Всем привет! На связи с вами Андрей Пучков.
Приводить примеры по обществу к заданиям второй части теста ЕГЭ — это головная боль для 99 % ребят. Многим кажется, что достаточно выучить теорию — по факту вызубрить определения понятий, и всё будет нормально. Однако, это глубокое заблуждение!
Полный комплект материалов по обществу здесь=>>
Знали бы вы, сколько людей (и родителей, и выпускников) обращаются ко мне в апреле-мае с такой проблемой, что обществознание знаем, а тесты ЕГЭ решать не умеем. Кстати, такая же глобальная проблема. К сожалению, в апреле-мае — за месяц, два до реального ЕГЭ сформировать навык приведения примеров — просто нереально. А это именно навык, и его надо целенаправленно формировать.
Достигается это систематическим выполнением заданий под моим присмотром и с моей поддержкой. Полностью это можно осуществить на наших курсах подготовки (с моей поддержкой), или (частично) в Продвинутом Практикуме ЕГЭ по обществознанию. Однако были случаи, что ребята, пройдя этот мой практикум сдавали ЕГЭ на 90+ баллов. То есть база у них хорошая, а Практикум позволил им поставить точку в подготовке к ЕГЭ на максимальные баллы. И эта точка сыграла ключевую роль в их успехе!
В этой статье я лишь покажу, как приводить примеры. А сформировать навык Вам придется самим. Но лучше воспользуйтесь моим Продвинутым Практикумом.
Что такое пример и как их приводить
Пример в ЕГЭ — это конкретная и воображаемая или реальная ситуация, с конкретными именами людей, названиями организаций и государств.
Чтобы привести пример, вам надо следовать следующему алгоритму (порядку действий):
Шаг 1. Задайте себе вопрос: «Что меня спрашивают в этом задании?», «О чем должен привести пример? Что я должен им проиллюстрировать?»
Шаг 2. Вспомните необходимый раздел теории, который соответствует этому заданию.
Шаг 3. Создайте в воображении ситуацию, которая иллюстрирует то, что спрашивается в задании.
Пример задания: назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них.
Что надо вспомнить по теории: Что социальный лифт — это механизм, позволяющий перейти из одной страты в другую. И что вертикальная социальная мобильность — это повышение уровня дохода, власти, образования и престижа. Соответственно в воображении создаем ситуацию, когда человек повышает уровень дохода престижа власти и образования через и какой-то лифт. Кстати, узнать подробнее о социальной мобильности можно здесь.
Ответ:
- Армия. Пример: Николай пришел на срочную службу в армию рядовым, а по прохождению службы ему было присвоено звание сержанта.
- Церковь. Пример: Иван пришел в церковь рядовым священником, однако за 20 лет дослужился до должности митрополита Астраханской епархии.
- Университет. Пример: Дарья поступила на первый курс юридического факультета МГУ, а через 4 года получила диплом юриста и устроилась в престижную юридическую фирму.
Второй пример смотрите в видео, опубликованном в начале поста. А на этом всё! Поставьте лайк и репост — поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Вам, может, все равно, а мне приятно 🙂
РАБОТА С ПРИМЕРАМИ
1.Формулирование
конкретного примера
Автор пишет: «В каждой науке
различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги
наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение
эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и
принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в
дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера
знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.
ОТВЕТ: 1) Приведены примеры исследований,
осуществленных эмпирическим путем, допустим:
— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи
специального
зонда;
— выяснение рейтинга популярного
политика посредством социологического опроса и контент-анализа
материалов СМИ.
2) Приведены примеры исследований,
осуществленных теоретическим путем, допустим:
— выдвижение гипотезы
происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;
— обоснование прогнозов развития
мировой экономики после преодоления финансового кризиса;
— выдвижение гипотезы происхождения
Вселенной посредством
«Большого взрыва» и т д. Могут
быть приведены и иные верные примеры.
2.
Формулирование примера в виде модели
Как, по мнению автора, многопартийность связана с политическим
поведением масс? Приведите любые два примера этой взаимосвязи. ОТВЕТ:
1.
Указана связь многопартийности с политическим поведением масс
— многопартийность способствует
вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения;
2.
Приведены примеры взаимосвязи, например:
— гражданин Х. на
выборах голосует за ту партию, которая предложила программу, наиболее близкую
его мировоззренческим установкам;
3.Формулирование
распространённого примера
Приведите слова текста, в которых
отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения,
покажите значение языка для совместной деятельности людей. (Всего
укажите не менее двух аспектов значения). ОТВЕТ:
1)
В ответе приводятся слова автора:
— способность к
словесно-логическому, «вербальному» мышлению.
2)
Раскрыто два аспекта значения языка:
— речь является
важнейшим инструментом коммуникации;
— речь позволяет выразить и
сделать понятными для всех участников деятельности ее правила и цели;
— в результате использования речи
совместная деятельность становится гораздо эффективнее.
В этой шпаргалке мы собрали для тебя лайфхаки для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию.
Как приводить примеры?
Как приводить аргументы?
Как писать определения?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Вам также будет интересно
Обособленное приложение
🔸Сущ. с зависимыми словами или без (должно стоять в том же падеже, что и определяемое слово)
…
Говорящие фамилии
Это такая уникальная хараеткириска персонажа.
Тебе доводилось слышать фамилию Правдин, Скотинин,…
Степени и логарифмы
Давно хотели освежить в памяти тему логарифмов, чтобы сдать ЕГЭ по математике на высший балл? Тогда…
0 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Канал видеоролика: Парта обществознание ЕГЭ
Смотреть видео:
#обществознание #школьнаяпрограмма #экзамены #омгу #сфу #тюмгу #ргу #сгэу #лгу
Свежая информация для ЕГЭ и ОГЭ по Обществознанию (листай):
С этим видео ученики смотрят следующие ролики:
Чего ждать от задания 19 ЕГЭ по обществознанию? Как писать примеры правильно?
Школа обществознания
ЕГЭ 2019 .Обществознание. Как писать мини-сочинение?
Татьяна Потёмкина
«Пять самых сложных заданий ЕГЭ 2019» | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2020 | Онлайн-школа СОТКА
Обществознание ЕГЭ сотка
Топ-пять самых гадких заданий ЕГЭ | ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 2021 | Онлайн-школа СОТКА
Обществознание ЕГЭ сотка
Облегчи жизнь другим ученикам — поделись! (плюс тебе в карму):
22.02.2023
ЕГЭ. Обществознание. Задание № 17.
Как выполнить задание № 17?
РЕКОМЕНДАЦИИ.
Задания № 17-20 связаны с анализом конкретного текста.
Текст может быть дан по любой из тем курса «Обществознание».
Особенности задания № 17.
- Дан текст.
- Предложены два – три вопроса по тексту.
- Ответы на вопросы содержатся в тексте, никакой дополнительной информации приводить не нужно.
- Ответы можно записать как в форме цитат, так и в форме тезисов.
Как выполнить задание № 17?
РЕКОМЕНДАЦИИ.
- Перед прочтением текста прочитайте вопросы задания № 17. Это поможет вам при прочтении сразу обращать внимание на то, что вам пригодится в ответе.
- Внимательно читайте текст, выделяйте те его части, которые будут ответом (подчёркивайте их).
- Если цитата очень большая, то лучше её записать в виде тезиса, выделив основную мысль.
- Если же цитата небольшая, то можно записать её полностью.
Помните!
Выполняя текст, вы лишь внимательно его читаете, находите ответы в тексте. Это несложно. Постарайтесь. Ведь за задние № 17 вы получите 2 балла!
Типы вопросов в задании № 17. РАЗБОР.
Пример № 1.
Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.
Пояснение.
В вопросе два подвопроса.
- Сначала надо найти цитату, в которой отражена сущность территориального или территориально-административного разделения.
- Затем нужно найти три формы (типа) этого разделения и записать эти ТРИ формы.
Пример № 2.
В чём автор усматривает причины упадка аристократий в количественном и в качественном отношении? Каким образом происходит, по мнению автора, численное и качественное восстановление правящего класса (укажите два способа)?
Пояснение.
В вопросе два подвопроса.
- Сначала нужно назвать причины упадка.
- Затем два способа численного и качественного восстановления правящего класса.
Пример № 3.
Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.
Пояснение.
В данном вопросе уже три подвопроса.
- Сначала нужно дать определение политической элиты (обратите внимание, нужно привести одно любое определение из текста).
- Далее записать задачу политической элиты
- Указать одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.
- В задании № 17 может быть от двух до трёх подвопрсов.
- В одном из них нужно что-то назвать, указать (от одного до трёх).
- Очень внимательно читайте задание, выполняйте его чётко и полностью.
Разберём конкретный пример.
17.Как авторы характеризуют современную экономическую систему? Приведите авторскую характеристику и укажите, опираясь на текст и знание курса, две отличительные черты современной экономической системы.
Мы уже говорили, что экономика не существует в чистом виде, но является смешанной системой с переплетением элементов государственного контроля с рыночными элементами, воздействующими на организацию потребления и производства. <…> Ответы на триаду вопросов: что, как и для кого, которые дает нам ничем не ограничиваемая рыночная экономика, не могут удовлетворить демократические государства. Ведь сама по себе эта система может обречь людей на голод со ссылкой на падение доходов и в то же время дать другим возможность извлекать огромные доходы. Вот почему, чтобы компенсировать реальные и денежные доходы определенных групп населения, государство выходит на арену с готовностью понести расходы в этих целях: предоставить больничные койки заболевшим, выплачивать ежемесячное пособие наиболее нуждающимся по старости или безработице. Современное государство сегодня ставит перед собой задачу обеспечения минимального жизненного уровня своих сограждан. Сверх того, из-за невозможности со стороны частного предпринимательства предоставлять гражданам необходимые и жизненно важные для общества общественные услуги государство также берет это на себя. Государство появилось по мере осознания людьми, что “дело каждого — ничье дело”. Наглядно иллюстрируют подобную мысль такие функции государства, как организация правосудия, национальной обороны и охрана общественного порядка. <…> Сказанное вполне было бы исчерпывающим, если бы все расходы государства оплачивались печатаемыми им бумажными деньгами или посредством бесконечных выпусков займов. В действительности, в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщиков. В значительной мере именно с этим и связан механизм принуждения. Понятно, что общество добровольно несет налоговое бремя и каждый его член получает свою долю от государства. <…>
(Самуэльсон Пол. Экономика. Вводный курс)
Пояснение.
Примерный ответ.
1) Авторская характеристика современной экономической системы: современная экономика смешанная.
2) две отличительные черты современной экономики:
- «общественные услуги государство также берет это на себя», так как частное предпринимательство не может ими полностью обеспечить;
- создание «механизма принуждения», так как «в большей части расходов государства присутствуют деньги налогоплательщик.
Можно привести иные формулировки ответа, так как в тексте причин, почему современная экономика смешанная, указано несколько (они выделены мною в тексе).
Таковы рекомендации по выполнению задания № 17.
Материл подготовила Мельникова Вера Александровна.
Вернутьсяк списку тестов по обществознанию ЕГЭ