Урок подготовки к изложению с элементами сочинения
«Памятник подлецу»
Цели урока:
- Отработка умения подробно и выборочно излагать текст с элементами описания и рассуждения. Повторение и закрепление умения определять стиль и тип речи. Отработка умения использовать в речи различные синтаксические конструкции. Повторение отдельных видов орфограмм.
- Развивать речь учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка. Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения.
- Воспитание бережного трепетного обращения ко всему живому на Земле, ответственности каждого и за все, что окружает его.
Эпиграф: Зачем я родился?
Отвечу, изволь,
Чтоб радовать землю!
Глеб Горбовский.
- Вступительное слово учителя
Сегодня мы должны будем написать подробное изложение с элементами сочинения, поэтому целью этого урока и будет подготовка к нему. Для изложения я взяла отрывок из очерка старейшей журналистки «Комсомольской правды» Татьяны Тэсс. Текст называется остро и непривычно «Памятник подлецу». Почти оксюморон (сочетание противоположных по значению слов).
Как это понять: «памятник подлецу»? За что? И какой это памятник? Слушайте внимательно текст, и вы найдете ответы на все эти вопросы.
- Чтение учителем текста «Памятник подлецу» под музыку Джеймса Ласта «Одинокий пастух».
Памятник подлецу.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.Тэсс) 218 сл.
Толчком к тому, чтобы взять этот текст, послужили прочитанные много в некоторых местных газетах заметки о том, что под Новый год подростки рубят в городе елки. А недавно увидела и у нас, на Гожувской совсем крошечную сломанную елочку.
- Анализ содержания
- Так почему же текст назван «Памятник подлецу»?
- Какой памятник поставлен этому человеку?
- Как вы думаете, почему жильцы дома так старались, сажая елку?
- В чем особенность голубой ели? Индивидуальное задание.
- Почему жители заметили, что ель прижилась?
- Как вы понимаете сочетание слов «запах детства», «запах чистоты»?
- Каким вы представляете человека, который изуродовал елку?
- А каким — человека, который сделал табличку?
- Как вы думаете, как чувствует себя человек, срубивший елку, проходя мимо «памятника» себе?
- Анализ художественно-изобразительных средств текста.
- Как называется такой прием, когда явление природы и предметы наделяются признаками живого существа? Олицетворение
- Какие еще изобразительные средства использует автор?
Эпитеты – художественные определения
Побеги – свежие, пушистые
Запах – задумчивый, щемящий
Дерево – изуродованное
Сравнение – дерево стояло, распластав нижние ветки, словно…
- Мы поговорили о художественных особенностях текста, а какой стиль использует автор?
- К какому из трех типов текста вы отнесете его?
Где присутствует повествование? Рассказ о случае в моем дворе.
Элементы описания — назвать их (2 описания ели: до гибели и после , 2 учащихся пересказывают)
Почему автор сравнивает ель с отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы назовем такой прием?
Почему, говоря о елке, он использует слова «мертвые», «умерла», «убитое дерево», словно он говорит о человеке?
- Составление плана.
На сколько частей можно разделить текст?
- Голубое дерево из сказки.
- Жильцы сажают елку у дома.
- Ель стала гордостью дома.
- Изуродованное дерево.
- Табличка с надписью.
- Молчаливый укор совести.
- Лексическая работа.
Значения всех ли слов вам понятны?
- Дерн – верхний слой почвы, заросший травой
- Укор – упрек, обвинение
- Содрогание – задрожать от сильного чувства (дрожь сердца, души)
- Орфографическая работа.
Мы поработали над содержанием вашего изложения, а теперь давайте проведем работу по предупреждению ошибок.
Задание классу:
В тексте много слов с непроверяемой орфограммой в корне, выпишите их.
В это же время на доске двое с карточками.
- Выписать из текста слова, с чередованием гласных в корне, обозначить орфограмму: обложили, касался, умерла, разрослась.
- Разобрать по составу слова: задумчивый, отчетливый, рассказала, распластать, беспомощно.
Подобрать проверочные слова устно:
Жильцы -…, запах — …, содрогание — …, укреплена — …, напоминать — …
Задание классу:
Записать и объяснить правописание слов:
Написано, укрепление, посаженная, изуродованное, содеянное.
- Синтаксическая работа. Построить:
- Схему предложений с прямой речью.
- Схему первого предложения с причастным оборотом.
- Схему предложения с деепричастным оборотом.
- Схему предложения с однородными членами.
- Пересказ текста изложения.
- Работа над сочинением.
Мы проанализировали этот текст, но не сказали об одном, очень важном. Какова идея этого текста? Что автор хотел нам сказать им?
Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему, какую?
Бережного отношения к природе, ко всему живому на земле. Это близко и понятно нам всем. Ведь все меньше остается на земле нетронутых, девственных уголков природы, заповедных лесов, рек с хрустально чистой водой, белоснежных колокольчиков ландыша, голубых кусочков неба – незабудок. Мы, вчерашние дети природы, сегодня почувствовали себя богами, способными вершить чужие судьбы, кроить, перекраивать, а заодно и убивать все живое. Следствием этого стало ожесточение людей по отношению к природе, к братьям меньшим, друг к другу.
Что же можем сделать мы с вами, городские жители, для того, чтобы наш город стал зеленым и уютным, а не превратился в железо-бетонно-асфальтированную пустыню?
Заканчивается урок стихотворением Николая Старшинова «Нам жить в одной семье».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
Елку во дворах,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся…
метки: Изложение, Сочинение, Элемент, Текст, Написание, Задуматься, Книга, Основной
«Изложение с элементами сочинения. 8 класс»
Урок русского языка
8 класс
Изложение с элементами сочинения.
Цель: развитие специальных умений и навыков изложения предложенного текста и сочинение собственного.
Задачи:
1.Способствовать развитию умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения.
2. Способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции.
3.Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.
Ожидаемый результат., Оборудование.
1.Текст изложения «Есть ли у книги будущее?»(Г.М.Щипицына Дидактические материалы. Русский язык 8 класс.- Дрофа, 2001-с.76.)
2.Раздаточный материал:
- текст для индивидуальной работы;
- листы с речевым клише.
Ход урока.
I. Мотивационно-целевой этап.
1.Рассадка по группам согласно способа восприятия информации (аудиалы, визуалы, кинестетики),уровня мышления .
2. Выход на тему урока.
- Прочитайте тему урока. Что получится как результат деятельности на уроке?
- Какова главная цель изложения?
- Как вы понимаете «элементы сочинения»?
II,Операционно-познавательный этап.
1.Анализ заглавия текста «Есть ли у книги будущее?»
2.Свободное письмо.
- Предположите, о чем будет текст?
- Выразите свое отношение к проблеме.
а).обдумывание;
- б).
написание;
- в).обсуждение в паре;
- г).
выбор;
- д).озвучивание.
3.Проверка опережающего задания.
4. Чтение текста изложения.
- Способ работы с текстом выбираете самостоятельно: для аудиалов — вслух, для визуалов, кинестетиков — текст на партах.
5.Преподавательский опрос.(Восприятие текста).
- Какие чувства вызвал у вас текст?
- Какую основную мысль высказывает автор?
- Что бы вы хотели высказать по поводу данной темы?
6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.(ИМД).
2 стр., 690 слов
От анализа текста к сочинению и изложению
… и пунктуацией . Разнообразие заданий к текстам связано с задачей включить подготовку к изложению и сочинению в обычные уроки языка и речи. Целенаправленный отбор текстов создает обучающую речевую среду, которая … своему выразить это восприятие. Задание. Подготовьтесь к изложению. Все началось с Пушкина… Во время летнего отпуска я поехал в Пушкинские горы — напиться усадебной атмосферой начала …
1).электронные средства
массовая информация
цивилизация
2).живопись
фотография
телевидение
общественный статус
3).русский писатель и историк Н.М.Карамзин
7. Переосмысление ключевых терминов( ИМД).
- Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.
8. Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.
- Какова тема текста?
- Какую основную мысль утверждает автор?
- Как заглавие отражает содержание текста? Почему в заглавии стоит вопрос?
- (Публицистический)
- (Рассуждение)
- Перечитайте авторский вывод. Согласны ли вы с ним?
- Поделитесь, что добавите.
9. Орфографическая и пунктационная работа.
а) — Какие слова из текста могут вызвать у вас затруднение?
(Проговаривание, обозначение ошибкоопасного места).
- О постановке каких знаков препинания вы хотели бы спросить?
Уточнение пунктационных особенностей текста).
б) — Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут воспользоваться ими в случае затруднения.
10. Итоговое чтение текста.
11.Написание изложения с элементами сочинения.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- Что узнал о себе, о собственных возможностях написания изложения с элементами сочинения?
- Над чем задумался, работая над текстом?
- Над чем задумался по окончании урока?
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Антраитовская общеобразовательная школа I-II ступеней №8»
Луганской Народной Республики
Разработка урока по русскому языку
«Подготовка к составлению сравнительной характеристики двух лиц»
8 класс
Подготовила: учитель русского языка Славнова М.С.
2019г.
Разработка урока по русскому языку
Дата:
Класс: 8
Тема: подготовка к составлению сравнительной характеристики двух лиц.
Цель: обучать составлению сравнительной характеристики двух лиц,
развивать умение анализировать, сравнивать качества, поступки, черты внешности и характера двух героев, лиц; умение грамотно оформлять свое высказывание, соблюдать нормы и структуру сочинения, внимательность, наблюдательность, умение работать самостоятельно,
воспитывать доброту, ответственное отношение к делу, умение анализировать свои поступки на примере сопоставляемых героев.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: таблица для работы над характеристикой (прил.1), фрагменты текста сказки С. Маршака (прил. 2.), презентация с кадрами мультфильма для описания внешности героев (прил.3), видеозапись мультфильма «12 месяцев».
Ход урока
-
Оргмомент.
-
Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Слово учителя.
Всем известная истина гласит – нет двух одинаковых людей, каждый из нас — индивидуальность. Это касается и внешности человека, и его характера, особенностей, привычек. Однако многие люди имеют сходные черты внешности, типичный характер, набор привычек.
Мы с вами уже писали в этом году характеристику хорошо знакомого человека. Вспомним, на что мы обращали внимание?
-
Работа с таблицей (прил. 1). Заполним вместе первую колонку таблице, лежащей перед вами. Таким образом, вспомним перечень всех качеств, необходимых для создания характеристики.
Критерии сравнения для таблицы: внешность, социальное положение, родственные отношения, характер, отношение к другим, деятельность, отношение к делу, отношение автора к герою.
-
Работа на темой урока.
-
Слово учителя.
Так как у нас сравнительная характеристика, мы возьмем двух людей. Чтобы было легче ориентироваться в сравнении, я предлагаю взять героев сказки С. Маршака «12 месяцев», а именно падчерицу Настеньку и дочь мачехи. Составляя характеристики героев по литературе, мы обращали внимание, что через внешность, поступки, поведение героя автор дает характеристику, акцентируя на отдельных его качествах. Это важно для раскрытия смысла. Наше произведение относится к жанру сказки, и мы помним, что мораль сказок чаще всего в победе добра над злом.
Сравнительная характеристика по своим пунктам составления не будет отличаться от обычной. Отличительной ее чертой будут выводы: какие признаки сравнения выбирает автор, чтобы показать нам отношение героев к моральным понятиям и качествам (доброте, ответственности, злу..)? Однако, хочу обратить ваше внимание, что мы не анализируем сказку. Нас интересуют две героини с их характерами, отношением ко всем сторонам жизни в сравнении.
-
Работа с таблицей по тексту и презентации (прил. 2,3).
-
Физкультминутка.
-
Работа над структурой сочинения.
-
Вступление (указать произведение, героев, определить цель сравнения).
-
Характеристика героев в сравнении по выделенным направлениям. Анализ ярко выраженных качеств.
-
Выводы:
А) что показало сравнение (противопоставление, сопоставление);
Б) для чего автор сравнивает героев (цель);
В) своя оценка.
-
«Юный критик». Работа с видеозаписью.
Просмотр фрагмента мультфильма М. Ботова «12 месяцев», выделение качеств для сравнения, запись в таблицу, черновые наброски характеристик (при помощи учителя).
-
Домашнее задание. Пользуясь материалами мультфильма или текстом сказки «12 месяцев» заполнить таблицу, написать черновой вариант сочинения-характеристики.
Приложение 1. Таблица сравнения (раздается пустой, 1 колонка заполняется с учителем, остальные самостоятельно при просмотре слайдов презентации, видеозаписи). Примерное содержание:
Направление характеристики |
Настенька |
Дочь и мать |
внешность |
простая, одета скромно в крестьянскую одежду (рваный платок) |
празднично, в белое, накрахмаленные банты, яркая одежда |
социальное положение |
сирота, живет с мачехой |
мать с дочерью |
родственные отношения |
падчерица |
Мачеха и ее дочь |
характер |
Помогает всем, отзывчивая, добрая, помогает всем людям. |
Ругаются даже между собой. Жадные к наживе |
отношение к другим |
жалеет всех: королеву-сироту, мачеху с сестрой после того, как стали собаками |
Жалеют только себя, безразличны к судьбе других. |
деятельность (чем занимается) |
Вынуждена выполнять все обязанности по дому |
Ничем не занимаются, преобладает лень. Дочь только пряники ест и на перине лежит. |
отношение к делу |
Добросовестное, ответственное, не сердится на мачеху даже за тяжелую работу. |
Все выполняется руками падчерицы, присваивают себе чужие заслуги. |
отношение автора к герою. |
Хорошее: показывает, что добрым отношением и поступками получишь только добро |
Плохое: наказывает, превращает в собак за постоянную злобу и ругань. |
Приложение 2. Фрагменты сказки С. Маршака «12 месяцев».
[…] В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — все не так, как ни повернется — все не в ту сторону. Дочка по целым дням на перине валялась, да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи. Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.[…]
Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: — Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники? Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадешь в лесу, увязнешь в сугробах.
А сестра говорит ей:
— Если и пропадешь, так плакать о тебе никто не станет. Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей. Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет.
Изложение. Можно ли назвать этот текст сравнительной характеристикой? Чем различаются двоюродные сёстры?
Напишите изложение. сравнивая одновременно Лёлю и Наташу (любимые занятия, выполнение домашних заданий). Озаглавьте свой текст.
Возможное начало: Лёля и Наташа р..сли в одном дворе, они были двоюродными сёстрами, но Лёля была на девять месяцев старше.
Лёля любила подвижные игры, занималась многими видами спорта. Наташа любила читать. Это было самой большой её страстью.
Лёля училась легко. часто по дороге домой в уме решала задачи, а дома их быстренько записывала. И всё: домашняя работа выполнена. Мама не очень верила в такие способности дочери, часто корила за то, что она быстро делает уроки, Однако плохих отметок не было никогда.
Не верила ещё и потому, что рядом был совсем другой пример, который она Лёльке всегда приводила. Ната училась старательно. За стеной порой слышалось: «У лукоморья дуб зелёный» — раза три-четыре и столько же: «Златая цепь на дубе том…» Девочка учила
стихи. Все слышали, и это вызывало уважение.5 Так же вслух она учила историю, географию и другие предметы. Но самой большой страстью Наты было чтение. Когда Ната куда-то шла, можно было не спрашивать.4 Она шла в библиотеку.
(О. Буданова)
Тема. Сочинение сравнительного
характера по картине – портрету К. Брюллова
«Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1 – 2
уроки)
Цели:
- научиться составлять сравнительную
характеристику персонажей по картине; - познакомиться с особенностями построения
текста сравнительного характера; - научиться соединять в своём сочинении
различные типы речи (повествование, описание); - обогатить речь образно-выразительными
средствами русского языка.
На доске:
- Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)
- «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1839)
- Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга
Афанасьевна. - Портрет, портретист.
План.
1. Представление портрета (автор, история
создания).
2. Описание портрета.
а) лицо, мимика
б) поза
в) одежда
г) внутреннее состояние
3. Колорит картины.
4. Наше отношение к портрету К. Брюллова.
Оборудование:
- Портрет художника.
- «Последний день Помпеи».
- Образцы ученических сочинений.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя. Ребята, сегодняшний
урок развития речи мы снова посвятим описанию
иллюстрации. Но прежде чем мы с ней познакомимся,
назовите мне, пожалуйста, жанры изобразительного
искусства. (Портрет, натюрморт, пейзаж.)
– Мы остановимся на жанре портрета. Портрет
является одним из самых древних и самых сложных
жанров изобразительного искусства в живописи,
графике, скульптуре. В русском искусстве портрет
зародился в первой половине XVIII столетия.
2. Запись числа, темы
3. Постановка цели урока
Беседа
– Попробуйте дать определение портрета как
жанра изобразительного искусства.
На доске и в тетрадях.
Портрет – изображение человека на
картине.
– Как называют художника, работающего в жанре
портрета?
На доске и в тетрадях.
Портретист – художник, работающий в
жанре портрета.
– Подберите синонимы к слову портрет. (Работа,
картина, холст, полотно, произведение) – на
доске и в тетрадях.
– Подберите синонимы к слову портретист.
(Художник, автор, мастер, живописец) – на
доске и в тетрадях.
– Назовите известных вам художников –
портретистов. (Тропинин, Брюллов, Серов,
Веницианов, Репин.)
– Сегодня нам предстоит подготовиться к
сочинению сравнительного характера по картине –
портрету.
– Что же такое характеристика человека и
сравнительная характеристика? В характеристике
мы представляем какого-либо человека (кто он
такой, каковы основные черты его характера). В
сравнительной характеристике автор
сопоставляет героев художественного
произведения или произведения искусства по
внешнему облику, поступкам и характеру.
Мы будем готовиться к составлению сравнительной
характеристике по картине Карла Павловича
Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых»,
написанной в 1839 году.
4. Слово учителя. Карл Павлович Брюллов
прожил недолгую жизнь. Но он сделал для
российского и мирового искусства так много, что
переоценить этот вклад невозможно! Его кисти
принадлежат прекрасные портреты и акварели,
замечательная картина на исторический сюжет «Последний
день Помпеи» и, наконец, он принимал
участие в работе над росписью крупнейшего
Российского храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского
собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после
двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил
Академию с высшей наградой – большой золотой
медалью. В то время золотые медалисты получали
право на поездку за границу для
усовершенствования, и им полагался
соответствующий денежный пенсион. Карла и его
брата Александра Общество поощрения художников
направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в
Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835
года.
5. Работа с учебником
– Откройте учебник на странице 189.
– Прочитайте задание у упр. № 412.
– Что значит дать сравнительную характеристику?
Что мы будем сравнивать?
– Рассмотрите цветную вклейку в учебнике
(иллюстрацию, по которой мы будем писать
сочинение).
– Нравится вам картина? Докажите.
– Что вы видите на ней? Используя типы речи,
повествование и описание, опишите, кого и что вы
видите на ней?
6. Слово учителя. Послушайте, как
описывает картину Карла Брюллова Эсфирь
Николаевна Ацаркина — известный искусствовед
1960–1970 гг, автор книг о художниках первой
половины XIX в. Отрывок взят из её книги «Брюллов».
Приступая к написанию нового полотна, Брюллов
всегда рассматривал свою работу не как
исполнение официального заказа, а как
портретирование знакомых и приятных ему людей.
Репрезентативность (заказанность) большого
полотна должна была раствориться в атмосфере
сердечной теплоты и лирической мягкости.
Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с
раннего детства были приобщены к искусству. В
доме их отца А.Ф. Шишмарева, любителя театра и
друга художников, часто бывали актеры, музыканты.
В своем петербургском имении Шишмарев построил
летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот
написал портрет любезного хозяина (картина
находится в ГТГ).
Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в
живых, а слава «Великого Карла» гремела
повсюду, Шишмарев обратился к художнику с
просьбой написать его дочерей.
Брюллов был необычайно капризен в заказах и не
раз отказывал людям влиятельным и знаменитым
(портрет Николая I так и не был написан, несмотря
на желание царя).
Будучи натурой глубоко артистичной, художник
чувствовал себя скованным, когда брался за
официальные заказы и писал людей ему
несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он
не мог не оценить их прелести. Они были похожи и
непохожи друг на друга. Старшая казалась более
открытой и свободной в разговоре, грациозны были
её движения. Младшая представлялась более
сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе
музицировали, хорошо рисовали и, как все в их
доме, увлечены искусством и литературой.
В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь
нарушил условные рамки заказанного полотна. Его
содержание он свел к своеобразной жанровой
сцене, сюжетной мотивировкой для которой
послужила прогулка. Этот мотив позволил
изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам
заказали костюмы для верховой езды, специально
для картины, т. к они лошадьми не увлекались.
…Плавно и ритмично спускаются по ступеням
широкой лестницы сестры Шишмаревых, одетые в
амазонки. Разгоряченные лошади с трудом
сдерживают порывистый норов. Сцену завершает
бегущая за молодыми девушками лохматая собака,
обычная участница больших групповых портретов
Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева,
привлекающая своей миловидностью и изяществом
движения, с каким она придерживает амазонку.
Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Композиционное решение портрета было найдено
Брюлловым в карандашных набросках. Избегая
однообразия в изображении двух женских фигур
представленных в рост, он уже в предварительных
набросках разместил их на разной высоте,
оправдывая свой прием уступами лестницы. (Э.
Ацаркина)
7. Беседа
– Вспомните, с помощью каких изобразительных
средств создаётся любая картина? (С помощью
красок, поэтому целесообразнее начать её
описание именно с цветового решения.)
– Каков же цветовой фон картины? (На доске и в
тетрадях: Сочетание светлых и тёмных
красок (золотистых, коричневых, оливковых,
черных, голубых) придаёт ощущение задушевности,
спокойствия, радости и теплоты.)
– Художник создал не просто портрет, а жанровую
картину, на которой мы видим людей, их быт XIX века.
Отметьте детали этого века.
Наряды дам XIX века: длинные шелковые платья (с
корсетом или свободного покроя с бантом под
грудью), изящные шляпки, лайковые перчатки
(особая блестящая кожа); туфельки, отделанные
шёлком и парчой (вид блестящей ткани с золотой
или серебряной нитью), шёлковые носовые платки,
амазонка – женское длинное платье особого
покроя для верховой езды.
– Что дальше мы будем описывать? (Героев –
девушек.)
– На какие детали мы обратим внимание при их
описании? (Одежда, лицо, руки, глаза, волосы.)
– Что объединяет, а что различает героинь этой
картины? (На доске и в тетрадях: Обе молоды,
интересны, красивы, привлекательны, кокетливы,
богаты, из состоятельной дворянской семьи.)
– Как вы понимаете слово кокетливы?
Подберите синонимы к этому слову. (Cтарающаяся
понравиться; имеющая нарядный, привлекательный
вид; жеманная, капризная, непостоянная;
различаются манерой одеваться, внешностью) –
на доске и в тетрадях.
– Составим сравнительную таблицу описания
девушек.
На доске и в тетрадях.
№ п/п |
Что сравнивается? |
Александра Афанасьевна |
Ольга Афанасьевна. |
1. | Поза, руки. | Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки. |
Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст. Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки. |
2. | Лицо. | Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). |
Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка. |
3. | Глаза. | Широко раскрыты, приветливы, лучисты. | Прищуренные, добрые. |
4. | Взгляд. | Выразительный, обращён к зрителям, добрый. |
Сосредоточенный, ласковый. |
5. | Нос. | Маленький, короткий, аккуратный. | Немного острый, средний по величине, прямой. |
6.. | Рот, губы. | Маленький, изящный; яркие алые губы. | Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой. |
7. | Волосы. | Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. |
Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны. |
8. | Одежда. | Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды. |
Одета в амазонку. |
9. | Характер. | Романтичный. Открытая и свободная в разговоре. |
Мечтательный, сдержанный. |
10. | Отношение художника. | Выписывает каждую деталь. | Выписывает каждую деталь. |
– Запишем небольшой текст (это начало вашего
сочинения).
Перед нами жанровая сцена, сюжетной
мотивировкой для которой послужила прогулка.
Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в
движении.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой
лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки.
Разгоряченные лошади с трудом сдерживают
порывистый норов. Сцену завершает бегущая за
молодыми девушками лохматая собака, обычная
участница таких прогулок. Грациозна и стройна
старшая Шишмарева, привлекающая своей
миловидностью и изяществом движения, с каким она
придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей
кажется младшая сестра.
Скажите, какова роль пейзажа в этой картине? (Создаёт
романтичную обстановку, ощущение теплоты и
радости).
Какой стиль речи будете использовать в своём
сочинении? (Описание с элементами
повествования.)
Запишите план предстоящего сочинения –
описания картины.
1. Представление портрета (автор, история
создания).
2. Описание портрета (сравнительная таблица).
3. Колорит картины, роль пейзажа.
4. Наше отношение к портрету К. Брюллова.
8. Чтение ученических сочинений-образцов (см.
ниже)
9. Подведение итогов урока
- Беседа обобщающая по теме урока.
- Домашнее задание – написать сочинение.
Сочинение Волочий Виктора
Карл Павлович Брюллов считается одним из
лучших портретистов России 19 века. Кисти
художника принадлежит целый ряд портретов,
которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и
А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек,
собирающихся совершить верховую прогулку. Этот
мотив позволил изобразить фигуры девушек в
движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У
крыльца стоят разгорячённые лошади, едва
сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит
собака, которая постоянно сопровождает из
прогулки. С первого взгляда видно, что девушки –
родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень
похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и
очень привлекательны, нарядный вид говорит о том,
что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и
стройна. В одной руке держит платочек, а другой
облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на
месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка.
Об этом говорит выразительное румяное лицо с
лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные,
немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно
миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми
глазами Александры отражает её сдержанный и
скромный характер. Её широко раскрытые лучистые
глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и
ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает
старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением,
молодостью. Художник, раскрывая красоту женского
образа, передаёт не только внешнее очарование, но
и внутренний мир девушек.
Сочинение Воробьёвой Дарьи
С репродукцией картины Карла Брюллова «Портрет
сестёр «А. А. и О. А Шишмарёвых» я познакомилась на
уроке русского языка.
История создания этого полотна заставляет с
особым трепетом вглядываться в многочисленные
детали, каждая из которых – неотъемлемая часть
композиции.
Карл Павлович Брюллов очень выборочно к созданию
своих работ. Даже портрет российского императора
Николая Первого был им не завершён. Художник
писал портреты только тех людей, которые
заинтересовали его, чей внешний вид и душевные
качества вызывали в нём какие – либо эмоции.
Передо мной жанровая сцена, сюжетной
мотивировкой для которой послужила прогулка.
Этот мотив позволил художнику изобразить фигуры
девушек в движении, подчеркнув при этом каждую
деталь, раскрывавшую перед зрителем их характер.
Рассмотрим внешний вид двух очаровательных дам.
Александра Афанасьевна (старшая сестра)
облокотилась о перила одной рукой, другой
поддерживала амазонку, в которую одета. Она
грациозна и стройна. Её тонкие черты лица:
выразительные, широко раскрытые глаза, добрый,
обращённый к зрителям взгляд, маленький нос,
яркие, алые губы, тёмные, плотно уложенные волосы
– выдают романтический характер, свободу и
открытость в разговоре.
Младшая сестра, Ольга Афанасьевна, наклонила
голову чуть влево, застыла на месте. В её
маленьких аккуратных руках – белый платок и
хлыст. На румяном лице можно заметить лукавую
таинственную улыбку. Немного прищуренные добрые
глаза, острый прямой нос, губы, вытянутые
ниточкой, тёмные, вьющиеся волосы – все эти черты
лица показывают её подростковый мечтательный
характер.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой
лестницы сёстры Шишмаревы. Разгорячённые лошади
с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену
завершает бегущая за девушками лохматая собака,
обычная участница таких прогулок.
Колорит картины очень яркий, тем самым художник
хотел показать, что повседневная жизнь девушек
из состоятельной семьи очень насыщена, полна
разнообразных событий.
Жанровая сцена, изображённая на этом холсте, в
точности показывает нам быт тех времён, нравы
людей, их занятия и развлечения.
Сравнительная характеристика
двух знакомых лиц
- Цели:
- научить строить текст жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц;
- показать особенности текстов-характеристик двух людей;
- пополнить лексический запас обучающихся;
- развивать творческие способности обучающихся;
- формировать навыки аналитической работы со словесным материалом;
- воспитывать культуру речи.
По страницам прочитанных книг
По страницам прочитанных книг
- В каждом литературном произведении писатель изображает разных по характеру и поступкам, по убеждениям и жизненным судьбам людей. Вслед за писателем и мы невольно сравниваем их между собой: что у них общего, чем они различаются.
Сравнение литературных героев помогает читателю лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки.
- Сравнение литературных героев помогает читателю лучше понять их внутренний мир, оценить характеры и поступки.
Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни.
- Сравнение (сопоставление) литературных героев даёт возможность понять, как относится автор к своим героям, что он утверждает, что отвергает в изображаемой им жизни.
Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.
- Выявление сходства или различия в процессе сравнения двух литературных героев называется сравнительной характеристикой.
Работа над ней начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления двух литературных героев по сходству или различию.
- Работа над ней начинается с определения линий сравнения, которые могут послужить планом сопоставления двух литературных героев по сходству или различию.
- Но прежде всего надо ответить на вопрос (подвести базу для сравнения): на каком основании мы можем сравнить (сопоставить) этих людей?
Основания для сравнения
- внешность;
- возраст;
- социальное положение;
- родственные отношения;
- отношение обоих к третьему лицу;
- отношение к ним автора.
- В заключение необходимо сделать вывод: что даёт сравнение двух героев для раскрытия идейно-художественного содержания прочитанного произведения (для чего автор поставил их рядом)?
Линии сравнения
- портрет;
- характер;
- обстоятельства жизни;
- поступки, поведение;
- авторское отношение.
Отрывок из повести Л.Н. Толстого «Отрочество»
- Выразительно прочитайте отрывок из повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
- О чём идёт речь в тексте?
- Какие приёмы использует автор для сравнительной характеристики героинь?
- Как строится этот текст?
- Что позволяет автору сопоставить двух девочек?
- Что является основанием для сравнения персонажей:
- герои-ровесники;
- друзья;
- возраст, внешность, одежда;
- манера поведения;
- особенности характера?
Работа в группах
- 1 группа
- Проанализируйте синтаксическое строение текста, найдите параллельные синтаксические конструкции, союзы, вводные слова, использующиеся при сравнении и сопоставлении.
- 2 группа
- Проанализируйте лексические особенности текста: использование антонимов. Приведите примеры лексических и контекстуальных антонимов. С какой целью они используются?
- 3 группа
- В каком времени употреблены в тексте глаголы? Почему?
К. Брюллов «Портрет сестёр А.А. и О.А. Шишмарёвых»
- С помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина?
- Каков цветовой фон картины?
- Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей XIX века, их быт. Отметьте детали этого века.
- Что дальше мы будем описывать?
- На какие детали мы обратим внимание при описании?
- Что объединяет, а что отличает героинь этой картины?
- Как вы понимаете слово кокетливы? Подберите синонимы к этому слову.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примерное начало сочинения
- Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении.
- Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Рефлексия
- Сравнительная характеристика – это…
- Линиями сравнения являются…
- Основанием для сравнения может быть…
- В сравнительной характеристике используются следующие синтаксические особенности:…
- Лексические особенности текста в жанре сравнения двух людей – это…
Домашнее задание
(по вариантам)
- Создать компьютерную презентацию «Сравнительная характеристика двух знакомых людей».
- Написать сочинение-рассуждение с элементами описания двух знакомых людей.
- Написать сопоставительную характеристику двух своих знакомых или двух литературных персонажей.
Обновлено: 10.03.2023
Когда диктуют текст, я не могу его запомнить. Я даже не знаю как его разбить так чтобы записать на лист нужную информацию с помощью которой воспомнить текст.
Как вы писали Изложение с элементами сочинения? И как запомнить текст?
Инструкция
1
Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.
2
Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.
3
Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.
4
После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.
5
Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.
6
Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.
Вот ссылка: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]=.
Там всё понятно написано. И даны примерные изложения с элементами сочинения учащихся.
Счастье – это когда человек достиг своей цели в жизни. Когда человек ставит перед собой цель, он определяет такие условия, при которых он был бы счастлив. Значит, если он достиг этой цели, то он счастливый человек. А так как цели в жизни у всех разные: некоторые хотят стать богатыми, знаменитыми, другие мечтают слетать в космос, третьи – стать профессионалами в своём деле, то и представления о счастье у всех разные.
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.
Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершенные от всего сердца.
Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.
Если твоя цель это делать людям добро — это достойная цель, приносящая радость.
Однако, если твоя цель вещи и минимум духовности — ты очень ошибаешься.
Но если твоя цель это карьера, то ты выбрал трудный путь. Тебя ждёт меньше радости, и больше огорчений. Начальство не повысило, не купил марку и т. д.. .
Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
(По Т.Тэсс) 218 сл.
Толчком к тому, чтобы взять этот текст, послужили прочитанные много в некоторых местных газетах заметки о том, что под Новый год подростки рубят в городе елки. А недавно увидела и у нас, на Гожувской совсем крошечную сломанную елочку.
Эпитеты – художественные определения
Побеги – свежие, пушистые
Запах – задумчивый, щемящий
Сравнение – дерево стояло, распластав нижние ветки, словно…
- Мы поговорили о художественных особенностях текста, а какой стиль использует автор?
- К какому из трех типов текста вы отнесете его?
Где присутствует повествование? Рассказ о случае в моем дворе.
Элементы описания — назвать их (2 описания ели: до гибели и после , 2 учащихся пересказывают)
Почему автор сравнивает ель с отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы назовем такой прием?
На сколько частей можно разделить текст?
- Голубое дерево из сказки.
- Жильцы сажают елку у дома.
- Ель стала гордостью дома.
- Изуродованное дерево.
- Табличка с надписью.
- Молчаливый укор совести.
- Лексическая работа.
Значения всех ли слов вам понятны?
- Дерн – верхний слой почвы, заросший травой
- Укор – упрек, обвинение
- Содрогание – задрожать от сильного чувства (дрожь сердца, души)
- Орфографическая работа.
Мы поработали над содержанием вашего изложения, а теперь давайте проведем работу по предупреждению ошибок.
В тексте много слов с непроверяемой орфограммой в корне, выпишите их.
В это же время на доске двое с карточками.
- Выписать из текста слова, с чередованием гласных в корне, обозначить орфограмму: обложили, касался, умерла, разрослась.
- Разобрать по составу слова: задумчивый, отчетливый, рассказала, распластать, беспомощно.
Подобрать проверочные слова устно:
Жильцы -…, запах — …, содрогание — …, укреплена — …, напоминать — …
Записать и объяснить правописание слов:
Написано, укрепление, посаженная, изуродованное, содеянное.
- Синтаксическая работа. Построить:
- Схему предложений с прямой речью.
- Схему первого предложения с причастным оборотом.
- Схему предложения с деепричастным оборотом.
- Схему предложения с однородными членами.
- Пересказ текста изложения.
- Работа над сочинением.
Мы проанализировали этот текст, но не сказали об одном, очень важном. Какова идея этого текста? Что автор хотел нам сказать им?
Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему, какую?
Бережного отношения к природе, ко всему живому на земле. Это близко и понятно нам всем. Ведь все меньше остается на земле нетронутых, девственных уголков природы, заповедных лесов, рек с хрустально чистой водой, белоснежных колокольчиков ландыша, голубых кусочков неба – незабудок. Мы, вчерашние дети природы, сегодня почувствовали себя богами, способными вершить чужие судьбы, кроить, перекраивать, а заодно и убивать все живое. Следствием этого стало ожесточение людей по отношению к природе, к братьям меньшим, друг к другу.
Что же можем сделать мы с вами, городские жители, для того, чтобы наш город стал зеленым и уютным, а не превратился в железо-бетонно-асфальтированную пустыню?
Изложение позволяет оценить не только способность учащихся запоминать большие объемы информации, но и умения правильно и последовательно излагать текст, рассуждать и творчески мыслить.
- Как писать изложение с элементами сочинения
- Как составлять план к изложению
- Как писать изложение по аудиозаписи
Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.
Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.
Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.
После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.
Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.
Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.
Урок развития речи с применением инновационных технологий, предполагающий кроме развития компетенций, нравственное воспитание школьников.
Описание разработки
Цели:
1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного.
2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты — рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.
3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.
1 Текст изложения
2 Раздаточный материал:
— текст для индивидуальной работы;
— листы с речевым клише.
Ход урока.
I Мотивационно — целевой этап.
1 Выход на тему урока.
— На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?
— Что получится как результат деятельности на уроке?
— Какова главная цель изложения?
II Операционно — познавательный этап.
1 Анализ заглавия текста.
Молодость — вся жизнь.
— Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?
2 Свободное письмо
— Предположите, о чем будет текст?
— Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)
в) обсуждение в паре;
3 Проверка опережающего задания.
Автор этого текста Д. С. Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д. С. Лихачева.
Текст нашего изложения — это одно из писем.
4 Чтение текста изложения.
Способ работы с текстом выбираете сами.
( для аудиалов — вслух, для визуалов — текст на партах)
Молодость — вся жизнь.
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой — то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость — это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять — таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.
(193 слова) (по Д. С. Лихачеву)
5 Преподавательский опрос.
— Какие чувства вызвал у вас текст?
— Как вы относитесь к высказыванию Д. С. Лихачева?
— Какую основную мысль можно выделить в тексте?
— Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?
6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.
1. взрослая жизнь
3. подлинные друзья
4. берегите молодость
ничто не проходит бесследно
5. Береги честь смолоду.
поступки, совершенные в молодости
хорошие и дурные
7. Переосмысление ключевых терминов.
— Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.
8. Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.
— Какова тема письма?
— Какую основную мысль утверждает автор?
— Что выражено в заглавии — тема или идея? Обоснуйте свой ответ.
— В каком стиле написан текст? Докажите.
( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)
— Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.
— Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)
— Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.
(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы — вывод)
— Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?
— Поделитесь, что добавите?
— Кому адресуете письмо?
9. Орфографическая работа.
а) — Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?
— Обратите внимание на предложение:
Неразделенная радость — не радость.
б) — Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.
10. Итоговое чтение текста.
— Итак, минута особого внимания.
11. Написание изложения с элементами сочинения.
III. Рефлексивно — оценочный этап.
— Что узнал о себе, о собственных возможностях?
— Над чем задумался, работая над текстом?
— Над чем задумался по окончании урока?
Содержимое разработки
Изложение с элементами сочинения
Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного.
2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.
3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.
Оборудование:
1 Текст изложения
2 Раздаточный материал:
— текст для индивидуальной работы;
— листы с речевым клише.
I Мотивационно-целевой этап.
1 Выход на тему урока.
— На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?
— Что получится как результат деятельности на уроке?
— Какова главная цель изложения?
II Операционно-познавательный этап.
1 Анализ заглавия текста.
— Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?
2 Свободное письмо
— Предположите, о чем будет текст?
— Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)
в) обсуждение в паре;
3 Проверка опережающего задания.
Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева.
Текст нашего изложения — это одно из писем.
4 Чтение текста изложения.
Способ работы с текстом выбираете сами.
( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах)
Молодость-вся жизнь.
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые.
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят ее и затруднят.
(193 слова) (по Д.С.Лихачеву)
5 Преподавательский опрос.
— Какие чувства вызвал у вас текст?
— Как вы относитесь к высказыванию Д.С. Лихачева?
— Какую основную мысль можно выделить в тексте?
— Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?
6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.
1. взрослая жизнь
3. подлинные друзья
4. берегите молодость
ничто не проходит бесследно
5. Береги честь смолоду.
поступки, совершенные в молодости
хорошие и дурные
7. Переосмысление ключевых терминов.
-Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.
8.Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.
— Какова тема письма?
— Какую основную мысль утверждает автор?
— Что выражено в заглавии — тема или идея? Обоснуйте свой ответ.
— В каком стиле написан текст? Докажите.
( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)
— Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.
— Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)
— Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.
(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы- вывод)
— Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?
— Поделитесь, что добавите?
— Кому адресуете письмо?
а) — Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?
— Обратите внимание на предложение:
Неразделенная радость — не радость.
б)- Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.
10. Итоговое чтение текста.
-Итак, минута особого внимания.
11. Написание изложения с элементами сочинения.
III.Рефлексивно-оценочный этап.
— Что узнал о себе, о собственных возможностях?
— Над чем задумался, работая над текстом?
— Над чем задумался по окончании урока?
Речевой помощник
Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова.
Почему надо беречь друзей?
Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в … .Человека портит счастье, если он переживает его … .
Горе человеку, если … … .
В чем ценность молодости?
Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные … .
Будь внимателен при написании следующих слов:
Университет
Сверстник
Приобретать
Бесследно
Неразделенная радость – не радость.
-75%
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как написать элемент сочинения
Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.
1. Внимательно прочитайте вопрос.
2. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
3. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)
4. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
5. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.
6. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Речевые клеше для элемента сочинения
Речевые клише для вступления:
- Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
- Я не раз задумывался о том, …
Речевые клише для введения аргументов:
- Во-первых,…во-вторых,…
- С одной стороны…, с другой стороны…
- Следующий / еще один пример…
- Приведем, например, такой факт…
- Насколько я знаю,…
- По данным специалистов….
- Как говорится в пословице…
Речевые клише для вывода
- Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
- Исходя из приведенных аргументов…
- Таким образом …
- Следовательно …
Как подготовиться к изложению.
5. Прочитай внимательно текст.
6. Определи его тему (о чём говориться в тексте).
7. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
1) Раздели текст на части.
2) Выдели главное в каждой части.
3) Озаглавь каждую часть.
5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.
7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.
8. Напиши изложение.
9. Проверь работу.
Как написать элемент сочинения
Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.
7. Внимательно прочитайте вопрос.
8. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)
9. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)
10. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)
11. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.
12. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.
Читайте также:
- Тот кто не смотрит вперед оказывается позади сочинение
- Дом на колесах сочинение на английском
- Храм великомученика георгия победоносца белгород сочинение
- Экзамену рахманинова принимал чайковский который поставил ему за это сочинение оценку
- Государство справедливо если правители правят рабочие работают а рабы остаются рабами сочинение