Ответ:
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
На свете есть два вида учения : учение с мучением и учение с увлечением.
Учение с мучением каждому известно. Бродишь по комнате и не можешь заставить себя сесть за уроки. Всё-таки ты садишь и делаешь, но завтра сново придется их делать. Опять это мучение?
А вот учение с увлечением, совсем другое! Ты счастливый бежишь домой чтобы поскорее сесть за книгу или решить трудную задачку по физике. Просвет!
В душе что-то зажигается и ты тянешься к столу. Но если вас кто-то окликнит вы вздрогните и оглянетесь в недоумении : » Что может быть важнее этой задачи?»
И вот на следующий день вы не дождетесь того часа чтобы побежать домой и снова сесть за книгу! ПРОСВЕТ! ПРОСВЕТ!
Учение с увлечением — счастливая жизнь! Таков закон!
Урок развития
речи: Изложение текста на морально-этическую тему с выполнением творческого
задания «Учение с увлечением»
Учитель – Ахмедова
Г.Я.
Цели: совершенствовать умение
писать сжатое изложение;
углублять творческое начало в работе над изложением с творческим заданием;
проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных речевых умений
и навыков. оборудование: текст изложения, раздаточный материал.
Тип урока: урок
применения знаний и формирования умений.
Ход урока
I. организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. интерактивный метод «мозговой
штурм»
С помощью стрелок установите: что
помогает и что мешает расцвету таланта, развитию способностей (карточки с
таблицей разложены перед каждым учащимся).
Что? помогает, мешает Чему?
Трудолюбие
Настойчивость расцвет таланта
Сила воли помогает развитие
способностей
Терпение проявление таланта
Усидчивость развитие ума
Поверхностность знаний мешает
развитие умственных
Отсутствие навыков работы
способностей
Лень
2. «Экспресс-интервью»
Один из известных академиков
сказал: «В каждом классе есть ученики, которые учатся ниже своих способностей…
Они довольствуются оценками среднего и достаточного уровней вместо высокого, т.
е. являются относительно неуспевающими. Общество теряет слишком много, чтобы не
обращать на это внимания».
Согласитесь или опровергните это
мнение.
III. Мотивация учебной деятельности
Легко ли учиться? Вопрос этот не
праздный. Ещё великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Учиться трудно, ибо учение — умственный труд, а он едва ли не самый тяжёлый
труд для человека. мечтать легко и приятно, но думать трудно». Учение — великий
труд. Овладевание знаниями, которые до нас накопило человечество, не может быть
лёгким. Учась в школе, приобретая знания, мы учимся и жизни. Каждый, кто
овладевает знаниями, должен проявить упорство, волю, самодисциплину и мужество.
мужество, чтобы не согнуться при неудачах, преодолеть их, правильно оценить
свои силы. Поэтому для написания изложения с творческим заданием вам
предлагается фрагмент статьи С. Соловейчика «Учение с увлечением».
IV. Работа над культурой и
развитием речи учащихся
1. Чтение текста изложения учителем
Учение С Увлечением
На свете есть два вида занятий:
учение с мучением и учение с увлечением.
Учение с мучением — это дело
известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол
и открыть книгу. Наконец, откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё
ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. а завтра ведь опять
садиться за учебники. Опять это мучение?
Но знаете ли вы, что такое учение с
увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу?
Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и эдак,
прикидывать — может, и получится? Не-ет, не выходит. а если попробовать
по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?
В душе что-то зажигается,
предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если
кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении:
«Что
Случилось? Разве в мире есть ещё
что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха,— а вот и
сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!
И на следующий день вы никак не
дождётесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. жизнь
получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением — счастливая жизнь.
Таков закон.
(С. Соловейчик)
2. Комментарий учителя
По стилю речи отрывок относится к
художественной публицистике. По типу речи — это рассуждение-объяснение, в
котором раскрываются и оцениваются два понятия: учение с мучением и учение с
увлечением. Понятия раскрываются через описание состояние человека и его оценку
этого состояния, поэтому в средней, объясняющей части рассуждения можно
выделить фрагменты текста, имеющие значение оценки и описания состояния
человека. Состояние даётся в динамике, описывается как процесс — отсюда в нём
элементы повествования (Бродишь, бродишь… Наконец откроешь…).
Рассуждение строится по схеме:
тезис — сначала в форме общего утверждения (Есть два вида занятий…), которое
затем конкретизируется в виде двух оценочных положений (1. Учение с мучением —
дело известное и 2. Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это
счастье..?). Второе положение формулируется в виде цепи риторических вопросов
(вопросов-утверждений). В конце даётся вывод (Учение с увлечением — счастливая
жизнь. Таков закон.).
Текст имеет очень простую и ясную
композицию: он состоит из двух контрастных частей — «учение с мучением» и
«учение с увлечением». Составлять план в
подобных случаях не обязательно: большую информацию о строении текста содержит
типологическая схема.
Схема строения текста
Общее утверждение
1-й тезис y Описание состояния
человека (с элементами повествования) y Оценка состояния
Рассуждение
2-й тезис y Оценка состояния y
Описание состояния человека (с элементами повествования)
Вывод — оценка действительности
3. повторное чтение текста учителем
4. написание учащимися изложения
С выполнением творческого задания (черновые
варианты)
Творческое задание. Дайте свободный
пересказ этого текста, но при этом сохраните его строение и стиль речи.
Опираясь на собственный опыт учения, расскажите, какой из школьных предметов вы
любите, легко усваиваете, и что вам не даётся и доставляет массу хлопот и
неприятностей (можно воспользоваться и примерами, выходящими за рамки
обязательных школьных занятий). Главное — опишите своё состояние, покажите, как
вам мучительно учиться по принуждению, без интереса и какое это счастье —
заниматься любимым делом.
V. Рефлексия. Подведение итогов
урока
Заключительное слово учителя
Мы живём в век научно-технической
революции, в век, когда темп развития общества, его прогресс зависят от знаний.
Знания нужны сейчас всем. Не имея их человек не может познавать природу,
овладевать её богатствами, управлять современной техникой. Сейчас все учатся.
Учатся не только в школе, в лицеях, университетах, но и на курсах повышения
квалификации. Наше время такое, что во всех областях деятельности надо
непрерывно повышать свои знания, чтобы идти в ногу со временем.
VI. Домашнее задание
Отредактировав и дополнив текст
изложения, запишите его в тетрадь.
Сочинение-рассуждение на тему «Учение с увлечением» с элементами изложения по тексту Симона Соловейчика
Многие люди полагают, что учиться с удовольствием невозможно. Узнавать новое всегда трудно и утомительно, поэтому мы часто ленимся и не усваиваем весь материал. Тем не менее, есть множество талантливых педагогов, которые умеют заинтересовать учеников в познании. Также есть разнообразные познавательные программы, позволяющие существенно разнообразить процесс обучения. Но самый лучший способ получить удовольствие от учения, на мой взгляд, это самостоятельно выбрать интересные для себя направления и изучать их. Саморазвитие – самый мощный источник мотивации.
Писатель Симон Соловейчик разделяет мою точку зрения. В своей книге «Учение с увлечением» он даже не пишет о том, зачем учиться, так как это и так понятно. Он лишь приводит примеры из жизни и из истории, которые должны мотивировать читателя изменить свое отношение к учебе. Прежде всего, он разрушает миф о том, что у кого-то не хватает способностей. Этой отговоркой многие из нас прикрываются всю жизнь, лишь бы не трудиться. Автор утверждает, что каждый человек способен освоить программу средней школы, ведь она рассчитана на всех нас. Другая проблема, которая мешает нам учиться, по мнению Соловейчика, это убеждение некоторых педагогов, что учиться нужно заставлять. Они передают этот настрой нам и нашим родителям, а ведь это тоже отговорка. Они просто ленятся разнообразить свои занятия и находить общий язык с детьми.
Когда автор разрушил эти заблуждения, он объяснил, как полюбить учебу. Он написал и доказал, что образование – это богатство, и относится к нему надо, как к ценности. Например, самые успешные люди всегда тратят целое состояние на образование своих детей. Автор отмечает, что одно дело – понимать цену знаний, а другое – полюбить их. Чтобы трудиться нравилось, нужно уметь и знать свое дело. Тогда будут появляться успехи, и это даст стимул к труду. Вывод таков: если не делать, то и удовольствия от дела ждать не приходится. То есть, увлечения от учения нужно добиваться, как цели. Для чего? Чтобы исполнить свои мечты и реализовать цели, ведь от образования зависит уровень жизни, трудоустройство и даже семейное положение. Человек с перспективами может построить счастливую семью.
Любовь, говорит автор, требует взаимности, а это значит, что начать должен именно ученик. Чтобы дело начало приносить удовольствие, надо проявить к нему внимание. Если мы хотим расположить к себе человека, мы же стараемся. Вот и в учении нужно стараться, чтобы процесс работы дал плоды, которые нас обрадуют.
Кто же может помочь человеку сделать первый шаг и начать учиться? Только он сам. Автор приходил за ответом к учителям, книгам, даже посидел в Ленинской библиотеке и не один день. Однако все, что он нашел, указывает на то, что только самостоятельно можно полюбить или возненавидеть. Мы сами себя настраиваем. Достаточно вообразить, что математика интересна, и сразу же настроение изменится и появится хоть даже и слабый, но интерес. Его можно развить одним усилием воли. Однако трудиться необходимо тщательно и регулярно. Стоит один раз не понять и запустить, дальше будет только хуже, и весь интерес пропадет, как и стремление человека к успеху.
Тяжело в учении – легко в бою. Я считаю, что даже если математика не принесет пользы в жизни, навык ее покорения поможет достигнуть любой цели и освоить любую науку. Мир постоянно меняется, и человек должен за ним поспевать. Если он не сможет осваивать новые знания и технологии, его будущее останется в прошлом. поэтому я полностью согласен с автором книги «Учение с увлечением» и буду рекомендовать эту книгу всем друзьям.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Подготовка к изложению
по тексту С.Л. Соловейчика
«Учение с увлечением»
с выполнением творческого задания (упр 346)
Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
8 класс
Как талант друга искал
Притча от Александры Лопатиной
Ходил по свету талант. Многие хотели подружиться с ним.
Ум говорил:
— Талант, давай жить вместе. Ты поможешь мне талантливо применять ум.
Глупость предлагала:
— Талант, иди ко мне жить. Увидев тебя рядом, люди не будут смеяться надо мной.
Богатство уговаривало:
— Талант, с твоей помощью я ещё больше разбогатею.
Бедность просила:
— Талант, помоги мне вынести нужду.
Но талант искал особого друга, который помог бы ему стать краше и служить людям.
— Ищи друга, пока не найдёшь. Если хочешь чего-то добиться, нужно упорно идти
к цели, несмотря ни на что, — сказала настойчивость таланту.
— Мне нужен именно такой друг! — воскликнул талант. —
Без настойчивости любой талант бесплоден.
Вопросы по содержанию притчи
Что такое притча?
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (мораль)
Кто хотел подружиться с талантом?
Ум, глупость, богатство, бедность, настойчивость
Кого выбрал талант в друзья? Почему?
Настойчивость.
Без настойчивости любой талант бесплоден.
Какие качества, кроме настойчивости, важны для развития таланта? Успеха в обучении?
Работа с таблицей «Качества, которыми должен
обладать успешный человек, успешный ученик»
Перечень качеств успешного ученика
Рейтинг (место)
Умение слушать и слышать
Любознательность
Аккуратность
Исполнительность
Усидчивость
Настойчивость
Чувство юмора
Хорошая речь
Другое (перечислить)
Заполнить ИКИГАЙ.
Выберите 5-7 самых важных для вас качеств из вашей таблицы. Качеств, при помощи которых вы станете успешным в жизни.
Икигай – лесенка успеха.
Это японская система развития, жизни смысл.
Ступенька – качество…
А вот ИКИГАЙ успешного ученика. Прочитайте цели, которые он ставит перед собой…
Обратите внимание на самую высокую ступеньку. Что там написано, прочитайте…
А что значит учиться
с удовольствием?
…Учение с удовольствием, с увлечением — это вовсе не учение с развлечением.
Школа не цирк, она не может развлекать, не должна этого делать. Школа — труд, серьезный, долгий, иногда и тяжелый умственный труд…
Учеба — это труд, а труд — это преодоление чего-то.
Преодолеть что-то можно только приложив усилие физическое или умственное.
Поэтому запомните: там, где нет преодоления, там нет развития. Но преодолевать будет легче, если есть интерес, мотив.
Ответить на этот вопрос нам поможет текст С.Л. Соловейчика
из упражнения №346 (страница 162). Сегодня мы попробуем с вами провести исследование и ответить на вопрос, какие первостепенные задачи вы должны поставить перед собой, чтобы подняться на верхнюю ступеньку лестницы успеха.
Симон Львович Соловейчик
Симон Львович Соловейчик (1930 — 1996) — российский публицист, педагог и философ. Главная работа жизни Симона Львовича Соловейчика — книга «Педагогика Для Всех» (1977—1986), в ней он изложил философские взгляды на воспитания детей.
Сегодня мы познакомимся с отрывком из его книги «Учение с увлечением» (в книге 12 глав)
Учение с увлечением
На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.
Учение с мучением — это дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец, откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. а завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и эдак, прикидывать — может, и получится? Не-ет, не выходит. а если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?
В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось?
Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха,— а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!
И на следующий день вы никак не дождётесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон.
(С. Соловейчик)
Изложение – это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста
Виды изложений
Подробное изложение
Сжатое изложение
Воспроизвести как можно более полно содержание
исходного текста, сохраняя
Особенности авторского стиля
Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую
последовательность, стиль и тип речи исходного текста
Стили
Художественный стиль
Публицистический стиль
Официально – деловой стиль
Разговорный
стиль
Научный
стиль
Повторим!!! Какие стили текста вы знаете?
Повторим!!! Какие типы текста вы знаете?
Повествование
(что делает?)
Рассуждение (почему?)
Описание
(какой?)
Композиция
Завязка
Развязка
Тезис
Доказательство
Вывод
Описание, повествование, рассуждение
могут объединяться в одном тексте
Это смысловой тип текста, в котором
описываются
признаки предметов,
явлений, человека
Определите стиль речи
публицистический
Определите тип речи?
Рассуждение
Тезис (почему?)
Аргументы (что из этого следует?)
Вывод (таким образом)
Вспомним схему рассуждения
Мысль, которую нужно доказать
Факты, подтверждающие тезис
Итог рассуждения
Докажите, что это рассуждение (работа с текстом)
Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.
Какова основная мысль текста?
Учение с мучением – дело известное: непонятно, скучно, ненавистно
На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением
Аргументы (доказательства)
Вывод (основная мысль)
Учение с увлечением – это счастье, торопиться домой, чтобы сесть за книгу
План изложения
Два вида занятий
Учение с мучением
— попытка заставить себя начать занятия
— кое-как делаешь занятия
— каждый день то же самое.
Учение с увлечением
— желание скорее сесть за книгу
— нахождение другого решения
— предчувствие верного решения
— ожидание момента начала занятий
IV. Закон: учение с увлечением – счастливая жизнь.
Состояние человека: непонятно, скучно, ненавистно.
Опять мучение!
Состояние человека: просвет, успех, решение.
Жизнь хороша!
Текст имеет простую и ясную композицию: состоит их двух контрастных частей (учение с мучением и учение с увлечением). Поэтому план составить легко
Опираясь на собственный опыт, расскажите, какой из школьных предметов вы любите, легко усваиваете, что вам не даётся и доставляет массу хлопот и неприятностей. Что вы предпринимаете для исправления ситуации. Опишите своё состояние, покажите, как вам мучительно учиться по принуждению, без интереса и какое счастье — заниматься любимым делом.
Выполнение творческого задания
Повторим орфограммы, связанные с правописанием окончаний глаголов
Учение с увлечением — первый шаг к будущей ответственной, серьезной жизни, полной смысла и радости.
Домашнее задание: написать изложение с творческим заданием по упражнению 346 страница 162
Обновлено: 10.03.2023
На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.
Учение с мучением — дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое — как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье — торопиться домой, чтобы поскорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать — может, и получится? Не -ет, не выходит. А если попробывать по — другому? Ура, просвет! Неужели просвет?
В душе что — то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто — нибудь откликнет вас в эту минутку, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: » Что случилось? Разве есть в мире ещё что — то, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха , — а вот и сам успех, вот решение. Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!
И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая.
Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон.
1) Выпиши предложения, в котором стоит тире между подлежащим и сказуемым, подчеркни грамматическую основу, подпиши, какими частями речи она выражена.
2) Из 3 -ей части выпиши предложение с однородными членами, подчеркни их как члены предложения.
3) Сколько грамматических основ в предложении 8? ( ответ запиши цифрами)
4) Выпиши грамматическую основу предложения 19.
5) Выпиши из текста наречия, пишущиеся через дефис, обозначь орфограмму.
Многие люди полагают, что учиться с удовольствием невозможно. Узнавать новое всегда трудно и утомительно, поэтому мы часто ленимся и не усваиваем весь материал. Тем не менее, есть множество талантливых педагогов, которые умеют заинтересовать учеников в познании. Также есть разнообразные познавательные программы, позволяющие существенно разнообразить процесс обучения. Но самый лучший способ получить удовольствие от учения, на мой взгляд, это самостоятельно выбрать интересные для себя направления и изучать их. Саморазвитие – самый мощный источник мотивации.
Когда автор разрушил эти заблуждения, он объяснил, как полюбить учебу. Он написал и доказал, что образование – это богатство, и относится к нему надо, как к ценности. Например, самые успешные люди всегда тратят целое состояние на образование своих детей. Автор отмечает, что одно дело – понимать цену знаний, а другое – полюбить их. Чтобы трудиться нравилось, нужно уметь и знать свое дело. Тогда будут появляться успехи, и это даст стимул к труду. Вывод таков: если не делать, то и удовольствия от дела ждать не приходится. То есть, увлечения от учения нужно добиваться, как цели. Для чего? Чтобы исполнить свои мечты и реализовать цели, ведь от образования зависит уровень жизни, трудоустройство и даже семейное положение. Человек с перспективами может построить счастливую семью.
Любовь, говорит автор, требует взаимности, а это значит, что начать должен именно ученик. Чтобы дело начало приносить удовольствие, надо проявить к нему внимание. Если мы хотим расположить к себе человека, мы же стараемся. Вот и в учении нужно стараться, чтобы процесс работы дал плоды, которые нас обрадуют.
Кто же может помочь человеку сделать первый шаг и начать учиться? Только он сам. Автор приходил за ответом к учителям, книгам, даже посидел в Ленинской библиотеке и не один день. Однако все, что он нашел, указывает на то, что только самостоятельно можно полюбить или возненавидеть. Мы сами себя настраиваем. Достаточно вообразить, что математика интересна, и сразу же настроение изменится и появится хоть даже и слабый, но интерес. Его можно развить одним усилием воли. Однако трудиться необходимо тщательно и регулярно. Стоит один раз не понять и запустить, дальше будет только хуже, и весь интерес пропадет, как и стремление человека к успеху.
Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно.
Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять это мучение!
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?
Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит… А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: “Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?” просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.
Учение с мучением – дело известное, оно тебе в тягость.
Но учение с увлечением — совсем другое. Это такое счастье — торопиться домой, чтоб почитать книгу, решить трудную задачу.. . Решить получается не всегда с первого раза, но когда озаряет идея, охватывает такой восторг и счастье, опьяняет чувство успеха. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.
Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Откроешь, а в ней всё непонятно. А завтра опять садиться за учебники!
Знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Ура, просвет! В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу. И ничто не может заставить вас отвлечься от этого занятия. Решение оказывается такое простое и ловкое.. . Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.
Знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Ура, просвет! В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу. И ничто не может заставить вас отвлечься от этого занятия. Решение оказывается такое простое и ловкое.. .Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.
Изложение по тексту В. Соловейчик «Учение с увлечением» в 7 классах с казахским языком обучения по учебнику издательства «Арман-ПВ» авторы Б. Х. Исмагулова, Ф. Т. Саметова.
Учитель русского языка и литературы : Муканова Гульнара Жармухамбетовна
Класс : 7 (казахский язык обучения)
Тип урока : урок контроля навыков письменной речи.
Цели и планируемые результаты: проверка навыков письменной речи;
Совершенствование навыков анализа текста;
Развитие навыков речевой и коммуникативной компетенции;
Воспитание учебной культуры
Развитие логического мышления, способности к обобщению и систематизации.
Ход урока : 1. Орг момент
3. Подготовка к изложению
2).Определение темы, основной мысли текста. О чём он?
Какова основная мысль текста? (Учение с увлечением — счастливая жизнь)
3). Словарная работа по тексту
Задание 2.Составьте словосочетания со словами неожиданное (решение), по-другому (попробовать), в недоумении(оглянётесь), никак не (дождётесь).
Задание 3 . К словам известный, счастливый, зажигаться, увлечение, ненавистно подберите синонимы . ( известный – великий, знаменитый, прославленный, популярный; счастливый- благополучный, радостный , весёлый, удачный; зажигаться –загораться, увлекаться, воодушевляться, вдохновляться; увлечение- вдохновение, пристрастие, интерес, усердие, подъём, взлёт; ненавистно –немило, постыло, отвратительно).
4).Работа над планом текста.
Задание 5. Расположите пункты плана в нужной последовательности.
1. Учение с мучением.
2. Радость браться за трудную задачу.
3. Просвет, предчувствие успеха.
5. Учение с увлечением – счастливая жизнь.
Читайте также:
- Характеристика современного международного политического процесса кратко
- Национальная политика ссср в 20 годы кратко
- Политика и экология кратко
- Этнополитические процессы в российской федерации кратко
- Трудолюбие это определение для детей 5 класса кратко и ясно
Учитель русского языка и литературы : Муканова Гульнара Жармухамбетовна
Класс : 7 (казахский язык обучения)
По учебнику : Русский язык, изд-во «Арман-ПВ», авторы: Б. Х. Мсмагулова, Ф.Т. Саметова.
Тема урока : Изложение. «Учение с увлечением»
Тип урока : урок контроля навыков письменной речи.
Цели и планируемые результаты: проверка навыков письменной речи;
Совершенствование навыков анализа текста;
Развитие навыков речевой и коммуникативной компетенции;
Воспитание учебной культуры
Развитие логического мышления, способности к обобщению и систематизации.
Ход урока : 1. Орг момент
2.Мотивация учебной деятельности. Слово учителя, сообщение темы, целей и задач урока.
3. Подготовка к изложению
1) Чтение учителем текста 1 стр 135 Учение с увлечением ( Послушайте текст. К какому типу речи- описанию, повествованию или рассуждению он относится? Обоснуйте свой ответ) . Это рассуждение, т.к. отвечает на вопрос Почему я так считаю? Тезис заключён в предложении №1 «На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением». Доказательством каждого положения тезиса следуют последующие аргументы. В конце текста заключена основная мысль.
2).Определение темы, основной мысли текста. О чём он?
Какова основная мысль текста? (Учение с увлечением — счастливая жизнь)
3). Словарная работа по тексту
Задание 2.Составьте словосочетания со словами неожиданное (решение), по-другому (попробовать), в недоумении(оглянётесь), никак не (дождётесь).
Задание 3 . К словам известный, счастливый, зажигаться, увлечение, ненавистно подберите синонимы . ( известный – великий, знаменитый, прославленный, популярный; счастливый- благополучный, радостный , весёлый, удачный; зажигаться –загораться, увлекаться, воодушевляться, вдохновляться; увлечение- вдохновение, пристрастие, интерес, усердие, подъём, взлёт; ненавистно –немило, постыло, отвратительно).
4).Работа над планом текста.
Задание 5. Расположите пункты плана в нужной последовательности.
ПЛАН
1. Учение с мучением.
2. Радость браться за трудную задачу.
3. Просвет, предчувствие успеха.
4. Успех.
5. Учение с увлечением – счастливая жизнь.
5) Пересказ текста. ( Перескажите текст 2-3 ученика. Исправить стилистические, лексико- грамматические ошибки).
Изложение. Письмо. (Напишите подробное изложение)
Развитие речи. Изложение текста на морально-этическую тему с выполнением творческого задания.
Цели: совершенствовать умение писать сжатое изложение; углублять творческое начало в работе над изложением с творческим заданием; проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков.
Оборудование: текст изложения, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Интерактивный метод «мозговой штурм»
С помощью стрелок установите: что помогает и что мешает расцвету таланта, развитию способностей (карточки с таблицей разложены перед каждым учащимся).
Что? |
Помогает, мешает |
Чему? |
трудолюбие настойчивость сила воли терпение усидчивость поверхностность знаний отсутствие навыков работы лень |
помогает мешает |
расцвет таланта развитие способностей проявление таланта развитие ума развитие умственных способностей |
2. «Экспресс-интервью»
Один из известных академиков сказал: «В каждом классе есть ученики, которые учатся ниже своих способностей. Они довольствуются оценками среднего и достаточного уровней вместо высокого, т. е. являются относительно неуспевающими. Общество теряет слишком много, чтобы не обращать на это внимания».
Согласитесь или опровергните это мнение.
III. Мотивация учебной деятельности
Легко ли учиться? Вопрос этот не праздный. Ещё великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учиться трудно, ибо учение — умственный труд, а он едва ли не самый тяжёлый труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Учение — великий труд. Овладевание знаниями, которые до нас накопило человечество, не может быть лёгким. Учась в школе, приобретая знания, мы учимся и жизни. Каждый, кто овладевает знаниями, должен проявить упорство, волю, самодисциплину и мужество. мужество, чтобы не согнуться при неудачах, преодолеть их, правильно оценить свои силы. Поэтому для написания изложения с творческим заданием вам предлагается фрагмент статьи С. Соловейчика «Учение с увлечением».
IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
1. Чтение текста изложения учителем
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.
Учение с мучением — это дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец, откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?
Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и эдак, прикидывать — может, и получится? Не-ет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?
В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?» Просвет, просвет, предчувствие успеха,— а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!
И на следующий день вы никак не дождётесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон.
(С. Соловейчик)
2. Комментарий учителя
По стилю речи отрывок относится к художественной публицистике. По типу речи — это рассуждение-объяснение, в котором раскрываются и оцениваются два понятия: учение с мучением и учение с увлечением. Понятия раскрываются через описание состояние человека и его оценку этого состояния, поэтому в средней, объясняющей части рассуждения можно выделить фрагменты текста, имеющие значение оценки и описания состояния человека. Состояние даётся в динамике, описывается как процесс — отсюда в нём элементы повествования (Бродишь, бродишь… Наконец откроешь…).
Рассуждение строится по схеме: тезис — сначала в форме общего утверждения (Есть два вида занятий…), которое затем конкретизируется в виде двух оценочных положений (1. Учение с мучением — дело известное и 2. Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье..?). Второе положение формулируется в виде цепи риторических вопросов (вопросов-утверждений). В конце даётся вывод (Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон.).
Текст имеет очень простую и ясную композицию: он состоит из двух контрастных частей — «учение с мучением» и «учение с увлечением». Составлять план в подобных случаях не обязательно: большую информацию о строении текста содержит типологическая схема.
Схема строения текста
Общее утверждение
1-й тезис
• Описание состояния человека (с элементами повествования)
• Оценка состояния
Рассуждение
2-й тезис
• Оценка состояния
• Описание состояния человека (с элементами повествования)
Вывод — оценка действительности
3. Повторное чтение текста учителем
4. Написание учащимися изложения с выполнением творческого задания (черновые варианты)
Творческое задание. Дайте свободный пересказ этого текста, но при этом сохраните его строение и стиль речи. Опираясь на собственный опыт учения, расскажите, какой из школьных предметов вы любите, легко усваиваете, и что вам не даётся и доставляет массу хлопот и неприятностей (можно воспользоваться и примерами, выходящими за рамки обязательных школьных занятий). Главное — опишите своё состояние, покажите, как вам мучительно учиться по принуждению, без интереса и какое это счастье — заниматься любимым делом.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
Мы живём в век научно-технической революции, в век, когда темп развития общества, его прогресс зависят от знаний. Знания нужны сейчас всем. Не имея их человек не может познавать природу, овладевать её богатствами, управлять современной техникой. Сейчас все учатся. Учатся не только в школе, в лицеях, университетах, но и на курсах повышения квалификации. Наше время такое, что во всех областях деятельности надо непрерывно повышать свои знания, чтобы идти в ногу со временем.
VI. Домашнее задание
Отредактировав и дополнив текст изложения, запишите его в тетрадь.