Избирательный участок это егэ

  • Назначение даты выборов

Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.

  • Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа.

Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

  • Формирование избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ

избирательные комиссии субъектов РФ

территориальные (районные, городские и др.) комиссии

избирательные комиссии муниципальных образований

участковые избирательные комиссии

Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

  • Составление списков избирателей

Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

  • Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.

Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

  • Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.

Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

  • Голосование и установление результатов голосования

Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.

  • Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели

Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

право 1

План.

  • Понятие избирательной кампании и избирательной системы.
  • Компоненты избирательной системы.
  • Типы избирательных систем в РФ.
  • Мажоритарная избирательная система.
  • Пропорциональная избирательная система.
  • Смешанная избирательная система.
  • Принципы избирательного права в РФ.
  • Активное и пассивное право.
  • Избирательные округа. Понятие, виды.
  • Избирательные участки.

Избирательная система.

Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

 Компоненты избирательной системы:

  • избирательное право,
  • избирательный процесс,
  • процедура отзыва депутатов.

Из­бирательное право.

 Из­бирательное право – это подотрасль конституционного права, регулирующая право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

 Избирательное право (в узком смысле) – это политическое право гражданина избирать.

Избирательное право бывает:

  • активное право — право избирать,
  • пассивное право – право быть избранным.

Избирательное право (в широком смысле слова) – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу, то есть совокупность правовых норм, которые регулируют порядок проведения выборов.

Избирательный процесс.

Избирательный процесс (избирательная процедура)комплекс действий в процессе выборов.

Стадии избирательного процесса:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • предвыборная агитация и финансирование выборов;
  • голосование;
  • установление итогов голосования;
  • определение результатов выборов, их официальное опубликование.

 Избирательная кампания (фр. саmpagne — поход) — система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

ИНФОРМАЦИЯ.

В России право избирать имеют граждане с 18 лет;

право быть избранным в представительный орган – с 21 года, главой администрации субъекта РФ – по достижении 30 лет,

а Президентом страны – с 35 лет.

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно.

На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока.

Принципы российского избирательного права.

Голосование в РФ:

  • равное – один человек имеет один голос;
  • всеобщее – принимают участие все старше 18 лет, без цензов. Не имеют права избирать психически больные люди и осуждённые.
  • тайное – каждый имеет право не говорить, за кого голосовал, поэтому отметки в бюллетенях делают в специальных кабинах
  • непосредственное – каждый должен проголосовать лично, не допускается голосование за кого-то даже по доверенности. В день голосования людям, не имеющим физической возможности прийти в пункты голосования, предоставляют возможность проголосовать на дому.

Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов.

Избирательная система.

Избирательная система – это набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.

Типы избирательных систем:

  • мажоритарная;
  • пропорциональная;
  • мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная избирательная система.   

Мажоритарная (от франц. majorite – большинство) избирательная система – это система

    Признаки мажоритарной системы:

  • избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное);
  • голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Плюсы и минусы мажоритарной системы.

Плюсы:

  • избиратели знают, за кого конкретно они голосуют;
  • есть возможность заранее внимательно изучить предвыборную программу конкретного кандидата.

Минусы:

  • часто проводится второй тур выборов, если в первом никто не набрал абсолютного большинства голосов; новый тур выборов – это дополнительные большие финансовые расходы.

Пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная избирательная система – система формирования выборных органов через партийное представительство.

Признаки пропорциональной избирательной системы:

  • депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер (сейчас в РФ он равен 5 %)
  • избирают не конкретного человека, а партию, поэтому часто такой вид избирательной системы называют «по партийным спискам».

 Плюсы и минусы пропорциональной системы.

Плюсы:

  • более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе;
  • один тур выборов.

Минусы:

  • обезличенность партийных списков, избиратель не знает, кто конкретно от партии войдёт в парламент;
  • невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий).

 Смешанная избирательная система.

Смешанная избирательная система – это сочетание первых двух: часть кандидатов избирается по мажоритарной системе, часть по пропорциональной.

В современной РФ в Государственную Думу 225 кандидатов избираются по мажоритарной системе, 225- по пропорциональной.

Плюсы и минусы смешанной системы.

 Плюсы:

  • при использовании смешанной системы происходит нивелирование недостатков и достоинств мажоритарной и пропорциональной систем;
  • создаёт баланс междупропорциональной и мажоритарной системам;
  • обеспечение партийного представительства и представительство территорий; сам избиратель имеет неоспоримое право голосовать как за определенного кандидата, так и за партийный список;
  • сохраняется тесная связь между избирателями и избранными депутатами;
  • беспартийные граждане могут объявляться самовыдвиженцами благодаря данной системе и принимать полноценное участие в выборах.

Минусы:

  • может способствовать раздроблению партийной темы;
  • сохраняет те же недостатки, что есть у мажоритарной ипропорциональной системах.

Избирательный округ.

Избирательный округ — территория, от которой выбираются кандидаты.

Виды избирательных округов в РФ:

  • единый избирательный округ— избирательный округ, включающий в себя всю территорию, от которой избирается должностное лицо либо на которой проводятся выборы в представительный орган по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов; по всей стране – единый бюллетень.
  • многомандатный избирательный округ— избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально;
  • одномандатный избирательный округ— избирательный округ, от которого избирается один депутат, при этом голосование может быть организовано по мажоритарной избирательной системе относительного большинства или абсолютного большинства.

Избирательный участок.

Избирательный участок — территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов.

В соответствии с российским избирательным законодательством избирательные участки образуются главами местных администраций по согласованию с избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования, из расчёта не более чем 3000 избирателей на один участок, при этом границы избирательного участка не должны пересекать границы более крупной территориальной единицы — избирательного округа.

Особые случаи образования избирательных участков.

Избирательное законодательство также допускает образование избирательных участков:

  • за пределами территории России — руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений;
  • в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания) — главой местной администрации по согласованию с вышестоящей комиссией;
  • в труднодоступных и отдалённых местностях — вышестоящей комиссией по согласованию с руководителем расположенного там объекта;
  • на судах, находящихся в день голосования в плавании — вышестоящей комиссией по согласованию с судовладельцем или капитаном судна;
  • на полярных станциях — вышестоящей комиссией по согласованию с начальником полярной станции;
  • в воинских частях — командирами воинских частей.

Материал подготовила Мельникова Вера Александровна.

Выборы – это один из
самых основных компонентов современной политики. Организация и проведение
выборов требует активного участия граждан, соблюдения определённых норм и
процедур, последовательности этапов, то есть целой системы мер и действий. В
этом случае говорят об избирательной системе.

Избирательная
система 
– это особый политический институт, связанный с организацией
выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения
его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Принято выделять
следующие типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная
и избирательная система представительного меньшинства.

Суть мажоритарной
системы
заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на
избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных
кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по
многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов
избирателей, принявших участие в голосовании.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и
квалифицированного большинства.

Абсолютное большинство – это когда один кандидат
получил голосов в свою поддержку больше, чем все остальные вместе взятые. То
есть более 50 %. Хотя бы на один голос.

Если кандидатов достаточно много, по крайней мере, больше двух, то
достаточно часто никто из них не может получить абсолютного большинства. В этом
случае проводится второй тур выборов. В него выходят те два кандидата, которые
возглавили рейтинг поддержки избирателей. И далее борьба ведётся уже только
между ними.

Во многих странах
применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства. В
этом случае кандидату для победы нужно получить голосов больше, чем у любого из
его соперников. При этом неважно, сколько именно процентов избирателей его
поддержали.

Система квалифицированного большинства на выборах
используется очень редко. В данном случае речь идёт о некоем конкретном
перевесе, закреплённом законодательно: более одной трети, двух третей или трёх
четвертей.

Для пропорциональной
избирательной системы
характерны следующие черты. Её применение ограничено
выборами депутатов законодательных (представительных) органов, и она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения
кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные
объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за
кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов
(партийные списки).

В многих государствах,
где используется пропорциональная система, существует заградительный
барьер (избирательный порог) для мелких партий. Он составляет обычно от 2 % до
5 %. То есть если партию поддерживает меньшее количество избирателей, то и
депутатов её в представительном органе не будет. Оставшиеся вакантными места
распределят между прошедшими избирательный барьер партиями. Пропорционально
долям набранных голосов.

Смешанные избирательные системы – это системы, при которых часть
депутатских мандатов (например, половина) замещается путём выборов по партийным
спискам в целом по стране, а другая часть депутатских мандатов формируется
через мажоритарные в одномандатных округах.

Избирательная система
включает два основных структурных компонента:

избирательное право и избирательный
процесс
.

Термин «избирательное
право»
может трактоваться двояко. С одной стороны, это совокупность
правовых норм, которые регулируют ход избирательного процесса. С другой – право
граждан избирать и быть избранными.

Признание выборов демократическими, а их результатов легитимными
обусловлено соблюдением ряда основных принципов избирательного права, таких
как:

·       
Принцип всеобщего избирательного права предполагает,
что гражданин, достигший возраста, установленного законодательством страны
(например) в Российской Федерации возраста
18 лет), имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти
и местного самоуправления. Всеобщность избирательного права также означает, что
его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других
обстоятельств.

·       
Принцип равного избирательного права
означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и
обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения
возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования,
на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других
избирательных действиях.

·       
Принцип прямого избирательного права
подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы
государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов,
списков кандидатов непосредственно, то есть лично.

·       
Принцип добровольного участия в выборах
означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью
принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его
свободному волеизъявлению.

·       
Принцип тайного голосования исключает возможность
какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также
общественных объединений за волеизъявлением избирателей.

·       
Принцип
гласности

означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и
проведению выборов, включая подсчёт голосов, установление итогов голосования и
определение результатов выборов, осуществляется открыто.

·       
Принцип
независимости избирательных комиссий
означает, что эти органы специально образуются
для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке
и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов
государственной власти и органов местного самоуправления.

·       
Принцип
альтернативности выборов
обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного
из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления.

·       
Принцип
периодичности выборов.
Периодичность выборов непосредственно связана с временными
рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и
местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться
через определённые законом интервалы времени.

·       
Принцип
обязательности выборов
означает, что выборы являются необходимым и единственным
законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления
граждан органов.

Избирательные процесс – это деятельность по
подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального
опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной
комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании
средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение
выборов.

Избирательный процесс имеет свою логику развития и может быть
разделён на ряд последовательных этапов выборов. Охарактеризуем каждый из них
на примере выборов в Российской Федерации.

Первый этап. Назначение даты выборов.

Существуют два основных подхода при назначении даты голосования:

– Выборы назначаются на конкретный день, связанный с днём
окончания полномочий должностного лица или органа власти.

– Выборы проводятся в единый день голосования.

В России применяют оба подхода. Первый – при выборах президента и
депутатов Государственной думы. Второй – при остальных выборах.

Днём голосования на выборах Президента Российской Федерации
является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на
предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет
тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Днём голосования на выборах депутатов Государственной Думы нового
созыва является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный
срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Днём голосования на
выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором
истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

И ещё один нюанс. День голосования не может приходиться на рабочий
день или нерабочий праздничный (а также на день до или после нерабочего
праздничного). Если вдруг второе воскресенье сентября будет именно таким, то
голосование перенесётся на третье воскресенье.

Второй этап. Составление
списков избирателей.

Ответственность за это несёт глава администрации муниципального
образования.

Сведения об избирателях, проживающих на его территории,
предоставляют те органы, которые осуществляют регистрацию граждан по месту их
жительства или пребывания. Например, если речь идёт о военнослужащих, то
необходимую информацию подают командиры воинских частей, а за рубежом подобные
функции исполняют руководители дипломатических представительств или консульств.

Общая сверка численности избирателей проходит два раза в год – первого
января и первого июля. При этом используется государственная автоматизированная
информационная система «Выборы».

Каждый гражданин может быть включён только в один список
избирателей.

Третий этап. Образование
избирательных округов и избирательных участков.

Избирательный округ – это территория,
от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или
выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Согласно закону, они создаются на десять лет а на основании данных
о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.
Главное требование при их создании – это примерно равная численность
избирателей. Расхождения между округами по этим показателям не могут превышать
10 %.

Округ делится на
избирательные участки. Избирательный участок – это территориальная
единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Создание избирательных
участков происходит с таким расчётом, чтобы на территории каждого из них жило
не более трёх тысяч избирателей. Иначе голосовать будет неудобно, создадутся
очереди для получения бюллетеней и перед кабинками. Также учитывается время,
необходимое для того, чтобы добраться до участка.

Избирательные участки создаются и в других государствах, чтобы
граждане России, постоянно или длительное время там проживающие, могли принять
участие в выборах.

В местах временного пребывания избирателей (в больницах,
санаториях, воинских частях и прочее), в труднодоступных районах, на судах,
находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки.

Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

Четвёртый этап. Формирование
избирательных комиссий.

Подготовку и проведение
выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ), избирательные комиссии
субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных
образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные,
городские и другие) комиссии, участковые комиссии.

Деятельность
избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ,
которая помогает другим комиссиям, контролирует их, распределяет выделенные
государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между
соперниками на федеральных выборах.

Пятый этап. Выдвижение и
регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность.

Правом выдвигать
кандидатов для избрания в представительные органы власти на различные должности
пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии.

Кандидаты,
участвующие в выборах по мажоритарной системе, регистрируются окружными
избирательными комиссиями. Политические партии и блоки – Центризбиркомом. Если
речь идёт о выборах должностных лиц – комиссией соответствующего уровня.

Шестой этап. Предвыборная
агитация

Предвыборная агитация – это деятельность,
имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех
или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

В период предвыборной
агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные
дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются
видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные
материалы.

Предвыборная агитация
прекращается за сутки до дня голосования.

Седьмой этап. Голосование
и установление результатов голосования.

Обычно голосование начинается
в восемь утра и заканчивается в восемь вечера по местному времени. О месте и
времени голосования избирателям сообщается не позднее, чем за десять дней до
дня голосования. Если гражданин знает, что в день голосования он будет
находиться в другом месте, он может взять открепительное удостоверение и
проголосовать по нему там, где ему удобно.

Избиратель в день
голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень
и отмечает в нём тех, кого желает избрать.

Бюллетени опускаются в
урну для голосования.

После завершения времени,
отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем
наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов
определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной
системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5 %), получают
возможность быть представленными в Государственной думе.

По одномандатным округам
выбранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов при
любой явке избирателей.

На Президентских выборах
победителем считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов в
первом туре (при любой явке избирателей) или относительное большинство – во
втором.

Итоги голосования
официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе
России — Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются
удостоверения.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1.    
Что
такое избирательная система?

2.    
Назовите
и охарактеризуйте типы избирательных систем.

3.    
Что
такое избирательное право?

4.    
Что
такое избирательный процесс?

5.    
Назовите
и охарактеризуйте этапы выборов.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

https://1.bp.blogspot.com/-cncHyZfD0qw/VuaShd4b1DI/AAAAAAAAHf0/pJp_x6mHIiwwfLOH62TvdDSfbkUbeMVhA/s1600/605521.jpg

 Выборы
– тип политического участия граждан.

              
— 
способ
формирования органов власти с помощью выражения по определенным правилам (в
соответствии с избирательной системой) политической воли граждан.

Избирательная система – политический институт, обеспечивающий
формирование выборных органов государственной
власти.

Компоненты
избирательной системы:

1) Из­бирательное право –  право граждан непосредственно
участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть
избранным.

2) Избирательный процесс (избирательная процедура) совокупность
мероприятий по подготовке и проведению выборов.

ВИДЫ избирательного права

http://farm4.staticflickr.com/3232/2752906940_3a6c30445d_b.jpghttp://www.pureleverage.com/vavrav/wp-content/uploads/sites/90179/2016/01/Dibattito-Faccia-a-faccia-Imc.jpg

Активное  — право
избирать (с 18 лет)

Пассивное право  быть избранным (президент – с 35 лет, депутат
Государственной думы с 21
года, судья – с 25 лет, 30 лет-член Совета Федерации)

Избирательное
право может быть ограниченно цензами: возрастными,
имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.

Избирательный цензэто
установленные законом условия, которым должен соответствовать гражданин,
чтобы обладать избирательным правом.

Функции выборов

http://www.cbc.bb/media/k2/items/cache/e85ebb8e2b4a906084aaf2d0a18bd568_XL.jpg

1.    
Выражение
и представительство разнообразных интересов
населения.

2.    
Контроль за институтами власти.

3.    
Интеграция
разнообразных мнений и формирование общей политической воли.

4.    
Легитимизация (законность) и стабилизация
политической системы, а также
легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства,
президента и т. п.

5.    
Мобилизация
избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач.

6.    
Политическая социализация населения, развитие его политического
сознания и политического участия.

7.    
Формирование политической элиты.

8.    
Формирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению
функций политического руководства.

Принципы демократического избирательного
права

1.    
Всеобщность
— все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или
профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства,
образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве
избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах.

2.    
Равенство
— каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково,
независимо от его принадлежности тому или иному человеку.

3.    
Тайна выборов
— решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот
принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных
преследований, а также подкупа.

4.    
Прямое
(непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно
о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.

Принципы

демократического

избирательного процесса

1.   
Свобода выборов,
предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного,
социально-экономического, психологического и информационного давления на
избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2.   
Наличие
выбора, альтернативных кандидатов.

3.   
Состязательность, конкурентность выборов.

4.   
Периодичность и регулярность выборов.

5.   
Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно
предполагает, прежде всего, примерное равенство их материальных и
информационных ресурсов.

6.   
Открытость

Две стороны избирательного процесса

с
одной стороны, избирательные кампании кандидатов,

с
другой — работа избирательных комиссий по формированию выборного органа
власти.

Компоненты,

этапы

избирательного процесса

§ назначение выборов (Президент РФ);

§ организация избирательных
округов, районов, участков (ЦИК РФ);

§ формирование избирательных
комиссий;

§ регистрация избирателей;

§ выдвижение и регистрация
кандидатов;

§ подготовка избирательных
бюллетеней и открепительных талонов;

§ предвыборная борьба;

§  проведение голосования;

§ подсчет голосов и определение
результатов голосования

Организация выборов

Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации
государственный коллегиальный орган организующий проведение
выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов
государственной власти
в пределах своей компетенции.

С 1995 г. ЦИК России состоит из 15 членов, из
которых 5 назначаются
Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой.

ЦИК России формируется на пятилетний срок полномочий

Типы избирательных систем

Мажоритарная
система

Пропорциональная
избирательная система

способ
определения результатов голосования, при котором для получения мандата
требуется собрать установленное законом большинство голосов.

способ
определения результатов голосования, в основу которого положен принцип
распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу
голосов. 

Признаки

Голосуют за конкретного
человека

Голосуют за список
партии

Одномандатный
избирательный округ

Единый избирательный
округ

Места в органах власти получают
лишь кандидаты, набравшие большинство голосов

Места в органах власти распределяются
пропорционально числу полученных голосов

Принцип абсолютного или
относительного большинства

Принцип пропорционального
представительства

барьер

при
мажоритарной системе абсолютного большинства- 50% +1

избирательный
барьер – 5%

Достоинства

и

недостатки

Достоинства

прямая
ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют
за конкретного кандидата, а не за список представителей партии);

гарантия представительства
мелких и средних партий.

учет мнения
большинства

широкий
спектр политических партий (выражение воли меньшинств);

учет мнения
практически всех граждан.

Более
демократична!

Возможность
оценить личные качества избранника

способствует
утверждению многопартийности — 
плюрализма, а значит, более демократична!

формирование устойчивого
правительства.

отражает
реальную расстановку политических сил

Недостатки

мелкие партии
могут быть не  представлены  в сформированном органе власти;

Невозможность
оценить личные качества членов партии, т.к. избирается не отдельный человек,
а список партии.

не отражает
реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут
составлять
до 49%).

отсутствие
прямой ответственности избранных перед избирателями;

способствует
утверждению двухпартийности

зависимость
депутата от местной элиты

зависимость
депутата от партийной фракции или лидера партии

ЕГЭ

Часть С

С27. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном
из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них
набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной
системе осуществлялись выборы? Приведи­те два аргумента
.

Ответ:

1)  выборы осуществлялись по мажоритарной системе относи­тельного большинства;

2)  два аргумента:

1) выборы по избирательным
округам относятся к мажори­тарной избирательной системе;

2) при
мажоритарной системе относительного большинства победу может одержать кандидат,
завоевавший менее половины голосов избирателей, но больше, чем каждый из его со­перников.
Могут быть приведены другие аргументы.

С
27. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты
Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного
избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%
голосов. Можете ли вы поздравить своего знакомого с избранием? Приведите два
аргумента
.

Ответ:

1)      Дан
правильный ответ: указано, что кандидат победил на выборах, т.е. его можно
поздравить с избранием;

2)      приведены
следующие аргументы:

       
сказано,
что победил в одномандатном округе;

       
выборы
осуществлялись по мажоритарной системе, системе относительного большинства.

С 27. В государстве Н. представительные
органы власти создаются в соответствии с правилом: «Победитель получает все».
Для избрания кандидату требуется набрать абсолютное большинство поданных по
округу голосов избирателей. К какому типу можно отнести избирательную систему
государства Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите достоинства и
недостатки избирательной системы данного типа.

Ответ:

Тип избирательной системы
государства Н.: мажоритарная система (абсолютного
большинства).

Отличительный признак при
мажоритарной системе (один депутат – один округ) победителем на выборах
считается тот, кто завоевал 50% + 1 голос.

С 27. В ходе кампании по выборам
главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный
избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение
Избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться
Избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания

Ответ:

1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат
представил фальсифицированные списки с подписями

2) кандидат мог неверно указать сведения о
своих доходах и имуществе

3) кандидат мог нарушить выборное
законодательство во время проведения своей избирательной кампании, 
использовать недозволенные средства, административный ресурс

С 27. В день
выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась
раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый
пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам
(укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?

Ответ

1)
дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права,
за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление
на выбор избирателя в день выборов противозаконно;

2)
приведены правила, например:


все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой
информации;


одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,


средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд,
расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.

С26.
Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется
значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение
избирателя.

Ответ:

1)уровень дохода и
образования избирателя;

2)влияния социальной
среды и окружения;

3)позиция средств
массовой информации, которые ему доступны;

4)национальные,
религиозные, культурные факторы.

С 26.
Во многих государствах введен возрастной ценз для осуществления гражданином права
избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли
этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего
мнения.

Ответ:

1. возрастной ценз
не противоречит ценностями демократического общества;

2. :-возрастной
ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е, принцип
равноправия не нарушается;

 -возрастной ценз
не исключает других возможностей подростков и молодежи участвовать в
политической жизни общества;

 -возрастной ценз
не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;

 -возрастной ценз
целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодежи.

Обществознание ЕГЭ, занятие 21

Занятие 21. Избирательная кампания в РФ. Политический процесс и политическое участие

Политический процесс

Политический процесс — это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики.

Классификация политических процессов:

  • по масштабу: локальные, региональные, глобальные;

  • по компетенции государства (иногда этот критерий также обозначают «по масштабу»): внутриполитические и внешнеполитические;

  • по продолжительности: кратко, средне, и долгосрочные;

  • по степени организованности: организованные и стихийные;

  • по видам политических режимов: демократические и недемократические;

  • по степени устойчивости системы: стабильные и нестабильные (кризисные);

  • по значимости для общества: базовые, частные (периферийные);

  • по ступени публичности: открытый, теневой (скрытый).

Субъекты политического процесса:

  • индивиды, социальные группы и общности, политические организации;

  • инициаторы и исполнители.

Объект политического процесса – политическая проблема.

Политическое участие

Политическое участие— действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Формы политического участия

  • опосредованное (представительное) и непосредственное (прямое)

      • Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

      • Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на её решения в пользу группы лиц.

Лоббизм – это вид деятельности, заключающийся в воздействии со стороны физических лиц и представителей негосударственных организаций на органы власти или органы местного самоуправления с целью добиться принятия (или непринятия) ими определённых решений. Лоббист при этом не состоит на службе в органе, который вправе принять (не принять) нужное решение.

      • Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных правовых актов и законов в органы власти.

      • Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на неё.

      • Выборы, референдумы (от лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Виды политического участия:

  • профессиональное;

  • участие «по совместительству»: человек достаточно активно участвует в политической жизни, но это не является его основным родом деятельности;

  • случайное (разовое) участие.

Основные типы политической активности

    • Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы

    • Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

    • Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

      • Абсентеизм (от лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Политическое лидерство

Политический лидер (от англ. leader – ведущий, руководитель) – это член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях.

Характерные черты политического лидера

    • Наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.

    • Политическая воля, готовность брать на себя ответственность.

    • Популярность, умение нравиться людям, завоёвывать их симпатии.

    • Острый ум и политическая интуиция.

    • Организаторский талант и ораторские способности.

Классификация типов политических лидеров

    • По способу утверждения на лидерском месте: формальные и неформальные.

По Максу Веберу (по способу легитимации власти):

  • традиционный;

  • рационально-легальный;

  • харизматический.

По Роберту Такеру (по тактике достижения поставленных целей):

  • лидер-реформатор;

  • лидер-революционер;

  • лидер-консерватор.

По Маргарет Херман (по имиджу, ролевому назначению):

  • лидер-знаменосец;

  • лидер-служитель;

  • лидер-торговец;

  • лидер-пожарный.

По стилю руководства:

  • авторитарный;

  • демократический;

  • либеральный;

  • невмешивающийся;

  • анархический.

Функции политических лидеров

    • Определяет цели развития и стратегию их достижения.

    • Руководит процессом выработки и принятия политических решений.

    • Сплачивает своих сторонников и привлекает (рекрутирует) новых.

    • Объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.

    • Выполняет роль арбитра при разрешении противоречий.

    • Осуществляет коммуникацию (связь) между властью и массами.

    • Информирует своих сторонников, население страны о предполагаемых действиях и ожидаемых последствиях.

Избирательная система

Избирательная система – особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

Компоненты избирательной системы:

    • избирательное право;

    • избирательный процесс.

Типы избирательных систем:

    • мажоритарная (абсолютного и относительного большинства);

    • пропорциональная;

    • смешанная;

    • представительного меньшинства.

Основные принципы демократического избирательного права:

    • всеобщее, равное, свободное избирательное право;

    • прямое избирательное право (косвенное – когда за кандидатов в представительные органы или на выборные должности голосуют не избиратели, а их представители, выборщики);

    • тайное голосование;

    • принцип состязательности: выборы проходят на альтернативной основе;

    • принцип гласности: общественный контроль за проведением;

    • принцип ограничения срока выборов: их нельзя переносить или откладывать без веских причин.

Избирательные процесс = Избирательная кампания – это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Стадии избирательного процесса в РФ

1. Назначение даты выборов.

      • Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы – Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Главы муниципалитетов назначают дату выборов представительного органа власти.

2. Образование избирательных округов и избирательных участков.

      • Избирательный округ – территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательный округ может быть общефедеральным (при выборах Президента РФ и депутатов Государственной думы по партийным спискам).

      • Избирательный участок – это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

3. Формирование избирательных комиссий.

      • Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризбирком) РФ избирательные комиссии субъектов РФ избирательные комиссии муниципальных образований окружные избирательные комиссии территориальные (районные, городские и др.) комиссии участковые комиссии.

      • Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ, которая помогает другим комиссиям, контролирует их, распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

4. Составление списков избирателей.

      • Все граждане избиратели заносятся в списки по участкам. Списки составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д.

      • Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность.

      • Правом выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы власти на различные должности пользуются граждане (включая самовыдвижение) и политические партии.

      • Согласно закону, партия должна насчитывать не менее 500 членов и иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ. Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

6. Проведение предвыборной агитации.

      • Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

      • Предвыборная программа (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона, выдвигаемая кандидатом на избрание или политической партией. Она представляет избирателю основные на правления по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах.

      • В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

      • Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

7. Голосование и установление результатов голосования.

      • Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать.

      • Бюллетени опускаются в урну для голосования.

      • После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

      • Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5 %), получают возможность быть представленными в Государственной думе.

По одномандатным округам выбранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов при любой явке избирателей.

На Президентских выборах победителем считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов в первом туре (при любой явке избирателей) или относительное большинство – во втором.

      • Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.

Финансирование выборов и отчётность о расходовании средств на эти цели.

    • Финансирование избирательной кампании осуществляется за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ).

    • Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия (избирательное объединение) для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд.

    • Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов.

    • Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

Решение заданий

1.

Установите соответствие между видами политических процессов и критериями для их классификации.

ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ

А) открытый

Б) внутриполитический

В) базовый

Г) частный

Д) теневой

1) масштаб

2) значимость для общества

3) публичность принятия решений

В таблице под каждой буквой напишите соответствующую цифру.

А

Б

В

Г

Д

2.

Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.

2) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.

3) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.

5) По способу легитимации власти различают рационально-легальный, традиционный и харизматический типы лидерства.

3.

Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе?

1) имущественный ценз

2) безальтернативность выборов

3) ценз гражданства

4) открытое голосование с информацией о кандидате

5) равенство голосов граждан

4.

Найдите в приведённом ниже списке признаки, характерные для пропорциональной избирательной системы.

1) предусмотрено голосование по одномандатным округам

2) граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей

3) возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов

4) голосование проводится по партийным спискам

5) победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

6) количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией

5.

Какие суждения об избирательной кампании являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Кандидатов для избрания в представительные органы власти на различные должности могут выдвигать только политические партии.

2) Избирательные округ – это территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо.

3) Выборы Президента РФ назначаются Государственной Думой, а выборы Государственной Думы – Президентом РФ.

4) Предвыборная агитация прекращается за двое суток до дня голосования.

5) Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

6.

В стране Z парламентские выборы проходят по мажоритарной избирательной системе. Какие признаки присущи этому типу избирательной системы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Устанавливается 5%-ный избирательный барьер для политических партий.

2) Допускается выдвижение независимых кандидатов.

3) Организаторами выборов являются лидеры политических партий.

4) Возможны два тура голосования.

5) Голосование проходит по спискам политических партий.

6) Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов.

Потренируйтесь в решении заданий 2 части ЕГЭ

Задания 21 – 24

Прочитайте текст, выполните задания.

Основания легитимной власти в государстве.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства (легитимности) и какие внешние средства служат ему опорой?

Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, – «традиционное» господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа.

Далее, авторитет внеобыденного личного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, – харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или – в области политического – избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь.

Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил – господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении.

В данном случае нас интересует прежде всего второй из них: господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной «харизме» «вождя». Ибо здесь коренится мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него.

…Вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах.

(М. Вебер)

21. Автор документа определяет сущность традиционного господства как авторитет «вечно вчерашнего». Приведите пояснение авторской мысли. Опираясь на знание курсов обществознания и истории, приведите три конкретных примера власти, основанной на традиционном господстве.

22. Найдите и выпишите из текста определение государства, сформулированное автором. Опираясь на знание курса, сформулируйте любое иное верное определение государства.

23. Какие три основания легитимности власти в государстве названы в тексте?

24. Автор обращает особое внимание на харизматический тип легитимной власти, характеризуя его как «призвание в его высшем выражении» и подчёркивая, что «вождизм как явление встречается во все исторические эпохи и во всех регионах». Опираясь на авторское понимание и знание курса, сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике (особых условиях) формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический процесс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом процессе.

Задание 26

Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растёт число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

Задание 27

В государстве Z существует многопартийная система и регулярно проводятся выборы в парламент. Какая дополнительная информация позволит определить тип избирательной системы (мажоритарная или пропорциональная), действующей в государстве Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

С 2016 года вводится смешанная система выборов депутатов Государственной Думы. Объясните, какие именно изменения произойдут. Назовите не менее двух причин, которые, на Ваш взгляд, привели к принятию решения об изменении избирательной системы.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое участие граждан». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательное право и избирательна система РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое лидерство». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

9

Избирательная кампания – это комплекс мероприятий (политических, организационных, информационно-пропагандистских и агитационных), который проводится с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами.

1. Назначение даты выборов. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, а выборы депутатов Государственной думы нового созыва – Президент РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Такой же порядок действует и в муниципальных образованиях. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

2. Выдвижение кандидатов. Политические партии, имеющие право принимать участие в выборах выдвигают список кандидатов в депутаты Государственной Думы. Президента РФ могут выдвигать как партии, так и сам кандидат при поддержке избирателей (проводится сбор подписей избирателей).

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
Статья 36. Поддержка выдвижения кандидата
1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, указанных в пункте 2 настоящей статьи) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.

3. Регистрация кандидатов. Центральная избирательная комиссия РФ принимает решение о регистрации кандидата или об отказе в регистрации. Если сбор подписей избирателей не проводился (исключением являются выборы Президента РФ), то в качестве подтверждения серьезности намерений кандидата может быть внесен избирательный залог в размере 15 % от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. Предельная сумма расходов избирательного фонда политической партии не должна превышать 700 миллионов рублей (согласно закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

4. Утверждение избирательных округов. Во время выборов Президента РФ (по мажоритарной системе) и выборов депутатов (по пропорциональной избирательной системе) территория страны становится единым избирательным округом, который делится на избирательные участки.

Во время проведения выборов парламента (по мажоритарной системе) и многомандатные округа также делятся на избирательные участки. Чтобы каждый избиратель имел возможность посетить избирательный участок, они функционируют в каждом квартале города. Кроме того, возможно проведение досрочного голосования для граждан, которые не могут посетить избирательный участок в день выборов.

5. Регистрация избирателей. Регистрация избирателей проводится по месту жительства. Перед проведением выборов также составляются списки голосующих, куда включаются все граждане РФ, обладающие в день выборов избирательным правом.

6. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация – это деятельность граждан в период избирательной кампании, направленная на привлечение избирателей к участию в выборах. 

Каждый кандидат стремится довести до избирателей информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.  

Агитационный период в РФ начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается за сутки до голосования.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» 
Статья 49. Предвыборная агитация
2. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.

Предвыборная агитация позволяет избирателям познакомиться с программой кандидатов и сделать обдуманный выбор.

7. Голосование. Избирательная комиссия через СМИ оповещает граждан о месте и времени проведения голосования. Избиратель получает бюллетень (документ, посредством которого гражданин выказывает свою волю, выбирая кандидата) для участия в голосовании, проходит в специально оборудованную кабину, где и осуществляет свой выбор (тайное голосование). Избиратель имеет право голосовать только за себя. Для граждан, не имеющих возможности проголосовать на участке, организуют посещение на дому с переносными урнами для голосования.

8. Определение результатов выборов. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов избирателей. Он проводится без перерыва и осуществляется открыто и гласно с оглашением результатов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе.

Итоги голосования публикуются избирательной комиссией.

Избирательная система — политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

Компоненты избирательной системы:

1) избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов.

  • в узком смысле слова — политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);
  • в широком смысле слова — избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу

2) избирательный процесс (избирательная процедура) — комплекс действий в процессе выборов:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • предвыборная агитация и финансирование выборов;
  • голосование и подведение итогов выборов.

3) процедура отзыва депутатов. 1

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов. 2

Типы избирательных систем:

Мажоритарная система — победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

  • Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).
  • Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников — «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).
  • Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция — на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).

Пропорциональная система — голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.

  • Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);
  • Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) — половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг.).

Избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

  • регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;
  • выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);
  • начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога;
  • представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;
  • образование избирательных участков;
  • начало предвыборной агитации;
  • решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;
  • собственно, сами выборы. 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Избирательные системы тест решу егэ
  • Избирательные системы тест в формате егэ
  • Избирательные системы подготовка к егэ презентация
  • Избирательные системы егэ обществознание теория
  • Избирательные системы егэ обществознание таблица

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии