Изложение для вступительного экзамена

Главная
 → 
Русский язык (Изложение)

Русский язык (Изложение)

Об использовании информации сайта

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых
средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо
ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и
страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на
первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации
не требуется.

01 Ноябрь 2021

Тематика: итоговое сочинение

Итоговое изложение вправе писать:

  • учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды
  • учащиеся, получающие среднее общее образование в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Для подготовки к этому испытанию можно потренироваться на текстах итоговых изложений прошлых лет.

Воришка (По Г. А. Скребицкому)
396 слов
Пичугин мост (По Е.А.Пермяку)
376 слов
Этажи леса (По М.М. Пришвину)
366 слов
Арбуз (По Г.В.Лебедевой)
331 слово
Мои путишествия (По Ф. Конюхову)
341 слово
Первая клубника (По Т. Ломбиной)
357 слов
Пушок (По Г.А. Скребицкому)
358 слов
Фальшивый зверь (По В. Арсеньеву)
332 слова
Фронтовой конь (По В.Д. Великанову)
337 слов
Текст для итогового изложения № 928
(По М.В. Водопьянову)
345 слов
Текст для итогового изложения № 936
(По Л.А. Кассилю)
348 слов
Текст для итогового изложения № 948
(По Ф.Ф. Конюхову)
353 слова

Также специально для подготовки к итоговому изложению разработаны пробные тексты изложений. Кроме того, подготовиться к итоговому изложению можно по сборнику тренировочных текстов.

ПОЛОЖЕНИЕ 
о проведении вступительного экзамена по русскому языку

(Рекомендации для подготовки к вступительным испытаниям по русскому языку)

Целью изложения с элементами сочинения как формы вступительного экзамена по русскому языку является проверка знаний абитуриентов по теории и практике русского языка, умение излагать правильно и последователь-но мысли в соответствии с темой, проверка навыков по культуре речи и стилистике. В данном случае экзаменующимся предлагается не только подробно передать содержание и последовательность текста, сохраняя языковые средства, стиль текста и особенности авторской речи, но и выполнить творческое задание, в котором необходимо выразить свое отношение к услышанному, высказать свою точку зрения на проблему, обозначенную в исходном тексте.

В качестве экзаменационного материала будут предложены тексты художественного, научно-популярного или публицистического стилей объемом 700–750 слов. Среди них могут встретиться проблемные и портретные очерки, лирические зарисовки и размышления, художественные характеристики (одного лица или группы лиц), публицистические рассуждения и т.д. Продолжительность экзамена – три астрономических часа (180 минут). Текст изложения зачитывается экзаменатором два раза. Объем экзаменационной работы абитуриента должен составить не менее 500–550 слов. Творческое задание должно занимать 1/5 часть текста. Максимальный балл – 100.

Рекомендации по написанию изложения с элементами сочинения

Изложение с элементами сочинения как вид экзамена представляет собой подробный письменный пересказ фрагмента текста художественного, научно-популярного или публицистического стиля. Изложение позволяет абитуриенту продемонстрировать целый комплекс умений и навыков, необходимых для обучения в высшем учебном заведении.

Изложение с элементами сочинения как форма вступительного испытания предусматривает наличие следующих основных умений и навыков у абтуриента:

– восприятие на слух звучащей речи разного содержания;

– запоминание содержания текста, формулировка главной мысли, умение разбивать целое на части;

– понимание смысла услышанного и воспроизведение его как можно ближе к оригиналу;

– пользование литературной письменной речью, т.е. умение правильно строить предложения, отбирать языковые средства в соответствии с содержанием;

– сохранение в памяти и письменная передача авторского стиля;

– свободное владение литературной письменной речью для создания творческих работ различного характера;

– грамотное в орфографическом, пунктуационном, грамматическом и стилистическом отношениях оформление своей работы.

На вступительном экзамене по русскому языку абитуриенту при написании изложения с элементами сочинения предстоит выполнить два задания. Первое – написать полный пересказ данного текста. Второе – выполнить в письменной форме задание творческого характера: ответить на вопрос, изложить свою точку зрения на проблему, поставленную в тексте, написать свой вариант возможного развития событий, характеристики героев и т.д.

Для изложения будут предложены отрывки из художественных, публицистических и научно-популярных произведений. Текст будет прочитан преподавателем дважды. Первый раз – в замедленном темпе, при этом абитуриенты записывают в черновике опорную информацию. Второй раз текст читается в обычном темпе речи, затем абитуриенты составляют на черновике план пересказа (схему строения текста) и приступают к непосредственной работе над его написанием.

На вступительном экзамене абитуриенту необходимо:

– выделить главную тему предложенного произведения;

– разбить текст на микротемы (относительно самостоятельные части);

– выделить их главную мысль, записать по возможности их проблематику;

– в процессе прослушивания текста полезно выделить опорные слова, которые будут нужны для изложения;

– главную мысль автора необходимо обосновать примерами, выбирая из текста соответствующий материал;

– зафиксировать близко к тексту встречающиеся цитаты или ссылки на авторитеты, чтобы передать их в максимально корректном виде, соответствующем содержанию;

– во время второго прочтения текста систематизировать сделанные записи и скорректировать проблематику микротем;

– только после этого приступить к составлению схемы (плана) пересказа.

Изложение – это результат восприятия, осмысления и передачи не только предложенного текста, но и его художественно-стилистических особенностей. Значит, запоминать следует не только содержание материала, но и его языковую форму. Воссоздавая текст, абитуриент должен решить вслед за автором и определенную стилевую задачу. Для художественного стиля это — описать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение; для делового — сообщить точные сведения; для научного — изложить теоретические сведения, доказав, объяснив сказанное; для публицистического — убедить читающего в своей точке зрения, воздействовать на него.

Критерии оценки изложения с элементами сочинения

Изложение с элементами сочинения оценивается с учетом основных задач преподавания русского языка: формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков, овладение нормами современного русского литературного языка и обогащение словарного запаса, обучение умению логично и связно излагать мысли, приобщение учащихся к произведениям отечественной и мировой художественной культуры, развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений искусства.

При оценке содержания работы учитываются:

– полнота раскрытия темы;

– логичность и последовательность изложения (т. е. соблюдение временных и причинно-следственных отношений);

– соответствие работы теме и замыслу прослушанного текста.

При оценке речевого оформления учитываются:

– разнообразие словаря и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– количество орфографических и пунктуационных ошибок.

Содержание и речевое оформление оцениваются в соответствии со следующими критериями:

Баллы Содержание Грамотность
100–80 Содержание работы полностью соответствует продиктованному тексту. Передано от 100 % до 80 % информации. Фактические ошибки отсутствуют. Достигнуто целевое единство и выразительность текста. Содержание излагается последовательно. В работе полно и аргументировано даны ответы на вопросы, сформулированные в творческом задании, что свидетельствует об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения по предложенной теме. Допускается один стилистический недочет. При отсутствии орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок или при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
79–60 Содержание работы, в основном, соответствует продиктованному тексту. Передано от 80 % до 70 % информации. Содержание, в основном, достоверно, но имеются 1–2 фактические неточности или 1–2 незначительные неточности в последовательности изложения. Стиль работы отличается единством и выразительностью. Достаточно полно даны ответы на вопросы, сформулированные в творческом задании, что свидетельствует об умении делать выводы и обобщения по предложенной теме. Допускается не более 2-х стилистических недочетов. Допускается не более чем 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических ошибок; 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических ошибок; 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок; 3 грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок; 2 грамматические и 1 орфографическая ошибка при отсутствии пунктуационных.
59–35 В работе допущены частичные отклонения от содержания продиктованного текста. Передано от 70 % до 55 % информации. Работа достоверна в главном, но в ней имеются 3–4 фактические неточности. Имеются 1–2 серьезных нарушения в последовательности выражения мысли. Обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения при ответе на во-просы, сформулированные в творческом задании. Допускается не более 4-х стилистических недочетов. Допускается не более чем 4 орфографические и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических; 3 орфографические и 4 пунктуационные при отсутствии грамматических ошибок; 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических и грамматических; 5 грамматических ошибок при отсутствии орфографических и пунктуационных.
34–0
Экзамен не сдан
Работа не соответствует продиктованному тексту. Передано менее 55 % информации. Допущено более 4 фактических неточностей. Работа состоит из путаного пересказа отдельных событий. Нарушена последовательность изложения мыслей. Отсутствует связь между ними. Обнаруживается неумение делать выводы и обобщения при ответе на вопросы, сформулированные в творческом задании. Имеется более 4 стилистических недочетов. Есть нарушения этической нормы или фактологической информации. Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено предыдущей оценкой.

В процессе выполнения работы абитуриент использует для чистовика и черновика экзаменационные листы, которые выдает экзаменационная комиссия Академии ФСО России.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Изи егэ физика
  • Изи егэ математика школково
  • Издержки фирмы егэ задания
  • Издержки теория для егэ
  • Издержки производства это егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии