11.10.2022
67674
ОГЭ по литературе — уникальный экзамен. В нем нет ни одного задания с кратким ответом, все вопросы предполагают развернутое рассуждение. Ни удача, ни «метод тыка» здесь не помогут. Но сдать этот экзамен реально — за годы работы мы с коллегами нашли формулу успеха. Достаточно знать структуру экзамена и иметь теоретическую базу. В этой статье подробнее расскажем о том, как подготовиться к ОГЭ по литературе в 2023 году.
Структура ОГЭ по литературе — 2023
ОГЭ по литературе — 2023 состоит из двух частей. В первой части четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.
Часть 1
В этот раздел входят 4 задания с развернутым ответом. Задания 1 и 2 относятся к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку. Они направлены на знание произведения и умение анализировать текст. В каждом случае можно выбрать один вопрос из двух.
Задание 3 в ОГЭ по литературе — 2023 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Можно выбрать один из двух вопросов:
В задании 4 один вопрос: нужно сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом задании. В первых трех заданиях просили написать «3-5 предложений», здесь рекомендуют «5-8». Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов. А за каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.
Часть 2
Здесь есть всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.
Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т. д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, понятиях вроде авторской позиции, идеи, проблематики. Это вещи, без которых невозможно написать ни одно сочинение. На наших курсах это проходят на первых занятиях, так как мы используем метод ключевых слов.
Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список можно найти в кодификаторе. Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ по литературе — именно этому я и учу на курсах по подготовке к экзамену.
Зачем сдавать литературу в 9 классе
Литература нужна для большинства творческих профессий: от режиссера и хореографа до архитектора и дизайнера. Даже если вы хотите петь, необходимо сдавать литературу. Еще этот ЕГЭ понадобится для таких популярных профессий, как филолог и журналист.
Подготовиться к ЕГЭ по литературе достаточно сложно. Чтобы набрать высокий балл, надо изучить теоретическую базу и много практиковаться (вы уже видели, что весь экзамен построен на развернутых ответах). Нужно не просто читать все подряд, а уделять внимание именно темам, необходимым для экзамена. Недостаточно просто писать сочинения — нужно тренироваться, опираясь на критерии, по которым вас будут оценивать. На курсах MAXIMUM Education я ежегодно помогаю ученикам, которые обладают хорошим слогом и даже писательским талантом, но без знания критериев не могут набрать высокий балл.
Даже победители олимпиад по литературе не всегда хорошо сдают экзамен, потому что не умеют работать с форматом. ОГЭ и ЕГЭ сильно связаны, и, готовясь к литературе в 9 классе, вы значительно повышаете шансы на успех в будущем.
Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе
- В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.
- Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 5.1, 5.2 и 10.1, 10.2 ЕГЭ.
- Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 5.1, 5.2 и 10.1, 10.2 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ;
- Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 6 и 11 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМ пример для сравнения. Он должен сам его вспомнить, опираясь на любую тему из вопроса.
- Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 6 и 11. Там нужно привести один пример на любую заданную тему.
Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.
Что нужно запомнить
- Подготовиться к ОГЭ по литературе — 2023 вполне реально, главное — знать структуру экзамена и теоретическую базу.
- Экзамен состоит из двух частей, в первой четыре небольших сочинения, во второй — одно объемное.
- Выучите средства выразительности, основные литературные термины и понятия, необходимые для анализа произведения
- Познакомьтесь с произведениями из кодификатора. Все читать не нужно — достаточно запомнить основные идеи.
- ОГЭ по литературе — отличная основа для подготовки к ЕГЭ в 11 классе. Если планируете его сдавать, начните с ОГЭ.
ОГЭ — это не лотерея и не рулетка. Выигрывает тот, кто правильно готовится. Актуальные учебники, логичная программа, стабильное расписание и отличный преподаватель — вот составляющие вашего успеха на экзамене. В учебном центре MAXIMUM Education вы сможете выбрать удобный для вас формат подготовки — в группе или индивидуально, онлайн или в классе.
Вы будете заниматься у тех, кто сам сдал ОГЭ на высокий балл, получите полную информационную поддержку от экспертов по поводу экзамена, апелляций, поступления и даже работы со стрессом. Переходите по ссылке и найдите оптимальный курс для ваших целей!
Лайфхаки экзамена
К рубрике
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
ОГЭ – подведение итогов и завершающий этап обучения в средней школе. В 2020–2021 учебном году из-за пандемии в правила его проведения. были введены изменения: обязательными к сдаче остались только основные предметы – русский язык и математика.
Однако некоторые ученики, не довольствуясь минимальными знаниями, добровольно сдают профильные предметы. Рассказываем, что такое ОГЭ по литературе и как к нему подготовиться.
Что такое ОГЭ
ОГЭ – основной государственный экзамен, который школьники сдают после 9 класса. Его результаты влияют на выбор дальнейшего пути: поступление в колледж или переход в 10 класс.
Кроме того, ОГЭ – это ещё и репетиция определяющего экзамена, сдаваемого по окончании старшей школы, – ЕГЭ. С помощью ОГЭ у девятиклассников есть возможность познакомиться с его форматом и психологически подготовиться.
ОГЭ по литературе принято считать сложным экзаменом, ведь каждый ответ учащийся формулирует самостоятельно. Там совершенно отсутствует тестовая часть, и выбор готового варианта невозможен. Выпускники редко выбирают эту дисциплину, хотя при качественной и продолжительной подготовке написать ОГЭ по литературе на высокий балл абсолютно реально.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного
периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Особенности проведения экзамена
Экзамен проводится таким образом, что качество знаний в равной степени могут продемонстрировать школьники всей страны. Во избежание помощи педагогов своим выпускникам последние сдают экзамен не в своих школах под контролем других учителей.
Чтобы пресечь попытки списывания, в каждом классе установлены камеры. На экзамене присутствуют 2 наблюдателя, которые помогают ученикам разобраться в правилах заполнения бланков, выдают дополнительные листы для записей ответов и черновики. Но тому, кто выполняет задания самостоятельно, бояться нечего.
ОГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут. Важно правильно распределить время на выполнение всех заданий и заполнение бланков ответов.
Во время экзамена по литературе ученик может использовать необходимые для ответа художественные произведения, тексты которых расположены в аудитории, на трёх партах первого ряда. В процессе сдачи экзамена школьник может сесть за одну из этих парт, выписать из книги всё, что ему нужно, вернуться на своё место и продолжить работу.
На экзамене можно пользоваться черновиками. Написанное в них не учитывается при проверке, так что нужно успеть вовремя и аккуратно перенести всё в бланки ответов.
На КИМах (контрольно-измерительных материалах) можно делать любые пометки, а вот на бланках это запрещено. Работа с какими-либо посторонними знаками может быть аннулирована даже без проверки.
Структура и критерии оценивания экзамена
Структура
ОГЭ по литературе состоит из трёх частей:
- работа с текстом эпического, лироэпического, драматического произведения;
- работа с текстом лирического произведения (стихотворение, басня или баллада);
- написание сочинения.
В заданих 1.1 или 1.2. Здесь ученику нужно дать развернутый ответ на вопрос по представленному тексту. Объем ответа — 3-5 предложений
В заданиях 2.1 и 2.2 (нужно выбрать одно) нужно сопоставить приведённый фрагмент произведения с другим эпизодом того же произведения по определённому критерию в 3–5 предложениях.
В заданиях 3.1 и 3.2 (нужно выбрать одно) ученик должен ответить на вопрос по стихотворному тексту в 3–5 предложениях.
В задании 4 ученик должен сравнить и проанализировать 2 приведённых стихотворения в 5–8 предложениях.
Третья часть экзамена – написание большого сочинения.
Ученик должен выбрать одну из пяти тем 5.1–5.5 и написать по ней развёрнутое сочинение объёмом не менее 200 слов. Тему нужно раскрыть полно и аргументированно.
Критерии оценивания:
Задания 1.1, 1.2, 3.1, 3.2:
Задания 2.1. и 2.2:
Задание 4:
Задания 5.1–5.5:
Отдельный критерий – грамотность. Максимальный балл за него – 6.
Максимальный балл, который может получить ученик за всю работу, – 45. Система перевода баллов в оценки в ОГЭ по литературе следующая:
0–15 баллов – оценка 2.
16–26 баллов – оценка 3.
27–36 баллов – оценка 4.
37–45 баллов – оценка 5.
Больше всего баллов (13) можно получить за пятое сочинение.
Подпишитесь на нашу рассылку
План подготовки к экзамену с нуля
Подготовка к ОГЭ по литературе подразумевает не только прочтение учеником всех произведений из кодификатора, но и более глубинные знания этого предмета, умение анализировать труды писателей и поэтов.
Поэтому, начиная подготовку, лучше всего первым делом открыть демонстрационный вариант и ознакомиться с заданиями, которые предстоит выполнить.
Чтение
Чтение произведений – основа подготовки к экзамену. Параллельно рекомендуется вести читательский дневник, выписывая все важные аспекты:
- полное имя автора;
- год создания;
- род литературы;
- направление;
- тема;
- герои;
- основные идеи и проблемы;
- ключевые цитаты.
Понимание исторического контекста периода жизни автора и момента написания произведения также может помочь полноценно разобраться и воспринять ту или иную книгу.
Все произведения, включенные в кодификатор, изучаются в школе на уроках литературы. Следовательно, большинство из них ученик читает по ходу изучения школьной программы 7-9 классов. Однако, если всё же что-то пропущено, имеются пробелы или непрочитанные произведения, рекомендуется заняться их изучением.. Ведь по любому произведению из кодификатора может попасться вопрос на экзамене.
ОГЭ по английскому
ОГЭ по английскому языку структурно идентичен другим экзаменам по иностранным языкам (немецкому, французскому, испанскому) и проверяет те же языковые навыки и знания.
Сочинения
Конечно, одного прочтения книг для блестящей сдачи экзамена не хватит. Важно практиковаться писать сочинения. Это помогает набить руку и избежать синдрома белого листа на экзамене, когда непонятно, с чего начать и о чём вообще писать.
В этом случае может помочь знание шаблонных фраз, умение работать с планом и соблюдение структуры:
- вступление,
- основная часть,
- заключение.
Например, в пятом задании в основной части сочинения лучше всего выдвинуть 2–3 тезиса, чтобы полноценно раскрыть тему.
Не нужно каждый день писать по 5 и более сочинений. Достаточно будет выполнять всего 1 полный вариант экзаменационного задания в неделю в течение всего учебного года. Однако важно писать не для себя, складывая работы в стол, а отдавать их на проверку учителю, чтобы он мог отметить ошибки и подсказать, что изменить, чтобы в результате получить максимальный балл на экзамене.
При подготовке к заданиям, где необходима работа с текстами лирических произведений (3.1, 3.2, 4), рекомендуется распределить все стихотворения по темам:
- любовь,
- природа,
- война,
- поэт и общество,
- любовь к родине и т. д.
Это поможет при анализе и сравнении.
Во всех сочинениях есть критерий оценивания аргументации. Лучшая аргументация – цитирование. Оно может быть косвенным, но приведение конкретных фраз из текста литературного произведения гарантирует максимальный балл по этому критерию.
К счастью, в отличие от ЕГЭ по литературе, в ОГЭ нет необходимости заучивать все цитаты наизусть, так как во время экзамена ученик имеет доступ ко всем произведениям. Этой возможностью однозначно нужно воспользоваться. Не стоит внедрять цитаты в каждое предложение: лучше привести по 2–3 выдержки в мини-сочинениях (задания 1–4) и по 2–3 цитаты в аргументации каждого тезиса большого сочинения (задание 5).
Дополнительная помощь
Если у ученика есть свободное время, рекомендуем качественные, снятые близко к тексту экранизации произведений. Например, «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Жестокий романс» Эльдара Рязанова, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» Никиты Михалкова. Это поможет лучше усвоить материал.
А при необходимости экономить время не стоит забывать про то, что любые программные школьные произведения давно присутствуют на просторах интернета в формате аудиозаписей. Чтобы их получить, достаточно лишь задать нужное наименование в поисковике. Такое «чтение» с помощью наушников доступно по дороге в школу или секцию, в транспорте или во время пробежки.
Полезно знать
На сайте ФИПИ есть самая необходимая информация для сдачи ОГЭ по литературе: кодификатор (список всех необходимых к прочтению литературных произведений), демонстрационный вариант и документ со спецификацией экзамена (структура и содержание КИМов, начисление баллов за задания).
Также при подготовке к ОГЭ можно использовать специальные учебные пособия, которые включают в себя варианты выполнения экзаменационной работы. Они продаются в книжных магазинах, в любом книжном магазине, в отделе «ОГЭ».
Преимущества обучения в «ИнтернетУроке»
Подготовиться к экзамену легко месте с Домашней школой «ИнтернетУрок». Наша библиотека содержит материалы по всем темам школьной программы 1—11 классов. Подготовиться к школьному экзамену по литературе помогут видеоуроки, конспекты, тесты, тренажёры, консультации и домашние задания. А, чтобы проще было выстраивать план подготовки, на сайте есть: :
- расписание, в котором структурированы все предметы и темы;
- электронный журнал оценок за домашние и контрольные работы;
- возможность в любое время обратиться к учителю с вопросом и получить ответ в течение 15 минут.
Занятия не привязаны ни к времени, ни к месту. Каждый сам выбирает когда и из какой точки мира учиться.
Также для тех, кто не хочет отказываться от своих увлечений из-за подготовки к экзаменам, существует тариф «С зачислением». Он позволяет осваивать школьную программу онлайн, в собственном темпе и по индивидуальному расписанию. Такой формат занятий помогает:
- учиться в своем темпе, никого не ждать и не догонять;
- экономить время, проходить каждую тему быстрее, чем в классе или даже выбрать экстернат;
- строить гибкий график и успевать заниматься любимым делом, отдыхать и учиться;
- лучше усваивать материал, спрашивать и повторять столько раз, сколько это нужно конкретному ученику.
Статья подготовлена экспертом Домашней школы «ИнтернетУрок»:
Елена Донецкова
Старший преподаватель по русскому языку и литературе
Эксперт ЕГЭ и ОГЭ, педагогический стаж — 28 лет
ОГЭ по литературе — это серьезный экзамен, требующий определенных знаний и умений. Там нет ни одного вопроса с коротким ответом. Задания предполагают развернутые рассуждения. Для этого нужно знать структуру и теоретическую базу. В этом поможет университет «Синергия». Именно здесь выпускникам помогают подготовиться к такому важному событию, как экзамен по литературе.
Как устроен ОГЭ по литературе
В итоговый экзамен по литературе после 9 класса входит 2 части. В 1 выпускников ждет работа с текстом, а во 2 необходимо написать сочинение. Минимальный объем — 200 слов.
В 1 часть входят 3 задания. В первых 2 нужно прочитать приведенный отрывок текста и ответить на вопросы, уложившись в 3−5 предложений. Хорошим ответом считается тот, в котором имеется от 3 до 5 связных предложений. В 3 задании нужно сравнить отрывки 2 произведений и дать ответ на 5−8 предложений.
2 часть предполагает написание сочинения с минимальным объемом в 200 слов. Будут предложены 4 темы на выбор. Количество слов является обязательным условием. Меньше указанного объема писать нежелательно.
Баллы распределяются следующим образом: часть № 1: задание 1−2 — 6 баллов, задание 3 — 8 баллов; часть № 2 — 13 баллов. Максимальное количество баллов за экзамен — 33.
Изменения в экзамене в 2022
ОГЭ в последние несколько лет был практически отменен. Так, в 2020 г. выпускники вообще не сдавали экзамены. В 2021 г. были только обязательные предметы. В 2022 г. выпускники начнут сдавать ОГЭ в полном объеме, как это было до пандемии.
Основной день проведения экзамена по литературе — 27 апреля 2022 г. (понедельник). Резервный день — 13 мая 2022 г. (среда). Даты основного периода пока неизвестны. Из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации руководство дает возможность учебным заведениям самостоятельно выбрать даты проведения ОГЭ по литературе и иным предметам. Осенние пересдачи пройдут, как и ранее, в начале сентября.
План подготовки
Прежде чем взяться за подготовку к экзамену, нужно наметить план:
- Изучить правила приема. ФИПИ устанавливает минимальные первичные баллы по экзамену для поступления в профильные классы. Это всего лишь рекомендательный характер, однако баллы могут быть использованы в отборе, если желающих будет слишком много. Во время поступления в колледж учитывается средний балл аттестата и количество баллов, набранных за экзамен.
- Ознакомиться с критерием оценок. Подробная информация находится на официальном сайте ФИПИ. Рекомендуется порешать демоверсию, чтобы понять свой уровень знаний.
- Выбрать способ подготовки.
- Составить расписание. Нужно спланировать подготовку так, чтобы к апрелю успеть все выучить и повторить.
- Использовать различные подходы к подготовке. Сдавая литературу, нужно, прежде всего, тренироваться писать эссе, стараться разобраться в сути явления, чтобы объяснить термины своими словами и повышать эрудицию.
Основные темы для изучения
В основные темы для изучения входят:
- Главные теоретико-литературные понятия.
- Понятия из русского фольклора.
- Понятия из древнерусской литературы.
- Понятия из русской литературы 18 века. Произведения следующих авторов: Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.
- Понятия из русской литературы первой половины 19 века. Произведения следующих авторов: Крылов, Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
- Понятия из русской литературы второй половины 19 века. Произведения Островского, Тургенева, Тютчева, Фета, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского, Толстого, Чехова.
- Понятия из русской литературы 20-начала 21 века. Произведения Бунина, Блока, Маяковского, Есенина, Шолохова, Твардовского, Шукшина, Солженицына.
- Проза второй половины 20-го века.
- Поэзия второй половины 20-го века. Авторы: Бродский, Вознесенский, Высоцкий, Евтушенко, Окуджава, Рубцов.
10. Зарубежная литература. Авторы: Гомер, Шекспир, Мольер, Гёте.
Особенности проведения экзамена
Главная задача в ОГЭ по литературе — это прочтение всех произведений и умение логически мыслить и анализировать сюжет. Экзамен по литературе творческий, но свободно рассуждать нежелательно. Есть определенный критерий оценивания работ.
Существуют фразы-клише, которые помогут на экзамене. Они имеются в открытом доступе в интернете. Важно использовать в ответе термины. Они указывают на эрудированного и начитанного человека, который хорошо разбирается в теме
Что касается произведений, то здесь есть сложности: некоторые из них не называются, а указываются только авторы. Залог успеха в этом случае — изучение максимального количества произведений. Запомнить все сложно, поэтому стоит вести дневник, в котором записывать автора, название произведения, краткий сюжет, описание героев, проблематику и так далее.
Неважно, как выпускник будет решать задания: в разнобой или по порядку. Главное, чтобы было удобно отвечать на вопросы. Однако многие рекомендуют все задания выполнять по порядку. Так выпускник не сможет запутаться или забыть о каком-то вопросе.
Особенности написания сочинения
Сочинение — это цельное и логически выстроенное повествование, которое подводит к определенным выводам. В него входит 4 блока:
- Вступление. Вводная часть, в которой дается основная информация.
- Постановка проблемы. Вступление перетекает в детальное описание проблематики произведения.
- Выражение позиции автора и собственного мнения. В описании позиции важно привести как можно больше аргументов, опираться на мнение автора и литературных критиков, использовать цитаты и так далее.
- Вывод. В заключительной части нужно подвести читателя к умозаключению, ответить на вопрос, который был поставлен в начале сочинения.
Можно ли подготовиться самостоятельно
Многие выпускники хотят самостоятельно готовиться к экзамену по литературе. На это есть несколько причин, начиная от желания сделать все самому и заканчивая нехваткой денег на дополнительные занятия со специалистом. Прежде чем дать ответ на вопрос, стоит разобраться во всех способах подготовки:
Способ подготовки |
Преимущества |
Недостатки |
В школе |
Бесплатно; Не нужно куда-то ходить, ведь дополнительные занятия, как правило, проходят после уроков. |
Некоторые учителя хотят подтянуть двоечников до троечников, а на разбор важных заданий времени не остается. |
Репетитор |
Индивидуальный подход к каждому; Разбор сложных тем. |
дорогой вариант подготовки. |
Курсы |
Невысокая стоимость; Доступ к чату с преподавателем, где можно задать интересующие вопросы; Пробный экзамен с проверкой; Все уроки записываются. |
Отсутствие живого общения; Отсутствие контроля успеваемости. |
Мини-группы |
Наличие живого общения; У преподавателя хватает времени на каждого ученика; Доступная стоимость. |
Группа занимается по одной программе; Нет возможности пропустить тему, которую ученик знает хорошо; Нельзя больше времени уделить той теме, которую ученик знает плохо. |
Самостоятельно |
Бесплатно; Можно заниматься в любое удобное время и столько, сколько потребуется. |
Мало кто может себя самодисциплинировать; Не хватает усидчивости; Нет человека, который укажет на ошибки и поможет разобраться в сложной теме. |
ОГЭ по литературе — это творческий экзамен. Несмотря на это, полет фантазии здесь неуместен. Важно показать, что выпускник умеет анализировать и выражать свое мнение, четко и грамотно излагает мысли. Всему этому учат в университете «Синергия». Здесь каждый получает индивидуальный подход. Преподаватели не спешат изучать тему, а задерживаются на непонятных моментах до тех пор, пока выпускник в этом не разберется. Подготовка со специалистами помогает лучше усвоить материал и разобраться в предмете.
Что
нужно знать об ОГЭ по литературе
Экзамен состоит из двух частей. В
первом блоке нужно написать три мини-сочинения по предложенному отрывку из прозы
или по лирическому стихотворению на ваш выбор. Во втором — написать полноценное сочинение на одну из пяти предложенных тем. На выполнение работы дадут 235
минут. Составители КИМов рекомендуют отвести два часа на выполнение заданий
первой части и столько же — на задание второй части.
На протяжении всего экзамена у вас будет возможность пользоваться полными
текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. Приносить
тексты с собой нельзя — необходимые произведения в нескольких экземплярах будут
заранее подготовлены для вашей аудитории.
Как готовиться и на что обращать внимание
Главное в ОГЭ по литературе — не только
прочтение всех произведений из кодификатора, но и умение работать в нужном
формате. На первый взгляд, экзамен по литературе творческий: вместо
скучных тестовых заданий — четыре сочинения, в которых можно выразить своё
мнение о том или ином произведении. Однако в свободное плавание отправляться
нельзя, потому что есть определённые критерии оценивания вашего «творчества», и
нужно знать, как по каждому из них набрать максимум.
Тут на помощь приходят материалы ФИПИ и «домашние
заготовки» — фразы-клише, которые помогут вам композиционно и логически выстроить
текст на экзамене. Все они быстро гуглятся, ваша задача — отобрать наиболее удачные и как
можно чаще использовать их в своих работах: так на ОГЭ вы сможете избежать
ступора, просто подставив цитаты и термины в нужные места.
Кстати, о терминах. Их
использование в ответах очень важно — они показывают вашу эрудированность и
начитанность и убеждают экзаменатора в том, что вы хорошо разбираетесь в теме. Только
не путайтесь в них и используйте по делу, а то могут снять баллы.
Следующий момент — сами произведения.
Тут большая интрига: в кодификаторе многие книги не называются конкретно, а
указываются лишь авторы. Поэтому тактика успеха одна: чем больше прочитаете,
тем больше будете знать. Хотя брать, конечно, лучше не количеством, а качеством.
Одно дело — прочитать 15 стихотворений Фета и ни одно не запомнить. Другое — понять и проанализировать
три конкретных лирических произведения.
Для того чтобы ничего не забыть,
советуем вести дневник и записывать в него сюжет, цитаты, имена
персонажей и их характеристики, основные проблемы, которые поднимаются в
тексте. Так, во-первых, информация будет лучше усваиваться, а во-вторых, у вас
будет что почитать перед экзаменом для повторения.
И ещё одно
важное замечание — объём ваших сочинений. Ответы на первую часть должны состоять
из трёх-пяти предложений (задание №1 и №2) и пяти-восьми предложений (задание №3),
сочинение из второй части должно быть не менее 150 слов. Первое требование
условно: всё зависит от содержательности вашего ответа, так что не пытайтесь
обмануть проверяющего, просто налив воду и тем самым набрав объём. А вот 150
слов в сочинении второй части нужно набрать обязательно — иначе сочинение просто не
засчитают. Лучше всего, если вы перейдете порог хотя бы в 200 слов.
За что
снимут баллы?
Всего за экзамен можно получить 39
первичных баллов. Снизить оценку могут в следующих случаях:
— 1 балл за фактические
ошибки
— 1 балл за искажение
авторской позиции
— 1 балл за речевые
и логические ошибки
— 1 балл за поверхностный
анализ текста
— 1 балл за недостаточное
аргументирование
Опыт
предыдущих участников
«Главное — перебороть себя и заставить учить материал. Важно понять,
ради чего ты стараешься и к чему идёшь, определиться с планами на будущее,
поставить цель. Всё это значительно облегчит подготовку к экзаменам. Сдать ОГЭ
по литературе без репетитора можно — уделяйте подготовке хотя бы полчаса к день,
учите теорию, читайте книги, решайте тесты, чтобы закрепить пройденный
материал. И обязательно записывайте ошибки в тетрадь для конспектов, чтобы
потом снова их не совершить. Из сборников по подготовке могу посоветовать А. В. Федорова и Л. В. Новикову»
— Ангелина С., Ульяновск
«Любая
подготовка начинается с правильного настроя. Нас почему-то запугивают в школах, дома давят родители, да и в целом общество стоит над душой: «Не
сдашь экзамены, будешь дворником». Из-за этого у меня были серьёзные нервные
срывы. Литературу мне вообще запрещали сдавать, а в итоге я получила по нему
высший балл! Хоть и осталась без нервных клеток.
В
ОГЭ нет суперсложных заданий. Всё решаемо, если готовиться. Постарайтесь не нервничать и грамотно распределить свои силы».
— Алёна Б., Королёв
Как правильно выполнить экзаменационную работу ОГЭ по литературе
Алгоритм работы над заданием 1.1.1 — 1.1.3
(все образцы сочинений даются по источнику: ОГЭ.
Литература: типовые экзаменационные варианты:30 вариантов/под ред. Л. В.
Новиковой. –М. :Издательство « Национальное образование»,2020. -192с. – (ОГЭ,
ФИПИ – школе)
Выполняем
задание 1.1.1 — ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА 1, часть 1, вариант…,)
В
данном задании каждого варианта требуется дать ответ на вопрос по
предложенному прозаическому тексту из 3-5 предложений. Аргументировать свои
суждения необходимо, опираясь на анализ данного текста.
Алгоритм
работы:
1.
Внимательно
прочитать вопрос;
2.
В
предложенном вопросе находим грамматическую основу и ищем в тексте 2 — 3
факта, которые являются прямым ответом на вопрос.
3.
Отобрать
из текста только тот материал, который требуется отразить в мини-сочинении;
Например,
в 1 варианте (отрывок из произведения Достоевского « Мальчик у Христа на елке»
вопрос сформулирован так: «Каким предстает мир, увиденный
глазами нищего мальчика?» Ответ ясен сразу: для богатых мир веселый и добрый,
для бедных – страшный и жестокий. Значит, из всего текста выбираем только
миниэпизоды, необходимые для подтверждения этого ответа.
Мерещится мне, был
в подвале мальчик, но еще очень маленький, лет шести или даже менее. Этот
мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало
белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо
рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но
ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где
на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки
лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим
мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили еще два
дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один
халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В
другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя
старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко,
охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее
углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и
раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко
стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не
зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала
такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь
холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку
на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг,
нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он еще
бы и раньше пошел, да все боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая
выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на
улицу.
Господи, какой
город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там,
откудова он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу.
Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется —
никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и
тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там
было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать!
И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз!
Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый
снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется
поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо
прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.
Вот
и опять улица, — ох какая широкая!
Вот здесь так раздавят наверно; как они все
кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое
стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на
ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки,
маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и
играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать,
какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит
мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на
руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг
вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал
дальше, и вот опять видит он сквозь другое
стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные,
красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придет, они тому дают
пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ.
Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и
замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама
отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же
выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и
придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает.
Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так
одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три
куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как
живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других
стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и
друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, —
только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они
живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он
не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но
так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то
схватил за халатик: большой злой мальчик стоял
подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему
ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и
бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор,
— и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».
4.
Работаем
с отобранным материалом. Его для ответа на вопрос все равно слишком много,
нужно отобрать, на наш взгляд, самое главное:
А) Выбираем
яркую, короткую, законченную цитату, которая иллюстрирует жестокость мира для
мальчика. Остальные факты из текста просто перечисляем: «…Большой злой
мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу
поддал ему ножкой» ребенок голоден, одет в старый халатик, у него замерзли
пальчики, у него умерла мама, ему страшно и одиноко.
Б)
Выбираем яркую, короткую, законченную цитату, которая иллюстрирует доброту мира
для богатых и нежелание богатого мира оказать мальчику помощь. Остальные факты
из текста тоже просто перечисляем: «…По комнате бегают дети,
нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют чего-то…» Мальчика. не
пустили в богатый дом, полицейский от него отвернулся.
6. Теперь
формулируем ответ на вопрос. Из отобранного материала может быть много
вариантов ответа.
Чтобы избежать разного рода ошибок при выполнении этого задания,
можно воспользоваться следующим шаблоном:
В тексте (фамилия
автора) рассказывается о том, как (указывается
основное событие текста).
Вписывается вопрос, на который требуется дать ответ
( Для связки микротем следует после вопроса добавить частицу ЖЕ и не забыть поставить вопросительный знак)
Давайте обратимся к тексту. Вот
предложение: «Выписывается
яркая небольшая цитата, которая поясняет действие первого героя или, если
герой один, его действия в первой половине текста)». И читателю ясно, что(объясняем,
что сделал этот герой ), потому что (объясняем
причину его поступка).
Вот еще предложение: «Выписывается
яркая небольшая цитата, которая поясняет действие второго героя или, если
герой один, его действия во второй половине текста)». Действительно,(объясняем что сделал этот
герой ), так как (объясняем причину
его поступка).
Поэтому-то можно сделать вывод, что(дается
четкий ответ на поставленный вопрос)
Образец:
В тексте Ф. М. Достоевского рассказывается о том,
как маленький
мальчик брел по незнакомому большому городу в новогоднюю ночь.
Каким же предстает мир, увиденный глазами нищего
мальчика?
Давайте обратимся к тексту Вот предложение: «…По
комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют
чего-то…». И читателю ясно, что несчастный,
голодный, плохо одетый в зимнюю пору ребенок, у которого только что умерла
мама, впервые понял, что дети могут быть сытыми, веселыми и счастливыми, потому что для него самого счастьем было
покушать и согреться.
Вот еще предложение: «…Большой злой
мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу
поддал ему ножкой». Действительно, ребенку
пришлось бежать и прятаться в темноте, несмотря на голод и холод, так как на защиту кого-либо ему рассчитывать
было нечего, никто в городе его не пожалеет, даже полицейский не заступится.
Поэтому-то можно сделать вывод, что мир нищий
мальчик увидел несправедливым: благосклонными веселым для богатых людей и
жестоким и страшным для бедных.
Таким образом, чтобы правильно выполнить задание
1.1.1, нужно сначала дать четкий ответ на вопрос, а затем подобрать к нему
аргументы.
Ответ на вопрос 1.1.2 предполагает знание литературоведческих
терминов, которые представлены в «ПРИЛОЖЕНИИ»
Поэтому
логика выполнения задания требует от экзаменующегося показать понимание им
предложенного термина.
Например,
в экзаменационной работе 1 (Достоевский Ф. М. « Мальчик у Христа на елке»)
вопрос задания 1.1.2 звучит так:
«Как прием контраста помогает понять отношение автора
к изображаемому?». Следовательно, ответ на вопрос нужно
начать с определения термина «контраст» ( см. «Приложение»), а в
экзаменационной работе 3 (Лермонтов М. Ю. «Мцыри») для ответа на вопрос «Какую
роль в приведенном фрагменте играют пейзажные зарисовки?» — нужно дать
определение термина «пейзаж» и четко ответить, какую роль они играют в
тексте. (ответ на этот вопрос тоже есть в списке терминов данной работы см.
«ПРИЛОЖЕНИЕ»).
Алгоритм работы для ответа на вопрос 1.1.2
1
расшифровка требуемого термина (если объяснение достаточно большое, то его можно
поделить на 2 части: 1-ю использовать в начале ответа, 2-й закончить ответ);
2
Находим в тексте цитаты-подтверждения (предложения, словосочетания, слова);
3
Даем прямой ответ на поставленный вопрос, идя от пояснения термина.
Экзаменационная работе 7, часть 1, вариант 1 (фрагмент
рассказа Л. Н. Толстого « После бала»)
1.1.2 Какую роль
в произведённом фрагменте играют художественные детали?
( прочтите в списке терминов
определение детали)
Примерный ответ выглядит так:
Деталь – это выразительная подробность, с помощью которой создается
художественный образ.
В тексте
Л. Н Толстого деталь выполняет следующие
функции:
1. Подчеркивает психологическое состояние героя:
«Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян
любовью». В данном предложении
сравнение состояния влюбленности с опьянением шампанским показывает состояние
эйфории, в котором находился герой, испытывая любовь к Вареньке.
2. Создает у читателя нужное
автору впечатление, настроение, ощущение и одновременно подчеркивает
колорит
эпохи, передавать дух времени, социальные особенности :
«Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знамениты в то время
крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море
шампанского». Из одного предложения
читатель получает следующую информацию: любимым
развлечением дворян был бал, который проходил в «зале с хорами», из чего можно
сделать вывод об особенностях постройки дворянского дома. Из
детали о « музыкантах крепостных помещика-любителя» читатель получает сведения
и об увлечениях помещиков, и о талантах русского народа. А всем предложением Л. Н. Толстой
передает атмосферу
праздника, которая объясняет, почему рассказчик был в
хорошем настроении.
Таким
образом, деталь помогает
читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер
в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности,
особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.
(Подчеркнуто определение ДЕТАЛИ, которое требуется знать наизусть).
Алгоритм
работы для ответа на вопрос 1.1.3.
Задание
1.1.3 требует от ученика умения сопоставлять фрагменты текста.
Как сопоставить фрагменты 1.1.3
1
Четко повторить условия задания;
2
Расшифровать термин, который требуется по условию;
3
Помнить, что нельзя отрывки анализировать по очереди;
4
Найти, что общего по предложенному условию, записать, привести примеры
параллельно из того и другого текста.
а) Если требуется сравнить героев, следует ответить на вопросы:
1.
Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
2.
Что общего между героями:
• в умственном отношении (интеллект, образование,
взгляды на мир и человека, цель в жизни);
• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к
людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность,
завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
• в социальном (материальном, профессиональном) плане;
• в отношении с окружающими людьми.
3. Что отличает двух героев.
4. Для чего автор сопоставляет этих героев.
5. Отношение автора к героям.
6. Ваше отношение к данным персонажам.
Это полный сравнительный анализ. В задании 1.1.3 может требоваться
сравнение по какому-нибудь одному пункту, в таком случае лишнего писать не надо.
б) Если следует сравнить
проблематику произведений, необходимо говорить только о проблемах и
подтверждать примерами только их.
проблематика литературы 19 века (следует
выбрать, если надо, что-то из перечисленного ниже):
Социальные
проблемы:
ü
тяжелая
жизнь бедных бесправных людей;
ü
нравственное
величие и духовное богатство трудового народа;
ü
протест
против любой несправедливости в отношении к «маленькому человеку»;
ü
«маленький
человек» должен быть не пассивным объектом жалости, а сознательным борцом за
человеческое достоинство.
Нравственные
проблемы.
ü
поиск
истины,
ü
отвращение
к пошлости,
ü
стремление
активно участвовать в общественной жизни,
ü
готовность
к самопожертвованию,
ü
проблема
лишнего человека.
Внимание:
(Проблематика по каждому произведению конкретно есть в брошюре):
Титеренко Е. А.
Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титеренко, Е. Ф. Хадыко. – М. :
Эксмо, 2012. – 320с. – ( Наглядно и доступно)
https://ctege.info/knigi-po-literature/spravochik-ege-po-literature-v-tablitsah-i-shemah-e-a-titarenko.html?ddexp4attempt=1
Желательно
минисочинение писать по шаблону, чтобы избежать речевых и грамматических
ошибок.
Шаблон ответа на вопрос 1.1.3
Чтобы сопоставить
фрагменты текстов « » и « »__с целью
ответить на вопрос ,____________ , на мой
взгляд, следует сначала вспомнить, что (даем определение требуемого
термина своими словами или дословно, как помним)
_______________
Теперь можно сравнивать фрагменты.
И в первом и во втором тексте _______________(по цитате из обоих текстов): « _______________________» и «________________________». Даем
прямой ответ на вопрос,___________________ потому
что____________
Мы понимаем, что
________________, так как______________. Отсюда
ясно (даем прямой ответ на
вопрос), __________________________ (вывод можно списать с собственного сочинения 1.1.1,
только добавить героя из 2 текста)
Образец
по 1-ому варианту «Экзаменационной работы 1, часть
1, вариант1»:
Чтобы сопоставить приведенный фрагмент рассказа
Ф. М. Достоевского « Мальчик у Христа на елке» с фрагментом повести Н.В. Гоголя
«Шинель», с целью ответить на вопрос , на
какие общие проблемы откликаются оба произведения, на
мой взгляд, следует сначала вспомнить, что проблема в
литературном произведении — это суть конфликта, в котором по одну сторону
оказывается главный герой, а по другую — один или несколько объектов.
Теперь можно сравнивать фрагменты.
И в первом и во втором тексте дело происходит
зимой, и герои страдают от холода: « Глядит мальчик, дивится…,
а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не
сгибаются и больно пошевелить» и «Акакий
Акакивич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно
стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как
можно скорее законное пространство». Так холодно было героям, потому что они
были плохо одеты. На мальчике был «какой-то халатик» и «картузишко», на Акакии
Акакиевиче шинель, на которой «сукно до того истерлось, что сквозило и
подкладка расползлась».
Мы понимаем, что оба героя плохо одеты, потому что у
них нет средств к существованию. Мальчик Достоевского одинок, голоден и
беспомощен. Его мать умерла в какой-то ночлежке. Акакий Акакивич хоть и
работает, но стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, жалованье его
настолько мало, что для покупки новой шинели ему приходится жестоко экономить
на всем необходимом.
Отсюда ясно ,
что конфликт у обоих героев с бездушным миром, которому
нет дела до несчастий бедняков. В
обоих текстах налицо социальные проблемы: тяжелая жизнь бедных
бесправных людей, протест против любой несправедливости в отношении к
«маленькому человеку».
(Подчеркнуто определение ПРОБЛЕМ, которое требуется знать наизусть).
ПРИЛОЖЕНИЕ
(1.1.1,
1.1.2, 1.1.3), нужно иметь определенные теоретические знания. Ниже, в
«Приложении, даны термины, которые понадобятся для написания минисочинений,
особенно в заданиях 1.1.2 и 1.1.3
Необходимо
выучить наизусть следующие общие
литературоведческие понятия и термины:
Антитеза –
противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть
использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» –
А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом.
Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня»
(1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой,
а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного
русского крестьянина.
Деталь (Художественная) – выразительная
подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает
читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в
неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности,
особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.
Функции
детали:
·
Подчёркивать
психологическое состояние героя.
·
Характеризовать
персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира.
·
Создавать
у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение.
·
Подчеркивать
колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности.
Виды
детали:
Деталь, характеризующая состояние внешнего мира: деталь интерьера, пейзажа
(в том числе экстерьера и городского пейзажа), портрета героя – изображение его
внешности. Например, описывая путешествующего Печорина, героя романа «Герой
нашего времени» М.Ю. Лермонтов подчеркивает особенность его внешности –
чистую сорочку: «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две
нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее
привычки порядочного человека». Лермонтов здесь сам же дает объяснение этой детали:
чистое белье указывает на то, что этот человек «порядочный», то есть, в
понимании Лермонтова, следящий за собой и своей гигиеной. В понимании
современного читателя чистая сорочка героя, который путешествует в 19 веке, то
есть без горячего водоснабжения, стиральных машин, а часто и без достойного
ночлега, говорит о его достатке, а также о щегольстве и привычке жить
благоустроенной, комфортной жизнью.
Деталь психологическая, отражающая состояние внутреннего мира героя, движения мысли, помыслы, желания, страхи, фобии, мании. Такая деталь тоже может отражать явления, объекты внешнего мира, но передавать при этом переживания персонажа. Такой прием также называют психологизмом. Например, такими деталями являются Страшный сон Татьяны Лариной (Евгений Онегин). Вещий сон Гринёва о Пугачёве в "Капитанской дочке". Примером психологической детали, через которую читателю становится ясным психологическое состояние героя является наблюдение рассказчика: «Видали вы когда-нибудь глаза,словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. (Шолохов «Судьба человека»)
Диалог –
разговор, беседа, спор двух или (ПОЛИЛОГ) нескольких персонажей произведения.
Интерьер – композиционное
средство, воссоздающее обстановку в помещении, где происходит действие.
Контраст (франц.
contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств,
свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.
Конфликт
(коллизия, интрига )– столкновение противоположных взглядов,
стремлений, интересов персонажей художественного произведения.
Композиция –
построение художественного произведения, определенная система в расположении
его частей. Различаются композиционные средства (портреты действующих
лиц, интерьер, пейзаж, диалог, монолог, в том числе внутренний) и композиционные
приемы (монтаж, символ, поток сознания, самораскрытие персонажа,
взаимораскрытие, изображение характера героя в динамике или в статике).
Композиция обусловливается особенностями таланта писателя, жанром, содержанием
и целью произведения.
Контекст — (лат. «contextus»
– связь, соединение) – 1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, в
котором слово приобретает необходимый автору смысл. Взятое вне контекста оно
может иметь другое значение; 2. Сумма сведений, необходимая для понимания
смысла
Лейтмотив (идея,
авторская позиция) – главная мысль произведения, неоднократно повторяемая
и подчеркиваемая.
Мировоззрение -система взглядов, оценок и образных представлений о
мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей
действительности и самому себе…
Элементы мировоззрения:
идеалы; убеждения; стереотипы; ценности,
преобладающие в обществе; знания.
Монолог –
пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в
отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога
может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя
самых честных правил…» и т. д.
Мотив – один из
компонентов художественного текста, часть темы произведения, чаще других
приобретающая символическое значение. Мотив дороги, мотив дома и т. п.
Подтекст –
внутренний, словесно не выраженный смысл текста. Подтекст скрыт и может быть
восстановлен читателем с учетом конкретной исторической ситуации. Чаше всего
присутствует в психологических жанрах.
Проблематика – это те,
вопросы (проблемы), которые ставит в произведении автор, а авторская позиция
то, как он их решает. Например,, в «Герое нашего времени» автор ставит
проблему: какая бывает любовь к женщине, отвечает( авторская позиция) :
Отношения с ерой, любовь-привычка, с Мери –игра и т. д или Проблема в
литературном произведении — это суть конфликта, в котором по одну
сторону оказывается главный герой, а по другую — один или несколько объектов
Сюжет – система,
порядок развития событий в произведении. Его основные элементы: пролог,
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в отдельных
случаях возможен эпилог. Сюжет раскрывает в произведении причинно-следственные
связи в отношениях между персонажами, фактами и событиями. Для оценки
различного рода сюжетов могут быть использованы такие понятия, как
интенсивность сюжета, «бродячие» сюжеты. Отличие от композиции — Сюжет это
— ЧТО и ПРО ЧТО, а композиция — КАК это показано
Фабула –
последовательность развертывания событий произведения во времени и в
пространстве.
Средства
создания характера литературного героя
Средство |
Краткая характеристика |
Пример |
Название произведения |
Может |
«Герой |
Эпиграф к литературному произведению |
Может |
«Капитанская |
Прямая авторская характеристика |
Писатель |
«Онегин |
Речь героя |
Внутренние |
Монологи |
Поступки, действия героя |
Основа |
Письмо |
Психологический анализ |
Подробное |
«Герой |
Другие герои произведения |
Взаимоотношения |
Печорин |
Портрет героя |
Изображение |
Чичиков и помещики в «Мертвых душах» 2)Печорин в «Герое нашего времени» М. Ю. 3) Полячка в повести «Тарас Бульба» Н. В. |
Социальная среда, общество |
Общественные |
«Станционный |
Пейзаж |
Выделяют следующие функции пейзажа: 1) Природа может выступать в качестве объективного отражения 2) пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера 3) природа может выступать в качестве действующего субъекта |
Пушкин Описание Буран |
Художественная деталь |
Предмет, |
Чистая |
Предыстория жизни героя (если есть) |
Описание |
Детство |
Кроме этих терминов следует хорошо знать, названия черт характера
человека,
и уметь определять их у героев.
Отношение к |
чуткость, |
|
Отношение к |
трудолюбие, |
|
Отношение к |
чувство эгоизм. |
|
Отношение к |
опрятность, |
|
Понадобится |
||
Страх: |
беспокойство, паника, |
|
Грусть: |
беспомощность, отчаяние, обида, |
|
Злость: |
агрессия, бешенство, гнев, |
|
Радость: |
восторг, доверие, любопытство, |
|
.
В сочинении, особенно во 2 части экзаменационной работы, может потребоваться
характеристика героев.
Поэтому необходимо четко знать все виды характеристик.
Индивидуальная |
|
Групповая |
1. |
1. |
1. |
2. |
2. Что
• • |
2. |
2.1. |
2.1. |
|
2.2.Социальное |
2.2.Социальное |
|
2.3. |
2.3. |
|
2.4. Мир |
. Зачем |
2.4. |
2.5. |
Ваше |
2.5. |
3. |
3. |
Отрывок из повести Н. В. Гоголя
«Шинель» к заданию 1.1.3
(ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ
РАБОТА 1, часть 1, вариант…,)
Есть в Петербурге
сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того.
Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что
он очень здоров. В девятом часу утра, именно в тот час, когда улицы покрываются
идущими в департамент, начинает он давать такие сильные и колючие щелчки без
разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать
их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и
слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны.
Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно
скорее пять-шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцарской, пока
не оттают таким образом все замерзнувшие на дороге способности и дарованья к
должностным отправлениям. Акакий Акакиевич с некоторого времени начал
чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо,
несмотря на то что он старался перебежать как можно скорее законное пространство.
Он подумал наконец, не заключается ли каких грехов в его шинели. Рассмотрев ее
хорошенько у себя дома, он открыл, что в двух-трех местах, именно на спине и на
плечах, она сделалась точная серпянка; сукно до того истерлось, что сквозило, и
подкладка расползлась. Надобно знать, что шинель Акакия Акакиевича служила тоже
предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и
называли ее капотом. В самом деле, она имела какое-то странное устройство:
воротник ее уменьшался с каждым годом все более и более, ибо служил на
подтачиванье других частей ее. Подтачиванье не показывало искусства портного и
выходило, точно, мешковато и некрасиво. Увидевши, в чем дело, Акакий Акакиевич
решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в
четвертом этаже по черной лестнице, который, несмотря на свой кривой глаз и
рябизну по всему лицу, занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких
других панталон и фраков, — разумеется, когда бывал в трезвом состоянии и не
питал в голове какого-нибудь другого предприятия. Об этом портном, конечно, не
следовало бы много говорить, но так как уже заведено, чтобы в повести характер
всякого лица был совершенно означен, то, нечего делать, подавайте нам и
Петровича сюда. Сначала он назывался просто Григорий и был крепостным человеком
у какого-то барина; Петровичем он начал называться с тех пор, как получил
отпускную и стал попивать довольно сильно по всяким праздникам, сначала по
большим, а потом, без разбору, по всем церковным, где только стоял в календаре
крестик. С этой стороны он был верен дедовским обычаям, и, споря с женой,
называл ее мирскою женщиной и немкой. Так как мы уже заикнулись про жену, то
нужно будет и о ней сказать слова два; но, к сожалению, о ней не много было
известно, разве только то, что у Петровича есть жена, носит даже чепчик, а не
платок; но красотою, как кажется, она не могла похвастаться; по крайней мере,
при встрече с нею одни только гвардейские солдаты заглядывали ей под чепчик,
моргнувши усом и испустивши какой-то особый голос.
Взбираясь по лестнице,
ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена
водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза
и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских
домов, — взбираясь по лестнице, Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько
запросит Петрович, и мысленно положил не давать больше двух рублей.
Экзаменационная работе 7, часть
1, вариант 1
(фрагмент рассказа Л.
Н. Толстого « После бала»)
—
Красавец так красавец, да не в том дело. А дело в том, что во время этой моей
самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у
губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера.
Принимала такая же добродушная, как и он, жена его в бархатном пюсовом платье,
в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми
плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны, Бал был чудесный: зала
прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные
помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и
охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но
зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется,
насколько возможно было, всё с Варенькой. Она была в белом платье с розовым
поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых
локтей, и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный
инженер Анисимов — я до сих пор не могу простить это ему — пригласил ее, только
что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что
мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал
прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не смотрел на нее, а
видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее
сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все
смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на
то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться. По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в
действительности танцевал я почти все время с ней. Она, не смущаясь, через всю
залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой
благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не
угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами и,
в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки
вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила
мне: «Encore» 1. И я вальсировал еще и еще и не чувствовал своего тела. — Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали
ее за талию, не только свое, но и ее тело, — сказал один из гостей. Иван Васильевич вдруг покраснел и сердито закричал почти: — Да, вот это вы, нынешняя молодежь. Вы, кроме тела, ничего не видите.
В наше время было не так. Чем сильнее я был влюблен, тем бестелеснее
становилась для меня она. Вы теперь видите ноги, щиколки и еще что-то, вы
раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же, как говорил Alphonse Karr 2, хороший был писатель, — на предмете моей любви были всегда бронзовые
одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын
Ноя. Ну, да вы не поймете… — Не слушайте его. Дальше
что? — сказал один из нас. — Да. Так вот танцевал я больше
с нею и не видал, как прошло время. Музыканты уж с каким-то отчаянием
усталости, знаете, как бывает в конце бала, подхватывали все тот же мотив
мазурки, из гостиных поднялись уже от карточных столов папаши и мамаши, ожидая
ужина, лакеи чаще забегали, пронося что-то. Был третий час. Надо было
пользоваться последними минутами. Я еще раз выбрал ее, и мы в сотый раз прошли
вдоль залы. — Так после ужина кадриль моя? — сказал я ей,
отводя ее к месту. — Разумеется, если меня не увезут, —
сказала она, улыбаясь. — Я не дам, — сказал я. — Дайте же веер, — сказала она. — Жалко отдавать,
— сказал я, подавая ей белый дешевенький веер. — Так вот
вам, чтоб вы не жалели, — сказала она, оторвала перышко от веера и дала мне.
Я взял перышко и только взглядом мог выразить весь свой восторг и
благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был
добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на
одно добро. Я спрятал перышко в перчатку и стоял, не в силах отойти от нее.
— Смотрите, папа просят танцевать, — сказала она мне, указывая на
высокую статную фигуру ее отца, полковника с серебряными эполетами, стоявшего в
дверях с хозяйкой и другими дамами. — Варенька, подите
сюда, — услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и с
елисаветинскими плечами. Варенька подошла к двери, и я за
ней. — Уговорите, ma chère 3, отца пройтись с вами. Ну, пожалуйста, Петр Владиславич, — обратилась
хозяйка к полковнику. Отец Вареньки был очень красивый,
статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la
Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с
зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у
дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с
широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с
сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа
старого служаки николаевской выправки. Когда мы подошли к
дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но все-таки,
улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал ее
услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, —
«надо всё по закону», — улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть
оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного
мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура
его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу,
задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него,
незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных
ножек. Вся зала следила за каждым движением пары. Я же не только любовался, но
с восторженным умилением смотрел на них. Особенно умилили меня его сапоги,
обтянутые штрипками, — хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а
старинные, с четвероугольными носками и без каблуков, Очевидно, сапоги были
построены батальонным сапожником. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не
покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал я, и эти четвероугольные
носки сапог особенно умиляли меня. Видно было, что он когда-то танцевал
прекрасно, но теперь был грузен, и ноги уже не были достаточно упруги для всех
тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать. Но он все-таки ловко
прошел два круга. Когда же он, быстро расставив ноги, опять соединил их и, хотя
и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку,
которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали. С
некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и,
поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней. Я сказал, что не
я ее кавалер. — Ну, все равно, пройдитесь теперь вы с ней,
— сказал он, ласково улыбаясь и вдевая шпагу в портупею. Как
бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается
большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в
моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я
любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее
гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее,
с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то
время какое-то восторженно-нежное чувство.
Основной государственный экзамен по литературе — один из самых сложных: девятиклассникам предлагается написать целых пять сочинений! Как подготовиться к ОГЭ по литературе на высший балл и выжить? Нужно выяснить все об экзамене и подобрать материалы для подготовки к ОГЭ по литературе в 2021 году.
Структура экзамена
В демоверсии 2021 года произошли серьезные изменения: в КИМ было добавлено новое обязательное задание на анализ стихотворного текста. Часть на выбор прозаического или поэтического отрывка была упразднена.
На решение КИМ по-прежнему дается 3 часа и 55 минут.
Брать с собой на экзамен ничего нельзя, однако можно попросить необходимые произведения у проверяющего в аудитории. Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нужно научиться ориентироваться в тексте. Это поможет не потерять драгоценное время на экзамене.
Навыки, необходимые для решения экзамена:
· анализировать стихотворные и прозаические произведения (целые и отрывки),
· сопоставлять произведения, находить сходства и различия,
· понимать значение эпизода в масштабах всего произведения,
· ориентироваться в текстах основных программных произведений,
· аргументировано излагать свои мысли в форме сочинения.
Количество заданий — 5:
· № 1-4 —с развёрнутым ответом,
· № 5 — сочинение.
Оценивание заданий ОГЭ по литературе
В связи с изменениями в количестве заданий шкала перевода первичных баллов в оценку будет известна только после проверки экзаменационных работ. Именно поэтому необходимо подготовиться к ОГЭ по литературе так, чтобы связно ответить на все поставленные вопросы.
За задание №5 можно получить до тринадцати баллов. Задания №1-3 весят по шесть баллов каждое, за задание №4 можно получить до восьми баллов. Отдельно приносит баллы общая грамотность работы: за орфографию, пунктуацию и грамматику можно получить до шести баллов.
Чтобы набрать максимальный балл, нужно при прочтении произведений кодификатора использовать материалы для подготовки к ОГЭ по литературе от ФИПИ. Также поможет чтение профессиональных анализов и подтягивание уровня языка.
План подготовки к ОГЭ по литературе
Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе, необходимо следовать определенной последовательности действий.
Во-первых, начинать стоит с изучения теории литературы и стратегии написания сочинения. Важно помнить, что любое сочинение должно раскрывать минимум два аспекта темы: даже маленькое.
Во-вторых, идите последовательно по кодификатору: начиная от Древней Руси и заканчивая Новейшим временем. Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе, не пропускайте ни одного произведения.
В-третьих, закрепляйте на практике каждое изученное произведение: решайте тесты и обязательно пишите сочинения для каждого номера: темы можно поискать как на Решу.ОГЭ, так и в открытом банке заданий ФИПИ. Сочинения обязательно нужно давать на проверку: от этого зависит ваш балл!
Система подготовки к экзамену
Чтобы подготовиться к экзамену, стоит делать упор на все пять сочинений: закреплять каждое прочитанное произведение стоит решением задания каждого вида. Также не забывайте решать варианты на время! В литературе это особенно важно, ведь экзамен состоит полностью из развернутых ответов.
Перед тем, как начать изучать материалы для подготовки к ОГЭ по литературе, стоит следовать системе:
- идите постепенно по кодификатору, не перепрыгивая через произведения,
- не пренебрегайте произведениями по выбору, прочитать два-три из них также стоит,
- решайте тесты по темам и из заданий ЕГЭ по литературе для закрепления,
- пишите сочинения по каждой теме и на время, выделив больше всего (около двух часов) на задание №5,
- давайте сочинения на проверку эксперту, так как литература — самый субъективный предмет,
- занимайтесь последовательно и регулярно.
Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно последовательно освоить восемь тематических блоков.
- Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
- Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
- Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
- Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
- Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
- Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
- Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
- Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).
Материалы для подготовки
Подготовиться к ОГЭ по литературе в 2021 году помогут демоверсия, кодификатор и спецификатор, опубликованные на сайте ФИПИ.
Найти темы сочинений и другие практические материалы для подготовки к ОГЭ по литературе можно в открытом банке заданий также на сайте ФИПИ.
Также можно использовать дополнительные пособия:
- литература в схемах и таблицах Е. Хадыко и Е. Титаренко,
- типовые варианты от разработчиков (Л.В. Новикова) и др.
Важно подготовиться к ОГЭ по литературе максимально хорошо: вам может попасться любое произведение, и вы должны уметь ориентироваться в нем, а также подбирать произведения для аргументации своих мыслей самостоятельно. Задача стоит нелегкая. Но получить желаемый балл при грамотной подготовке — это реально!