Из новой демоверсии 2023.
Изменения
Изменена формулировка задания.
Изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5).
В критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».
Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.
В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объём сочинения.
Формулировка задания 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Критерии оценивания
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
К2 | Комментарий к проблеме исходного текста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями |
5 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров- иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций. Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями |
4 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована смысловая связь между примерами- иллюстрациями. ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров- иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно) |
3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно). ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации |
2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. Указания к оцениванию.
|
0 | |
КЗ | Отражение позиции автора по проблеме исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулированаУказание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям КЗ и К4 оценивается 0 баллов |
0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ |
1 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка |
||
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки |
0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли |
1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три или более ошибки | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре или более ошибки | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
Максимальное количество баллов за выполнения задания 27 (К 1 —К 12) | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов.
Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет;
К8 – пунктуационных ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено не более двух ошибок;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Фотографии: АГН «Москва». Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов по русскому языку, кандидат педагогических наук Роман Дощинский рассказывает об изменениях в ЕГЭ по русскому языку в 2023 году и дает советы по подготовке.
Основные изменения
В 2023 году нет ни одной содержательной прибавки или исключения в ЕГЭ по русскому языку. Но количество первичных баллов снизилось с 58 до 54, и есть другие плановые изменения.
Задания 1-3 поменяли последовательность
Это сделали, чтобы соблюсти логику. Вначале необходимо восстановить пропущенное слово или словосочетание в микротексте; далее выпускник выполняет лексическое задание, и только потом экзаменуемый приступает к сложному заданию на стилистический анализ текста.
В этих заданиях можно использовать любую из пяти функциональных разновидностей языка, представленных в ФИПИ. Это книжные функциональные стили:
- публицистический;
- официально-деловой;
- научный;
- язык художественной литературы;
- разговорная речь.
Изменился формат задания 2
Ранее экзаменуемый работал со словарной статьей, то есть с одним словом, к которому были даны лексические значения из современных толковых словарей. Теперь это работа с пятью словами, но по каждому слову приводится не словарная статья целиком, а те или иные его значения.
Задание 2 стало заданием со множественным выбором. Ответов может быть от 2 до 4.
Скриншот задания 2 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку-2023
Совет от эксперта: «Обращайте внимание не только на само лексическое значение, но и на примеры. Эти курсивные выделения, которые присутствуют в отношении каждого слова, очень важны, — они — ключи к ответу на задание».
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Изменился формат задания 4
Раньше при выполнении задания 4 выпускник из пяти предложенных выбирал слово, в котором неправильно поставлено ударение, и выписывал его.
Теперь нужно найти слова с верно выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук. Сами слова выписывать не надо, ответы будут цифровыми. Кроме того, теперь это задание с множественным выбором: ответов может быть от 2 до 4.
Скриншот задания 4 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку-2023
Обновился орфоэпический словник
Количество слов в орфоэпическом словнике уменьшилось, дополняться или меняться он уже не будет.
В заданиях 8 и 26 уменьшилось минимальное количество баллов
В задании 8 уменьшено количество первичных баллов с 5 до 3:
- 3 балла получит выпускник, который абсолютно верно укажет все 5 цифр;
- 2 балла получит тот, кто ошибся 1-2 раза;
- 1 балл — 3-4 ошибки;
- 0 баллов получит ученик, который не указал ни одного правильного ответа из 9 возможных.
В задании 26 количество первичных баллов уменьшилось с 4 до 3
- 3 балла — полностью проставленные 4 цифры;
- 2 балла — 1 ошибка;
- 1 балл — 2-3 ошибки;
- 0 баллов — все ответы неправильные.
Задания 21 и 26 стали заданиями повышенной сложности
Задания 21 и 26 стали заданиями повышенного уровня на основе статистических данных. В кодификаторе к заданиям повышенной сложности дается больше объяснений и описаний. Это не делает их сложнее. Все принципы, которые закладывали при создании этих заданий, сохранились.
Задание 9 стало походить на задания 10, 11 и 12
Тема этого задания осталась прежней: правописание гласных и согласных букв в корне слова. Однако если ранее выпускник проделывал так называемый орфографический анализ, и методистов интересовали внутренние интеллектуальные процессы, через которые он проходит, то сегодня важен результат, который выдает выпускник.
В этом году согласных букв и орфограмм, тянущихся за согласными, не будет. В 2023 году мы будем работать только с гласными, что значительно упрощает подготовку. Но это могут быть не только безударные гласные в корне слова, но также буквы «о» и «ё» после шипящих. Причем они могут быть в ударных и безударных позициях, плюс «и”-“ы» после ц. Эти две орфограммы будут присутствовать в реальных КИМах.
Изменились критерии оценивания задания 27
Теперь указание смысловой связи между примерами иллюстрации становится неотъемлемой частью самого анализа и отдельно оцениваться не будет.
Кроме того, в этом задании важно понять мысль автора исходного текста, включится в его художественный мир.
Совет от эксперта: Главное — не допустить частую ошибку, поставив проблему отдельного абзаца, а не всего исходного текста. Это неправильный подход. Надо обезопасить себя и двигаться по «коридору», который назначил сам автор.
Советы выпускниками по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
-
Определите свою реальную «планку».
Если у вас очень слабые знания по русскому языку, не стоит во время подготовки браться за задания повышенной сложности: 3, 21, 26. Есть другие задания, в которых вы достигнете успеха и при постоянной тренировке доберетесь до поставленной планки.
-
Ознакомьтесь с методическим рекомендациями по итогам экзаменационной кампании 2022 года.
В них даны советы для разных категорий экзаменуемых: на какие задания нужно особенно обратить внимание, чтобы выйти на тот уровень, который вы себе определили.
-
Обратите внимание на материалы ФИПИ: кодификаторы, спецификации, демонстрационные варианты, открытый банк заданий.
Открытый банк заданий — мощный ресурс, чтобы убедиться, что вы на верном пути. Он ежегодно пополняется, причем специалисты из ФИПИ берут задания из реальных вариантов ЕГЭ. Например, в прошлом году было взято пять первых попавшихся вариантов. Все они растворились в банке заданий, их распределили по тематическим рубрикам, даже варианты с досрочного ЕГЭ.
-
Уделите особое внимание заданиям на работу с текстом.
Они появляются в начале и в конце экзамена.
Текст необходимо читать неоднократно. При этом можно выделять и подчеркивать — в КИМе разрешено делать все, что угодно. Делайте все, что поможет вам лучше понять текст.
-
Отработайте техническую сторону экзамена.
Технические ошибки — одни из самых распространенных. Обратите внимание на то, как переносить ответы в бланки, какие задания цифровые, какие словесные. Помните, что 26 задание чаще пишется на новой странице, потому что оно большое. Бывает, что выпускники забывают перенести в бланк ответ на 26 задание, потому что оставили его на другой странице.
Обязательно поработайте с техникой переноса ответов в бланк, правилами выполнения заданий, будьте готовы к тому, что слова надо писать слитно.
Полностью вебинар Рособрнадзора по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2023 году смотрите здесь.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться
Изменения ЕГЭ 2023 [обновлено 12.11.2022]
- 24.08.2022
Обновлено: 12.11.2022
Здесь представлен УТВЕРЖДЁННЫЙ вариант изменений ЕГЭ в 2023 году. Список окончательный и изменениям не подлежит.
Это официальные изменения от ФИПИ. Рассмотрим изменения по каждому предмету.
- Все данные о ЕГЭ про 2023 год
Сначала рассмотрим обязательные предметы, а потом дополнительные (в алфавитном порядке). Единым файлом PDF вы сможете скачать изменения по всем предметам в конце страницы.
- В части 1 экзаменационной работы изменён порядок следования заданий на основе микротекста (1–3).
- В задании 2 (в КИМ 2022 года – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.
- Заданиям 3 (в КИМ 2022 года – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учётом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Так, задание 3 (в КИМ 2022 года – задание 1) становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Задания 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточнёнными перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку. Кроме того, в задании 26 изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 4 до 3).
- В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Орфоэпический словник).
- В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Словарик паронимов).
- В задании 8 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5 до 3).
- В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10–12).
- Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».
- Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.
- В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объём сочинения.
- Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 54.
Подробнее в разборе на видео
Изменения ЕГЭ 2023 по базовой математике
Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
Изменения ЕГЭ 2023 по профильной математике
Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
А теперь предметы по выбору. Смотрите в алфавитном порядке.
Изменения ЕГЭ 2023 по иностранным языкам (английский и все остальные, кроме китайского)
- В экзаменационной работе 2023 г. сокращено с 20 до 18 количество заданий в разделе 3 «Грамматика и лексика».
- Уменьшено максимальное количество баллов за выполнение заданий 1, 2, 10 и 11. Максимальный балл за верное выполнение каждого из заданий 1 и 11 стал равен 3 баллам, каждого из заданий 2 и 10 – 4 баллам.
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшен со 100 до 86 баллов.
- Уточнены формулировки задания 38 письменной части и задания 4 устной части, а также критерии оценивания задания 37 письменной части и задания 3 устной части.
Изменения ЕГЭ 2023 по биологии
- В первой части КИМ добавлено одно задание. Соответственно с 28 до 29 увеличилось общее число заданий КИМ.
- Задания содержательного блока «Система и многообразие органического мира» первой части экзаменационной работы представлены единым вариативным модулем (задания 9–12), состоящим из комбинации двух тематических разделов: «Многообразие растений и грибов» (два задания) «Многообразие животных» (два задания).
- Задания содержательного блока «Организм человека и его здоровье» в первой части экзаменационной работы собраны в единый модуль, состоящий из 4 заданий (задания 13–16).
- Задания с кратким ответом, проверяющие знания бактерий и вирусов, будут представлены в заданиях блока «Клетка и организм – биологические системы»
- Из второй части работы исключена линия 24 на анализ биологической информации. Собран мини-модуль из двух линий заданий (задания 23 и 24), направленных на проверку сформированности методологических умений и навыков.
Изменения ЕГЭ 2023 по географии
Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
Изменения ЕГЭ 2023 по информатике
- Задание 6 в 2023 году будет посвящено анализу алгоритма для конкретного исполнителя, определению возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
- Задание 22 призвано привлечь внимание к параллельному программированию, технологиям организации многопроцессорных / многопоточных вычислений. Это задание будет выполняться с использованием файла, содержащего информацию, необходимую для решения задачи.
Изменения ЕГЭ 2023 по истории
- Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21. В работу включено задание на проверку знания фактов истории Великой Отечественной войны (8). В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20).
- Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 г. до 42.
- Уточнены критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 (по нумерации 2023 г.).
- Время выполнения экзаменационной работы увеличено со 180 до 210 минут.
При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 (по нумерации 2023 г.), но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.
Изменения ЕГЭ 2023 по литературе
- Изменена формулировка задания 9: снято указание точного количества правильных ответов, которое теперь в зависимости от анализируемого произведения (фрагмента произведения) может варьироваться от 2 до 4 (ранее в задании требовалось выбрать 3 правильных ответа из 5 предложенных).
- Уточнен критерий 1 «Соответствие теме сочинения и её раскрытие».
Изменения ЕГЭ 2023 по обществознанию
- Изменена формулировка задания 18.
- Детализирована формулировка задания 25 и изменена система оценивания его выполнения. Максимальный балл увеличен с 4 до 6.
- Максимальный балл за выполнение задания 3 уменьшен с 2 до 1 балла.
- Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы изменён с 57 до 58 баллов.
Изменения ЕГЭ 2023 по физике
- В 2023 г. изменено расположение заданий в части 1 экзаменационной работы. Интегрированные задания, включающие в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов курса физики, которые располагались на линиях 1 и 2 в КИМ ЕГЭ 2022 г., перенесены на линии 20 и 21 соответственно.
- В части 2 расширена тематика заданий 30 (расчетных задач высокого уровня по механике). Кроме задач на применение законов Ньютона (связанные тела) и задач на применение законов сохранения в механике, добавлены задачи по статике.
Изменения ЕГЭ 2023 по химии
- Изменён формат предъявления условия задания 23, ориентированного на проверку умения проводить расчёты концентраций веществ в равновесной системе: вместо табличной формы, предъявления количественных данных, все элементы будут представлены в форме текста.
- Изменён порядок следования заданий 33 и 34.
- Изменён уровень сложности заданий 9, 12 и 16: в 2023 году указанные задания будут представлены на повышенном уровне сложности.
Изменения ЕГЭ 2023 по китайскому языку
В экзаменационную работу 2023 г. были внесены изменения в раздел 3 («Грамматика, лексика и иероглифика») и 5 («Говорение»).
В разделе 3 («Грамматика, лексика и иероглифика») экзаменуемым предлагается:
- в задании 17 заполнить пропуск в предложении подходящей лексической единицей;
- в задании 23 заполнить пропуск в предложении подходящей результативной морфемой;
- в задании 26 установить, какая последовательность расположения фрагментов предложения является верной с точки зрения грамматики;
- в заданиях 15, 16, 17, 18, 22, 23 выбрать правильный ответ из четырёх предложенных (количество вариантов ответов сокращено с пяти вариантов ответов до четырёх).
В разделе 5 («Говорение) для более качественного решения коммуникативной задачи повышены требования к объёму ответа в задании 2 (с 8-9 до 10-12 фраз) и уточнена формулировка задания 3.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Каждый год в процедуре Единого государственного экзамена происходят какие-то изменения. Они могут быть незначительными (например, «сдвиг» дат), могут быть и более серьезными. Изменения в ЕГЭ в 2023 году коснулись практически всех дисциплин. Среди них есть достаточно серьезные, однако большая часть – незначительные. Независимо от того, какие экзамены сдает выпускник, ему стоит знать об этих изменениях для успешной сдачи ЕГЭ.
Содержание статьи
- 1 Изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года по всем предметам
- 1.1 Русский язык
- 1.2 Сочинение по русскому языку
- 1.3 Базовый уровень математики
- 1.4 Профильный уровень математики
- 1.5 Обществознание
- 1.6 Биология
- 1.7 Информатика
- 1.8 История
- 1.9 Химия
- 1.10 Физика
- 1.11 Литература
- 1.12 Китайский язык
- 1.13 Английский, немецкий и другие иностранные языки
- 1.14 География
- 2 Изменения правил проведения ЕГЭ в 2023 году
- 3 Как на ЕГЭ повлияет отмена Болонской системы
- 4 Часто задаваемые вопросы
Изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года по всем предметам
Ежегодно для проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) готовятся Контрольные измерительные материалы (КИМ) – попросту говоря, задания к экзамену. Готовит их Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ), который и отвечает за содержание экзаменов.
Какие именно будут варианты заданий на экзамене – никто не скажет заранее. Но, тем не менее, проекты КИМ по всем предметам опубликованы на сайте ФИПИ незадолго до 1 сентября. Ниже мы детально проанализировали то, какие именно изменения ФИПИ внес в ЕГЭ в 2023 году.
Есть изменения и в экзамене для 9 класса – ОГЭ.
Русский язык
Основное изменение в ЕГЭ по русскому языку 2023 года касается снижения общего количества первичных баллов – их теперь стало всего 54 против 58 годом ранее. Первичные баллы – это то, сколько баллов начисляется за выполнение каждого задания. Затем первичные баллы переводятся в тестовые, которых можно набрать до 100 по каждому предмету. Соответственно, при уменьшении числа первичных баллов каждый из них даст больше тестовых.
В самом начале КИМа изменен порядок первых трех заданий, связанных с анализом текста. Теперь номер 2 стал первым, но сохранил предыдущую формулировку.
В задании 2 теперь требуется правильно определить значение нескольких слов, исходя из контекста:
Задание 3 стало сложнее, поскольку теперь там нужно выбрать сразу несколько текстовых фрагментов, которые были трактованы верно. Вот пример из материалов ФИПИ:
Формулировку задания номер 4 изменили, а уровень задания стал выше по сложности. Теперь здесь просят выбрать сразу несколько вариантов ответа:
Для решения задания номер 5 теперь нужно будет решить больше языковых материалов. Кроме того, для его выполнения опубликован новый словарик паронимов:
Сложность задания 8 сохранилась, но теперь за него можно получить не 5, а всего 3 балла:
Задание 9 переформулировали и сделали тяжелее, поскольку для его выполнения нужно изучить больший спектр языкового материала:
Повысилась сложность номера 21, поскольку для правильного ответа теперь нужно более подробно изучать нормы пунктуации:
Аналогичная ситуация произошла с номером 26 — там расширился перечень необходимых для изучения элементов стилистического анализа:
Как видно, задания в тестовой части экзамена по русскому языку стали в целом сложнее, а каждый балл теперь «стоит» дороже.
Сочинение по русскому языку
Суть и структура сочинения остались практически неизменными: выпускникам по-прежнему нужно проанализировать текст, выявить проблему и прокомментировать ее примерами из жизни и литературы. Однако в 2023 году не требуют указывать смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Также составители экзамена убрали ограничение по максимальному количеству слов (ранее разрешалось писать до 300 слов).
Теперь за сочинение дают на 1 балл меньше, если сравнивать с предыдущим годом (24 вместо 25). Это произошло из-за изменения в оценивании по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста». Ранее за его соблюдение ученики могли получить до 6 баллов, а сейчас – только 5.
Кроме того, изменения в сочинении по русскому языку в ЕГЭ 2023 года затрагивают формулировки критериев К1, К3 и К12. Они касаются наличия в сочинении фактических ошибок. Уточнены нормы оценивания по К7 и К8 – теперь там отсутствуют уточнения, которые определяли критерии негрубых ошибок.
Базовый уровень математики
Этот экзамен нужно сдавать, чтобы получить школьный аттестат (для поступления в вуз он не требуется). Сложность ЕГЭ по базовой математике осталась на прежнем уровне, но составители экзамена изменили его структуру. Теперь она выглядит следующим образом:
- задачи на практическое применение полученных знаний;
- задания по алгебре;
- задания по геометрии.
По словам представителей ФИПИ, такие изменения в структуре экзамена позволят повысить эффективность его выполнения.
В КИМе по-прежнему 21 задание с кратким ответом. Вместе с ним одиннадцатиклассники получают справочный материал с основными правилами по геометрии и алгебре.
Профильный уровень математики
Изменений в ЕГЭ по профильной математике в 2023 году нет. Однако составители экзамена скорректировали порядок номеров в первой части. В новой версии сначала идут геометрические задачи, затем – комбинаторика, статистика и теория вероятности, а алгебра – в конце.
Обществознание
Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2023 года оказались незначительными.
Авторы экзамена уточнили формулировку задания 18, в котором нужно дать определение обществоведческому понятию. Количество признаков термина, которые должен привести выпускник, увеличилось до трех. Также нужно определить смысловую связь, основываясь на предоставленном тексте:
Хотя суть задания номер 3 осталась неизменной, максимальный балл за него снизился до одного:
Формулировку номера 25 сделали более детальной, теперь выпускники за его выполнение могут получить не 4, а 6 баллов:
Изменения в оценке экзамена привели к тому, что теперь максимальный первичный балл по обществознанию с 57 увеличился до 58.
Биология
Количество заданий возросло до 29, а в первую часть экзамена добавлены вопросы по теме «Многообразие организмов».
Остальные задания структурированы:
- задания 5-8 проверяют знания по теме «Клетка и организм»;
- задания 9-12 формируют раздел «Система и многообразие органического мира»;
- задания 13-16 связаны с блоком «Организм и здоровье человека».
Изменения в ЕГЭ по биологии 2023 года коснулись и второй части. Теперь там нет задания номер 24, связанного с анализом биологического текста и выявления там ошибок. Задания 23-24 по новой нумерации формируют один блок и позволяют проверить, как экзаменуемый разбирается в методологии эксперимента и демонстрирует знания, непосредственно его касающиеся:
Несмотря на увеличение количества заданий, максимальный первичный балл по биологии снизился с 59 до 58.
Информатика
Ключевые изменения в ЕГЭ по информатике 2023 года касаются увеличения общего количества заданий.
Так, новое задание номер 6 направлено на работу с исполнителем и анализом простейших алгоритмов:
Для успешного выполнения задания 22 ученику нужно углубиться в параллельное программирование. В этом номере предлагается изучить приложенный к нему файл и решить задачу на его основе:
История
В выпускном экзамене по истории появилось 2 новых задания. Первое (номер проверяет знания по Великой Отечественной войне и просит дать краткий ответ, основываясь на иллюстративном материале. Поскольку задание базового уровня сложности, за него дают 1 балл:
Новый номер 20 требует провести сравнительный анализ исторических процессов, явлений и личностей. Из-за повышенной сложности за его правильное выполнение можно получить до трех баллов:
Изменения в ЕГЭ по истории 2023 года касаются и других заданий. В целом, теперь событиям Великой Отечественной войны будет посвящено минимум 20% КИМа.
Получить максимальный балл за экзамен стал сложнее, поскольку ужесточились критерии оценивания номера 18, касающегося выявления причинно-следственных связей, и 19, где нужно работать с терминами. Там будут тщательнее проверять ответы на наличие фактологических ошибок. В задании 18 не дадут баллы, если дважды указать неверную информацию, а в 19 – если ошибиться единожды:
Из-за увеличения количества заданий совокупный первичный балл повысился до 42. Также это повлекло к изменению времени, за которое нужно написать экзамен. Теперь на ЕГЭ по истории отводится не 180, а 210 минут.
Химия
Изменения в ЕГЭ по химии 2023 года касаются повышения уровня сложности заданий 9, 12 и 16. При этом их суть и максимальное количество баллов (1 балл) сохранились.
Составители экзамена поменяли номер 23. Здесь по-прежнему нужно показать свои навыки проведения расчетов концентрации веществ, но вместо таблицы выпускники должны будут работать с текстовым материалом:
Задания 33 и 34 поменяли местами. Теперь первым идет номер, касающийся установления органической формулы, а вторым – задача, связанная с неорганическими превращениями:
Физика
Изменения в ЕГЭ по физике 2023 года начинаются с первого раздела экзамена. Теперь там новая структура — интегрированные задания 1-2, направленные на проверку знаний минимум из трех разделов школьного курса, находятся на номерах 20-21:
Вторую часть усложнили, расширив количество тем, которые нужно знать для решения задания 30. Ранее там встречались задачи, касающиеся блоков «Законы Ньютона» и «Законы сохранения в механике», а сейчас добавили номера на применение правил по разделу «Статика»:
Литература
Изменения в ЕГЭ по литературе 2023 года затронули только номер 9, где нужно выбрать средства художественной выразительности, использованные в стихотворном тексте. Ранее во всех вариантах было 3 правильных ответа, теперь это число не регламентировано, то есть может варьироваться от двух до четырех:
Китайский язык
Значительные изменения в ЕГЭ по китайскому языку 2023 года произошли в блоках 3 и 5.
Так, в задании 17 письменной части ученику нужно вставить соответствующую лексическую единицу вместо пропуска:
Пропуск в номере 23 требуется заполнить нужной результативной морфемой:
В задании 26 важно правильно определить последовательность фрагментов предложения, ориентируясь на грамматические нормы:
Чтобы получить максимальный балл за номер 2 устной части, выпускнику нужно дать ответ из 10-12 фраз (ранее их могло быть 8-9):
Задание 3 из блока «Говорение» переформулировано:
Уровень сложности номеров 15-18 и 22-23 письменной части снизился, поскольку теперь там вместо 5 вариантов ответа 4.
Английский, немецкий и другие иностранные языки
Изменения в ЕГЭ по английскому и другим языкам в 2023 году затронули блок «Грамматика и лексика», поскольку количество заданий там сократилось до 18.
Уменьшился максимальный балл за правильное выполнение номеров 1-2, 10-11. Теперь за задания 1 и 11 дают до трех баллов, а за 2 и 10 – до четырех. Из-за этого максимальный первичный балл теперь составляет не 100, а 86. То есть, каждое выполненное задание теперь «стоит» больше.
Формулировки заданий 38 из письменной части и 4 из блока «Говорение» уточнены:
Кроме того, составители экзамена поменяли параметры оценивания номеров 3 (устная часть) и 37 (письменная).
География
Изменений в ЕГЭ по географии в 2023 году не будет. Это единственный такой предмет.
Изменения правил проведения ЕГЭ в 2023 году
Порядок проведения ЕГЭ в 2023 году сохраняется, однако теперь выпускникам прошлых лет можно сдать экзамены только в резервные дни, предусмотренные летний период. О новых датах экзаменов мы писали отдельно: расписание ЕГЭ и расписание ОГЭ в 2023 году.
Военнослужащие вправе сдать ЕГЭ по месту службы. Главное – подать соответствующее заявление.
Планируется, что с 2024 экзамен по информатике будут проверять не 4, а 2 дня. В том же году собираются создать инфраструктуру для подачи заявления на сдачу ЕГЭ в электронном виде.
Как на ЕГЭ повлияет отмена Болонской системы
В ближайшее время Рособрнадзор не планирует отменять экзамены в формате ЕГЭ, поскольку в таком случае школам придется вернуться к более традиционной модели. Кроме того, именно благодаря такой форме тестирования система поступления в университеты стала прозрачной и позволила выпускникам подавать заявления сразу в несколько учебных заведений.
Но главное – внедрение ЕГЭ не было напрямую связано с Болонским процессом, поэтому и отменять его не будут.
Часто задаваемые вопросы
Отменят ли ЕГЭ в 2023 году?
В России не планируют отменять ЕГЭ в 2023 году. Лишь выпускникам Курской, Белгородской и Брянской областей предоставлена возможность получения аттестата без сдачи ЕГЭ на основе итоговых оценок. Это позволит обеспечить максимальную безопасность школьников, проживающих на приграничных территориях.
Должны ли одиннадцатиклассники, проживающие за границей, сдавать ЕГЭ?
Да, такое право есть у школьников, предоставивших доказательство проживания в другом государстве и перешедших на домашнюю (семейную) или дистанционную формы обучения.
ЕГЭ-2023.
Русский язык. ИЗМЕНЕНИЯ.
Изменения отражены в следующих документах, опубликованных на сайте ФИПИ 24 .08.2022 г.
- Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2023 год.
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1) В части 1 экзаменационной работы изменён порядок следования заданий на основе микротекста (1–3).
2) В задании 2 (в КИМ 2022 года – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.
СРАВНИТЕ.
2022 г. |
2023 г. |
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СРЕДА, -ы, ж. 1) Вещество, заполняющее пространство, а также тела́, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. 2) ед. Совокупность природных условий, в которых протекает жизнедеятельность организмов. С. обитания. Охрана окружающей среды… |
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов. 1) ЖИВОЙ. Лёгкий, занимательный, выразительный. Живое изложение. 2) СРЕДА. Окружающие социально[1]бытовые условия, обстановка. Из рабочей среды. 3) МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. Мириться с неудобствами. 4) ОСНОВА. Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая основа общества. 5) КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом. |
ТЕКСТ. 2023 г.
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…>они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д. Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи… Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого. (По Л.И. Скворцову
3) Заданиям 3 (в КИМ 2022 года – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учётом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях.
Так, задание 3 (в КИМ 2022 года – задание 1) становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Задания 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточнёнными перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства языка, представленными в Кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Кроме того, в задании 26 изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 4 до 3).
4) В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Орфоэпический словник).
СРАВНИТЕ.
2022 г. |
2023 г. |
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. бАнты послалА прибЫв новостЕй молЯщий |
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 1) туфлЯ 2) понЯв 3) дОнельзя 4) корЫсть 5) Оптовы |
[sc:reklama2]
5) В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Словарик паронимов).
6) В задании 8 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5 до 3).
За выполнение задания 8 экзаменуемый получит:
— 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры;
— 2 балла, если допущены одна – две ошибки;
— 1 балл, если допущены три – четыре ошибки;
— 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие/
7) В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10–12).
СРАВНИТЕ.
2022 г. |
2023 г. |
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) увековечить, исполнитель, теоретический 2) возрастной, невразумительно, творец 3) оснащение, озаряться, располагающийся 4) формализм, убедить, подражание 5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи) |
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1.заг…релый, непром…каемый, к..мендант; 2.оп…раться, см..нать (траву), поч…татель (таланта); 3.укр…титель (тигров), благосл…вить, симп…тичный; 4)посв…щение (другу), недос…гаемый, у…звить; 5)бл…стеть, с…дина (в волосах), прим…рять (поссорившихся). |
Пояснение.
В 2023 году в задании № 9:
- не указано правило, по которому пропущена буква;
- буквы, на которые нужно обращать внимание, пропущены (это облегчает задание).
8)Задание 26.
Количество максимальных баллов сокращено до 3 баллов.
За выполнение задания 26 экзаменуемый получит:
— 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры;
— 2 балла, если допущена одна ошибка;
— 1 балл, если допущены две – три ошибки;
— 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.
Задание 27. СОЧИНЕНИЕ.
Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; соответственно, изменен максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5).
СРАВНИТЕ.
2022 г. |
2023 г. |
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком |
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
Предполагается, что указание на смысловую связь является неотъемлемой частью ее анализа. Поэтому все задачи, которые стояли перед экзаменуемым при комментировании, сохраняются и в 2022 г. Изменения коснулись прежде всего критериальной базы.
В критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка». Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдет в группу ошибок, не учитываемых при проверке, то есть не влияющих на выставляемые баллы.
Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.
В критериях К1, К2, К3 и К6 появилась рубрика «Указание(-я) к оцениванию».
В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объем сочинения, а также уточнены количественные показатели по оцениванию сочинения объемом менее 150 слов.
11) Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 54.
Подробно разбираем демоверсию ЕГЭ 2023 по русскому языку с преподавательницей Вебиума Агнией Розенталь.
Какие произошли изменения в ЕГЭ 2023 по русскому языку
Главное изменение в ЕГЭ 2023 по русскому языку — другая система оценивания. Первичных баллов стало меньше: 54 вместо 58. За все задания дают один балл, за 8 задание — три балла.
Получить заветные 100 баллов за ЕГЭ по русскому в 2023 году станет немного сложнее.
Также:
- изменилось третье задание, оно стало вторым, и суть поменялась;
- второе задание теперь первое, а первое стало третьим;
- уточнили критерии оценивания сочинения, за комментарий теперь можно получить 5 баллов, а за всё сочинение 24 первичных балла;
- за восьмое задание не дают больше 5 баллов.
Разберём каждое задание из демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку. В конце найдёте видео версию разбора.
1 задание
В первом задании нам дают большой текст — как и в КИМ 2022 года. В тексте выделено целых пять слов — с ними будут связаны изменения в задании 3!
Что стало с первым заданием: в демоверсии 2023 года нужно самостоятельно подобрать определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска.
💡Для решения этого задания нужно обязательно выучить части речи, их виды и разряды. Поможет это запомнить наша шпаргалка с местоимениями.
2 задание
Здесь работаем с выделенными словами. Важно обратить внимание на формулировку: нужно выбрать вариантЫ ответов, в которых значению выделенного слова соответствует его значение в тексте.
Что изменилось: раньше давали одно многозначное слово, нужно было подобрать вариант с верным значением. Что сейчас: выбираем варианты, где значения выделенных слов совпадают с контекстом.
3 задание
Опять смотрим на формулировку: вариантЫ. Здесь выбираем утверждения, в которых фрагменты текста характеризуются верно.
Задание сделали повышенного уровня сложности, но всё так же дают 1 балл. Здесь спрашивают и про лексику, и про грамматику, и про синтаксис. Есть даже вопрос про средства выразительности. Так что новое третье задание — сборная солянка всех правил русского языка!
4 задание
Задание на ударение. Здесь добавили a little bit of spice: теперь надо записать варианты ответов, где ударная буква выделена верно. Тут тоже много вариантов, и выписываем не слово, а цифры. А вот и шпаргалка по теме.
❗️Орфоэпический словник в этом году обновили. Скажем честно: список слов несильно изменился.
5 задание
Задание на паронимы не изменилось! Здесь как всегда ищем неверно употреблённое слово и указываем его правильного двойника.
❗️Словарик паронимов в этом году обновили. У нас появились парочки авторитарный-авторитетный или ванна-ванная, например. Про остальные изменения в словарике Агния расскажет в своём телеграм-канале
6 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку в задании 6 всё оставили без изменений: нужно найти лексическую ошибку и выписать лишнее слово. Рассказываем, что такое лексика.
7 задание
7 задание — такое же, как было в 2022 году: смотрим на слово, которое написано капсом, ищем, где допущена ошибка в образовании формы. В ответ выписываем правильный вариант.
8 задание
В 2023 году нещадно изменили систему оценивания — теперь за такое огромное задание можно получить лишь 3 балла вместо 5. Вот разбалловка:
- 3 балла — всё верно;
- 2 балла — одна–две цифры не на своих местах;
- 1 балл — три–четыре цифры не на своих местах.
А алгоритм остался тот же: дано 5 вариантов с ошибкой и 9 предложений, среди них ищем подходящие.
Можно обидеться на составителей и ничего не делать, а можно получить бесплатный спецкурс по восьмому заданию! Для этого нужно выбрать любой курс Основы — хоть по математике, хоть по химии.
9 задание
Первое из заданий на знание правил по частям речи — тут у нас гласные в корне.
Ушла эпоха, когда мы искали слова с непроверяемой или чередующейся гласной: теперь надо найти слова, где пропущена одна и та же буква. Тут намешано всё: и словарные, и чередующиеся, и проверяемые.
10 задание
Задание на приставки. Здесь всё осталось без изменений, разборы опубликуем в Телеграме и группе ВКонтакте.
11 задание
В демо 2023 по русскому в 11 задании всё по старинке: суффиксы, два слова в строчке и несколько вариантов ответов.
12 задание
Задание посвящено окончаниям глаголов и суффиксам причастий. Здесь без изменений: просто заполняем пропуски и выписываем цифры, где пропущена одна и та же буква. Поможет шпаргалка про спряжение глаголов.
13 задание
Тут ничего не поменялось: определяем предложение, где НЕ с выделенным словом пишется слитно или раздельно.
💡Здесь нужно знать правила написания НЕ с разными частями речи. Специально для этого задания у нас есть шпаргалка.
14 задание
Опять ничего нового: раскрываем скобки и ищем предложение, где оба выделенных слова пишутся слитно.
💡Лайфхак: сначала ищите слова, которые точно пишутся раздельно или через дефис.
15 задание
Это задание в демоверсии 2023 как в прошлом году — на правописание Н и НН. У нас есть удобные памятки по правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях и отглагольных прилагательных
16 задание
Переходим к пунктуации. Спойлер — изменений нет! Но мы всё равно напомним, что вас ждёт на экзамене.
❗️Здесь подвох: непонятно, сколько вариантов должно быть в ответе. В задании нет конкретной цифры, поэтому их может быть хоть 2, хоть 4. Но суть такая: указываем предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
17 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку 17 задание всё так же посвящено обособлению членов предложения: дополнений, определений и обстоятельств.
18 задание
Здесь вводные слова и обращения, нужно расставить запятые. Подсказка: личные местоимения «ты», «вы» или «вас» не являются обращениями, поэтому запятыми их не выделяем.
19 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 это задание осталось без изменений — ищем запятую в сложноподчинённом предложении с придаточными.
20 задание
Тоже всё как было: проверяют знания по запятым в предложении с разными видами связи.
21 задание
В демо ЕГЭ 2023 по русскому 21 заданию присвоили повышенный уровень сложности — теперь это задание со звёздочкой. Но баллы — всё те же 🙁
Здесь может попасться всё по пунктуации: и запятые, и тире, и двоеточие. Выбираем предложения, где нужный нам знак препинания ставится по одному и тому же правилу.
На этом с тестовыми — всё! Задания с развёрнутым ответом и сочинение разбираем в телеграм-канале с Агнией, следите за обновлениями.
С курсом «Основа» подготовиться к ЕГЭ по русскому будет проще — Агния готовит к экзаменам не скучно и не ругает за ошибки, а ещё с вами на связи будет наставник, которому вы сможете задать любой вопрос. Крутой коллектив, куча практики и сотка по русскому обеспечены!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Система оценивания ЕГЭ — та еще заумь. Первичные и вторичные баллы, усложняющие подсчеты, выводят выпускников из себя. Учителям не легче, им же нужно разбираться в этом на уровне профессионалов. Каждый год идеологи и выдумщики экзамена развлекаются тем, что меняют нумерацию, разбаловку и критерии, вновь и вновь преподнося сюрпризы всем нам. Никакой пользы, как правило, в этих изменениях нет (реформы этого года уже отражены здесь). Видимо, мотивация такая: «Чтобы были!». Но нам от этого не лучше. Стоит изучить все нововведения и понять, как посчитать баллы на ЕГЭ по русскому языку и не ошибиться. Приятного просвещения!
Количество первичных баллов
Первичные баллы — это начальная «стоимость» задания — до перевода в стобалльную систему оценивания. Зачем они нужны — сказать сложно. Вероятно, придать подсчетам веса и лоска, а то будет слишком просто. Но есть и другая теория: чтобы не прописывать значение каждого балла, коих сто, проще сократить их количество. Благодаря этому список критериев оценивания хотя бы поддается чтению и осмыслению (не с первого, так со второго раза).
В этом первичный балл уменьшен с 58 до 54.
Итак, вот разбаловка баллов и заданий на ЕГЭ по русскому языку:
Номера заданий | Количество баллов |
1-7; 9-25 | По 1 баллу за каждое задание |
8 и 26 | 3 |
27 (сочинение) | 24 |
Таблица перевода баллов
Как перевести первичные баллы в тестовые на ЕГЭ по русскому языку? Тут поможет только таблица, потому что какой-то универсальной формулы не прослеживается. Но благодаря ей система становится более прозрачной: можно самостоятельно понять, не обсчитывают ли Вас на воображаемой кассе?
1 | 3 |
2 | 5 |
3 | 8 |
4 | 10 |
5 | 12 |
6 | 15 |
7 | 17 |
8 | 20 |
9 | 22 |
10 | 24 |
11 | 26 |
12 | 28 |
13 | 30 |
14 | 32 |
15 | 34 |
16 | 36 |
17 | 38 |
18 | 39 |
19 | 40 |
Примите наши поздравления! Минимальный порог пройден! | |
20 | 41 |
21 | 43 |
22 | 45 |
23 | 47 |
24 | 48 |
25 | 49 |
26 | 50 |
27 | 52 |
28 | 54 |
29 | 56 |
30 | 58 |
31 | 60 |
32 | 62 |
33 | 64 |
34 | 66 |
35 | 68 |
36 | 70 |
37 | 72 |
38 | 74 |
39 | 76 |
40 | 78 |
41 | 80 |
42 | 81 |
43 | 83 |
44 | 85 |
45 | 87 |
46 | 89 |
47 | 90 |
48 | 91 |
49 | 92 |
50 | 93 |
51 | 94 |
52 | 96 |
53 | 98 |
54 | 100 |
- Данная таблица не опубликована на официальном сайте ФИПИ, что дает некоторые основания усомниться в ее точности.
Перевод баллов ЕГЭ в оценки
Официально (с 2008 года) никто уже не соотносит количество баллов и школьную отметку, потому что пятибалльная система устарела и не отражает всей градации знаний ученика. Однако по-прежнему можно примерно посчитать (согласно опубликованным рекомендациям), подтвердил ли отличник свою пятерку:
От 72 баллов | 5 |
От 57 до 71 | 4 |
От 40 до 56 | 3 |
До 40 | Сами понимаете |
Важно понимать, что баллы на ЕГЭ по русскому отражают лишь степень Вашей подготовки к конкретным заданиям. Можно знать язык посредственно, но сдать экзамен благодаря «натасканности». А можно быть очень талантливым учеником, но прошляпить этап подготовки и не втиснуться в шаблон, продиктованный системой. Поэтому готовьтесь, тренируйтесь и получайте то, чего действительно заслуживаете!