- 27.08.2021
Материал состоит из двух частей:
1 часть — официальные данные от ФИПИ что поменялось
2 часть — комментарии от разных экспертов (данная часть построена по комментариях от проекта ГОРА ЕГЭ https://vk.com/obsh_ege)
+ будет полезно посмотреть вот этот текстовый разбор изменений ЕГЭ 2022 по обществу.
- Для начала — посмотрите саму демоверсию ЕГЭ 2022 по обществу
ЧАСТЬ 1. Официальные данные от ФИПИ
В работу внесены следующие изменения.
- Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
- Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
- В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
- Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
- В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).
- В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
- Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
- Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
- Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут.
ЧАСТЬ 2. Что говорят эксперты об изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию
Автор текста — Алексей Васьков https://vk.com/alex1mann
Исходный материал в более полной версии https://vk.com/@obsh_ege-ege-2022
Пройдёмся по самым ключевым моментам.
СОКРАТИЛИ ВРЕМЯ ДО 3 ЧАСОВ
Составители убрали 4 задания в тесте, а вторую часть по объему оставили прежней. Изменения теста сэкономят лишь пару минут, в то время как экзамен сократили на целый час
Текущей длительности (3 ч 55 мин) часто не хватало даже умным ученикам. Мы знаем истории, когда ребята не получали 100 лишь по той причине, что просто не успели дописать ответы.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
во второй части появились 2 новых тематических задания:
- 21 (экономика): задача на график спроса и предложения. К привычным неценовым факторам добавили равновесную цену, закон спроса и предложения
- 23 (право): дано положение о Конституции РФ, его нужно пояснить на примере самой Конституции. Вместо неё также могут дать и другие законы
Есть много вопросов, как составители планируют выдерживать баланс блоков во второй части. Даже в демоверсии сразу 7 (!) заданий из 9 по политике и праву — это текст, новое 23 и план
Если распределять задания равномерно, то на каждый блок надо ~ по 2 задания (9 / 5 = 1,8). И даже новые тематические задания особо не помешают
Чтобы это было возможным, 25 задание логично отделить от 24 — и дать его по другому блоку. Сейчас их объединение кажется логичным: составили просто улучшили условие из перспективной модели
Но они могут спокойно существовать и отдельно. Кажется, это единственная возможность сохранить разнообразие заданий и не нарушить баланс блоков
С балансом понятно, но есть ещё одна странная вещь. Задание 25 делает план (24) легче из-за… своего условия
Посмотрим повнимательнее на это условие. Нужно объяснить роль многопартийности, назвать действующие в РФ партии и их функции
Ура! Составители дают нам пару подсказок для плана: многопартийность — партийные системы, а с функциями ещё более очевидно
И если пункт о партийных системах не является обязательным по ключам, то вот функции — да. Такие подсказки могут исказить реальный уровень подготовки
Скорее всего, составители просто не подумали об этом. Но если всё сохранится, то план станет чуть легче — это хорошо
В целом новое задание 25 довольно удачно заменяет сочинение. Но его отделение от плана решит сразу несколько проблем
ШТРАФ ЗА НЕВЕРНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ
Очень странно, но ФИПИ не упомянул это в списке изменений. В официальных критериях такого раньше не было
Дополнительные пункты часто спасают на ЕГЭ. Потому что полное раскрытие примеров, их разное содержание и другие нюансы — это довольно расплывчатое и неоднозначное требование
Заранее не знаешь, насколько строгий эксперт будет проверять твою работу и в каком настроении он будет. В ситуации неоднозначности и стресса дополнительные пункты — хорошая подушка безопасности. И сдающие ЕГЭ имеют на неё право!Спасибо составителям за четкое разделение 1 и 2 части
СПАСИБО СОСТАВИТЕЛЯМ ЗА ЧЕТКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ 1 И 2 ЧАСТИ
В перспективной модели тест и вторая часть были вперемешку. Так уже сделали в ОГЭ, хотели добавить и в ЕГЭ. Но кажется очевидным, что в условиях стресса ответы легко могут «поехать» в бланке, что приведёт к потере баллов
В проекте демоверсии разработчики сохранили текущий порядок заданий. И это очень хорошая новость!
ПОЧЕМУ ОСТАВИЛИ 3 И 12 ЗАДАНИЯ (ПО СТАРОЙ НУМЕРАЦИИ)?
В перспективной модели предлагали убрать 3 задание, а 12 перенести во вторую часть. Однако оба задания остались в старом варианте
С # 3 особых мыслей нет. А вот в новой модели # 12 просто могли найти пробелы при апробации. Есть вероятность, что его доработают и введут в следующем году
ИЗМЕНЕНИЯ В # 21, 22 И 25 (ПО СТАРОЙ НУМЕРАЦИИ)
Задания 21 и 22 раньше были очень похожи друг на друга. В одном было 3 вопроса по тексту, в другом — 2 вопроса по тексту и раскрытие термина. Чтобы избежать дублирования, в 22 оставили только термин
22 и 25 тоже были похожи друг на друга: в обоих заданиях нужно было раскрыть смысл термина. Причём часто это были одни и те же понятия. Поэтому и их решили объединить
На выходе имеем 21 задание с вопросами по тексту и 22 задание, в котором спрашивают лишь термин. А проверяют его по бывшему критерию 25.1
Это решение кажется вполне удачным и продуманным!
НОВОЕ В КОДИФИКАТОРЕ И СПЕЦИФИКАЦИИ
В кодификатор добавили примерный перечень того, что могут спрашивать. Выглядит это примерно так:
По нашему опыту можно сказать, что список довольно хороший. Да, тут перечислено не всё, что могут спросить, но это уже хороший ориентир для выпускников
Из необычного: порядок приёма в вузы, тенденции экономического развития России и антикоррупционное законодательство РФ
+ ЕЩЁ
В спецификации обновили перечень НПА, с которыми составители советуют ознакомиться
Например, добавили отдельные положения ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ «О Центральном банке РФ». Они и раньше уже встречались в экзамене, составители лишь привели список в соответствие, спасибо им за это.
И ещё несколько видео о том, что и как поменялось в ЕГЭ по обществу
24.08.2022
105679
ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных экзаменов, но статистика говорит, что его сдают не очень хорошо. Средний балл по обществознанию в 2022 году — всего лишь 59,9, ведь многие выпускники не учитывают специфику экзамена. В этой статье мы обсудим структуру и особенности ЕГЭ по обществознанию 2023. В конце вас ждут советы для успешной подготовки!
Особенности экзамена
Как мы уже сказали ранее, ЕГЭ по обществознанию является одним из самых популярных для сдачи экзаменов среди выпускников. В 2022 году ЕГЭ по обществознанию сдавало более 330 тыс. человек. Однако многие не учитывают специфику и сложности экзамена. Давайте вместе рассмотрим его основные особенности.
Экзамен по обществознанию длится 210 минут (3 часа 30 минут) и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:
- Человек и Общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Право
Всего за весь экзамен можно получить максимум 58 первичных баллов. Ты, наверное, спросишь, что за первичные баллы и почему только 58. Здесь мы остановимся немного подробнее.
Первичные баллы переводятся в знакомую для нас оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных.
Раз мы начали говорить про цифры, то пороговый балл по обществознанию — 42 балла. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов.
А значит, набрать этот балл не так-то просто. Только подумайте, сколько разных подтем есть в пяти блоках, которые включены в экзамен! Надо знать законы и философские течения, уметь разбираться в политических течениях и экономике, давать точные определения терминам… А еще уметь анализировать графики и рассуждать и аргументированно доказывать свою точку зрения.
Когда я готовлю своих учеников к ЕГЭ по обществознанию, мы обязательно разбираем все это. А еще учимся правильно оформлять ответы на вопросы и следовать всем критериям оценивания. И ни одно занятие не обходится без парочки полезных лайфхаков, которые помогут быстрее решить задание. Всему этому я могу научить и вас — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ в MAXIMUM Education!
Основные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2023
В 2023 году в ЕГЭ по обществознанию не были внесены существенные изменения. Ключевые изменения коснулись лишь разбалловки за некоторые задания, а также внесены уточняющие формулировки для задания Части 2.
1. Были внесены изменения в формулировке задания №18:
Было:
Стало:
2. В задании 25 была скорректирована формулировка задания в сторону детализации. Также, если в 2022 году это задание оценивалось максимум в 4 балла, то с 2023 года максимальный балл увеличили до 6.
3. В части 1 за задание 3 был снижен максимальный балл: с 2 баллов до 1.
4. Увеличен максимальный первичный балл, который можно получить за весь экзамен: с 57 до 58 баллов.
Часть 1
Первая часть ЕГЭ по обществознанию 2023 состоит из 16 заданий. Всего за эту часть можно набрать 28 первичных баллов (48% от максимального первичного балла).
В данной части вы можете встретить следующие форматы заданий:
- задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1-5, 7, 8-12, 14,16);
- задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).
По темам задания распределяются так:
Обратите внимание: задание № 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в первом задании может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.
Здесь нужно быть очень внимательным: часто баллы теряют ученики, которые не знают особенности решения заданий — ко многим нужен особый подход. В одной статье рассказать обо всех форматах невозможно, но мы подробно разбираем их на онлайн-курсах MAXIMUM Education по подготовке к ЕГЭ. Записывайтесь, чтобы разобраться со всеми непонятными темами и сдать экзамен на высокий балл!
Часть 2
Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 30 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить. Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.
- 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
- 18. Составление определения (2 балла)
- 19. Написание примеров (3 балла)
- 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
- 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
- 22. Решение задания-задачи (4 балла)
- 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
- 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
- 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (6 баллов)
Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2023.
- Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
- Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
- Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
- Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
- Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.
Советы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2023
ЕГЭ по обществознанию 2023 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.
Что нужно сделать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2023 на высокий балл?
- Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
- Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
- Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места. Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
- Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
- При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец. Наоборот — начинайте именно с них!
И еще один важный пункт: отслеживайте свой прогресс. Почаще пишите пробные экзамены, решайте тесты, готовьте планы, учитесь аргументировать. Через месяц учебы сравните свои старые результаты с новыми. Что улучшилось? Что не изменилось? Где еще есть пробелы? Такая работа поможет вам понять, на какие темы и задания стоит обратить внимание непосредственно перед экзаменом.
Однако самому отслеживать свой прогресс не очень просто. Нужна дисциплина и умение критично оценивать собственные ответы. Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ я провожу срезы и пробные экзамены, анализирую ошибки и обсуждаю их с каждым учеником отдельно. Если у кого-то возникают дополнительные вопросы, мы разбираем их все вместе и учимся на ошибках.
Благодаря такой подготовке мои ученики и сдают ЕГЭ по обществознанию на 80+. Хотите оказаться среди них? Приходите на наши курсы подготовки к ЕГЭ, и я научу вас всему, что знаю!
Лайфхаки экзамена
К рубрике
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
- Сейчас обучается 93 человека из 45 регионов
- Сейчас обучается 256 человек из 62 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию
(на основе методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок
участников ЕГЭ -2020 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ и материалов проверки ЕГЭ — 2021 экспертами;
материалами демоверсии ЕГЭ- 2022) -
2 слайд
Изменения в КИМ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года
1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
2. Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.). -
3 слайд
Изменения в КИМ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года
6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
7. Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
8. Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.
9. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут. -
4 слайд
Распределение заданий части 2 варианта КИМ ЕГЭ – 2022
по содержанию, видам умений и способам действий
Задания части 2 (17–25) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней школы (социальную философию, экономику, социальную психологию, социологию, политологию, правоведение).
Задания 17-20 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста или нормативно-правового акта.
Задание 17 (бывшее 21) направлено на выявление умений находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. (2 балла)
Задание 18 (бывшее 25) проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий. (2 балла)
Задание 19 (бывшее 23) нацеливает на конкретизацию (иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт. (3 балла)
Задание 20 (бывшее 24) предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. (3 балла) -
5 слайд
Работа с заданием 18 (бывшее 25)
Задание 18 проверяет умение самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий. (2 балла)Выполнение данного задания открывает источник информации, позволяющий судить об уровне подготовки выпускников:
раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков)
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.) -
6 слайд
Работа с заданием 18
Понятия, смысл которых необходимо раскрывать, различаются по своему объему. Как правило, достаточно указать родовую принадлежность и два отличительных признака.
Но бывают и исключения, например: классическое понятие истины как знания, которое соответствует предмету познания.
ФИПИ рекомендует при изучении курса обществознания ориентировать обучающихся на общепринятые определения базовых понятий курса. Необходимо, чтобы объяснение смысла / определение понятия было полным, четким, ясным и недвусмысленным. Собственно говоря, это и есть основная позиция критериев оценивания данного элемента ответа. -
7 слайд
Работа с заданием 18
-
8 слайд
Работа с заданием 18
Что же должен знать обучающийся о задании 18?
объяснение смысла / определение понятия нужно дать полно, четко, ясно, недвусмысленно;
2) не засчитываются: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;
– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;
– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию;
3) предложения, содержащие информацию о различных аспектах понятия, должны быть распространенными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия; -
9 слайд
Работа с заданием 18
В связи с изложенным выше рекомендуем учителям при изучении соответствующих тем проанализировать, как то или иное ключевое понятие трактуется в учебниках из двух-трех УМК, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2019/20 и 2020/21 учебных годах.
В случае обнаружения в учебниках ошибок рекомендуем исправлять их в учебном процессе (ни в коем случае не допускать заучивания обучающимися ошибочных определений понятий, теоретических положений) и обращаться в Минпросвещения России, к полномочиям которого относится ведение Федерального перечня учебников. -
10 слайд
Работа с заданием 18 (бывшее 25)
Анализ ученических работ ЕГЭ-2020 по оценке экспертов:
Раскройте смысл понятия «социальная мобильность»;Не актуально:
Составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о любых четырёх каналах социальной мобильности в современном обществе;
— одно предложение, раскрывающее любую причину нисходящей социальной мобильности в современном обществе -
11 слайд
Работа с заданием 18/25
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
Правильный ответ должен содержать элементы:
смысл понятия, например: Перемещение индивида или социальной группы в структуре общества;Не актуально:
первое предложение: К каналам социальной мобильности в современном обществе относят образование, массовую культуру, брак, СМИ, бизнес, профессиональный спорт и др.;
второе предложение: Экономический кризис, приводящий к банкротству фирм и росту безработицы, является одной из причин нисходящей социальной мобильности в современном обществе. -
12 слайд
Работа с заданием 18 /25
Баллы ФИПИ – 1-1
-
13 слайд
Работа с заданием 18 /25
Баллы ФИПИ – 2-1
-
14 слайд
Работа с заданием 18/25
Раскройте смысл понятия «инфляция»; -
15 слайд
Работа с заданием 18/25
Расширение и дополнение критериев оценивания задания 18/25:
Если дан только один признак: «обесценивание денег», либо: «долговременный процесс роста цен» – 1 балл; если оба признака – 2 балла. Если не указана «долговременность», ответ не засчитывается.баллы экспертов – 1-1
-
16 слайд
Работа с заданием 19 (ЕГЭ 2022) /23 (ЕГЭ 2021)
Задание 19 нацеливает на конкретизацию (иллюстрацию и т.п.) примерами отдельных положений текста с опорой на контекстные обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три органа (и/или организации), которые осуществляют в РФ защиту прав и свобод граждан. Приведите конкретный пример, иллюстрирующий реализацию данной функции каждым из них. (В каждом случае сначала назовите орган (и/или организацию), затем приведите соответствующий пример. Каждый конкретный пример должен быть сформулирован развернуто.) -
17 слайд
Работа с заданием 19 (ЕГЭ 2022) /23 (ЕГЭ 2021)
Расширение критериев по позиции органов /организаций, осуществляющих в РФ
защиту прав и свобод граждан:Уполномоченный по правам человека
Президент РФ
Следственный комитет
ФСБ
МВД
Судебные приставы
МЧС
Нотариат
Адвокатура
Роспотребнадзор
Политические партии
Общественные организации (общество защиты прав потребителей, профсоюз, комитет солдатских матерей…) -
18 слайд
Работа с заданием 19 (ЕГЭ 2022) /23 (ЕГЭ 2021)
Типичные ошибки выпускников:
Невнимательно читают задание;
Указывают не органы или организации, а профессию, должностное лицо. В следствии чего, такие позиции, как:
Адвокат
Нотариус
Полицейский
комиссией не принимались;
Указывались только органы/организации без примеров и наоборот – 0 баллов;
В примерах не указывалось, как эти органы/организации осуществляют защиту прав и свобод граждан – 0 баллов -
19 слайд
Работа с заданием 19 (засчитаны позиции 2-3: 2 балла из 3)
-
20 слайд
Работа с заданием 20 (ЕГЭ 2022) /24 (ЕГЭ 2021)
Задание 20 предполагает использование информации из текста и контекстных обществоведческих знаний в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. (3 балла)
Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость деятельности институтов гражданского общества для функционирования правового государства. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространенное предложение.) -
21 слайд
Работа с заданием 20 /24
Типичные ошибки выпускников:
Невнимательно читают задание;
Аргументируют только деятельность какого-либо института гражданского общества;
Выделяют только функции правового государства;
В аргументах не показана необходимость деятельности институтов гражданского общества для функционирования правового государства;
Подменяют аргументацию в виде распространенных предложений словами и словосочетаниями. В данном случае такой вариант не засчитывается в качестве аргументов;
За все приведенные варианты ответов выпускников ставится 0 баллов. -
22 слайд
Работа с заданием 20 /24 (0 баллов из 3)
-
23 слайд
Работа с заданием 26 (ЕГЭ 2021)
Задание 26 проверяло умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс.
26. Назовите любые три различных проявления процесса глобализации и проиллюстрируйте примером каждое из них. (В каждом случае сначала назовите проявление, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.) -
24 слайд
Работа с заданием 26 (ЕГЭ 2021)
Расширение веера ответа по проявлениям процесса глобализации:
экономическая интеграция связей между странами;
формирование международных организаций;
ТНК;
международная система разделения труда.Баллы экспертов – 2 из 3
-
25 слайд
Работа с заданием 24/28
(из МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)
Задание 24 требует составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
При выполнении заданий данного типа выявляются умения: систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессов.
В задании 28 уточнены требования к количеству подпунктов каждого детализированного пункта плана. Также был изменен и бонусный принцип критерия 28.2: «1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла». -
26 слайд
Работа с заданием 24/28
(из МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)
Проанализируем формулировку задания (Демоверсия 2021):
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические партии».
Сложный план должен содержать не менее трех пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)
Итак, помимо указания конкретной темы, план которой необходимо написать, условие задание содержит требование к форме задания. Речь идет о формальных условиях, которые должны быть соблюдены для того, чтобы план считался сложным. При этом речь идет не о планах вообще, а именно о задании 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г. по обществознанию.
Означает ли это, что в плане должно быть только три пункта? Нет! Их может быть сколько угодно. И при этом они могут быть как детализированными, так и не детализированными в подпунктах. Но выпускник должен четко понимать, что является тем минимумом, начиная с которого при корректном изложении содержания, он может претендовать на получение максимального балла. -
27 слайд
Работа с заданием 24/28
Например, приведенный ниже пример 1 будет оценен следующим образом: К28.1 – 0 баллов, К28.2 – 0 баллов. И дело здесь не в «придирках составителей», не в их якобы «желании лишить ребенка будущего», – план не соответствует требованиям задания (в нем всего два пункта).
Пример 1.
Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
2. Классификации политических партий:
а) либеральные;
б) консервативные;
в) социалистические. -
28 слайд
Работа с заданием 24/28
От формата задания перейдем к содержанию
План – четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей. Раскрытие темы выпускником означает, что он кратко формулирует пункты, отражающие сущность темы, ее специфику, то есть указывает обязательные пункты. И учителя, и школьники должны понимать, что «угадывать» ничего не нужно, нужно просто понимать смысл той или иной темы.
Пример 2. (по критериям оценивания)
Понятие политической партии.
Особенности политических партий как общественных организаций: а) наличие программы; б) наличие устава; в) наличие организационной структуры; г) наличие партийного аппарата и др.
Функции политических партий в демократическом обществе: а) представительство интересов большинства социальных групп; б) политическая социализация; в) участие в выборах (электоральная) и др.
Классификации политических партий: а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.); б) по организационному признаку (массовые, кадровые); в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные); г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
Типы партийных систем: а) однопартийная система; б) двухпартийная система; в) многопартийная система и ее разновидности. -
29 слайд
Работа с заданием 24/28
Давайте проанализируем пункт 1 из примера 2.
Ответим на следующие вопросы. Имеет ли он абстрактно-формальный характер? Отражает или нет специфику темы? Засчитывается или не засчитывается при оценивании?
Раскрытие различных тем в большинстве УМК по разным научным дисциплинам, как правило, начинается с характеристики ключевого понятия этой темы.
Поэтому пункт «Понятие политической партии» не является абстрактно-формальным, отражает специфику темы. Но засчитывается он только как элемент, необходимый для признания плана сложным, в ситуации, когда ученик вместе с этим пунктом формулирует всего три пункта (см. пример 3). -
30 слайд
Работа с заданием 24/28
Пример 3.
Понятие политической партии.
Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы; б) наличие устава; в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация; в) участие в выборах (электоральная) и др.
Но такой пункт никогда не включается в число двух «обязательных»/содержательных пунктов. Такое правило закономерно и поддержано экспертным сообществом. -
31 слайд
Работа с заданием 24/28
Вполне логичным представляется пояснить то, какие формулировки пунктов плана в задании КИМ ЕГЭ по обществознанию могут быть признаны имеющими абстрактно-формальный характер и не отражающими специфики темы. Продемонстрируем это в примерах 4 и 5.
Пример 4.
1. Политические партии:
а) структура; б) признаки; в) виды.
2. Значение политический партий:
а) для общества; б) для самой партии; в) для индивида.
3. Функции политической партии в обществе:
а) в экономической сфере; б) в политической сфере; в) в социальной сфере; г) в
духовной сфере.
Пример 5.
1. Введение:
а) понятие; б) структура; в) примеры.
2. Основная часть:
а) признаки; б) виды; в) функции.
3. Заключение:
а) роль в мире; б) роль в России; в) роль в жизни общества; г) роль в жизни отдельного человека. -
32 слайд
Работа с заданием 24/28
Примеры 4 и 5 представляют собой некую общую модель, первоначальную умозрительную схему, в которой отсутствуют конкретные штрихи, детали, отражающие специфику темы.
Именно такие и подобные им пункты (по отдельности или в комплексе) в контексте данного задания мы считаем абстрактно-формальными, не раскрывающими заданную тему по существу.
Вернемся к примеру 2.
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Например, при раскрытии данной темы выпускник может назвать пункт 2 «Особенности/черты/характеристики/признаки политических партий» ИЛИ «Особенности/черты/характеристики/признаки политических партий как общественных организаций / политических институтов» и т.п., а пункт 3 – «Роль политических партий» и т.д -
33 слайд
Работа с заданием 24/28
Обращаем также внимание на то, что если обучающиеся в своих планах любую классификацию (типологию) представят не в одном, а в нескольких пунктах, то с качественной точки зрения это все равно будет один «обязательный» пункт (см. пример 6, пункты 4 и 5).
Пример 6.
Понятие политической партии.
Особенности политических партий как общественных организаций.
Функции политических партий в демократическом обществе:
Типы партий по идеологическому признаку: а) либеральные; б) консервативные; в) социалистические и т.п. 5. Виды партий по отношению к проводимой политике: а) правящие; б) оппозиционные. -
34 слайд
Работа с заданием 24/28
В условии задания сделан акцент на количестве подпунктов каждого детализированного пункта.
Поясним: во-первых, требование о количестве подпунктов распространяется на все детализированные пункты плана (в плане могут быть пункты, не детализированные в подпунктах), а именно формулировка «каждый пункт плана» включает в себя и пункты, которые будут засчитаны как раскрывающие тему по существу, и пункты составленного плана, которые не будут засчитаны; во-вторых, количество этих подпунктов по общему правилу должно быть не менее трех, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.
Что имеется в виду? Вернемся к примеру 6. Так, пункт 5 «Виды партий по отношению к проводимой политике» может содержать только два подпункта. Или, например, при составлении плана по теме «Научное познание» выпускник указывает пункт «Уровни научного познания», их всего два: эмпирические и теоретический. При этом пункт «Методы научного познания» может быть раскрыт в трех и более подпунктах. -
35 слайд
Работа с заданием 24/28
Какие действия необходимы для успешного выполнения задания 24? (по ФИПИ)
выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех);
продумать формулировки пунктов плана, чтобы они соответствовали заданной теме;
составить сложный план, детализировав в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу;
проанализировать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трех подпунктах или только в двух;
проверить, «работают» ли пункты (подпункты) на раскрытие заданной темы, не являются ли формулировками абстрактно-формального характера, не отражающего специфики темы;
проверить корректность формулировок.
Желательно составлять планы параграфов из учебника. -
36 слайд
Работа с заданием 28 (ЕГЭ-2020)
Анализ ученических работ ЕГЭ-2020 по оценке экспертов:
Составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Банковская система» -
37 слайд
Работа с заданием 28
Баллы ФИПИ – 2-1
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 153 788 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 04.02.2022
- 152
- 0
Презентация «Рынок труда. Безработица»
- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
- Тема: § 6. Правовые основы предпринимательской деятельности
Рейтинг:
5 из 5
- 04.02.2022
- 203
- 6
Презентация «Право ют ответ. закон.процес»
- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
- Тема: § 21. Политическая система
- 04.02.2022
- 143
- 2
Рейтинг:
5 из 5
- 04.02.2022
- 171
- 1
Конспект «Человек в группе»
- Учебник: «Обществознание», Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.
- Тема: § 7. Человек в группе
- 04.02.2022
- 211
- 4
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методы изучения национально-психологических особенностей и межнациональных отношений в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Основы геополитики» профильного обучения в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания гражданского права с учетом реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
-
Курс повышения квалификации «История и теория этики в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Экономика и право: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курса права в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и проведение научно-исследовательской работы в области общественных и гуманитарных наук»
Сдача ЕГЭ по обществознанию необходима для поступления во многие ВУЗы, поэтому этот предмет так популярен у выпускников. Мы собрали самые последние данные как проходит ЕГЭ по обществознанию в 2022 году, планирует ли ФИПИ изменения в КИМах, какой будет дата экзамена. Вы узнаете, с чего лучше начать подготовку и какие темы следует охватить.
Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2022
Какие типы заданий встретятся на ЕГЭ по обществознанию 2022?
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2022?
Изменения в ЕГЭ по обществознанию 2022
Задания и требования к экзаменам меняются ежегодно. В 2022 году изменения коснулись не только заданий, но и формата проведения экзамена. Меняется сама модель экзамена. Главным будет являться не просто теоретические знания правил и фактов, а умение их применять на практике. Выпускник должен уметь анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать прогнозы и выводы, научиться рассуждать и аргументировать свою точку зрения.
Изменения в ЕГЭ 2022 по обществознанию:
- Произошло снижение максимального балла до 57 вместо прежних 64.
- Экзамен будет длиться 180 минут (в прошлом году на его проведение выделялось 3 часа 55 минут).
- Сколько заданий в ЕГЭ по обществознанию в 2022 году – 25.
- Какие задания исключены: 1, 2, 20 (по нумерации, действующей в 2021 году).
- Какие исключены упражнения: 22, 26.
- Задание на анализ графика спроса и предложения теперь подразумевает развернутый ответ, вместо краткого.
- По заданиям 17-20, 24-25 произведена группировка.
- Задание на составление плана развернутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения.
- Увеличился на 1 максимальный балл по заданию 22 (по нумерации 2022 г.).
- Исключено альтернативное задание на написание мини-сочинения.
- Во второй части появилось новое задание по Конституции и законодательству РФ.
Теперь при выполнении второй части запрещено добавлять дополнительные элементы ответа (более чем требуется), например, приводить дополнительные характеристики, аргументы, признаки и т.д. За это балл будет снижен.
О структуре экзамена
Основной этап ЕГЭ по обществознанию пройдет 9 июня 2022 года.
Структура ЕГЭ по обществознанию:
- Количество частей 2.
- 1 часть дает возможность набрать 29 первичных баллов. Она состоит из 16 заданий и подразумевает краткие ответы. Будут даны варианты ответов, нужно выбрать правильный. Предлагаются задания разных уровней сложности: 8 базовый уровень и 8 повышенный уровень.
- 2 часть дает возможность набрать 28 первичных баллов. Она состоит из 9 заданий, по которым нужно дать развернутый ответ. Также задания 2-х уровней сложности: базовый уровень 5 заданий – 17, 18, 21-23, высокий уровень 4 задания – 19, 20, 24, 25.
Тематика заданий:
Тема |
Подразделы |
Человек и общество |
|
Экономика |
|
Социология |
|
Политика |
|
Право |
|
Многие выпускники интересуются, чем можно пользоваться на ЕГЭ по обществознанию, ответ ничем. На ЕГЭ по обществознанию не допускается использование дополнительного материала или оборудования.
Шкала оценивания
Сколько первичных баллов дают за правильный ответ:
- По 1 баллу за ответы на задания 1, 9, 12. Ответ должен быть сделан по инструкции к заданию.
- По 2 балла – 2-11, 13-16-18. Если в задании допущена 1 ошибка, 1 балл снимают, если ошибки 2 баллы не начисляются.
- По 3 балла – 20, 21, 23. Баллы начисляются за полное правильное выполнение задания.
- По 4 балла – 22, 24, 25. Баллы начисляются за полное правильное выполнение задания.
Всего можно набрать 57 первичных баллов.
Изменение шкалы перевода первичных баллов ЕГЭ по обществознанию в тестовые баллы будет произведено на основе реальных результатов экзамена 2022 года.
Минимально для поступления в ВУЗы потребуется набрать 42 балла.
Оценка первой части осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств. Вторая часть проверяется специалистами на основе разработанных критериев.
Какие типы заданий встретятся на ЕГЭ по обществознанию 2022?
Виды заданий по обществознанию по части 1:
- Выбор двух терминов, выпадающих из ряда.
- Выбор верных суждений, положений.
- Установление соответствий между перечнями признаков.
По части 2:
- Приведение прямых цитат, составление определений, приведение развернутых примеров, формулировка и аргументация суждений, связанных с проблемой текста.
- Новое задание. Анализ графика «изменение спроса и предложения, равновесная цена», ответ на вопросы.
- Ситуационная задача, где нужно проанализировать текст и ответить на вопросы.
- Новое задание. Приведение примеров с указанием на статьи Конституции или других Законов. Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространенное предложение с опорой на конкретное положение Конституции РФ, однако конкретные номера статей указывать не требуется, главное понимать Закон, а не зазубривать.
- Составление развернутого плана как минимум из 3-х пунктов по заданной теме.
- Эссе-рассуждение. Потребуется дать 5 элементов ответа. Нужно обосновать заданное теоретическое положение, ответить на вопросы, привести примеры.
Как подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2022?
Для получения высокого балла на экзамене, готовиться к нему необходимо начинать заранее, как минимум за 2-3 месяца, постепенно расширяя свои компетенции. Предварительно нужно узнать, как проходит ЕГЭ по обществознанию, какие включены задания и требования, предъявляемые к ответам. Чтобы успешно сдать единый государственный экзамен, выпускник должен иметь широкий кругозор, знать базовую математику, историю, русский язык, интересоваться происходящими в стране и в мире событиями, уметь анализировать дополнительные источники информации.
Как можно готовиться к экзамену:
- Изучите инструкции к ответам на вопросы и отработайте ответы, чтобы на экзамене не запутаться.
- Проанализируйте, какие темы требуют больше времени для выполнения задания.
- Определитесь, как вам лучше начинать писать тест, с первой или со второй части, многие считают лучшим вариантом сначала сделать более трудные задачи.
- Выберите темы, выполнение которых для вас вызывает наибольшие затруднения и уделите им больше внимания.
- Воспользуйтесь демоверсиями ЕГЭ, размещенными на сайте ФИПИ, чем больше на практике вы будете проходить тестов, тем легче вам будет на экзамене.
- Если вы рассчитываете на максимально возможный балл, придется выучить все поправки в Конституцию, принятые прошлым летом, и научиться обосновывать их значимость.
- Сравнивайте результаты пройденных тестов, вы узнаете свои слабые и сильные стороны, поймете, куда двигаться дальше, на что обратить более пристальное внимание.
Официальный сайт ФИПИ опубликовал документ с планируемыми изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года по обществознанию.
→ скачать документ
Изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года по обществознанию
1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.
2. Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).
3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).
4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.
5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).
6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).
7. Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).
8. Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов. 9. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут
С 2022 года ЕГЭ проводится на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Во всех учебных предметах, кроме информатики, планируется изменение структуры КИМ, включение новых моделей заданий на применение предметных знаний.
Все изменения направлены на усиление деятельностной составляющей КИМ: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др.
Во всех учебных предметах планируется изменение шкалы перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые баллы на основе реальных результатов экзамена 2022 года для обеспечения сопоставимости ЕГЭ 2022 года с экзаменами прошлых лет
Связанные страницы:
1 августа 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Официальная демоверсия ЕГЭ 2023 от ФИПИ.
Изменения в КИМ 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года
1. Изменена формулировка задания 18.
2. Детализирована формулировка задания 25 и изменена система его оценивания. Максимальный балл увеличен с 4 до 6.
3. Максимальный балл за выполнение задания 3 уменьшен с 2 до 1 балла.
4. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы изменён с 57 до 58 баллов.
Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.
→ Демоверсия: ob-11-ege-2023-demo.pdf
→ Спецификация: ob-11-ege-2023-spec.pdf
→ Кодификатор: ob-11-ege-2023-kodif.pdf
→ Скачать одним архивом: ob_11_2023.zip
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 30 минут.