Развитие речи. 4 класс.
Тема: Изложение с элементами сочинения.
Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.
I. Орг. момент. Слайд 2
II. Подготовка к восприятию.
— Ребята, на столах перед вами лежит маленький рассказик, который написал Евгений Андреевич Пермяк.
Слайд 3
— Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте.
— Какие произведения Пермяка вы помните? («Торопливый нож», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Детство Маврика», «Заповедный остров», «Золотой гвоздь», «Бумажный змей», «Смородинка»)
Слайд 4
III. Работа по теме.
1.Зрительно-слуховое восприятие текста.
— Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.
Слайд 5
Чтение учителем:
— По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Слайд 5.1
Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2
Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным — долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
(По Е. Пермяку.)
— Так, какое же название можно дать этому рассказу?
Слайд 6
— Сам Евгений Пермяк назвал свой рассказ «Случай с кошельком».
2. Анализ содержания.
— Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?
— Назовите главных героев!
— Из скольких смысловых частей состоит текст?
3. Составление плана.
— Сейчас мы совместно составим план рассказа.
Слайд 7
— Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть. Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.
Слайд 8
— Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?
Слайд 9
— Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?
— Прав ли, по-вашему, Костя?
— Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?
План.
1) Старушка обронила кошелек.
2) Мальчик обиделся.
3) Быть честным – долг, а не заслуга.
4) Как бы поступил я?
3. Орфографическая работа. Слайд 10
— Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.
— Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак — смягчающий)
— Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.
Слайд 11
— Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся, посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)
Слайд 12
— Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.
— Как они пишутся? (Слитно.)
— Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)
Слайд 13 (Знаки препинания)
4. Лексико-орфографическая подготовка.
— Понятен ли вам смысл всех слов?
5. Устный пересказ текста.
Слайд 14
6. Написание изложения.
— Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что
последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?
7. Самопроверка.
III. Итог урока.
— Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?
— Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?
Слайд 15
IV. Рефлексия.
— Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения?
— В чём заключались ваши трудности?
V. Оценки.
1
Урок русского языка в 4-м классе по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Тема: « Изложение с элементами рассуждения».
2
Четырнадцатое января. Классная работа. Выполнил: учитель начальных классов МОУ «СОШ 12 ЗАТО Шиханы Саратовской области» Мякотина Анна Евгеньевна
3
В глуши лесной, в глуши зелёной Всегда тенистой и сырой В крутом овраге под горой Бьёт из корней родник студёный: Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит.
4
Что это такое? Где мы можем узнать значение слова? Родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Есть ли синонимы у этого слова? родник – источник, ключ, криница. Где бил родник? Кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами, стеклом расплавленным бежит Как вы понимаете эти слова? О чем идет речь? Какой он был? Кто из вас видел родник, где?
5
Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу. На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его. Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги. Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды.
6
Какой по типу этот текст? — Почему вы так думаете? Словарная работа. Жёлоб, желобок. Значение уточняется в словаре С.И. Ожегова. Жёлоб – длинное полукруглое или прямоугольное углубление (выдолбленное в бревне, сделанное из досок, листового железа)
7
Физминутка
8
Анализ содержания. — Кто действует в рассказе? — Как вы думаете, одного ли они возраста? Почему? — Где мальчики видели родник? — Какой поступок они совершили? — Как бы вы назвали такой поступок? — Какая главная мысль текста?
9
Прочитайте I абзац. — Какое любимое занятие было у мальчиков? (Бродить по лесу) — Подберите синоним к слову «бродить». (Ходить) — А автор употребил именно это слово, как вы думаете, почему? А можно ходить по лесу? (Можно, но «бродить» по лесу более точно. Ходить – двигаться, переступая ногами; бродить – идти тихо в разных направлениях) — Что мальчики обнаружили на краю леса? — Почему автор написал, что ключ «бил»? — Как можно сказать иначе? — В каком состоянии мальчики нашли этот ключ, найдите это предложение. — Могли ли люди пользоваться такой водой?
10
Прочитайте II абзац. — Что решили сделать Коля и Шура? — В какой последовательности они это сделали? (Очистили) — Как ещё можно сказать? (Расчистили, освободили; но более точно «очистили», т.е. сделали чистым) — Что мальчики сделали потом? (Поправили дубовый желобок) — Для чего они это сделали — Какие действия Шуры были дальше? (Приладили кружку) — Как вы понимаете это слово? Автор говорит «приладил». С помощью этого слова показывает доброту мальчиков. Приладил – сделал добро, хорошо, ладно. Это слово употребляется сейчас редко, оно близко к народной деревенской речи. — Как же ручеёк откликнулся на доброту мальчиков? — Какие другие глаголы можно употребить? (Засиял, засверкал, заискрился) Автор использует слова «серебряные струйки» и глагол «заблестел». Ручеёк, как живой, подарил свежесть и красоту лесу. Представьте себя около этого ключа, чистого, блестящего. Ваши действия? Посмотрите, какой глагол дан в тексте. (Испить) — Почему не «выпить» и не «попить»? (Испить – немного попить)
11
Прочитайте III абзац. — Кто же стал первым гостем чистой воды? Прочитайте это предложение. — Почему автор называет её бойкой? — Как можно иначе назвать? — Что сделала птичка? — Почему автор употребляет глаголы в таком порядке? Почему в тексте вместо слов КЛЮВ, РОДНИК, СТРУЯ использованы КЛЮВИК, РОДНИЧОК, СТРУЙКА, РУЧЕЁК?
12
Составить план текста Моё отношение к поступку мальчиков.
13
Я узнал… Я смог… У меня получилось… Мне было интересно… У меня возникли трудности… Рефлексия
- Главная
- Разное
- Образование
- Спорт
- Естествознание
- Природоведение
- Религиоведение
- Французский язык
- Черчение
- Английский язык
- Астрономия
- Алгебра
- Биология
- География
- Геометрия
- Детские презентации
- Информатика
- История
- Литература
- Математика
- Музыка
- МХК
- Немецкий язык
- ОБЖ
- Обществознание
- Окружающий мир
- Педагогика
- Русский язык
- Технология
- Физика
- Философия
- Химия
- Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
- Экология
- Экономика
Содержание
-
1.
Презентация по русскому языку изложение с элементами сочинения Штора( птицы зимой) 4 класс -
2.
Так было всегда. Когда снег покрывал землю , у балкона отодвигалась занавеска и… -
3.
Птицы знали и ждали – это открывалась -
4.
За ними появлялись любопытные синички. -
5.
Из лесу прилетали важные свиристели.И так было всегда. -
6.
Наступил конец -
7.
Но птицы всё-таки ждали… -
8.
Свиристели улетели в лес. -
9.
Воробьи подались на другую улицу. -
10.
Остались одни синички. Они прилетали по очереди, бегали по перилам и стучали в окна. -
11.
И вот однажды…… -
12.
Орфограммы: 1.Тюлевая занавеска, птичья столовая, нахалки свиристели, -
13.
План изложенияПир на балконе.Ожидание птиц. 3. Одинокие синички.
Так было всегда. Когда снег покрывал землю , у балкона отодвигалась занавеска и…
Слайд 1Изложение с элементами сочинения «Штора»
Урок русского языка в 4 классе
Слайд 2Так было всегда. Когда снег покрывал землю , у балкона отодвигалась
занавеска и…
Слайд 3Птицы знали и ждали – это открывалась птичья столовая . Про
пир на балконе первыми узнавали воробьи.
Слайд 4За ними появлялись любопытные синички.
Слайд 5Из лесу прилетали важные свиристели.
И так было всегда.
Слайд 6 Наступил конец зимы. В дом приехали
другие жильцы . И на окнах повесили тяжёлые шторы . Птицы ждали уже несколько дней , но корма в столовой не было . Может штора мешала людям видеть, что птицы не улетели и ждут ?
Слайд 9Воробьи подались на другую улицу.
Слайд 10Остались одни синички. Они прилетали по очереди, бегали по перилам и
стучали в окна.
Слайд 12Орфограммы:
1.Тюлевая занавеска, птичья столовая, нахалки свиристели, любопытные синички.
2.Переполох, чемоданы, суета,
тяжелые шторы, птицы налетались, корма не было.
3. Ледяные узоры, бегали по перилам, прилетали по очереди, стучали в окна.
Слайд 13План изложения
Пир на балконе.
Ожидание птиц.
3. Одинокие синички.
Развитие речи. 4 класс.
Тема: Изложение с элементами сочинения.
Цель: Создать условия для дальнейшего обучения умению письменно передавать содержание текста, вносить элемент рассуждения о происходящем в тексте событии; развивать умение составлять план текста; воспитание нравственности.
I. Орг. момент. Слайд 2
II. Подготовка к восприятию.
— Ребята, на столах перед вами лежит маленький рассказик, который написал Евгений Андреевич Пермяк.
Слайд 3
— Евгений Пермяк написал много публицистических статей, рассказов, повестей, романов для взрослого поколения. Кроме того, Евгений Пермяк написал множество сказок и рассказов для детей. Во всех произведениях Евгения Андреевича Пермяка добро побеждает зло. Каждое произведение Евгения Андреевича учит нас честности, справедливости, доброте.
— Какие произведения Пермяка вы помните? («Торопливый нож», «Чужая калитка», «Самое страшное», «Детство Маврика», «Заповедный остров», «Золотой гвоздь», «Бумажный змей», «Смородинка»)
Слайд 4
III. Работа по теме.
1.Зрительно-слуховое восприятие текста.
— Ребята, я сейчас буду читать данное произведение, а вы в это время подумайте, какое название можно ему дать.
Слайд 5
Чтение учителем:
— По улице бежали брат и сестра. Впереди шла хроменькая старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Слайд 5.1
Костя видел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой, взяла кошелек. Слайд 5.2
Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему «спасибо». Cecтpa остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным — долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил их на всю жизнь.
(По Е. Пермяку.)
— Так, какое же название можно дать этому рассказу?
Слайд 6
— Сам Евгений Пермяк назвал свой рассказ «Случай с кошельком».
2. Анализ содержания.
— Скажите, пожалуйста, о чём говорится в этом рассказе?
— Назовите главных героев!
— Из скольких смысловых частей состоит текст?
3. Составление плана.
— Сейчас мы совместно составим план рассказа.
Слайд 7
— Предлагаю прочитать текст по частям. Прочитайте, пожалуйста, первую часть. Подумайте, что в ней главное и озаглавьте ее.
Слайд 8
— Прочитайте вторую часть, подумайте, что в ней главное. Какое название дадим этой части?
Слайд 9
— Прочитайте третью часть рассказа. Какое название дадим этой части?
— Прав ли, по-вашему, Костя?
— Последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступил я? Прав ли Костя?
План.
1) Старушка обронила кошелек.
2) Мальчик обиделся.
3) Быть честным – долг, а не заслуга.
4) Как бы поступил я?
3. Орфографическая работа. Слайд 10
— Разберем написание наиболее трудных слов из текста: жизнь, деньки, хроменькая, жаловаться.
— Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (мягкий знак — смягчающий)
— Объясните, пожалуйста, данную орфограмму.
Слайд 11
— Какая орфограмма объединяет слова: побежал, схватил, нагнулся, посмотрела, запомнил? (Правописание слов с приставками.)
Слайд 12
— Обратите внимание на написание наречий: скоро, впереди, строго.
— Как они пишутся? (Слитно.)
— Что вы напишете в конце слов скоро, строго? (Букву о.)
Слайд 13 (Знаки препинания)
4. Лексико-орфографическая подготовка.
— Понятен ли вам смысл всех слов?
5. Устный пересказ текста.
Слайд 14
6. Написание изложения.
— Опираясь на план, напишите изложение, кроме того, не забудьте, что
последнюю часть изложения вы должны написать самостоятельно, рассуждая над вопросами: как бы поступили в данной ситуации вы? Прав ли мальчик?
7. Самопроверка.
III. Итог урока.
— Вас чему-нибудь научил сегодняшний урок?
— Есть ли желающие прочитать свой последний абзац?
Слайд 15
IV. Рефлексия.
— Были ли у кого-нибудь проблемы, при написании изложения?
— В чём заключались ваши трудности?
V. Оценки.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Изложение с элементами сочинения», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Русский язык (4 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.