Как правильно писать билеты к экзамену

Как составлять экзаменационные билеты

Составить экзаменационные билеты для студентов или школьников — занятие непростое. Часто для этого нужно учитывать особенности класса или группы, пройденный материал, знания учащихся.

Как составлять экзаменационные билеты

Для составления билетов нужно воспользоваться учебником или пособием, которое использовалось на уроках — это главный источник знаний для студента и ученика, а его конспекты и правила, записанные в тетради — дополнительный материал. Когда в билетах будут обозначены темы, которые учащийся может найти и разобрать с помощью учебника, это повысит его уверенность в себе и позволит более спокойно подготовиться к сдаче экзамена. Если преподаватель во время учебного года давал какие-то дополнительные задания из другой литературы для обязательного прочтения, этот материал также можно включить в обязательный для сдачи его в устной или письменной форме.

Как правило, вначале преподаватель составляет список вопросов по всем темам, пройденным с учениками. Обычно их бывает от 30 до 60, но может быть и больше. Однако стоит учесть, что для успешной подготовки к экзамену количество вопросов должно быть разумным, чтобы учащиеся успели их подготовить в срок. Обычно чем меньше предмет изучается или чем младше ученики по возрасту, тем меньшее количество вопросов им дается. Такой список нужно отдать ученикам заблаговременно, а на основе него составить экзаменационные билеты.

Для начала решите, сколько в каждом билете должно быть вопросов. Если список их не очень велик, можно определить в каждый билет не более двух заданий, но иногда преподаватели готовят даже пять или более вопросов для каждого ученика. Здесь нужно смотреть на простоту таких заданий, количество требуемых билетов для класса или группы, а также учитывать время подготовки учащегося. Потому что если вопросов будет много, а времени дается всего 30 минут, студент физически может не успеть подготовить их все. К тому же вряд ли самому преподавателю захочется выслушивать каждого ученика по часу, что очень утомительно как для экзаменующегося, так и для экзаменатора. Поэтому оптимальное количество заданий в билете должно быть рассчитано на 40 минут подготовки и 10-15 минут ответа. Обычно для любых предметов хватает двух-трех вопросов для одного ответа, в практических дисциплинах место одного вопроса занимает задача.

Главное правило при составлении билетов — это принцип справедливого распределения вопросов в них, без перекосов, то есть чтобы во всех бланках задания были примерно равны по сложности. К примеру, сложное задание разумно поставить вместе с более легким вопросом. Сделать это не так уж просто, поэтому многие преподаватели распределяют задания по какому-нибудь алгоритму, например, берут вопросы с разных концов списка или объединяют их через один, делят по разделам и добавляют в билеты по одному заданию из каждого раздела. В принципе, каждый такой метод распределения достаточно обоснован, поэтому только самому преподавателю остается решать, каким воспользуется он. После написания билетов их нужно утвердить на кафедре, у директора или на педсовете в школе.

Подготовка к экзаменам: как с лёгкостью запомнить больше

Если учить все билеты в ночь перед экзаменом — не ваш вариант, эта статья для вас. Мы собрали в ней советы, которые помогут вам лучше запомнить материал и сдать экзамены на отлично, не прилагая сверхъестественных усилий.

Подготовка к экзаменам: как с лёгкостью запомнить больше

Определите свой стиль изучения

Все мы разные, поэтому и стратегии подготовки к экзамену у нас будут отличаться. Отталкивайтесь от своих индивидуальных особенностей. Если вы аудиал, читайте учебники и конспекты вслух, если кинестетик — пишите по своим конспектам шпаргалки и составляйте план ответа.

Ещё один эффективный метод — карта мыслей. Это отличный способ структурировать информацию, освежить знания и быстро вникнуть в суть предмета даже спустя продолжительное время. Подробнее о том, как составлять ментальные карты и как работать с ними, мы рассказывали тут.

Какие вопросы учить первыми? Если в течение семестра вы неплохо разобрались в предмете, приступайте к вопросам, о которых имеете хоть какое‑то представление.

Если каждый новый блок нельзя понять без предыдущего, то вариант один: учите всё строго по порядку.

Также имеет смысл начинать со сложных вопросов, выделяя достаточно времени на их изучение. Лучше разобраться с ними, пока вы не устали и не потеряли концентрацию. Лёгкие вопросы оставляйте на потом.

И будьте последовательны. Придерживайтесь выбранной стратегии, даже если начинаете паниковать с приближением экзамена.

Стремитесь к пониманию, а не запоминанию

Вникайте в билет, а не старайтесь его вызубрить. Заучивание — заведомо проигрышная стратегия, которая к тому же отнимает больше времени. Находите логические связи в вопросах, придумывайте ассоциации.

Конечно, в каждом предмете есть информация, которую нужно знать наизусть: даты, формулы, определения. Но даже их запоминать легче, если вы понимаете логику.

На экзамене рассказывайте материал своими словами, домысливайте, чтобы ответ был более развёрнутым.

Методика «3–4–5»

Изображение: Giphy

Хороший метод, когда к экзамену нужно подготовиться за короткий промежуток времени. Потребуется всего три дня, но работы предстоит много. Каждый день нужно прорабатывать весь материал, но на разном уровне, постоянно углубляясь.

В первый день вы прочитываете весь свой конспект или методичку, чтобы освежить знания по предмету, грубо говоря — втянуться. Условно считаем, что вы уже можете сдать экзамен на тройку.

Во второй день разбираетесь с теми же вопросами, но уже по учебнику, чтобы узнать больше деталей и тонкостей. Если вы готовитесь старательно, можете уже рассчитывать на четвёрку.

В последний день вы доводите свои ответы до идеала: повторяете, заполняете пробелы, запоминаете. После третьего дня вы готовы сдать экзамен на отлично.

Два дня на изучение, один на повторение

Система очень простая: весь материал нужно разбить на две одинаковые части и выучить его за два дня. Третий день целиком уделяется повторению.

Ставьте ограничение по времени

Вникать в каждую тему можно бесконечно долго, поэтому не старайтесь запомнить все тонкости. Из большой главы в учебнике выделяйте главные мысли: структурированный материал небольшого объёма воспринимать легче.

В университетские годы мы делили все билеты между одногруппниками и каждый готовил краткий конспект по своей части. Если в вашей группе взаимопомощь не развита, можно попросить материалы и шпаргалки у студентов старших курсов.

Не застревайте

Если чувствуете, что слишком долго сидите над одним вопросом, пропускайте его. Лучший мотиватор при подготовке — таймер. Решите, сколько времени вы можете уделить одному билету, например 30 минут, и по истечении срока переходите к следующему. Выделите несколько часов перед экзаменом, чтобы разобраться с пропущенными вопросами.

Составьте план ответа на билет

Любой, даже самый обширный вопрос можно описать в нескольких словах. При этом каждый тезис должен вызывать ассоциации.

Такой план можно быстро просмотреть перед экзаменом, чтобы настроиться на рабочий лад. Известен метод трёх предложений: выписывайте по каждому вопросу проблему, главную мысль и вывод.

Изучение зависит от предмета

Индивидуальные особенности есть не только у вас, но и у изучаемого предмета. Например, точные науки — математика, физика — требуют практики. Для гуманитарных наук важно умение перерабатывать большие объёмы информации, запоминать даты, имена, определения.

Но, повторюсь, к изучению любого предмета нужно подходить активно: вникать в вопрос и стремиться к пониманию.

Важен и формат экзамена. Если вы готовитесь к устному экзамену, проговаривайте свои будущие ответы вслух. Моя любимая тактика — пересказывать материал кому‑нибудь из домашних или, когда они не проявляют энтузиазма, самой себе перед зеркалом. Ещё лучше, если кто‑то будет не просто вас слушать, но и задавать вопросы, когда что‑то непонятно.

Если готовитесь к тестированию, стоит прорешать десяток типовых тестов, выписать свои ошибки, повторить проблемные темы и прорешать всё снова.

Если экзамен письменный, нужно заранее продумать структуру ответа.

Готовьтесь вдвоём или втроём

Выпишите самые сложные, на ваш взгляд, темы — коллективный разум поможет разобраться с ними быстрее. Лучше кооперироваться с одногруппниками, которые настроены на учёбу, иначе подготовка к экзамену может перейти в обычную приятную встречу с дружескими разговорами.

Нет, это не значит, что шутить и отдыхать возбраняется. Просто не забывайте о главной цели собрания.

Изображение: Viktor Kiryanov / Unsplash

Ещё несколько рекомендаций по подготовке к экзаменам

  1. Делайте перерывы. Это поможет вам расслабиться и разложить новую информацию по полочкам.
  2. Выключите телефон, не заходите в социальные сети, не приближайтесь к телевизору. Если не можете справиться с искушением, почитайте о том, как бороться с отвлекающими факторами.
  3. Высыпайтесь.
  4. Не забывайте о еде: это даст дополнительные силы вашему организму. Однако переедать не стоит. Обычно после излишне плотного обеда начинает клонить в сон, и учиться совсем не хочется.
  5. Избегайте стрессовых ситуаций и негатива от других людей. Атмосфера во время занятий должна быть максимально благоприятной.
  6. Не слишком полагайтесь на шпаргалки и возможность списать. А если вы не умеете хорошо списывать (согласитесь, это тоже нужно уметь), не стоит даже начинать.
  7. Обустройте место для занятий: светлое, комфортное, со всеми необходимыми материалами под рукой. Кровать не самый подходящий вариант: велика вероятность заснуть на скучной теме.
  8. Делайте маркированные списки: их легче запоминать.
  9. Отвлечься и размять затёкшие за время длительного сидения мышцы помогут занятия спортом. Кроме того, во время бега, езды на велосипеде или подобной физической активности можно не спеша поразмышлять над сложными вопросами.
  10. Если чувствуете, что не настроены на учёбу, начните с темы, которая кажется вам наиболее интересной. Это поможет войти в колею.
  11. Ходите вечером на прогулки. Во время подготовки нервы обычно на взводе, поэтому нужно немного расслабляться.
  12. Составьте чёткий план подготовки.

Как быстро подготовиться к экзамену по билетам: практические советы и рекомендации

Содержание

  1. Процесс подготовки к экзамену по билетам
  2. Как учить билеты
  3. Популярные приемы для запоминания информации

В одном из материалов я уже писал, как подготовиться к экзамену за одну ночь. В этом материале обойдемся без крайностей: я расскажу, как быстро и эффективно выучить билеты к экзамену.

Все мы знаем, что для того, чтобы добиться нужного результата, необходимо ответственно подойти к этапу планирования. Такой подход работает и в отношении подготовки к экзамену по билетам. Вот что стоит учесть:

  • начинайте готовиться хотя бы за неделю до даты экзамена. Так вы сможете равномерно распределить нагрузку;
  • разработать график и придерживаться его в процессе изучения билетов;
  • обратить внимание на время, когда наблюдается наибольшая мозговая активность и учить билеты в этом время. Это утро — с 8 до 12 часов, и после обеда — с 14 до 17 часов;
  • не забывайте делать перерывы. В час нужно минимум 10 минут полного отдыха;
  • исключите отвлекающие факторы. Постарайтесь отложить телефон, чтобы не заходить каждые 10 минут в Инстаграм или Фейсбук;
  • пересмотрите питание. Проверьте, достаточно ли в вашем рационе фруктов и овощей, есть ли глюкоза, разные полезные кислоты и витамины, влияющие на мозговую активность;
  • не учите с утра до ночи. мозг должен отдохнуть и обработать поступившую информацию.

Если экзамен сложный, придется максимально ограничить себя в развлечениях: походах с друзьями в кино, в клуб или на природу. Максимальная концентрация на учебе еще никому не навредила.

Если с подготовкой и обстановкой вы разобрались, переходите к методике запоминания материала. Выбирайте ту, которая подходит вам больше всего. Вот несколько рекомендаций по выбору:

  1. Распечатайте список вопросов и в процессе изучения вычеркивайте выученные. Психологически вам будет легче видеть перед собой постепенно сокращающийся список того, с чем нужно разобраться до экзамена.
  2. Отставить зубрежку. Учить придется много, и не факт, что ваша память справится с таким объемом информации. Но если вы вникните в суть вопроса, найти ответ будет легче.
  3. Чередуйте сложные и простые вопросы. Так дело будет продвигаться быстрее и мозг не будет перегружаться сложной информацией.
  4. Обязательно делайте пометки. Это поможет структурировать материал, выделить главное и лучше запомнить.

Есть масса приемов, которые разработаны специально для лучшего запоминания большого объема информации. Вот некоторые из них:

  • при выборе методики запоминания и процесса подготовки опирайтесь на индивидуальные особенности. Если вам проще запоминать информацию визуально, делайте пометки и закладки, если при помощи голоса — надиктовывайте себе выжимки из билетов на диктофон;
  • если времени на изучение материала особо нет, подумайте, на какую оценку хотите сдать экзамен. Если на троечку, то хватит прочтения конспекта и методички и понятия базовых вещей. На оценки повыше придется прочесть материал несколько раз, а сложные моменты — разобрать подробно;
  • не отвлекайтесь на мелкие детали. В любой информации ищите главную мысль и концентрируйтесь на ней;
  • работайте с ассоциациями. Это проверенный способ запоминать незапоминаемое.

Приемы подготовки напрямую связаны со спецификой предмета. Для точных наук просто прочтения конспекта будет недостаточно. Тут важна еще практика, хотя бы минимальная.

Если времени нет, а хотя бы что-то выучить хотите, то выберите самые простые билеты. Еще проще — выучить по одному вопросу из билета, если они заранее известны. Если нет, то можно взять первый вопрос и второй вопрос определить путем деления всех вопросов наполовину. К примеру, преподаватель дал 48 вопросов. Есть вероятность, что в первом билете будут вопросы № 1 и № 25.

Надеюсь, мои советы и рекомендации помогут вам быстро подготовиться к экзамену по билетам.

Наши рубрики

Топ 5 тем по курсовым работы: полезным статьям с примерами

Дипломные, контрольные, курсовые работы

От лучших специалистов

Похожие статьи

Министерство образования Тверской области

ГБПОУ «Кувшиновский колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа

__________О.И.Зимова

30 декабря 2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

Разработала

методист Н.А. Яковлева

Рассмотрено на заседании

методического совета

протокол № 1

от 30 декабря 2015 г.

г. Кувшиново

2015 год

Методические указания

по формированию и оформлению экзаменационных билетов

  1. Общие положения

    1. Методические указания устанавливают порядок разработки, требования к структуре и оформлению экзаменационных билетов по дисциплине (модулю) (далее – экзаменационные билеты) для контроля знаний обучающихся по дисциплинам, входящим в образовательные программы, реализуемые в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Кувшиновский колледж» (далее колледж).

    2. Экзаменационные билеты по дисциплине является неотъемлемой частью нормативного – методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС), программы подготовки специалистов среднего звена (далее –ППССЗ) и обеспечивает повышение качества образовательного процесса колледжа.

    3. Экзаменационные билеты по дисциплине используется при проведении итоговой и промежуточной аттестации обучающихся.

    4. Экзаменационные билеты входят в состав учебно – методического комплекса дисциплины (далее УМКАД).

    5. Настоящие рекомендации обязательны для исполнения всеми преподавателями колледжа.

  1. Цель методических рекомендаций

2.1. Целью методических рекомендаций по подготовке экзаменационных билетов учебной дисциплины является установление единого подхода преподавателей к структуре и оформлению экзаменационных билетов.

  1. Формирование и утверждение экзаменационных билетов.

3.1. Экзаменационные билеты по дисциплине должны формироваться на ключевых принципах оценивания:

  • валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);

  • надёжности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);

  • своевременности (поддерживание развивающей обратной связи);

  • эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).

    1. При формировании экзаменационных билетов по дисциплине должно быть обеспечено их соответствие:

  • ФГОС СПО по соответствующей профессии;

  • ФГОС СПО по соответствующей специальности;

  • учебному плану специальности;

  • рабочей программе дисциплины;

    1. В экзаменационном билете должно быть 2 теоретических вопроса. Вопрос 3 — практическая(ое) задача / задание включается по усмотрению преподавателя. Условие задачи прописывается в билете.

    2. К экзаменационным билетам должны быть приложены критерии формирования оценок (оценка «отлично», оценка «хорошо», оценка «удовлетворительно», оценка «неудовлетворительно»).

    3. Экзаменационные билеты разрабатываются по каждой дисциплине, закреплённой в учебном плане.

    4. Экзаменационные билеты формируются на бумажном и электронном носителях у заместителя директора по учебно-производственной работе (далее – зам директора по УПР).

    5. Экзаменационные билеты рассматривается на заседании методической цикловой комиссии (далее – МЦК), обеспечивающей преподавание дисциплины.

  1. Ответственность за создание экзаменационных билетов.

4.1. Составитель экзаменационных билетов несёт ответственность за качество разработки, правильность составления и оформления экзаменационного билета.

5. Оформление экзаменационных билетов

Министерство образования Тверской области

ГБПОУ «Кувшиновский колледж»

Таблица из трех столбцов равной ширины

Рассмотрено методической цикловой комиссией _________________________

Протокол № ___ от ________

__________________ Ф.И.О. председателя МЦК

Экзаменационный билет № _

Дисциплина: Наименование дисциплины

Специальность: № Название

Группа _____

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УПР

___________________ Ф.И.О.

«_____» ___________20__год

1. Вопрос (задание №1) ……………………………………………………………………………

2. Вопрос (задание №2) ……………………………………………………………………………

3* …………………………………………………………………………………………………….

Преподаватель _________________________________ И.О. Фамилия

(подпись)

Текст оформляется в формате Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 12-14, междустрочный интервал 1 — 1,5, . поля: сверху, снизу, справа, слева – по 2 см, выравнивание по ширине, не допускается выравнивание пробелами, выравнивание всех строк заголовка по центру, без абзацного отступа и лишних пробелов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Как правильно парковаться на экзамене в гаи на площадке
  • Как правильно парковаться задом на экзамене
  • Как правильно парковаться задним ходом на экзамене в гибдд
  • Как правильно парковаться в гараж на экзамене
  • Как правильно параллельно парковаться на экзамене

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии