Избирательная кампания в российской федерации егэ обществознание вся теория

право 1

План.

  • Понятие избирательной кампании и избирательной системы.
  • Компоненты избирательной системы.
  • Типы избирательных систем в РФ.
  • Мажоритарная избирательная система.
  • Пропорциональная избирательная система.
  • Смешанная избирательная система.
  • Принципы избирательного права в РФ.
  • Активное и пассивное право.
  • Избирательные округа. Понятие, виды.
  • Избирательные участки.

Избирательная система.

Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

 Компоненты избирательной системы:

  • избирательное право,
  • избирательный процесс,
  • процедура отзыва депутатов.

Из­бирательное право.

 Из­бирательное право – это подотрасль конституционного права, регулирующая право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.

 Избирательное право (в узком смысле) – это политическое право гражданина избирать.

Избирательное право бывает:

  • активное право — право избирать,
  • пассивное право – право быть избранным.

Избирательное право (в широком смысле слова) – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу, то есть совокупность правовых норм, которые регулируют порядок проведения выборов.

Избирательный процесс.

Избирательный процесс (избирательная процедура)комплекс действий в процессе выборов.

Стадии избирательного процесса:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • предвыборная агитация и финансирование выборов;
  • голосование;
  • установление итогов голосования;
  • определение результатов выборов, их официальное опубликование.

 Избирательная кампания (фр. саmpagne — поход) — система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

ИНФОРМАЦИЯ.

В России право избирать имеют граждане с 18 лет;

право быть избранным в представительный орган – с 21 года, главой администрации субъекта РФ – по достижении 30 лет,

а Президентом страны – с 35 лет.

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 и 5 лет соответственно.

На основании Конституции России Президент не может быть избран более чем на два срока.

Принципы российского избирательного права.

Голосование в РФ:

  • равное – один человек имеет один голос;
  • всеобщее – принимают участие все старше 18 лет, без цензов. Не имеют права избирать психически больные люди и осуждённые.
  • тайное – каждый имеет право не говорить, за кого голосовал, поэтому отметки в бюллетенях делают в специальных кабинах
  • непосредственное – каждый должен проголосовать лично, не допускается голосование за кого-то даже по доверенности. В день голосования людям, не имеющим физической возможности прийти в пункты голосования, предоставляют возможность проголосовать на дому.

Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов.

Избирательная система.

Избирательная система – это набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.

Типы избирательных систем:

  • мажоритарная;
  • пропорциональная;
  • мажоритарно-пропорциональная (смешанная).

Мажоритарная избирательная система.   

Мажоритарная (от франц. majorite – большинство) избирательная система – это система

    Признаки мажоритарной системы:

  • избранным считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов (абсолютное или относительное);
  • голосование проходит «за» конкретных кандидатов в одномандатных или многомандатных округах.

Виды мажоритарной системы:

1) система абсолютного большинства (победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 один голос);
2) система относительного большинства (победителем считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов);
3) система квалифицированного большинства (т.е. заранее установленного большинства, обычно 2/3, 3/4).

Плюсы и минусы мажоритарной системы.

Плюсы:

  • избиратели знают, за кого конкретно они голосуют;
  • есть возможность заранее внимательно изучить предвыборную программу конкретного кандидата.

Минусы:

  • часто проводится второй тур выборов, если в первом никто не набрал абсолютного большинства голосов; новый тур выборов – это дополнительные большие финансовые расходы.

Пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная избирательная система – система формирования выборных органов через партийное представительство.

Признаки пропорциональной избирательной системы:

  • депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер (сейчас в РФ он равен 5 %)
  • избирают не конкретного человека, а партию, поэтому часто такой вид избирательной системы называют «по партийным спискам».

 Плюсы и минусы пропорциональной системы.

Плюсы:

  • более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе;
  • один тур выборов.

Минусы:

  • обезличенность партийных списков, избиратель не знает, кто конкретно от партии войдёт в парламент;
  • невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий).

 Смешанная избирательная система.

Смешанная избирательная система – это сочетание первых двух: часть кандидатов избирается по мажоритарной системе, часть по пропорциональной.

В современной РФ в Государственную Думу 225 кандидатов избираются по мажоритарной системе, 225- по пропорциональной.

Плюсы и минусы смешанной системы.

 Плюсы:

  • при использовании смешанной системы происходит нивелирование недостатков и достоинств мажоритарной и пропорциональной систем;
  • создаёт баланс междупропорциональной и мажоритарной системам;
  • обеспечение партийного представительства и представительство территорий; сам избиратель имеет неоспоримое право голосовать как за определенного кандидата, так и за партийный список;
  • сохраняется тесная связь между избирателями и избранными депутатами;
  • беспартийные граждане могут объявляться самовыдвиженцами благодаря данной системе и принимать полноценное участие в выборах.

Минусы:

  • может способствовать раздроблению партийной темы;
  • сохраняет те же недостатки, что есть у мажоритарной ипропорциональной системах.

Избирательный округ.

Избирательный округ — территория, от которой выбираются кандидаты.

Виды избирательных округов в РФ:

  • единый избирательный округ— избирательный округ, включающий в себя всю территорию, от которой избирается должностное лицо либо на которой проводятся выборы в представительный орган по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов; по всей стране – единый бюллетень.
  • многомандатный избирательный округ— избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально;
  • одномандатный избирательный округ— избирательный округ, от которого избирается один депутат, при этом голосование может быть организовано по мажоритарной избирательной системе относительного большинства или абсолютного большинства.

Избирательный участок.

Избирательный участок — территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов для проведения голосования и подсчёта голосов.

В соответствии с российским избирательным законодательством избирательные участки образуются главами местных администраций по согласованию с избирательными комиссиями не позднее чем за 45 дней до дня голосования, из расчёта не более чем 3000 избирателей на один участок, при этом границы избирательного участка не должны пересекать границы более крупной территориальной единицы — избирательного округа.

Особые случаи образования избирательных участков.

Избирательное законодательство также допускает образование избирательных участков:

  • за пределами территории России — руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений;
  • в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания) — главой местной администрации по согласованию с вышестоящей комиссией;
  • в труднодоступных и отдалённых местностях — вышестоящей комиссией по согласованию с руководителем расположенного там объекта;
  • на судах, находящихся в день голосования в плавании — вышестоящей комиссией по согласованию с судовладельцем или капитаном судна;
  • на полярных станциях — вышестоящей комиссией по согласованию с начальником полярной станции;
  • в воинских частях — командирами воинских частей.

Материал подготовила Мельникова Вера Александровна.

Избирательная кампания – это комплекс мероприятий (политических, организационных, информационно-пропагандистских и агитационных), который проводится с целью ознакомления избирателей с кандидатами, партиями и их политическими программами.

1. Назначение даты выборов. Так, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, а выборы депутатов Государственной думы нового созыва – Президент РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Такой же порядок действует и в муниципальных образованиях. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

2. Выдвижение кандидатов. Политические партии, имеющие право принимать участие в выборах выдвигают список кандидатов в депутаты Государственной Думы. Президента РФ могут выдвигать как партии, так и сам кандидат при поддержке избирателей (проводится сбор подписей избирателей).

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
Статья 36. Поддержка выдвижения кандидата
1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, указанных в пункте 2 настоящей статьи) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.

3. Регистрация кандидатов. Центральная избирательная комиссия РФ принимает решение о регистрации кандидата или об отказе в регистрации. Если сбор подписей избирателей не проводился (исключением являются выборы Президента РФ), то в качестве подтверждения серьезности намерений кандидата может быть внесен избирательный залог в размере 15 % от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. Предельная сумма расходов избирательного фонда политической партии не должна превышать 700 миллионов рублей (согласно закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

4. Утверждение избирательных округов. Во время выборов Президента РФ (по мажоритарной системе) и выборов депутатов (по пропорциональной избирательной системе) территория страны становится единым избирательным округом, который делится на избирательные участки.

Во время проведения выборов парламента (по мажоритарной системе) и многомандатные округа также делятся на избирательные участки. Чтобы каждый избиратель имел возможность посетить избирательный участок, они функционируют в каждом квартале города. Кроме того, возможно проведение досрочного голосования для граждан, которые не могут посетить избирательный участок в день выборов.

5. Регистрация избирателей. Регистрация избирателей проводится по месту жительства. Перед проведением выборов также составляются списки голосующих, куда включаются все граждане РФ, обладающие в день выборов избирательным правом.

6. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация – это деятельность граждан в период избирательной кампании, направленная на привлечение избирателей к участию в выборах. 

Каждый кандидат стремится довести до избирателей информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.  

Агитационный период в РФ начинается со дня выдвижения кандидатов и прекращается за сутки до голосования.

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» 
Статья 49. Предвыборная агитация
2. Предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.

Предвыборная агитация позволяет избирателям познакомиться с программой кандидатов и сделать обдуманный выбор.

7. Голосование. Избирательная комиссия через СМИ оповещает граждан о месте и времени проведения голосования. Избиратель получает бюллетень (документ, посредством которого гражданин выказывает свою волю, выбирая кандидата) для участия в голосовании, проходит в специально оборудованную кабину, где и осуществляет свой выбор (тайное голосование). Избиратель имеет право голосовать только за себя. Для граждан, не имеющих возможности проголосовать на участке, организуют посещение на дому с переносными урнами для голосования.

8. Определение результатов выборов. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов избирателей. Он проводится без перерыва и осуществляется открыто и гласно с оглашением результатов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе.

Итоги голосования публикуются избирательной комиссией.

  • Назначение даты выборов

Началом официальной избирательной кампании является назначение даты выборов. В законах определено, что выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации, а выборы Государственной Думы — Президентом РФ. В субъектах Российской Федерации дату выборов законодательного органа власти назначает глава субъекта. Аналогичный порядок действует и в муниципальных образованиях. Здесь главы муниципалитетов (высшие должностные лица) назначают дату выборов представительного органа власти.

  • Образование избирательных округов и избирательных участков

Избирательные округа — территория, от которой непосредственно гражданами избирается депутат (депутаты) или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Избирательные округа могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один депутат). Выборы Президента РФ, равно как и выборы депутатов Государственной Думы (согласно закону от 2005 г.), осуществляются по единому избирательному округу, которым является вся территория страны. Этот единый избирательный округ получил название федерального округа.

Избирательный участок — это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчёта голосов.

Участки создаются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки должны включать не более 3 тыс. избирателей. В местах временного пребывания избирателей (в больницах, санаториях и пр.), в труднодоступных районах, на судах, находящихся в плавании, могут образовываться небольшие избирательные участки. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Однако в некоторых воинских частях, согласно закону, могут создаваться и отдельные участки. Каждому избирательному участку присваивается определённый номер.

  • Формирование избирательных комиссий

Подготовку и проведение выборов в России призваны осуществлять избирательные комиссии:

Центральная избирательная комиссия (ЦИК, Центризберком) РФ

избирательные комиссии субъектов РФ

территориальные (районные, городские и др.) комиссии

избирательные комиссии муниципальных образований

участковые избирательные комиссии

Они формируются в основном органами государственной власти или местного самоуправления, но действуют независимо и самостоятельно от этих органов при их активной поддержке. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто под руководством ЦИК РФ. Она назначается сроком на пять лет и включает 15 членов. ЦИК: помогает другим комиссиям, контролирует их; распределяет выделенные государством для выборов финансовые средства, а также эфирное время между соперниками на федеральных выборах.

  • Составление списков избирателей

Все граждане-избиратели заносятся в списки по участкам, которые составляются избирательными комиссиями на основании данных, представляемых главой муниципального образования, командиром воинской части и т. д. Эти сведения направляются в участковые избирательные комиссии, проверяются и уточняются, после чего представляются для публичного ознакомления. Каждый гражданин может быть включён только в один список избирателей.

  • Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность

Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы обладают политические партии, имеющие право участвовать в выборах. Допустимо самовыдвижение граждан, если это разрешено законом субъекта РФ.

Партии выдвигают кандидатов (списки кандидатов) на своих съездах и конференциях.

  • Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — это деятельность, имеющая целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию за тех или иных кандидатов, те или иные списки кандидатов или против них.

Кандидат, политическая партия выдвигают свою предвыборную программу (обещания) — совокупность положений, направленных на решение важных проблем страны, региона и др. Она даёт представление избирателю о том, в каком русле будет осуществляться работа по улучшению его жизни в случае победы кандидата, партии на выборах. Каждый стремится довести до избирателей положительную информацию о себе, своей программе и её преимуществах по сравнению с другими, ответить на критику со стороны своих оппонентов. Проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции и т. д. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные материалы.

При проведении агитации всем кандидатам, политическим партиям должны быть обеспечены равные условия. С этой целью им предоставляется одинаковый объём бесплатного эфирного времени на каналах радио и телевидения, а также одинаковый объём печатной площади в периодических изданиях.

Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования.

  • Голосование и установление результатов голосования

Избиратель в день голосования приходит на избирательный участок, получает избирательный бюллетень и отмечает в нём тех, кого желает избрать. Бюллетени опускаются в урну для голосования. После завершения времени, отведённого на голосование, участковая избирательная комиссия под контролем наблюдателей распечатывает урны и производит подсчёт голосов.

Результаты выборов определяются в зависимости от избирательной системы: при пропорциональной системе выборов партии, прошедшие заградительный барьер (5%), получают возможность сформировать фракции в Государственной Думе. Итоги голосования официально публикуются соответствующей избирательной комиссией, в масштабе России — Центризбиркомом РФ. Избранные депутаты регистрируются и им выдаются удостоверения.

  • Финансирование выборов и представление отчётов о расходовании средств на эти цели

Подготовка и проведение выборов финансируются за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). Кроме этого, каждый кандидат, политическая партия для проведения избирательной кампании создают свой избирательный фонд. Таким образом, в России установлено как государственное финансирование выборов, так и использование средств из негосударственных источников. Государственные средства делятся на две части. Одна используется избирательными комиссиями непосредственно или по их указаниям. Другая может передаваться партиям и кандидатам в их избирательные фонды. Избирательный фонд формируется: из собственных средств кандидата, политической партии; из средств, выделенных кандидату выдвинувшей его партией; из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.

Избирательные комиссии, кандидаты, партии обязаны вести учёт всех поступлений и расходов. Закон устанавливает предельную сумму фонда, которую можно израсходовать кандидату или партии, в том числе при повторном голосовании.

Избирательная кампания в Российской Федерации. Обществознание ЕГЭ.

Избирательная кампания (предвыборная кампания) – это совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе.

Основные этапы избирательной кампании:

1.       Назначение выборов

2.       Выдвижение кандидатов (списков кандидатов)

3.       Регистрация кандидатов (списков кандидатов)

4.       Предвыборная агитация

5.       Голосование

6.       Определение результатов выборов

7.       Составление итоговых финансовых отчетов кандидатами, избирательными объединениями и избирательными комиссиями.

Избирательное право – это право избирать и быть избранным.

В РФ право стать избирателем наступает с 18 лет. Право быть избранным в представительный (законодательный) орган власти – с 21 года. Право избираться на должность главы субъекта – с 30 лет, президента – с 35 лет.

Активное избирательное право – это право избирать.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным.

Электорат – круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определенную партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.

Выборы — это процесс формирования органов власти путем открытого или тайного голосования.

Выборы в РФ должны быть свободными, альтернативными, прямыми, равными и проходить при тайном голосовании.

Выборные органы в РФ:

1. Президент

2. Государственная Дума, законодательные собрания субъектов РФ

3. Органы местного самоуправления

В выборах могут участвовать граждане РФ достигшие возраста 18 лет.

Не имеют права принимать участие в выборах недееспособные и заключенные.

Референдум — процесс голосования граждан по наиболее значимым вопросам общегосударственного характера.

Абсентеизм — нежелание граждан участвовать в выборах.

Избирательная система — это способ формирования органов власти и распределение мест в них после определения результатов голосования.

Типы избирательных систем:

1. Мажоритарная — победитель всегда один.

Победитель — кандидат набравший наибольшее количество голосов.

Выборы проходят по одномандатным избирательным округам (от каждого избирательного округа один кандида

Плюсы

Избиратель имеет возможность учитывать личные качества кандидата

Возможность участвовать в выборах любому независимому кандидату, не относящемуся ни к какой либо партии

Минусы

Представители одного органа власти могут иметь противоположные точки зрения, что затруднит принятие решений..

Приоритетом каждого кандидата, избранного от каждого округа будет решение проблем своего округа.т).

2. Пропорциональная — победителей несколько.

Депутатские мандаты распределяются среди тех, кто преодолел процентный барьер.

Выборы проходят по единому общенациональному округу.

Избиратели голосуют за списки кандидатов.

Мандат — документ, удостоверяющий определенные полномочия.

Плюсы

Позволяет создать представительство политических партий в соответствии их популярностью у избирателей.

Избиратели голосуют за политические программы, которые они разделяют.

Меньше вероятность попадания в парламент случайных лиц.

Минусы

Утрата связей кандидатов с избирателями или отдельными регионами

Чаще всего избиратель знает только лидера партии

Избирательный барьер не позволяет пройти новой или малочисленной партии

3. Консенсусная — избиратели голосуют за всех кандидатов, расставляя их по местам в иерархичном порядке.

4. Смешанная (мажоритарная и пропорциональная).

Поделиться материалом

Материалы

ЕГЭ 2022
ОГЭ 2022

Новости ЕГЭ
Новости ОГЭ
Новости вузов
Новости регионов
IT в образовании
Наука
Бизнес-образование
Культура
Каникулы
Издательства
Спорт
Обзоры и аналитика

Добавьте в закладки!

Нажмите Ctrl+D в своем браузере!

Нашли ошибку?

Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Помогите сайту!

Советы

Однообразная работа утомляет мозг! Чередуйте умственный труд с физическим, помогите своему мозгу работать активно.

  • Вконтакте
  • Telegram
  • Twitter
Наш telegram канал!
Официальный канал нашего сайта в Telegram.
Новости в сфере образования
Объяснение различных тем
Помощь в подготовке

Подписаться

Tweets by cknow_ru

опрос

Кто вы?

Ученик (если что это ссылка)

Учитель (это тоже ссылка)

Другое

4.10. Избирательная кампания в Российской Федерации

Избирательная система – совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.

Основные избирательные системы

* мажоритарная (Великобритания, Франция, США): основана на принципе большинства; от каждого избирательного округа избирается один депутат, победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (50 % + 1голос) и относительным (больше, чем у соперника);

* система пропорционального представительства: предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам;

* смешанная, пропорционально-мажоритарная (ФРГ): одна половина парламентариев избирается по мажоритарной системе в один тур (система относительного большинства), вторая – на основе пропорциональной системы по партийным спискам.

Принципы избирательного процесса: 1. свобода выборов предполагает отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов; 2. наличие выбора, альтернативных кандидатов; 3. состязательность выборов; 4. периодичность и регулярность выборов; 5. равенство возможностей политических партий и кандидатов.

Совокупность правовых норм, регулирующих указанные отношения, составляет самостоятельный правовой институт – избирательное право. В Российской Федерации основными источниками избирательного права являются Конституция, Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральные законы о выборах Президента, депутатов Государственной Думы и другие.

Выборы – особый вид юридической деятельности, в которой участвуют граждане, общественные объединения, избирательные комиссии, иные субъекты права. В Российской Федерации проводятся выборы: * Президента Российской Федерации, *депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, * в органы государственной власти субъектов Российской Федерации (избираются глава исполнительного органа и депутаты представительного органа государственной власти), * в органы местного самоуправления (глава муниципального образования и депутаты представительного органа местного самоуправления), * в иные государственные и муниципальные органы в случаях, когда избрание этих органов непосредственно гражданами предусмотрено законодательством.

Принципы избирательного права Российской Федерации

1. Принцип свободы выборов: а) свобода волеизъявления каждого избирателя – гражданин выражает свою волю абсолютно свободно, без какого-либо принуждения извне; б) свободные условия подготовки и проведения выборов, в частности, свобода предвыборной агитации, независимость избирательных комиссий от какого-либо незаконного вмешательства в их деятельность, эффективная система защиты избирательных прав граждан и т. д.

2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах: право гражданина избирать (активное избирательное право) и право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (пассивное избирательное право).

а) Всеобщее избирательное право. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией и законодательством, – быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Избирательный ценз – устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике известны различные виды избирательных цензов: возрастной, оседлости, языковой и т. д. (Президентом России может быть избран гражданин не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания – не моложе 21 года, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – не моложе 30 лет.) Избирательные права на выборах в органы местного самоуправления предоставляются гражданам иностранных государств, с которыми заключен соответствующий международный договор. Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

б) Равное избирательное право. Граждане Российской Федерации участвуют на равных основаниях (все избиратели имеют на выборах равное количество голосов и равные возможности для реализации пассивного избирательного права; гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке; каждый избиратель голосует лично; избирательный округ – многомандатный и одномандатный, – территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

в) Прямое избирательное право. Гражданин Российской Федерации голосует за кандидата непосредственно. Существуют прямые и косвенные (многостепенные) выборы, при которых граждане голосуют не за кандидатов, а за выборщиков, а те, в свою очередь, голосуют либо за вышестоящих выборщиков, либо за самих представителей.

г) Тайное голосование должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей и обеспечивается гарантиями: избирательные бюллетени заполняются избирателями в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц; заполненные бюллетени опускаются голосующим в избирательные ящики лично; при попытке нарушить тайну голосования член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования.

д) Добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

3. Принципы, обеспечивающие избирателям возможность реального выбора и контроля за соблюдением законности проведения выборов: а) гласность выборов; б) открытость и доступность выборов; в) альтернативность выборов.

4. Организационные принципы избирательного права

а) Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями (коллегиальные органы, формируемые в порядке и в срок, установленные законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов). В РФ действует четкая система избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии.

– Государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии;

– В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.

б) Территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по территориальным избирательным округам различных моделей, а голосование проводится на территориальных избирательных участках.

Основные стадии избирательного процесса (избирательный процесс – установленная законом система избирательных действий, осуществляемых в соответствии со специальной процедурой и в особые сроки).

1) Назначение выборов: выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания, депутатов Государственной Думы – Президент Российской Федерации; орган или должностное лицо, уполномоченные назначить выборы органов государственной власти субъекта Федерации либо органов местного самоуправления, определяется законом субъекта Федерации; срок выборов устанавливается соответствующим федеральным законом либо законом субъекта Федерации, при этом голосование может быть назначено только на календарный выходной (но не праздничный) день и решение о назначении выборов должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации.

2) Образование избирательных округов (за исключением случаев, когда в зависимости от уровня выборов вся территория Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования является единым избирательным округом). Схему образования избирательных округов (их границы, номера, центры, численность избирателей) определяет избирательная комиссия в соответствии с уровнем выборов не позднее, чем за 70 дней до дня голосования; соответствующий представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления утверждает схему образования избирательных округов не позднее, чем за 60 дней до дня голосования.

3) Образование избирательных участков. Образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями за 30 дней до дня голосования из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке; для граждан РФ, находящихся на территориях иностранных государств, избирательные участки образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений на территории страны их пребывания. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В местах временного пребывания граждан (больницах, санаториях, следственных изоляторах и т. д.) могут образовываться «закрытые» избирательные участки, где в голосовании принимают участие только избиратели, находящиеся в больнице, санатории, сизо и т. д. Военнослужащие, как правило, голосуют на общих избирательных участках. Однако в порядке исключения избирательные участки могут образовываться и в воинских частях. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее, чем за 25 дней до дня голосования.

4) Образование избирательных комиссий. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок ее полномочий – четыре года. В состав ЦИК входят 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом Российской Федерации. Основные полномочия ЦИК: 1) руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти; 2) контроль за соблюдением избирательных прав граждан; 3) распределение выделенных из федерального бюджета средств на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контроль их целевого использования; 4) оказание правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям; 5) рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принятие по ним мотивированных решений.

На постоянной основе, являясь юридическими лицами, действуют избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. Они формируются на паритетных началах законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. Срок полномочий этих комиссий устанавливается региональным законом, однако он не может быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а совместно с ЦИК осуществляют контроль за их соблюдением на подведомственной территории. Кроме того, 20 региональных избирательных комиссий обладают правом законодательной инициативы на соответствующей территории.

Территориальные избирательные комиссии организуют выборы на территории городов, районов и других административно-территориальных единиц. Они могут также действовать в качестве избирательных комиссий муниципальных образований.

Окружные избирательные комиссии отвечают за подготовку и проведение выборов в соответствующем избирательном округе. Срок полномочий окружных избирательных комиссий, как правило, равен сроку полномочий органа, подготовку и проведение выборов в который осуществляют указанные избирательные комиссии.

Участковые избирательные комиссии организуют голосование на соответствующем избирательном участке. Их формирование осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка, участка референдума. Через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются.

5) Составление списков избирателей на основе данных их регистрации (учета), которая осуществляется главой или уполномоченным должностным лицом муниципального образования, командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. В списки избирателей включаются лица, обладающие на день голосования активным избирательным правом, постоянно или преимущественно, а в случаях, предусмотренных законодательством, временно проживающие на территории соответствующего избирательного участка. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования запрещается.

6) Выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При проведении выборов по мажоритарной избирательной системе кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа, в порядке самовыдвижения, избирательными объединениями или блоками. При проведении выборов по пропорциональной избирательной системе – избирательными объединениями (политическая партия, политическая организация, политическое движение), которые должны быть в установленном законом порядке созданы и зарегистрированы на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, а его действующий устав зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования; избирательными блоками. Период выдвижения кандидатов должен составлять: не менее 45 дней – при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы; не менее 30 дней – при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации; не менее 20 дней – при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований.

7) Сбор подписей в поддержку кандидатов (списков кандидатов) – своеобразная форма предварительного отбора кандидатов. Количество подписей, которые должны быть собраны в поддержку кандидата (списка кандидатов), устанавливается соответствующим федеральным законом либо законом субъекта Федерации, но в пределах 2 процентов от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи не допускаются. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

8)  Регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется соответствующими избирательными комиссиями при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей, которые подлежат проверке. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Зарегистрированный кандидат обладает особым статусом: не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу; время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом; не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

9) Предвыборная агитация: граждане РФ, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него). Формы предвыборной агитации: 1) через средства массовой информации (выступления по радио, телевидению, в периодических печатных изданиях, участие в проводимых СМИ дискуссиях, круглых столах и т. д.); 2) путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); 3) выпуск и распространение агитационных печатных материалов; 4) иные установленные законом формы.

Не могут участвовать в предвыборной агитации члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата (списка кандидатов) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается публикация в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций, изготовивших и заказавших данные печатные материалы, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Распространение анонимных печатных материалов не допускается. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения и блоки, доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью.

10) Голосование: для проведения выборов избиратель получает избирательный бюллетень – документ строгой отчетности, который содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, основное место работы или службы, род занятий каждого зарегистрированного кандидата, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат; на лицевой стороне в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии; выдаются избирателям по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования. Основанием для организации такого голосования является заявление гражданина. Избирателю, который в день голосования будет отсутствовать по месту своего жительства, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно.

11) Подсчет голосов и определение итогов выборов начинается сразу после окончания времени голосования и проводится открыто, гласно, без перерыва до установления итогов голосования. Об итогах голосования участковая избирательная комиссия составляет протокол, копия которого выдается членам избирательной комиссии, наблюдателям, представителям средств массовой информации. После окончания подсчета голосов протоколы немедленно доставляются в вышестоящую избирательную комиссию.

Выборы признаются несостоявшимися, если: в выборах приняло участие меньшее число избирателей, чем это предусмотрено соответствующим избирательным законом; число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, меньше числа голосов, поданных против всех кандидатов; ни один из списков кандидатов не получил необходимого для участия в распределении мандатов количества голосов избирателей.

Выборы признаются недействительными, если: допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; выборы признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков; по решению суда.

12) Повторное голосование и повторные выборы не являются обязательными стадиями избирательного процесса. Повторное голосование проводится в случае, если ни один из зарегистрированных кандидатов не набрал по итогам основного голосования установленного законом количества голосов избирателей. В повторном голосовании, как правило, принимают участие два кандидата, набравшие по результатам первого голосования наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Временной интервал между первым и повторным голосованием обычно составляет от одной до трех недель.

13) Опубликование итогов голосования и результатов выборов. Общие данные о результатах выборов по избирательному округу направляются в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов. Официальное опубликование результатов выборов с указанием количества голосов, полученных каждым кандидатом (списком кандидатов) и поданных против всех кандидатов, осуществляется не позднее одного месяца со дня голосования. Официальное опубликование полных данных о результатах выборов (с указанием итогов голосования в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и т. д.) осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Избирательная система — политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

Компоненты избирательной системы:

1) избирательное право — комплекс правовых норм о порядке выборов.

  • в узком смысле слова — политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);
  • в широком смысле слова — избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу

2) избирательный процесс (избирательная процедура) — комплекс действий в процессе выборов:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • предвыборная агитация и финансирование выборов;
  • голосование и подведение итогов выборов.

3) процедура отзыва депутатов. 1

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов. 2

Типы избирательных систем:

Мажоритарная система — победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

  • Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).
  • Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников — «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).
  • Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция — на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором — относительного. Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).

Пропорциональная система — голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.

  • Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);
  • Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) — половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг.).

Избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

  • регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;
  • выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);
  • начало сбора подписей в поддержку кандидатов, либо предоставление залога;
  • представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;
  • образование избирательных участков;
  • начало предвыборной агитации;
  • решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;
  • собственно, сами выборы. 3

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Избаловать ударение егэ
  • Изба красна углами а печь пирогами сочинение
  • Иждивенец впечатляющий растереть избирать егэ
  • Ижгту расписание экзаменов 2021
  • Ижгту магистратура экзамены

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии