиционных войсках».
Задание 11
Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в документе. Укажите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
Ответ: правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) десятилетие – 1920-е гг.;
2) руководитель страны – В. И. Ленин;
3) название периода – «военный коммунизм».
Задание 12
Какие направления внутренней политики РКП(б) и государства названы в документе? Укажите любые три направления.
Ответ: могут быть указаны следующие направления:
1) переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике;
2) ликвидация государственной, хозяйственной и культурной отсталости народов;
3) укрепление Красной Армии и флота, обеспечение обороноспособности страны.
Задание 13
Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.
Ответ: Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) итог, например:
– ликвидация НЭПа;
2) причины, например:
– установка большевиков на временный характер НЭПа;
– внутриполитическая борьба и победа сторонников свертывания НЭПа;
– решение о модернизации промышленности за счет изъятия средств из сельского хозяйства.
Задание 14
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Продажа Россией Аляски американцам 18 октября 1867 г. было государственным преступлением».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Ответ: правильный ответ должен содержать следующие аргументы:
1) в подтверждение, например:
– отказ от прибыльных колоний на Американском материке;
– отказ от стратегически важных колоний на Американском материке;
2) в опровержение, например:
– далекий и труднодоступный регион для колонизации и освоения со стороны Российского государства;
– невозможность удержать эти земли;
– российское правительство исходило из общеполитических соображений, стремясь устранить очаги возможных противоречий между Россией и Америкой в будущем.
Задание 15
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1505–1533 гг.; 2) 1730–1740 гг.; 3) 1991–1999 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е !
При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Вариант 3
Часть 1
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события.
1) начало Реформации в Германии;
2) правление Семибоярщины;
3) учреждение министерств в России.
Ответ: 123.
Задание 2
Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением двух, появились в эпоху правления Петра.
1) дворянское собрание; 2) коллегия; 3) губерния; 4) подушная подать; 5) мировой суд; 6) генерал-прокурор.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ: 15
Задание 3
Запишите термин, о котором идет речь.
В пореформенной России название работы крестьян со своим инвентарем и скотом в помещичьих хозяйствах за взятую в аренду землю, деньги, продовольствие.
Ответ: отработки
Задание 4
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
---|---|
А) объединение русских земель вокруг Москвы | 1) исключение СССР из Лиги Наций |
Б) народническое движение | 2) оборона Смоленска от польско-литовских отрядов |
В) Смута в России | 3) Соловецкое восстание |
Г) «холодная война» | 4) возведение Берлинской стены |
5) сражение на реке Шелони | |
6) создание организации «черный передел» |
Ответ: 5624
Задание 5
Какие из перечисленных городов вошли в состав Российской империи в XVIII в.? Выберите три названия городов и запишите цифры, под которыми они указа-ны.
1) Гельсингфорс (Хельсинки)
2) Чернигов
3) Минск
4) Ревель (Таллин)
5) Варшава
6) Вильно (Вильнюс)
Ответ: 346
Задание 6
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В октябре 1941 г. командующим _____________ фронтом был назначен Г.К. Жуков.
Б) Созданный в 1942 г. Центральный штаб партизанского движения возглавил _____________
В) В 1945 г. от фашистов был освобождён город _____________
Пропущенные элементы:
1) Сталинградский
2) Белград
3) Западный
4) П.К. Пономаренко
5) Вена
Ответ:345
Задание 7
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите пропущенную в тексте фамилию государственного деятеля.
_________ был энергичным, вдумчивым и смелым руководителем. В первую половину своего почти двадцатилетнего пребывания на посту руководителя партии и страны он много сделал для развития экономики и культуры страны, укрепления её положения в мире. Немало сделал для развития промышленности, укрепления планового начала развития экономики, занимался наукой, особенно оборонной, в том числе космонавтикой. При нём было построено много новых заводов и фабрик, оснащённых современным оборудованием, автозаводы в Тольятти и Набережных Челнах, мощные гидро-, тепло- и атомные электростанции, новые промыслы по добыче нефти и газа, Байкало-Амурская магистраль, — всего не перечислить…»
Ответ: Брежнев
Задание 8
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
---|---|
А) | «Когда Исполнительный комитет свершил смелую попытку взорвать Зимний дворец, император сделал шаг, до того беспримерный. Он создал род диктатуры и облёк _______чрезвычайными полномочиями. А так как _________считался либералом, то новый шаг истолковали в том смысле, что скоро созовут Земский собор. Но после взрыва в Зимнем дворце новых покушений немедленно не последовало, а потому император опять успокоился, и через несколько месяцев, прежде чем _________мог выполнить что бы то ни было, он из диктатора превратился в простого министра внутренних дел». |
Б) | «Даже лица, на которых император возложил приведение в исполнение этой меры, при всяком случае уверяли, что они действуют против собственного убеждения и только в угодность государю. Главный начальник поселений, генерал граф __________ , ненавистный целой России за злобный и свирепый нрав, но любимый императором, как раб, преданный, готовый отдать душу, чтобы угодить ему, — и ____________говаривал, что военные поселения выдуманы не им, что он, сам не одобряя этой меры, приводит её в исполнение, как священную для него волю государя и благодетеля своего…». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке идёт речь о М.Т. Лорис-Меликове.
2) Император, упоминаемый в отрывке, освободил от крепостной зависимости крестьян в Прибалтике.
3) В отрывке упоминается деятельность организации «Народная воля».
4) В тексте неоднократно пропущено имя А.А. Аракчеева.
5) В отрывке идёт речь об императоре Николае I.
6) Приближённый императора, имя которого неоднократно пропущено в отрывке, занимал пост министра народного просвещения.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
---|---|---|---|
Ответ: 1324; 1342; 3124; 3142
Задание 9
Какие из перечисленных событий относятся к XV в.? Выберите три события и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) начало княжения Дмитрия Шемяки в Москве
2) установление единого срока крестьянского перехода в Юрьев день
3) созыв первого Земского собора
4) учреждение патриаршества в России
5) утверждение двуглавого орла в качестве государственного символа России
6) пресечение династии Рюриковичей
Ответ: 125
Задание 10
Прочтите отрывок из исторического источника.
«Больно подумать, что светлые торжества коронования омрачились вчерашним ужасным несчастием: более 1000 человек погибло утром перед народным праздником. Ещё больнее, что нет единодушия во взглядах на это несчастие: казалось бы, генерал-губернатор (великий князь Сергей Александрович) должен явиться главным ответчиком и, поражённый скорбью, не утаивать или замалчивать происшествие, а представить его во всём ужасе. Между тем это не совсем так.
Вчера вечером государь узнал, что погибло 300 человек, истинное число пострадавших еще не было Ему известно, вышел к обеду заплаканный и глубоко расстроенный.
Государь не хотел было ехать на французский бал, но его убедили показаться там хотя бы на один час, и что же: на балу Владимир, Алексей и сам Сергей упросили государя остаться ужинать, т. е. отъезд с бала показался бы «сентиментальностью». И государь уехал с бала после ужина, в 2 часа. Казалось бы, узнав о несчастий, Сергей должен бы был сейчас же поехать на место происшествия, этого не было.
Сегодня Их Величество посетили в больнице раненых. За обедней во дворцовой церкви Рождества Пр. Богородицы по приказанию государя поминали «вернопомазанных Царевых, нечаянно живот свой положивших». Царь отпускает по 1000 рублей семьям пострадавших».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Описываемые в отрывке события произошли во второй половине XIX в.
2) Описываемые в отрывке события произошли в Санкт-Петербурге.
3) Автор пишет о событиях, связанных с коронацией Александра III.
4) Автор считает виновником случившегося генерала-губернатора и осуждает его поведение.
5) Император, о коронации которого идёт речь в отрывке, правил более двадцати лет.
Ответ: 145
Часть 2
Из мемуаров участницы событий
«Третья Дума была выбрана по-новому более узкому избирательному закону, при значительном официальном нажиме на избирателя и была совершенно иная, чем её предшественницы. Оппозиция потеряла своё господствующее положение, насчитывала только 90 депутатов, считая и кадетов, и Трудовую группу. Правых групп было несколько, но ни у одной не было большинства. Многочисленнее всех была партия _________ . У них было 154 места. Лидером их был А.И. Гучков. На поддержку этих умеренных конституционалистов всегда мог рассчитывать премьер ________ .
Парламентская работа постоянно вносила трезвость. Проведение бюджета и рассмотрение ряда законопроектов, которые правительство и Дума начали вносить, потребовали образования комиссий. Там начались встречи, сотрудничество народных представителей и чиновников.
В первых Думах они и близко друг к другу не подходили, и это придавало русскому народному представительству уродливый характер. В Третьей Думе выработались навыки к сотрудничеству, которые окрепли в Четвёртой Думе. Без этого, к несчастью очень недолгого, сближения между властью и народным представительством России в 1914-1917 гг. было бы ещё труднее отбиваться от немцев. Первые две Думы не дожили до рассмотрения бюджета. Весной 1908 г., впервые за всю историю России, гласно обсуждался государственный бюджет. Уже одно это придало Третьей Думе деловую значительность, которой не было у её двух мятежных предшественниц.
Рассмотрение бюджета имело огромное воспитательное и отрезвляющее значение. Оно вскрыло могучий размах народной жизни, указывало подробности, из которых она складывалась, призывало к осмотрительности, будило сознание ответственности за колоссальную государственную машину, часть которой составляло и народное представительство.
Это отрезвляло. Постепенно Государственная дума перевоспитывала бюрократию, оппозицию, общественное мнение, всю страну, весь народ. Думские прения были предохранительным клапаном. Зачем устраивать баррикады, зачем бросать бомбы, если борьбу передоверили народному представительству. Социалисты были правы, когда говорили, что Государственная дума ослабит революционный фронт. За 11 лет своего существования Дума, помимо ряда важных законодательных мер, самим фактом своего существования оказала огромное влияние на развитие хозяйственных и духовных сил России, на более разумное понимание как правительством, так и оппозицией её насущных потребностей. Бюджетные прения невольно вели к реалистической политике».
Задание 11
Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в первом абзаце отрывка. Укажите название партии, пропущенное в первом абзаце отрывка. Назовите фамилию премьера, пропущенную в отрывке.
Ответ: год – 1907, партия – октябристы, «Союз 17 октября», премьер – П.А. Столыпин
Задание 12
Что, по мнению автора, придало Третьей Думе «деловую значительность» в сравнении с её двумя «мятежными предшественницами»? Как оценивает автор значение думской деятельности для развития общественной жизни Российской империи? Укажите любые два положения.
Ответ: 1) ответ на первый вопрос, например:
— «деловую значительность Третьей Думы придало то, что впервые за всю историю России в ней гласно обсуждался государственный бюджет;
2) могут быть указаны следующие положения:
— дума перевоспитала бюрократию, оппозицию, общественное мнение, всю страну, весь народ;
— дума ослабила революционный фронт;
— способствовала более разумному пониманию как правительством, так и оппозицией насущных потребностей России
Задание 13
Укажите любые три мероприятия, проведённые премьером, имя которого пропущено в первом абзаце отрывка.
Ответ: могут быть указаны следующие мероприятия:
1) проведение аграрной реформы
2) введение военно-полевых судов
3) учреждение земств в западных губерниях
4) изменение порядка выборов в Государственную думу
Задание 14
В период правления Михаила Фёдоровича Романова «на Руси установилось двоевластие царя и патриарха». Назовите любые две причины, которые способствовали складыванию данной ситуации. Как эволюционировали отношения государства и церкви в России в период правления царя Алексея Михайловича? Приведите любое одно положение.
Ответ: 1) могут быть указаны причины:
— молодой и неопытный Михаил Романов не мог самостоятельно управлять страной
— патриарх Филарет обладал большим политическим опытом, что позволило ему сосредоточить в своих руках власть
— церковь традиционно оказывала большое влияние на жизнь страны.
2) может быть приведено положение:
— Соборное уложение ввело запрет на приобретение земельной собственности для монастырей и церковных иерархов
— Соборное уложение ввело запрет на приобретение земель «на помин души», вклад мог быть сделан только в денежной форме
— поражение патриарха Никона в его конфликте с царем означало победу светской власти над церковной
Задание 15
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«В эпоху застоя СССР пережил системный кризис, охвативший различные сферы жизни общества».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Ответ: 1) в подтверждение, например:
— отказ от экономических методов управления привёл к разбуханию бюрократического аппарата, на 6-7 работников приходился один руководитель;
— низкая ротация кадров высшего руководства ведёт к геронтократии и невозможности для многих руководителей из-за слабого здоровья полноценно выполнять свои функции;
— в высших эшелонах власти увеличивается количество случаев злоупотребления служебным положением и коррупции;
— быстрыми темпами растёт «теневая экономика»;
— уравниловка в оплате квалифицированного и неквалифицированного труда привела к падению престижа интеллектуальных профессий
2) в опровержение, например:
— проведение «косыгинской реформы» обеспечило значительный экономический рост;
— в период руководства страной Ю.В. Андропова начинается омоложение Политбюро и Секретариата ЦК КПСС;
— за период 1966-1975 гг. был создан экономический потенциал, аналогичный созданно-му за предыдущие 50 лет;
— в 1960-1970-е гг. более чем в два раза выросли реальные доходы населения страны. Могут быть приведены другие аргументы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТВЕРСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И
ПОЛИТОЛОГИИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ
Учебно-методическое
пособие для студентов всех
специальностей заочной формы обучения
ТвГТУ
Тверь
2012
Составители:
доцент кафедры истории и политологии,
к. психол. н., Попова
(Смолик) СЮ. доцент
кафедры истории и политологии Долгова
Т.В.
Учебно-методическое
пособие предназначено для использования
в ходе
практических занятий по курсу
«Отечественная история» студентами
всех
специальностей и направлений ТГТУ.
Программа
утверждена на заседании кафедры истории
и политологии
«27» августа 2012 года.
Тверской
государственный технический университет,
2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Учебно-методическое
пособие по отечественной истории
адресовано студентам всех специальностей
заочной формы обучения Тверского
государственного
технического университета.
Данное пособие
включает в себя:
-
Краткие сведения
об учебной программе «Отечественная
история». -
Основные
экзаменационные вопросы с указанием
необходимой литературы, -
Рекомендации по
организации самостоятельной работы
студентов. -
Требования
к разработке и написанию рефератов
(контрольных ра
бот).
Перечень
индивидуальных заданий.
Назначение
программы помочь студентам сформировать
целостное представление
об основных этапах исторического пути
России и судьбах нашей
страны, осмыслить ее многовековой опыт
самоопределения во всечеловеческой
цивилизации.
Цель
курса «Отечественная история» —
сформировать у студентов навыки
научно-теоретического освоения истории
в контексте ведущих парадигм
современной исторической науки, прежде
всего цивилизационного подхода,
что выступает необходимой предпосылкой
для адекватной самостоятельной
интерпретации исторических фактов и
другой информации, отражающих
влияние прошлого на настоящее и будущее
российского общества и мира в целом.
Предлагаемый
курс основан на проблемно-логическом
методе, когда приоритет отдается
теоретическому упорядочению накопленной
исторической
информации, определению ведущих факторов
и тенденций социальных
измерений, специфики их действия и
проявления в отечественной и всемирной
истории.
Освоение
курса «Отечественная история» предполагает
большой объем
самостоятельной внеаудиторной работы
студентов-заочников.
ТРЕБОВАНИЯ К
ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
-
Иметь представление
об истории как науке, ее месте в системе
гуманитарного знания, владеть основами
исторического мышления. -
Иметь
представление об источниках исторического
знания и приемах
работы с ними. -
Иметь
научное представление об основных
эпохах в истории человечества
и хронологии. -
Знать
основные исторические факты, даты,
события и имена исторических
деятелей. -
Уметь
выражать и обосновывать свою позицию
по вопросам, касающимся
ценностного отношения к историческому
прошлому.
Обладать
способностью теоретической интерпретации
исторической
информации для объяснения и понимания
актуальных проблем и тенденций развития
современной России и мирового сообщества.
Характеристика экзамена
Экзамен по
отечественной истории в ТГТУ проводится
в устной (собеседование по экзаменационным
билетам) и письменной (реферат на
историческую тему) форме.
Устный экзамен по отечественной истории
В ходе устного
ответа студент должен:
-
продемонстрировать
умение рассматривать события и явления
конкретно-исторически,
в широком историческом контексте, с
учетом исторической
перспективы и ретроспективы; видеть
противоречивость и вариантность
общественного развития;
-
изложить
основной фактический материал по
вопросу; раскрыть
ведущие
причинно-следственные связи; самостоятельно
сделать обобщения и выводы из сказанного;
-
использовать и
уметь объяснить необходимые понятия
и термины; -
освещать
материал логично, последовательно,
соблюдая принятые
нормы
устной речи.
В ходе ответа
экзаменатор имеет право задавать
студенту дополнительные вопросы по
теме билета.
Результаты устного
экзамена оцениваются по пятибальной
системе.
ПИСЬМЕННАЯ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
(КОНТРОЛЬНАЯ) РАБОТА
Студент
заочной формы обучения должен обязательно
представить письменную
контрольную работу (реферат) на кафедру
истории и политологии
за месяц до начала сессии, предварительно
зарегистрировав в деканате
ЗО.
Реферат является
неотъемлемой составной частью экзамена
по курсу отечественной истории.
Реферат,
понимаемый как изложение в письменной
форме содержание
книги, статьи, научной работы, создает
возможность комплексно использовать
приобретенные навыки работы с книгой,
развивает самостоятельность
мышления, умение анализировать явления
действительности. Рефератом
называют также доклады или письменные
исследования на определенную тему,
включающие критический обзор источников
(перечень индивидуальных тем прилагается).
В отличие от конспекта реферат требует
несравненно большей творческой активности
в обобщении изученной литературы.
Рекомендуемый
объем реферата — 15-20 страниц машинописного
текста.
Академическая
структура исследования такова:
-
Титульный лист
(образец прилагается). -
Содержание работы:
Введение
Глава1. (Название главы)
-
(Название параграфа)
-
(Название параграфа)
Глава 2. (Название главы)
-
(Название параграфа)
-
(Название параграфа)
Заключение
Список использованной
литературы
Приложение (схемы,
карты, рисунки)
Название
работы, глав и параграфов не должны
совпадать, название работы
не должно быть громоздким. Тему реферата
предпочтительно выбирать
из предложенных тем в данном
учебно-методическом пособие (свою тему
следует заранее согласовать с
преподавателем кафедры истории и
политологии ТГТУ).
Важный
этап работы над рефератом — отбор
литературы. Затем составляется
конкретный план, который может быть, по
необходимости, согласован
с преподавателем. Завершающий этап —
написание реферата на основе
изучения и предварительной систематизации
всех источников, повторного
изучения собранного материала (реферат
должен быть написан на
базе не менее 5-7 источников).
Схема
подготовки реферата такова: чтение
исходного текста — его анализ
— выбор информативных фрагментов, их
обобщение — создание нового текста
(реферата).
Введение
должно содержать актуальность темы,
исторический интерес,
краткий обзор мнений по данной проблеме.
Автор должен четко сформулировать
основные задачи своей исследовательской
работы.
Главы
содержат конкретный фактический
материал. Рассмотрение каждого
пункта плана целесообразно завершать
обобщением.
Заключение должно
содержать основные выводы по всем
главам.
Для
библиографического оформления
студенческих работ достаточно
краткого описания, включающего следующие
обязательные элементы:
-
автор;
-
название книги
(статьи); -
выходные данные
(например: М,: Владос, 1999); -
сведения о
количественной характеристике
(количество страниц).
На
последнем этапе производится
синтезирование выделенной информации
и завершается оформление текста
реферата. Изложение должно быть цельным
и логичным.
Представленная
программа разработана в соответствии
с требованиями государственного
образовательного стандарта последнего
поколения (ГСЭ.Ф.ОЗ)
и предполагает изучение следующих тем.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #