Тема урока: «Урок развития речи. Портретный очерк» 8 класс
Цели:
- Дать понятие о портретном очерке и его признаках (повторить понятие о портретном очерке, его признаках).
- Подготовить учащихся к написанию сочинения в жанре портретного очерка.
- Развивать и обогащать речь учащихся.
- Вырабатывать навыки взаимодействия в группе; прививать любовь и уважение к родному слову, к искусству; воспитывать чувство патриотизма на примере жизни выдающихся людей; формировать общечеловеческие нравственные ценности: отношение к друзьям, к Родине, к профессии.
Задачи:
- Овладевать указанным речеведческим понятием, знать его признаки.
- Овладевать учебными и коммуникативными умениями: обосновывать своё суждение, аргументировать ответ, формировать умение в предложенном материале выделять главное.
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
«Осью очерка, по возможности, всегда должны быть
живые люди…»
М.Горький
- Словарная диктовка.
— Запишите под диктовку слова и объясните их лексическое значение.
Репродукция, искусство, пейзаж, эпитет, портрет, ария, опера, очерк.
Сегодня мы будем говорить о портретном очерке. Эпиграфом нашего урока мы возьмем слова писателя М. Горького: «Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди…».
— Словарная работа-
очерк — 1) небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных
фактов.
2) общее изложение какого-нибудь вопроса.
ось — 1) стержень, на котором держатся колеса.
2) воображаемая прямая линия, проходящая через геометрическую
фигуру, или тело – земная ось.
3) перен. – то, вокруг чего развертываются события, сосредоточиваются
действия.
Итак, ось очерка — это то, вокруг чего развертываются события в небольшом литературном произведении.
- Какие особенности очерка вам известны?
—Документальность, достоверность фактов и событий, о которых идёт речь.
-Подлинные имена и фамилии изображаемых лиц
-Реальная обстановка, действительные места событий
-Указывается время действий
-Используются изобразительные средства
Различают очерки
Путевой, портретный и проблемный.
Мы будем готовиться к написанию портретного очерка.
- Как вы думаете, кто может быть героем портретного очерка?
Человек.
- Какой человек?
Отдающий делу все свои силы, знания и опыт.
- Достаточно ли для очерка знать, что человек выдающийся?
Нет.
— Что надо знать ещё? Слайд по щелчку.
— характер героя
— взаимоотношения с людьми
— его увлечения, интересы
Это называется внутренним портретом героя. Слайд.
- Можно ли при создании очерка обойтись без описания внешности?
Нет.
- Что значит внешний портрет?
- Обязательно ли нам знать о цвете глаз, форме лица и губ, длине волос…?
Нет.
- А о чём тогда важно сказать при создании внешнего портрета?
Внешний портрет – это не только описание лица, рук, волос, одежды. Это и походка, жесты, манеры, особенности голоса, смеха. Очень важно сказать о выражении глаз, взгляде, улыбке; достаточно уловить и передать самое яркое, самое запоминающееся, самое характерное для этого человека.
- Так что же такое портретный очерк?
Это очерк, в котором героем является человек, причем конкретный человек, обладающий теми или другими достоинствами и недостатками.
Уроки русского языка – это не только правила и упражнения, это уроки соприкосновения с прекрасным миром искусства, знакомство с теми, кто этот мир творит.
Вот и сегодня мы с вами познакомимся с необычным человеком, оставившем яркий след в истории искусства.
Мы будем готовиться к написанию портретного очерка.
Звук «Куплеты Мефистофеля»
— Знаком ли вам голос этого человека?
Ф. Шаляпин. (Подпись по щелчку).
- Кто он?
(Оперный певец, покоривший своим голосом весь мир.)
- Достаточно ли этих сведений для написания очерка?
Нет.
Образ великого певца запечатлели многие художники мира. Да и сам Шаляпин, движимый любовью к своим поклонникам, с удовольствием позировал портретистам и скульпторам. Автором этого портрета является Б. Кустодиев.
Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Но не только большого мастера ценил в Кустодиеве Шаляпин: он видел в нём человека недюжинного, достойного преклонения.
Кустодиев создал свои полотна, будучи прикованным к кровати неизлечимой болезнью.
Вершиной творчества уже больного, но не сломленного художника стал портрет «Федор Шаляпин».
- Что вы видите на картине? Какова её композиция?
(высокий первый план; далеко внизу развёртывается огромное пространство: на снежных холмах вовсю идёт народное гуляние; множество мелко написанных человеческих фигурок; мчащиеся сани; лотошники; у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ;
на переднем плане высится величественная фигура Шаляпина).
- На фоне какого пейзажа вырисовывается фигура Шаляпина?
(Зима, пейзаж яркий, изображено народное гуляние.)
- Скажите, того, что мы видим на картине, достаточно для создания портретного очерка?
(Нет, мы видим внешний портрет: выражение лица, выражение газ, взгляд, позу, одежду.)
- А внутренний? (Слайд: внутренний.)(?)
Сейчас, работая в группах, вы будете выбирать материал для создания очерка об этом великом человеке. Вы узнаете много интересного о его жизни, увлечениях, профессии.
2. Работа в группах.
Ребята, помните, что очень важно правильно распределить задания в группах, распределив задания, вы стремитесь к единой цели: собрать как можно больше материалов и сведений из биографии Шаляпина.
Вы будете работать:
- С художественными текстами, выбирая их них материал, соответствующий заданию группы.
- Работать с эпитетами.
- Заполнять таблицы (схемы)
Когда группы отвечают, все остальные заполняют свои таблички, чтобы накопить материал для написания очерка.
1 группа.
1 группа должна была составить внешний портрет Ф. Шаляпина, выбрав из данных им текстов подходящие слова и словосочетания.
Что вас заинтересовало?
(Группа отчитывается, учитель подводит итоги, работая со слайдом.)
Итоги.
Глаза: наблюдательные, выразительные, изучающие, задумчивые.
Взгляд: внимательный, наблюдательный, пытливый, испытующий, заинтересованный.
Как вы думаете, почему таким внимательным, испытующим взглядом окидывает Шаляпин раскинувшийся у его ног город?
(Это новый для певца город, о его гастролях возвещает афиша, его только предстоит покорить, поэтому и взволнован и внимателен Шаляпин.)
Работа с эпитетами.
Поза: непринуждённая, благородная, величественная, внушительная, гордая.
Одежда: великолепная шуба нарочито распахнута, чтобы показать, что вся она, а не только воротник и шапка – на бобровом меху. на ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и чёрный лак. Ходить в них по заснеженным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость, мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.
Кустодиев был восхищён Шаляпиным и в картине не преминул подметить какие его черты?
(Самовлюблённость, стремление щегольнуть дорогой одеждой. Не прочь щегольнуть при всём величии.)
А теперь мы поговорим о душе нашего героя, что и составляет его внутренний портрет
2 группа.
Проанализировав материалы, данные группе, вы должны были определить, какие черты характера Шаляпина раскрываются в этих свидетельствах.
(Группа отчитывается, учитель подводит итоги, работая с1 частью слайда.)
Итоги.
Работа с эпитетами.
Друг: преданный, бескорыстный, надёжный, верный.
Какие ещё положительные черты в отношении других людей вы можете отметить?
(Благотворительность, помощь людям)
Проблемный вопрос.
Можно ли, размышляя о характере Шаляпина, согласиться с высказыванием Ф. Достоевского: «Человек – целый мир, было бы только основное побуждение в нём благородно»?
3 группа.
Какая черта Шаляпина раскрылась в предложенных вам отрывках из воспоминаний?
(Группа отчитывается, учитель подводит итоги, работая со 2 частью слайда.)
Итоги.
Человек, беспредельно любящий Россию,
Любящий отец.
Работа с эпитетами.
Какими эпитетами можно охарактеризовать его чувство к России?
Любовь к России: беззаветная, горячая, всепоглощающая.
Проблемный вопрос.
Что определяет подлинное величие человека?
(Любовь к родине, взаимоотношения в семье, любовь к детям, отношение к окружающим, способность в любую минуту прийти на помощь.)
4 группа.
Вы должны были, поработав с данными вам материалами, рассказать о сценической деятельности Шаляпина.
(Группа отчитывается, учитель подводит итоги, работая с3 частью слайда.)
Итоги.
Работа с эпитетами.
Певец, артист: великий, покоривший сердца, поразительный, блистательный, многогранный.
Многогранный, великий мастер перевоплощения.
Вглядитесь в эти фотографии: если бы вы не знали, что это Шаляпин, можно ли было сказать, что это фотографии одного человека?
Слайд с фотографиями Шаляпина, исполняющего разные роли под музыкальное сопровождение «Ария Мефистофеля из оперы Ш. Гуно.
Музыка тише… вам известно, кто такой Мефистофель?
(Злой дух)
Поэтому воплотить этот образ очень тяжело. Леонид Андреев писал: «Чуть ли не два века создавала Европа совокупными усилиями своих народов Мефистофеля и в муках создала его – и пришел Шаляпин и влез в него, как в свой полушубок, просто, спокойно и решительно»
- Как вы поняли смысл этих слов? О чём они?
(О мастерстве перевоплощения, о величайшей артистичности натуры, о широте души, о безграничности таланта русского человека.)
- Что позволяло певцу так мастерски перевоплощаться?
(Талант, артистизм, широта души, способной вобрать в себя чувства и переживания героев многочисленных опер.)
Слайд с портретом.
Ещё раз обратите внимание на позу артиста.
- Как вы думаете, почему он изображён на возвышении?
(На подмостках сцены, а у его ног весь мир.)
Высказывание Липатова.
«Поэму о человеке творящем, воспоминание о детстве, крик преодолеваемой боли, гордость свершения – всё это соединил в себе портрет. <…>
Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами».
Кустодиев говорил о мастерстве портретиста: (Слайд)
«Похожий портрет — такой портрет,
который внутренне похож, который дает представление о душевной сути данного человека. И тут нужно предоставить художнику
выражать свое понимание этой сути. Иначе незачем обращаться к живописцу, а нужно идти к фотографу».
- Как вы думаете, удалось ли реализовать художнику свой замысел? (Каким он хотел изобразить Шаляпина и что получилось.)
При создании ваших очерков руководствуйтесь этим высказыванием Кустодиева.
Вот таким мы сегодня увидели Ф. Шаляпина. Федор Иванович Шаляпин остался в памяти современников как человек, который любил жизнь во всех ее проявлениях. Он был личностью мирового масштаба, одним из самых выдающихся певцов, обожаемым многомиллионной толпой почитателей и поклонников. Таким великолепным голосом природа награждает одного из миллиарда. Нам, живущим сегодня, повезло, что в начале ХХ века уже существовала звукозаписывающая аппаратура, фотография и кинематограф. Благодаря этому Федора Ивановича сейчас можно не только услышать, но и увидеть.
Пришвин сказал, чувства человека к природе ненасытимы. Наверно, так же можно сказать и об искусстве. У каждого живущего и чувствующего искусство человека найдутся слова для того, чтобы прибавить что – то своё к тому, что уже сказано об искусстве. должны сказать своё слово и вы. Это и была основная цель нашего урока.
Написание очерков
Домашнее задание: закончить работу
Обновлено: 10.03.2023
Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры.
Глядя на картину сразу бросается в глаза мощь лощеного черного красивейшего коня. Видно, что конь с характером и именно это подчеркивает некую невинность девушки, которая его укротила. Видно, что конь ей поддался и с крепкой надежностью держит ее в седле. Девушка ловко справляется с его норовом и тормозит его не дав сделать рывок, и тушит его темперамент.
Рядом на балконе стоит маленькая и весьма красивая девочка. У нее красивые локоны и большие выразительные глаза, одета она в нежное платьице. Она услышавшая цокот копыт скакуна, вышла посмотреть на него и на свою сестру. На ее лице виден восторг от молодой и красивой всадницы, которая так лихо справляется со строптивым конем. Сама же всадница одета в красивое бело-голубое платье, которое ей так к лицу. Именно изображение этой девочки смягчает всю картину. Она не дает быть ей слишком надменной.
Вглядываясь дольше, можно увидеть большого и лохматого пса рядом с конем. Этот пес не случайно написан на этом полотне. Именно он придает картине трехмерное пространство, а не просто плоскость. На заднем фоне можно увидеть красивый и богатый дом, который наверняка принадлежит девушкам. Этот дом украшен арками и колонами. Скорее всего, они принадлежат дворянской семье. Так же художник четко передал настроение самой погоды. Если всмотреться в изображенные деревья и небо, можно увидеть надвижение грозы, а может даже и бури.
Брюллов использует необычное сочетание цветов в данной картине. Он умело сочетает красные оттенки с коричневыми и практически черные – с нежно-голубыми и белыми.
Картина передает один из самых ярких и запоминающихся моментов из жизни молодых красавиц. Полотно полно эмоций, которые передаются зрителю.
Сочинение описание картины Всадница Брюллова
Центром картины являются люди и животные. На красивом вороном жеребце, по-женски восседает не менее прекрасная всадница. Видно, что она отлично владеет приёмами верховой езды. Лошадь резко остановили, натянув поводья. Поэтому, она встала на дыбы, но наездница сидит в седле, как вкопанная. Несмотря на то, что седло женское и в нём труднее держать равновесие, чем в мужском, да ещё и в шикарном белом шёлковом платье.
У коня два копыта с правой стороны, переднее и заднее, как — будто в белом носочке. На дворе поздний вечер, поэтому, чёрная лошадь и белая юбка платья ярко контрастируют друг с другом. На руках у дамы надеты светлые перчатки. Её модный туалет дополняет роскошная темно-зелёная шляпа с вуалью, которая всё ещё продолжает лететь по ветру. Тёмно-русые волосы собраны в модную причёску в виде локонов. Они обрамляют её прекрасное лицо. Дама не улыбается, она молчаливо и сосредоточено подъезжает к крыльцу дома. Она — образец утончённых манер и выдержки.
Услышав ржание лошади, из дома выбегает маленькая черноволосая девочка в сопровождении небольшой охотничьей собаки. Судя по длинному носу и длинным лапам, это борзая. У неё на шее коричневый ошейник с блестящей брошкой или пряжкой. Девочка одета в светло-розовое платье, такого же цвета штанишки с оборками. Наряд дополнен белыми чулочками и зелёными туфельками, застёгнутыми крест — на — крест на ножке. Девочка обращается к всаднице с вопросом или восклицанием. Левой рукой она держится за перила крыльца, а правая рука вытянута в направлении всадницы. Собака повернула голову к девочке.
Вторая собака коричневого цвета изображена рядом с разгорячённой лошадью. Возможно, это просто дворняжка. Но судя по тому, что на ней надет ошейник красно-коричневого цвета, это не простая дворовая собака. Может быть, она сопровождала всадницу на прогулке. Пасть у неё открыта. Она или собирается лаять, или тяжело дышит.
Возможно, всадница, наоборот, собирается на прогулку. Она резко натянула поводья, конь встал на дыбы. Собака сопровождает их громким лаем. Но всадница даже реагирует на её выпад. Воспитание и выдержка не позволяют дурных манер, особенно в присутствии девочки.
Действие картины происходит на фоне крыльца богатого поместья. Об этом свидетельствуют массивная арка с резной лепниной и сад. На заднем фоне видно небо в тучах, наклоненные ветви деревьев. В проёме арки видно что-то розовое — штора или это отсвет огня от горевшего камина.
Описание 3
Главными персонажами полотна предстают две юные сестры, воспитанницы графини Ю. Самойловой. Центральное место занимает красивая старшая сестра Джованина Паччини, всеми силами пытающаяся остановить могучего разгоряченного бурого коня, натянув поводья. Ее навык, всадницы прекрасно наблюдается – Джованина безупречно сидит в седле и с первых секунд видно, что для нее это былое дело, ее опыт и смелость позволяют управлять конем, даже находясь в роскошном длинном в пол платье – амазонке цвета неба с кружевным воротником. На кудрявых волосах находится красивая черная шляпа с вуалью, которая развевается от скачки кони. Ее взгляд абсолютно спокойный, видно, что она отлично контролирует ситуацию. Лишь на щеках автор добавил небольшого румянца, который подчеркивает робость изящного женского пола.
Вороному коню, горячему по своей крови, приходиться подчиниться приказу своей наездницы и остановиться. При этом он проявляет истинную свою мощь, становясь на дыбы, а его ноздри раздуваются от большого потока воздуха. Возле коня автор нарисовал охотничью собаку, которая все не может отдышаться от конной прогулки. Видимо рысь скакуна была настолько быстра, что пес всеми силами пытался не отставать от своей хозяйки и теперь не может прийти в чувства и восстановить дыхание.
Позади, на балконе, мы видим совсем юную девочку – Амацилию, сестру грозной наездницы. Ее юный возраст отлично подчеркивает милое розовое платьице и детские панталоны с кружевами. Во взгляде девочки видно восхищение моментом, когда смелая старшая сестра овладевает конем и заставляет его остановиться на дыбы. Она гордится ею, а улыбка на устах передает нам всю радость по приезду сестры в родной дом. Благодаря такому образу, Брюллов хочет передать нам, что младшая очень любит свою сестру.
Мощный конь, динамичные движения сестер и ветер, который качает верхушки деревьев будто оживляют картину. Автору удалось сделать данным застывший момент поистине реалистичным.
Описание настроения картины Всадница
Популярные сегодня темы
Большая часть любителей художественного искусства быстро отличат картины Айвазовского по изображенному на них морю. Но в творчестве художника есть полотна, на которых он с таким же мастерством изображает природу Украины.
Картина написана за пять лет до конца 19 века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.
Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.
Передо мной полотно известного художника-пейзажиста Аркадия Рылова. Он работал в период конца XIX, начала XX века. Все его работы отличаются яркими и сочными красками, умиротворением и пасторальным настроением. В своих работах мастер показывал красоту российской природы, самобытные моменты различных времен года. Не стала исключением и эта работа, написанная в поздний период его творчества, в 1933 году, в Подмосковье.
Мы видим жаркий летний полдень, все залито солнечным светом. Дом, выделяющийся ярко-красной железной, или черепичной крышей, как будто спрятался от жары в зелёные заросли. Его белые стены и дымоходы навевают мысли о прохладе и чистоте, домашнем уюте. Но центральное место на холсте занимает высокая берёза, символ российской природы.
Она настоящая красавица, выделяется белым стволом, отличаясь от остальных деревьев, словно контрастируя с темной чащей соснового леса, который начинается у дорожки. Цветущие кусты украшают опушку, не дают таинственному мраку леса выбраться наружу.
Домик окружен садовыми деревьями и кустами, которые скрывают уютный дворик от посторонних глаз. А перед зрителем, у самого края картины раскинулся недавно скошенный луг. Молодая женщина или девушка деревянными граблями переворачивает сено, рядом с ней играет беленькая собачка. Простая белая одежда девушки подчеркивает что день очень жаркий. Пышные тучи не дают тени, украшая ярко-голубое, бездонное июльское небо. Скоро на лугу появится стог сена, непременный атрибут сельских пейзажей.
Картина, несмотря на простоту сюжета, прекрасна и создает хорошее настроение. От каждой детали веет спокойствием и умиротворённостью. Очень хочется попасть туда, почувствовать босыми ногами прохладу травы, или горячую землю деревенской тропинки, вдохнуть аромат высушенной травы. Раскидистая берёза манит своей тенью, а в домике живет любимая бабушка, печет румяные пирожки, и ждёт меня. Именно здесь можно отдохнуть от городской суеты, забыть обо всех тревогах.
Художник очень реалистично отобразил позитивный настрой, размеренную неторопливость сельского быта. Яркие, солнечные краски бодрят и заряжают прекрасным настроением. На сердце становится уютно и спокойно.
Аркадий Рылов постарался передать нам свою любовь к Родине, к ее прекрасной природе и простым людям, сам настрой деревенской жизни. Он увидел романтику в простых, знакомых с детства вещах, и эта простота прекрасна. Ведь для счастья нужно совсем не много, мирное небо и родной домик, в котором живут близкие и родные люди.
Картина была написана художником под впечатлением от поездки к старым знакомым, которые жили в Подмосковье, недалеко от станции Крюково. Все началось с этюдов, затем созрел замысел самой картины. Рылов буквально влюбился в простой пейзаж, и захотел увековечить увиденное им обыденное чудо. Все что изображено, буквально пропитано любовью. Так и хочется воскликнуть — это моя родина!
Пример сочинения 2
На полотне изображено небольшое пастбище за домиком, на котором управляется молодая девушка, держащая в руках что-то наподобие граблей. Погода стоит тёплая, безветренная и ясная. Сзади виднеется стройная и громоздкая береза, раскинувшая свои томные ветви вокруг. За ней виднеется сосновый лес, навевающий приятный аромат своих душистых смол. Слева отчётливо вырисовывается двухэтажный домик с красной деревянной крышей. Пробегая взглядом по картине, акцентируешь внимание на миловидном существе, которое напоминает собаку. Густой ельник так и зазывает мимо проходящих путников заглянуть в его дебри, дабы вознаградить их спасательной прохладой от знойного воздуха.
Поистине прекрасный летний день, обдающий человека жизненной энергией, теплотой, палитрой вкусов и запахов, облагораживающий и окутывающий его всеми возможными средствами и методами, ставя его в зависимость от себя. Именно Аркадий Александрович сумел в точности до мелочей детализировать ту сногсшибательную гамму русского лета в глуши, вдалеке от цивилизации, от лишнего взора и чужого гадкого слова. К слову, традиция изображать русскую природу жила, живёт и будет жить всегда. Это то, что дано нам свыше. Как-будто бы специально всё это веками творилось именно для того, чтобы быть запечатлённым в прекрасных песнях, картинах, стихах и иных произведениях искусства. Этим нас не обделили.
Пример сочинения 3
На переднем плане картины мы видим поле, на котором стоит девушка, на заднем плане идёт лес, и среди деревьев виднеется красная крыша и небольшой кусок дома. В основном в цветовой гамме преобладают цвета зелёного, светло-зелёного и светло-голубого. Видим чёткое разделение между небом и лесом. Если всматриваться в лес, поле и траву, то видно, что они размыты и точных очертаний у деревьев и травы нет. Но дерево посередине выделено от остальных, его грани чётко просматриваются, девушка нарисована, возможно, для сравнения, автор подчёркивает этим всем громадность и могучесть этого дерево. Заметно, как лес слева значительно ниже леса справа, интересно, что этим хотел показать автор картины? На поле показана девушка – это можно понять по фигуре. Она одета в белый халат, на ногах ничего нет.
Девушка держит в руках грабли, она спокойно, не спеша завершает работу по сбору травы. Рядом с ней мы видим маленького козлёнка. Быть может, в доме есть еще кто-то, но нам остается лишь догадываться.
Среди деревьев и кустарников затерялся домик с красной крышей. Судя по всему, он сделан из дерева, так как видны продольные разрезы. Нижняя часть дома покрашена в белый цвет, верхняя часть, возможно, не покрашена. Виднеются три окна: одно на чердаке, и два на первом этаже. У дома несколько труб, которые выходят из крыши.
Слева виднеется что-то коричневое, возможно, пристрой к дому. Это жилище отлично подойдёт для такого типа людей, как интроверты. Одинокий домик вдали от всех, ты наедине с самим собой и природой. Тут можно будет отдохнуть от шума и суматохи города, наслаждаясь изумительной красотой и прекрасными звуками природы. Предположительно, что это конец лета, так как девушка собирает траву. Время примерно полдень. День солнечный, и, судя по одежде девушки, солнышко хорошо пригревает. На небе плавно плывут белоснежные облака. Деревья стоят неподвижно, так что ветерок, если и есть, то очень слабый.
Автор этой картины был живописцем-пейзажистом, значит, рисовал картину с пейзажа. Возможно, он стоит на каком-то пригорке, потому что при разглядывании картины появляется ощущение, что девушка в поле чуть ниже самого автора, но, может быть, это всего лишь иллюзия. У автора получилось передать то чувство покоя и умиротворения. Под такую картину хочется думать о чём-то своём и приятном, забыв все свои дела и проблемы.
Пример сочинения 4
На картине преобладают сочные, яркие цвета и большое количество светлых оттенков. И благодаря умелому сочетанию цветов и оттенков картина излучает летнее настроение, именно то которое хоть раз испытывал в своей жизни человек, побывавший в деревне именно жарким летом. Помимо летнего пейзажа на полотне запечатлена часть обыденной деревенской жизни, скорее одного из дня, где мы можем увидеть уютный и размеренный быт.
Что же касается отдельных деталей картины, то на переднем плане мы видим скошенный огород, на котором хозяйка ворошить уже подсохшее сено, возможно его скосили еще вчера и на такой жаре оно высохло очень быстро. Сама хозяйка одета в одну нижнюю рубаху, что может говорить о палящем летнем зное. Вокруг дома приютились низкорослые деревца и густые кусты, которые прикрыли собой от нашего взгляда стены и окна домов, может создаться впечатления, что усадьба расположена, в условном гнездышке, окруженная со всех сторон деревьями, она выглядит уютно и очень мило.
Сам дом покрыт ярко красной крышей, которая контрастирует со всей сочной зеленью, скорее всего автор хотел особенно подчеркнуть наличие зеленых оттенков. На крыше так же видны две белые трубы, и это говорит о том, что дом большой и в нем, и для согрева зимой требуется две печи. Возможно, и в доме живет большая дружная семья, с множеством детей но на картине почему то это не как не показано.
С правой стороны возвышаются несколько темных елей, которые сильно манят своей тенью и прохладным хвойным ароматом, правый уголок художник сильно затемнил, и это еще больше создало контраста, тем самым выделил, основной план. И по самой середине картины, словно подпирая небо, растет красавица березка, с немного обвисшими ветлами она как будто устала от этой жары и зноя. Несомненно, березка является символом русской культуры, и тем самым подчеркивая картину.
В заключение хотелось отметить, что художнику Аркадию Рылову, удалось запечатлеть на своей картине живую природу и быт русского края, но и особое настроение которое теплой волной приникает прямо в душу.
Пример сочинения 5
Картина удивительно безмятежна. Природа и неспешная жизнь в российской глубинке создают особенную атмосферу полного спокойствия. Здесь всё идёт своим чередом, и простая деревенская жизнь может поразить до глубины души. Картина пестрит яркими и сочными красками. Таким образом художник показал зрителю, что лето в самом разгаре. На переднем плане мы можем увидеть участок земли со скошенной травой. За лето трава выросла достаточно высоко, и теперь пришла пора её скашивать. Этим и занимается женщина в белом платье. Её лёгкий и воздушный образ будто сочетается с облаками, которые плывут по голубому небу. Она умело управляет граблями, собирая скошенное сено. Рядом с ней, греясь на солнышке и наслаждаясь летним деньком, сидит маленькая белая собачка. На заднем плане, будто выглядывая из-за буйной зелени кустов и деревьев, находится домик с красной крышей.
Дом, который окружён деревьями, представляет собой яркое пятно на картине, которая пестрит всеми оттенками зелёного и голубым простором неба. Домик выделяется из общего пейзажа белыми стенами и дымоходами, а также красной крышей. Рядом не видно других строений, потому создаётся ощущение, что жители дома здесь единственные обитатели, которые поселились в невероятно красивом уголке леса, и наслаждаются его благами и дарами.
Несмотря на то, что центральными элементами картины являются домик и фигура женщины, зрителя поражает могучая сила и красота природы. По сравнению с высокими берёзками на переднем плане, которые тянутся к самым облакам и достигают верхней кромки картины, дом, и уж тем более крохотная фигура женщины, кажутся совсем маленькими.
В левой части картины, прямо за домиком с красной крышей, раскинулся лиственный лес. Эта часть картины светлая, солнечная, радостная. А вот в правой части картины мы можем увидеть часть хвойного леса. Сосны здесь образуют более тёмную область картины, напоминают сказочный нехоженый лес или непроходимую чащу.
Пример сочинения 1
На переднем плане мы видим молодую всадницу на коне, которая позирует художнику. Она смотрит прямо на зрителя, у нее изящное светлое личико, с правильными чертами лица. Девушка обладательница пышных локонов, на которых отлично сидит ее шляпка. Красавица одета в бело- синее платье, которое очень ей идет. Они сидит на черном сильном и могучем коне, который никак не может усидеть на месте и рвется прокатить свою наездницу.
Рядом с прекрасной девушкой сидит собака, которая лает на коня, ничуть не испугавшись его. С другой стороны мы видим маленькую смышленую девочку, которая не уступает своей сестре в красоте. У нее чудесные черные локоны, большие выразительные глаза, одета она в нежное платьице, которое отлично сочетается с ее черными волосами. Она восхищенно смотрит на старшую сестру, открыв рот. Наверное, и ей хочется оседлать коня. На эту маленькую леди смотрит ее собачка, к сожалению, девочка закрывает ее тело собой, и мы видим только ее бело-черную мордочку и красный ошейник.
На переднем плане мы видим молодую всадницу на коне, которая позирует художнику. Она смотрит прямо на зрителя, у нее изящное светлое личико, с правильными чертами лица. Девушка обладательница пышных локонов, на которых отлично сидит ее шляпка. Красавица одета в бело- синее платье, которое очень ей идет. Они сидит на черном сильном и могучем коне, который никак не может усидеть на месте и рвется прокатить свою наездницу.
Рядом с прекрасной девушкой сидит собака, которая лает на коня, ничуть не испугавшись его. С другой стороны мы видим маленькую смышленую девочку, которая не уступает своей сестре в красоте. У нее чудесные черные локоны, большие выразительные глаза, одета она в нежное платьице, которое отлично сочетается с ее черными волосами. Она восхищенно смотрит на старшую сестру, открыв рот. Наверное, и ей хочется оседлать коня. На эту маленькую леди смотрит ее собачка, к сожалению, девочка закрывает ее тело собой, и мы видим только ее бело-черную мордочку и красный ошейник.
На заднем плане мы видим кусок богатого дома девушек, несомненно, они из богатой дворянской семьи. Их дом украшает чудесная арка, рядом с домом стоят небольшие колонны, за домом виден их огромный сад. Задний фон картины написан темными тонами, на котором ярко выделяются девушки. Они одеты в платья светлых тонов и сразу же концентрируют на себе внимание. Их красивые и яркие лица на долгое время остаются в памяти зрителя.
Мастер запечатлел на картине, яркий момент из жизни девочек. Картина вызывает положительные эмоции, она хорошо передает сюжет, на ней мы видим и движение, и эмоции. Такая картина была бы хорошим украшением любого дома. Мне картина запомнилась, я хотела бы увидеть ее в истинную величину.
Она не просто сидит, она стремительно подскакала к крыльцу и осадила жеребца, натянув поводья. При этом она держится уверенно и грациозно. Конь как будто одет в белые носочки. На фоне темноты их хорошо видно. Он приподнял передние копыта.
На девушке шикарное платье из белого атласа. Руки в перчатках кремового цвета. На голове большая круглая зелёная шляпа. Длинные волосы цвета ореха собраны в локоны вокруг точёного личика. У неё аристократические черты – овальное лицо, нежная персиковая кожа, тонкий нос, высокий лоб, длинная шея. Девушка как-будто собралась на бал, а не на прогулку на жеребце.
Девушка не улыбается – она воспитана в хороших манерах. Держится с чувством собственного достоинства. Она – воплощение утончённых манер и сдержанности. Хотя ей так хочется выплеснуть эмоции наружу. Воспитание не позволяет сделать это.
На голос ржущего коня из дома выбежала маленькая черноволосая девочка. Её сопровождает охотничья собака. На шее у неё ошейник с украшением. Девочка находится в том возрасте, когда всё можно делать, не задумываясь о воспитании. И о том, как твою выходку воспримут окружающие. У девочки такие же волосы, как и у наездницы, и тоже собраны в аккуратные локоны. Надо учиться быть красивой и аккуратной с детства.
У девочки светло-розовое платье и штаны с оборками. На ногах белые чулочки и зелёненькие туфельки. Она обрадована приездом всадницы. Протягивает к ней правую руку, возможно, что-то говорит при этом. А левой держится за перила. Всадница не удостоила её ответом, она даже не повернула в её сторону голову. А вот собака внимательно слушает – повернула голову в сторону девочки.
Рядом с жеребцом изображен ещё один пёс. Он другого цвета и другой породы, в отличие от той, которая стоит рядом с девочкой. Он следует за девушкой на прогулке или подбежал на шум у крыльца, раскрыл пасть – лает на весь двор.
Второй вариант – красавица, наоборот, только едет прогуляться. И девочка провожает её. Наездница подтянула поводья, конь закусил удила и встал на задние копыта, пёс провожает их громким лаем. Девушка даже не повернулась в его сторону – она же воспитанная дама.
Действие картины происходит летним вечером, у крыльца шикарного особняка.
Пример сочинения 3
На картине мы видим сцену прогулки. Джованнина подъезжает на лошади к дому своей приёмной матери, а Амацилия встречает её на крыльце. Джованнина, молодая красивая девушка, смотрит на нас, сидя на высоком вороном скакуне. Лошадь ржёт и встаёт на дыбы. Джованнина невозмутимо держит её за уздцы. Овальное лицо девушки обрамляют русые кудри. На её голове тёмно-зелёная амазонка. Платье Джованины подчёркивает её изящную талию. Верх платья голубого цвета, а подол белого.
У ног лошади вьётся собака. Она внимательно смотрит на всадницу. На крыльце Джованнину встречает Амацилия. Малышка с восторгом и благоговением смотрит на старшую подругу. Ручками девочка держится за металлические перила. Амацилия поставила одну ножку на ограждение, словно пытаясь привстать на него, чтобы приблизиться к Джованнине. Ротик девочки приоткрыт. Она, как заворожённая, смотрит на всадницу. Амацилия одета в нежно-розовое платье с кружевными рукавчиками. Из-под него виднеются такие же кружевные панталончики. Вместе с девочкой Джованнину встречает собака. Её узкая морда обращена к Амалиции.
Пример сочинения 4
Когда рассматриваешь полотно великого живописца Брюллова, сразу же взгляд останавливается на фигуре прекрасной всадницы, которая останавливает коня. А потом только замечаешь девочку, которая стоит на балкончике и не скрывает своего восхищения всадницей. Собаки, которые обратили свое внимание на коня и лают на него тоже испытывают большой интерес, создается ощущение, что вся природа обратила внимание на эту смелую девушку. По небу идут большие облака, а деревья как бы наклонились, чтобы получше разглядеть всадницу.
Даже лучи всемогущего солнца, и те спустились на землю узреть красоту и дерзость девушки.
Особенность этой картины заключается главным образом в том, что живописец написал портрет обычной девушки в стиле портрета великих полководцев. Если обратить внимание на силуэт девушки и коня, то легко можно заметить треугольник. Раньше к такому приему прибегали Тициан, Рубенс и другие великие художники.
Но чтобы образ девушки не казался воинственным, Брюллов добавляет на полотно ребенка. Маленькая девочка услышала топот копыт коня и вышла на балкончик, чтобы посмотреть на него. Ее лицо выражает восторг прекрасной всадницей.
Но так же можно разглядеть и переживание на юном личике, девочка удивлена, что всадница так надменно выглядит, когда скачет на коне. Маленький ребенок придает этой картине живость, реалистичность, полотно перестает быть величавым.
Так же следует обратить внимание на большого лохматого пса, который расположился ближе к коню. Этот пес тоже играет на полотне особую роль. Когда смотришь на него, создается впечатление, что картина написана не на плоскости, а в трехмерном пространстве.
Кто хоть раз в жизни видел это полотно в галерее Третьякова, у него сразу же создается впечатление, что это вовсе не картина, а окно в жизнь.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
1)Орг. момент. 2)Словарная работа. 3)Слово о художнике. 4)История написания картины. 5)Работа по картине. 6)Гимнастика для глаз. 7)Составление плана. 8)Заполнение таблицы. 9)Домашнее задание.
Словарная работа. Написать слова по значению: 1)Творчество, умение, мастерство. 2)Праздник, на котором показывается какой-нибудь вид искусства. 3)музыкальный клавишный инструмент.
Словарная работа. Написать слова по началу: 4.Гал — — — — — — -. 5.Ку — — — — — — — . 6.Гос — — — — — — — — . 7.Кон — — — — — — — -. 8.Нац — — — — — — — — — — — .
Угадать слово по данному концу. 9.- — — — — тория. 10.- — — — — — — кация. 11.- — — — — — — станция. 12.- — — — дром. 13.- — — — граф.
Проверим слова: 1.Искусство. 2.фестиваль. 3.пианино. 4.галантерея. 5.кулинария. 6.государство. 7.конституция. 8.национальность. 9.территория. 10.квалификация. 11.электростанция. 12.аэродром. 13.телеграф.
Передний и задний план картины То, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами – передний план картины. То, что находится в отдалении от рассматривающего картину – задний план картины.
Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.
Кто встречает мальчика с радостью? Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь, старалась лизнуть его в лицо. Для неё возвращение хозяина домой — всегда радостное событие, так как ожидается прогулка.
Какое настроение у мамы? Как она выглядит? Она печальная. Кроме упрека, в её лице и сожаление, и отчаяние. Маме жалко сына, она с тревогой думает о его учебе. Она бессильно опустила руки на колени. По одежде женщины видно, что она прервала уборку и пошла встречать сына, который уже, наверное, не первый раз огорчает мать плохими оценками.
Физминутка для глаз
Словарная работа к сочинению К…ртина, кв…ртира, мал…чик, п…льто, п…ртфель , р…бота, к…ток, к…ньки, ул…ца, м…роз, …дежда, дев…чка, х…рошо, с…бака, в…село
Проверим: Картина, квартира, мальчик, пальто, портфель , работа, каток, коньки, улица, мороз, одежда, девочка, хорошо, собака, весело
Главные герои картиныОписание героев. 1.Главный герой-мальчик. Одет в зимнее пальто, держит портфель, из портфеля торчат коньки, Вид у него растерянный.Голову опустил виновато. Вид портфеля и мальчика говорит о том, что он всегда играет в хоккей. 2.Мама главного героя. В домашней одежде, фартук (наверно, занималась домашней работой),сидит на стуле ,руки держит на коленях. 3.Старшая сестра В школьной форме, красный галстук, аккуратная, волосы заплетены в косы .Она учится отлично, т.к.делает уроки, только что придя из школы. 4.Младший брат. Катается на велосипеде, он дошкольник, не понимает, что брат принес двойку. 5.Собака-верный друг.Одна собака рада приходу хозяина из школы, стоит на задних лапах ,с любовью смотрит на своего хозяина. 6.Описание комнаты.Так примерно выглядели квартиры в 60-х годах 20 века. В квартире аккуратно, на окне -цветы, в другой комнате на стене висит карта.
6. Комната – отражение быта 60-х годов прошлого века. Синий цвет стен, на стене висят часы с маятником, календарь. Ковер на полу. Через дверь в другую комнату видны фикус на подоконнике и картина на стене.
Правильно составить предложения: 1. Держит, руках, портфель, потертый, в, мальчик, рваный. 2. Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с. 3. Лапы, ему, грудь, на, сложила, собака.
Записать словосочетаний: Потертый портфель, поношенное пальто, длинная бечевка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, темная косыночка, смотрит с укоризной, сжала до боли руки, подсмеивается младший братишка, просто лентяй.
Читайте также:
- Рождество в германии сочинение
- Сочинение на тему научное познание
- Памятник достоевскому в старой руссе сочинение
- Сочинение егэ по тексту чехова орден
- Случалось ли вам убеждать кого то сочинение
Цели урока:
- Совершенствовать умение анализировать
готовый текст через понятия тип, стиль,
тема, основная мысль; - Формировать умение отбирать языковые
средства в соответствие со стилем,
основной мыслью высказывания; - Учить приемам сжатия текста;
- Учить редактировать написанное;
- Формировать умение строить текст
заданного типа, стиля на основе личных
наблюдений; - Воспитывать любовь к родным местам.
Принципы обучения:
Общедидактические:
- Принцип преемственности и
перспективности в обучении (опора на
базовые речеведческие знания: тип, стиль,
тема, основная мысль текста; умение
анализировать через указанные понятия
готовый текст). - Принцип индивидуального подхода в
обучении (свободный выбор материала для
написания сочинения-рассуждения с
элементами описания). - Принцип наглядности (тексты
публицистического и художественного
стилей; обобщающие таблицы “Стили речи”,
“Типы речи”, фотографии Мещерского края и
ХМАО – Югры).
Общеметодические:
- Нормативно-стилистический (сопоставление
функций публицистического рассуждения и
художественного описания). - Принцип внутриуровневых (опора на
базовые речеведческие понятия) и
межуровневых (анализ языковых средств
выразительности) связей.
Частно-методические:
- Принцип развития чувства языка (редактирование
текста). - Принцип оценки выразительности речи (анализ
средств создания образности в
художественном описании).
Методы объяснения:
- Репродуктивная беседа.
Методы формирования и контроля
знаний:
- Постановка вопросов – фронтальный опрос
(на этапе восприятия нового материала, во
время подведения итогов урока).
Методы формирования умений:
-
Аналитическое наблюдение над
готовым текстом; - Редактирование;
- Изложение с элементами сочинения.
Ход урока
I.
1. Вступительная беседа с классом.
- Если бы я сейчас сказала, что на
сегодняшнем уроке вы будете писать
изложение, кто воспринял бы эту новость с
радостью? Почему? - Вам приходилось писать и изложения, и
сочинения. Чем же они отличаются друг от
друга? - А зачем в школе учатся писать
изложения и сочинения?
2. Постановка целей урока (совместно
с детьми).
3. Слово учителя.
- На уроке мы будем готовиться к написанию
изложения с элементами сочинения.
Изложения сжатого. Как вы понимаете
этот термин? (Да, отдельные фрагменты
текста мы будем пересказывать кратко,
другие — подробно.) - Какие же кратко, а какие – подробно? (Верно,
сокращать будем те фрагменты, которые не
несут особой смысловой нагрузки.) - Заключительная часть работы – написание
сочинения-миниатюры, в котором каждый из
вас выскажет собственную точку зрения,
сделает выводы.
II. Объяснение нового материала.
1. Слово о К.Г.Паустовском.
…Любовь к родной природе – один
из первейших признаков любви к своей стране.
(К.Г.Паустовский.)
Демонстрация портрета К.
Паустовского.(1892 – 1968)(Приложение,
слайд 1.)
К.Г. Паустовский много ездил по нашей
стране, часто бывал за рубежом, в дальних
странах. Но самую горячую его любовь
завоевала простая, скромная природа
средней полосы России. Ей он посвятил
лучшие свои рассказы. Мещерский край, или
Мещерская низина (как этот край называется
на географических картах), область юго-восточнее
Москвы и севернее Рязани – стал для него “второй
родиной”. Там он нашел все, что привлекало
его с детства.
Образец словесной пейзажной
живописи – проза Паустовского. Её сила
заключается в необыкновенной простоте,
искренности, правдивости. Читая
Паустовского, мы учимся любить природу,
человека, Родину, родное слово.
2. Чтение учителем отрывка из
очерка К.Г.Паустовского “Мещерская сторона”
(по упр. 208)
3. Аналитическая беседа по тексту.
О чём идёт речь в тексте?
Какова тема?
Кто автор текста? Какие произведения К.Г.Паустовского
вам знакомы?
Какова же основная мысль? С какой целью
автор написал этот текст?
Какое название этому тексту дали бы вы и
почему?
Запишите название.
Определите стиль текст? Докажите. (Публицистический,
рассуждение.)
Какие художественные средства использует
автор, с какой целью?
Эпитеты: обильные урожаи; небогатые
места.
Метафоры: клочок земли;
природные силы.
Олицетворения: тихая немудрая
земля.
Фразеологические обороты: на
первый взгляд; до боли в сердце; в
глубине сердца.
Риторические восклицания:
Неужели мы должны любить свою землю только
за то…!
Посмотрите на фотографии Мещерского
края. (Приложение,
слайд 2 — 7.) Расскажите об этом крае по
фотографиям, не используя художественные
средства.
В каком стиле получился текст? (В научном).
Что отличает художественный стиль от
научного? (Наличие изобразительных средств).
Можно ли в научном стиле передать эмоции,
авторское отношение к изображаемому
предмету? А в публицистическом?
Вы в своих творческих работах при
написании сочинения должны использовать
изобразительно-выразительные средства, так
как этого требует публицистический стиль
речи.
3. Работа над составлением плана.
С какой целью мы обычно составляем план
текста?
Как же нужно составлять план
предложенного текста? (Читать по абзацам,
формулировать основную мысль)
Можно ли объединять несколько абзацев в
один? (Да, когда они раскрывают одну
микротему).
Прочитайте 1-й абзац. О чём идёт речь? Важен
ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно
пересказывать сжато или подробно? Какие
можно выделить ключевые слова? Как
озаглавить?
На доске и в тетрадях дети
записывают пункты плана и выписывают
ключевые слова.
1. Богатство Мещерского края.
Нарочно не пишу; земля богата;
обильные урожаи; природные силы;
благосостояние.
Давайте сократим, заменяя ряды
однородных членов более общим понятием.
Перескажите 1-ю часть сжато.
Прочитайте 2-й абзац.
Придумайте название и выпишите ключевые
слова.
2. Прекрасные родные места.
Родные места; даже небогатые, но
прекрасны.
Как можно сократить этот абзац?
Перескажите его сжато, объединяя два
предложения в одно.
Прочитайте 3-й абзац.
3. Клочок земли, научившей меня
видеть и понимать прекрасное..
Тихая немудрая земля; неяркое
небо; до боли в сердце; обыкновенную землю; в
глубине сердца; клочок земли; видеть и
понимать прекрасное.
Важен ли он для раскрытия темы? (Да.) Нужно
ли его сокращать? (Нет.)
Перескажите фрагмент близко к тексту.
Какая мысль содержится в данной части? (Главная,
здесь заключена идея.)
Какие слова повторяются дважды? Почему? (До
боли в сердце, в глубине сердца)
Как вы считаете, чем же вам дорог родной
край? Обоснуйте свою мысль.
Запишите последний пункт плана. Это
вопрос, над которым вы должны поразмышлять
и написать сочинение-миниатюру. Оно должно
стать логическим завершением изложения,
выводом.
4. Чем же мне дорог родной край?
4. Словарно-орфографическая
работа.
Как избежать повтора слов?
Найдите и зачитайте
контекстуальные синонимы (Богатство,
обильные урожаи, благосостояние; родные
места, обыкновенная земля, своя страна,
клочок земли).
Найдите эти контекстуальные синонимы
среди ключевых слов, уже выписанных вами в
тетрадь, и подчеркните их.
Каково отношение автора к тому, о чем он
говорит? Как вы это поняли? (Оценочная
лексика.)
Объясните правописание слов с
пропущенными орфограммами, сгруппировав их
по видам орфограмм.
5. Пунктуационная работа.
Какие знаки препинания вызывают
трудность?
Посмотрите схемы, найдите предложения,
которые соответствуют им.
6. Работа над определением типа
текста.
Определите тип данного текста. (Рассуждение.)
Какого типа должен быть текст последнего
абзаца, то есть ваше сочинение? Почему? (Рассуждение.)
Каковы обязательные компоненты текста-рассуждения?
(Тезис, аргументы, вывод).
7. Устный пересказ сжатого текста
по плану.
Надо ли использовать изобразительные
средства в изложении? Почему?
Выступление 2-х учащихся с пересказом
текста. Комментарий учителя и
одноклассников.
“Мещера стала моей второй Родиной, — писал
Паустовский. – Ничто так не обогатило меня,
как этот скромный и тихий край. Там впервые
я понял, что образность и волшебность
русского языка неуловимым образом связаны
с природой, с бормотаньем родников, криком
журавлиных стай, с угасающими закатами,
отдаленной песней девушек в лугах и тянущим
издалека дымком от костра.”
Выскажите своё мнение: чем же мне дорог
родной край?
Подберите примеры, доказательства.
Возможно, вам помогут пословицы и поговорки
о родном крае. (Приложение,
слайд 8.)
-
Всякому мила своя сторона.
-
Где сосна взросла, там она и
красна. -
Каждому свой край сладок.
-
Нет в мире краше Родины нашей.
-
Родина краше солнца, дороже
золота. -
Своя земля и в горсти мила.
-
Своя сторона не бывает
холодна.
III. Заключительная беседа.
Что такое сжатое изложение с элементами
сочинения?
Какие части текста можно “сжать”, а какие
нет?
Как строится текст-рассуждение?
Получили ли вы помощь в подготовке к
изложению? В чём испытываете сложность?
Очерк К. Паустовского “Мещерская сторона”
помогает читателю увидеть и почувствовать
этот удивительный, сказочно богатый мир
природы, а авторское повествование
раскрывает самое сокровенное в нем, делает
его занимательно интересным. На следующем
уроке вы будете писать изложение с
элементами сочинения по тексту К.Г.
Паустовского “Мещерская сторона”.
IV. На втором уроке учащиеся пишут
изложения с элементами сочинения (желательно
проводить его в тот же день, что и урок
подготовки к изложению).
Список использованной литературы
- Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
Русский язык. Учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений. – 3-е изд.
– М.: Просвещение, 2006г. - Ходякова Л.А., Галкина Г.Н. и др. Сочинение
по картине в 8-м классе: методическое
пособие. – М.: Астрель, 2005. - https://urok.1sept.ru/articles/419606/
- Портрет К.Г.Паустовского. http://mega.km.ru/
- Фотографии Мещерского края. http://www.fotodia.ru/
Сочинение по картине Ромадина «Село хмелёвка»
Вариант №1
Художник Н.Ромадин творил в прошлом веке и картина «Село Хмелевка» одна из его самых лучших работ, уже одно то , что она находится в Государственной Третьяковской галерее о многом говорить.
Это произведение входит в серию Волга -Русская Река, на первый взгляд картина выглядит очень неярко , можно даже сказать , что блекло , но разве это мешает рассмотреть красоту природы.
На первый план перед нами вынесено село , если рассмотреть повнимательней картину, то видно даже поля и пашню, что уж говорить о неповторимом лесе и речке.
Скорее всего в окрестности села пришел месяц октябрь, так как уже хорошо видно как пожухла трава, но все еще деревья стоят с листьями, причем самыми красивыми, желтыми, золотыми и красными.
При рассматривание данного пейзажа хочется отрешится от всех проблем и в душе наступает полная умиротворённость, вспоминается как здорово было летом в гостях у бабушки и как хорошо не иметь не забот не хлопот.
Вариант №2
Художник изобразил милый, родной сердцу пейзаж: с холма открывается вид на село и его окрестности. Словно лоскутное одеяло виднеются клочки земельных наделов. Погода стоит чудесная: золотая осень и теплое, но уже без духоты солнце. Трава еще зеленеет, но молоденькие березки убрались в золото. Это пора сбора урожая. Скромные домики греются на солнышке. Так и хочется приложить ладонь к нагретой древесине, посидеть на лавочке у дома.
Вдалеке течет красавица Волга, она освежает картину. Вода в реке уже остыла, но манит побродить по берегу.
Впечатление от картины очень теплое, такое родное, благодаря использованным теплым краскам и мягкому солнечному свету. Не хочется отпускать теплые деньки и прятаться от холодного дождя. В это время хочется никуда не спешить, спокойно посидеть, полюбоваться красотами. Эта картина — ода красоте в природной естественной простоте. Глядя на этот пейзаж вспоминаешь своих дедушек и бабушек, начинаешь еще больше скучать по ним.
Вариант №3
Если посмотреть на картину Ромадина под названием «Село Хмелевка», то понимаешь, что она очень простая. Тут нет ничего замысловатого. Автор изобразил на полотне русское поселение. Кстати эту картину можно видеть в Москве и в музее «Третьяковская галерея». Помимо села на картине изображен и пейзаж.
Те, кто не жил в деревне, тот не может заметить всей ее красоты и на картине. Смотря на это произведение, мне даже показалось, что Ромадин нарисовал свою родную местность, где родился и вырос. Картина очень не броская и поселение на ней словно опустевшее, художник скорее всего специально не изобразил ни одного жителя на полотне.
Смотря на это творение кажется, что будто чувствуешь ветер, запах травы, птичье пение. Село словно зовет к себе в гости. Мне понравилось это произведение.
Источник: bolshoyvopros.ru
1. Прочитайте второй фрагмент очерка В. Липатова о Шаляпине. Внимательно всмотритесь в картину, вдумайтесь в её необычную композицию, вглядитесь в лицо Шаляпина, оцените его позу, поворот головы…
Шаляпин на заснеженном пригорке, а вдали, внизу, шумит широкая Масленица. Неспокоен Шаляпин, нетерпелив и энергичен, насыщен динамикой. Себя ли слушает? На жизнь свою озирается? Может быть, сожалеет, удивляется: праздник и без него идёт−гудит. По−прежнему ярмарочный силач штангу поднимает на балаганном помосте, и мчатся сани, и карусель вертится, и вьётся над ней яркая гроздь разноцветных шаров…
Ярмарка цветастая, хохочущая — обычная кустодиевская «весёлая драма красок», как метко заметил художник Бенуа. На обычном знаменитом кустодиевском снегу, где ни соринки. Бело−голубовато−розовое, свежее, дымчатое, хрустящее, искрящееся, переливающееся… Что ни миг — у снега иное настроение. Чем не фон для столь чувствующего «свою интонацию» Шаляпина?
Репин хотел написать Шаляпина барином. Он и здесь смотрится барином, нет, скорее вельможей, вельможей от искусства, владыкой сцены. А присмотришься повнимательнее: это же Федька Шаляпин из казанской Суконной слободы. Хоть и поднялся высоко, а опасается… Не в свои сани забрался, вдруг что — и пойдёт кувырком… Только представляется вельможей. А стряхнёт с плеч шубу, грянет «Дубинушку» — тогда−то сойдёт с шаляпинского лица неспокойное напряжение… Дрогнет всё вокруг от «песенной хмели», ещё неистовее завертится балаганное веселье, резвее помчат кони, искромётнее засверкает карусель, и толпа на снегу замрёт, восхищённая… Ай да Шаляпин! Ай да силушка! Ай да молодец−удалец!
Именно сейчас, в эту минуту, понял суть свою Шаляпин, как в зеркало глянул. Потому и любил именно этот портрет. Он был там самый настоящий, каким подглядели его в одиночестве за кулисами.
2. О какой «Дубинушке» идет речь в тексте? Найдите соответствующую информацию в Интернете. Важны ли эти сведения для понимания текста и характера Шаляпина? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Напишите сочинение по картине. Дайте описание портрета Шаляпина, используя, если потребуется, прочитанный текст. Передайте своё видение картины, свои впечатления от живописи Б. М. Кустодиева.
reshalka.com
ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §43. Портретный очерк. Упражнение №431
Решение
1.
В своем очерке В. Липатов пишет о том, что на картине Кустодиева Шаляпин неспокоен, нетерпелив и энергичен. Он только представляется вельможей. А стряхнет с плеч шубу, грянет «Дубинушку» − и тогда станет самим собой. Именно это полотно отражает характер певца.
2.
«Дубинушка» – это, конечно, дерево, которому подрубали корни и «ухали» (тянули), чтобы оно «само пошло» (упало).
Ярким примером исконно русского творчества является знаменитая «Дубинушка». Истоки этой народной песни теряются во тьме веков, и изначально ничего революционного в ней не было. Популярной она стала в устах бурлаков, а те в свою очередь позаимствовали её из старой крестьянской песни, в которой речь шла о корчёвке леса.
Данная информация важна для понимания текста и храрктера Шаляпина, потому что автор очерка упомянул эту старую русскую песню именно что бы подчеркнуть характер певца.
3.
Сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Портрет Ф. И. Шаляпина»
Одной из знаменитых работ Б. М. Кустодиева является портрет−картина выдающегося российского исполнителя Федора Шаляпина. Он изображен на фоне масленичных гуляний. Яркие балаганы со скоморохами и высокие горки с катающимися, лавки с товаром и запряженные в сани лошади, шары и афиши, празднично одетый народ и гармонист − все это передает широту и веселье всенародного праздника.
Однако главным героем полотна является Шаляпин. Он изображен, стоящим на горе над всем этим праздником. Его могучая фигура занимает большую часть картины и контрастирует с голубым небом, белым снегом и разноцветьем ярмарки.
Певец изображен в дорогой одежде: бобровой шубе, меховой шапке. Бобровая шуба, несмотря на зимнюю пору, распахнута. Под ней виден дорогой костюм, белая рубашка и бабочка. Ярким пятном у него на груди выделяется пестрый шарф. Обут Шаляпин не по сезону. На нем дорогие лакированные туфли. Он выглядит настоящим вельможей, но озорное выражение глаз и полуоборот к гуляющим выдают в нем простонародное происхождение. Выражение лица, неспокойное и напряженное, выдает человека творческого. Кажется, сейчас он сбросит шубу, повернется к публике и грянет свою «Дубинушку». У ног Шаляпина изображена небольшая белая собачка, преданно глядящая на своего хозяина.
Картина вызывает ощущение праздника, заставляет вспомнить талантливого певца и его близость к народу.