Содержание
- 1 Изменения в ЕГЭ по русскому языку
- 2 Критерии оценивания задания №27
- 2.1 Объем сочинения
- 2.2 Критерии для текста 150-300 слов
- 2.3 Критерии для текста 70-150 слов
- 3 Повторная проверка работы
- 4 Заключение
В 2022 году несколько изменились критерии оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку, поэтому предлагаем более детально разобраться в основных моментах, на которые стоит обратить особое внимание при выполнении задания №27.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку
В 2022 году ЕГЭ по русскому языку традиционно будет одним из обязательных предметов и сдавать этот экзамен будут абсолютно все выпускники 11-х классов.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий:
Часть | Кол-во заданий | Максимальный балл |
1 | 26 заданий (№1-26) | 33 |
2 | 1 задание (№27) – сочинение | 25 |
Таким образом, за выполнение заданий 1-й части выпускники могут получить до 57% от желаемых 100 тестовых баллов, а за написание сочинения – оставшиеся 43%. Чтобы набрать максимально возможные баллы в 2022 году нужно знать критерии, по которым эксперты будут осуществлять оценку сочинения на ЕГЭ по русскому языку и строго придерживаться требований с учетом нововведений.
В 2022 году ФИПИ анонсировал такие изменения в КИМах по русскому языку:
- Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1– 3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.
- Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.
- Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.
- Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
- Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.
Критерии оценивания задания №27
Важно! Полный текст критериев оценивания приведен в демонстрационной версии КИМа для ЕГЭ 2022 по русскому языку, размещенной на сайте ФИПИ.
Итак, основные критерии для сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году существенно не изменились, их по прежнему будет 12. При этом критерии будут объединены в 3 группы:
- Содержание сочинения (К1-К4);
- Речевое оформление сочинения (К5-К6);
- Грамотность (К7-К12).
Объем сочинения
Важно! В 2022 году критерии оценивания сочинения ЕГЭ по русскому языку будут зависеть от объема соблюдения требуемого количества слов. Так, в 2022 году будут предусмотрены два варианта – критерии для сочинения объемом 150-300 слов (оптимальный размер текста) и критерии для варианта объемом 70-150 слов.
На этапе подготовки к ЕГЭ по русскому языку важно «набить руку» на написание сочинений оптимального размера. Стоит помнить, что проверку работы эксперты начинают с полсчета общего количества слов.
- Если сочинение окажется менее 70 слов, работа не засчитывается и по всем критериям будут выставлены нули.
- Если работа окажется в пределах 70-150 слов, она не будет оценена на высокий балл (подробнее ниже).
- Сочинение 150-300 слов может претендовать на максимальный балл при условии соблюдения всех других требований.
- Если в сочинении будет более 300 слов, то эксперт выделит первые 300 и будет проверять только эту часть текста. Все, что окажется во второй половине не будет оценено!
- Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1− К12) оценивается 0 баллов.
При подсчете общего количества слов эксперты учитывают как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, « М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).
Также 11-классникам стоит учесть, что если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста. Это значит, что если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Критерии для текста 150-300 слов
Итак, в документации к ЕГЭ 2022 году приведены такие основные критерии для оценивания сочинения по русскому языку при условии его объема в пределах 150-300 слов.
<td «>К2
№ | Критерий | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.
* Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1– К4 оценивается 0 баллов |
1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. | 0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 6 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована (или проанализирована неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
5 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана (или указана неверно) и не проанализирована (или проанализирована неверно). Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерамиллюстрациям не даны. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована (или проанализирована неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
4 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана (или указана неверно) и не проанализирована (или проанализирована неверно). Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерамиллюстрациям не даны. Указана, но не проанализирована (или проанализирована неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерамиллюстрациям не даны. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
3 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерамиллюстрациям не даны. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
2 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, нет | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.
ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены. ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста. ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста |
0 | |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно.
ИЛИ Позиция автора исходного текста не сформулирована |
0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано.
ИЛИ Формулировка и обоснование отношения (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме. ИЛИ Мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») |
0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 3 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.
ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка |
1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.
ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки |
0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.
* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 | |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | 1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три или более ошибки | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре или более ошибки | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
Допущена одна фактическая ошибка в фоновом материале или более | 0 |
Критерии для текста 70-150 слов
Если объем сочинения от 70 до 150 слов, то в силу вступают новые критерии сочинения, разработанные для ЕГЭ 2022 года.
В частности, оценивание по позициям К1-К6 и К1-К12 едины для коротких и длинных текстов, а вот критерии К7-К10 для сочинений объемом не дотянувших до необходимых 150 слов, не позволят выпускнику получить максимальные 25 баллов за 2-ю часть работы. Эти критерии будут оцениваться максимум в 2 балла:
№ | Критерий | Баллы |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 2 | |
Допущено не более двух ошибок | 1 | |
Орфографических ошибок три и более | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 2 | |
Допущено не более двух ошибок | 1 | |
Пунктуационных ошибок три и более | 0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 1 | |
Одна или более грамматическая ошибка | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной речевой ошибки | 1 | |
Допущена одна речевая ошибка и более | 0 |
Таким образом, высший балл по критериям К7– К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится. Учитывая новые критерии, которые будут использовать эксперты при проверке сочинения (задание №27) на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году, важно не просчитаться с количеством слов и не потерять такие важные баллы просто на «пустом месте».
Повторная проверка работы
Хотя критерии сочинения в 2022 году максимально детальны, не исключены случаи, когда разные эксперты будут оценивать задание №27 на разное количество баллов. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка.
Существенными считаются следующие расхождения.
- Расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение задания 27 (по всем 12 позициям оценивания), составляет 8 или более первичных баллов. В этом случае третий эксперт должен выставить баллы только по тем позициям оценивания, по которым баллы, выставленные первым и вторым экспертами, различаются.
- Расхождение балла, выставленного первым и вторым экспертами по позиции оценивания К7, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К7.
- Расхождение балла, выставленного первым и вторым экспертами по позиции оценивания К8, составляет 2 или более первичных балла. В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по позиции оценивания К8.
- Расхождение в результатах оценивании двумя экспертами заключается в том, что один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил ненулевой балл по любому критерию оценивания выполнения этого задания. В этом случае третий эксперт выставляет баллы по всем позициям оценивания задания 27.
Заключение
До ЕГЭ 2022 года по русскому языку еще достаточно много времени и даже если сочинение «не ваш конек», еще можно успеть научиться излагать мысли правильно и красиво. Помочь в этом могут онлайн уроки и естественно практика. Предлагаем начать подготовку с ознакомления с правилами написания сочинения, а после перейти к проработке тематик, которые могут встретится вам на экзамене.
Читайте также:
- ЕГЭ по литературе в 2022 году
- Новые правила сдачи ЕГЭ в 2022 году
- ЕГЭ по обществознанию в 2022 году
- 05.12.2021
Подробно и обстоятельно про все АКТУАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ проверки сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году. Данные официальны и утверждены в демоверсии ЕГЭ 2022 года от ФИПИ.
- АКТУАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ 2023 года
Полезные ссылки:
- План и структура сочинения 2023
- Куча ГОТОВЫХ примеров по годам
- Как теперь комментировать проблему текста в 2023 году
Самые важные критерии, за которые дают больше всего баллов
- К2 — 5 баллов — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
- К7 — 3 балла — Соблюдение орфографических норм
- К8 — 3 балла — Соблюдение пунктуационных норм
Подробно каждый критерий в формате таблицы.
Если у вас остались вопросы — пишите в комментариях.
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 27 |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 |
|
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов |
0 |
|
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
6 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
5 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
4 |
|
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет |
||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. |
3 |
|
ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
||
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам- иллюстрациям не даны. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерам- иллюстрациям нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
2 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примеру-иллюстрации нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет |
1 |
|
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены. ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста. ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста |
0 |
|
К3 |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет |
1 |
|
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора исходного текста не сформулирована |
0 |
|
К4 |
Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано |
1 |
|
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного |
0 |
|
текста не соответствуют сформулированной проблеме. ИЛИ мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») |
||
II |
Речевое оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют |
2 |
|
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Логических ошибок нет ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено 2 и более логических ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Логических ошибок нет. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено 2 и более логических ошибки |
0 |
|
К6 |
Точность и выразительность речи |
|
Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 |
|
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи. ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли ИЛИ Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
|
III |
Грамотность |
|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущены одна-две ошибки |
2 |
|
Допущены три-четыре ошибки |
1 |
|
Допущено пять и более ошибок |
0 |
|
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущены одна-три ошибки |
2 |
|
Допущены четыре-пять ошибок |
1 |
|
Допущено шесть и более ошибок |
0 |
|
К9 |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет |
2 |
|
Допущены одна-две ошибки |
1 |
|
Допущено три и более ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более одной речевой ошибки |
2 |
|
Допущены две-три ошибки |
1 |
|
Допущено четыре и более ошибок |
0 |
|
К11 |
Соблюдение этических норм |
|
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
|
Допущены одна и более этических ошибок |
0 |
|
К12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
Допущены одна и более фактических ошибок в фоновом материале |
0 |
Максимальное (К1–К12) количество баллов за всю письменную работу 25.
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
- К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
- К7 – допущено не более двух ошибок;
- К8 – допущено не более двух ошибок;
- К9 – грамматических ошибок нет;
- К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Изменения в ЕГЭ по русскому языку 2022: все об измененных вариантах и новых заданиях узнаем сегодня!
Как изменилось ЕГЭ по русскому 2022
В целом сказать, что в структуру ЕГЭ по русскому языку внесли кардинальные изменения нельзя. Однако некоторые правки, о которых мы не можем не упомянуть, все-так были внесены. Перейдем непосредственно к ним:
- Исключено составное задание 1-3, проверяющее умение вычленять главную информацию из текста. Вместо него добавлено задание на анализ текстового материала;
- В задании 16 изменены формулировка, оценивание и объем исходного материала;
- Для пунктуационного анализа (номер 19) расширили языковой материал.
- Четко прописаны нормы оценивания двадцать седьмого задания (сочинения) объёмом от 70 до 150 слов;
- Первичный минимум изменен с 59 на 58 баллов;
Новые задания в ЕГЭ по русскому языку
Настало время поговорить о новых для привычной структуры ЕГЭ по русскому языку заданиях. В интернете уже ходят легенды о том, насколько обновленные варианты труднее привычных, но мы не станем верить слухам, а разберемся во всем детально.
Новое задание №1
Вам вновь предстоит столкнуться с небольшим отрывком текста, однако теперь стиль данного фрагмента может быть любым (раньше – исключительно научным), а вместо понимания теперь проверяется умение стилистически анализировать текст.
Что важно знать, чтобы успешно выполнить номер 1:
- разновидности языковых средств;
- их влияние на организацию текста;
- типы текстов;
- к какому тексту какие языковые средства относятся;
Конечно, поначалу выполнять данное задание будет не так просто. Но выучив теорию и “набив руку” вы будете справляться с ним не хуже, чем с привычными номерами.
Изменения ФИПИ — что изменится в демоверсии по русскому
Сразу хотим отметить, что для наглядного представления новых вариантов ЕГЭ по русскому языку 2022, следует открыть демонстрационный вариант, размещенный на сайте ФИПИ в открытом доступе.
Здесь вы познакомитесь с обновленным первым заданием, которое уже было разобрано выше, а также сможете представить, что именно требуют составители.
Изменения в Задании 16 ЕГЭ по русскому языку
А теперь обратим внимание на шестнадцатый номер, направленный на проверку умения выпускником расставлять знаки препинания при однородных членах и в ССП.
Сказать, что это задание теперь не узнать, конечно, нельзя. Однако решить его будет сложнее. Почему:
- если ранее в условии было указано, сколько именно вариантов ответа должен выбрать сдающий, то теперь формулировка звучит следующим образом: “Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений”;
- изменилась и разбалловка: если в прошлом году выпускники могли получить 2 первичных балла, то в 2022 – максимум 1 балл;
Изменения в сочинении
Изменения в ЕГЭ 2022 по русскому языку так или иначе коснулись и самого ценного 27 задания – сочинения. Предлагаем в этом разобраться!
Написание сочинения составляет 43% от общего количества баллов. Только представьте, одно задание «весит» почти половину результата. Из этого делаем нехитрый вывод: 27 номер мы не игнорируем, а учимся писать его на все 25.
В целом, изменения КИМов по русскому языку сочинения коснулись мало. Было лишь уточнены нормы оценивания работ от 70 до 150 слов.
Ничего непосильного вы не встретите, стоит лишь «набить руку»: научиться правильно находить проблему, грамотно аргументировать её, давать достойный комментарий. Очень важно переключиться с декабрьского сочинения, ведь с егэшным они совсем не похожи.
Критерии оценивания
Более подробный расклад можно посмотреть на сайте ФИПИ, который как обычно спасает как одиннадцатиклассников, так и учителей.
Пройдёмся по общим правилам. Основных критериев по прежнему 12, и объединены они в три группы:
- Содержание сочинения (К1-К4);
- Речевое оформление сочинения (К5-К6);
- Грамотность (К7-К12);
При оценивании работы ключевую роль будет играть объем вашего сочинения. От него и будет зависеть выставление баллов. Итак, рассмотрим все возможные варианты.
Менее 70 слов
Если в вашем сочинении не наберется 70-ти слов, то проверяться оно не будет. По всем критериям автоматически будет выставлено 0 баллов.
70-150 слов
Вот тут-то и вступают в игру изменения 2022 года. Для сочинений, которые не достигли нужных 150-ти слов критерии К7-К10 оцениваются максимум в 2 балла:
К7. Соблюдение орфографических норм;
К8. Соблюдение пунктуационных норм;
К9. Соблюдение грамматических норм;
К10. Соблюдение речевых норм;
150-300 слов
- Содержание сочинения:
К1. Формулировка проблем исходного текста (1-0 баллов);
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (6-0 баллов);
К3. Отражение позиции автора исходного текста (1-0 баллов);
К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1-0 баллов);
- Речевое оформление сочинения:
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (3-0 баллов)
К6. Точность и выразительность речи (2-0 баллов);
- Грамотность:
К7. Соблюдение орфографических норм (3-0 баллов);
К8. Соблюдение пунктуационных норм (3-0 баллов);
К9. Соблюдение грамматических норм (2-0 баллов);
К10. Соблюдение речевых норм (2-0 баллов);
К11. Соблюдение этических норм (1-0 баллов);
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1-0 баллов);
С объемом перегибать палку тоже не стоит, ведь сочинения 300+ слов полностью проверены также не будут. Эксперты отсчитают ровно 300 первых слов, а остальное просто-напросто вычеркнут и читать не будут. Это может привести к нарушению логики и плана сочинения, а соответственно и к потере заветных баллов, а этого нам совсем не надо.
Новая шкала перевода баллов
В заключении нашей статьи мы хотим познакомить вас с новой шкалой перевода баллов ЕГЭ по русскому языку 2022:
Первичный балл | Тестовый балл | Результат |
0-9 | 0-22 | экзамен не сдан |
10-18 | 24-39 | экзамен сдан, вы можете подать документы в подведомственные вузы Минобрнауки |
46-58 | 73-100 | экзамен сдан, вы можете подать документы в высшие учебные заведения |
Сегодня мы подробно разобрались в изменениях в ЕГЭ по русскому языку 2022, поговорили о новых заданиях и познакомились со шкалой результатов. Надеемся, наш гайд окажется вам полезен. Удачи, ваш Умскул!
Стало известно, что изменится в ЕГЭ 2022 по русскому языку
Ранее мы уже рассказывали об изменениях в ЕГЭ 2022, а сейчас предлагаем более детально разобраться в отличиях экзамена по русскому языку 2022 года от вариантов ЕГЭ предыдущих лет.
В целом, глобальных изменений, которые были представлены на сайте ФИПИ в конце 2020 года, не будет. Основная структура Единого государственного экзамена останется прежней. Но о некоторых отличиях всё же тебе нужно знать.
Изменения в задании 1
Самое значимое нововведение в первом задании. Если раньше абитуриентам предлагалось выделить главную информацию из небольшого текста, то теперь текст стал гораздо объёмнее. Плюс ко всему по нему нужно будет сделать стилистический анализ. Поэтому при подготовке особое внимание удели типам лексики, грамматическим особенностям текста и стилям речи.
Кстати, если ты ещё не успел ознакомиться с демо вариантами ЕГЭ 2022, то советуем тебе сделать это прямо сейчас, чтобы наглядно увидеть все изменения.
Кодификатор по русскому языку 2022
Спецификация по русскому языку 2022
Изменения в задании 16
В задании 16 изменилась формулировка. Тест стал сложнее, так как не даётся точное количество предложений, в которых нужно поставить запятую. Раньше в условии указывалось, что нужно выбрать два пункта. Теперь ты сам должен определить количество верных ответов. Поменялась также и система оценивания этого задания: начисляется один балл вместо двух. Соответственно, первичный балл за выполнение всей работы тоже другой — с 59 на 58.
Изменения в задании 19
ФИПИ сообщает о расширении языкового материала для пунктуационного анализа в задании 19. Теперь в задании будут присутствовать предложения с разными видами связи, в том числе и со составными союзами (не забудь повторить постановку знаков препинания в СПП).
Изменения в задании 27
Последнее важное изменение касается сочинения. Теперь при допуске трёх пунктуационных ошибок за задание даётся всего один балл (в ЕГЭ 2021 — два). Поэтому будь внимательным со всеми запятыми, тире и двоеточиями.
Данные изменения связаны с тем, что с 2022 года Единый государственный экзамен хотят сделать более практикоориентированным и исключить возможность выбрать правильный ответ наугад.
Но не переживай! Тебя это никак не коснётся, если ты уже начал готовиться к экзамену. И не забывай, что на онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ ты сможешь делать это эффективно и удобно.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Как успешно выбрать репетитора, чтобы сдать ЕГЭ
Как выбрать предметы ЕГЭ: 3 проверенные методики
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!
Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!
Адукар обещает крутых преподавателей и много полезной практики.
итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!
Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2022
Также как и в прошлые годы, в 2022 году ЕГЭ по русскому языку остаётся обязательным предметом для сдачи для всех выпускников 11-го класса. Чтобы хорошо подготовиться к данному испытанию рекомендуется начать подготовку как можно раньше. В данном материале мы представим вам критерии оценивания ФИПИ, согласно которым будет выставляться итоговая оценка.
Структура КИМа
На экзамене по русскому языку выпускникам предстоит выполнить 27 заданий, среди которых:
- 26 тестовых заданий с кратким ответом;
- 1 задание с развернутым ответом – сочинение по прочитанному тексту.
Формат и система оценивания этих двух работ существенно отличается. В данном материале пойдет речь именно о том, какие критерии определены в 2022 году для оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Подробнее о том, как оценивают декабрьское сочинение-рассуждение, читайте в статье «Критерии оценивания итогового сочинения». На протяжении многих лет больше всего переживаний выпускников связаны именно с заданием №27, в котором требуется написать сочинение, сформулировав проблему, поставленную автором в предложенном тексте.
Важно!
Важно! Не стоит путать сочинение, которое предстоит писать на ЕГЭ по русскому языку с итоговым сочинением-рассуждением, которое выпускники будут писать уже в декабре 2022 года.
На выполнение всех заданий отводится 210 минут (3,5 часа), из которых на сочинение эксперты рекомендуют выделить не менее 70 минут (1 час 10 мин.), иначе вы просто можете не успеть перенести в бланк ответов текст, написанный на черновике.
Критерии оценивания
Чтобы понять, каким должен быть качественный текст, достойный максимального балла, необходимо четко понимать критерии оценивания сочинения по русскому языку, разработанные ФИПИ специально для ЕГЭ 2022 года.
Важно!
Важно! Прежде чем оценивать работу, эксперты проверят объем текста. Если он окажется менее 70 слов, сочинение не будут проверять далее и за все критерии выставят «0» баллов.
Для работ объемом 70-150 слов действуют такие правила:
Как и в прошлом сезоне, в 2022 году проверка будет происходить по 12 пунктам, при этом критерии сочинения будут разделены на три блока:
- содержание;
- речевое оформление;
- грамотность.
Предлагаем более детально рассмотреть каждый блок и входящие в его состав критерии.
Содержание (К1-К4)
Первый критерий является крайне важным, так как в случае отсутствия в тексте формулировки проблемы (либо проблема сформулирована неверно), задание №27 далее не проверяют и оценивают в «0» баллов.
Второй критерий направлен на проверку качества иллюстраций и комментариев к проблеме, демонстрирующих ее понимание экзаменуемым. Он наиболее весомый из 12 пунктов и оценивается максимально в 5 баллов.
Обратите внимание, что критерии сочинения по русскому языку требуют от выпускника в 2022 не только сформулировать проблему (или проблемы) с опорой на данный в КИМе текст, а и привести минимум 2 иллюстрации с пояснениями.
Третий критерий дает только 1 балл за наличие в тексте личной позиции автора и его отношения к описанной в сочинении проблеме.
К-4 позволяет получить еще 1 первичный балл, который будет начислен, если участник ЕГЭ выразит свое личное отношение к позиции автора с обоснованием своего согласия или несогласия.
Речевое оформление (К5-К6)
Пятый критерий может дать будущему абитуриенту еще 2 балла за смысловую целостность и связность письменной речи.
За выразительность и точность речи можно получить 2 балла.
Важно!
Обратите внимание, что максимальный балл по данному критерию поставят только при условии, что в тексте соблюдены все речевые нормы (К-10).
Грамотность (К7-К12)
Третий блок включает сразу 5 критериев, проверяющих соблюдение норм орфографии, пунктуации, грамматики, речевых и этических норм, а также правильное изложение фактов.
Особенности оценивания
Итак, за выполнение задания №27 выпускник может получить 24 первичных балла из 58 возможных, что составляет 41% от всего результата ЕГЭ. Каждому выпускнику понятно, что без качественно написанного сочинения, невозможно получить конкурентный для поступления в ВУЗ результат.
Проверять 2-ю часть работы по русскому языку на ЕГЭ 2022 года традиционно будут два независимых эксперта, опираясь на критерии сочинения, список которых приведен в данной статье. Также критерии можно найти в демонстрационном варианте, который размещен на сайте ФИПИ. Если мнения экспертов незначительно разойдутся, результирующим будет среднее арифметическое. При существенном расхождении оценки (на 8 и более баллов), к проверке текста будет привлечен третий эксперт, мнение которого и примут как решающее.
Апелляция
Экзаменуемые имеют право оспорить результаты экспертной проверки. Если вы (и ваш педагог) твердо уверены, что работа достойна более высоких оценок, можно попробовать доказать это апелляционной комиссии. Алгоритм подачи апелляции должен быть следующим:
- Выпускник подает жалобу на имя директора школы (письменно в 2-х экземплярах).
- Директор незамедлительно передает ее на рассмотрение в КК (конфликтную комиссию).
- Конфликтная комиссия устанавливает дату рассмотрения апелляции (4 дня с момента поступления жалобы) и ставит родителей апеллянта в известность.
- В установленный день участник ЕГЭ и его доверенные лица (родители или педагог) приходят на заседание КК, где эксперты аргументируют свою оценку, сопоставляя работу и критерии оценивания сочинения 2022 года. На рассмотрение отводят 20 минут.
- Комиссия принимает окончательное решение – отклонить апелляцию или изменить баллы.
По материалам сайта 2021god.com
В 2022 году ЕГЭ по русскому языку будут обязательным для всех выпускников 11-х классов, поэтому каждому школьнику стоит знать, какой будет структура обновленных КИМов, появится ли устная часть экзамена и как организовать эффективную подготовку.
Список изменений
В КИМ ЕГЭ 2022 были сохранены главные характеристики типичной экзаменационной работы. Однако разработчиками все же были внесены некоторые изменения. Важные изменения, о которых стоит знать выпускнику:
- Из первой части убрали составное задание (1-3). Оно было направлено на проверку выпускника сжато передавать основную мысль представленного текста. Его заменило другое составное задание, которое нацелено на проверку способности производить стилистический анализ текста. Например, во 2 задании нужно будет определить (не выбрать вариант ответа, а написать самому), к какому стилю речи относится текст. В 3 задании нужно будет выбрать, в каком утверждении отражена главная мысль текста. А 1 задание представляет собой перечень стилистических характеристик текста, из которого нужно будет опять же выбрать то, что соответствует действительности.
- Изменения коснулись и задания 16. Здесь были изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания. Например, в демоверсии нужно определить, в каком предложении все слова (наречия, краткие прилагательные и др.) пишутся слитно.
- В задании 19, представленном в КИМ, был расширен языковой материал. Данное задание заключалось в пунктуационном анализе. Оно сохранило свою суть, но отрывок для анализа теперь больше.
- В критерии оценивания ЕГЭ по русскому языку 2022 были внесены уточнения по поводу норм оценивания сочинения, объем которого составляет от 70 до 150 слов (это минимальный объем, за который Вы не получите высший балл). Теперь количество допустимых ошибок уменьшается, если в сочинении от 70 до 150 слов. Например, орфографических и пунктуационных ошибок должно не быть вовсе (или одна не грубая), только тогда по этим критериям Вы получите 2 балла. Норма по объему остается прежней: 150-350 слов. Если у Вас меньше 70 слов, такая работа проверяться не будет.
- Изменениям был подвержен и первичный балл за выполнение всей работы. Ранее он составлял – 59, а с 2022 года будет составлять – 58. Кроме того, изменения затронули и шкалу перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые. Данное изменение было принято в целях обеспечения сравнения ЕГЭ 2022 с испытаниями прошлых лет.
Как заявили представители Рособрнадзор, некоторые изменения в ЕГЭ по русскому языку планируется вносить в период с 2022 по 2024 год. Это значит, что все эти нововведения могут быть быть представлены в экзамене этого года лишь частично. Точно станет известно не раньше октября 2021 года. Пока новые идеи обсуждаются и дорабатываются.
Структура новых КИМов
Часть | Задания | Тип ответа |
І | 26 шт. (№1-26) | краткий |
ІІ | 1 шт. (№27) | развернутый |
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту.
Распределение заданий экзаменационной работы по основным содержательным разделам курса русского языка будет таким:
Раздел | Кол-во заданий |
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка | 5 |
Основные орфоэпические (акцентологические) нормы современного русского литературного языка | 1 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 4 |
Основные орфографические нормы современного русского литературного языка | 7 |
Основные пунктуационные нормы современного русского литературного языка | 6 |
Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы современного русского литературного языка | 2 |
Основные изобразительно-выразительные средства языка | 1 |
Информационная переработка текста. Сочинение. | 1 |
Итого | 27 |
Оценивание
Выполнив все 27 заданий на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно набрать максимум 58 первичных баллов, из них:
- за выполнение 26 заданий 1-й части – 33 балла (57%);
- за сочинение (задание №27) – 25 баллов (43%).
При этом сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут оценивать по таким критериям:
№ | Критерий | Макс. балл |
К-1 | Формулировка проблем исходного текста | 1 |
К-2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | 6 |
К-3 | Отражение позиции автора исходного текста | 1 |
К-4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | 1 |
К-5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | 2 |
К-6 | Точность и выразительность речи | 2 |
К-7 | Соблюдение орфографических норм | 3 |
К-8 | Соблюдение пунктуационных норм | 3 |
К-9 | Соблюдение грамматических норм | 2 |
К-10 | Соблюдение речевых норм | 2 |
К-11 | Соблюдение этических норм | 1 |
К-12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | 1 |
После подсчета всех разаботанных экзаменуемым первичных баллов результат ЕГЭ 2022 года по русскому языку переводят в 100-бальную систему или так называемый тестовый балл.
Так, для получения аттестата в 2022 году 11-классникам достаточно будет набрать 27 баллов, а для поступления в ВУЗы – минимум 36.
Продолжительность экзамена
Напомним, что ранее поступило предложение от выпускников, их родителей, а также педагогов изменить продолжительность обязательного ЕГЭ по русскому языку. Несмотря на просьбу, осуществление данного предложения в ведомстве пока не планируется. Известно, что продолжительность экзамена не менялась с 2013 года. В настоящее время он отводится три с половиной часа. Стоит отметить, что данный период был определен по результатам экспериментов и исследований. Как заявили в Рособрнадзоре, основная цель ЕГЭ по русскому языку состоит в дифференциации выпускника по уровню освоения ими федерального государственного образовательного стандарта.
Таким образом, формат ЕГЭ будет неизбежно меняться в соответствии с современными запросами. Известно, что в 2021 году в ведомство было направлено одиннадцать предложений. В их число вошли предложение о проведении Единого государственного экзамена в двух форматах: письменном и компьютерном. Также было предложено предоставить возможность выпускнику выбрать наиболее подходящий для себя формат сдачи экзамена.
Безусловно, система ЕГЭ будет продолжать развиваться и совершенствоваться. Важно помнить, что для получения достаточно высокого балла на ЕГЭ необходима тщательная и своевременная подготовка. Усидчивость, трудолюбие, мотивация и уверенность в себе помогут выпускнику добиться больших успехов и поступить в ВУЗ на заветную специальность.
Секреты подготовки
Для выполнения тестовой части ЕГЭ выпускникам 2022 года необходимо будет повторить теоретический материал и приобрести опыт быстрого выполнения задания определенного типа. Для повторения теории можно использовать электронные версии школьных учебников или специализированные сборники для подготовки к ГИА (лучше всего 2021 или 2022 года).
Практиковаться педагоги рекомендуют, выполняя тестовые задания по русскому языку из открытого банка на официальном сайте ФИПИ, а также разбирая демонстрационные варианты и реальные задания досрочного и основного ЕГЭ последних лет. Также полезно будет изучить составленные ФИПИ словарики – орфоэпический и паронимов.
Чтобы написать хорошо сочинение, будет необходимо:
- прочитать произведения, в которых можно найти аргументацию по разным темам;
- занести в «читательский дневник» основные факты о прочитанных произведениях, которые могут пригодиться при написании сочинения;
- ознакомиться с планом написания сочинения к заданию №27 ЕГЭ по русскому языку;
- просмотреть видео-уроки онлайн-репетиторов с подробными разъяснениями, советами и разборами типичных ошибок;
- практиковаться, практиковаться, практиковаться, прорабатывая темы из банка ФИПИ и прошлогодние КИМы.
Поделиться с друзьями
Что объединяет всех одиннадцатиклассников в России? Правильно, обязательный экзамен по русскому языку. Его необходимо сдавать всем выпускникам школ, гимназий и лицеев, независимо от того, будут ли они поступать в высшие учебные заведения или нет (если человек не желает подавать документы в вуз, он сдаст ГВЭ — упрощенный вариант). Результаты абитуриент обязан предоставить в любом случае, какую бы специальность он ни выбрал. Каждый год этот важнейший экзамен видоизменяется и дополняется новыми коррективами. В 2022 году в КИМ ЕГЭ по русскому языку тоже будут внесены некоторые изменения, которые уже опубликованы на ФИПИ. Рассмотрим их поподробнее.
Минимальный порог
Минимальный порог ЕГЭ по русскому языку не меняется уже на протяжении нескольких лет. Так, чтобы получить аттестат, необходимо набрать 24 балла на экзамене, а для поступления в ВУЗ – 36. Стоит отметить, что конкретные университеты вправе сами устанавливать минимальные пороги. Однако они должны быть не ниже тех баллов, которые рекомендованы Рособрнадзором.
В будущем году ЕГЭ по русскому языку будет проводиться на базе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. На этот раз в КИМ будут включены новые модели заданий на применение школьных знаний.
Зачем и как меняют задания?
Каждое изменение ориентировано, главным образом, на усиление «деятельностной составляющей Контрольно-измерительных материалов». Так, изменения в ЕГЭ по русскому языку должны повысить навыки выпускника анализировать различную информацию, решать задачи, а том числе и практические, развернуто объяснять и аргументировать свой выбор. Создателей заданий тревожит тот факт, что подготовка выпускника сводится к обыкновенному натаскиванию на определенные типы заданий. В результате изучаем мы ЕГЭ, а не русский язык.
«Во главе угла этих стандартов не просто знание правил, фактов или формул, но их практическое применение. Акцент сделан на то, что школа должна научить ребенка систематизировать, анализировать информацию, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе прогнозы и выводы, рассуждать», — объяснили в Рособрнадзоре.
Кроме того, в ведомстве сообщили, что изменения необходимы, в первую очередь, потому что в 2022 году ЕГЭ будут сдавать те выпускники, которые с первого класса обучались по новым общеобразовательным стандартам.
Еще одна причина не может порадовать выпускников. В 2021 году была замечена тревожная тенденция: ребят, у которых были стобалльные сертификаты и достижения по олимпиадам, было больше, чем бюджетных мест с вузах. Конечно, увеличить количество бюджетных мест никак нельзя (в этом месте должен быть сарказм от Многомудрого Литрекона), приходится ужесточать ЕГЭ и требования к олимпиадам.
Чтобы исправить положение, чиновники вынесли на общественное обсуждение (на сайте ФИПИ) КИМЫ нового образца. До 30 сентября 2021 года эти нововведения будут дорабатываться, ведь в их корректировке будут задействованы все члены образовательного сообщества. Предполагается, что в октябре выйдут окончательные демоверсии, по которым нужно будет начать подготовку. Так что пока эти изменения стоит воспринимать, как вероятное развитие событий.
Список изменений
В КИМ ЕГЭ 2022 были сохранены главные характеристики типичной экзаменационной работы. Однако разработчиками все же были внесены некоторые изменения. Важные изменения, о которых стоит знать выпускнику:
- Из первой части убрали составное задание (1-3). Оно было направлено на проверку выпускника сжато передавать основную мысль представленного текста. Его заменило другое составное задание, которое нацелено на проверку способности производить стилистический анализ текста. Например, во 2 задании нужно будет определить (не выбрать вариант ответа, а написать самому), к какому стилю речи относится текст. В 3 задании нужно будет выбрать, в каком утверждении отражена главная мысль текста. А 1 задание представляет собой перечень стилистических характеристик текста, из которого нужно будет опять же выбрать то, что соответствует действительности.
- Изменения коснулись и задания 16. Здесь были изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания. Например, в демоверсии нужно определить, в каком предложении все слова (наречия, краткие прилагательные и др.) пишутся слитно.
- В задании 19, представленном в КИМ, был расширен языковой материал. Данное задание заключалось в пунктуационном анализе. Оно сохранило свою суть, но отрывок для анализа теперь больше.
- В критерии оценивания ЕГЭ по русскому языку 2022 были внесены уточнения по поводу норм оценивания сочинения, объем которого составляет от 70 до 150 слов (это минимальный объем, за который Вы не получите высший балл). Теперь количество допустимых ошибок уменьшается, если в сочинении от 70 до 150 слов. Например, орфографических и пунктуационных ошибок должно не быть вовсе (или одна не грубая), только тогда по этим критериям Вы получите 2 балла. Норма по объему остается прежней: 150-350 слов. Если у Вас меньше 70 слов, такая работа проверяться не будет.
- Изменениям был подвержен и первичный балл за выполнение всей работы. Ранее он составлял – 59, а с 2022 года будет составлять – 58. Кроме того, изменения затронули и шкалу перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые. Данное изменение было принято в целях обеспечения сравнения ЕГЭ 2022 с испытаниями прошлых лет.
Как заявили представители Рособрнадзор, некоторые изменения в ЕГЭ по русскому языку планируется вносить в период с 2022 по 2024 год. Это значит, что все эти нововведения могут быть быть представлены в экзамене этого года лишь частично. Точно станет известно не раньше октября 2021 года. Пока новые идеи обсуждаются и дорабатываются.
Продолжительность экзамена
Напомним, что ранее поступило предложение от выпускников, их родителей, а также педагогов изменить продолжительность обязательного ЕГЭ по русскому языку. Несмотря на просьбу, осуществление данного предложения в ведомстве пока не планируется. Известно, что продолжительность экзамена не менялась с 2013 года. В настоящее время он отводится три с половиной часа. Стоит отметить, что данный период был определен по результатам экспериментов и исследований. Как заявили в Рособрнадзоре, основная цель ЕГЭ по русскому языку состоит в дифференциации выпускника по уровню освоения ими федерального государственного образовательного стандарта.
Таким образом, формат ЕГЭ будет неизбежно меняться в соответствии с современными запросами. Известно, что в 2021 году в ведомство было направлено одиннадцать предложений. В их число вошли предложение о проведении Единого государственного экзамена в двух форматах: письменном и компьютерном. Также было предложено предоставить возможность выпускнику выбрать наиболее подходящий для себя формат сдачи экзамена.
Безусловно, система ЕГЭ будет продолжать развиваться и совершенствоваться. Важно помнить, что для получения достаточно высокого балла на ЕГЭ необходима тщательная и своевременная подготовка. Усидчивость, трудолюбие, мотивация и уверенность в себе помогут выпускнику добиться больших успехов и поступить в ВУЗ на заветную специальность.
Автор: Виктория Комарова