ВОЛЧАТА
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)
Предварительно дайте детям задание прочитать рассказ А.П. Чехова «Белолобый», а в классе спросите, почему щенок по кличке Белолобый бежал за волчихой в лес, в ее логово.
Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.
«Зачем он бежит за мной? – думала волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».
Она жила с волчатами в неглубокой яме. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись(,) и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, Белолобый остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.
Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и ей хотелось броситься на непрошеного гостя и разорвать его.
Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Волчата замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай приучаются».
Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Белолобый повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, они опять стали играть.
(384 слова)
Вопросы после первого чтения:
1. Почему щенок и волчата бегали по снегу, не проваливаясь? Что такое наст?
2. Докажите, что события происходят в самой глухой части леса (описание логова волчицы, тетеревов). О каких же тогда петухах говорится? (Тетерева мужского пола.) Какого они цвета? (Казались изумрудными, т.е. темно-зеленого цвета.)
После повторного чтения учащиеся пишут изложение, в конце его отвечают на вопросы:
Чем нас трогает поведение волчихи, волчат и щенка? Зачем это делает автор?
(Волчиха испытывает все ощущения человека: она досадует, думает, у нее разболелась голова. А щенок и волчата ведут себя как дети: они играют, им весело, они наивны и доверчивы. Подобные описания помогают нам понять «переживания» животных, а потому сочувственно к ним относиться. Такие рассказы делают нас добрее, гуманнее.)
ПОДСПОРЬЕ
Т.С.КОРШУНОВА,
г. Москва
Изложения с элементами сочинения
7 — 8 классы
Вашему вниманию предлагаются тексты изложений
с элементами сочинения, в основу которых легли
рассказы А.П. Чехова.
Одновременно этот материал может быть
использован на уроках русского языка для
закрепления сложнейших тем по синтаксису и
пунктуации. Виды работ можно разнообразить:
объяснительный, свободный и контрольный
диктанты, все виды грамматического разбора,
составление схем предложений.
Класс, в котором дается тот или иной отрывок,
определяет сам учитель.
1. В БОЛЬНИЦЕ
(По рассказу А.П. Чехова «Беглец»)
До чтения текста объясните детям, что
во времена А.П. Чехова говорили доктор, а не врач,
фельдшер, фельдшерица (запишите на доске), а не медсестра.
Сначала Пашка шел с матерью под дождем
по скошенному полю, потом по лесным тропинкам,
шел до тех пор, пока не рассвело. Потом он два часа
стоял в темных сенях и ждал, когда отопрут дверь.
Но вот дверь распахнулась, и Пашка с матерью
вошли в приемную больницы.
Доктор осмотрел его больной локоть,
подавил, вздохнул и стал ругать мать за то, что
вовремя не привела сына в больницу и что сустав
теперь надо оперировать. Он стал уговаривать
Пашку остаться в больнице, обещая показать живую
лисицу и поехать на ярмарку леденцы покупать.
Доктор, по-видимому, был веселый и покладистый
малый, и Пашка захотел уважить его, тем более что
он отродясь не бывал на ярмарке и охотно бы
поглядел на живую лисицу. Не успел он открыть рта,
как фельдшерица уже вела его вверх по лестнице.
Больше всего Пашке понравилась кровать, на
которую его посадили, и серое шершавое одеяло. Он
потрогал руками подушку и одеяло, оглядел палату
и решил, что доктору живется очень недурно.
В палату вошла сиделка, держа в руках
две оловянные миски, ложки и два куска хлеба.
Взглянув в миску, Пашка увидел жирные щи, а в щах
кусок мяса, и опять подумал, что доктору
живется недурно. Долго он ел щи, потом принялся за
мясо, стараясь есть его возможно дольше, но
старания его ни к чему не привели: скоро исчезло и
мясо. Остался только кусок хлеба. Невкусно есть
один хлеб, но делать было нечего. Пашка подумал и
съел хлеб.
Потом Пашка сел на кровать и стал
дожидаться доктора, чтобы идти с ним ловить чижей
или ехать на ярмарку. Но доктор не шел. В ожидании
доктора Пашка осматривал своего соседа-старика.
Старик не переставал кашлять; кашель у
него был протяжный, скрипучий.
За окнами посинело, в палатах зажглись
огни, а доктор не показывался. Было уже поздно
ехать на ярмарку и ловить чижей.
Его разбудил шорох. В соседней палате
при тусклом свете ночника Пашка увидел три
фигуры, которые несли кого-то за руки и за ноги. В
груди спящего старика раздавался свист и
разноголосое пение. Пашке стало страшно, и он
бросился, не разбирая дверей, в соседние палаты,
оттуда в коридор, из коридора побежал вниз.
Пахнул холодный ветер, и Пашка, спотыкаясь,
выбежал во двор. Он побежал с крыльца прямо
вперед, обогнул сарай и наткнулся на кусты;
постояв немного, Пашка бросился назад к больнице,
обежал ее и опять остановился в нерешительности:
за больничным корпусом белели могильные кресты.
Обезумевший от страха Пашка увидел
одно освещенное окно, а рядом с окном крыльцо.
Пашка взбежал по ступеням, и острая,
захватывающая радость вдруг овладела им. В окно
Пашка увидел веселого, покладистого доктора.
Смеясь от счастья, он протянул к знакомому лицу
руки, хотел крикнуть, но неведомая сила сжала его
дыхание и ударила по ногам; мальчик покачнулся и
без чувств повалился на ступени.
Когда Пашка пришел в себя, было уже
светло, и очень знакомый голос, обещавший вчера
ярмарку и лисицу, говорил возле него: «Ну и дурак,
Пашка! Бить бы тебя, да некому».
(402 слова)
После первого чтения анализируем
текст по вопросам.
1. Докажите, что доктор был хорошим
человеком. (Все его слова – неправда, но
главное для него – уговорить ребенка остаться
первый раз в жизни без матери, в больнице.
Ласковый тон разговора и необидная брань.)
2. Почему мать вовремя не привела сына
в больницу? (От собственной темноты,
необразованности; матери некогда ходить по
больницам.) Докажите, что путь в больницу был
очень долгим. (Вышли ночью, шли, пока не
рассвело, по полю, потом по лесу; два часа стояли в
темных сенях.)
3. Чего же так испугался Пашка в
лечебнице? (Покойника – он никогда их не видел;
страшных, непривычных звуков, которые издавал
старик сосед; позже могильных крестов.)
После второго чтения учащиеся
пишут изложение. Написав изложение, они
выполняют одно из заданий (по желанию или по
вариантам).
1. Докажите, что дома Пашке жилось
несладко. (Дома такая нужда, что Пашке
понравилась и кровать – дома он спал на полатях?
полу? – и шершавое одеяло, и подушка: дома и этого
не было.
Дома Пашка питался совсем плохо. Он
никогда не ел досыта даже хлеба, восторг у него
вызвали щи с мясом. Он никогда не был на ярмарке,
редко чувствовал любовь и ласку, иначе почему
Пашке так понравился добрый доктор?)
2. Докажите, что А.П. Чехов прекрасно
понимает психологию маленького мальчика.
(Пашка, как всякий ребенок, доверчив, поэтому
верит словам доктора, тем более что этот доктор
ему очень понравился. Все, что видит Пашка в
больнице, ему кажется необыкновенным, так как
ничего этого не было у него дома. Пашка безумно
испугался покойника, необычных звуков в палате, а
на улице – могильных крестов. Переживания
ребенка так сильны, что только что перенесенный
ужас и острая, захватывающая радость от новой
встречи с хорошим доктором привели его в
состояние шока (потери сознания). Взрослый
человек так остро на все не реагирует.)
(Вместо изложения учитель может
использовать любую часть текста в качестве
контрольного диктанта.)
2. ЗАБЛУДИЛАСЬ
(Изложение с элементами сочинения по рассказу
А.П. Чехова «Каштанка»)
Перед чтением текста, опираясь на
знания детей, объясните значение слов: столяр,
верстак, вытянуться во фрунт, заказчики, (хватать
за) икры, такса, каучук, конка, сделать под
козырек, калоши.
Молодая рыжая собака бегала взад и
вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по
сторонам. Изредка она останавливалась и, плача,
приподнимала то одну озябшую лапу, то другую,
стараясь дать себе отчет: как это могло
случиться, что она заблудилась? День начался с
того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, взял
под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в
красный платок, и позвал Каштанку идти вместе с
ним. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно
далеко. Каштанка помнила, что по дороге она вела
себя ужасно неприлично. От радости, что ее взяли
гулять, она прыгала, бросалась с лаем под колеса
конки, гонялась за собаками.
Вдруг заиграла музыка. Каштанка
оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее
шел полк солдат. Не вынося музыки, которая
расстраивала ее нервы, она заметалась и завыла. К
великому ее удивлению, столяр, вместо того(,)
чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко
улыбнулся, вытянулся во фрунт и всей пятерней
сделал под козырек. Каштанка еще громче завыла и,
не помня себя, бросилась через дорогу на другой
тротуар. Когда она опомнилась, столяра уже не
было. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще
раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь
землю провалился. Она стала обнюхивать тротуар,
надеясь найти хозяина по запаху его следов, но
раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых
калошах, и теперь все тонкие запахи мешались с
острой каучуковой вонью, так что ничего нельзя
было разобрать.
По обе стороны улицы зажглись фонари, и
в окнах домов показались огни. Мимо Каштанки,
толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед
проходили незнакомые заказчики. (Все
человечество Каштанка делила на очень неравные
части: на хозяев и на заказчиков; между теми и
другими была существенная разница: первые имели
право бить ее, а вторых она сама имела право
хватать за икры.) Заказчики куда-то спешили и не
обращали на нее никакого внимания.
Каштанкой овладели отчаяние и ужас.
Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько
плакать. Дневное путешествие утомило ее, уши и
лапы у нее озябли, и к тому же она была ужасно
голодна.
Когда мягкий, пушистый снег совсем
облепил ее спину и голову, она от изнеможения
погрузилась в тяжелую дремоту.
(457 слов)
Вопросы после первого чтения.
1. Что говорит о том, что события
происходили очень давно, в конце XIX века? (Конка
– железнодорожный вагон, запряженный лошадью,
ходивший по рельсам, предшественник трамвая;
извозчики; мастера носили заказчикам готовые
изделия на дом.)
2. Почему у хозяина и собаки было
такое разное отношение к музыке? (У собак очень
тонкий слух, у человека гораздо хуже. У Луки
Александрыча с музыкой связаны приятные
воспоминания.)
3. В какие моменты Чехов описывает
жизнь с точки зрения не человека, а собаки?
(Каштанка все человечество делит на хозяев и
заказчиков, путая эти понятия; человек в
резиновых калошах для нее – «негодяй»; хозяин,
услышав музыку, «не испугался, не завизжал и не
залаял».) Зачем автор так делает? (Прием
очеловечивания животных – об этом далее; элемент
юмора.)
4. Докажите, что автор очень хорошо
знает повадки собак, не раз за ними наблюдал, у
него самого были собаки. (Каштанка от радости
«прыгала, бросалась с лаем под колеса»; «стала
обнюхивать тротуар».)
5. Объясните правописание отчества. Александрович –
литературное, правильное; Александрыч –
просторечное, как у Чехова, неправильное. Зачем
так делает автор?
После повторного чтения учащиеся
пишут изложение, а после его написания
отвечают письменно на вопросы:
Какие действия, мысли и чувства
человека А.П. Чехов приписывает собаке? Зачем?
(Каштанка беспокойно оглядывалась;
плакала; старалась дать себе отчет; вела себя
неприлично; музыка расстраивала ей нервы; она
удивлялась; Каштанкой овладели отчаяние и ужас;
путешествие с хозяином утомило ее; она в
изнеможении погрузилась в дремоту.
Это прием очеловечивания животного
(прием антропоморфизма), желание показать все
ощущения, переживания собаки, передать ее
состояние как бы «изнутри», чтобы вызвать в
читателе теплые чувства к животному, сделать
читателя добрее, гуманнее.)
3. СОБЫТИЕ
(По одноименному рассказу А.П. Чехова)
Перед чтением рассказа объясните
слова: гербовая бумага (бумага с гербом,
обычно на ней печатают тексты государственной
важности).
Утро. Ваня, мальчик лет шести, и его
сестра Нина, четырехлетняя девочка, просыпаются
и через решетки кроваток глядят сердито друг на
друга.
Они проснулись не в духе. В это время из гостиной
доносится голос мамы:
– Не забудьте дать кошке молоко, у нее теперь
котята!
Ваня и Нина разом вскакивают, прыгают с кроваток
и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут
босиком, в одних рубашонках в кухню.
– Кошка ощенилась! – кричат они.
В кухне из ящика выглядывает кошка.
Дети садятся на корточки и, не шевелясь, притаив
дыхание, глядят на кошку… В глазах обоих
светится самая искренняя радость. Нина,
заливаясь веселым смехом, замечает, какие котята
маленькие и похожи на «мышов». Ваня, насчитав три
котенка, решает, что один котенок останется дома
при старой кошке, чтобы утешать свою мать, другой
поедет на дачу, третий будет жить в погребе, где
очень много крыс. Потом дети кладут котят в
подолы рубах и бегут в комнаты. Мать сидит в
гостиной с каким-то незнакомым господином.
Увидев детей, неумытых, неодетых, с задранными
вверх подолами, она конфузится и делает строгие
глаза. Дети не замечают ни рассерженного взгляда
матери, ни присутствия чужого человека. Когда
немного погодя детей тащат в детскую, одевают их
и поят чаем, они полны страстного желания
поскорей отделаться от прозаических повинностей
и опять бежать в кухню.
Нина и Ваня долго решают, кому быть
отцом котят. Выбор их падает на большую
темно-красную лошадь с оторванным хвостом.
Радость детей не имеет пределов, но приходится
переживать и тяжелые, мучительные минуты.
Перед самым обедом Ваня сидит в
кабинете отца, а около лампы на гербовой бумаге
ворочается котенок. Вдруг точно из-под земли
появляется отец. К великому удивлению Вани, он,
вместо того(,) чтобы прийти в восхищение и
обрадоваться, дергает сына за ухо и требует
убрать эту гадость.
За обедом тоже скандал. Под фартучком у
Нины находят котенка и требуют выбросить его на
помойку. Дети начинают плакать и умоляют
пощадить котят. Отец соглашается, но с условием,
чтобы дети не смели трогать котят. Запрещение
ходить в кухню повергло детей в уныние. Они
отказываются от сладостей, капризничают и грубят
матери.
Вечером приходит дядя Петя, приходит
не один, а вместе с Неро, большим черным псом. Все
садятся за стол пить чай, но в этот момент Степан,
лакей в доме, со смехом объявляет, что Нера котят
съела. Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на
Степана. Детям кажется, что все люди в доме
всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но они
сидят спокойно на своих местах и смеются.
Обеспокоена одна только кошка. Вытянув свой
хвост, она подозрительно поглядывает на детей и
жалобно мяукает.
Ваня и Нина ложатся спать, плачут и
долго думают об обиженной кошке и жестоком,
наглом Неро.
(420 слов)
После второго чтения учащиеся
пишут изложение. Сильные ученики пишут
сочинение на одну из тем:
1. Почему свой рассказ А.П. Чехов назвал
«Событие»? Или: Какой урок жестокости
преподнесли взрослые детям в рассказе А.П. Чехова
«Событие»?
Примерные сочинения учащихся
(Важнейшее событие в сознании детей
произошло в одноименном рассказе А.П. Чехова.
Родились котята! Появились на свет маленькие
живые существа, с которыми можно поиграть,
которых можно покормить, позаботиться о них! Они
так не похожи на надоевшие неживые игрушки:
маленькие, слепые и только ползают. Дети
обдумывают будущее котят (одного – на дачу,
другого – матери кошке, а третьего – крыс
ловить), даже находят котятам отца.
Поэтому детям трудно понять
неудовольствие родителей, которые называют
котят гадостью и отправляют их на кухню. (Хорошо,
что не на помойку!) Дети, оставшись без котят,
мучаются, плачут, отказываются от сладкого и даже
грубят. Родители не понимают, что творится с их
чадами.
Известие о том, что котят съела собака,
повергло малышей в шок. Они в ужасе! Дети не
понимают взрослых, которые так спокойны и даже
смеются. Малыши ненавидят эту жестокую и наглую
собаку, а ложась спать, плачут и никак не могут
заснуть.
Первый урок жестокости дети уже
получили. Едва ли после этого они будут добрее,
будут любить и жалеть животных. Отношение детей к
взрослым, даже родителям, тоже не станет теплее,
пока не забудется это событие.)
2. Юмор в рассказе А.П. Чехова «Событие».
Или: Изображение детей в рассказе А.П. Чехова.
Примерные сочинения учащихся
(Маленькие дети наивны и забавны; все
события они воспринимают не так, как взрослые.
А.П. Чехов прекрасно об этом знал. Юмор рассказа –
в описании необычного поведения малышей, их
реакции на все и в языке.
Рождение котят для шестилетнего Вани и
четырехлетней Нины – великое событие. Они
мгновенно забывают о своем плохом настроении,
вскакивают с кроваток, пронзительно визжат,
совершенно забыв о том, что они босиком, в одних
рубашонках.
При этом дети никого не слышат и не
видят: ни рассерженного взгляда матери, ни
присутствия постороннего человека.
Игры малышей с котятами смешны, а
иногда и жестоки. Дети не брезгуют этими
маленькими, слепыми и беспомощными существами:
они сажают их к себе в подол, кладут на ковер,
прячут в своей одежде, сажают на стол, где лежат
папины важные бумаги. Дети уносят котят от кошки,
не понимая, что делать этого нельзя. Дети не
только ведут себя забавно, но даже и мыслят
по-детски, наивно: кто отец котят, они не знают, но
без отца нельзя; тогда пусть отцом будет
темно-красная лошадь с оторванным хвостом. Ваня
обдумывает будущее котят: одного котенка дети
возьмут с собой на дачу. Другой будет ловить крыс,
а третий останется с матерью. А как говорят дети!
Кошка у них «ощенилась», а котята похожи на
«мышов». Как всегда, любой рассказ А.П. Чехова –
это сочетание юмора и серьезной, глубокой мысли.)
4. ВОЛЧАТА
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)
Предварительно дайте детям задание
прочитать рассказ А.П. Чехова «Белолобый», а в
классе спросите, почему щенок по кличке
Белолобый бежал за волчихой в лес, в ее логово.
Уже светало, и когда волчиха
пробиралась к себе густым осинником, то было
отчетливо видно каждую осинку и уже просыпались
тетерева и часто вспархивали красивые петухи,
обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем
щенка.
«Зачем он бежит за мной? – думала
волчиха с досадой. – Должно быть, он хочет, чтобы
я его съела».
Она жила с волчатами в неглубокой яме.
Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же
валялись кости и бычьи рога, которыми играли
волчата. Они уже проснулись(,) и все трое, очень
похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей
ямы и, глядя на возвращающуюся мать, помахивали
хвостами. Увидев их, Белолобый остановился
поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они
тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять
на них сердито, как на чужих.
Волчата сосали свою мать, пихая ее
лапами в тощий живот, а она в это время грызла
лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод,
голова разболелась от собачьего лая, и ей
хотелось броситься на непрошеного гостя и
разорвать его.
Наконец щенок утомился и охрип; видя,
что его не боятся и даже не обращают на него
внимания, он стал несмело, то приседая, то
подскакивая, подходить к волчатам. Волчата
замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой
одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже
ударил его лапой по голове. Щенок встал к нему
боком и посмотрел на него искоса, помахивая
хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал
несколько кругов по насту. Волчата погнались за
ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они
втроем напали на него и, визжа от восторга, стали
кусать его, но не больно, а в шутку. Стало шумно и
весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и
петухи, то и дело перелетавшие через сосну,
поваленную бурей, при блеске солнца казались
изумрудными.
Обыкновенно волчихи приучают своих
детей к охоте, давая им поиграть добычей; и
теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за
щенком и боролись с ним, волчиха думала: «Пускай
приучаются».
Наигравшись, волчата пошли в яму и
легли спать. Белолобый повыл немного с голоду,
потом также растянулся на солнышке. А
проснувшись, они опять стали играть.
(384 слова)
Вопросы после первого чтения:
1. Почему щенок и волчата бегали по
снегу, не проваливаясь? Что такое наст?
2. Докажите, что события происходят в
самой глухой части леса (описание логова
волчицы, тетеревов). О каких же тогда петухах
говорится? (Тетерева мужского пола.) Какого
они цвета? (Казались изумрудными, т.е.
темно-зеленого цвета.)
После повторного чтения учащиеся
пишут изложение, в конце его отвечают на
вопросы:
Чем нас трогает поведение волчихи,
волчат и щенка? Зачем это делает автор?
(Волчиха испытывает все ощущения
человека: она досадует, думает, у нее разболелась
голова. А щенок и волчата ведут себя как дети: они
играют, им весело, они наивны и доверчивы.
Подобные описания помогают нам понять
«переживания» животных, а потому сочувственно к
ним относиться. Такие рассказы делают нас добрее,
гуманнее.
(Этот текст можно использовать и в
качестве диктанта.)
5. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
(По рассказу А.П. Чехова «Белолобый»)
Вспомните, почему щенок по кличке
Белолобый оказался в лесу, в логове волчихи.
Перед чтением городским детям объясните
значение слов:
зимовье – зимнее жилище человека и животных;
хлев – помещение для скота;
слега – толстая жердь.
Весь день и вечером волчиха
вспоминала, как прошлой ночью в хлеву блеял
ягненок и как пахло овечьим молоком, и от
аппетита она все щелкала зубами и не переставала
грызть с жадностью старую кость, воображая себе,
что это ягненок. Волчата сосали мать. А щенок,
который тоже хотел есть, бегал кругом и обнюхивал
снег.
«Съем-ка я его», – решила волчиха. Она
подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил,
думая, что она хочет играть с ним. В былое время
она едала собак, но от этого щенка сильно пахло
псиной, и(,) по слабости здоровья(,) она уже не
терпела этого запаха; ей стало противно, и она
пошла прочь.
К ночи похолодало. Белолобый
соскучился и пошел домой.
Когда волчата крепко уснули, волчиха
опять отправилась на охоту. Она бежала в стороне
от дороги по насту. Вдруг далеко впереди на
дороге замелькало что-то темное. Она напрягла
зрение и слух: не барсук ли? Она осторожно, чуть
дыша, обогнала темное пятно, оглянулась на него и
узнала. Это не спеша, шагом возвращался к себе в
зимовье щенок с белым лбом. Волчиха быстро
побежала вперед.
Но зимовье было уже близко. Она опять
взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра
была уже заделана соломой, и по крыше протянулись
две новые слеги. Волчиха стала быстро работать
ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но
едва пахнуло на нее теплым паром и запахом
навоза, как сзади послышался радостный,
заливистый лай. Это был щенок. Он прыгнул к
волчихе на крышу, потом в дыру, и, почувствовав
себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще
громче. Арапка, мать Белолобого, проснулась под
сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры,
и когда на крыльце показался сторож Игнат со
своей одностволкой, то перепуганная волчиха была
уже далеко от зимовья.
Сторож спустил курок – ружье дало
осечку. И только в третий раз громадный огненный
сноп вылетел из ствола. Взявши в одну руку ружье,
а в другую топор, Игнат пошел посмотреть, отчего
шум.
Немного погодя он вернулся в избу и
объяснил, что Белолобый повадился с овцами
спать(,) в тепле, а выйти норовил не в дверь, а в
крышу.
Утром Игнат подозвал к себе щенка,
больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его
хворостиной, все приговаривал:
– Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в
дверь!
(391 слово)
Запишите на доске слова: взобралась,
оттрепал.
Дополнительные задания после
повторного чтения (по желанию или по
вариантам).
1. Чем нас так трогает поведение
волчихи и щенка? (Ответ см. ранее.)
2. В чем проявилось мастерство Чехова
в этом рассказе? (Сумел точно изобразить
поведение животных; прием антропоморфизма; юмор;
точное и одновременно художественное описание
природы.)
(Этот текст можно использовать и в
качестве диктанта.)
6. ЛЕДОХОД
(Изложение с элементами сочинения по рассказу
А.П. Чехова. Сочинение на эту же тему.)
Перед изложением дайте задание
понаблюдать ледоход. Можно дать план (см. ниже), по
которому учащиеся составляют устный рассказ.
Бык – промежуточная опора моста.
Ряса – верхняя длинная одежда с широкими
рукавами у православного духовенства.
– Лед тронулся! – слышны звуки среди
ясного весеннего дня.
– Ребята, лед идет.
Лед трогается аккуратно каждую весну,
но тем не менее ледоход всегда составляет
событие и злобу дня. Заслышав крики, вы, если
живете в городе, бежите к мосту, причем на лице у
вас такое серьезное выражение, как будто бы на
мосту совершается убийство или грабеж. Такое же
выражение и у мальчишек, которые бегут мимо вас, и
у извозчиков, и у торговок.
На мосту уже собралась публика. Тут
гимназисты с ранцами, две-три рясы, черномазый
мальчишка, держащий за уши только что сшитые
сапоги, солдатки. Все, свесившись через перила,
молчат, не двигаются и вопросительно глядят вниз
на реку. Вы тоже глядите на реку и – какое
разочарование! – вы ожидали треска и грохота, но
ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного
шума, похожего на очень отдаленный гром. Вместо
чудовищной ломки, столкновений и дружного
натиска вы видите безмятежно лежащие
неподвижные груды изломанного льда,
наполняющего всю реку от берега до берега.
Поверхность реки изрыта и взбудоражена, точно по
ней прошелся великан пахарь и тронул ее своим
громадным плугом.
Воды не видно ни капли, а только лед,
лед и лед. Ледяные холмы стоят неподвижно, но у
вас кружится голова, и кажется, что мост вместе с
вами куда-то уходит. Тяжелый мост мчится вдоль
реки вместе с берегами и рассекает своими быками
груды льда. Вот одна большая льдина, упершись о
бык, долго не пускает мост бежать от нее, но вдруг,
как живая, начинает ползти по быку вверх, прямо к
вашему лицу, словно хочет проститься с вами, но,
не выдержав своей тяжести, ломается на два куска
и бессильно падает. Вид у льдин грустный, унылый.
Они как будто сознают, что их гонят из родных мест
куда-то далеко, в страшную Волгу, где,
насмотревшись ужасов, они умрут, обратятся в
ничто.
Скоро холмы начинают редеть, и между
льдинами показывается темная, стремительно
бегущая вода. Теперь обман исчезает, и вы
начинаете видеть, что двигается не мост, а река.
К вечеру река уже почти совсем чиста от
льда; изредка попадаются на ней отставшие льдины,
но их так мало, что они не мешают фонарям
глядеться в воду, как в зеркало.
(342 слова)
Анализ текста по вопросам
1. Видели ли вы когда-нибудь такой
ледоход в Москве? Почему?
(Вода почти не замерзает: химические выбросы.)
2. И все-таки ледоход – это волнующее
событие. Почему? (Стихийное явление, бывает
редко, хочется посмотреть, «поучаствовать».)
3. Почему Чехов так подробно
описывает участников этого зрелища? (Это
явление интересно для всех – гимназистов,
служителей церкви, мальчишки-подмастерья,
солдаток. Все серьезны, внимательны; ледоход
застал их врасплох.)
4. Какими органами чувств человек
воспринимает ледоход? (Слухом – шум, как гром;
зрением – неподвижные груды льда, отдельные
льдинки.)
5. Какое необычное ощущение описывает
А.П. Чехов?
(Кружится голова; мост мчится вместе с берегами.)
6. Какие сравнения использует автор в
этом отрывке? (Льдина бежит как живая, словно
хочет проститься, фонари глядятся в воду, как в
зеркало; великан пахарь.)
7. От какого лица написан текст?
(Безличная форма, хотя употребляется местоимение
вы, не имеющее конкретного значения.)
А почему Чехов не использует форму
личного местоимения я? (Более принята форма
авторской скромности: мы, вы или он, они,
тем более что участником подобного события может
быть любой.)
Задание учащимся
1-й вариант. Опишите ледоход,
используя текст и свои собственные наблюдения.
Или:
2-й вариант. Опишите ледоход на основе
собственных впечатлений.
План
1. Ледоход как событие.
2. Участники этого зрелища.
3. Поведение отдельных льдин.
4. Описание воды.
5. Личные чувства и ощущения.
(Можно текст прочитать еще раз.)
Голодная волчица встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.
Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и всё думала о том, как бы дома без неё кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и тёмная унавоженная дорога пугали её; ей казалось, будто за Деревьями в потёмках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.
Она была уже не молода, и чутьё у неё ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьём, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одной падалью, свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она, набредя на зайчиху, отнимала у неё детей или забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.
В верстах четырёх от её логовища, у почтовой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож Игнат, старик лет семидесяти, который всё кашлял и разговаривал сам с собой; обыкновенно ночью он спал, а днём бродил по лесу с ружьём-одностволкой и посвистывал на зайцев. Должно быть, раньше он служил в механиках, потому что каждый раз, прежде чем остановиться, кричал себе: «Стоп машина!» — и прежде чем пойти дальше: «Полный ход!» При нём находилась громадная чёрная собака неизвестной породы, по имени Арапка. Когда она забегала далеко вперёд, то он кричал ей: «Задний ход!» Иногда он пел и при этом сильно шатался и часто падал (волчиха думала, что это от ветра) и кричал: «Сошёл с рельсов!»
Волчиха помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки, и когда она не так давно пробегала мимо, то ей послышалось, будто в хлеву блёяли. И теперь, подходя к зимовью, она соображала, что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята непременно. Её мучил голод, она думала о том, с какой жадностью она будет есть ягнёнка, и от таких мыслей зубы у неё щёлкали и глаза светились в потёмках, как два огонька.
Изба Игната, его сарай, хлев и колодец были окружены высокими сугробами. Было тихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.
По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась; на неё прямо в морду пахнуло тёплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягнёнок. Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и тёплое, должно быть на барана, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стене, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон …
Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя на крыльцо, кричал:
— Полный ход! Пошёл к свистку!
И свистел, как машина, и потом — го-го-го-го! … И весь этот шум повторяло лесное эхо.
Сочинение волчата и щенок.md
.
Файл: Скачать Сочинение волчата и щенок
.
.
.
.
.
.
.
изложение заблудилась
текст волчата и щенок
изложение с элементами сочинения 7 класс
изложение с элементами сочинения 10 класс
волчиха и щенок
изложение волчата и щенок
изложение в больнице чехов
изложение волчиха
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
3 апр 2011 П. Чехов Сочинения в 18 томах // Полное собрание сочинений и писем в Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Это был не ягнёнок, а щенок, чёрный, с большой головой и на
Обычно в семье волков 5-6 щенков. Отмечены случаи, когда их рождается очень много — 10-13 и даже до 17. Но такие случаи редки и
И Белолобый хоть и был щенком, но для волчихи он был детенышем. увязался за ней и бежал до самого дома, где были ее волчата.
(Изложение с элементами сочинения по рассказу А.П. Чехова «Каштанка») . Почему щенок и волчата бегали по снегу, не проваливаясь? Что такое
12.05.2016 / Сочинения по литературе / Комментарии: 0 волчица, в первую очередь, мать, которой доверчивый щенок напомнил собственных волчат.
.
http://www.scoop.it/t/pmkoqvj/p/4086011679/2017/10/03/-, http://www.scoop.it/t/pmkoqvj/p/4086013173/2017/10/03/-, http://clashroyaledeckbuilder.com/viewDeck/397598, http://telegra.ph/Analiz-raboty-upravlyayushchej-kompanii-referat-10-03, https://huicopper.com/bberqal/2017/10/03/%d0%ad%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%80%d0%be%d0%bd%d1%8b%d0%b9-%d1%83%d1%87%d0%b5%d0%b1%d0%bd%d0%b8%d0%ba-%d0%bf%d0%be-%d1%82%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8e/
Инфоурок
›
Русский язык
›Другие методич. материалы›Итоговый контрольный диктант для 7 класса
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 47 человек из 26 регионов
- Сейчас обучается 146 человек из 45 регионов
- Сейчас обучается 237 человек из 56 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 153 788 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 22.05.2018
- 381
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Кулибаба Оксана Владимировна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
Автор материала
- На сайте: 5 лет и 1 месяц
- Подписчики: 4
- Всего просмотров: 102280
-
Всего материалов:
47
Подарочные сертификаты
Новинка!
Выбрать сертификат
Перед вами текст изложения по русскому языку «Волчонок». Текст предназначен для учеников 9 класса.
Волчонок
Волчонок родился в лесу. Он еще не знал, что местные ели в солнечный день издалека кажутся синими, а в пасмурный — черными. Внизу, где кончается лес, — колотилась о камни река, а дальше — светлое зеленое пространство. Оттуда мать приносила ягнят.
Однажды в отсутствие матери волчонок спустился к реке. Он долго с любопытством разглядывал берег. Волчонок первый раз видел отару овец, людей и костер. Тут и увидел его сын пастуха. Волчонок спрятался за камень, но было поздно. Мальчишка вернулся к юртам с добычей.
— Ага, попался, — сказал старший пастух. Ну, что же, будем шкуру снимать.
Все с любопытством разглядывали волчонка. Радистка Люба нашла, что он очень похож на щенка. Пастухи улыбнулись — им-то хорошо известно: долгое время волчонка почти невозможно отличить от щенка. Приемщик на базе будет придирчиво разглядывать шкурку и, чего доброго, откажется принимать.
— Пусть подрастет, покажет себя, — сказал старший пастух.
Люба в этот вечер вместе со сводкой погоды передала новость: «А мы волчонка поймали. Живет в коробке из-под спичек».
В ящике была дыра, и волчонок видел теперь: ели в лесу в солнечный день кажутся синими, а в плохую погоду — черными. Ночами волчонок слышал вой матери и однажды откликнулся неумелым гавканьем. Вышел с ружьем пастух и накрыл ящик овчиной.
В эти дни прилетел самолет и привез кино и газеты.
Корреспондент, прилетевший на самолете, нашел на горе хорошую точку для съемки. Сверху ему было видно: летчики чинят движок радиостанции, пастухи расстилают у юрты ковер и ставят на нем самовар.
Потом, когда все на ковре пили чай, сидевший крайним пастух вдруг закричал и выронил пиалу: по зеленому пространству к лесу бурым клубочком катился волчонок. Все сразу: пастухи, летчики, корреспондент и Люба — кинулись догонять беглеца.
Летчики настигли волчонка, но поймать никак не могли. Он кувыркался, делал петли, лязгал зубами. Большая поляна заполнялась суматошным криком:
— Лови, лови!..
Лес уже близко. Вот и первые кусты. Уже один летчик бежал за волчонком. И тут раздался отчаянный голос мальчишки:
— Убегай! Убегай! Убегай! — кричал мальчишка, сын пастуха.
… Волчонка все-таки поймали. Летчик сбил его брошенной курткой. Весело обсуждалась погоня. Оказалось, привязанная у юрты лошадь почуяла запах волчонка, пришла в возбуждение и опрокинула ящик. Чтобы случай не повторился, ящик перенесли на новое место и придавили еловым бревном.
Вот и вся история о волчонке. В долине, где он родился, удивительно стройный, прохладный лес. Высокие ели от самого корня покрыты густыми еловыми ветками. В солнечный день елей кажутся синими, а в пасмурный — черными.
Тема. Р/р № 17 .Изложению с продолжением
Цели: Л.Учатся ценить и принимать следующие базовые ценности: «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга».
П. Совершенствуют умения передавать текст подробно, находить ключевые слова
текста, продолжать текст по заданному началу.
К. Учатся составлять небольшие устные монологические высказывания, соблюдая
логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Р. Учатся принимать и выполнять учебную задачу.
Ход урока:
І. Организационный момент
Подготовка к занятию, повышение интереса к уроку.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с текстом, сведения из которого вам
пригодятся на других предметах, изучающихся в школе, а умение работать с текстом
на уроках русского языка.
Подготовка к изложению. Предтекстовые упражнения
1. Загадки о героях текста (волке, собаке), сопровождающиеся дополнительными
вопросами:
а) Сероватый, зубоватый, По полю рыщет, Телят и ягнят рыщет. Зубами щелк.
Кто же это? (Волк)
Вопросы: где живут волки? чем они питаются? как зовут детеныша волка? а если
их много? как зовут их маму? что значит щелкать зубами? от чего можно это делать?
б) Загадка о собаке: Гладишь – ласкается. С хозяином дружит, Дразнишь –
кусается. Дом сторожит,Живет под крылечком, Хвост – колечком.
Вопросы: как называется детеныш собаки? у человека – лицо? а у собаки? а у
волка? что значит скулить? выть?
2. Проверьте, знаете ли вы значение этих словосочетаний. Покажите, как это делат:
Подходить, приседая и подскакивая;
Посмотреть искоса.
3. Приготовьтесь после прослушивания текста ответить на вопросы, которые помогут
вам проверить, правильно ли вы поняли содержание рассказа.
ІІ. Чтение текста.
1. Найдите в тексте ответы на вопросы; прочитайте их (в слабом классе можно ответить
письменно): 1) к кому стал подходить щенок? 2) как он подходил? что дополнительно
делая при этом? 3) какой был лоб у щенка? глаза? выражение морды? лапы? 4) что делал
щенок, подойдя к волчатам? 5) что сделали волчата, когда щенок заскулил? 6) как повел
себя щенок дальше? 7) по какой части тела ударил щенок волчонка? что сделал в
ответ волчонок? 9) как после удара посмотрел на волчонка щенок? 10) что вдруг сделал
щенок потом? где он бегал? 11) что сделали волчата, увидев, что щенок бегает по снегу?
12) как кусали волчата щенка? 13) что делала во время игры волчат со щенком волчица?
14) о чем она думала? 15) как обычно волки приучают своих детей к охоте? 16) что
сделали волчата после того, как наигрались? 17) куда легли спать волчата? 18) сразу же
лег щенок спать? что он сначала сделал? 19) почему щенок сначала повыл? 20) что стали
делать волчата и щенок, когда проснулись? 21) о чем вспоминала весь день волчица? 22)
какой запах чувствовала волчица в хлеву? 23) что она делала от голода? 24) как грызла
кость волчица? 25) кем представляла себе кость волчица? 26) что делали волчата и щенок, пока волчица грызла кость? 27) что решила сделать волчица, глядя, как рядом с
ней бегает щенок? 28) что сделал щенок, когда она подошла к нему? 29) что подумал
щенок? 30) что потом решила и сделала волчица?
2. Понаблюдайте, как связаны первое и второе предложения текста.
С помощью какого слова? Найдите подобную замену в других предложениях (абзацах)
текста.
3. Расположите разрозненные предложения/словосочетания, содержащие информацию
о действиях героев, последовательно, согласно логике повествования. Занесите их в
таблицу. Текстом не пользоваться.
Заполненная таблица будет выглядеть следующим образом
Что делал щенок?
Что делали волчата?
Что делала волчица?
стали
Составление
«Пусть
Думала:
приучаются к охоте»
Вспоминала о ягненке,
щелкала зубами, грызла
кость.
«Съемка щенка», думала
она;
Встала и подошла к нему;
передумала есть и отошла
догнали и
ничего не поняли, но
замахали хвостами;
тоже ударил;
погнались,
начали кусать;
повыл с голоду; тоже лег
спать;
Проснувшись,
играть;
Бегали рядом с волчицей
Стал подходить приседая и
подскакивая;
Подойдя,
протянул широкие лапы,
положил на них морду и
начал скулить; Ударил
волчонка по большой
голове; посмотрел искоса;
вдруг побежал;
легли
спать; Проснувшись, стали
грать;
Бегал рядом с волчицей.
Лизнул в морду и
заскулил
3. Чтение текста учащимися по частям (останавливает учитель).
1.
учителем.
2. Дополните текст, вспоминая содержание рассказа (устно); используйте материалы
выполненных
заданий.
Белолобый щенок с …, … глазами и … выражением морды стал … подходить к
волчатам, при этом … и … . Подойдя к …, он протянул вперед…, положил на них … и
начал
.
Волчата ничего не поняли, но … … . Когда щенок ударил лапой … по … голове,
волчонок тоже … его по … . Потом волчата стали … за щенком, а когда …, стали его
…
.
Глядя на игру волчат с щенком, … думала …, потому что волки приучают своих детей к
…, давая поиграть … . Наигравшись, волчата и щенок … . А проснувшись, они опять … .
Волчиха в это время … о ягненке, которого видела в … и от голода … и … кость.
Ей хотелось съесть …. Она подошла к нему, а он лизнул ее в … и …, щенок думал, что
волчица хочет … с ним.
.
3. Записать на доске: лексически и грамматически трудные слова; словасинонимы ,
местоимения во избежание повторов, речевых ошибок: ягненок, овечий, хлев; щенок,
он, белолобый; волчата, они, зверят; волчица, волчиха, она, мать волчат; хищники.
V. Написание изложения.
Волчица не стала есть щенка и ….
тетради
плана
текста
вместе
в
тихо
с
… Текст изложения.
Щенок стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь, при
дневном свете, легко уже было рассмотреть его… Белый лоб у него был большой; глаза
были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды глупое. Подойдя к
волчатам, он протянул вперед широкие лапы, положил на них морду и начал скулить.
Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного
волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок стал к
нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с
места и сделал несколько кругов по снегу. Волчата погнались за ним, а когда догнали,
стали кусать его, но не больно, а в шутку.
Обычно волчицы приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь,
глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчица думала:
«Пускай приучаются».
Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Щенок повыл немного с голоду,
потом тоже лег спать. А проснувшись, они опять стали играть и бегали рядом с
волчицей..
Волчиха в это время вспоминала о ягненке, которого видела в хлеву и от голода
щелкала зубами и грызла кость, представляя, что это ягненок.. .
«Съемка его…» — решила волчиха. Она подошла к щенку, а он лизнул ее в морду и
заскулил, думая, что она хочет играть. Волчица не стала есть щенка и отошла прочь…
( по рассказу А.П.Чехова «Белолобый»)
. Изложение с продолжением
ШИМПАНЗЕ ЯШКА
Яшку принес на пароход высокий араб с вытекшим глазом. Он долго таскал его по всему
пароходу, держа на голом плече, прижимая к нему свою курчавую голову. Яшка сидел
спокойно, почеловечьи держась за хозяина руками, печально поглядывая на
рассматривавших его людей. И то ли, что опоздал араб к разгару торговли или не умел
соперничать со своими крикливыми земляками, – до позднего вечера он бродил по
пароходу, и вышло так, что перед самым отходом Яшку купил у него я. Это был
крупный самец шимпанзе, обросший густой шерстью, с серебряной – в виде полумесяца
– серьгой в левом ухе, с поседевшею грудью, с черными ладонями маленьких рук,
которыми он осторожно и цепко брал даже самые хрупкие предметы, со старушечьим
лицом, на котором умно и печально глядели вертевшиеся в глазных впадинах недобрые
темные глазки. Араб торговался долго, показывал на обезьяну, колотя себя в грудь,
закатывая единственный глаз и жалобно скаля зубы. И мне показалось, что он жалеет
продавать своего зверька.
(И.СоколовМикитов) Задание. Озаглавьте текст, напишите подробное изложение с продолжением.
Подумайте, почему арабу было жаль расставаться с шимпанзе.
Тема. Р.р № Изложению с продолжением
Цели: Л.Учатся ценить и принимать следующие базовые ценности: «настоящий друг»,
«справедливость», «желание понимать друг друга».
П. Совершенствуют умения передавать текст подробно, находить ключевые слова
текста, продолжать текст по заданному началу.
К. Учатся составлять небольшие устные монологические высказывания, соблюдая
логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Р. Учатся принимать и выполнять учебную задачу.
Ход урока:
І. Организационный момент
Подготовка к занятию, повышение интереса к уроку.
Подготовка к изложению. Предтекстовые упражнения
1. Загадки о героях текста (волке, собаке), сопровождающиеся дополнительными
вопросами:
а) Сероватый, зубоватый, По полю рыщет, Телят и ягнят рыщет. Зубами щелк.
Кто же это? (Волк)
Вопросы: где живут волки? чем они питаются? как зовут детеныша волка? а если
их много? как зовут их маму? что значит щелкать зубами? от чего можно это делать?
б) Загадка о собаке: Гладишь – ласкается. С хозяином дружит, Дразнишь –
кусается. Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост – колечком.
Вопросы: как называется детеныш собаки? у человека – лицо? а у собаки? а у
волка? что значит скулить? выть?
2. Проверьте, знаете ли вы значение этих словосочетаний. Покажите, как это делает:
Подходить, приседая и подскакивая;
Посмотреть искоса.
3. Приготовьтесь после прослушивания текста ответить на вопросы, которые помогут
вам проверить, правильно ли вы поняли содержание рассказа.
ІІ. Чтение текста.
Найдите в тексте ответы на вопросы;
1.Как появился волк передо мнпй?
2.Как выглядел волк?
3.Почему остановился волк?
4.Как волк подошёл ко мне?
5. Каким образом голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились
глазами?
6.На каком расстоянии мы находились друг от друга?
ІІІ.. Чтение текста учащимися по частям V. Написание изложения.
VІ. Написание продолжения. Задание. Почему автор не сразу узнал волка?
Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть,
вариант, придуманный кемто из вас, совпадает с тем, что задумал автор?
Текст изложения
Текст изложения
ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
Из кустов, всего лишь шагах
в тридцати от меня, бесшумно
выскользнуло нечто серое,
похожее на большую собаку, и с
опущенной головой затрусило
мимо меня под гору. Я не сразу
узнал волка. Уж очень он был
худым и облезлым. Шерсть висела
клочьями. На боках проглядывали
лысины.
Я встал во весь рост. Не
поднимая головы, волк продолжал
бежать. Он не заметил меня. Но,
попав на мой след, он сразу
остановился и принюхался. Потом
сделал несколько шагов по моему
следу в обратную сторону и,
поняв, что ошибся направлением, повернулся. Не отрывая носа от земли, он подходил ко
мне. Я стоял не шевелясь. Он нюхал довольно долго, наконец поднял большую лобастую
голову, и мы – худой, голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились
глазами.
Мы находились друг от друга шагах в сорока, не больше… (А.Шахов)
Задание. Почему автор не сразу узнал волка?
Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть,
вариант, придуманный кемто из вас, совпадает с тем, что задумал автор?
Продолжение И мои глаза сказали ему многое, и прежде всего – что я не боюсь его. «Сейчас он
убежит», – подумал я. Но волк продолжал стоять с поднятой головой. Он внимательно,
очень внимательно смотрел на меня и, видимо, соразмерял – кто сильнее? Мне известно,
что каждый зверь боится человека. Летом волк почти никогда не бросается на человека,
и я не пожалел, что со мной не было оружия. Но почему он спокоен и не убегает?
Я громко крикнул. Хотелось видеть, как он с испуга бросится бежать. Но волк не
двигался. Он продолжал смотреть мне в глаза. И тогда закралась мысль о защите. Он
может напасть на меня. Я даже стал снимать ватник. В случае нападения накину его на
голову зверя. И стисну морду и шею руками.
В ожидании борьбы по спине пробежал холодок. Поединок глазами продолжался
минуту. Потом зверь повернул голову и нехотя, мелкой трусцой, побежал к кустам и
скрылся в них. Волк не выдержал человеческого взгляда.
И когда опасность миновала, я почемуто разволновался, забилось сильно сердце.
Тема. Р.р №1314 Подготовка и написанию изложения повествовательного
характера с продолжением
Цели:
Л.Учатся ценить и принимать следующие базовые ценности:
«справедливость», «желание понимать друг друга».
П. Совершенствуют умения передавать текст подробно, находить ключевые слова
текста, продолжать текст по заданному началу.
К. Учатся составлять небольшие устные монологические высказывания, соблюдая
логику повествования, приводить убедительные доказательства.
Р. Учатся принимать и выполнять учебную задачу.
Ход урока:
«настоящий друг»,
І. Организационный момент
Подготовка к занятию, повышение интереса к уроку.
Учитель: Сегодня на уроке вы познакомитесь с текстом, сведения из которого вам
пригодятся на других предметах, изучающихся в школе, а умение работать с текстом
на уроках русского языка.
Подготовка к изложению. Предтекстовые упражнения
1. Загадки о героях текста (волке, собаке), сопровождающиеся дополнительными
вопросами:
а) Сероватый, зубоватый, По полю рыщет, Телят и ягнят рыщет. Зубами щелк.
Кто же это? (Волк)
Вопросы: где живут волки? чем они питаются? как зовут детеныша волка? а если
их много? как зовут их маму? что значит щелкать зубами? от чего можно это делать?
б) Загадка о собаке: Гладишь – ласкается. С хозяином дружит, Дразнишь –
кусается. Дом сторожит, Живет под крылечком, Хвост – колечком.
Вопросы: как называется детеныш волка? у человека – лицо? а у волка ? что
значит скулить? выть?
2. Проверьте, знаете ли вы значение этих словосочетаний. Покажите, как это делает
собака:Подходить, приседая и подскакивая;
Покажите, как это делает волк Посмотреть искоса, выть на луну. 3. Приготовьтесь после прослушивания текста ответить на вопросы, которые помогут
вам проверить, правильно ли вы поняли содержание рассказа.
ІІ. Чтение текста.
ІІІ. Найдите в тексте ответы на вопросы;
1. 1.Как появился волк передо мной?
2.Как выглядел волк?
3.Почему остановился волк?
4.Как волк подошёл ко мне?
5. Каким образом голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились
глазами?
6.На каком расстоянии мы находились друг от друга?
2. Понаблюдайте, как связаны первое и второе предложения текста.
С помощью какого слова? Найдите подобную замену в других предложениях (абзацах)
текста.
3. Расположите разрозненные предложения/словосочетания, содержащие информацию
о действиях героев, последовательно, согласно логике повествования. Занесите их в
таблицу. Текстом не пользоваться.
Что делал я
Что делал волк?
І V. Чтение текста учащимся по частям и составление плана
Записать на доске: белолобый; волчата, волчица, волчиха, она, мать волчат; хищники,
лобастую голову, друг от друга шагах в сорока, был худым и облезлым, шерсть висела
клочьями, на боках проглядывали лысины.
V. Чтение текста учащимся и написание изложения.
VІ. Написание продолжения. Задание. Почему автор не сразу узнал волка?
Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть,
вариант, придуманный кемто из вас, совпадает с тем, что задумал автор?
Текст изложения
Текст изложения
ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
Из кустов, всего лишь шагах в тридцати от
меня, бесшумно выскользнуло нечто серое, похожее
на большую собаку, и с опущенной головой
затрусило мимо меня под гору. Я не сразу узнал
волка. Уж очень он был худым и облезлым. Шерсть
висела клочьями. На боках проглядывали лысины.
Я встал во весь рост. Не поднимая головы,
волк продолжал бежать. Он не заметил меня. Но,
попав на мой след, он сразу остановился и
принюхался. Потом сделал несколько шагов по
моему следу в обратную сторону и, поняв, что
ошибся направлением, повернулся. Не отрывая носа
от земли, он подходил ко мне. Я стоял не шевелясь.
Он нюхал довольно долго, наконец, поднял большую лобастую голову, и мы – худой, голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились глазами.
Мы находились друг от друга шагах в сорока, не больше… (А.Шахов)
Задание. Почему автор не сразу узнал волка? Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть,
вариант, придуманный кемто из вас, совпадает с тем, что задумал автор?
Продолжение И мои глаза сказали ему многое, и прежде всего – что я не боюсь его.
«Сейчас он убежит», – подумал я. Но волк продолжал стоять с поднятой головой. Он
внимательно, очень внимательно смотрел на меня и, видимо, соразмерял – кто сильнее?
Мне известно, что каждый зверь боится человека. Летом волк почти никогда не
бросается на человека, и я не пожалел, что со мной не было оружия. Но почему он
спокоен и не убегает?
Я громко крикнул. Хотелось видеть, как он с испуга бросится бежать. Но волк не
двигался. Он продолжал смотреть мне в глаза. И тогда закралась мысль о защите. Он
может напасть на меня. Я даже стал снимать ватник. В случае нападения накину его на
голову зверя. И стисну морду и шею руками.
В ожидании борьбы по спине пробежал холодок. Поединок глазами продолжался
минуту. Потом зверь повернул голову и нехотя, мелкой трусцой, побежал к кустам и
скрылся в них. Волк не выдержал человеческого взгляда.
И когда опасность миновала, я почемуто разволновался, забилось сильно сердце.
Текст изложения
Текст изложения
ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
Из кустов, всего лишь шагах в тридцати от меня, бесшумно выскользнуло нечто
серое, похожее на большую собаку, и с опущенной головой затрусило мимо меня под
гору. Я не сразу узнал волка. Уж очень он был худым и облезлым. Шерсть висела
клочьями. На боках проглядывали лысины.
Я встал во весь рост. Не поднимая головы, волк продолжал бежать. Он не заметил
меня. Но, попав на мой след, он сразу остановился и принюхался. Потом сделал
несколько шагов по моему следу в обратную сторону и, поняв, что ошибся
направлением, повернулся. Не отрывая носа от земли, он подходил ко мне. Я стоял не
шевелясь. Он нюхал довольно долго, наконец, поднял большую лобастую голову, и мы –
худой, голодный зверь и сытый любопытный человек – встретились глазами.
Мы находились друг от друга шагах в сорока, не больше… (А.Шахов)
Задание. Почему автор не сразу узнал волка? Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть,
вариант, придуманный кемто из вас, совпадает с тем, что задумал автор?
Текст изложения
Текст изложения ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
ВСТРЕЧА С ВОЛКОМ
Из кустов, всего лишь шагах в тридцати от
меня, бесшумно выскользнуло нечто серое, похожее
на большую собаку, и с опущенной головой затрусило
мимо меня под гору. Я не сразу узнал волка. Уж
очень он был худым и облезлым. Шерсть висела
клочьями. На боках проглядывали лысины.
Я встал во весь рост. Не поднимая головы,
волк продолжал бежать. Он не заметил меня. Но,
попав на мой след, он сразу остановился и
принюхался. Потом сделал несколько шагов по
моему следу в обратную сторону и, поняв, что
ошибся направлением, повернулся. Не отрывая носа
от земли, он подходил ко мне. Я стоял не шевелясь. Он нюхал довольно долго, наконец,
поднял большую лобастую голову, и мы – худой, голодный зверь и сытый любопытный
человек – встретились глазами.
Мы находились друг от друга шагах в сорока, не больше… (А.Шахов)
Задание. Почему автор не сразу узнал волка? Придумайте свое окончание текста.
Интересно ли вам узнать, как автор завершил свое произведение? Может быть,
вариант, придуманный кемто из вас, совпадает с тем, что задумал автор?