Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Демоверсия ЕГЭ 2023 по русскому языку
-
2 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложностиНа выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 30 минут
-
3 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 54 -
4 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
В части 1 экзаменационной работы изменён порядок следования заданий на основе микротекста (1-3)Задание №1 (выберите верные утверждения…) — > стало азданием №3
Задание №2 (на место пропуска вставьте…) — > стало заданием №1
Задание № 3 (определить значение слова…) — > стало заданием №2
-
5 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
В задании №2 (в КИМ 2022 года — задание 3)) изменена формулировка и система ответов (множественный выбор) -
6 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
Заданиям 3 (в КИМ 2022 года — задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учётом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях,
Так, задание 3 (в КИМ 2022 года — задание 1) становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста,
Задания 3 (в КИМ 2022 г. — задание 1), 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточнёнными перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства языка, представленными в Кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. -
-
8 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Орфоэпический словник). -
9 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Словарик паронимов). -
10 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
В задании 8 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5 до 3).
3 балла — всё верно;
2 балла — одна–две цифры не на своих местах;
1 балл — три–четыре цифры не на своих местах. -
11 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10-12). -
12 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому 21 заданию присвоили повышенный уровень сложности — теперь это задание со звёздочкой. Баллы остались прежними. -
13 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
Задание 26. Максимальный балл на 2023 год также равен 3 первичным.
В КИМах предыдущего года была возможность набрать за это задания 4 первичных балла
3 балла — 0 ошибок
2 балла — 1 ошибка
1 балл — 2 ошибки
0 баллов — 3 и более ошибок -
14 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; -
-
16 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12. -
-
18 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5); Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка». -
-
-
-
22 слайд
Демоверсия ЕГЭ по русскому языку2023 г.
В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объём сочинения. -
Слайд 1
Изменение ЕГЭ по русскому языку в 2023 году
Слайд 2
Что же нового? С 2022 года ЕГЭ проводится на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. В 2023 г. продолжается корректировка экзаменационных моделей по большинству учебных предметов в соответствии с ФГОС. Все изменения, в том числе включение в КИМ новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развёрнутого объяснения, аргументации и др.
Слайд 3
Задание 1 1) В части 1 экзаменационной работы изменён порядок следования заданий на основе микротекста (1-3).
Слайд 4
Задание 2 2) В задании 2 (в КИМ 2022 года — задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.
Слайд 5
Задание 3 3) Заданиям 3 (в КИМ 2022 года — задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учётом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Так, задание 3 (в КИМ 2022 года — задание 1) становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Задания 3 (в КИМ 2022 г. — задание 1), 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточнёнными перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства языка, представленными в Кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Кроме того, в задании 26 изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 4 до 3).
Слайд 6
Задание 4 4) В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Орфоэпический словник).
Слайд 7
Задание 5 5) В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Словарик паронимов).
Слайд 8
Задание 8 6) В задании 8 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5 до 3).
Слайд 9
Задание 9 7) В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10-12).
Слайд 10
Задание 27 Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».
Слайд 11
Сочинение 9) Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12 . За критерий К2 теперь дадут 5 ПБ (было 6). 10) В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объём сочинения.
Слайд 12
Итоговый балл 11) Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 54 №26 теперь оценивается в 3 ПБ (было 4 ). №8 Теперь оценивается в 3 ПБ (было 5) .
Подробно разбираем демоверсию ЕГЭ 2023 по русскому языку с преподавательницей Вебиума Агнией Розенталь.
Какие произошли изменения в ЕГЭ 2023 по русскому языку
Главное изменение в ЕГЭ 2023 по русскому языку — другая система оценивания. Первичных баллов стало меньше: 54 вместо 58. За все задания дают один балл, за 8 задание — три балла.
Получить заветные 100 баллов за ЕГЭ по русскому в 2023 году станет немного сложнее.
Также:
- изменилось третье задание, оно стало вторым, и суть поменялась;
- второе задание теперь первое, а первое стало третьим;
- уточнили критерии оценивания сочинения, за комментарий теперь можно получить 5 баллов, а за всё сочинение 24 первичных балла;
- за восьмое задание не дают больше 5 баллов.
Разберём каждое задание из демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку. В конце найдёте видео версию разбора.
1 задание
В первом задании нам дают большой текст — как и в КИМ 2022 года. В тексте выделено целых пять слов — с ними будут связаны изменения в задании 3!
Что стало с первым заданием: в демоверсии 2023 года нужно самостоятельно подобрать определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска.
💡Для решения этого задания нужно обязательно выучить части речи, их виды и разряды. Поможет это запомнить наша шпаргалка с местоимениями.
2 задание
Здесь работаем с выделенными словами. Важно обратить внимание на формулировку: нужно выбрать вариантЫ ответов, в которых значению выделенного слова соответствует его значение в тексте.
Что изменилось: раньше давали одно многозначное слово, нужно было подобрать вариант с верным значением. Что сейчас: выбираем варианты, где значения выделенных слов совпадают с контекстом.
3 задание
Опять смотрим на формулировку: вариантЫ. Здесь выбираем утверждения, в которых фрагменты текста характеризуются верно.
Задание сделали повышенного уровня сложности, но всё так же дают 1 балл. Здесь спрашивают и про лексику, и про грамматику, и про синтаксис. Есть даже вопрос про средства выразительности. Так что новое третье задание — сборная солянка всех правил русского языка!
4 задание
Задание на ударение. Здесь добавили a little bit of spice: теперь надо записать варианты ответов, где ударная буква выделена верно. Тут тоже много вариантов, и выписываем не слово, а цифры. А вот и шпаргалка по теме.
❗️Орфоэпический словник в этом году обновили. Скажем честно: список слов несильно изменился.
5 задание
Задание на паронимы не изменилось! Здесь как всегда ищем неверно употреблённое слово и указываем его правильного двойника.
❗️Словарик паронимов в этом году обновили. У нас появились парочки авторитарный-авторитетный или ванна-ванная, например. Про остальные изменения в словарике Агния расскажет в своём телеграм-канале
6 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку в задании 6 всё оставили без изменений: нужно найти лексическую ошибку и выписать лишнее слово. Рассказываем, что такое лексика.
7 задание
7 задание — такое же, как было в 2022 году: смотрим на слово, которое написано капсом, ищем, где допущена ошибка в образовании формы. В ответ выписываем правильный вариант.
8 задание
В 2023 году нещадно изменили систему оценивания — теперь за такое огромное задание можно получить лишь 3 балла вместо 5. Вот разбалловка:
- 3 балла — всё верно;
- 2 балла — одна–две цифры не на своих местах;
- 1 балл — три–четыре цифры не на своих местах.
А алгоритм остался тот же: дано 5 вариантов с ошибкой и 9 предложений, среди них ищем подходящие.
Можно обидеться на составителей и ничего не делать, а можно получить бесплатный спецкурс по восьмому заданию! Для этого нужно выбрать любой курс Основы — хоть по математике, хоть по химии.
9 задание
Первое из заданий на знание правил по частям речи — тут у нас гласные в корне.
Ушла эпоха, когда мы искали слова с непроверяемой или чередующейся гласной: теперь надо найти слова, где пропущена одна и та же буква. Тут намешано всё: и словарные, и чередующиеся, и проверяемые.
10 задание
Задание на приставки. Здесь всё осталось без изменений, разборы опубликуем в Телеграме и группе ВКонтакте.
11 задание
В демо 2023 по русскому в 11 задании всё по старинке: суффиксы, два слова в строчке и несколько вариантов ответов.
12 задание
Задание посвящено окончаниям глаголов и суффиксам причастий. Здесь без изменений: просто заполняем пропуски и выписываем цифры, где пропущена одна и та же буква. Поможет шпаргалка про спряжение глаголов.
13 задание
Тут ничего не поменялось: определяем предложение, где НЕ с выделенным словом пишется слитно или раздельно.
💡Здесь нужно знать правила написания НЕ с разными частями речи. Специально для этого задания у нас есть шпаргалка.
14 задание
Опять ничего нового: раскрываем скобки и ищем предложение, где оба выделенных слова пишутся слитно.
💡Лайфхак: сначала ищите слова, которые точно пишутся раздельно или через дефис.
15 задание
Это задание в демоверсии 2023 как в прошлом году — на правописание Н и НН. У нас есть удобные памятки по правописанию Н и НН в прилагательных и причастиях и отглагольных прилагательных
16 задание
Переходим к пунктуации. Спойлер — изменений нет! Но мы всё равно напомним, что вас ждёт на экзамене.
❗️Здесь подвох: непонятно, сколько вариантов должно быть в ответе. В задании нет конкретной цифры, поэтому их может быть хоть 2, хоть 4. Но суть такая: указываем предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
17 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку 17 задание всё так же посвящено обособлению членов предложения: дополнений, определений и обстоятельств.
18 задание
Здесь вводные слова и обращения, нужно расставить запятые. Подсказка: личные местоимения «ты», «вы» или «вас» не являются обращениями, поэтому запятыми их не выделяем.
19 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 это задание осталось без изменений — ищем запятую в сложноподчинённом предложении с придаточными.
20 задание
Тоже всё как было: проверяют знания по запятым в предложении с разными видами связи.
21 задание
В демо ЕГЭ 2023 по русскому 21 заданию присвоили повышенный уровень сложности — теперь это задание со звёздочкой. Но баллы — всё те же 🙁
Здесь может попасться всё по пунктуации: и запятые, и тире, и двоеточие. Выбираем предложения, где нужный нам знак препинания ставится по одному и тому же правилу.
На этом с тестовыми — всё! Задания с развёрнутым ответом и сочинение разбираем в телеграм-канале с Агнией, следите за обновлениями.
С курсом «Основа» подготовиться к ЕГЭ по русскому будет проще — Агния готовит к экзаменам не скучно и не ругает за ошибки, а ещё с вами на связи будет наставник, которому вы сможете задать любой вопрос. Крутой коллектив, куча практики и сотка по русскому обеспечены!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
1.
Какие произошли изменения в ЕГЭ 2023 по русскому языку
Главное изменение в ЕГЭ 2023 по русскому языку — другая
система оценивания. Первичных баллов стало меньше: 54 вместо
58. За все задания дают один балл, за 8 задание — три балла.
Получить заветные 100 баллов за ЕГЭ по русскому в 2023 году
станет немного сложнее.
Также:
изменилось третье задание, оно стало вторым, и суть поменялась;
второе задание теперь первое, а первое стало третьим;
уточнили критерии оценивания сочинения, за комментарий теперь
можно получить 5 баллов, а за всё сочинение 24 первичных балла.
2.
1 задание
В первом задании нам дают большой текст — как и
в КИМ 2022 года. В тексте выделено целых пять
слов — с ними будут связаны изменения в задании
3!
Что стало с первым заданием: в демоверсии 2023
года нужно самостоятельно подобрать
определительное местоимение, которое должно
стоять на месте пропуска.
3.
2 задание
Здесь работаем с выделенными словами. Важно обратить
внимание на формулировку: нужно выбрать вариантЫ ответов, в
которых значению выделенного слова соответствует его значение
в тексте.
Что изменилось: раньше давали одно многозначное
слово, нужно было подобрать вариант с верным
значением. Что сейчас: выбираем варианты, где значения
выделенных слов совпадают с контекстом.
4.
5.
3 задание
Опять смотрим на формулировку: вариантЫ. Здесь выбираем
утверждения, в которых фрагменты текста характеризуются
верно.
Задание сделали повышенного уровня сложности,
но всё так же дают 1 балл. Здесь спрашивают и
про лексику, и про грамматику, и про синтаксис.
Есть даже вопрос про средства выразительности.
Так что новое третье задание — сборная солянка
всех правил русского языка!
6.
7.
4 задание
Задание на ударение. Здесь теперь надо
записать варианты ответов, где ударная буква
выделена верно. Тут тоже много вариантов, и
выписываем не слово, а цифры.
Орфоэпический словник в этом году
обновили!!!
8.
9.
5 задание.
Задание на паронимы не изменилось. Здесь, как
всегда, ищем неверно употреблённое слово и
указываем его правильного двойника.
Словарик паронимов обновили!! У нас
появились парочки авторитарныйавторитетный или ванна-ванная, например.
10.
6 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку в задании 6
всё оставили без изменений: нужно найти
лексическую ошибку и выписать лишнее слово.
7 задание
7 задание — такое же, как было в 2022 году: смотрим
на слово, которое написано заглавными буквами,
ищем, где допущена ошибка в образовании формы. В
ответ выписываем правильный вариант.
11.
8 задание
В 2023 году нещадно изменили систему оценивания — теперь за
такое огромное задание можно получить лишь 3 балла вместо 5.
Вот разбалловка:
3 балла — всё верно;
2 балла — одна–две цифры не на своих местах;
1 балл — три–четыре цифры не на своих местах.
А алгоритм остался тот же: дано 5 вариантов с ошибкой и 9
предложений, среди них ищем подходящие.
12.
9 задание
Первое из заданий на знание правил по частям
речи — тут у нас гласные в корне.
Ушла эпоха, когда мы искали слова с
непроверяемой или чередующейся гласной: теперь
надо найти слова, где пропущена одна и та же
буква. Тут намешано всё: и словарные, и
чередующиеся, и проверяемые.
13.
10 задание
Задание на приставки. Здесь всё осталось без изменений,
11 задание
В демо 2023 по русскому в 11 задании всё по старинке:
суффиксы, два слова в строчке и несколько вариантов
ответов.
12 задание
Задание посвящено окончаниям глаголов и суффиксам
причастий. Здесь без изменений: просто заполняем
пропуски и выписываем цифры, где пропущена одна и та
же буква.
14.
13 задание
Тут ничего не поменялось: определяем предложение, где
НЕ с выделенным словом пишется слитно или раздельно.
14 задание
Опять ничего нового: раскрываем скобки и ищем
предложение, где оба выделенных слова пишутся слитно.
15 задание
Это задание в демоверсии 2023 как в прошлом году — на
правописание Н и НН.
15.
16 задание – изменений нет.
Здесь подвох: непонятно, сколько вариантов должно быть
в ответе. В задании нет конкретной цифры, поэтому их
может быть хоть 2, хоть 4. Но суть такая: указываем
предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
17 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 по русскому языку 17 задание всё
так же посвящено обособлению членов
предложения: дополнений, определений и обстоятельств.
16.
18 задание
Здесь вводные слова и обращения, нужно расставить запятые.
Подсказка: личные местоимения «ты», «вы» или «вас» не
являются обращениями, поэтому запятыми их не выделяем.
19 задание
В демоверсии ЕГЭ 2023 это задание осталось без изменений —
ищем запятую в сложноподчинённом предложении с
придаточными.
20 задание
Тоже всё как было: проверяют знания по запятым в предложении
с разными видами связи.
17.
21 задание
В демо ЕГЭ 2023 по русскому 21 заданию
присвоили повышенный уровень сложности —
теперь это задание со звёздочкой. Но баллы — всё
те же.
Здесь может попасться всё по пунктуации: и
запятые, и тире, и двоеточие. Выбираем
предложения, где нужный нам знак препинания
ставится по одному и тому же правилу
ГИА-2023 по русскому языку в 11 классе: анализируем изменения, предупреждаем ошибки
Государственная итоговая аттестация
по русскому языку– 2023:
основные нормативные и методические документы
(по состоянию на 21.09.2022)
- Проведение ГИА в форме ЕГЭ регламентируется следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952).
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ:
- Федеральный государственный образовательноый стандарт среднего общего образования (ФГОС) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613, приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712)
- С учётом примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16з)).
Государственная итоговая аттестация
по русскому языку– 2023:
основные нормативные и методические документы
(по состоянию на 21.09.2022)
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2022-2023 учебном году
Все основные характеристики экзаменационной работы в КИМ ЕГЭ 2023 г. предполагается сохранить.
Концептуальные подходы ( НЕ структура, форма и содержание) к построению экзаменационной модели ЕГЭ по русскому языку:
компетентностный, интегрированный, коммуникативно-деятельностный, когнитивный, личностный и др.
Направления развития (изменения) КИМ ЕГЭ:
- учет относительной однозначности понимания того или иного языкового явления в лингвистической науке;
- учет относительной однозначности трактовки тех или иных языковых фактов общеизвестными словарями, справочниками, иными официальными источниками;
- учет достаточности (полноты и всесторонности) представления выносимых на контроль тем в учебниках по русскому языку, входящих в Федеральный перечень.
ФИПИ: Приглашаем к общественно-профессиональному обсуждению данных материалов. Вопросы и предложения можно направлять на адрес [email protected] до 30 сентября 2022 г.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В части 1 экзаменационной работы изменен порядок следования заданий на основе микротекста (задания 1–3). Новый порядок расположения заданий в большей мере отражает логику работы с текстом и реальную практику выполнения указанных заданий.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В задании 2 (в КИМ 2022 г. – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
Заданиям 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учетом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях.
Задания 3, 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточненным перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства русского языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку.
Задание 3 становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста ( см. требования ФГОС СОО).
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается
1 баллом.
Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той
форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа.
В ответах на задания 2–4, 9–12, 15–23 порядок записи символов значения не имеет.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов ( множественный выбор ), расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Орфоэпический словник»).
водопровОд
газопровОд
лОктя, род. п. ед. ч. сущ. лОкоть; локтЕй, род. п. мн. ч.
нефтепровОд
Отзыв (о книге), «отклик, мнение, рецензия»
отзЫв (посла из страны), действие по глаг. отозвАть – «потребовать возвращения назад»
партЕр
сосредотОчение
тУфля
запломбировАть
защемИт, 3-е л. ед. ч. глаг. защемИть
кАшлянуть
кровоточИть
пломбировАть
совралА, прош. вр. ж. р. глаг. соврАть
облегчЁнный
углублЁнный
Расширен языковой материал
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлен «Словарик паронимов»).
Корректировка «Словарика паронимов» осуществлялась в соответствии со школьными учебниками и общеизвестными современными словарями паронимов. Следует обратить внимание на то, что внесенные в «Словарик паронимов» изменения в 2023 г. не повлекут изменения формата самого задания 5.
Авторитарный – авторитетный
Адресант – адресат
Будний – будничный
Бывалый – бывший – былой
Ванна – ванная
Великий – величавый – величественный
Величие – величина
Возбуждать – побуждать
Единичный – единственный – единый – одиночный
Землистый – земляной – земной
Лакированный – лакировочный – лаковый
Обсудить – осудить
Опасливый – опасный
Понятливый – понятный
Поступок – проступок
Праздничный – праздный
Подделка – поделка – проделка
Расчётливый – расчётный
Складной – складской
Стеклянный – стекольный
Сытный – сытый
Человечный – человеческий
Экономика – экономия
Яблочный – яблоневый
Расширен языковой материал
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В заданиях 8 и 26 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5/4 соответственно до 3 баллов ).
Перевод системы оценивания в новую шкалу баллов «0–1–2–3» неодинаков для заданий 8 и 26 ввиду того обстоятельства, что задание 8 считается заданием базового уровня сложности, а задание 26 – заданием повышенного уровня сложности.
За выполнение задания 8 экзаменуемый получит:
- 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры;
- 2 балла, если допущены одна – две ошибки;
- 1 балл, если допущены три – четыре ошибки;
- 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.
За выполнение задания 26 экзаменуемый получит:
- 3 балла, если в ответе есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры;
- 2 балла, если допущена одна ошибка;
- 1 балл, если допущены две – три ошибки;
- 0 баллов, если представлен полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или ее отсутствие.
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10–12).
Спектр: «Правописание гласных (безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) и согласных (проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие, непроизносимые; удвоенные) в корне слова (из «Кодификатора…)
Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку
в 2023 году в сравнении с КИМ 2022 года
Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».
Позиция экзаменуемого в целом останется неизменной, так как основная часть орфографических и пунктуационных ошибок, которые ранее квалифицировались как негрубые ошибки, перейдет в группу ошибок, не учитываемых при проверке, то есть не влияющих на выставляемые баллы.
Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их ) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12 .
В критериях К1, К2, К3 и К6 появилась рубрика «Указание(-я) к оцениванию».
К1. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.
К2. Указания к оцениванию.
1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.
2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,
связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная ошибка, не засчитывается.
3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,
не связанную с пониманием проблемы исходного текста, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12).
К3. Указание к оцениванию.
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов.
К6. Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10.
В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объем сочинения, а также уточнены количественные показатели по оцениванию сочинения объемом менее 150 слов.
Уменьшен с 58 до 54 первичный балл за выполнение работы.
Итоговое сочинение — 2022/2023
От текста –
к теме сочинения
Рабочие программы учебных предметов, курсов, учебных модулей
ФГОС ООО, п. 32.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать:
- содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов , отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов , являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании;
- рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Серии пособий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ:
- «ЕГЭ и ОГЭ. Типовые варианты экзаменационных заданий»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Типовые тестовые задания»
- «ОГЭ. Итоговое собеседование»
- «#ЕГЭНАОТЛИЧНО и #ОГЭНАОТЛИЧНО»
- «#СДАМЕГЭ и #СДАМОГЭ»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Экзаменационный тренажёр»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Тренажёр»
- «ОГЭ. Тематический тренажёр»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Супертренинг»
- «ЕГЭ. Задачник»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Практикум»
- «ЕГЭ. Банк заданий»
- «ЕГЭ и ОГЭ. Репетитор»
содержат все темы учебного курса «Русский язык» для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
В каждую тему включены тестовые контрольные задания, интерактивные упражнения на усвоение теоретического материала и на отработку практических навыков, более 750 экранов с учебным материалом.
В пособиях использованы медиаобъекты: аудиосопровождение изложений, фонетический разбор, диктанты, разбор слова по составу, графическое выделение членов предложения, интерактивные схемы с текстовыми наполнениями, упражнения на реконструкцию текста, заполнение пропусков, установление соответствия (соединение), последовательности, обобщение, нахождение ошибок,
множественный выбор.
При подготовке презентации были использованы следующие материалы:
1. Примерная основная образовательная программа НОО, ООО и СОО;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.05.2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями);
3. Открытый банк заданий ЕГЭ;
4. Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
5. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
6. Методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошлых лет (2020, 2021, 2022 гг.);
7. Методические рекомендации для учителей школ с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности (fipi.ru);
8. Журнал «Педагогические измерения»;
9. Youtube-канал Рособрнадзора (видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ 2021, 2022 гг.).
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристикифрагмента текста. Запишите номера ответов. 1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины(экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделитьтематическую группу слов (культура, природа, ценности, памятники,исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).2) Использование метафор (…между экологией природы и экологиейкультуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманиюдуховного мира), антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живоена Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нацияне может смириться с деградацией своего языка.) способствуетэмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.3) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжнойречи: отглагольные имена существительные (взаимодействие, вклад,утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именамисуществительными в родительном падеже (между экологией природыи экологией культуры, свидетельством уровня духовного развитиянарода, к пониманию духовного мира и др.).4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами,среди которых – ряды однородных членов предложения, вводные слова.5) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора –сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткиеинструкции.
Фотографии: АГН «Москва». Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов по русскому языку, кандидат педагогических наук Роман Дощинский рассказывает об изменениях в ЕГЭ по русскому языку в 2023 году и дает советы по подготовке.
Основные изменения
В 2023 году нет ни одной содержательной прибавки или исключения в ЕГЭ по русскому языку. Но количество первичных баллов снизилось с 58 до 54, и есть другие плановые изменения.
Задания 1-3 поменяли последовательность
Это сделали, чтобы соблюсти логику. Вначале необходимо восстановить пропущенное слово или словосочетание в микротексте; далее выпускник выполняет лексическое задание, и только потом экзаменуемый приступает к сложному заданию на стилистический анализ текста.
В этих заданиях можно использовать любую из пяти функциональных разновидностей языка, представленных в ФИПИ. Это книжные функциональные стили:
- публицистический;
- официально-деловой;
- научный;
- язык художественной литературы;
- разговорная речь.
Изменился формат задания 2
Ранее экзаменуемый работал со словарной статьей, то есть с одним словом, к которому были даны лексические значения из современных толковых словарей. Теперь это работа с пятью словами, но по каждому слову приводится не словарная статья целиком, а те или иные его значения.
Задание 2 стало заданием со множественным выбором. Ответов может быть от 2 до 4.
Скриншот задания 2 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку-2023
Совет от эксперта: «Обращайте внимание не только на само лексическое значение, но и на примеры. Эти курсивные выделения, которые присутствуют в отношении каждого слова, очень важны, — они — ключи к ответу на задание».
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.
Подписаться
Изменился формат задания 4
Раньше при выполнении задания 4 выпускник из пяти предложенных выбирал слово, в котором неправильно поставлено ударение, и выписывал его.
Теперь нужно найти слова с верно выделенной буквой, обозначающей ударный гласный звук. Сами слова выписывать не надо, ответы будут цифровыми. Кроме того, теперь это задание с множественным выбором: ответов может быть от 2 до 4.
Скриншот задания 4 из демоверсии ЕГЭ по русскому языку-2023
Обновился орфоэпический словник
Количество слов в орфоэпическом словнике уменьшилось, дополняться или меняться он уже не будет.
В заданиях 8 и 26 уменьшилось минимальное количество баллов
В задании 8 уменьшено количество первичных баллов с 5 до 3:
- 3 балла получит выпускник, который абсолютно верно укажет все 5 цифр;
- 2 балла получит тот, кто ошибся 1-2 раза;
- 1 балл — 3-4 ошибки;
- 0 баллов получит ученик, который не указал ни одного правильного ответа из 9 возможных.
В задании 26 количество первичных баллов уменьшилось с 4 до 3
- 3 балла — полностью проставленные 4 цифры;
- 2 балла — 1 ошибка;
- 1 балл — 2-3 ошибки;
- 0 баллов — все ответы неправильные.
Задания 21 и 26 стали заданиями повышенной сложности
Задания 21 и 26 стали заданиями повышенного уровня на основе статистических данных. В кодификаторе к заданиям повышенной сложности дается больше объяснений и описаний. Это не делает их сложнее. Все принципы, которые закладывали при создании этих заданий, сохранились.
Задание 9 стало походить на задания 10, 11 и 12
Тема этого задания осталась прежней: правописание гласных и согласных букв в корне слова. Однако если ранее выпускник проделывал так называемый орфографический анализ, и методистов интересовали внутренние интеллектуальные процессы, через которые он проходит, то сегодня важен результат, который выдает выпускник.
В этом году согласных букв и орфограмм, тянущихся за согласными, не будет. В 2023 году мы будем работать только с гласными, что значительно упрощает подготовку. Но это могут быть не только безударные гласные в корне слова, но также буквы «о» и «ё» после шипящих. Причем они могут быть в ударных и безударных позициях, плюс «и”-“ы» после ц. Эти две орфограммы будут присутствовать в реальных КИМах.
Изменились критерии оценивания задания 27
Теперь указание смысловой связи между примерами иллюстрации становится неотъемлемой частью самого анализа и отдельно оцениваться не будет.
Кроме того, в этом задании важно понять мысль автора исходного текста, включится в его художественный мир.
Совет от эксперта: Главное — не допустить частую ошибку, поставив проблему отдельного абзаца, а не всего исходного текста. Это неправильный подход. Надо обезопасить себя и двигаться по «коридору», который назначил сам автор.
Советы выпускниками по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
-
Определите свою реальную «планку».
Если у вас очень слабые знания по русскому языку, не стоит во время подготовки браться за задания повышенной сложности: 3, 21, 26. Есть другие задания, в которых вы достигнете успеха и при постоянной тренировке доберетесь до поставленной планки.
-
Ознакомьтесь с методическим рекомендациями по итогам экзаменационной кампании 2022 года.
В них даны советы для разных категорий экзаменуемых: на какие задания нужно особенно обратить внимание, чтобы выйти на тот уровень, который вы себе определили.
-
Обратите внимание на материалы ФИПИ: кодификаторы, спецификации, демонстрационные варианты, открытый банк заданий.
Открытый банк заданий — мощный ресурс, чтобы убедиться, что вы на верном пути. Он ежегодно пополняется, причем специалисты из ФИПИ берут задания из реальных вариантов ЕГЭ. Например, в прошлом году было взято пять первых попавшихся вариантов. Все они растворились в банке заданий, их распределили по тематическим рубрикам, даже варианты с досрочного ЕГЭ.
-
Уделите особое внимание заданиям на работу с текстом.
Они появляются в начале и в конце экзамена.
Текст необходимо читать неоднократно. При этом можно выделять и подчеркивать — в КИМе разрешено делать все, что угодно. Делайте все, что поможет вам лучше понять текст.
-
Отработайте техническую сторону экзамена.
Технические ошибки — одни из самых распространенных. Обратите внимание на то, как переносить ответы в бланки, какие задания цифровые, какие словесные. Помните, что 26 задание чаще пишется на новой странице, потому что оно большое. Бывает, что выпускники забывают перенести в бланк ответ на 26 задание, потому что оставили его на другой странице.
Обязательно поработайте с техникой переноса ответов в бланк, правилами выполнения заданий, будьте готовы к тому, что слова надо писать слитно.
Полностью вебинар Рособрнадзора по подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2023 году смотрите здесь.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться