Изменения в егэ по истории 2023 фипи

ЕГЭ-2023 г.

ИСТОРИЯ.

ИЗМЕНЕНИЯ в 2022-2023 г.

Изменения отражены в следующих документах, опубликованных на сайте ФИПИ 24 .08.2022 г.

  • Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2023 год.
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по ИСТОРИИ.

 ИЗМЕНЕНИЯ.

1.Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21.

В работу включено задание на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны (8).

 В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20).

2) При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 (по нумерации 2023 г.), но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.

3) Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 г. до 42.

4) Уточнены критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 (по нумерации 2023 г.).

 5) Время на выполнение экзаменационной работы увеличено со 180 до 210 минут.

КОММЕНТАРИЙ ИЗМЕНЕНИЙ.

Изменения экзаменационной модели ЕГЭ по истории в 2023 г. будут осуществляться по трем направлениям:

1) увеличение доли заданий, посвященных истории Великой Отечественной войны;

2) включение в работу задания на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления;

3) совершенствование критериев оценивания ответов на уже представленные в работе задания.

Тема Великой Отечественной войны является особой для всех граждан России и обладает огромным воспитательным потенциалом.

В модели ЕГЭ по истории 2023 г. планируется увеличение количества заданий, включающих материал по истории Великой Отечественной войны, примерно до 20% от общего количества заданий в работе.

Элементы содержания по Великой Отечественной войне будут включены в задания на установление соответствия, нацеленные на проверку знаний выпускниками хронологии (1) и исторических личностей (5). Исторические личности, фамилии которых могут быть включены в задание 5, – это не только военачальники, но и герои войны (в том числе герои-школьники), ученые, конструкторы, деятели культуры, внесшие вклад в Победу нашей страны.

Задание 1. 
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ.

ГОДЫ.

А) первое упоминание Москвы в летописи

Б) Карибский кризис

В) Первое сражение под Прохоровкой

Г) Медный бунт

1) 988 г.
2) 1147 г.
3) 1662 г.
4) 1941 г.
5) 1943 г.
6) 1962 г.

Примечание:

Обратите внимание на то, что добавлено событие Великой Отечественной войны.

 [sc:reklama2]

Пример задания 5.

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ.

УЧАСТНИКИ.

) Ледовое побоище

1) М.Д. Скобелев

Б) Первая мировая война

2) Андрей Боголюбский

В) Полтавская битва

3) А.А. Брусилов

Г) Московская битва

4) Александр Невский

5) Б.П. Шереметев

6) В.В. Талалихин

Задание 5 отражает структуру обновленных заданий на проверку знаний хронологии и исторических личностей. Два из четырех событий, расположенных в левом столбце, относятся к периоду с древности до 1914 г., другие два – к периоду с 1914 г. по настоящее время (одно из них обязательно посвящено истории Великой Отечественной войны)

Задание 8.

Еще одно новое задание, посвященное Великой Отечественной войне, будет нацелено на проверку умения работать с изображениями и знаний фактов истории войны.

Пример задания 8.

Рассмотрите изображение и выполните задание 8.

Заполните пропуск в предложении: «Данный плакат посвящён событиям тысяча девятьсот ___________________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

Пояснение.

Для выполнения данного задания необходимо внимательно рассмотреть изображение и на основе анализа его отдельных элементов, используя знания по истории, сделать требуемый по условию задания вывод.

Задание 17 (в 2022 г. – это задание 16).

В работе сохранено задание на анализ двух письменных исторических источников, посвященных Великой Отечественной войне. Это задание в работе 2023 г. стоит на позиции 17.

Прочитайте отрывок из воспоминаний современников.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ.

А

«На личной карте Паулюса этот дом (на площади 9 Января) был отмечен как крепость. Пленные немецкие разведчики считали, что его
обороняет батальон.
Об этом доме узнала сначала наша армия, потом вся страна и, наконец, весь мир. На его защитников равнялась, как в строю, вся дивизия, о нём слагались песни и легенды.
Как это ни странно, но это четырёхэтажное жилое здание, выстроенное не из какого-либо несокрушимого материала, а из обыкновенной глины, дерева и кирпича, оказавшееся вообще малоустойчивым, вполне заслуживало того, что о нём писали или рассказывали.
Да, это был «дом-крепость», его обороняли бойцы, каждый из которых стоил целого отделения, а то и взвода противника, и слава о них не померкнет в веках».

Б

«Недалеко от вокзала мы встретили комиссара сапёрной части.
Радость: комиссар знает, где командный пункт армии. Он и проводил нас до подножия Мамаева кургана.
Оставив машину, на курган поднялся пешком, цепляясь в темноте за кусты, за какие-то колючки. Наконец долгожданный окрик часового:
– Стой! Кто идёт?
Командный пункт. Овраг, свежевырытые щели, блиндажи. Мамаев курган! Мог ли я тогда предполагать, что он станет местом высшего напряжения боёв, что здесь, на этом клочке, не останется ни одного живого места, не перекопанного взрывами снарядов и авиабомб?
Вот и блиндаж начальника штаба армии генерал-майора Николая Ивановича Крылова».

Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. 

Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы.

Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Примечание: выделенный текст в задании – новое дополнение в 2023 г.

Примерный ответ.

1.название битвы – Сталинградская;
 2.кодовое название операции, например:
– «Уран»;
– «Кольцо»;
(Может быть указано название другой операции.)
 3.суждение, например:
– пленные немецкие разведчики считали, что дом обороняет батальон;
– на защитников дома «равнялась, как в строю, вся дивизия, о нём слагались песни и легенды»;
– дом обороняли бойцы, «каждый из которых стоил целого отделения, а то и взвода противника»

Задание 18.

Задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления предполагает самостоятельное формулирование выпускниками тезиса о различиях или сходстве сравниваемых объектов и подтверждение этого тезиса с использованием исторических фактов.

Пример задания 18 из демоверсии 2023 г.

В 1830-1831 гг. произошло восстание в Царстве Польском, которое было подавлено русскими войсками. Укажите ТРИ любых последствия этого восстания.

Примерный ответ.

Могут быть приведены последствия.

1)Провозглашение Царства Польского неразделённой частью Российской империи.

2)Упразднение польского сейма.

3)Замена старого административного деления Царства Польского на воеводства деление на губернии.

Могу быть названы и другие последствия.

Закрытие Варшавского и Виленского университетов.

Строительство около Варшавы Александровской цитадели, орудия которой держали под постоянным прицелом польскую столицу.

 Задание 20. НОВОЕ ЗАДАНИЕ!

 В задании необходимо установить сходства или различия сравниваемых объектов.

Нужно уметь самостоятельно сформулировать обобщенный вывод (это и есть тезис, который в задании требуется обосновать).

Тезис, который должен указать выпускник, должен представлять собой обобщенное суждение, которое можно обосновать фактами.

Пример задания 20 и ответов на него.

Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра 1 и Екатерины 2 по какому (-им)-либо признаку (-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).

При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.

Ответ оформите в следующем виде.

Тезис.

Обоснование тезиса:

1)________________________________________________________

2)________________________________________________________

Примерный ответ.

Тезис.

В период правления Екатерины II дворянство стало более привилегированным сословием по сравнению с периодом правления Петра I.

Обоснования (примеры, нужно только ОДНО обоснование).

  • В период правления Петра I дворянство было обязано служить, а в период правления 32 Екатерины II дворянство было освобождено от обязательной службы»,
  • В период правления Петра I организации дворянского самоуправления отсутствовали, а в период правления Екатерины II были учреждены дворянские собрания»,

Можно:

В период правления Петра I дворяне подвергались телесным наказаниям, а в период правления Екатерины II телесные наказания для них были отменены».

Пояснение.

При формулировании тезиса участник ЕГЭ должен учесть, что ему необходимо указать именно обобщенное положение. конкретные

Факты же должны быть конкретными. В качестве исторических фактов не будут приниматься указания на совокупность событий (например: «были предоставлены вольности дворянству»; для других заданий: «было одержано несколько побед»).

Совершенствование критериев оценивания ответов на задания, представленные в работе в 2022 г., состоит во включении уточнений в критерии оценивания заданий 18 и 19 по нумерации 2023 г. (17 и 18 по нумерации 2022 г.)

Задание 18 (по нумерации 2022 г.- задание 17)

Если указывается более требуемых по условию задания трех причинно-следственных связей (а так часто делают выпускники, надеясь, что в ответе хоть что-то да будет верным) действует следующее правило:

 – если среди дополнительных элементов ошибочными являются два или более, то за ответ выставляется 0 баллов;

 – если среди дополнительных элементов ошибочным является один, то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям.

Включение в критерии оценивания ответов на задание 18 данного положения будет способствовать прекращению угадывания ответов.

Задание 19 (по нумерации 20232 г.- задание 18) .

Выполняя вторую часть задания, выпускники часто приводят сразу несколько фактов, пытаясь угадать правильный ответ.

В целях недопущения подобной ситуации в критерии оценивания ответов на задания было введено следующее положение.

 Элемент 2 ответа (факт) может быть засчитан только при условии отсутствия неверных позиций в этом элементе наряду с верной.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

  • Необходимо особе внимание уделять изучению Великой Отечественной войны, как как примерно 20% вопросов связаны именно с этим событием.
  • Если в задании нужно привести конкретное количество фактов, не старайтесь их увеличить, думая, что вдруг среди названных будут правильные ответы.
  • Неверные ответы повлияют на баллы. Лучше внимательно продумайте каждый факт.
  • Обратите внимание на НОВОЕ 20 задание. В задании необходимо установить сходства или различия сравниваемых объектов. При подготовке к ЕГЭ имейте это в виду.

Официальная демоверсия ЕГЭ 2023 от ФИПИ.

Изменения в КИМ 2023 года в сравнении с КИМ 2022 года

1) Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21. В работу включено задание на проверку знания фактов истории Великой Отечественной войны (8). В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20).

2) Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 г. до 42.

3) Уточнены критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 (по нумерации 2023 г.).

4) Время выполнения экзаменационной работы увеличено со 180 до 210 минут.

При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 (по нумерации 2023 г.), но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 21 задание, различающихся формой и уровнем сложности.

Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 42.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 30 минут.

Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.

→ Демоверсия: is-11-ege-2023-demo.pdf
→ Спецификация: is-11-ege-2023-spec.pdf
→ Кодификатор: is-11-ege-2023-kodif.pdf
→ Скачать одним архивом: is_11_2023.zip

Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ 2023 года по истории

Номер задания Проверяемые умения, виды деятельности Проверяемое содержание — раздел курса Уровень сложности Максимальный балл Примерное время выполнения задания (мин.)
Часть 1
1 Знание дат (задание на установление соответствия) VIII —
начало XXI в.
Б 2 3
2 Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий) С древнейших времён до начала XXI в. (история России, история зарубежных стран) П 1 3
3 Знание основных фактов, процессов, явлений (задание на установление соответствия) VIII —
начало XXI в.
Б 2 4
4 Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах (таблица) VIII — начало XXI в. П 3 6
5 Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия) VIII —
начало XXI в.
Б 2 4
6 Работа с письменным историческим источником Один из периодов. изучаемых в курсе истории России (VIII — начало XXI в.) П 2 5
7 Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России (задание на установление соответствия) VIII —
начало XXI в.
Б 2 4
8 Работа с изображениями Великая Отечественная война Б 1 4
9 Работа с исторической картой (схемой) Один из периодов. изучаемых в курсе истории России (VIII — начало XXI в.) Б 1 4
10 Работа с исторической картой (схемой) Один из периодов. изучаемых в курсе истории России (VIII — начало XXI в.) Б 1 4
11 Работа с исторической картой (схемой)
(соотнесение картографической информации с текстом)
Один из периодов. изучаемых в курсе истории России (VIII — начало XXI в.) П 1 4
12 Работа с исторической картой (схемой)
(множественный выбор)
Один из периодов. изучаемых в курсе истории России (VIII — начало XXI в.) П 2 4
Часть 2
13 Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника VIII —
начало XXI в.
П 2 10
14 Умение проводить поиск исторической информации в источниках разных типов VIII —
начало XXI в.
Б 2 15
15 Работа с изображениями VIII —
начало XXI в.
П 2 10
16 Работа с изображениями VIII —
начало XXI в.
П 2 10
17 Работа с письменными историческими источниками: атрибуция, использование контекстной информации, извлечение информации, представленной в явном виде Великая Отечественная война П 3 15
18 У мение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений (установление причинно-следственных связей) VIII —
начало XXI в.
В 3 15
19 Знание исторических понятий, умение их использовать VIII — начало XXI в. П 2 15
20 У мение использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений
(сравнение исторических событий, процессов, явлений)
VIII —
начало XXI в.
В 3 20
21 Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии С древнейших времён до начала XXI в. (включена всеобщая история) В 3 20
Всего заданий — 21; из них
по типу задания: с кратким ответом — 12;
с развёрнутым ответом — 9;
по уровню сложности (включая критерии оценивания сочинения): Б — 8; П — 10; В — 3.

Максимальный первичный балл за работу — 42.

Общее время выполнения работы — 3 часа 30 минут.

Особое внимание выпускников и педагогов в 2023 году приковано к ЕГЭ по истории – будут ли существенные изменения в структуре экзамена, а также какие нововведения анонсировал в демоверсии ФИПИ? Предлагаем детально разобраться в особенностях новых КИМов, поговорить о предполагаемых датах проведения испытаний, а также эффективных методах подготовки.

Изменения 2023 года

По мнению руководства страны, история – один из ключевых предметов школьной программы. Несмотря на то, что дисциплина не включена в перечень обязательных предметов, старшеклассников стараются направить к ее глубокому и осмысленному изучению, ведь уже с 2023 года история станет обязательным предметом на ежегодных контрольных срезах.

история России

Модернизация ЕГЭ по истории предполагает следующие изменения в КИМах 2023 года:

  1. Увеличено количество вопросов. Теперь их 21 (ранее было 19).
  2. Увеличен максимальный балл до 42 (ранее было 38).
  3. Увеличено количество заданий по ВОВ (Великой Отечественной войне).
  4. Появился новый вопрос (№20), в котором предлагается выполнить сравнение исторических событий, имевших существенное значение на становление стран процессов и различного рода явлений.
  5. В заданиях №18 и 19 внесены корректировки в критерии оценивания.

Будут ли способствовать, изменения, предложенные ФИПИ, популяризации истории как предмета по выбору на Едином Государственном Экзамене? Маловероятно, ведь в 2022 года предмет и так занимал в рейтинге далеко не ведущие позиции.

Рейтинг предметов ЕГЭ 2022

Среди основных проблем сами выпускники отмечают:

  • большое объем информации;
  • сложность запоминания;
  • низкая востребованность ВУЗами;
  • постоянные изменения, затрудняющие процесс подготовки.

Итак, давайте разберемся, что ждет выпускников 11 классов, которые решат в 2023 году сдавать ЕГЭ по истории.

Дата проведения

Календарь ЕГЭ 2023 года опубликован, и для истории в нем отведены такие даты:

Период Основная дата Резервные дни
Досрочный 10 апреля 12 апреля
Основной 5 июня 29 июня, 1 июля
Осенний

Важно! В сентябре возможна пересдача только обязательных предметов.

Структура КИМов

Ориентируясь на демоверсию, предложенную ФИПИ для обсуждения на сайте fipi.ru, а также информацию из кодификатора и спецификаций, разработанных с учетом изменений 2023 года, давайте разберем, какой будет новая структура экзамена.

Как и в большинстве предметов ГИА-11, экзаменационная работа по истории будет включать в себя 2 части, в которых суммарно экзаменуемым будет предложено дать ответ на 21 вопрос:

Часть Тип ответа Количество вопросов
І краткий 12
ІІ развернутый 9

В первой части встретятся 8 вопросов базовой сложности и 4 повышенной. В демоверсии анонсированы такие виды заданий:

  • на одиночный выбор ответа из ряда предложенных вариантов;
  • на множественный выбор ответа из ряда предложенных вариантов;
  • на установление соответствий между элементами нескольких рядов;
  • на создание последовательностей;
  • определение термина, временного периода или имени исторического лица по характерным признакам и описаниям.

история

Задания второй части направлены на проверку комплексных умений. Среди них будет 6 повышенной сложности и только 3 высокой:

Номер вопроса Особенность
№ 13, 14 анализ письменного исторического источника
№ 15, 16 анализ изображения
№ 17 анализ 2-х исторических источников про ВОВ с последующим извлечением информации по заданному критерию
№ 18 установление причинно-следственных связей
№19 использование терминологии в историческом контексте
№ 20 сравнение анализируемых событий, явлений, процессов
№ 21 аргументация заданной в вопросе точки зрения

Затронут изменения и длительность проведения ЕГЭ по истории, в 2023 году на выполнение 21 задания будет отведено 210 минут (3,5 часа), тогда как ранее испытание длилось всего 180 минут (ровно 3 часа).

Оценивание

Важно! В 2023 году экзамен по истории максимально оценивается в 42 ПБ (первичных балла), из которых 20 ПБ дадут за выполнение I части работы и еще 22 – за II часть.

В ходе первичной проверки работы эксперты выставляют ПБ (первичные баллы), которые после завершения проверки переводят в ТБ (тестовые баллы) по разработанной ФИПИ таблице соответствия.

Распределение максимально возможность ТБ за выполнение отдельных позиций КИМа в этом году будет следующим:

Максимальный балл Номера вопросов
1 ПБ № 2, 8 – 11
2 ПБ № 1, 3, 5 – 7, 12 – 16, 19
3 ПБ № 4, 17 – 18, 20 – 21

При этом Бланк №1 подлежит оцифровке и автоматической проверке (баллы полученные за І часть работы нельзя оспорить), в Бланк №2 проверяется экспертами (эти результаты можно оспорить в установленном порядке).

Далее результат интерпретируют по такой таблице:

Перевод баллов ЕГЭ по истории 2023

Поскольку в структуре оценивания произошли существенные изменения, очевидно что могут повыситься пороговые значения минимального и проходного балла. На данный момент актуальной информации по данному вопросу нет. Как только будут известны новые минимальные баллы ЕГЭ 2023 года, мы оперативно дополним данный материал.

Секреты подготовки

Важно! Структура экзамена изменилась, поэтому в 2023 году подготовка к ЕГЭ по истории должна основываться на материалах, разработанных с учетом принятых нововведений.

Рекомендации ФИПИ по организации процесса подготовки к экзамену можно найти на официальном сайте в разделе «Навигатор подготовки». В материалах представлены:

  • рекомендации для самоподготовки;
  • тематические материалы;
  • тренировочные задания;
  • видеоинструкции;
  • видео-марафоны по подготовке.

Также для выпускников полезными будут материалы из открытого банка заданий. По сути это вопросы, которые будут включены в КИМы, разбирая которые можно эффективно готовиться к испытанию.

Начинать подготовку к экзамену естественно необходимо заблаговременно, но начало учебного года – последний срок для старта при условии, что вы и ранее знали историю как минимум на «4». Эксперты настоятельно не рекомендуют спонтанно принимать решение о сдаче ЕГЭ по истории, так как действительно большой объем информации практически невозможно обработать и выучить «с нуля» за несколько месяцев.

Если вы уже давно запланировали сдавать в 11 классе историю, то в 2022-2023 году стоит особое внимание уделить истории России и материалам, связанным с ВОВ, так как количество вопросов, затрагивающих именно эти две самые важные темы, в новых КИМах увеличено.

Помимо материалов, предложенных ФИПИ, можно использовать для подготовки:

  • школьные учебники (рекомендованные Минобрнауки);
  • исторические схемы и таблицы;
  • биографии исторических деятелей;
  • атласы и карты (это отличная шпаргалка, если научиться правильно читать атлас);
  • видео-уроки по отельным блокам предмета;
  • оналйн разборы демо-версии 2023 года с детальными объяснениями репетитора.

Хотите понять, каким является ваш уровень владения предметом на данный момент – предлагаем решить демонстрационный вариант и проверить ответы вместе с преподавателем.

Читайте также:

  • ЕГЭ по математике в 2023 году
  • Структура эссе по обществознанию 2023 года
  • Пятидневка в школах в 2022-2023 году

«Хорошо сдает историю тот, кто упорно трудится один-два года до экзамена», — скажет любой выпускник, который прошел это испытание. Учебный год уже начался, поэтому самое время познакомиться поближе с ЕГЭ по истории 2023. В статье вся необходимая информация: основные тематические блоки, структура экзамена и типы заданий.

егэ по истории 2023

Как подготовиться к ЕГЭ по истории — 2023

Изменения ЕГЭ по истории — 2023

Обновлённая модель ЕГЭ по истории не привнесла радикальных изменений в структуру и содержание экзамена, что не может не радовать! Из экзамена 2023 не убрали никаких заданий прошлого года, а лишь добавили два новых в первую и вторую часть.

Это задание 8, посвящённое событиям Великой Отечественной войны. В задании вам предстоит поработать с иллюстративным материалом и дать краткий ответ на вопрос. Оно относится к категории базового уровня сложности и оценивается в один балл.

Вторым новшеством стало задание 20 на сравнение из второй части экзамена. Это задание высокого уровня сложности, которое оценивается в три балла:

ЕГЭ по истории 2023

Пример задания 20 из демоверсии ЕГЭ по истории 2023

Здесь выпускникам предлагается самостоятельно сформулировать тезис о различиях (обратите внимание, что линии сравнения могут быть самыми разными, но опираться должны на предложенные в задании данные, в нашем случае это положение дворянства) в положении дворянства при Петре I и Екатерине II. Свой тезис необходимо подтвердить как минимум двумя историческими фактами (не собственными мнениями!). Задание проверяет умение учеников проводить сравнительный анализ исторических событий/процессов и формулировать собственную точку зрения с опорой на конкретные факты.

Из точечных изменений ЕГЭ 2023 следует также отметить:

  • на экзамен отводится 210 минут вместо прежних 180;
  • максимальное количество баллов увеличилось с 38 до 42.

Важным новшеством стал новый принцип тематического формирования КИМов. Теперь не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны. То есть данная тема будет проверяться не только специфически в заданиях 8 и 17 (которые всегда посвящены сюжетам войны), но будет обязательно встречаться и в других заданиях первой и второй части. А это значит, что ваша подготовка к теме Великой Отечественной войны должна стать более основательной.

Коснулись изменения и системы оценивания заданий второй части — критерии стали строже.

Например, в задании 18 (причинно-следственные связи) есть штрафные баллы за приведение большего количества положений (более трёх), содержащих ошибку! Суть вот в чем:

  • если вы приводите не три причины, как требует задание, а, например, пять (для подстраховки), то в случае, если хотя бы одна из них будет неверной (с фактической ошибкой или просто общее суждение, лишённое конкретики), то с вы потеряете 1 балл.
  • если из этих пяти причин неверными окажутся две или более, то за задание автоматически выставляется 0 баллов.

Именно поэтому правило «чем больше напишу, тем лучше», больше не действует в задании по типу 18. Если не уверены в своём ответе, не стоит писать более трёх положений. Так вы сохраните возможность получить за задание хотя бы частичный балл.

Схожая ситуация оценивания теперь и в задании 19 (работа с терминами). Теперь помимо составления определения вас просят указать один любой факт, связанный с предложенным понятием. В прошлом году у выпускников ещё была возможность написать несколько фактов, и если хотя бы один из них оказывался верным, то ученик получал полный балл за задание. С 2023 года ситуация изменилась: если вы решите привести не один факт, а два-три, и какой-либо из них окажется неверным, то вы автоматически потеряете 1 балл за задание. То есть приводя факты, вы должны быть осторожны и не писать те, в которых не уверены.

Изменения в ЕГЭ по истории действительно масштабные. И речь здесь не столько об изменении количества заданий, сколько в критериях оценивания. И если при подготовке их не учесть, то на экзамене можно запросто потерять важные и ценные баллы.

Чтобы этого не произошло, мы в MAXIMUM Education разбираем с нашими учениками абсолютно все изменения ФИПИ и обновленные критерии оценивания. После этого мы тренируемся решать все задания и учимся подыскивать лучшие аргументы для письменной части. И обязательно делимся с учениками лайфхаками решения заданий. Большая часть из них типовая, а значит надо просто отточить нужные навыки, чтобы всегда получать максимальный балл.

Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ по истории на 80+, то можете смело записываться на наши курсы подготовки. Мы определим ваш уровень знаний и научим всему необходимому!

Кратко о структуре экзамена 

ЕГЭ по истории состоит из двух частей: в первой нужно дать краткий ответ, во второй — развернутый. Всего в бланках 21 задание, за которые можно получить максимум 42 балла. В заданиях встречаются:

  • имена;
  • названия;
  • термины;
  • фрагменты исторических источников;
  • карты;
  • иллюстрации;
  • таблицы с датами.

Что нужно учить?

Придется выучить всю историю России: от зарождения государства в IX веке до 2000-х годов. Для удобства лучше ее разделить на три массивных блока: древняя и средневековая история до династии Романовых (IX в.-1613 г.), сами Романовы (1613-1917 гг.) и отдельно XX век. Лучше уделить каждой эпохе равное количество времени, ХХ веку — чуть больше.

Чтобы сдать экзамен, нужно знать разные области истории.

Всеобщая история

Общемировой исторический контекст проверяется во 2 и 21 заданиях. Для решения задания из первой части нужно выучить, к какой части века относятся самые знаковые страницы мировой истории (например, открытие Колумбом Америки или Столетняя война) и суметь их соотнести по времени с событиями отечественной истории. Никаких сюрпризов с датами не будет: они утверждены в кодификаторе, их чуть больше сотни (114 штук).

Более глубокие знания потребуются вам в задании 21, ведь теперь вам предстоит составить аргумент (в том числе на основе конкретных фактов из истории зарубежных стран!), который бы подтверждал или опровергал предложенную в задании точку зрения. Поэтому механическим заучиванием здесь не обойтись. Важно понимать, что происходило в мире в разные эпохи, начиная с Древнего мира и античности и заканчивая ХХ веком.

Культура

В заданиях 7, 15 и 16 нужно показать, насколько хорошо вы разбираетесь в архитектурных стилях, живописи, музыке и литературе. Придется выучить не только названия и авторов произведений искусства, но и то, как они выглядят. Два задания содержат иллюстрации: глядя на них, вам придется ответить на несколько каверзных вопросов. 

Картографический блок

В ЕГЭ есть еще одна иллюстрация — карта. На ней спрятаны подсказки о том, что на ней происходит: война, бунт, а, может быть, расселение славянских племён. Первых статистически больше, поэтому стоит разобраться с датами военных событий, знаковыми боями, названиями населенных пунктов и главнокомандующими. Важно отличать их друг от друга. Русско-турецких войн было, например, 12 и у каждой своя карта военных действий, свои главнокомандующие.

В заданиях 9-12 нужно указать пропущенное на карте название города или реки, дату или имя, а также вам придется поработать и с текстом в рамках исторической географии. Чтобы различить, что представлено на карте, нужно найти все разбросанные по карте слова и цифры, а потом связать их вместе, словно вы — Шерлок Холмс. Эту работу облегчает наличие легенды — таблицы в уголке с описанием опознавательных знаков. 

Великая Отечественная война

Рекомендуем отдельно и очень подробно изучить историю Великой Отечественной войны. Отныне ей посвящено целых два задания: №8 (из первой части) и №17 (из второй части экзамена). А еще, как мы уже отметили выше, в КИМах она может всплыть несколько раз в любых заданиях: в письменных источниках, картах, иллюстрациях, заданиях на сопоставление. 

Пять лет по сравнению со всей историей России кажутся крохотным отрезком. Но на него мы уделяем на наших курсах два, а то и три урока. Судите сами: вам нужно знать многие даты с точностью до дня, движение и стратегии армий, общий ход войны и ее локальные битвы, этапы освобождения, международные союзы, названия боевой техники сторон, имена героев войны, а отдельно запомнить тех, кто был дважды и трижды героем СССР. 

История современной России

Хотя большинство заданий посвящены древней Руси, Российской империи и СССР, это не значит, что нужно списывать со счетов «лихие 90-е» и 2000-е. В последние годы в ЕГЭ попадаются события правления В. В. Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. А. Медведева.

Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории?

Исторические источники

Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние (а могут повстречаться фрагменты и Х века) совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 11, 13-14, 17. 

Таблицы на сопоставление

Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.

В прошлом году в ЕГЭ по истории включили задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. Восстание в Тамбове и формирование Второго народного ополчения в Нижнем Новгороде, как тебе такое, Илон Маск? В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого.

Установление причинно-следственных связей

С 2022 года во второй части экзамена присутствует задание, которое проверяет умение выпускников выстраивать причинно-следственные связи исторических событий и процессов. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов. И не забудьте, что с 2023 года в нем присутствуют штрафные баллы, а значит написать побольше «для подстраховки» уже может грозить потерей баллов.

Задание на терминологию

С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть. Теперь от выпускников требуется дать развёрнутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются. К определению необходимо добавить связный факт, который бы конкретизировал (т.е. уточнял, помещал в контекст) данное понятие применительно к истории России. Для работы с терминами обязательно ведите исторический словарик при подготовке.

Задание на аргументацию

Задание 21 в новой нумерации 2023 года помимо своей сложной структуры включает в себя элементы всеобщей истории.

Выглядит это жутковато: ученикам предлагают рассмотреть утверждение, к которому нужно придумать два аргумента в пользу него: один для истории России, а другой для зарубежной истории. Главная ошибка школьников в том, что они путают аргумент с простым историческим фактом и указывают последнее, за что теряют баллы.

Аргумент всегда состоит из двух частей: самого исторического факта и его объяснения, которое утверждает или опровергает исходный тезис. Об основных ошибках в задании на аргументацию и о том, как получить за него высший балл мы рассказывали в этой статье.

Кроме этого, для того, чтобы решить задание, выпускникам важно иметь базовое представление о событиях истории зарубежных стран. В некотором смысле, это вехи — ключевые события, которые меняли ход истории. Ознакомиться с данными процессами и событиями вы можете в кодификаторе событий для задания 19, это поможет вам систематизировать информацию, продумав свою подготовку.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории 2023?

Разумеется, все это выучить! Ученик действительно должен знать огромный объем информации. Именно поэтому история — один из самых сложных ЕГЭ.

Главная проблема — даты, которых нужно помнить несколько сотен. Однако ее можно решить, если пользоваться мнемотехниками. Мы уже делились некоторыми из них в другом материале.

Еще стоит прорешивать как можно больше заданий, которые встречаются на экзамене. Прописывайте аргументы, решайте тестовую часть — и не забывайте строго следовать всем правилам оформления ЕГЭ и критериям оценивания. После этого проверяйте свои ошибки и повторяйте те темы, в которых разбираетесь хуже.

Именно так устроены наши занятия по подготовке к ЕГЭ. Мы проводим срезы знаний и пробный экзамен, анализируем ошибки учеников и индивидуально объясняем им, на что обязательно нужно обратить внимание. Если у кого-то остаются вопросы, мы всегда дополнительно разбираем сложные темы.

Поэтому после наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории выпускники сдают экзамены на очень высокий балл — обычно не ниже 80. И неудивительно: они знают все ловушки ЕГЭ и умеют их обходить. Хотите так же? Ждем вас на наших занятиях!


Из этой статьи вы узнаете о тех изменениях, которые внесены в тест ЕГЭ по истории 2023г. на сайте ФИПИ.
Как работать с этим тестом и как начать готовиться к ЕГЭ по истории.


Переходим на сайт ФИПИ, прокручивам вниз, кликаем по ссылке КИМ ЕГЭ 2023, выбираем История. Скачиваете архив с 3-мя файлами и распаковываете его. Там будет демоверсия теста 2023г, кодификатор тем и спецификация. На этой же странице ниже есть очень важный файл, содержащий все изменения, которые внесены в КИМ ЕГЭ 2023 по всем предметам, где все изменения систематизированы сотрудниками ФИПИ. Скачиваем этот файл и ищем Историю.


ФИПИ опубликовал демоверсию ЕГЭ по истории 2023.

В проект экзаменационной работы внесены незначительные изменения.

А именно:

1. Количество заданий увеличено с 19 в 2022г до 21:

— в 1-й части  введено задание 8 на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны и
— во 2-й части: задание 20 — на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления.

2. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны. История Великой Отечественной войны будет проверяться не только в заданиях 8 и 17 (по нумерации 2023г), но и широко представлена в других заданиях. 

3. Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022г до 42.

4. Уточнены некоторые критерии оценивания ответов для заданий 18 и 19 (по нумерации 2023г).

5. Время на работу увеличено с 180 до 210 минут.

Таким образом, есть изменения, но они не критичные.

Как эффективно использовать демотест в своей подготовке?

На просторах интернета много роликов, где показывают как решать этот демотест и сравнивать свои ответы с ответами, которые даны в конце этого теста. Это бесполезная работа!
Что рекомендуем мы: вот вы сейчас после 10 класса решили сдавать ЕГЭ по истории в следующем году. Возьмите демотест и его прорешайте самостоятельно. Выведите его на печать, полностью прорешайте и заполните ручкой. И сравните ваш ответ с тем, который в конце демотеста. Сами прорешайте сначала! И уже только после этого можете смотреть любые обзоры разборов.

Кроме того, возьмите открытый вариант ЕГЭ 2022 по истории, скачайте его с сайта ФИПИ и тоже прорешайте. Самостоятельно! И сравните свои ответы с теми, что есть в конце теста.

Что это вам даст?
Вы сможете сразу же оценить вашу подготовку к ЕГЭ по истории на данный момент. У вас сразу уйдут все иллюзии о ваших знаниях на сегодня, и вы будете серьёзно готовиться к этому объёмному экзамену, который можно сдать только 1 раз. Готовиться к ЕГЭ по истории желательно с сентября.

Где брать образцы ответов на задания ЕГЭ?
Многие спрашивают: где посмотреть образец ответа на задания второй части?
Обратите внимание, в ответах демотеста есть образцы ответов на задание 2-й части. Тест сейчас настолько доработан, что есть примеры ответов ко всем заданиям и критерии к ним тоже есть.

В процессе тренировки учитесь отвечать в формате, как это показано в образце ответа. Приводите свой ответ в требуемый формат, а не в свободной форме.

Вам нужна качественная подготовка к ЕГЭ по истории?

Легендарный курс подготовки к ЕГЭ по истории >>


Обновляется каждый год. Все задания доработаны до 2023г.
— почитайте отзывы ребят, которые этим курсом воспользовались,
— автор курса кандидат наук и профессиональный репетитор,
— чёткая понятная программа курса,
— занятия проходят не в форме вебинаров, а все уроки уже заранее записаны и по мере необходимости обновляются.

Курс Подготовка к ЕГЭ 2023 по Истории >>

Курс включает все необходимое для подготовки к ЕГЭ по истории на 80-100 баллов! 67 ВИДЕОУРОКОВ — по 20-30мин — только вся самая нужная информация на ЕГЭ по всем темам-периодам истории

МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ + КОНСПЕКТЫ — Инфокарты, Атласы, Исторические карты, Таблицы, Термины + Конспекты-презентации, по которым удобно повторять материал

628 ЗАДАНИЙ И ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ — С ОТВЕТАМИ И РЕШЕНИЯМИ — все типы заданий и тестов 1-й и 2-й частей ЕГЭ

27 КОНТРОЛЬНЫХ И МИНИ-ТЕСТОВ — с автопроверкой ответов — для закрепления и оценки знаний

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ — вы получите ответы на все ваши вопросы во время подготовки и профессиональные рекомендации от преподавателя курса

 Начать подготовку >>

Пройдя полностью курс, вы точно подготовитесь к ЕГЭ по истории на максимальные баллы! Как это сделали все ребята, которые прошли данный курс полностью.

Курс действительно хороший, записан с душой и помогает ребятам хорошо подготовиться и сдавать ЕГЭ по истории на максимальные баллы и поступать в ВУЗ своей мечты на бюджет. Вы можете посмотреть открытые уроки, чтобы узнать как подаётся материал. Пользуйтесь! Сайт создан для вас!

Наш курс по истории приведён в соответствие с требованиями ЕГЭ 2023 по истории. 

Вы эффективно и качественно подготовитесь по всем необходимым темам для сдачи ЕГЭ по истории и научитесь решать все типы тестовых заданий ЕГЭ 2023. Будете готовиться в строгом соответствии с требованиями ФИПИ!

Как эффективно готовиться к ЕГЭ? 
Вам может пригодиться:

ЕГЭ экспресс-подготовка на exammy.ru — это выход для тех, кто хочет сдать ЕГЭ на высокие баллы
Вы узнаете, почему готовиться с помощью курсов exammy.ru эффективно. Как сократить время на подготовку. Как реализован новейший формат решения тестов с мгновенной автопроверкой. Как проходит обучение на exammy.ru.

Как сдать ЕГЭ на 80 баллов и выше без репетитора 
В этой статье вы узнаете особенности самоподготовки по нашим видеокурсам. Что делать, если в процессе обучения возникают вопросы?

Курсы подготовки к ЕГЭ от exammy.ru  — это специально разработанные курсы, чтобы ребята могли готовиться по ним самостоятельно.



Авторы курсов exammy.ru  — талантливые опытные преподаватели по призванию и по образованию. Это люди любящие свой предмет, настоящие эксперты с профессиональным высшим образованием. Для них нет неизвестных ответов из школьной программы и из реального ЕГЭ.

Все курсы exammy.ru проходят при поддержке преподавателя — вы получите ответы на все ваши вопросы в процессе подготовки.


Готовьтесь с профессионалами!
Удачи вам на экзаменах!
команда EXAMMY.RU



Скачать материал

ЕГЭ по ИСТОРИИ 
изменения  2023



Скачать материал

  • Сейчас обучается 267 человек из 63 регионов

  • Сейчас обучается 411 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ЕГЭ по ИСТОРИИ 
изменения  2023

    1 слайд

    ЕГЭ по ИСТОРИИ
    изменения 2023

  • Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21. 
В работу включено задание на...

    2 слайд

    Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21.
    В работу включено задание на проверку знаний фактов истории Великой Отечественной войны (8).
    В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20).
    При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 (по нумерации 2023 г.), но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.
    Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 г. до 42.
    Уточнены критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 (по нумерации 2023 г.).
    Время на выполнение экзаменационной работы увеличено со 180 до 210 минут. (3 часа 30 минут)

    Основные изменения

  • ЕГЭ по ИСТОРИИ 2023Всего заданий -21
1 часть – 12 заданий
2 часть – 9 заданий...

    3 слайд

    ЕГЭ по ИСТОРИИ 2023
    Всего заданий -21
    1 часть – 12 заданий
    2 часть – 9 заданий
    Максимальный первичный балл- 42

    Время- 210 минут (3 часа 30 минут)

  • Элементы содержания по Великой Отечественной войне будут включены в задания н...

    4 слайд

    Элементы содержания по Великой Отечественной войне будут включены в задания на установление соответствия, нацеленные на проверку знаний выпускниками хронологии (1) и исторических личностей (5). 

    Исторические личности, фамилии которых могут быть включены в задание 5, – это не только военачальники, но и герои войны (в том числе герои-школьники), ученые, конструкторы, деятели культуры, внесшие вклад в Победу нашей страны.

  • Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого ст...

    5 слайд

    Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
    Задание 1
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
    ОТВЕТ:
    Примечание:

    Обратите внимание на то, что добавлено событие Великой Отечественной войны.

  • Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, от...

    6 слайд

    Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    Задание 5
    Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
    ОТВЕТ:

  • Рассмотрите изображение и выполните задание. Задание 8Заполните пропуск в пре...

    7 слайд

    Рассмотрите изображение и выполните задание.
    Задание 8
    Заполните пропуск в предложении:
    «Данный плакат посвящён событиям тысяча девятьсот ___________________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
    ОТВЕТ:

  • Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.Задание 15-16

    8 слайд

    Рассмотрите изображение и выполните задания 15, 16.
    Задание 15-16

  • Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками.
Исполь...

    9 слайд

    Укажите название войны, события которой изображены на марке стрелками.
    Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

    Задание 15

  • Прочтите отрывки из воспоминаний современников.Задание 17

    10 слайд

    Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
    Задание 17

  • Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка.
Укажи...

    11 слайд

    Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка.
    Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на высокие боевые качества советских воинов.
    При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания..
    Задание 17 (продолжение)

  • Задание 17 (продолжение)

    12 слайд

    Задание 17 (продолжение)

  • Задание 20. НОВОЕ ЗАДАНИЕ!

В задании необходимо установить сходства или разл...

    13 слайд

    Задание 20. НОВОЕ ЗАДАНИЕ!

    В задании необходимо установить сходства или различия сравниваемых объектов.

    Нужно уметь самостоятельно сформулировать обобщенный вывод (это и есть тезис, который в задании требуется обосновать).

    Тезис, который должен указать выпускник, должен представлять собой обобщенное суждение, которое можно обосновать фактами.

  • Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информа...

    14 слайд

    Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
    При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
    Задание 20
    Ответ оформите в следующем виде.
    Тезис: ______________________________________________________________________
    Основание тезиса:
    __________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________

  • Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информа...

    15 слайд

    Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в положении дворянства в периоды правлений Петра I и Екатерины II по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
    При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
    Задание 20
    Ответ оформите в следующем виде.
    Тезис: ______________________________________________________________________
    Основание тезиса:
    __________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________

  • Задание 20 (продолжение)

    16 слайд

    Задание 20 (продолжение)

  • В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США бы...

    17 слайд

    В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для США.
    При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
    Задание 21
    Ответ оформите в следующем виде.
    Аргумент для России: ______________________________________________________________
    Аргумент для США: ______________________________________________________________

  • В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США бы...

    18 слайд

    В том же десятилетии, когда в России было отменено крепостное право, в США было отменено рабство. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на дальнейшую внутреннюю политику правительств в странах, где они произошли: один аргумент для России и один для США.
    При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
    Задание 21
    Ответ оформите в следующем виде.
    Аргумент для России: ______________________________________________________________
    Аргумент для США: ______________________________________________________________

    Правильный ответ должен содержать аргументы:
    1)для России, например: с отменой крепостного права крестьяне перестали находиться под опекой помещиков, которые ими ранее владели, и у правительства возникла необходимость создания органов местного самоуправления, которые бы управляли хозяйственными делами в соответствии с
    социально- экономической обстановкой в каждом регионе страны; была проведена земская реформа;

    2) для США, например: после отмены рабства в США бывшие плантаторы-рабовладельцы пытались вернуть свою власть над бывшими рабами, для чего в южных штатах ими были приняты «чёрные кодексы», которые почти полностью воспроизводили действовавшие до Гражданской войны законы о рабах; Конгрессом США был принят закон, отменявший «чёрные кодексы», власти США приступили к «радикальной реконструкции Юга», целью которой было не допустить возвращения рабства.
    Могут быть приведены другие аргументы

  • Задание 21 (продолжение)

    19 слайд

    Задание 21 (продолжение)

  • ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Необходимо особе внимание уделять изучению Великой Отечест...

    20 слайд

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
    Необходимо особе внимание уделять изучению Великой Отечественной войны, как как примерно 20% вопросов связаны именно с этим событием.

    Если в задании нужно привести конкретное количество фактов, не старайтесь их увеличить, думая, что вдруг среди названных будут правильные ответы.

    Неверные ответы повлияют на баллы. Лучше внимательно продумайте каждый факт.

    Обратите внимание на НОВОЕ 20 задание. В задании необходимо установить сходства или различия сравниваемых объектов. При подготовке к ЕГЭ имейте это в виду.

  • На что обратить внимание?• Знание хронологии, исторических понятий, основных...

    21 слайд

    На что обратить внимание?
    • Знание хронологии, исторических понятий, основных фактов
    • Работа со статистикой, картой, схемой, иллюстрациями
    • Анализ исторических источников
    • Вопросы культуры
    • Материал по всеобщей истории
    • Причинно-следственные связи между событиями
    • Умение сравнивать исторических события и процессы (выявлять сходства и отличия)

  • Работа с хронологией.установление соответствия событий и дат
расположение тр...

    22 слайд

    Работа с хронологией.

    установление соответствия событий и дат
    расположение трех событий в хронологической последовательности
    (с обязательным включением элемента всеобщей истории)
    Установление соответствия в рядах.
    соотнесение процессов (явлений, событий) с фактами
    соотнесение событий и участников

    Важно:
    Знать века и уметь их соотносить с датами;
    Работать с датами на уроке, выполнять похожие задания, использовать задания тренажеры;
    Выписать минимум основных дат как шпаргалку, учить!
    Лучше учить даты в синхронической таблице со Всеобщей Историей.

  • Работа с картографическим материалом
Необходимо :
Использование карт на уроке...

    23 слайд

    Работа с картографическим материалом

    Необходимо :
    Использование карт на уроке, атласов, учить читать все обозначения ,знать что такое (легенда) карты!

  • Работа с иллюстрациямиВажно:
Использовать на уроке все иллюстрации в учебник...

    24 слайд

    Работа с иллюстрациями

    Важно:
    Использовать на уроке все иллюстрации в учебнике и вне его;

    Выполнять различные задания на соотнесение личности с его фото;

    Деятельности с исторической личностью;

    Памятников архитектуры с деятельностью исторического деятеля и т.д.

  • Работа с источникамиНеобходимо :
Использование исторических источников на уро...

    25 слайд

    Работа с источниками
    Необходимо :
    Использование исторических источников на уроке;
    Научить учащихся анализировать их, находить главное;
    !!! Пусть дети подчеркивают главное в самом историческом документе, выделяют, так у них будет формироваться функциональная грамотность и историческая зоркость.

  • Чтобы сдать ЕГЭ, надо не только хорошо знать все тематические блоки, но и пон...

    26 слайд

    Чтобы сдать ЕГЭ, надо не только хорошо знать все тематические блоки, но и понимать критерии оценивания заданий.

    Не изучили их, пока готовились — потеряли баллы.

    Чтобы получить максимальный балл, важно вовремя, а главное  правильно начать подготовку. Не откладывайте ее на последний момент!.

  • Рекомендации к подготовке к экзамену.

Не бойтесь большого объемов теории. Фо...

    27 слайд

    Рекомендации к подготовке к экзамену.

    Не бойтесь большого объемов теории. Фокусируйтесь не на заучивании, а на понимании терминов через примеры или аналогии.

    Составьте для себя список тем для изучения, исходя из кодификатора. Отмечайте пройденные темы по мере прогресса. Так вы не запутаетесь, какие теоретические аспекты уже изучили.

    Уделяйте сопоставимое внимание каждому из шести тематических блоков. Не стоит выделять любимый блок и изучать его: в экзамене встречаются все шесть.

  • Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий. Так вы уменьш...

    28 слайд

    Обращайте внимание не только на теорию, но и на формат заданий. Так вы уменьшите количество ошибок, которые обычно допускают по невнимательности.

    Изучите критерии оценивания как в первой, так и во второй части экзамена.

    Пишите разборчиво. Понятный почерк важен для обеих частей ОГЭ. Компьютер может не считать цифру или букву, а эксперты при проверке второй части не станут разбираться в непонятных каракулях.

  • Для многих история кажется сложным предметом именно из-за большого объема инф...

    29 слайд

    Для многих история кажется сложным предметом именно из-за большого объема информации, которую необходимо систематизировать и запомнить.

    В этом вам помогут проверенные приемы, такие как:
    ассоциации для запоминания событий;
    ленты времени для запоминания дат;
    составление коротких рассказов; составление досье на историческую личность, биографию которой нужно запомнить;
    использование исторических карт (бумажных или интерактивных).
    Использовать специальные сборники практикумы, тренинги, тренажеры, тематические тесты.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 153 788 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 15.10.2022
  • 410
  • 40
  • 15.10.2022
  • 131
  • 2
  • 15.10.2022
  • 195
  • 0
  • 15.10.2022
  • 81
  • 1
  • 15.10.2022
  • 207
  • 1
  • 15.10.2022
  • 49
  • 0
  • 15.10.2022
  • 132
  • 0
  • 15.10.2022
  • 86
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»


Фотографии: АГН «Москва»/ Wikimedia commons. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Заместитель руководителя комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по истории Игорь Артасов рассказывает об изменениях в структуре и содержании госэкзамена в 2023 году.

Основные изменения

Увеличили количество заданий, посвященных Великой Отечественной войне 

В 2023 году вопросы по истории Великой Отечественной войны включат в 4 задания экзаменационной работы.

Теме ВОВ посвятят:

  • одно из событий в задании 1 (на проверку знания хронологии);
  • одно из событий в задании 5 (на проверку знания исторических личностей, исторических деятелей);
  • все новое задание 8 (на работу с изображением); 
  • задание 17 (бывшее задание 4) на работу с историческими источниками. Оба источника будут посвящены Великой Великой Отечественной войне.

Появились новые задания — № 8 и № 20

Задание 20 проверяет умение сравнивать исторические события, явления и процессы. 


Скриншот задания 20 из демоверсии ЕГЭ-2023 по истории

Задача — написать какой-либо тезис, то есть, обобщенное оценочное суждение, которое содержит информацию о сходстве и различии сравниваемых объектов. После этого необходимо привести два обоснования этого тезиса. Причем они должны быть основаны на исторических фактах. 

Это задание также может быть не о сходстве, а о различиях каких-либо сравниваемых объектов.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Подписаться

В задании 8 представлено изображение, связанное с ВОВ. В описании к изображению необходимо вставить пропущенное слово/словосочетание и дать иной требуемый ответ. 


Скриншот задания 8 из демоверсии ЕГЭ-2023 по истории

Скорректированы критерии оценивания заданий 18 и 19

В задании 18 требуется указать три причинно-следственные связи. 


Скриншот задания 18 из демоверсии ЕГЭ-2023 по истории

Если выпускник приводит дополнительные элементы, то при оценивании действует правило:

  • если среди дополнительных элементов два или более ошибочные, то за ответ он получает 0 баллов;
  • если среди дополнительных элементов ошибочный только один, то выставляют на 1 балл ниже фактического по критериям.

Правило действует так: если среди дополнительных положений нет неверных, значит выпускник получает по баллу за второй, третий и четвертый пункт —  максимальную оценку. А если с первого по третье положения верные, а четвертое нет, то правило начинает действовать. 

Очень важно, на какой позиции стоят неверные причинно-следственные связи. Если вы пишете больше требуемого количества, то надо быть уверенным, что эта причинно-следственная связь является верной.

Задание 19 проверяет знание исторических понятий. 

Задача — объяснить смысл понятия, которое дано в задании, а после привести один факт, который конкретизирует его применительно к истории России. 

Теперь этот факт засчитают только если наряду с верной позицией не будет ошибочных. Если выпускник объяснил смысл понятия и приводит два факта, один из которых является верным, а второй неверным, то за этот элемент ответа он балла не получит. 

На что обратить внимание при подготовке

Ориентируйтесь на содержание школьных учебников

Практически все понятия, которые встретятся в ЕГЭ, есть в школьных учебниках.

Совет от эксперта:

«При подготовке можно пользоваться учебниками и не из Федерального перечня. Например, вузовскими. Но школьные учебники нужны прежде всего, для того, чтобы определить границы материала, который будут проверять на экзамене». 

Оцените свои знания

Продиагностируйте себя и выделите темы, которые у вас западают. Изучите этом материал с особым вниманием.

По статистике, в первой части выпускникам трудно даются задания:

  • которые посвящены истории культуры;
  • на работу с исторической картой;
  • на знание исторических личностей.

Совет от эксперта:

«Когда вы изучаете исторических деятелей, стремитесь к тому, чтобы в голове складывались их яркие образы. Если просто пытаться запомнить фамилии из учебника, это неэффективно».

Во второй части сложности чаще всего вызывают:

  • задание 18 (на установление причинно-следственных связей);
  • новое задание 20 (хотя статистики по экзаменам пока нет, апробация показала, что с ним есть сложности);
  • задание 21 (бывшее задание 19) — на аргументацию.

Часто выпускники формулируют какое-то суждение, но обосновывают его недостаточно убедительно или с фактическими ошибками.

Совет от эксперта:

«В 21 задании один аргумент необходимо сформулировать для истории России, а второй для какой-либо зарубежной страны. На второй аспект стоит обратить внимание при подготовке, с ним у выпускников часто возникают сложности».

Также стоит отметить, что в экзамене 2023 года могут быть вопросы по историческим событиям вплоть до 2020 года.

Не допускайте грамматических ошибок в ответах

Компьютер не примет ответ с ошибкой, но после проверки человеком он будет засчитан. Но всегда есть человеческий фактор, поэтому проще не делать ошибок. 

Выполняйте задания в той последовательности, в которой они даны в работе 

Но если вдруг вы не знаете, как выполнить какое-либо задание, не зацикливайтесь на нем. Пропустите его, сделать остальные, а потом снова к нему вернитесь.

Полностью посмотреть консультацию Игоря Артасова в эфире Рособрнадзора можно по ссылке.


Материалы по теме:

  • Что изменится в ЕГЭ по русскому языку в 2023 году
  • Что изменится в ЕГЭ по английскому языку в 2023 году
  • Как готовиться к ЕГЭ по математике в 2023 году: советы от разработчика КИМов.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Изменения в егэ по истории 2023 презентация
  • Изменения в егэ по географии 2022
  • Изменения в егэ по английскому языку в 2023 году презентация
  • Изменения в егэ по английскому языку в 2022 году
  • Изменения в егэ математика 2021

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии