Известно что газ занимает все отведенное ему пространство егэ ответы

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2018. Ответы к заданиям

Загрузчик
Загрузка…

Логотип EAD
Слишком долго?

Перезагрузка Перезагрузить документ

|

Открыть Открыть в новой вкладке

Сохранить [131.33 KB]

Ответы:


Ответы ЕГЭ по русскому языку 2018

  • Следующая публикация ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 12
  • Предыдущая публикация ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 10

Читайте также:

  • ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 4

    ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 4

    24.01.2018

  • ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 29

    ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 29

    24.01.2018

  • ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 1

    ЕГЭ по русскому языку 2018 вариант 1

    24.01.2018

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Вариант 31

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Существование пресной воды – и не просто воды, а обширного озера, сравнимого по площади с Онежским – под огромным пластом чрезвычайно холодного льда только на первый взгляд кажется фантастичным. Географ и геолог князь Петр Кропоткин еще в конце XIX века высказал предположение, что в толще больших и холодных сверху ледников температура, так же как и в других горных породах, с глубиной повышается.
В середине 1950-х годов с помощью сейсмических методов было установлено, что толщина ледников, расположенных в центральной части Антарктиды, достигает необычайно больших значений – до 4 км. В известный советский океанолог Н.Н. Зубов считал, что именно в удаленных от берега местах Антарктический ледниковый покров способен таять под собственным огромным весом, несмотря на очень низкую температуру воздуха и поверхности ледника.

В 1961 году исследователь льда И.А. Зотиков установил, что часть тепла, поступающего к основанию ледникового покрова из недр Земли, постоянно затрачивается на таяние придонного льда, невзирая на царящий на поверхности холод. В углублениях подледного ложа возникают резервуары воды — озера. Значение таких реликтовых озер невозможно переоценить – их воды несут в себе информацию о древней атмосфере планеты, масштабах вулканической деятельности в отдаленном прошлом Земли, в них сохранились бактериальные формы жизни, возраст которых, возможно, исчисляется сотнями тысяч лет.

Еще через некоторое время на картине, полученной со спутника, обозначилась крупная необычная форма рельефа в районе станции «Восток» – это на ледниковом щите проступали очертания огромного водоема.

Благодаря исследованию ученых, в самом сердце студеного шестого континента, где зимой царит буквально космический холод, под многокилометровой ледяной толщей будет обнаружен уникальный реликтовый водоем – крупнейшее в Антарктиде озеро, названное впоследствии Восток.

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1) О, какая странная была эта ночь! (2)Был уж очень поздний, может быть, предрассветный час. (3)Пока мы пели, пили, говорили друг другу вздор и смеялись, здесь, в этом чуждом нам мире неба, тумана и моря, взошла кроткая, одинокая и всегда печальная луна, и воцарилась глубокая полночь, совершенно такая же, как пять-десять тысяч лет тому назад. (4)Туман тесно стоял вокруг, и было жутко глядеть на него. (5)Среди тумана, озаряя круглую прогалину для парохода, вставало нечто подобное светлому мистическому видению: желтый месяц поздней ночи, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы и, как живой, глядел из огромного, широко раскинутого кольца. (6)И что-то апокалипсическое было в этом круге, что-то неземное, полное молчаливой тайны стояло в гробовой тишине. (7)Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.

(8)Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа и прислонился к его перилам. (9)Подо мной был весь пароход. (10)По выпуклым деревянным мосткам и палубам тускло блестели кое-где продольные полоски воды – следы тумана. (11)От перил, канатов и скамеек, как паутина, падали легкие дымчатые тени. (12)В середине парохода, в трубе и машине, чувствовалась колоссальная и надежная тяжесть, в мачтах – высота и зыбкость. (13)Но весь пароход все-таки представлялся легко и стройно выросшим кораблем-привидением, оцепеневшим на этой бледно освещенной прогалине среди тумана. (14)Таинственно и совершенно беззвучно колеблясь, вода уходила в легкую дымку под месяц и поблескивала в ней, словно там появлялись и исчезали золотые змейки. (15)А когда я смотрел кверху, мне опять чудилось, что этот месяц – бледный образ какого-то мистического видения, что эта тишина – тайна, часть того, что за пределами познаваемого…

(16)Околдованный тишиной ночи, тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле, я отдавался в ее полную власть. (17)На мгновение мне почудилось, что в невыразимой дали где-то прокричал петух… (18)Если бы в этот час выплыла на месяц наяда, я не удивился бы… (19)Не удивился бы, если бы утопленница вышла из воды и, бледная от месяца, села в лодку, спущенную около окон пассажирских кают…

(20)И невыразимое спокойствие великой и безнадежной печали овладело мною. (21)Думал я о всех живших на этой земле, о людях древности, которых всех видел этот месяц и которые, верно, казались ему всегда настолько маленькими и похожими друг на друга, что он даже не замечал их исчезновения с земли. (22)Но теперь и они были чужды мне: я не испытывал моего постоянного и страстного стремления пережить все их жизни, слиться со всеми, которые когда-то жили, любили, страдали, радовались и прошли и бесследно скрылись во тьме времен и веков. (23)Одно я знал без всяких колебаний и сомнений, – это то, что есть что-то высшее даже по сравнению с глубочайшею земною древностью…

(24)Утром, когда я открыл глаза и почувствовал, что пароход идет полным ходом и что в открытый люк тянет теплый, легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки, снова полный бессознательной радости жизни. (25)И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро. (26)А утро было ласковое и солнечное, ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом, и вода легко, проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

(По И. Бунину)

А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «^ О чем думал рассказчик ночью на палубе парохода, когда полностью «отдался» во власть тишины»?

^ 1) Он вспоминал прошлое.

2) Автор думал о сути мироздания и о Боге.

3) Он думал о потустороннем мире.

4) О мощи и тяжести корабля.

А2

Почему рассказчик, говоря о пережитой ночи, воскликнул: «О, какая странная была эта ночь!»?

^ 1) Это ирония, ведь ночь была «совершенно такая же, как пять – десять тысяч лет тому назад».

2) В эту туманную ночь свет низкого месяца наводил на размышления.

^ 3) Море было неспокойно, и туман таил в себе опасность.

4) Это была абсолютно темная, непроглядная ночь.

А3

Как характеризует чувства и состояние автора информация, заключённая в предложениях 13 – 20?

^ 1) Он предался спокойствию и печали.

2) Автор мечтал о кораблях-призраках и русалках.

3) Он боялся морской стихии.

4) Автор пытался выловить в полной тишине какие-либо звуки.

А4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «прогалина» (предложение 13)

1) проталина

2) Млечный Путь

3) светлое место среди мрака

4) остров в океане

А5

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. Какие из этих предложений связаны отношением противопоставления?

1) 3 и 4.

2) 6 и 7.

3) 12 и 13.

4) 24 и 25.

А6

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 2, описывая лунный свет, использует слово «апокалипсическое»?»

^ Такой способ выражения говорит о том, что …

1) картина была такая, какая описывается в книге «Апокалипсис» в Библии.

2) месяц вызывал у автора панический страх.

3) в природе было что-то враждебное автору.

4) картина напоминала автору что-то мистическое и пророческое.

А7

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «…тишиной, подобной которой никогда не бывает на земле»?

1) метафора

2) гипербола

3) эпитет

4) сравнение

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

B1

Замените слово ОЦЕПЕНЕВШИМ из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

B2

Из предложений 1 – 15 выпишите слово с непроверяемой двойной согласной в корне.

Ответ:

B3

Из предложений 16 – 23 выпишите слово, в приставке которого слышится звонкий согласный звук, но пишется буква глухого согласного звука, и это объясняется тем, что эта приставка всегда пишется единообразно.

Ответ:

B4

Из предложений 8 – 19 найдите имя существительное, в котором правописание НН определяется тем, что оно образовано от причастия с НН.

Ответ:

B5

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

Пока мы пели,(1) пили,(2) говорили друг другу вздор и смеялись,(3) здесь,(4) в этом чуждом нам мире неба,(5) тумана и моря, (6) взошла кроткая,(7) одинокая и всегда печальная луна,(8) и воцарилась глубокая полночь,(9) совершенно такая же,(10) как пять-десять тысяч лет тому назад.

Ответ:

B6

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

А утро было ласковое и солнечное,(1) ясное бирюзовое небо весны сияло над пароходом,(2) и вода легко,(3) проворно бежала и плескалась вдоль его бортов.

Ответ:

B7

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

А когда я смотрел кверху,(1) мне опять чудилось,(2) что этот месяц – бледный образ какого-то мистического видения,(3) что эта тишина – тайна,(4) часть того, (5) что за пределами познаваемого.

B8

Замените словосочетание ^ БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ (предложение 14), построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:

B9

Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Ответ:

B10

Среди предложений 20 – 23 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B11

Среди предложений 8 – 15 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B12

Укажите количество грамматических основ в предложении 24.

Ответ:

B13

Среди предложений 8 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B14

Среди предложений 20 – 26 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

Н
С2.1

апишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете, что такое текст-описание.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

^ Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2

Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл выражения: «И ночь, и туман, казалось мне, были только затем, чтобы я еще более любил и ценил утро»?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

^ Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

^ Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы В31:

А1

2

А2

2

А3

1

А4

3

А5

3

А6

4

А7

2

В1

застывшим

В2

колоссальная

В3

отдавался

В4

утопленница

В5

1, 2, 5, 7

В6

2

В7

1, 2, 3, 5

В8

колеблясь без звука

В9

месяц был близок, смотрел

В10

21

В11

10

В12

4

В13

12

В14

26

Вариант 32

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

С кристаллами простейшей прямоугольной формы мы сталкиваемся ежедневно: необходимая на кухне соль имеет кубическую кристаллическую решетку. Но столь прозаичны по внутренней и внешней форме далеко не все твердые тела. Разнообразие форм большинства кристаллических материалов поражает своей причудливостью и зависит от силы притяжения между атомами, образующими твердое тело.
Кристаллы известны людям издавна. Само же слово «кристалл» в переводе с греческого первоначально обозначало обычный лед, а в дальнейшем – горный хрусталь. Это объясняется так: человека всегда удивляла поразительная прозрачность некоторых природных минералов. В их оценке мастера ювелирного дела используют такой необычный термин, как «камень чистой воды». Так говорят об алмазе – самом дорогом и наиболее твердом камне, который сильно преломляет свет, сверкает множеством огней. Уникальная твердость делает его незаменимым бурильным материалом.

Известно, что газ занимает все отведенное ему пространство, жидкость принимает форму сосуда и лишь твердые тела сохраняют свой внешний вид, независимо от того, в какое место мы их поместим. Сила притяжения между атомами в твердом теле велика. Каждый атом, оказавшись изначально на «своем» месте, никуда не смещается. «Сдвинуть» его можно лишь тогда, когда тело расплавится от высокой температуры или его разорвут на части.

Большинство твердых тел бесформенно, и только рука человека придает им форму, необходимую для применения. Однако за внешней неорганизованностью твердых тел скрывается, четкое расположение ближайших атомов. Большинство твердых тел имеет поликристаллическую структуру, и их атомы строго стоят на своих местах, образуя регулярную решетку. Микрокристаллы, из которых состоят металлы и их сплавы, видны только под микроскопом, а вот кристаллики соли и сахара можно наблюдать невооруженным глазом. Еще более заметны кристаллы драгоценных камней.

Итак, основное отличие кристаллической формы вещества от аморфной стеклоподобной состоит в наличии жесткой структуры во взаимном расположении атомов. (268 слов)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1) Грохот трамваев. (2)Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов – то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе.

(3)Рядом со мной, у входа в Малый театр, сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал «Волки и овцы». (4)На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далекое прошлое.

(5)К подъезду Малого театра, утопая железными шинами в несгребенном снегу и ныряя по ухабам, подползла облезлая допотопная театральная карета. (6)На козлах качался кучер в линючем армяке и вихрастой, с вылезшей клочьями шапке, с подвязанной щекой. (7)Он чмокал, цыкал, дергал веревочными вожжами пару разномастных, никогда не чищенных «кабысдохов», из тех, о которых популярный в то время певец Паша Богатырев пел в концертах слезный романс:

^ Были когда-то и вы рысаками

И кучеров вы имели лихих…

(8)В восьмидесятых годах девственную неприкосновенность Театральной площади пришлось ненадолго нарушить, и вот почему. (9)Светловодная речка Неглинка, заключенная в трубу, из-за плохой канализации стала клоакой нечистот, которые стекали в Москву-реку и заражали воду. (10)С годами труба засорилась, ее никогда не чистили, и после каждого большого ливня вода заливала улицы, площади, нижние этажи домов по Неглинному проезду. (11)Потом вода уходила, оставляя на улице зловонный ил и наполняя подвальные этажи нечистотами.

(12)Так шли годы, пока не догадались выяснить причину. (13)Оказалось, что повороты, которых было два: один – под углом Малого театра, а другой – на площади, под фонтаном с фигурами скульптора Витали, были забиты отбросами города. (14)Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.

(15)Начали перестраивать Неглинку, открыли ее своды. (16)Пришлось на площади забить несколько свай. (17)Поставили три высоких столба, привезли тридцатипудовую чугунную бабу, спустили вниз на блоке – и запели:

^ Эй, дубинушка, ухнем, эй, зеленая, подернем!..

(18) Поднимается артелью рабочих чугунная бабища и бьет по свае, народ валил толпами песни послушать. (19)Чем больше собирается народу, тем оживленнее рабочие: они, как и актеры, любят петь и играть при хорошем сборе. (20)Запевала оживляется: что видит, о том и поет; вот он усмотрел толстую барыню-щеголиху и высоким фальцетом, отчеканивая слова, выводит:

^ У барыни платье длинно,

Из-под платья…

(21)А уж дальше такое хватит, что барыня под улюлюканье и гоготанье рада сквозь землю провалиться. (22)А запевала уже увидал франта в цилиндре:

^ Франт, рубаха – белый цвет,

А порткам, знать, смены нет.

(23)И ржет публика, и все прибывает толпа. (24)Артель утомилась, а хозяин требует:

– Старайся, робя, наддай еще!

(25)Встряхивается запевала и понаддает:

^ На дворе собака брешет,

А хозяин пузо чешет.

(26)Толпа хохочет…

– Айда, робя, обедать.

(27) «Дубинушку» пели, заколачивая сваи как раз на том месте, где теперь в недрах незримо проходит метро. (28)В городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно. (29)Сами «отцы города» чувствовали, что при воровстве, взяточничестве такую панаму разведут, что никаких богатств не хватит, только разворуют, толку не будет, а какой-то поп говорил в проповеди, что это за грехи нас ведут в преисподнюю земли.

(30) «Грешники» поверили и испугались. (31)Да кроме того, с одной «Дубинушкой» вместо современной техники далеко уехать было тоже мудрено.

(По В. Гиляровскому)

А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Какой предстает перед читателем московская Театральная площадь в воспоминаниях В. Гиляровского?»?

^ 1) Площадь была местом, где собирались уличные музыканты.

2) Над Театральной площадью летали самолеты.

3) На площади шла реконструкция подземной реки.

4) На площади начинали строить метро.

А2

Почему, по мнению рассказчика, «в городской думе не раз поговаривали о метро, но как-то неуверенно» и строительство долго не начинали?

^ 1) Боялись, что попадут в преисподнюю земли.

2) В то время не было инженеров.

3) Не были уверены в том, что метро необходимо.

4) Боялись, что выделенные средства разворуют.

А3

Как характеризует работу по реконструкции Неглинки информация, заключённая в предложениях 15 – 26?

^ 1) Рабочие не работали, а только пели.

2) На площади строили метро.

3) Среди рабочих была женщина.

4) Песни и шутки стимулировали активность рабочих.

А4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «хватит» (предложение 21)

^ 1) испытать что-то неприятное

2) сделать что-нибудь неожиданное

3) причинить вред

4) сказать лишнее

А5

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар во втором предложении называется причина того, о чём говорится в первом?

1) 8 и 9.

2) 13 и 14.

3) 15 и 16.

4) 28 и 29.

А6

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 18, описывая процесс забоя свая, использует слово «бабища»?»

^ Такой способ выражения говорит о том, что …

1) автор хотел показать значительные размеры ударной части механического молота.

2) так называли крупных женщин-крестьянок в дореволюционной России.

3) автор воспроизводит язык рабочих.

4) автор использует диалектное слово.

А7

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «…над Москвой мчатся стаи самолетов – то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе»?

1) метафора

2) антитеза

3) гипербола

4) сравнение

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

B1

Замените индивидуально-авторское слово БРЕШЕТ из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:

B2

Из предложений 27 – 31 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Ответ:

B3

Из предложений 1 – 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

Ответ:

B4

Из предложений 1 – 8 найдите слово, в котором правописание буквы Е определяется тем, что оно мужского рода.

Ответ:

B5

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.

^ С годами труба засорилась,(1) ее никогда не чистили,(2) и после каждого большого ливня вода заливала улицы,(3) площади,(4) нижние этажи домов по Неглинному проезду.

Ответ:

B6

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Сами «отцы города» чувствовали,(1) что при воровстве,(2) взяточничестве такую панаму разведут,(3) что никаких богатств не хватит,(4) только разворуют,(5) толку не будет,(6) а какой-то поп говорил в проповеди,(7) что это за грехи нас ведут в преисподнюю земли.

Ответ:

B7

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Рядом со мной,(1) у входа в Малый театр,(2) сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец,(3) в том же самом заячьем халатике,(4) в котором он писал «Волки и овцы».

B8

Выпишите из предложений 8 – 9 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание.

Ответ:

B9

Выпишите грамматическую основу предложения 14.

Ответ:

B10

Среди предложений 3 – 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B11

Среди предложений 8 – 15 найдите предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номера этих предложений.

Ответ:

B12

Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

Ответ:

B13

Среди предложений 18 – 21 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

B14

Среди предложений 15 – 19 найдите сложное предложение с подчинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С2.1 или С2.2.

Н
С2.1

апишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете, что такое разговорная лексика.

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст.

Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные признаки текста-повествования.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

^ Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2

Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл выражения: «В восьмидесятых годах девственную неприкосновенность Театральной площади пришлось ненадолго нарушить, и вот почему»?

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

^ Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

^ Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы В32:

А1

3

А2

4

А3

4

А4

4

А5

1

А6

1

А7

4

В1

лает

В2

чувствовали

В3

расцвеченная

В4

домовладелец

В5

3, 4

В6

6

В7

4

В8

ненадолго нарушить

В9

болота не имели выхода

В10

5

В11

9, 14

В12

3

В13

18

В14

19

Вариант 33

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

C1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Можно предположить, что в постоянном круговороте мнений между людьми и «общественным эфиром» как темы суждений, так и сами суждения бесконечно разнообразны, поскольку разных людей интересует разное и каждый человек думает по-своему. Но это не так.

На самом деле все мы в первую очередь «считываем из общественного эфира» актуальную «повестку дня», определяющую темы, о которых мы думаем и высказываемся. Нам интересны те темы, которые интересны другим людям. Прислушиваясь к «общественному эфиру», мы стараемся понять, каковы же эти темы в данный момент. Так как это свойственно практически всем, то в том, как понимают «повестку дня» разные люди, возникает определенная синхронизация, похожая на чудо: миллионам людей представляется, что для них в данный момент актуальны и интересны темы из вполне ограниченного их круга. Таким образом, общественное мнение формируется и проявляется через улавливаемую многими людьми общую «повестку дня».

Впрочем, и сами суждения по актуальным темам тоже не отличаются разнообразием и в значительной степени оказываются типизированными. Объясняется это тем, что по каждой теме источниками суждений выступают в первую очередь «эксперты», то есть люди, относительно долго и внимательно занимавшиеся каждой темой. Затем суждения «экспертов» подхватываются всеми остальными, то есть «дилетантами», которых, конечно, подавляющее большинство. «Дилетанты» же в свою очередь по-своему упрощают, типизируют «экспертные» мнения и воспроизводят в своих суждениях. Так работает механизм передачи «экспертных» мнений, в котором ключевую роль играют журналисты. В конечном счете по каждой теме формируется относительно немногочисленный набор типизированных мнений, которых придерживаются и считают «своими» очень многие люди.

Закономерно, что рано или поздно те или иные темы исчезают из поля общественного внимания, а соответственно, и из «повестки дня», унося с собой и соответствующие типизированные мнения. (261 слово)

(По материалам журнала «Вокруг света»)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. К каждому заданию A1 – A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

(1) Хитров рынок почему-то в моем воображении рисовался Лондоном, которого я никогда не видел. (2)Лондон мне всегда представлялся самым туманным местом в Европе, а Хитров рынок был, несомненно, самым туманным местом в Москве.

(3)Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи, несколько переулков. (4)Она всегда курится, особенно к вечеру. (5)А в чуть-чуть туманное утро или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка – жуть берет свежего человека: облако село!

(6)В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков. (7)Это торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах с жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют «собачья радость»… (8)Хитровские «гурманы» любят лакомиться объедками.

(9)А кругом пар вырывается клубами из отворяемых поминутно дверей лавок и трактиров и сливается в общий туман, конечно, более свежий и ясный, чем внутри трактиров и ночлежных домов, дезинфицируемых только махорочным дымом, слегка уничтожающим запах прелых портянок, человеческих испарений и перегорелой водки.

(10)Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. (11)Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. (12)Каждый ночлежник платил пятак за ночь, а «номера» ходили по двугривенному. (13)Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были логовища на двоих; они разделялись повешенной рогожей. (14)Пространство в аршин высоты и полтора аршина ширины между двумя рогожами и есть «нумер», где люди спали без всякой подстилки, кроме собственных отрепьев…

(15)На площадь приходили прямо с вокзалов артели рабочих, приехавших на заработки, и становились под огромным навесом, для них нарочно выстроенным, а по утрам сюда являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. (16)После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников; последние скупали все, что попало. (17)Бедняки, продававшие с себя платье и обувь, тут же снимали их и переодевались вместо сапог в лапти или опорки, а из костюмов – в «сменку до седьмого колена», сквозь которую тело видно…

(18)Дома, где помещались ночлежки, назывались по фамилии владельцев: Бунина, Румянцева, Степанова и Ромейко. (19)В доме Румянцева были два трактира – «Пересыльный» и «Сибирь», а в доме Ярошенко – «Каторга». (20)Названия, конечно, негласные, но у хитрованцев они были приняты. (21)В «Пересыльном» собирались бездомники, нищие и барышники, в «Сибири» – степенью выше – воры, карманники и крупные скупщики краденого; выше всех была «Каторга» – притон буйного и пьяного люда, биржа воров и беглых.

(22)Полицейские протоколы подтверждали, что большинство беглых из Сибири уголовных арестовывалось в Москве именно на Хитровке.

(23)Мрачное зрелище представляла собой Хитровка в прошлом столетии. (24)В лабиринте коридоров и переходов, на кривых полуразрушенных лестницах, ведущих в ночлежки всех этажей, не было никакого освещения. (25)Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться! (26)И действительно, никакая власть не смела сунуться в эти мрачные бездны.

(27)Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых – Рудников и Лохматкин. (28)Только их пудовых кулаков действительно боялась «шпана», а «деловые ребята» были с обоими представителями власти в дружбе и, вернувшись с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к ним на поклон. (29)Тот и другой знали в лицо всех преступников, приглядевшись к ним за четверть века своей несменяемой службы. (30)Да и никак не скроешься от них: все равно свои донесут, что в такую-то квартиру вернулся такой-то.

(По В. Гиляровскому)

А1

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «^ Почему В. Гиляровский назвал район Хитрова рынка в Москве XIX века «мрачными безднами»»?

^ 1) Там было всегда темно.

2) В районе Хитровки жили самые «темные» люди – воры, барышники, беглые каторжники.

3) Там пропадали люди.

4) Это место располагалось в низине возле реки Яузы.

А2

Почему рассказчик говорит, что «никакая власть не смела сунуться» в мир хитровцев?

^ 1) Органы власти не хотели заниматься проблемами бедняков.

2) Всем на Хитровке управляли только два городовых, которые пользовались авторитетом у населения Хитровки и имели большой опыт.

^ 3) Власть боялась хитровских «деловых ребят».

4) Там не было освещения, и чужой все равно ничего не мог найти.

А3

Как характеризует атмосферу Хитровки информация, заключённая в предложениях 6 – 14?

^ 1) Это был беднейший криминальный район.

2) На Хитровку приезжали гурманы.

3) Там выгодно было строить дома и получать доход.

4) В ночлежных домах были удобные и дешевые номера на двоих.

А4

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «ходили» (предложение 12)

^ 1) переходили от одного владельца к другому

2) двигались

3) содержались

4) сдавались

А5

Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар во втором предложении дается разъяснение того, о чём говорится в первом?

1) 1 и 2.

2) 10 и 11.

3) 18 и 19.

4) 25 и 26.

А6

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 8 использует слово «гурманы», заключая его в кавычки?

^ Использование кавычек говорит о том, что …

1) это просторечное слово.

2) это слово написано с ошибкой.

3) слово использовано в переносном значении.

4) это слово цитируется.

А7

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «Свой дорогу найдет, а чужому незачем сюда соваться!»?

^ 1) синтаксический параллелизм

2) эллипсис

3) антитеза

4) градация

Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

B1

Замените слово БАРЫШ из предложения 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синони

(1)По подсчётам учёных, глагол занимает второе место после существительного по частоте употребления в речи. (2)Но в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль: так, в официально-деловом стиле примерно 6%% глаголов, в научном — около 10%%, тогда как в художественных текстах глаголы употребляются значительно чаще, потому что с их помощью писатели и поэты могут ярко и образно описать действие. (3), повелительные формы глагола служат средством создания эмоционально ярких побудительных конструкций.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Глагол употребляется в речи чаще, чем имя существительное или другие части речи.

2) Глагол, позволяющий ярче изобразить действие, в художественных текстах употребляется чаще, чем в официально-деловом или научном стилях речи.

3) В официально-деловом стиле глагол употребляется реже, чем в текстах других стилей.

4) В текстах научного, делового и художественного стилей речи глаголу отводится неодинаковая роль: где-то они употребляются чаще, где-то реже.

5) В художественных текстах глагол употребляется чаще, чем в официально-деловом или научном стилях, потому что он позволяет ярко изобразить действие.

2.  Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста? Выпишите это слово.

Наоборот,

Кроме того

Так, например

В результате

Ведь

3.  Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МЕСТО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МЕ́СТО, -а, мн. места, мест, местам, ср.

1. Пространство, к-рое занято кем-чем-н., на к-ром что-н. происходит, находится или где можно расположиться. Двигать с места на м. М. в вагоне. Положить на м. (туда, куда следует). На месте кто-что-н. (там, где надо). Проводить до места (до нужного пункта). На месте убить (наповал). Ни с места!(не двигайся!). Рабочее м. (место, где производится работа). На месте решить (никуда не обращаясь).Места себе не находить (перен.: быть в волнении). Сердце или душа не на месте у кого-н. (перен.: чувствует себя неспокойно, тревожится).

2. Участок на земной поверхности, местность (в 1 знач.). Живописные места.

3. Помещение, пространство, предназначенное для временного пребывания кого-н. одного. М. в вагоне, каюте. Плацкартное м. Больничная палата на четыре места. Номер люкс на одно м. (одноместный). Свободных мест нет (объявление в ресторане, гостинице).

4. Роль, отведённая кому-чему-н. в какой-н. деятельности, а также положение, занимаемое кем-н. среди кого-н. М. отца в семье. М. искусства в жизни человека. Занять первое м. в соревновании.

5. Должность, служба. Вакантное м. Искать м. Остаться без места.

6. Какая-н. определённая часть, отдельный момент из книги, повествования, текста. Самое интересное м. в пьесе. Существенные места в статье. На самом интересном месте (также перен.: в самый интересный момент; разг.).

7. мн. Периферийные организации или учреждения, в противоп. центральным, центру. Сообщить на места. Делегаты с мест.

8. Отдельная вещь багажа, груза. Сдать в багаж пять мест.

9. нескл., чаще с отриц., кому (чему) и с неопред. Подобает, уместно (быть, находиться где-н., делать что-н. где-н.). Здесь не м. разговорам. Здесь не м. говорить о пустяках. Бездельникам здесь не м. Специалисту м. на заводе.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прибЫв

дОнизу

принЯтый

щЁлкать

нАчатый

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Кварцевый песок, сода, мел, поступившие на СТЕКОЛЬНЫЙ завод, проходят обработку в специальных цехах.

2) По показаниям потерпевших был составлен СЛОВАРНЫЙ портрет преступника.

3) Высказывая свою критику, эксперты вовсе не хотели ПРИНИЗИТЬ или очернить работу молодого конкурсанта.

4) НАЛИЧИЕ в программе даже большого числа неактивных отладочных точек не сказывается на быстродействии программы.

6.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

о ПОЛУТОРА часах

пришел более ПОЗДНЕЕ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ студентами

две пары БОТИНОК

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) Все области человеческой природы не только работают в согласии с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Благодаря ежегодного обильного плодоношения, морозостойкости, способности легко размножаться, слива получила широкое распространение на территории России.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются произведения пейзажной живописи.

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

оч..рование

неут..мимый

аккомп..нировать

р..сточек

пог..релец

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

о..кусить, на..писать;

пр..остановить, пр..лестный;

из..бличать, над..рваться;

под..емный, соб..ётся;

во..хождение, бе..жалостный.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

расспраш..вать

ландыш..вый

преодол..вать

вермишел..вый

нищ..нка

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

всклокоч..нный

планиру..мый

подкрас..вший

уляж..шься

освеща..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу.

Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.

В сгустившихся сумерках уже (не)видны силуэты людей.

Экспедиция (не)должна была приступать к работе.

Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студеным, совсем (не)весенним вечерком.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.

(НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.

Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.

Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

У подножия сосны просвеченные (НА)СКВОЗЬ , хрупкие, нежные, (ИЗ)НУТРИ светятся ландыши.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мощё(1)ая мрамором гостиная виллы «Керилос» украше(2)а золочё(3)ой мебелью, созда(4)ой лучшими мастерами Италии по образцу древнегреческой.

15. B 15 № 478. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

2) Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют её бурые серёжки.

3) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

4) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

5) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин лиственниц и берёз и дышать прелым запахом травы.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большую роль в операх Чайковского играет оркестр (1) в разных партиях (2) которого (3) нередко развиваются самостоятельные музыкальные темы.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.

(1) В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2) Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы дать ему умереть так запросто и по-собачьи. (З) Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4) Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.

(5) Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма.

(6) Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7) Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8) Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9) Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (Ю) Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (И) Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12) У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.

(13) Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то … (14) Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытое, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.

(15) Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16) А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания.

(17) Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.

(18) 3нание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19) Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда. (По Л.М. Леонову *)

* Леонид Максимович Леонов (1899-1994 гг.) — Русский советский писатель.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Человеческое общество за последние века достигло значительного прогресса в своём нравственном развитии.

2) Одних знаний людям недостаточно, чтобы не сорваться в бездну небытия.

3) Новые идеи, зарождающиеся в недрах цивилизации, производят своеобразную санитарную чистку в обществе.

4) Духовное благополучие в мире не достигнуто.

5) Знания всегда дают конкретные ориентиры, как избежать ошибок в жизни.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-4 представлено рассуждение.

2) Предложения 8-12 содержат примеры, иллюстрирующие утверждение, высказанное в предложении 7.

3) Предложение 13 содержит элемент описания.

4) Предложение 16 содержит аргумент к тезису, высказанному в предложении 15.

5) В предложениях 18-19 представлено повествование.

22. Из предложения 17 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 14-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при я помощи союза. Напишите номер этого предложения.

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Проза Л.М. Леонова поражает своей насыщенной образностью и тревожной интонацией. Писатель использует тропы: (А) __________ (например, «машина цивилизации» в предложении 3, «пыль нравственного износа» в предложении 4) и (Б) __________ (например, «весь мир оклеен …» в предложении 10), с которыми органически сочетаются лексические средства: (В) __________ («нулевую фазу» в предложении 16, «бикфордов шнур» в предложении 19). А такой троп, как __________ (Г) («неописуемого существа» в предложении 14), помогает передать тревогу писателя.

Список терминов:

1) сравнительные обороты

2) метафоры

3) гипербола

4) фразеологизмы

5) термины

6) лексический повтор

7) противопоставление

8) ряды однородных членов

9) эпитет

Запишите в поле ответа последовательность цифр без пробелов.

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

 Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Найдите площадь, которую занимает жилой дом. Ответ дайте в квадратных метрах.

Прочитайте внимательно текст и выполните задание.

На плане изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота.

При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м.

Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2). Перед жилым домом имеются яблоневые посадки.

Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 1 м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой.

К домохозяйству подведено электричество. Имеется магистральное газоснабжение.

1

Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу, в ответ запишите последовательность четырёх цифр.

Объекты жилой дом сарай баня теплица
Цифры

Источник: Демонстрационная версия ОГЭ—2020 по математике., Демонстрационная версия ОГЭ—2021 по математике.


2

Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом?

Источник: Демонстрационная версия ОГЭ—2020 по математике., Демонстрационная версия ОГЭ—2021 по математике.


3

Найдите расстояние от жилого дома до гаража (расстояние между двумя ближайшими точками по прямой) в метрах.

Источник: Демонстрационная версия ОГЭ—2020 по математике., Демонстрационная версия ОГЭ—2021 по математике.


4

Хозяин участка планирует устроить в жилом доме зимнее отопление. Он рассматривает два варианта: электрическое или газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.

Нагреватель
(котел)
Прочее
оборудование
и монтаж
Сред. расход
газа /
сред. потребл.
мощность
Стоимость газа /
электро-энергии
Газовое отопление 24 тыс. руб. 18 280 руб. 1,2 куб. м/ч 5,6 руб./куб. м
Электр. отопление 20 тыс. руб. 15 000 руб. 5,6 кВт 3,8 руб./(кВт · ч )

Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разность в стоимости покупки и установки газового и электрического отопления?

Источник: Демонстрационная версия ОГЭ—2020 по математике., Демонстрационная версия ОГЭ—2021 по математике.

Источник: Демонстрационная версия ОГЭ—2020 по математике., Демонстрационная версия ОГЭ—2021 по математике.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию.

(3)Мы не сможем говорить на нём об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.

(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?

(8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи.

(9)Даже если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера — на трендсеттерах, сегодня — на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.

(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.

(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать).(18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «крузеры»; в репортажах о футболе — «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).

(21) Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»?

(26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.

(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).

(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.

(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.

(По М.А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958 г.) — доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Известно что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным егэ ответ
  • Известно что в двадцатом веке аудитория сми резко увеличилась сочинение хорольский
  • Извержение вулкана сочинение
  • Извержение везувия подробно описано в адресованных римскому егэ
  • Избушечка у бабы мани бывшая банька сочинение егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии