Итоговая аттестация по всем учебным дисциплинам, в том числе и по русскому языку, в 9 классе проводится в двух формах: основного государственного экзамена (ОГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Второй вариант предназначен для тех, кто учится:
- в специальных школах закрытого типа;
- в школах, организованных в местах лишения свободы;
- в обычных образовательных организациях, но имеет медицинское заключение об ограниченных возможностях здоровья (к этой категории по закону относятся и инвалиды).
Дети, обучавшиеся по медицинским показаниям на дому, но не имеющие ограничений, сдают ОГЭ.
Сейчас существует множество бесплатных инструментов, которые позволяют подготовиться к ОГЭ и увеличить балл на 40% с минимальными временными затратами.
Наиболее эффективными являются подписки на видеокурсы. Попробовать можно с
компанией Twostu
,
тем более здесь это ничего не стоит.
Формы проведения
В 9 классе ГВЭ по русскому языку проводится письменно или устно: форма зависит от образовательных потребностей и возможностей выпускников.
Выпускники без ОВЗ сдают экзамен только письменно в формате сочинения или изложения. Дети с ОВЗ – как устно, так и письменно, кроме диктанта. Учащимся с расстройствами аутистического характера предоставлен самый широкий выбор: им доступен любой вариант, в том числе и диктант.
Устная форма ГВЭ по русскому языку
Обычно этот формат выбирают дети-инвалиды и участники с ОВЗ, которые не могут писать из-за слепоты или нарушений двигательных функций.
В комплект материалов для устного экзамена входит 15 билетов. Каждый из них включает в себя текст с тремя вопросами к нему:
- ответ на первый – показывает, как выпускник понимает смысл текста: может ли он определить тему и сформулировать его основную мысль прочитанного;
- второй вопрос проверяет лингвистические навыки: например, умение делать морфологический разбор (определять признаки частей речи) или указывать способы словообразования;
- отвечая на третий вопрос, надо вспомнить орфографическое правило и выполнить соответствующее ему задание.
На подготовку устного ответа на ГВЭ-9 по русскому языку отводится не менее 40 минут.
Ответы оцениваются в первичных баллах, которые суммируются и затем переводятся в пятибалльную систему. Максимально можно набрать 17 – это 5 по привычной шкале. Для четверки хватит 11–14 баллов, для тройки – 5–10.
Критерии оценивания всех видов заданий, образец стандартного билета и перечень тем, вынесенных на экзамен, представлены в спецификации материалов устного ГВЭ по русскому в 9 классе.
Письменная форма ГВЭ 9
Письменный экзамен проводится как сочинение, изложение или диктант. Формат выбирает сам выпускник и родители с обязательным учетом медицинских ограничений. Например, учащиеся без ОВЗ и с ОВЗ могут писать как сочинение, так и изложение, но уровень сложности для каждой категории существенно отличается. Диктант предусмотрен только для выпускников с аутизмом.
Письменный экзамен продолжается 3 часа 55 минут, результаты оцениваются так же, как и на устном ГВЭ. Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ при необходимости время написания продлевается на полтора часа.
Подробнее о критериях оценивания читайте в спецификации материалов письменного ГВЭ-9.
Сочинение
Формат сочинения на свободную тему доступен для учащихся без ОВЗ и с ОВЗ любого типа, в том числе с аутизмом. Слепые и слабовидящие дети должны владеть шрифтом Брайля.
Для каждой категории выпускников разработаны специальные комплекты экзаменационных материалов, а условия проведения ГВЭ отличаются в зависимости от диагноза участника ГИА.
Темы для сочинений на ГВЭ в 9 классе относятся к одной из четырех смысловых групп:
- Взаимодействие человека с окружающим миром (экология, бережное использование природных ресурсов и т. д).
- Философские и нравственно-этические проблемы отношений между людьми (любовь, дружба, сострадание, милосердие и т. д.).
- Освоение знаний, постижение искусства.
- Профессиональная реализация.
Характер аргументов для подтверждения собственной позиции не регламентируется: допускаются примеры как из книг, так и из личного опыта.
Оптимальный объемом текста – 300 слов. Если написано менее 250, то за работу ставится 0 баллов. Исключение сделано для глухих учащихся и выпускников с ЗПР (задержкой психического развития): темы сформулированы проще, а объем снижен до 150 слов.
Пример сочинения для ГВЭ в 9 классе (с пояснениями к написанию каждой части).
Изложение
Его в качестве альтернативы сочинению могут выбрать четыре категории участников ГВЭ 9.
Исходные тексты и задания к ним дифференцированы по степени сложности и с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий выпускников. В частности, глухие участники ГВЭ, учащиеся с ЗПР и тяжелыми нарушениями речи могут писать по своему желанию как сжатое, так и подробное изложение, а для остальных предусмотрен только вариант краткого пересказа.
В текстах для слепых учащихся содержание визуальных образов минимально: то есть почти нет слов и описаний ситуаций, для понимания которых необходима зрительная память. Работу такие дети могут выполнять на компьютере.
Объем исходного текста и письменной работы также дифференцируются по категориям ОВЗ. А вот критерии проверки и оценивания, как и шкала перевода первичных баллов в отметку едины для всех форм ГВЭ.
Если выбран этот формат письменного экзамена, то ограничиваться только пересказом нельзя: учащиеся обязательно должны выполнить творческое задание. Таким образом, экзаменационная работа состоит из двух частей – собственно изложения и мини-сочинения-рассуждения, в котором требуется высказать свое мнение о проблеме, поднятой в предложенном тексте, и привести аргументы в пользу своей точки зрения.
Пример сочинения-рассуждения (творческого задания к изложению) на ГВЭ 9 по русскому языку.
Ориентировочный перечень тем сочинений, образцы текстов, которые могут использоваться для изложения, и примеры экзаменационных билетов содержатся в официальном тренировочном сборнике ФИПИ.
Диктант
Эта форма письменного ГВЭ по русскому предназначается лишь выпускникам с аутизмом. Объем диктанта – 200-220 слов, а писать его можно на компьютере без подключения к интернету и без возможности проверить написание слов и расстановку знаков препинания.
Диктант проверяется по специальным критериям, максимальное количество первичных баллов также 17 (перевод в обычную систему – по единым правилам для ГВЭ).
Подготовка
Готовясь к аттестации, следует опираться прежде всего на материалы сайта ФИПИ, и не только на тренировочные сборники – желательно также изучить методические рекомендации по процедуре проведения экзамена. Конечно, они в первую очередь предназначены для педагогов, но разобраться в них довольно просто и не специалисту. Их ценность в том, что они содержат:
- подробнейшие пояснения того, как должны выполняться абсолютно все типы заданий разными категориями участников ГВЭ;
- описание экзаменационных материалов;
- инструкции для учащихся.
Полезно будет ознакомиться со спецификациями материалов для ГВЭ, которые тоже представлены на сайте ФИПИ. В них разработчики заданий ГВЭ подробно излагают критерии оценивания ответов: на эти требования и надо обращать внимание при подготовке.
В каких формах проводится ГВЭ по русскому языку?
21.05.2020
8708
Государственный выпускной экзамен — альтернатива ОГЭ и ЕГЭ. Если вы выбираете этот экзамен, вам обязательно придется сдавать ГВЭ по русскому. Рассказываем, для кого предназначен этот экзамен, в каких формах проводится ГВЭ по русскому языку, как к нему подготовиться и как он оценивается.
Что такое ГВЭ по русскому языку и для кого он предназначен?
ГВЭ – альтернативный вариант выпускного экзамена по большинству предметов, доступных для сдачи на ЕГЭ. Он создан специально для учеников с ограничениями по здоровью. Кроме того, ГВЭ также сдают ученики воспитательных учреждений закрытого типа, а также экзаменуемые, находящиеся в местах лишениях свободы Девятиклассники могут выбрать обязательные ГВЭ по русскому языку и математике и взять ещё два дополнительных предмета.
Чтобы сдать ГВЭ, нужно заполнить специальное заявление, в котором также будут перечислены сдаваемые предметы. А вот выбрать формата заданий экзамена можно прямо на пункте проведения. Тем не менее этот формат сдачи экзамена – специальный, а потому сильно отличается от привычных КИМов ОГЭ и ЕГЭ. В каких формах проводится ГВЭ по русскому языку? Спойлер: кроме трёх письменных форм есть одна устная.
Подготовиться к экзаменам самостоятельно — очень непростая задача для ребенка. Если хотите готовиться быстрее и эффективнее, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Главная задача наших занятий — ваш максимальный результат. Мы выстраиваем личную стратегию подготовки к экзамену, и репетитор помогает вам каждый день приближаться к поставленной цели.
Изложение ГВЭ
Изложение ГВЭ немного отличается от варианта ОГЭ. Школьникам трижды, а не дважды зачитывают текст. Его тематика может быть любой, от статьи до отрывка из художественного произведения. Экзаменуемый слушает текст, записывает его, а затем составляет свой вариант изложения.
Это задание не ограничивается только сжатием прослушанного текста. ГВЭ предлагает экзаменуемым изложение с творческим заданием. Последнее состоит в написании учеником собственного сочинения-рассуждения по одной из проблем, которые есть в оригинальном отрывке.
Сочинение ГВЭ
Этот тип задания доступен почти для всех участников ГВЭ: без ОВЗ, с ОВЗ любого типа. Слепым и слабовидящим ученикам нужно владеть шрифтом Брайля. Участникам предлагается четыре темы на выбор. Экзаменуемые выражают своё мнение и могут аргументировать примерами его как из жизни, так и из литературы. Главное — написать минимум 250 слов. Для экзаменуемых с ЗПР темы формулируются проще, а минимальный объём снижается до 150 слов.
Диктант
Диктант – специальная форма ГВЭ по русскому языку. Она создана специально для учеников с расстройствами аутического спектра, которые, впрочем, могут выбрать и любой другой вариант сдачи ГВЭ. Максимальный объём надиктовываемого текста – 200-220 слов. Для комфортных условий экзаменуемых можно написать дикатант дистанционно. Ученики пишут текст на компьютере без подключения к интернету и не могу повторно перепроверить напечатанное.
Устная форма ГВЭ
Ещё один вариант адаптации экзамена создан для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Они могут сдавать экзамен устно. На выбор предлагается 15 билетов с текстами. Кроме этого, на каждой карточке есть три вопроса по отрывку. Они проверяют разные умения ученика: способность понимать смысла текста, навыки словообразования и орфографии.
Как оценивают сочинения, изложения и диктант?
Все задания ГВЭ нацелены на проверку схожего типа навыков: ученик должен понимать смысл незнакомого текста, уметь составить собственный и писать грамотно. Критерии оценивания ГВЭ по русскому языку используют привычную систему перевода первичных баллов по пятибалльной шкале. Подробный разбор критериев оценивания каждого из типов заданий есть в демонстрационных вариантах на сайте ФИПИ для ГВЭ-9 и ГВЭ-11.
Как готовиться к сдаче ГВЭ?
ФИПИ ежегодно публикует демоверсии всех форм ГИА, в том числе и ГВЭ по русскому языку для 9-х и 11-х классов. Самый просто способ подготовки к экзамену – отработка заданий из этих документов. Тем не менее в просто на первый взгляд ГВЭ есть свои подводные камни. Например, изложение кажется простым заданием. Тем не менее оно включает в себя и диктант, и анализ, и компоновку нового текста. А ещё остаётся творческое задание. Впрочем, мы уже рассказали о том, как подготовиться к изложению ГВЭ, правильно сжать текст и написать хорошее сочинение. Тренироваться можно на примерах заданий с официального сайта: ГВЭ-9, ГВЭ-11.
Теперь вы знаете, в каких формах проводится ГВЭ по русскому языку! Если хотите быстро и эффективно подготовиться к экзаменам, обратите внимание на онлайн-занятия с личным преподавателем MAXIMUM. Мы выстраиваем программу личной подготовки к ЕГЭ, учитывая сильные и слабые стороны каждого ученика. Преподаватель не только проводит эффективные занятия, но и помогает ученикам поддерживать мотивацию и выполнять домашние задания. Пробный урок бесплатно!
Лайфхаки экзамена
К рубрике
Подготовка к государственному выпускному экзамену (ГВЭ) по русскому языку в 9-ом классе.
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по русскому языку в 9-ом классе (письменная форма) состоит из двух частей: написание изложения и сочинения-рассуждения (ответ на творческое задание). При написании сочинения большинство детей испытывают затруднения, тем более такие затруднения испытывают ученики с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся в нашей школе по заключению ПМПК имеют диагноз ЗПР — у большинства задержка развития психических процессов, проблемы с памятью, вниманием. Как правило у таких учащихся наблюдается отставание в развитии различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического), заметно отставание мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий), в следствие чего у детей скудный лексический запас, суженный рамками обиходно-бытовой тематики. Дети не просто могут не понимать, что писать, а порой и не могут подобрать слова, чтобы выразить какую-то мысль. Для облегчения выполнения обучающимися такого вида деятельности как сочинение, использую шаблоны-памятки, помогающие выполнить этот вид работы.
С самого начала акцентирую внимание учащихся на том, какой перед нами текст? Отрывок из художественного произведения или отрывок статьи, знакомо ли детям имя автора? Затем определяем ТЕМУ и ИДЕЮ данного произведения, всегда напоминаю, что ТЕМА – то, с помощью чего связаны все части текста между собой, отвечает на вопрос О ЧЕМ? ИДЕЯ – для чего, с какой целью была написана статья, какие новые мысли выражает в ней автор, в чем заключается главная мысль произведения.
После того, как учащиеся для себя сформулировали тему и идею, работаем над вступлением.
1.Вступление – ТЕЗИС – положение, которое надо доказать ( высказывание автора), (ПОЧЕМУ).
1. ВСТУПЛЕНИЕ. (как начать) – фраза, предложенная в задании. Согласен или не согласен с мнением конкретного автора. Вступление можно начать с вопроса, сформулированного в задании к сочинению. Например: «Что такое дружба? Многие люди задумываются над этим… и т.д.»
Также начать вступление можно и с собственного высказывания: «Мне кажется, что умение дружить не каждому дано».
Или «автор текста (автор статьи, известный русский журналист, классик русской литературы, автор высказывания и т.д.) О. Филиппова утверждает, что дружба – это ……».
Автор текста «считает, пишет, рассуждает, утверждает, высказывает свое мнение о том , что, …».
« У автора есть мнение, что…»……..
Высказывание верно, справедливо, бесспорно,..
Понятна нам точка зрения автора……….
Я полностью согласен, не могу не согласиться с …,
Я разделяю точку зрения автора,…
Я поддерживаю точку зрения автора,
Бесспорно мнение автора о том, что…….
Докажем, покажем на примере из предложенного текста, подтвердим примерами, покажем на примере, проиллюстрируем.
Давайте разберемся в смысле этого высказывания…….
- Основная часть. Аргументы – примеры-доказательства из текста. (ПОТОМУ ЧТО).
Вот некоторые рекомендации по написанию основной части в сочинении: 1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?).
3. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.
4. Сформулируйте смысл каждого фрагмента текста своими словами и запишите на черновике.
Помочь в написании основной части помогут следующие шаблоны:
« Проиллюстрировать вышесказанное можно на примере из текста»;.
«Я думаю, я считаю, по моему мнению, на мой взгляд, мне кажется, безусловно, разумеется, конечно…»;
«Чтобы подтвердить это, обратимся к тексту»;.
«Справедливость этого высказывания можно доказать на примере из текста».
- Заключение.
Вывод – итог общий, подтверждающий тезис, обобщение вышесказанного, завершение текста. Вывод должен быть — коротким, но емким по содержанию, органически связан с предыдущим изложением, не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств ит.д.
Образцы заключения:. «Таким образом,………поднимает очень серьёзную проблему о ….»;
«Итак, следовательно, таким образом,»;
«Обобщая все вышесказанное,..»;
«Мы пришли к выводу о том, что…»
Памятка. «Выполняем творческое задание».
1. Определите тему
анализируемого текста.
Предложенный нашему вниманию текст – это рассуждение (повествование, описание), посвящённое…
Кто из нас не задумывался о …
Автор данного текста (назовите его) размышляет о…
2. Сформулируйте проблему,
поднятую автором в тексте.
Автор поднимает в тексте много проблем, но самая важная, на мой взгляд, это …
Автор пытается найти ответ на проблемный вопрос …
3. Прокомментируйте проблему текста (комментарии найдите в
тексте; не цитируя, а своими словами перескажите мысли автора, который ищет ответ на проблемный
вопрос)
Автор обращает внимание на…
рассуждает о…
подчеркивает важность…
приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…
вспоминает, как…
доказывает…
описывает что…
потрясен тем, что…
отмечает достоинства или недостатки…
критикует…
4.Сформулируйте авторскую
позицию (идею текста, ответ
автора на проблемный вопрос).
Автор считает, что…
Позиция автора ясна: …
Отвечая на проблемный вопрос, автор приходит к выводу: …
5. Выразите своё мнение по отношению к авторской
позиции: согласие, несогласие, частичное согласие.
Я согласен с автором…
Не могу согласиться с автором. Я считаю, что…
Я могу лишь отчасти согласиться с автором. Я согласен с тем, что …, но не могу признать правильным …
Действительно, есть много примеров, подтверждающих это…
6. Обоснуйте справедливость
своего суждения. Приведите
два аргумента, опираясь на
знания, жизненный и читательский опыт.
Справедливость высказанной автором мысли доказывают многие произведения русской литературы.
Например, в …
В жизни я не раз сталкивался с ситуациями, которые заставляли меня задуматься об этом…
7. Вывод (перекликается с вашим тезисом; та же мысль, только другими словами
Поэтому… следовательно…
значит… таким образом… в заключение… согласно этому…
Примерный вариант задания.
1. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Согласны ли вы с автором статьи, что компьютер и телевизор отбирают у детей детство?»
Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
Продумайте композицию сочинения.
Текст.
Компьютер и телевизор отбирает у детей детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и общения со сверстниками и родителями, познание самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.
В виртуальной действительности ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удар, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.
Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитных излучения при работе ребенка с компьютером, следствие которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушения памяти и внимания, рост аллергических реакций организм и даже изменения в костно-мышечной системе.
(По Филипповой О.В.)
Один из вариантов сочинения (ответ на творческое задание).
Я совершенно согласна с автором статьи О.В. Филипповой, что компьютер и телевизор воруют у детей детство. Нельзя не согласится с этим высказыванием.
Действительно, в нашем современном мире мы встречаем много не только взрослых, но и детей, часами просиживающих за компьютером. Такие люди редко выходят на улицу, стараются избегать живого человеческого общения, потому что у них есть виртуальные друзья. В наше время у такого явления появился даже диагноз «компьютерная зависимость». Как сообщают по телевиденью, бывает настолько сильная зависимость, что людям даже некогда принимать пищу, и они могут погибнуть от истощения. Мне повезло, что когда я росла, не было такого изобилия планшетов, мобильных телефонов. Мы целыми днями с другими ребятами с нашего двора проводили на свежем воздухе, много гуляли, устраивали пикники возле бухты. Жаль тех детей, которые уже попались на удочку компьютерной зависимости, ведь они не только в дальнейшем остаются в одиночестве, но и получают ряд заболеваний.
Обобщая все вышесказанное, могу сказать, что совершенно согласна с автором статьи в том, что компьютер и телевизор отнимают у детей детство. Могу также добавить, что не только детство, но и их здоровье, счастье.
Отдельные категории учеников, чтобы получить аттестат о школьном образовании, сдают ГВЭ.
Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ
Кто имеет право сдавать ГВЭ
Критерии оценки результатов ГВЭ
Что такое медицинское заключение ПМПК для ГВЭ?
Поступление в ВУЗ по результатам ГВЭ–11
У многих возникают вопросы, что такое ГВЭ, чем отличается ЕГЭ и ОГЭ от ГВЭ, кто сдает ГВЭ в 9 классе и 11 классе, и можно ли с результатом экзамена поступить в ВУЗ. Мы собрали всю информацию по экзамену в 2022 году.
Что такое ГВЭ
ГВЭ расшифровка – государственный выпускной экзамен. Это отдельный формат итоговой аттестации школьников 9-х и 11-х классов, наряду с ОГЭ и ЕГЭ. Предназначен он для ограниченного круга обучающихся. Порядок проведения экзамена, его структура и требования прописываются в отдельном приказе Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора.
Виды ГВЭ:
- ГВЭ-9 – форма экзамена ОГЭ для девятиклассников.
- ГВЭ-11 – форма экзамена ЕГЭ для одиннадцатиклассников.
Аттестат ГВЭ является аналогом аттестатов, которые выдаются выпускникам, сдавшим ОГЭ или ЕГЭ. Он дает возможность продолжить образование в средне-специальных профессиональных учебных заведениях. Для поступления в высшие учебные заведения выпускнику школы может стать необходимым пройти дополнительные испытания.
Когда проходит ГВЭ
Сроки проведения ГВЭ ежегодно утверждаются Приказом Министерства Просвещения РФ. В 2022 году расписание экзаменов утверждено Приказом от 17.11.2021 № 835/1480.
Для ГВЭ-9 классов:
- 20-21 мая – иностранные языки;
- 24 мая математика;
- 27 мая обществознание;
- 1 июня история, физика, биология, химия;
- 7 июня биология, информатика и ИКТ, география;
- 15 июня русский язык.
Для ГВЭ-11 классов:
- 6 мая — география, литература, химия;
- 30 мая — русский язык;
- 2 июня — математика;
- 6 июня — история, физика;
- 9 июня — обществознание;
- 14 июня — иностранные языки, биология, информатика и ИКТ.
Чем ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ
ГВЭ отличается от ОГЭ и ЕГЭ более мягкими условиями проведения:
- Аттестация выпускников по ГВЭ содержит меньшее количество заданий.
- Для учеников с ОВЗ время экзамена увеличено на 1,5 часа.
- Если ученик не может приехать в школу лично, ГВЭ можно сдать, не выходя из дома, или другого места пребывания ученика, в присутствии двух организаторов.
- Можно выбрать форму экзамена по русскому языку – сочинение или изложение с творческим заданием.
- КИМ разрабатываются с учетом специфики заболевания ученика. Например, если нарушено зрение, задания будут предоставлены устно или шрифтом Брайля, выпускникам с расстройствами слуха и речи экзамен проводят с помощью звукоусиливающего оборудования.
- Оценка ГВЭ-11 производится по 5-бальной шкале.
- На экзамене будут присутствовать врачи и ассистенты.
Кто имеет право сдавать ГВЭ
Для каких категорий обучающихся предназначены ГВЭ:
- дети с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья;
- экстерны с ОВЗ;
- школьники, проходящие лечение в психиатрических больницах или находящиеся в психоневрологических диспансерах;
- ученики с расстройствами аутистического спектра;
- дети-инвалиды или взрослые инвалиды, которые не получили среднее образование;
- обучающиеся в закрытых школах или специализированных интернатах;
- отбывающие наказание в местах лишения свободы.
В 2021 году ГВЭ сдавали также лица, которые не планировали поступление в ВУЗ, в 2022 году это правило не действует.
Критерии оценки результатов ГВЭ
Критерии оценки результатов ГВЭ, ОГЭ и ЕГЭ разные. ГВЭ отличается более упрощенными заданиями, наличием специальных форматов для разных категорий школьников. Каждый экзамен содержит разные виды заданий, предназначенные для детей с различными особенностями и возможностями.
Оценка результатов производится в баллах, далее баллы пересчитываются по специальной формуле в школьную оценку, например, чтобы сдать ГВЭ в 9 классе, необходимо набрать такую сумму баллов, которая соответствует тройке по предмету.
Результаты ГВЭ считаются удовлетворительными, если ученик по обязательным предметам при сдаче экзамена получил отметки не ниже удовлетворительных. Если результат неудовлетворительный по одному из обязательных учебных предметов, ученик допускается повторно к ГВЭ по данному учебному предмету в текущем году в резервные сроки.
Что такое медицинское заключение ПМПК для ГВЭ?
Для того, чтобы получить разрешение на сдачу ГВЭ необходимо предоставить справку о прохождении специальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Это документ, который подтверждает право ученика на итоговую аттестации по форме ГВЭ. Решение о проведении аттестации ученика в форме государственного выпускного экзамена принимает специальная комиссия, куда ученик пишет заявление. Срок действия медицинского заключения ПМПК 1 год.
Заявление и ПМПК подаются не позднее 1 марта.
Что такое ГВЭ–9
Что такое ГВЭ в 9 классе — это две обязательные дисциплины, математика и русский язык. По желанию можно выбрать дополнительные предметы для сдачи (один или два):
- обществознание;
- литература;
- история;
- иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский);
- физика;
- ИКТ и информатика;
- химия;
- биология.
ГВЭ по всем учебным предметам проводится в письменной форме с использованием текстов, тем, заданий, билетов. Для отдельных категорий учащихся формат сдачи может быть устный. Работа проверяется независимыми экспертами.
Структура обязательных экзаменов:
- ГВЭ по математике состоит из 10 заданий.
- Экзамен по русскому языку проходит в виде сочинения или изложения с творческим заданием, по выбору ученика. При выборе сочинения предлагаются 4 темы – три на свободные темы и одна по литературе.
После сдачи ГВЭ в 9 классе выпускники, как правило, поступают в специализированные учреждения для получения образования с учетом особенностей их здоровья.
Что такое ГВЭ–11
Что такое ГВЭ в 11 классе – также обязательными являются математика и русский язык и по желанию дополнительно можно сдать еще до двух экзаменов из утвержденного списка.
Формат проведения ГВЭ в 11 классе не отличается от проведения его в 9 классе, проверяется работа также независимыми экспертами.
Структура обязательных экзаменов:
- Выпускные экзамены по математике состоят из 14 заданий с кратким ответом.
- Экзамен по русскому языку содержит 26 заданий с кратким ответом и 1 сочинение от 150 слов. При написании сочинения предлагают на выбор 5 тем. Три сочинения на свободную тему и два по школьному курсу литературы.
Поступление в ВУЗ по результатам ГВЭ–11
После успешной сдачи ГВЭ выпускник 11 класса получает Аттестат, но на его основании невозможно быть зачисленным в ВУЗ. Высшие учебные заведения осуществляют прием абитуриентов на основе баллов ЕГЭ. Поскольку сертификата ЕГЭ в этом случае ученик не получает, ему для поступления в ВУЗ потребуется сдача дополнительных вступительных экзаменов.
Перечень дополнительных экзаменов зависит от конкретного ВУЗа и выбранной специальности, поэтому рекомендуется заранее узнавать подробности в приемных комиссиях. Можно обратиться в приемную комиссию через официальный сайт ВУЗа.
Как подготовиться к ГВЭ
Готовиться к экзаменам обязательно нужно, как и к любой итоговой аттестации. Форма подготовки может быть любая, можно это делать самостоятельно, с помощью репетиторов, в онлайн-школах.
Чтобы понимать, какие задачи придется решать, ориентироваться в формулировках вопросов, для оценки уровня сложности, возьмите задания из открытого банка Федерального института педагогических измерений. На сайте организации есть специальные тренировочные сборники задач для обучающихся с ОВЗ.
Можно найти в интернете демонстрационные варианты контрольных работ для экзамена в любой форме и проходить их с разбором ошибок.
Помните, что любой экзамен – это обычная итоговая аттестация, поэтому, если вы успешно овладевали знаниями на протяжении всего учебного года, вы спокойно сдадите государственный выпускной экзамен на максимально хорошую оценку.